Когнитивная сфера личности — Блог Викиум
Для многих развитие человека остается чем-то неизведанным, поэтому точного ответа на вопрос, какого человека можно поистине считать умным, так до сих пор и не найдено. Чтобы разобраться в данном вопросе, следует прибегнуть к когнитивной сфере личности, которая кроет в себе следующие процессы:
- мнемические, к которым относится память, отвечающая за восприятие, воспроизведение и сохранение полученной информации;
- перцептивные, отвечающие за ощущения и восприятие информации из внешней среды;
- интеллектуальные, под которыми подразумевается воображение человека, а также его речь и мышление.
По мнению большинства психологов, основополагающими процессами являются память, внимание и воображение. Ниже вы сможете ознакомиться с характеристикой каждого процесса, и понять, за что они отвечают.
Память
Есть 4 вида памяти:
- эмоциональная;
- двигательная, отвечающая за движения;
- словесно-логическая, направленная на воспоминание различных мыслей;
- образная, которая в большей степени присуща творческим людям и отвечает за вкусовые, слуховые и прочие образы.
Память является основной в формировании интеллекта, к тому же, ее виды нельзя рассматривать отдельно друг от друга, так как они тесно взаимосвязаны.
Воображение
Благодаря воображению человек может представить то, чего на самом деле не существует. Именно при помощи воображения личность может представить конечный результат своих целей. Наличие воображения – важная особенность, помогающая человеку в жизни. Воображение бывает пассивное, когда речь идет о человеческих мечтах, и активное, когда личность представляет, что сделает для преображения окружающего мира.
Внимание
Под вниманием подразумевается возможность человека мысленно выделить нужную информацию. Внимание может быть произвольным, когда мы самостоятельно что-то пытаемся запомнить, и непроизвольным, когда все происходит без волевого усилия. К основным свойствам внимания можно отнести:
- сосредоточенность;
- устойчивость;
- распределение;
- объем;
- переключаемость.
Следует отметить, что абсолютно у каждого человека формируется когнитивная сфера личности, но в дальнейшем методика развития умений существенно отличается. Именно поэтому в психологии и затрудняются ответить на вопрос о сущности интеллекта. Однако стоит отметить, что человек с развитой когнитивной сферой способен:
- лучше воспринимать информацию;
- проводить «диагностику», отсеивая все лишнее и выбирая важные детали;
- удерживать сложные схемы в голове;
- делать правильные выводы.
Безусловно, познание нельзя назвать пассивным процессом, поэтому человеку необходимо научиться обращать внимание на важные вещи, понимать их структуру, а также перерабатывать информацию. Научиться это делать можно при помощи специальной диагностики, которая направлена на уровень развития когнитивной сферы личности. А развить память, внимание и мышление помогут тренажеры и курсы Викиум.
Когнитивная сфера — что это? Отвечаем на вопрос. Развитие когнитивной сферы
Психологи определяют когнитивную сферу как совокупность психических процессов, предназначенных для выполнения функции рационального познания. Этот термин был введен в 60-х годах прошлого века. Тогда на волне масштабного развития кибернетики и повсеместного увлечения этой наукой получило популярность сравнение человека со сложным биокомпьютером. С переменным успехом предпринимались попытки моделирования человеческих психологических процессов.
Когнитивная сфера – это то, что поддавалось моделированию. Сферу, с которой этот прием не сработал, назвали аффективной.
Понятие и суть познавательной сферы
Сегодня в психологической практике под словосочетанием «когнитивная сфера личности» специалисты понимают несколько психологических процессов, протекающих в согласии с логичной и осмысленной последовательностью, целью которой является переработка информации.
То есть о данной сфере речь может идти только в том случае, когда переработка данных характеризуется логикой и рациональностью.
Традиционно эту сферу связывают с памятью, вниманием, восприятием, пониманием, мышлением, принятием решений, действиями и воздействиями (однако только тогда, когда это касается познавательных процессов, а не развлечений или влечения). При определенном упрощении, можно утверждать, что когнитивная сфера – это совокупность компетентности и знаний, умений и навыков.
Более подробно о рациональных и эмоциональных механизмах восприятия
Когнитивная сфера – это своеобразный синоним рационального восприятия, которое проявляется в качестве критической, аналитической оценки.
Прямой противоположностью рационального типа познания становится интуиция, то есть чистое, живое впечатление. Любой термин становится более понятным, когда определение подкрепляется иллюстрациями: несмотря на то что мороженое вкусное и его очень хочется купить, человек не ест эти сладости на улице зимой, так как может заболеть. Вот этот вывод и является следствием рациональных размышлений.
Когда активируется рациональный механизм понимания, он задействует понятия и логику. В то время как эмоциональные, телесные и переживательные способы понимания подключают сопереживание, эмпатию и прочувствованность.
Поэтому, чтобы оказать рациональное влияние, используют различные методы убеждений и объяснений (обращаются к разуму и логике). Иррациональные способы применяют для внушения, эмоционального заражения, якорения и других приемов.
Взаимодействие и взаимозависимость двух сфер
Учитывая то, что каждая личность обладает целостностью, ее основные сферы (эмоциональная, когнитивная) выполняют свои специфические функции, дополняя друг друга.
В обыденной жизни большинство людей привыкает обходиться чувствами и наработанными привычками, они доверяют автоматизмам. Однако при необходимости активируется рациональное мышление с его логикой и понятиями.
Ученые до сих пор изучают развитие когнитивной, эмоциональной сферы и особенности их функционирования. Что касается рациональных способов познания, то в их классификации и описании наука продвинулась довольно далеко.
Аффективные процессы смоделировать крайне сложно из-за их непредсказуемости. К ним относят эмоции, сопутствующие чувственному отношению к жизни, взаимодействию с миром, с собой и обществом. Правда, существует ряд психических процессов, возникновение которых регулируется конкретными закономерностями. Тогда говорят об изучении когнитивной составляющей данных эмоций.
Когнитивная сфера человека: структура и значение
Благодаря наличию и правильному функционированию данной сферы, люди имеют возможность воспринимать, обрабатывать и запоминать информацию. Другими словами, когнитивная сфера – это механизм, позволяющий обучаться и применять усвоенные знания.
Он включает следующие составляющие:
- Память.
- Воображение.
- Внимание.
Далее будет приведено подробное описание указанных способностей, их виды и функции.
Характеристика и определение памяти
Памятью называют способность человека к сохранению и накапливанию информации об окружающем мире. Если бы этого механизма не было, людям постоянно приходилось бы воспринимать все события и явления так, будто они происходят впервые. Память позволяет снизить энергозатраты мозга на оценку постоянных или повторяющихся факторов, а также адаптироваться к обстоятельствам с минимальным стрессом.
Таким образом, память отвечает за то, что человек сохраняет, запоминает и затем, при необходимости, воспроизводит свой индивидуальный опыт.
Типы памяти
В зависимости от того, какие участки мозга и органы человеческого тела задействованы в процессе запоминания, различают:
- Двигательную память — автоматические движения. Она отвечает за выработку полезных навыков, которые используются достаточно часто. Цель этого механизма в том, чтобы повысить эффективность и ускорить двигательные процессы. Люди используют двигательную память для управления автомобилями, написания слов, игры на музыкальных инструментах и даже для ходьбы.
- Эмоциональный вид памяти – запоминание эмоциональных состояний, сопутствующих определенным ситуациям. Данный механизм предназначен дополнять другие виды памяти. Сохранение эмоций и реакций позволяют человеку стремиться к одним событиям и избегать других.
- Образную память, при которой происходит сохранение данных о зрительных, слуховых, вкусовых, обонятельных и других образах. Этот вид памяти считается профессиональным, так как интенсивность его развития зависит от деятельности человека.
- Словесно-логическую, объектом которой становятся мысли. Она осуществляется благодаря наличию слов.
- Произвольную и непроизвольную память. Их различие в том, что в ходе сохранения информации человек может понимать, зачем ему нужны эти сведения, или же запоминать их в случайном порядке.
- Кратковременную, оперативную и долговременную память. Первая обеспечивает сохранение информации буквально за доли секунд, вторая предоставляет доступ к промежуточным результатам в ходе решения текущих задач, а последняя представляет собой накопление данных на будущее.
Перечисленные виды памяти, как особенности когнитивной сферы, функционируют в тесной взаимосвязи друг с другом.
Воображение – истинно человеческая способность
Одним из важнейших отличий в деятельности человека и животного становится то, что люди проектируют (представляют) конечный результат своих действий до того, как что-либо предпринять. Это происходит благодаря такой способности, как воображение. Оно предоставляет людям возможность создавать образ предмета, которого нет в реальном мире, удерживать его, и даже более того, манипулировать им.
Развитие когнитивной сферы в целом и воображения в частности важно для генерирования решений в условиях отсутствия полной информации. Обладая способностью проектирования теоретических моделей, люди могут не только представить конечный результат действий, но и «увидеть» промежуточные продукты.
Основными параметрами, которые описывают воображение, считаются активность и действенность.
Зачастую оно выступает в качестве составного элемента творческой деятельности, то есть участвует в преобразовании окружающей действительности. Это активное воображение.
В противовес ему выделяют пассивный вид, который отличается нереальными или неосуществимыми проектами. К пассивному воображению прибегают люди, стремящиеся отвлечься от реальности. Они могут создавать образы и намечать программы поведения, которые никогда не смогут быть реализованы.
Непреднамеренное воображение активируется в момент ослабления контроля над сознанием (сны, галлюцинации).
Внимание и его разновидности
Характеристика когнитивной сферы была бы неполной без описания такого явления, как внимание. Оно сопровождает практически все виды человеческой деятельности: обеспечивает четкое и эффективное восприятие, память или мышление.
Основная задача внимания заключается в том, что оно отбирает и ограничивает действующие раздражители. Также оно обеспечивает сосредоточенность и концентрацию психической деятельности. Другими словами, помогает субъекту сосредоточиться на объекте.
Существует несколько видов внимания:
- Непроизвольное. Является самым простым и естественным, так как появляется без усилий со стороны человека.
- Произвольное. Требует проявления воли для концентрации на выбранной цели, а также вытеснения мешающих мыслей и побуждений.
- Послепроизвольное. Его особенность в том, что оно является следствием произвольного внимания, но поддерживается сознательно.
Как правило, послепроизвольный тип бывает вызван глубоким и устойчивым интересом к тому, что происходит и что будет получено в результате.
Как и различные виды памяти, типы внимания обычно крепко связаны между собой, они могут переходить и перетекать друг в друга.
[Динамика показателей когнитивной сферы и нейротрофических факторов в процессе бальнеотерапии дисциркуляторной энцефалопатии].
- DOI:10.17116/kurort2019960214
- ID корпуса: 155104471
@article{Vladimirskiy2019DynamicsOT, title={[Динамика показателей когнитивной сферы и нейротрофических факторов в процессе бальнеотерапии дисциркуляторной энцефалопатии].}, author={Евгений Владимирович Владимирский и Ю. В. Каракулова, С.В. Цепилов}, journal={Вопросы курортологии, физиотерапии, и лечебной физической культуры}, год = {2019}, объем = {96 2}, страницы={ 4-10 } }
- Владимирский Е. В., Каракулова Ю.В., Цепилов С.В.
- Опубликовано в 2019 г. тур
ФОН Важную роль в реабилитации больных с хроническими нарушениями мозгового кровообращения играют природные факторы, имеющие лечебное значение, поскольку известно, что они способствуют развитию компенсаторно-приспособительных процессов. Однако в соответствующих литературных публикациях практически отсутствуют сведения о влиянии бальнеотерапии на динамику показателей когнитивной сферы и нейротрофических факторов. ЦЕЛИ Цель…
Посмотреть в PubMed
doi.org
Немедикаментозное санаторно-курортное лечение психических расстройств
- Кузюкова А.В., Рачин А.П., Кончугова Т.В.
Медицина, психология 9 0021
Психиатрия
- 2022
представленная информация касается не только стрессогенных расстройств, традиционно относящихся к пограничной психиатрии, но и заболеваний более тяжелого регистра и когнитивных нарушений; в зависимости от этиологии и клиники психических заболеваний описанные методики могут быть применимы в качестве основных или дополнительных методов лечения.
[Опыт применения дивасы в лечении цереброваскулярной недостаточности].
- Чуканова Е.И., Боголепова А., Чуканова А.С.
Медицина, психология
Журнал неврологии и психиатрии имени С.С. Корсакова
- 2 015
Значительно уменьшились баллы астенической симптоматики, тревожности, нарушений сна и вегетативных расстройств что привело к улучшению качества жизни больных и продемонстрировано положительное влияние дивасы на состояние больных.
Доставка цилиарного нейротрофического фактора на основе клеток предотвращает нарушение синапсов и улучшает память в мышиных моделях болезни Альцгеймера дефицита и поощрять дополнительные исследования переноса генов ex vivo для профилактики и/или лечения AD.
Нейропротекторная генная терапия болезни Хантингтона с использованием клеточной линии BHK, инкапсулированной в полимер, сконструированной для секреции человеческого CNTF.
- A. Bachoud-Lévi, N. Déglon, P. Aebischer
Биология, медицина
Генная терапия человека подход генной терапии, описанный в этом протоколе, смягчит побочные эффекты, связанные с периферическим введением рекомбинантного hCNTF, и обеспечивают хорошо переносимую непрерывную интрацеребровентрикулярную доставку нейропротекторного фактора.
The FAB: Батарея фронтальной оценки у постели больного
- Б. Дюбуа, А. Слачевский, И. Литван, Б. Пиллон
Медицина, психология
Неврология
- 2000
Цилиарный нейротрофический фактор опосредует индуцированный дофаминовым рецептором D2 нейрогенез в ЦНС у взрослых мышей — заместительная терапия при других заболеваниях.
Подкорковая ишемическая сосудистая деменция
Ионофоры кальция могут индуцировать апоптоз или некроз в культуре нейронов коры
- B. Gwag, L. Canzoniero, D. Choi
Биология
Неврология
- 1999
Белок связанные с белками внеклеточного матрикса, делетированными у мышиного мутанта reeler
- G. D’Arcangelo, G. Miao, Shu-Cheng Chen, Holly D. Scares, J. Morgan, T. Curran
Биология
Природа
- 1995
Фенотип рилера, по-видимому, отражает недостаточность ранних событий, связанных с расслоением мозга, которое обычно контролируется рилином.
Монреальский когнитивный тест, MoCA: краткий инструмент скрининга легких когнитивных нарушений
- 2005
Физическое, социальное, эмоциональное и когнитивное развитие
Сферы развития подростков переплетены и находятся под сильным влиянием опыта и окружающей среды.
© Griffith University
Области развития подростков тесно переплетены и находятся под сильным влиянием опыта и окружающей среды.
Изменения в развитии, которые обычно происходят в подростковом возрасте, подробно описаны в общедоступной литературе. Важно отметить, что каждая область развития переплетается с другой — физическим, социальным, эмоциональным и когнитивным развитием — наряду с социокультурными и экологическими влияниями и опытом. Ниже приводится краткое изложение некоторых ключевых аспектов развития подросткового возраста и природы этих изменений.
Физическое развитие
В раннем подростковом возрасте тело претерпевает больше изменений, чем в любое другое время, за исключением периода от рождения до двухлетнего возраста. Темпы роста быстрые и неравномерные, с разными темпами и темпами изменений для каждого человека. Физические изменения включают увеличение роста, веса и размера внутренних органов, а также изменения в скелетной и мышечной системах.
Половая зрелость наступает в раннем подростковом возрасте, вызванная высвобождением гормонов, которые приводят к развитию первичных половых признаков (гениталий) и вторичных половых признаков (например, развитие молочных желез у девочек; растительность на лице у мальчиков). Повышенная выработка гормонов влияет на рост скелета, рост волос и изменения кожи.
Физические изменения видны всем и подчеркивают диапазон и скорость изменений. Это иногда приводит к тому, что подростки чувствуют себя более или менее зрелыми, чем другие. Всплески физического развития у девочек происходят примерно на два года раньше, чем у мальчиков.
Социальное развитие подростков часто описывается как процесс формирования чувства идентичности и определения роли и цели. Это внешнее ощущение себя. Образ тела является ключевым фактором в развитии чувства собственного достоинства и идентичности, особенно для девочек, а семья и все чаще сверстники играют важную роль, помогая и поддерживая подростка в достижении им взрослых ролей. Риск — естественная часть пути подростка. Социальное развитие и эмоциональное развитие тесно переплетаются, поскольку молодые люди ищут ощущение себя и своей личности.
Эмоциональное развитие
То, как человек думает и чувствует о себе и других, его внутренние мысли, является ключом к его эмоциональному развитию. Развитие и демонстрация индивидуальных эмоциональных качеств, таких как устойчивость, самооценка и навыки преодоления трудностей, усиливается в подростковом возрасте из-за происходящих быстрых изменений. Школы являются важными местами для социального и эмоционального обучения и разработали политику и программы, направленные на оздоровление учащихся, часто с упором на подход, основанный на сильных сторонах.
Когнитивное развитие
Познание – это процесс, включающий мышление, обоснование и восприятие. Физические изменения мозга, происходящие в подростковом возрасте, следуют типичным моделям когнитивного развития. Для них характерно развитие когнитивных функций более высокого уровня, которое соответствует изменениям в структуре и функциях мозга, особенно в области префронтальной коры.
Структурные и функциональные изменения мозга влияют на возможность увеличения памяти и обработки. Они также могут способствовать уязвимости, например склонность к риску и повышенная восприимчивость к психическим заболеваниям.
В последние годы данные нейровизуализации развития позволили лучше понять изменения, которые происходят в человеческом мозге в подростковом возрасте. Эти данные указывают на второе окно возможностей в развитии мозга. Подростковый возраст — это период чувствительности мозга, то есть время, когда пластичность мозга повышается. В это время есть возможность для обучения и когнитивного роста, поскольку мозг адаптируется по структуре и функциям в ответ на опыт.
На следующем этапе мы объединим ключевые аспекты развития подросткового возраста с обсуждением вашего собственного опыта.
Ваша задача
Прочитайте статью Кэски и Анфары «Характеристики развития подростков». 1
- Что из прочитанного в этой статье может изменить ваше отношение к подросткам в вашей сфере?
- Как вы будете действовать по-другому, учитывая последствия для практики?
Делитесь своими ответами в комментариях.