Когнитивное направление в психологии развития
Предпосылки развития когнитивного направления.
Теория морального развития Л. Колберга.
Теория развития умений К. Фишера.
Развитие как решение задач (Р. Кейз).
Теория планомерно-поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина.
Теория учебной деятельности Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова
7.1. Предпосылки развития когнитивного направления
Когнитивные теории развития ведут начало из философской теории познания. Пересекаясь с биологией, теория познания смыкается с решением задачи адаптации индивида к окружающей социальной и предметной среде. Основная цель этого направления — выяснить, в какой последовательности развертываются познавательные структуры, обеспечивающие адаптацию.
Немецкий ученый Э. Мейман предложил периодизацию психического развития, критерием в которой являются этапы интеллектуального развития:
Стадия фантастического синтеза (от рождения до 7 лет). Дети обобщают отдельные ощущения без системы и логики, поэтому получаемые ими понятия далеки от реальности.
Стадия анализа (7 – 12 лет). Ведущей становится не интеграция, а дифференциация, т.е. разложение общих понятий, знаний, которые ребенок пытается осознать, расчленив понятие на части и формируя адекватное представление об этих частях. На этой стадии возможно начало систематического обучения детей.
Стадия рассудочного синтеза (12 – 16 лет). Формируется операциональное мышление, появляется возможность интегрировать отельные понятия, которые усвоили на предыдущем этапе, и получать научные представления об этих частях.
Э. Клапаред выделил следующие этапы в психическом развитии:
От рождения до 2 лет – у детей преобладает интерес к внешней стороне вещей, а потому интеллектуальное развитие связано, главным образом, с развитием восприятия.
От 2 до 3 лет – у детей развивается речь, поэтому их познавательные интересы сконцентрированы на словах и их значениях.
От 3 до 7 лет – начинается собственно интеллектуальное развитие, т.е. развитие мышления, причем у детей преобладают общие умственные интересы.
От 7 до 12 лет – начинают проявляться индивидуальные особенности и склонности детей, т.к. их интеллектуальное развитие связано с формирование специальных интересов.
7.3. Теория морального развития л. Колберга
Л. Колберг критиковал Ж. Пиаже за преувеличенное внимание к интеллекту, в результате которого все остальные стороны развития (эмоционально-волевая сфера, личность) остаются как бы в стороне. Он поставил вопрос — какие познавательные схемы, структуры, правила описывают такие явления, как ложь (которая появляется у детей в определенном возрасте и имеет свои этапы развития), страх (также являющийся возрастным явлением), воровство (присуще каждому в детском возрасте).
В качестве критериев деления развития на этапы Л. Колберг берет 3 вида ориентации, образующих иерархию: 1) ориентацию на авторитеты,
Развивая выдвинутую Ж. Пиаже и поддержанную Л. С. Выготским идею, что развитие морального сознания ребенка идет параллельно его умственному развитию, Л. Колберг выделяет в нем несколько фаз, каждая из которых соответствует определенному уровню морального сознания (табл. 7-2).
1. Доморальному (предконвенциональному) уровню соответствуют: стадия 1 — ребенок слушается, чтобы избежать наказания, и стадия 2 — ребенок руководствуется эгоистическими соображениями взаимной выгоды — послушание в обмен на какие-то конкретные блага и поощрения.
2. Конвенциональной морали соответствуют: стадии 3 — модель «хорошего ребенка», движимого желанием одобрения со стороны значимых других и стыдом перед их осуждением, и стадия 4 — установка на поддержание установленного порядка социальной справедливости и фиксированных правил (хорошо то, что соответствует правилам).
3. Автономная мораль переносит моральное решение внутрь личности. Она открывается стадией 5А — человек осознает относительность и условность нравственных правил и требует их логического обоснования, усматривая таковое в идее полезности. Затем идет стадия 5В
В последних работах Л. Колберг ставит вопрос о существовании еще 7-й, высшей стадии, когда моральные ценности выводятся из более общих философских постулатов; однако этой стадии достигают, по его словам, лишь немногие.
Таблица 7-3. Стадии морального развития по Л. Колбергу
Логическая стадия | Моральная стадия |
Символическая, интуитивная мысль | Стадия 0 — хорошо то, чего я хочу и что мне нравится |
Конкретные операции, этап 1 | Стадия 1 — послушание из страха наказания |
Конкретные операции, этап 2 | Стадия 2 — наивный инструментальный релятивизм, гедонизм, обмен услугами |
Формальные операции, этап 1 | Стадия 3 — ориентация на менее значимых других, конформность (межличностная или групповая перспектива) |
Формальные операции, этап 2 | Стадия 4 — ориентация на поддержание установленных правил и формального порядка (общественная перспектива) |
Формальные операции, этап 3 | Стадия 5А — утилитаризм и представление о морали как продукте общественного договора (социальный контракт) Стадия 5В — ориентация на высший закон и собственную совесть Стадия 6 — ориентация на универсальный этический принцип |
Эмпирическая проверка теории Л. Колберга в США, Англии, Канаде, Мексике, Турции, Гондурасе, Индии, Кении, Новой Зеландии, на Тайване подтвердила ее кросскультурную валидность относительно универсальности первых трех стадий морального развития и инвариантности их последовательности. С высшими стадиями дело обстоит гораздо сложнее. Они зависят не столько от уровня индивидуального развития человека, сколько от степени социальной сложности общества, в котором он живет.
Усложнение и дифференциация общественных отношений является предпосылкой автономизации моральных суждений. Кроме того, стиль моральных суждений индивида неизбежно зависит от того, в чем данное общество видит источник нравственных предписаний — будет ли то Божья воля, общинное установление или просто логическое правило. Центр тяжести проблемы переносится, таким образом, с умственного развития индивида
Возрасты и взрослые уровни Л. Колберг не выделяет. Он считает, что развитие морали как у ребенка, так и у взрослого носит спонтанный характер, а потому никакая метрика здесь невозможна.
Тема 3. Культурно-историческое направление в возрастной психологии
Тема 3. Культурно-историческое направление в возрастной психологии
Методические указания
Отечественная психология, стоящая на материалистических позициях выдвигает свои идеи психического развития человека. Л.С. Выготский наиболее полно формулирует идеи психического развития ребенка в культурно-исторической концепции. С точки зрения отечественной психологии врожденные, наследственные механизмы, т.е. задатки, влияют на психическое развитие, но не определяют ни его содержания, ни его специфических черт. Среда также играет определенную роль в развитии психики ребенка, но только при условии, если он активно овладевает ею под руководством обучающих его взрослых.
Движущей силой развития психики, сознания ребенка является его собственная деятельность по овладению объективной действительностью, опосредованная его отношениями со взрослыми. С точки зрения отечественной психологии, основными факторами психического развития личности подрастающего человека являются познание, общение и труд (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин, Д.И. Фельдштейн и др.).
В процессе подготовки к занятию необходимо обратить внимание на проблему влияния обучения на развитие ребенка. Дать ответ на вопрос: «в чем принципиальное различие теорий Ж. Пиаже и Л.С. Выготского относительно когнитивного развития ребенка».
В отечественной психологии особое внимание уделяется возрастным кризисам, способствующим переходу ребенка из одной возрастной ступени на другую (Л.С. Выготский, М. И. Лисина, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин и др.). Готовясь к занятию, обратите внимание на содержание возрастных кризисов в зарубежной и отечественной психологии.
Особое внимание необходимо обратить на значение феномена «зоны ближайшего развития» и «зоны актуального развития» в культурно-исторической концепции Л.С. Выготского.
В отечественной возрастной психологии имеет место проблема периодизации психического развития ребенка. Разработаны концепции периодизаций психического развития, предложены периодизации Л.С. Выготским, Д.Б. Элькониным, А.В. Петровским, Л.И. Божович, М.И. Лисиной и др.
Вопросы и задания для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию 3
1. В чем сущность и значение учения Л.С. Выготского о возрасте для развития возрастной психологии?
2. Какова характеристика основных компонентов структуры возраста?
3. Представления А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина и Д.И. Фельдштейна о роли ведущей деятельности в развитии ребенка? Подробно изложите точку зрения каждого ученого.
4. В чем сущность возрастных кризисов по Л.С. Выготскому? Каковы различия в трактовке психологического содержания возрастных кризисов в зарубежной и отечественной психологии?
5. Какие ведущие принципы и положения отечественной возрастной психологии легли в основу концепции периодизации психического развития Д.Б. Эльконина? Каково значение этой концепции для раскрытия важнейших закономерностей психического развития ребенка?
6. Как понимал Л.С. Выготский роль среды в развитии высших психических функций?
7. В чем заключается теоретическое и практическое значение феномена «зоны ближайшего развития»?
8. Какова сущность и значение проблемы обучения и развития в отечественной психологии?
9. Каково принципиальное различие теорий Ж. Пиаже и Л.С. Выготского относительно когнитивного развития ребенка?
10. Используя тексты лекции, дополнительную литературу и раздел 8.2. «Основные понятия возрастной психологии», дайте определение следующим понятям:
- Психологический возраст
- Социальная ситуация развития.
- Ведущий тип деятельности.
- Центральное новообразование возраста.
- Возрастные кризисы.
- Поуровневое развитие личности.
- Интериоризация.
- Высшие психические функции.
- Присвоение общественного опыта.
- Стимул – средство.
- Сензитивный период.
- Системное строение сознания.
- Зона ближайшего развития.
11. Проведите аннотирование и конспектирование литературы по проблемам семинарского занятия(см. Хрестоматия по возрастной психологии / Сост. Л.А. Семчук, А.И. Янчий):
1. Ананьев Б.Г. Генетические и структурные взаимосвязи в развитии личности. ‑ С.14- 17.
2. Басов М.Я. Проблема развития человека. – С17-21.
3. Бехтерев В.М., Щелованов Н.М. К обоснованию генетической рефлексологии. — С.21-22.
4. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. ‑ С.22-27.
5. Запорожец А.В. Условия и движущие причины психического развития ребенка. ‑ С.39-40.
Список рекомендуемой литературы
- Венгер А.Л., Слободчиков В.И., Эльконин Д.Б. Проблемы детской психологии и научное творчество Д.Б. Эльконина // Хрестоматия по детской психологии. – М.: ИПП, 1996. – С.100-108.
- Выготский Л.С. Проблемы возраста // Хрестоматия по детской психологии. ‑ М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – С. 4 – 20.
- Гальперин П.Я. Проблема деятельности в советской психологии // Психология как объективная наука. – М.: ‑ Воронеж: 1999, МПСИ. – С. 249-271.
- Кризисы возрастные // Психология. Словарь под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990.
- Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка // Хрестоматия по детской психологии. – М.: ИПП, 1996. – С.20-27.
- Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: «Роспедагенство», 1996.
- Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. – М. – Воронеж: МПСИ, 1996.
- Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. – М. – Воронеж: МПСИ, 1997.
Когнитивное развитие: 2–6 лет
Дошкольники представляют собой замечательные примеры того, как дети играют активную роль в своем собственном когнитивном развитии, особенно в своих попытках понять, объяснить, организовать, манипулировать, конструировать и предсказывать. Маленькие дети также видят закономерности в объектах и событиях мира, а затем пытаются систематизировать эти закономерности, чтобы объяснить мир.В то же время дошкольники имеют когнитивные ограничения. Дети с трудом контролируют собственное внимание и функции памяти, путают поверхностную видимость с реальностью и сосредотачиваются на одном аспекте переживания за раз. В разных культурах маленькие дети склонны совершать одни и те же незрелые когнитивные ошибки.
Piaget назвал когнитивное развитие, происходящее в возрасте от 2 до 7 лет, предоперационной стадией . На этом этапе дети чаще используют язык и другие символы, подражают поведению взрослых и играют. Маленькие дети увлекаются словами — как хорошими, так и плохими словами. Дети также играют в придуманные игры: используют пустую коробку в качестве машины, играют в семью с братьями и сестрами и лелеют воображаемую дружбу.
Пиаже также описал предоперационную стадию с точки зрения того, что дети не могут делать. Пиаже использовал термин операционный для обозначения обратимых способностей, которые у детей еще не развились. Под обратимостью Пиаже имел в виду умственные или физические действия, которые могут совершаться взад-вперед, имея в виду, что они могут происходить более чем одним способом или направлением. Сложение (3 + 3 = 6) и вычитание (6 — 3 = 3) являются примерами обратимых действий. Дети на этом этапе, согласно Пиаже, используют магическое мышление, основанное на их собственных сенсорных и перцептивных способностях, и их легко ввести в заблуждение. Например, дети вовлекаются в магическое мышление, когда разговаривают со своими родителями по телефону, а затем просят подарок, ожидая, что он будет доставлен по телефону.
Пиаже считал, что познавательные способности дошкольников ограничены эгоцентризмом — неумением отличать свою точку зрения от точки зрения других. Способность к эгоцентризму проявляется на всех стадиях познавательного развития, но особенно ярко проявляется эгоцентризм в дошкольном возрасте. Маленькие дети в конце концов преодолевают эту раннюю форму эгоцентризма, когда узнают, что у других другие взгляды, чувства и желания. Тогда дети могут интерпретировать мотивы других и использовать эти интерпретации для взаимного — и, следовательно, более эффективного — общения с другими. Со временем дошкольники учатся регулировать высоту, тембр и скорость своего голоса, чтобы они соответствовали голосам слушателя. Поскольку взаимное общение требует усилий, а дошкольники все еще эгоцентричны, дети могут впадать в эгоцентрическую (не взаимную) речь во время фрустрации. Другими словами, дети (и взрослые) могут вернуться к более ранним поведенческим моделям, когда их когнитивные ресурсы находятся в стрессе и перегружены.
Пиаже указал, что маленькие дети не овладели классификацией , или умением группировать по признакам. Они также не освоили серийный порядок , или способность группироваться в соответствии с логической последовательностью. Хотя эти способности, возможно, присущи маленьким детям, они полностью реализуются позже.
Пиаже также считал, что маленькие дети не могут понять консервацию, или концепцию, согласно которой физические свойства остаются постоянными даже при изменении внешнего вида и формы. Маленькие дети плохо понимают, что одно и то же количество жидкости, налитое в емкости разной формы, остается одинаковым. Предоперационный ребенок скажет вам, что горсть пенни — это больше денег, чем одна пятидолларовая купюра. Согласно Пиаже, когда у детей развивается когнитивная способность к сохранению (около 7 лет), дети переходят к следующему этапу развития, к конкретным операциям.
Текущие исследования показывают, что дети не настолько внушаемы, оперативны, магичны или эгоцентричны, как предполагал Пиаже. Например, изучая использование детьми символов и репрезентативного мышления, исследователь Рене Байаржон обнаружила, что дошкольники уже в возрасте 2 1/2 способны использовать обратимое ментальное мышление. Исследование Байяржона включало следующий эксперимент: два объекта — большая красная подушка и миниатюрная красная подушка — были спрятаны в большой комнате и в миниатюрной копии комнаты соответственно; показано, где в миниатюрной комнате прячется миниатюрная подушка, ребенок находит соответствующую большую подушку в большой комнате. Байяржон предположил, что такие способности указывают на символическое мышление, при котором объекты представляют не только самих себя, но и другие объекты.
В отличие от теорий детского эгоцентризма Пиаже, аналогичные исследования показывают, что дети могут и действительно относятся к системе отсчета других. Например, было показано, что двух- и трехлетние дети изменяют свою речь, чтобы более четко общаться с младшими детьми. Исследователь Джон Флавелл предположил, что дошкольники проходят две стадии эмпатии , или обмена точками зрения. На первом уровне, примерно в возрасте от 2 до 3 лет, ребенок понимает, что у других есть собственный опыт. На втором уровне, в возрасте от 4 до 5 лет, ребенок интерпретирует опыт других, включая их мысли и чувства. Это изменение точки зрения свидетельствует о когнитивных изменениях: на первом уровне ребенок сосредотачивается на внешности; на втором уровне, на реальности, как они ее понимают. Следовательно, у маленьких детей развивается социальное познание, или понимание своего социального мира, каким бы незрелым это понимание ни было.
Типичные 5-летние дети интересуются тем, как работает их разум и разум других людей. Дети в конечном итоге формируют теорию разума, осознание и понимание состояний ума других и сопровождающих их действий. Затем дети могут предсказать, как другие будут думать и реагировать, особенно на основе их собственного опыта в мире.
Текущие исследования детей в возрасте от 2 до 5 лет ясно демонстрируют, что Пиаже ошибочно предполагал, что дооперациональные дети мыслят буквально. На самом деле, эти дети могут мыслить логически, проецировать себя на ситуации других и интерпретировать свое окружение. Таким образом, хотя когнитивные качества дооперациональной стадии Пиаже могут быть применимы к некоторым или даже многим детям, эти качества не применимы ко всем детям.
Память
Память — это способность кодировать, сохранять и вызывать информацию с течением времени. Дети должны научиться кодировать объекты, людей и места, а затем уметь вызывать их из долговременной памяти.
Маленькие дети не так хорошо помнят, как дети старшего возраста и взрослые. Кроме того, эти дети лучше справляются с заданиями на распознавание, чем на припоминание. Исследователи подозревают несколько возможных причин такого развития событий. Одно из объяснений состоит в том, что у дошкольников могут отсутствовать определенные аспекты развития мозга, необходимые для зрелых навыков памяти. Другое объяснение заключается в том, что дошкольники не имеют того же количества и видов опыта, на которые можно опереться, как взрослые, при обработке информации. Другая причина в том, что маленьким детям не хватает избирательное внимание, означает, что их легче отвлечь. Еще одно объяснение заключается в том, что у детей отсутствуют такие же качественные и количественные эффективные мнемонические стратегии, как у взрослых.
Тем не менее, дошкольники проявляют большой интерес к учебе. То, чего ребенку может не хватать в навыках, компенсируется инициативой. Детям присуще любопытство к миру, что побуждает их узнавать как можно больше и как можно быстрее. Некоторые маленькие дети могут расстраиваться, когда обучение не происходит так быстро или память не так эффективна, как дети старшего возраста. Когда учебные ситуации структурированы таким образом, чтобы дети могли добиться успеха, устанавливая разумно достижимые цели и предоставляя руководство и поддержку, дети могут быть исключительно зрелыми в своей способности обрабатывать информацию.
Язык
Языковые навыки также продолжают улучшаться в раннем детстве. Язык – это результат способности ребенка использовать символы. Таким образом, по мере того как их мозг развивается и приобретает способность к репрезентативному мышлению, дети также приобретают и совершенствуют языковые навыки.
Некоторые исследователи, например Роджер Браун, измеряли языковое развитие по среднему количеству слов в предложениях ребенка. Чем больше слов ребенок использует в предложениях, тем сложнее его языковое развитие. Браун предположил, что язык развивается поэтапно: высказывания, фразы с интонациями, простые предложения и сложные предложения. Базовый синтаксис, согласно Брауну, полностью не осознается примерно до 10 лет9.0003
Дошкольники учат много новых слов. Родители, братья и сестры, сверстники, учителя и средства массовой информации предоставляют дошкольникам возможность увеличить свой словарный запас. Следовательно, овладение языком происходит в социальном и культурном контексте. Однако агенты социализации предоставляют больше, чем просто слова и их значения. Эти агенты учат детей думать и действовать социально приемлемым образом. Дети узнают об обществе, когда они узнают о языке. Общественные ценности, нормы, обычаев (неформальные правила приемлемого поведения) и нравы (формальные правила приемлемого поведения) передаются тем, как родители и другие люди демонстрируют употребление слов.
Во всем мире и в Соединенных Штатах некоторые маленькие дети двуязычны, или могут говорить более чем на одном языке. Эти дети изучают два языка одновременно, как правило, в результате того, что они растут с двуязычными родителями, говорящими дома на обоих языках. Многие из этих двуязычных детей уже к 4 годам могут свободно говорить на обоих языках. Некоторые этнические дети учатся говорить на 9 языках.0005 диалект, или варианты языка, прежде чем они научатся говорить на стандартном английском языке. Сегодня бушуют дебаты о том, следует ли считать этнические диалекты равными по ценности традиционным языкам.
Например, некоторые преподаватели считают, что такие диалекты, как Ebonics (черный английский) и Spanglish (испанский английский), должны преподаваться в американских классах наряду с традиционным английским языком. По мнению этих педагогов, поощрение диалектов повышает самооценку ребенка, повышает его шансы понять материал в классе и поощряет мультикультурное разнообразие. Другие преподаватели, однако, обеспокоены тем, что Ebonics и Spanglish подвергают детей риску не овладеть стандартным английским языком, что, в свою очередь, ставит их в невыгодное положение при подготовке к колледжу и работе.
Техасский университет в Арлингтоне
Получите степень в одном из ведущих онлайн-учебных заведений Техаса. Если вы хотите продвинуться по карьерной лестнице, повысить свой профессионализм или осуществить свою мечту о получении степени, наши ускоренные 100% онлайн-программы разработаны с учетом вашего активного образа жизни.
Независимо от того, на каком этапе вашего образования вы находитесь, Техасский университет в Арлингтоне может помочь вам в достижении ваших целей. Наши ускоренные онлайн-программы (AO) включают несколько дат начала обучения и 100% онлайн-курсы, поэтому вы можете получить степень и открыть двери для новых карьерных возможностей всего за несколько месяцев.
Программы медсестер онлайн Узнать больше > Сертификаты медсестер онлайн Узнать больше > Б.С. в области общественного здравоохранения онлайн Узнать больше >
Программы медсестер онлайн Узнать больше >
Сертификаты медсестер онлайн Узнать больше >
Б.С. в области общественного здравоохранения онлайн Узнать больше >
Получите необходимые навыки клинического мышления и лидерства процветать в развивающейся отрасли здравоохранения. Эта аккредитованная CCNE программа имеет учебную программу, ориентированную на применение, которая способствует расширенному основанному на фактических данных клинические навыки.
Просмотр программыПрограммы бакалавриата, магистратуры и доктора сестринского дела, а также последипломная программа сертификации APRN в Колледже сестринского дела и инноваций в области здравоохранения Техасского университета в Арлингтоне аккредитованы Комиссией по университетскому сестринскому образованию.
Присоединяйтесь к нашему сообществу целеустремленных и опытных профессионалов и получите доступ к такому же уровню поддержки и сетевым возможностям, что и наши студенты на территории кампуса. UTA стремится к вашему успеху — с первого дня до выпуска и далее.
Конкурентоспособная цена с возможностью оплаты по мере прохождения курса
Несколько дат начала занятий + эффективное расписание курсов позволяют ускорить получение степени
Удобный, гибкий курс 100% онлайн, созданный с учетом вашего активного образа жизни
Узнать больше
Почему UTA является вашим выбором № 1
На основании количества учащихся и выпускников, AACN
Техасский университет в Арлингтоне получил статус докторского университета R-1 с очень высокой исследовательской активностью согласно Классификации учебных заведений Карнеги. высшего образования.
Техасский университет в Арлингтоне получил статус Texas Tier One, что означает превосходство в учебе и исследованиях.
Посмотрите, на что похожа жизнь студента и выпускника онлайн-программ UTA на получение степени и сестринского дела
«…Степень магистра помогла мне достичь того, что я есть».
Эшли Ходо, онлайн-выпускник UTA MSN
Запросить дополнительную информацию
Отправьте эту форму, и специалист по регистрации свяжется с вами, чтобы ответить на ваши вопросы.
Или позвоните по телефону 866-489-2810
Отправляя эту форму, я предоставляю свою цифровую подпись, соглашаясь с тем, что Техасский университет в Арлингтоне (UTA) может отправить мне электронное письмо или связаться со мной по поводу образовательных услуг по телефону и/или посредством текстового сообщения с использованием автоматизированной технологии или предварительно записанного сообщения по телефону. номера, указанные выше.