Когнитивное развитие дошкольника: Глава 1. Когнитивное развитие детей дошкольного возраста

Содержание

Глава 1. Когнитивное развитие детей дошкольного возраста

Когнитивное развитие — развитие всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логика. Теория когнитивного развития была разработана швейцарским философом и психологом Жаном Пиаже [18].

Когнитивное развитие – процесс формирования и развития когнитивной сферы, в частности – восприятия, внимания, воображения, памяти, речи, мышления [31].

      1. Развитие мышления у детей дошкольного возраста

Мышление — психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека. Это творческое преобразование их субъективных образов в сознании человека, их значения и смысла для разрешения реальных противоречий в обстоятельствах жизнедеятельности людей, для образования ее новых целей, открытия новых средств и планов их достижения, раскрывающих сущность объективных сил природы и общества.

Мышление — это целенаправленное использование, развитие и приращение знаний, возможное лишь в том случае, если оно направлено на разрешение противоречий, объективно присущих реальному предмету мысли. В генезе мышления важнейшую роль играет понимание людьми друг друга, средств и предметов их совместной деятельности [31].

Ж. Пиаже выделил несколько стадий развития интеллекта, но мы рассмотрим только интересующие стадию, связанную с дошкольным возрастом – это подпериод дооперациональных представлений (2—7 лет).

Ж. Пиаже пишет о том, что с развитием операционального мышления развивается большое количество видов деятельности, которые распределяются на два полюса: причинность и случай. Приблизительно с 3 лет ребенок задает себе и окружающим ряд вопросов, самые часто задаваемые из которых — «почему». По способу формулировки вопроса мы знаем, в какой форме и виде ребенок хочет получить ответ. Этими вопросами показывают нам, что ребенок ищет смысл определенных феноменов, которые вызывают необходимость объяснения.

Так же на этой стадии появляется анимизм: для ребенка является живым и сознательным всё то, что движется.[14]

Мысль ребенка постоянно руководима потребностью обоснования, во что бы то ни стало и именно. В этом предлогическом законе мы видим отсутствие идеи случая в детском мышлении. Эти факты Ж. Пиаже увидел в своих наблюдениях в опыте с пословицами: самые неожиданные заключения ребенком всегда обосновывались [18].

Способность к обоснованию является следствием синкретизма. Синкретизм вынуждает для каждого нового восприятия или для каждой новой идеи искать, во что бы то ни стало связь с тем, что ей непосредственно предшествует. Это связь, которая заставляет новое сочетаться со старым, такая связь непосредственна, и мы видим случаи обоснования, во что бы то ни стало.

«Синкретизм — это продукт детского эгоцентризма, ибо именно привычки мыслить эгоцентрически заставляют избегать анализа и удовлетворяться индивидуальными и произвольными схемами целого.

В связи с этим понятно, почему детские оправдания, вытекающие из синкретизма, имеют характер субъективных истолкований и даже подобны патологическим истолкованиям, представляющим возврат к примитивным способам мышления».[39, с.75]

Для детей в этом возрасте характерна центрация (сосредоточение) на одной, самой заметной особенности предмета, и пренебрежение в рассуждении остальными его признаками. Ребёнок обычно сосредоточивает внимание на состояниях вещи и не обращает внимание на преобразования (или, если всё же обратит, ему очень трудно понять их), которые переводят её из одного состояния в другое. [39]

Так же Ж. Пиаже пишет о необратимости мышления ребенка, что объясняет нам природу их трансдуктивного мышления. Трансдукция — это рассуждение, которое идет от специального к специальному, без обобщений и без логической обязательности. Детские рассуждения идут не от общего к единичному и не от единичного к общему, а от единичного к единичному и от специального к специальному. Каждому предмету соответствует специальное объяснение.[39]

Стадию до 7-8 лет Ж. Пиаже называет «стадией чистой трансдукции».

Исследования Пиаже показали, что дети, находящиеся на дооперациональной стадии, не обладают пониманием сохранения объема, массы, количества и числа, а также других физических свойств объектов; это частично объясняется необратимостью и центрацией [39].

Для когнитивного развития в социальной перспективе очень важно направляемое старшими детьми или взрослыми участие ребенка в играх и иной деятельности.

Е.А. Сокороумова так же отмечает, что мышление дошкольника развивается от наглядно-действенного, а затем, наглядно-образного к словесно-логическому, начинающему формироваться к концу дошкольного возраста. Словесно-логическое мышление предполагает умение оперировать словами и понимать логику рассуждений [45].

Итак, дооперациональное мышление малышей отличается от мышления других детей и взрослых; его характерными проявлениями являются анимизм, материализация и эгоцентризм. Среди ограничений дооперационального мышления можно назвать конкретность, необратимость, центрацию, незрелость представлений о времени, пространстве и причинно-следственных связях.

Несмотря своеобразную детскую логику, дош­кольники могут правильно рассуждать и решать довольно сложные задачи. Верные ответы от них можно получить при определенных условиях. Прежде всего ребенку нужно ус­петь запомнить саму задачу. Кроме того, условия задачи он должен представить себе, а для этого — понять их. Поэто­му важно так сформулировать задачу, чтобы она была по­нятна детям. Лучший способ добиться правильного решения – так организовать действия ребенка, чтобы он сделал соответ­ствующие выводы на основе собственного опыта.

В благоприятных условиях, когда дош­кольник решает понятную, интересную для него задачу и при этом наблюдает доступные его пониманию факты, он может логически правильно рассуждать.

В дошкольном возрасте в связи с интенсивным развити­ем речи осваиваются понятия.

Хотя они остаются на житей­ском уровне, содержание понятия начинает все больше со­ответствовать тому, что в это понятие вкладывает большин­ство взрослых. Дети начинают лучше использовать понятия, опериро­вать ими в уме.

К концу дошкольного возраста появляется тенденция к обобщению, установлению связей. Возникновение ее важ­но для дальнейшего развития интеллекта, несмотря на то что дети часто производят неправомерные обобщения, не­достаточно учитывая особенности предметов и явлений, ориентируясь на яркие внешние признаки [35].

      1. Развитие памяти у детей дошкольного возраста

Память — запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта. Физиологической основой П. является образование, сохранение и актуализация временных связей в мозге. Временные связи и их системы образуются при смежном во времени действии раздражителей на органы чувств и при наличии у индивида ориентировки, внимания, интереса к этим раздражителям [31].

З.М. Истомина пишет, что в старшем дошкольном возрасте (5 и 6 лет) совершается переход от непроизвольной памяти к начальным этапам произвольного запоминания и припоминания. При этом происходит дифференциация особого рода действий, соответствующих целям запомнить, припомнить, которые ставятся перед детьми. Активное выделение и осознание ребенком мнемических целей происходят при наличии соответствующих мотивов [19].

Е.А.Сорокоумова выделяет что, если у детей раннего дошкольного возраста доминирует зрительно-эмоциональная память (у музыкально одаренных детей неплохо развита и слуховая память), то у старших дошкольников появляются первые признаки смыслового запоминания [45].

По исследованиям, описанным И.М. Истоминой, это связано с тем, что процесс запоминания сформировывается к концу дошкольного возраста, т. е. в возрасте б—7 лет. Он характеризуется попытками образовать мысленные логические связи между запоминаемыми словами.

О наличии таких связей, прежде всего, говорит самый характер воспроизведения. Ребенок изменяет при воспроизведении порядок названных ему предметов, объединяет их по назначению. Первоначально способы запоминания, как и способы припоминания, являются очень примитивными, еще недостаточно специализированными. Ребенок берет их из тех действий, которыми он уже владеет. Это такие способы, как, например, повторение поручения вслед за взрослым или возвращение ребенка в процессе припоминания к уже воспроизведенным им звеньям.

Поиски ребенком способов, приемов запоминания и припоминания открывают перед воспитанием его произвольной памяти новую, очень важную возможность: обучения его тому, как нужно запоминать, припоминать. Начинает по-настоящему принимать указания, как нужно делать, и следует этим указаниям [19].

Дошкольное детство — возраст, наиболее бла­гоприятный для развития памяти. Как указывал Л.С. Вы­готский, память становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления. Ни до, ни после этого периода ребенок не запоминает с такой легкостью самый разнообразный материал. Однако память дошкольника имеет ряд специфических особенностей [8].

У младших дошкольников память непроизвольна, но уже к среднему школьному возрасту начинает формироваться произвольная память. Основной путь своего развития произвольная па­мять проходит на следующих возрастных этапах.

В дошкольном возрасте память включается в процесс формирования личности. Интенсивное развитие и включение памяти в процесс формирования личности определяет ее позицию домини­рующей в дошкольном возрасте функции. С развитием па­мяти связано появление устойчивых образных представле­ний, выводящих на новый уровень мышление.

Кроме того, сама появляющаяся в дошкольном возрас­те способность к рассуждению (ассоциациям, обобщениям и т.д., независимо от их правомерности) также связана с развитием памяти. Развитие памяти обусловливает новый уровень развития восприятия (подробнее об этом будет сказано ниже) и других психических функций [6].

К числу изменений памяти с возрастом относится, прежде всего, увеличение скорости заучивания и рост объема памяти. Но наиболее существенные перемены по мере развития ребенка происходят в качественных особенностях его памяти.

Существенным для характеристики памяти в детском возрасте является развитие ее осмысленности. Дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста в процессе запоминания опираются не на абстрактно-логические отношения между понятиями, служащие существенной опорой запоминания у взрослых, а на наглядно воспринимаемые связи явлений и предметов [31].

      1. Развитие внимания у детей дошкольного возраста

Внимание — процесс и состояние настройки субъекта на восприятие приоритетной информации и выполнение поставленных задач. Теоретически и операционально внимание характеризуется уровнем (интенсивностью, концентрацией), объемом, селективностью, скоростью переключения (перемещения), длительностью и устойчивостью [31].

В этом возрасте у дошкольников совершенствуется и внимание. У Младшего дошкольника преобладает непроизвольное внимание, вызываемое внешне привлекаемыми предметами, событиями и людьми, а у старшего дошкольника проявляется способность к произвольному сосредоточению внимания, особенно если оно регулируется речью [26].

С.Л. Рубенштейн отмечает, что у ребенка после 3 лет резко повышается уровень устойчивости внимания и показывает относительно высокий уровень к 6 годам, что является одним из показателей готовности ребенка к школе. Отвлеченность 2-4-летнего ребенка в 2-3 раза больше отвлекаемости 4-6-летнего [40].

      1. Развитие воображения у детей дошкольного возраста

Воображение — универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта. Воображение — это способ овладения человеком сферой возможного будущего, придающий его деятельности целеполагающий и проектный характер, благодаря чему он выделился из «царства» животных. Будучи психологической основой творчества, В. обеспечивает как историческое создание форм культуры, так и их освоение в онтогенезе [31].

В психологии воображение рассматривается в качестве отдельного психического процесса наряду с восприятием, памятью, вниманием и др. В последнее время все большее распространение получает понимание воображение как всеобщего свойства сознания. При этом акцентируется его ключевая функция в порождении и структурировании образа мира. В. детерминирует протекание конкретных познавательных, эмоциональных и др. процессов, конституируя их творческую природу, связанную с преобразованием предметов (в образном и смысловом плане), предвосхищением результатов соответствующих действий и построением общих схем последних. Это находит свое проявление в феноменах «эмоционального предвосхищения» (А. В. Запорожец [16]), «продуктивного восприятия» (В. П. Зинченко [17]), в генезе некоторых форм двигательной активности (Н. А. Бернштейн [4]) и т. д.

Воображение — это образное конструирование содержания понятия о предмете еще до того, как сложится само это понятие. Содержание будущей мысли фиксируется воображением в виде некоторой существенной, всеобщей тенденции развития целостного объекта. Осмыслить эту тенденцию как генетическую закономерность человек может только посредством мышления [31].

В дошкольном возрасте происходит быстрое развитие воображения от репродуктивного – в начале, к творческому и преобразующему в конце этого периода. Воображение складывается в игре и на первых порах неотделимо от восприятия предметов и игровых действий с ними. Формируясь в игре, воображение переходит и в другие виды деятельности дошкольника: в рисование, лепку, сочинение сказок и стихов [15].

Л.С. Выготский прямо указывает на возникновение воображения из самого существа игры, а не как следствия проявления особенностей поведения ребенка в ней [10].

О.М. Дьяченко, проанализировав индивидуальные особенности воображения детей, разделила их на два вида: «познавательное» и «эмоциональное».

«Основная задача «познавательного» воображения — это специфическое отражение закономерностей объективного мира, преодоление возникших противоречий в представлениях о действительности, достраивание и уточнение целостной картины мира». ( С его помощью ребенок может либо творчески овладевать схемами и смыслом человеческих действий (предметных, общения) либо, отталкиваясь от отдельных впечатлений действительности, строить целостный образ какого-либо события или явления). «Эмоциональное» воображение у ребенка возникает в ситуациях противоречия его образа «я» и реальности, в таких случаях оно вступает одним из механизмов построения образа «я». При этом с одной стороны, воображение может выполнять регулирующую функцию в процессе усвоения норм и смысла социального поведения [15]. С другой стороны, его можно рассматривать в качестве защитного механизма личности, функционирующего по двум основным путям: 1) через многократную вариативную репрезентацию травмирующих воздействий, в процессе которой могут находиться способы разрешения конфликтных ситуаций;

2) через создание воображаемой ситуации, снимающей напряжение от фрустрации [45].

      1. Развитие восприятия у детей дошкольного возраста

Восприятиеэто:

1. Субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов.

2. Сложный психофизиологический процесс формирования перцептивного образа. Иногда термином В. обозначается система действий, направленных на ознакомление с предметом, воздействующим на органы чувств, т. е. чувственно-исследовательская деятельность наблюдения [31].

В течение жизни человека восприятие проходит сложный путь развития. Особенно интенсивно развитие восприятия происходит в первые годы жизни ребенка. Изменение восприятия у детей дошкольного возраста происходит в связи с развитием различных видов деятельности детей (игровой, изобразительной, конструктивной и элементов трудовой и учебной). (словарь)

В дошкольном возрасте благодаря появле­нию опоры на прошлый опыт становится многоплановым. Помимо чисто перцептивной составляющей оно включает самые разнообразные связи воспринимаемого объекта с окружающими предметами и явлениями, с ко­торыми ребенок знаком по своему предшествующему опыту. Постепенно начинает развиваться апперцепция — влияние на восприятие собственного опыта. С возрастом роль ап­перцепции постоянно повышается. В зрелости разные люди в зависимости от своего жизненного опыта и связанных с ним личностных особенностей нередко совершенно по-разному воспринимают одни и те же вещи и явления.

В связи с появлением и развитием в дошкольном возрас­те апперцепции восприятие становится осмысленным, целе­направленным, анализирующим. В нем выделяются произ­вольные действия — наблюдение, рассматривание, поиск.

Появление в дошкольном возрасте устойчивых образных представлений приводит к дифференцированию перцеп­тивных и эмоциональных процессов. Эмоции ребенка ста­новятся связанными главным образом с его представлени­ями, вследствие чего восприятие утрачивает свой первона­чально аффективный характер [6].

Значительное влияние на развитие восприятия оказыва­ет в это время речь — то, что ребенок начинает активно использовать названия качеств, признаков, состояний раз­личных объектов и отношений между ними. Называя те или иные свойства предметов и явлений, он тем самым и выде­ляет для себя эти свойства; называя предметы, он отделяет их от других; определяя их состояния, связи или действия с ними, видит и понимает реальные отношения между ними.

Специально организованное восприятие способствует лучшему пониманию явлений. Например, ребенок адекватно понимает содержание картины, если взрослые дают соот­ветствующие пояснения, помогают рассмотреть детали в определенной последовательности или подбирают карти­ну с особой композицией, облегчающей ее восприятие. В то же время образное начало, очень сильное в этом возраст­ном периоде, часто мешает ребенку сделать правильные выводы относительно того, что он наблюдает. Вооб­ще у дошкольников восприятие и мышление настолько тесно связаны, что говорят о наглядно-образном мышлении, наиболее характерном для этого возраста [35].

      1. Развитие речи у детей дошкольного возраста

Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Речевое общение осуществляется по законам данного языка, который представляет собой систему фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения. Речь и язык составляют сложное диалектическое единство. Речь осуществляется по правилам языка, и вместе с тем под действием ряда факторов (требований общественной практики, развития науки, взаимных влияний языков и др.) она изменяет и совершенствует язык [31].

В дошкольном детстве в основном завершается дол­гий и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму. Как считают психологи, язык для ребенка становится дей­ствительно родным.

Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошколь­ники начинают осознавать особенности своего произно­шения. Но у них еще сохраняются и предшествующие спо­собы восприятия звуков, благодаря чему они узнают не­правильно произнесенные детские слова. Позже формиру­ются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков, ребенок перестает узнавать неверно сказанные слова, он и слышит, и говорит правильно. К кон­цу дошкольного возраста завершается процесс фонемати­ческого развития [36].

Интенсивно растет словарный состав речи. Как и на пре­дыдущем возрастном этапе, здесь велики индивидуальные различия: у одних детей словарный запас оказывается боль­ше, у других — меньше, что зависит от условий их жизни, от того, как и сколько с ними общаются близкие взрослые. При­ведем средние данные по В. Штерну: в 1,5 года ребенок ак­тивно использует примерно 100 слов, в 3 года — 1000—1100, в 6 лет — 2500-3000 слов [53].

Развивается грамматический строй речи. Детьми усваи­ваются тонкие закономерности морфологического поряд­ка (строение слова) и синтаксического (построение фра­зы). Ребенок 3—5 лет не просто активно овладевает речью — он творчески осваивает языковую действительность. Он верно улавливает значения «взрослых» слов, хотя и приме­няет их иногда своеобразно, чувствует связь между изме­нением слова, отдельных его частей и изменением его смыс­ла. Слова, создаваемые самим ребенком по законам грам­матики родного языка, всегда узнаваемы, иногда очень удачны и непременно — оригинальны. Эту детскую спо­собность к самостоятельному словообразованию часто на­зывают словотворчеством [45].

То, что ребенок усваивает грамматические формы язы­ка и приобретает большой активный словарь, позволяет ему в конце дошкольного возраста перейти к контекстной речи. Он может пересказать прочитанный рассказ или сказ­ку, описать картину, понятно для окружающих передать свои впечатления об увиденном. Это не означает, что его ситуативная речь совершенно исчезает. Она сохраняется, но в основном в разговорах на бытовые темы и рассказах о событиях, имеющих для ребенка яркую эмо­циональную окраску.

В дошкольном возрасте ребенок овладевает все­ми формами устной речи, присущими взрослым. У него появляются развернутые сообщения — монологи, рассказы. В них он передает другим не только новое, что он узнал, но и свои мысли по этому поводу, свои замыслы, впечат­ления, переживания. В общении со сверстниками развива­ется диалогическая речь, включающая указания, оценку, согласование игровых действий и т.п. Эгоцентрическая речь помогает ребенку планировать и регулировать его действия. В произносимых для самого себя монологах он констатиру­ет затруднения, с которыми столкнулся, создает план по­следующих действий, рассуждает о способах выполнения задачи [36].

Использование новых форм речи, переход к разверну­тым высказываниям обусловлены новыми задачами обще­ния, встающими перед ребенком в этот возрастной период. Полноценное общение с другими детьми достигается имен­но в это время, оно становится важным фактором развития речи. Продолжает развиваться, как известно, и общение со взрослыми, которых дети воспринимают как эрудитов, спо­собных объяснить все, что угодно, и рассказать обо всем на свете. Благодаря общению, названному М.И. Лисиной вне­ситуативно-познавательным, увеличивается словарный за­пас, усваиваются правильные грамматические конструкции. Но дело не только в этом. Усложняются, становятся содер­жательными диалоги, ребенок учится задавать вопросы на отвлеченные темы, попутно рассуждать — думать вслух [20].

В настоящей работе рассматривается возраст 6 – 7 лет – период, на который приходится окончание детского сада и, в ряде случаев, начало обучения в школе. Интересным этот возраст представляется в плане особенностей строения и функций мозга.

Формирование когнитивного развития у детей дошкольного возраста

Страница 1 из 4

Питеркина Юлия Сергеевна,
Нижнетагильский педагогический колледж №2,
социально-педагогический отдел,
заведующая,
г. Нижний Тагил

Формирование когнитивного развития у детей дошкольного возраста 

Усилившееся в последнее время внимание к проблемам становления речевой способности в онтогенезе вызвано интересом к речевой деятельности человека, природе человеческого мышления и закономерностям развития речи и мышления в их внутренней взаимосвязи.

С появлением когнитивной лингвистики и распространением взглядов на человека как обладающего особой когнитивной системой, служащей обработке и переработке информации, ее хранению и т.п., понимание того, как протекает умственное развитие ребенка, тоже изменилось. Первоначально, – считает Е.С.Кубрякова, – внимание сосредотачивалось на том, как формируются у ребенка ментальные репрезентации мира и в каком виде они существуют в его сознании, но постепенно под когнитивным развитием ребенка начинает пониматься более широкий круг явлений, связанных с овладением ребенком средствами и способами обращения с информацией, со становлением самой когнитивной системы со всеми такими ее составляющими, как восприятие, воображение, умение рассуждать и решать проблемы» [1,113]. Центральным становится вопрос о роли языка во всех этих процессах, о его врожденности или же приобретенности во время научения.

Овладение языком рассматривается исследователями как определяющий этап в развитии ребенка и становлении его как личности. Появление речи у детей, выраженное в форме первых однословных наименований, которыми ребенок овладевает в процессе своего знакомства с предметным миром, исследователи единодушно рассматривают как важнейшее событие в его психической жизни.

На усвоение ребенком родного языка влияет и речевая среда, определяющая объем и характер того, что называется инпутом. Под инпутом «понимают обычно всю в совокупности речевую продукцию взрослых, которую воспринимает или может воспринимать ребенок» [2,54].

Чтобы познать мир, нужно обозначение реалии. Дети дошкольного возраста используют ту или иную номинацию для называния какого-либо явления. Номинация связана, прежде всего, с понятийной формой мышления. Она обозначает как процесс создания, закрепления и распределения наименования за разными фрагментами действительности, так и значимую языковую единицу, образованную в процессе называния. Сложность проблемы определяется тем, что требуется выяснить, каким именно образом на основе самостоятельной переработки пестрого и крайне неоднородного речевого инпута ребенок оказывается в состоянии выстроить собственную индивидуальную языковую систему.

«ПерваяПредыдущая1234СледующаяПоследняя»


Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий

Как способствовать когнитивному развитию в дошкольном возрасте

Когнитивное развитие дошкольников сосредоточено на обработке информации, такой как принятие решений, внимание, память, языковые способности, обучение и навыки восприятия. Мозг вашего ребенка быстро развивается и требует много размышлений и исследований. Один из лучших способов способствовать когнитивному развитию ваших дошкольников — игра и познавательная деятельность.

Игра и когнитивное развитие в раннем детстве

Игра является не только жизненно важным компонентом когнитивного развития в раннем детстве, но и позволяет родителям взаимодействовать со своими детьми. Выстраивая нежные и любящие отношения со своим ребенком, вы закладываете основу и поддерживаете его развитие и обучение.

Играя, вы можете повысить когнитивные способности вашего дошкольника и поддержать его когнитивное развитие. Дети учатся на практике, конкретно, поэтому много игр и взаимодействия — лучшие методы обучения. Предложите ребенку использовать свое воображение и креативность для решения задач.

Пока дошкольники играют и используют свое воображение, они генерируют идеи. Они используют свои творческие способности, чтобы найти различные решения для решения проблемы. Чем больше ваш ребенок играет, тем больше он проверяет свои пределы, исследует проблемы и оттачивает свои навыки принятия решений. Благодаря социальному взаимодействию со взрослыми и сверстниками они начинают развивать свои языковые навыки.

Узнайте больше о когнитивном развитии у малышей, что такое когнитивное развитие? и что такое когнитивные навыки?

Как способствовать когнитивному развитию дошкольников

Как мы уже отмечали выше, дошкольники лучше всего учатся в игре, особенно в игре под руководством ребенка. Однако все виды игр, даже игры под руководством взрослых, полезны. Когда дети играют, они исследуют, думают, создают, экспериментируют, узнают, как все работает, и решают проблемы. На самом деле, детям нужно много неструктурированных игр, которые помогают обрести уверенность и устойчивость. Благодаря этому опыту и взаимодействию с другими они учатся делиться, сотрудничать, разрешать конфликты, вести переговоры и заводить друзей.

Советы по поощрению когнитивного развития ваших дошкольников

  • Учитывать ошибки . Маленькие дети обязаны делать ошибки; так они учатся. Естественно, мы хотим что-то исправить; однако жизненно важно дать им возможность совершать ошибки.
  • Отмечайте их успехи.
  • Поощряйте принятие решений , позволяя дошкольнику выбирать, например, «что он хочет есть», «что надеть» или «во что он хочет играть».
  • Engage и отлично проводят время, играя вместе.
  • Помогите им научиться дружбе, взаимопониманию и сочувствию , пригласив их поиграть с другими. Попробуйте эти простые социально-эмоциональные упражнения для дошкольников
  • Вдохновите их попробовать что-то новое или найти другие решения.
  • Пригласите вашего ребенка помочь с простыми делами. Маленькие дети этого возраста любят подражать взрослым и «помогать». Развивайте их самостоятельность и уверенность, привлекая их к выполнению соответствующих возрасту домашних дел.
    • Младшие дошкольники могут помочь со стиркой, сопоставив носки, рассортировав одежду по типу или цвету и убрав игрушки и кубики.
    • В то время как старшие дошкольники могут помогать на кухне, готовя простые закуски, помогая накрывать на стол, убирая посуду и поливая растения. Помните, что в этом возрасте вам нужно будет скорректировать свои ожидания и проявить гибкость. Это не о совершенстве.
  • Поддержите решение проблем , дав им время разобраться и не торопясь с решением.
  • Поговорите со своим дошкольником , чтобы улучшить его языковые навыки. Задавайте вопросы во время игры, например: «Что будет дальше?»
  • Используйте интересы вашего ребенка , чтобы способствовать его росту и развитию; например, если вы видите, что ваш дошкольник увлекается китами, найдите дополнительные ресурсы, такие как книги, поделки, игры или экскурсии (посетите аквариум), которые поддерживают этот интерес.

Основные этапы когнитивного развития дошкольников

По мере того, как ваш ребенок приближается к дошкольному возрасту (3-5 лет), его когнитивные способности развиваются дальше. Поначалу их концентрация внимания коротка, и они могут не решить головоломку или высидеть всю игру. Однако к тому времени, когда они пойдут в детский сад, они должны быть в состоянии решить головоломку, сыграть в полную игру и начать изучать тонкое искусство честной игры, проигрыша и победы.

Независимо от того, посещает ли ваш ребенок дошкольное учреждение или просто играет дома, во время подготовки к детскому саду улучшаются языковые навыки, улучшается общая моторика, развиваются социальные навыки и расширяется осведомленность об окружающем мире. Хотя они могут не до конца понимать разницу между реальным и притворным, они лучше приспособлены для наблюдения и анализа своего окружения.

Дети похожи на маленькие губки, и на этом этапе роста они постоянно учатся. Всегда наблюдаю, исследую и задаю вопросы. Ваш дошкольник, скорее всего, задаст много вопросов, особенно «Почему?» вопросы. Они могут начать задавать деликатные вопросы о смерти: «Откуда берутся дети?» или расстраивающие новости, которые они видят или слышат.

Хотите узнать, как будет развиваться когнитивное развитие дошкольников в ближайшие несколько лет?

Перед поступлением в детский сад вы можете ожидать, что они будут в состоянии:
  • Баланс на бревне или доске.
  • Учитывайте пол.
  • Поднимитесь по лестнице.
  • Понимать концепцию времени, такую ​​как «прошлое», «настоящее» и «будущее».
  • Сосчитай 10+ вещей.
  • Разрежьте бумагу ножницами.
  • Танцуй и пой песню.
  • Делайте сальто.
  • Нарисуйте человека с 4+ частями тела.
  • Одевайтесь и раздевайтесь сами.
  • Выскажите, что, по их мнению, произойдет дальше в истории.
  • Прыгайте, иначе они могут пропустить.
  • Ударь или брось мяч.
  • Знать предметы повседневного обихода, такие как деньги или еда.
  • Подружитесь.
  • Назовите 4+ цвета.
  • Переговоры о вещах, которые они хотят
  • Играйте в настольные игры.
  • Вспомнить части истории.
  • Назовите адрес и номер телефона.
  • Узнавать и писать свое имя.
  • Кататься на трехколесном велосипеде.
  • Бегать, прыгать или галопом.
  • Общайтесь и играйте с другими.
  • Качели на качелях.
  • Расскажите историю, используя свое воображение.
  • Идти по кругу или по прямой.
  • Пройдите вниз и вверх по лестнице.
  • Напишите или скопируйте цифры, буквы или фигуры.

    Познавательные занятия для дошкольников 

    Как родитель, вы можете помочь улучшить когнитивное обучение вашего ребенка, организовав веселые и игровые познавательные занятия. Никакой структурированной повестки дня или плана урока не требуется. Просто достаточно времени, чтобы играть в одиночку и с другими, расширяя свой опыт.

    Игры с идеями для развития когнитивных функций:

    ЗАГАДКИ

    Подходящие для возраста головоломки развивают концентрацию, память, навыки решения проблем и критического мышления. Кроме того, головоломки могут усилить сортировку по цвету, типу или форме. Выбор головоломки, концентрация на этом действии и его завершение помогают поддерживать когнитивный контроль.

    КАРТОЧНЫЕ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ИЛИ НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ

    Простые карточные, сопоставляющие или настольные игры, такие как «Старая дева», «Давай, лови рыбу», «Составная игра» или «Локи и лестницы», учат детей следовать указаниям, делитесь, по очереди и решать проблемы. По мере того, как ваш дошкольник будет осваивать эти игры, вы можете ввести больше игр со сложными стратегиями, например, шашки. Кроме того, когда ваш ребенок сталкивается с проблемой во время игры, это проверяет его суждения, рассуждения и способность находить решение.

    ДРУГИЕ ИГРЫ ДЛЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

    Когда вы отсутствовали, а настольные или карточные игры вам не подходят, попробуйте такие игры, как «Я шпион». Как насчет того, чтобы провести день в парке? Физические игры — прекрасный способ вовлечься. Попробуйте такие игры, как «Прятки», «Красный свет, зеленый свет» или «Саймон говорит». Если ваш дошкольник освоил «Саймон говорит», добавьте поворот и попросите его сделать противоположное тому, что «Саймон говорит».

    ИГРА В БЛОКИ

    Дошкольники, играющие в кубики, не только развлекаются, но и изучают естественные науки и математику. Дети, складывающие деревянные кубики или играющие с ними, начинают понимать, что они шире, короче, выше, выше, длиннее, тяжелее и т. д. По мере того, как дети продвигаются по этапам игры с кубиками, вы увидите, что их блочные конструкции становятся более детализированными и сложными.

    Найдите больше идей для игры с кубиками с помощью этих простых заданий с кубиками для малышей и дошкольников

    КОНСТРУКТИВНАЯ ИГРА

    Хотя конструктивная игра часто включает в себя кубики, конструктивная игра предполагает эксперименты с различными материалами и подходами к строительству. Дошкольники учатся планировать и оценивать свои действия методом проб и ошибок. Пробовать новые методы и модифицировать их при необходимости — это лучшее решение проблем. Узнайте, как творческая и конструктивная игра работает лучше всего, когда вы…

    ПЕНИЕ, РИФМИРОВАНИЕ И ИГРА ПАЛЬЦАМИ

    Простые песни, включающие рифмы и действия, помогают развивать когнитивные навыки; например, «Песня Азбуки» помогает им запомнить алфавит. «Я маленький чайник» или «Голова и плечи» помогают им научиться следовать указаниям. В некоторых песнях представлены числовые концепции, такие как «5 маленьких уток» или «5 обезьян, прыгающих на кровати».

    ЧТЕНИЕ

    Ежедневное чтение имеет решающее значение для когнитивного развития дошкольников. Воспитывайте любовь к книгам, заглянув в местную библиотеку или книжный магазин, чтобы найти детские сказки.

    ШУТКИ

    В этом возрасте у дошкольников начинает развиваться чувство юмора. Найдите книгу с анекдотами или заинтересуйте их, попросив их рассказать вам несколько анекдотов.

    ПОВЕСТВОВАНИЕ

    Поощряйте рассказывание историй, попеременно добавляя части к истории или прося их закончить начатую вами. Включите эти простые и эффективные языковые упражнения для дошкольников в свою повседневную игру.

    ГОТОВКА

    Пригласите дошкольника помочь вам на кухне. Они могут начать изучать полезные ингредиенты, измерять и следовать указаниям. Глядя на рецепт, они могут понять направление фото, развивая навыки чтения и языка. Начните с простых рецептов, таких как «Муравьи на бревне» или «Пицца с рогаликами».

    ЗАНЯТИЯ И ИГРЫ НА ВОЗДУХЕ

    Выход на улицу не только способствует развитию крупной моторики, но и развивает когнитивные навыки. Природа предоставляет потрясающую научную лабораторию для дошкольников. Отправляйтесь на прогулку, создайте поднос или заведите дневник природы. Ознакомьтесь с другими мероприятиями на свежем воздухе для детей.

    ЛАБИРИНТЫ И ПОЛОСЫ ПРЕПЯТСТВИЙ

    Вы можете построить полосу препятствий или лабиринт из простых предметов домашнего обихода. Возьмите моток малярного скотча и создайте лабиринт на полу (сначала проверьте), патио или подъездной дорожке, чтобы ваш дошкольник мог сориентироваться. Они могут управлять своими машинами, мячами или телами через лабиринт, используя свои когнитивные способности. Устройте полосу препятствий внутри или снаружи, используя столы, стулья, большие ящики или гигантские блоки.

    ВООБРАЖЕНИЕ ИЛИ РОЛЕВАЯ ИГРА

    Многих дошкольников естественным образом тянет воображать, что они играют. Это идеальный способ развивать свои творческие навыки и воображение. Скорее всего, вы обнаружите, что ваш ребенок притворяется кем-то воображаемым, например, пиратом, супергероем или принцессой. Однако они также могут разыгрывать знакомые роли, такие как покупка продуктов, уборка дома или поход к врачу.

    • Запрыгивайте и играйте, но пусть ваш ребенок идет впереди. Имейте в виду, что вам, возможно, придется приспособиться к творческому процессу вашего ребенка.
    • Воображаемая игра может быть простой или сложной в зависимости от вашего желания. Время от времени добавляйте основные реквизиты для переодевания, такие как старые шляпы, кошельки или обувь. Нужна корона, меч или волшебная палочка? Вовлеките детей и попробуйте сделать поделки из рулонов бумажных полотенец или плотной бумаги.
    • Постройте форт из гигантских блоков или накройте стол и стулья одеялом.
    • У дошкольника заканчиваются идеи? Не стесняйтесь предлагать новый сценарий притворной игры. Это может быть основано на реальных действиях, таких как покупки, уход за ребенком, животным или кем-то больным. Может быть, это включает в себя разыгрывание сказки, противостояние добра и зла или какую-то другую глупую идею. Узнайте больше о преимуществах игры с воображением и о том, почему это так важно.

     

    Таким образом, независимо от того, как вы взаимодействуете со своим дошкольником, будь то занятия на свежем воздухе, неструктурированная свободная игра или познавательная деятельность, такая как игра в кубики, пусть он будет лидером. Повседневный опыт, такой как разговор, чтение или игра, может ускорить их когнитивное развитие, рост и когнитивные навыки. Какие познавательные занятия для дошкольников вы сегодня попробуете?

    Когнитивное развитие: дошкольное | Виртуальная лаборатория School

    Цели

    • Определите типичные этапы когнитивного развития в дошкольном возрасте.
    • Обсудите, что делать, если вас беспокоит развитие ребенка.
    • Демонстрировать ожидания, соответствующие уровню развития.

    Учиться

    Знать

    В дошкольном возрасте с умственными способностями детей происходят удивительные изменения. Их память становится сильнее, а это значит, что они часто помнят удивительные детали. Они могут делиться своими идеями новыми и интересными способами. Их воображение становится основным средством для игры и обучения. Они начинают сравнивать, сопоставлять, систематизировать, анализировать и придумывать все более и более сложные способы решения задач, что помогает их математическим навыкам и научному мышлению становиться более изощренными. На этом уроке будут освещены вехи познавательного развития дошкольников.

    Вехи

    Наблюдать за тем, как развиваются мыслительные способности детей дошкольного возраста по мере того, как они сталкиваются с новыми людьми, местами и идеями, очень увлекательно. На приведенной ниже диаграмме показано когнитивное развитие в дошкольном возрасте. Имейте в виду, что существуют индивидуальные различия, когда речь идет о конкретном возрасте, в котором дети достигают этих вех; каждый ребенок уникален. Как вы, возможно, уже узнали из других курсов, вехи указывают, когда следует ожидать появления определенных навыков или поведения. Думайте о вехах как о руководящих принципах, которые помогут вам понять и определить типичные модели роста и развития или помогут вам узнать, когда и на что следует обращать внимание по мере взросления детей дошкольного возраста. Вы можете использовать эту информацию, то, что вы узнали от семей, и свои собственные знания для создания взаимодействий, опыта и среды, которые поддерживают обучение и развитие дошкольников.

     

    Вехи когнитивного развития

    Возраст 3 года
    • Играет в притворство с куклами, животными и людьми мелок
    • Переворачивает книжные страницы по одной
    Возраст 4 
    • Понимает идею счета
    • Начинает понимать концепцию времени
    • Помнит части истории
    • Понимает понятия «одинаковый» и «другой»
    • Рисует человека с двумя-четырьмя частями тела
    Возраст 5 лет
    • Считает десять или более предметов
    • Может рисовать человека, состоящего не менее чем из шести частей тела
    • Может печатать некоторые буквы или цифры
    • Копирует треугольник и другие геометрические фигуры
    • Знает, что используется в повседневной жизни, например, деньги и еда

    Источник: Центры по контролю и профилактике заболеваний (2013 г. ). Вехи развития. http://www.cdc.gov/NCBDDD/actearly/pdf/checklists/All_Checklists.pdf

    У вас есть возможность помочь детям учиться и раскрывать свой потенциал. Наряду с семейным педиатром воспитатели дошкольных учреждений должны знать основные этапы развития детей. Вехи развития помогают взрослым понять и распознать типичный возраст и этапы развития детей. Вехи не являются жесткими правилами, определяющими, когда и как должен развиваться ребенок, вместо этого они указывают, когда следует ожидать появления определенных когнитивных, моторных, языковых и социально-эмоциональных навыков и поведения. Вы можете использовать свои знания об этих вехах для удовлетворения индивидуальных потребностей детей в вашем классе.

    Когнитивное развитие — уникальный процесс, индивидуальный для каждого ребенка. Семья может задаваться вопросом о когнитивном развитии своего ребенка и чувствовать неуверенность в том, что они наблюдают, а также в том, чего ожидать. Воспользуйтесь возможностью, чтобы сначала поучиться у семьи, а затем рассмотрите возможность предоставления дополнительной информации о развитии, включая возможные предупреждающие знаки. Веб-сайт Kids Included Together, https://www.kit.org/, может быть для вас ценным ресурсом, равно как и информация о вехах развития и раннем развитии, размещенная на веб-сайте Центров по контролю и профилактике заболеваний, http://www. .cdc.gov/ncbddd/actearly/milestones/index.html. В приведенной ниже таблице также показаны возможные тревожные признаки для детей дошкольного возраста:

    Возможные предупреждающие знаки для детей дошкольного возраста

    3 года
    • Не умеет играть с простыми игрушками (такими как доски для колышков, простые головоломки, вращение ручки)
    • Не играет в притворство или притворяется
    • Не понимает простых инструкций
    4 года
    • Проблемы с каракулями
    • Не проявляет интереса к интерактивным играм или притворству
    • Не выполняет команды, состоящие из трех частей0024
    5 лет
    • Не отвечает на людей или отвечает только поверхностно
    • Не может сказать, что правда, а что выдумка
    • Не играет в различные игры и занятия
    • Не может назвать первое и последнее имя
    • Не рисует

    Если вас беспокоит развитие ребенка, поговорите со своим инструктором, инструктором или администратором , чтобы провести мозговой штурм и обсудить с родителями свои наблюдения. Эти разговоры могут быть трудными, но они могут иметь значение для удовлетворения потребностей ребенка. Под руководством вашего тренера и администратора программы вы можете поделиться с семьями информацией о типичном развитии ребенка и дать им знать, что вы готовы поговорить. Если ваша программа предоставляет инструменты для скрининга развития, они могут помочь вам начать разговор о своих проблемах.

    В конечном счете, если семьи обеспокоены развитием своего ребенка, им следует обсудить свои проблемы с педиатром ребенка. Педиатр может провести скрининг развития и, возможно, направить ребенка на дополнительные обследования и специализированные услуги. Семьи также должны связаться с местным школьным округом (для детей старше 3 лет). Школьный округ может организовать бесплатную оценку развития ребенка. Это может помочь ребенку получить необходимые ему услуги и помощь.

    Приведенное ниже видео, разработанное Центрами США по контролю и профилактике заболеваний, предлагает советы по выявлению предполагаемых задержек развития и принятию мер.

    http://www.cdc.gov/NCBDDD/actearly/multimedia/video.html

    Детские шаги: изучите знаки. Act Early Centers for Disease Control and Prevention http://www.cdc.gov/NCBDDD/actearly/multimedia/video.html

    См.

    Точно так же, как тело ребенка растет в дошкольном возрасте, растет и его мозг. Вы увидите серьезные изменения в мыслительных навыках ребенка в возрасте от 3 до 5 лет. Посмотрите это видео, чтобы узнать о вехах в дошкольном возрасте.

    Видео недоступноПосмотрите диапазон когнитивного развития в дошкольном возрасте.

    Выполните

    Понимание этих вех поможет вам узнать, какие виды обучения следует планировать в вашем классе. Основываясь на своих знаниях о развитии, вы можете планировать сложные, но достижимые для каждого ребенка занятия. Помните, что вехи — это маркеры, которые позволяют нам понять, что ребенок растет здоровым образом. Эти маркеры не являются пороговыми значениями или «тестами», которые должен пройти ребенок. Как воспитатель дошкольного учреждения, сделайте следующее, чтобы поддержать развитие и обучение детей:

    • Установите цели обучения для отдельных детей.
    • Прочтите как можно больше об этапах развития, особенно о возрасте детей, которым вы помогаете.
    • Таблицы основных этапов развития для справки.
    • Признайте, что дети нуждаются в различных видах поддержки от вас, когда они проходят через этапы развития.
    • Предоставьте ряд интересных материалов, которые заинтересуют дошкольников и позволят им заняться практическим исследованием.
    • Предоставить ряд книг, подходящих для развития и культурно разнообразных.
    • Находите обучающие моменты для поощрения обучения и развития.
    • Регулярно наблюдайте за детьми и документируйте их прогресс, чтобы определить, где они находятся в развитии, чтобы вы могли поддерживать и развивать их новые навыки.
    • Помните, что дети уникальны и развиваются с разной скоростью, и что одна область развития может занять больше времени, чем другие области.

    Проконсультируйтесь со своим администратором, инструктором или инструктором, если вы чувствуете, что вас беспокоит развитие ребенка.

    Исследовать

    Наблюдение за детьми может помочь вам увидеть, на каком этапе развития они находятся, что важно при планировании обучения для них. Выполните задание по наблюдению за этапами развития . Поделитесь своими наблюдениями со своим тренером, тренером или администратором.

    Стадии наблюдения за развитием

    Подумайте, какие вехи развития были достигнуты или нуждаются в поддержке, когда вы наблюдаете за дошкольниками

    Требуется: заполните и просмотрите этот документ вместе со своим инструктором, руководителем или администратором

    Подать заявление

    Важно понимать и помнить вехи развития. Вы можете скачать плакат «Вехи» и использовать его в качестве справочника в своей работе. Вы также можете поделиться этим ресурсом с семьями.

    Вехи когнитивного развития: дошкольное образование

    Вехи когнитивного развития в возрасте 3–5 лет

    Глоссарий

    Когнитивные навыки:
    Умственные навыки или поведение, которые помогают детям получать информацию, решать проблемы, рассуждать и делать выводы

    Задержка развития:
    Это можно заподозрить, если дети не достигают вех развития в ожидаемые сроки; задержки могут возникать в любой области развития

    Вехи развития:
    Набор навыков или моделей поведения, которые могут выполнять большинство детей в определенном возрасте

    Скрининг развития:
    Инструмент, используемый для выявления детей, которые развиваются не так, как ожидалось, и которым может потребоваться поддержка; скрининг могут проводить педиатры, учителя или другие лица, хорошо знающие ребенка и его развитие

    Обучаемые моменты:
    спонтанных моментов, когда вы следите за интересом детей и помогаете им учиться; вы можете заметить ребенка, строящего высокую башню, и сказать: «Вы строите высокую синюю башню. Давайте посчитаем, сколько блоков вы использовали»

    Продемонстрировать

    Закончите это утверждение: Вехи развития — это…

    произвольный и не должен рассматриваться.

    значительно отличаются для каждого ребенка.

    инструмент, который вы можете использовать для мониторинга здорового развития.

    одинаковы для каждого ребенка.

    Чего из перечисленного нельзя ожидать от 5-летнего ребенка?

    Считать десять или более объектов

    Базовые навыки сложения и вычитания

    Может печатать некоторые цифры или буквы

    Начало понимания концепции времени

    Что делать, если вы считаете, что ребенок не достигает определенных этапов развития?

    Спросите у родителей, курили ли они или пили во время беременности.

    Позвоните педиатру ребенка.

    Продолжайте вести дела в обычном режиме, пока не будет получено направление на специальное образование.

    Сначала поговорите со своим администратором, инструктором или тренером, а затем поговорите с семьей о том, как вы можете работать вместе, чтобы помочь ребенку достичь важных целей.

Добавить комментарий