Когнитивные стили и тесты для их определения
Познавательные процессы каждого человека уникальны и индивидуальны. Мы все по-разному воспринимаем и обрабатываем информацию, и очень важно знать, как именно это происходит, чтобы сделать процесс обучения максимально эффективным. В сегодняшней статье мы ознакомимся с таким понятием, как когнитивный стиль, рассмотрим его разновидности, а также попробуем определить, какие из них присущи каждому конкретному человеку. Это позволит не только узнать что-то новое о себе и своем ребенке, но и сделать обучение более легким и продуктивным.
Что такое когнитивный стиль
Когнитивный стиль – это способ восприятия, переработки, анализа, систематизации и структурирования информации. Это тот механизм, благодаря которому возможна умственная деятельность человека в целом, работа с новыми данными и обучение в частности. Когнитивные (познавательные) стили тесно связаны с интеллектом, а по мнению ряда ученых, являются его составной частью.
Изучением этого вопроса занимались многие психологи, однако особая заслуга принадлежит Марине Александровне Холодной, которая выделила и описала 8 основополагающих когнитивных стилей:
- Полезависимость/поленезависимость
- Узкий/широкий диапазон эквивалентности
- Ригидный/гибкий познавательный контроль
- Толерантность к нереалистическому опыту
- Фокусирующий/сканирующий контроль
- Сглаживание/заострение
- Импульсивность/рефлективность
- Когнитивная простота/ сложность
У каждого человека присутствует свое, индивидуальное сочетание этих стилей, обуславливающих его мыслительную деятельность и ее результаты.
Полезависимость или поленезависимость
Полезависимые люди при восприятии информации больше внимания уделяют фону (полю) и меньше – деталям. В данном случае человек ориентируется на внешние факторы при обработке новых данных. Таким ученикам при обучении нужно больше наглядного материала, большие куски текста следует показывать в структурированном виде с большим количеством схем, таблиц, списков и пр.
Люди с поленезависимостью напротив обращают пристальное внимание на детали и ориентируются на какие-то внутренние (личностные) факторы при восприятии информации. Ученики с данным когнитивным стилем легко работают с текстами, делают меньшее количество ошибок при написании и/или редактировании, склонны к детальному разбору материала. При обучении наглядность им не важна.
Как определить
Определить полезависимость/поленезависимость можно с помощью заданий на поиск различий (для поленезависимых детей находить отличия между двумя изображениями проще), а также с помощью методики «Включенные фигуры» (способность легко вычленить одну фигуру из другой говорит о поленезависимости).
Пример «Включенных фигур». Источник фото
Узкий или широкий диапазон эквивалентности
Преобладание узкого диапазона (аналитичность) говорит о том, что человек склонен искать различия в воспринимаемых объектах. Такие ученики легко справляются с заданиями, требующими обращать внимание на много различных аспектов.
Широкий диапазон (синтетичность) ориентирует человека на поиск общего между объектами. Дети с преобладанием данного типа когнитивного стиля могут воспринимать и запоминать большой объем информации сразу. Но лучше не давать им для решения несколько разноплановых задач одновременно.
Как определить
Для этого можно использовать классификацию: попросить ребенка разделить определенное количество понятий произвольно по группам. Чем больше групп будет в итоге, тем уже диапазон эквивалентности.
Ригидный или гибкий познавательный контроль
Ученики с ригидным контролем труднее переключаются с одного способа переработки информации на другой, например, с восприятия слов на восприятие изображений. Такие дети нуждаются в предварительной подготовке к смене деятельности, перерыву между различными типами работ.
Люди, обладающие гибким познавательным контролем, легко переходят с одного типа восприятия и переработки на другой.
Как определить
Определить гибкость/ригидность можно с помощью цветовых карточек, на которых написано название цвета. Однако цвет карточки и написанный на ней цвет должны различаться. Задание: прочитать названия, не обращая внимания на цвет самой карточки. При выполнении этого задания люди с гибкостью контроля делают меньшее количество ошибок.
Толерантность к нереалистическому опыту
Люди, обладающие низкой толерантностью, в двусмысленных или неопределенных ситуациях с трудом могут принять информацию или опыт, противоречащий имеющимся у них знаниям. В обучении таким детям важно развивать креативность, которая поможет рассматривать трудную ситуацию с разных ракурсов. Зато им легко выполнять задачи по данному шаблону.
Высокая толерантность будет способствовать тому, что самые неоднозначные ситуацию будут с успехом решаться, благодаря готовности посмотреть на них с другой стороны. Ученики с таким когнитивным стилем креативны и легко находят новые решения, но с трудом могут следовать одному заданному алгоритму при решении задач.
Как определить
Любые задания на креативность помогут определить степень толерантности: чем больше нестандартных ответов, тем она выше.
Маленький тест на толерантность: вы можете допустить, что собаки умеют читать?.. Источник фото
Фокусирующий или сканирующий контроль
Данный когнитивный стиль касается внимания. Люди со сканирующим контролем распределяют свое внимание равномерно по всем предъявляемым объектам. Такие ученики могут воспринимать большое количество информации сразу, но им трудно сосредоточиться на чем-то одном при наличии нескольких объектов. Если требуется детальное изучение, то им необходимо предъявлять материал ограничено.
Фокусирующий контроль, напротив, способствует тому, что человек может сосредоточиться на одном объекте и детально его изучить, но восприятие нескольких объектов одновременно будет вызывать трудности. Школьникам с данным типом контроля лучше предъявлять материал постепенно, малыми количествами.
Как определить
Проверить это довольно просто: достаточно попросить ребенка назвать цвет, размер и т.д. геометрической фигуры (или другого объекта), которая показывается в условиях отвлекающих факторов. Например, на фоне узорчатой ткани.
Сглаживание или заострение
Сглаживание проявляется в том, что запоминаемая человеком информация, лишена большого количества деталей, она как бы упрощается. Для детального запоминания таким детям рекомендуется давать информацию малыми порциями и на более длительное время. Это поможет нюансам лучше отложиться в памяти.
Люди, склонные к заострению, способны запомнить информацию очень четко и во всех подробностях. Таким школьникам довольно легко дается сохранение в памяти большого количества объектов в деталях. Если подобное запоминание не требуется, то нужно просто ограничить время предъявления информации.
Как определить
Понять, к какому полюсу данного когнитивного стиля склоняется человек, поможет пересказ отрывка художественного текста. Детальность и красочность будут свидетельствовать и заострении.
Импульсивность или рефлективность
Импульсивный человек принимает решения быстро, а в ситуации альтернативного выбора способен определиться моментально. Ученикам с данной характеристикой легко дается решение ситуаций, в которых необходимо дать быстрый ответ, но при этом они нередко делают ошибки. Таких школьников нужно призывать подумать еще, не спрашивать их сразу же, даже если они готовы ответить. Домашнее задание потребует дополнительных проверок.
Склонные к рефлективности сначала про себя выдвигают различные гипотезы и проверяют их и только потом дают ответ. Школьникам с данным когнитивным стилем нужно давать больше времени на принятие решения, не требовать моментального ответа. Зато ошибки они делают намного реже.
Как определить
В качестве задания-определения можно использовать сравнение изображений. Показательными будут время ответа и количество ошибок: у импульсивных первый показатель меньше, а второй – больше.
«Мыслитель» Родена – типичный пример рефлективности. Источник фото
Когнитивная простота или сложность
Полюс когнитивной простоты будет обуславливать такое понимание и интерпретацию получаемых данных, при которых учитывается малое количество различных критериев. Например, вынося суждение о ком-то, человек с такой характеристикой будет обращать внимание на внешние данные и уже известные сведения, не уходя в глубокий анализ. Таким ученикам хорошо даются задачи с четко определенным количеством переменных и ясными условиями. Математику они любят больше, чем литературу и другие дисциплины, где требуется учитывать явления, не видные на первый взгляд. Детям, склонным к когнитивной простоте, стоит дополнительно разъяснять трудный материал, помогать им в улавливании скрытых связей.
Люди, приверженные к когнитивной сложности, воспринимают объект или информацию во всей полноте и учитывают все возможные связи, вынося суждение. Школьники с этим когнитивным стилем хорошо справляются с задачами, требующими глубинного анализа и выявления скрытых факторов. Однако они часто склонны к фантазированию и могут приписывать чему-либо характеристики, которыми данный объект не обладает. Иногда их нужно останавливать, прося сосредоточиться на конкретных аспектах (если этого требует задача).
Как определить
Отлично понять, к какому полюсу данного когнитивного стиля принадлежит человек, помогают задания на анализ. Например, анализ стихотворения известного автора. Чем полнее, глубже и красочнее он будет, тем выше когнитивная сложность.
Все рассмотренные когнитивные стили в том или ином своем полюсе присущи каждому человеку. Однако не у всех людей они доходят до крайних значений и могут находиться в усредненном положении. Например, человеку присущи и сглаживание, и заострение, проявление которых зависит от ситуации. В этом случае возможно развить стиль в том или ином направлении.
Источник заглавной картинки
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:Мудрая сова 24 апреля 2015
Особенности когнитивной деятельности подростков.
Когнитивная деятельностьВопросы, поставленные в статье, посвящены половым и возрастным особенностям когнитивной деятельности подростков. Здесь деятельность характеризуется как активность, возникающая с какими-то потребностями человека. Ведущая деятельность подростков — интимно-личностное общение. Поэтому когнитивная деятельность в жизни подростков по сравнению с такими потребностями, как самоидентификация, самоопределение, самоутверждение, составляющими структуру личности, не имеет ведущего значения. Особенности, уровень развития когнитивной деятельности подростков в статье объясняются взаимосвязью компонентов, входящих в когнитивную сферу: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и эмоционально-волевые процессы. Отмечается, что чем больше эти компоненты соответствуют возрасту, тем выше эффективность когнитивной деятельности. Другой вопрос, которому уделяется пристальное внимание, — это эмоциональное содержание когнитивной деятельности подростков, связанное с половым созреванием. Так, подростки в сталкиваемых ситуациях, в том числе в учебном процессе, проявляют высокую эмоциональность. Отмечено, что сама когнитивная деятельность также повышает у них эмоциональный тонус. Учитывая это, когнитивная деятельность подростков должна связываться с их самоидентификацией, самоопределением и другими потребностями. В таком случае подростки в учебном процессе будут проявлять моделированную, сознательную, производительную, интегративную, т.е. когнитивную, деятельность.
Деятельность — это активная взаимосвязь человека как субъекта с действительностью внешнего мира, целенаправленное влияние на объекты соответственно отношениям среды и таким путем удовлетворение своих потребностей. С этой точки зрения деятельность — это один из особых видов активности человека, направленный на творческое познание окружающего мира, форма его существования. Личность человека формируется в процессе деятельности. С этой точки зрения гармоническое, закономерное развитие деятельности создает почву для адекватного развития человека.
На реальном опыте это развитие происходит в процессе рациональной организации (соответственно возрасту, ведущей деятельности), познания выполняемых действий, усвоения и применения нового опыта. «Деятельность субъекта всегда связана с некоторой потребностью. Являясь выражением нужды субъекта в чем-либо, потребность вызывает его поисковую активность, в которой проявляется пластичность деятельности — ее уподобление свойствам независимо существующих от нее объектов… Понятие деятельности необходимо связано с понятием мотива. Деятельности без мотива не бывает: немотивированная деятельность — это деятельность, не лишенная мотива, а деятельность с субъективно и объективно скрытым мотивом. Деятельность обычно осуществляется некоторой совокупностью действий, подчиняющихся частным целям, которые могут выделяться из общей цели. Роль общей цели выполняет осознанный мотив» [1].
В психологии в основном выделяется 3 вида деятельности: игра, труд и учебная деятельность. Каждый из этих видов деятельности, являясь более актуальным в определенных этапах онтогенеза, таким же образом характерен для каждого возрастного периода. Вместе с тем на разных этапах психологического возраста какой-то из них является ведущим.
Ведущая деятельность подростков — интимно-личностное общение, однако это вовсе не означает, что учебная деятельность в их жизни является чем-то второстепенным, несущественным. Нельзя отрицать и реальность. Для подростков учебная деятельность не является и такой актуальной, как самосознание, самораскрытие, самореализация и другие личностные компоненты. Такое положение между подростками и взрослыми (родители, учителя) из-за нарушения ролевых ожиданий, изменения отношений, ослабления общения становится основным фактором конфликтов. В результате у подростков происходит ухудшение результатов общей учебной деятельности.
Т.В. Алейникова ослабление познавательной активности подростков связывает с особенностями переходного периода, в том числе происходит активное торможение вследствие гормонального взрыва, характерного для пубертатного кризиса у подростков. В подростковом периоде устанавливаются гармоничные возбудительно-тормозные отношения коры и подкорково-стволовых отделов мозга, которые достигают дефинитивной зрелости у взрослого человека, хотя и отмечаются некоторые половые различия в протекании психических процессов. Так, у женщин быстрее замыкаются положительные условные связи, а у мужчин быстрее вырабатываются дифференцировки. Было показано, что в переходном периоде нарушается баланс возбудительного и тормозного процессов при нарастании возбуждения и ослаблении всех видов внутреннего торможения и при нарушении подвижности процессов [2; 33].
Поэтому в последние годы пристальное внимание уделяется повышению у подростков учебной мотивации и интереса к учебе, исследованиям, направленным на рациональную организацию когнитивной деятельности в процессе обучения. Для получения реальных результатов в этой сфере в первую очередь необходимо рассмотреть возрастные особенности подростков в социально-когнитивном контексте.
Когнитивная деятельность (cognitive activity) в более широком значении — это деятельность, в результате которой человек приходит к определенному решению или знанию, т.е. мыслительная деятельность, приводящая к пониманию [интерпретации] чего-либо. В когнитивной деятельности участвуют разные системы переработки информации, а потому образуемые структуры сознания нетождественны и зависят от того, по какому каналу пришла к человеку информация [1]. В психологической литературе отмечается, что когнитивная деятельность, как составная часть сознания человека, разворачивается в определенном культурном контексте, что сильно ограничивает набор допустимых «возможных миров». В частности, содержание мифов, этические нормы, политические установления, религия и другие компоненты культуры сказываются на процедурах и результатах когнитивной деятельности.
А.А. Ализаде, высоко оценивая возможности организации деятельности на когнитивном уровне в подростковом возрасте, связывает это с усвоением культурных норм со стороны подростков: «Подростковый возраст отличается своей необычной границей. Это не линейные границы, а иерархические границы. Подростковый возраст начинается с биологии, завершается в культуре. Это пробуждение, возрождение имеет социальные, социально-психологические и социально-педагогические секреты. И альфа, и омега этих секретов связаны с двумя бесподобными феноменами — с талисманом социума и культуры… В этом возрастном периоде, как правило, в психологическом развитии подростков возникают конфликтные потребности и мотивы. Такие склонности, в частности, магия психологического возраста, наблюдаются особенно в первых шагах у девочек, обучающихся в VII-VIII классах» [3; 125-129].
Следы этих происходящих у подростков изменений А.А. Ализаде считает целесообразным искать в их учебной деятельности, а также в творческих интересах, фантазиях, в общении со сверстниками. По его мнению, чтобы доказать свою взрослость, мальчики и девочки в подростковом периоде рассказывают о себе нереальные случаи о подвиге, доблести и любви. «Никто из них не показал свою неграмотность в сфере техники и технологии… Когда речь доходит до секса, говорят неправду. Мальчики и девочки во многих случаях придумывают небылицы …» [3; 252].
Наряду с отмеченными выше вопросами причиной тому являются также происходящие перемены в разных областях когнитивной сферы под влиянием возрастного кризиса. А. А. Ализаде, связывая эти особенности с воображениями подростков, выделяет также их положительные и отрицательные отличия в учебной деятельности. По мнению А.А. Ализаде, в период подросткового возраста регулярное изучение учащимися разных дисциплин создает благоприятное условие для развития восстановительного воображения. Объяснительное чтение, рисование иллюстраций, инсценировка, чтение чертежа, изготовление макета, работа над картой и другие подобные действия ускоряют развитие воображения. Вместе с тем, например, «в воображении неодинаково отражаются все стороны внешнего вида литературного героя. В скорости воображения подростков основное место занимают следующие стороны: выражение глаз, выразительные действия лица, образ поведения, тон речи и интонация» [4; 173].
Когнитивная деятельность подростков, в отличие от младшего школьного возраста, приобретает новое качество. Перемены, происходящие в связи с развитием когнитивных способностей, характеризуются регулированием внимания, повышением мнемонических возможностей памяти, дальнейшей активизацией и обогащением речи, развитием логического и абстрактного мышления.
Подростки уже в широком объеме усваивают информацию, проводят операции понятиями, рассуждают о свойствах и качествах тел, участвуют в обсуждениях, выдвигают гипотезы, реализуют свою запланированную исследовательскую деятельность.
А.А. Реан когнитивную деятельность подростков связывает с количеством и качеством познавательных процессов. «Развитие познавательных процессов и особенности интеллекта в подростковом возрасте имеют две стороны — количественную и качественную. Количественные изменения проявляются в том, что подросток решает интеллектуальные задачи значительно легче, быстрее и эффективнее, чем ребенок младшего школьного возраста. Качественные изменения, прежде всего, характеризуют сдвиги в структуре мыслительных процессов: важно не то, какие задачи решает человек, а каким образом он это делает» [5; 319].
Основываясь на полученных результатах таких исследователей, как Дж. Брунер [6], Ж. Пиаже [7], Дж.П. Гилфорд [8], М.И. Познер [9], Л.С. Выготский [10], можно прийти к мнению о том, что присоединение познавательных процессов к когнитивной деятельности происходит благодаря их взаимосвязи. На основе этих связей для когнитивной деятельности формируются новые структуры, свойственные и возрасту, и полу, и индивидуальным особенностям. «Когнитивные структуры — индивидуально-своеобразные формы организации личностью своего интеллектуального (ментального) опыта, лежащие в основе его упорядочивания и регулирующие познавательную активность личности» [1]. Чем продолжительнее, интенсивнее и длительнее связи между процессами в когнитивных структурах, тем эффективнее происходит регулирование когнитивной деятельности. Если в иерархическом порядке подходить к познавательным процессам, регулирующим когнитивную деятельность, то можем стать свидетелями того, что на основе этой структуры лежит ряд подструктур.
Учитывая изложенное, для выделения основных компонентов когнитивной структуры подростков и изучения особенностей их регулирования в процессе деятельности следует относиться к проблеме с нескольких аспектов:
- когнитивные особенности психологического возраста;
- индивидуально-когнитивная структура;
- приемлемость для подростков учебного процесса;
- когнитивные модели, применяемые в обучении подростков;
- уровень развития когнитивного стиля;
- когнитивная коррекция и др.
Цель данной статьи — рассмотрение первого аспекта: когнитивных особенностей психологического возраста.
В анализе когнитивных особенностей психологического (подросткового) возраста рассматриваются компоненты, которые относятся к когнитивной сфере: восприятие, опознание образов, память, внимание, воображение, мышление, формирование понятий и др. [1].
Когнитивная деятельность учащихся 10-15-летнего возраста характеризуется тем, что их восприятие отличается объемом, полнотой и избранностью. По необходимости они умеют мыслить и находить новые формулы средства запоминания, управлять своей памятью, определяют гипотезы, регулируют, направляют свой мыслительный процесс, однако затрудняются еще познать в целом собственную личность, управлять своими действиями. Это преимущественно связано с импульсивностью, чувством взрослости, а иногда с новыми интересами, впечатлениями, хронической эмоциональной нестабильностью, создающими агрессивность.
А. А. Реан особенности восприятия подростков характеризует так: «Например, на уроках геометрии, черчения и др. у ребенка постепенно формируются и развиваются способности воспринимать косвенные признаки предметов, мысленно трансформируя их до уровня, позволяющего адекватно идентифицировать воспринимаемый объект. Так у ребенка появляются умения видеть сечения объемных фигур, читать чертеж и т.д.» [5; 321].
Т.В. Алейникова значительно отличает восприятие подростков от детей младшего школьного возраста. «В начале младшего школьного возраста (7-11 лет) восприятие имеет еще черты дошкольного возраста… У подростков (11-15 лет) продолжается интеллектуализация восприятия. Это связано с усложнением школьного материала. Геометрия и черчение способствуют развитию объемного восприятия. На базе интеллектуализированного восприятия развиваются фантазирование и воображение, в том числе и творческое. Восприятие себя (своего «Я») с разных сторон и в связи с этим развивающийся самоанализ способствуют формированию «Я-концепции» [2; 37].
В подростковом периоде увеличиваются возможности объема, продолжительности, централизации и распределения внимания. Вместе с тем у них встречается и невнимательность. В.А. Крутецкий, указывая наличие противоречий во внимании подростков, связывает причину происходящего: «Развитие внимания отличается известной противоречивостью: с одной стороны, в подростковом возрасте формируется устойчивое, произвольное внимание, с другой — обилие впечатлений, переживаний, бурная активность и импульсивность подростка часто приводят к неустойчивости внимания, его быстрой отвлекаемости. Все зависит от условий работы, содержания материала, настроения и психического состояния самого ученика, от его отношения к работе» [11; 111]. К данному объяснению можем добавить и то, что для централизации внимания подростков к когнитивной деятельности к этой деятельности полностью должны присоединиться все когнитивные компоненты, в том числе эмоциональные процессы. В таком случае подросток более внимательно будет относиться к учебной деятельности, связанной своими актуальными потребностями и переживаниями.
Память подростков по своему количеству и качеству также отличается от памяти младших школьников. Даже когнитивная деятельность младших подростков направляется не на осознание и повторение, а на запоминание учебного материала. У средних подростков память идет в сторону интеллектуализации. Увеличивается количество подростков, использующих косвенное запоминание, увеличивается объем таких приемов, их применяют более сознательно и целенаправленно. В мышлении подростков увеличивается и объем логических изменений. Ж.Пиаже мыслительную деятельность, происходящую на фоне этих перемен, называет «формальные операции (11–15 лет)». «Учащиеся-подростки имеют индивидуальные различия и в характере мнемической деятельности: если ученики 5-го класса используют больше внешние приемы запоминания (ассоциации, смысловую группировку), ученики 8-го класса больше используют приемы запоминания и поиск для каждого материала специфических приемов. Центральное место занимает анализ содержания материала, его своеобразия и внутренней логики» [7].
Л.С. Выготский связывает уровень мыслительной деятельности подростков с их умением усвоения научных понятий. Он применял свой метод одинаково и к пятилетнему ребенку, и к взрослому человеку, уравнивая того и другого в отношении их знаний…«Мы можем твердо установить, — говорит ученый, — что лишь по окончании 12-го года жизни обнаруживается резкое повышение способности самостоятельного образования общих объективных представлений. Мне кажется, чрезвычайно важно обратить внимание на этот факт. Мышление в понятиях, отрешенное от наглядных моментов, предъявляет к ребенку требования, которые превосходят его психические возможности до 12-го года жизни» [10; 112].
Мыслительная деятельность подростка уже в значительной степени оказывается связанной мотивационной сферой. В источниках (Кабанова, Меллер, Менчинская, Добрынин, Решетников и др.), обсуждая психологические особенности мышления подростков, выдвигая на передний план его словесно-логический характер, отмечают достаточное развитие этого вида мышления. Это уже является показателем того, что подростки обладают когнитивными возможностями логически рассуждать, выдвигать соображение, выполнять сложные умственные действия и операции при решении задач.
Психосоциальные признаки подросткового периода больше всего наблюдаются в самоидентификации, самооценке и саморегулировании. По этой причине речь подростков по сравнению с мышлением развивается в более тесной связи с социальной стороной его личности. Так, усиление самоидентификации в подростковом периоде, наряду с поведением и деятельностью, создает у них потребности в активизации вербальной речи. Одним словом, как социализация подростков зависит от культурной среды, так и вербальный характер речи формируется в зависимости от этого фактора. «Подросток в силу возрастных особенностей способен варьировать свою речь в зависимости от стиля общения и личности собеседника.
С одной стороны, такое принятие словесного состава речи и стиля общения другого несет в себе возможность ориентировочного познания многообразных вариантов речи, но, с другой стороны, этот феномен речевого поведения подростка следует рассматривать как возрастную речевую зависимость. Эта социальная слабость подростка должна быть доведена до его сознания как некая возрастная несостоятельность… Именно для подростков важен авторитет культурного носителя языка» [10].
Обучение — самое благоприятное средство для когнитивной деятельности подростков. Именно с помощью обучения в процессе приобретения образования у подростков когнитивная сфера, когнитивные способности, возможности когнитивной деятельности, наконец, когнитивный стиль, еще более развиваясь, доходят до уровня взрослости. Имеется миллион людей 50–60-летнего психологического возраста, которые не могли достичь того успеха, которого достигли ряд подростков в когнитивной деятельности.
Характерная особенность, ослабляющая когнитивную деятельность средних и младших подростков в процессе обучения, — старание быстро решать и завершать задачи, не вникая в детали, не анализируя, не планируя и не разделяя на части предстоящую работу. Они мысленно представляют достигаемые результаты, однако впоследствии выясняется, что при анализе этих представлений их второстепенные детали не до конца понятны подросткам, в то время как именно эти детали при решении задач не дают возможность эффективно выполнить работу с точки зрения времени, количества и качества [9].
Еще одна характерная особенность средних и младших подростков — это усердие разделять с другими мнения, связанные с достигнутыми результатами. Независимо от верности достигнутых результатов они эмоционально относятся к процессу их провозглашения. Это, несомненно, вытекает из еще недостаточного развития чувства реальности у подростков этого возраста, из неточности операций воображения (анализ-синтез) и слабости связи с абстрактным мышлением.
Следует отметить еще один момент, который ставит педагогов и родителей в трудное положение. Подростки (10–13-летние) в своих неудачах во многом обвиняют или взрослых (учителей, родителей), или сверстников и группу. Эгоистичные чувства, самонадеянность в высшей степени, допущенные в самоидентификации ошибки заглушают у них желание признать недостатки. Одним словом, по сравнению с младшими и старшими подростками у подростков среднего возраста результаты когнитивной деятельности недостаточно успешны.
Старшие подростки своими весомыми достижениями в обучении отличаются от средних и младших подростков. Они более терпимо относятся к критике, а также проявляют реальное действие, чтобы сделать соответствующие выводы. Эгоистичные чувства, правящие еще некоторыми подростками, мешают им постоянно советоваться со старшими и просить у них помощи. По этой причине они в ряде случаев стараются выполнять непосильную работу, присущую жизни взрослых, и их постигают неудачи. В результате у них проявляется неуверенность в своей способности довести до качественного конца серьезные дела. Такое положение может возникать у подростков в результате недостаточного формирования когнитивного стиля.
Здесь следует учитывать также эмоциональное содержание когнитивной деятельности подростков. Основываясь на мнении ряда исследователей (Л.С. Выготский, П.М. Якобсон, Т.О. Гордеева, С.В. Духновский, Н.Я.Керемова и другие), можем сказать, что когнитивная деятельность создает у подростков повышенный эмоциональный тонус и определяет их активное отношение к учению. Если эмоции младшего школьника носят относительно спокойный характер и легко поддаются управлению со стороны учителя, то эмоции подростка отличаются большой силой и трудностью в их управлении. Подростки отличаются большой страстностью и вспыльчивостью. С этим связано неумение сдерживать себя, слабость самоконтроля, резкость в поведении.
Если подходить к проблеме с психоаналитической точки зрения, выясняется, что деятельность подростка, связанная с его интимными переживаниями, в той или иной степени направляется на поиск «Я», на осознание своих возможностей и способностей, а также на получение сведений об оценке его окружающими. «Психоанализ различает три различных периода в жизни ребенка: раннее детство, вплоть до конца пятого года жизни, латентный период до начала отрочества, то есть одиннадцати или тринадцати лет, и само отрочество, ведущее к «взрослой» жизни. Каждый из этих периодов характеризуется различными эмоциональными реакциями ребенка на взрослый мир и различными уровнями инстинктов» [12; 45].
С этой целью подросток берет на себя разные роли, берется за посильные и непосильные дела, его во многих случаях постигает неудача, а иногда он встречается с трагедией. Все это возникает из эмоциональных потребностей в формировании «Я» образа. Для подростка главное состоит в том, что то или иное выполняемое учебное задание с условием удовлетворения отмеченных потребностей обеспечило развитие его личности. Если учебные ситуации связаны с его чувствами, характер и форма общения помогают ему быть в положении взрослого, в таком случае когнитивная деятельность подростка становится продолжительной и централизованной.
Когнитивная деятельность подростка обусловливается также усвоением ими человеческих ценностей и самоопределения в сфере общения. «Подросток приобретает навыки межличностного общения со сверстниками своего и противоположного пола, формирует более независимые отношения с родителями, пытается ставить задачи, связанные с будущим, осваивает «новое тело». Подросткистремятся быть самостоятельными и независимыми от мнения родителей. Центральная потребность подростка — быть и чувствовать себя взрослым» [1].
Таким образом, в конце подросткового возраста психологическое развитие ориентируется на три направления:
- качественно более зрелое самоопределение;
- формирование самоидентификации и «Я» образа;
- половая идентификация.
На этом уровне психологического развития у подростков возникает целая когнитивная система. «Когнитивная система — система убеждений человека, сложившаяся в его сознании в результате становления его характера, воспитания, обучения, наблюдения и размышления об окружающем мире. На основе этой системы человек ставит себе цели и принимает решения о том, как надо действовать в той или иной ситуации, стараясь избежать когнитивного диссонанса [1].
Итак, исследования показывают, что для подростка очень важно осознать, осмыслить жизненное значение знаний и прежде всего их значение для развития личности. Это связано с усиленным ростом самосознания современного подростка. Учебный процесс нравится подростку потому, что он отвечает его потребностям не только много знать, но и стать культурным, всесторонне развитым человеком. Мы солидарны с убеждением о том, что только когнитивная деятельность может дать подростку такие возможности. Ибо это — смоделированная, осознанная, продуктивная, всесторонне интегрированная (психические процессы, мотивы, интересы, убеждения, ценности и др. ) деятельность подростка.
Список литературы
- Солсо Р. Когнитивная психология / Р. Солсо. — СПб.: Питер, 2002. — 590 с.
- Алейникова Т.В. Возрастная психофизиология: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Т.В. Алейникова. — Ростов н/Д.: УНИИ, 2002. — 150 с.
- Ализаде А.А. Дети и подростки: психопедагогика сексуального развития / А.А. Ализаде. — Баку: Изд. ГПУА, 2009. — 576 с. (на азерб. яз.).
- Ализаде А.А. Бином фантазии / А.А. Ализаде. — Баку: Изд-во АГПУ, 2008. — 290 с. (на азерб. языке).
- От рождения до смерти; под ред. А. А. Реана. — М.: Алма-Пресс, 2002. — 652 с.
- Брунер Д. Психология познания / Д. Брунер. — М.: Прогресс, 1977. — 247 с.
- Флейфелл Х.Д. Генетическая психология Жана Пиаже / Х.Д. Флейфелл. — М.: Просвещение, 1967. — 622 с.
- Gilford J.P. Three Faces of Intellect / J.P. Gilford // The American Psychologist, 1959. — Р. 469–479.
- Pozner М.İ. Attention as a cognitive and neural system / М.İ. Pozner / Current Directions in Psychological Science, 1992. — Р. 11–14.
- Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.Gumer.Info
- Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников / В.А. Крутецкий. — М.: Просвещение, 1964. — 253 с.
- Фрейд А. Лекции по детскому психоанализу / А. Фрейд. — М.: Апрель-Пресс, 2002. — 304 с.
Здоровье мозга: 15 когнитивных упражнений, помогающих улучшить рабочие навыки
Не только в раннем детстве когнитивная деятельность необходима для поддержания здоровья мозга. Компании должны поддерживать и поощрять познавательную деятельность для улучшения критических повседневных навыков на рабочем месте.
Определение когнитивных способностейПо данным Американской психологической ассоциации, когнитивные способности — это навыки, связанные с выполнением задач, связанных с восприятием, обучением, памятью, пониманием, осознанием, рассуждением, суждением, интуицией и языком.
Когнитивные способности помогают сотрудникам выполнять такие функции, как приобретение профессиональных знаний, интерпретация данных, запоминание деталей и сосредоточение внимания во время совещаний и работы над проектом. Улучшая когнитивные способности, сотрудники могут выполнять эти функции быстро и эффективно. Производительность труда повышается, сотрудники продвигаются вперед и остаются занятыми, а компания процветает.
Что такое познавательная деятельность?Когнитивные занятия — это занятия, стимулирующие умственную деятельность, которые улучшают ваши когнитивные навыки, такие как внимание, сосредоточенность, концентрация, понимание, восприятие, память, рассуждение и скорость обработки информации.
15 когнитивных упражнений для улучшения навыков на рабочем месте«Мышца, которая больше всего нуждается в упражнениях, — это ваш мозг». — Кармен Джейкоб , Тренер по личному развитию и автор
Когнитивные занятия не только улучшат здоровье мозга и производительность сотрудников и помогут бороться с деменцией, но и приведут к карьере сотрудника и успеху компании. Вот 15 познавательных занятий, которые помогут сотрудникам улучшить свои навыки на рабочем месте.
#1: Защита общего состояния здоровья и благополучияДлительное курение, чрезмерное употребление алкоголя и неправильное питание влияют не только на общее состояние здоровья и самочувствие, но и на когнитивные способности. По данным Национальной медицинской библиотеки при Национальном институте здравоохранения, низкое общее самочувствие приводит к низкой производительности из-за нескольких процессов: утечка энергии, повышенное количество отвлекающих факторов во время работы, негативные эмоции по поводу работы, приводящие к отсутствию усилий, и неспособность посещать работу или хорошо работать.
Компании могут поддерживать здоровый образ жизни, создавая культуру, поддерживающую баланс между работой и личной жизнью. Еще один отличный способ — поделиться полезными советами во внутренней социальной сети. Советы могут включать преимущества употребления черники, лосося, темного шоколада, листовой зелени, такой как капуста, и приема добавок, таких как рыбий жир, витамин D, фолиевая кислота, B6 и B12. Обмен информацией о том, как повысить уровень энергии и улучшить навыки мышления и рассуждения, а также память, показывает сотрудникам, что их компания заботится об их здоровье и благополучии.
Хотите узнать больше? HSI предлагает следующие тренинги:
- Brain Food
- Health and Wellness
- You Are What You Eat
- Оптимизация баланса между работой и личной жизнью
Аэробные упражнения увеличивают частоту сердечных сокращений, что увеличивает приток крови к мозгу и увеличивает гиппокамп. Гиппокамп находится в центре функций памяти и обучения мозга. Увеличение объема может привести к улучшению памяти и более надежной способности к обучению. Физическая активность повышает исполнительную функцию (навыки мышления более высокого уровня). Эти навыки влияют на контроль над торможением, переключение между задачами, концентрацию внимания и управление целями. Подобные специальные навыки необходимы для организации, планирования и стратегии решения проблем.
Упражнения повышают концентрацию внимания и скорость мыслительной обработки, повышают когнитивную гибкость, укрепляют силу воли и обостряют кратковременную и долговременную память. Сотрудники, которые занимаются спортом, показывают рост производительности и имеют позитивный настрой.
Тридцать минут регулярных упражнений три или четыре дня в неделю — это все, что нужно для формирования здорового мозга. Рекомендации для ежедневного распорядка дня включают в себя езду на велосипеде на работу, тренировки в обед, перерывы на прогулку вместо кофе-брейков, подъем по лестнице вместо лифта, парковку подальше от входа или покупку беговой дорожки под столом для размещения под столом стоя. Нет доступа к этим опциям? Попробуйте простые дескейсисы! Посмотрите видео HSI о дескерсизе!
HSI также предлагает дополнительные десерцизы:
- Грудь, шея и спина
- Руки и плечи
- Ноги и зад, сидя
- Ноги и зад, стоя 9004 2
По данным Американского института стресса, хронический стресс является обычным явлением: 94% работников сообщают о том, что испытывают стресс на работе. Снижая уровень стресса, можно увеличить рабочую память и предотвратить снижение когнитивных функций. Стресс на рабочем месте влияет на здоровье и благополучие сотрудников и, в конечном итоге, на успех сотрудников и компании.
Поощряйте сотрудников учиться говорить «нет» на нереалистичные просьбы, поддерживать открытое общение, прозрачность и эффективно распределять время. Сотрудники будут более расслаблены, им будет оказана поддержка, и они смогут принимать более взвешенные решения в условиях меньшего стресса.
Хотите узнать больше? HSI предлагает следующие тренинги:
- Тайм-менеджмент
- Управление стрессом
- Искусство говорить «нет»
- Здоровое общение
- Развитие уверенности в себе
- Создание культуры прозрачности
Хотите более четкую память? Хотите меньше ошибаться в работе? Хотите ускорить обучение? Высыпайтесь от семи до девяти часов качественного сна каждую ночь. Национальный фонд сна рекомендует убрать всю электронику (да, рабочий ноутбук и мобильный телефон) как минимум за час или два до сна.
Чтобы узнать больше, HSI предлагает следующие тренинги:
- Наука сна
- Как победить бессонницу
Доктор Сара Лазар, нейробиолог из Гарварда, предлагает практиковать осознанность. Он стимулирует префронтальную кору, помогая нам сосредоточиться, принимать взвешенные решения и анализировать стрессовые ситуации.
Сотрудники могут практиковать осознанность, медитируя или выполняя дыхательные упражнения. Они могут захотеть насладиться такими видами досуга, которые успокаивают ум, такими как садоводство, вязание и рисование. Практика осознанности — это простой способ улучшить здоровье мозга и уменьшить стресс. Blue Ocean Brain, компания HSI, предлагает упражнения для мозга, которые легко выполнять в процессе работы. К ним относятся осознанные дыхательные упражнения, как показано здесь.
#6: Делайте головоломкиПереверни меня на бок, и я стану всем. Разрежь меня пополам, и я ничто. Что я?
Число восемь. На боку он выглядит как символ бесконечности; разрезанный пополам, это выглядит как два нуля.
Психический блок? Время для тизер мозга! Быстрый тизер повысит продуктивность и креативность. Головоломки помогают развивать навыки критического мышления. Это, в свою очередь, укрепляет инновационное мышление и навыки решения проблем. Сотрудники будут спрашивать себя: «Я упускаю какие-то ключевые детали? Я введен в заблуждение? Могу ли я думать об этом по-другому?»
Тизеры — это еще и веселое упражнение для сплочения команды. Они вовлекают всех в решение задачи. Наслаждайтесь одним или двумя тизерами на межведомственном собрании. Сотрудникам понравится думать на ходу, чтобы первыми решить тизер.
#7: Сделайте перерыв с упражнениями для мозгаУпражнения для мозга — отличный способ сделать небольшой перерыв в течение дня, чтобы освежить и омолодить мозг. Они также предлагают интересный способ быстро отвлечься от работы на 5 минут. Blue Ocean Brain предлагает упражнения для мозга, включенные в их платформу микрообучения по социальным навыкам.
Цветные игры, такие как приведенная ниже, обладают свойствами когнитивной стимуляции и помогают улучшить пространственную память. Этот тип упражнений для мозга также улучшает способности восприятия и обработки информации.
#8: Играйте в игрыПочему бы не поиграть в игру? Настольные игры, такие как шахматы, «Улика» и «Монополия», улучшают когнитивное исполнительное поведение. Это облегчает достижение и постановку целей, повышает креативность и улучшает память. Вот некоторые другие игры, которые улучшают навыки на рабочем месте:
- Карточные игры, такие как пасьянсы, способствуют логическому решению задач и сохранению памяти.
- Карточные игры на запоминание проверяют кратковременную память и способность запоминать закономерности.
- Пазлы и даже простые пазлы стимулируют работу мозга и улучшают восприятие, умственное вращение, рабочую память и мышление.
- Видеоигры улучшают концентрацию внимания, навыки решения задач, математические навыки и когнитивную гибкость.
- Спорт требует ряда важных когнитивных навыков, таких как устойчивое внимание, планирование и многозадачность. Согласно исследованию Университета Глазго в Шотландии, видеоигры помогают сотрудникам лучше адаптироваться к переменам.
Эти различные виды деятельности помогают сотрудникам быстрее принимать решения, улучшают память, снижают стресс, улучшают общение и повышают производительность. Почему бы не установить игровой стол в офисе? Пожалуй, один из лучших способов провести обеденный перерыв!
#9: ЧитатьБольшинство из нас хочет быть хорошо информированным или развлекаться. Регулярное чтение дает это и многое другое:
- Тренирует мозг и повышает интеллект
- Разжигает воображение, побуждая к творческому решению проблем
- Развивает настойчивость, позволяя сотрудникам выполнять долгосрочные проекты
- Вдохновляет на творчество и расширяет кругозор, чтобы мыслить на более глубоком уровне, приводя к инновационному мышлению . 0042
- Расширяет словарный запас и языковые навыки, помогая в развитии навыков письменного и устного общения, позволяя сотрудникам говорить более профессионально, уверенно и легко
Почему бы не открыть корпоративный книжный клуб? Или поделитесь списком лучших книг для сотрудников, чтобы они могли развить навыки, полезные в их карьере и отрасли? Предложите подарочную карту первому сотруднику, который опубликует краткое содержание одной из книг на сайте компании в социальной сети.
#10: Практика визуализацииВы когда-нибудь представляли себе цель, и она материализовалась? Попробуйте визуализировать успешный коммерческий звонок или презентацию для команды. Как это выглядит? Создавая яркие, детализированные образы и ощущения, практика визуализации обеспечивает умственную репетицию. Информация, связанная с поставленной задачей, становится организованной. И сотрудники могут затем принимать соответствующие решения на основе этих организованных деталей.
Исследования показывают, что визуализация влияет на когнитивные процессы в мозге, такие как повышение мотивации, повышение уверенности в себе, улучшение двигательной функции, снижение беспокойства и формирование психологической готовности.
Визуализация повышает производительность труда. И оптимизирует успех, поскольку шаги для успешного результата разыгрываются в сознании сотрудников от концепции до исполнения.
#11: Слушайте музыкуНеважно, что вы слушаете: поп, рок, альтернативу, R&B, хип-хоп или классическую музыку. Простое слушание задействует и соединяет разные части мозга. Это приводит к улучшению когнитивных функций. Поэтому поощряйте сотрудников надевать эти наушники или включать спокойную фоновую музыку. Музыка не только улучшает настроение, но и делает сотрудников более расслабленными, сосредоточенными и профессиональными.
Согласно Harvard Business Review, при прослушивании музыки на работе учитывайте следующее:
- Влияние музыки на производительность труда зависит от сложности задачи. Выполнение мирской задачи? Слушать музыку. Это обеспечивает дополнительную стимуляцию мозга и повышает внимание к выполняемой задаче.
- Желание улучшить определенное настроение, даже если это не осознанная мысль, влияет на выбор музыки. Например, слушая классическую музыку, сотрудники могут сосредоточиться на задаче, а не на личных проблемах.
- Индивидуальные личности определяют, будет ли фоновая музыка полезна и в какой степени. Например, музыка позволяет творческим людям в нетворческой рабочей среде сбежать и стимулирует их воображение.
«Она сказала: «Заткнись и танцуй со мной .’» — слова песни «Заткнись и танцуй» американской поп/рок-группы Walk the Moon
Почему бы не танцевать под твоя любимая мелодия перед работой? Встаньте за свой стол и сделайте джигу! Это не только омолодит, но и рассеет мозговой туман, повысив остроту мышления. У сотрудников прибавится энергии. О, и меньше больничных! По данным Национального института здоровья, повышение температуры тела во время и после упражнений может предотвратить рост бактерий, что может помочь организму бороться с инфекциями. А танцы помогают памяти и организаторским способностям сотрудников.
#13: Займитесь хоббиКаждому нужно хобби. Эта поговорка существует всегда! Любите читать? Запустите книжный клуб на работе. Есть страсть помогать другим? Запланируйте волонтерские дни сотрудников. Интересуетесь кулинарией? Соберите коллег и запишитесь на кулинарный мастер-класс. Выделите время для чего-то приятного, например, для рисования или письма.
Изучение нового языка увеличивает и укрепляет связи между различными областями мозга. А обучение игре на музыкальных инструментах тренирует участки мозга, отвечающие за координацию.
Хобби стимулируют умственную деятельность и тренируют мозг по-новому. Хобби могут повысить производительность труда. Разговор о любимом хобби облегчает общение и укрепляет связи с коллегами. Формируются общие связи и развиваются деловые отношения. Хобби уменьшают стресс, а меньшее количество стресса приводит к более продуктивному рабочему дню.
#14: Планирование социальных взаимодействийСоциальное взаимодействие имеет решающее значение для счастливой и наполненной смыслом жизни. Общение во время работы и после работы помогает сохранить когнитивные функции. И не говоря уже об укреплении отношений и улучшении социальных навыков. Социальные мероприятия на работе включают в себя дружеские беседы о членах семьи и друзьях, празднование дней рождения и важных юбилеев, а также счастливые часы в нерабочее время и праздничные торжества.
Эти поддерживающие взаимодействия укрепляют чувство сопричастности и приносят пользу компании. Улучшается самочувствие сотрудников, снижается вредный стресс на рабочем месте и улучшается командная работа.
Хотите узнать больше? HSI предлагает следующие тренировки:
- после работы по работе
- Водяной кулер для отдаленных команд
Новые навыки улучшают функцию мозга. различные пути. Исследования показывают, что микрообучение — это более эффективный способ вовлечь сотрудников, максимально использовать их разделенное внимание и гарантировать сохранение и использование информации. Чтобы узнать больше, загрузите официальный документ HSI «Наука микрообучения».
Культура обучения помогает сотрудникам быть в курсе последних тенденций. Повышение квалификации позволяет сотрудникам повышать свои текущие навыки и помогает им продвигаться по карьерной лестнице. Согласно отчету The Execu|Search Group, 86% специалистов заявили, что поменяют работу, если новая компания предложит им больше возможностей для профессионального развития.
Вот некоторые темы курса микрообучения HSI для обучения новым навыкам:
- Общение
- Разнообразие, равенство и инклюзивность
- Лидерство
- Профессиональная продуктивность
- Навыки продаж
- Навыки работы с программным обеспечением
- Контроль
Заинтересованы в дальнейшем развитии способностей к обучению? Вот несколько курсов HSI:
- Запоминание имен и лиц
- Почему я ничего не помню?
- Стили обучения: развивайте свое обучение
- Советы и рекомендации по улучшению памяти
- Наука микрообучения
- Как преодолеть кривую забывчивости Эббингауза
- Как хобби могут повысить производительность на рабочем месте
- Движения глаз могут улучшить память, а хорошие визуальные эффекты могут помочь
Простые и увлекательные занятия могут помочь развить интеллектуальные способности у малышей.
Подтверждено исследованиямиMomJunction верит в предоставление вам надежной информации, подкрепленной исследованиями. В соответствии с нашими строгими требованиями редакционной политики мы основываем наши статьи о здоровье на ссылках (цитатах), взятых с авторитетных сайтов, международных журналов и научных исследований. Однако, если вы обнаружите какие-либо несоответствия, не стесняйтесь писать нам.
Изображение: Shutterstock
В молодости мы постоянно приобретаем и развиваем когнитивные навыки. Это навыки, которые помогают нам обрабатывать информацию и реагировать на нее. Когнитивные занятия для малышей помогают в развитии этих умственных способностей, позволяя детям быстрее читать, учиться, понимать, вспоминать и сосредотачиваться.
Младенцы и малыши внимательно наблюдают за окружающей их обстановкой и постоянно думают, учатся и экспериментируют. Когнитивные навыки служат основой для развития социальных, эмоциональных, языковых и коммуникативных качеств ребенка (1).
В этом посте мы расскажем о различных аспектах развития когнитивных навыков у малышей и о занятиях, которые помогут их улучшить.
В каком возрасте начинается когнитивное развитие ребенка?
Ваш ребенок проявляет любопытство и учится, как только начинает наблюдать за окружающим миром. Например, двухмесячный ребенок может обращать внимание на лица и следить глазами за движущимися объектами. Младенцы и малыши наблюдают за своими родителями или старшими в семье, слушают, на каком языке говорят вокруг, воркуют, пробуют пищу, держат или хватают предметы или обнимаются со своим опекуном. Дети могут выбрать занятия для раскрытия своих творческих способностей. Они учатся таким образом (2).
Когнитивное развитие продолжается до взрослой жизни.
Связанный: Скачки роста у малышей: возраст, симптомы и сроки
Что такое когнитивные навыки у малышей?
По мере того, как ваш ребенок растет, его когнитивное развитие проходит различные этапы. Согласно сенсомоторной стадии Жана Пиаже (первый этап «теории когнитивного развития»), младенцы и малыши в возрасте от нуля до 24 месяцев взаимодействуют с окружающим миром . Этот сенсорный и моторный опыт помогает им развивать когнитивные навыки.
На каждом этапе развития ваш малыш будет развивать новые и более сложные навыки. Давайте рассмотрим различные когнитивные этапы у малышей (3) (4).
- К тому времени, когда вашему ребенку исполнится девять и 12 месяцев , он может сидеть, стоять, ползать и даже ходить с поддержкой.
- годовалый ребенок будет лучше понимать мир, чем в младенчестве. Им нравится рассматривать книжки с картинками, подражать жестам других, вкладывать один предмет в другой, манипулировать ими, узнавать слова и реагировать звуками и жестами. Они также начинают понимать концепцию постоянства объекта 9.0342 i X Способность ребенка знать, что объекты продолжают существовать, даже если вы не можете их видеть или слышать. .
- Когда им от до лет, они начинают различать «я» и «ты», идентифицируют знакомые предметы и людей и пытаются реагировать на слова.
- Малыши в возрасте от до двух-трех лет проявляют большую самостоятельность и многому учатся, исследуя окружающий мир. Когнитивные навыки, которыми обладает большинство двухлетних детей:
- Имитация действий родителей или членов семьи
- Называние предметов в книгах
- Узнавание их отражения в зеркале
- Понимание и выполнение инструкций взрослых
- Умение сортировать предметы по цвету , размер , или введите
- Возьмите и положите строительные блоки
Связанные: 42 Легкие обучающие занятия для двухлетних детей
Как у малышей развиваются когнитивные навыки?
По мере того, как дети растут, нервные клетки (нейроны) в их мозгу разветвляются и формируют новую связь каждый раз, когда они узнают что-то новое. Каждый нейрон может иметь несколько соединений, и вместе они образуют пути (5).
Представьте, что эти нервные пути являются проводной системой в вашем доме. Каждый нейронный путь представляет собой цепь. В то время как некоторые пути, например те, которые контролируют дыхание и пищеварение, присутствуют при рождении, другие пути являются результатом когнитивного развития. Это означает, что чем больше ваш ребенок исследует, учится и взаимодействует, тем больше путей формируется. Чем больше используются эти пути, тем сильнее они становятся. Новые нейронные пути формируются, когда ваш малыш осваивает разные навыки на разных этапах развития.
Эти ранние когнитивные навыки закладывают основу для сложных когнитивных способностей, которые проявляются позже в жизни.
Увлекательные познавательные занятия для малышей
Вы можете вовлечь своего малыша в бесчисленное множество занятий, чтобы ускорить его когнитивное развитие.
1. Подпевайте
Изображение: IStock
Музыка помогает развивать сенсомоторные навыки и познание. Научите малыша петь за вами или с музыкальным плеером. Это развлечет их и улучшит их социальные и эмоциональные навыки .
2. Практикуйтесь в распознавании звуков животных
Малыши любят животных и быстро улавливают их звуки. Как насчет того, чтобы попрактиковаться в звуках животных и попросить малыша идентифицировать их?
3. Учим буквы с помощью карточек
Использование карточек с малышами — отличный способ научить их и улучшить их память. Вы можете начать с букв и практиковаться с ними ежедневно. Это занятие обязательно доставит массу удовольствия вашему малышу.
4. Потренируйтесь собирать простые головоломки
Дайте вашему малышу головоломку, состоящую из двух частей, которую легко идентифицировать визуально и которая позволит вашему малышу использовать свою память и логику для их сборки.
5. Изучайте цвета с помощью сортировщика цветов
Цвета забавны, привлекательны и важны для когнитивного развития вашего малыша . Купите ребенку цветной сортировщик и научите его им пользоваться. Это помогает улучшить когнитивные и логические навыки у вашего малыша.
Связанный: 12 Занятий по решению проблем для малышей и дошкольников
6. Понимание причины и следствия с помощью игрушек-кнопок
Важной частью когнитивного развития вашего малыша является понимание явления причины и следствия. Простая игрушка-кнопка, которая выполняет действие, светится или издает звук, — это интересный способ научить вашего ребенка причинно-следственным связям.
7. Потренируйтесь складывать деревянные блоки
Изображение: IStock
Позвольте вашему малышу складывать строительные блоки так, как он хочет. Это позволяет им воображать и проявлять творческий подход. Давать им некоторые предложения время от времени полезно.
8. Исследуйте текстуры с игрушками, которые можно осязать.
Игрушки для малышей бывают разных форм и из разных материалов. Это потому, что малышей поощряют прикасаться и чувствовать различные текстуры и узнавать о них через сенсорный опыт.
9. Ролевые игры с кухонными игрушками
У малышей развитое воображение. Предоставление им кухонных игрушек позволяет им использовать свое воображение и творчество в игре . Это также хороший способ рассказать им о еде, вкусах и запахах.
Притворная игра помогает развивать творческие способности ребенка и навыки решения проблем. Это также помогает детям лучше понять понимание истории (1).
10. Попрактикуйтесь в прохождении велосипедного курса
Когнитивные способности вашего малыша не ограничиваются его умственными способностями. Устройте велодорожку в саду или нарисуйте дорожку мелом и поощряйте малыша наблюдать и проходить трассу соответствующим образом. Они могут исследовать, используя свои руки и ноги в координации, чтобы двигаться вперед, назад и поворачиваться, что улучшает их способность понимать реакции и реагировать соответствующим образом во время игры на свежем воздухе.
11. Устройте охоту за мусором
Это занятие больше подходит для малышей в возрасте от двух до трех лет, которые лучше понимают инструкции. Устройте охоту за сокровищами или мусором для своего малыша и дайте ему награду, чтобы мотивировать его.
Связанный: Как заставить вашего малыша слушать, не крича?
12. Играйте на музыкальных инструментах
Изображение: IStock
Детей сразу привлекает музыка и всевозможные звуки. Игра с погремушками, стук по посуде и удары по барабану барабанными палочками улучшают ловкость вашего малыша и развивают у него чувство звука и музыки . Купите им игрушечный музыкальный инструмент и предложите поиграть на нем.
13. Позвольте им помогать по дому
Веселые занятия с вашим малышом могут стать для него возможностью обучения. Позвольте ребенку помогать вам в повседневных делах, таких как уборка его игрушек и складывание игрушек в мусорное ведро. Это привьет чувство ответственности, улучшит ловкость и научит их следовать инструкциям.
Когнитивные занятия для улучшения памяти малыша
Вот несколько простых и веселых занятий, которые могут улучшить память вашего малыша.
14. Спрячьте предмет
Спрячьте предмет под одеяло или перетасуйте его между руками. Попросите малыша найти предмет. Такие занятия улучшают кратковременную память вашего ребенка i XСпособность удерживать небольшой объем информации в течение небольшого промежутка времени. и зрительная память i XСпособность запоминать то, что вы уже видели. и закладывает основу для постоянства объекта. Они также помогают развивать чувство исследования и открытия, что еще больше способствует когнитивному развитию.
15. Повторяйте песни и рассказы
Рекомендуется петь новорожденному или младенцу, так как звуки и мелодии могут помочь в когнитивном развитии. Когда ваш ребенок вырастет и станет малышом, рекомендуется петь детские песенки, рассказывать истории с картинками и подбадривать его подпевками. Как только вы почувствуете, что ваш ребенок знаком с стишком или песенкой, сделайте паузу и попросите его продолжить (6).
Детские стишки учат детей ритму и образцам речи. Повторяющиеся строки в рифмах способствуют развитию памяти и помогают детям выучить произношение (2).
16. Упражнение с цифрами и буквами
Вы можете повторять буквы и цифры, а когда они их узнают, вы можете попросить их вспомнить.
Когнитивные занятия для развития логики у малышей
Хотя логика недооценивается, она играет решающую роль в жизни вашего ребенка по мере его взросления. Вот несколько вещей, которые вы можете сделать, чтобы помочь вашему малышу развить логические способности.
17. Настройка простых повседневных дел
Изображение: IStock
Создавайте простые и определенные рутины и процедуры. Придерживайтесь графика купания малышей, уроков, еды, рассказывания историй, занятий или походов в парк. Это учит их относиться к последовательности, и они ожидают одно за другим. Распорядок также прививает чувство дисциплины в ребенке.
18. Дайте им игры и игрушки, основанные на сортировке
К двум годам ваш малыш будет в состоянии идентифицировать предметы и сортировать их. Чтобы поощрить и укрепить их способность сортировать вещи по разным параметрам, вы можете попросить их рассортировать игрушки, кубики, животных, цвета или выбрать то, что им больше всего нравится. Распорядок может быть включен во время ваших ежедневных занятий на свежем воздухе с вашим малышом.
19. Дайте им головоломки
Отличный способ улучшить логику вашего малыша — это вовлекать его в игры и головоломки на соответствие. Например, игра-головоломка, в которой им нужно сопоставить часть головоломки с изображением животного и часть звука, который они издают, или игра, в которой разные части соответствуют определенной логической ориентации.
Связано: 10 увлекательных групповых занятий для вашего малыша
Познавательные занятия для развития воображения и творчества малышей
Попробуйте эти занятия, чтобы развить воображение и творческие способности вашего малыша.
20. Творите с искусством
Дети изобретательны и изобретательны. Эти черты естественно присутствуют в них и могут быть дополнительно отточены путем создания искусства, ремесел и живописи. Например, слепите из пластилина миниатюрную кошку или собачку и попросите ребенка повторять ваши шаги. Через несколько раз ваш ребенок создаст объект, который он видел или наблюдал в окружающей среде. Подобной деятельности можно научить, попросив их рисовать или раскрашивать. Используйте яркие цвета, привлекательные для вашего малыша.
21. Участвуйте в играх на свежем воздухе и коротких визитах
Изображение: IStock
Неструктурированная игра также необходима для развития воображения и творческих способностей вашего малыша. Выведите ребенка на игровую площадку или на открытое пространство, чтобы он мог исследовать мир снаружи. Посещение зоопарка, пикник или что-то подобное может улучшить когнитивные навыки вашего ребенка.
22. Дайте опыт
Начните с небольших опытов, но по мере того, как ваш малыш начинает понимать больше, вам нужно импровизировать и вносить разнообразие. Вы вполне можете сидеть с зеброй, львом и космонавтом на чаепитии, устроенном вашим малышом.
23. Проявите творческий подход с мелом для тротуара
Вы можете запастись материалами, которые ваш ребенок может использовать для творчества и увлечения. Одним из таких материалов является доска и мел. Пусть ваш ребенок свободно думает и проявляет творческий подход, рисуя на доске. Это помогает вашему ребенку улучшить свои моторные навыки, ловкость и творческие способности — все, что необходимо для когнитивного развития на этом этапе.
Примеры неструктурированных когнитивных занятий для малышей
Несмотря на то, что существует множество занятий, которые могут помочь улучшить когнитивные навыки вашего малыша, неструктурированная игра или свободная игра одинаково важны для их развития. Неструктурированная игра дает малышам и детям свободу воображать, исследовать, создавать и играть без каких-либо правил (7).
Свобода развивает и стимулирует когнитивное развитие наряду с физическим и эмоциональным развитием. Поощрение свободной игры вашего малыша с детьми того же возраста также помогает развивать его социальные навыки. Сочетание структурированной и неструктурированной игры делает детей творческими, новаторскими, изобретательными, дисциплинированными и помогает им развивать важные навыки решения проблем и социализации по мере взросления.
Вы можете поощрять своего малыша играть на свежем воздухе, чтобы исследовать мир и взаимодействовать с ним. Тем не менее, малыши могут так же весело проводить время в помещении. Вот некоторые примеры неструктурированной игры в помещении:
- Сборка из кубиков Lego
- Игра с тестом
- Игра с кухонным набором
- Игра с водой
- Игра с фигурками (машинки и куклы)
- Игры с другими малышами 9004 2
- Рассказ истории друзьям или членам семьи
Неструктурированная игра считается неотъемлемой частью детства и формирует образ мышления вашего ребенка. Вот несколько советов, которые вы можете использовать, чтобы поощрять вашего малыша во время неструктурированной игры.
- Держите под рукой много материалов, таких как подходящие по возрасту игрушки, картонные коробки, бумажные полотенца, кубики, сборники рассказов, пустые книги и пластилин.
- Храните познавательные игрушки и книги на полках, которые легко доступны для малыша.
- Оставьте в своей комнате специально отведенное место, где ваш ребенок может просто побыть самим собой. Ничего страшного, если они испачкаются во время игры.
Как детская погремушка помогает в когнитивном развитии?
Погремушки — одна из первых игрушек, с которыми играет ваш ребенок. В то время как в первые два или три месяца вашего ребенка привлекают звук и движения погремушки, когда вы ее трясете, в возрасте от четырех до семи месяцев он, скорее всего, будет держать погремушку самостоятельно (8). Вы поощряете их трясти погремушкой и шуметь. Таким образом, ваш ребенок узнает назначение погремушки.
Когда ваш ребенок привыкнет к своей погремушке, поиграйте с ним в игру «спрячь погремушку». Встряхните погремушку, чтобы она издала звук, где бы она ни была спрятана, поскольку это побуждает вашего ребенка понимать постоянство объекта и побуждает его искать его. Даже в первые два или три месяца жизни вашего ребенка погремушка — это концепция, которая помогает ускорить когнитивное развитие вашего ребенка.
Другими преимуществами использования детской погремушки для когнитивного развития являются:
- Разные погремушки издают разные звуки
- Ваш малыш учится хватать, держать и двигать погремушку, помогая ему развивать моторику
- Многие погремушки тоже прорезыватели зубов
- Малыши учатся подражать взрослым, двигая погремушкой так же, как это делают взрослые
Ваш ребенок может начать наблюдать и обрабатывать информацию вокруг себя с самого рождения. К двум годам они могут узнавать людей и понимать инструкции после обучения простым реакциям на различные раздражители и обучения различению цветов. Поскольку окружающая среда и опыт влияют на это развитие, это подходящий возраст для малышей, чтобы участвовать в различных познавательных мероприятиях, которые поощряют исследования и открытия. Таким образом, вовлекая детей в эти учебные занятия, вы можете помочь им достичь этих вех и улучшить их сенсомоторный опыт.
1. Является ли занятие спортом познавательной деятельностью?
Да, упражнения могут помочь улучшить когнитивные функции, способствуя развитию мозга, уменьшая стресс и высвобождая гормоны роста. Чтобы воспользоваться этими когнитивными преимуществами, важно включить упражнения в регулярную часть распорядка дня (9).
2. Какие упражнения лучше всего подходят для когнитивных функций?
Кардиоупражнения, такие как бег, танцы, прыжки и прыжки, идеально подходят для улучшения работы мозга и когнитивного развития детей. Эти действия также могут улучшить обучение, запоминание, аналитические способности и концентрацию (10).
3. Какие признаки могут свидетельствовать о задержке когнитивного развития у ребенка раннего возраста?
Задержка в ходьбе, сидении или ползании, необычно короткая продолжительность концентрации внимания, трудности с запоминанием вещей, отсутствие любопытства, задержка в обучении, проблемы с логическим мышлением, задержка речи, низкая продолжительность памяти и медленное обучение указывают на то, что у ребенка раннего возраста наблюдается когнитивное развитие задержки (11).
4. Можете ли вы объяснить связь между когнитивным и языковым развитием у малышей?
Когнитивное и языковое развитие тесно связаны друг с другом. Когда малыш говорит или общается надлежащим образом, считается, что это отражает когнитивное развитие (12). Считается, что у малышей, подвергающихся воздействию богатой языковой среды, больше шансов развить сильные когнитивные навыки.
Основные указания
- Когнитивное развитие детей начинается в течение первых 24 месяцев, когда они наблюдают и улавливают действия окружающих их людей.
- Развитие проходит в несколько стадий, каждая из которых связана со значительным достижением навыков.
- Вы можете помочь своему ребенку достичь этих вех с помощью таких занятий, как распознавание звуков, знакомство с цифрами и буквами, решение головоломок и многое другое.
Ссылки:
Статьи MomJunction написаны на основе анализа исследовательских работ авторов-экспертов и учреждений. Наши ссылки состоят из ресурсов, установленных властями в соответствующих областях.