Когнитивные нарушения головного мозга: Когнитивные расстройства и деменция: симптомы и лечение

Содержание

Когнитивные нарушения и хроническая ишемия головного мозга

Хроническая ишемия головного мозга (ХИМ) является одним из наиболее часто встречающихся заболеваний центральной нервной системы. Прогрессирование ХИМ, в большинстве случаев, сопровождается когнитивными нарушениям. 

Когнитивными нарушениями сосудистого генеза страдают около 24,3 млн. человек во всем мире, причем большинство из них проживает в развитых странах. В Российской Федерации частота недементных когнитивных нарушений составляет 44 %. При сосудистом поражении головного мозга возникают нарушения управляющих функций, таких как регуляция, программирование, и, контроль психических процессов, в отличие от болезни Альцгеймера, для которой ключевым симптомом является нарушение памяти. 

В результате хронической ишемии происходит поражение различных областей головного мозга, в том числе, разрушение префронтально-субкортикальных связей, являющихся наиболее важными в генезе сосудистых когнитивных нарушений.

Когнитивные нарушения, при ХИМ, варьируют по степени выраженности от минимальной дисфункции, до стадии деменции. Наиболее часто диагностируются умеренные когнитивные нарушения. 

Важным направлением служит выявление пациентов с начальными формами когнитивного снижения, и, раннее начало лечения, вследствие чего сохраняется трудоспособность пациентов на протяжении длительного периода времени. Это обусловлено тем, что возможности эффективной терапии пациентов с тяжелой деменцией ограничены и не всегда достигают желаемого эффекта.

Основными факторами риска развития ХИМ являются атеросклероз и артериальная гипертензия, которые, нередко сочетаются. Вместе с тем, многим авторами (исследователями) признается роль дегенеративно-дистрофических изменений шейного отдела позвоночника и миофасциальных нарушений в формировании ХИМ. Ведущими механизмами хронической церебральной ишемии вертеброгенного генеза являются компрессионно-ирритативные или рефлекторные ангиоспастические синдромы экстракраниальных артерий.

Медикаментозные средства нейрометаболического ряда являются основой лечения ХИМ. 

С учетом современных знаний о механизмах развития ХИМ, в последние годы публикуются множество работ о положительном воздействии мягкотканых техник мануальной терапии на церебральный кровоток. Анализ результатов подобных исследований, позволяют считать комплексную терапию (сосудистая нейрометаболическая в сочетании с мягкими техниками мануальной терапии), эффективной в лечении когнитивных нарушений у пациентов с ХИМ.

Изменения функционального состояния шейного отдела позвоночника под воздействием сеансов мягкотканых техник мануальной терапии сопровождалось улучшением церебральной гемодинамики. Следует отметить, что проводить мануальную терапию при хронических цереброваскулярных заболеваниях должен только опытный специалист, владеющий знаниями об особенностях данной патологии, со строгим учетом всех противопоказаний.

Применение мягких техник мануальной терапии позволяет усилить и продлить эффект нейрометаболической терапии, сочетание с которой показало высокую эффективность и является перспективным направлением в лечении когнитивных нарушений, связанных с ХИМ.  

Автор: Авров Максим Владимирович — врач мануальной терапии, кандидат медицинских наук, врач высшей квалификационной категории.

Цены, приведенные на сайте, не являются публичной офертой, носят информационный характер и могут быть изменены.

Комментировать

Когнитивные нарушения: симптомы и лечение

Когнитивные функции (лат. cognitio – познание) – высшие мозговые функции: память, внимание, психомоторная координация, речь, гнозис (восприятие информации), праксис (способность приобретать двигательные навыки), счет, мышление, ориентация, планирование и контроль высшей психической деятельности.

Снижение памяти, внимания, появление рассеянности, трудностей в подборе слов, снижение инициативы и способности переключаться, а в более тяжелых случаях – нарушение ориентации во времени и пространстве и затруднение выполнения привычных действий – все это симптомы когнитивных нарушений.

Под когнитивными нарушениями понимают снижение когнитивных функций по сравнению с исходным уровнем (индивидуальной нормой). Они могут появиться в любой период жизни человека в результате как переутомления, недосыпания, повышенных психоэмоциональных или физических нагрузок, так и в результате различных заболеваний. Также после 40-50 лет по мере инволюционных процессов в организме и появления хронических заболеваний снижаются не только физические, а и умственные способности человека.

Какие физиологические процессы происходят с головным мозгом в старости?
С возрастом постепенно уменьшается масса мозга. Этот процесс начинается довольно рано – после 30-40 лет. Наиболее выраженные атрофические изменения отмечаются в лобных долях, отвечающих за мышление, речь, произвольные движения и регуляцию сложных форм поведения, постцентральной извилине, отвечающей за осязание, верхней височной извилине, отвечающие за обработку звуков, зрительной коре. В этих образованиях степень утраты нейронов к 70-80 годам может достигать до 48%, а к 90-летию жизни число нейронов уменьшается до 30-50% по сравнению с концом 20-летия жизни.

С возрастом происходит не только уменьшение количества нейронов, но и изменения функциональных свойств оставшихся. Уменьшается количество дендритов и синапсов между нейронами. Изменения происходят и в белом веществе, где отмечается частичная демиелинизация, преимущественно в передних отделах головного мозга, уменьшение числа глиоцитов. Характерны и атеросклеротические поражения церебральных сосудов, которые определяются у большинства лиц старше 65 лет.

Психологические изменения с возрастом проявляются в повышенной ранимости, обидчивости, раздражительности, концентрации внимания на ограниченном круге аффективно заряженных представлений. Настроение у пожилых людей становится неустойчивым, преобладают пониженный фон и пессимизм, недовольство окружающим. Легко возникают чувства тревоги и страха.

Снижение памяти и внимания является самым распространенным спутником старения. До 70% пожилых людей отмечают у себя снижение памяти по сравнению с молодым или средним возрастом. На первых этапах снижение памяти воспринимается как забывчивость: зачем пришел в эту комнату, куда положил вещь, во сколько необходимо прийти на встречу, забыл выключить утюг, не помню, куда положил ключи. Пациенты не обращают внимания на эти симптомы, ссылаясь на утомляемость, плохой сон ночью, повышенную нагрузку на работе, неприятности и т.д.

Могут быть легкие когнитивные нарушения, когда их замечает только сам человек, средней степени тяжести – когда на них обращают внимание окружающие и тяжелые – когда наблюдается выраженная социальная дезадаптация и зависимость от помощи других людей. В конечном итоге – формирование грубого психического расстройства, полностью дезадаптирующего пациента в обществе.

Функциональные, преходящие когнитивные нарушения, как правило, носят легкий характер и проходят после хорошего отдыха. Изменения, связанные с заболеваниями и возрастом имеют более стойкий характер и требуют медикаментозной терапии.

Существует ли профилактика когнитивных нарушений?
К немедикаментозным методам профилактики когнитивных нарушений относится общая мотивация поддержания здорового образа жизни. Базовые основы первичной профилактики включают в себя диету, обогащенную природными антиоксидантами, систематические тренинги по тренировке памяти и внимания и рациональные физические упражнения.


Природными антиоксидантами являются витамины С и Е, которые содержатся в цитрусовых, растительных маслах, морепродуктах и других продуктах питания. По некоторым ретроспективным наблюдениям, так называемая «средиземноморская диета», обогащенная натуральными антиоксидантами, способствует профилактике когнитивных нарушений и деменции. С этой целью рекомендуется использовать в рационе больше овощей, фруктов и морепродуктов.

Эпидемиологические исследования свидетельствуют, что лица напряженного интеллектуального труда менее подвержены когнитивным нарушениям и деменции. Пациенты высокого интеллектуального уровня обладают более развитыми навыками когнитивной деятельности, которые позволяют им успешнее преодолевать трудности, появляющиеся в начале дементирующего заболевания головного мозга.

Как здоровым пожилым, так и лицам с негрубыми нарушениями когнитивных функций показаны систематические упражнения по тренировке памяти и внимания. Целесообразность таких упражнений базируется на представлении о когнитивных функциях как о запасе знаний и навыков, которые формируются прижизненно.

Другими словами, человек в процессе жизнедеятельности обучается стратегиям и навыкам восприятия, обработки, запоминания и воспроизведения информации. Человеческая память не является простым «хранилищем», куда складывается информация, и эффективность мнестической деятельности зависит не от объема памяти, который безграничен и мало меняется даже при тяжелых поражениях мозга, а от используемых стратегий запоминания и воспроизведения.

Эпидемиологические наблюдения свидетельствуют, что регулярная физическая активность также способствует уменьшению заболеваемости деменцией. В ряде аналитических работ было показано, что лица, регулярно выполняющие физические упражнения, имеют меньший риск развития деменции в пожилом возрасте (Лечебная физическая культура в гериатрии, 2011, [3]). Вероятно, в основе данного феномена лежит благоприятное влияние физически активного образа жизни на сердечно-сосудистую систему, индекс массы тела, эмоциональную сферу.

Для сохранения когнитивных функций необходимо поддерживать функцию головного мозга и медикаментозными способами. Для этих целей хорошо подходит лекарственный препарат Церотилин. Активным веществом препарата Церотилин является холина альфосцерат, который в организме метаболизируется до двух важных веществ – ацетилхолин и фосфатидилхолин. Ацетилхолин, являясь нейромедиатором, улучшает проведение нервных импульсов в нервной системе, способствует образованию новых нейронных связей между клетками нервной системы, а фосфатидилхолин является основным структурным элементом клеточных мембран, способствует восстановлению поврежденных клеток. В результате, Церотилин активизирует умственную деятельность, улучшает концентрацию внимания, запоминание и воспроизведение информации, улучшает настроение, способствует устранению эмоциональной неустойчивости, раздражительности и апатии. Церотилин обладает хорошим профилем безопасности и переносимости, может использоваться даже при выраженном нарушении функции почек и печени. Производитель фармацевтической субстанции для лекарственного препарата Церотилин является компания Lipoid, Германия. Церотилин удобен в приеме, он выпускается в капсулах по 600 мг и принимается по 1 капсуле 2 раза в день. Рекомендуется курс лечения 3-6 месяцев.
В случае недостаточного поступления антиоксидантов с пищей целесообразно использовать препараты, содержащие витамины А, Е, С. Минскинтеркапс выпускает линейку препаратов Антиоксикапс. Антиоксикапс (содержит витамины антиоксиданты А, Е, С), Антиоксикапс с цинком (цинк позволяет улучшить состояния кожи и волос), Антиоксикапс с селеном (селен укрепляет иммунитет), Антиоксикапс с железом (железо необходимо для нормального кроветворения), Антиоксикапс с йодом (йод нужен для выработки гормонов щитовидной железы).
Применение препарата Церотилин и витаминных антиоксидантных комплексов Антикоксикапс поможет сохранить и улучшить когнитивные функции.
Имеются медицинские противопоказания и нежелательные реакции.
ПЕРЕД ПРИМЕНЕНИЕМ ЛЕКАРСТВЕННОГО ПРЕПАРАТА ОЗНАКОМЬТЕСЬ С ИНСТРУКЦИЕЙ

Предыдущая Лента новостей Следующая

Легкие когнитивные нарушения (MCI) | Кедры-Синай

ОБ ДИАГНОЗ ЛЕЧЕНИЕ

Обзор

Легкие когнитивные нарушения (MCI) — это пациенты с более серьезными проблемами памяти, чем те, которые вызваны нормальным старением. Однако эти нарушения являются легкими и не такими тяжелыми, как у пациентов с деменцией. Пациенты с MCI, как правило, могут жить своей повседневной жизнью и заниматься своими обычными делами без каких-либо проблем.

Пациенты с MCI имеют повышенный риск развития деменции в более позднем возрасте.

Симптомы

Симптомы легких когнитивных нарушений часто малозаметны, и пациенты могут даже не замечать их, потому что они часто вырабатывают методы преодоления, такие как письменные напоминания. Симптомы MCI могут включать:

  • Растущая забывчивость
  • Забыть важные встречи или события
  • Потеря мысли
  • Потерять нить разговора, книг и фильмов
  • Чувство подавленности при принятии решений или планировании
  • Трудно ориентироваться в знакомой среде
  • Повышенная импульсивность
  • Депрессия
  • Раздражительность и агрессия
  • Беспокойство
  • Апатия

Причины и факторы риска

Не существует какой-то одной причины легких когнитивных нарушений. MCI часто ассоциируется с изменениями головного мозга, подобными тем, которые связаны с болезнью Альцгеймера или деменцией с тельцами Леви. Изменения головного мозга, связанные с MCI, выражены мягче, чем при деменции. Накопление бляшек по всему мозгу, сморщивание гиппокампа и увеличение заполненных жидкостью мешочков (желудочков) мозга — все это связано с MCI.

С возрастом риск увеличивается. Другие факторы риска включают:

  • Депрессию
  • Высокий уровень холестерина
  • Высокое кровяное давление
  • Диабет
  • Курение
  • Отсутствие физических упражнений
  • Неучастие в умственной или социальной деятельности

Диагностика

Не существует специального теста, позволяющего диагностировать легкие когнитивные нарушения. Диагноз основывается на физическом осмотре пациента и истории болезни, а также на некоторых диагностических тестах.

Диагностика часто включает различные инструменты, чтобы исключить другие возможные расстройства и лучше понять состояние пациента. Можно использовать следующие диагностические тесты:

  • Неврологический осмотр
  • Анализы крови
  • Магнитно-резонансная томография (МРТ)
  • КТ
  • Оценка психического статуса

Лечение

Специального лечения легких когнитивных нарушений не существует.

Большинство методов лечения направлено на устранение симптомов заболевания. Если у пациента высокий уровень холестерина или высокое кровяное давление, они будут решаться путем изменения образа жизни и приема лекарств.

Некоторые врачи могут назначать лекарства от болезни Альцгеймера, известные как ингибиторы холинэстеразы, для лечения симптомов легких когнитивных нарушений. Тем не менее, исследователи все еще работают над определением долгосрочной эффективности этих лекарств.

Пациентам с легкими когнитивными нарушениями рекомендуется участвовать в умственно и социально стимулирующих ситуациях, поскольку это может помочь поддерживать функцию мозга. Упражнения также полезны, так как они поддерживают здоровье кровеносных сосудов тела, в том числе тех, которые снабжают мозг.

© 2000-2022 Компания StayWell, LLC. Все права защищены. Эта информация не предназначена для замены профессиональной медицинской помощи. Всегда следуйте инструкциям своего лечащего врача.

Когнитивные проблемы после черепно-мозговой травмы

Что такое познание?

Познание – это акт познания или мышления. Некоторые мыслительные способности, на которые может повлиять ЧМТ, включают:

  • Внимание и концентрацию
  • Обработка и понимание информации
  • Память
  • Планирование, организация и сборка
  • Рассуждение, решение проблем, принятие решений и суждение
  • Мониторинг и наблюдение за поведением, чтобы убедиться, что оно является социально приемлемым
  • Общение мыслей или идей способами, понятными другим

Познание после ЧМТ

В этом информационном бюллетене обсуждаются распространенные трудности с познанием (или мышлением), которые возникают у некоторых людей после ЧМТ, и приводятся некоторые советы, которые могут помочь уменьшить эти проблемы.

Внимание

Люди, перенесшие ЧМТ, могут испытывать трудности с концентрацией внимания или концентрацией внимания. Умение концентрировать внимание является важным мыслительным навыком. Проблемы с концентрацией внимания часто могут привести к другим проблемам и проблемам, таким как:

  • Легче отвлекаться
  • Проблемы с завершением дел
  • Трудно переключать внимание с одной задачи на другую
  • Изучение и запоминание новой информации
  • Трудно вести долгие разговоры или сосредоточиться на одном разговоре, когда говорят много людей

Что можно сделать, чтобы улучшить внимание?

  • Меньше отвлекающих факторов. Отвлечения могут исходить из окружающей среды или изнутри, например, из-за головных болей или беспокойства. Найдите подходящее место и подходящее время для занятий, требующих повышенного внимания (например, чтения). Например, работа в тихой комнате.
  • Сосредоточьтесь на одной задаче за раз.
  • Разбивайте большие или сложные задачи на более мелкие задачи.
  • Тренируйте внимание на простых, но практических действиях (таких как чтение абзаца или сложение чисел) в тихой комнате. Постепенно усложняйте задания. Например, прочтите рассказ, считайте чековую книжку или поработайте в более шумной обстановке.
  • Делайте перерывы при выполнении задач, требующих много умственной энергии. Вернитесь к задаче, когда освежитесь.
  • Поговорите с врачом, если вы считаете, что ваше настроение (например, грусть или беспокойство) мешает вам сосредоточиться.
  • Больше отдыхайте. Поговорите со своим врачом о любых проблемах со сном.

Обработка и понимание информации

После ЧМТ способность человека обрабатывать и понимать информацию часто замедляется и может стать более сложной. Это может привести к некоторым из следующих проблем:

  • Проблемы с пониманием того, что говорят другие, или вам нужно больше времени, чтобы понять, что говорят другие.
  • Требуется больше времени, чтобы понять и следовать указаниям.
  • Проблемы с пониманием сюжетных линий в телевизионных шоу и фильмах.
  • Требуется больше времени, чтобы прочитать и понять письменную информацию, включая книги, газеты или журналы.
  • Медленная реакция на изменения или предупреждающие знаки в окружающей среде. Медленная реакция делает определенные виды деятельности, например вождение автомобиля, небезопасными. Например, недостаточно быстрое реагирование на знаки остановки, светофоры и другие предупреждающие знаки.
  • Требуется больше времени для выполнения физических задач, включая рутинные действия, такие как одевание или приготовление пищи.

Что можно сделать, чтобы улучшить способность обрабатывать и понимать информацию?

  • Меньше отвлекающих факторов. Например, выключите телевизор и заглушите телефон, чтобы полностью сосредоточиться на том, что вы пытаетесь понять.
  • Дайте больше времени на обдумывание информации, прежде чем двигаться дальше.
  • При необходимости перечитайте информацию. Попробуйте использовать маркер, чтобы выделить наиболее важные части того, что вы читаете.
  • Делайте заметки и обобщайте информацию своими словами.
  • При необходимости попросите участников повторить, сказать что-то по-другому или говорить медленно. Повторите то, что вы только что услышали, чтобы убедиться, что вы поняли это.

Когнитивное общение

Проблемы с мышлением могут затруднить выражение ваших мыслей и понимание того, что пытаются сказать другие. Примеры проблем с когнитивной коммуникацией включают:

  • Трудность придумывания правильного слова
  • Проблемы с началом или продолжением разговоров или пониманием того, что говорят другие
  • Бессвязность или легкое отклонение от темы
  • Трудности с организованным выражением мыслей
  • Проблемы с выражением своих мыслей и чувств через выражение лица, тон голоса и язык тела (невербальное общение)
  • Проблемы с чтением невербальной коммуникации и социальных сигналов других людей, которые указывают на их чувства, мысли, ожидания или намерения
  • Непонимание шутки или сарказма
  • Афазия — это расстройство, которое может повлиять на вашу речь или вашу способность правильно понимать язык. Логопед может проверить вас на афазию. Некоторые из приведенных ниже рекомендаций могут быть полезны людям с афазией. Тем не менее, может потребоваться логопед с обученным терапевтом, который может научить стратегиям, характерным для афазии.

Что могут сделать люди с ЧМТ, чтобы улучшить общение?

  • Практикуйтесь в общении один на один или в небольших группах и в обстановке, где мало отвлекающих факторов.
  • Если кто-то говорит слишком быстро, попросите его говорить медленнее, чтобы вы могли лучше его понять.
  • Если люди пытаются сказать вам слишком много сразу, попросите их говорить вам по одному или задавать по одному вопросу за раз.
  • Если люди задают слишком много вопросов одновременно, задавайте по одному вопросу за раз.
  • Если вы не поняли что-то, что вам сказали, попросите его или ее повторить это или сказать по-другому.
  • Чтобы убедиться, что вы понимаете, что кто-то говорит, предложите обобщить услышанное.
  • Прежде чем начать разговор, подумайте о главном, что вы хотите донести. Спланируйте, что вам нужно сказать, и подумайте, какая справочная информация, если таковая имеется, может понадобиться человеку, чтобы лучше понять ваше сообщение.
  • Когда вы пишете электронные письма и публикуете сообщения в социальных сетях, обязательно вычитывайте и читайте текст вслух перед отправкой или публикацией.

Как другие могут помочь в общении?

Люди с ЧМТ могут быть не в состоянии интерпретировать или понимать слова, сообщения, мысли и чувства, являющиеся частью разговора. В таких случаях люди с ЧМТ могут помочь по телефону:

  • Добрыми словами и мягким тоном.
  • Ограничение разговоров одним человеком за раз.
  • Четко сообщите любимому человеку о том, что вы думаете, чувствуете или хотите.
  • Помогая им практиковать советы по общению, изложенные выше. Практика должна проводиться один на один или в небольших группах в среде с небольшим количеством отвлекающих факторов.
  • Помочь перенаправить разговор, если собеседник отклонится от темы, сказав: «Мы говорили о…»
  • Если вы работаете с логопедом, может быть полезно, чтобы близкий человек присоединился к этим занятиям. Привлечение членов семьи к занятиям может помочь вам перенести новые навыки в повседневную жизнь.

Изучение и запоминание новой информации

У людей с ЧМТ могут возникнуть проблемы с изучением и запоминанием новой информации и событий. У людей с ЧМТ также могут быть проблемы с запоминанием целых событий или разговоров. Когда это происходит, разум иногда пытается заполнить пробелы в недостающей информации вещами, которых на самом деле не было. Эти ложные воспоминания не ложь. Ложные воспоминания — это попытка мозга использовать лучшую информацию, которая у него есть, чтобы компенсировать то, что отсутствует.

Что можно сделать, чтобы решить проблемы с памятью?

  • Организуйте свой день с помощью рутинных ежедневных задач и занятий.
  • Будьте организованны: всегда кладите часто используемые предметы на одно и то же место.
  • Научитесь использовать вспомогательные средства памяти, такие как:
    • записные книжки памяти для хранения важной информации.
    • напоминаний календаря на смартфонах, планшетах и ​​компьютерах, чтобы помнить о встречах и запланированных мероприятиях.
  • Минимизируйте отвлекающие факторы при изучении новой информации и выполнении заданий (например, сидите в тихом месте).
  • Посвятите время и внимание просмотру и отработке новой информации, которую вы хотите запомнить.
  • Свяжите информацию, которую вы хотите запомнить, с изображением. Прорепетируйте эту связь либо вслух, либо запишите ее.
  • Попробуйте связать новую информацию с тем, что вы уже знаете. Опираясь на имеющиеся знания, можно улучшить память.
  • Запишите пошаговые инструкции, на которые вы можете ссылаться при изучении чего-то нового, например, указание направления в новое место, новый рецепт или изучение новой компьютерной задачи.
  • Больше отдыхайте. Это улучшит вашу концентрацию во время обучения и улучшит память.
  • Используйте методы релаксации, такие как глубокое дыхание или медитация. Это может помочь вам лучше сосредоточиться и уменьшить проблемы с памятью, связанные со стрессом и беспокойством.
  • Обратите внимание на возможные побочные эффекты ваших лекарств, которые могут повлиять на ваше мышление. Если вы заметили изменения в памяти и принимаете лекарства, отпускаемые по рецепту, поговорите со своим врачом о том, как лекарства, отпускаемые по рецепту, могут повлиять на вашу память.

Планирование и организация

У людей с ЧМТ могут возникнуть проблемы с планированием шагов, необходимых для достижения цели, или систематизацией своих идей или вещей. Примеры:

  • Проблемы с планированием дня и назначением встреч
  • Проблемы с организацией и отслеживанием таких вещей, как важные документы, почта и другие предметы
  • Проблемы с задачами, которые требуют выполнения нескольких шагов в определенном порядке, например стирка или приготовление пищи

Что можно сделать для улучшения планирования и организации?

  • Используйте календарь для планирования встреч и задач. Остерегайтесь конфликтов в расписании.
  • Перечислите цели или дела, которые нужно сделать, и когда. Перечислите их в порядке того, что нужно сделать в первую очередь.
  • Многие мобильные телефоны имеют полезные приложения с календарями и контрольными списками.
  • Разбейте действия на более мелкие этапы.
  • При выяснении того, какие шаги вам нужно сделать в первую очередь, чтобы завершить действие, подумайте о конечной цели и действуйте в обратном порядке.
  • Организуйте предметы на основе сходства и использования. Например, хранить все медицинские счета в одном месте и разделять их по видам медицинских услуг.
  • Ищите бесплатные приложения для смартфонов, предназначенные для планирования, организации и напоминаний о встречах и событиях. Некоторые приложения позволяют устанавливать будильники для напоминаний в течение дня.

Суждение, рассуждение, решение проблем и самосознание

Суждение, рассуждение, решение проблем и самоконтроль — сложные когнитивные навыки, которые часто страдают после ЧМТ. Проблемы в этих областях также влияют на принятие решений и поведение. У людей с ЧМТ, у которых есть трудности в этих областях, могут быть следующие проблемы:

  • Анализ информации или изменение способа мышления (быть гибким)
  • Поиск наилучшего решения проблемы
  • Застрять на одном решении и не рассматривать другие варианты
  • Действовать быстро, не думая о возможных последствиях
  • Знание того, какая информация необходима и как оценивать информацию, необходимую для принятия решений
  • Оценка безопасного и небезопасного поведения
  • Неосведомленность о когнитивных проблемах, даже если эти проблемы очевидны для других
  • Отсутствие понимания социальных границ и чувств других людей, например, слишком личное отношение к людям, которых они плохо знают, или непонимание того, что они сделали или сказали, чтобы заставить кого-то чувствовать себя некомфортно

Что могут сделать люди с ЧМТ для улучшения суждений, рассуждений, решения проблем и осознания?

  • Привлекайте к решению проблем члена семьи или друга, которому доверяете; их не нужно решать в одиночку.
  • Используйте приведенные ниже шаги, чтобы разработать пошаговую стратегию решения проблем. В зависимости от ваших потребностей, это можно сделать с помощью члена семьи или друга или самостоятельно.
    • Цель: определить проблему и конечную цель.
    • План: обдумайте возможные решения, перечислите плюсы и минусы каждого решения и выберите решение.
    • Сделать: попробовать решение.
    • Проверка: Оцените успешность решения и попробуйте другое решение, если первое не работает.
  • Прежде чем принять решение, подождите несколько часов или проспите с ним ночь. Попросите совета о своем решении у надежного друга или члена семьи, прежде чем действовать в соответствии с ним.
  • Работайте с друзьями и семьей, чтобы придумать сигналы, чтобы предупредить вас остановиться и следить за тем, что вы делаете.
  • Заранее подумайте о своих действиях и подумайте, как они могут показаться другим, и какие последствия ваши действия могут иметь для вас самих и других. Практикуйте это с членом семьи или другом и сделайте привычкой делать это самостоятельно.

Чем могут помочь члены семьи?

  • Посещайте сеансы терапии с любимым человеком, чтобы узнать, над чем он работает, и помочь закрепить полученные навыки.
  • Дайте человеку дополнительное время, чтобы все обдумать и прийти к решению.
  • Предложите работать с любимым человеком, чтобы решать проблемы вместе, а не решать проблемы за него.
  • Дайте реалистичный, поддерживающий отзыв о случившейся ситуации и ее нежелательных последствиях. Работайте вместе, чтобы придумать другой подход.
  • Помогите любимому генерировать разные варианты и альтернативные решения проблем.

Когнитивная оценка, восстановление и реабилитация

  • Нейропсихолог обычно оценивает изменения мыслительных способностей после ЧМТ. Результаты этого тестирования могут быть использованы для разработки плана лечения.
  • Многие факторы влияют на то, как со временем улучшится чье-то познание, поэтому очень сложно предсказать, насколько чье-то познание восстановится.
  • Во многих случаях когнитивные функции можно улучшить с помощью когнитивной реабилитации. Когнитивная реабилитация — это терапия, которая, как известно, помогает улучшить многие из описанных выше когнитивных навыков.
  • Некоторые подходы к когнитивной терапии сосредоточены на улучшении навыков, которые были утрачены или нарушены. Другие подходы помогают человеку научиться различным способам достижения цели.
  • Людям, у которых после ЧМТ изменились мыслительные способности, следует обратиться за помощью к терапевту, специализирующемуся на когнитивной реабилитации.
  • Клиницисты, такие как эрготерапевты, логопеды и нейропсихологи, часто проводят когнитивную терапию. Клинический психолог или психотерапевт могут не иметь прямого отношения к когнитивным трудностям, но могут помочь в случаях, когда депрессия, тревога или разочарование мешают ясному мышлению.

Обсудите свои опасения с лечащим врачом или лечащим врачом

Любые вопросы или опасения, которые у вас возникают, следует обсудить с физиотерапевтом (специалистом по реабилитации) или реабилитационной бригадой. Не игнорируйте новые проблемы. Упоминайте о новых проблемах по мере их возникновения вашей медицинской бригаде. Новые проблемы могут быть результатом приема лекарств или требуют дальнейшего обследования. Принесите дневник на прием к врачу. Поскольку у вас ограниченное количество времени с врачом, полезно заранее подготовить список вещей, которые вы хотите обсудить, чтобы не упустить возможность обсудить важные вопросы или задать вопросы. Дневник также можно использовать во время приема, чтобы делать заметки о том, что говорит вам врач, чтобы вы могли вспомнить это позже.

Рекомендуемая литература

  • Память и черепно-мозговая травма , https://msktc.org/tbi/factsheets/memory-and-traumatic-brain-injury
  • Эмоциональные проблемы после черепно-мозговой травмы , https://msktc.org/tbi/factsheets/emotional-problems-after-traumatic-brain-injury
  • Эмоциональные изменения после черепно-мозговой травмы , https://msktc.org/tbi/infocomics/emotional-changes-after-tbi-infocomic
  • Усталость и черепно-мозговая травма , https://msktc. org/tbi/factsheets/fatigue-and-traumatic-brain-injury
  • Сон и черепно-мозговая травма , https://msktc.org/tbi/factsheets/sleep-and-traumatic-brain-injury
  • Черепно-мозговая травма и сон , https://msktc.org/tbi/infocomics/tbi-and-sleep-infocomic
  • Социальные навыки после черепно-мозговой травмы , https://msktc.org/tbi/factsheets/social-skills-after-traumatic-brain-injury

Авторство

Когнитивные проблемы после TBI был разработан Дон Нойманн, доктором философии, и Энтони Лекерика, доктором философии, в сотрудничестве с Центром перевода знаний модельных систем.

Обновление информационного бюллетеня

Когнитивные проблемы после ЧМТ был пересмотрен и обновлен Дон Нейманн, доктором философии, и Энтони Лекерика, доктором философии, в сотрудничестве с Центром перевода знаний Американского института исследований модельных систем.

 

Источник: Содержание основано на исследованиях и/или консенсусе специалистов. Этот контент был рассмотрен и одобрен экспертами из Системы моделей черепно-мозговых травм (TBIMS), финансируемой Национальным институтом исследований в области инвалидности, самостоятельной жизни и реабилитации, а также экспертами из Реабилитационных центров политравмы (PRC), финансируемых Департамент по делам ветеранов США.

Заявление об отказе от ответственности: Эта информация не заменяет консультацию медицинского работника. Вам следует проконсультироваться со своим лечащим врачом относительно конкретных медицинских проблем или лечения. Эта публикация была подготовлена ​​компанией TBI Model Systems в сотрудничестве с Центром перевода знаний модельных систем Вашингтонского университета при финансовой поддержке Национального института исследований в области инвалидности и реабилитации при Министерстве образования США, грант №. х233А060070. Он был обновлен в рамках Центра перевода знаний Американских институтов исследовательских модельных систем при финансовой поддержке Национального института исследований в области инвалидности, самостоятельной жизни и реабилитации (грант NIDILRR № 9).

Добавить комментарий