Когнитивный эффект это: Что такое когнитивные искажения — список, примеры и что со всем этим делать / Skillbox Media

20 когнитивных искажений, которые мешают принимать верные решения

Фундаментальная ошибка атрибуции

Мы склонны объяснять действия других людей их характером (а не ситуацией или контекстом). При этом мы объясняем собственные действия ситуацией или контекстом, а не своим характером. Поэтому людям свойственно перекладывать ответственность на окружающих.

Стадный эффект

Человек — социальное существо. Это свойство не только помогло нам достичь процветания, но и имеет определенный недостаток. Наши слова, действия или убеждения сильно зависят от мнения окружающих.

Стадный эффект напоминает групповое мышление.

Эгоцентрическое искажение

Людям свойственно преувеличивать все, что связано с собственной персоной. Например, во время групповой работы часто кажется, что наш вклад в проект намного существеннее, чем у остальных.

Наивный реализм

Мы очень высоко себя оцениваем (см. эгоцентрическое искажение), при этом считаем свой взгляд на мир объективным.

Поэтому мы считаем, что если кто-то с нами не согласен, то он необразован, не владеет информацией или находится под влиянием когнитивных искажений.

Феномен Баадера — Майнхоф

Стоит узнать о чем-то новом, и кажется, что мы встречаем это повсюду. Феномен Баадера — Майнхоф объясняется тем, что повышенное внимание к явлению создает иллюзию, что оно появляется чаще.

Эффект Пигмалиона

Высокие ожидания приводят к высокой производительности (и наоборот).

Те, на кого возлагают большие надежды, с большей вероятностью будут перенимать это убеждение и станут работать лучше. Об этом когнитивном искажении очень полезно знать руководителям.

Предвзятость подтверждения

Людям свойственно видеть и интерпретировать информацию так, чтобы она подтверждала их убеждения.

  • Новые данные подкрепляют идею? Точное попадание!
  • Новые данные ее опровергают? Наверное, в них есть какая-то ошибка.

Это очень частое и очень вредное явление.

Эффект обратного действия

Это более опасная версия предвзятости подтверждения. Если человеку предъявляют доказательства, которые противоречат его позиции, он только укрепляется в своем мнении.

Эффект привязки (якоря)

Якорь — это контрольный ориентир, как правило, первая информация, которую человек получил по теме. Все последующие размышления и решения человек строит, опираясь на этот якорь.

Существование этого эффекта раз за разом доказывают ученые и продавцы подержанных автомобилей.

Эффект Даннинга-Крюгера

Люди, которые недостаточно владеют каким-то навыком, склонны переоценивать свои возможности. Объективно определить свою компетентность очень трудно.

Эффект Бена Франклина

«Тот, кто однажды сделал вам добро, охотнее снова поможет вам, чем тот, кому вы сами помогли», — говорил один из американских отцов-основателей Бенджамин Франклин.

Таким образом, помогая кому-то, мы укрепляем свое объективное восприятие.

Боязнь потери

Впервые это искажение сформулировали известные ученые Амос Тверски и Дэниел Канеман. Боязнь потери означает, что огорчение от утраты чего-то сильнее, чем удовольствие от владения этим.

Как правило, люди будут прикладывать больше усилий к тому, чтобы избежать потери, а не получить что-то.

Эффект владения

Если нам что-то принадлежит, мы не хотим от этого отказываться. Чтобы отказаться от объекта, люди потребуют больше, чем они были бы готовы заплатить за его приобретение.

Эффект доступности

Люди оценивают ситуацию, исходя из самых доступных данных, которые всплывают в их собственной памяти.

Именно так новостной цикл влияет на наше мышление. Постоянный поток негативной информации укрепляет убеждение, что мир несправедлив.

Ошибка выжившего

Историю пишут победители.

Если концентрироваться только на «выживших» и систематически игнорировать всех остальных, это искажает выводы. Мы часто переоцениваем шансы на успех, потому что читаем только истории о победах.

Эффект IKEA

Мы считаем намного более ценными те объекты, которые сами создали или собрали, вне зависимости от качества конечного продукта.

Фото в тексте: bbernard / Shutterstock

Работая над чем-то, мы как бы помещаем в предмет частицу себя. Таким образом, его ценность растет в наших глазах.

Склонность к запоздалым суждениям

Люди часто считают события прошлого более предсказуемыми, чем на самом деле.

Мы рассматриваем уже известное нам прошлое. Но мы не чувствуем, как ретроспективный взгляд влияет на наши суждения. Это может существенно исказить наши воспоминания.

Предвзятость продолжения плана

Мы любим планы. Даже если они расстраиваются (или уже неуместны в текущей ситуации), мы склонны продолжить работу над ними.

Такое желание всегда придерживаться заданного плана далеко не всегда полезно.

Ошибка игрока

От природы нам довольно трудно оценивать вероятности.

Ошибка игрока говорит нам: мы склонны верить, что события прошлого определяют исход будущего (даже если это очевидно не так).

Проклятие знания

Эксперты (в широком смысле — образованные люди) часто ошибочно предполагают, что другие имеют те же опыт и знания, что и они.

Из-за этого они не могут эффективно обучать или руководить, если подчиненным пока не хватает знаний.

Когнитивные искажения ежедневно влияют на то, как мы мыслим и принимаем решения. Осознавая, как они работают, мы можем объективнее оценивать происходящее.

Источник.

Фото на обложке: Pexels

Когнитивные искажения, мешающие нам развиваться — Need For Skills на vc.ru

«Людей мучают не вещи, а представления о них». Эпиктет

793 просмотров

Понятие «когнитивные искажения» часто встречается в популярных статьях по психологии и саморазвитию. Разбираемся что оно означает и зачем нам вообще это нужно.

Сразу переведем понятие на простой язык, чтобы оно не пугало своей сложностью.

Когнитивный процесс — означает мыслительный, познавательный процесс.

Когнитивные искажения — это системные искажения или ошибки восприятия и мышления. От обычных ошибок они отличаются именно своей системностью, повторением в схожих ситуациях и важное — автоматизмом.

Мы искажаем свою реальность на автомате точно также, как переключаем скорости на автомобиле, как управляем телом при ходьбе и езде на велосипеде — не задумываясь о том, как именно мы это делаем.

Ошибки восприятия заложены в нас природой не просто так. Избавиться от них раз и навсегда мы не можем. И не нужно.

Способность мозга обманывать собственного хозяина решает важные задачи. Она помогает быстрее адаптироваться к новым обстоятельствам, к условиям неопределенности и выработать автоматизм действий для сохранения энергии. Ведь думать трудно. Поэтому мы вырабатываем для себя тысячи шаблонов, по которым действуем, не затрудняя себя лишними размышлениями. Еще мы с легкостью себя обманываем, когда нам жизненно-необходимо принять быстрое решение, а информации недостаточно. Мозг «дорисует реальность» и вот мы уже готовы сделать вывод и принять решение. За миллионы лет эволюции мы так отточили этот инструмент, что пользуемся им совершенно незаметно.

Нужно понять и принять тот факт, что искажения восприятия — это наша суть, наша часть.

Мы все в разной степени подвержены этим искажениям. И более того — в своем большинстве они для нас полезны. Но есть исключения. Иногда они порождают удивительные, иррациональные, нелогичные решения, которые мы принимаем в своей жизни. Порой они становятся преградой в достижении целей. Ведь мы их не ощущаем, не осознаем, а значит нам очень сложно разобраться, что за невидимая сила мешает нам двигаться вперед или наоборот подталкивает выбирать неудачные решения.

Немного истории.

Природа ошибок восприятия и нелогичного, иррационального поведения мучает ученых уже не одну тысячу лет. В 1969 году человечество еще на шаг продвинулось в решении этой загадки. Психологи Дэниэль Канеман и Амос Тверски начали свое большое исследование этой темы и впервые ввели понятие «когнитивные искажения». Результаты их исследования легли в основу многих научных изысканий в области психологии и работы мозга. Д. Канеман стал нобелевским лауреатом в 2002 году за исследования оценочных суждений и принятие решений в условиях неопределенности.

Кратко опишем какую упрощенную схему авторы термина предложили для понимания работы нашего сознания.

Они выделили две системы мышления, которые действуют по разным законам.

Система-1 — иррациональная и быстрая, отвечает за автоматизм. Учится медленно, но быстро работает. Не ведает сомнений и делает выбор так, что мы этого даже не замечаем. Именно она отвечает за когнитивные искажения.

Система-2 — рациональная, логичная, медленная, отвечает за обучение. Быстро учится, но работает медленно. «Присматривает» за Системой-1.

Когда мы определяем эмоцию человека по выражению его лица, когда нам нужно отличить кошку от собаки — включается Система-1. Все это мы делаем мгновенно, не задумываясь. Когда мы говорим об интуиции, на самом деле мы говорим о работе Системы-1.

Когда нам нужно умножить двузначные числа — включается Система-2.

Во многом исследования Канемана разрушили привычные представления людей о самих себе. Вдруг оказалось, что люди действуют не рационально, как мы полагали, а иррационально, не логично.

Все мы подвержены влиянию эмоций, стереотипов, предубеждений и суеверий в принятии решений. Не исключая таких, казалось бы рациональных людей, как присяжные, врачи, финансовые аналитики.

Примеры частых когнитивных искажений

Предвзятость подтверждения.

Мы склонны постоянно фильтровать поток информации таким образом, чтобы раз за разом подтверждать свои прежние убеждения. Мы можем получать самую разную информацию, но внимание уделим только той, что подкрепит наши убеждения. Такой подход может в результате сформировать вокруг человека информационный пузырь. Мы создаем круг общения из людей со схожими взглядами, настраиваем новостную ленту в соответствии с тем, в чем уже уверены. В результате возникает вакуум, новая информация не поступает, а мир теряет в наших глазах многие свои грани. Стоит помнить об этом искажении всякий раз, когда мы пытаемся найти ответы на неоднозначные вопросы. Когда мы находимся в поисках правды или решения сложных проблем, нужно стараться непредвзято относиться даже к тем фактам, которые нам не нравятся и не вписываются в нашу картину мира.

Эффект Пигмалиона.

Завышенные ожидания со стороны окружающих повышают результативность. Мы склонны больше стараться, если кто-то ожидает от нас больших успехов. Очень полезное помнить об этом родителям и руководителям.

Иллюзия частотности.

Повторение схожих ситуаций, в небольшом промежутке времени заставляет нас делать неверное обобщение. Например, встретив двух зайцев в лесу, мы можем сделать вывод, что этот лес полон зайцев, хотя это не так. Услышав от двух-трех своих знакомых какое-то утверждение, может сложиться вывод, что все так думают.

Эффект фрейминга.

Это склонность человека принимать разные решения в зависимости от формы подачи одной и той же информации. Популярный и очень наглядный пример — формулировки со смертностью и выживанием.

Утверждение «Выживаемость в течение месяца после операции составляет 90%» звучит для человека гораздо оптимистичнее, чем «Смертность в течение месяца после операции составляет 10%». Смысл этих выражений абсолютно одинаковый. Тем не менее, исследования показали, что испытуемые, прочитав первый вариант, охотнее соглашались на операцию (а врачи к ее проведению), чем во втором случае.

Этот эффект часто применяется в рекламе. Нам скорее скажут, что стакан наполовину полон, чем наполовину пуст. Выбирая наиболее оптимистичный вариант нам кажется, что мы выбрали рациональное решение. На самом же деле выбора в этом случае не было.

Эффект якоря.

Мы принимаем решения на основе первоначальной информации, даже если она не имеет никакого отношения к вопросу. Хорошо иллюстрирует этот эффект эксперимент: группе студентов предложили вспомнить последние три цифры номера своего телефона. А затем назвать дату захвата Рима готами. Студенты, чьи номера заканчиваются на большую цифру называли более поздние даты и наоборот. Казалось бы — никак не связанные между собой цифры, влияют друг на друга.

Когда вы принимаете решение имеет значение все: что вы читали, видели, слышали недавно. Этим эффектом активно пользуются в продажах. Например избитый прием перечеркнутой высокой цены рядом с меньшей стоимостью все еще продолжает действовать, хотя мы и догадываемся, что это уловка. А порой и знаем наверняка. Многие из нас попадают в эту ловушку время от времени. И только усилие воли может заставить нас сравнить стоимость с другими источниками и выяснить действительно ли это предложение такое выгодное.

Ошибка невозвратных затрат или эффект «Конкорда».

Под влиянием этого эффекта мы склонны продолжать работу над проектами, даже если они очевидно неудачны. В бизнесе часто встречаются ситуации, когда владельцы продолжают инвестировать в неудачный проект, на который уже потрачены значительные суммы денег, времени и усилия. Сюда же можно отнести личные отношения, которые давно изжили себя. Но партнерам жаль затраченного времени и они продолжают тратить его дальше.

Эффект назван в честь сверхзвукового самолета «Конкорд». Спустя три года с начала строительства самолета стало понятно, что проект нерентабельный. Но, вместо того, чтобы закрыть проект, разработчики решили продолжить работу и финансирование. В результате за 27 лет полетов самолет так и не окупил вложенные в него инвестиции.

Размышляя над затраченными усилиями задумайтесь хорошенько, стоит ли потратить еще столько же, чтобы ничего не получить в результате.

Слепое пятно искажений.

Очень интересный эффект, которому, вы, возможно, подверглись, читая эту статью. Это искажение заставляет нас думать, что мы в меньшей степени подвержены искажениям сознания, чем другие. Хотя это не так.

Важные маркеры искаженных представлений

Понаблюдайте за собой, если в речи и мыслях часто встречаются слова из списка ниже, велика вероятность, что вы имеете дело с когнитивным искажением.

1. Вы часто говорите слова «всегда» или «никогда», «никто/никому», «должен/должна».

2. Вы склонны к катастрофизации событий. Например: «Я допустил ошибку в отчете. Завтра меня уволят». Слова маркеры — «катастрофа», «кошмар», «ужас».

3. Вы склонны к крайностям в оценке себя или других. «Я ужасная мать, я никчемный работник. Он ужасный человек (а он, может быть, просто не поздоровался с вами, потому что был занят своими мыслями).

4. Вы часто читаете мысли других людей: «они подумали/считают, чувствуют, им кажется».

Что делать с когнитивными искажениями?

1. Признать, что мы все подвержены когнитивным искажениям сильнее, чем думаем. Перестать рассматривать себя как самых объективных людей в мире и признать, что мы не идеальны.

2. Знать о когнитивных искажениях как можно больше, чтобы быть начеку и успеть поймать ошибку. В Википедии перечислено более 100 искажений, автор «Анатомии заблуждений» подробно рассказывает о 30.

3. Быть в первую очередь скептичным к себе, а уже потом — к другим. Постоянно спрашивайте себя, чем вы руководствуетесь при принятии решений, ищите шаблоны и необоснованные выводы в своих рассуждениях.

4. Окружайте себя людьми с другой точкой зрения. Если вы находитесь в «пузыре» единомышленников, велик риск упустить огромный спектр других взглядов на мир и вариантов решений задач.

Если вы решите подробнее изучить тему когнитивных искажений, советуем начать с первоисточника. В сети много лекций Д.Канемана с переводом и без. В продаже есть его книги на русском языке. Например, популярная книга «Думай медленно… решай быстро». Теперь, когда вы знаете о существовании Системы-1 и Системы-2, это название станет для вас более «говорящим».

Сегодня вопросом когнитивных искажений занимаются психологи со всего мира и продолжают свои эксперименты в этом направлении. Издано много книг и исследований, новые виды когнитивных искажений продолжают появляться.

Список ошибок сознания внушителен. Русскоязычная Википедия дает около ста видов, англоязычный список близится к двум сотням. Вероятно, это еще не предел. Основной сложностью в погружении в тему может стать обилие названий и отсутствие системы. Мы же помним, что наш мозг любит все систематизировать, как раз из-за своей склонности упрощать и обобщать. Систематизация когнитивных искажений — поле для будущих научных трудов. Впоследствии, возможно, список сократится, некоторые виды искажений станут частью основных. И станет легче ориентироваться в этом вопросе. Пока этого нет. Но главное у нас есть — мы понимаем механизм и основные причины появления искажений. Этого достаточно, чтобы мы могли отслеживать собственные искажения и при необходимости их корректировать.

Желаем вам успехов в увлекательном процессе самопознания. Теперь у вас есть еще один инструмент для этого.

типов когнитивных искажений с примерами

Когнитивное искажение — это систематическая модель отклонения от рациональности в суждениях и принятии решений, которая может привести к иррациональному и нелогичному мышлению. Когнитивные предубеждения — это умственные сокращения, которые наш мозг использует для упрощения обработки информации, что может привести к ошибкам в суждениях и принятии решений.

Когнитивные искажения являются естественной и часто бессознательной частью человеческого мышления, но они могут привести к ошибкам и неверным решениям, если их не распознать и не устранить. Понимание и осведомленность о когнитивных искажениях может помочь отдельным лицам и организациям принимать более обоснованные решения и избегать распространенных ошибок.

Существует множество различных типов когнитивных искажений, которые можно в общих чертах разделить на следующие категории:

Предвзятость подтверждения:

Предвзятость подтверждения относится к склонности людей искать, интерпретировать и запоминать информацию таким подтверждает их ранее существовавшие убеждения, ценности и предположения. Это тип когнитивного искажения, которое может повлиять на принятие нами решений и привести к тому, что мы упустим из виду или отклоним информацию, которая противоречит нашим убеждениям.

Предвзятость подтверждения может возникать во многих контекстах, таких как политика, наука, религия и межличностные отношения. Например, человек, твердо убежденный в том, что вакцины вредны, может с большей вероятностью искать информацию, подтверждающую это убеждение, игнорируя или отвергая доказательства, говорящие об обратном.

Точно так же человек, который твердо отождествляет себя с определенной политической идеологией, может с большей вероятностью принимать информацию, которая поддерживает его взгляды, и отвергать информацию, которая бросает им вызов.

Предвзятость подтверждения может быть вредной, потому что она может привести к принятию неверных решений, укрепить стереотипы и предубеждения и ограничить нашу способность учиться и расти. Чтобы преодолеть предвзятость подтверждения, важно быть непредубежденным, активно искать различные точки зрения и информацию и критически оценивать наши собственные убеждения и предположения.

Ошибка доступности: 

Ошибка доступности — это когнитивная ошибка, возникающая, когда люди переоценивают вероятность событий, основываясь на том, насколько легко они могут вспомнить или вспомнить подобные события. Это предубеждение возникает из-за того, что люди склонны полагаться на легкодоступную информацию в своей памяти, а не рассматривать всю доступную информацию.

Например, предположим, что кто-то недавно видел или слышал об авиакатастрофе в новостях. В этом случае они могут переоценить вероятность авиакатастрофы в своей жизни, хотя по статистике авиакатастрофы случаются нечасто. Это связано с тем, что авиакатастрофа более доступна в их памяти из-за ее недавнего происшествия и освещения в СМИ.

Смещение доступности также может повлиять на принятие решений в других областях, таких как политика или бизнес. Люди могут с большей вероятностью поддержать политику или инвестиции, основанные на последних новостях, даже если эти истории не отражают общую ситуацию.

Важно искать и рассматривать широкий спектр информации и источников, чтобы избежать предвзятости доступности, а не полагаться исключительно на то, что наиболее доступно или запоминается. Также может быть полезно сделать шаг назад и рассмотреть общую статистическую вероятность события, а не полагаться исключительно на недавние или яркие примеры.

Ошибка привязки: 

Ошибка привязки — это когнитивная ошибка, при которой люди слишком сильно полагаются на первую часть информации, которую они получают (якорь), при принятии решений или оценок, даже если эта информация может быть неуместной или вводящей в заблуждение. Как только якорь установлен, он может влиять на последующие суждения и решения, что приводит к предвзятости в отношении исходной информации.

Предвзятость привязки может оказать сильное влияние на принятие решений. Тем не менее, его также можно смягчить, сознательно рассматривая альтернативные якоря или источники информации и применяя более систематический и рациональный подход к принятию решений.

Вот несколько примеров предвзятости привязки:

  1. Переговоры о зарплате: На собеседовании работодатель может начать с предложения низкой зарплаты. Кандидат на работу может закрепиться на этой низкой цифре и не сможет договориться о более высокой зарплате, даже если у него есть ценные навыки и опыт.
  2. Розничное ценообразование. Розничные продавцы могут использовать первоначальную завышенную цену на продукт, чтобы текущая цена со скидкой казалась более выгодной. Покупатели могут зацикливаться на первоначальной цене и полагать, что они получают много, даже если фактическая стоимость продукта намного ниже.
  3. Агенты по недвижимости могут привязывать покупателей к более высокому ценовому диапазону, сначала показывая им дорогую недвижимость. Покупатели могут привязать свои ожидания к этому более высокому ценовому диапазону и изо всех сил пытаться найти подходящую недвижимость в рамках своего бюджета.
  4. Ценообразование в меню ресторана: Рестораны могут использовать в своих меню дорогие блюда, чтобы привязать клиентов к более высокой цене. В этом случае клиенты с большей вероятностью будут заказывать более дорогие товары, даже если доступны варианты по более разумным ценам.

Ошибка самоуверенности: 

Ошибка самоуверенности — это когнитивная ошибка, при которой человек переоценивает свои способности, знания или навыки в определенной области. Это предубеждение может проявляться по-разному, например, переоценивая вероятность успеха, недооценивая риски, связанные с решением, или переоценивая точность своих убеждений.

Излишняя самоуверенность может отрицательно сказаться на различных сферах жизни, таких как бизнес, финансы и принятие решений. Например, самоуверенные трейдеры могут брать на себя чрезмерные риски на фондовом рынке, что приводит к значительным убыткам. При принятии медицинских решений самоуверенные врачи могут не учитывать альтернативные диагнозы, что приводит к неправильным диагнозам и неэффективным планам лечения.

Чтобы избежать негативных последствий чрезмерной самоуверенности, важно развивать самосознание и искать различные точки зрения и отзывы от других. Участие в критическом мышлении и открытость к новой информации и идеям также могут помочь смягчить предвзятость самоуверенности.

Предвзятость ретроспективного взгляда:

Предвзятость ретроспективного взгляда, также известная как феномен «я все это знал», представляет собой склонность людей верить после того, как событие произошло, в то, что они предсказали или ожидали результат, хотя они не могли знать его заранее. Другими словами, люди склонны переоценивать свою способность предсказывать исход события, зная, что произошло на самом деле.

Предвзятость задним числом может иметь несколько негативных последствий, особенно в областях, где необходимы точные прогнозы, таких как финансы, политика и медицина. Это может привести к чрезмерной самоуверенности и самоуспокоенности, поскольку люди могут полагать, что они всегда смогут точно предсказать исход будущих событий на основе своего предыдущего опыта. Это может привести к неверным решениям и упущенным возможностям.

Чтобы избежать неблагоприятных последствий предвзятости ретроспективного взгляда, важно осознавать пределы наших знаний и признавать, что мы не всегда можем точно предсказать исход будущих событий, даже если у нас есть обширные знания и опыт. . Также важно объективно собирать и анализировать данные и избегать предположений, основанных исключительно на опыте или личных предубеждениях.

Вот несколько примеров ретроспективного предубеждения:

  1. После краха фондового рынка инвесторы могут поверить, что они должны были предвидеть его приближение и продать свои акции заранее, даже если было невозможно с уверенностью предсказать крах.
  2. После политических выборов люди могут полагать, что они всегда знали, кто станет победителем, даже если они не предсказывали исход заранее и выборы были ожесточенными.

В каждом из этих примеров люди ретроспективно переоценивают свою способность предсказывать исход события на основе знаний, которые они получили после события.

Эффект фрейма: 

Эффект фрейма — это когнитивное искажение, при котором на решения людей влияет то, как представлена ​​информация, а не сама фактическая информация. Это означает, что постановка проблемы или решения может повлиять на то, как люди их воспринимают, и в конечном итоге повлиять на их выбор.

Вот несколько примеров эффекта фрейминга:

  1. Политические кампании: В политической кампании кандидаты могут формулировать вопрос положительно или отрицательно, в зависимости от их повестки дня. Например, кандидат может представить повышение налогов как необходимое для улучшения государственных услуг или как ненужное бремя для налогоплательщиков.
  2. Реклама: рекламодатели могут использовать различные фреймы для продвижения продукта. Например, косметическая компания может представить свой продукт как «антивозрастной», а не как «уменьшающий морщины», чтобы подчеркнуть положительные преимущества, а не негативные аспекты старения.
  3. Заголовки новостей: Эффект кадрирования также проявляется в том, как представлены заголовки новостей. В зависимости от того, как оформлен заголовок, читатели могут воспринимать историю в положительном или отрицательном свете, даже если содержание истории остается прежним.
  4. Судебные дела: способ оформления судебного дела может повлиять на решение присяжных. Например, адвокат может сформулировать дело как о защите прав человека или общественной безопасности. Обрамление может повлиять на то, как присяжные воспринимают дело, и в конечном итоге повлиять на их решение.

Негативное предубеждение: 

Негативное предубеждение — это психологический феномен, связанный с тенденцией уделять больше внимания негативному опыту и информации и придавать им большее значение, чем позитивному. Это естественный и автоматический процесс, который помогает нам выявлять потенциальные угрозы и реагировать на них, но он также может привести к повышенной чувствительности к негативной информации и склонности игнорировать позитивную информацию.

Осознание предвзятости к негативу может помочь людям бросить вызов своим негативным моделям мышления и развить более сбалансированную точку зрения. Такие методы, как осознанность и когнитивно-поведенческая терапия, могут помочь уменьшить влияние негативного предубеждения.

Вот несколько примеров склонности к негативизму:

  1. Более яркое запоминание негативных событий: Люди склонны запоминать негативные события более ярко, чем позитивные. Например, предположим, что у кого-то есть неудачный опыт в ресторане. В этом случае они с большей вероятностью вспомнят детали плохого опыта и затаят обиду на ресторан, чем вспомнят какой-либо положительный опыт, который они могли иметь там в прошлом.
  2. Сосредоточение внимания на критике: Люди более склонны сосредотачиваться на критике, чем на похвале. Например, предположим, что кто-то получает положительные и отрицательные отзывы о проекте. В этом случае они, скорее всего, сосредоточатся на отрицательной обратной связи и почувствуют себя обескураженными, а не на положительной обратной связи и почувствуют мотивацию.
  3. Искаженное мышление: склонность к негативизму может привести к искаженному мышлению, такому как катастрофизация или поспешные выводы. Например, если кто-то получает электронное письмо от своего начальника с критическим тоном, он может решить, что его собираются уволить, а не рассматривать другие возможности.

Корыстное искажение: 

Корыстное искажение — это когнитивное искажение, которое относится к склонности людей приписывать свои успехи внутренним факторам, таким как их способности и усилия, а их неудачи — внешним факторам, таким как невезение или действия других. Это предубеждение позволяет людям поддерживать позитивное представление о себе и защищать свою самооценку.

Например, если учащийся хорошо справляется с тестом, он может приписать свой успех своему интеллекту или упорному труду. Однако, если они плохо справляются, они могут объяснить свою неудачу сложностью теста или нехваткой времени на подготовку.

Корыстные предубеждения также можно увидеть в групповых условиях, когда люди могут приписывать себе успехи, обвиняя других в неудачах. Это может привести к конфликтам и нарушению групповой сплоченности.

В то время как корыстная предвзятость может помочь сохранить самооценку, она также может привести к неточным атрибуциям и отсутствию личной ответственности. Признание и исправление этой предвзятости может привести к более точной самооценке и улучшению процесса принятия решений.

Эффект подношения: 

Эффект подношения — это психологический феномен, при котором люди склонны перенимать убеждения или поведение, потому что они видят, как другие делают то же самое, а не принимают независимые решения, основанные на их убеждениях или ценностях. Это может происходить в различных контекстах, от политики до моды и потребительского поведения.

Эффект побеждающей стороны часто вызван желанием соответствовать социальным нормам или избежать того, чтобы вас считали другим или оторванным от группы. Чувство импульса или волнения по поводу конкретной идеи или тенденции также может подпитывать их.

Несмотря на то, что эффект побеждающей стороны может быть мощным, важно помнить, что он не обязательно отражает истинные убеждения или ценности людей. Критическое мышление и принятие решений на основе собственных исследований и анализа — это всегда хорошая идея, а не просто следовать за толпой.

Вот несколько примеров эффекта побеждающей стороны:

  1. Политические выборы: кандидат, считающийся известным или способным победить, может получить больше поддержки просто потому, что люди хотят ассоциироваться с победителем или частью большинства.
  2. Модные тенденции: люди могут принять определенный стиль или модную тенденцию, потому что они популярны, не обязательно задумываясь о том, соответствует ли это их вкусу или стилю.
  3. Социальные сети: популярность поста или хэштега в социальных сетях может создать ощущение импульса или волнения, побуждая других присоединяться и делиться постом или лайкать его.
  4. Технологические тренды: люди могут чувствовать необходимость внедрять новые технологии или гаджеты просто потому, что они популярны или широко используются, а не потому, что они отвечают их конкретным потребностям или предпочтениям.
  5. Поведение потребителей. Популярность продукта или торговой марки может создать чувство доверия или знакомства, в результате чего люди с большей вероятностью предпочтут этот продукт или торговую марку другим.

Важно отметить, что на эффект побеждающей стороны могут влиять различные факторы, в том числе социальное влияние, давление сверстников и желание соответствовать социальным нормам. В результате часто важно учитывать мотивы и убеждения, лежащие в основе поведения людей, а не просто следовать за толпой.

Эффект владения: 

Эффект владения — это когнитивное искажение, которое описывает склонность людей ценить объект или предмет больше, когда они им владеют, чем когда они ими не владеют. Этот эффект наблюдался в различных исследованиях и экспериментах, и он может по-разному влиять на принятие нами решений.

Экономист Ричард Талер впервые описал эффект владения в 1980 году. В своем исследовании Талер обнаружил, что люди, которым подарили кружку, были готовы продать ее по гораздо более высокой цене, чем те, кто не получил кружку, но был предложен купить его. Талер предположил, что владение кружкой заставляет людей придавать ей дополнительную ценность, из-за чего они не хотят расставаться с ней по более низкой цене.

Эффект владения может иметь значительные экономические, маркетинговые и психологические последствия. Например, это может помочь объяснить, почему люди могут быть готовы платить больше за товары с сентиментальной ценностью или почему они могут неохотно продавать акции или другие активы, даже если это может быть выгодно с финансовой точки зрения. Маркетологи могут использовать это предубеждение в своих интересах, создавая чувство собственности или привязанности к своим продуктам, что приводит к увеличению продаж и лояльности клиентов.

Вот несколько примеров эффекта владения:

  1. Личные вещи: Вы можете охотнее платить больше за предмет, который у вас уже есть, например, за мебель или украшение, по сравнению с тем же предметом, которым вы не владеете. Это потому, что вы придаете предмету более высокую ценность просто потому, что он ваш.
  2. Спортивные памятные вещи: любители спорта могут придавать большее значение таким предметам, как футболки с автографами или игровое оборудование, которые принадлежали их любимым спортсменам. Они могут быть готовы платить больше за эти предметы, чем за аналогичные предметы, которые не имеют этой личной связи.
  3. Рынок жилья: домовладельцы могут иметь завышенное представление о стоимости своих домов из-за эффекта владения. Они могут не захотеть продавать свой дом по более низкой цене, чем, по их мнению, он стоит, даже если рыночные условия диктуют иное.

Ошибка невозвратных затрат: 

Ошибка невозвратных затрат — это когнитивное искажение, которое возникает, когда кто-то продолжает вкладывать время, деньги или другие ресурсы в проект или решение, основываясь на уже вложенной сумме, а не учитывая текущие и будущая стоимость инвестиций.

Другими словами, ошибка невозвратных издержек — это склонность настаивать на принятии решения или инвестиции, которые уже нам чего-то стоили, даже если это больше не имеет смысла. Это связано с тем, что люди склонны сосредотачиваться на том, что они уже вложили, а не на объективной оценке будущей стоимости инвестиций.

Например, кто-то может продолжать вкладывать деньги в неудачное коммерческое предприятие, потому что он уже вложил в него большую сумму денег, вместо того, чтобы сократить свои убытки и двигаться дальше. Точно так же человек может продолжать смотреть фильм, который ему не нравится, потому что он уже заплатил за билет, вместо того, чтобы уйти и заняться чем-то более приятным.

Ошибка необратимых затрат может привести к иррациональному принятию решений, и важно понимать, когда это происходит, чтобы принимать лучшие решения, основанные на текущей и будущей стоимости, а не на прошлых инвестициях.

Вот несколько примеров заблуждения о невозвратных затратах:

  1. Продолжать посещать университетскую программу, которая вам не нравится: вы можете чувствовать себя обязанным закончить ее, потому что вы уже вложили несколько лет своей жизни и значительную сумму денег в него, даже если вы несчастны и неудовлетворены.
  2. Продолжать ремонтировать старую машину, которая стала финансовым бременем: вы можете почувствовать, что вам нужно продолжать ремонтировать машину, потому что вы уже вложили в нее значительную сумму денег, даже если она стала ненадежной и стоит вам больше денег, чем это стоит.
  3. Продолжая инвестировать в терпящий неудачу бизнес: вы можете почувствовать, что вам нужно продолжать инвестировать в бизнес, который убыточен, потому что вы уже вложили в него значительную сумму денег, даже если он вряд ли принесет прибыль.
  4. Продолжать читать книгу, которая вам не нравится: возможно, вам придется продолжить ее чтение, потому что вы уже потратили на нее значительное количество времени, даже если она не приносит вам удовольствия или ценности.
  5. Продолжать играть в видеоигру, которая вам не нравится: вы можете почувствовать, что вам нужно продолжать играть в игру, потому что вы уже потратили на нее значительное количество времени, даже если она больше не приносит удовольствия или вознаграждения.

В этих примерах человек продолжает вкладывать время, деньги или другие ресурсы во что-то, что больше не имеет ценности, просто потому, что он уже вложил так много.


Когнитивное искажение | Описание и примеры

Связанные темы:
Подтверждение смещения систематическая ошибка выживания предубеждение задним числом Эффект Даннинга-Крюгера гало эффект

Просмотреть весь связанный контент →

когнитивное искажение , систематические ошибки в том, как люди рассуждают о мире из-за субъективного восприятия реальности. Когнитивные искажения — это предсказуемые модели ошибок в функционировании человеческого мозга, поэтому они широко распространены. Поскольку когнитивные предубеждения влияют на то, как люди понимают и даже воспринимают реальность, людям трудно их избежать, и они фактически могут привести разных людей к субъективно различным интерпретациям объективных фактов. Поэтому для ученых, исследователей и лиц, принимающих решения, которые полагаются на рациональность и фактологию, жизненно важно исследовать когнитивные предубеждения при принятии решений или интерпретации фактов. Когнитивные искажения часто рассматриваются как недостатки теории рационального выбора человеческого поведения, которая утверждает, что люди делают рациональный выбор на основе своих предпочтений.

Хотя когнитивные искажения могут привести к иррациональным решениям, обычно считается, что они являются результатом умственных сокращений или эвристик, которые часто приносят эволюционную выгоду. Человеческий мозг постоянно бомбардируется информацией, и способность быстро обнаруживать закономерности, придавать значение и отфильтровывать ненужные данные имеет решающее значение для принятия решений, особенно быстрых решений. Эвристики часто применяются автоматически и подсознательно, поэтому люди часто не осознают предубеждений, возникающих в результате их упрощенного восприятия реальности. Эти бессознательные предубеждения могут быть столь же значительными, как и сознательные предубеждения — средний человек принимает тысячи решений каждый день, и подавляющее большинство из них являются бессознательными решениями, основанными на эвристике.

Одной из известных моделей того, как люди принимают решения, является двухсистемная модель, предложенная психологом израильского происхождения Даниэлем Канеманом. Модель Канемана описывает две параллельные системы мышления, выполняющие разные функции. Система 1 — это быстрое автоматизированное познание, охватывающее общие наблюдения и бессознательную обработку информации; эта система может привести к принятию решений без усилий, без сознательного обдумывания. Система 2 — это сознательное, преднамеренное мышление, которое может преобладать над системой 1, но требует времени и усилий. Обработка системой 1 может привести к когнитивным искажениям, влияющим на наши решения, но при саморефлексии тщательное мышление системы 2 может объяснить эти предубеждения и исправить ошибочные решения.

Одной из распространенных эвристик, используемых человеческим мозгом, является когнитивное стереотипирование. Это процесс распределения вещей по категориям, а затем использование этих категорий для заполнения недостающей информации о рассматриваемой вещи, часто бессознательно. Например, если человек видит кошку спереди, он может предположить, что у кошки есть хвост, потому что применяемая эвристика относится к вещам, подпадающим под категорию «у кошек есть хвосты». Заполнение отсутствующей информации, подобной этой, часто полезно. Однако когнитивные стереотипы могут вызвать проблемы при применении к людям. Сознательное или подсознательное распределение людей по категориям часто приводит к переоценке однородности групп людей, что иногда приводит к серьезному неправильному восприятию отдельных лиц в этих группах. Когнитивные предубеждения, которые влияют на то, как люди воспринимают социальные характеристики другого человека, такие как пол и раса, описываются как неявные предубеждения.

Когнитивные искажения вызывают особую озабоченность в медицине и естественных науках. Было показано, что неявная предвзятость влияет на решения врачей и хирургов таким образом, что это вредно для пациентов. Кроме того, на интерпретацию доказательств часто влияет предвзятость подтверждения, которая представляет собой тенденцию обрабатывать новую информацию таким образом, чтобы укреплять существующие убеждения и игнорировать противоречивые доказательства. Подобно другим когнитивным искажениям, предубеждение подтверждения обычно непреднамеренно, но, тем не менее, приводит к множеству ошибок. Люди, принимающие решения, склонны искать информацию, подтверждающую их решения, и игнорировать другую информацию. Исследователи, выдвигающие гипотезу, могут быть заинтересованы в поиске доказательств в поддержку этой гипотезы, уделяя меньше внимания доказательствам, противоречащим ей. Люди также могут быть подготовлены к своим ожиданиям. Например, если кому-то говорят, что книга, которую он читает, «великолепна», он часто будет искать причины, чтобы подтвердить это мнение во время чтения.

Другие примеры когнитивной предвзятости включают привязку, то есть склонность сосредотачиваться на своем первоначальном впечатлении и придавать меньшее значение последующей информации, например, поиск футболок и сначала наткнувшись на очень дешевую футболку, а затем думать обо всем цены на другие рубашки, с которыми вы сталкиваетесь, завышены. Эффект ореола — это тенденция одной положительной черты влиять на впечатление человека о целом — например, думать без доказательств, что привлекательный или уверенный в себе человек также умнее, смешнее или добрее других.

Добавить комментарий