Когнитивный подход в психологии кратко – что это такое и основы когнитивной терапии

что это такое и основы когнитивной терапии

За полтора столетия своего существования психология стала не только действительной, но действенной наукой о человеке. Она имеет множество направлений со своим подходом к анализу аспектов сознания и поведения. Когнитивная психология собрала лучшие научные идеи и упаковала их в принципиально новое революционное учение. Она рассматривает человеческое познание по аналогии с компьютером и предлагает описывать познавательные процессы компьютерными терминами.

Эта статья рассказывает о вопросах, которыми занимается данное психологическое направление, а также о техниках и приемах когнитивной психотерапии.

Что такое когнитивная психология

Когнитивная психология — раздел психологической науки, изучающий те процессы, посредством которых мы получаем, обрабатываем, храним и используем знания об окружающем мире. Одно из знаковых достижений этого психологического направления – обнаружение взаимосвязи между мыслительным процессом и нейрофизиологической активностью. По сути, когнитивная психология – это научное исследование мыслящего разума, обращенное к вопросам:

  • Как человек выделяет, отбирает сведения об окружающем мире.
  • Как выстраивает в сознании целостный образ того или иного объекта.
  • Как перерабатывает информацию в знания, формирует понятия, создает ассоциации.
  • Как запоминает, в каком виде хранит полученные данные.
  • Как думает, рассуждает, какими словами выражает свои мысли.
  • Как обобщает, выстраивает категории, принимает решения.
  • Как анализирует связи и отношения между объектами действительности.

Название этого раздела происходит от английского «Cognitive Psychology» и буквально переводится «Психология познавательных процессов». Различают две группы процессов. Первая – поставляет нам сведения из окружающего мира (сенсорные качества). Вторая – перерабатывает, организует, архивирует информацию (мозг и сознание).

В центре когнитивного подхода находятся исследования структуры и организации памяти, внимания, воображения, восприятия, ощущений, мышления. То есть полностью охватывается весь спектр психических процессов и сфер поведения. Исследовать все задачи одними знаниями по психологии сложно. Поэтому психология познавательных процессов является частью большой исследовательской области, где задействованы еще пять дисциплин: философия, антропология, лингвистика, нейронаука, компьютерные науки.

История

Кардинальная смена подхода к человеческому сознанию произошла в 30-е годы XX века. До этого психология была условно разделена между двумя течениями: бихевиоризмом, сконцентрированном на поведении, и психоанализом, занимающимся бессознательным. В 1948 году американский необихевиорист Эдвард Толмен ввел понятие «когнитивная карта». Это некий целостный образ, который формируется на основании предыдущего опыта и влияет на дальнейшее поведение человека.

У когнитивной научной (контр)революции есть официальная дата рождения

– 11 сентября 1956 года. Это дата симпозиума, на котором ученые представили первую модель искусственного интеллекта. Благодаря этому революционному прорыву когнитивная психология сошла со страниц научных книг и стала междисциплинарным направлением, применимым в реальной жизни. На ее развитие повлияли три фактора:

  • Во время Второй мировой войны необходимо было обучать военных использовать сложную технику, решать проблему нарушенной концентрации.
  • При разработке искусственного интеллекта (ИИ) нужно было заставить его вести себя осмысленно.
  • Необходимо было начать лингвистические исследования и разработать новый способ анализа структуры языка.

Решить эти проблемы с помощью формулировок бихевиоризма или позитивизма оказалось невозможно. Зато знаковую роль в становлении новой психологической науки сыграла гештальтпсихология. Принципы системности и целостности образа распространили на все уровни познания: от восприятия и мышление до мотивации и общения.

Когнитивный подход в психологии основывается на компьютерной метафоре познания. То есть познавательный феномен человеческого восприятия и мышления сравнивается с компьютером, у которого есть устройство ввода-вывода, кратковременная и долговременная память, центральный процессор, способный обработать ограниченное количество информации. Из предложенной модели вытекает теория о том, что психика обрабатывает информацию поэтапно. То есть информация из внешнего мира становится знанием после сложной цепочки преобразований.

Когнитивная терапия: прикладная работа с мыслями и поведением

В 60-е годы американский профессор психиатрии Аарон Бек опубликовал монографию, где описал принципиально новое направление, основанное на опыте, отличном от подхода традиционных школ. До этого представители классической психиатрии, психоанализа и поведенческой терапии отстаивали утверждения о том, что первопричина психологических проблем пациента находится вне его сознания. Когнитивная психотерапия начало психоэмоциональных клиентских проблем находит именно в его сознании.

Когнитивно-бихевиоральная терапия соединила знания бихевиористов и методов психоанализа в общую концепцию о том, что вопреки давлению психологических травм человек способен изменить свое поведение в лучшую сторону. А все проблемы объясняет склонностью делать неверные умозаключения, предпосылки и допущения, искажающие реальную информацию о событии. Поняв то, как человек воспринимает и обрабатывает информацию можно понять причины конкретных психологических проблем.

Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ):

  • Дает ожидаемый эффект за 5-7 сессий и экономит годовой бюджет для посещения психотерапевта.
  • Работает с конкретными клиентскими запросами: стресс, тревожность, депрессии, фобическая симптоматика, расстройства пищевого поведения, затруднения в отношениях, в общении.
  • Показывает большую эффективность, чем медикаментозное лечение при работе с обсессивно-компульсивным психозом.
  • Дает запас на будущее: помогает изменить поведение, стать более гибкими в восприятии окружающих и самих себя.
  • Признается самым доказанным с научно-практической точки зрения подходом.
  • Единственный вид психотерапии, оплачиваемый по медицинской страховке в странах ЕС. А в некоторых странах имеет статус государственной программы.
  • Используется в клинической практике, психологическом консультировании, педагогике, работе с персоналом, криминалистике.
  • Подойдет решительно настроенным на решение проблемы клиентам, а также тем, кто привык к активному преодолению сложностей, способен проанализировать ошибки прошлого, контролировать настоящее, делать реалистичные прогнозы на будущее.

КПТ не единственный глобальный метод, она не отрицает и не замещает другие терапевтические подходы. Скорее, она эффективно совмещает удачные приемы других методов, используя для каждого расстройства свои техники.

Как проходит консультация у когнитивно-поведенческого психолога

Из названия становится понятно, что когнитивно-поведенческая психотерапия строится возле двух тем: что думает и как действует клиент. Психотерапевт фокусируется не на глубинном анализе ощущений клиента, а на том, чтобы обучить его осознанности, сделать ежедневное поведение более результативным. Одно из основных полей работы в рамках терапии – когнитивная уязвимость, которая приводит к стрессу. Поэтому во время сеансов психотерапевт пытается отловить и изменить одну или несколько «поломок» мышления:

  • Автоматические мысли (когниции), которые остаются незамеченными до тех пор, пока пациент не сконцентрируется на них.
  • Необоснованные выводы, сделанные без подтверждающих фактов.
  • Катастрофизация, которая приходит после одного негативного опыта.
  • Сверхобобщения, выведенные на основании нескольких случаев или поступков одного человека.
  • Избирательные обобщения, сделанные на основании вырванных из общего контекста деталей.
  • Преувеличение/преуменьшение или искаженная оценка события (склонность винить себя в поражениях, а успех объяснять простым везением).
  • Эгоцентричное мышление со склонностью видеть в любых словах или поступках окружающих критику в свой адрес.
  • Черно-белое мышление с причислением событий либо к абсолютно плохим, либо к абсолютно хорошим.
  • Тирания долженствования, которая проявляется убеждениями «мне все обязаны», «все должно быть по-моему», «мне обязан весь мир».
  • Сосредоточенность на предполагаемой утрате – смерти близких, крахе надежд, разрыве отношений.

Все это примеры нерационального мышления, с которым будет работать когнитивный терапевт.

Как проходит сеанс КПТ

Когда речь заходит о сеансах психотерапии, большинство представляет картину: клиент на кушетке рассказывает о проблемах, а мудрый психотерапевт слушает, время от времени записывает что-то в блокноте. Но на сеансе КПТ все происходит иначе. После поисков терапевта, заключения контракта, согласования рабочей темы, обсуждения количества сеансов начинается основная работа.

Психотерапевт – это терпеливый, дружески настроенный партнер, не лишенный эмпатии. Он не просто исследует проблему, но верит, что каждый человек после соответствующей подготовки сумеет взглянуть на проблему иначе. Поэтому во время сеансов психотерапевт:

  • Будет много и подробно объяснять, откуда берутся проблемы, как они устроены, какие действия их провоцируют.
  • Будет давать задания на дом, которые придется выполнять между сессиями (например, вести дневник самонаблюдения).
  • Будет подбирать индивидуальные методы коррекции, эксперименты, тренировки.
  • Обучит пациента самоконтролю, техникам мышечного, дыхательного расслабления.
  • Может заставить клиента кардинально поменять свое поведение (например, клиента с акрофобией после предварительной подготовки поведет на лестницу высотного дома, чтобы вместе с ним преодолеть все этажи).
  • Может выходить с клиентом в город, чтобы помочь клиенту справиться с тревожной или негативной ситуацией (поведенческий эксперимент).
  • Может совмещать техники, заимствованные из других терапевтических направлений (гештальт-подход, транзактный анализ).

Чего не будет делать психотерапевт, так это рассказывать о том, как устроена психика на самом деле или изъясняться малопонятными научными терминами. Также грамотный терапевт не возьмется за коррекцию тяжелых психических нарушений без предварительной консультации клиента с психиатром.

Что получает клиент после сеансов КПТ

  • Натренирует мозг обнаруживать свои деструктивные мысли, заменять их более адекватными, конструктивными.
  • Научится чаще общаться с фактами, проверять полученную информацию, опираться на свою логику.
  • Научится менять отношения к проблемным ситуациям, чтобы исправить неадаптивное поведение.
  • Поймет, как научить мозг учиться: извлекать полезную информацию из внешнего мира (а не только из интернета), фильтровать ненужную.
  • Получит уверенность в том, что с переживаниями и фобиями можно справляться в более подходящей форме.
  • Улучшит взаимоотношения с родственниками, друзьями, коллегами.
  • Улучшит свое психоэмоциональное состояние.
  • Сможет применять полученные знания самостоятельно.

Когнитивная психология не ограничивается отработанными техниками, продолжает год от года расти. Критиков у такого подхода немало, но в 90% случаев для быстрого решения проблемы клиенту порекомендуют именно когнитивно-поведенческого терапевта.

wikigrowth.ru

Когнитивный подход в психологии

Слово «когнитивный» происходит от латинского глагола «знать». Психологи, которые придерживаются когнитивного подхода в психологии, утверждают, что человек — это не машина, слепо и механически реагирующая на внутренние факторы или на события во внешнем мире, напротив, разуму человека доступно большее: анализировать информацию о реальной действительности, проводить сравнения, принимать решения, разрешать проблемы, встающие перед ним каждую минуту. Швейцарский психолог Жан Пиаже (1896— 1980), поставив перед собой задачу выяснить, каким образом человек познает реальный мир, изучал закономерности развития мышления у ребенка и пришел к выводу, что когнитивное развитие представляет собой результат постепенного процесса, состоящего из последовательных стадий. Развитие интеллекта ребенка происходит в результате постоянных поисков равновесия между тем, что ребенок знает, и тем, что он стремится понять. Все дети проходят эти стадии развития в одной и той же последовательности.

Когнитивный подход в психологии исходит из понимания человека как «понимающего, анализирующего», поскольку человек находится в мире информации, которую надо понять, оценить, использовать. Поступок человека включает три компонента:

  1. само действие,
  2. мысли,
  3. чувства, испытываемые при выполнении определенного действия.

Внешне похожие поступки могут быть разными, т. к. мысли и чувства были иными.

Субъективная интерпретация ситуаций есть более истинный фактор принятия решения, чем объективное значение этих ситуаций. Разные люди по-разному видят, интерпретируют ситуации, в которых они действуют, поэтому, соответственно, они могут и реагировать не одинаково.

После реакции человек в той или иной степени осуществляет субъективный анализ своего поведения, степени его успешности, на основе чего осуществляет необходимую коррекцию или делает какие-то выводы на будущее. Психолог Эллис считает, что неправильное поведение человека вызвано прежде всего иррациональными мыслями, порождаемыми «активизирующей ситуацией». В этом случае необходимо анализировать вместе с человеком ситуацию, в которой он оказался, и выводы, которые он из нее извлек. В задачи терапевта входит изучение мыслительных процессов клиента и доведение до его сознания иррациональных моментов, содержащихся в его мыслях. Выработка у человека более объективного восприятия событий приводит его к поиску новых действенных решений. Таким образом, неадаптивные формы поведения мало-помалу будут замещаться новыми, более эффективными формами, т. е. модификация мыслей приводит к изменению поведения.

Американский психолог Аарон Бек указывал, что:

«то, как люди думают, определяет то, что они чувствуют и как действуют». Патологические эмоциональные состояния и неадекватное поведение есть результат «неадаптивных когнитивных процессов», поэтому цель когнитивной терапии заключается в «модификации дисфункциональных убеждений и ошибочных способов переработки информации».

Когнитивный подход в психологии подчеркивает влияние интеллектуальных или мыслительных процессов на поведение человека, Джордж Келли (1905—1966) — один из основателей этого направления, считал, что любой человек -это своеобразный исследователь, стремящийся понять, интерпретировать, предвидеть и контролировать мир своих личных переживаний, делающий вывод на основе своего прошлого опыта и строящий предположения о будущем. И хотя объективная реальность существует, но разные люди осознают ее по-разному, поскольку любое событие можно рассматривать с разных сторон и людям предоставляется большой набор возможностей в интерпретации внутреннего мира переживаний или внешнего мира практических событий. Любой человек выдвигает гипотезы о реальности, с помощью которых он пытается предвидеть и контролировать события жизни, предвидеть будущее и строить планы, основанные на ожидаемых результатах.

Келли полагал, что люди воспринимают свой мир при помощи четких систем или моделей, называемых конструктами. Личностный конструкт — это идея или мысль, которую человек использует, чтобы осознать или интерпретировать, объяснить или предсказать свой опыт. Он представляет собой устойчивый способ, которым человек осмысляет какие-то аспекты действительности в терминах схожести и контраста.

Каждый из нас воспринимает действительность путем собственных моделей или конструктов, необходимых для создания непротиворечивой картины мира. Если конструкт помогает точно прогнозировать события, человек, вероятно, сохранит его. И наоборот, если прогноз не подтвердится, конструкт, на основании которого он был сделан, вероятно, подвергнется пересмотру или даже вообще может быть исключен. Валидность конструкта проверяется с точки зрения его прогностической эффективности, степень которой может меняться. Каждый человек обладает уникальной конструктной системой, которую он использует для интерпретации жизненного опыта. Люди отличаются друг от друга тем, как они интерпретируют события. Два человека, будь они даже идентичными близнецами и имей схожие взгляды, обращаются к событию и интерпретируют его по-разному. Каждый человек по-нимает действительность с «колокольни» своего уникального личностного конструкта. Разница между людьми состоит в том, что они интерпретируют события под разным углом зрения. Человек пытается объяснить действительность, чтобы научиться предвосхищать события, влияющие на его жизнь, т. е. люди смотрят на настоящее так, чтобы предвидеть будущее с помощью уникальной системы своих личностных конструктов. И поведение человека определяется тем, как он прогнозирует будущие события. Келли предположил, что если мы знаем, как человек организует свои конструкты, мы можем правильно судить о его поведении, т. е. узнать личность — значит узнать, как человек истолковывает свой личный опыт. Личность понимается как организованная система более или менее важных конструктов, которые человек использует, чтобы интерпретировать мир переживаний и предвидеть будущие события.

Социальное взаимодействие состоит, в первую очередь, из попыток одного человека понять, как другой человек осознает действительность. Чтобы плодотворно с кем-либо взаимодействовать, человеку необходимо интерпретировать какую-то часть конструктной системы другого человека, надо чтобы один человек поставил себя на место другого, чтобы лучше понимать и прогнозировать его на-стоящее и последующее поведение.

Основу когнитивной социальной психологии составляют теории когнитивного соответствия. Это класс теорий, разработанных в западной социальной психологии.

Цель — дать объяснение соотношения логичного и алогичного в поведении человека. Фундаментальная идея всех теорий когнитивного соответствия состоит в том, что когнитивная структура человека не может быть несбалансированной, дисгармоничной. Если же это возникает (например, в результате противоречивой информации об одном и том же объекте), то немедленно возникает тенденция изменить это состояние и вновь восстановить внутреннее соответствие когнитивной системы. Данная идея развивается такими учеными, как Ф. Хайдер, Т. Ньюком, Ч. Осгуд, П. Танненбаум, Л. Фестингер.

Теория структурного баланса Ф. Хайдера основывается на идее соответствия и идее каузальной атрибуции. Каузальная атрибуция (от лат. causa — причина и attribuo — придаю, наделяю) — интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей. В теории структурного баланса рассматривается состояние сбалансированности когнитивной структуры человека в ситуации восприятия им другого человека и построения двух рядов отношений: к этому человеку и к объекту, общему для двух партнеров по общению.

В теории коммуникативных актов Т. Ньюкома основной является идея о том, что средством преодоления дискомфорта, вызванного несоответствием между отношением человека к другому человеку и его отношением к общему для них объекту, является развитие коммуникации. Коммуникация (от лат. communico — делаю общим, связываю, общаюсь) — смысловой аспект социального взаимодействия. Одна из основных функций коммуникации состоит в достижении социальной общности при сохранении индивидуальности каждого из партнеров. По ходу коммуникации возможно изменение отношений к другому человеку или к объекту. Тем самым восстанавливается соответствие.

Ч. Осгуд, П. Танненбаум — авторы теории конгруэнтности (соответствия), считают, что для достижения соответствия в когнитивной структуре человека субъект должен одновременно изменить свое отношение как к другому человеку, так и к тому объекту, который они оба оценивают.

Л. Фестигеру принадлежит создание теории когнитивного диссонанса. Диссонанс есть отрицательное состояние, возникающее в ситуации, когда человек имеет разные, противоречащие друг другу сведения, мнения или знания об одном и том же объекте. Состояние диссонанса субъективно переживается как дискомфорт, от которого человек стремится избавиться. Для этого есть два выхода: изменить свое мнение относительно объекта либо получить новую информацию, которая бы устранила противоречие и согласовывалась с прежними представлениями.

psyera.ru

2.2.8. Когнитивный подход в психологии

Слово «когнитивный» происходит от латинского гла­гола «знать». Психологи, сплотившиеся вокруг этого под­хода, утверждают, что человек — это не машина, слепо и механически реагирующая на внутренние факторы или на события во внешнем мире, напротив, разуму человека доступно большее: анализировать информацию о реаль­ной действительности, проводить сравнения, принимать решения, разрешать проблемы, встающие перед ним каж­дую минуту. Швейцарский психолог Жан Пиаже (1896— 1980), поставив перед собой задачу выяснить, каким об­разом человек познает реальный мир, изучал закономер­ности развития мышления у ребенка и пришел к выводу, что когнитивное развитие представляет собой результат постепенного процесса, состоящего из последовательных стадий. Развитие интеллекта ребенка происходит в ре­зультате постоянных поисков равновесия между тем, что ребенок знает, и тем, что он стремится понять. Все дети проходят эти стадии развития в одной и той же последо­вательности.

Когнитивные теории личности исходят из понима­ния человека как «понимающего, анализирующего», по­скольку человек находится в мире информации, которую надо понять, оценить, использовать. Поступок человека включает три компонента: 1) само действие, 2) мысли, 3) чувства, испытываемые при выполнении определенно­го действия. Внешне похожие поступки могут быть раз­ными, т. к. мысли и чувства были иными.

Субъективная интерпретация ситуаций есть более истинный фактор принятия решения, чем объективное значение этих ситуаций. Разные люди по-разному видят, интерпретируют ситуации, в которых они действу­ют, поэтому, соответственно, они могут и реагировать не одинаково.

После реакции человек в той или иной степени осуще­ствляет субъективный анализ своего поведения, степени его успешности, на основе чего осуществляет необходи­мую коррекцию или делает какие-то выводы на будущее. Психолог Эллис считает, что неправильное поведение че­ловека вызвано прежде всего иррациональными мысля­ми, порождаемыми «активизирующей ситуацией». В этом случае необходимо анализировать вместе с человеком си­туацию, в которой он оказался, и выводы, которые он из нее извлек. В задачи терапевта входит изучение мысли­тельных процессов клиента и доведение до его сознания иррациональных моментов, содержащихся в его мыслях. Выработка у человека более объективного восприятия событий приводит его к поиску новых действенных ре­шений. Таким образом, неадаптивные формы поведения мало-помалу будут замещаться новыми, более эффектив­ными формами, т. е. модификация мыслей приводит к изменению поведения.

Американский психолог А. Бек указывал, что «то, как люди думают, определяет то, что они чувствуют и как действуют». Патологические эмоциональные состояния и неадекватное поведение есть результат «неадаптивных когнитивных процессов», поэтому цель когнитивной те­рапии заключается в «модификации дисфункциональных убеждений и ошибочных способов переработки информа­ции».

Когнитивное направление подчеркивает влияние ин­теллектуальных или мыслительных процессов на поведе­ние человека, Джордж Келли (1905—1966) — один из осно­вателей этого направления, считал, что любой человек -это своеобразный исследователь, стремящийся понять, интерпретировать, предвидеть и контролировать мир своих личных переживаний, делающий вывод на основе своего прошлого опыта и строящий предположения о будущем. И хотя объективная реальность существует, но разные люди осознают ее по-разному, поскольку любое событие можно рассматривать с разных сторон и людям предос­тавляется большой набор возможностей в интерпретации внутреннего мира переживаний или внешнего мира прак­тических событий. Любой человек выдвигает гипотезы о реальности, с помощью которых он пытается предвидеть и контролировать события жизни, предвидеть будущее и строить планы, основанные на ожидаемых результатах.

Келли полагал, что люди воспринимают свой мир при помощи четких систем или моделей, называемых конст­руктами. Личностный конструкт — это идея или мысль, которую человек использует, чтобы осознать или интер­претировать, объяснить или предсказать свой опыт. Он представляет собой устойчивый способ, которым человек осмысляет какие-то аспекты действительности в терми­нах схожести и контраста.

Каждый из нас воспринимает действительность путем собственных моделей или конструктов, необходимых для создания непротиворечивой картины мира. Если конст­рукт помогает точно прогнозировать события, человек, вероятно, сохранит его. И наоборот, если прогноз не под­твердится, конструкт, на основании которого он был сде­лан, вероятно, подвергнется пересмотру или даже вооб­ще может быть исключен. Валидность конструкта прове­ряется с точки зрения его прогностической эффективнос­ти, степень которой может меняться. Каждый человек обладает уникальной конструктной системой, которую он использует для интерпретации жизненного опыта. Люди отличаются друг от друга тем, как они интерпретируют события. Два человека, будь они даже идентичными близ­нецами и имей схожие взгляды, обращаются к событию и интерпретируют его по-разному. Каждый человек по­нимает действительность с «колокольни» своего уникального личностного конструкта. Разница между людьми состоит в том, что они интерпретируют события под раз­ным углом зрения. Человек пытается объяснить действи­тельность, чтобы научиться предвосхищать события, вли­яющие на его жизнь, т. е. люди смотрят на настоящее так, чтобы предвидеть будущее с помощью уникальной системы своих личностных конструктов. И поведение че­ловека определяется тем, как он прогнозирует будущие события. Келли предположил, что если мы знаем, как человек организует свои конструкты, мы можем правильно судить о его поведении, т. е. узнать личность — значит узнать, как человек истолковывает свой личный опыт. Личность понимается как организованная система более или менее важных конструктов, которые человек исполь­зует, чтобы интерпретировать мир переживаний и пред­видеть будущие события.

Социальное взаимодействие состоит, в первую очередь, из попыток одного человека понять, как другой человек осознает действительность. Чтобы плодотворно с кем-либо взаимодействовать, человеку необходимо интерпретиро­вать какую-то часть конструктной системы другого чело­века, надо чтобы один человек поставил себя на место другого, чтобы лучше понимать и прогнозировать его на­стоящее и последующее поведение.

Основу когнитивной социальной психологии составля­ют теории когнитивного соответствия. Это класс теорий, разработанных в западной социальной психологии.

Цель — дать объяснение соотношения логичного и алогичного в поведении человека. Фундаментальная идея всех теорий когнитивного соответствия состоит в том, что когнитивная структура человека не может быть несба­лансированной, дисгармоничной. Если же это возникает (например, в результате противоречивой информации об одном и том же объекте), то немедленно возникает тен­денция изменить это состояние и вновь восстановить внутреннее соответствие когнитивной системы. Данная идея развивается такими учеными, как Ф. Хайдер, Т. Ньюком, Ч. Осгуд, П. Танненбаум, Л. Фестингер.

Теория структурного баланса Ф. Хайдера основывается на идее соответствия и идее каузальной атрибуции. Кау­зальная атрибуция (от лат.causaпричина иattribuo — придаю, наделяю) — интерпретация субъектом меж­личностного восприятия причин и мотивов поведения дру­гих людей. В теории структурного баланса рассматрива­ется состояние сбалансированности когнитивной струк­туры человека в ситуации восприятия им другого челове­ка и построения двух рядов отношений: к этому человеку и к объекту, общему для двух партнеров по общению.

В теории коммуникативных актов Т. Ньюкома основной является идея о том, что средством преодоления диском­форта, вызванного несоответствием между отношением человека к другому человеку и его отношением к общему для них объекту, является развитие коммуникации. Ком­муникация (от лат.communico — делаю общим, связы­ваю, общаюсь) — смысловой аспект социального взаимо­действия. Одна из основных функций коммуникации со­стоит в достижении социальной общности при сохране­нии индивидуальности каждого из партнеров. По ходу коммуникации возможно изменение отношений к друго­му человеку или к объекту. Тем самым восстанавливает­ся соответствие.

Ч. Осгуд, П. Танненбаум — авторы теории конгруэн­тности (соответствия), считают, что для достижения со­ответствия в когнитивной структуре человека субъект должен одновременно изменить свое отношение как к другому человеку, так и к тому объекту, который они оба оценивают.

Л. Фестиыгеру принадлежит создание теории ког­нитивного диссонанса. Диссонанс есть отрицательное со­стояние, возникающее в ситуации, когда человек имеет разные, противоречащие друг другу сведения, мнения или знания об одном и том же объекте. Состояние диссонанса субъективно переживается как дискомфорт, от которого человек стремится избавиться. Для этого есть два выхода: изменить свое мнение относительно объекта либо полу­чить новую информацию, которая бы устранила противо­речие и согласовывалась с прежними представлениями.

studfile.net

Когнитивная психология и когнитивная психотерапия

когнитивная психология

Психология – наука многогранная и разносторонняя. Она имеет множество направлений и ответвлений, каждое из которых ориентировано на собственное понимание психической реальности и особенностей ее функционирования. У каждого направления свой подход к анализу аспектов психики. И к сравнительно молодым, но достаточно прогрессивным и очень популярным направлениям относится когнитивная психология. Эта статья посвящена краткому обзору данного направления, а также обзору связанного с ним терапевтического подхода – когнитивной психотерапии.

Понятие и краткая история когнитивной психологии

Когнитивная психология – это раздел психологической науки, занимающийся изучением познавательных процессов человеческой психики. Изыскания, основанные на когнитивном подходе в психологии, ориентированы на исследование чувств, внимания, памяти, воображения, логического мышления, представления информации, способности принимать решения. По сути, это целая концепция, сконцентрированная на активности сознания и процессе познания.

Когнитивная психология исследует процесс получения человеком информации о мире, то, как она представляется им, как хранится в памяти и становится знанием, а также то, каким образом данное знание воздействует не поведение и внимание человека. Это направление касается всего диапазона психических процессов, начиная ощущениями и заканчивая восприятием, вниманием, обучением, распознаванием образов, памятью, формированием понятий. Оно касается мышления, языка, запоминания, воображения, эмоций и процессов развития, а также всех возможных поведенческих сфер.

Появилось данное направление в 50-х годах XX века в США. Хотя, конечно, попытки изучить проблемы сознания предпринимались и раньше. Еще философы древности задавались вопросами, где размещаются мысли и память. Например, в Древнем Египте считали, что они располагаются в сердце. Эту идею поддерживал и Аристотель. Однако Платон полагал, что местом их хранения является мозг. Не вдаваясь в подробности, можно сказать, что огромный интерес к проблеме сознания люди проявляли за сотни лет до того как когнитивная психология сложилась в научное направление.

Немалая заслуга в развитии когнитивной науки принадлежит таким известным философам как Иммануил Кант, Дэвид Юм и Рене Декарт. Так, теория Декарта о психической структуре со временем стала методом изучения психики. Работы Юма поспособствовали установлению законов ассоциаций идей и классификации психических процессов. А Кант указал на то, что разум является структурой, а опыт – фактами, заполняющими эту структуру. Но, естественно, неверно полагать, что только этих людей следует благодарить за становление когнитивной психологии. Огромную роль сыграла деятельность ученых и из других областей.

Одним из людей, повлиявших на становление когнитивной психологии более серьезно, является немецкий психолог и физиолог Вильгельм Вундт, ведь он многократно говорил о том, что сознание обладает творческим потенциалом. В дальнейшем эта тема частично развивалась в функционализме и структурализме, и только с появлением бихевиоризма, сфокусировавшегося не на сознании, а на поведении, в начале ХХ столетия интерес к ней угас почти на полстолетия.

Но уже в 1950-х годах начался новый этап в развитии когнитивной науки. Одним из пионеров движения стал американский психолог Эдвард Толмен. Он указал на то, что важно рассматривать когнитивные переменные и поспособствовал отказу от присущего бихевиоризму подхода «стимул-реакция». Однако наиболее значительный вклад в формирование подхода внес швейцарский психолог Жан Пиаже, исследовавший детскую психологию, ориентируясь на стадии когнитивного развития. И даже невзирая на то, что работа Пиаже посвящалась по большей части детской психологии, спектр применимости когнитивного подхода существенно расширился, а сам Пиаже получил награду «За выдающийся вклад в развитие науки».

В 1970-х годах когнитивная психология начала все больше выделяться как отдельная сфера исследований и терапевтическая практика. Множество ее положений стали основой психолингвистики, а ее выводы начали использоваться в других разделах психологической науки, таких как психология образования, психология личности и социальная психология.

В настоящее время когнитивная психология во многом базируется на аналогиях между механизмами познания у человека и преобразованием информации в вычислительных устройствах. (И это при том, что ее основы закладывались до того, как появилась кибернетика и сложная вычислительно-информационная техника.)

Более всего распространена концепция, где психика представляется устройством, у которого есть фиксированная способность преобразовывать получаемые сигналы. Основное значение в ней имеют внутренние когнитивные схемы и активности организма, участвующие в процессе познания. Человеческая познавательная система рассматривается в качестве системы с устройствами ввода, хранения и вывода данных с учетом ее пропускного потенциала. А базовая метафора когнитивной психологии – это компьютерная метафора, согласно которой работа человеческого мозга уподобляется работе процессора компьютера.

Для тех, кого интересуют представители когнитивной психологии, назовем их имена. Это Борис Величковский, Джордж Сперлинг, Роберт Солсо, Карл Прибрам, Джером Брунер, Джордж Миллер, Ульрик Найссер, Аллен Ньюэлл, Саймон Герберт и некоторые другие. В конце статьи мы еще приведем небольшой список книг некоторых из этих авторов. Сейчас же наибольший интерес для нас представляют основные идеи когнитивной науки.

Но с учетом серьезности темы и физической невозможности рассказать обо всем в одной статье, не будет лишним, если вы уделите время просмотру полуторачасового видео. Это запись лекции «Что такое когнитивная психология, откуда она взялась и куда идет» доктора психологических наук, старшего научного сотрудника Центра когнитивных исследований филологического факультета МГУ Марии Фаликман. Впрочем, посмотреть его вы можете и по окончании статьи или в любое подходящее время.

Основные идеи когнитивной психологии

Когнитивная психология в своих исследованиях опирается на несколько основополагающих идей. В тезисной форме представим каждую из них:

  • Главные объекты изучения – это познавательные процессы. К ним относятся мышление, речь, восприятие, воображение, внимание и память. Дополнительно к ним когнитивная наука занимается исследованием человеческого и искусственного интеллекта, эмоциональной сферы личности, психологии развития и процесса распознавания образов.
  • Важнейшая предпосылка когнитивной психологии состоит в изучении и анализе процессов познания в форме функций вычислительной машины. Представители направления рассматривают познавательные процессы психики человека точно так, как, например, инженер-электронщик изучает компьютер. Вычислительная машина выполняет множество операций, связанных с получением, обработкой, хранением и выдачей данных. Когнитивные функции человека отвечают за аналогичные операции.
  • Третья идея вытекает из второй. Она гласит, что психика обрабатывает данные поэтапно. Т.е. любой стимул, полученный из внешнего мира, проходит через цепь порядковых преобразований.
  • Психические системы обработки информации имеют свою предельную емкость. Это предположение объясняет направление работы и задачи когнитивных психологов – они стремятся отыскать естественные и наиболее эффективные методы работы с информацией, поступающей в психику из внешнего мира (терапевты-когнитивисты с помощью этого знания корректируют поведение пациентов).
  • Вся информация, которая поступает в психику посредством познавательных процессов, кодируется и отражается особым (индивидуальным) образом.
  • Для любых исследований необходимо использовать хронометрические средства, позволяющие оценить время ответа на предлагаемые задачи и/или скорость, с которой психика реагирует на сигналы. Когнитивная психология не использует интроспективные технологии (когда человек сам наблюдает за происходящими в психике процессами и при этом не использует инструменты и стандарты), и считает их недостаточно точными.

Эти идеи могут показаться довольно простыми на первый взгляд, однако в действительности они составляют ту базу, на которую опирается целый комплекс сложнейших научных исследований. Это в свою очередь говорит, что когнитивная психология, несмотря на свой сравнительно небольшой возраст, является очень серьезным научным разделом. Изучая процессы познания, происходящие в психике, она может делать определенные выводы, основываясь на полученных эмпирическим путем доказательствах.

Когнитивный подход в психологии позволяет объяснять поведение человека через описание процессов познания, изучать и интерпретировать процессы восприятия, распознавания образов, решения задач, функционирования памяти; исследовать механизмы построения когнитивной картины мира, бессознательного восприятия и познания, причем не только у человека, но и у животных.

Реализуются же все исследования в сфере когнитивной психологи при помощи специальных методов. В первую очередь это методы микродинамического и микроструктурного анализа перцептивных процессов. Микроструктура и микродинамика психической деятельности относятся к предмету когнитивной науки, изучающей особенности психической жизни. Структура здесь является относительно статичным представлением системы организации элементов психических процессов. А микродинамика – это исследование происходящих в психической жизни процессов через обработку поступающей из окружающего мира информации. Благодаря обоим методам действия человека рассматриваются как части единой интрапсихической системы, а не как отдельные явления.

Следующий метод – это микрогенетический метод, основывающийся на одном из видов гештальт-теории (Лейпцигская школа), уделяющей основное внимание особенностям формирования психических явлений. Согласно этой теории, образы предметов возникают в человеческом сознании не сразу, а после прохождения нескольких стадий, которые можно выявить, создав определенные условия. Но главная задача метода – изучить не итоговый результат мыслительного процесса или его взаимосвязь с условиями, а сам процесс, приводящий к данному результату.

Три этих метода предназначены для анализа мышления и когнитивных процессов. Но есть и еще один, привлекающий наибольшее внимание. Это метод замены личностного конструкта, разработанный американским психологом Джорджем Келли в 1955 году. Несмотря на то, что когнитивный подход в психологии еще только формировался, труды Келли стали определяющими для него, и сегодня вокруг них построена такая важная область практической когнитивной психологии как когнитивно-поведенческая психотерапия. При ее рассмотрении мы чуть глубже коснемся и вышеназванного метода.

Когнитивно-поведенческая психотерапия

когнитивная психология

когнитивный подход в психологии

Сегодня с помощью когнитивно-поведенческой психотерапии терапевты работают с психическими расстройствами людей: устраняют их, сглаживают или сокращают вероятность проявления в будущем рецидивов. Она помогает устранять психосоциальные последствия, корректировать поведение, повышать эффективность лечения медицинскими препаратами. Опорой этого направления послужили идеи Джорджа Келли.

Теория личностных конструктов Келли гласит, что каждый психический процесс протекает через разные пути предсказания событий в окружающей реальности. Сознанием и поведением человека не владеют ни инстинкты, ни стимулы, ни даже потребность в самоактуализации. Он выступает в роли ученого, изучающего и познающего мир вокруг и себя самого.

Согласно Келли, человек, исследуя поведение окружающих, пытаясь вникнуть в его суть и дать ему прогнозы, выстраивает собственную систему личностных конструктов. Понятие «конструкт» является основным в теории ученого. Конструкт состоит из особенностей восприятия, памяти, мышления и речи и является классификатором того, как человек воспринимает самого себя и мир вокруг.

Это главное средство для классификации явлений действительности, представляющее собой биполярную шкалу, к примеру, «глупый-умный», «красивый-уродливый», «храбрый-трусливый» и т.п. Процесс выбора человеком конструктов характеризует его как объект познания, что и является предметом интереса всей терапии. Конструкты складываются в систему, и если она оказывается неэффективной, здоровый человек или изменяет ее, или заменяет новой. В случае же психических отклонений прибегают к помощи терапии.

В общих чертах терапию можно обозначить, как сравнительный анализ особенностей восприятия и интерпретации людьми внешней информации. Этот анализ состоит из трех этапов:

  1. На первом этапе пациент работает с разными инструментами, помогающими определять ошибочные суждения, а затем находить их причины.
  2. На втором этапе пациент при помощи терапевта осваивает приемы корректных соотношений явлений окружающего мира. Задача специалиста показать человеку пользу и вред, преимущества и недостатки существующего конструкта.
  3. На третьем этапе пациент должен осознать новый конструкт и начать выстраивать свое поведение на его основе.

Важно отметить, что специалист лишь запускает процесс лечения, а после просто его корректирует. И немало здесь (что свойственно и прочим сферам психиатрии и психологии) зависит от самого человека, находящегося на лечении.

Теория Келли описывает понятийную схему, позволяющую человеку осмысливать реальность и создавать конкретные поведенческие шаблоны. Она, кстати, была поддержана известным канадским и американским психологом Альбертом Бандурой. Он разработал систему «научения через наблюдение», используемую для изменения поведения.

Сам же личностный конструкт применяется мировыми специалистами, изучающими причины заниженной самооценки, страхи и фобии, депрессивные состояния. Психотерапевты-когнитивисты считают, что причина любого психического расстройства кроется в дисфункциональных (неправильных) конструктах. Поэтому теория Келли так важна для терапии.

Вместо заключения

Если говорить об актуальности когнитивной науки вообще, то она востребована специалистами, изучающими особенности и механизмы не только восприятия, памяти, внимания и речи, но и формирования суждений, принятия решений, разрешения проблем, работы интеллекта и множество других вопросов.

Беря во внимание то, что когнитивная психология касается некоторых других наук, ее изучение требуется людям, работающим в совершенно разных областях. Она представляет интерес для неврологов, лингвистов, преподавателей, учителей, инженеров, художников, ученых, дизайнеров, архитекторов, разработчиков образовательных программ, специалистов в области искусственного интеллекта и т.д.

Когнитивная психология и ее представители сыграли огромную роль в понимании закономерностей всего процесса познания и отдельных его механизмов. Деятельность когнитивистов поспособствовала развитию психологии личности, психологии эмоций и возрастной психологии, внесла серьезный вклад в исследования по экологии восприятия и изучение социальных когниций.

Таковы в общих чертах основы когнитивной психотерапии и когнитивной психологии. Еще раз напомним, что эта статья носит чисто ознакомительный характер, и мы ни в коем случае не претендуем на полноценное раскрытие темы когнитивной науки, которой посвящено огромное количество книг и научных трудов. И поэтому рекомендуем вам (если есть соответствующий интерес) почитать работы, которые написали представители когнитивистского направления. Вот несколько таких книг:

  • «Когнитивная психология: история и современность», хрестоматия;
  • «Когнитивная психология», Р. Солсо;
  • «Когнитивная психология», Д. Ушаков;
  • «Когнитивная психология», А. Д. Роберт;
  • «Когнитивная эволюция и творчество», И. Меркулов;
  • «Маленькая книжка о большой памяти», А. Лурия;
  • «Миметика глупости», Крупенин А. Л., Крохина И. М.;
  • «Ваша память», А. Бэддели;
  • «Невидимая горилла», Д. Саймонс, К. Шарби;
  • «Познание и реальность», У. Найссер.

И в заключение посмотрите небольшое видео о когнитивной терапии и механизме ее работы. Развивайтесь, тренируйте свое восприятие и познавайте мир. Желаем вам удачи!

4brain.ru

основные принципы, понятия, методы и области исследования.

Когнитивная психология возникает в 60-е годы 20-го века в противостояние бихевиоризму. Она возвратила в предмет психологии субъективный аспект.

Когнитивная психология – психология познания, где познание – основа сознания.

Познание — процесс, при помощи которого входящие сенсорные данные подвергаются различным видам трансформации для удобства их накопления, воспроизведения и дальнейшего использования.

Перед психологами встала новая задача – моделирование познавательных процессов.

Когнитивная психология столкнулась с серьёзными проблемами – невозможно смоделировать бессознательное, творчество, интуицию.

Когнитивные процессы лучше всего изучать, моделируя информационный поток, проходящий через различные стадии трансформации.

Метафора компьютера очень распространена в этом подходе, она легла в основу работ, в которых компьютерные программы служат моделью для понимания процессов обработки информации человеком.

Интеллект рассматривается как комплексная система, имеющая сложную структуру, а иерархия построена на типах переработки информации и зависит от стоящих задач.

Психика рассматривается как система когнитивных реакций, связанная с внешними и внутренними переменными, например с самосознанием, когнитивными стратегиями, селективностью внимания и др.

Метод анализа функционирования психики — микроструктурный анализ психических процессов.

Бессознательное содержит неосознаваемую часть программы переработки информации, которая включается уже на первых этапах восприятия нового материала. Из бесчисленного количества информации, получаемой в единицу времени, когнитивная система отбирает и доводит до сознания лишь те сигналы, которые наиболее важны в данный момент.

Когнитивный подход имеет в своей основе ряд аксиоматических предпосылок (Хабер, 1964):

Представление о поэтапной переработке информации, т.е. о том, что стимулы внешнего мира проходят внутри психики через ряд последовательных преобразований.

Допущение об ограниченной емкости системы переработки информации. Именно ограниченность способности человека осваивать новую информацию и прообразовывать уже существующую заставляет искать наиболее эффективные и адекватные способы работы с ней. Эти стратегии (в гораздо большей степени, чем соответствующие им мозговые структуры) моделируют когнитивные психологи.

Вводится постулат о кодировании информации в психике. Данный постулат фиксирует предположение о том, что физический мир отражается в психике в особой форме, которую нельзя свести к свойствам стимуляции.

Концепция личностных конструктов (Дж. Келли):

1) Человек – исследователь мира, он выстраивает гипотезы с помощью конструктов (например, “плохой — злой”)

2) Принцип конструктивного альтернативизма — реакция зависит от способа интерпретации.

Здоровый человек это понимает, следовательно он хорошо адаптирован к изменяющейся реальности.

3) Личностные конструкты – это схемы, с помощью которых субъект интерпретирует реальность и предсказывает будущие события.

Когнитивная психология

Работы Пиаже и Брунера во многом способствовали появлению

нового направления, появившегося уже в 60-х годах XX в., — когни-

тивной психологии. Труды Пиаже, посвященные целостному харак-

теру интеллекта, его роли в развитии психики, нашли отражение

во многих трудах этой школы. Брунер же не только подал новые

идеи, но и принимал непосредственное участие в изучении некото-

рых вопросов совместно со своими коллегами, принадлежавшими

к новому направлению.

В когнитивной психологии психика рассматривается как сис-

тема когнитивных реакций и постулируется связь этих реакций не

только с внешними стимулами, но и с внутренними переменными,

например с самосознанием, когнитивными стратегиями, селек-

тивностью внимания и т.д. Главным принципом, на основании

которого рассматривается когнитивная система человека, являет-

ся аналогия с компьютером, т.е. психика трактуется как система,

предназначенная для переработки информации.

Методом анализа функционирования этой системы стал мик-

роструктурный анализ психических процессов. Серьезное досто-

инство когнитивной психологии — точность и конкретность полу-

ченных данных, что частично приближает психологию к тому не-

досягаемому идеалу объективной науки, к которому она стреми-

лась много веков. Однако в данном случае, как и в других анало-

гичных, точность достигается за счет упрощения и игнорирования

неоднозначности человеческой психики.

Это направление появилось в американской науке в 60-х годах

как альтернатива доминированию бихевиоральных концепций,

отрицавших роль сознания и подходивших к интеллекту в основ-

ном как к способности научаться путем проб и ошибок. Тот факт,

что попытки пересмотреть такую интерпретацию когнитивных

процессов Толменом не нашли отклика в 40-50-е годы, доказывает,

что в то время методология бихевиоризма еще себя не исчерпала,

409

а сама эта школа еще плодотворно развивалась (достаточно вспом-

нить теории Скиннера, Бандуры, Долларда, о которых говорилось

выше). Но к 60-м годам ситуация изменилась, стало ясно (особенно

для психологии США), что невозможно и непродуктивно игнори-

ровать сознание и выводить его из предмета психологии.

Так появилась последняя в XX в. психологическая школа. Хотя

ее возникновение порождено скорее общим направлением и логи-

кой развития психологии, чем открытиями конкретных ученых,

тем не менее можно говорить о деятельности двух психологов, в

наибольшей степени способствовавшей возникновению нового

направления. Д.Миллер (р. 1920) создал первый научный Центр

когнитивной психологии и начал разрабатывать новые методы

изучения познавательных процессов. У.Найссер (р. 1928) выпус-

тил в 1967 г. книгу ≪Когнитивная психология≫, в которой изло-

жил основные положения этого направления.

В 1960 г. при Гарвардском университете Миллер и Брунер соз-

дали Центр когнитивных исследований. Противопоставляя свои

работы все еще превалировавшим в тот период бихевиоральным

исследованиям, в Центре изучали разнообразные познавательные

процессы — восприятие, память, мышление, речь, в том числе про-

водили анализ их генезиса. Именно генетический аспект, позна-

ния, как было показано выше, и стал ведущим для Брунера.

Для Миллера и других когнитивистов приоритетной остава-

лась ориентация на анализ функционирования уже сформирован-

ных процессов и их структурный анализ. Параллельно начались

работы по изучению искусственного интеллекта, причем в неко-

торых случаях упрощение моделей шло в ущерб анализу когни-

тивной системы человека.

Осознанию своего предмета и метода когнитивная психология

обязана Найссеру и его книге, о которой уже упоминалось выше.

Он, так же как и Пиаже, доказывал решающую роль познаватель-

ного компонента в структуре психики, в деятельности людей.

Очертив основной круг проблем нового направления, Найссер

определил познание как процесс, при помощи которого входящие

сенсорные данные подвергаются различным видам трансформации

для удобства их накопления, воспроизведения и дальнейшего ис-

пользования. Он предположил, что когнитивные процессы лучше

всего изучать, моделируя информационный поток, проходящий

через различные стадии трансформации. Для объяснения сути про-

исходящих процессов им были предложены такие термины, как

≪иконическая память≫, ≪эхоическая память≫, ≪преднастроечные про-

цессы≫, ≪фигуративный синтез≫, и разработаны методы их изу-

чения — визуальный поиск и селективное наблюдение.

Первоначально он также занимался исследованием ≪искусствен-

ного интеллекта≫, однако затем отошел от этих работ и критико-

вал некоторых своих коллег за чрезмерное внимание к искусст-

410

венному интеллекту, сужающее эффективность когнитивной пси-

хологии. Эта позиция Найссера была подкреплена материалами,

полученными им при изучении экологии восприятия. Он пришел

к выводу о том, что при изучении искусственных моделей перера-

ботки информации (например, деятельности оператора) недооце-

нивается обилие информационных стимулов, которые получает

человек в естественных информационно насыщенных условиях.

Эти мысли Найссера получили отражение в его новой книге

≪Познание и реальность≫ (1976). Высказанные в ней теоретиче-

ские соображения были подкреплены проведенными им экспери-

ментами (например, при изучении разделенного и селективного

внимания).

Метафора компьютера, которая, как упоминалось, очень рас-

пространена в этом подходе, легла в основу работ, в которых

компьютерные программы служат моделью для понимания про-

цессов обработки информации человеком. Положительным здесь

является тот факт, что интеллект не рассматривается как набор

последовательных, часто малосвязанных этапов или ступеней пе-

реработки информации, как это было в традиционной психоло-

гии, в которой считалось, что вслед за ощущением идет воспри-

ятие, затем память, мышление и т. д. В новом подходе рассматри-

вается комплексная система, имеющая сложную структуру, а ие-

рархия построена на типах переработки информации и зависит от

стоящих задач.

Многочисленные исследования, проводимые учеными в рам-

ках нового направления, были направлены на изучение этой струк-

туры и ее деятельности в разных ситуациях. Среди их работ не-

обходимо отметить изучение тех преобразований, которые про-

исходят с сенсорной информацией с момента ее попадания на

рецептор и до получения ответной реакции. При этом были по-

лучены данные, доказывающие, что сенсорная чувствительность

является непрерывной функцией и не существует порога в собст-

венном смысле этого слова, так как порог обнаружения сигнала

зависит от многих факторов. На основании этих материалов была

разработана теория обнаружения сигнала. Указанная теория ин-

формации, которая повлияла на все дальнейшие работы по ког-

нитивной психологии, также была первоначально сформулирована

на основе данных, полученных при изучении восприятия. Ведущий

вклад в ее разработку внес К. Шеннон, который создал матема-

тическую модель универсальной системы коммуникаций, объяс-

няющую механизмы идентификации различных сигналов.

При изучении моделей, обеспечивающих способность человека

распознавать сигналы внешнего мира, ученые опирались на данные

гештальтпсихологии, которые были подтверждены на новом уров-

не анализа процесса восприятия. Эти работы перекликаются с

трудами отечественных ученых А. В. Запорожца и Л. А. Венгера,

411

изучавших роль сенсорных эталонов при восприятии окружаю-

щего.

В результате исследований были выделены структурные состав-

ляющие (блоки) интеллекта, впервые описаны такие виды памяти,

как кратковременная и долговременная. При этом в экспериментах

Д. Сперлинга, изменившего методику Найссера по изучению икони-

ческой памяти, было показано, что объем кратковременной памяти

практически не ограничен. Работы Бродбента, Нормана и других

ученых показали, что своеобразным фильтром, отбирающим нуж-

ные в данный момент сигналы, является внимание, которое приоб-

рело совершенно новую трактовку в когнитивной психологии.

Материалы, полученные при исследовании внимания и памяти,

послужили стимулом к исследованию бессознательного, подход к

которому в когнитивной психологии существенно отличается не

только от психоаналитического, но и от подхода гуманистической

психологии. Бессознательное содержит неосознаваемую часть про-

граммы переработки информации, которая включается уже на пер-

вых этапах восприятия нового материала. Изучение содержания

долговременной памяти, так же как избирательной реакции чело-

века при одновременной конфликтной подаче информации (напри-

мер, в правое ухо — одна информация, а в левое — другая), раскры-

вает роль неосознаваемой переработки. При этом речь идет о том,

что из бесчисленного количества информации, получаемой в еди-

ницу времени, когнитивная система отбирает и доводит до созна-

ния лишь те сигналы, которые наиболее важны в данный момент.

Такая же селекция происходит при переводе информации в долго-

временную память. С этой точки зрения некоторые ученые счита-

ют, что практически все сигналы, все воздействия внешней среды

запечатлеваются в нашей психике, однако не все они осознаются в

данный момент, а некоторые не осознаются никогда в виду своей

малой интенсивности и незначительности для жизнедеятельности,

но никак не в силу своей асоциальности или несовместимости с мо-

ралью, как считал Фрейд.

Говоря о развитии когнитивного направления, необходимо упо-

мянуть о теории личностных конструктов Г. Келли (1905-1967). Эта

теория, хотя и стоит особняком, по своей сути близка к основным

положениям когнитивной психологии. Точка зрения Келли, кото-

рый рассматривал человека как исследователя, стремящегося по-

нять, интерпретировать и контролировать себя и окружающий мир,

во многом стимулировала интерес когнитивной психологии к про-

цессу осознания и переработки людьми информации о своем мире.

Келли сформулировал свои идеи в конце 50-х годов, предвосхи-

тив почти на 10 лет появление работ Найссера и Миллера. После

получения в 1931 г. в Эдинбургском университете докторского ди-

плома он начал свою преподавательскую деятельность, совмещая

ее с психотерапией. Особенно плодотворными для него оказались

412

последние годы, проведенные в университете Брандейс, где он по-

лучил возможность отдавать больше времени своим исследованиям.

В основе его теории лежит понятие конструктивного альтер-

нативизма, исходя из которого Келли доказывал, что каждое со-

бытие осмысливается и интерпретируется разными людьми по-

разному, так как каждый человек обладает уникальной системой

конструктов (схем). Конструкты имеют определенные свойства

(диапазон применимости, проницаемость и т.д.), на основании

сочетаний которых Келли выделил разные типы личностных кон-

структов. Говоря о том, что ≪А — это то, что человек объясняет

как А≫, он утверждал, что не существует такой вещи, относитель-

но которой не может быть нескольких мнений. Разница во мнени-

ях объясняется разными схемами (конструктами), которыми опе-

рирует человек. Таким образом, ведущими в деятельности лично-

сти являются именно интеллектуальные процессы.

Утверждая, что каждый человек — исследователь, Келли, конеч-

но, не отождествлял эту деятельность с реальными исследованиями

ученых. Речь шла о том, что люди постоянно строят свой образ

реальности при помощи индивидуальной системы категориальных

шкал — личностных конструктов. На основании этого образа стро-

ятся гипотезы о будущих событиях. В том случае, если гипотеза не

подтверждается, человек в большей или меньшей степени пере-

страивает свою систему конструктов с тем, чтобы повысить адек-

ватность следующих прогнозов. Иными словами, в отличие от пси-

хоаналитиков, утверждающих, что люди ориентированы на прош-

лое, или от Рождерса, говорившего о настоящем, Келли подчерки-

вал, что наибольшее значение для человека имеет будущее.

Утверждая, что личность тождественна тем личностным кон-

структам, которые использует данный человек, Келли полагал, что

таким образом устраняется необходимость в дополнительном объ-

яснении причин его поступков, так как ведущим мотивом является

именно стремление к прогнозированию будущего.

Основной постулат теории Келли гласит, что психическая дея-

тельность определяется тем, как человек прогнозирует (конструи-

рует) будущие события, т. е. его мысли и поступки направлены на

прогноз ситуации. При этом Келли подчеркивал, что необходим

целостный подход к человеку, а не анализ отдельных действий или

переживаний. Из этого постулата им было сделано 11 выводов,

которые объясняют, каким образом функционирует система кон-

структов, как она изменяется и изменяет социальную ситуацию

вокруг человека.

Конструкты человека организованы в определенную иерархи-

ческую систему, которая не является жесткой, так как изменяются

не только отношения доминирования-подчинения, но и сами кон-

структы. На основании этих положений Келли разработал мето-

дический принцип репертуарных решеток. Им и его последовате-

413

лями было создано большое число методик диагностики особен-

ностей индивидуального конструирования субъектом реальности,

а также психотерапевтический метод фиксированных ролей.

* * *

В последнее время когнитивная психология, как и другие шко-

лы, все больше ориентируется на достижения смежных направле-

ний. В современной (особенно европейской) вариации когнитивной

психологии распространенными стали символический и коннекцио-

нальный подходы. Символический подход рассматривает преиму-

щественно способы оперирования символами как единицами ин-

формации (например, в речи), а коннекционализм изучает виды

взаимосвязи элементов в когнитивной системе.

Результаты, полученные учеными этой школы, проникают и в

работы по возрастной психологии, психологии эмоций и личности

(особенно труды Келли). В социальной психологии все большее

распространение получает изучение социальных когниций и их роли

в межгрупповом взаимодействии, о чем упоминалось выше. Работы

Найссера и других ученых способствовали появлению большого

числа исследований по экологии восприятия. Можно утверждать,

что эти труды, так же как и исследования Гибсона, привели к тому,

что экологический подход является в настоящее время одним из

наиболее распространенных направлений в современной психоло-

гии, реальной альтернативой информационному подходу во мно-

гих сферах когнитивной психологии.__

  1. Коррекционно-развивающая работа как вид деятельности психолога-практика.

Коррекционно – развивающее обучение — система медицинских, педагогических, психологических мероприятий (воздействий), способствующих полноценному развитию детей, преодолению отклонений в их развитии и служащих целям абилитации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья или любых детей, испытывающих трудности в обучении и в социальной адаптации. Принципы проведения коррекционно-развивающей работы Коррекционно-развивающая работа с детьми и подростками, являясь практической областью, должна опираться на глубокое понимание предмета, а также иметь под собой методологические основания. Принципы (от латинского – начало, основа) – исходные положения, определяющие построение программы работы и мировоззрение специалистов:  Гум

studfile.net

Когнитивная психология — Психологос

Когнитивная психология (англ. cognitive psychology) — современное направление в исследовании познавательных процессов. Возникло в 1960-х гг. как альтернатива бихевиоризму — ровно потому, что других направлений естественно-научного плана в психологии в то время не существовало. Гештальт-психология к тому времени умерла, а психоанализ и гуманистическая психология к науке отношения не имеют. Когнитивная психология реабилитировала понятие психики как предмета научного исследования, рассматривая поведение как опосредствованное познавательными (когнитивными) факторами. Исследования когнитивных психологов охватывают как сознательные, так и бессознательные процессы психики, при этом и те и другие трактуются как различные способы переработки информации. Наиболее известные представители когнитивной психологии: Джордж Миллер, Джером Брунер, Ульрик Найссер.

Предмет когнитивной психологи — модели познавательных процессов. Понятие «когнитивное» (когнитивные процессы, когнитивная психология и когнитивная психотерапия…) — получило распространение в 60-е годы XX века, во время увлечения кибернетикой и электронным моделированием интеллектуальных процессов, переросшим в привычку представлять человека как сложный биокомпьютер. Исследователи пытались моделировать все психические процессы, происходящие в человеке. Что получилось смоделировать — назвали когнитивными процессами. Что не получилось — аффективными. На практике «когнитивными» называют психические процессы, которые возможно представить как логичную и осмысленную последовательность действий по переработке информации.

Или: которые можно разумно промоделировать в терминах переработки информации, где в переработке информации можно разглядеть логику и рациональность.

К когнитивным процессам обычно относят память, внимание, восприятие, понимание, мышление, принятие решений, действия и воздействия — в той мере или в той части, в какой они заняты познавательными процессами, а не чем-то другим (влечениями, развлечениями…). Сильно упрощая, можно сказать, что это компетентность и знания, умения и навыки.

Современная когнитивная психология состоит из многих разделов: восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, речь, психология развития, мышление и принятие решения, в целом естественный интеллект и отчасти искусственный интеллект. Модели познавательных процессов позволяют по-новому взглянуть на сущность психической жизни человека. «Когнитивная, или иначе познавательная, активность – это активность, связанная с приобретением, организацией и использованием знания. Такая активность характерна для всех живых существ, и в особенности для человека. По этой причине исследование познавательной активности составляет часть психологии» (Ульрик Найссер «Познание и реальность»).

С расширением предметной области исследований обнаружилась ограниченность информационного подхода, особенно при анализе речевой деятельности, мышления, долговременной памяти и структуры интеллекта. Поэтому когнитивисты начали обращаться к генетической психологии (Ж. Пиаже), культурно-исторической психологии (Л. С. Выготский и др.), деятельностному подходу (А. Н. Леонтьев и др.). С другой стороны, разработанная ими методическая база экспериментальных исследований привлекла внимание многих европейских, в том числе российских ученых (в частности, А. И. Назаров), которые адаптировали ее для развития своих традиций (микроструктурный и микродинамический анализ, микрогенетический метод).

Когнитивный подход имеет в своей основе ряд аксиоматических предпосылок (Хабер, 1964):

  • Представление о поэтапной переработке информации, т.е. о том, что стимулы внешнего мира проходят внутри психики через ряд последовательных преобразований.
  • Допущение об ограниченной емкости системы переработки информации. Именно ограниченность способности человека осваивать новую информацию и преобразовывать уже существующую заставляет искать наиболее эффективные и адекватные способы работы с ней. Эти стратегии (в гораздо большей степени, чем соответствующие им мозговые структуры) моделируют когнитивные психологи.
  • Вводится постулат о кодировании информации в психике. Данный постулат фиксирует предположение о том, что физический мир отражается в психике в особой форме, которую нельзя свести к свойствам стимуляции.

Вариантом когнитивной теории, завоевывающим все большую популярность в последние годы, является теория уровней переработки информации (Ф.Крейк, Р.Локхард, 1972). В настоящее время когнитивная психология все еще находится в стадии становления, но уже стала одним из самых влиятельных направлений мировой психологической мысли.

Статус, авторитет, влияние

www.psychologos.ru

4. Когнитивный подход в психологии

Слово «когнитивный» происходит от латинского глагола — знать. Сторонники этого подхода утверждают, что человек — это не машина, слепо и механически реагирующая на внутренние факторы или на события внешнего мира, напротив, разуму человека доступно большее: анализировать информацию о реальной действительности, проводить сравнения, принимать решения, разрешать проблемы, вста-

Основы психологии

78

ющие перед ним каждую минуту. Как происходит развитие когнитивных способностей человека, позволяющих ему познавать мир, анализировать информацию, находить разумные решения в различных ситуациях и проблемах? Согласно концепции Брунера (1966), наше познание мира носит прежде всего чувственный и двигательный характер: ничто не может быть включено в мысль, не пройдя сначала через наши чувства и двигательную активность. Поэтому сен-сомоторное отображение действительности — решающее в детские годы. К этому первому способу отображения мира добавляется следующий способ — иконическое отображение, когда в памяти откладываются образы воспринятых реальных объектов, представление мира происходит с помощью мысленных образов. В подростковом возрасте образное иконическое отображение мира дополняется символическим отображением предметов в форме понятий, т. е. мир образов постепенно уступает место понятиям благодаря использованию речи, усвоению общечеловеческого опыта, выраженного в понятиях языка. Брунер подчеркивает, что язык представляет собой важнейшее орудие развития когнитивных процессов.

Швейцарский психолог Жан Пиаже (1896—1980), поставив перед собой задачу выяснить, каким образом человек познает реальный мир, изучал закономерности развития мышления у ребенка и пришел к выводу, что когнитивное развитие представляет собой результат постепенного процесса, состоящего из последовательных стадий. Развитие интеллекта ребенка происходит в результате постоянных поисков равновесия между тем, что ребенок знает, и тем, что он стремится понять. Все дети проходят эти стадии развития в одной и той же последовательности, причем некоторые проходят через все стадии, тогда как у других развитие тормозится или блокируется на каком-то этапе из-за недостатка одного или нескольких необходимых факторов. Это продвижение вперед определяется совместным воздействием созревания нервной системы, опыта обращения с различными предметами и таких социальных факторов, как язык и воспитание.

Когнитивные теории личности исходят из понимания человека ка^ «понимающего, анализирующего», поскольку человек находится в мире информации, которую надо понять, оценить, использовать. Поступок человека включает три компонента: 1) само действие, 2) мысли, 3) чувства, испытываемые при выполнении определенного дей-

79

Психологические концепции

ствия. Внешне похожие поступки могут быть разные, т. к. мысли и чувства были иными.

Субъективная интерпретация ситуаций есть более истинный фактор принятия решения, чем «объективное» значение этих ситуаций. Разные люди по-разному «видят», интерпретируют ситуации, в которых они действуют. Существует внутренняя изменчивость личных актуализируемых в конкретных ситуациях схем интерпретации, что является причиной неточного предсказания людьми своего собственного будущего поведения.

Оказавшись в реальной ситуации, человек не имеет возможности всестороннего анализа обстоятельств (мало времени, нехватка знаний), ему нужно решать, человек делает выбор и совершает поступок (бихевиористы тут заканчивают анализ поведения), но когнитивная и эмоциональная часть поступка еще не завершена, т. к. сам поступок является источником информации, позволяющей формулировать или изменять мнение о себе или о других. Таким образом, после реакции человек в той или иной степени осуществляет субъективный анализ своего поведения, степени его успешности, на основе чего осуществляет необходимую коррекцию или делает какие-то выводы на будущее.

Психолог Зимбардо, изучая формы антисоциального поведения, сделал вывод, что большая часть таких отрицательных поступков может быть объяснена с помощью анализа ситуационных и межличностных факторов, а не дис-позиционными устойчивыми личностными особенностями человека («он всегда такой»), напротив, даже «хорошие» люди могут совершать отрицательные поступки в сложных обстоятельствах и ситуациях. Ситуации создают потенциальные силы, способствующие актуализации или препятствующие реализации намерений, планов, отношений человека. Находя или создавая соответствующий — удобный — канал ситуационных явлений, можно добиться кардинального изменения поведения людей путем манипулирования отдельными частными характеристиками ситуации, и наоборот, не найдя такого, можно безрезультатно потратить много усилий, организуя внешнее воздействие на людей.

Психолог Эллис считает, что неправильное поведение человека вызвано прежде всего иррациональными мыслями, порождаемыми «активизирующей ситуацией». В этом случае необходимо анализировать вместе с человеком ситуацию, в которой он оказался, и выводы, которые он из нее извлек. В задачи терапевта входит изучение мыслитель-

Основы психологии

80

ных процессов пациента и доведение до его сознания иррациональных моментов, содержащихся в его мыслях. Выработка у человека более объективного восприятия событий приводит его к поиску новых действенных решений. Таким образом, неадаптивные формы поведения мало-помалу будут замещаться новыми, более эффективными формами., т. е. модификация мыслей приводит к изменению поведения.

Американский психолог А. Бек указывал, что «то, как люди думают, определяет — что они чувствуют и как действуют». Патологические эмоциональные состояния и неадекватное поведение есть результат «неадаптивных» когнитивных процессов, поэтому цель когнитивной терапии заключается в «модификации дисфункциональных убеждений и ошибочных способов переработки информации». Изменение восприятия и мышления влечет за собой модификацию болезненных переживаний и поведенческих реакций. Бек вычленил и описал феномен «автоматических мыслей», которые связаны с переработкой текущей информации, они непроизвольны, быстротечны, бессознательны и непосредственно ведут к эмоциональным и поведенческим реакциям. Бек отмечает, что при эмоциональных расстройствах (тоскливом, тревожном аффекте, повышенной раздражительности) автоматические мысли отличает ряд специфических особенностей: так, печали ставятся в соответствие мысли о потере, гневу — мысли о нарушении какого-то стандарта, тоске — мысли негативного содержания о себе, мире, людях, будущем (депрессивная триада), страху — мысли о внешней опасности и невозможности с нею справиться в силу собственной несостоятельности

Неадаптивность автоматических мыслей, искажения в оценках внешней ситуации объясняются дисфункционалъ-ностъю лежащих в их основе базисных посылок. Базисные посылки представляют собой систему глубинных представлений человека о себе и об окружающем мире, своеобразную жизненную философию человека, в которой зафиксирован весь его жизненный опыт, особую роль здесь играют детские впечатления и воздействия семьи. Лица с психическими расстройствами имеют определенные дисфункциональна з базисные посылки, которые заставляют их искаженно воспринимать и оценивать текущие ситуации и соответственно испытывать отрицательные эмоции и неадаптивно действовать.

81

Психологические

концепции

Психотерапевт должен помочь пациенту представить его идеи в виде гипотез, совместно с пациентом проверить ва-лидность этих гипотез и осуществить поиск альтернатив; в тех случаях, если первоначальные идеи эмпирически не подтверждаются, необходимо выявить автоматические мысли пациента, распознать дисфункциональные базисные посылки и скорректировать их.

studfile.net

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о