Особенности когнитивно-поведенческой терапии (КПТ)
статьи по психологии- Все статьи
- Психотерапия
- Личность
- Отношения
- Советы психолога
- Самооценка
- Фобии и страхи
- Депрессия
- Бессонница
- Стресс
- Контакты
- Вакансии
Когнитивно-поведенческая терапия – это очень востребованный сегодня вид психотерапии, направленный на коррекцию когнитивной и поведенческой сторон личности в комплексе.
Предметом исследования КПТ являются реакции, связанные с эмоциями и поведением человека, которые негативно влияют на отношения с другими людьми, душевное благополучие, общее качество жизни.
КПТ применяется комплексно: ее воздействие направлено на различные области человеческой жизни. Компоненты, из которых состоит методика, раньше применялись независимо друг от друга.
Когнитивный метод
Создателем когнитивного метода считают Аарона Бека, психотерапевта из США. Целью разработанного им подхода является лечение эмоционального дисбаланса. До появления методики Бека считалось, что источник проблемы пациента находится отдельно от его личности, а не кроется непосредственно в сознании человека.
В основе когнитивного подхода лежит утверждение, что все психологические расстройства человека бывают спровоцированы его же собственными мыслями.
Эти мысли зачастую бывают иррациональными, лишенными логики, основанными на определенных стереотипах, поэтому решить проблему самостоятельно человек не в состоянии – она лишь усугубляется.
Когнитивная терапия направлена на выработку у пациента нового мышления, которое бы способствовало выходу из тупика и стабилизации психо-эмоционального состояния. В процессе лечения пациент переосмысливает и заново оценивает собственный способ мышления, формируя одновременно новую систему мировосприятия. Вслед за этим меняется и поведение человека: в аналогичных ситуациях он начинает действовать по-иному, и зачастую проблемы, казавшиеся тупиковыми, разрешаются сами собой.
Психолог, практикующий когнитивный метод, моделирует ситуации, в которых пациент вел себя деструктивно и разрушающе. Вместе с пациентом врач выявляет суждения, лежащие в основе модели поведения человека, разбирает, насколько они эффективны, и ищет более приемлемые принципы мировосприятия и жизнедеятельности. «Фишкой» когнитивного метода является то, что в ходе сеансов терапии решаются актуальные проблемы пациента, беспокоящие его именно в данный момент. Это отличает когнитивную терапию от того же психоанализа, который делает упор на детские впечатления и эмоции.
Цель когнитивной терапии выражается в следующих идеях:
- состередоточенность на мыслях и чувствах пациента;
- вычленение непродуктивных, дезадаптирующих суждений, выступающих в качестве стереотипов;
- работа с аргументами, поддерживающими ошибочные суждения или опровергающими их;
- вытеснение непродуктивных формулировок рациональными, способствующими повышению адаптационных качеств пациента.
Поведенческий метод
Поведенческая терапия как метод базируется на трудах русских ученых-физиологов И.П. Павлова и В.М. Бехтерева. Большая роль в этом направлении принадлежит также американцам Уотсону и Скиннеру. Все эти исследования легли в основу теории бихевиоризма, согласно которой доминирующей моделью поведения человека становится та, что имеет наибольшее количество внешних подкреплений.
Поведенческий подход гласит, что все психические проблемы являются следствием неправильно сформированных принципов поведения.
Смысл поведенческой терапии заключается в подкреплении продуктивной модели поведения и игнорировании непродуктивной. В итоге эмоциональные реакции организма становятся иными, иррациональные поведенческие стереотипы заменяются на адаптивные.
Этапы этого процесса таковы:
1. Анализ состояния пациента на момент обращения к психологу, вычленение ситуаций, в которых его поведение становится нерациональным.
2. Оценка проблем пациента, классификация их в зависимости от тяжести и уровня влияния на эмоциональное состояние.
3. Целенаправленная поэтапная замена привычных поведенческих стереотипов более адаптивными.
4. Приобретение пациентом навыка ломать нерациональные схемы поведения, а значит, получение возможности самостоятельно справляться с проблемами.
И поведенческий, и когнитивный подходы используются для борьбы с симптомами расстройств, мучающими человека «здесь и сейчас», то есть актуальными на данный момент. В работе со взрослыми пациентами поведенческая терапия применяется в комплексе с другими методами, зато для детей и подростков она эффективна и в чистом виде. Некоторые техники бихевиоризма идеально подходят для коррекции поведения «особенных» детей. Например, прикладной анализ поведения (АВА) используется для помощи детям, страдающим умственной отсталостью в различной степени, аутистов и др.
Сегодня чаще всего практикуется терапия, объединившая в себе два отдельных подхода: когнитивный и поведенческий. Она так и называется – когнитивно-поведенческая терапия. Над этим объединением в свое время (восьмидесятые годы прошлого века) трудились такие известные психологи как М. Махони, Д. Мейхнбаум и А. Лазарус. Эта тройка ученых разработала и научно обосновала свежее направление в психиатрии – когнитивно-поведенческую терапию. Эффективность КПТ очень высока, так как в ней одновременно действуют методы двух направлений. Этот факт дает шанс применять КПТ для лечения более широкого спектра недугов.
Плюсы метода КПТ
Когнитивно-поведенческий подход, используемый в психотерапии, обладает целым рядом достоинств.
Обозначим их:
1. Эффективность метода, доказанная на многочисленных примерах. Так, при использовании приемов КПТ для избавления от мигрени эффективность достигла почти семидесяти процентов.
2. Достаточно краткий курс терапии (от десяти до пятнадцати сеансов в среднем).
3. Серьезная научная база. Использованы изыскания и разработки ученых разных направлений: психологов, нейробиологов, психофизиологов и т.
4. Понятный для пациента план терапии. Все этапы плана подробно обсуждаются, работа ведется в соответствии с ними.
5. Психолог ставит перед собой совершенно конкретные цели и задачи и обсуждает их на первой же встрече с пациентом. Затрагиваются самые актуальные для пациента на данный момент сферы.
6. Психолог и пациент выступают партнерами. Специалист преследует интересы пациента, выслушивает и учитывает его мнение.
7. Нерациональные компоненты в КПТ отсутствуют. Терапия сосредотачивается на вполне конкретных проблемах, не касаясь таких тем как религия, миропонимание и т. п.
8. В некоторых странах затраты на лечение у специалиста КПТ входят в список покрываемых медицинской страховкой.
Диагнозы, при которых рекомендована КПТ
КПТ показана при многих психических нарушениях. В их число входят: некоторые виды депрессии, шизофрения, тревожные состояния, расстройства пищевого характера, фобии, различные зависимости, обессивно-компульсивные синдромы и т. д.
Более того, КПТ с успехом применяется как дополнительное средство при лечении некоторых сердечно-сосудистых заболеваний (например, гипертонии), астмы и других соматических и психосоматических недугов.
Когнитивные техники
Упражнения КПТ объединены в несколько групп.
1. Направленные на вычленение иррациональных установок. Пример – ведение дневниковых записей и их последующий анализ.
2. Предназначенные для опровержения этих установок. Так, пациент может обозначить все плюсы и минусы конкретной установки и сравнить результаты.
3. Направленные на коррекцию суждений. Повторяя позитивную установку, пациент сводит на нет влияние иррационального стереотипа или хотя бы существенно ослабляет его.
4. Повышающие результативность терапии: к примеру, обнаружение скрытых мотивов деструктивных поступков.
Рекомендуем
Психолог Смирнова Мария ИгоревнаСтаж 11 летОбразование: 2012 – 2016 гг. Ленинградский государственный университет им. А.С.Пушкина
Специальность: Психология. Квалификация: Психология
Проходила обучение по когнитивно-поведенческой психотерапии, системной семейной психотерапии, сексологии, EMDR, кризисной психотерапии.
Семейный психолог. Индивидуальный приём взрослых.
Эмоционально-образная терапияСтаж 12 лет
Меня зовут Урайнат, я психолог работаю в Эмоционально-образной терапии.
Работаю с семейными парами и веду индивидуальные консультации.
Семейный психолог. Индивидуальный приём взрослых.
Длительность психотерапии
Что можно ждать от психотерапии, за одну или некоторое количество встреч и почему все временные рамки в терапии очень приблизительны.
Депрессия: общий взгляд на болезнь
Депрессия — распространённое психическое расстройство личности, его основными признаками являются подавленное и угнетённое или тоскливое, а часто и тревожное состояние.
Депрессия проявляется боязливым или безразличным настроением и сниженной или утраченной способностью получить удовольствие (ангедония).
Вы поймете, почему депрессия – это не болезнь, которая появляется внезапно, и почему она требует лечения у специалиста.
Когнитивная и когнитивно-поведенческая психотерапия
Когнитивная психотерапия. Начало когнитивной терапии связывается с деятельностью Джорджа Келли. В 20-х гг. Дж. Келли использовал в своей клинической работе психоаналитические интерпретации. Его изумляло то, с какой легкостью пациенты принимали фрейдовские концепции, которые сам Дж.Келли находил абсурдными. В качестве эксперимента Дж.Келли начал варьировать интерпретации, которые он давал пациентам, в рамках различных психодинамических школ.
Оказалось, что пациенты одинаково принимают предлагаемые им принципы и полны желания изменить свою жизнь в согласии с ними. Дж.Келли пришел к выводу, что ни фрейдовский анализ детских конфликтов, ни даже изучение прошлого как такового не имеют решающего значения. По мнению Дж.Келли, интерпретации Фрейда оказывались эффективными, поскольку они расшатывали привычный для пациентов способ мышления и предоставляли им возможность мыслить и понимать по-новому.
Успехи клинической практики при самых различных теоретических подходах, согласно Дж.Келли, объясняются тем, что в процессе терапии происходит изменение того, как люди интерпретируют свой опыт и как они смотрят на будущее. Люди становятся депрессивными или тревожными, потому что попадают в западню ригидных, неадекватных категорий собственного мышления. Например, некоторые люди полагают, что авторитетные фигуры всегда правы, поэтому любая критика со стороны авторитетной фигуры действует на них удручающе. Любая техника, приводящая к изменению этого убеждения, будь она основана на теории, которая связывает такое убеждение с эдиповым комплексом, со страхом потери родительской любви или с потребностью в духовном руководителе, будет эффективна. Дж.Келли решил создать техники для непосредственной коррекции неадекватных способов мышления.
Он предлагал пациентам осознать свои убеждения и проверить их. Например, тревожная, депрессивная пациентка была убеждена, что расхождение с мнением ее мужа вызовет в нем сильный гнев и агрессию. Дж.Келли настоял на том, чтобы она попробовала высказать мужу собственное мнение. Выполнив задание, пациентка убедилась в том, что это не опасно. Такие домашние задания стали обычными в практике Дж.Келли. Он использовал также ролевые игры, предлагал пациентам играть роли новой личности. Он пришел к выводу, что сердцевиной неврозов является неадаптивное мышление. Проблемы невротика лежат в настоящих способах мышления, а не в прошлом. В задачу терапевта входит выяснение неосознаваемых категорий мышления, которые приводят к страданиям, и обучение новым способам мышления.
Келли был одним из первых психотерапевтов, которые старались непосредственно изменить мышление пациентов. Эта цель лежит в основе многих терапевтических подходов, которые объединяются понятием когнитивная психотерапия.
Когнитивная психотерапия — представляет собой развитие поведенческого подхода в психотерапии, рассматривающего психические расстройства как опосредованные когнитивными структурами и актуальными когнитивными процессами, приобретенными в прошлом, то есть в качестве промежуточной переменной между стимулом и реакцией вводится мысль.
Представителями когнитивной психотерапии являются: А. Бек, А. Эллис и др.
Согласно Аарону Беку, три ведущие школы: традиционная психиатрия, психоанализ и поведенческая терапия, утверждают, что источник расстройства пациента лежит вне его сознания. Они мало внимания обращают на сознательные понятия, конкретные мысли и фантазии, то есть когниции. Новый подход — когнитивная терапия -полагает, что к эмоциональным расстройствам можно подойти другим путем: ключ к пониманию и решению психологических проблем находится в сознании пациентов.
Когнитивная терапия предполагает, что проблемы у индивида вытекают главным образом из неких искажений реальности, основанных на ошибочных предпосылках и допущениях. Эти неверные представления возникают в результате неправильного научения в процессе развития личности. Отсюда легко можно вывести формулу лечения: терапевт помогает пациенту отыскать искажения в мышлении и научиться альтернативным, более реалистическим способам формулирования своего опыта.
Когнитивный подход к эмоциональным расстройствам изменяет взгляд на самого себя и свои проблемы. Отказавшись от представлений о себе как беспомощном порождении биохимических реакций, слепых импульсов или автоматических рефлексов, человек получает возможность увидеть в себе существо, склонное рождать ошибочные идеи, но и способное отучиться от них и исправить их.
Главная концепция когнитивной терапии состоит в том, что решающим фактором для выживания организма является переработка информации.
При различных психопатологических состояниях (тревога, депрессия, мания, параноидное состояние и др.) на переработку информации оказывает влияние систематическое предубеждение. Это предубеждение специфично для различных психопатологических расстройств. Другими словами, мышление пациентов тенденциозно. Так, депрессивный пациент из информации, предоставляемой окружающей средой, выборочно синтезирует темы потери или поражения. А у тревожного пациента имеется сдвиг в отношении тем опасности.
Эти когнитивные сдвиги можно по аналогии представить как компьютерную программу. Программа диктует вид вводимой информации, определяет способ переработки информации и результирующее поведение. При тревожных расстройствах, например, активируется «программа выживания». Результирующее поведение будет состоять в том, что он будет чрезмерно реагировать на относительно незначительные стимулы как на сильную угрозу.
Стратегии и тактики когнитивной терапии предназначены для дезактивации таких дезадаптивных программ, для сдвига аппарата переработки информации (когнитивного аппарата) в более нейтральное положение.
Соответственно, работа психотерапевта состоит из нескольких этапов. Важная задача начального этапа — сведение проблем (идентификация проблем, имеющих в своей основе одни и те же причины, их группировка). Следующий этап — осознание, вербализация неадаптивных когниций, искажающих восприятие реальности; объективное рассмотрение неадаптивных когниций (отдаление). Следующий этап получил название этапа изменения правил регуляции поведения. Перемена отношения к правилам саморегуляции, обучение видеть в мыслях гипотезы, а не факты, проверка их истинности, замена их новыми, более гибкими правилами — следующие этапы когнитивной психотерапии.
Когнитивно-поведенческая психотерапия
В экспериментальных работах в области когнитивной психологии, в частности в исследованиях Ж.Пиаже, были сформулированы ясные научные принципы, которые можно было применить на практике. Даже изучение поведения животных показывало, что надо принимать во внимание их когнитивные возможности для понимания того, как у них проходит научение.
Кроме того, возникло понимание того, что поведенческие терапевты, сами того не подозревая, используют когнитивные возможности своих пациентов. Десенситизация, например, использует готовность и способность пациента к воображению. Использование воображения, новых способов мышления и применение стратегий включает когнитивные процессы.
У поведенческих и когнитивных терапевтов обнаруживается ряд общих черт:
- Те и другие не интересуются причинами расстройств или прошлым пациентов, а имеют дело с настоящим: поведенческие терапевты сосредотачиваются на актуальном поведении, а когнитивные — на том, что думает человек о себе и о мире в настоящем.
- Те и другие смотрят на терапию как на процесс научения. Поведенческие терапевты учат новым способам поведения, а когнитивные — новым способам мышления.
- Те и другие дают своим пациентам домашние задания.
- Те и другие оказывают предпочтение практическому, лишенному абсурдности (имеется в виду психоанализ) подходу, не обремененному сложными теориям личности.
Клинической областью, сблизившей когнитивный и поведенческий подходы, явилась невротическая депрессия. А.Бек (1967), наблюдая больных с невротической депрессией, обратил внимание на то, что в их переживаниях постоянно звучали темы поражения, безнадежности и неадекватности. Под влиянием идей Ж.Пиаже, А.Бек концептуализировал проблемы депрессивного пациента: события ассимилируются в абсолютистскую когнитивную структуру, результатом чего является уход от действительности и социальной жизни. Пиаже также учил, что деятельность и ее последствия имеют силу изменять когнитивную структуру. Это привело Бека к составлению терапевтической программы, которая использовала некоторые из инструментов, разработанных поведенческими терапевтами (самоконтроль, ролевая игра, моделирование).
Другим примером является рационально-эмотивная терапия Альберта Эллиса. Эллис исходит скорее из феноменологической позиции, что тревога, чувство вины, депрессия и другие психологические проблемы вызываются не психотравмирующими ситуациями как таковыми, а тем, как люди воспринимают эти события, что они думают о них. Эллис говорит, например, что вы расстраиваетесь не из-за того, что провалились на экзамене, а потому, что считаете, что провал — это несчастье, которое указывает на вашу неспособность. Терапия Эллиса стремится, прежде всего, идентифицировать подобные наносящие ущерб личности и вызывающие проблемы мысли, которые пациент приобрел в результате неправильного научения, а затем помочь пациенту заменить эти малоадаптивные стереотипы мышления на более реалистические, используя при этом моделирование, поощрение, логику. Как и в когнитивной терапии А.Бека, в рационально-эмотивной терапии Эллиса много внимания уделяется поведенческим техникам, домашним заданиям.
Итак, новый этап в развитии поведенческой терапии знаменуется трансформацией ее классической модели, основанной на принципах классического и оперантного обусловливания, в когнитивно-поведенческую модель. Мишенью поведенческого терапевта является изменение поведения; мишенью когнитивного терапевта — изменение в восприятии себя и окружающей действительности. Когнитивно-поведенческие терапевты признают и то и другое: знания о себе и мире влияют на поведение, а поведение и его последствия воздействуют на представления о себе и мире.
Основные положения когнитивно-поведенческой психотерапии состоят в следующем:
- Многие поведенческие проблемы являются следствием пробелов в обучении и воспитании.
- Имеются реципрокные взаимотношения между поведением и средой.
- С точки зрения теории научения, случайный опыт оставляет более значимый след в личности, чем традиционная модель «стимул-реакция».
- Моделирование поведения представляет собой одновременно обучающий и психотерапевтический процесс. Когнитивный аспект является решающим в ходе научения. Дезадаптивное поведение может быть изменено посредством личностных самообучающих приемов, активизирующих когнитивные структуры.
Когнитивное научение включает в себя самоконтроль, самонаблюдение, составление контрактов, работу в системе правил пациента.
Что такое когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)?
Когнитивно-поведенческая терапия, также называемая когнитивно-поведенческой терапией, представляет собой
научно обоснованное психологическое лечение , которое, как доказано, является одним из наиболее эффективных методов лечения тревоги.Краткая информация
- КПТ дает вам новый способ понимания и осмысления вашей проблемы, а также инструменты для решения проблем, с которыми вы боретесь прямо сейчас. Лечение КПТ
- часто краткосрочное. КПТ
- можно проводить с обученным КПТ-терапевтом, в группе или самостоятельно.
Проблема: попадание в порочный круг
Как люди, мы естественным образом придаем значение событиям, происходящим вокруг нас. Однако мы часто не осознаем, что два человека могут придавать два совершенно разных значения одному и тому же событию. На то, как мы себя чувствуем и действуем, влияют значений, которые мы приписываем ситуации, а не сама ситуация . Эти значения не всегда точны, реалистичны или полезны.
Бесполезные мысли приводят к неприятным эмоциям и бесполезному поведению (например, избеганию), которые усиливают наши негативные мысли и поддерживают проблему. Другими словами, наши мысли, чувства и поведение могут взаимодействовать и влиять друг на друга, создавая порочный круг .
У всех нас время от времени возникают негативные мысли, но если мы постоянно придаем отрицательный смысл событиям, то, скорее всего, у нас возникнут проблемы с тревогой и/или депрессией.
Решение: когнитивно-поведенческая терапия тревоги
Когнитивно-поведенческая терапия может помочь нам вырваться из порочного круга и справиться с тревогой.
Как следует из названия, когнитивно-поведенческая терапия фокусируется на том, как люди думают («когнитивно») и действуют («поведенчески»). КПТ предполагает, что наши мысли о ситуации влияют на то, как мы себя чувствуем (эмоционально и физически) и как мы ведем себя в этой ситуации. Первоначально выявляя эти бесполезные мысли с помощью принципов когнитивно-поведенческой терапии, мы можем остановить их на своем пути.
Лечение, основанное на фактических данных, может повысить вероятность того, что проблема будет точно определена и ее лечение будет эффективным. Это может предотвратить ненужное затягивание проблемы и уменьшить вероятность ее возвращения (то есть рецидива).
Исследования показали, что когнитивно-поведенческая терапия является эффективным методом лечения широкого круга проблем (например, депрессии, беспокойства, хронических болей, расстройств пищевого поведения, низкой самооценки, проблем с гневом, зависимостей). В частности, было показано, что когнитивно-поведенческая терапия эффективна при лечении тревоги и депрессии и столь же (если не более) эффективна, как и лечение только медикаментами. Исследования также показывают, что люди, испытывающие беспокойство и депрессию, менее склонны к рецидивам при лечении КПТ: они, как правило, выздоравливают и остаются лучше!
Для получения дополнительной информации посетите центр ресурсов когнитивно-поведенческой терапии Anxiety Canada .
Похожие ресурсы Anxiety Canada
Caretoons
Podcast
Children
Loading. ..
Cognitive Behavioral Therapy Los Angeles
Expert Care
Наша экспертная команда психологов с докторской степенью в Лос-Анджелесе является специалистом в области когнитивной терапии, основанной на доказательствах. Все они являются авторитетами в этой области, некоторые из них являются преподавателями психологии ведущих программ психологии для выпускников и институтов последипломного обучения.
Доказательная база
Наша специализация — когнитивно-поведенческая терапия. Этот высокоэффективный метод лечения подтвержден десятилетиями научных исследований. Программа когнитивно-поведенческой терапии обеспечивает целенаправленное лечение за короткое время и имеет преимущества при ряде психологических проблем.
Признан на национальном уровне
Наши опытные психологи и клинически проверенные методы делают нас ведущим лечебным центром в Калифорнии. В когнитивно-поведенческой терапии в Лос-Анджелесе мы гордимся тем, что обслуживаем всю Калифорнию, включая Западный Лос-Анджелес, Беверли-Хиллз, Санта-Моника и Ист-Сайд.
Кто мы
Cognitive Behavioral Therapy Los Angeles — это психотерапевтическая группа, состоящая из опытных терапевтов из Лос-Анджелеса, специализирующихся на когнитивно-поведенческой терапии (КПТ). Помимо обслуживания клиентов по всей Южной Калифорнии, мы принимаем клиентов удаленно, предоставляя онлайн-терапию для жителей Калифорнии, Колорадо и Флориды. Если вы хотите записаться на консультацию или узнать больше, нажмите на ссылку ниже.
Что такое когнитивно-поведенческая терапия?
Поддерживается исследованиями
КПТ является одним из наиболее эффективных вариантов лечения ряда психологических проблем, включая обсессивно-компульсивное расстройство, тревогу, депрессию, посттравматическое стрессовое расстройство, ассертивность, проблемы в отношениях и многое другое. В наших клиниках когнитивно-поведенческой терапии в Лос-Анджелесе вы можете узнать больше о том, как эффективно управлять своими симптомами и уменьшать их с помощью частной когнитивно-поведенческой терапии.
Сосредоточенность на настоящем
Когнитивная терапия фокусируется на настоящем, а не на прошлом. Разговорная терапия обычно делает упор на прошлые травмы и детство, в то время как когнитивно-поведенческая психология позволяет проводить более активное лечение, которое фокусируется на навыках, целях и решении проблем. Терапевты КПТ не перефразируют прошлый опыт и отношения, а скорее помогают вам решить проблемы, с которыми вы сталкиваетесь в настоящее время. Обучение когнитивно-поведенческой терапии приводит к большим результатам за более короткий период времени.
Прочные достижения
Когнитивная терапия использует хорошо изученные психологические навыки в качестве домашнего задания, назначенного психологом, чтобы помочь вам более активно изменять свое поведение, мысли и эмоции.