Когнитивным: когнитивный | это… Что такое когнитивный?

Содержание

Социальные когнитивные функции при нейродегенеративных заболеваниях

Термин «социальные когнитивные функции» впервые был использован в социальной психологии для определения того, как человек обрабатывает информацию в социальном контексте, включая личностное восприятие происходящего вокруг, выстраивание причинно-следственных связей относительно себя и других, привнесение социальных правил в процесс принятия решений [1]. Социальные когнитивные функции могут быть определены как «способность выстраивать представления об отношениях между собой и другими и гибко использовать эти представления для управления социальным поведением» [2]. Они определяют ряд аспектов познавательной (когнитивной) сферы, которые невозможно оценить с помощью традиционных когнитивных тестов, но тесно связаны с социальным поведением [3]. Социальное познание включает в себя получение информации, ее интерпретацию и формирование ответа на намерения, мнения, поведение других людей и лежит в основе социального взаимодействия. Другими словами, социальные когнитивные функции определяют «как люди думают о себе и других в социальном мире».

В психологии способность «приписывать» себе или другим людям «примерять» различные психические состояния (желания, эмоции, мысли, убеждения, мотивы) называют теорией разума.

В 1978 г. D. Premack и G. Woodruff [4] определили теорию разума как возможность индивида определять психическое состояние у себя и других, что позволяет предвидеть поведение других людей. Соответствующее психическое состояние может рассматриваться как отражение собственных целей, интенций, знаний, веры, мыслей, сомнений, обмана и т. д. Способность распознавать, влиять, контролировать поведение по отношению к социально значимой информации требует восприятия социальных сигналов и его связи с мотивацией, эмоциями и адаптивным поведением [4—7].

Теорию разума можно рассматривать в качестве одного из необходимых условий эффективного социального взаимодействия. Она является сложным психическим процессом, требующим взаимодействия различных психических функций (восприятие выражений лиц, взгляда, речи, регуляторные функции, распознавание эмоций и т. д.). Развитие теории разума зависит от слаженного взаимодействия нескольких систем мозга и формируется социальным окружением, воспитанием и поведением.

Исследование теории разума начиналось на здоровых детях, продолжилось на детях, страдающих расстройствами аутистического спектра [8], затем развивалось по отношению к взрослым больным с психическими (шизофрения, депрессия, анорексия) и неврологическими заболеваниями [9—11]. В последние годы исследователи начали оценивать социальные когнитивные функции и у пациентов с нейродегенеративными заболеваниями: болезнь Альцгеймера (БА), лобно-височная деменция (ЛВД), болезнь Паркинсона (БП), деменция с тельцами Леви (ДТЛ), болезнь Гентингтона (БГ), боковой амиотрофический склероз (БАС).

Нейроанатомия социального познания

В настоящее время установлена доминирующая роль префронтальной коры в социальном познании и регуляторных функциях. Она играет главную роль в создании сложных когнитивных схем и планов действий, принятии решений, контроле и регуляции как внутренней деятельности, так и социального поведения и взаимодействия [12].

Префронтальная кора включает в себя поля Бродмана 8—13, 24, 32, 46 и 47 и подразделяется на орбитофронтальную, медиальную и дорсолатеральную зоны. При повреждении префронтальной коры возникает континуум симптомов, который разделяют на три синдрома в зависимости от преобладания области поражения. Поражение орбитофронтальной области приводит к изменениям личности. Пациенты импульсивны, расторможены, раздражительны, вспыльчивы, легко вступают в спор, пренебрегают моральными и социальными ограничениями. Медиальная область префронтальной коры включает в себя переднюю часть поясной извилины, контролирует скорость мышления, внимание и эмоции. Повреждения этой области обычно приводят к потере спонтанности и трудности в инициации движений и речи [13, 14]. Обширные и двусторонние поражения ведут к акинетическому мутизму. Такие пациенты, как правило, апатичны, погружены в себя, не в состоянии сконцентрировать внимание на поведенческих или когнитивных задачах. Орбитофронтальная и медиальная зоны префронтальной коры играют главную роль в контроле основных побуждений, эмоциональном поведении.

Данная область отвечает за социальное взаимодействие и теорию разума, т. е. способность воспринимать поведение другого человека, его намерения, эмоции, мысли.

Латеральные отделы префронтальной коры играют ключевую роль в организации и регуляции поведения. Наиболее частым нарушением при поражении этой области является неспособность планировать и совершать последовательные действия. Данное расстройство впервые было описано в 1966 г. А.Р. Лурия, который установил связь поражения лобных областей с нарушением функций программирования и произвольного контроля деятельности. Нарушение планирования заключается в трудности при построении последовательной устной и письменной речи, что может проявляться двумя аспектами: трудностью а) в сознательном воспроизведении последовательной речи или поведении и б) в инициации и выполнении их в упорядоченном виде — дизрегуляторный синдром, который, как правило, сопровождается тяжелым расстройством внимания [15—17].

Выделяют аффективный и когнитивный компоненты теории разума. Аффективная система участвует в восприятии эмоций и чувств других людей, в то время как когнитивная — в представлении и анализе их убеждений и намерений [18]. Считается, что префронтальная область правой лобной доли обеспечивает необходимую организацию эпизодической памяти, рассматриваемой в рамках понятия «самосознание», т. е. управления воспоминаниями о пережитом и связанными с ними эмоциями, способность анализировать прошлый опыт и использовать его в планировании будущего [19]. Показана тесная связь между процессами эмоционального распознавания и интероцептивного восприятия. Интероцепция модулирует эмоциональные процессы, самосознание, социальные когнитивные функции. Теория разума предполагает восприятие эмоций, но не их распознавание. При оценке когнитивных способностей у пациентов с аутизмом и алекситимией выявляется дефицит теории разума при обоих состояниях, однако выполнение теста на распознавание эмоций было нарушено у пациентов с алекситимией, но не аутизмом, что говорит о разной природе данных нарушений.

Метаанализ 162 нейровизуализационных исследований показал активацию островковой коры при формировании и восприятии эмоций. Интероцептивные и эмоциональные сигналы конвергируют в передней части островковой коры и передней поясной коре. Островковая кора участвует в переживании, распознавании и формировании эмоций, в том числе эмпатии, и нравственном познании.

Важным атрибутом нормального социального поведения является сохранность антиципации, т. е. ожидания как своих действий, так и поступков другого человека в ответ на какое-то событие. Дефицит феномена антиципации проявляется в отсутствии контроля над эмоциями, непредвиденным, неосознанным поведением; пациенты могут быть агрессивны, раздражительны, неадекватно реагировать на действия окружающих и не отдавать себе отчет о происходящем [20—23].

Кроме того, при рассматриваемых нарушениях в аспекте теории разума они характеризуются не только нарушением восприятия, понимания собственного психического состояния, но и недостаточным осознанием наличия данного дефицита.

Создание, поддержание и изменение нейрокогнитивных целей, установок, необходимых для выполнения сложных психических задач, невозможно без осознания.

Осознание осуществляется посредством интеграции островковой долей когнитивных, социальных, эмоциональных процессов и интероцептивной информации в различных условиях как внутреннего, так и внешнего состояния. Самосознание — сознание себя как субъекта, осознание себя «через другого», моральная оценка себя, наличие рефлексии — осознание своего внутреннего опыта, размышление о своем психическом состоянии, анализе своих переживаний.

Самосознание требует конгруэнтности многочисленных нейронных сетей, обеспечивающих сенсорное восприятие, процессы памяти, эмоционального контроля. При нейродегенеративных заболеваниях нарушение осознания собственного психического состояния может быть признаком развития болезни уже на ранних стадиях. Так, у пациентов с нейродегенеративными заболеваниями обнаруживалось поражение островковой доли, что может быть следствием накопления патологического белка, нарушения нейрохимического баланса.

Была показана роль глутамата в регуляции деятельности островковой доли. Также выявлено [24, 25], что социальные когнитивные функции зависят от целостности дофамин- и серотонинергической систем, которые в основном участвуют в процессах поддержания и применения ментальных состояний.

Пациенты с деменцией по мере прогрессирования когнитивных нарушений не осознают своих ограничений в повседневной деятельности. Термин «анозогнозия» обычно используется для определения непонимания, отсутствия критической оценки больным своего дефицита (когнитивные способности, внимание, восприятие и т. д.).

Анозогнозия может проявляться непониманием когнитивного дефицита и поведенческих расстройств. Отсутствие осознания когнитивного и поведенческого расстройства в большей степени коррелирует с апатией, расторможенностью, эйфоричностью, чем с депрессией. Предполагается, что снижение критики к своему состоянию у пациентов с деменцией оказывает «защитный» эффект в отношении депрессии. У одних пациентов анозогнозия проявляется уже на ранних стадиях заболевания и встречается в 20% случаев, у других — развивается по мере прогрессирования заболевания на более поздних стадиях. У пациентов с анозогнозией выявляется гипоперфузия дорсолатеральной и вентральной областей правой лобной доли [26, 27].

Таким образом, становление социальных когнитивных функций тесно перекрывается с интероцепцией, эмоциональными процессами. Показана преимущественная роль инсулярно-фронто-темпоральной области в интеграции данных функций, что в итоге играет соответствующую роль в организации социального поведения [20] (рисунок). Анализ достоверно значимых результатов исследований теории разума, интероцепции, восприятия и распознавания эмоций при функциональной нейровизуализации (p<0,05). а — ВТС — височно-теменной стык, ППК — передняя поясная кора, ПМПК — переднемедиальная область префронтальной коры; б — зоны одновременной активации теории разума, эмоциональных процессов и интероцепции: передняя область правой островковой коры, миндалина, правая лобная покрышка, гиппокамп, парагиппокампальная извилина (Conjunction analysis, Multilevel Kernel Density Analysis) (по Adolphi F. et al., 2017).

Диагностика

Такие классические тесты для оценки когнитивных функций, как батарея лобных тестов, Висконсинский тест и др., позволяют оценить главным образом функции дорсолатеральных отделов префронтальной коры, в то время как за изменения поведения и личности отвечают медиальные и орбитофронтальные отделы. Тем не менее разработан ряд тестов для диагностики социальных когнитивных функций, восприятия и распознавания эмоций, эмпатии (The Social Cognition and Emotional Assessment) [28].

В 1983 г. H. Wimmer и J. Perner [29] впервые применили задачу на ложные убеждения, ставшую классическим тестом на теорию разума. Тесты на теорию разума оценивают способности понимать состояние сознания другого человека и делать выводы о его намерениях, понимание ложных убеждений, намеков, намерений, обмана, метафор, иронии и ошибок (англ.: False Belief Task — FBT, Faux Pas Recognition — FPR). Понимание ложных убеждений считается критической точкой, свидетельствующей о формировании теории разума в указанном выше смысле у ребенка, что обычно происходит в возрасте 3—4 лет. Испытуемому предлагаются несколько коротких историй и оценивается его способность к пониманию основных ложных убеждений первого порядка (например, некто может иметь ложные убеждения относительно мироустройства) или более сложных — второго порядка (например, некто может иметь ложные убеждения относительно убеждений другого человека).

Оценка эмоционального распознавания осуществляется с помощью опросников, состоящих из заданий, имеющих правильные и ошибочные ответы. Эмоциональное восприятие, включающее способность получать информацию об эмоциях по выражению лица или интонации голоса, обычно оценивается с помощью фотографий лиц людей с различными выражениями эмоций либо восприятия психического состояния человека по выражению его глаз (англ.: Facial Emotion Identification and Discrimination tasks, Ekman’s Facial Emotion Recognition test — EFER, the Reading the Mind in the Eyes test — RME). Вероятно, задания на эмоциональное распознавание измеряют не столько определенные способности, сколько соответствие представлений испытуемого об эмоциях культурным нормам [30].

Дефицит различных аспектов социального познания сводится к трудностям в социальном взаимодействии пациентов, налаживании и поддержании межличностных отношений. Основной задачей социальных когнитивных функций являются получение информации, ее интерпретация и формирование ответа на намерения, мнение, поведение других людей. Как уже говорилось, на функционирование социального познания оказывает влияние ряд других когнитивных функций, которые в той или иной степени нарушаются при различных видах деменции.

Далее рассматриваются наиболее распространенные виды нейродегенеративных заболеваний среднего и пожилого возраста, которые уже на ранних стадиях приводят к нарушению социальных когнитивных функций.

Лобно-височная деменция

ЛВД — группа генетически и морфологически гетерогенных нейродегенеративных заболеваний, проявляющихся прогрессирующими поведенческими и личностными нарушениями с постепенной утратой эмпатии и способности к продуктивному контакту, в основе которого лежит дегенерация лобных и передних отделов височных долей. В настоящее время нет единого мнения относительно того, какие тесты «теории разума» наиболее достоверно отличают ЛВД от других нейродегенеративных деменций. Показано, что первичный дефицит теории разума более характерен для ЛВД, чем БА [30]. Еще более важно, что тесты на распознавание ошибок (FPR) имеют наибольшую избирательность в дифференциальной диагностике между ЛВД и БА, тогда как задания на ложные убеждения (FBT) менее достоверны. Предыдущие исследования также свидетельствуют о том, что как при ЛВД, так и при БА может быть нарушено выполнение тестов FBT, в то время как только пациенты с ЛВД испытывали трудности при выполнении теста FPR, выявляющего более сложные социальные нарушения [31—33]. Данные E. Bora и соавт. [34] также указывают на то, что дефицит теории разума увеличивается на более поздних стадиях при обоих заболеваниях. Это предполагает необходимость осторожности при рассмотрении социального познания в поздних случаях [35, 36].

Результаты данного исследования имеют важное клиническое значение для дифференциальной диагностики. В то время как маркеры цереброспинальной жидкости доступны для БА, диагноз ЛВД остается по сути клиническим, за исключением пациентов с генетическими мутациями. Более того, схожее изменение регуляторных функций эпизодической памяти при обоих заболеваниях усложняет клиническую диагностику ЛВД, поскольку она опирается почти исключительно на поведенческую симптоматику, которая оценивается субъективно и ухаживающим лицом, либо в процессе клинического наблюдения с помощью шкал или опросников [37, 38].

Болезнь Альцгеймера

БА является самой распространенной среди всех нейродегенеративных заболеваний и характеризуется преимущественным поражением корковых отделов головного мозга. На ранних стадиях БА в нейродегенеративный процесс вовлекаются медиальные отделы височных долей, включающие гиппокамп и энторинальную кору. По мере прогрессирования процесс распространяется на другие отделы коры головного мозга: латеральные отделы височных долей, лобную, теменную кору. Нейродегенерация базальных отделов переднего мозга приводит к снижению уровня ацетилхолина, что в сочетании с атрофией других отделов головного мозга приводит к прогрессивному снижению памяти, речевой активности и зрительно-пространственных функций. Также вовлекаются и регуляторные когнитивные функции.

В исследовании I. Castelli и соавт. [39] при оценке социальных когнитивных функций у пациентов с БА выполнение вербальных задач коррелировало с регуляторными функциями и вербальной эпизодической памятью, а выполнение заданий с картинками зависело от степени зрительно-пространственных нарушений.

В других исследованиях [40—45] показано, что пациенты с БА хуже выполняют задания, оценивающие когнитивный компонент теории разума. Результаты отражают лучшую производительность в заданиях с меньшей когнитивной нагрузкой. Сложнее представляется вопрос об аффективном компоненте теории разума у пациентов с БА. У пациентов на I и II стадиях болезни данный аспект социальных функций страдает в значительно меньшей степени по сравнению с поздней стадией ввиду более выраженных когнитивных нарушений [39, 42, 46].

S. Ramanan и соавт. [47] оценивали у пациентов с БА когнитивный компонент теории разума и регуляторные функции. В 48,8% случаев низкие показатели тестов теории разума были обусловлены нарушением регуляторных функций, а не социальных когнитивных, в то время как у пациентов с ЛВД снижение социальных функций не зависело от наличия и степени тяжести дизрегуляторного синдрома [47].

Деменция с тельцами Леви

ДТЛ характеризуется прогрессирующим когнитивным снижением, экстрапирамидными и вегетативными расстройствами, оказывает большую нагрузку на ухаживающее лицо ввиду более тяжелой и ранней инвалидизации по сравнению с Б.А. Когнитивный профиль на продромальной стадии представлен снижением эпизодической, кратковременной, рабочей памяти, речевой активности, дизрегуляторным синдромом. Уже на ранней стадии у пациентов возникают трудности в межличностном отношении, что приводит к социальной дезадаптации и повышает нагрузку на родственников и ухаживающих лиц. При структурной нейровизуализации характерным признаком ДТЛ у пациентов на ранней стадии является атрофия передней области правой островковой доли и префронтальной коры. Степень атрофии островковой доли коррелирует с показателями краткой шкалы психического статуса. Предполагается, что с данными изменениями могут быть связаны замедленность мышления и дефицит внимания [48, 49]. C. Heitz и соавт. [50] при оценке социального познания у пациентов с ДТЛ на додементной стадии обнаружили нарушение при выполнении тестов FPR. При оценке эмоционального восприятия было отмечено более сохранное выполнение простых тестов (EFER), тогда как выполнение теста RME на более сложное восприятие и распознавание эмоций было достоверно нарушено.

Болезнь Паркинсона

БП уже на ранних стадиях характеризуется поражением подкорковых структур, прогрессирующим снижением числа дофаминергических нейронов черной субстанции. Дисфункция префронтальной коры (дорсолатеральные отделы на ранних стадиях с последующим вовлечением медиальных отделов) вследствие ослабления мезолимбических и мезокортикальных дофаминергических путей предположительно лежит в основе раннего дизрегуляторного синдрома у пациентов с БП [51]. При прогрессировании болезни корковое распространение телец Леви приводит к развитию деменции. Большинство исследований по оценке социальных когнитивных функций проводилось среди пациентов на ранних и умеренных стадиях (I—III). J. Peron и соавт. [52] провели исследование на пациентах на разных стадиях и показали, что на ранней стадии когнитивный компонент теории разума был сохранным, в то время как на поздних у пациентов возникали трудности при выполнении заданий. Отметим, что это единственное исследование, проведенное с учетом дофаминергической терапии в периодах «on» и «off». Однако разницы в зависимости от приема препаратов обнаружено не было. Также было проведено исследование [53] среди пациентов на ранней стадии БП, начавших терапию, и de novo. При сравнении со здоровыми не было выявлено разницы в выполнении тестов на аффективный компонент теории разума, а при оценке когнитивной части пациенты с БП выполняли тесты значительно хуже, независимо от терапии, что может быть связано со снижением оперативной памяти. Данные нарушения коррелировали с оценками в тестах на речевую активность и батареи лобной дисфункции.

Сложности в выделении социальных когнитивных функций и их нарушений у пациентов с деменцией возникают в связи с дегенерацией клеток различных структур головного мозга, взаимодействие которых между собой может перекрывать или дополнять дефицит данного типа расстройства с другими видами нарушений. Поэтому простые и объективные клинические тесты социального познания, направленные на оценку когнитивных дисфункций, проявляющихся поведенческими симптомами, необходимы для объективного подтверждения данных нарушений и выбора дальнейшей тактики лечения. Тесты теории разума являются важным высокоспецифическим определением социального познания, могут использоваться в качестве диагностических маркеров и для оценки эффективности лечения. Необходимы проспективные исследования с использованием функциональных методов нейровизуализации для уточнения и дифференциации характера поражения когнитивной сферы при различных формах нейродегенеративной патологии, а также поиска наиболее эффективных методов их коррекции.

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект «Личностные особенности и внутренняя картина болезни как предикторы течения нейродегенеративных заболеваний» № 15−06−10523а.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Совместные рекомендации Европейской ассоциации инсульта и Европейской академии неврологии по постинсультным когнитивным нарушениям-2021

Оптимальное лечение когнитивных нарушений после инсульта до сих пор остается спорным.
Эти рекомендации, составленные Европейским сообществом по борьбе с инсультом совместно с Европейской академией неврологов, содержат информацию, помогающую врачам с выбором диагностики, лечения и дальнейшей профилактики постинсультных когнитивных нарушений.

Рекомендации были разработаны в соответствии классификации GRADE. Рабочая группа определила соответствующие клинические вопросы, провела систематические обзоры, мета-анализ литературы, оценила качество имеющихся фактических данных.

Также представлены заявления экспертов, когда доказательств было недостаточно для вынесения рекомендаций. Имелось ограниченное количество данных рандомизированных контролируемых исследований, касающихся одно — или многокомпонентных вмешательств для предупреждения постинсультных когнитивных нарушений.

Мероприятия по улучшению образа жизни и коррекции факторов риска положительно сказываются на здоровье, но положительное влияние на когнитивные способности не доказано. Исследователи не нашли никаких доказательств в отношении рутинного когнитивного скрининга после инсульта, но признают важность целенаправленной когнитивной оценки.

Они описали точность различных когнитивных скрининговых тестов, но не обнаружили явно превосходящего подхода к тестированию. Не было достаточных доказательств, чтобы рекомендовать применение ингибиторов холинэстеразы, ноотропов, мемантина или когнитивной реабилитации. Имелись ограниченные данные об использовании инструментов прогнозирования когнитивных синдромов после инсульта (когнитивные нарушения, деменция и делирий). Связь между когнитивными нарушениями после инсульта и острыми структурными изменениями при визуализации головного мозга была не ясной, хотя наличие значительной гиперинтенсивности белого вещества предполагаемо сосудистого происхождения при МРТ головного мозга может помочь предсказать когнитивные результаты.

Результаты:

Профилактика:

1: Предотвращает ли модификация образа жизни (физические упражнения, изменение рациона питания, умеренное потребление алкоголя, снижение веса и отказ от курения) самостоятельно или в сочетании с терапией, снижение когнитивных функций или деменцию у людей с инсультом в анамнезе?

Модификация образа жизни с целью профилактики когнитивных нарушений не доказала свою эффективность, однако исследователи признают, что она имеет большую пользу для физического и психического здоровья и что не стоит отказываться от попыток улучшить образ жизни пациента. В связи с этим они понизили уровень доказательств до очень низкого. Стоить обратить внимание, что два исследования (VITATOPS и VISP) не были включены, поскольку не рассматривали потребление витаминов, как контролируемое вмешательство в образ жизни. Оба исследования изучали влияние витамина В на когнитивные функции (по MMSE) и не обнаружили эффекта.

2. Предотвращает ли снижение когнитивных функций и развитие деменции контролируемое
интенсивное лечение сосудистых факторов риска по сравнению с обычной терапией у людей с инсультом в анамнезе?

Не было найдено доказательств того, что интенсивное лечение сосудистых факторов риска полезно для профилактики постинсультного когнитивного снижения или деменции, однако, они имеют много преимуществ для здоровья в целом и обычно рекомендуются.

3. Предотвращает ли комплексная терапия, включающая в себя модификацию образа жизни и прием препаратов по сравнению с обычным лечением, снижение когнитивных функций и развитие деменции у людей с инсультом в анамнезе?

Прямых доказательств влияния комплексной терапии касательно профилактики снижения когнитивных функций и развития деменции — нет. Однако, существуют и другие причины, по которым изменение факторов риска (как образа жизни, так и фармакологических) благоприятно повлияют на профилактику повторных инсультов и сердечно-сосудистых заболеваний.

4. Предотвращает ли когнитивная тренировка по сравнению с обычным уходом снижение когнитивных функций и развитие деменции у людей с инсультом в анамнезе?

Исследования показывают, что образование, когнитивно-стимулирующая деятельность и социальные взаимодействия могут защитить от снижения когнитивных способностей и развития деменции в будущем. Пациенты, находящиеся в отделении нейрореабилитации с широком спектром занятий, имели более выраженную положительную динамику относительно когнитивных показателей при выписке и спустя 3 месяца, чем контрольная группа, проходившая реабилитацию в обычном отделении.

5. Влияет ли отмена фармакологического лечения сосудистых факторов риска на снижение когнитивных функций в будущем и улучшение качества жизни по сравнению с продолжением терапии у пациентов с постисультной деменцией в анамнезе.

Отмена статинов и антигипертензивных препаратов не повлияла на изменение субъективных жалоб на снижение памяти.

Диагностика:

1. Улучшает ли рутинное использование когнитивного скрининга по сравнению с его отсутствием лечение инсульта?

При лечении острого инсульта краткая оценка состояния может сообщить лишь о риске развития когнитивных нарушений.

2. Какова точность МОCA тестирования при диагностике постинсультных когнитивных нарушений или деменции у пациентов с инсультом (острым или подострым).

Не следует забывать, что MoCA была разработана для оценки когнитивных статуса у пожилых людей и изначально не предназначался для использования при инсульте. Но при этом исследования показали, что MoCA обладает высокой точностью среди диагностических тестов при использовании в постинсультный период (>3 месяцев после инсульта).

3. Какова точность MMSE тестирования для диагностики деменции у пациентов с инсультом (острым или подострым)?

MMSE может быть полезна для оценки возможной деменции, но менее полезна для оценки умеренных когнитивных нарушений. Даже для оценки деменции MMSE не совершенна и не заменяет детальную клиническую оценку.

4. Какова точность «когнитивного теста Адденбрука» для диагностики деменции у пациентов с инсультом (острым или подострым)?

«Когнитивный тест Адденбрука» является более длительным, чем MMSE и MoCA, но при этом его точность сопоставима с MoCA.

5. Какова точность «Оксфордского когнитивного теста» для диагностики деменции у пациентов с инсультом (острым или подострым)?

«Оксфордский когнитивный тест» показал более высокую точность по сравнению с другими тестами т. к в некоторых случаях последние не были завершены полностью в связи с наличием зрительных, речевых нарушений у пациентов.

6. Какова точность дистанционной оценки для диагностики деменции у пациентов с инсультом (острым или подострым)?

Тестирование по телефону не позволяет полноценно оценить зрительно-пространственные функции. Кроме того, тестирование по телефону не всегда возможно, например, пациентов с нарушениями слуха. Однако существует когнитивная оценка на основе видео, которая расширяет возможности дистанционного тестирования и рекомендуется к применению на практике.

Лечение:

1. Замедляют ли ингибиторы холинэстеразы по сравнению с плацебо снижение когнитивных функций, прогрессирование деменции, улучшение поведенческих психологических симптомов, вызывают ли побочные эффекты у людей с когнитивными нарушениями после инсульта?

Кокрейновский обзор обнаружил различные качественные доказательства того, что Донепезил и Галантамин могут улучшать когнитивные способности по сравнению с плацебо, но эффект может быть недостаточно сильным, чтобы быть клинически значимым. Было мало достоверных доказательств того, что ривастигмин не оказывал существенного влияния на когнитивные способности. Имелись умеренные достоверные доказательства того, что Донепезил в более высокой дозе и Галантамин вызвают побочные эффекты. В ходе специального анализа исследований подгрупп болезни Альцгеймера сообщалось об эффективности ингибиторов холинэстеразы для смешанной деменции (Болезнь Альцгеймера с сосудистой деменции).

2. Замедляет ли Мемантин по сравнению с плацебо снижение когнитивных функций или прогрессирование деменции, улучшает ли поведенческие и психологические симптомы, вызывает ли побочные эффекты у людей с когнитивными нарушениями после инсульта?


Мемантин, как и ингибиторы холинэстеразы, не доказали высокую эффективность при сосудистой деменции по результатам тестирования MMSE.

3. Улучшают ли ноотропы, в частности, актовегин или церебролизин по сравнению с плацебо когнитивные функции, снижают ли поведенческие и психологические симптомы, вызывают ли побочные эффекты у людей с когнитивными нарушениями после инсульта?

Ни в одной из изученных статей не рассматривалось когнитивное улучшение после инсульта на фоне приема ноотропов.

4. Замедляет ли снижение когнитивных способностей или прогрессирование деменции, когнитивная реабилитация (обучение когнитивным навыкам или стратегии компенсации) по сравнению с отсутствием реабилитации у людей с когнитивными нарушениями после инсульта?

С каждым годом появляются новые доказательства положительного влияния когнитивной реабилитации, однако для достижения результата необходимы длительные и интенсивные занятия.

Прогноз:

1. Предсказывают ли структурные изменения при компьютерной томографии головного мозга будущее когнитивное снижение или деменцию у людей с инсультом в анамнезе (по крайней мере, через 1 год после события)?

Наличие таких изменений, как атрофия коры головного мозга, на компьютерной томографии, могут указывать на распространенный нейродегенеративный процесс и, следовательно, будет связан с будущими когнитивными нарушениями.

2. Предсказывают ли структурные изменения при МРТ головного мозга будущее когнитивное снижение или деменцию у людей с инсультом в анамнезе (по крайней мере, через 1 год после события)?


Доказательства были неубедительными, поскольку в большинстве исследований использовались небольшие размеры выборки.

Ссылка на оригинальный текст — здесь

Перевод — Владимир Мартынов, клинический ординатор кафедры неврологии с курсом нейрохирургии ИУВ «НМХЦ им. Пирогова»

COGNITIVE Synonyms: 157 Synonyms & Antonyms for COGNITIVE

See definition of cognitive on Dictionary.com

  • as in perceivable
  • as in psychological
  • as in rational синонимы к слову познавательный0012
  • comprehensible
  • corporeal
  • discernible
  • intelligible
  • knowing
  • observant
  • palpable
  • patent
  • perceptible
  • percipient
  • perspicacious
  • recognizable
  • sensible
  • sensitive
  • tangible
  • translucent
  • резкий

См. также синонимы для: некогнитивный

  • эмоциональный
  • intellectual
  • mental
  • subjective
  • cerebral
  • experimental
  • imaginary
  • intellective
  • in the mind
  • psychical
  • subconscious
  • unconscious
  • analytical
  • balanced
  • deliberate
  • enlightened
  • беспристрастный
  • умный
  • рассудительный
  • уравновешенный
  • логичный
  • lucid
  • normal
  • prudent
  • reasonable
  • sane
  • sensible
  • sober
  • stable
  • thoughtful
  • wise
  • calm
  • cool
  • intellectual
  • knowing
  • objective
  • reasoning
  • звук
  • синтетический
  • думающий
  • все там
  • мозговой
  • осмотрительный
  • собранный
  • deductive
  • discerning
  • discriminating
  • far-sighted
  • perspicacious
  • philosophic
  • ratiocinative
  • reflective
  • sagacious
  • together
  • well-advised
  • clear-cut
  • consistent
  • credible
  • разумный
  • обоснованный
  • логический
  • правдоподобный
  • рациональный
  • аргументированный
  • sane
  • sensible
  • sober
  • thoughtful
  • wise
  • advisable
  • all there
  • arguable
  • believable
  • cerebral
  • commonsensical
  • conscious
  • consequent
  • cool
  • in one’s right mind
  • уравновешенный
  • воспринимающий
  • воспринимающий
  • разумный
  • рассуждающий
  • рассудительный
  • sound
  • tenable
  • thought-out
  • together
  • tolerant
  • unbiased
  • unprejudiced
  • well-advised

antonyms for cognitive

MOST RELEVANT

  • imperceivable
  • physical
  • тело
  • беспечный
  • запутанный
  • глупый
  • идиотский
  • нелогичный
  • insane
  • irrational
  • nonsensical
  • senseless
  • stupid
  • thoughtless
  • unbalanced
  • unintelligent
  • unreasonable
  • unstable
  • unsystematic
  • unwise
  • agitated
  • excited
  • ridiculous
  • unrealistic
  • unsound
  • глупый
  • идиотский
  • неправдоподобный
  • невероятный
  • irrational
  • senseless
  • stupid
  • thoughtless
  • unbelievable
  • unlikely
  • unrealistic
  • unreasonable
  • unsound
  • unwise
  • expensive
  • impractical
  • intolerable
  • nonsensical
  • outrageous

Roget’s 21st Тезаурус века, третье издание. Copyright © 2013, Philip Lief Group.

ВИКТОРИНА

Quaere Yourself: смогу ли я пройти викторину «Слово дня» на этой неделе?

НАЧАТЬ ВИКТОРИНУ

Как использовать когнитивные функции в предложении

По мере того, как набирает обороты более когнитивный и социальный подход к обучению ИИ, исследования в области нейробиологии, которые помогают нам понять, как мы учимся друг у друга, могут также принести пользу алгоритмам обучения, которые обучают ИИ учиться, наблюдая за нами.

ВОТ КАК ВАШ МОЗГ РЕАГИРУЕТ НА СОЦИАЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕSHELLY FANAUGUST 25, 2020SINGULARITY HUB 

В ходе девяти экспериментов психолог Хорхе Моралес, философ Алекс Бакс и ученый-когнитивист Чаз Файрстоун показали, что эллиптическое изображение на задней части глаза, вероятно, остается с нами .

ЭТОТ ЭКСПЕРИМЕНТ ВИДЕНИЯ РАЗРЕШИЛ ВЕКОВОЙ ФИЛОСОФСКИЙ СПОР — ФАКТЫ ТАК РОМАНТИЧЕСКИЕ ДЖИМ ДЭВЬЕС 14 августа 2020 г. NAUTILUS

Это различие привлекло внимание общественности и было высказано предположение, что оно вызывает когнитивные половые различия.

МОЗГОВЫЕ УЧЕНЫЕ НЕ СМОГЛИ НАЙТИ ОСНОВНЫХ РАЗЛИЧИЙ МЕЖДУ ЖЕНСКИМ И МУЖСКИМ МОЗГОМ, НЕСМОТРЯ НА ВЕЧЕРНИЕ ПОИСКИLGBTQ-EDITORAGUST 13, 2020NO STRAIGHT NEWS

Предыдущие исследования показали, что бег также стимулирует регенерацию жировых клеток и мышц и когнитивные функции — каждый орган использует свои собственные молекулярные «телефонные линии».

БОЛЬШЕ НЕТ ДОМАШНЕВ: КАК ПРЕИМУЩЕСТВА УПРАЖНЕНИЙ ПЕРЕДАЮТСЯ В МОЗГ FANSHELLY 14 ИЮЛЯ 2020 г. SINGULARITY HUB 

Исследования теперь показывают, что использование приводит к увеличению продолжительности жизни и улучшению когнитивных и иммунных функций.

ВОЗРОЖДЕНИЕ ГЕНОМИК И ЛЕКАРСТВ ПРОДОЛЖАЕТ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ПИТЕР Х. ДИАМАНДИС, MD 26 ИЮНЯ 2020 г. SINGULARITY HUB поведение человека. »

УДИВИТЕЛЬНО ПОДРОБНАЯ КАРТА ПОКАЗЫВАЕТ, КАК МОЗГ ИЗМЕНЯЕТСЯ ПОД СТАРЕНИЕМ. функциональные навыки.

ВЫРАБОТКА ПОЛИТИКИ ЭТО НЕ НАУКА (ПОКА) (ЭП. 405) СТИВЕН Дж. ДУБНЕР 13 ФЕВРАЛЯ 2020 г. ФРЕКОНОМИКА

Вы получаете взрослый нейрогенез, и это повышает когнитивные способности.

НУЛЕВАЯ МИНУТНАЯ ТРЕНИРОВКА (РЕТРАНСЛЯЦИЯ ЭП. 383) СТИВЕН Дж. ДУБНЕРЯНВАРЬ 2, 2020FREAKONOMICS

Как бы то ни было, появляется все больше доказательств того, что простое выполнение физических действий — просто пропылесосить пол, нарезать лук или заняться садоводством — улучшает когнитивные функции.

ДОРОГАЯ, Я ВЫРОСЛА ЭКОНОМИКУ (ЭП. 399) СТИВЕН Д. ДАБНЕР 5 ДЕКАБРЯ 2019 ФРИКОНОМИКА

Зная то, что мы знаем о когнитивных предубеждениях, легко понять, почему его также можно считать блестящим или, по крайней мере, очень умным.

ПРЕМЬЕР-МИНИСТР, КОТОРЫЙ ПЛАКАЛ БРЕКСИТ (EP. 392)STEPHEN J. DUBNEROCTOBER 10, 2019FREAKONOMICS

WORDS RELATED TO COGNITIVE

  • cerebral
  • cognitive
  • emotional
  • innermost
  • internal
  • mental
  • psychological
  • subjective
  • all there
  • аналитический
  • уравновешенный
  • спокойный
  • рассудочный
  • осмотрительный
  • когнитивный
  • собранный
  • cool
  • deductive
  • deliberate
  • discerning
  • discriminating
  • enlightened
  • far-sighted
  • impartial
  • intellectual
  • intelligent
  • judicious
  • knowing
  • levelheaded
  • logical
  • lucid
  • normal
  • объективный
  • проницательный
  • философский
  • благоразумный
  • разумный
  • reasonable
  • reasoning
  • reflective
  • sagacious
  • sane
  • sensible
  • sober
  • sound
  • stable
  • synthetic
  • thinking
  • thoughtful
  • together
  • well-advised
  • wise
  • целесообразный
  • все есть
  • спорный
  • правдоподобный
  • интеллектуальный
  • четкий
  • cognitive
  • commonsensical
  • conscious
  • consequent
  • consistent
  • cool
  • credible
  • in one’s right mind
  • judicious
  • justifiable
  • levelheaded
  • logical
  • perceiving
  • percipient
  • plausible
  • ratiocinative
  • рациональный
  • разумный
  • разумный
  • рефлективный
  • разумный
  • sensible
  • sober
  • sound
  • tenable
  • thought-out
  • thoughtful
  • together
  • tolerant
  • unbiased
  • unprejudiced
  • well-advised
  • wise
  • all there
  • analytical
  • уравновешенный
  • спокойный
  • рассудительный
  • осмотрительный
  • познавательный
  • собранный
  • хладнокровный
  • deductive
  • deliberate
  • discerning
  • discriminating
  • enlightened
  • far-sighted
  • impartial
  • intellectual
  • intelligent
  • judicious
  • knowing
  • levelheaded
  • logical
  • lucid
  • normal
  • objective
  • проницательный
  • философский
  • благоразумный
  • разумный
  • разумный
  • reasoning
  • reflective
  • sagacious
  • sane
  • sensible
  • sober
  • sound
  • stable
  • synthetic
  • thinking
  • thoughtful
  • together
  • well-advised
  • wise
  • appercipient
  • познавательный
  • познаваемый
  • познаваемый
  • постижимый
  • телесный
  • различимый
  • intelligible
  • knowing
  • observant
  • palpable
  • patent
  • perceptible
  • percipient
  • perspicacious
  • recognizable
  • sensible
  • sensitive
  • tangible
  • translucent
  • trenchant
  • cerebral
  • cognitive
  • эмоциональный
  • экспериментальный
  • воображаемый
  • мысленный
  • интеллектуальное
  • интеллектуальное
  • ментальное
  • психическое
  • подсознательное
  • субъективное
  • бессознательное

Roget’s 21st Century

Познание | Психология сегодня

Метапознание, социальное познание, телесное познание, язык, сенсорное восприятие, мышление

Отзыв от Psychology Today Staff

Познание относится просто к мышлению. Есть очевидные применения сознательного мышления — уплата налогов, игра в шахматы, деконструкция «Макбета», — но мышление принимает множество более тонких форм, таких как интерпретация сенсорной информации, руководство физическими действиями и сочувствие другим.

Старой метафорой человеческого познания был компьютер — логическая машина для обработки информации. Вы не можете произнести познание без «винтика». Тем не менее, хотя некоторые из наших мыслей могут быть бинарными, в нашем «программном обеспечении» есть гораздо больше, чем 0 и 1. Психологические исследования познания сосредоточены не только на мышлении, но и на внимании, создании и хранении воспоминаний, приобретении и сохранении знаний, изучении языка и логических рассуждениях. По мере того, как люди получают новый опыт, их познание может меняться неуловимыми, но мощными способами.

Содержимое
  • Рассуждение и принятие решений
  • Как мы узнаем новую информацию
  • Что такое метапознание?

Рассуждение и принятие решений

Самая большая разница между людьми и всеми другими животными заключается в наших ментальных процессах высшего порядка. Большая часть исследований, связанных с познанием, была сосредоточена на широких областях рассуждений и принятия решений, в том числе на том, как люди применяют логику, обдумывают проблемы и делают большие и маленькие выборы.

Одна известная область исследований, например, была популяризирована известными психологами Дэниелом Канеманом и Амосом Тверски и фокусируется на различии между «быстрым» и «медленным» мышлением. Быстрое мышление является интуитивным, автоматическим, и его почти невозможно отключить, полагаясь на эвристические процессы, чтобы прийти к «достаточно хорошему» решению. Напротив, медленное мышление требует много времени и энергии для анализа всех доступных данных, прежде чем прийти к выводу.

Другие области интереса включают когнитивные предубеждения, такие как склонность людей к созданию стереотипов и корыстных предубеждений (вера в то, что человек выше среднего по многим характеристикам). Считается, что выделение и понимание этих предубеждений, большинство из которых возникают бессознательно, помогает людям мыслить более объективно.

Как думает мозг?

Мозг обрабатывает информацию, используя обширную сеть мозговых клеток, называемых нейронами. Информация обнаруживается и кодируется различными нейронами, которые общаются друг с другом с помощью электрических сигналов и химических веществ, называемых нейротрансмиттерами. Эта связь между нейронами формирует основу того, что мы воспринимаем как мысли.

Каковы некоторые примеры когнитивных искажений?

Распространенные примеры когнитивных искажений включают предвзятость подтверждения или склонность к поиску информации, подтверждающей то, во что человек уже верит, и предвзятость привязки, когда кто-то придает чрезмерное значение первой полученной информации, даже если она неверна или неполна. .

Более распространенные когнитивные искажения см. в разделе Предубеждения .

Различаются ли стили мышления в разных культурах?

Исследования показывают, что образ мышления человека зависит от культуры, в которой он живет. Люди в западных культурах, например, склонны сосредотачиваться на свойствах отдельных объектов или идей и рассматривать части проблемы отдельно от целого; люди в восточных культурах, напротив, могут быть более склонны сосредотачиваться на более широком контексте и отношениях между объектами или идеями.

Почему принятие решений может быть таким трудным?

Принятие решений может быть затруднено из-за внешних факторов, таких как неполная информация или срочные сроки. Этому также могут мешать внутренние процессы, такие как беспокойство по поводу принятия «неправильного» решения или чувство перегруженности чрезмерным количеством вариантов. Имеющиеся данные также свидетельствуют о том, что, когда два варианта обещают относительно схожие результаты, требуется больше времени, чтобы определить, какой из них является «лучшим», чем для того, чтобы отличить совершенно разные варианты.

Подробнее см. Принятие решений.

Как я могу принимать лучшие решения?

Психологические исследования показывают, что несколько простых стратегий могут привести к лучшему принятию решений. К ним относятся принятие решения в состоянии покоя и минимального стресса; уделять время обдумыванию сложных решений, а не действовать импульсивно; сбор необходимых фактов; и создание «правил», помогающих принимать часто принимаемые решения.

Как мы узнаем новую информацию

Обучение — или процесс усвоения новой информации и приобретения новых моделей поведения и навыков — является ключевым компонентом познания. Люди — далеко не единственный вид, который учится, но наши развитые когнитивные способности означают, что мы способны изучать более сложные задачи и сталкиваться с более сложными идеями, чем большинство других известных форм жизни. В то время как некоторое обучение происходит автоматически и без сознательного обдумывания — например, обучение не прикасаться к горячей плите после того, как она прогорела, — другие виды обучения требуют преднамеренной практики, чтобы информация закрепилась.

Как обучается мозг?

Когда мозг обрабатывает новую информацию, между нейронами образуются новые связи. Если эта информация подкрепляется многократной практикой, эти связи укрепляются и могут передаваться более эффективно; если это не так, связи ослабевают и могут быть обрезаны. Таким образом, обучение буквально перестраивает мозг, создавая новые связи в обширной сети нейронов.

Какими способами мы учимся?

Обучение происходит несколькими путями, такими как ассоциация: если два стимула постоянно соединяются вместе, человек или животное узнают, что они действуют вместе, и соответствующим образом меняют свое поведение или ожидания. Обучение также происходит через социализацию; дети, например, узнают, какое поведение уместно, наблюдая и моделируя поведение взрослых и других детей. Человеческие дети, как и многие другие животные, также учатся через игру, которая учит их сотрудничать, делиться, следовать правилам и мыслить творчески.

Как обучение меняет мозг?

Мозг пластичен, что означает, что он растет и изменяется со временем; обучение является ключевым фактором этих изменений. В ответ на новую информацию и стимулирующие переживания мозг генерирует новые дендритные отростки, в которых хранятся воспоминания и улучшаются связи между нервными клетками. Когда стимуляция отсутствует или информация больше не нужна, те же шипы могут увядать, а связи между синапсами ослабевать.

Как я могу учиться более эффективно?

Исследования показывают, что разбивка обучения на краткие разрозненные фрагменты обычно более эффективна, чем попытка втиснуть тот же объем в один более длинный сеанс. Приоритизация сна также важна для эффективного обучения, поскольку сон помогает мозгу объединять краткосрочные воспоминания в долгосрочные и удалять ненужную информацию.

Зависит ли обучение от памяти?

Память и обучение тесно взаимосвязаны. После того, как факт, концепция или физический навык изучены, они должны быть сохранены в памяти, чтобы их можно было вызвать или применить позже. Рабочая память — или краткосрочное хранение информации, которая обрабатывается в уме, — особенно важна для изучения новых концепций и решения проблем.

Что такое метапознание?

Метапознание — это акт размышления о собственных психических процессах. Метакогнитивное осознание позволяет людям выявлять, отслеживать и искоренять негативные разговоры с самим собой и ограничивающие убеждения, а также быть эффективными в постановке целей и выполнении задач. Размышление о собственном мышлении и его оспаривание лежат в основе многих видов терапии, включая когнитивно-поведенческую терапию.

Как метапознание помогает нам мыслить более эффективно?

Оценка своего стиля мышления или процессов решения проблем может помочь выявить когнитивные искажения, мешающие принятию решений. Метапознание также может помочь им определить области, в которых им не хватает знаний или понимания.

Могут ли мысли вслух улучшить концентрацию?

Считается, что мышление вслух связано с метапознанием, поскольку оно вербализует и, таким образом, привлекает внимание к мыслительному процессу человека. Некоторые данные свидетельствуют о том, что изложение мыслей вслух может улучшить концентрацию в определенных стрессовых ситуациях, например, во время соревнований.

Что такое метакогнитивная терапия?

Метакогнитивная терапия — это форма когнитивно-поведенческой терапии, которая исследует метакогнитивные убеждения пациентов о том, как работает их разум, и направлена ​​на изменение тех, которые способствуют развитию контрпродуктивных привычек мышления. Как правило, это ограниченный по времени подход. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что это может быть наиболее полезным для лечения тревоги и депрессии.

Добавить комментарий