Коммуникативное общение: стороны, функции, сходства и различия

4. Коммуникативная сторона общения

Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения) Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения) Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения)

Коммуникативная сторона общения – это непосредственный обмен информацией между несколькими индивидами. В данном случае «информацию» можно рассматривать как идеи, настроения, интересы, установки, чувства и прочее.

Представить общение без коммуникации просто невозможно. Всегда необходимо помнить, что коммуникативная сторона общения имеет очень важное значение для его участников. Следует отметить, что характер обмена любой информацией при помощи системы знаков может существенно повлиять на каждую из общающихся сторон. Другими словами, обмен информацией всегда подразумевает воздействие на поведение другого человека. Определенные знаки значительно влияют на  соучастников коммуникативного общения. Знаки в общение играют такую же роль, как орудия в труде.

В свою очередь коммуникативная сторона общения бывает вербальной (передача информации при помощи речи) и невербальной (передача информации посредством различных действий). Вербальные средства коммуникации – это письменная (в ее смысловом значении) и устная речь.

Бытует мнение, что темп речи, интонация голоса и другие сопутствующие проявления также относят к вербальной категории. Однако если учесть, что подобные факторы могут не только дополнять, но и полностью уничтожать прямой смысл сказанного, то можно с уверенностью утверждать, что невербальные средства – это те, которые не являются «словами». Следовательно, следует выделить следующие невербальные средства коммуникации:

— околоречевые средства, то есть темп, интонация, громкость, тембр голоса, дикция, ритм речи и так далее; — зоны общения, то есть дистанция, расстояние между участниками общения; — кинесические средства, то есть походка, жесты, поза тела, мимика, прикосновение к партнёру и др. ; — место и время общения; — запахи: индивидуальные или окружающей среды; — почерк, одежда, аксессуары, причёска и прочее.

Таким образом, психология коммуникации заключается в «расшифровке» невербальных и вербальных сигналов. Основываясь на мнении психологов, можно утверждать, что человек постигает приблизительно 10% информации, которой владеет мозг. Отсюда следует, что анализ и расшифровка происходят не столько на сознательном уровне, сколько на бессознательном. Отметим, что коммуникативная сторона общения может включать в себя и специфические барьеры. Такие барьеры носят психологический или социальный характер. Коммуникативный

барьер может возникнуть из-за отсутствия понимания ситуации. Причины для этого самые разнообразные. Это могут быть профессиональные, социальные и политические различия. Они порождают различное истолкование понятий, которые употребляются в коммуникативном процессе, а также разное мировоззрение, миропонимание и мироощущение.

Можно сделать вывод, что коммуникативная сторона общения — психологическая категория. Так как общение — довольно важное условие человеческой жизни и одна из основных потребностей каждого из нас. Коммуникация формирует систему отношений человека ко всему окружающему миру. От умения общаться зачастую зависит уровень нашей популярности в обществе, наша успешность в жизни и так далее. Каждый должен уметь общаться правильно.

ПРОГРАММА «9 уровней коммуникативной компетентности»

9 уровней коммуникативной компетентности

 

Общение – это не только обмен информацией и эмоциями,

это обмен мирами.

 

 Цель: объединить на тренингах людей с похожими задачами — для осознания своих возможностей и ограничений, а также составления своего персонального коммуникативного набора навыков.  

 

1 уровень. Стиль общения — ИЗБЕГАНИЕ.

В эту группу попадают стеснительные, робкие и застенчивые люди. Они больше наблюдатели, чем участники. Им одинаково сложно как начинать общение первым, так и поддерживать беседу. Тем более с незнакомым человеком. Лучшее общение для них – переписка.

Результат: избегая живого общения, такие люди оказываются в «коммуникативном гетто» — социальной изоляции.  И это точно не самый лучший выход из положения. У нас есть другое решение!

Стоит знать!

  • У каждого второго современного человека наблюдается повышенный уровень так называемого «гормона застенчивости». То есть стеснительных ровно половина! Это немного успокаивает, не правда ли?
  •  Этим состоянием можно научиться управлять. И чем раньше начнется работа по преодолению барьеров, тем быстрее человек ощутит вкус общения.

Решение: тренинг «Построение персонального бренда».

«Здравствуйте! Эээ…». Знакомая ситуация? Участники тренинга научаться не только преодолевать «затыки» в беседе, но и освоят навыки самопрезентации, узнают, за что их ценят окружающие, сформируют свою вербальную «визитку», приобретут уверенность в процессе живого общения, а также выстроят свою персональную бренд-легенду с учетом всех своих сильных и слабых сторон.

 

2 уровень. Стиль общения — ЗАЩИТА НАПАДЕНИЕМ.

Эта группа сформировалась из людей, которые вне зависимости от характера общения, изначально находятся в позиции защиты, которая очень быстро переходит в режим нападения. «Победить любой ценой!», «Бей первым, чтобы другие боялись!», «Кто сильнее, тот и прав!» — примерно такими девизами они руководствуются в жизни. Печальная новость – сейчас все эти установки не работают. Ни в личной, ни в профессиональной среде. Мир становится открытым, а человек в нем – все более свободным и независимым. Нахрапом и страхом его уже не возьмешь. В тренде — дипломатия, общение без агрессии и без «камня за пазухой». Нужно учиться договариваться.

Результат: человек, строящий свое общение с позиции обороны и нападения, обречен на тоже «коммуникативное гетто», только еще с длинным негативным шлейфом всеобщей нелюбви и даже… ненависти.

Решение: тренинг «Психодрама эмоций»

Задача — раскрыть собеседника, завоевать его доверие, а не «убить».

На тренинге участники разберутся, откуда «ноги растут» у их бойцовского типа общения, от кого им все время приходится защищаться и нападать. После чего будет создан персональный пеногаситель, выбран новый образ и проигран альтернативный сценарий, в котором все цели коммуникации достигаются мирным путем.

Участники тренинга научаться решать главную задачу – регулировать свое напряжение в общении. Они научаться держать фокус контроля на взаимной симпатии, приобретут смелость подпускать к себе другого человека, примерят новые роли, в том числе и самую козырную – «светского льва», виртуозно владеющими навыками непринужденного светской беседы.

 

3 уровень.  Стиль общения — КОНФОРМИЗМ.

Эта группа для людей вежливых, этичных, политкорректных, деликатных, благожелательных, но…безличных. Они как зеркало отражают стиль коммуникации собеседника. В общении им важно угодить, понравится, оправдать ожидания. Их личные границы размыты, их интересы не очевидны. Это люди-маски. Идеальный обслуживающий персонал.  Но если с формальным типом общения у них все супер, то вот в неформальной, непринужденной светской коммуникации, в которой как раз важно подчеркивать свою индивидуальность, они чувствуют себя не в своей тарелке.

Результат: когда формальный тип общения человек применяет в живой коммуникации, его либо не замечают (не запоминают), либо рано или поздно начнут избегать просто потому, что он никому не интересен.

Решение: тренинг «Искусство светской тусовки».

Задача – повышение личностной значимости даже в 5-ти минутном разговоре.

Участники тренинга с помощью приема «попутчик в поезде» научаться защищать свою территорию, дипломатично отказывать и деликатно отстаивать свою точку зрения. Они освоят техники убеждения и психологического обаяния – смогут создавать и управлять впечатлением о себе; почувствуют вкус проактивности (когда человек умеет подчинять импульсивную реакцию своим ценностям), и в итоге перейдут в общении от роли ведомого к ведущему разговор – человека, который сам выбираете не только тему разговора, но и свое окружение и свою работу.

Иными словами — свою жизнь.

 

4 уровень. Стиль общения — МОНОЛОГ.

В этой группе собираются большинство экстравертов с отличной коммуникативной наследственностью. У них есть все, что мы называем коммуникабельностью: темперамент, позитивизм, легкость вступления в общение, обаяние, самопрезентация, открытость. Казалось бы, в чем проблема?! Дело в том, что коммуникативность – это нечто большее, чем коммуникабельность. Часто у общительных людей идет перекос в другую сторону – они теряют чувствительность к состоянию собеседника. Их интерес к ним неискренний, показной. «Как дела? Надеюсь, все хорошо». Сам спросил, сам ответил. Для них настолько важна собственная точка зрения, что место для другого мнения просто не остается. Взаимности в таком общении нет. Диалог отсутствует – есть только монолог.

 Результат: когда для человека важен только он сам, а собеседник интересен исключительно как пассивный слушатель, рано или поздно общение с ним станет исключительно вынужденным, превратится в обузу – его начнут избегать, появится отчуждение. В общем, человек окажется в том же самом «коммуникативном гетто».

Решение: тренинг «Активное слышание на 3-х уровнях: содержание, состояние собеседника, отношения между ними»

Задача – «удержать мяч» коммуникации в воздухе, не дать ему упасть.

Участники тренинга научаться выстраивать диалог по цепочке взаимного интереса, находя и развивая точки общности и дополнения; осознают эмоции, которые они вызывают у окружающих, увидят ситуацию глазами их собеседника, освоят навыки управления реакцией партнера, попробует найти «клад» в своем собеседнике с помощью своей коммуникабельности.

 

5 уровень. Общение в МОНО-СТИЛЕ. 

Эта группа состоит из хороших собеседников. Они асы неформального общения — ловко лавируют в сложных моментах беседы, обходят острые углы, легко располагают к себе собеседника. Но как правило во всех ситуациях они используют один и тот же коммуникативный подход. А это чревато малой эффективностью таких бесед. Особенно когда такой прием используется в профессиональной коммуникации.

Результат: используя один и тот же сценарий под разные ситуации и разных собеседников, такой человек в общении часто проигрывает с точки зрения достижения цели. Чтобы исправить это, ему необходима палитра из разных реакций и сценариев, чтобы раскладывать удачный психологический «пасьянс» под каждый случай.

Решение: тренинг «Управление диалогом»

 Задача – сделать общение долгим и взаимополезным.

Участники тренинга научаться выстраивать результативное общение с разными типами собеседников, быстро договариваться, сокращать время перехода к доверительному и продуктивному общению. Смогут безошибочно определять уровни коммуникации, разбираться в целеполагании и целесближении, искусстве формулировки вопросов, задаваемых собеседнику, и удержания его состояния в конструктивном русле.

 

6 уровень. Стиль общения — ОТ СИМПАТИИ к ЭМПАТИИ.

К этой группе относятся люди во всех отношениях приятные. Они замечательные собеседники. С ними приятно иметь дело и проводить свободное время. Для общения они выбирают людей, исключительно приятных в коммуникации. Грустных эмоций и контекстного общения всячески избегают – для них важно, чтобы беседа была заряжающей и вдохновляющей. Поступки других людей оценивают по своим ценностным меркам, как бы примеряя их ситуацию на себя.

Результат: избегая неприятных, сложных эмоций и глубины такие люди смотрят на мир исключительно через «розовые очки», становятся необъективными. Им проще повесить «ярлык», чем глубоко разбираться в ситуации. Им не хватает сочувствия по отношению к другим людям. Отсюда – обиды, недопонимание, недоразумения, конфликты.

 Решение: тренинг «Управлением эмоциональным интеллектом»

 Задача — коррекция эмоционального состояния партнера, которого важно научится принимать без оценки.

Участники тренинга научаться не только логическому пониманию, но и чувствованию собеседника, освоят навыки управления своим эмоциональным интеллектом (будет выбран коридор эмоционального интеллекта для разного уровня общения, начиная с вербализации чувств). Они ощутят ресурс своего эмпатического общения, почувствуют разницу между общением «по существу» и «по душам»; разберутся в причинах и мотивах человеческих поступков без дорисовывания, поймут, в чем разница мужского и женского стиля коммуникации.

 

7 уровень. Стиль общения – БЕСКОНФЛИКТНЫЙ.

В этой группе находятся люди, избегающие споров, дискуссий и всяческих конфликтов. И если для личной репутации – это хорошо, но для профессиональной – не совсем…

Результат: если учесть, что коммуникация – это не только общение про погоду, звезды, книги и фильмы, но и про идеи, проекты, бизнес-стратегии, а также про дискуссии, презентации, отстаивание не только своей позиции, но и слышание другой, такие люди рискуют многое упустить в своей жизни.

Решение: тренинг «Менеджмент конфликтов»

Задача – освоить искусство цивилизованного и управляемого спора или дискуссии.

Этот тренинг для тех, кто на вопрос «Какую роль выбираете: участника, наблюдателя или модератора конфликта?» ответил: «Роль фасилитатора», то есть человека, обеспечивающего легкую и успешную групповую коммуникацию.

Участники о конфликтах узнают все: какими они бывают, какова их природа, в чем их ресурс, каковы роли и задачи участников конфликта и др. Научаться определять стадию конфликта по лестнице «9 ступеней вниз», смогут удерживать ресурс на конструктивной фазе, найдут взаимоприемлемое решение, освоят правила поведения в конфликте, чтобы закончив спор, оставаться с визави в хороших рабочих отношениях. 

 

8 уровень. Стиль общения – ПРОДВИНУТЫЙ

В этой группе собрались хорошие люди и отличные собеседники. Они задают тон в любой коммуникации. Их уважают, их выбирают за образец, им подражают. Они – безусловные лидеры мнений.

Результат: в ситуации безусловного лидера мнений начинает ослабевать стимул для развития, которое невозможно без полярных мнений и здоровой конкуренции.

 Решение: тренинг «Коммуникация с полярностью»

Задача – стать полиглотом коммуникации, освоив разные языки полярности

Участники тренинга научаться управлять ресурсом других, непохожих на них людей, определять природные склонности человека, выстраивать команду и бизнес-взаимоотношения на их сильных сторонах, что сохранит мотивацию, усилит вовлеченность коллектива и его интерес к работе. Освоят базовые принципы уровней лидерства, благодаря чему можно будет выстраивать команду не только по профессиональным, но и психологическим компетенциям.

 

9 уровень. Стиль общения — ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ

В эту группу вошли отличные переговорщики и виртуозные модераторы конфликтов. Их коммуникация элегантна. Их конек – саморазвитие. И нам есть, что им предложить.

 Тренинг «WIN-WIN коммуникация»

Задача – научиться искусству БЫТЬ.

Участники освоят сценарий и инструментарий победителя не только в переговорах, но и по жизни. Разберутся в том, как формируются жизненные сценарии, пополнят свой инструментарий в общении с «неблагополучными детьми» и «трудными характерами», познакомятся с новыми секретами своего магнетизма. Научаться коммуникации с акцентуацией, а также поднимать уровень собеседника таким образом, чтобы он тоже становился победителем.

 

Коммуникативный – определение, значение и синонимы

ПЕРЕЙТИ К СОДЕРЖАНИЮ

коммуникативно

Быть коммуникативным значит иметь возможность общаться – обмениваться мыслями и идеями. Пары часто обращаются к психологу, чтобы научиться быть более коммуникабельными .

Легко заметить, что глагол общаться в прилагательном коммуникабельный : общительный человек — это тот, кто может легко общаться. Коммуникабельность — одно из качеств, которые мы больше всего ценим в других людях. Нет ничего более разочаровывающего, чем некоммуникабельный человек, потому что с ним нельзя поговорить. Я удивляюсь, когда другие удивляются тому, насколько общительна моя собака. Разве не все собаки умеют разговаривать со своими хозяевами?

Определения коммуникативных

  1. прилагательное

    способный или склонный к общению

    «» был общительный человек и быстро рассказала все, что знала» — W.M.Thackeray”

    синонимы: коммуникативный
    артикулировать

    легко выражающийся или характеризующийся ясным выразительным языком

    анекдотический, анекдотический, анекдотический

    характеризуется или склонен рассказывать анекдоты

    говорящий на банту

    способен общаться на банту

    болтливый, дырявый, сплетничающий, сплетничающий

    склонность к передаче конфиденциальной информации

    болтливый, сплетник, новостной

    склонен к дружескому неформальному общению

    коммуникабельный

    готовность к общению

    коммуникативный

    используется в общении

    англоязычный

    способен общаться на английском языке

    экспансивный, разговорчивый

    дружелюбный, открытый и готовый к общению

    выразительный

    характеризуется выражением

    финно-угроязычные

    способный общаться на финно-угорском языке

    говорящий по-фламандски

    способен общаться на фламандском языке

    Говорящий по-французки

    способен общаться по-французски

    говорящий по-гэльски

    может общаться на гэльском

    немецкоязычный

    способен общаться на немецком языке

    жестикулирующий

    жестикулирует во время разговора

    жестикуляционный, невербальный

    невербальное общение

    жест, знак, язык жестов, подпись

    используется на языке глухих

    геральдический

    указывает или объявляет о чем-то грядущем

    говорящий по-исландски

    способен общаться на исландском языке

    италоязычный

    способен общаться на итальянском языке

    японоязычный

    способен общаться на японском языке

    говорящий на каннаде

    способен общаться на каннаде

    ливоязычный

    способен общаться на ливонском языке

    повествование

    состоящий из рассказа или характеризующийся рассказом

    невербальный

    с небольшим использованием языка

    невербальный

    отсутствие словесных навыков

    чистосердечный

    свободно общительный; откровенно прямо

    осканоязычный

    способен общаться на осканском

    откровенный, вокальный

    склонность к свободному или настойчивому самовыражению

    русскоязычный

    умеет общаться по-русски

    самодийскоязычный

    способен общаться на самодийском языке

    семитоязычный

    способный общаться на семитском языке

    говорящий на языке сиу

    способен общаться на сиуанском языке

    Испаноговорящий

    способен общаться на испанском языке

    тюркоязычный

    умеет общаться на тюркском

    словесный

    передается в виде слов

    прядение

    склонен рассказывать длинные и запутанные истории (часто о невероятных событиях)

    разговорчивый

    отмечен готовым потоком речи

  2. прилагательное

    сообщения

    или относящегося к нему

    « коммуникативное искусство»

ОТКАЗ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ: Эти примеры предложений появляются в различных источниках новостей и книгах, чтобы отразить использование слова «коммуникативный» . Мнения, выраженные в примерах, не отражают мнение Vocabulary.com или его редакции. Отправьте нам отзыв

ВЫБОР РЕДАКЦИИ

Поиск

коммуникативная в последний раз

Закройте пробелы в словарном запасе с помощью персонализированного обучения, которое фокусируется на обучении слова, которые нужно знать.

Начните изучение словарного запаса

Независимо от того, являетесь ли вы учителем или учеником, Vocabulary.com может направить вас или ваш класс на путь систематического улучшения словарного запаса.

Начать

Коммуникативное определение и значение — Merriam-Webster

ком·​му·​ни·ка·​тив kə-ˈmyü-nə-ˌkā-tiv -ni-kə-tiv 

1

: склонный к общению : разговорчивый

2

: или относящиеся к связи

коммуникативно наречие

коммуникативность существительное

Примеры предложений

Недавние примеры в Интернете Каждый сотрудник был оперативным, коммуникабельным и доступны. — Бриджит Дегнан, Better Homes & Gardens , 12 февраля 2023 г. Обладатели этого знака общительны, интеллектуальны и любопытны. — Оливия Мансон, USA TODAY , 6 февраля 2023 г. В сообществе и в местной прессе этого города Дженис чувствует, что ее родители знали, как быть лицом и как быть общительный и красноречивый в бою, но дома много тишины вокруг этих событий. — Дарсел Рокетт, Chicago Tribune , 19 января 2023 г. Специальная версия включает в себя несколько механических улучшений, включая новые облегченные задние поворотные кулаки, увеличенные ступичные подшипники и переработанные верхние шаровые шарниры, которые, по утверждению Jaguar, сделают рулевое управление более коммуникативным . — Калеб Миллер, 9 лет. 0211 Автомобиль и водитель , 11 января 2023 г. Наше вождение прототипа Evija дало нам некоторое представление о том, чего ожидать от серийной версии, а именно о ее коммуникативной рулевой рейке и отзывчивых характеристиках управляемости. — Эрик Стаффорд, Автомобиль и водитель , 7 января 2023 г. Мягкие папочки — новые мужчины мультяшного мира: нежные, общительные , вдумчивые. —Адриенн Матей, 9 лет.0211 Атлантика , 29 ноября 2022 г. Он нашел способ играть 84% всех атакующих снэпов, получая динамичную, коммуникативную роль, которую бывший тренер Фрэнк Райх сравнил со вторым квотербеком. — Нейт Аткинс, The Indianapolis Star , 26 ноября 2022 г. С другой стороны, воздушные знаки считаются общительными , интеллектуальными и остроумными. — Оливия Мансон, 9 лет.0211 США СЕГОДНЯ , 10 ноября 2022 г. Узнать больше

Эти примеры предложений автоматически выбираются из различных онлайн-источников новостей, чтобы отразить текущее использование слова «коммуникативный». Мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв.

История слов

Первое известное использование

1651, в значении, определенном в смысле 1

Путешественник во времени

Первое известное использование коммуникативного было в 1651 г.

Добавить комментарий