Комплекс эдипа восходит: Эдипов комплекс — что это у взрослых мужчин и женщин

КОМПЛЕКС

КОМПЛЕКС (Complex; Komplex) — эмоционально заряжен­ная группа идей или образов (см. также ассоциативный тест), сгруппированных вокруг сердцевины, имеющей своим источником один или более архетипов и характеризующейся общим эмоцио­нальным настроем; образуя действующую констелляцию, комплек­сы накладывают отпечаток на поведение и характеризуются аффектом, вне зависимости, сознает это человек или нет. Они все­гда относительно автономны.

«Как известно, комплексы — это прежде всего такие психичес­кие величины, которые лишены контроля со стороны сознания. Они отщеплены от него и ведут особого рода существование в темной сфере души, откуда могут постоянно препятствовать или же содей­ствовать работе сознания Комплексы всегда содержат в себе нечто вроде конфликта или, по крайней мере, являются либо его причиной, либо следствием. Во всяком случае, комплексам прису­щи признаки конфликта, шока, потрясения, неловкости, несовместимости. Это так называемые, «больные точки», по-фран­цузски «betes noires», по-английски «sceletons in the cupboard», о которых не очень-то хочется вспоминать и еще меньше хочется, чтобы о них напоминали другие, но которые, зачастую самым неприятным образом, напоминают о себе сами. Они всегда содер­жат воспоминания, желания, опасения, обязанности, необходимо­сти или мысли, от которых никак не удается отделаться, а потому они постоянно мешают и вредят, вмешиваясь в нашу сознательную жизнь. Очевидно, комплексы представляют собой своего рода неполноценности в самом широком смысле, причем я тут же дол­жен заметить, что комплекс или обладание комплексом не обяза­тельно означает неполноценность. Это значит только, что сущест­вует нечто несовместимое, неассимилированное, возможно даже какое-то препятствие, но это также и стимул к великим устремле­ниям и поэтому, вполне вероятно, даже новая возможность для успеха. Следовательно, комплексы являются в этом смысле прямо-таки центром или узловым пунктом душевной жизни, без них нель­зя обойтись, более того, они должны присутствовать, потому что в противном случае душевная деятельность пришла бы к чреватому последствиями застою. Но они означают также и неисполненное в индивиде, область, где по крайней мере сейчас он терпит поражение, где нельзя что-либо преодолеть или осилить, т. е. без сомнения, это слабое место в любом значении этого слова.

Такой характер комплекса в значительной степени освещает причины его возникновения. Очевидно, он появляется в результате столкновения требования к приспособлению и особого, непригод­ного в отношении этого требования свойства индивида. Так комп­лекс становится для нас диагностически ценным симптомом индивидуальной диспозиции» (Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. М., 1993. С. 94-96).

«Сегодня каждый знает, что люди «имеют комплексы». Что не так хорошо известно, но гораздо более важно теоретически, — это то, что комплексы могут иметь нас» (К.Г.Юнг).

Юнг подчеркивал, что комплексы сами по себе не представля­ют ничего отрицательного — таковым зачастую оказываются след­ствия их деятельности. Аналогично атомам и молекулам, являю­щимся невидимыми компонентами физических объектов, комплек­сы представляют строительные блоки психического и являются источником всех человеческих эмоций.

Идентификация с комплексом, в особенности с анимой, анимусом или тенью, является постоянным источником невроза. Цель анализа в таких случаях: не пытаться избавиться от комплекса — что само по себе бессмысленно и не нужно — а стремиться к минимизации его отрицательного воздействия путем понимания той роли, которую он играет в стереотипах поведения и эмоцио­нальных реакциях.

КОМПЛЕКС — 1. Совокупность, сочетание предметов, действий, явлений или свойств, составляющий единое целое. 2. Соединение отдельных процессов психических в целое, отличное от суммы своих элементов (-> принцип системности). В этом смысле понятие комплекса употребляли многие психологи. 3. Специфическая интерпретация комплекса дана в психоанализе, где он понимается как группа процессов психических, объединенная единым аффектом, сформированная на основе глубинных филогенетических структур (-> филогенез). Здесь этот термин введен К. Г. Юнгом.

Согласно З. Фрейду, комплекс — это группа представлений, связанных одним аффектом; совокупность взаимосвязанных элементов — эмоционально окрашенная группа представлений, чаще всего вытесненная в предсознательное и бессознательное и влияющая на поведение. Неосознаваемое образование, обусловливающее структуру и направленность сознания; одна из задач — доведение комплекса до сознания клиента (-> комплекс неполноценности; комплекс Эдипа). Этот термин предназначен для описательной формулировки психологических актов. Согласно Юнгу — система черт, образов и переживаний, выстраиваемых вокруг определенного «центрального» переживания и существующих бессознательно и автономно, подобно самостоятельной личности, независимой от сознания и других комплексов.

КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ (комплекс малоценности) — ведущий к невротическим отклонениям синдром психопатологический, который заключается в стойкой уверенности человека в собственной неполноценности как личности. Был открыт А. Адлером, изучавшим формы компенсации, складывающиеся у детей с дефектами органического развития. Имеющееся у них чувство неполноценности он вначале рассматривал как следствие дефекта, затем — как универсальную движущую силу развития личности, а еще позднее — как следствие фрустрации потребности в преодолении неблагоприятных обстоятельств. Неспособность компенсировать дефект или справиться с жизненной ситуацией и так преодолеть чувство собственной неполноценности влечет за собой перерастание последнего в комплекс неполноценности. Формируемое еще в раннем детстве «чувство неполноценности» вызывается естественным для каждого ребенка переживанием ощущения собственной недостаточности, возникающим из — за различных неблагоприятных внешних условий, и оказывает исключительное влияние на формирование и всю жизнедеятельность личности. Позднее это чувство вытесняется в бессознательное, за счет чего ему придается характер   постоянной ненасыщаемости, Стремление к позитивному переживанию чувства компетентности — к самоутверждению (социализации) среди других людей, — стимулирует различные виды деятельности, в коих

 

возможен реальный или мнимый успех. Индивид пытается преодолеть — «скомпенсировать» — неполноценность симуляцией творческих возможностей и так порой достигает исключительных результатов (сверхкомпенсация). З. Фрейд иногда тоже пользовался этим понятием, но не признавал за ним столь исключительной роли. По мнению французского писателя Жана Дютура, самое скверное в комплексе неполноценности то, что обладают им отнюдь не те, кому следовало бы.

КОМПЛЕКС ЭДИПА (комплекс Эдипов, комплекс Эдиповский) — понятие, введенное в рамках психоанализа классического, — имманентное бессознательное эротическое влечение ребенка к родителю противоположного пола и связанное с ним агрессивное чувство к родителю своего пола. Возникающий в раннем детстве комплекс представлений и чувств, преимущественно бессознательных, заключающихся в половом влечении мальчика к родителю противоположного пола и стремлении физически устранить родителя одного пола. Одна из основных категорий фрейдовского учения.

Комплекс Эдипа получил название по имени одного из героев древнегреческого мифа, царя Эдипа, который, ведомый роком, вопреки своей воле и не зная того, убил своего отца и женился на своей матери. Соответственно этому сыну приписывается сексуальное влечение к собственной матери, обусловливающее агрессию по отношению к отцу, место коего стремиться занять ребенок. 

Понятие комплекса Эдипа служит объяснению формирования социальной, или моральной, инстанции субъекта (Супер — Эго). Согласно З. Фрейду, комплекс Эдипа извечно тяготеет над всеми мужчинами. Здесь есть усложняющее обстоятельство: комплекс у мальчиков имеет двоякую установку — активную и пассивную, соответственно бисексуальному расположению; так, мальчик и воспринимает отца как соперника по отношению к матери, и хочет заменить отцу мать в качестве любовного объекта. Амбивалентность отношения к отцу (агрессия и стремление к выполнению его роли) инициирует идентификацию, за счет коей происходит усвоение мужской роли социальной и системы моральных инструкций и запретов, свойственных взрослому, что и образует Супер — Эго (сверх — Я). Отголоски переживаний этого периода жизни можно видеть на протяжении всей жизни, и за огромным числом страданий и невротических проявлений взрослого можно увидеть нереализованные сексуальные устремления.

Личность формируется в зависимости от переживания этого комплекса; им же в значительной мере определяется и позднейшее поведение. Комплекс Эдипа — один из важнейших источников сознания вины и источник общечеловеческого сознания вины. Он составляет ядро неврозов, являя собой существенную часть их содержания. В нем завершается сексуальность инфантильная. Преодолеть его — задача, предстоящая каждому новорожденному; при неудаче возникает невроз. Различаются две формы комплекса Эдипа: нормальная — активная, и инвертированная.

У девочки комплексу Эдипа соответствует комплекс Электры, согласно мифу, убившей свою мать из мести за отца. Здесь он — вторичное образование, кое становится возможным и возникает благодаря подготовительным воздействиям комплекса кастрационного. У мальчиков он первичен и погибает вследствие комплекса кастрационного (=> комплекс Электры; инцест).

Справиться с комплексом Эдипа ребенку помогает одна из форм защиты психологической — идентификация; это происходит к пяти — шести годам: ребенок как бы решает проблему, идентифицируясь с родителем своего пола. Это ведет к развитию нормальной сексуальности. Итак, не будучи в состоянии изменить ситуацию, вызвавшую зарождение комплекса Эдипа, и реализовать нелюбовь к отцу, мальчик старается принять его позицию и стать похожим на него. 

Концепция комплекса Эдипа выражает общую тенденцию фрейдизма к универсализации отдельных патологических психических феноменов.

В современном психоанализе понятие комплекса Эдипа часто употребляется расширенно для обозначения и характеризации всей гаммы отношений «семейного треугольника» мать — отец — ребенок.

Согласно Э. Фромму, Фрейдовским выводам о комплексе Эдипа следует придать более общий характер и перенести их с сексуальной сферы на межличностные отношения. Сущность инцеста — не сексуальное стремление к членам одной семьи, но лишь одно из выражений гораздо более глубокого и фундаментального желания остаться ребенком, привязанным к оберегающим фигурам, среди коих мать — первая и важнейшая. Отсечение пуповины не в физическом, а в психологическом смысле, — великий вызов развитию человека и самая трудная его задача. Согласно А. Адлеру, наличие в семье сестер и братьев может существенно усложнить ситуацию Эдипа отношения (взаимодействия) и усилить долговременное воздействие его на поведение вне семьи.

КОМПЛЕКС ЭЛЕКТРЫ — понятие психоанализа классического, выступающее женским аналогом комплекса Эдипа. Согласно К. П Юнгу — бессознательное эротическое влечение девочки к отцу и связанные с этим негативные установки к матери. Природа, содержание и функции комплекса Электры — как у комплекса Эдипа. Название восходит к древнегреческому мифу об Электре, дочери Агамемнона и Клитемнестры, которая спасла от гибели своего брата Ореста и помогла ему в мести Эгисфу и Клитемнестре, повинных в смерти Агамемнона.

как проявляется у мужчин и как с ним бороться?

Нормально, когда маленький мальчик стремится быть рядом с мамой. Большинство малышей перерастают «мамину юбку» и становятся самостоятельными. Но бывает так, что к 20,30 и даже 40 годам мужчина не может выжить без мамы. Эдипов комплекс – причина этого явления.

Оглавление

Что такое Эдипов комплекс

В 1897 году Фрейд впервые описал свое детство: нежные чувства к матери и ревность к отцу. Переживания он сравнил с древнегреческим произведением Софокла. В честь трагедии «Царь Эдип» комплекс получил название.

Теория Фрейда

Комплекс Эдипа, как психологическое явление, был представлен Фрейдом в 1910 году. Он считал, что данное явление одинаково влияет на детей разных полов. Дети испытывают неосознанное влечение к родителю противоположного пола. Во втором родителе они видят соперника и пытаются его устранить. Позже, ученик Фрейда Карл Густав Юнг вывел отдельный термин «комплекс Электры». Кратко два этих явления можно описать так:

  • мальчики в 3-5 лет стремятся завлечь внимание матери, ревнуют к отцу и видят в нем соперника;
  • девочки склонны больше внимания уделять внимание папе, применять на себя материнские обязанности.

Как выражение философского наследия Фрейда, комплекс получил большее значение в исследованиях психологов нового поколения.

Комплекс Эдипа в философии

В детской психике заложена потребность быть похожим на родителя. Это врожденный инстинкт в формировании целостного «Я» – идентифицировать себя в окружающем мире. А весь мир ребенка до 4-6 лет – дом и родители.

Мальчик стремится быть как отец. При этом он хочет взять на себя роль папы во всех отношениях, включая собственную мать. Ребенок не оставляет без внимания, что с определенного возраста родители не разрешают спать с ними. Возникает противоречие, конфликт. То же работает во взаимоотношениях дочки с матерью.

Легенда об Эдиповом комплексе

Такая странность в поведении мужчин восходит к мифу о царе Эдипе. Фиванский царь Лай получил пророчество от оракула, что его сын убьет своего отца и женится на матери. Испугавшись предсказания, Лай стал избегать жены, Иокасты. Но девушка забеременела хитростью, опоив мужа.

Когда у Лая и Иокасты родился сын, недовольный отец оставил ребенка умирать. Мальчика нашел пастух. Добрый человек не бросил ребенка и отнес в соседний город на усыновление бездетной семье. Ребенка назвали Эдип.

Приемная семья выдавала сына за своего. Когда мальчик подрос, жители города начали замечать, что он не похож на родителей. Слухи дошли до Эдипа. Он заинтересовался своим прошлым, начал искать настоящих родителей. Так он узнал о пророчестве.

Испугавшись, он решил избегать приемных родителей. Он направился к Фивам, где по пути встретил настоящего отца – Лая. Царь Фив не признал путника и нагрубил ему. Тот, в свою очередь, не стерпел оскорбления и бросил копье в царскую колесницу. Кони, испугавшись, стремительно понесли царя к обрыву. Сам того не подозревая, Эдип убил своего отца.

После юноша женился на своей родной матери – Иокасте, и стал царем Фив. Так мифология и натолкнула Фрейда на название «Эдипов комплекс».

Эдипов комплекс у мужчин

Отец в жизни мальчишки играет огромную роль. Это – первый авторитет, на который хочется опираться. Это пример, к которому нужно стремиться. Он не позволяет матери оградить сына безмерной любовью, пресекает гиперопеку. Словом, это человек, который помогает ребенку вылезти из-под маминой юбки. Мама – добрая и нежная, отец – строгий, но справедливый.

Отец мальчика нарушает ребяческие фантазии о матери. Из-за отца они кажутся неправильными, противоестественными. Поэтому ребенок вытесняет их и перерастает. Но когда ребенка растит одна мать, возникает совсем другая ситуация. Так и зарождаются причины странного поведения у взрослого мужчины.

Но на практике мать может занимать доминирующую позицию в семье, а отец быть безвольным. Или его вообще может не быть. Тогда мать задаривает единственного сына всей любовью и заботой. Между матерью и сыном нет никаких преград, и Эдипов комплекс врывается в жизнь взрослого мужчины.

Проявление у женщин

Фрейд считал, что такой недуг присущ и женщинам. Но в меньшей мере. Эдипов комплекс у девочек проявляется в зависти к органу, который у нее отсутствует. Состояние подготавливает женщину к её половой роли. При травмирующих обстоятельствах, комплекс фиксируется во взрослом возрасте. Тогда крайнее его проявление – желание стать мужчиной, отрицание своей феминности.

Как проявляется Эдипов комплекс

Заметить подрбную странность в поведении у малыша можно в возрасте от 3 до 5 лет. В эти годы происходит фаллическая стадия психосексуального развития ребенка. С годами комплекс проходит. Но при определенных обстоятельствах (неполная семья, авторитарная мать и т.п.) может возникнуть фиксация ребенка на проблемах.

Признаки Эдипового комплекса у взрослых мужчин

Мальчик без отца понимает, что мама всегда накормит и пожалеет. Никакой соперник не встанет между ними. Взросление затягивается. Тогда и возникает вопрос, как распознать Эдипов комплекс:

  • мужчина живет с мамой в 20-30-40 лет;
  • не спешит завести девушку или жену;
  • любую потенциальную партнершу сравнивает с мамой;
  • крайняя стадия – сидит на шее у мамы, не работает.

Как справиться с комплексом Эдипа

«Мамин сын» не желает избавляться от её опеки. Единственная возможность вырвать его из лап материнской любви – осознать последствия подобной проблемы:

  • бездетность;
  • бесперспективность, отсутствие инициативы;
  • отсутствие личного пространства;
  • отсутствие сексуальной жизни;
  • неумение выжить в социуме.

Единственный способ избавиться от проблемы – ослабить роль матери в жизни мужчины. При этом важно вовремя распознать угрозу, чтобы не стало слишком поздно.

Эдипов комплекс у мальчиков: что делать?

Матери важно понять, что чрезмерная опека над ребенком – прямой путь к гибели. Особенно это касается матерей-одиночек. Если вы видите, что сын не отлипает от вас в 12-14 лет, то бейте тревогу. Учите его самостоятельности, отдайте на курсы борьбы, где он сможет общаться с мужчинами. Мальчику без отца важно найти авторитет, на который он может равняться. Это может быть тренер, дядя, старший брат.

Если вы отец, и замечаете подобную проблему у своего ребенка – проявите интерес к его жизни. Проводите время вместе. Мальчик крайне нуждается в вашей опеке и поддержке.

Как убрать комплекс у взрослого мужчины

У мужчины за 30 Эдипов комплекс лечится кардинально: переездом из материнского дома. Только так. Нужно заставить человека жить самостоятельно, уменьшить влияние матери. Иначе, зачем искать отношения, развиваться, если есть мама?

Эдипов цикл: мифология развития, греческая трагедия и социология познания

. 1988;27(1):1-10.

DOI: 10.2190/XAP9-UQP1-RNMW-V7R8.

Н Датан 1

принадлежность

  • 1 Университет Висконсин-Грин-Бей.
  • PMID:
    3254354
  • DOI: 10. 2190/XAP9-UQP1-RNMW-V7R8

Н Датан. Int J Aging Hum Dev. 1988.

. 1988;27(1):1-10.

DOI: 10.2190/XAP9-UQP1-RNMW-V7R8.

Автор

Н Датан 1

принадлежность

  • 1 Университет Висконсин-Грин-Бей.
  • PMID: 3254354
  • DOI: 10.2190/XAP9-UQP1-RNMW-V7R8

Абстрактный

Эдипов комплекс Фрейда основан на неизбежности трагической судьбы человека, бежавшего из дома, чтобы избежать пророчества об отцеубийстве.

Таким образом, он выполнил это, убив незнакомца, который оказался его отцом. Как и Фрейд, это рассмотрение трагедии Эдипа исходит из неизбежности противостояния между отцом и сыном. Однако там, где Фрейд смотрит на сына, я смотрю на отца, который спровоцировал трагедию, попытавшись убить своего младенца-сына. В этом исследовании старшего Эдипа рассматриваются темы, игнорируемые в теории развития, но аксиоматические в геронтологии. Исследование начинается с того, что Эдип взошел на трон Фив не в результате отцеубийства, а разгадав загадку сфинкса и подтвердив непрерывность жизненного цикла, которую отрицал его отец. Во второй трагедии Эдипова цикла Софокла «Эдип в Колоне» это утверждение сохраняется. Как Эдип-старший принимает немощи старости и поддержку своей дочери Антигоны, так и Эдип-царь проявляет силу до самого конца своей жизни, когда благословляет не сыновей, изгнавших его из Фив, а царя. Тесей, приютивший его в старости. Таким образом, Эдипов цикл, в отличие от «Эдипов комплекс», представляет собой не бессознательные страсти маленького мальчика, а скорее осознание жизненного цикла в более широком контексте преемственности поколений и их взаимозависимости.
Эти темы освещаются более полным рассмотрением трагедии Эдипа.

Похожие статьи

  • Эдип и сфинкс: триумф и катастрофа.

    Паломбо СР. Паломбо СР. J Am Psychoanal Assoc. 1994;42(2):635-53. дои: 10.1177/000306519404200213. J Am Psychoanal Assoc. 1994. PMID: 8040558

  • [Эдип Софокла. Другое чтение].

    Дьёзейд П. Дьюзейд П. Энн Мед Психоль (Париж). 1986 ноябрь; 144(9):941-70. Энн Мед Психоль (Париж). 1986 год. PMID: 3579109 Французский.

  • Маленький Эдип Фрейда: Ганс как исключение из эдипова правила.

    Ахбель-Раппе К. Ахбель-Рап К. J Am Psychoanal Assoc. 2008 г., сен; 56 (3): 833–61. дои: 10.1177/0003065108323271. J Am Psychoanal Assoc. 2008. PMID: 18802132

  • Убитый отец; Мертвый отец: Возвращение к Эдипову комплексу.

    Перельберг Р.Дж. Перельберг Р.Дж. Int J Психоанал. 2009 г., август; 90(4):713-32. doi: 10.1111/j.1745-8315.2009.00154.x. Int J Психоанал. 2009. PMID: 19709021 Обзор.

  • Иокаста Фрейда и Иокаста Софокла: клинические последствия различия.

    Найман Дж. Найман Дж. Int J Психоанал. 1992 Весна; 73 (Pt 1): 95-101. Int J Психоанал. 1992. PMID: 1582763 Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

термины MeSH

Эдип потерпел крушение: Фрейдова теория фрустрированного инцеста занимает оборонительную позицию.

Бедный Эдип Царь. Дважды он добивался королевского статуса только для того, чтобы из-под него грубо выдернули красную ковровую дорожку. Во-первых, как описано в пьесе V века до н.э. Греческий драматург Софокл Эдип триумфально взошел на трон древних Фив. Мастер всего, что он исследовал, новый король достиг дна. Узнав, что он невольно убил отца и женился на матери, Эдип выколол себе глаза.

Много позже Зигмунд Фрейд почтил трагического короля, назвав центральную теорию психоанализа Эдиповым комплексом. Фрейд предположил, что все малыши направляют свое первое сексуальное влечение на родителя противоположного пола и, следовательно, направляют свои первые чувства интенсивного соперничества на родителя того же пола. Здоровое психологическое развитие требует разрешения и перенаправления этих побуждений, утверждал венский психиатр. Одетый в свой фрейдистский наряд, Эдип ворвался в 20-й век и завладел воображением психоаналитиков, социологов, художников, писателей и других наблюдателей за человеческим состоянием.

Теперь, однако, Эдипов комплекс демонстрирует свой собственный талант к трагедии, поскольку он теряет благосклонность среди многих интеллектуальных потомков Фрейда и сталкивается с эмпирическими проблемами со стороны психологов и других исследователей, находящихся под влиянием теории эволюции Чарльза Дарвина.

«Эдипов комплекс явно потерял свою популярность и доверие как в психоанализе, так и в культуре в целом», — утверждает психиатр Беннет Саймон из Гарвардской медицинской школы в Бостоне. Саймон описывает психоаналитическое «замешательство и разногласия» по поводу Эдипова комплекса в июльско-сентябрьском журнале АМЕРИКАНСКОЙ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЙ АССОЦИАЦИИ.

Эволюционные психологи и антропологи, которые рассматривают социальное поведение как продукт эволюции путем естественного отбора, в целом уважают интеллектуальный вклад Фрейда, но считают Эдипов комплекс ошибочным объяснением конфликта между родителями и детьми. Естественный отбор — сохранение у вида генетически обусловленных черт, которые наилучшим образом способствуют выживанию и размножению особей и их генетических родственников, — породил типичные формы конфликта между родителями и детьми, которые, согласно эволюционистам, не имеют ничего общего с инцестуозными желаниями.
следователи.

Эдипов комплекс почти с самого начала вызывал беспокойство и разногласия среди психоаналитиков, отмечает Саймон. Фрейд впервые изложил основы теории — не упоминая Эдипа по имени — в «Толковании сновидений» в 1900 году. стремление убить своего отца и жениться на матери проистекает из одного или нескольких случаев фактического убийства отца, совершенного мужчинами каменного века. Фрейд утверждал, что в древности убийства отцов сыновьями — идея, отвергнутая антропологами, — положили начало запретам на инцест, религии и культуре.

В своей, пожалуй, самой противоречивой эдиповой формулировке Фрейд описал разные пути здорового сексуального и нравственного развития девочек и мальчиков. Эдипальные побуждения приводят к тревоге кастрации у мальчиков, которые затем решают дилемму, обращаясь к отцу за моральным и религиозным руководством, что приводит к сильному «супер-эго» или совести, утверждал он. Фрейд не скрывал своих трудностей в объяснении женского развития, но предположил, что девочки испытывают зависть к пенису, которая вызывает гнев на мать и последующее обращение к отцу. Фрейд утверждал, что без сильного бессознательного толчка, который мужчины получают от эдипальных страхов кастрации, женское суперэго оказывается слабее, чем у мужчин.

К концу 1920-х годов некоторые видные психоаналитики поставили под сомнение предполагаемую неполноценность женского сознания и преуменьшили роль, приписываемую Эдипову комплексу. Ближайший протеже Фрейда, Отто Ранк, отметил «антиэдипову» тенденцию, проявляемую детьми, пытающимися удержать своих родителей вместе, когда маячит развод, и предостерег от жесткого применения эдипова комплекса к отдельным пациентам. Одна современная школа психоаналитической мысли отвергает утверждение Фрейда о том, что Эдипов комплекс встречается повсеместно, вместо этого утверждая, что психологически неуравновешенные родители иногда пробуждают в своих детях инцестуозные и острые соперничающие чувства.

Другие психоаналитики отбрасывают конфликт и сексуальность как главные эдипальные движущие силы. Например, психиатр Э. Джеймс Либерман из Медицинской школы Университета Джорджа Вашингтона в Вашингтоне, округ Колумбия, утверждает, что «Царь Эдип» Софокла подчеркивает темы семейной любви и альтруизма, а не враждебности и страха, описанных Фрейдом. В пьесе Эдип вырос с приемными родителями, которых очень любил, и оставил их только после того, как оракул сообщил о его кровосмесительной и убийственной судьбе, замечает Либерман. Во время своего отъезда Эдип не знал, что пророчество оракула относится к его биологическим родителям.

«Юридическому или биологическому отцовству нужны человеческие отношения, чтобы придать ему значимость», — пишет Либерман в июньском ПИСЬМЕ HARVARD MENTAL HEALTH LETTER. «Эдип действительно любил своего [приемного] отца. Мораль драмы заключается в том, что честные, любящие семейные узы — лучшая защита от ужасных пророчеств и величайшая безопасность в нестабильном мире».

Совершенно верно, отвечают теоретики эволюции, но все больше свидетельств указывает на то, что даже любящие родители и их дети сталкиваются с серьезными конфликтами, которые выходят за рамки кровосмесительного желания. Две теории определяют эволюционный подход. Первый, предложенный финским антропологом Эдвардом Вестермарком в 189 г. 1, считает, что естественный отбор наделил людей и других животных бессознательной умственной склонностью избегать инбридинга и его вредного генетического воздействия на потомство. Вестермарк утверждал, что эта умственная «адаптация» автоматически мотивирует избегание сексуального поведения среди людей, выросших вместе в одной семье или группе, независимо от степени совпадения их генетического фона.

Вторая модель, разрабатываемая с 1974 года социобиологом Гарвардского университета Робертом Л. Трайверсом и некоторыми другими, утверждает, что естественный отбор породил детей, дочерей и сыновей, которые обычно жаждут большего внимания, помощи и других ресурсов, чем родители и матери. в частности — разумно могут предложить, тем более, что в семье появляется дополнительное потомство. Результат: случайные трения между родителями и детьми и соперничество между братьями и сестрами даже в самых спокойных семьях.

Анализ семейных убийств лучше соответствует дарвиновской перспективе, чем эдипальный сценарий Фрейда о детском соперничестве с однополым родителем, сообщают канадские психологи Мартин Дейли и Марго Уилсон, оба из Университета Макмастера в Гамильтоне, Онтарио, в журнале JOURNAL за март 1990 года. ЛИЧНОСТИ. Их обзор всех сообщений об убийствах детей их родителями и всех убийств родителей их детьми в Канаде в период с 1974 по 1983 год и в Чикаго в период с 1965 по 1981 год не находит доказательств однополой предвзятости в убийствах детей во время эдипова периода. этап (от 2 до 5 лет). Независимо от того, совершили ли убийство мать или отец, соотношение жертв мужского и женского пола остается почти одинаковым. И никаких свидетельств однополой предвзятости в физическом насилии над маленькими детьми со стороны матерей по сравнению с отцами не оказывается.p либо, отмечают исследователи.

Во всех возрастах, за исключением эдипова периода, сыновья превосходят по численности дочерей как жертвы убийств, чаще от рук их отцов, отмечают Дейли и Уилсон. Они добавляют, что бедные родители составляют основную часть убийц детей.

Мальчики-подростки наиболее склонны к убийству родителей, особенно отца. Эта тенденция, вероятно, отражает соперничество за использование и контроль над семейной собственностью, предполагают Дейли и Уилсон.

Фрейд свел два разных соперничества между отцом и сыном в одно, заключают два психолога: ранний конфликт из-за доступа к матери, не связанный с сексуальным соперничеством, и позднее соперничество в подростковом возрасте — часто наблюдаемое в неиндустриальных, полигинных обществах. включая конкуренцию за женщин, кроме матери, или контроль над семейным богатством.

Фрейд — и многие последовавшие за ним ученые — также ошибались, полагая, что все человеческие общества сохраняют четкие табу на инцест среди ближайших родственников, утверждает антрополог Нэнси В. Торнхилл из Университета Нью-Мексико в Альбукерке. Правила инцеста в первую очередь существуют для регулирования спаривания между родственниками и кузенами, а не близкими генетическими родственниками, которые мало интересуются инцестом, заключает Торнхилл в июньском номере BEHAVIORAL AND BRAIN SCIENCES.

Торнхилл отследил информацию о правилах спаривания и брака в этнографии 129общества — от инков 16-го века до вьетнамцев 20-го века — хранятся в файлах области человеческих отношений в Нью-Хейвене, штат Коннектикут, исследовательском подразделении Йельского университета. Только 57 обществ (менее половины) установили правила, запрещающие инцест в нуклеарной семье, в то время как 114 обществ установили правила, регулирующие спаривание или брак с двоюродными братьями и сестрами, родственниками или теми и другими, сообщает Торнхилл.

Правила, регулирующие спаривание между родственниками мужа и жены, служат проверкой отцовства и препятствиями для женской супружеской неверности, в основном в обществах, которые требуют, чтобы женщина после замужества жила со своим мужем и его родственниками, утверждает исследователь из Нью-Мексико. Только 14 этнографий описывают общества, которые требуют, чтобы мужчина жил со своей женой и ее родственниками после вступления в брак, и в большинстве этих обществ либо отсутствуют правила, касающиеся брака со свекровью, либо предусмотрены мягкие наказания за нарушение правил, добавляет она.

Правители стратифицированных обществ вводят санкции против двоюродных браков и инбридинга, чтобы закрепить свое высокое положение, препятствуя концентрации богатства и власти в семьях, отличных от их собственных, отмечает Торнхилл. В нестратифицированных обществах, без центральных правителей и с относительно равным распределением пищи и других ресурсов, высказывания против двоюродных союзов препятствуют накоплению богатства в расширенных семьях и, по ее мнению, поддерживают равные социальные условия, на которых играет большинство мужчин.

Согласно исследованию мирового общества, проведенному Торнхиллом, чем более стратифицировано общество, тем больше родственников за пределами ближайших родственников подпадает под действие правил инбридинга. Однако правители в стратифицированных обществах редко соблюдают эти правила и часто женятся на своих родственниках — хотя могут и не вступать с ними в брак — в стремлении укрепить свою власть, отмечает Торнхилл.

Несмотря на то, что все больше сообщений в Соединенных Штатах и ​​других странах об инцесте между родителями и детьми, похоже, демонстрируют сильные — даже иногда непреодолимые — эдипальные побуждения внутри нуклеарной семьи, по словам Торнхилла, видимость оказывается обманчивой. На самом деле данные о случаях инцеста, как правило, подтверждают теорию Вестермарка, говорит она. Например, исследования, проведенные в Соединенных Штатах и ​​​​Канаде, показывают, что отчимы, а не генетические отцы, чаще всего инициируют инцест и, как правило, не имели регулярных контактов с юной жертвой в течение первых нескольких лет жизни ребенка. Сообщения об инцесте между генетическими отцами и их дочерьми связаны с половыми актами гораздо реже, чем об инцесте между отчимами и дочерьми, говорит Торнхилл.

Половые сношения между близкими генетическими родственниками случаются редко, потому что естественный отбор сформировал человеческую психику, которая способствует отцовству у мужчин и стремлению к статусу и контролю над ресурсами через социальную конкуренцию у обоих полов, предполагает Торнхилл. Культурные и моральные табу против инцеста возникли из этих психологических основ.

Психоаналитики — психиатры и психологи, которые проходят специальную клиническую подготовку и получают психотерапию, основанную на теориях Фрейда, — остаются в значительной степени неосведомленными об эволюционных теориях семейных конфликтов, даже когда их энтузиазм по поводу Эдипова комплекса утихает, говорит психолог Малкольм О. Славин из Консультационный центр Университета Тафтса в Медфорде, штат Массачусетс. Славин, обученный психоаналитик, использует эволюционную перспективу в своей психотерапии.

«Отцы и дети постоянно соревнуются и соперничают из-за скудного времени и ресурсов матери даже в любящих семьях», — утверждает Славин. «Членам семьи часто трудно примирить этот конфликт с любовью и поддержкой, которую они оказывают друг другу».

Семейный конфликт бурлит в котле обмана, созданного естественным отбором, утверждает Славин. По его словам, мужчины, которые успешно ищут дополнительных или более желанных партнеров, и женщины, привлекающие наилучшие брачные перспективы, часто прибегают к обману, чтобы ввести в заблуждение однополых конкурентов и максимизировать воспринимаемую привлекательность обманщика. Более того, обман работает лучше всего, когда обманщик остается в неведении о своих истинных мотивах и не может выдать стратегию. Таким образом, согласно Славину, эволюция способствовала психологическому вытеснению или бессознательному утаиванию беспокоящих мыслей, фантазий и эгоистичных побуждений.

«У нас никогда нет мотивации полностью раскрыть себя другим или самим себе», — утверждает он.

Однако некоторые психоаналитически ориентированные исследователи не видят причин отвергать фрейдовскую теорию Эдипова комплекса. Они считают, что это работает в согласии с эволюционными тенденциями, препятствующими инцесту.

Эволюционные или социобиологические теории обращаются к репродуктивным проблемам, которые способствовали избеганию инцеста у людей, в то время как психоаналитическая теория объясняет, как индивидуальное развитие еще больше блокирует возможность инцеста, утверждает антрополог Роберт А. Пол из Университета Эмори в Атланте. Фрейд утверждал, что в норме ребенок подавляет эротические чувства к родителю противоположного пола или брату или сестре из-за страха расправы со стороны родителя того же пола, говорит Пол. Он отмечает, что акцент Фрейда на опыте ребенка в семье и акцент Вестермарка на естественном отборе дают дополнительные объяснения редкости инцеста.

«Суперэго человека — мощная часть этого «комплекса избегания инцеста», — добавляет антрополог Дэвид Х. Спейн из Вашингтонского университета в Сиэтле. Спейн утверждает, что в значительной степени бессознательное влияние формирующейся у ребенка моральной совести в результате эдиповых конфликтов помогает объяснить, почему в большинстве обществ, изученных Торнхиллом, не требуется явных табу на инцест.

Торнхилл не согласен. Традиционная точка зрения Фрейда предполагает, что сильное сексуальное влечение естественно возникает среди членов семьи, в то время как эволюционные теории свидетельствуют о сексуальном отвращении среди близких генетических родственников, говорит она.

Фрейд, считавший свои теории предварительным шагом на пути к научной психологии, мог извлечь определенное интеллектуальное возбуждение из дебатов вокруг Эдипова комплекса. «Посредственные умы требуют от науки той уверенности, которую она не может дать, своего рода религиозного удовлетворения», — писал он своей подруге принцессе Марии Бонапарт в конце своей жизни.

Добавить комментарий