Комплексы у человека: что это, какие бывают, как преодолеть
Комплексы мешают человеку следовать своим желаниям и достигать поставленных целей. Разбираемся, откуда они берутся и как их преодолеть
Содержание:
- Что это
- Откуда берутся
- Какие бывают
- Можно ли преодолеть
Что такое комплекс
Комплекс (от лат. complexio — связь, соединение) в психологии — это эмоционально заряженные воспоминания и мысли, вытесненные в подсознание [1]. Эти воспоминания оказывают заметное влияние на психику и поведение человека. В более узком, бытовом, значении под комплексом понимают «болевую точку» в психике человека, задевая которую он тревожится, ощущает неловкость, замыкается в себе. Например, если в детстве окружающие подшучивали над девочкой с оттопыренными ушами, то она может начать их стесняться. Повзрослев, девушка будет чувствовать себя неловко, если кто-то задержит на них взгляд. Можно сказать, что она комплексует из-за ушей.
Термин «комплекс» в психоанализ ввел швейцарский психиатр Карл Густав Юнг [2]. Он описывал комплекс как «узелок бессознательных чувств и убеждений, косвенно обнаруживаемых через поведение». Иными словами, если какие-то жизненные события сопровождаются сильным душевным волнением — то впоследствии ассоциации с этим событием будут возвращать человека к этому состоянию. Юнг отмечал, что человек не может сознательно контролировать это психическое явление. Позже комплексы также изучал психоаналитик Альфред Адлер — например, именно он описал комплекс неполноценности.
Откуда берутся комплексы
Многие психоаналитики считают, что комплексы появляются у человека в детстве. Как поясняет гештальт-терапевт, комьюнити-директор сервиса «Ясно» Екатерина Артеменко, чаще всего они связаны с травматическим опытом. После него у человека возникает паттерн — набор стереотипных реакций, который раз за разом срабатывает в определенных ситуациях. «Нам не хватает ресурсов творчески приспособиться к комплексам, и мы используем неподходящие для этого механизмы. Например, когда нужно выступить перед большой аудиторией, — получить признание, быть увиденным и преодолеть стыд, — человек начинает замыкаться, прятаться, убегать», — говорит она.
Карл Юнг связывал появление комплексов с архетипами — психологической схемой, определяющей направление наших переживаний и эмоций. Юнг писал, что человек наследует архетипы так же, как инстинкты. «Человек рождается бессознательным, но он приносит при рождении базовый план своей природы», — писал психоаналитик.
Говоря об истоках комплекса неполноценности, Альфред Адлер отмечал, что человек вечно находится в попытке доказать свою состоятельность. Однако сделать это в детстве он не может, так как родители оказываются сильнее и опытнее ребенка [3]. Отсюда зарождается комплекс неполноценности, который человек пытается компенсировать во взрослой жизни. Например, такой комплекс может развиться у ребенка, который в школе учится на четыре, а родители постоянно твердят ему: «Почему не пять?» Во взрослой жизни такому человеку может казаться, что он вечно что-то не доделывает, работает хуже, чем остальные, и что достичь высокого результата у него не получится.
Комплексы, связанные с восприятием своей внешности и тела могут появиться под влиянием медиа, которые создают так называемые «стандарты красоты». Писательница Наоми Вульф в книге «Миф о красоте» отмечала, что у женщин создается комплекс неполноценности при взгляде на отретушированных моделей на рекламных плакатах [4]. Доцент психологии университета Цинхуа Винтинг Му в книге «Социальное одобрение и образ тела» писала, что комплексы из-за внешности сильно влияют на жизнь людей [5]. В книге она ссылается на исследование, которое показало, что среди взрослых примерно 60% женщин и 40% мужчин негативно относятся к своему телу на протяжении всей жизни. В дополнение к неудовлетворенности телом люди также сообщали, что испытывают эмоциональный стресс по поводу своей внешности — стыд, тревогу, дискомфорт.
Какие бывают комплексы
Психологи разделяют комплексы на две группы: физические и психологические [6]. К физическим относятся переживания относительно собственной внешности и стандартов красоты. К психологическим — внутренние конфликты, травмы, переживания о том, что человек хуже других, не достоин чего-то большего и т. д. Часто эти два вида взаимосвязаны: человек может считать, что если бы он был стройнее, то был бы счастлив и успешен. Рассмотрим, в чем заключаются наиболее популярные комплексы.
Эдипов комплекс
Этот комплекс ввел в психоанализ Зигмунд Фрейд [7]. Он утверждал, что у ребенка есть сексуальное влечение к родителю противоположного пола и неоднозначные чувства к родителю своего пола. В пубертатный период, когда подросток выбирает себе эротический объект за пределами семьи, комплекс преодолевается. Фрейд считал, что успешное разрешение эдипова комплекса является залогом психического здоровья человека. Название комплекса связано с древнегреческим мифом о царе Эдипе, который, не зная этого, убил своего отца и женился на матери.
Комплекс неполноценности
С ним человек чувствует себя ущербно по отношению к окружающим; считает, что другие лучше него в целом или в какой-то конкретной сфере. Комплекс проявляется в заниженной самооценке, постоянной и сильной неуверенности в себе, сравнении себя с другими людьми [8]. Например, комплекс неполноценности появляется, когда человек смотрит ленту в соцсетях и думает, что у других жизнь гораздо интереснее, чем у него. Другой пример, когда девушка, по ее представлениям, недостаточно стройная и спортивная; она постоянно сравнивает себя с другими женщинами и восхищается их фигурами, но сама не начинает ходить на тренировки или лучше питаться, потому что считает — у нее не получится. Человеку с комплексом неполноценности не хватает мотивации следовать своим целям и действовать в своих интересах.
Комплекс превосходства
По-другому его называют комплекс бога. Человек с комплексом превосходства убежден, что его достижения превышают результаты деятельности остальных. Такой человек имеет завышенную самооценку, склонен к отчужденности и часто рассказывает о своих достижения. Альфред Адлер утверждал, что комплекс превосходства — это защитный механизм психики от чувства неполноценности. Человек показывает, что он лучше других, пытаясь скрыть неуверенность в себе и страх, что у него что-то не получится. У человека с комплексом превосходства ощущение собственной силы появляется только тогда, когда им восхищаются окружающие. Так, когда на встречах с приятелями человек рассказывает только о своих достижениях, похвале от начальника, популярности на работе и при этом скрывает свои неудачи — это проявление комплекса превосходства.
Комплекс жертвы
Люди с комплексом жертвы считают, что все негативные ситуации случаются из-за внешних обстоятельств и действий других людей, но не из-за их самих. Такой человек много сетует на жизнь, воспринимает жалость как проявление любви, а также часто отступает перед трудностями. Этот комплекс можно распознать по фразам: «На лучшее в этой жизни я не рассчитываю», «От меня ничего не зависит», «Когда же это все прекратится?» [9]
Синдром самозванца
Так называется уверенность человека в том, что он достиг успеха благодаря обстоятельствам и удаче, а не собственным навыкам и талантам. Например, человек получает повышение на работе, потому что его квалификация и опыт выросли; а он считает, что оно произошло случайно — просто у начальника в этот день было хорошее настроение. Проявление синдрома самозванца ощущали около 70% людей в мире. Некоторые психологи связывают проявление синдрома самозванца с личными качествами человека, некоторые — с семейными или поведенческими причинами. Последнее объясняется высокими ожиданиями родителей от детей и страхом эти ожидания не оправдать.
Комплекс спасителя
Человеку с таким комплексом кажется, что он несет ответственность за помощь другим людям, за спасение их от каких-то неприятностей [10]. При этом человек стремится помогать другим даже в ущерб собственному благополучию. В некоторых случаях желание спасти людей связано с получением похвалы, власти, чувства собственного достоинства.
Комплекс Золушки
Про проявление его у девушек рассказала американская писательница Колетт Даулинг в книге «Комплекс Золушки» [11]. Она связывала этот комплекс со страхом независимости и подсознательным стремлением женщины передать ответственность за свое благополучие в руки мужчины. Женщинам, у которых есть комплекс Золушки, в детстве говорили, что благополучную жизнь нужно заслужить терпением, покорностью и усердным трудом. Психологи, однако, термином «комплекс Золушки» не оперируют.
Можно ли преодолеть комплексы
Важно уметь отличать комплексы от нерешительности или растерянности. «У многих из нас периодически возникает неуверенность в себе — это вполне нормально. Мы регулярно встречаемся с новыми обстоятельствами и нам приходится делать то, чего мы не делали раньше. Человек не обязан все знать и уметь — неуверенность позволяет взять паузу, сориентироваться и определить свой дальнейший путь», — говорит Екатерина Артеменко. Но если вы чувствуете, что какие-то из перечисленных симптомов выше вы испытываете регулярно и это влияет на вашу жизнь, мешает достигать поставленные цели, то комплексы нужно преодолевать.
«Рыцарь, который спасет вас от ограничивающих паттернов и убеждений — это вы сами. Психотерапевт выступает лишь в роли помощника и проводника. Мы не существуем в изоляции, нас окружают другие люди. Так или иначе придется с ними взаимодействовать, получать помощь и поддержку. Чтобы разобраться с комплексами, не обязательно требуется специалист», — говорит психотерапевт. Вот несколько советов, которые помогут преодолеть комплексы:
- Не сравнивайте себя с другими. Если вы замечаете, что постоянный просмотр соцсетей заставляет вас чувствовать себя неполноценным, попробуйте ограничить время, которое вы проводите на этих платформах [12]. Помните, что за постами про «идеальную жизнь» скрываются трудности, с которыми сталкиваются все люди. Определите свои собственные ценности и цели — и сосредоточьтесь на них.
- Практикуйте благодарность. Исследования показывают, что благодарность уменьшает множество токсичных эмоций: зависть, разочарование, тоску, сожаление [13]. Спрашивайте себя в конце каждого дня или недели, за что вы благодарны? Составьте список. У каждого есть, за что быть благодарным.
- Воспитайте в себе здоровую самооценку. Научитесь соотносить свои возможности, ограничения, навыки с объективной реальностью. Дайте себе здоровую разностороннюю обратную связь о своей деятельности, а не только позитивную или негативную оценку. Нужно не только хвалить себя, но и работать над своими ошибками.
- Не бойтесь чужого мнения. Примите тот факт, что люди имеют разные вкусы и разные мнения. Кто-то считает, что красота заключается в спортивной фигуре, кто-то считает, что во внешности главное опрятность; кому-то симпатичны блондины, кому-то — рыжеволосые с веснушками. Главное, что думаете вы. Задумайтесь, почему понятие о красоте или «правильном поведении» должны определять окружающие, а не вы?
- Не торопитесь
- Создайте себе безопасные условия. «Чтобы изменить свою жизнь, нужно не бороться, а получать новый опыт в безопасной среде с хорошим подкреплением. В противном случае вы рискуете получить еще один комплекс. Допустим, человек боится публичных выступлений и принимает решение с этим бороться — ходит на курсы, ломает себя. В результате он начинает «выступать» каждый раз, когда попадает в ситуацию смущения, беспокойства, возбуждения от присутствия зрителей — в близких отношениях, дома, везде», — говорит Артеменко. Как поясняет психотерапевт, задача здоровой психики — не переломить одно, и вместо него поместить другое, не заместить скромность наглостью, а вернуть человека к возможности выбирать.
Откуда берутся и как победить психологические комплексы?
Комплексы – это психологические фрагменты, которые стали самостоятельным явлением в психике человека. Из-за чего они появляются? В результате травматичного опыта или особенностей воспитания. Это может быть непроработанная психологическая травма, страх, боль, агрессивные действия или насилие.
Я не просто так использовала фразу «самостоятельное явление»: комплексы существуют как отдельная маленькая реальность в нашей голове. Они заставляют человека поступать так, как он не хочет, вынуждают действовать по заученному механизму, даже когда сама персона осознает, что это нерациональное поведение и он/она хотели бы поступить иначе.
Кстати, комплексы всегда заставляют чувствовать нас такими, какими мы не являемся на самом деле – они искажают наше представление о самих себе. Мы кажемся слишком виноватыми, слишком плохими или слишком красивыми/страшными, слишком обязанными или слишком неуспешными. И можно потратить всю жизнь на доказательства обратного. А по факту нужно только закрыть гештальт травматичное событие в прошлом, которое сформировало такой ответ психики.
Компенсация комплексов
Это непрямой путь, по которому комплексы находят выход.
Объясню сразу на примерах и не буду грузить теорией. Ребенку в детстве родители не уделяли достаточно внимания, у него не сформировалось чувство собственной значимости. Ребенок вырастает и постоянно, через силы и собственное желание стремится достигать успехов на работе, в личной жизни, спорте, увлечениях, чтобы быть видным и получить похвалу. А частая причина большой вежливости и услужливости, желания угодить и быть хорошим для всех – человек был в детстве жертвой агрессии.
- Они есть у всех, и это нормально.
Да, почти всегда комплексы формируются в детстве. Это тесно связано с развитием собственного «Я»: ребенок или подросток сталкивается с тяжелой эмоциональной ситуацией, должен сделать выбор и адаптироваться к новым некомфортным обстоятельствам. Есть ли люди, которые выросли в абсолютно здоровой эмоциональной среде и не сталкивались с травмирующими событиями? Едва ли, поэтому комплексы могут быть у всех, просто разный набор и разная степень влияния во взрослой жизни. - Это не выбор, а адаптация психики к созданным условиям.
Мозг и психика в стрессовой ситуации оценивают ее и принимают решение, которое лучше всего поможет приспособиться к новым условиям – часто это отказ от своих потребностей. Что мотивирует отказаться от них? Родительские установки или решения, которые ребенок принимает и усваивает, чтобы адаптироваться к травмирующим событиям.
Приведу простой пример. Ребенок не хочет есть: ему не нравится что-то конкретное в блюде или он не голоден. Ребенок отказывается, а родитель злится, обижается, заставляет – выражает эмоции, но рационально не объясняет ни свою реакцию, ни потребность есть блюдо. Ребенок видит обиду родителя, не выносит ситуацию, просит прощения и заставляет себя есть и насилует едой. - Победить их – возможно.
Главное – докопаться до сути. Нет смысла повторно насиловать себя и заставлять поступать иначе. Главный инструмент психотерапевтической работы – это умение рефлексировать. Важно найти то событие, которое либо сформировало комплекс, либо положило начало формированию. Единственное, что самостоятельно сложно – проработать глубинные причины и найти взаимосвязи.
Вы можете найти психотерапевта в Минске, который поможет проработать проблему. Если не готовы ходить долго и постоянно, может хватить нескольких консультаций, чтобы специалист нашел причину и правильный способ ее устранения.
Есть еще один вариант – записаться на тренинги по психологии в Минске, где в группе клиенты с психотерапевтом прорабатывают одну проблему и обмениваются друг с другом индивидуальным опытом взаимодействия с комплексом. Это положительная и эффективная практика и методика, которая поможет побороть комплекс и осознать, что вы не одиноки в своей проблеме.
Эссенциальные комплексы человека — Функциональность человеческого интеллекта
Эссенциальные комплексы — это крайне застойное детское поведение людей, направленное на то, чтобы избежать взаимодействия с окружающей средой как адаптивной системой с целью получения псевдовыгод для выживания.
Человеческие комплексы избегают возможности адаптации к окружающей среде. Они создают параллельную реальность, которая мешает работе с адаптивными системами.
Целью комплексов является предотвращение процесса адаптации индивидов, создание параллельной реальности, создание зоны комфорта для жизни.
Комплексы гомологичны «раку». Они развиваются за счет индивидуума и в конце концов убивают его; парадокс заключается в том, что при этом умирают и они.
Комплексы заставляют людей или культуры действовать в окружающей среде таким образом, что они трансформируют внешнюю реальность во внутреннюю реальность.
Таким образом, индивидуумы или культуры теряют способность приспосабливаться к окружающей среде и подтверждать «параллельную реальность», построенную комплексами, до тех пор, пока они не достигнут точки полной маргинализации от окружающей среды и вымирают или «умирают» в социальном плане.
Комплексы подпитываются заблуждениями и ошибочными утопиями, которые создаются женщинами/мужчинами, чтобы избежать ответственности и удовлетворить свои собственные убеждения или потребности.
Мы определили два основных комплекса на уровне онтоинтеллекта: комплекс неполноценности/превосходства, позволяющий избежать личной ответственности, и комплекс Эдипа, позволяющий избежать родовой ответственности.
Онтологический подход к комплексам совместим с психологическим подходом к ним. Эта совместимость не означает идентичности, потому что онтологический подход предполагает рассмотрение структуры природы комплексов, не вникая в причины их интерпретации.
Преимущество основных комплексов
Основные комплексы создают мир, в котором они порождают собственную трансцендентность. Они создают параллельную реальность, где чувствуют себя свободными и не терпят никаких требований. Это комфортная ситуация удовольствия и господства, от которой человек не хочет отказываться.
Хоть это и ощущается как в утробе матери, на самом деле это сам «рак».
Уницистская онтология сущностных комплексов человека
Комплексы человека обеспечивают зону комфорта в постоянной параллельной реальности, основанной на интеграции как потребности в независимости, так и зависимости.
Эссенциальные комплексы избегают ответственности и превращают человека в застойного выживальщика, живущего за счет окружающей среды.
Создается зона комфорта, где нельзя использовать обратную связь и где нельзя учиться. Человек не движим комплексами, если он способен диагностировать, узнавать и подтверждать свои действия в окружающей среде.
Но когда человеком движут сущностные комплексы, то решение этих комплексов может происходить только на основе эволюции его этического интеллекта.
Как только человек повзрослел и структурно отказался от своей стадии выживания, комплексы становятся временными решениями неуправляемых ситуаций, но не структурной проблемой.
Структурными сегментами эссенциальных комплексов являются:
Комплекс превосходства/неполноценности
- Комплекс превосходства: необходимые конфликты, чтобы доминировать, используя чувство превосходства.
- Комплекс неполноценности: Это сегмент зависимого поведения. Чтобы извлечь выгоду из окружающей среды и свести к минимуму свою ответственность и затраты энергии, они используют свое чувство неполноценности для оправдания своих действий и бездействий.
Эдипов комплекс
- Сегмент инстинктивного поведения , для создания экстремально комплементарных отношений, злоупотребляющих комплементом, чтобы удовлетворить свои инстинкты и избежать сознательных переживаний и ответственности.
- Сегмент анархического поведения , для создания необходимых конфликтов власти, чтобы обеспечить видимую независимость, основанную на разрушении и крайнем субъективизме.
Концепция эссенциальных комплексов человека
- Оставайтесь в зоне комфорта параллельной реальности, чтобы избежать ответственности
- Представьте себе роль без ответственности за личный риск
- Установите области превосходства, с которыми не нужно сталкиваться факты
- Установить области, в которых следует следовать за другими, чтобы избежать рисков и обвинить их в проблемах
- Подтвердить области отсутствия ответственности, используя ложные мифы и утопии
- Установить области, где «здесь и сейчас» доминирует
- Установить необходимые конфронтация с авторитетными ролями, чтобы дисквалифицировать их из-за их скрытых слабостей
- Устанавливать оскорбительные экстремальные симбиотические отношения, чтобы разрушить любое взаимодополняющее сотрудничество
- Подтвердить невозможность брать на себя ответственность за результаты, превышающие действия «здесь и сейчас», осуждая себя за свои намерения и других за их действия (или намерения, если действия были успешными).
Онтогенетическая структура эссенциальных комплексов человека
Цель эссенциальных комплексов — дать ложное решение личных слабостей индивидуумов.
Это означает, что риск развития эссенциальных комплексов возникает, как только ребенок начинает играть взаимозависимую роль с окружающей средой.
Способность перерабатывать фрустрации и энергия, которой обладает человек, чтобы влиять на окружающую среду, необходимы для того, чтобы избежать установки существенных комплексов.
Но комплексы не зависят исключительно от личности. Они также зависят от окружения и семейного контекста.
Культурные архетипы включают в себя ложные мифы, поддерживающие сплоченность культур, которые подразумевают своего рода «характер хронического застоя». Они могут считаться или не рассматриваться как существенные комплексы, но они, несомненно, способствуют закреплению комплексов в сознании представителей культуры. Человек соприкасается с архетипом культуры с момента своего рождения.
Семейный контекст является ближайшим контекстом для развития личности. Поэтому воспитательная модель, заложенная в семье, работает как катализатор или тормоз эволюции сущностных комплексов личности.
Наконец, формальное образование людей может создать социальный контекст для развития комплексов или просто ложных мифов. Ложные мифы необходимы для интеграции культуры, но они могут быть заменены существенными комплексами в случае крайне консервативных, фундаменталистских или анархических культур.
Список психологических комплексов – кингпрочан
Перейти к содержимому
ланаредс:
- Эдипов комплекс (желание сына обладать матерью
Комплекс Электры (желание дочери обладать отцом)
- Комплекс Бога (высокомерно полагая, что вы лучше остальных людей и выше правил)
- Комплекс героя (постоянно испытывающий желание помочь другим)
- Комплекс Золушки (желание заботы других в ответ на страх независимости)
- Комплекс Питера Пэна (желание оставаться ребенком и избегать ответственности взрослых)
- Комплекс Мессии (вера человека в то, что цель его существования – стать спасителем)
- Комплекс Наполеона (тип комплекса неполноценности, встречающийся у некоторых физически невысоких людей, также известный как синдром маленького человека)
- Комплекс мадонны-шлюхи (восприятие мужчинами женщин как «шлюх» или «леди» и неспособность добиться сексуального и эмоционального удовлетворения от одной и той же женщины, как правило, в результате холодной и отчужденной матери)
- Комплекс мученика (бессознательное желание страдать и быть жертвой)
- Комплекс Супермена (ощущение, что другие не могут успешно выполнить одну или несколько задач, и чувство ответственности за спасение других)
Комплекс анимы (женская внутренняя личность мужчины)
- Комплекс Анимуса (мужская внутренняя личность женщины)
- Комплекс превосходства (восприятие себя выше других)
- Комплекс неполноценности (ощущение себя ниже других)
- Комплекс отца (эмоции и поведение, обусловленные положительными или отрицательными импульсами по отношению к отцу – аналогично комплексу Электры)
- Материнский комплекс (эмоции и поведение, обусловленные положительными или отрицательными импульсами по отношению к матери, такие как преувеличение женской стороны – аналогично эдиповому комплексу)
- Комплекс брата (эмоции чрезмерной любви к брату, часто приводящие к чрезмерной защите или сексуальному влечению)
- Комплекс сестры (эмоции чрезмерной любви к сестре, часто приводящие к чрезмерной защите или сексуальному влечению)
- Комплекс покинутости (эмоции и поведение, вызванные страхом быть покинутым, часто приводящие к самосбывающимся пророчествам)
- Комплекс власти (сильное желание управлять людьми и вещами)
- Комплекс препятствий (эмоции и поведение, направленные на препятствия при принятии решений)
- Денежный комплекс (эмоции и поведение, ставящие деньги в центр нашей жизни)
- Комплекс неудачника (эмоции и поведение, вызванные страхом неудачи, часто приводящие к самоисполняющемуся пророчеству)
- Комплекс достижений (интенсивное чувство мотивации выполнять задачи и быть продуктивным)
- Комплекс успеха (интенсивное чувство мотивации к успеху в жизни – аналогично комплексу достижения)
- Комплекс узнавания (эмоции и поведение, возникающие в результате наших усилий получить одобрение от других людей)
- Любовный комплекс (эмоции и поведение, циркулирующие вокруг любви, такие как постоянная отчаянная потребность быть любимым)
- Танцевальный комплекс (эмоции и поведение, вызванные страхом и неуверенностью в своих танцевальных способностях)
- Статусный комплекс (эмоции и поведение, обусловленные нашим восприятием нашего социального статуса)
- Разведывательный комплекс (эмоции и поведение, основанные на нашем восприятии нашего уровня интеллекта)
- Комплекс общительности (эмоции и поведение, возникающие в результате нашего восприятия нашей социальной жизни)
- Пищевой комплекс (эмоции и поведение, вызванные едой, например депрессия из-за употребления нездоровой пищи)
- Комплекс зависимостей (эмоции и поведение, вызванные зависимостью, например, несчастье всякий раз, когда мы сдаемся зависимости)
- Комплекс чести (острая потребность поддерживать высокий уровень уважения со стороны других в нашей повседневной жизни)
- Комплекс мнений (эмоции и поведение, возникающие из-за высокого уровня важности мнения других людей и того, что они думают о вас)
источник: http://realityplex.