Психологический комплекс — Психологос
Психологический комплекс — вытесненные в подсознание душевные конфликты, чувства и страхи, проявляющиеся в невротическом поведении.
История вопроса
К.Юнг, введший этот термин, произвел его от лат. complexus — «переплетенный». Он утверждал, что комплекс — это «группировка психических элементов вокруг эмоционально окрашенных содержаний», которая «состоит из ядерного элемента и огромного числа вторично присоединившихся ассоциаций». Компоненты комплекса могут быть представлены в сознании или оставаться неосознанными, но считается, что ядерный элемент всегда не осознается. Возникавшие в раннем детстве душевные конфликты, неприятные впечатления, фрустрации, угрозы безопасности вытесняются в подсознание, где как бы дремлют, оставаясь тем не менее действенными. Позже во взрослой жизни, когда возникают новые эмоциональные конфликты, подсознательные детские воспоминания, связанные с первоначальной травмой, и сформировавшийся на этой основе комплекс определяют отношение к таким конфликтам и выбор пути их разрешения.
Комплексы в психоанализе
В психоанализе описываются около 50 комплексов, среди которых наиболее известны комплекс Эдипа, комплекс Электры, комплекс кастрации и комплекс неполноценности.
Комплекс неполноценности — формирующееся в раннем детстве болезненное чувство собственной ущербности и никчемности, сопряженное с желанием человека во что бы то ни стало их преодолеть. Проявляется в мании величия (тирания по отношению к домашним или к окружающей социальной среде), либо (при неудаче) в «бегстве в болезнь». В случае «гиперкомпенсации» люди стремятся к предельно неадекватному господству над близкими или даже над всем человечеством.
Комплекс кастрации
Комплекс Электры — неосознанное влечение девочек к собственному отцу и соперничество с матерью за его внимание.
Комплекс Эдипа — бессознательное желание обладать родителем противоположного пола и устранить родителя того же пола. Одновременно порождает глубинное чувство вины.
Комплексы по жизни
Понятие «комплекс» получило широкое распространение и вне классического психоанализа, стало широко применяться по жизни в более простом значении. В повседневном понимании, психологический комплекс — это поведенческий запрет, обусловленный стойким внутриличностным страхом. Чем больше у человека страхов, тем больше у него комплексов.
Вопрос «Что ты комплексуешь?» переводится как «Что ты боишься?» Фраза «У меня комплекс по поводу моей внешности» значит «Я боюсь что-то делать из-за страха по поводу своей внешности».
Направление развития
Страх — еще не причина делать то, что нужно. Полезно научиться снимать свои страхи, еще полезнее — научиться жить, несмотря на свои страхи. Обычно этому помогает большие жизненные цели, когда человек начинает заниматься делом, а не собой и своими страхами.
Шагом вперед может быть посещение хороших личностных тренингов. Из популярных направлений можно упомянуть:
- «Фиолетовые» курсы («Пойми себя и других») — глубокая психотерапевтическая работа. Опасность — человек может этим увлечься.
- Синтон (Базовый), Мир Эмоций — преимущественно профилактическая работа. Не быстрая, но с хорошими перспективами.
- Лайфспринг — очень резкая встряска. Может быть почти мгновенное избавление от всяких комплексов, но могут быть и ухудшение ситуации, внутриличностные конфликты и дополнительные психические травмы.
Психологические комплексы 📚 – топ лучшей литературы по теме
Психологические комплексы 📚 – топ лучшей литературы по теме | Читайте и слушайте онлайн на MyBookЧто выбрать
Библиотека
Подписка
📖Книги
🎧Аудиокниги
👌Бесплатные книги
🔥Новинки
❤️Топ книг
🎙Топ аудиокниг
🎙Загрузи свой подкаст
📖Книги
🎧Аудиокниги
👌Бесплатные книги
🔥Новинки
❤️Топ книг
🎙Топ аудиокниг
🎙Загрузи свой подкаст
Сортировать
Фильтры
Фильтры
Исправь своё детство. Универсальные правила
Андрей Курпатов
Премиум
Психологические комплексы – это то, что мы нажили в своем детстве. Родители хотели нам добра, но, сами того не желая, приучили нас ощущать беспомощность, сомневаться в своих успехах и испытывать чувство вины. Теперь мы живем с подспудной тревогой, не удовлетворены собой и тем, что мы делаем. Всем…
Исправь своё детство. Универсальные правила
Андрей Курпатов
Премиум
Психологические комплексы – это то, что мы нажили в своем детстве. Родители хотели нам добра, но, сами того не желая, приучили нас ощущать беспомощность, сомневаться в своих успехах и испытывать чувство вины. Теперь мы живем с подспудной тревогой, не удовлетворены собой и тем, что мы делаем. Всем…
Архетипы и коллективное бессознательное
Карл Юнг
Премиум
Данный том включает в себя наиболее известные работы «Архетипы коллективного бессознательного», «Концепция коллективного бессознательного» и «Психологические аспекты архетипа матери». В этих работах автор развивает основные положения аналитической психологии, подробно раскрывая перед читателем кл…
Саммари книги «Это началось не с тебя. Как мы наследуем негативные сценарии нашей семьи и как остановить их влияние»
Елена Григорьева
Стандарт
Бестселлер Марка Уолинна – в формате саммари!Каждый человек – не отдельно взятая единица, а отражение целого рода со своими проблемами и тревогами. Чтобы их распознать и научиться справляться – читайте ключевые идеи книги в нашем саммари. Узнайте, что такое наследственная травма, как определить и…
Уверенность. Внятное руководство по избавлению от страхов, комплексов и тревог
Кэролайн Форен
Премиум
Тревожность, загнанные внутрь комплексы, подавляемые страхи – всё это мешает нам жить полноценно, быть успешными на работе и в личной жизни. Избавиться от них помогут простые инструменты и упражнения, разработанные автором. В примерах из книги многие узнают себя: тут и боязнь публичных выступлени…
Холодное детство. Как начать жить, если ты нелюбимый ребенок
Яна Колотова
Премиум
Мама до сих пор занимает в вашей жизни слишком много места? В семье вы отвечаете за всех, и за партнера, который часто становится еще одним вашим ребенком? В отношениях с детьми вы узнаете в себе свою мать и ненавидите себя за это? Тогда эта книга для вас. Яна Колотова, автор блога о материнской …
Саммари книги «Это началось не с тебя. Как мы наследуем негативные сценарии нашей семьи и как остановить их влияние»
Елена Григорьева
Премиум
«Это началось не с тебя» в формате CrossReads!CrossReads – это емкие саммари, которые помогут ознакомиться с содержанием бестселлеров, сэкономить время и определиться с планами на чтение. В основе депрессии, страхов и даже хронических болей может лежать опыт многих поколений. Слушайте о том, что т…
Ментальный алхимик. Как получить доступ к подсознанию и обрести уверенность
Владимир Древс
Премиум
Из новой книги специалиста по ведической психологии и бизнес-тренера Владимира Древса, написанной в соавторстве с писательницей и философом Анастасией Вриндавати, ты узнаешь: как устроена и работает психика человека; что на самом деле является смыслом нашей жизни; как создаются привычки и блокиру…
Женщина с Марса. Искусство жить собой
Ольга Нечаева
Премиум
Это манифест, адресованный женщинам, которые хотят научиться принимать и понимать себя, быть отважными, счастливыми, свободными и уверенными в своих силах. Ее автор Ольга Нечаева, создатель онлайн-платформы Femosofia, предприниматель, писатель, колумнист Snob, владелец сети коливингов No White Wa…
Тараканы под контролем: Как заставить ваши комплексы работать на вас
Александр Соловьев
Премиум
Автор книги, практикующий психофизиолог Александр Соловьёв, считает, что комплексы – это не просто человеческие слабости, психологические «блоки» или дурные привычки, а автономные сущности, живущие в психике человека. Эти сущности абсолютно реальны и формируются из «материи» души, откалываясь под…
Фильтры
Фильтры
В данном разделе представлен топ лучших книг и аудиокниг по теме «Психологические комплексы». Полный список из 46 популярных книг и аудиокниг по теме, рейтинг и отзывы читателей. Читайте книги или слушайте на сайте онлайн, скачайте приложение для iOS или Android, чтобы не расставаться с любимыми книгами даже без интернета.
О проекте
Что такое MyBook
Правовая информация
Правообладателям
Документация
Помощь
О подписке
Купить подписку
Бесплатные книги
Подарить подписку
Как оплатить
Ввести подарочный код
Библиотека для компаний
Настройки
Другие проекты
Издать свою книгу
MyBook: Истории
Комплекс Спасителя | Psychology Today
Поначалу термин «комплекс Спасителя» может иметь положительный оттенок. Однако, когда вы узнаете больше об этом, а также о лежащих в основе мотивах и влиянии на других, становится ясно, что эта модель поведения может быть проблематичной.
Согласно блогу PeopleSkillsDecoded.com, комплекс спасителя можно лучше всего определить как «психологическую конструкцию, которая заставляет человека чувствовать необходимость спасать других людей. Этот человек имеет сильную склонность искать людей, которые отчаянно нуждаются в помощи, и помогать им, часто жертвуя своими потребностями ради этих людей».
Многие люди, занимающиеся уходом за больными, такие как психиатрическая помощь, здравоохранение, и даже те, у кого есть близкие с зависимостями, могут иметь некоторые из этих личностных характеристик. Их тянет к тем, кто нуждается в «спасении» по разным причинам. Однако их усилия помочь другим могут носить экстремальный характер, который одновременно истощает их и, возможно, дает возможность другому человеку.
В основе этих людей лежит убеждение: «Это благородное дело». Они верят, что они в чем-то лучше других, потому что постоянно помогают людям, не получая ничего взамен. Хотя мотивы могут быть чистыми, а могут и нет, их действия не помогают всем участникам.
Второе из четырех соглашений Дона Мигеля Руиса — «Ничего не принимай на свой счет». Эта глава книги и следующие цитаты раскрывают ключевые концепции, которые могут стать полезным руководством для тех, кто борется с тенденциями комплекса спасителя:
«Вы никогда не несете ответственности за действия других; ты отвечаешь только за себя».
«Люди зависимы от страданий на разных уровнях и в разной степени, и мы поддерживаем друг друга в поддержании этой зависимости»
Итак, как избежать ловушки «спасителя» в отношениях и клиентах?
- Прорабатывайте эмоции с друзьями, семьей и/или другими сотрудниками.
- Установите границы с другими людьми, которые позволят вам совмещать заботу о них с попыткой «спасти» их.
- Скажите «может быть» или «нет», прежде чем сказать «да», чтобы дать себе время взвесить варианты.
- Притормози достаточно, чтобы помнить о выборе.
- Обратитесь за поддержкой к терапевту или тренеру, чтобы получить объективную оценку вашей межличностной проблемы.
- Пусть ваш любимый человек, друг и/или клиент возьмет на себя ответственность за свои действия.
- Не работайте больше, чем ваш друг, любимый человек и/или клиент.
- Делайте все возможное, чтобы поддержать человека, а затем «отпустите» результаты.
- Новое определение слов «помощь» и «забота».
Что означает «помощь» для вас и для этого человека?
- Вопросы
- Откат
- Просто слушаю
- Предложение действий и навыков преодоления трудностей вместо выполнения работы за них
Спросите себя:
- Помогаю ли я этому человеку, избегая естественных последствий?
- Это решение принято для того, чтобы сделать их «счастливыми» или для их здоровья в целом?
- Мои действия помогают им или мне чувствовать себя лучше?
- Меня приглашают помочь?
- Я «хочу» или должен это сделать?
Каковы ваши опасения по поводу того, что вам не помогут, и можете ли вы их опровергнуть?
- Я не понравлюсь семье или другим людям.
- Люди могут жаловаться или быть недовольными, или моя работа может оказаться под угрозой.
- Я буду чувствовать, что неэффективен в качестве любимого человека или на работе.
- Я чувствую, что не могу помочь.
- Я не делаю все возможное.
- Я упускаю что-то очевидное.
Теория комплексов Юнга – NAAP
Барбара Миллер*
Комплекс, по определению К. Г. Юнга, представляет собой структуру психики, которая объединяет сходные чувственно настроенные элементы. Каждый комплекс объединен одной и той же эмоцией, и каждый комплекс объединен и организован общим смысловым ядром. То есть комплекс организует опыт, восприятие и аффект вокруг постоянной центральной темы.
Каким образом комплекс виден? Один из способов — наблюдение за стереотипными моделями поведения. Конечно, человечество наблюдало за моделями поведения бесчисленных поколений, и мы можем отдать должное Юнгу за его методологию в этом вопросе, которая была обширной. Он рассмотрел размышления человека о моделях поведения в другие эпохи и в других культурах. Для нашего понимания юнговской теории комплекса может быть полезно сначала взглянуть на непосредственных предшественников юнговской теории, а затем углубиться в использование Юнгом мифологии.
Среди предшественников, сформулировавших идеи о том, что Юнг позже назовет комплексом, были Жан-Мартен Шарко, Пьер Жане и Йозеф Брейер, тесно сотрудничавшие с Фрейдом. Каждый сделал важные наблюдения.
Жан-Мартен Шарко, известный своими исследованиями истерического паралича, заявил в лекции в мае 1885 года: «Идея, связанная группа связанных идей оседает в уме наподобие паразитов, оставаясь изолированными от остальную часть разума и внешне выражая себя через соответствующие двигательные феномены…» (Элленбергер 1970, 149).
Пьер Жане сформулировал свои наблюдения за истерическими больными в терминах навязчивых идей. Эти навязчивые идеи у истерических пациентов представляют собой мысли или ментальные образы, которые приобретают преувеличенные размеры, имеют высокий эмоциональный заряд и становятся изолированными от привычной личности или личного сознания (см. Monahan 2009, 40). Навязчивая идея облегчала механизм, известный во времена Жане как «расщепление сознания» или диссоциация.
Юнг согласился с основным аргументом Пьера Жане о том, что, когда человек испытывает эмоции, подавляющие его способность предпринять соответствующие действия, память об этом травматическом опыте расщепляется, и возникает диссоциация. Взгляд Джанет на диссоциацию заключался в том, что она по своей сути патологическа. Юнг, в отличие от Жане, рассматривал диссоциабельность психики как принципиально нормальное и универсальное явление. Юнг знал о потенциально катастрофических психологических последствиях крайней диссоциации, но считал диссоциацию фундаментальным элементом работы психики. С этой точки зрения Юнг предвосхищает современные исследования диссоциативных расстройств, рассматривая диссоциабельность как континуум, простирающийся от нормальных до серьезно ненормальных состояний. Процитирую Юнга по этому поводу:
Обратимся сначала к вопросу о склонности психики к расщеплению. Хотя эта особенность наиболее отчетливо наблюдается в психопатологии, в основе своей это нормальное явление… Речь идет не об истерической множественной личности или шизофренических изменениях личности, а просто о так называемых «комплексах», которые полностью входят в сферу нормальный (CW 8, § 253).
Термин «комплекс», используемый Юнгом, обычно рассматривается психоаналитическим сообществом как введенный Цюрихской школой. Однако Йозеф Брейер использовал термин «комплекс» в этом смысле уже в 189 г.3 в его главе «Теоретика» в работе, которую он написал в соавторстве с Фрейдом, «Исследования истерии» (см. Myers 2009, 516). В этой главе Брейер комментирует написание идеи фикс Жане: «Чувственные впечатления, которые не воспринимаются, и идеи, которые пробуждаются, но не попадают в сознание… иногда накапливаются и образуют комплексы — психические пласты, изъятые из сознания; они образуют подсознание» (там же).
Эти знаменитые наблюдатели отмечают, что травматическое событие может сокрушить эго и вызвать диссоциацию психики. И затем то, что формируется из травмы — то, что Джанет называет фиксированной идеей, а Юнг — комплексом, — может в более позднее время также захлестнуть эго и вызвать диссоциацию психики. Юнг, однако, не полностью согласен с фиксированной идеей Жане в его понимании комплекса, для Юнга комплекс может иметь травматические корни, но не обязательно. Для Юнга комплекс принадлежит к базовой структуре психики, и каждое эмоционально заряженное событие образует комплекс. И так же, как и в случае диссоциации психики, комплексную активность можно наблюдать в континууме, простирающемся от нормальных до серьезно ненормальных состояний.
Чтобы продолжить отслеживание концепции комплекса Юнга через его сотрудничество с коллегами, я обращаюсь к письмам Фрейда/Юнга. Фрейд писал Юнгу в 1908 году: «То одно, то другое обращало мои мысли к мифологии, и я начинаю подозревать, что миф и невроз имеют общее ядро» (Freud/Jung 1979, 106F; Myers, 522). Юнг ответил с выражением интереса, а Фрейд ответил: «Я был рад узнать, что вы углубляетесь в мифологию. Немного меньше одиночества. Мне не терпится услышать о ваших открытиях… Я надеюсь, вы скоро согласитесь со мной, что, по всей вероятности, мифология сосредоточена на том же ядерном комплексе, что и неврозы» (Фрейд/Юнг 19).79, 160F; Майерс, 523). Затем Юнг писал Фрейду: «Для меня больше нет никаких сомнений в том, что старейшие и наиболее естественные мифы пытаются сказать. Они вполне «естественно» говорят о ядерном комплексе невроза» (Freud/Jung 1979, 162J; Myers 523).
Фрейд и Юнг соглашались, а затем действительно расходились, но здесь они согласились, что один и тот же комплекс может лежать в основе мифа и невроза. Что, конечно, является историей в этой теме, так это использование Фрейдом мифа об Эдипе, который он сформулировал в Эдипов комплекс. Юнг признал свой долг перед Фрейдом в XIX веке.50-х годов, описывая Эдипов комплекс Фрейда как первый архетип. Юнг:
[Эдипов комплекс] — это то, что я называю архетипом. Это был первый открытый Фрейдом архетип, первый и единственный. Он думал, что это архетип. Конечно, таких архетипов много… [но] Фрейд полностью опускает тот факт, что с этим Эдиповым комплексом уже дано обратное, а именно сопротивление ему… компенсация» (Jung 1957, 288-290; Myers, 527). .
На этой ноте введения роли компенсации мы можем рассмотреть еще одного игрока на арене идей о комплексе, и это Альфред Адлер, который также был одно время соратником Юнга и Фрейда. Адлер сделал компенсацию основным понятием своей системы, объясняя невроз стремлением к власти, возникающим как попытка компенсировать чувство неполноценности. Адлер пришел к выводу, что тактика, которую ребенок использует для компенсации своего чувства неполноценности, состоит в том, чтобы попытаться достичь своей цели превосходства, проявляя честолюбие, высокомерие, ревность и ненависть, что является проявлением той стороны его комплекса неполноценности. Когда ребенок прибегает к косвенным средствам, скрываясь за баррикадами, такими как слабость, застенчивость и тревога, ребенок демонстрирует другую сторону своего комплекса неполноценности (Ellenberger, 612).
Юнг мог видеть обоснованность концепций Фрейда и Адлера соответственно об Эдипе и комплексе неполноценности, но Юнг не довольствовался тем, что ограничивал свою концепцию комплекса ни этими примерами, ни корнями детской сексуальности и волей к власти. Можно сказать, что для Юнга мифов было больше, чем миф об Эдипе и гадком утенке.
Кроме того, Юнг нашел применение своей теории комплекса, и ему предшествовали Шарко, Джанет, Брейер и Фрейд, в психологическом объяснении средневекового взгляда на одержимость злым духом. Шарко описывал истерические симптомы как идеи, овладевающие мозгом, а Джанет рассматривала навязчивые идеи и навязчивые идеи. Комментарии Юнга:
Фрейд и Брейер не упускали из виду существенную аналогию с одержимостью, а скорее, следуя средневековой теории, выискивали фактор, вызывающий одержимость, чтобы, так сказать, изгнать злого духа, причем они первыми обнаружили, что патогенные «идеи» были воспоминаниями об определенных событиях, которые они называли «травматическими» (CW 15, § 62).
Что касается собственных взглядов Юнга на обладание, Юнг пишет:
Обладание, хотя и устарело, никоим образом не устарело; изменилось только название. Раньше говорили о «нечистой силе», теперь мы называем их «неврозами» или «бессознательными комплексами». Здесь, как и везде, название не имеет значения. Факт остается фактом: достаточно небольшой бессознательной причины, чтобы разрушить судьбу человека, разрушить семью и продолжать работать из поколения в поколение… (CW 18, § 1374).
Юнг разработал свою теорию комплекса во время применения Эксперимента со словесными ассоциациями. Юнг начал свои исследования ассоциаций под руководством директора клиники Бургхольцли Ойгена Блейлера. Внимание Юнга было обращено на так называемые недостатки или ошибки, на то, где были нарушенные реакции на Испытание. Юнг пришел к выводу, что внимание должно быть нарушено изнутри, т. е. так называемые ошибки в Тесте появились из-за бессознательных тенденций, нарушавших ход сознательных намерений, и именно эти бессознательные тенденции Юнг назвал «комплексами». Постановка и процедура теста могут помочь нам в понимании комплекса. У тестировщика есть список из 100 слов и секундомер. Тестирующий говорит слово, а тестируемый отвечает первым словом, которое приходит ему в голову. Тестер с секундомером записывает прошедшее время и каждый ответ. Тест переходит ко второму этапу. Тестер повторяет те же 100 слов и просит испытуемого ответить тем же словом, которое было сказано в первый раз. Юнг наблюдал, что на некоторые слова испытуемому требовалось больше времени, чтобы ответить, и часто это были те же слова-стимулы, на которые испытуемый не мог воспроизвести свою реакцию во время второго раунда. Юнг считал, что слово-стимул вызвало комплекс.
Когда комплекс активен, запущен или, как мы говорим, «констеллирован», ошибка является одной из типичных реакций. Кроме того, отмечаются сужение поля зрения, понижение сознания, автоматизм действия, забывчивость.
Приведу пример переживания комплекса. Это будет из моего собственного репертуара и все еще свежо в моей памяти. Недавно я забронировал в Интернете рейс в Лос-Анджелес для себя и для своего партнера Сигвальда. После бронирования процедура запросила даты нашего рождения. Передо мной была написана дата рождения Зигвальда, и я смотрел прямо на дату, когда печатал. Однако вместо месяца рождения Зигвальда я ввела месяц рождения моего бывшего мужа. В то время я не осознавал своей ошибки, но в тот вечер перед тем, как лечь спать, у меня были смутные сомнения.
Влияние комплекса на сознание может быть как большим, так и очень слабым. В основном, комплекс будет иметь повышенную силу или потенциал, чтобы затмить сознание, когда нет осознания комплекса. Итак, чтобы продолжить наше понимание комплекса, необходимо рассмотреть сознание, а вместе с ним и структуру эго. Цитируя Юнга, «Эго — это психологическое выражение прочно связанных комбинаций всех телесных ощущений. Поэтому собственная личность есть самый прочный и крепкий комплекс — и (если позволяет здоровье) выдерживает все психологические бури» (CW 3 §83).
Согласно юнгианской психологии, архетипическое «я» является формирующим принципом в развитии человека. Сначала ребенок не осознает своего комплекса эго. «Я» направляет комплекс эго по мере того, как он становится все более сознательным. И комплекс эго становится более сознательным благодаря переживанию физического «я» и благодаря вниманию опекуна к ребенку. Эго-комплекс также включает личную историю индивидуального развития сознания и самосознания.
Комплекс эго находится в отношениях с другими комплексами. Характер этой взаимосвязи может быть определяющим фактором здоровья. Например, комплекс может подавлять эго, вызывая фрагментацию комплекса эго (как при психозе), или эго может идентифицировать себя с комплексом, что приводит к раздуванию. Невроз содержит комплекс, отличающийся от других комплексов накопленной им энергией и тем самым оказывающий сильное влияние на комплекс эго.
Могут быть противоречивые тенденции между комплексом эго и другим полубессознательным комплексом; то есть конфликт между тенденциями, принятыми эго-сознанием, и неприемлемыми тенденциями, выраженными комплексом. Конфликт сам по себе не является патологией. Юнг рассматривал конфликт и напряжение между противоположностями как неизбежный аспект жизни и процессов развития. Конфликт коренится в человеческом состоянии и выражает, цитируя Юнга, «очевидную невозможность утверждения всей своей природы» (CW 8 §204).
Юнг делал акцент на настоящем и фактическом отношении человека. В конфликте заложено потенциальное развитие; есть динамизм в напряжении противоположностей. То, что сделало человека больным, могло также содержать семена исцеления. Личная трудность может быть инструментом расширения ограниченных понятий.
Может быть полезен пример работы с комплексом. В одном подходе терапевт рассматривает регистрацию эмоций пациента. Здесь я привожу вымышленный случай, на самом деле составной из многих случаев, когда в жизни человека играет роль определенная эмоция, в данном случае чувство вины. В молодости эта пациентка не чувствовала вины. Она говорила: «Я никогда не чувствую себя виноватой». Позже, выйдя замуж, она вышла замуж за человека, о котором говорила: «Он почему-то всегда заставляет меня чувствовать себя виноватой». В анализе работа заключалась в том, чтобы построить мост, соединяющий оба опыта. Кроме того, религиозная символика расширила ее охват. В настоящее время чувство вины — это доступная ей эмоция, она не отвергается и не овладевает ею.
В данном случае чувство вины как будто было запретной возможностью, которую она эффективно убрала из поля зрения своей мыслью: «Я никогда не чувствую себя виноватой». А потом чувство вины стало своего рода преследованием в ее жизни. Рабочий метод состоит не в том, чтобы просто снять подавление вины, не в том, чтобы сказать: «Хорошо испытайте чувство вины, и тогда все закончится». В качестве терапевтической проблемы Юнг не выступает за простое высвобождение сильно заряженной эмоции, но направляет свое внимание на диссоциацию психики. Комплекс вызывает диссоциацию психики, и проблема состоит в том, как интегрировать эту диссоциацию.
Юнг написал нам хороший личный пример проблемы, вокруг которой мы крутимся. В юности у него было видение насрать на Базельский собор. Сначала он испытал запреты формирующегося видения; было крайнее напряжение. Когда он, наконец, разрешил видение, он почувствовал, что это важно для его психического здоровья. Отец Юнга был пастором, и мы можем следовать за Юнгом в его интерпретации этого видения, что Юнг испытывал растущую критику своего отца. У всех нас есть конфликт с отвержением, будь то наше неприятие другого, или неприятие со стороны другого, или наше собственное неприятие в самокритике. Мы не можем рифмовать две наши позиции «Я рядом с тобой» с «Я далеко от тебя». Признание того, что это «так кажется», — это шаг к конфликту. Отсутствие конфликта усиливает комплекс.
Наш рабочий метод интеграции диссоциации включает работу со сновидениями. В сновидениях разница в склонности комплекса к склонности комплекса эго может проявляться в персонифицированной форме. Что нам делать, например, с этим сном: «Я разговариваю со своим начальником, и нам мешает сердитый байкер». В первую очередь рассматриваются ассоциации сновидца, а затем такие вопросы терапевта, как «Какого рода гнев был у байкера?» По ответу сновидца терапевт может почувствовать, насколько близок или далек такой гнев от осознания сновидца, и сновидец поддерживает представление о том, что такой гнев возможен. Положительным результатом может быть то, что в конце сеанса сновидец вспоминает, что он действительно был зол на своего начальника, тогда как его первая ассоциация была в том, что он никогда не сердился на своего начальника.
Предложение, которое, как мне кажется, может быть ценным для работы с комплексами и которое эффективно делать самостоятельно, состоит в том, чтобы спросить себя: «Это правда?» а затем: «Разве это не правда?» Это, например, может быть определенное мнение или чувство; возможно, «Они игнорируют меня». Спросите себя: «Как это правда, что они игнорируют меня», а затем: «Как это неправда, что они игнорируют меня?» Сюрприз в этом упражнении состоит в том, насколько сложно представить себе один из вариантов. Когда речь идет об относительно интегрированном комплексе, легче представить себе обе возможности. Интеграция комплекса означает, что человек осознает и может регистрировать тенденцию, выраженную в комплексе, который прежде был заперт вне поля зрения; склонность, которая играла бессознательно, но теперь распознается словами: «Ах, ха, я делаю это!» Обычно до интеграции комплекса эту тенденцию можно было увидеть в поведении другого человека – в проекции.
Мой последний пример работы над интеграцией комплекса использует сказки, и я начну его с вопроса, который может быть полезен, следующим образом: «Ребенок знает, что ведьмы существуют, взрослый знает, что ведьм не существует, наш вопрос состоит в том, чтобы ответить, как существуют ведьмы».
Для этого рассмотрим, на что способны ведьмы. Ведьма может обездвиживать, зачаровывать и порабощать. Это эффекты, которые также можно отметить как субъективные переживания констеллярного бессознательного комплекса. То, что ведьма может обездвижить, было отмечено в тесте словесных ассоциаций в виде замедленной реакции, своего рода паралича. Чары, комплекс созвездий может окутать вас облаком иллюзии. Поработить, комплекс может доминировать и эффективно снижать функционирование эго, человек бесконечно повторяет одну и ту же мысль.
Действия ведьмы в волшебной сказке выражали бы субъективный опыт констелляции бессознательного комплекса, и этот комплекс, переживаемый таким образом, можно назвать комплексом негативной матери. Конечно, в сказках есть и добрые феи, и мы могли бы рассматривать Фею-Богоматерь с точки зрения положительного материнского комплекса. Юнг включает в свое понимание формирования комплекса, что архетип имеет два полюса, положительный и отрицательный. Архетип матери демонстрирует положительную заботливую сторону жизни и отрицательную, пожирающую сторону жизни. Сказка «Спящая красавица» прекрасно демонстрирует как положительные, так и отрицательные стороны материнского комплекса. И особенно показательно для нашей темы начало «Спящей красавицы». Родилась принцесса и приглашены мудрые старухи. Однако тарелок всего двенадцать, а мудрых старух тринадцать. Итак, тринадцатая мудрая старуха не приглашена. Первые мудрые старухи даруют ребенку много личных богатств, она будет красивой, она будет очаровательна и т. д. Тринадцатая мудрая старуха приходит без приглашения и проклинает ребенка, говоря, что принцесса умрет в свой тринадцатый день рождения после укола. палец на прялке. Последняя мудрая старуха, которая еще не одарила ее дарами, может только гарантировать, что принцесса скорее погрузится в глубокий сон, чем умрет.
Интересно отметить, что до случая, когда тринадцатая мудрая старуха не была включена в список, по существу ничем не отличалась от других мудрых старух. Отказ превращает эту мудрую старуху в ведьму. И можно сказать, что этот конфликт неприятия преследует дочь по жизни. В реальной жизненной ситуации, где очевиден логический исход этой сказки, дочь, возможно, изначально имела в основном положительный материнский опыт, но мать чрезмерно защищала свою дочь, возможно, в ответ на отказы, которые мать испытывала в своей жизни. Затем неразрешенный конфликт матери обрушился на ее дочь. Мы наблюдаем, что чрезмерно позитивный материнский комплекс может привести к такому результату, как усыпление дочери; дочь никогда не становится самой собой, но является придатком своей матери. Другой способ выразить это состоит в том, что комплекс эго не развивается «достаточно», и дочь продолжает отождествляться со своим материнским комплексом.
Сказка помогает нам представить, как можно поднять этот застой. Мужское начало должно совершать совершенно иное движение, до сих пор не совершавшееся в сказке. Король всего лишь пытался избавить свое королевство от прялок. Мы могли бы сказать, что его метод состоял в том, чтобы попытаться изгнать конфликт. Герой должен прорваться через все, что накопилось за это время. В сказке он пробирается сквозь заросли ежевики и шиповника. До действий героя богатства Земли не питаются, а лишь накапливаются в нерассортированном виде. Мы видим, что Мать-Земля продолжала быть плодородной, но без связи с тем, кто возделывает почву. То есть материнский комплекс без рабочих отношений с сознанием. Когда наш герой достигает принцессы, его присутствие будит ее. Наша героиня может пробудиться к отношениям, оставив позади бессознательное единство с матерью.
Направление роста и здоровья – установить рабочие отношения между эго и комплексом. Работа может быть в форме вопросов или диалога. Вопросы открывают двери комплекса, а комплекс эго укрепляется рефлексией. Некоторые из вопросов, прошедших проверку сегодня:
- «Есть ли незарегистрированная эмоция?»
- Видящему сон: «Что за гнев был у байкера?»
- Интерпретация мнения: «Правда ли это? Разве это не правда?»
- «Как существует ведьма?»
- В «Спящей красавице»: «Где конфликт неприятия?»
При работающих отношениях между эго и комплексом происходит интеграция там, где раньше была диссоциация.