Структура сознания
Структура сознания
Исследуя сознание, следует провести анализ основных его компонентов, которые образуют его структуру. Впервые подобный анализ проводил в свое время еще Платон, когда раскрыл внутреннюю структуру души, вычленив ее тройственный состав:
- высшая часть – разумное начало,
- средняя часть – волевое начало,
- низшая часть – чувственное начало.
Это учение Платона широко применялось европейцами в последующем. Так, основываясь на психологических исследованиях, можно выделить в структуре сознания три основных компонента, три сферы:
- рационально-мыслительная,
- эмоционально-чувственная,
- волевая.
Согласно К. Марксу, знание есть способ существования сознания. Процесс приобретения знаний, т.е. познание, обеспечивается мышлением во всех его проявлениях. Однако сознание – это не только знание, но единство знания и его переживания, которое содержится в чувствах и эмоциях.
Чувства и эмоции как компонент сознания выражают состояние человека, его отношение к миру, к себе, к происходящему в его жизни, к тому, что он познает или делает.
В структуре сознания можно выделить и другие компоненты в зависимости от уровня их осознаваемости.
- Уровень бессознательного.
Под бессознательным и подсознательным понимаются такие явления, свойства, процессы и состояния, которые в зависимости от своего действия на поведение похожи на осознаваемые психические состояния, но которые актуально не осознаются человеком.
Бессознательное начало тем или иным образом представлено в каждом психическом процессе, свойстве и состоянии человека: в ощущениях, памяти, мотивации, восприятии, речи и т.п. Бессознательное начало находится в постоянной взаимосвязи с сознанием.
- Уровень сознания.
Здесь речь идет обо всей совокупности психических процессов, которая подвержена субъективному контролю, т.е. все, что для человека становится объектом осознания. Иными словами, сознание представляет собой уровень психики индивида, на котором он понимает, что происходит с ним и вокруг него.
- Уровень сверхсознания.
Сверхсознание включает в себя психические образования, которые человек может у себя сформировать с помощью целенаправленных усилий, используя определенные психотехники. На этом уровне человек может управлять физиологическими реакциями своего тела, изменять состояния сознания. В научных кругах встречается другое название этого уровня – расширенное сознание.
Следует отметить, что выделение тех или иных компонентов в человеческом сознании обусловлено сложностью этой философской категории. Для сознания не существует жестких границ между его компонентами и уровнями. Сознание функционирует как единое целое.
Функции сознания
Будучи именно человеческой формой психического начала бытия, сознание выполняет несколько важнейших функций:
- Познание как процесс приобретения знания о внешнем и внутреннем мире – это главнейшая функция сознания, без которой невозможно представить себе бытие человека. Сознание является составной частью всех познавательных процессов – восприятия, мышления, памяти, представления – и организует их.
- Регулирование поведения и деятельности человека. Благодаря сознанию люди способны формулировать цели своей деятельности, предварительно осмысливать свои действия по их достижению и планировать результаты деятельности.
- Отношение к окружающему миру, в том числе к людям. Это отношение выражается в оценивании окружающей действительности, что составляет аксиологическую функцию сознания.
«Мое отношение к моей среде есть мое сознание»
(с) К. Маркс
- Творчество. Креативная функция сознания предполагает мыслительное конструирование принципиально нового. При этом творчество имеет множество проявлений: изобретательство, архитектура, художественное искусство, наука и т.п. Сознание в некотором смысле способно предвосхитить будущее, создавая то, что ранее не имело аналога.
Таковы важнейшие функции сознания.
Автор: Валерия Дедова
Преподаватель философии
Структура сознания: сущность, функции, основные элементы
Содержание:
- Понятие сознания
- Функции сознания
-
Уровни восприятия
- Чувственно-эмоциональный
- Рационально-дискурсивный
- Интуитивно-волевой
- Иное подразделение
- Предметное сознание
- Оценка
- Чувства и эмоции
- Самосознание
- Воля и мотивация
- Особенности работы сознания
- Связь индивидуального сознания с общественным
Содержание
- Понятие сознания
- Функции сознания
-
Уровни восприятия
- Чувственно-эмоциональный
- Интуитивно-волевой
- Иное подразделение
-
Элементы структуры сознания
- Предметное сознание
- Оценка
- Чувства и эмоции
- Самосознание
- Воля и мотивация
- Особенности работы сознания
- Связь индивидуального сознания с общественным
Понятие сознания
Наука рассматривает понятие сознания с философской, психологической и биологической точки зрения.
Сознание (философия) — состояние психической жизни человека, когда индивид субъективно переживает события внешнего мира и собственной жизни, а также отдает отчет всему происходящему.
В философии как в науке существует специальная дисциплина — философия сознания, — которая изучает природу сознания и его соотношение с физической реальностью (телом).
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Сознание (психология) — представление субъекта о мире и о своём месте в нём. Наличие сознания обеспечивает способность человека отдавать отчет своему внутреннему психическому опыту и опыту, необходимому для разумной организации совместной деятельности.
С точки зрения биологии, сознание — это функция мозга, которая позволяет индивиду получать представление о самом себе и об окружающей среде.
То есть, рассматривает все три эти определения, можно сделать вывод, что сознание — это то, что отличает человека от животного и позволяет ему прожить жизнь не только на врожденных инстинктах, но и психически осознавая все происходящее. Сущность сознания на данный момент практически не объясняется наукой.
Сознание можно разделить на две части по степени осознанности — бессознательное и сознательное. Считается, что чем старше человек становится, тем преобладание сознательной части над бессознательной увеличивается. То есть, младенец существует практически бессознательно, а зрелая личность наоборот — практически сознательно. Однако, если рассматривать этот вопрос более глобально, даже взрослый человек очень часто пользуется бессознательной частью своего мозга и многие действия совершает, не вникая в процесс. Это происходит из-за отсутствия у большинства людей потребности к полному осознанию каждого переживаемого мгновения.
Примечание
Зигмунд Фрейд, один из основателей психоанализа, который внес значительный вклад в психологию, считал, что структура сознания делится на три части: бессознательное («Оно»), сознание («Я») и сверхсознание («Сверх-Я»). Отсюда и теория, что человек — это промежуточное существо между животным и сверхчеловеком.
Функции сознания
Разные составляющие структуры отвечают за разные функции и свойства, однако отдельно друг от друга их рассматривать все-таки нельзя, так эти компоненты работают в одной системе и тесно взаимосвязаны. К основным функциям относят:
- Познавательная — познание, обобщенное отражение мира.
- Аккумулятивная — накопление знаний.
- Аксиологическая — оценка полученных знаний, собственных действий и действий окружающих.
- Функция целенаправленности — способность человека к индукции и построению целей.
- Коммуникативная — построение отношения к другим людям и ко всему миру, способность к переживанию.
- Регулятивная — регулирование поведения, деятельности.
- Творческая (креативная) — достижение свободы в процессе познания природного и социального мира и самостоятельного творчества.
Уровни восприятия
Разделить структуру можно на 3 уровня: чувственно-эмоциональный, рационально-дискурсивный и интуитивно-волевой. Теперь подробней о каждом из них.
Чувственно-эмоциональный
Непосредственное отражение реальности в форме ощущений, представлений, восприятий. Этот уровень всегда индивидуализирован и многогранен из-за разнообразия чувствительности и эмоциональности людей. В очень редких случаях какая-то часть этого уровня поддается специальному осознанию, реакции человека на чувственно-эмоциональном уровне ближе к неконтролируемым рефлексам, чем к мышлению.
Рационально-дискурсивный
Если же какие-то свойства и характеристики действительности не могут быть непосредственно отражены, то с помощью логических операций человек приходит к каким-либо понятиям, суждениям и умозаключениям. Это и есть рационально-дискурсивный уровень сознания. Ему присущи осознанность и рефлексивность.
Рефлексия — обращение человека к внутреннему «Я», анализ, осознание и переосмысление собственных действий, чувств, переживаний и т. п.
Интуитивно-волевой
Обеспечивает связь чувства и разума в работе сознания. В данном случае человек, основываясь на опыте самосознания и индивидуальном понимании истин и ценностей, более осознанно подходит к своим действиям. Интуитивно-волевой уровень позволяет сознанию направлять поведение человека.
Иное подразделение
Существует также более простое разделение на подуровни: высокий, средний и низший. Названия говорят сами за себя. Признаки высокого уровня присутствуют у людей, чья деятельность связана с постоянной интеллектуальной и творческой работой, такие люди способны проводить глубокий внутренний анализ, а также анализ всего происходящего вокруг, что влияет на качество осознанности их жизни. К людям со среднем уровнем принадлежат практически все среднестатистические современные жители, деятельность которых направлена на удовлетворение повседневных потребностей и потребностей своих близких. Они проводят поверхностный анализ ситуаций, которые помогут достичь необходимых результатов. Низший уровень сознания — это примитивное мышление, отсутствие стремления к развитию, неспособность адекватно анализировать и прогнозировать ситуации.
Примечание
Следует понимать, что во многих случаях люди со среднем и низшим сознанием не могут самостоятельно оценить свой уровень и что-либо предпринять для развития, которое, на самом деле, требуется далеко не всегда. Прийти к мысли о саморазвитии достаточно сложно, учитывая многие внешние факторы, например, окружение, место жительства, воспитание в семье и учебных организациях и т. п.
Элементы структуры сознания
Несмотря на то, что мозг человека изучен очень мало, психология все-таки выделяет конкретные элементы сознания, каждый из которых отвечает за конкретную функцию и взаимодействует с остальными для комплексной работы сознания. Прийти к единому списку на данный момент все еще не удалось, однако все компоненты можно разделить на несколько групп по их функциональности.
Предметное сознание
Иначе — мышление, интеллект, способность познавать окружающий мир, обрабатывать информацию, решать умственные задачи. Способности интеллекта зависят не только от эрудиции, компетенции, владения методами и навыками умственной работы, но и от результата усвоения культуры, освоения духовных ценностей, созданных человечеством.
Оценка
Способность адекватно эмоционально анализировать и переживать внутренние процессы, а также взаимоотношения с людьми и окружающим миром.
Чувства и эмоции
Субъективное отношение человека к ситуациям, явлениям, людям, самому себе. Переживания, чувства, настроения, эмоциональные стрессы и т. п.
Два предыдущих пункта можно объединить в одно понятие — отношение, так как, по сути, оценку человек проводит тоже субъективно и основываясь на собственные ощущения. Однако и отдельно воспринимать эти элементы тоже можно.
Самосознание
Совокупность знаний о самом себе, разделения «Я» и «не-Я», самооценка своего физического и психического «Я» (тело и личность). Самосознание обеспечивает саморегуляцию, самоконтроль и самовоспитание личности.
Воля и мотивация
Способность ставить перед собой цели, концентрироваться на пути их достижения, а также контролировать собственную деятельность и поведение в любой момент времени.
Особенности работы сознания
Наличие у человека сознания — это огромное отличие Homo sapiens от других животных. Благодаря ему, человечеству не приходится вновь и вновь приспосабливаться к изменениям в окружающей среде и жертвовать ради этого целыми популяциями. Например, некоторые представители фауны, в частности, насекомые, чтобы выживать в мире, должны видоизменяться (мутировать) и быстро сменять поколения, отчего и жизнь таких существ крайне коротка. Человек же способен мгновенно (в глобальном смысле) обрабатывать полученную информацию и перестраивать жизнь всего человеческого рода, при этом оставаясь живым и практически не меняясь на протяжении многих сотен лет.
То есть, сознание — это защитный механизм людей, как, например, способность к мимикрии или наличие панциря у животных. Человек относительно слабое существо с физической точки зрения, которое не может переносить сильную жару, холод, имеет хрупкое строение, тонкую и чувствительную кожу, но сознание решает проблему приспособления, является главным ключом к существованию.
Однако множество привычных человеку процессов на самом деле протекает на бессознательном уровне, активность которого сознание контролировать не в силах. Такие повседневные вещи, как реакции на слова других людей, машинальные бытовые действия, моментальные пожелания в еде и тому подобное, не контролируются сознанием даже человека с высочайшим интеллектом.
Связь индивидуального сознания с общественным
Общественное сознание (сознание общества) — это совокупность идей, взглядов и оценок, свойственных данному обществу в осознании им собственного бытия.
Индивидуальное же сознание — это, логично предположить, та же самая совокупность, только принадлежащая конкретной личности. Сознание общества складывается как раз из этих индивидуальных частей, но это не просто их сумма. Это синтез неповторимых, многообразных, более ярких, чем общественное, коренным образом отличающихся друг от друга сознаний.
Получается, что общественное сознание — это только лишь продукт индивидуального? Не совсем так. Любой индивид является носителем, как современных, так берущих свое начало из глубины веков, общественных идей, общественных взглядов и общественных традиций. Таким образом, элементы общественного всегда проникают в индивидуальное сознание отдельных людей, трансформируясь там в элементы индивидуального сознания и, следовательно, общественное не только формируется индивидуальным, но и само формирует индивидуальное сознание. Соответственно, и индивидуальное сознание — продукт общественного.
Таким образом, мы видим, что индивидуальное и общественное сознание крепко взаимосвязаны и постоянно влияют друг на друга.
Насколько полезной была для вас статья?
У этой статьи пока нет оценок.
7 Состав сознания | Я: натурализм, сознание и позиция от первого лица
Фильтр поиска панели навигации Оксфордский академический Самость: натурализм, сознание и позиция от первого лицаЭпистемологияИстория западной философииМетафизикаФилософия разумаОксфордская стипендия ОнлайнКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Оксфордский академический Самость: натурализм, сознание и позиция от первого лицаЭпистемологияИстория западной философииМетафизикаФилософия разумаОксфордская стипендия ОнлайнКнигиЖурналы Введите поисковый запрос
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Твиттер
- Подробнее
Укажите
Ганери, Йонардон, «7 Состав сознания», Самость: натурализм, сознание и позиция от первого лица (
Oxford, 2012; онлайн-издание, Oxford Academic, 24 мая 2012 г. ), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199652365.003.0009 , по состоянию на 18 апреля 2023 г.
Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Оксфордский академический Самость: натурализм, сознание и позиция от первого лицаЭпистемологияИстория западной философииМетафизикаФилософия разумаОксфордская стипендия ОнлайнКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Оксфордский академический Самость: натурализм, сознание и позиция от первого лицаЭпистемологияИстория западной философииМетафизикаФилософия разумаОксфордская стипендия ОнлайнКнигиЖурналы Введите поисковый запрос
Advanced Search
Abstract
Существует два способа объяснить природу феноменологически представленной собственности, конституирующей «погруженное» я. По существу, это рассматривается как отношение владения телом: теория сердцевинного «я» как телесного ощущения присутствия по отношению к себе является телесным описанием погружения. Другие отчеты развивают анализ на основе более подробного изучения структуры самосознания и дают субъективное, а не телесное описание погружения. В этой главе исследуются несколько субъективных оценок такого рода. Ключевой тезис буддийской философии сознания состоит в том, что существуют прото-интенциональные психологические процессы, благодаря совместному действию которых конституируется интенциональный опыт. Психологически примитивные процессы по отдельности принадлежат уровню ниже уровня интенциональности. Протокогнитивные и протоаффективные процессы объединяются, образуя состояния сознательного интенционального опыта, опыта, который представляет мир как мир, в котором внимание падает на объекты, регистрируемые перцепцией как подпадающие под схематические стереотипы, организованные в годологическом оценочном пространстве аффорданса и препятствия, формируя диахронический поток, готовясь к будущему опыту. Величайшее изящество и привлекательность теории заключается в том, что она одновременно признает несводимость феноменального характера опыта, признает совместный вклад ощущения и концептуализации в конституцию опыта, признает, что опыт как бы Насыщенная аффектом, эта оценка встроена в ткань опыта, она утверждает, что каждый опыт имеет в качестве основного ингредиента способность или тенденцию различным образом комбинироваться с другими, и делает внимание присущим опыту.
Ключевые слова: владение, погружение в себя, регистрация, оценка, создание стереотипов, подготовка, посещение
Предмет
ЭпистемологияИстория западной философииМетафизикаФилософия разума
Коллекция: Оксфордская стипендия онлайн
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Щелкните Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.
Покупка
Наши книги можно приобрести по подписке или купить в библиотеках и учреждениях.
Информация о покупке
ИИ и Структура Сознания
Битва Сознания
Уже много лет люди во всем мире обсуждают вопрос «Что такое сознание?», и, честно говоря, за все это время это обсуждение было довольно бесплодным. С одной стороны, есть те, кто утверждает, что сознание есть просто функция физических компонентов и, следовательно, не может существовать без них. С другой стороны, есть те, кто утверждает, что сознание велико, обширно, вечно и даже является главной причиной самого нашего существования. Откровенно говоря, у обеих сторон есть хорошие и веские аргументы, иначе этот разговор давно бы закончился. Итак, чтобы положить конец этой дискуссии, давайте рассмотрим требования для создания искусственного сознания.
Новый угол
Поскольку это обсуждение достигло барьера, чтобы вытащить его из грязи и продолжить поиски сознания, кажется, требуется свежая новая точка зрения. Чтобы получить свежий взгляд на этот вопрос, я решил сделать шаг назад. Вместо того чтобы объяснять сознание как отдельную концепцию, я попытаюсь рассмотреть его в контексте, как неотъемлемую часть формы жизни.
Глядя на форму жизни, например на себя самого, первое, что становится ясно, это то, что я осознаю свое окружение. Я вижу вещи, я слышу вещи, я чувствую, обоняю и пробую на вкус, и при этом вся информация, собранная этими чувствами, объединяется в тщательно сплетенную модель этого, которая является внешней по отношению ко мне.
Но есть еще одна вещь, которая вскоре становится очевидной. Когда я закрываю глаза и полностью отключаюсь от всех чувств, я все еще в сознании. Сознание себя, сознание тела, дыхания, кровотока, сердцебиения и мыслей, проносящихся в моей голове. Этот набор входных данных используется для создания другой модели, связанной, но независимой от предыдущей, модели Самости.
С этого ракурса становится ясно, что сознание не является единым целым. Есть сознание себя, которое порождается внутренними входами, и есть сознание окружающей среды, которое строится из чувств. Сознание субъекта и Сознание объекта.
Значит ли это, что поиски сознания завершены?
Тестирование
Я работаю в индустрии программного обеспечения, и, насколько мне известно, ничто не может быть объявлено завершенным, если оно не было протестировано, так что давайте проверим это. Давайте представим, что мы создаем эти маленькие машины и хотим, чтобы они двигались и взаимодействовали друг с другом, не обязательно на уровне человеческого поведения, но, по крайней мере, как это делают основные формы жизни. Итак, сначала мы заставляем их осознать себя, чтобы они могли действовать и координировать движения. Затем мы знакомим их с окружающей средой, чтобы они знали, куда идут.
Так сработает?
Не нужно даже пытаться. Понятно, что это полный бред. Они существуют, они осознают себя и осознают окружающую среду, но это все. Они стоят на месте, они ничего не сделают и никуда не уйдут. Они просто сидели в сознании, пока их батарея не разрядилась. Поскольку эта неподвижность является роботизированным эквивалентом смерти, сознательные мертвые роботы не могут считаться успехом. Чего-то не хватает… Мотива!
Нечто большее
Должно быть что-то еще, одного внутреннего и внешнего осознания недостаточно. В этой головоломке должна быть третья часть; Должен быть мотивирующий компонент, но этот сложный. ..
Оснастить их мотивационным компонентом сложно, потому что если бы они осознали тот факт, что они мотивированы только потому, что я запрограммировал их на это, они бы этого не сделали. вообще не быть мотивированным. Если бы они смогли увидеть бессмысленность своих мотивов и если бы они знали, что этот компонент всегда будет поддерживать их мотивацию и продолжать снабжать их побуждениями, независимо от того, насколько хорошо или плохо они с ними справляются. Если бы они знали, что в их мотивации нет другого смысла, кроме как поддерживать их движение, они предпочли бы оставаться неподвижными.
Мотивация
Третий компонент сознания, компонент мотивации, должен быть полусознательным. Они должны знать, что им нужно делать, но при этом верить, что это их воля. Это должно быть что-то, что могло бы взаимодействовать с обоими другими компонентами, чтобы задавать внешние желания объектов, а также внутренние желания достижений, но что касается источника побуждения, причины его, они никогда не должны осознаваться. Чтобы эта система работала, и чтобы эти маленькие механические существа, которых мы создаем, двигались и взаимодействовали, как живые существа, вместо одного механизма сознания нам понадобилось бы 3, все взаимодействующие друг с другом.
Если бы мы нарисовали это, это выглядело бы примерно так:
Эскиз, который очень похож на структуру мозга, Святой Троицы или разума, тела и души… но вернемся к программному обеспечению. и маленькие роботы.
Модель Сознания.
Первое, что объясняет эта модель, это то, как две совершенно разные теории о природе сознания могут сосуществовать на протяжении тысячелетий, и ни одна из них не превосходит другую. В соответствии с этой моделью сознание не является единой сущностью, поэтому его нельзя определить с помощью одного термина.
Второй вывод из этой модели заключается в том, что бессознательное является фундаментальной и неотъемлемой частью сознания. Сознание должно иметь компонент, который мы никогда не сможем обнаружить.