Конфликт в школе: Вопросы психологии | ИнтернетУрок

Школьные конфликты: позиция родителей

Главная

Родителям

Как воспитывать ребенка?

Школьные конфликты: позиция родителей

  • Теги:
  • Рекомендации специалистов
  • 7-12 лет
  • подросток

Каждый родитель когда-то был ребенком и ходил в школу, поэтому родители не понаслышке знают, что такое школьные конфликты. Даже если взрослый, будучи ребенком, не участвовал в конфликте активно, а только являлся наблюдателем этого конфликта, все равно переживания были достаточно велики, и справиться с ними было непросто. Именно поэтому, когда родитель узнает, что у ребенка в школе конфликт, то в душе возникает буря чувств и переживаний. Иногда это страх и непонимание, иногда это злость и желание всех наказать. Как же действовать правильно, так чтобы помочь ребенку, а не навредить?

Корни школьных конфликтов – в семье

Конфликты могут быть очень разными, это может быть конфликт с учителем или с детьми, ребенок в конфликте может быть чрезмерно агрессивным или, наоборот, чувствовать себя жертвой ситуации.

Однако корни всех проблем ребенка всегда будут лежать во внутрисемейных отношениях. Родители могут мне возразить: как же так, у нас в семье все хорошо, мы любим своего ребенка, и вот он идет в школу, и у него начинается конфликт, разве не школа виновата в этом?

Школа, безусловно, несет часть своей ответственности за происходящее, однако обращу ваше внимание на то, что не у 100% детей в одних и тех же условиях возникают конфликты. Зависит это прежде всего от того, насколько ребенок умеет адаптироваться к новым условиям, насколько у ребенка достаточно внутреннего ресурса для того, чтобы не разрушаться от школьного стресса, а наоборот тренироваться и становиться сильнее, то есть обогащать свой опыт по преодолению трудных ситуаций.

Итак, если у вашего ребенка конфликт в школе, прежде всего обратите внимание на то, что происходит у вас дома. Если вам удастся понять, какая домашняя ситуация может травмировать ребенка, и по возможности изменить ее, то конфликты в школе прекратятся.

Вмешательство родителя

Стоит ли идти в школу? Конечно, стоит. В любом случае важно выяснить, что происходит, выслушать разные точки зрения и по возможности защитить ребенка. Помните, что когда мы идем в школу, то нам сложно сохранять нейтральную позицию. Ведь мы когда-то были учениками, и поэтому фигура учителя часто воспринимается нами неадекватно. Однако ваша задача разобраться с тем, что происходит в школе. Важно узнать позицию школьников, замешанных в конфликте, и позицию учителя, возможно, позицию школьного психолога. Это поможет вам составить наиболее адекватную картину того, что происходит.

Если вы замечаете, что ваш ребенок рассказывает вам о проблеме совсем не так, как говорят об этом другие дети и учителя, не спешите обвинять кого-то во лжи, вполне вероятно, что каждый из участников конфликта видит ситуацию по-своему. Нет смысла выводить кого-то на чистую воду.

Как правильно помогать

Разговаривая со своим ребенком, помните, что ваши рекомендации о том, как надо поступать в той или иной ситуации, ребенок не сможет использовать, потому что в ситуации конфликта мы действуем так, как чувствуем. Поэтому намного полезнее поговорить о чувствах ребенка. Если поступки мы склонны расценивать как правильные или неправильные, то чувства не могут быть неправильными. Чувства — это то, что мы в данный момент переживаем, это наша реальность, наше бытие. Поэтому если вы сможете разделить с ребенком его чувства, то вы очень ему поможете, он почувствует, что вы его понимаете, получит вашу поддержку, а следовательно, у него появится ресурс на то, чтобы справляться с подобными ситуациями.

Детям также помогает, когда мы, взрослые, делимся с ними своими детскими трудностями. Если вы расскажете, что у вас в школе был тоже какой-то конфликт или сложности во взаимоотношениях, то это поможет ребенку почувствовать, что он не один такой «неправильный», что конфликтные ситуации случаются и с другими детьми и даже с его родителями. То, что вы прошли через это, даст ребенку уверенность в том, что и он справится с этой непростой ситуацией.

Важно помнить, что опыт решения конфликтов очень полезен и в будущем обязательно пригодится вашему ребенку.

Поэтому нет смысла беречь детей от конфликтов, важнее научить их решать эти конфликты.

Анна Смирнова, психолог

Школьные конфликты: как их решать и какие права есть у учителя — Обрсоюз

Конфликтные ситуации в школе могут быть нескольких видов: конфликты педагогов с учениками (их родителями), коллегами и администрацией школы. Когда в образовательных организациях возникают конфликты, чаще всего они рассматриваются в ключе защиты прав и интересов учеников и их родителей.

Но сегодня мы расскажем, что делать педагогу, если возник конфликт с его участием: как учителю защитить свои права? какие нормы защищают педагогов в конфликтных ситуациях с администрацией школы, коллегами и учениками (их родителями)? какие способы решения конфликтов предусмотрены законодательством?

В части 3 ст. 47 Федерального Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» перечислены следующие академические права учителей: на защиту профессиональной чести и достоинства; на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников; на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.

Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 23 Конституции Российской Федерации, учитель имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

Конфликтные ситуации с участием педагогов часто сопряжены с нарушением педагогической этики, ведь особенностью профессии учителя является неукоснительное соблюдение норм и правил поведения педагога, обеспечивающих нравственный характер педагогической деятельности.

Требования профессиональной этики педагогов установлены в Письме Минпросвещения России от 20 августа 2019 года № ИП-941/06/484 «О примерном положении о нормах профессиональной этики педагогических работников», в том числе, учителя обязаны:

• быть доброжелательными, вежливыми к обучающимся, их родителям и коллегам;

• уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений,

• уважать обычаи и традиции, учитывали культурные особенности различных социальных групп,

• придерживаться внешнего вида, соответствующего задачам реализуемой образовательной программы;

• избегать ситуаций, способных нанести вред чести, достоинству и деловой репутации педагогического работника и (или) школы и др.

Что же делать, если учитель столкнулся с неуважением к себе, унижением своей личности, чувства достоинства или другим нарушением педагогической этики со стороны коллег или администрации школы?

Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений

Первый способ защитить свои права учителю – это обратиться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (основание деятельности комиссии – часть 2 статьи 45 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Именно этот орган в школе призван справедливо и объективно расследовать нарушения норм профессиональной этики педагогов, и защищать права педагогов и других участников образовательного процесса. Кроме того, учитель может обратиться в комиссию по урегулированию споров по любым разногласиям, возникающимв ходе реализации права на образование между ним и администрацией школы, другими учителями, родителями учеников (например, вопросы применения локальных нормативных актов в школе, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания и др. ).

Данная комиссия создается из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников школы.

Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает обязательную силу решения, принятого комиссией, для всех участников образовательных отношений (ч. 4 ст. 45). Но в то же время решение комиссии может быть обжаловано в судебном порядке при несогласии с ним (ч.5 ст. 45).

Школьная медиация

Второй способ решить конфликтную ситуацию – использовать службу школьной медиации (примирения).

В отличии от комиссии по урегулированию споров, которая урегулирует разногласия между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, школьная служба примирения обычно работает с другими видами конфликтов: она решает споры и конфликты между обучающимися, между обучающимися и педагогами, педагогами и родителями, а также работает с правонарушителем и жертвой по криминальным ситуациям.

Правовые основания деятельности служб примирения в школах:

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 июля 2014 г. N 1430-р «Об утверждении Концепции развития до 2020 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность»,

Методические рекомендации по созданию и развитию служб примирения в образовательных организациях (Письмо Минобрнауки России от № 07-4317 от 18.12.2015 г.),

Методические рекомендации по развитию сети служб медиации (примирения) в образовательных организациях и в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Письмо Минпросвещения России № ДГ-375/07 от 28.04.2020 г.).

Обращение в суд

Еще один способ защитить свои права педагогу – обратиться в суд для защиты своей чести и доброго имени, неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны (часть 1 статьи 23 Конституции Российской Федерации). Достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация – это личные нематериальные блага человека, за посягательство на которых предусмотрена гражданская ответственность в виде компенсации морального вреда (Ст.151 Гражданского кодекса РФ). Кроме того, унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, который влечет наложение на виновное лицо мер административной ответственности – штрафа (ст. 5.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Если учитель столкнулся с нарушением других прав, охраняемых законом, он также вправе использовать судебный способ защиты для их восстановления.

Читайте ещё

Причины конфликтов в школе и как их избежать

Причины конфликтов в школе и как их избежать

Конфликт – нормальная часть жизни. Но когда это происходит в школе, это может быть разрушительным и создавать проблемы для всех участников. Вот почему так важно знать причины конфликтов и способы их предотвращения. В противном случае ваш класс будет загружен предотвратимыми спорами между учениками.

Итак, мы составили список самых частых причин конфликтов в школе. А также несколько советов, как их избежать. Взглянем.

 

Причины конфликтов в школе и как их избежать

 

Личные разногласия между учащимися

Личные разногласия – одна из самых распространенных проблем в школе. И они вызваны разными вещами, такими как различия во мнениях, ценностях или интересах.

Например, два студента могут конфликтовать из-за того, какой музыкальный исполнитель лучше. Или они могут не согласиться с конкретным школьным правилом. И вы обнаружите, что даже мелкие разногласия могут перерасти в конфликт, если с ними не справиться должным образом.

Избегайте этого, побуждая учащихся уважительно разрешать свои разногласия. Например, вы можете научить их вести продуктивную дискуссию или дебаты. Таким образом, они могут поделиться своим мнением, не прибегая к обзываниям или другим негативным действиям. Как и во многих других проблемах, профилактика является ключом к успеху.

 

Соревнование за оценки или популярность

Другой распространенной причиной конфликтов в школе является соревнование. Это может проявляться по-разному, например, в борьбе за лучшие оценки или в стремлении быть самым популярным учеником в классе.

Этот вид соперничества может быть полезным, если его контролировать. Но когда это выходит из-под контроля, это может привести к конфликту. Например, студенты могут начать списывать на тестах или распространять слухи друг о друге.

Один из способов предотвратить подобные конфликты — не поощрять конкуренцию в классе. Вместо этого сосредоточьтесь на сотрудничестве и совместной работе. Вы также можете подчеркнуть важность усилий, а не оценок. Эти две идеи будут способствовать более здоровому мышлению в классе.

Кроме того, хвалите учеников одинаково, чтобы никто не чувствовал себя обделенным. Они с меньшей вероятностью будут конкурировать друг с другом, если будут чувствовать, что находятся на одном уровне.

 

Запугивание или домогательство

К сожалению, запугивание и домогательство также являются распространенными причинами конфликтов в школе. Это может включать физическое запугивание, например, удары или толкание. Но это также может включать в себя словесные оскорбления, такие как оскорбления или угрозы.

Такое поведение может сделать школу трудным и неприятным местом для учащихся. И это может привести к серьезному конфликту, если с ним не справиться должным образом.

Вы можете предотвратить издевательства и домогательства с помощью политики нулевой терпимости. Это означает, что издевательства в вашем классе недопустимы. Только выступив против издевательств, вы сможете предотвратить конфликты в школе. А если дать понять, что травля недопустима, можно заранее сильно уменьшить любые проблемы и конфликты.

 

Различия в культурных ценностях или убеждениях

Конфликт также может возникнуть, когда у учащихся другие ценности или убеждения, чем у их одноклассников. Например, они могут принадлежать к разным религиям (например, католикам и мусульманам) или иметь разные политические взгляды.

Эти различия могут привести к конфликту, если их не соблюдать. Например, учащиеся могут высмеивать убеждения или ценности друг друга. Или они могут попытаться навязать свои взгляды другим.

Чтобы избежать подобных конфликтов, создайте уважительную и инклюзивную атмосферу в классе. Не забывайте отмечать разнообразие ваших учеников. И научите их важности терпимости и уважения. Делая это, вы можете помочь предотвратить конфликт из-за культурных различий.

 

Разочарование школьной работой или социальными требованиями

Многие учащиеся чувствуют себя подавленными школьными требованиями. Это может включать в себя рабочую нагрузку, тесты и домашнее задание. Или это также может быть из-за социального давления, например, из-за того, что они приспосабливаются к своим сверстникам.

Когда учащиеся чувствуют себя подавленными, это может привести к разочарованию и даже гневу. И это может в конечном итоге привести к конфликту, если с ним не справиться должным образом.

Как вы можете предотвратить это? Очень важно понимать и поддерживать своих учеников. Убедитесь, что они знают, что вы рядом, чтобы помочь им, если они будут бороться. Вы также можете облегчить их рабочую нагрузку или дать им больше времени для выполнения своих заданий. Уменьшение их стресса может помочь предотвратить конфликт из-за разочарования и социальных требований.

 

Заключение О причинах конфликтов в школе и о том, как их избежать

Существует множество различных причин конфликтов в школе. Некоторые из наиболее распространенных включают конкуренцию, запугивание и различия в культурных ценностях или убеждениях. Но если вы знаете об этих проблемах и выполняете надлежащие шаги, описанные в этом сообщении в блоге, вы можете помочь предотвратить конфликт в своем классе.

Кстати, вы можете еще больше снизить конфликтность, улучшив способности своего ученика. Как? С лучшими навыками набора текста! Компетентность в школе отлично подходит для улучшения настроения и поведения учащихся. И вы можете сделать это, используя наши программы для набора текста KeyboardingOnline. Они просты в использовании, доступны по цене и эффективны. Так что проверьте их сегодня!

Методы разрешения конфликтов для школьных консультантов

по СБУ Онлайн

обучение разрешению конфликтов в школе

Обучение разрешению конфликтов – это совместная работа сотрудников школы. Как учитель, вы играете жизненно важную роль в классе и вне его.

Школьные консультанты помогают учащимся распознавать и разрешать конфликты. Добавьте эти инструменты и методы в свой набор инструментов, чтобы вы могли продолжать создавать безопасную среду обучения, в которой все дети процветают.

Почему важно обучать разрешению конфликтов?

Обучение разрешению конфликтов в школах имеет важное значение, поскольку разногласия между учениками — это нормально. Дети растут самостоятельно, формируют уникальные взгляды и предпочтения, учатся сотрудничать. Эти факторы развития делают конфликты между учащимися неизбежными.

Конфликт полезен, но только при эффективном разрешении. Вот почему учителя и школьные консультанты должны быть готовы способствовать развитию культуры разрешения конфликтов.

Обучение разрешению конфликтов в школах помогает улучшить:

  • Успехи учащихся: Разрешение конфликтов создает оптимальную учебную среду, в которой учащиеся могут максимально реализовать свой потенциал.
  • Предотвращение травли : Неразрешенный конфликт может перерасти в травлю. Когда учащиеся знают, как разрешать споры, они повышают безопасность в школе.
  • Решение проблем: Обучая разрешать конфликты на протяжении всей программы P-12, школы могут помочь развить устойчивые навыки решения проблем.

Как школьные консультанты обучают разрешению конфликтов?

Школьные консультанты — это лицензированные преподаватели, которые разрабатывают и внедряют программы школьного консультирования для улучшения успеваемости учащихся. Они помогают учащимся реализовать свой академический потенциал, управлять своими эмоциями, развивать навыки межличностного общения и планировать жизнь после окончания средней школы.

Одним из компонентов школьных консультационных программ является обучение разрешению конфликтов.

Школьные консультанты оказывают непосредственную поддержку учащимся в конфликте, предоставляя краткосрочные консультации. Они также способствуют разрешению конфликтов в школах, обучая учителей и персонал таким навыкам, как общение, принятие решений и построение позитивных отношений.

Каждый студенческий конфликт уникален. Таким образом, школьные консультанты обучены использовать ряд методов решения проблем.

Узнайте больше о том, как стать школьным консультантом.

Техники осознанности

Осознанность — это осознание, возникающее благодаря концентрации внимания на настоящем моменте, включая наши мысли, эмоции и физические ощущения. Например, это может означать осознание своего дыхания или ощущения своих ног на земле.

Доказано, что внимательность помогает детям лучше осознавать себя. Обучение разрешению конфликтов через внимательность поможет вашим ученикам реагировать на разногласия нереактивным способом.

Вот несколько методов осознанности, которыми вы можете поделиться со своими учениками во время конфликта:

  • Пауза: Поощряйте учащихся обращать внимание на свое дыхание. Заметив ощущение воздуха, входящего и выходящего из их тела, вы поможете им заземлиться. Пауза дает учащимся время отреагировать обдуманно, а не эмоционально.
  • Чувствовать эмоции : Когда учащиеся делают паузу, они лучше осознают свои чувства. Попросите их обратить внимание на свои мысли и эмоции. Оба имеют тенденцию успокаиваться, когда мы не реагируем на них.
  • Оставайтесь открытыми: Когда ученики успокоятся, предложите им сохранять непредвзятость. Помогите учащимся изучить мысли и взгляды друг друга, а не делать предположения. Разрешение конфликтов в школах более эффективно, когда учащиеся понимают точки зрения друг друга.
  • Предложить решение: Попросите учащихся предложить решение конфликта. Затем помогите им обсудить плюсы и минусы каждого из них и договориться о дальнейших действиях.

Методы краткого консультирования, направленные на поиск решения

Краткая консультация, ориентированная на решение (SFBC) — это терапия, направленная на решение проблем в настоящий момент. SFBC подчеркивает существующие сильные стороны человека, помогая ему распознать навыки, которые у него уже есть для решения проблем.

Некоторые методы SFBC полезны для содействия разрешению конфликтов в школах. Вот некоторые из них, которые вы можете использовать в своем классе:

  • Масштабирование
    : Когда возникает конфликт, попросите учащихся оценить его по шкале от 1 до 10 (от наименее желательного вопроса к лучшему). Затем предложите учащимся рассказать о шагах, которые могли бы повысить их рейтинг. Обсуждая шаги по улучшению, учащиеся найдут различные решения.
  • Поиск исключений: Могут ли ученики вспомнить, когда их конфликт не происходил или не был таким тревожным, как сейчас? Это «исключения» из конфликта. Затем изучите, какие обстоятельства отличались во время исключений и как их воссоздать, чтобы разрешить конфликт.
  • Чудесный вопрос: Попросите учащихся представить настоящий момент, если бы конфликта не было или он был разрешен. Как мог бы измениться момент? Рассматривая мир, в котором конфликта не существовало, учащиеся могут делать небольшие шаги к его разрешению.

Узнайте больше об онлайн-мастерской SBU по школьному консультированию

Методы мотивационного интервьюирования

Учащиеся могут стать злыми, враждебными или сопротивляться изменениям во время конфликта. Эффективным методом терапии для этих сценариев является мотивационное интервьюирование.

Мотивационное интервью помогает человеку найти внутреннюю мотивацию для изменения своего поведения. В случае студенческого конфликта метод мотивирует студентов найти решение.

Вот методы мотивационного опроса, которые вы можете использовать для разрешения конфликтов в школах:

  • Открытые вопросы: Чтобы определить причину конфликта, задавайте открытые вопросы, а не вопросы типа «да» или «нет». Такой подход раскроет больше деталей, предоставив вам и учащимся достаточно информации для разрешения конфликта.
  • Аффирмации: Проверка учащихся с помощью аффирмаций поможет вам установить с ними взаимопонимание. Вы можете мотивировать их на разрешение конфликта, признавая их чувства.
  • Подведение итогов: Повторите учащемуся то, что вы слышите от него. Это поможет вам прояснить их взгляды и внутреннюю мотивацию для поиска решения.
  • Поддержка самоэффективности: Учащиеся должны верить, что они способны разрешать конфликты. Покажите им, поддерживая и хваля любые шаги, которые они предпринимают для решения проблемы.

Техники ролевых игр

Детям может быть трудно распознать конфликт до того, как он обострится. Используйте ролевую игру в своем классе, чтобы учащиеся могли практиковать методы разрешения конфликтов до того, как они им понадобятся.

Ролевая игра позволяет учащимся изучить различные методы разрешения конфликтов в «среде с низкими ставками». Это также позволяет учащимся узнать о точках зрения своих сверстников, подталкивая их к более творческому подходу к поиску решений конфликтов.

Вот как можно разыграть разрешение конфликтов в классе:

  • Придумайте распространенные примеры конфликтов, а затем обсудите или разыграйте их.
  • Попросите учащихся назвать проблему, требующую решения.
  • Составьте список всех возможных решений.
  • Взвесьте все за и против каждого решения.

Подготовка к тесной работе с нуждающимися учащимися

Школьные консультанты способствуют успеху всех учащихся, разрабатывая, управляя и реализуя программы, которые обеспечивают равноправную и инклюзивную школьную культуру. Разрешение конфликтов — лишь один из жизненно важных компонентов.

Если вы хотите более тесно сотрудничать с нуждающимися учащимися, переход на роль школьного консультанта позволит вам общаться с разнообразной молодежью, направлять их к успешным результатам и строить стабильную и позитивную карьеру.

Университет Св. Бонавентуры предлагает аккредитованную CACREP онлайн-программу магистра наук в области образования и школьного консультирования (MSED в области школьного консультирования), предназначенную для того, чтобы подготовить вас к выполнению всех требований лицензированного школьного консультанта. Наши выпускники сдают экзамен на получение лицензии профессионального консультанта на уровне 95%. Мы приписываем этот выдающийся результат целенаправленной учебной программе, помощи в размещении на стажировку и специальной поддержке со стороны преподавателей и консультантов.

Будучи студентом, вы узнаете, как поддерживать учащихся начальной, средней и старшей школы в наиболее важных областях их развития:

  • Компетенции индивидуального и группового консультирования . Изучите различные подходы к профилактике и кризисному вмешательству и повысьте эффективность своих программ с помощью данных и анализа.
  • Компетенции в области культуры – Изучение вопросов разнообразия, справедливости, защиты интересов и возможностей, понимание факторов, влияющих на личное, социальное и интеллектуальное функционирование различных культур.
  • Коммуникация – Освойте важные навыки слушания, социализации, установления границ и сопереживания.
  • Критическое мышление – Оценивайте релевантные исследования с научной точки зрения для оценки, диагностики и разработки лечения.
  • Консультирование – Изучите профессию консультанта, изучите роль консультанта, а также этические и юридические обязанности.

Онлайн-программа MSED in School Counseling — это гибкий вариант для начинающих школьных консультантов. Есть несколько дат начала в год, и все курсы проходят на 100% онлайн.

Добавить комментарий