Конгвинистика это – Когнитивистика — что это такое?

Содержание

Когнитивистика и её место в научном мире

Когнитивистика и её место в научном мире

Что вы можете назвать общего между теорией познания, нейрофизиологией, когнитивной психологией, когнитивной лингвистикой и искусственным интеллектом? Загадка не из простых, и сразу на ум может ничего и не прийти. Но если помозговать, как следует, то ответ найти можно. Вот попробуйте сами.

Ну как?

Независимо от того, нашли вы ответ или нет, мы всё равно его назовём – это когнитивистика – особое научное направление, занимающееся изучением мыслительных и познавательных процессов, а также занимающаяся моделированием принципов организации и функционирования различных естественных и искусственных систем.

У нас на сайте когнитивистике посвящен отдельный курс, о котором вы можете узнать по ссылке. А сейчас предлагаем вам познакомиться с историей и кратким описанием этого интересного понятия.

Краткая история

Ещё древнегреческие философы, к примеру, Аристотель и Платон, проявляли интерес к пониманию природы сознания человека. На эту тему было написано множество трудов и выдвинуто огромное количество предположений. Позже, уже в XVII столетии, французским философом, физиком и математиком Рене Декартом было популяризовано представление о том, что разум и тело человека представляются собой два самостоятельных объекта. Среди других великих мыслителей XVII и XVIII столетий, размышлявших о разуме, можно назвать Джона Локка, Иммануила Канта, Дэвида Юма, Томаса Гоббса, Роберта Бертона, Джорджа Беркли и других. Но если в том время большинство размышлений на эту тему имели скорее теоретический характер, то уже в конце XIX века вопрос о человеческом знании стал изучаться экспериментальной психологией, причиной чему стала деятельность немецкого врача, физиолога и психолога Вильгельма Вундта.

В начале XX века популярное на тот момент представление людей о разуме изменил основоположник бихевиоризма – американец Джон Бродес Уотсон. Согласно ему, сознание человека само по себе не может является предметом интереса науки, но лишь поведение, которое можно наблюдать, можно и нужно изучать при помощи научных подходов.

В 50-е годы минувшего столетия точка зрения на тему человеческого сознания вновь начала претерпевать изменения, т.к. учёными начали осмысляться различные теории разума, которые основывались на исключительно сложных воззрениях и процедурах вычисления. Американский психолог Джордж Миллер впервые использовал понятие о ментальных представлениях, а другие учёные (Герберт Саймон, Аллен Ньюелл, Марвин Минский и Джон Маккарти) стали основателями области под названием «искусственный интеллект». В дальнейшем изучение разума было удалено американским лингвистом Ноамом Хомским из бихевиоризма и некоторых других направлений, изначально находившихся в фокусе психологической науки.

А само понятие «когнитивистика» было впервые предложено в 1973 году исследователем искусственного интеллекта Кристофером Лонге-Хиггинсом. В течение ближайших десяти лет появилось Общество Когнитивистики и журнал «Cognitive Science». С тех пор когнитивистика начала развиваться в качестве отдельного направления.

Среди наиболее известных когнитивистов можно назвать следующих личностей:

  • Дэниел Деннет – исследователь вычислительных систем
  • Джон Серл – автор мысленного эксперимента «Китайская комната»
  • Джерри Фодор – известный защитник функционализма
  • Дуглас Хофштадтер – знаменитый информатик и физик
  • Джордж Лакофф – исследователь в области лингвистики
  • Джеймс МакКлелланд – физиолог и исследователь работы мозга
  • Стивен Пинкер – специалист по экспериментальной психологии

Уже только этот небольшой список может сказать о том, что когнитивистика является очень актуальным научным направлением. И причиной этому во многом служат её методы – они крайне интересны, и о них стоит упомянуть отдельно.

На чём основываются методы когнитивистики?

Методология когнитивистики построена на использовании компьютерных моделей, позаимствованных из теории искусственного интеллекта, и экспериментальных методах, взятых их психологии, а также физиологии высшей ЦНС. Так разрабатываются точные теории работы мозга человека.

Применяет когнитивистика два классических вычислительных метода, направленных на моделирование когнитивных систем:

  • Символицизм – основан на идее о том, что мышление человека аналогично мышлению компьютера, имеющего центральный процессор и обрабатывающего потоки символьных данных
  • Коннекционизм – основан на идее о том, что мышление человека невозможно уподобить компьютерному процессору, т.к. это несовместимо с нейробиологическими данными о деятельности мозга; мышление можно стимулировать искусственными нейронными сетями, состоящими из «формальных» нейронов, которые одновременно обрабатывают потоки данных

В классическом подходе когнитивистики проблема взаимосвязи сознания с мозгом игнорировалась, как и проблема взаимосвязи психологической и нейробиологической наук, что было причиной одного из провалов когнитивистики в прошлом. Но в 80-х годах прошлого века учёные-нейробиологи стали гораздо ближе взаимодействовать с психологами, благодаря чему появилась новая наука – когнитивная нейробиология.

Когнитивистика сегодня

Современная когнитивистика (или когнитивная нейробиология) использует методы визуализации мозга, позволяющие на опытном уровне доказать связь ментальных феноменов и физиологии мозга. И если в прошлом традиционной когнитивистикой сознание человека не учитывалось, то сегодняшняя когнитивистика не просто берёт сознание во внимание – оно является одним из основных объектов её исследований.

Пожалуй, самым главным техническим достижением, которое вообще сделало возможным существование и развитие когнитивистики, являются инновационные методы сканирования мозга, например, томография. Именно она, вместе с некоторыми другими методами, позволила впервые в истории человечества узнать, что такое мозг изнутри, а также заполучить уникальную практическую информацию о его функционировании, а не просто косвенные данные, как это было прежде. Немаловажное значение в этом процессе, конечно же, имеет и разработка и создание всё более мощных компьютеров.

Если же попытаться разделить всю когнитивную на части, то можно поразиться тому, сколько составляющих она в себе содержит. К ней относится когнитивная психология и когнитивная лингвистика, математическая логика и искусственный интеллект, материальная когнитивная наука и когнитивная этология, философия сознания и неврология, нейрофизиология и нейробиология, а также нейролингвистика, когнитивная география, когнитивная антропология, нейронаука и экспериментальная психология познания.

Тот прогресс, который наблюдается в когнитивной науке в настоящее время, по мнению учёных, может помочь человечеству раскрыть те тайны, которые скрывает в себе разум, иначе говоря, детально описать процессы, происходящие в человеческом мозге и отвечающие за деятельность высшей нервной системы. Если же человечество будет обладать такими данными, это сделает ещё более реальным и значительно ускорит создание искусственного разума, способного обладать независимыми когнитивными способностями, способного к творческой деятельности и даже полноценному взаимодействию с человеком.

Пока же остаётся только следить за развитием этого уникального научного направления.

4brain.ru

Наука о невысказанном: что такое когнитивная лингвистика

Чему бы мы ни учились, мы вряд ли сможем обойтись без языка. Но язык — не только инструмент для передачи информации или ключ к процессам познания: он отчасти сам формирует ту реальность, которую мы познаем. Взаимодействием языка и познания занимается когнитивная лингвистика. По просьбе T&P кандидат филологических наук и эксперт по корпоративным коммуникациям Оксана Смирнова поговорила с лингвистом-когнитологом Андреем Кибриком о том, как мы структурируем знания, о чем говорим, когда не говорим, и какой у всего этого прикладной смысл.

Лингвист, доктор филологических наук, директор Института языкознания РАН

— Что такое когнитивная лингвистика — если попробовать объяснить максимально просто?

— Для начала надо объяснить, что такое вообще лингвистика. Вы удивитесь, но есть много недоразумений, связанных уже с этим термином. Иногда так называют преподавание иностранных языков, у многих лингвистика ассоциируется с правилами правописания — но на самом деле это все абсолютно периферийные вещи.

Лингвистика — одна из фундаментальных наук, которая изучает, как люди владеют и пользуются языком. Развернутый членораздельный язык — это наша главнейшая особенность, один из очень немногих четких признаков, по которым мы отличаемся от близкородственных биологических видов, например от шимпанзе. И лингвистика занимается им во всех аспектах.

Так исторически сложилось, что людям проще и удобнее изучать мироздание, поделив его на кусочки. Поэтому, например, разные факультеты в университете занимаются разными науками, хотя в реальной жизни все это неразделимо. Иногда границы начинают абсолютизироваться, и идет борьба за чистоту той или иной дисциплины. От этого очень пострадала лингвистика в XX веке: ученые настаивали на том, что язык — это вещь в себе и для себя и изучать его надо отдельно от всех остальных явлений и процессов.

А когнитивная лингвистика — это как раз противоположный подход.

В основе когнитивной лингвистики лежит убеждение о том, что язык теснейшим образом связан со всеми мыслительными и познавательными процессами человека,

с запоминанием, с извлечением данных из памяти, с передачей сведений от одного мозга к другому. И языковой компонент в этом сложном комплексе — всего лишь один из многих. Поэтому когнитивная лингвистика открыта для контакта с соседними науками — психологией, нейрофизиологией, философией, искусственным интеллектом.

Эта дисциплина начиналась в основном с исследований в области лексической семантики, значений слов. Само явление значения слова основано на том, что человеку свойственно дробить действительность на категории: есть кошка, а есть собака. И разные слова в языке обозначают разные классы в реальности.

Но как быть с нечеткими категориями? Возьмем класс «стул»: кресло или табуретка — это еще стул или уже нет? Вроде бы это языковой вопрос — как мы понимаем слово «стул», а с другой стороны, здесь подключаются и другие науки. Когнитивная лингвистика помогает со всем этим разобраться.

Онлайн- и офлайн-явления в языке

— Какими основными понятиями оперирует когнитивная лингвистика сегодня?

— Если говорить о российской лингвистике, то в какой-то момент ее захлестнула лавина работ и диссертаций по концептам❔Концепт в когнитивной лингвистике
Понятие, которое зафиксировано в языке, отражает культурно-исторический опыт народа и особенности мировосприятия — личного и общественного. Пример — концепт «собака» в сознании маленького ребенка. Его базовые признаки (мохнатый зверь с ушами, четырьмя лапами и мокрым носом, умеет лаять и гоняется за кошками) совпадут у разных детей, а вот периферийные будут различаться для малыша, у которого дома живет чихуахуа, и для ребенка, познакомившегося на даче у бабушки с кавказской овчаркой. — Прим. О.С., именно им долго уделялось особенное внимание. Дошло до того, что наш главный лингвистический журнал «Вопросы языкознания», издаваемый Институтом русского языка РАН, предупреждает авторов, что работы по изучению «концептов» не относятся к приоритетной проблематике, и оставляет за собой право не рассматривать их.

С чем связано такое решение, ведь на первый взгляд вроде бы ничего плохого в концептах нет? Этот вопрос очень непростой, один из возможных ответов на него лежит на поверхности и связан с тем, что так называемая концептология — это бесконечный процесс. Фактически почти любому слову можно приписать концепт, а слов в языке сотни тысяч. Сколько же нам потребуется диссертаций, чтобы описать каждый концепт? Вроде бы и неплохое упражнение, но смущает именно бесконечность, повторяемость и однотипность таких работ. Я не изучал детально этот вопрос, но, возможно, это просто более легкий путь, и поэтому многие по нему идут. Мне лично кажется более важным заниматься ключевыми, центральными темами языкознания.

Один из классиков когнитивной лингвистики, которые, собственно, и заявили об этой науке в конце 70-х годов, американец Джордж Лакофф в своих книгах «Метафоры, которыми мы живем» и «Женщины, огонь и опасные вещи: Что категории языка говорят нам о мышлении», помимо концептов, рассматривает такие понятия, как концептуальная метафора❔Концептуальная (или когнитивная) метафора
Прием мышления о мире, воплощенный в языке. Состоит в том, что более сложная для понимания область объясняется через более простую. Например, бизнес как спорт или как война («Мы взяли отличный темп и будем бежать еще быстрее»; «Отсылать армии мерчендайзеров»), жизнь как путешествие («Земную жизнь пройдя до половины…»), горе как жидкость («хлебнуть / испить горя»). — Прим. О.С. и метонимия❔Когнитивная метонимия
Еще один базовый прием мышления, когда один ясно понимаемый или легко воспринимаемый аспект чего-либо используется для обозначения вещи в целом или какого-либо другого ее аспекта или части. Например, «Кремль молчит» (молчит не само здание Кремля, а люди, которые в нем работают), «читать Пушкина» (не самого поэта как человека, а его произведения), «выпить целую чашку» (то есть ее содержимое, а не сам сосуд). — Прим. О.С., категория❔Категория
Конкретная ячейка в системе знаний и представлений человека о мире и о себе самом, которая отображает определенный фрагмент действительности в нашем сознании. При ответе на вопрос «Что это?» или «Кто это?» мы используем категории базового уровня, они различаются для разных людей. Например, для абсолютного большинства базовой категорией будет слово «собака», а для кинолога — немецкая овчарка, пудель или той-терьер. — Прим. О.С., прототип.❔Прототип
Самый типичный представитель категории, ее эталон, в котором присутствуют все типичные признаки категории. Например, воробья можно считать прототипом категории «птица», а страуса — вряд ли. Аналогично немецкая овчарка для большинства людей будет считаться лучшим прототипом категории «собака», чем той-терьер. — Прим. О.С.

Они очень важны для понимания того, как хранятся и структурируются знания в языке, но и здесь есть определенная узость.

— Какая?

— Дело в том, что язык имеет две основные функции: хранение знаний о мире и обмен этими знаниями между людьми. Вслед за классиками Лакоффом и Лангакером западная когнитивная лингвистика традиционно уделяет больше внимания первой части — лексической семантике, структуре знаний, хранению, памяти. Я называю все это офлайновым аспектом языка, установка на его изучение сохраняется и до сих пор. А онлайновые явления — то есть все, что связано с интерактивной функцией языка, речевым взаимодействием между людьми, или дискурсом, — из программы выпадает.

И я как раз этой онлайновой частью интересуюсь больше всего. В моей докторской диссертации «Анализ дискурса в когнитивной перспективе» я писал о том, что это ничуть не в меньшей степени когнитивное направление, но там важнее другие аспекты — например, не долговременная память, а оперативная, то, в каком порядке мы обрабатываем некий минимальный объем информации, как делимся ею с собеседником.

Когнитивное обязательство

— Как когнитивная лингвистика соотносится со смежными дисциплинами?

Уже упомянутый мной Джордж Лакофф сформулировал так называемое когнитивное обязательство:

чтобы заниматься когнитивной лингвистикой, нужно знать то, чтó известно о языке и мозге в том числе и соседним наукам.

Я считаю, что это абсолютно неизбежно: нельзя закрываться в рамках своей области и просто домысливать, что думают, например, психологи про мышление, сознание и память, — надо реально изучать их труды.

Несколько лет я руководил Межрегиональной ассоциацией когнитивных исследований. Эта ассоциация проводит серию конференций, где происходит взаимное «опыление» людей с разным профессиональным бэкграундом. Лично для меня это сыграло огромную роль: я стал другим человеком, стараясь вникнуть в то, как психологи и нейрофизиологи думают, как строят исследования, как приходят к своим выводам, какие у них понятийные категории и так далее. Именно по этому пути должно идти развитие.

С 2003 года проходит серия международных семинаров под названием «Эмпирические методы в когнитивной лингвистике» — их цель как раз в том, чтобы не только теоретизировать, сидя в кресле, как устроены язык и мозг человека, но и заниматься в том числе и нейроисследованиями, которые отвечают на теоретические вопросы. Так что когнитивная лингвистика активно взаимодействует и с нейролингвистикой, и с экспериментальной лингвистикой.

Есть у нас точки пересечения и с компьютерной лингвистикой — областью искусственного интеллекта, которая занимается приложениями, работающими с языком. Ее классические направления — это вопросно-ответные системы (в том числе популярные сегодня чат-боты. — Прим. О.С.), системы автоматического распознавания символов и речи (АVR — automatic voice recognition, который используется в колл-центрах с автоответчиками и роботами. — Прим. О.С.), автоматического перевода и автоматического реферирования текста. Во всех этих системах огромную роль играет машинное обучение, а чтобы грамотно его организовать, необходимо хорошо разбираться в алгоритмах и закономерностях человеческого мышления.

Но в то же время, конечно, есть масса людей, которым уютно в своей привычной нише — тут и со своей-то наукой не разберешься, а еще и соседние надо изучать, это сложно, тяжело, да и зачем?

— А как другие ученые относятся к этому направлению?

— К сожалению, сегодня мы наблюдаем некоторый скепсис по отношению к когнитивной лингвистике, и он, увы, имеет объективные причины. Дело в том, что иногда люди, которые ассоциируют себя с этой дисциплиной, работают на недостаточно высоком уровне и в какой-то мере компрометируют всю идею. Появилось очень много исследований и диссертаций, где используется это броское слово, но дальше общего ментализма и декларации о том, что язык как-то связан с мышлением, дело не идет.

При этом и сама лингвистика в целом по-прежнему продолжает сопротивляться когнитивному подходу: установка XX века на то, что язык — это особая и ни с чем не связанная вещь в себе, оказалась безумно сильна.

Источник: giphy.com

Источник: giphy.com

Слова, жесты, взгляды

— Какие направления актуальны для современной когнитивной лингвистики?

В последнее время когнитивная лингвистика стала активно изучать мультимодальность — то, как люди общаются друг с другом не только словами, но и интонацией, темпом и громкостью речи, жестами рук, движениями головы, мимикой, направлением взора.

Если мы говорим с собеседником через видеосвязь, наш контакт будет более полноценным, чем по телефону, ведь мы на самом деле передаем большýю часть информации через невербальные каналы.

Это направление меня сейчас особенно интересует.

Пять лет я вел проект российского научного фонда «Язык как он есть», где мы изучали мультимодальный, или мультиканальный, дискурс: то, как люди одновременно задействуют множество коммуникативных каналов и как информация делится между этими каналами. Этим занимаются и мои зарубежные коллеги-когнитологи. Например, американец Алан Ченки, профессор Свободного университета Амстердама и заведующий лабораторией в МГЛУ, вместе с московскими специалистами работает на стыке когнитивной лингвистики и мультимодальности, изучая, в частности, жестикуляцию носителей русского языка.

— А были исследования, как мультимодальность влияет на адресата речи?

Да, конечно — на одной из недавних конференций мы с коллегами рассказывали о результатах нашего исследования, как слушающие следят за жестами говорящего.

Во время речи люди в среднем примерно половину времени жестикулируют. По тому, куда смотрит слушающий, можно судить, на что он обращает внимание. Чтобы отследить глазодвигательную активность участников, мы использовали айтрекинговые очки, и выяснилось, что практически постоянно люди смотрели на лицо говорящего — в глаза и на рот, но какую-то долю времени и на руки. Значит,

нам не безразлично, как наши собеседники жестикулируют, мы извлекаем из этого какую-то информацию для себя.

При этом есть довольно серьезное индивидуальное варьирование: разные люди в разной степени обращают внимание на жестикулирующие руки, но в целом доля времени заметная.

Это явление подробно изучает один из ведущих российских психолингвистов, профессор МГУ им. Ломоносова и моя коллега по научным исследованиям Ольга Федорова.

В конце прошлого века много говорили об исследовании американского психолога Альберта Меграбяна, на которое и сегодня часто опираются тренеры по ораторскому искусству. Он подсчитал, что 55% информации мы извлекаем из визуального канала коммуникаций, 38% — из интонации, а из слов только 7%. На мой взгляд, это сильный перебор: все-таки вербальный компонент у человека остается ключевым, хоть и другие тоже есть. Все это надо изучать эмпирически, и здесь перед нами огромный путь.

Когнитивная лингвистика на случай важных переговоров

— В когнитивных исследованиях есть примеры анализа политических, бытовых, художественных текстов. А кто-нибудь когда-нибудь анализировал с позиций когнитивной лингвистики бизнес-дискурс?

— Конечно, есть такие работы. Приведу один пример. В лекциях студентам я рассказываю о так называемых жанровых схемах — это шаблоны, по которым строится текст определенного жанра, и цитирую исследование ученого Кеннета Конга из Гонконга о схемах деловых писем, которое проводилось в конце прошлого века. Тогда Гонконг еще был британским и только готовился к передаче в состав Китая, поэтому изучались две группы бизнесменов — китайцы и британцы по происхождению.

Автор сравнивал схемы их писем и при определенном сходстве обнаружил любопытные культурно-специфические различия. В частности, британцы сразу берут быка за рога, они уже в первой строке задают цель своего письма. А китайские бизнесмены подводят к теме постепенно, стараются сначала затянуть автора в свои задачи, расположить его к себе несколькими ходами, а потом уже сообщать о своем предложении.

Я на протяжении 20 лет рассказываю об этом нашим московским студентам и прошу их представить себя бизнесменом, пишущим деловое письмо партнерам. Кем вы себя представите, китайцем или британцем? Двадцать лет назад почти единодушно студенты выбирали китайский способ, но за это время произошло очень сильное западное влияние, и сейчас уже более половины склоняются к англосаксонскому варианту, когда нужно сразу прямо сказать, а уж читатель сам решит — выбросить в корзину или читать дальше. Это мое мини-исследование показывает тенденцию, которая увязывает характеристики делового дискурса с культурными стереотипами.

— Для предпринимателей язык — не только средство общения, но и средство продажи, убеждения. На помощь им приходят сторителлинг, нейрокопирайтинг, инфостиль… Как вы считаете, в обозримом будущем открытия когнитивной лингвистики помогут людям создавать более эффективные тексты для бизнеса, или все же эта наука скорее о другом?

— Это непростой вопрос… Был такой случай — один знакомый психолог пригласил меня выступить с лекцией перед сотрудниками компании, которая занимается рекламой. Я пришел, но сразу почувствовал, что мои знания на практике не очень применимы напрямую к их области…

Дело в том, что когнитивная лингвистика все-таки скорее относится к теоретическим, чем к прикладным наукам, поэтому прямых и однозначных инструкций от нее ждать не стоит. Но вместе с тем те же исследования в области мультимодальности могут иметь огромное количество практических аспектов, в том числе и для прикладных задач, которые рождаются в новых областях — и для робототехники, и для криминалистики, и для бизнеса. Я вполне допускаю, что в будущем к нашему коллективу кто-то обратится с запросом о продолжении этих разработок для практических целей, но пока таких запросов не было.

Что читать и слушать: выбор Андрея Кибрика

Статьи, сайты и лекции, посвященные когнитивной лингвистике
Источник: giphy.com

Цикл регулярных семинаров Института перспективных исследований мозга МГУ, руководит которыми директор Института, нейробиолог, профессор, член-корреспондент РАН Константин Владимирович Анохин (внук известного советского физиолога, создателя теории функциональных систем академика Петра Кузьмича Анохина). На сайте доступны архивы с видеозаписями всех прошедших семинаров за последние три года. Следующий цикл пройдет осенью в МГУ.

Источник: giphy.com

Мы с коллегами выпускаем этот электронный журнал раз в квартал с 2014 года, статьи публикуются на русском и английском языках. Все материалы доступны для бесплатного скачивания в формате PDF.

Источник: giphy.com

На этом сайте собраны все материалы ежегодных конференций «Когнитивная наука в Москве: новые исследования».

Источник: giphy.com

Этот портал о современной фундаментальной науке регулярно публикует интервью с российскими и зарубежными учеными, анонсирует последние научные открытия и результаты экспериментов, которые могут изменить нашу жизнь. Есть здесь и моя видеолекция о когнитивной лингвистике, где я подробно рассказал о теории метафор, когнитивном обязательстве и автономной концепции языка.

Крупнейшие центры когнитивных исследований

Где можно учиться по теме #лингвистика

Где можно учиться по теме #филология

Читайте нас в Facebook, VK, Twitter, Instagram, Telegram (@tandp_ru) и Яндекс.Дзен.

theoryandpractice.ru

Когнитивная лингвистика — это… Что такое Когнитивная лингвистика?

Когнитивная лингвистика — направление в языкознании, которое исследует проблемы соотношения языка и сознания, роль языка в концептуализации и категоризации мира, в познавательных процессах и обобщении человеческого опыта, связь отдельных когнитивных способностей человека с языком и формы их взаимодействия.

Вообще, когнитивизм есть совокупность наук, объединяющая исследования общих принципов, управляющих мыслительными процессами. Таким образом, язык представляется как средство доступа к мыслительным процессам. Именно в языке фиксируется опыт человечества, его мышление; язык — познавательный механизм, система знаков, специфически кодифицирующая и трансформирующая информацию.

Объектом когнитивной лингвистики является язык как механизм познания.

Когниция

Предметом когнитивной лингвистики является человеческая когниция — взаимодействие систем восприятия, представления и продуцирования информации в слове. В значении единиц языка заложены познавательные структуры, что проявляется при образовании окказиональных слов. Например, у Пушкина находим — «Я влюблён, я очарован, словом, я огончарован». Большое воздействие на развитие когнитивной лингвистики оказывает семантика.

Основные направления

Теория современной когнитивной лингвистики состоит из нескольких индивидуальных исследовательских программ, которые созданы 6-7 учёными. При этом эти индивидуальные исследовательские программы не образуют единой теории.

В 90-е гг. XX в. появились 4 направления в когнитивизме:

1. Описание и объяснение ментального механизма, объясняющие взаимодействие стимула и реакции.

2. Главная роль в осуществлении мыслительной деятельности принадлежит субъекту; он инициатор и источник всех действий.

3. Исследование внутренней мыслительной природы человека.

4. Изучение когнитивных процессов в отношении с аффектами.

Разделы когнитивной лингвистики

Когнитивная лингвистика подразделяется на три основных раздела:

  • Когнитивная семантика, занимающаяся в первую очередь лексической семантикой
  • Когнитивная грамматика, занимающаяся главным образом синтаксисом, морфологией и остальными областями языкознания, связанными с грамматикой.
  • Когнитивная фонология.

Интересующие когнитивную лингвистику аспекты когниции включают в себя:

  • Конструктивную грамматику и Когнитивную грамматику.
  • Концептуальная метафора и концептуальное смешивание.
  • Концептуальная организация: Категоризация, Метонимия, Рамочная семантика, и Иконичность.

Когнитивная лингвистика, в большей степени чем генеративная лингвистика, пытается соединить в единое целое эти направления. Сложности возникают в связи с тем, что терминология когнитивной лингвистики ещё не устоялась окончательно, поскольку это относительно новая область исследований, а также по причине контактов с другими дисциплинами.

Разработки когнитивной лингвистики становятся признанными способами анализа литературных текстов. Когнитивная поэтика стала важной частью современной стилистики. Лучшей книгой по этой дисциплине остаётся Cognitive Poetics Питера Стокуэлла .[1]

Лингвисты-когнитивисты

См. также

Ссылки

1. Когнитивная лингвистика. Попова З.Д. Стернин И.А.

  1. Stockwell, Peter (2002). Cognitive poetics: An Introduction. London and New York: Routledge.

dic.academic.ru

Лингвистика — это… Что такое Лингвистика?

  • ЛИНГВИСТИКА — (нем. Linguistik, от лат. lingua язык). Наука о языке, состоящая в историко сравнительном изучении языков. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЛИНГВИСТИКА [фр. linguistique Словарь иностранных слов русского языка

  • лингвистика — и, ж linguistique f. Наука о языке; языкознание, языковедение. БАС 1. Но он не прочь и от грамматики и занимается Славянскими наречиями, знает хорошо уже по Богемски; но Лингвистика должна уступить место Археологии, естьли Русской возьмется… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • лингвистика — языкознание, языковедение Словарь русских синонимов. лингвистика см. языкознание Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова …   Словарь синонимов

  • Лингвистика — учение о языке, исследующее закономерности его структуры, функционирования и развития, включающее сравнение отдельных языков с целью выявления генетических и типологических связей между ними. По английски: Linquistics Синонимы: Языкознание См.… …   Финансовый словарь

  • ЛИНГВИСТИКА — (от латинского lingua язык), то же, что языкознание …   Современная энциклопедия

  • ЛИНГВИСТИКА — (от лат. lingua язык) то же, что языкознание …   Большой Энциклопедический словарь

  • ЛИНГВИСТИКА — ЛИНГВИСТИКА, лингвистики, жен. (от лат. lingua язык). Наука о языке, языковедение, языкознание. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • ЛИНГВИСТИКА — ЛИНГВИСТИКА, и, жен. Наука о языке 2 (в 1 и 2 знач.), языкознание. | прил. лингвистический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • ЛИНГВИСТИКА — жен. наука сравнительного исследования языков; языковедение, языкознание. Лингвистический, к лингвистике относящийся. Лингвист муж. тка жен. языковед. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 …   Толковый словарь Даля

  • ЛИНГВИСТИКА — (от лат. lingua язык) англ. linguistics; нем. Linguistik. Учение о языке, исследующее закономерности его структуры, функционирования и развития, включающее сравнение отдельных языков с целью выявления генетических и типологических связей между… …   Энциклопедия социологии

  • dic.academic.ru

    лингвистика — это… Что такое лингвистика?

  • Лингвистика — см. Языковедение. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939. лингвистика …   Литературная энциклопедия

  • ЛИНГВИСТИКА — (нем. Linguistik, от лат. lingua язык). Наука о языке, состоящая в историко сравнительном изучении языков. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЛИНГВИСТИКА [фр. linguistique Словарь иностранных слов русского языка

  • лингвистика — и, ж linguistique f. Наука о языке; языкознание, языковедение. БАС 1. Но он не прочь и от грамматики и занимается Славянскими наречиями, знает хорошо уже по Богемски; но Лингвистика должна уступить место Археологии, естьли Русской возьмется… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • лингвистика — языкознание, языковедение Словарь русских синонимов. лингвистика см. языкознание Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова …   Словарь синонимов

  • Лингвистика — учение о языке, исследующее закономерности его структуры, функционирования и развития, включающее сравнение отдельных языков с целью выявления генетических и типологических связей между ними. По английски: Linquistics Синонимы: Языкознание См.… …   Финансовый словарь

  • ЛИНГВИСТИКА — (от латинского lingua язык), то же, что языкознание …   Современная энциклопедия

  • ЛИНГВИСТИКА — (от лат. lingua язык) то же, что языкознание …   Большой Энциклопедический словарь

  • ЛИНГВИСТИКА — ЛИНГВИСТИКА, лингвистики, жен. (от лат. lingua язык). Наука о языке, языковедение, языкознание. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • ЛИНГВИСТИКА — ЛИНГВИСТИКА, и, жен. Наука о языке 2 (в 1 и 2 знач.), языкознание. | прил. лингвистический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • ЛИНГВИСТИКА — жен. наука сравнительного исследования языков; языковедение, языкознание. Лингвистический, к лингвистике относящийся. Лингвист муж. тка жен. языковед. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 …   Толковый словарь Даля

  • ЛИНГВИСТИКА — (от лат. lingua язык) англ. linguistics; нем. Linguistik. Учение о языке, исследующее закономерности его структуры, функционирования и развития, включающее сравнение отдельных языков с целью выявления генетических и типологических связей между… …   Энциклопедия социологии

  • dic.academic.ru

    определение и виды :: SYL.ru

    Среди большинства гуманитарных наук особое внимание стоит уделить лингвистике. Данная наука имеет большое влияние на жизнь каждого из нас, а отдельные ее разделы изучаются не только в университетах, но и в школах.

    что такое лингвистика

    Давайте поговорим о том, что такое лингвистика, и каковы ее основные разделы.

    Определение лингвистики

    Лингвистика — наука, изучающая язык, его развитие, явления, составляющие тот или иной язык элементы и единицы. Термин происходит от латинского lingua — «язык». Синонимом лингвистики считается исконно русский термин языкознание.

    Большинство лингвистических дисциплин изучается в университетах на филологических факультетах, а с основами лингвистики мы знакомимся еще в начальной школе на уроках русского и иностранного языков.

    Классические разделы языкознания

    Итак, мы с вами выяснили, что такое лингвистика, и теперь можем поговорить об основных ее разделах. Основными или классическими разделами лингвистики, с которыми каждый из нас знакомится на протяжении всего обучения в школе, являются фонетика, графика, морфология, синтаксис, лексикология и фразеология, а также стилистика.

    Изучение любого языка начинается с фонетики и графики.

    Фонетика – раздел языкознания, изучающий звуковой строй языка, звуки и слоги. Графика же занимается изучением букв и соотношением их со звуками.

    Следующий раздел лингвистики, с которым знакомятся в школе, – грамматика. Это наука, изучающая строй языка. Состоит из двух разделов: морфологии и синтаксиса. Морфология изучает части речи языка и их словообразование и словоизменение. Синтаксис же изучает словосочетания и предложения. Отметим, что с синтаксисом тесно связана пунктуация, которая изучает правила употребления знаков препинания.

    когнитивная лингвистика

    Периодически в ходе изучения языка школьники изучают и другие разделы лингвистики: лексикологию и фразеологию, стилистику.

    Лексикология — наука, изучающая словарный состав языка, устанавливающая значение слов, норм их употребления. В лексикологии рассматриваются синонимы и антонимы, паронимы, лексический состав языка по происхождению, социальному употреблению.

    Фразеология – раздел, который изучает фразеологизмы, то есть устойчивые выражения того или иного языка.

    Стилистика — наука о стилях речи и средствах языковой выразительности. В школе ученики постоянно знакомятся с художественным и публицистическим, научным, эпистолярным стилями языка. Учатся не только узнавать их, но и самостоятельно создавать тексты в том или ином стиле.

    Специальные разделы

    При поступлении в университет на филологический факультет, студенты продолжают свое знакомство с языкознанием, узнают, что такое лингвистика и сколько разделов и наук она в себе содержит на самом деле.

    Так, лингвистика делится на теоретическую, которая занимается проблемами лингвистических моделей, и прикладную, направленную на поиск решений практических задач, связанных с изучением языка и его использованием в других областях знаний. Кроме того, выделяют практическую лингвистику, занимающуюся проблемами передачи и познания языка.

    разделы лингвистики

    К теоретической лингвистике относятся ранее упомянутые нами разделы языкознания, такие как морфология и синтаксис, лексикология, стилистика и другие.

    Прикладные разделы лингвистики

    К прикладным разделам лингвистики относятся когнитивная лингвистика, диалектология и история языка, социолингвистика, психолингвистика, этнолингвистика, лексикография, лингводидактика, терминоведение, переводовение, компьютерная лингвистика.

    Каждый из этих разделов занимается изучением той или иной сферы языка, его применением.

    Так, этнолингвистика занимается изучением языка в его связи с культурой народа.

    Психолингвистика — наука на стыке психологии и лингвистики. Она изучает взаимоотношение языка, мышления и сознания.

    Когнитивная лингвистика занимается установлением связей между языком и мыслительной деятельностью человека, его вниманием и памятью, восприятием языка.

    Компьютерная лингвистика занимается проблемами машинного перевода, автоматического распознавания текстов, информационным поиском и даже лингвистической экспертизой.

    современная лингвистика

    Довольно интересна и лексикография – наука, занимающаяся составлением словарей.

    История языка занимается изучением развития языка, и в этом ей существенно помогает еще одна лингвистическая дисциплина — диалектология.

    Как видите, это далеко не полный перечень разделов и дисциплин, которые изучает современная лингвистика. С каждым годом появляются все новые и новые лингвистические дисциплины, изучаются все новые и новые языковые проблемы, связанные с развитием и совершенствованием языка.

    Выводы

    Лингвистика — наука, занимающаяся изучением языков и их строением. Она имеет немало языковых разделов, и с каждым годом их становится все больше и больше. С некоторыми лингвистическими дисциплинами мы знакомимся еще на школьной скамье, но основная их масса изучается на филологических факультетах.

    Теперь вы знаете, что такое лингвистика и из каких основных разделов она состоит.

    www.syl.ru

    ГЕНЕРАТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА — это… Что такое ГЕНЕРАТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА?

    
    ГЕНЕРАТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА
    ГЕНЕРАТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА
    (или порождающая лингвистика) — направление в структурной лингвистике, возникшее в 1950-е гг., основателем которого является американский лингвист Ноам Хомский. Г. л. настолько изменила большинство представлений традиционной структурной лингвистики, что ее называют «хомскианской революцией» в языкознании. В основе Г. л. лежит представление о порождающей модели языка, то есть о конечном наборе правил, способных задать, или породить, все правильные, и только правильные, предложения языка. Таким образом, Г. л. не описывает язык, как это делала традиционная лингвистика, в том числе и структурная, а представляет процесс моделирования языка. Зарождение Г. л. связано с послевоенным стремлением к моделированию, с компьютерной революцией, с построением модели генетического кода, с развитием машинного перевода и математической лингвистики. Наиболее понятной и простой для объяснения является модель «по непосредственно составляющим». Надо сказать, что Г. л. прежде всего отличается от традиционного языкознания тем, что она в буквальном смысле перевернула представления о том, как, с какой стороны языковой иерархии порождается речь. Традиционные представления: из звуков складываются части слов, из них -слова, из них — словосочетания, а из словосочений предложения. С точки зрения Г. л. порождение речи происходит от синтаксиса к фонологии, то есть начиная с самых абстрактных синтаксических структур. Вот как выглядит модель непосредственно составляющих для предложения — Маленький мальчик ест мороженое. В начале анализа имеется идея целостного предложения (S), затем предложение раскладывается на именную группу (N; маленький мальчик) и глагольную группу (V; ест мороженое). Затем конкретизируются именная группа (она членится на определение (А) и определяемое слово) и глагольная группа – на глагол и прямое дополнение (O). Графически можно представить как дерево составляющих. Казлось бы, все просто, и Г. л. напоминает школьный анализ по членам предложения (кстати, Хомский подчеркивал, что Г. л. стремится формализовать именно такие традиционные предстюления о языке). Но поначалу, когда язык программирования был несовершенным, компьютер иногда не различал тонкостей естественного языка, например синонимию и омонимию, и порождал безупречные с синтаксической точки зрения, но семантически аномальные предложения. Такие, например (примеры взяты из книги Ю.Д. Апресяна): Когда инженер Смолл смазан, вода в звонках подогревается. После того как он покрыт, оно никогда не восхищается его паром. Оно больше им не управляет, и не кладет оно его под четыре гладких пола. Последователи Хомского начали понимать, что не синтаксис, а семантика, смысл предложения. И появилось новое направление Г. л. — генеративная семантика. В ее формировании сыграли значительную роль русские ученые — И. Мельчук, А.К. Жолковский, Ю. Мартемьянов. Огромной заслугой Хомского перед наукой была разработка так называемого трансформационного анализа. Например, традиционный синтаксис не знал, как быть с предложениями: (1) Мальчик ест мороженое. (2) Мороженое съедается мальчиком. Что это — одно и то же предложение или два разных? С одной стороны, оба предложения передают одно и то же сообщение, но почему-то в первом «мальчик» — это подлежащее, а во втором — косвенное дополнение в творительном падеже. Хомский ввел разграничение глубинной и поверхностной синтаксических структур. С точки зрения глубинной структуры, (1) и (2) — это одно предложение, с глубинным подлежащим (агентом) — мальчиком и глубинным объектом (пациенсом) — мороженым. Предложения (1) и (2) — поверхностные варианты глубинной структуры. (1) — так называемая активная конструкция — является фундаментальной. Переход от (1) к (2) называется пассивной трансформацией. Трансформаций может быть много — около десяти, например негативная: (3) Мальчик не ест мороженого — Неверно, что мальчик ест мороженое; или номинативная (то есть трансформирующая предложение из предикативного в номинативное, назывное): (4) Мальчик, который ест мороженое. Трансформационный анализ Хомского напоминает то, что делали в духе строгого контрапункта в серийной музыке начала ХХ в. (см. ДОДЕКАФОНИЯ). А теперь расскажем о генеративной семантике; разберем самую простую и хронологически первую ее модель Дж. Каца и Дж. Фодора. Она называется моделью семантических составляющих, или маркеров. Эта модель строит дерево, подобное тому, которое строил Хомский для синтаксиса предложения. Теперь оно строится для семантики многозначного слова. Рассмотрим хрестоматийный пример. Анализ слова bachelor, которое в английском языке имеет четыре значения: 1) бакалавр; 2) холостяк; 3) девушка (незамужняя дама) и 4) бычок. Модель Каца — Фодора основывается на том, что слово обладает дифференциальными семантическими признаками подобно тому, как ими обладает фонема (см. ФОНОЛОГИЯ). И эти признаки, так же как фонологические, строятся в виде бинарных оппозиций (см. БИНАРНАЯ ОППОЗИЦИЯ). В данном случае это пять признаков: 1. одушевленный / неодушевленный 2. человек /нечеловек 3. мужской / немужской 4. обладающий / не обладающий ученой степенью 5. замужний / незамужний (женатый / неженатый) (в английском языке это одно слово married). Ясно, что bachelor в значении «бычок» представляет собой сочетание признаков «одушевленный, нечеловек», а bachelor в значении «девушка-бакалавр» — «одушевленный, человек, немужской, обладающий степенью, незамужний». Эта сеть значений слова может быть представлена графически в виде дерева семантических составляющих: bachelor одушевленный человек нечеловек «бычок» мужской немужской обладающий не обладающий обладающий не обладающий степенью степенью степенью степенью «бакалавр» «бакалавр» женатый, неженатый женатый, неженатый «холостяк» «холостяк» замужний незамужний «девушка» замужний незамужний «девушка» Генеративные модели в 1950 — 1970 гг. строились и в области фонологии, и в применении к системе стиха (метрике). Однако в качестве господствующей лингвистической теории Г. л. осталась только в США. В Европе ее вытеснили более мягкие и ориентированные на прагматику, то есть на живую человеческую коммуникацию, модели (см. ТЕОРИЯ РЕЧЕВЫХ АКТОВ, ЛОГИЧЕСКАЯ СЕМАНТИКА).

    Словарь культуры XX века. В.П.Руднёв.

    .

    • ВРЕМЯ
    • ГЕНЕРАТИВНАЯ ПОЭТИКА

    Смотреть что такое «ГЕНЕРАТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА» в других словарях:

    • Генеративная лингвистика —     Лингвистика …   Википедия

    • Генеративная лингвистика — (от ср. лат. generativus  рождающий, порождающий)  одна из ветвей формального направления в лингвистике, возникшая под влиянием идей Н. Хомского в 50 60‑х гг. 20 в. и основывающаяся на описании языка в виде формальных моделей определённого типа.… …   Лингвистический энциклопедический словарь

    • генеративная лингвистика — одна из ветвей формального направления в лингвистике, возникшая под влиянием идей Н. Хомского и развивавшаяся главным образом в 1950 60 х гг.; основана на описании языка в виде формальных моделей определённого типа …   Энциклопедический словарь

    • генеративная лингвистика — лингвистическая дисциплина, изучающая порождающие механизмы описания языка трансформации …   Толковый переводоведческий словарь

    • ГЕНЕРАТИВНАЯ ПОЭТИКА — направление структурной поэтики (см. СТРУКТУРНАЯ ПОЭТИКА), возникшее в России в конце 1960 х гг. под влиянием генеративной лингвистики, а также теоретических идей С. М. Эйзенштейна (см. КИНО) и морфологии сюжета В. Я. Проппа (см. СЮЖЕТ).… …   Энциклопедия культурологии

    • Генеративная грамматика — Эту страницу предлагается переименовать в Порождающая грамматика. Пояснение причин и обсуждение  на странице Википедия:К переименованию/16 сентября 2012. Возможно, её текущее название не соответствует нормам современного русского языка… …   Википедия

    • ГЕНЕРАТИВНАЯ ПОЭТИКА — ГЕНЕРАТИВНАЯ ПОЭТИКА, порождающая поэтика, направление современного литературоведения, использующее методы генеративной лингвистики для моделирования литературных явлений и процессов — от частных (структура тропов, сюжет, метр) до их общей… …   Литературный энциклопедический словарь

    • Лингвистика —     Лингвистика …   Википедия

    • Лингвистика в СССР — Основная статья: Наука в СССР Лингвистика в Союзе Советских Социалистических Республик была представлена множеством школ и направлений, однако позиционировала себя как опирающаяся на единую методологию[1], которая определялась как марксистско… …   Википедия

    • Генеративная грамматика — Генеративная грамматика  см. Генеративная лингвистика, Грамматика …   Лингвистический энциклопедический словарь


    dic.academic.ru

    Добавить комментарий