Конструктивное общение: условия, правила, способы и приемы

Содержание

основные условия, правила и приемы

Главная » Психология общения

Опубликовано: Рубрика: Психология общения

Содержание

  1. Понятие конструктивного общения
  2. Для каких целей стоит обучаться ведению конструктивного диалога
  3. Что может помешать построению конструктивного диалога
  4. Какие существуют барьеры в общении
  5. Какие есть условия для построения правильного общения
  6. Основы и правила конструктивного диалога
  7. Уважение к оппоненту
  8. Интерес
  9. Умение слушать
  10. Не проявлять негатива
  11. Конструктивная критика
  12. Понятный лексикон
  13. Общие темы
  14. Отсутствие лжи
  15. Способы создать правильный диалог
  16. Обучение ребёнка азам конструктивного общения

Каждому человеку, живущему в социуме, приходится постоянно контактировать и общаться с другими людьми. Не важно к какому типу это относить: приятельскому общению или деловой встрече. И всегда хочется, чтоб это общение было удобным, не приносило дискомфорт. Как добиться конструктивного общения при контакте с людьми?

Понятие конструктивного общения

Если обратиться к терминологии, то понятием “конструктивного общения” называют умение донести до человека какую-то мысль без скандалов и упрёков. То есть, когда человек может просто объяснить и донести свою точку зрения до собеседника. При это не приводится “пустых фактов” в виде оценочных суждений, а к точке зрения собеседника относятся с пониманием и уважением. За определённое мировоззрение не пытаются принизить или оскорбить, его воспринимают, как чёткую позицию отдельного индивида.

Если же индивид чувствует постоянное напряжение и нарастание конфликта в момент разговора, то следует более внимательно относиться к такому собеседнику. Очевидно, что речь идёт об общении с токсичным человеком, который не понимает и не может создать действительно конструктивной диалог.

Для каких целей стоит обучаться ведению конструктивного диалога

Этому навыку нужно учиться не только для того, чтобы создать комфортное общение с собеседником, но и приобрести новый навыки. Как правило, с людьми, которые обладают таким навыком больше ценят в обществе. Они не имеют проблем с коммуникабельностью, легко сходятся с людьми и способны легко заводить новые знакомства.

Как правило, именно такие люди имеют больше возможностей в сфере устройства на работу, они легко сходятся с людьми и могут адаптироваться в любом коллективе.

Справка! Некоторые компании перед принятием на работу проводят тест на способность построения конструктивного диалога.

Считается, что это обязательный навык для руководящих должностей. Сотрудники, умеющие объяснить своё подчинённым суть работы и мотивировать к действию высоко ценятся внутри коллектива.

Читайте также:  Что такое поведение: понятие, виды

Что может помешать построению конструктивного диалога

Разумеется, есть то, что мешает человеку в построении конструктивного диалога с собеседником. К этим пунктам относятся:

  • оценочные суждения, касательно конкретной ситуации или личности. Человек не может быть на 100% уверен, давая оценку какой-то ситуации, ведь собеседник может не разделять взгляды;
  • слова “должен” и “обязан”. Нельзя насильно принудить человека к выполнению каких-либо действий. Это является элементом токсичности;
  • лишние вопросы. Назойливые вопросы максимально мешают построению конструктивного диалога;
  • диагностика поведения. Нельзя с точностью утверждать о мотивах собеседника в форме “ты боишься/не знаешь” и так далее;
  • отрицание наличия проблемы. Даже если индивиду кажется, что ситуация никчёмная и пустяковая, то его собеседник может быть другого мнения;
  • ссылаться на стороннюю тему. Даже если диалог кажется скучным, а тема не интересной, не стоит задевать чувства человека и менять направление беседы;
  • соревнования. Часто случается такое, что люди ставят себя в пример, причём для того, чтобы показать своё превосходство;
  • приказ. Ни один человек не любит принуждения и приказную форму. Именно это доставляет основной дискомфорт во время общения с другим человеком.

Это основные аспекты, которые мешают человеку построить качественный и конструктивный диалог с другим человеком. Как правило, неумение общаться свойственно токсичным людям, которые буквально давят своим общением на других людей.

Какие существуют барьеры в общении

Иногда то, что диалог не складывается, имеет несколько причин.

Психологи выделяют следующие, как основные:

  • избежание. Человек может отказываться от контакта или какого-либо общения просто из-за того, что не хочет быть жертвой не конструктивного диалога с постоянными осуждениями и давлением;
  • авторитет. К неготовым людям есть какой-то отдельный вид доверия, они автоматически завоёвывают авторитет в компании. Такими качествами обладают далеко не все люди;
  • фонетика. Иногда проблематично воспринимать общение с человеком из-за неправильности произношения, быстрого говорения и так далее.  Лучше всего разделять лексикон на группы людей. С привычной компанией можно общаться так, как привыкли все, но на работе или учёбе стоит выбирать более деловой стиль общения при контакте с людьми;
  • сематика. Это относится к лексикону и жаргону, который использует человек во время общения. Далеко не всем понятен молодёжный сленг или тюремный жаргон. Это может оттолкнуть и понизить уровень восприятия;
  • стыд и вина. Часто человек стыдится и винит себя из-за недостаточно высокой самооценки и неспособности отстоять свою позицию перед другими людьми.

Читайте также:  Как научиться общаться с людьми легко, свободно, грамотно и интересно

Данные аспекты мешают построению правильного общения. Чаще всего неуверенность в себе и неготовность к диалогу чувствуется собеседником, поэтому к таким людям относятся несерьёзно.

Какие есть условия для построения правильного общения

Что нужно сделать для того, чтобы составить правильный и конструктивный диалог, не обеспечивая дискомфорт себе и собеседнику:

  • восприятия собеседника, как равного себе. Даже если индивид больше понимает в той или иной сфере, не нужно постоянно напоминать об этом;
  • уважать чужую точку зрения;
  • нельзя недооценивать собеседника.

При соблюдении данных правил можно заметить не только личностный рост, но и комфорт во время диалога с другим индивидом.

Основы и правила конструктивного диалога

В чём заключаются основные правила, которые помогут человеку.

Уважение к оппоненту

Нужно всегда давать высказать собственную позицию и точку зрения. Только это поможет выстроить правильные отношения с собеседником. Он такой же индивид и имеет право на свою позицию. Даже если его мнение кажется глупым, не стоит оскорблять оппонента и настаивать я собственной правоте, принижая собеседника.

Интерес

Проявлять интерес к позиции собеседника и предмету обсуждения. Даже если индивида не интересует позиция второй стороны, то не стоит менять вектор беседы и игнорировать все правила приличия.

Умение слушать

Никогда нельзя перебивать оппонента. Это очень важное правило, которое помогает не только в конструктивном общении, но и в споре с человеком.

Не проявлять негатива

Даже при резком несогласии с точкой зрения нельзя унижать человека, его мнение и позицию. Это бестактно и глупо.

Конструктивная критика

Нельзя просто сказать “потому что” и выдать это за аргумент. Нужно чётко обозначить позицию, объяснить почему индивид не согласен с позицией собеседника. Чётко обозначить своё мнение и объяснить, почему оно не совпадает с мнением собеседника.

Читайте также:  Любовь или влюбленность — как не перепутать?

Понятный лексикон

Также очень важно быть “на одной волне” с человеком. Даже если речь идёт о сфере, в которой человек разбирается, лучше избегать профессиональной терминологии.

Общие темы

Нужно найти «точки соприкосновения» и определиться, с чем в определённой ситуации вы согласны, а с чем нет. Так сказать, рассмотрев две стороны медали показать свою точку зрения, но при этом не доказывать её правильность оппоненту, который видит ситуацию, с другой стороны.

Отсутствие лжи

Выдуманные аргументы – хуже молчания. Нельзя просто взять и придумать аргумент просто для того, чтобы доказать свою правоту. Так свойственно поступать детям, взрослые люди должны принимать факт того, что у них недостаточно аргументов для отстаивания своей позиции. В конце концов, если аргументов нет, никто не заставит отказаться от своей позиции.

Способы создать правильный диалог

При помощи каких способов и приёмов можно создать конструктивный диалог:

  1. Быть на одной волне с собеседником.
  2. Подчёркивать своё уважение к оппоненту.
  3. Найти точки соприкосновения.
  4. Проявлять интерес к проблемам.
  5. Выслушать человека.
  6. Показывайте эмоции жестами и прикосновениями.
  7. Говорить чётко и конкретно.

Применение этих правил поможет построить правильный и чёткий диалог.

Обучение ребёнка азам конструктивного общения

Как привить правила общения ребенку?

  • указывать малышу на его речь и грамотность выражений;
  • разговаривать с ребёнком как со взрослым;
  • разрешать малышу перехватывать ход диалога.

Важно! Также не стоит повышать голос и вести конструктивный диалог с окружающими, дети имеют особенность перенимать модель поведения родителей.

Если научиться правильно выстаивать диалог и общаться с человеком, то можно забыть о проблемах с коллективом и постоянных ссорах. Такие люди не имеют проблем ни в личной жизни, нив общении с друзьями и коллегами.

Карина

Instagram: inside_763 Опытный психолог ответит на ваши вопросы.

Задать вопрос

Если вы хотите быть чуть счастливее, задавайте вопросы или делитесь своими наблюдениями

Как вам статья?

Рейтинг

( Пока оценок нет )

Детский сад 44 — Тренинг «Конструктивное и неконструктивное общение»

Тренинг общения для педагогов

«КОНСТРУКТИВНОЕ И НЕКОНСТРУКИИВНОЕ ОБЩЕНИЕ»

Цель: развитие коммуникативных умений педагогов ДОУ в процессе их взаимодействия.

Задачи:

·        Создание благоприятного психоэмоционального климата.

·        Выявление стиля общения каждого участника тренинговой группы.

·        Ознакомление педагогов с приёмами конструктивного общения.

·        Обучение способам выхода из проблемных ситуаций путём использования приёмов конструктивного общения.

      Участники тренинга располагаются на стульчиках, расставленных по кругу. Каждый из участников получает листик одного цвета (красный, жёлтый или зелёный) – по выбору участника.

ХОД ТРЕНИНГА:

1.     Приветствие.

     — Я очень рада вас всех приветствовать, и надеюсь, что мы отлично пообщаемся, потому что сегодня мы с вами будем тренировать наши коммуникативные умения.

2.     Опрос каждого члена группы о его самочувствии.

     — Как вы себя чувствуете?

     — Какое у вас сейчас настроение?

     -Что вы ждёте от тренинга?

     Так как сегодняшнее наше мероприятие заявлено, как тренинг, позвольте мне напомнить вам основные принципы психологического тренинга:

·        «Здесь и теперь». Предметом нашего разговора, анализа должны быть ситуации, возникающие в группе в данное время, мысли, появляющиеся в данный момент.

·        Искренность и открытость. Самое главное – не лицемерить и не лгать.

·        Принцип «Я». Основное внимание участников должно быть сосредоточено на самоанализе и рефлексии. Запрещается использовать высказывания типа «Мы считаем…», «У нас другое мнение» и т.п. Все высказывания должны строиться от первого лица единственного числа: «Я чувствую…», «Мне кажется…» и т.п.

·        Активность. При групповой работе невозможно «отсидеться», поскольку психологический тренинг относится к активным формам обучения и развития.

·        Конфиденциальность. Всё, о чём говорится в группе относительно участников тренинга, не должно выходить за её пределы.

3.     Сообщение темы. Разогрев группы.

       Человек постоянно находится в водовороте контактов с людьми близкими ему и совершенно незнакомыми. Его успехи, достижения, а так же душевное благополучие во многом зависит от того, как хорошо он освоил искусство общения. Общение – это сложный процесс установления и развития контактов между людьми. Даётся человеку от природы умение общаться или этому необходимо учиться? Конечно же, навыкам общения люди обучаются всю жизнь. Причём научиться общению можно только в процессе самого общения, а не только по книгам и советам знающих людей. В педагогической практике общение является важнейшим фактором профессионального успеха. «Высокая техника педагогического общения – не только один из компонентов, но и ведущая составляющая педагогического мастерства» (Скаткин М.И.). именно поэтому обучение и отработка навыков общения становятся первоочередной задачей педагога, стремящегося к эффективному взаимодействию с коллегами, с детьми и их родителями.

       Итак, тема нашего сегодняшнего тренинга — «КОНСТРУКТИВНОЕ И НЕКОНСТРУКИИВНОЕ ОБЩЕНИЕ».

       Предлагаю вам для разминки выполнить первое упражнение «Презентация».

 Каждый участник записывает своё имя вертикально печатными буквами. Напротив каждой буквы имени пишет своё качество, которое начинается с этой буквы.

4.     Постановка проблемы.

       Существуют разные виды общения, но относительно его продуктивности обычно выделяют 2 вида:  конструктивное и неконструктивное.

       Виды неконструктивного общения.

       Конечно, пробовать их обыгрывать мы не будем, дабы они не закрепились в нашей практике, в нашем сознании, но познакомиться мы с ними должны.

·        Сравнение. «Ты такая же, как твоя подруга. Делаешь те же самые ошибки». Результат: у человека возникает обида и снижается чувство собственной значимости.

·        Пренебрежение. «Мне бы твои проблемы…». Результат: снижение значимости проблемы и связанных с ней переживаний.

·        Приказ. «Немедленно успокойся». Запрет на переживания.

·        Невключённое слушание. Слушающий задаёт какие-либо формальные вопросы, не затрагивающие сущности проблемы. Результат: человек чувствует, что его не слушают и он не интересен.

·        Поторапливание. «Короче говоря…», «Да понял я всё уже…»

·        Собственная интерпретация. «На самом деле ты говоришь об …». Слушающий придаёт ситуации другой смысл и интерпретирует её по-своему. Результат: в связи с непониманием либо гнев, либо человек замкнётся.

·        Критика. «Ты не прав, как всегда…», «Ну ты как обычно…».

·        Предвидение. «Я же тебе говорила…», «Я тебя предупреждала…».

       Виды конструктивного общения.

·        Рефлексивное (активное) слушание.

      Для того, чтобы процесс общения оказался более эффективным, педагогу желательно овладеть некоторыми техниками слушания. Они включают в себя следующие приёмы: дословное повторение, перефразирование, резюмирование.

       Дословное повторение – включает в себя воспроизведение вслух части сказанного в неизменённом виде.

Это может быть целая фраза или несколько слов, которые дают собеседнику понять, что его внимательно слушают.

       Перефразирование – подразумевает повторение основного содержания сказанного в более сжатой форме или своими словами. Этот  приём позволяет поверить, насколько правильно мы поняли партнёра по общению.

      Резюмирование – представляет собой подытоживание, выделение основных идей говорящих. Данный приём позволяет правильно расставить акценты, определить главное в речи собеседника, а при необходимости – подвести беседу к заключительному этапу.

·        Поддержка разного вида (таблица).

ПОДДЕРЖКА

Вид поддержки

Язык поддержки

Психологический механизм

Возможные ошибки

Указание на сильные стороны личности

«Пусть так, однако…», «Я знаю, что ты…»

Расширение взгляда  человека на себя, переключение с негатива на позитив

Сильная сторона личности, на которую вы указываете, должна реально существовать. Нельзя льстить человеку.

Разрешение на ошибку

«Знаешь, это бывает с каждым…»

Снятие чувства вины

Покровительственный тон

Признание объективной сложности ситуации

«В такой ситуации другого выхода нет»

Снятие личной ответственности

Драматизация ситуации

«Я такой же, как ты»

«Я бы тоже так поступил»

Ощущение равенства позиций

«Перетягивание одеяла» на себя

Указание на положительные стороны ситуации

«Зато ты теперь имеешь такой опыт…», «Хорошо, что это произошло сейчас, а не потом»

Изменение точки зрения на ситуацию. Взгляд на неудачу с положительной стороны.

Игнорирование значимости ситуации

Предложение помощи

«Чем я могу тебе помочь?»

Ощущение заботы, готовности разделить ответственность

Решение проблемы вместо человека, который нуждается в помощи

       Участникам тренинга предлагается в тройках проработать техники активного слушания и виды поддержки (один рассказывает другому, третий – наблюдатель, потом – меняются ролями).

       Высказывания по поводу проведенного упражнения:

       — Легко ли было быть в роли слушателя?

       — Чего не хватало?

       — Что помогало рассказывающему?

       — Как себя чувствовали в роли наблюдателя?

5.     Завершающее упражнение.      

Упражнение «Пожелание».

      Закончим наш сегодняшний тренинг пожеланиями на сегодняшний день. Высказывание должно быть коротким, желательно в виде одного – двух слов. Вы бросаете мяч тому, кому хотите что-то пожелать, и говорите добрые слова. Поймавший мяч бросает его следующему т.д. Будем внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех.

6.     Подведение итогов занятия. Рефлексия участников.

       Прежде чем нам разойтись, мне бы хотелось, чтобы вы оставили свои листики на дереве. Это необычное дерево – это дерево знаний, эмоций и вопросов. У кого листочек зеленого цвета – запишите на нём кратко те знания, которые вы сегодня приобрели на нашем тренинге; у кого листочек красного цвета – опишите те эмоции, которые вы испытали сегодня; у кого листочек зелёного цвета – запишите те вопросы, которые остались непонятными, может которые возникли в процессе  тренинга или просто хочется задать в данный момент мне. 

 

7.     Резюме ведущего. Прощание.

       Сегодня мы тренировали наше мастерство в общении. Кому-то было легко, кому-то сложновато. Но на достигнутом не стоит останавливаться. Постарайтесь в своей педагогической практике, да и в повседневной жизни отказаться от различных видов неконструктивного общения, а использовать только конструктивные виды  общения. И я уверена, что у вас всё получится! До свидания!

Обзор

‹ Центр конструктивной коммуникации Массачусетского технологического института — MIT Media Lab Обзор

‹ Центр конструктивной коммуникации Массачусетского технологического института — MIT Media Lab Найдите людей, проекты и т. д.

Темы исследований
#дизайн #социальные сети #взаимодействие человека с компьютером #искусство #искусственный интеллект #дополненная реальность #гражданские медиа #гражданские технологии #коммуникации #данные #развлечения #окружающая среда #мероприятия #игры #правительство #дети #обучение + обучение #сети #политика #социальные медиа #рассказывание историй #городское планирование #интерфейсы #социальные науки #машинное обучение #поведенческие науки #этика #творчество #сообщество #технологии #визуализация данных #обработка естественного языка #инженерия #социальные изменения #гражданские действия #маргинализированные сообщества #наука о данных #разнообразие #физика #COVID-19

Политические, медийные и технологические силы загнали нас в изолированные лагеря единомышленников, враждебно настроенные по отношению к внешним взглядам и созревшие для распространения дезинформации, неверных характеристик других, ненавистнических рассуждений и даже насилия. Самые громкие, самые экстремальные голоса теперь доминируют в публичной сфере, подавляя общение, которое могло бы преодолеть постоянно расширяющиеся и все более опасные различия.

 Центр конструктивной коммуникации Массачусетского технологического института объединяет исследователей в области ИИ, вычислительных социальных наук, цифрового интерактивного дизайна и технологий обучения с инженерами-программистами, журналистами, художниками, экспертами в области общественного здравоохранения и общественными организаторами для изучения и устранения последствий углубления социальных раздробленность в Америке.

Возглавляемый профессором Деб Рой и базирующийся в Медиа-лаборатории, этот общеинститутский центр будет использовать аналитику, основанную на данных, для лучшего понимания текущих экосистем социальных сетей и средств массовой информации, а также для разработки новых инструментов и коммуникационных сетей, способных объединять социальные, культурные и политические делит.

Важным аспектом нового Центра является наше стремление выйти за рамки академических кругов и тесно сотрудничать с местными организациями и влиятельными лицами в недостаточно обслуживаемых, маргинализированных сообществах по всей стране. Это сотрудничество будет иметь решающее значение для запуска пилотных программ для оценки того, какие инструменты обладают наибольшим потенциалом для создания более надежной коммуникации внутри и между сообществами по всей стране.

Посетите Центр конструктивного общения

Артикул Исследования

В рамках межкампусных усилий будут разработаны человеко-машинные системы, улучшающие взаимодействие между подразделениями.

через Новости Массачусетского технологического института · 13 января 2021 г.

в социальных машинах · Центр конструктивной коммуникации Массачусетского технологического института

Исследования

Социальные машины

Содействие более глубокому обучению и пониманию в человеческих сетях

#дизайн #социальные сети #компьютерное зрение +50 еще

Прием заявителей

Посмотреть еще

человека, обновления, проекты

{{# каждое изображение}}

{{/каждый}}

Предыдущий Следующий

из

{{# каждое изображение}}

{{ заголовок }}

{{{ заголовок }}}

{{/каждый}}

центр конструктивного общения

Разработка инструментов, методов и систем, которые объединяют, а не разделяют нас, для создания более здорового общества.

Оставайтесь на связи

Мы разрабатываем методы для понимания текущих экосистем социальных сетей и средств массовой информации, а также разрабатываем новые средства коммуникации и пространства для преодоления социальных разногласий.

Политические, медийные и технологические силы загнали нас в изолированные лагеря единомышленников, враждебно настроенные по отношению к внешним взглядам и созревшие для распространения дезинформации, неверной характеристики других, «отмены», ненавистнических рассуждений и даже насилия. Самые громкие, самые экстремальные голоса теперь доминируют в публичной сфере, подавляя общение, которое могло бы преодолеть постоянно расширяющиеся и все более опасные различия.

Центр конструктивной коммуникации Массачусетского технологического института объединяет исследователей в области ИИ, вычислительных социальных наук, цифрового интерактивного дизайна и технологий обучения с инженерами-программистами, журналистами, политологами, дизайнерами и общественными организаторами для изучения и устранения последствий углубления социальной фрагментации в Соединенные Штаты.

О нас

Ваш браузер не поддерживает видео тег.
АНАЛИЗ МИЛЛИОНОВ ПОЛИТИЧЕСКИХ Твиттов ИЗ ПРЕЗИДЕНТСКОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ 2016 ГОДА. ВИЗУАЛИЗАЦИЯ выявила глубоко фрагментированную по политическим мотивам социальную сеть, включая личные сети журналистов, освещавших выборы. (Подробнее)


Что нового

Центр конструктивной коммуникации Массачусетского технологического института борется с разрушительным характером социальных сетей

Центр конструктивной коммуникации Массачусетского технологического института (CCC) и тесно связанная с ним некоммерческая организация Cortico объявили сегодня о запуске широкомасштабной инициативы, основанной на опыте человеческого диалога лицом к лицу, цифровых сетях и машинном обучении для разработки безопасных и надежные пространства для значимых, неполяризующих человеческих связей и гражданского воздействия. Это усилие привлекло обязательства в размере 21 миллиона долларов от благотворителей и организаций, включая фундаментальный подарок от международной некоммерческой организации Project Liberty. Из общей суммы обязательств 8,5 млн долларов направляются на исследования, проводимые CCC в сотрудничестве с Центром исследований социотехнических систем Массачусетского технологического института, а оставшаяся часть — Cortico.

05.10.2023 | Новости Массачусетского технологического института

Подробнее >

Обама высоко оценивает «прекрасную работу» CCC, которая «делает онлайн-разговоры более цивилизованными и продуктивными»

«Нам нужно придумать, как дать [себе] шанс нарастить гражданские мускулы», — сказал Барак Обама в своей речи о дезинформации в апреле 2022 года, упомянув о…

Self-Published | 21.04.2022
Некоторые бостонцы чувствуют себя почти неуслышанными. Теперь, когда портал «Real Talk» Массачусетского технологического института стал общедоступным, у вас есть шанс по-настоящему послушать

Этим летом во время общественного диалога в Восточном Бостоне мужчина по имени Алехандро поинтересовался, получат ли средние школы города финансирование, необходимое им для процветания.

Добавить комментарий