Особенности установления зрительного контакта в процессе обучения в вузе
Аннотация. В связи со сложившейся ситуацией пандемии COVID-19 возникла необходимость осуществлять процесс обучения на расстоянии в режиме онлайн. В процессе организованного таким образом взаимодействия на первый план выходит проблема отсутствия непосредственного прямого взгляда между участниками коммуникации. Для выявления особенностей установления зрительного контакта студентов с преподавателем в процессе традиционного и дистанционного онлайн обучения был разработан опросник, анализ которого позволил сделать ряд выводов о его важности и возникающих при его установлении трудностях.
Ключевые слова: пандемия COVID-19, зрительный контакт, визуальный контакт, невербальная коммуникация, традиционное обучение; дистанционное обучение.
В связи с поиском новых возможностей и путей воздействия на человека в различных областях и сферах деятельности не утратили актуальности на сегодняшний день исследования многочисленных аспектов проявлений невербальной коммуникации, в частности, зрительного контакта [2, 5, 6].
Зрительный контакт является формой невербального общения и включает в себя такие важные функции как регулятивную, эмотивную, когнитивную и контролирующую. На установление и поддержание зрительного контакта, в первую очередь, влияет дистанция и личностные характеристики человека, косвенно – физические и гендерные характеристики [3]. Зрительный контакт играет важную психологическую роль в формировании доверия и сближения с собеседником [1].
В сложившейся на сегодняшней день ситуации, во время пандемии COVID-19, возникла необходимость осуществлять процесс обучения на расстоянии в режиме онлайн. В процессе организованного таким образом взаимодействия на первый план выходит проблема отсутствия непосредственного прямого взгляда между участниками коммуникации [4, 7]. Поэтому весьма важно обратить внимание на исследование особенностей установления зрительного контакта студента с преподавателем в процессе обучения с целью оценки эффективности применяемых методов и форм обучения студентов при традиционном и дистанционном обучении.
Для выяснения особенностей установления зрительного контакта необходимо разграничить традиционную аудиторную работу в очном режиме и дистанционную работу в режиме онлайн.
Посредством невербального поведения устанавливается психологическая связь студентов с преподавателем, что дает возможность повысить эффективность усвоения учебного материала и, следовательно, достигать высокие результаты обучения. Этот процесс важен и для преподавателя в плане получения обратной невербальной реакции студентов, причем не только позитивной. Влияние невербального поведения, выражающегося в проявлении доверия и отзывчивости в учебной аудитории, имеет еще большее значение для успеха дистанционного обучения.
Цель исследования заключается в разработке опросника для выявления специфики установления и поддержания зрительного контакта как формы невербальной коммуникации студента в процессе традиционного и дистанционного онлайн-обучения.
Гипотеза исследования заключается в том, что вне зависимости от формы обучения зрительный контакт имеет важное значения для успешного взаимодействия преподавателя и студентов, но при этом имеет специфику. К такому выводу можно прийти, проведя анализ разных форм взаимодействия – лекционное занятие в традиционной аудиторной форме, лекционное занятие на онлайн-платформе и видеозвонок студента преподавателю.
Для подтверждения теоретических положений мы воспользовались традиционным методом опроса студенческой аудитории – анкетированием, обладающим рядом преимуществ, таких как, прямой способ получения информации от субъекта, доступность и простота в применении, быстрота, удобный способ рассылки и автоматическая обработка результатов.
В период пандемии COVID-19 (апрель 2020 г.) был проведен заочный опрос, в котором приняли участие студенты факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, обучающиеся на втором курсе по специализации «Клиническая психология» и «Психология служебной деятельности».
Объектом исследования является традиционная и дистанционная формы обучения. Предметом – зрительный контакт преподавателя и студента в процессе обучения. Методика основана на использовании метода сбора данных, метода опроса и метода анализа.
Нами был разработан опросник, включающий блок общих вопросов, направленных на сбор данных (пол, курс), блок вопросов непосредственно по теме исследования, который содержит пять подблоков: установление зрительного контакта во время занятия в традиционной форме, в дистанционном режиме во время занятия на онлайн-платформе и в ситуации видеозвонока с преподавателем), сравнение установления зрительного контакта при разных формах обучения, общая оценка его важности.
В первом подблоке студентам было предложено ответить на пять вопросов об установлении зрительного контакта во время традиционного занятия, оценить его важность и продолжительность, написать возникшие трудности. Во втором подблоке студентам было предложено ответить на три вопроса, связанных с установлением зрительного контакта во время онлайн-лекции на дистанте, оценить его, указать среднюю длительность. Важно отметить, что средняя длительность была оценена испытуемыми в секундах, но переведена в минуты. В третьем подблоке отвечать было необходимо только студентам, у которых была ситуация общения с преподавателем с «глазу на глаз», например, по видеозвоноку. Было задано четыре вопроса, направленных на выяснение того, была ли удачна попытка установить зрительный контакт, какие трудности при этом возникли, также было необходимо указать примерную продолжительность. Четвертый подблок включал два вопроса, направленные на сравнение установления зрительного контакта в реальной жизни и во время онлайн-общения.
Анализ полученных в ходе опросника данных, позволяет утверждать, что большинство респондентов (46,2 %) при традиционной форме обучения склонны устанавливать зрительный контакт с преподавателем от трех до пяти раз во время лекции/семинара. Тогда как, 11,5 % устанавливают зрительный контакт редко – менее трех раз за занятие. Отметим, что чуть меньше половины студентов (42,3 %) часто (более пяти раз) устанавливают зрительный контакт с преподавателем. 92,3 % респондентов при установлении зрительного контакта, стараются поддерживать его, тогда как 7,7 % нет.
Следовательно, можно сделать вывод о том, что студенты стремятся к установлению и поддержанию зрительного контакта с преподавателем при традиционной форме обучения.
Далее респондентам следовало примерно указать длительность одного зрительного контакта с преподавателем при традиционной форме обучения. Ответы распределились следующим образом: 7 респондентов указали 1 секунду, 4 респондента воздержались от ответа на вопрос, 5 респондентов указали 2 секунды, 3 респондента – 3 секунды, и такое же количество респондентов – 5 секунд, также в качестве одиночных ответов было указано 0,2; 0,25; 1,5; 6; 7 секунд. Таким образом, среднее время составило 1,7 секунды.
При выяснении трудностей, возникающих при установлении зрительного контакта с преподавателем в процессе традиционного обучения, студенты отметили ряд проблем личностного и пространственно-временного характера. К личностным причинам можно отнести проблемы, связанные непосредственно с самим студентом, с его восприятием и осознанием контакта и личными качествами (смущение, возникновение дискомфорта, в частности, ощущение студентом «выделения» преподавателем его личности, необходимость четкого контроля студентом проявления своих эмоций, полная сконцентрированность на материале).
Далее следовал блок вопросов, касающихся современной ситуации дистанционного онлайн-обучения, связанной с пандемией COVID-19.
Нами было установлено, что 42,3 % респондентов во время прослушивания онлайн-лекции стараются поймать взгляд преподавателя, тогда как 57,7 % этого не делают. При этом 30,8 % респондентам сложнее воспринимать преподавателя при онлайн-обучении, тогда как у 69,2 % трудностей не возникает.
В качестве средней продолжительности взгляда на преподавателя большинство студентов указали 1 минуту (42,5 %). Равное количество респондентов (9,5 %) ответили 5 и 10 минут. В качестве единичных ответов нами было получено – 0,3; 6; 1,5; 2 минуты. 19 % опрошенных ответили, что не смотрят в глаза преподавателю, так как сконцентрированы на презентации и воспринимают преподавателя на слух, иногда бросая взгляд на него. В целом, студенты стараются смотреть на преподавателя в среднем 1,87 минуты.
Далее следовал блок вопрос, предназначенный для тех респондентов, у которых была ситуация личного общения с преподавателем, например, видеозвонок. Число респондентов, отвечающих на этот блок вопрос, составило 16 человек. Это были студенты, которые работали с преподавателем в индивидуальной форме.
При разговоре с преподавателем 87,5 % опрошенных нами студентов смотрели в глаза преподавателю, и только 56,3 % из них считают, что установили во время разговора зрительный контакт с преподавателем.
Половина респондентов столкнулась с трудностями при установлении зрительного контакта. Основной причиной студенты выделили разный уровень камеры и направление взгляда преподавателя, то есть для того, чтобы установить зрительный контакт студентам и преподавателям было необходимо смотреть на камеру, а не в глаза собеседника. Также среди возможных причин студентами было выделено плохое качество видеосвязи и сконцентрированность на получении информации.
В качестве средней длительности большинство студентов указали 2 и 5 секунд (16,7 %), в качестве единичных ответов было получено – не установлено; 0,3; 0,5; 1; 4; 10; 12; 2,5. Средняя длительность составила 2,76 секунды. Отметим, что средняя длительность на 1 секунду в ситуации видеозвонка больше, чем в ситуации аудиторного занятия. Это обусловлено тем, что преподаватель общается только с одним студентом, сконцентрирован на нем и ему не надо переключать внимание на других студентов.
82,4 % респондентов уверены, что им легче устанавливать зрительный контакт в ситуации непосредственного общения с преподавателем, тогда как 17,6 %, напротив, в ситуации онлайн-общения. Интересны варианты полученных аргументов:
- чувствуется меньшее напряжение;
- большее ощущение взаимодействия;
- не возникает проблем с пониманием, куда направлять взгляд;
- отсутствие технических проблем.
Также были получены ответы студентов, которые не заметили разницу между традиционным и дистанционным общением, воспринимая его как «живое» общение и устанавливая зрительный контакт без проблем. Они обосновывали это тем, что также видят лицо и глаза, распознают эмоции и понимают реакцию человека.
Группа студентов, придерживающихся того, что им легче устанавливать зрительный контакт в ситуации онлайн-общения, в нашем исследовании, составила 17,6 %. В качестве аргументов они указали, что в ситуации традиционного общения они испытывают чувство волнения и смущения, тогда как в ситуации онлайн-общения подобное у них отсутствует и, тем самым, им легче установить зрительный контакт. Таким образом, мы можем утверждать, что студентам, которые испытывают определенные психологические «препятствия», легче устанавливать зрительный контакт с преподавателем в ситуации дистанционного онлайн обучения, так как чувствуют себя более увереннее.
При оценке степени важности в установлении зрительного контакта по шкале от 1 до 5 баллов (означающей «не важно» до наибольшей степени равной 5 баллов – «очень важно»), были получены следующие результаты. Большая часть респондентов (54,2 %,) отметили на шкале 4 балла, равное количество респондентов (по 20,8 %) отметили на шкале нейтрально и высшую оценку. Один респондент (4,2 %) отметил, что ему совершенно не важно. В качестве аргументов важности установления зрительного контакта с преподавателем были получены следующие ответы:
- зрительный контакт способствует лучшему восприятию эмоций и чувств преподавателя, что позволяет студенту «подстроиться» под него, стать узнаваемым, подобрать нужные слова, а в каких-то случаях предугадать ответ на заданный вопрос;
- повышает концентрацию внимания, помогает лучше воспринять, понять и усвоить информацию;
- служит для обратной связи, то есть помогает преподавателю убедиться в том, что студент слушает, проявляет заинтересованность, вовлеченность и сконцентрированность, а также служит для преподавателя как показатель степени согласия и единства;
- способствует установлению психологического контакта, взаимодействующие намного больше воспринимаются как личности, добиваются расположения;
- выполняет роль замещающего средства для желания и разрешения ответить на поставленный вопрос.
Респонденты, давшие среднюю оценку, говорят о важности установления зрительного контакта в зависимости от ситуации, объясняя свою позицию тем, что «если просто слушать преподавателя и наблюдать за ним, то зрительный контакт вообще не важен, а в ситуации ответа особо важен, так как помогает реагировать на реакцию преподавателя». Респонденты, оценивавшие зрительный контакт как не важный компонент в общении, обосновывают это тем, что «установление зрительного контакта может стать сбивающим и отвлекающим фактором, при котором происходит отвлечение от сути происходящего».
Итак, анализ полученных в ходе опроса данных влияния зрительного контакта на восприятие информации в процессе обучения, позволил сделать ряд важных выводов.
Студентам вне зависимости от формата обучения важно устанавливать зрительный контакт с преподавателем, так как он способствует лучшему усвоению и восприятию информации, установлению психологического контакта между преподавателем и студентом и, что не менее важно, служит средством для обратной связи.
Большинство студентов при восприятии информации стараются смотреть в глаза преподавателю и устанавливать с ним зрительный контакт. Однако при дистанционном онлайн-взаимодействии студенты испытывают помимо личных и пространственно-временных трудностей с установлением зрительного контакта, также технические (разный уровень камеры и изображения, разное качество видеосвязи), которые студенты не всегда могут устранить.
Многим студентам легче устанавливать зрительный контакт в ситуации непосредственного взаимодействия. Но тем студентам, которые не очень уверены в себе, легче устанавливать зрительный контакт в процессе дистанционного онлайн-взаимодействия.
Для более полного исследования проблемы взаимодействия студентов с преподавателями в процессе дистанционного обучения, необходимо продолжить разработку данной темы с использованием других методов и методик.
Distinctive features of the establishment of eye contact during university learning process
Kornilova V.S.
student of 3 course of the Lomonosov Moscow State University, Moscow
Research supervisor:
Dontsov Alexander Ivanovich
Professor, Department of Social Psychology of the Lomonosov Moscow State University, Doctor of Psychological Sciences, Professor
Annotation. Due to the current situation of the COVID-19 pandemic, it became necessary to carry out the distant learning process. In the process of interaction organized in this way, the problem of the absence of a direct look between the participants in communication comes to the fore. To identify the features of establishing eye contact between students and a teacher in the process of traditional and distance online learning, a questionnaire was developed, the analysis of which made it possible to draw a number of conclusions about its importance and the difficulties encountered in its establishment.
Keywords: COVID-19 pandemic, eye contact, visual contact, non-verbal communication, traditional learning; distance learning.
- Аверкина Л.А. Невербальная коммуникация – важный аспект межкультурной коммуникации // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2008. № 554. С. 123-133.
- Ахьямова И.А. Методология, теория и практика формирования культуры невербального общения студенческой молодежи: монография. Екатеринбург: ЕАСИ, 2015. 290 с.
- Нэпп М., Холл Дж. Невербальное общение: мимика, жесты, движения, позы и их значение: полное рук.: пер. с англ. З. Замчук и др. СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. 512 с.
- Патракова Г.В. О дистанционной форме в условиях пандемии COVID-19 // Дистанционное обучение: актуальные вопросы: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Чебоксары, 2020. С. 18-21.
- Сериков А.Е. Практики избегания взгляда в русской культуре // Вестник Самарской гуманитарной академии. 2016. № 1(19). С. 44-62.
- Шестопалова Н. Д. Окулесика как смыслообразующий элемент в презентации прямой речи // Вестник Тверского государственного университета. 2015. № 4. С. 189-193.
- Шмурыгина О.В. Образовательный процесс в условиях пандемии // Профессиональное образование и рынок труда. 2020. № 2 (41). С. 51-52.
- Binetti N., Tomassini A., Friston K., Bestmann S. Uncoupling Sensation and Perception in Human Time Processing // Journal of Cognitive Neuroscience. 2020 (March). (дата обращения: 07.08.2020)
- Farroni T., Csibra G., Simion F., Johnson M.H. Eye contact detection in humans from birth // Cognitive Linguistics. 2013. № 24 (3). С. 457-481.
- Rogers S.L., Guidetti O., Speelman C., Longmuir M., & Phillips R. Contact Is in the eye of the beholder: The eye contact illusion. Perception. Currently in ‘online first’ status. – 2019. (дата обращения: 07.08.2020).
- Averkina L.A. Non-verbal communication is an important aspect of intercultural communication // Moscow State Linguistic University Bulletin. 2008. № 554. Page: 123-133.
- Akhyamova I.A. Methodology, theory and practice of forming a culture of non-verbal communication of student youth: monograph. Yekaterinburg, 2015. 290 pages.
- Nepp M., Kholl J. Non-verbal communication: facial expressions, gestures, movements, postures and their meaning: complete guide: translation from English Z. Zamchuk and other. St. Petersburg, 2006. 512 pages.
- Patrakova G.V. Distance learning in the context of the COVID-19 pandemic // Distance learning: topical issues: collection of materials of the All-Russian scientific and practical conference. Cheboksary, 2020. Page: 18-21.
- Serikov A.E. Gaze avoidance practices in Russian culture // Bulletin of the Samara Humanitarian Academy. 2016. № 1(19). Page: 44-62.
- Shestopalova N.D. Eye contact as sense construction element of direct speech presentation // Bulletin of Tver State University. 2015. № 4. Page: 189-193.
- Shmurygina O.V. Educational process during pandemic // Vocational education and labor market. 2020. № 2 (41). Page: 51-52.
- Binetti N., Tomassini A., Friston K., Bestmann S. Uncoupling Sensation and Perception in Human Time Processing // Journal of Cognitive Neuroscience. 2020 (March). (date of the address: 07.08.2020).
- Farroni T., Csibra G., Simion F., Johnson M.H. Eye contact detection in humans from birth // Cognitive Linguistics. 2013. № 24 (3). Page: 457-481.
- Rogers S.L., Guidetti O., Speelman C., Longmuir M., & Phillips R. Contact Is in the eye of the beholder: The eye contact illusion. Perception. Currently in ‘online first’ status. 2019. (date of the address: 07.08.2020).
Что происходит при долгом зрительном контакте: научное объяснение
Чаще всего в общественных местах люди избегают встречи взглядов. Вот что случится, если вы все же зафиксируете глаза на человеке напротив.
Теги:Нетленка
Как это устроено
Психология
Unsplash
Специалист по вопросам психического здоровья и практик йоги Хакима Тантрика осталась под большим впечатлением из-за одного упражнения, с которым она познакомилась в самом начале занятий тантрой. «Я сидела лицом к лицу со своим партнером Джоном, наши руки лежали на коленях, и мы смотрели друг другу в глаза в течение тридцати минут. Так, мне показалось, я лучше поняла человеческую психику. Позже я провела небольшое исследование и углубила свое понимание удивительной силы зрительного контакта», — отмечает Тантрика.
Ученые уже не раз отмечали, что зрительный контакт играет решающую роль в развитии социальных связей, коммуникации и взаимодействия между людьми: это позволяет общаться невербально. Хотя поначалу долгое упражнение показалось Хакиме Тантрике неудобным, в итоге оно стало «невероятно исцеляющим и проницательным».
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕСила взгляда
- Социальное познание
Некоторые области мозга имеют решающее значение для обработки и интерпретации социальных сигналов (выражение лица и язык тела). В исследовании, опубликованном в Journal of Neuroscience, использовалась функциональная магнитно-резонансная томография (фМРТ) для изучения нейронных коррелятов зрительного контакта во время естественных социальных взаимодействий. Результаты показали: зрительный контакт активирует области мозга, связанные с социальным познанием — это медиальная префронтальная кора (mPFC), верхняя височная борозда (STS) и миндалевидное тело.
- Контроль и понимание эмоций
Другое исследование, опубликованное в Journal of Autism and Developmental Disorders, показало: у детей с расстройством аутистического спектра (РАС), практикующих длительные зрительные контакты, улучшилась способность распознавать и регулировать свои эмоции. Также специалисты указывали, что люди с некоторыми психическими расстройствами тратили меньше времени на то, чтобы смотреть в глаза, по сравнению со здоровыми людьми.
- Улучшение эмпатии
Научная статья экспертов из Калифорнийского университета показала, что, когда люди смотрят друг другу в глаза в течение длительного периода времени, у них повышается уровень окситоцина. Это гормон, связанный с эмпатией, привязанностью, доверием и регулированием стресса. Увеличение окситоцина привело к усилению чувства доверия и сотрудничества между участниками исследования. Когда мы избегаем зрительного контакта, мы упускаем эти преимущества, что может привести к чувству изоляции и одиночества.
Toastmasters International – разговор с глазу на глаз
«Глаза везде говорят на одном языке».Джордж Герберт (1593–1633)
В метро Нью-Йорка час пик. Люди сбиваются в кучу, вынуждены физически вторгаться в личное пространство друг друга на протяжении всего путешествия. Жители Нью-Йорка знают, что единственный способ справиться с ситуацией — не смотреть никому в глаза. Тем самым мы создаем психологический барьер для общения, защитный щит намеренного равнодушия. Это мощная демонстрация обратного жизненно важного элемента человеческого общения: зрительного контакта.
Вот почему одно из основных правил Toastmasters — «говорить людям в глаза». Важность разговора с глазу на глаз со слушателем очевидна: трудно доверять тому, кто не смотрит вам в глаза. Но действительная природа этого обмена взглядами не всегда хорошо понимается. Действительно, многие ораторы, практикующие то, что они называют «зрительным контактом», не понимают истинной цели и смысла действия.
Конечно, говорящие также должны уважать культурные различия в этой сфере. В то время как прямой зрительный контакт ценится в Соединенных Штатах, в некоторых странах — например, в странах Азии — это может считаться вторжением в частную жизнь. Выступая перед такой аудиторией, не сосредотачивайтесь слишком долго на одном человеке — это может смутить их.
Но там, где ценится зрительный контакт, устанавливайте зрительный контакт. Слишком многие ораторы считают, что постоянное сканирование аудитории глазами туда-сюда, как поливальная машина для газона, сделает свое дело. Недавно я посетил церковь, где служительница читала свою проповедь с кафедры, время от времени поглядывая на заднюю стену комнаты, высоко над головами прихожан. Эта техника описана в некоторых книгах как способ уменьшить боязнь сцены, но по моему опыту она редко уменьшает страх и не может улучшить понимание вашего сообщения.
Те, кто просто мельком показывает публике свою бледную грусть, не смотрят в глаза. Попытка поговорить со всеми на самом деле не говорит ни с кем. Когда мы сидим в аудитории и слушаем оратора, мы хотим чувствовать, что с нами говорят прямо и лично. Таким образом, правильным мышлением для говорящего должно быть не «Пусть они увидят мои глаза», а скорее «Используйте мои глаза, чтобы увидеть их».
«Попытка поговорить со всеми
на самом деле ни с кем не разговаривает.»
Кто лучше разбирается в эффективной связи: передатчик или приемник? Получатель — единственный из пары, кто знает, дошли ли высказанные идеи до конца и хорошо ли они поняты. Вы, говорящий, являетесь передатчиком, поэтому вы не знаете, насколько хорошо вы справляетесь… если только вы не станете также приемником. Цель зрительного контакта — создать взаимовыгодные отношения с вашей аудиторией.
«Каждая аудитория — это кладезь опыта и мудрости, с которыми не может сравниться ни один оратор», — пишет Ли Гликштейн в своей книге «Будь услышан сейчас». «Способ использовать это сокровище — поставить во главу угла отношения с аудиторией».
Посмотрите, понимают ли они
Вот как, по моему мнению, должен работать хороший зрительный контакт: когда вы передаете свое сообщение — своими словами, выражением лица, позой, тоном голоса, жестами — вы наблюдаете за глазами своих слушателей, чтобы определить, они понимают. Так же, как в любом телефоне есть два элемента — один для передачи, а другой — для приема, так и громкоговорители. В нашем случае наши голоса и тела посылают, а глаза принимают. Никто не откажется поднести телефон к уху и использовать только передатчик, поэтому мы не должны игнорировать наши приемные устройства – наши глаза!
Человеческий глаз чрезвычайно выразителен. Можно многому научиться, глядя в глаза своей аудитории. Улыбки, хмурый взгляд, скука, волнение, понимание, сочувствие — все эти и бесчисленное множество других сообщений посылаются вам, когда вы говорите. Процесс получения этих сообщений называется «чтением вашей аудитории», и это важный навык, если вы хотите убедить или вдохновить их. Оцените эффективность вашего общения с аудиторией во время выступления и, если необходимо, измените свою тактику, чтобы привлечь их больше.
В своей книге «Дело не в том, что вы говорите, а в том, как вы это говорите» мастер-спичрайтер Джоан Детц пишет: «Хороший зрительный контакт создает взаимопонимание, укрепляет доверие и создает более симпатичную личность… Мы полагаемся на зрительный контакт [от говорящий] судить о правдивости».
Когда вы думаете о своих глазах как о приемниках, а не о передатчиках, это меняет ваш стиль оратора. Теперь вы можете заинтересоваться своей аудиторией как группой людей и говорить с ними по одному. Как? Передайте полную мысль каждому человеку, на которого вы смотрите. Встретьтесь взглядом с этой слушательницей и увидьте ответ в ее глазах. Затем сделайте паузу, найдите другого человека и произнесите следующую мысль. Читайте его глаза, когда вы говорите. Если вы чувствуете, что этот метод замедляет вас, тем лучше — большинство ораторов склонны торопиться.
Одним из описаний успешной речи является «усиленный разговор». При рассмотрении зрительного контакта полезно помнить, что хорошая, устойчивая встреча глазами в разговоре означает встречу умов.
Стремление к более расслабленному стилю
Дополнительным преимуществом хорошего зрительного контакта является то, что он переключает ваше внимание с себя на слушателя. Самосознание мешает выступлению. Сосредоточение внимания на других поможет вам расслабиться и действовать естественно.
Несколько лет назад я наглядно продемонстрировал ценность зрительного контакта. Мой друг пригласил меня на вечеринку — собрание глухих в школьном спортзале. Когда мы вошли, я увидел около 50 человек, выстроившихся вдоль стен по периметру. Я вышел на середину этажа, но мой друг оттащил меня обратно в сторону. — Вы прерываете разговоры, — сказал он.
Действительно, я начал понимать, что комната была заполнена оживленными диалогами между людьми на расстоянии до 50 футов друг от друга. Они рассказывали истории своими руками, своим лицом и своими эмоциями. Хотя я плохо знал американский язык жестов, я мог легко уловить суть большинства историй и насладиться смехом вместе со всеми.
Это было мощным напоминанием о том, что делает общение успешным. Тамада должна установить обе стороны наших двусторонних сигналов: слишком многие ораторы думают, что их единственная работа — говорить, а работа аудитории — слушать. Неправильный! Если вы хотите стать успешным оратором, вы должны научиться читать толпу глазами, когда говорите. При этом вы берете на себя ответственность как за прием, так и за передачу своей речи.
Глаз говорящего — тонкий и мощный инструмент. Вспомним слова известного английского писателя Г.К. Честертон: «Есть дорога от глаз к сердцу, которая не проходит через интеллект».
Контакт с глазами у младенцев: консультация специалиста
Похоже, в вашем браузере отключен JavaScript.
Для использования функций этого веб-сайта в вашем браузере должен быть включен JavaScript.
«Эй, я тебя знаю!»
Доктор Дана Эрхард-Вайс
Пристальный взгляд — один из первых этапов, которых достигают младенцы, и он особенно волнующий! Это позволяет родителям понять, что их ребенок, наконец, «видит» их и что они важны и признаны. Когда взгляды родителей и младенцев встречаются, происходит нечто особенное – устанавливается эмоциональная связь. Взаимный взгляд — это общий коммуникативный опыт между родителем и ребенком, который посредством жестов, мимики и улыбок передает информацию о взаимном интересе и связи, душевном состоянии и общем чувстве каждого участника. Узнайте больше об эмоциональном интеллекте у детей первых двух лет жизни, чтобы узнать больше об эмоциональном развитии.
Хотите узнать больше о поддержке развития и роста вашего ребенка? Щелкните здесь, чтобы узнать об определенной стадии когнитивного развития вашего ребенка.
Значение взгляда в глаза
Взгляд в развитии имеет как эмоциональное, так и интеллектуальное значение: он имеет особое значение для ранней привязанности и связи и играет важную роль в процессе получения информации о мире и эмоциях. Когда ребенок видит своих родителей’ глазами и лицом, она начинает строить ассоциации: между едой и едой, между голосами и людьми, между улыбкой и тем, что значит быть счастливым или любимым, и т. д. Эта веха развития имеет важное значение для развития у детей способности быть спокойными и уравновешенными, вступать в контакт с другими людьми, а также инициировать и реагировать на различные типы общения. Позже, когда младенцы смогут следить за взглядом опекуна, они могут поделиться важной информацией с родителями. Это важный навык, необходимый для того, чтобы наслаждаться совместной игрой с воспитателем и предметами, и является центральным навыком для развития речи и словарного запаса. Проще говоря, когда и воспитатель, и младенец смотрят на один и тот же предмет, а родитель называет или описывает предмет, устанавливается связь между видом и словом. Продолжайте читать об увлекательной теме развития ребенка в нашей статье о важности разговора с ребенком.
Развитие взгляда
Взгляд развивается как на дрожжах, когда речь идет о младенцах:
- В течение 7 часов после рождения младенцы проявляют значительный интерес к лицам своих матерей, и было показано, что они имитируют выражение лица тех, кто за ними ухаживает.
- Между 6-10 неделями ребенок начинает более целенаправленно направлять взгляд, глядя прямо на своего воспитателя и удерживая взгляд с расширенными глазами.
- Около 3 месяца ребенок может следовать за движениями своего опекуна, когда он перемещается на расстоянии.
- К 9-11 месяцам дети развивают способность следить за реальным взглядом взрослых. Это означает, что они уже понимают, что глаза предназначены для того, чтобы смотреть и видеть.
Эти улучшения во взгляде ребенка сигнализируют не только о формирующихся особых отношениях, но и о том, что неврологический рост ребенка и его способность к общению идут по плану. Устанавливая зрительный контакт, ребенок демонстрирует, что он знает, что такое лицо, что его мозг регистрирует знакомое лицо и что он понимает, что выражения лица могут указывать на то, что человек чувствует.
Как родители могут поощрять зрительный контакт?
Взаимные взгляды родителей и младенцев естественны и радостны. Однако у каждого ребенка и у каждого родителя свои особенности, потребности и склонности, и требуется время, чтобы найти правильный баланс для обеих сторон.
Вот несколько советов о том, как приспособиться к миру и стать посредником для вашего ребенка, учитывая при этом его особые наклонности и потребности:
- Взгляд у младенцев очень короткий. Не ждите долгого и сосредоточенного взгляда.
- Вы не можете заставить ребенка установить зрительный контакт, особенно когда он голоден, устал или расстроен. Есть замечательные способы осторожно поощрять взгляд, когда ребенок доволен и насторожен.
- В первые несколько месяцев жизни, удерживая ребенка на расстоянии около 10-20 дюймов от лица родителя, ему легче смотреть и фокусироваться.
- Когда ребенок смотрит прямо на родителя, это возможность взаимодействовать, улыбаться, петь, говорить и жестикулировать в поле зрения ребенка, даже если поначалу это кажется неловким. Эти значимые взаимодействия регистрируются в сознании ребенка и влияют на его развитие.
- Обычно лучше подождать, пока ребенок посмотрит на воспитателя, а затем установить связь. Когда она смотрит, постарайтесь не отвести взгляд до того, как она это сделает.
- Взаимный взгляд особенно полезен для развития привязанности, когда он сопровождается прикосновением и/или голосом.
- Когда ребенок смотрит на родителя или на объект, указывая на объект и называя его, это способствует развитию речи.
- Человеческое лицо является сильным визуальным стимулом — иногда младенцам просто необходимо отдохнуть от огромного количества информации, которую оно предлагает. Когда дети отворачиваются или отводят взгляд, это не признак незаинтересованности или отторжения, а скорее детский способ сказать: «С меня пока достаточно, мне нужно время, чтобы все обдумать».
Важно уважать сенсорные способности ребенка. Некоторые младенцы более чувствительны к сенсорной стимуляции и могут чаще избегать зрительного контакта. Другим детям может действительно потребоваться интенсивная стимуляция, чтобы сосредоточиться, и им будут нравиться более заметные жесты и смешные лица.
Понимание вашего ребенка
Если вы чувствуете, что вашему ребенку трудно установить зрительный контакт после 3-месячного возраста, вы всегда можете обратиться к специалисту, который сможет оценить ситуацию. У профессионала есть инструменты, чтобы проверить, связано ли это со зрением ребенка, способностями сенсорной обработки или другими проблемами развития. Незначительные проблемы со взглядом встречаются довольно часто, и профессиональная консультация может оказать большую помощь в таких ситуациях.
Дана Эрхард-Вайс , доктор философии. *Мельцофф, А. Н., и Брукс, Р. (2007). Широко закрытые глаза: важность глаз в младенческом возрасте следует и понимает другие умы. В книге Р. Флома, К. Ли и Д. Мьюира (редакторы), Взгляд вслед: его развитие и значение (стр. 217–241). Махва, Нью-Джерси: Эрлбаум.
Любые советы и информация, представленные на этом веб-сайте, носят исключительно рекомендательный характер и не должны восприниматься как профессиональный медицинский диагноз или мнение. Мы рекомендуем вам также проконсультироваться со своим лечащим врачом и настоятельно рекомендуем вам немедленно связаться с ним, если ваш вопрос является срочным.
Этот веб-сайт использует файлы cookie для аналитики, персонализации и рекламы. Нажмите здесь, чтобы узнать больше или изменить настройки файлов cookie. Продолжая просмотр, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie.