Школьная дезадаптация: что это, причины дезадаптации ребенка в школе — методы коррекции и профилактики
<<Лид>>
Типичный пример дезадаптации в школе — «синдром первоклассника». Ребёнок привык к детсадовскому укладу жизни, когда можно было спать днём, играть сколько хочется, а взрослые во всём помогали. Но вот он попадает в школу, где действует жёсткий распорядок дня, учителя требуют дисциплины и ставят оценки, и даже дома приходится учиться.
Если ребёнок не был подготовлен к изменениям, он переживает шок. Отказывается идти в школу, не проявляет интереса к учёбе, портит отношения с учителями, одноклассниками и родителями. Обычно на таких детей просто вешают ярлык «трудный» и относятся соответственно. Но проблемы можно решить, если вовремя распознать причину и принять меры.
Как выявить школьную дезадаптацию
Вот несколько типичных признаков:
- Повышенная утомляемость. Ребёнок жалуется на усталость при малейших нагрузках, не проявляет инициативы на уроках.
- Рассеянное внимание. Школьник не может долго усидеть за партой, постоянно отвлекается, отвлекает других или просто сидит на уроках с отсутствующим видом.
- Измождённое состояние. Бледность, нездоровый румянец, опухшие веки, синева под глазами и над верхней губой. Возможны головокружения, кровотечение из носа и даже обмороки.
- Проблемы с общением. Ребёнок ведёт себя замкнуто, старается быть незаметным: сторонится одноклассников, ходит на цыпочках.
- Проблемы с дисциплиной. Ученик всё время опаздывает на уроки, хамит учителю, ругается со сверстниками.
- Повышенная тревожность. Школьник боится отвечать на уроках, сомневается в себе, паникует, совершает навязчивые движения.
- Прокрастинация. Нередки случаи, когда дезадаптированные дети прогуливают школу, а дома имитируют работу над домашними заданиями.
Причины дезадаптации ребёнка в школе
Дезадаптация может возникнуть в любые переходные периоды: при поступлении в школу, переходе из начальной школы в среднюю, смене школы или учителя, на фоне проблем в семье и школьных конфликтов или во время полового созревания.
Обычно к дезадаптации приводят сразу несколько причин. Вот лишь некоторые из возможных:
- Мало информации. Ребёнок не представляет, что ждёт его в будущем, и теряется, когда оно наступает.
- Педагогическая запущенность. Если у ребёнка недостаточно развиты внимание, память и интеллект, ему сложно сориентироваться в новых условиях.
- Пробелы в знаниях. Если школьник долго не посещал школу и пропустил несколько важных тем, вернуться в привычный ритм будет трудно.
- Индивидуальные особенности психики. Гипервозбудимость, излишняя впечатлительность, фобии — всё это препятствует адаптации в школе.
- Недостаток внимания. Если дома ребёнок предоставлен сам себе, он не учится контролировать поведение и не может подстроиться под школьные правила.
- Гиперопека, напротив, купирует волю ребёнка — он не может принимать самостоятельные решения, которых требует школьная жизнь.
- Перфекционизм. Попытки соответствовать завышенным ожиданиям взрослых приводят ребёнка к эмоциональному выгоранию и, как следствие, дезадаптации.
-
Последствия дезадаптации в школе
Доктор медицинских наук, психиатр В.Е. Каган выделил три уровня развития школьной дезадаптации:
I. Поведенческий
Оказавшись в некомфортной обстановке, ребёнок испытывает проблемы с вниманием и усидчивостью, у него повышается раздражительность и утомляемость, резко меняется настроение.
На ранней стадии эти проблемы возникают только в стрессовой ситуации, в привычной обстановке ребёнок ведёт себя как обычно. Если найти и устранить причину, неприятные симптомы пропадут.
II. Психологический
Если ребёнок не получает помощи, его психика начинает защищаться. Он становится нелюдимым, отказывается выполнять требования учителя, агрессивно ведёт себя с окружающими. Попытки призвать ученика к порядку наказаниями и скандалами лишь усугубляют ситуацию.
Все проблемы первого уровня выражаются ещё ярче и становятся постоянными. Нарушения сна перерастают в бессонницу, пропадает аппетит. Ребёнок замыкается в себе не только в школе, но и дома.
Всё это говорит о том, что ребёнку срочно требуется психологическая помощь.
III. Физиологический
Если ребёнок так и не получает поддержки, он окончательно теряет контроль над собой: провоцирует на конфликт всех вокруг, совершает асоциальные и саморазрушительные поступки.
Хронические неврозы подрывают физическое здоровье ребёнка: начинаются мигрени, расстройства пищеварительной и эндокринной систем, возможны осложнения на сердце и сосуды.
Коррекция школьной дезадаптации
Каждый случай требует индивидуального решения. В любом случае проблему можно решить только совместными действиями психолога, учителя и родителей.
Прежде всего, ребёнок нуждается в квалифицированной психологической поддержке. Специалист выяснит причины дезадаптации, оценит психофизическое состояние школьника и примет соответствующие меры.
Дезадаптация — это не проблема одного ребёнка. Это комплекс трудностей, которые специалист поможет прояснить и сформулировать, а затем совместно с семьёй построит маршрут к решениям.
Важно собрать воедино все нюансы: учесть тип нервной системы, школьные взаимоотношения и успеваемость, стиль воспитания и семейные ценности.
Самое главное — работа психолога должна быть направлена на всю семью, ведь ребёнок не существует отдельно от родителей. Родителям важно повышать самооценку ребёнка, обучать правилам, учить обращаться за помощью к взрослым и планировать ближайшее будущее.
Елена Петрусенко, психолог «Домашней онлайн-школы Фоксфорда».
Учителя также должны помочь школьнику адаптироваться: поддерживать доброжелательную атмосферу на уроках и относиться к проблемам ребёнка с пониманием.
Но любые психолого-педагогические меры будут неэффективны без участия родителей. Важно выстраивать с ребёнком доверительные отношения, проявлять участие, подбадривать его и хвалить за успехи.
Не стоит ругать ребёнка за плохие оценки или за то, что он не может найти общий язык с учителями и другими детьми. Любую критику нужно подавать деликатно и конструктивно — не просто указывать на недостатки, а подсказывать методы решения проблем.
Постарайтесь найти общее увлечение для всей семьи, которое поможет ребёнку абстрагироваться от школьных неприятностей и с удовольствием проводить время с близкими.
Если отношения с учителями или одноклассниками никак не складываются — стоит сменить школу или форму обучения. Например, попробовать учиться онлайн.
Профилактика дезадаптации в школе
Вот несколько советов, которые помогут ребёнку избежать проблем со школьной адаптацией.
Совет 1: Не спешите
Обычно готовность к учёбе формируется в 7–8 лет. Не стоит отдавать ребёнка в школу раньше — позвольте ему подольше побыть ребёнком.
Совет 2: Развивайтесь, играя
Чтобы ребёнок быстрее включился в учебный процесс, тренируйте память и внимание, развивайте логическое мышление. По ссылкам вы найдёте много способов, как делать это весело.
Совет 3: Готовьтесь к школе
Речь не только о том, чтобы научиться читать и считать до поступления. Подробно расскажите ребёнку, что ждёт его в школе, и почему учиться — здорово. Играйте в школу, имитируйте разные ситуации, которые могут там возникнуть. А свой негативный опыт лучше держать при себе: он точно не поможет ребёнку адаптироваться.
Совет 4: Советуйтесь с психологом
При возникновении каких-либо трудностей не стесняйтесь обратиться к специалисту. Он поможет выявить проблему на ранней стадии и решить её.
Социальная и психологическая дезадаптация пожилых людей
Социальная и психологическая дезадаптация пожилых людей | ПанацеяМедицинский центр Панацея
+7 (495) 373-20-18
Обратный звонок
- Главная
- Полезная информация
- Вопросы реабилитации
- Социальная и психологическая дезадаптация пожилых людей
При дезадаптации человек постепенно теряет навык приспосабливаться к внешним условиям, взаимодействовать с другими людьми, социальной средой и т.
Психологические нарушения
Их набор определяется причинами дезадаптации, особенностями личности, психическим состоянием. Возможно появление следующих проблем.
Агрессия. Пожилому человеку становится труднее общаться и взаимодействовать с окружающими. Из-за этого формируется негативное мышление, враждебность, отрицательный настрой. При дезадаптации теряется навык поиска компромисса, обсуждения, выработки договоренностей. Вместо этого человек пытается добиться желаемого прямым агрессивным поведением, давлением или манипуляциями.
Замкнутость. В пожилом возрасте поводов для общения с окружающими становится меньше, постепенно утрачиваются почти все интересы и социальные связи. Навыки коммуникации теряются, человек использует их все реже. Он замыкается в себе, избегает любых контактов, становится молчаливым, предпочитает одиночество, стремится «защищать» от других людей свое настроение, намерения, установки.
Эгоцентризм. На фоне замкнутости, отсутствия общения человек все глубже погружается в собственные, внутренние переживания. Он полностью сфокусирован на себе, внешние события или условия теряют значение. Важными становятся только его интересы, желания, мотивы. Резко снижается способность к эмпатии, пониманию окружающих. Эгоцентризм может сопровождаться глубокими переживаниями о своей «ненужности», оторванности от общества, но они не ведут к реальным действиям.
У вас есть вопросы?
Мы перезвоним в течение 30 секунд
Отправить
или позвоните по номеру +7 (495) 373-20-18
Нажимая кнопку «Отправить», вы автоматически выражаете согласие на обработку своих персональных данных и принимаете условия Пользовательского соглашения.
Если не компенсировать такие нарушения, постепенно поведение и эмоциональное состояние будут ухудшаться. Возможно появление:
- обидчивости. Концентрация на себе, своих желаниях и потребностях провоцирует тяжелую реакцию, если пожилого человека оставляют без внимания. Он может требовать постоянного участия и обижаться, переживать, не получая его;
- мнительности, тревожности. Чем меньше объем взаимодействия с внешним миром, тем более опасным он начинает казаться. Любые события несут в себе угрозу, перемены всегда воспринимаются негативно, от каждой ситуации можно ожидать только плохого;
- апатии, депрессивного состояния. Развивается на фоне отказа от общения. Уровень активности постепенно снижается, интересы утрачиваются, нет желания заниматься обычными делами. Без коррекции человек перестает проявлять какую-либо инициативу;
- иллюзий. Обычно носят негативный характер, их появление часто провоцирует мнительность. На ее фоне увеличивается подозрительность, отношение к окружающим, к родственникам может становиться враждебным. Это может формировать нездоровые иллюзии: пожилой человек считает, что его хотят обворовать, отравить, причинить ему вред и т.п. Вместе с замкнутостью такие убеждения могут переходить в бредовое состояние.
Социальные нарушения
Часто связаны с проблемами коммуникации, снижением активности, изменениями социального статуса, образа жизни.
Проблемы с удовлетворением социальных потребностей. Это — трудности в общении, взаимодействии с другими людьми. Возникают на всех уровнях: от поддержания отношений внутри семьи до разовых контактов с продавцами в магазинах, работниками сферы обслуживания и т.п.
Трудности с поддержанием социальных ролей. Это — проблемы с осознанием себя пенсионером, с изменениями статуса в обществе и внутри семьи, неспособность адаптироваться к ним.
Частые внешние или внутренние конфликты. Пожилой человек не может обходиться без них, сохранять спокойное состояние долгое время. Это связано с психологическими нарушениями: мнительностью, подозрительностью, тревожностью, раздражительностью.
Неспособность к выполнению социальных функций. Они остаются даже после выхода на пенсию. Это может быть помощь друзьям, знакомым, участие в воспитании внуков, в ведении домашнего хозяйства вместе с другими членами семьи и т.п. Из-за дезадаптации пожилой человек может или отказываться выполнять такие функции или терять способность делать это.
Факторы риска социальной и психологической дезадаптации у пожилых людей
Одиночество. Его считают основным провоцирующим моментом. Человек оказывается изолированным, меньше общается. Постепенно навыки коммуникации утрачиваются, а существующие эмоциональные проблемы заостряются. Это запускает дезадаптацию, которая быстро становится неконтролируемой. Справляться с нею самостоятельно не удается. Негативные изменения происходят особенно быстро, если рядом нет родственников, близких.
Социальная среда. В России она считается одной из самых «недружелюбных» по отношению к пожилым людям. Соцобслуживание — минимальное, и доступно не всем пенсионерам. Волонтерская деятельность ведется в ограниченных объемах. У пожилых почти нет «площадок», возможностей для общения, формирования новых интересов. Начиная с определенного возраста, человек оказывается в изоляции: ему все сложнее поддерживать нормальный объем общения, социальной активности даже при условии, что он хочет это делать.
Особенности личности. С возрастом неприятные черты характера могут «заостряться», проявляться ярче. Это усиливает дезадаптацию — негативное мышление становится доминирующим, а уровень критики собственных поступков снижается.
Профилактика дезадаптации пожилых людей
Пожилому человеку важно оставаться активным, чувствовать себя нужным и полезным. Ключевую роль в этом играет близкое окружение, семья. Важно как можно дольше сохранять широкий (но посильный) круг обязанностей, подчеркивать значение пожилого родственника, общаться с ним как можно больше, привлекать его к участию в жизни семьи. От дезадаптации хорошо защищает контакт со сверстниками и с представителями других поколений, высокий уровень социальной активности, участие в общественных делах, волонтерство и т.
Другое направление профилактики — медицинский контроль. Медцентр «Панацея» рекомендует регулярно проходить обследование у психотерапевта или психиатра. С возрастом появляются нарушения когнитивных функций, патологические состояния и заболевания, требующие врачебного контроля. Важно вовремя диагностировать их. Это поможет отложить начало дезадаптации или вообще избежать ее.
Записаться на консультацию
- Выбор реабилитационного центра
- Этапы реабилитации
- Массаж как средство реабилитации
- Составление программ реабилитации
- Лечение старческого слабоумия
- Галлюцинации у пожилых
- Реабилитация после перенесенных инсультов
- Реабилитация после черепно-мозговых травм
- Лечебная физкультура в реабилитации после травм, заболеваний
- Лабораторная диагностика в период реабилитации
- Социальная и психологическая дезадаптация пожилых людей
- Физическая активность в реабилитации пожилых
- Диетотерапия как часть реабилитации пожилых
- Реабилитация пожилых людей при алкогольной зависимости
- Характерные для пожилых людей клинические синдромы и способы коррекции
- Медицинская реабилитация при деменции
- Реабилитация для пожилых людей: дома или в клинике?
- Ранняя реабилитация при деменции
- Что влияет на прогноз при деменции?
+7 (495) 373-20-18
Я принимаю пользовательское соглашение и подтверждаю, что ознакомлен и согласен с политикой конфиденциальности сайта. Подробнее.
Только до конца этой недели!
Врач осмотрит вас и поставит диагноз. Вы получите план лечения со сроками и стоимостью. Если устроит, сможете сразу начать лечение.
бесплатно
Или позвоните по номеру +7 (495) 373-20-18
Мы свяжемся с вами, подберем удобное для вас время и высококвалифицированного врача.
Нажимая кнопку «Отправить», вы автоматически выражаете согласие на обработку своих персональных данных и принимаете условия Пользовательского соглашения.
Или позвоните по номеру +7 (495) 373-20-18
Мы свяжемся с вами, подберем удобное для вас время и высококвалифицированного врача.
Нажимая кнопку «Отправить», вы автоматически выражаете согласие на обработку своих персональных данных и принимаете условия Пользовательского соглашения.
- 24/7 — круглосуточно и без выходных
- 100% — гарантия анонимности
- 15 минут — среднее время выезда врача по Москве и области
-
12 лет — средний опыт работы наших врачей наркологов - ЛО-77-01-010680 — Государственная Лицензия Департамента Здравоохранения г. Москвы
Наверх
Гостевой пост: Почему жизненно важно избегать «дезадаптации» к изменению климата
В связи с предстоящими в этом году отложенными переговорами ООН по климату президент COP26 Алок Шарма недавно начал «Гонку за устойчивость», чтобы подчеркнуть безотлагательность адаптации к изменению климата.
Однако в нашем новом исследовании, опубликованном в журнале World Development, мы приходим к тревожному выводу, что многие адаптационные проекты могут сделать людей более, а не менее уязвимыми к изменению климата. Это известно как «дезадаптация».
Ученые и практики в течение многих лет продвигали идею о том, что адаптация может способствовать устойчивому развитию (pdf), и даже предлагают способ переосмысления развития в свете меняющегося климата. Итак, адаптация зашла в тупик?
Нет. На самом деле мы утверждаем, что адаптация нужна как никогда, но ее нужно переосмыслить.
За последнее десятилетие в оправданной спешке по оказанию помощи перед лицом последствий изменения климата во всем мире многие существующие учреждения и подходы по оказанию помощи в целях развития были быстро перепрофилированы для предоставления «помощи в адаптации».
Но наш анализ показывает, что временные рамки, участники и конечная цель адаптации часто путаются, что приводит к благонамеренным, но ошибочным инвестициям, которые приводят к обратным результатам, усугубляя изменение климата для многих людей.
Реальность такова, что очень трудно дать простой план «успешной адаптации» или как ее измерить. Это связано с тем, что адаптация является длительным процессом и зависит от конкретных обстоятельств.
Хотя четкую картину успешной адаптации может быть трудно определить, наши результаты показывают, что мы можем определить, как это выглядит, когда что-то идет не так с планированием адаптации, и как не совершать этих ошибок в будущем.
Что такое «дезадаптация»?Понимание того, какие процессы приводят к дезадаптации и как ее избежать, остается предметом интенсивных дискуссий.
В широком смысле дезадаптация — это когда действия по адаптации к изменению климата приводят к обратным результатам и имеют эффект, противоположный ожидаемому, — повышая уязвимость, а не снижая ее.
В нашей статье мы определяем три способа, с помощью которых проекты по адаптации повлияли на уязвимость зачастую вредным и непреднамеренным образом.
Во-первых, когда адаптация усиливает существующую уязвимость. Вмешательства по адаптации могут усилить существующее неравенство в распределении полномочий по принятию решений.
В Сан-Томе и Принсипи, например, финансируемая извне адаптационная интервенция, направленная на повышение производительности за счет модернизации сельского хозяйства, была предложена только тем, у кого была земля, без учета безземельных. Безземельных часто считают более уязвимыми к изменению климата именно потому, что их средства к существованию менее стабильны. Поэтому такой подход еще больше их маргинализировал.
Чаще всего адаптационная политика не в состоянии изменить социальную и политическую динамику, которая в первую очередь привела к различным уровням моделей уязвимости.
Даже процессы адаптации, специально направленные на поощрение участия и социальной интеграции, могут укрепить, а не бросить вызов существующим властным отношениям – правилам и отношениям в обществе, которые определяют, чей голос услышан и чьи решения учитываются. Исследование, проведенное в Вануату, показало, что проекты адаптации не учитывали системное неравенство и соотношение сил, что привело к разделению, конфликтам и, в конечном счете, к неустойчивым изменениям.
Второй способ — когда адаптация перераспределяет уязвимость. Проекты помощи могут иметь негативные последствия в других местах, и это также верно для проектов адаптации.
Во Вьетнаме, например, политика плотин гидроэлектростанций и защиты лесов для регулирования наводнений в низменностях поначалу казалась полезной для снижения уязвимости к конкретным опасностям. Однако при ближайшем рассмотрении эта политика подорвала доступ горных народов к земельным и лесным ресурсам вверх по течению. Это означало, что вмешательство привело к тому, что они стали более уязвимыми к последствиям изменения климата.
Наконец, третья причина, по которой адаптация может пойти не так, — это когда проекты создают новые источники уязвимости. Сосредоточив внимание на краткосрочных изменениях, некоторые усилия по адаптации непреднамеренно создают долгосрочные риски.
Неотложная необходимость повышения производительности сельского хозяйства в районах, которые испытывают засуху, может привести к орошению в качестве потенциального решения. Это орошение может принести краткосрочные выгоды, обеспечив фермерам урожай, но если частота засух будет увеличиваться, то уровень грунтовых вод будет продолжать снижаться. Таким образом, поощрение зависимости от воды, которая не гарантирована, приведет к дезадаптации.
Проекты по хранению воды в Тыграе, северная Эфиопия, позволяют людям быть готовыми в засушливые периоды. Кредит: Лиза Шиппер.Кроме того, ложная уверенность, обеспечиваемая такими инициативами, может еще больше заблокировать людей в ситуациях и средствах к существованию. В случае с ирригацией, например, высокие первоначальные капиталовложения могут оставить людей без денег, чтобы попробовать альтернативные способы заработать на жизнь, когда закончится вода.
Кроме того, проекты могут вызывать чувство самоуспокоенности и снижать степень их готовности. В Бангладеш, например, строительство дамб для защиты людей от тропических циклонов, штормовых нагонов и повышения уровня моря может создать ложное чувство безопасности и стимулировать дальнейшее развитие в районах с высоким риском наводнений. В результате такого развития инфраструктуры в пойме реки Джамуна есть свидетельства того, что уровень смертности действительно увеличился.
Значение для планированияПоскольку климат продолжает нагреваться и его последствия становятся все более очевидными, адаптация остается актуальной. Однако важно, чтобы адаптация не использовалась в качестве лейкопластыря, а вместо этого вносила изменения в системы, которые в первую очередь порождают уязвимость.
Развитые страны, получившие наибольшую выгоду от индустриализации своей экономики, несут моральное обязательство по устранению как причин изменения климата, так и уязвимости перед ним.
Несмотря на добрые намерения, до сих пор многие формальные вмешательства по адаптации повторяют старые ошибки и в конечном итоге только усугубляют ситуацию. Однако мы знаем многие причины, по которым это может произойти. К ним относятся:
- Предварительный подход к адаптации, основанный на недостаточном понимании контекста уязвимости и социального неравенства. Например, разработчики проектов могут не учитывать тот факт, что мужчины и женщины имеют различный опыт риска, что может привести к (дальнейшему) неравенству между группами.
- Мало критического анализа или оценки долгосрочных эффектов и возможных положительных и отрицательных последствий для других областей или групп. Например, сосредоточение внимания на краткосрочной перспективе ценой адаптации в долгосрочной перспективе.
- Незначительное участие или полное отсутствие участия маргинализированных групп в разработке и реализации проектов по адаптации. Сообщества никогда не бывают однородными, и поэтому неспособность представить разнообразие мнений может привести к тому, что люди, наделенные властью, сохранят проектные средства и право собственности в своем собственном кругу союзников, или только наиболее образованные члены будут знать, как справляться со сложной бюрократией.
- Модернизация целей проекта по адаптации, чтобы они соответствовали существующей помощи в целях развития, а не уделяли особое внимание климатическим рискам и социальным факторам уязвимости. Это означает, что существующая деятельность в области развития переименовывается в адаптацию, а новые проекты по адаптации кооптируются для поддержки существующих программ развития, ни один из которых не осуществляется с должным учетом будущих климатических рисков.
- Определение «успешной адаптации» в соответствии с доминирующими программами развития и интересами наиболее влиятельных групп или групп с хорошими связями. Это может оставить интересы наиболее маргинализированных групп незаметными при планировании адаптации.
Наши выводы указывают на конкретные действия, которые лица, принимающие решения, могут предпринять, чтобы избежать неудачной адаптации.
Прежде всего, изложение четких указаний для доноров и агентств-исполнителей о том, как разрабатывать и реализовывать проекты по адаптации. Они должны учитывать необходимость совместной разработки проектов с местными субъектами и основываться на четком понимании контекста и потребностей.
Экспертный анализ прямо на Ваш почтовый ящик.
Получите сводку всех важных статей и докладов, отобранных Carbon Brief, по электронной почте. Узнайте больше о наших информационных бюллетенях здесь.
Получите сводку всех важных статей и статей, отобранных Carbon Brief, по электронной почте. Узнайте больше о наших информационных бюллетенях здесь.
Это действие должно быть осуществлено донорами и учреждениями по финансированию климата, чтобы изменить способ разработки и реализации адаптационных вмешательств.
Во-вторых, нам нужно переключить внимание с того, сколько денег есть и должно быть доступно для адаптации, и вместо этого сосредоточиться на эффективности имеющихся денег.
Мы уже знаем, что цифры очень мало значат — и ими можно злоупотребить для создания ложных приоритетов финансирования. Вместо того, чтобы обсуждать объем финансирования, нам нужно задаться вопросом, как проекты по адаптации могут на самом деле снизить уязвимость и как они могут сделать это лучше, ориентируясь на людей, которые больше всего в этом нуждаются.
Наконец, недостаточно добавить адаптацию к существующим проектам развития — адаптация должна быть новой и необычной.
В настоящее время международное климатическое финансирование часто поощряет модернизацию проектов развития. Тем не менее, странам ясно, что они хотят провести различие между деньгами, используемыми для «обычного» развития, и деньгами, используемыми для решения проблемы изменения климата. Таким образом, в проектных предложениях часто требуется указывать, какие действия предназначены конкретно для «адаптации», а какие для «развития».
Этот зашоренный подход побуждает думать таким же образом с небольшими изменениями, когда на самом деле природа изменения климата требует и дает нам возможность изменить наши подходы.
Это наш долг перед наиболее уязвимыми и маргинализованными группами населения.
Ссылки из этой истории
Гостевой пост: Почему жизненно важно избегать «дезадаптации» к изменению климата
Гостевой пост: Когда адаптация к изменению климата может иметь неприятные последствия
Комментарии
Просмотреть комментарии (0)Закрыть комментарии
Что такое дезадаптация и почему она важна?
Адаптация играет ключевую роль в нынешнем климатическом кризисе. Нам необходимо эффективно адаптироваться, чтобы защитить планету и наши основные инфраструктуры — настолько, что, по данным Организации Объединенных Наций, к 2050 году глобальные расходы на адаптацию могут достичь 500 миллиардов долларов в год. адаптация неправильная, что такое дезадаптация и почему это важно?
Общее определение дезадаптации – плохая или недостаточная адаптация. В контексте изменения климата неадекватная адаптация относится к действиям, направленным на уменьшение последствий изменения климата, которые на самом деле создают больший риск и уязвимость — они могут буквально принести больше вреда, чем пользы. Примером этого может быть компания, желающая посадить деревья для улавливания углерода, но делая это в месте, подверженном лесным пожарам. Следовательно, когда деревья начинают гореть, они выделяют в атмосферу больше углерода, чем успели поглотить. Лесные пожары в Калифорнии в 2021 году, горячая точка для компенсации выбросов углерода, являются трагическим примером того, что может произойти, когда стратегии не учитывают климатические риски.
Дезадаптация — главная ловушка, которой следует избегать при преодолении кризиса, связанного с изменением климата. Выпуская предупреждения о плохой адаптации, ученые-климатологи намерены повысить осведомленность о ее потенциале усугубить климатический риск, который она призвана уменьшить.
Опасности, связанные с дезадаптацией
Ведущие ученые мира выделяют множество проблем, связанных с адаптацией: человек недостаточно быстро адаптируется к явлениям изменения климата, недостаточно инвестиций в подготовку к климатическим опасностям, и даже при наличии средств бюджет часто неправильно распределяется, причиняя дополнительный вред. Некоторые меры реагирования на изменение климата приводят к возникновению новых воздействий и рисков, а также к климатическим действиям, которые не включают адаптацию или планирование физического риска.
Дезадаптация широко освещалась в недавнем отчете об адаптации, подготовленном Межправительственной группой экспертов по изменению климата (МГЭИК) при поддержке Организации Объединенных Наций. Не только усиливающееся изменение климата увеличивает подверженность активов риску, но и решения, принимаемые без надлежащей информации о климате, которая могла бы их информировать. В отчете с высокой степенью уверенности говорится, что неклиматические факторы, такие как выбор места для размещения инфраструктуры, способствуют подверженности большего количества активов экстремальным климатическим опасностям и увеличивают величину потерь.
Мы должны действовать – принимая решения, основанные на климате
В документе «Неадекватная адаптация: когда адаптация к изменению климата идет очень плохо» доктора Лизы Ф. Шиппер из Института изменения окружающей среды Оксфордского университета подробно освещается эта тема:
«Адаптация к изменению климата необходима для того, чтобы его последствия не разрушили общества и экосистемы во всем мире. Но планирование адаптации — это упражнение в условиях неопределенности, и многие стратегии адаптации, основанные на несовершенной информации, терпят неудачу. Некоторые идут еще дальше, создавая условия, фактически ухудшающие ситуацию; это называется дезадаптацией. Помимо напрасной траты времени и денег, дезадаптация — это процесс, в результате которого люди становятся еще более уязвимыми к изменению климата… Однако до тех пор, пока проекты адаптации непосредственно не устранят факторы уязвимости, дезадаптация будет оставаться риском…».
— Д-р Лиза Шиппер
Как компаниям избежать дезадаптации?
В исследовании McKinsey подчеркивается, что при обычном климатическом сценарии средние глобальные температуры, по оценкам, подскочат на 1,5–5 °C к 2050 году, а в отчете AR6 МГЭИК показано, как адаптация играет ключевую роль в климатических рисках. снижение. Каждая компания должна иметь стратегию адаптации к изменению климата. Для этого предприятия должны сначала выяснить, какие климатические риски могут повлиять на их активы, чтобы они могли принимать обоснованные решения о том, как позитивно адаптироваться.
Разработка эффективных стратегий адаптации возможна только в том случае, если правительства и организации понимают связанные с климатом риски на уровне отдельных активов, которыми они владеют, управляют или на которые полагаются. Без этого понимания лица, принимающие решения, не могут определить, какие контрмеры, такие как строительство дамб или посадка лесов для компенсации выбросов углерода, эффективно снизят риски их проектов.
Ранее понимание рисков, связанных с климатом, на уровне активов было практически невозможно из-за сложности климатических данных. Однако достижения в области наук о Земле и машинного обучения сделали возможным обнаружение и анализ рисков, связанных с климатом, для отдельных активов с помощью передовых возможностей, называемых климатической разведкой (CI).
Анализ климата, который глобальная аналитическая компания IDC назвала КИ «стратегическим приоритетом для организаций во всем мире», представляет собой анализ на уровне активов для принятия решений. Используя CI с помощью таких продуктов, как EarthScan™, компании могут получить четкое, научно обоснованное и общее представление о климатических рисках на десятилетия вперед. Использование CI для того, чтобы поставить климат в основу каждого решения, может уберечь компании от совершения неадекватных ошибок и вместо этого привести их к разработке эффективных стратегий адаптации, необходимых для построения более устойчивого будущего для нашей планеты.