Кризис возрастного развития это в психологии: КРИЗИС ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ это

Кризисы возрастного развития

ВВЕДЕНИЕ:

Кризисы возрастного развития

Возрастные кризисы – особые, относительно непродолжительные по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психическими изменениями. Относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального поступательного хода личностного развития (Эриксон).

Форма и длительность этих периодов, а также острота протекания зависят от индивидуальных особенностей, социальных и микросоциальных условий. В возрастной психологии нет единого мнения по поводу кризисов, их места и роли в психическом развитии. Часть психологов считает, что развитие должно быть гармоничным, бескризисным. Кризисы – ненормальное, «болезненное» явление, результат неправильного воспитания. Другая часть психологов утверждает, что наличие кризисов в развитии закономерно. Более того, по некоторым представлениям в возрастной психологии, ребенок, не переживший по-настоящему кризис, не будет полноценно развиваться дальше.

К этой теме обращались Божович, Поливанова, Гейл Шихи.

Л.С. Выготский рассматривает динамику переходов от одного возраста к другому. На раз-ных этапах изменения в детской психике могут происходить медленно и постепенно, а могут – быстро и резко. Выделяются стабильные и кризисные стадии развития, их чередование – закон детского развития. Для стабильного периода характерно плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в Личности р-ка. По продолжительности долгие. Незначительные, минимальные изменения накапливаются и в конце периода дают качественный скачок в развитии: появляются возрастные новообразования, устойчивые, фиксирующиеся в структуре Личности.

Кризисы длятся недолго, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств растягиваясь до года или даже двух лет. Это краткие, но бурные стадии. Значительные сдвиги в развитии, ребенок резко меняется во многих своих чертах. Развитие может принять в это время катастрофический характер. Кризис начинается и завершается незаметно, его границы размыты, неотчетливы.

Обострение наступает в середине периода. Для окружающих ребенка людей оно связано с изменением поведения, появлением «трудновоспитуемости». Ребенок выходит из-под контроля взрослых. Аффективные вспышки, капризы, конфликты с близкими. У школьников падает работоспособность, ослабляется интерес к занятиям, снижается успеваемость, иногда возникают мучительные переживания, внутренние конфликты.

В кризисе развитие приобретает негативный характер: распадается, исчезает то, что образовалось на предыдущей стадии. Но создается и что-то новое. Новообразования оказываются неустойчивыми и в следующем стабильном периоде трансформируются, поглощаются другими новообразованиями, растворяются в них, и, таким образом, отмирают.

Д.Б. Эльконин развил представления Л.С. Выготского о детском развитии. «К каждой точке своего развития ребенок подходит с известным расхождением между тем, что он усвоил из системы отношений человек – человек, и тем, что он усвоил из системы отношений человек – предмет.

Как раз моменты, когда это расхождение принимает наибольшую величину, и называются кризисами, после которых идет развитие той стороны, котарая отставала в предшествующий период. Но каждая из сторон подготавливает развитие другой».

Поздний (пожилой и старческий) возраст

Обычно последний период жизни человека называют старостью. Д.Б. Бромлей выделяет помимо старости (55–70 лет) еще дряхлость (после 70 лет). Вслед за Э. Эриксоном этот период называют и поздней зрелостью. Такое название в большей степени отвечает содержанию завершающего этапа человеческой жизни. Кроме того, данный период для многих людей не соответствует тому, что обычно принято понимать под старостью и что кратко выражено поговоркой: «Старость – не радость».

М.М. Пришвин, например, писал: «Неважно прошло у меня и детство, и отрочество, и юность, и вся молодость – все суета. Но старости начало (65 лет) меня радует…»

Различная трактовка последнего периода жизни отражает присущее ему резкое расхождение разных линий онтогенеза, резкие различия его содержания в зависимости от индивидуально-личностных особенностей человека.

Пожалуй, наиболее распространенное отношение к этому периоду жизни передано грустно-лирическими словами известного русского философа В.В. Розанова: «Тишина вечера естественно наступает для всякого человека в 70 лет». А.В. Толстых приводит два афоризма, выражающих противоположные точки зрения на данный возраст. Один из них принадлежит родоначальнику протестантизма Мартину Лютеру: «Старость – это живая могила». Другой – известному французскому писателю Андре Моруа: «Старость – это дурная привычка, для которой у активных людей нет времени». Заметим, что оба суждения очень психологичны: и то и другое указывает на зависимость содержания последнего возрастного этапа от формы жизни человека, от его мотивации.

Чаще всего рубежом, разделяющим зрелость и позднюю зрелость, обычно считается уход на пенсию, окончание активной профессиональной деятельности. Это событие часто порождает кризисный период – кризис ухода на пенсию.

Прежде всего негативно сказывается нарушение привычного режима и уклада жизни, нередко сочетающееся с острым ощущением противоречия между сохраняющейся трудоспособностью, возможностью принести пользу и их невостребованностью. Человек оказывается как бы «выброшенным на обочину» текущей уже без его деятельного участия общей жизни. Снижение своего социального статуса, потеря сохранявшегося десятилетиями жизненного ритма иногда приводят к резкому ухудшению общего физического и психического состояния, а в отдельных случаях даже к сравнительно быстрой смерти.

Кризис ухода на пенсию часто усугубляется тем, что примерно в это время вырастает и начинает жить самостоятельной жизнью второе поколение – внуки, что особенно болезненно отражается на женщинах, посвятивших себя в основном семье. По одной из версий, время взросления второго поколения оказывает большое влияние на продолжительность жизни многих людей – в связи с потерей очень значимой ее стороны.

Начало последнего периода жизни обычно связано с ускоряющимся биологическим старением. Начинает убывать физическая сила, ухудшается общее состояние здоровья, снижается уровень некоторых психических функций, прежде всего памяти, ухудшается функционирование органов чувств. Все эти регрессивные процессы проявляются у разных людей в разной степени, в зависимости от соотношения их хронологического и биологического возраста. У части людей паспортный возраст очень сильно отражается на психологическом, а последний, в свою очередь, существенно влияет на биологический. При этом свой паспортный возраст так или иначе соотносится со средней продолжительностью жизни.

С уходом на пенсию, нередко совпадающим с ускорением биологического старения, часто связано ухудшение материального положения, иногда более уединенный образ жизни. Кроме того, кризис может осложниться смертью супруги (супруга), утратой некоторых близких друзей. Согласно Э. Эриксону, в период поздней зрелости «фокус внимания человека» сдвигается от забот о будущем к прошлому опыту. Заметим, что тем самым психологическое прошлое резко увеличивается, а временная перспектива, напротив, сокращается. Таким образом, предполагается психологическое старение, появление чувства старости. Тем не менее, Э.

Эриксон выделяет здесь, как и на предыдущих возрастных этапах, две основные линии развития.

Если человек «каким-то образом заботился о делах и людях… переживал триумфы и поражения в жизни… был вдохновителем для других и выдвигал идеи», у него «могут постепенно созревать плоды… предшествующих стадий». Происходит «эго-интеграция», связанная с суммированием и оценкой всех предшествующих стадий развития личности.

Э. Эриксон подчеркивает, что эго-интеграция является в поздней зрелости более значимым для человека фактором, чем свойственный ей психосоциальный кризис. При прогрессивной линии развития на предыдущих стадиях человек может положительно оценить всю свою предшествующую жизнь, с удовлетворением подвести ее итоги как в профессиональной деятельности, общественных отношениях, так и по линии брака и семьи. Видя свое продолжение в детях и внуках, в том, что он смог сделать как профессионал, человек не страшится неотвратимости смерти. Только теперь, на последнем этапе жизни, он обретает, согласно Эриксону, настоящую зрелость и «мудрость прожитых лет»: «Мудрость старости отдает себе отчет в относительности всех знаний, приобретенных человеком на протяжении жизни в одном историческом периоде.

Мудрость – это осознание безусловного значения жизни перед лицом самой смерти». Если же человек воспринимает свою прошлую жизнь как цепь «нереализованных возможностей и ошибок», то на ее заключительном этапе у него не может быть эго-интеграции. Ее отсутствие приводит к скрытому страху смерти, сопровождающемуся сожалением, что нельзя прожить жизнь заново, либо к отрицанию «собственных недостатков… путем проецирования их на внешний мир».

Э. Эриксон характеризует состояние человека при таком варианте развития, как отчаяние. «Судьба не принимается как остов жизни, а смерть – как последняя ее граница. Отчаяние означает, что осталось слишком мало времени для выбора другого пути к целостности; вот почему старики пытаются приукрасить свои воспоминания».

Признавая, как мы отметили выше, одним из признаков поздней зрелости обязательное психологическое старение, Э. Эриксон в то же время подчеркивает, что для пожилых людей, помимо оценки своего прошлого, необходима способствующая достижению эго-интеграции «жизненная вовлеченность». Он указывает на важность участия в воспитании внуков, в политических событиях, оздоровительных физкультурных программах и т.п.

Г. Крайг также отмечает, что хотя у многих пожилых людей взгляд на мир определяется чувством собственной уязвимости, подавляющее большинство из них воспринимает себя совершенно иначе. Исследование, проведенное среди большой группы американцев преклонного возраста, установило, что хотя многие пожилые люди и согласны с тем, что «для большинства людей старше 65 лет жизнь действительно нелегка», себя и своих друзей они считают исключением из этого правила.

Осознание негативных возрастных перемен, чувство старости характерно для тех, у кого вступление в данный возраст связано с резким ухудшением психического состояния или уровня физического здоровья, сужением круга социальных отношений, значительным ухудшением материального положения, с описанными Э. Эриксоном явлениями, сопровождающими отрицательную оценку своей прошлой жизни, и рядом других тяжелых обстоятельств.

ВЫВОДЫ:

Кризис ухода на пенсию. Прежде всего негативно сказывается нарушение привычного режима и уклада жизни, нередко сочетающееся с острым ощущением противоречия между сохраняющейся трудоспособностью, возможностью принести пользу и их невостребованностью. Человек оказывается как бы «выброшенным на обочину» текущей уже без его деятельного участия общей жизни. Снижение своего социального статуса, потеря сохранявшегося десятилетиями жизненного ритма иногда приводят к резкому ухудшению общего физического и психического состояния, а в отдельных случаях даже к сравнительно быстрой смерти.

Кризис ухода на пенсию часто усугубляется тем, что примерно в это время вырастает и начинает жить самостоятельной жизнью второе поколение – внуки, что особенно болезненно отражается на женщинах, посвятивших себя в основном семье.

С уходом на пенсию, нередко совпадающим с ускорением биологического старения, часто связано ухудшение материального положения, иногда более уединенный образ жизни. Кроме того, кризис может осложниться смертью супруга (супруги), утратой некоторых близких друзей.

Уход на пенсию рассматривают как время, когда можно оставить основной род занятий и наслаждаться отдыхом и свободой, это желательная перемена для многих, но не для всех. Кризис наступает, если человек вкладывал в работу очень много энергии и душевных сил и его образ жизни таков, что у него не образовался круг интересов вне работы. Без работы он не знает, что ему делать, и поэтому не может отнестись к уходу на пенсию как к положительному изменению жизни. Другие же люди рады тому, что у них появится время на любимое занятие, которое отходило на задний план в связи с загруженностью на рабочем месте.

Некоторые уходят с работы раньше, чем предполагалось, в связи с изменившимся материальным положением или по состоянию здоровья.

Какова бы ни была причина ухода с работы, нужно время, чтобы адаптироваться к вынужденному изменению в распорядке дня и количеству времени, которое теперь будет проводиться в обществе других членов семьи. В более выгодном положении оказываются те, кто заранее готовится к тому, что утрата привычного образа жизни и разрыв с привычной средой общения могут вызвать тяжелые переживания.

Несмотря на самую лучшую подготовку, некоторые все же очень тяжело переносят уход на пенсию. Таким людям полезно поговорить о своих чувствах с членами семьи и друзьями. Постепенно они найдут свое место в жизни и без работы. Они также могут найти применение своим знаниям и мастерству в частных фирмах, употребить время и силы на развитие новых умений, на интересные занятия (самостоятельно или с партнерами).

Все сказанное относится также и к тем, кто вынужден был оставить работу в связи с ухудшением здоровья. На то, чтобы приспособиться не только к уходу с работы, но и к ухудшившемуся здоровью, потребуется время, поиск дополнительных возможностей, и снова полезно говорить открыто о своих переживаниях. Нужно поставить перед собой цель справиться с ограничением физических возможностей, улучшить свое состояние, освоить новые роли в семье и в системе общественной поддержки, постараться, чтобы жизнь приносила радость. Нельзя недооценивать возможность возникновения стресса, может потребоваться помощь от местных служб социальной поддержки и общественных организаций.

В настоящее время основное внимание геронтологов направлено на выявление медико-биологических причин старения и преждевременной смерти и изыскание соответствующих средств продления жизни. Решение этих проблем, как предполагается, позволит довести обычную продолжительность жизни человека до 100–150 и более лет. Представляется, однако, что главное, по крайней мере на обозримое будущее, – решение вопросов геронтопсихологии, прежде всего проблемы психологического возраста. Никакие медико-биологические средства не помогут человеку жить долго, если у него нет психологического будущего. Известно много случаев, когда человек, окончательно одряхлевший и уже прощающийся с жизнью, вдруг обретал ту или иную связь с миром, значимый мотив – и вновь возрождался к жизни.

Литература:

1. Психология развития и возрастная психология : учебно-методический

комплекс для специальности 030301. 65 Психология / авторы-составители

О.В. Шапатина, Е.А. Павлова. – Самара : Изд-во «Универс-групп», 2007. –204 с.

2. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Уч. пособие для студентов вузов.- 4-е изд.-М.: Академич. Проект, 2003

3. Холостова Е.И., Рубцов А.В. Социальная геронтология: Уч.пособие.- М.: Изд-.торговая Корпорация «Дашков и К», 2005

4. Шахматов Н.Ф. Психическое старение.- М., 1996

Содержание:

  1. Введение.

  2. Поздний возраст. Описание кризиса, связанного с уходом на пенсию.

  3. Выводы.

  4. Список используемой литературы.

«Кризис невозможно перескочить»: психолог рассказала про возрастные кризисы и способы их преодоления

«Кризис невозможно перескочить»: психолог рассказала про возрастные кризисы и способы их преодоления

Общество

Согласно исследованиям ВЦИОМ, проведенным в 2021 году, 78% россиян верят в то, что иногда в жизни человека происходят возрастные кризисы. При этом большинство считает, что кризисы случаются только у людей в возрасте 30-50 лет, однако это не совсем так. Психолог с 23-летним стажем Марина Бондарева помогла корреспондентам портала «Губерния» разобраться в природе возрастных кризисов.

«От самого рождения наше развитие проходит постепенно, по восходящей линии. Кризис, в переводе с греческого, означает «поворотный пункт». По сути, кризис является ступенькой к нашему развитию. В психологии принято выделять как кризисы детского возраста, так и взрослого. В кризис происходит столкновение между мотивационно-потребностной сферой, которую условно можно обозначить сферой “хочу”, и сферой возможностей – сферой “могу”. Когда мы ощущаем какую-то потребность и у нас есть желание ее реализовать, но нет для этого навыков, умений, способностей, опыта, мы как раз и переживаем этот поворотный момент, который называется возрастным кризисом. Условно, можно сказать так: по-старому я уже не хочу, меня не устраивает, а по-новому я пока не умею, не знаю как».

Разрешение противоречий, возникающих в кризис, являются основной задачей этого нелегкого периода.

 «В каждый возрастной период есть свои особые задачи, разрешение которых позволит выйти на другой уровень развития. И, соответственно, причины для переживаний и тревог будут связаны с возможностью или невозможностью разрешить это внутреннее противоречие. Нужно обратить внимание на то, насколько мы находимся в достаточно благоприятной атмосфере, и есть ли рядом с нами люди, готовые помочь разрешить это противоречие. Особенно это ярко прослеживается в детском возрасте, когда происходит становление личности».

При этом самый первый кризис в жизни человека наступает уже сразу после рождения.

«Основная задача периода от рождения до года – научиться доверять другим людям заботу о своих основных потребностях. Мама, папа, которые ухаживают за малышом, дают ощущение безопасности, надежности. Через них ребенок учится доверять миру. Особенностью детского периода является зависимость от взрослых. И именно от значимых взрослых зависит то, как долго будет длиться этот кризис и как ребенок из него выйдет».

Следующий кризис, о котором знают многие, это кризис «трех лет». Психолог отмечает, что родители должны быть особенно терпеливы и внимательны в этот период жизни своего ребенка.

«Кризис трех лет у всех на слуху, его еще называют кризис “я сам”. Ребенок вдруг начинает осознавать себя отдельной личностью, начинает понимать, что что-то может делать сам. И, соответственно, наблюдая за какими-то действиями взрослых, ему очень хочется делать так, как они. Детские истерики “я пойду сам гулять”, “я хочу одеваться сам”, “я буду есть сам” – это как раз то самое ярко выраженное мотивационное желание “я хочу”. Но ребенок не обладает необходимыми навыками, чтобы, например, самостоятельно уверенно держать ложку, завязывать шнурки. Для этого ему нужны, так называемые, “социальные агенты” – помощники, которые помогут развить ему эти умения и навыки. Такими агентами являются родители. Если родители достаточно терпеливы, они со всей серьезностью воспринимают это внутреннее противоречие, учат ребенка всем навыкам, но при этом выдерживают его эмоциональный напор, то тогда данный конфликт разрешается достаточно быстро и безболезненно. Кризис затягивается, если сами взрослые начинают вступать в конфронтацию со своим малышом. Начинают его одергивать, запрещать, наказывать, возмущаться его плохим поведением, не понимая, что ребенок решают свою серьезную возрастную задачу – ему нужно обрести уверенность, что он может самостоятельно что-то сделать».

Особое внимание психолог уделила кризису, который крайне сложно может переживаться как родителями, так и ребенком, – подростковому кризису. В этот период подросток пытается стать частью взрослого общества.

«Один из самых острых и сложных возрастных кризисов – это кризис подросткового возраста. Когда ребенок осуществляет переход от детства к взрослости. Основная задача этого периода – формирование своей идентичности. Есть очень сильное желание у подростка понять “кто я, какой я, какую я роль занимаю в мире”. И это желание также сталкивается с противоречием возможностей. Подросток не может вести социально свободную жизнь. У него есть свои ограничения, свои обязанности, и он очень зависим от взрослых. Все это вызывает “симптомы” подросткового кризиса: бунт, протест, негативизм, отрицание. Все эти симптомы как раз направлены на разрешение этих противоречий. Ребенок стремится к тому, чтобы взрослые уважали его взросление, чтобы воспринимали его на равных. Если у подростка достаточно зрелые родители, которые с уважением относятся к процессу его взросления и не обесценивают его точку зрения, которые пытаются его понять, выдерживают его сильные и сложные чувства, то тогда подростку пережить этот переход от детства к взрослению намного легче, в отличие от ситуации, когда ребенок сталкивается с явным противостоянием, когда взрослые начинают оказывать сильное давление на подростка, смеяться над ним, наказывать. В этих ситуациях, чтобы помочь пережить это состояние, семьи часто обращаются к психологам. Очень важно в этот момент осознать самим взрослым свою ведущую роль. Что ребенок не сможет самостоятельно перескочить этот возрастной кризис и незаметно для всех быстро повзрослеть».

Специалист также уточнила, что подростки сталкиваются и с другой серьезной проблемой – самоопределением.

«Помимо определения собственной идентичности, очень остро встает потребность самоопределения. Кем мне быть, в какой сфере мне интересно будет учиться, работать. Так как опыта и навыков также недостаточно, помочь разрешить такой кризис могут различные эксперименты. Когда молодые люди начинают активно пробовать себя: занимаются музыкой, бросают, потом занимаются рисованием, и снова бросают. Это благоприятный период, когда человек может в этом активном поиске нащупывать и примерять на себя разные роли. В будущем он сможет опираться на этот опыт, чтобы дальше развиваться в той или иной сфере».

При этом очень часто причиной сложностей в период подросткового возраста является то, что сами родители в свое время не пережили подростковый кризис.

«В своей практике я достаточно часто встречаюсь с вопросами родителей, которые недоумевают, что происходит с их ребенком, почему он не слушается, почему он может грубить. Тогда как они, будучи в этом же возрасте, себе такого не позволяли с родителями. В этом и кроется причина – родители оказываются не готовыми, у них нет опыта проживания подросткового кризиса. То есть подростковый кризис оказался отсроченным. И когда родители сталкиваются со взрослением своих детей, они как будто начинают проваливаться в такой же возраст и противостоять своим детям. Они будто выпрыгивают из своей зрелости и становятся такими же подростками. Начинают с ними конкурировать, выдавать такие же протестные реакции. По сути, они допроживают кризис идентичности, которого у них не было в период их взросления. То, что ребенок может открыто проявлять такие протестные реакции говорит как раз о безопасности. Родители смогли создать такую безопасную атмосферу, что ребенок может тренировать эти социальные навыки, развивать способность отстаивать свои личные границы со значимыми взрослыми. Если у родителей такого опыта не было, когда они были подростками, то, скорее всего, это было не безопасно. Отстаивать свои права можно только в безопасной среде».

Поэтому, как отмечает психолог, главное для родителей в этом возрасте – быть для ребенка надежной опорой.

«Кризисы могут затягиваться, могут не получать своего разрешения. Чем взрослые будут более терпеливыми, надежными, такими взрослыми, которым подросток сможет доверять, тем быстрее подросток разрешит свою возрастную задачу и благополучно перейдет на другую стадию развития».

Следующий кризис наступает уже во взрослом возрасте и называется кризисом «ранней взрослости».

«Кризис ранней взрослости – это период от 20 до 40 лет. Здесь уже возникает потребность в близости. Это тот возрастной период, когда мы находимся в активном поиске партнера, с которым нам хотелось бы быть вместе. В этот период мы сталкиваемся с такими чувствами, как одиночество, изоляция. Потребность в близости может разрешиться, если мы создадим вокруг себя дружеский круг общения и найдем нужного партнера».

После кризиса «ранней взрослости» идет кризис «среднего возраста». Наступает он в период от 40 до 60 лет. Чтобы преодолеть этот кризис, как утверждает психолог, необходимо реализовать потребность в передаче своего накопленного жизненного опыта.

«На этом этапе взрослые сталкиваются с такими задачами, как содержание семьи, забота о потребностях детей, внуков. Эти стандарты продуктивности часто определены культурой. Те, кто не способен или не склонен принять эти обязательства, оказываются в “застое” или становятся сосредоточенными только на себе. В этот возрастной период возрастает потребность в том, чтобы поделиться своим опытом с другими, реализовать свой потенциал в профессиональной, социальной среде. Если, по какой-то причине, у взрослого это не получается, то возникает ощущение стагнации: как будто, наступает день сурка, какой дальше смысл, я не знаю, кому передать свои знания».

Кризис может наступить и после 65-75 лет. В этом возрасте у человека появляется желание обрести гармонию с самим собой.

«Задача этого возраста – обретение чувства целостности, чувства наполненности. Только при условии прохождения всех возрастных этапов, разрешении всех предыдущих кризисных противоречий, возможно обрести внутреннюю гармонию. Когда человек может, оглядываясь на свою жизнь, воспринимать ее как осознанную, продуктивную, счастливую и не хочет другой жизни. В этом случае можно сказать, что кризис разрешается благополучно. Но если на предыдущих этапах потребности не были разрешены, то человек сталкивается с очень серьезным кризисом. В психологии он называется “экзистенциальным”. Происходит переосмысление и возникает ощущение зря потраченных лет. Человек может испытывать глубокое сожаление об упущенных возможностях».

В конце психолог поделилась своим мнением о том, почему не нужно с пренебрежением относиться к возрастным кризисам.

«Если подытожить все сказанное – невозможно перескочить какой-то возрастной кризис. Для того, чтобы нам чувствовать себя достаточно благополучно и гармонично, нам важно разрешить все основные стадии. Со всем этим можно и нужно обращаться к психологу. Психолог поможет осознать и допрожить все эти моменты, чтобы чувствовать себя хорошо».

НОВОСТИ В РУБРИКЕ

18:28, 1 июня 2023 года Животных, погибших от лап тигра, возместили жителям Хабаровского края

18:19, 1 июня 2023 года Хабаровчан приглашают принять участие в обсуждении проектов закона о содержании домашних животных

18:13, 1 июня 2023 года Хабаровчане смогут посетить военно-исторический фестиваль «ДВ Форпост»

17:06, 1 июня 2023 года Выдача загранпаспортов нового образца возобновилась в Хабаровском крае

15:22, 1 июня 2023 года В Хабаровске завершилась обработка территорий от клещей

Все материалы раздела

прислать новость

ВСЕ ПРОИСШЕСТВИЯ

Психология развития.

Кризис среднего возраста

Взрослые люди среднего возраста попадают в пороги от 40 до 50 лет. Мужчины и женщины в эти годы находятся на высшей точке своей продуктивности. Также в это время эти люди взрослеют и обретают эмоциональную стабильность. По сути, они могут справляться с такими задачами, как воспитание детей, ведение домашнего хозяйства и забота о своих родителях. Эти функции становятся возможными благодаря зрелости, которая обеспечивает стабильность и давление окружающей среды, заставляющее их искать лучшую работу или приобретать лучшие финансовые возможности. Существует также влияние их личных потребностей. Примечательно, что по мере того, как люди стареют и растут, их обязанности и ожидания также растут. Таким образом, люди усерднее работают в своей карьере, чтобы предотвратить долги и необходимость откладывать на будущие пенсионные жизни. Я считаю, что эти задачи делают человека успешным в среднем возрасте. По сути, на данном этапе важна только хорошая карьера, стабильная семья и воспитание детей. На этом этапе жизни не может быть лучших достижений.

Cut 15% СКИДКА на первый заказ

Мы доставим индивидуальную бумагу Психология развития с учетом ваших требований с хорошей скидкой лай, кризис среднего возраста это период, когда некоторые люди предполагают, что их смертность и время на исходе. Это чувство приводит к беспокойству и недовольству жизнью. Он чаще характерен для лиц в возрасте 40-60 лет, у которых возникает потребность в переоценке своей жизни. Переход характеризуется такими поведенческими проявлениями, как скука и неудовлетворенность, неугомонность и необходимость окунуться в совершенно другие области. Существует также необходимость подвергать сомнению предыдущие решения, грусть и раздражительность, среди прочего. Кроме того, предполагается, что кризис среднего возраста возникает, когда пожилой взрослый изучает свою жизнь и устанавливает, что он не доволен выбором, который он сделал, когда был моложе. Такая переоценка жизни побуждает к радикальным решениям, таким как необходимость перерасхода средств и потребность иметь партнера помоложе, среди прочего. Однако не все люди проходят через этот кризис.

По сути, можно переоценить свою жизнь и почувствовать, что она проживает ее наилучшим образом. Таким образом, они довольны ходом событий и не жалеют о своем выборе. Кроме того, некоторые из этих форм поведения, связанных с кризисом, не полностью связаны с возрастом. Например, перерасход на дорогую покупку может быть результатом наличия большого количества денег, а не обязательно результатом кризиса. Как правило, люди в этом возрасте заработали за свою жизнь столько денег, что сейчас самое время их потратить.

Существует несколько форм кризиса среднего возраста. К ним относится потребность в дорогих и экстравагантных покупках. В большинстве случаев человек чувствует, что его время почти истекло, поскольку он прожил половину своей жизни. Поэтому они предпочитают тратить свои деньги на вещи, которых у них никогда не было. Во-вторых, необходимо найти более молодого партнера. Люди, переживающие кризис среднего возраста, хотят, чтобы партнеры помоложе напоминали им об их активных годах. Это заставляет их чувствовать себя моложе и живее.

По сути, люди убеждены, что средний возраст — это время для пересмотра и переоценки. На этом этапе человек прожил половину своей жизни. По сути, осознание того, что одна сторона жизни ушла, а человек приближается к концу своей жизни, заставляет их переоценить свои позиции, чтобы определить, что они находятся в правильном направлении.

Другой альтернативой кризиса среднего возраста для женщин является менопауза. Менопауза — это то, что меняет эмоции женщин и приводит к другой фазе развития. Для мужчин эта альтернатива известна как андропауза. Эти изменения в развитии вызывают изменение уровня тестостерона, что приводит к постоянной депрессии, усталости, снижению либидо, приливам и потливости, среди прочих признаков.

Своевременная доставка!

Получите индивидуальную и 100% свободную от плагиата бумагу всего за 3 часа

Приступим

322 специалисты онлайн

Психосоциальное развитие в позднем взрослом возрасте — PSY 180 — Психология старения — Учебник

 
Психосоциальное развитие в позднем взрослом возрасте
 
Эриксон: Целостность против отчаяния

По мере того, как человек становится старше и вступает в пенсионный возраст, темп жизни и продуктивность замедляются, что дает человеку время для размышлений о своей жизни. Они могут задать экзистенциальный вопрос: «Хорошо ли быть мной?» Если кто-то видит себя прожившим успешную жизнь, он может видеть ее наполненной продуктивностью или, согласно Эрику Эриксону, честностью.

Здесь говорят, что целостность состоит в способности оглядываться на свою жизнь с чувством удовлетворения, покоя и благодарности за все, что было дано и получено. Эриксон (1959/1980) примечания по этому поводу:

«Честный человек готов защищать достоинство собственного образа жизни от любых физических и экономических удовольствий. Ибо он знает, что индивидуальная жизнь — это случайное совпадение всего лишь одного жизненного цикла внутри одного отрезка истории; и что для него вся человеческая целостность стоит и рушится с одним стилем целостности, которого он придерживается». (Эриксон, 1959/1980, стр. 104)

Таким образом, люди обретают чувство смысла (т. е. целостность) посредством тщательного анализа того, как они прожили свою жизнь (Krause, 2012). Однако в идеале целостность не останавливается на достигнутом, а продолжает развиваться в добродетель мудрости. По словам Эриксона, это цель на данном этапе жизни.

Если человек считает свою жизнь непродуктивной или чувствует, что не достиг своих жизненных целей, он может стать неудовлетворенным жизнью и развить то, что Эриксон называет отчаянием, что часто приводит к депрессии и безнадежности. Эта стадия может произойти вне последовательности, когда человек чувствует, что он близок к концу своей жизни (например, когда ему поставили диагноз неизлечимой болезни).


Рисунок 1 . Эриксон подчеркнул важность честности и чувства выполненного долга, когда пожилой человек оглядывается на свою жизнь.


 
Девятая стадия Эриксона

 

Эриксон сотрудничает со своей женой Джоан в большей части своей работы по психосоциальному развитию. В более старшем возрасте Эриксона они пересмотрели восемь стадий и создали дополнительные мысли о том, как развивается развитие человека в 80-е и 90-е годы. После того, как Эрик Эриксон скончался в 1994 году, Джоан опубликовала главу о девятой стадии развития, в которой она предложила (исходя из своего собственного опыта и заметок Эрика) пожилым людям вернуться к предыдущим восьми стадиям и по-новому справиться с предыдущими конфликтами. поскольку они справляются с физическими и социальными изменениями старения. На первых восьми стадиях все конфликты представлены в синтонно-дистонической манере, что означает, что первый термин, указанный в конфликте, представляет собой позитивное, желаемое достижение, а второй термин — менее желательную цель (т. е. доверие). желательнее, чем недоверие, и честность желательнее, чем отчаяние). [1] На девятой стадии Эриксон утверждает, что дистонический или менее желательный исход снова становится приоритетным. Например, пожилой человек может стать недоверчивым (доверие или недоверие), чувствовать большую вину за то, что у него нет способностей делать то, что он когда-то делал (инициатива или вина), чувствовать себя менее компетентным по сравнению с другими (трудолюбие или неполноценность), терять чувство идентичности по мере того, как они становятся зависимыми от других (идентичность или смешение ролей), становятся все более изолированными (близость или изоляция), чувствуют, что могут меньше предложить обществу (генеративность или стагнация), или [2] Эриксоны обнаружили, что те, кто успешно смирился с этими изменениями и приспособлениями в более позднем возрасте, продвигаются к геротрансцендентности, термину, придуманному геронтологом Ларсом Торнстамом для обозначения большего осознания собственной жизни и связи со вселенной. усиленные связи с прошлым и позитивный, трансцендентный взгляд на жизнь.


Теория деятельности

Теория деятельности, разработанная Хавигхерстом и Альбрехтом в 1953 г., решает вопрос о том, как лучше всего приспособиться к изменяющимся обстоятельствам старости, например, выходу на пенсию, болезни, потере друзей и близких в результате смерти. и т. д. При решении этого вопроса они рекомендуют, чтобы пожилые люди участвовали в добровольных и досуговых организациях, уходе за детьми и других формах социального взаимодействия. 9Таким образом, 0007 Теория активности решительно поддерживает отказ от малоподвижного образа жизни и считает важным для здоровья и счастья, чтобы пожилой человек оставался активным физически и социально. Другими словами, чем активнее пожилые люди, тем более стабильной и позитивной будет их самооценка, что приведет к большему удовлетворению жизнью и более высокому моральному духу (Havighurst & Albrecht, 1953). Теория активности предполагает, что многие люди с возрастом лишены значимого опыта, но пожилые люди, которые по-прежнему хотят оставаться активными, могут работать над тем, чтобы заменить утраченные возможности новыми. [3]
 

Теория разъединения

Теория разъединения, , разработанная Каммингом и Генри в склонность к одиночеству и более бездействие. Не полностью сбрасывая со счетов важность физических упражнений и социальной активности для поддержания физического здоровья и личного благополучия, теория размежевания выступает против искусственного удерживания пожилого человека настолько занятым внешней деятельностью, что у него не остается времени для созерцания и размышлений (Cumming & Henry). , 1961). Другими словами, теория размежевания утверждает, что пожилые люди во всех обществах проходят процесс приспособления, который включает в себя отказ от прежних общественных и профессиональных ролей и сужение своего социального кругозора до более узкого круга семьи и друзей. Этот процесс позволяет пожилому человеку умереть более спокойно, без стресса и отвлекающих факторов, которые сопровождают более активную социальную жизнь. Теория предполагает, что в позднем взрослом возрасте человек и общество взаимно удаляются. Пожилые люди становятся более изолированными от других и менее заинтересованными или вовлеченными в жизнь в целом. Эта когда-то популярная теория теперь критикуется как антивозрастная и используется для оправдания обращения с пожилыми людьми как с гражданами второго сорта. [4]
 

Теория непрерывности

Теория непрерывности предполагает, что с возрастом люди продолжают воспринимать себя почти так же, как и в молодости. Подход пожилого человека к проблемам, целям и ситуациям во многом такой же, как и в молодости. Это те же люди, но просто в более старых телах. Следовательно, пожилые люди продолжают сохранять свою идентичность, даже отказываясь от прежних ролей. Например, отставной командир береговой охраны посещает встречи с товарищами по кораблю, по-прежнему интересуется новыми технологиями для домашнего использования, дотошно относится к работе, которую он выполняет для друзей или в церкви, и демонстрирует сувениры  из своего опыта на корабле.

Добавить комментарий