КРУГ АЙЗЕНКА. Ху из ху? [Пособие по психологической разведдеятельности]
КРУГ АЙЗЕНКА
Те, кто оказался между 8 и 15 баллами по этому показателю – относятся к среднему типу, что, наверное, неплохо, однако таким людям следует знать, где, когда в них проявляется экстраверт, а когда интроверт, чтобы положительным сторонам этих типов в себе содействовать, а вот их недостатки уметь предупреждать. Благо в этом случае это как раз нетрудно.
Шкала «Н» отражает величину вашей эмоциональной стабильности, точнее – нестабильности. Чем больше балл в соответствующем квадрате, тем больше ваша эмоциональная нестабильность (середина в районе 12 единиц). Люди, набирающие больше 15 баллов по этому показателю, как правило, тревожны, мнительны, застенчивы или беспокойны, раздражительны, обидчивы. Эмоциональная нестабильность характеризуется постоянным эмоциональным напряжением, переживанием личной угрозы, повышенной чувствительностью к неудачам и ошибкам. Такие люди страдают от самообвинений и параллельно с этим стремятся к самосовершенствованию.
Все эти данные позволят определить ваш темперамент, для этого результаты «экстравесии» (ось абсцисс) и «нестабильности эмоций» (ось ординат) надо нанести на круг Г. Айзенка (см. ниже). Правда, если в квадрате «О» ваш результат превышает 4–5 баллов, результаты, по всей видимости, нельзя считать достоверными. Дело в том, что эти вопросы («О») проверяли, насколько вы адекватно оцениваете собственную личность, не переоцениваете ли себя. Считается, что все люди имеют мысли, которые бы они хотели скрыть от других, и все когда-нибудь опаздывали на работу или свидание. Поэтому если человек говорит, что он «ничего не скрывает» и «никогда не опаздывает», следует думать, что он, мягко говоря, несколько неадекватно себя оценивает.
Теперь остается подвести некоторые итоги по вопросу принадлежности к тому или иному типу темперамента – холерическому, сангвиническому, флегматическому или меланхолическому.
44. Личностные опросники Айзенка
44. Личностные опросники Айзенка Личностные опросники Айзенка – серия личностных опросников. Предназначены для диагностики нейротизма, экстраверсии – интроверсии и психотизма. Разработаны Г. Айзенком с сотрудниками. Личностные опросники Айзенка являются реализацией
Круг
Круг Я неоднократно наблюдала этот метод работы на семинарах Берта Хеллингера и взяла его на вооружение.
Тест-опросник Г. Айзенка для диaгнocтики экстраверсии — интроверсии и нейротизма (EPQ, форма А)
Тест-опросник Г. Айзенка для диaгнocтики экстраверсии — интроверсии и нейротизма (EPQ, форма А) ИнструкцияВам предлагается 57 вопросов об особенностях вашего поведения и ваших чувств. Если вы отвечаете на вопрос «да», ставьте рядом знак «плюс», если «нет» — ставьте знак
Методика Г. Айзенка «Диагностика ригидности»
Методика Г. Айзенка «Диагностика ригидности» ИнструкцияЕсли вы полностью согласны с утверждениями о тех или иных особенностях поведения, представленными в опроснике, то рядом с номером утверждения поставьте 2 балла, если согласны в принципе — 1 балл, если не согласны
Трехфакторная модель Ганса Айзенка
Трехфакторная модель Ганса Айзенка Психолог Ганс Айзенк разработал свою модель в 1947 году независимо от других теорий личности, но доработал ее лишь в конце 1970?х.
Тест № 11 ОПРОСНИК Г. АЙЗЕНКА
Тест № 11 ОПРОСНИК Г. АЙЗЕНКА Одним из самых популярных и известных психологических тестов по праву считается личностный опросник, разработанный английским психологом Г. Айзенком. Из 57 вопросов – 24 направлены на определение уровня «экстраверсии-интроверсии» человека.
Задание 5. Тестирование с помощью личностного опросника Айзенка
Задание 5. Тестирование с помощью личностного опросника Айзенка Испытуемый. От 16 лет.Процедура. Испытуемый письменно заполняет опросник, текст которого приведен в приложении.При возникновении вопросов или сомнений в процессе заполнения опросника следует избегать
Человек-круг
Человек-круг Если на рисунке сплошные круги – перед вами настоящий альтруист. Таким людям хочется, чтобы все вокруг были счастливы. Обычно «Круг» разговорчив и эмоционален. Его внутренний ориентир – настроение в группе, и он нередко знает мельчайшие подробности личной
Ключ к формам «А» и Б опросника Г.Айзенка
Круг замкнулся
Круг замкнулся Мы рассмотрели все основные блоки системы социального ориентирования и теперь можем приступить к ее, условно говоря, сборке.Итак, совокупность социальных отношений человека формирует личность. Ядром личности выступает Я-концепция как базовый образ
Круг безопасности
Круг безопасности Круг безопасности – это название модели, которая поможет нам в понимании основополагающих потребностей ребенка. Если мы осознаем, в чем нуждается ребенок, нам будет легче удовлетворять его потребности таким образом, чтобы поддержать его самооценку.
Тепловой круг
Тепловой круг Сядь удобно, закрой глаза и начинай делать вдохи и выдохи через нос. При каждом вдохе сконцентрируйся на ощущении прохлады на слизистой носа, которая естественным образом появляется на ней от движения холодного воздуха. А на каждом выдохе концентрируйся
Порочный круг
Порочный круг Если вы тяготеете к «сотруднической» ориентации, то путь наименьшего сопротивления для вас – переключиться в противоположный режим и взбунтоваться. Но после этого путь наименьшего сопротивления быстро приведет вас обратно, от борьбы к подчинению.
Круг
Круг Я оберегаю клиента и его расстановку от забалтывания и логического анализа, отпускаю его, предлагая ему побыть наедине с собой после расстановки.
«Исследование типологических свойств личности с помощью теста айзенка», Тест
метки:Человек, Экстраверсия, Вопрос, Чувство, Экстраверт, Общество, Настроение, ТемпераментБЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ЭКОЛОГИИ
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 3
по курсу «Геоэкология человека»
(2 часа)
Преподаватель:
доц. Зарубов А.И.
МИНСК
2004 Генофонд человека и факторы среды
Типологические особенности высшей нервной деятельности человек получает по наследству. В связи с этим генетическое консультирование стало необходимым при диагностике ряда болезней – рак, болезнь Вильсона [крупнопластинчатое шелушение кожи], поликистоз почек [наличие в почке множественных кист – полостей, стенки которых образованы фиброзной (волокнистой соединительной) тканью и часто выстланы эпителием; находятся в паренхиме почки и содержат серозную (вырабатываемую стенками почки) или геморрагическую (в результате кровотечения) жидкость] и др. Выяснение латентной формы заболевания у родственников может спасти жизнь, если сопровождается соответствующим лечением. Таким образом, составление генеалогических таблиц расширяет возможности здравоохранения.
Неоднократно предпринимались попытки подтвердить наследование гениальности или особых талантов. Например, в качестве доказательства наследственной одаренности приводились родословные знаменитых музыкантов и ученых – Баха, Дарвина, Бернулли. В частности, Ф. Гальтон в своей монографии «Наследственная гениальность» (1869) впервые описал людей, чьи достижения по стандартам их общества рассматривались как выдающиеся. Он показал, что люди, которых в британском обществе считали выдающимися, имели среди близких родственников мужского пола во много раз больше знаменитостей, чем можно было бы ожидать при случайном распределении высокой одаренности. Однако во всех случаях тесно переплетены наследственность и влияние окружающей среды.
4 стр., 1899 слов
Эргономичность системы «человек-машина-среда»
. .. учета характеристик системы «человек — машина», согласования свойств ее человеческого и машинного звеньев с целью достижения требуемого (заранее заданного) качества деятельности. СЭОРЭ планомерно … В эргономике под человеком-оператором понимается человек, осуществляющий трудовую деятельность, основу которой составляет взаимодействие с объектом воздействия, машиной и средой на рабочем месте …
К генетически детерминированным свойствам личности Айзенк относит экстраверсию-интроверсию и нейротизм. Эти свойства составляют тип высшей нервной деятельности (ВНД), или темперамент.
Тип высшей нервной деятельности – это совокупность индивидуальных особенностей психики и поведения, которые характеризуются силой, выраженностью и подвижностью нервных процессов возбуждения и торможения, экстраверсией-интроверсией, эмоциональной стабильностью – нейротизмом.
Наиболее разработанным на физиологическом уровне в теории Айзенка является учение об экстраверсии-интроверсии. Экстраверт по сравнению с интровертом труднее вырабатывает условные рефлексы, обладает большей терпимостью к боли, но не переносит монотонности, чаще отвлекается во время работы и т.п. типичными поведенческими проявлениями экстраверта являются общительность, импульсивность, недостаточный самоконтроль, хорошая приспособляемость к среде, открытость в чувствах. Он отзывчив, жизнерадостен, уверен в себе, стремится к лидерству, имеет много друзей, несдержан, любит развлечения и риск, остроумен, не всегда обязателен.
У интроверта преобладают иные особенности поведения. Он часто погружен в себя, испытывает трудности, устанавливая контакты с людьми и адаптируясь к реальности. В большинстве случаев интроверт спокоен, уравновешен, миролюбив, его действия продуманы и рациональны. Круг друзей у него невелик. Интроверт высоко ценит этические нормы, любит планировать будущее, задумывается над тем, что и как будет делать, не поддается моментальным побуждениям, пессимистичен. Интроверт не любит волнений, придерживается заведенного жизненного порядка. Он строго контролирует свои чувства и редко ведет себя агрессивно, обязателен.
Нейротизм включает два типа людей. На одном его полюсе (высокие оценки) находятся нейротики, отличающиеся нестабильностью, неуравновешенностью нервно-психических процессов, эмоциональной неустойчивостью, а также неустойчивостью вегетативной нервной системы. Поэтому они легко возбудимы, для них характерны изменчивость настроения, чувствительность, тревожность, мнительность, медлительность, нерешительность. Другой полюс нейротизма (низкие оценки) – это эмоционально стабильные лица, характеризующиеся спокойствием, уравновешенностью, уверенностью, решительностью.
Показатели экстраверсии-интроверсии и нестабильности-стабильности взаимонезависимы и противоположны. Каждый из них представляет собой континуум между двумя полюсами крайне выраженного личностного свойства. Сочетание этих свойств создает неповторимое своеобразие личности. Обычно характеристики большинства людей располагаются между полюсами чаще всего близко к центру. Удаленность показателя от центра свидетельствует о степени отклонения от среднего с соответствующей выраженностью личностных свойств. Связь аналитического описания личности с 4 классическими типами темперамента (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик) отражается в «круге Айзенка»: по горизонтали в направлении слева направо увеличивается абсолютная величина показателя экстраверсии, а по вертикали снизу вверх уменьшается выраженность показателя стабильности.
Для каждого типа свойственны характерные генетически определенные особенности поведения. Индивидуальность каждого человека определяет тип личности, который является результатом взаимодействия в ходе онтогенеза генотипа и внешней среды. Пластичность генетически определенных типов высшей нервной деятельности обуславливает формирование темперамента и характера. Темперамент – это совокупность формальных, динамических характеристик поведения. Его основными свойствами являются общая активность и эмоциональность, которые (как и внешность) могут изменяться в ходе онтогенеза.
Ход работы
На предлагаемые вопросы необходимо отвечать быстро, не раздумывая, так как важна первая реакция на вопросы опросника Айзенка. Следует отвечать на вопросы только «да» или «нет», знаком «+» отмечая в соответствующей графе ответного листа.
Опросный лист:
Ответы | №№ | Ответы | №№ | ответы | ||||
1 | 20 | 39 | ||||||
2 | 21 | 40 | ||||||
3 | 22 | 41 | ||||||
4 | 23 | 42 | ||||||
5 | 24 | 43 | ||||||
6 | 25 | 44 | ||||||
7 | 26 | 45 | ||||||
8 | 27 | 46 | ||||||
9 | 28 | 47 | ||||||
10 | 29 | 48 | ||||||
11 | 30 | 49 | ||||||
12 | 31 | 50 | ||||||
13 | 32 | 51 | ||||||
14 | 33 | 52 | ||||||
15 | 34 | 53 | ||||||
16 | 35 | 54 | ||||||
17 | 36 | 55 | ||||||
18 | 37 | 56 | ||||||
19 | 38 | 57 |
Личностный опросник
1. Часто ли Вы испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому, чтобы «встряхнуться» и испытать возбуждение?
2.Часто ли Вы нуждаетесь в друзьях, которые Вас понимают, могут одобрить или утешить?
3.Вы человек беспечный?
4.Не находите ли Вы, что Вам очень трудно отвечать «нет»?
5.Задумываетесь ли вы перед тем, как что-нибудь предпринять?
6.Если Вы обещаете что-то сделать, всегда ли Вы сдерживаете свои обещания (независимо от того, удобно Вам это или нет)?
7.Часто ли у Вас бывают спады и подъемы настроения?
8.Обычно вы поступаете и говорите быстро, не раздумывая?
9.Часто ли Вы чувствуете себя несчастным человеком, без достаточных на то причин?
10.Сделали бы Вы почти все, что угодно, на спор?
11.Возникает ли у Вас чувство робости и ощущение стыда, когда Вы хотите завести разговор с незнакомым человеком?
12. Выходите ли Вы иногда из себя, злитесь ли?
13.Часто ли Вы действуете под влиянием минутного настроения?
14.Часто ли Вы беспокоитесь из-за того, что сделали или сказали что-то такое, что не следовало бы делать или говорить?
15.Предпочитаете ли Вы обычно книги (компьютер) встречам с людьми?
16.Легко ли Вас обидеть?
17.Любите ли Вы часто бывать в компании?
18.Бывают ли у Вас иногда мысли, которые хотели бы скрыть от других?
19.Верно ли, что Вы иногда полны энергии так, что все горит в руках, а иногда совсем вялы?
20.Предпочитаете ли Вы иметь поменьше друзей, но зато особенно близких Вам?
21.Часто ли Вы мечтаете?
22.Когда на Вас кричат, Вы отвечаете тем же?
23.Часто ли Вас беспокоит чувство вины?
24.Все ли Ваши привычки хороши и желательны?
25. Способны ли Вы дать волю своим чувствам и вовсю повеселиться в компании?
26.Считаете ли Вы себя человеком возбудимым и чувствительным?
27.Считают ли Вас человеком живым и веселым?
28.Часто ли, сделав какое-нибудь важное дело, Вы испытываете чувство, что могли бы сделать лучше?
29.Вы больше молчите, когда находитесь в обществе других людей?
30.Вы иногда сплетничаете?
31.Бывает ли, что Вам не спится из-за того, что разные мысли лезут в голову?
32.Если Вы хотите узнать о чем-нибудь, то Вы предпочитаете прочитать об этом в книге, нежели спросить?
33.Бывают ли у Вас сердцебиения?
34.Нравится ли Вам работа, которая требует постоянного внимания?
35.Бывают ли у Вас приступы дрожи?
36.Всегда ли Вы платили за провоз багажа на транспорте, если бы не опасались проверки?
37. Вам неприятно находиться в обществе, где подшучивают друг над другом?
38.Раздражительны ли Вы?
39.Нравится ли Вам работа, требующая быстроты действий?
40.Волнуетесь ли Вы по поводу каких-либо неприятных событий, которые могли бы произойти?
41.Вы ходите медленно и неторопливо?
42.Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или на работу?
43.Часто ли Вам снятся кошмары?
44.Верно ли, что Вы так любите поговорить, что никогда не упускаете случая поговорить с незнакомым человеком?
45.Беспокоят ли Вас какие-нибудь боли?
46.Вы чувствовали себя очень несчастным, если длительное время были лишены широкого общения с людьми?
47.Можете ли Вы назвать себя нервным человеком?
48.Есть ли среди Ваших знакомых люди, которые Вам явно не нравятся?
49.Можете ли Вы сказать, что Вы весьма уверенный в себе человек?
50. Легко ли Вы обижаетесь, когда люди указывают на Ваши ошибки в работе или на Ваши личные промахи?
51.Вы считаете, что трудно получить удовольствие от вечеринки?
52.Беспокоит ли Вас чувство, что Вы чем-то хуже других?
53.Легко ли Вам внести оживление в довольно скучную компанию?
54.Бывает ли, что Вы говорите о вещах, в которых не разбираетесь?
55.Беспокоитесь ли Вы о своем здоровье?
56.Любите ли Вы подшучивать над другими?
57.Страдаете ли Вы от бессонницы?
Ключ
Экстраверсия: вопросы 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53,56 – да; вопросы 5, 15, 20, 29, 32, 37, 41, 51 – нет.
Нейротизм: вопросы 2, 4, 7, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57 – да.
Ложь: вопросы 6, 24, 36 – да; вопорсы 12, 18, 30, 42, 48, 54 – нет.
Круг Айзенка
НЕСТАБИЛЬНОСТЬ
Угрюмый Обидчивый
Тревожный Неспокойный
Ригидный Агрессивный
Трезвый Возбудимый
Пессимистичный Переменчивый
Замкнутый Импульсивный
Необщительный Оптимистичный
Тихий Активный
Пассивный Общительный
Осторожный Открытый
Рассудительный Разговорчивый
Мирный Доступный
Сдержанный Беспечный
Надежный Живой
Ровный Беззаботный
Спокойный Лидирующий
СТАБИЛЬНОСТЬ
Обработка результатов и выводы
Используя ключ, подсчитайте баллы по показателям: Э – экстраверсия, Н – нейротизм, Л – ложь. Каждый ответ, совпадающий с ключом, оценивается в один балл. Результаты запишите в протокол.
Экстраверсия
Нейротизм
Ложь
С помощью «круга Айзенка» на основе полученных показателей Э и Н определите тип темперамента и оцените характеристики показателей. При анализе результатов следует придерживаться следующих ориентиров.
Экстраверсия-интроверсия: 12 – среднее значение; более 15 – экстраверт; более 19 – глубокий экстраверт; менее 9 – интроверт; менее 5 — глубокий интроверт.
Нейротизм: 9-13 – среднее значение; более 15 – высокий уровень; более 19 – очень высокий уровень; менее 7 – низкий уровень.
Ложь: 4 – норма; более 4 – неискренность в ответах, свидетельствующая также о некоторой демонстративности поведения и ориентированности человека на социальное одобрение.
На основании полученных данных пишется заключение и по возможности дается рекомендация, где, например, указываются пути самокоррекции тех свойств личности, показатели которых оказались либо чрезмерно высокими, либо крайне низкими. Так, ярким экстравертам следует посоветовать сузить круг друзей, увеличив глубину общения, и наблюдать, а со временем и тщательно контролировать излишнюю импульсивность своего поведения.
Литература:
Алексеев А.А., Громова Л.А. Психометрия для менеджеров. – Л, 1991.
Ауэрбах Ш. Наследственность. Введение в генетику для начинающих. – М.: Мир, 1983.
Губарева Л.И., Мизирева О.М., Чурилова Т.М. Экология человека. – М: Владос, 2003.
Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. – М., 1997.
Фогель Ф., Мотульски А. Генетика человека. Т. 1-3. – М., 1989-1990.
теоретиков черт | Введение в психологию – Браун-Вайншток
Цели обучения
К концу этого раздела вы сможете:
- Обсуждать ранние теории черт Кеттелла и Айзенка
- Обсудите факторы «Большой пятерки» и опишите тех, у кого высокие и низкие показатели по каждой из пяти характеристик
Теоретики черт считают, что личность можно понять, исходя из того, что у всех людей есть определенные черты или характерные способы поведения. Вы склонны быть общительным или застенчивым? Пассивный или агрессивный? Оптимистично или пессимистично? Капризный или уравновешенный? Ранние теоретики черт пытались описать все черты человеческой личности. Например, один теоретик черт, Гордон Олпорт (Allport & Odbert, 19 лет).36) нашел в английском языке 4500 слов, которые могли бы описывать людей. Он разделил эти черты личности на три категории: основные черты, центральные черты и второстепенные черты. Кардинальная черта — это черта, которая доминирует над всей вашей личностью и, следовательно, над всей вашей жизнью, например, жадность Эбенезера Скруджа или альтруизм Матери Терезы. Кардинальные черты не очень распространены: у немногих людей в личности доминирует какая-то одна черта. Вместо этого наши личности обычно состоят из нескольких черт. Центральные черты — это те, которые составляют нашу личность (например, лояльность, доброта, покладистость, дружелюбие, подлость, дикость и ворчливость). Второстепенные черты — это те, которые не так очевидны и не так постоянны, как центральные черты. Они присутствуют при определенных обстоятельствах и включают в себя предпочтения и установки. Например, один человек злится, когда его пытаются пощекотать; другой может спать только на левой стороне кровати; а еще один всегда заказывает ей заправку для салата. И вы, хотя обычно не тревожный человек, нервничаете перед тем, как выступить перед своим классом английского языка.
В попытке сделать список черт более управляемым, Рэймонд Кеттелл (1946, 1957) сузил список примерно до 171 черты. Однако утверждение, что черта либо присутствует, либо отсутствует, не совсем точно отражает уникальность человека, потому что все наши личности на самом деле состоят из одних и тех же черт; мы различаемся только степенью выраженности каждого признака. Кеттелл (1957) определил 16 факторов или параметров личности: теплота, разумность, эмоциональная стабильность, доминирование, живость, сознание правил, социальная смелость, чувствительность, бдительность, абстрагированность, конфиденциальность, опасения, открытость к изменениям, уверенность в себе, перфекционизм. и напряжение ([ссылка]). Он разработал оценку личности на основе этих 16 факторов, названную 16PF. Вместо того, чтобы черта присутствовала или отсутствовала, каждое измерение оценивается по континууму, от высокого к низкому. Например, ваш уровень теплоты описывает, насколько вы теплы, заботливы и милы с другими. Если вы набираете низкие баллы по этому индексу, вы, как правило, более отстранены и холодны. Высокий балл по этому индексу означает, что вы поддерживаете и утешаете.
Ссылка на обучение
Перейдите по этой ссылке, чтобы перейти к оценке, основанной на опроснике Кеттелла 16PF, чтобы увидеть, какие личностные черты преобладают в вашей личности.
Психологи Ханс и Сибил Айзенк были теоретиками личности ([ссылка]), которые сосредоточились на темпераменте, врожденных, генетически обусловленных различиях личности, которые вы изучали ранее в этой главе. Они считали, что личность во многом определяется биологией. Айзенки (Айзенк, 1990, 1992; Eysenck & Eysenck, 1963) рассматривали людей как обладающих двумя специфическими личностными измерениями: экстраверсия/интроверсия и невротизм/стабильность.
Ганс и Сибил Айзенк считали, что наши личностные черты зависят от нашего генетического наследия. (кредит: «Сирсвиндон»/Wikimedia Commons)
Согласно их теории, люди с высокой чертой экстраверсии общительны и общительны и легко находят общий язык с другими, в то время как люди с высокой чертой интроверсии имеют более высокую потребность в одиночестве, ведут себя в одиночестве и ограничивают свое взаимодействие с другими людьми. другие. В измерении невротизм/стабильность люди с высоким уровнем невротизма склонны к тревоге; у них, как правило, сверхактивная симпатическая нервная система, и даже при небольшом стрессе их тела и эмоциональное состояние имеют тенденцию переходить в реакцию «беги или сражайся». Напротив, люди с высокой стабильностью, как правило, нуждаются в большей стимуляции, чтобы активировать реакцию «бей или беги», и считаются более эмоционально стабильными. Основываясь на этих двух измерениях, теория Айзенка делит людей на четыре квадранта. Эти квадранты иногда сравнивают с четырьмя темпераментами, описанными греками: меланхоликом, холериком, флегматиком и сангвиником ([ссылка]).
Айзенки описали два фактора, объясняющих различия в наших личностях: экстраверсия/интроверсия и эмоциональная стабильность/нестабильность.
Позже Айзенки добавили третье измерение: психотизм против контроля супер-эго (Eysenck, Eysenck & Barrett, 1985). В этом измерении люди с высоким уровнем психотизма, как правило, мыслят независимо, холодны, нонконформисты, импульсивны, антисоциальны и враждебны, тогда как люди с высоким уровнем контроля Супер-Эго, как правило, имеют высокий уровень контроля импульсов — они более альтруистичны, эмпатичны, склонны к сотрудничеству. и обычные (Айзенк, Айзенк и Барретт, 1985).
В то время как 16 факторов Кеттелла могут быть слишком широкими, двухфакторная система Айзенка подвергалась критике за то, что она слишком узкая. Другая теория личности, называемая пятифакторной моделью, эффективно занимает золотую середину, с ее пятью факторами, называемыми чертами личности Большой пятерки. На сегодняшний день это самая популярная теория в психологии личности и наиболее точное приближение к основным измерениям черт (Funder, 2001). Пять черт — это открытость опыту, добросовестность, экстраверсия, покладистость и невротизм ([ссылка]). Полезный способ запомнить черты — использовать мнемонику ОКЕАН.
В Пятифакторной модели у каждого человека есть каждая черта, но они встречаются в спектре. Открытость опыту характеризуется воображением, чувствами, действиями и идеями. Люди с высокими показателями этой черты, как правило, любопытны и имеют широкий круг интересов. Добросовестность характеризуется компетентностью, самодисциплиной, вдумчивостью и стремлением к достижению (целенаправленному поведению). Люди с высокими показателями этой черты трудолюбивы и надежны. Многочисленные исследования выявили положительную корреляцию между добросовестностью и успеваемостью (Akomolafe, 2013; Chamorro-Premuzic & Furnham, 2008; Conrad & Patry, 2012; Noftle & Robins, 2007; Wagerman & Funder, 2007). Экстраверсия характеризуется общительностью, напористостью, поиском острых ощущений и эмоциональным выражением. Людей с высокими показателями этой черты обычно называют общительными и теплыми. Неудивительно, что люди с высокими показателями экстраверсии и открытости с большей вероятностью будут участвовать в приключениях и рискованных видах спорта из-за своей любознательности и стремления к азарту (Tok, 2011). Четвертая черта — покладистость, то есть склонность быть приятным, готовым к сотрудничеству, заслуживающим доверия и добродушным. Людей с низким уровнем покладистости, как правило, описывают как грубых и несговорчивых, однако одно недавнее исследование показало, что мужчины с низкими баллами по этому признаку на самом деле зарабатывали больше денег, чем мужчины, которых считали более покладистыми (Judge, Livingston, & Hurst, 2012). Последней чертой Большой пятерки является невротизм, то есть склонность испытывать негативные эмоции. Люди с высоким уровнем невротизма, как правило, испытывают эмоциональную нестабильность и характеризуются гневом, импульсивностью и враждебностью. Уотсон и Кларк (1984) обнаружили, что люди, сообщающие о высоком уровне невротизма, также склонны сообщать о чувстве беспокойства и несчастья. Напротив, люди с низким уровнем невротизма, как правило, спокойны и уравновешены.
В Пятифакторной модели у каждого человека есть пять черт, каждая из которых оценивается по континууму от высокого к низкому. Обратите внимание, что в центральной колонке первая буква каждой черты обозначает мнемоническое слово ОКЕАН.
Каждый из личностных факторов Большой пятерки представляет собой диапазон между двумя крайностями. В действительности большинство из нас склонны находиться где-то посередине континуума каждого фактора, а не на полярных концах. Важно отметить, что черты Большой пятерки относительно стабильны на протяжении всей нашей жизни, с некоторой тенденцией к незначительному увеличению или уменьшению черт. Исследователи обнаружили, что добросовестность возрастает в юношеском и зрелом возрасте, когда мы становимся более способными управлять своими личными отношениями и карьерой (Donnellan & Lucas, 2008). Доброжелательность также увеличивается с возрастом, достигая пика между 50 и 70 годами (Terracciano, McCrae, Brant, & Costa, 2005). С возрастом невротизм и экстраверсия несколько снижаются (Donnellan & Lucas; Terracciano et al.). Кроме того, было показано, что черты «большой пятерки» существуют в разных этнических группах, культурах и возрастах и могут иметь существенные биологические и генетические компоненты (Jang, Livesley, & Vernon, 19).96; Джанг и др., 2006 г.; Маккрей и Коста, 1997; Шмитт и др., 2007).
Ссылка на обучение
Чтобы узнать о своем характере и о своих чертах из Большой пятерки, перейдите по этой ссылке и пройдите тест личности Большой пятерки.
Резюме
Теоретики черт пытаются объяснить нашу личность, определяя наши стабильные характеристики и способы поведения. Они выявили важные аспекты личности. На сегодняшний день пятифакторная модель является наиболее широко принятой теорией черт. Пять факторов: открытость, добросовестность, экстраверсия, доброжелательность и невротизм. Эти черты встречаются в континууме.
Глоссарий
Пятифакторная модель Теория о том, что личность состоит из пяти факторов или черт, включая открытость, добросовестность, экстраверсию, доброжелательность и невротизм
черты характерные способы поведения
Mr Wnuk PE — Теории личности
Личность – это «психологические характеристики, которые делают человека уникальным и объясняют регулярные модели поведения». Когда мы обсуждаем личность человека, мы используем такие слова, как застенчивый, общительный, шумный, агрессивный, темпераментный, угрюмый, чувствительный, юмористический, живой и скучный, и формируем впечатление о его личности по тому, что он говорит или как действует. В традиционной психологии было проведено множество исследований, пытающихся изучить факторы, влияющие на поведение, называемые 9.0163 черты .
Структура личности Холландера и Мартенса
Слои личности Холландера
Холландер (1971) представил модель, показывающую, как устроена личность. Модель имеет три слоя:
1. Психологическое ядро является самым внутренним, и это отражает довольно постоянные черты, которыми обладает человек. Он включает в себя их убеждения, ценности, отношения и самооценку.
2. Эти черты определяют поведение человека и его типичных ответов . Например, если они застенчивы и робки, то они будут вести себя так в большинстве ситуаций.
3. Внешний уровень — это поведения, связанные с ролями. Так мы действуем в определенных ситуациях. Например, если вышеупомянутого человека попросили стать капитаном команды или судить матч, он может действовать смело и напористо, несмотря на свою нерешительность и робость.
Личность_-_hollander.pdfТеория черт
Personality Trait.pdfТеория черт предполагает, что личность человека наследуется от родителей; что черты являются врожденными характеристиками, с которыми мы рождаемся. Это стабильные характеристики, которые нелегко изменить, поэтому они остаются стабильными на протяжении всей нашей жизни. Исследователи или теоретики, предложившие этот подход, заявляют, что черты стабильны и устойчивы и что поведение можно предсказать, поскольку они предрасполагают человека действовать определенным образом независимо от ситуации.
Ранние теоретики черт предполагали, что черты могут быть обобщены и последовательно выражать личность. Например, если исполнитель был очень агрессивным, он действовал агрессивно в большинстве, если не во всех, ситуациях, или если человек был самодисциплинированным, то он был таким же в школе, а также в спортивных условиях.
В 1950-х годах профессор Ганс Айзенк предложил модель с двумя измерениями, которая охватывает ряд личностных черт. Он разработал анкету, иногда называемую инвентаризацией (EPI), которую можно было использовать для определения личности человека и для прогнозирования поведения. Его модель содержит два континуума; на одном континууме на противоположных концах стабильны и невротичны. На другом континууме две противоположные черты — интроверсия и экстраверсия. Вы можете пройти тест здесь.
Личность и уровни Аруаля
Существует биологический аспект теории черт, который предполагает, что личность находится под влиянием ретикулярной активирующей системы (РАС) и вегетативной нервной системы (ВНС). РАС — это часть мозга, которая влияет на измерение интроверт-экстраверт. У него много ролей, в том числе бодрствуем мы или спим, а также уровень возбуждения или возбуждения. РАС интерпретирует информацию, поступающую в мозг от органов чувств, и контролирует нашу бдительность и состояние возбуждения. Считается, что у интровертов РАС уже возбуждена, поэтому даже незначительные изменения в окружающей среде приведут к чрезмерному возбуждению. Например, это может быть чтение вслух для членов группы. Считается, что у экстравертов РАС работает на более низком уровне, поэтому требуется гораздо больше стимуляции, чтобы испытать волнение и возбуждение. Это означает, что экстраверты ищут стимулирующую среду (например, выступление перед толпой), чтобы активировать РАС.
Вегетативная нервная система влияет на стабильно-невротическое измерение. ВНС препятствует поступлению информации у устойчивых лиц и вызывает запоздалую реакцию на ситуации, создавая впечатление непринужденной личности. ВНС ускоряет поступление информации у невротиков и вызывает быструю реакцию на ситуации, создавая впечатление беспокойства.
youtube.com/embed/Hxk6GCKUiZI» allowfullscreen=»»/>Интеракционистская теория
Интеракционистский подход учитывает сильные стороны как теории черт, так и теории ситуации. Каждый спортсмен привносит в спортивные ситуации базовый набор личностных качеств; однако наиболее значительный эффект может быть вызван не только личностными чертами, но и взаимодействием с окружающей средой.
Используя интеракционистскую теорию, можно сделать два прогноза: во-первых, когда факторы окружающей среды сильны, они с большей вероятностью повлияют на поведение, чем на черты личности. Обычно тихий человек может бурно праздновать победу в важном матче; такое поведение может рассматриваться как необычное поведение для этого человека. Второй прогноз — когда личностные факторы сильнее ситуации; поведение, скорее всего, будет соответствовать обычным чертам личности исполнителя.
Левин (1935) предложил формулу для объяснения этого взаимодействия между человеком и ситуацией как B=f(PE) где:
B = Поведение
F = Функция
P = Черты личности
E = Окружающая среда
Поведение является функцией суммы личности человека (черты) и окружающей среды/ситуации (социальное обучение).