Что такое — ум? Кто такой — умный человек?
01 сентября 2013 г., 13:56
Фильм «Рассказывает Михаил Жванецкий»
Ум — способность думать, способность находить решение жизненных задач, способность видеть и предсказывать последствия своих действий. Противоположность ума — глупость, отсутствие ума — слабоумие.
Умный человек — это человек, умеющий думать, пользующийся своей головой (это делают не все и не всегда) и имеющий для этого необходимый материал (предметные знания).
Думать — понимать и анализировать происходящее, принимать адекватные решения, учитывать последствия и делать выводы, способный активно и самостоятельно решать жизненные или ситуативные задачи.
В бытовом понимании умный человек — это тот, кто много знает. Но это не вполне верно, поскольку умный — не то же самое, что начитанный или образованный. В части общества сложился стереотип, что умный человек обязательно должен знать физику, математику и тому подобные дисциплины. Однако, если человек знает много, это говорит лишь о его хорошей памяти и, возможно, о его стремлении что-то узнать. Умным же корректнее называть человека, который может пользоваться своими знаниями, на основе которых он может вырабатывать свою точку зрения по тем или иным вопросам, делать какие-то логические умозаключения и принимать решения. Умозаключения могут делаться как шаблонно, так и нетривиально, но в большинстве случаев приводят к правильному результату. Умный человек видит дальше своего носа (глядит в перспективу), в отличие от большинства людей. Он способен анализировать события и отличать существенное от несущественного.
Люди не всегда пользуются умом; в повседневной жизни его с разной степенью успешности заменяют когда наработанные привычки и автоматизмы, когда образованность, а когда-то люди просто выключают голову и полагаются на свои эмоции и чувства. Конкретный анализ показывает, что, похоже, большинство людей думает едва ли более 10% времени. Люди делают глупости нередко вовсе не из-за недостатка ума, а из-за отсутствия привычки им пользоваться.
Ум — не то же самое, что образованность. Образование обогащает и оттачивает ум, но его не заменяет, и среди высокообразованных людей иногда можно встретить людей не сильно умных. Ум — не то же самое, что интеллект, если интеллект понимать как способность быстро отвечать на вопросы тестов, решать логические задачи и головоломки. Ум — это не только способность думать (мыслить), это и жизненный опыт, предполагающий использование готовых решений, это также хитрость, сообразительность и другие способы нахождения нужного решения.
Любопытно, что человек думает не только головой, в решении жизненных задач у человека задействовано все его тело: когда-то помогая ему, когда-то мешая. Умного человека от глупого можно отличить по выражению глаз, по интонации и даже по походке.
Одна из участниц моих тренингов, Вера, была на удивление умной — с хватким, четким, очень логичным умом. Но голос ее был мужской, грубоватый, манеры — немного мужские, а на верхней губе черные усики. Это было нехорошо, и Вера пошла на гормональное лечение. Гормональное лечение уменьшило у нее уровень мужских гормонов, кожа лица стала гладкой, чистой и без усиков, манеры у Веры стали более женственными — но и вдруг все заметили, как Вера (в сравнении с Верой прежней) поглупела. Стала — как все…
Определенно, что ум — это не только знания, ум формируется характером ведущей деятельности человека и окружающей его культурой в целом. Так, Б.М. Теплов писал об особенностях ума полководца, И.П. Павлов — об особенностях русского ума.
Ум связан с психологическими особенностями человека. Можно много знать, но с кривыми верованиями, неадекватными программами и позициями быть при этом дураком. В связи с личностными составляющими ум может быть ленив, лукав или боязлив. Женщины в целом ничуть ни глупее мужчин, но в деловых ситуациях, связанных с понятийным мышлением и принятием ответственных решений, мужчины действуют обычно умнее, поскольку реже ведутся на эмоции.
Мужской ум (иногда его называют просто ум) — это привычка думать самому, искать решение прямое, без уверток и хитростей. Женский ум — другой, женщины при возможности выбора чаще предпочитают включить хитрость и решить вопрос обходным путем, причем по возможности не ломая собственную голову. Действительно, зачем думать самой, если можно сделать беспомощные глазки, доверчиво попросить помощи, и мне все подскажут мужчины? Нужно учесть и то, что многие мужчины не любят слишком умных женщин, и понимающие это женщины когда-то выбирают быть не слишком умными, чтобы удачнее выйти замуж…
Разновидностью ума является сообразительность. Сообразительность отличается как от мужского, так и от женского ума поиском редких, неочевидных или обходных путей.
Ум — только начало разума, его первая ступенька. Ум работает из нулевой либо в лучшем случае из первой позиции восприятия, у него есть только одна (своя) точка зрения и одна задача — вот есть Я и вот есть то, что мне нужно. Когда же у человека вырабатывается способность и привычка использовать разные позиции восприятия, думать не только с точки зрения своей точки зрения, но и с точки зрения других людей, а также с позиции объективного рассмотрения, системного подхода и позиции Ангела, у него развивается разум. Осваивая позиции восприятия, человек свой ум развивает до уровня разума, а к разуму прибавляя опыт, становится мудрым.
Сам по себе ум не гарантирует ни счастья, ни любви, ни денег или карьеры. Чтобы все это получить, нужно провести инвентаризацию своих верований и ценностей, наработать волю, выстроить тело… — нужно действительно еще много чего. Впрочем, если умный человек поставит себе такие задачи, он добьется успеха быстрее других, не таких умных.
Можно ли поумнеть? Как развивать свой ум?
Чтобы умнеть, нужно учиться. Но — чему и как? Школа и вуз развитию ума способствует, но ничего не гарантирует: умный в процессе учебы умнеет, глупый только забивает свою голову ненужной ерундой. Умный не столько тот, кто все знает, а тот, кто учит себя нужному и знает, где какие знания как применить. Ум развивается в первую очередь в окружении умных людей и при самостоятельном решении жизненных задач, когда человека учит жизнь. Ум во многом похож на мышцы нашего тела: он поддерживается постоянными тренировками и без тренировки постепенно атрофируется.
- Автор Н.И. Козлов
- Психика, здоровье
Комментарии (38):
Гость, 28 апреля 2014 г., 11:14
Спасибо большое. Действительно важно понять, что если у человека нет образования, это не значит, что он глупый! С другой стороны, ум развивается через образование, и чтобы умнеть, очень важно заниматься своим образованием.
Гость, 23 июня 2014 г., 15:42
Нашла ответы на интересующие меня вопросы. Удивилась, что на ум влияет уровень тестостерона. Хотелось бы, чтобы понятие умный рассмотрели с точки зрения заработка. Должен ли умный человек много зарабатывать? Просто у меня на работе директор повесил такой баннер: «Если ты такой умный, то почему такой бедный?».
Н.И. Козлов, 25 июня 2014 г., 21:13
Умный мужчина, если он мужчина — много зарабатывать должен. Умная женщина, если она женщина, должна искать своего избранника среди тех, кто много зарабатывать умеет. Подробнее смотрите статьи «Что такое жизненная успешность?» и «К кому приходит успех? Качества успешного человека».
3ответаВалерия, 28 октября 2014 г., 18:25
Сколько лишних тире и недостающих запятых…
1ответГость, 21 апреля 2017 г., 16:45
Не вижу ошибок, тире правильно стоит…
Гость, 10 сентября 2018 г., 19:40
Может взвесив все «за» и «против» задаюсь вопросом: а нужна ли мне эта головная боль? Мужчина не богатый, но мне хватает.
Гость, 04 мая 2022 г., 12:02
В Вашем ответе, мне кажется, слово «должен» лишнее. Умный мужчина не обязательно должен зарабатывать много. В жизни часто бывает, когда наоборот, не очень умные мужчины зарабатывают много, а умные мало. Ум и заработок — понятия никак не взаимосвязаны друг с другом. Особенно это проявилось очень ярко в сегодняйшей России. Не согласен я также и с тем Вашим тезисом, что ум «похож на мышцы», требующий постоянной тренировке, — сама жизнь и окружающая обстановка поддерживают ум в тонусе. Кстати, спорт и даже физкультура не гарантируют человеку того, что он будет жить дольше человека, никогда не занимавшегося ни тем, ни другим. Считаю, что ум — данность от рождения и не может развиваться, а только реагировать на вызовы жизненных ситуаций, образованность же лишь дополняет ум и помогает ему успешнее реагировать на все вызовы.
Елизавета, 25 марта 2015 г., 17:48
Это еврейская пословица…)))
Гость, 16 ноября 2017 г., 16:44
Посоветуйте ему почитать про Диогена.
Гость, 21 февраля 2020 г., 11:08
Потому что в какой-то степени более разумны.
Гость, 25 апреля 2020 г., 23:33
Ум не измеряется толщиной кошелька. Кому-то важны деньги, а кому-то наука, а кто-то любит пиво чипсы и футбол.
Гость, 15 декабря 2021 г., 17:54
Если в системе ценностей не присутствуют деньги, то можно быть умным и бедным. У директора в системе ценностей есть деньги, и он направляет свой ум на их умножение.
Гость, 31 октября 2014 г., 12:54
Согласна, что умный и образованный — разные вещи. Но что уровень гормонов влияет на способность логически мыслить — это пахнет шовинизмом. Как руководитель большого предприятия, я не знаю женщин, которые бы делали беспомощные глаза и просили о помощи. Скорее именно женщины лучше работают: предлагают продуманные варианты, способны удерживать в поле внимания много задач, более ответственны и способны адаптироваться к изменениям среды. Мужчины очень часто амбициозны не по своим возможностям, не могут работать в команде (каждый мнит себя очень умным), не любят брать на себя ответственность. В целом, среднестатистическая женщина видится мне, как руководителю, более умной и способной, чем мужчина.
2ответаГость, 24 апреля 2018 г., 20:50
С биохимической точки зрения, тестостерон влияет на интеллект.
Гость, 28 июля 2022 г., 04:21
Вы, комментируя этот вопрос, аккуратно перешли на свою работу, и написали Вашу точку зрения, это вообще видение. Вы готовы изменить мнение об этом? Соглашусь с вами насчёт амбиций, которые мы берём на себя, больше чем нужно, и то, что женщины намного усидчивее на работе. Но вопрос был – кто такой умный человек?! Из умного человека усидчивый работник не получится, я считаю. И в общем правильный анализ, но нет ответа на основной вопрос.
Wolf, 26 января 2015 г., 12:24
Большое спасибо
Василич, 04 апреля 2015 г., 13:37
Всегда детям привожу пример, что такое «Быть Умным»! Допустим, мы берем содержимое «Ленинской» библиотеки (на общепонятном языке это информация и знания), и большими самосвалами перевозим все в Огромнейший Дворец Спорта — сгружаем все навалом. Задача — воспользоваться информацией (знаниями), в одном и другом случае. В первом случае, имея ОРГАНИЗОВАННУЮ (каталогизированную) систему, Мы сможем отыскать нужное в течении 10-15 минут (бывает и быстрее), а вот во ВТОРОМ, найти и воспользоваться знаниями (информацией) которая точно имеется, шансов ВООБЩЕ очень мало. И вопрос детям — в чем разница??? И там и там одинаковый объем знаний (информации), а вот воспользоваться ей можно или нельзя??? Значит УМ — это способность к АНАЛИЗУ и ОРГАНИЗАЦИИ получаемой информации!!!
Алина, 24 августа 2015 г., 11:36
Начало статьи мне очень понравилось, а дальше я разочаровалась. По-моему, это сексизм!
1ответГость, 30 сентября 2021 г., 15:18
Согласен.
Нина, 15 сентября 2015 г., 01:39
Спасибо за статью. Очень интересная.
1ответТатьяна, 24 февраля 2016 г., 12:21
Мозг способен находить решение жизненных задач, способен видеть и предсказывать последствия своих действий, но точно не «ум».
1ответГость, 21 апреля 2017 г. , 16:34
Если, конечно, ум это не функция мозга?.. Мозг сам по себе есть, но перевод информации идёт через сознание, а ум как раз и помогает в этом процессе не заплутать.
Гость, 16 апреля 2017 г., 12:20
Можно ли поумнеть? Правильный ответ — однозначно нет! Можно много шаблонов набрать себе в копилку, можно много информации запихнуть себе в голову, но единственное, что ты можешь делать для развития ума — это поддерживать его работоспособность, достаточно лишь думать.
1ответГость, 27 марта 2018 г., 11:08
Согласна с вами.
Гость, 27 марта 2018 г., 09:52
Хорошая статья! спасибо!
Гость, 12 апреля 2018 г., 22:44
Не могу найти ничего по поводу такого феномена, когда очень умный, казалось бы, человек, бывший вундеркинд с высоким QI, 130, в жизни очень часто совершает дурацкие ошибки, в основном связанные с неумением общаться с людьми, неуверенным поведением, каким-то неумением себя правильно себя вести.
4ответаГость, 18 ноября 2019 г. , 15:16
Добрый день. Есть два вида интеллекта. В том числе эмоциональный. Видимо у Вашего знакомого именно он на очень низком уровне)). Умный — это тот, у кого оба интеллекта на высоте.
Гость, 12 августа 2021 г., 19:57
Наличие ума, по-моему, определяется или проявляется, в большей степени, поведением человека. Знания (их получение), только лишь, способствуют этому. Человек может закончить Гарвардский или Оксфордский университеты, но, при этом, вести себя отвратительно. Про отвратительно ведущих себя людей никто не скажет, что это умные люди.
Гость, 31 августа 2021 г., 07:06
Это похоже на синдром Аспергера (аутизм с сохраненные интеллектом).
Гость, 30 июня 2022 г., 00:49
Согласна с предыдущим комментарием – это отсутствие эмоционального интеллекта. Это говорит о слабом воспитании или чрезмерной самоуверенности, что сложно назвать большим умом (человек может самовоспитаться). Вывод – ум это так же совокупность образованности, интеллекта и эмоционального интеллекта. Думающих женщин встречала намного чаще!
Гость, 05 января 2019 г., 13:36
Да, скорее всего, умом можно назвать способность спрогнозировать события и увидеть тот результат, который появится на выходе. Но, возможно, ум очень тесно связан с волей? Что производит перетасовки мыслей в голове? Что выстраивает их в логичную схему? Это делает некое волевое усилие, и, получается, что оно занимается организацией мыслей в голове. Что это — ум? Но это наверное отдельная тема для рассуждения. А умным можно назвать того, у кого найдется верное решение для какой-нибудь ситуации. Возможно умный он не говорит много, зато вокруг него все время что-то происходит и приносит результаты.
Гость, 11 июля 2019 г., 13:43
Много с чем согласна, как и с замужеством, удобно же, муж пусть думает, как семью кормить — это женский ум, так и с примером Веры с усиками. Сама замечала, что бабы по мужскому типу умнее просто баб, но вот какие из них счастливие?
Гость, 25 сентября 2020 г., 14:12
Люди бывают умными в разной степени, как и глупыми. Большинство людей именно такими и являются. И ничего, живём!
Гость, 09 мая 2021 г., 04:56
Если кратко изложить — то УМНЫЙ ЧЕЛОВЕК — ЭТО ЧЕЛОВЕК С КОТОРЫМ ОЧЕНЬ ТРУДНО ПОССОРИТЬСЯ!!!
Гость, 12 июля 2021 г., 22:58
Умные те, кто выжил и выживает в любых условиях и продлевает свой род, используя все, что вокруг него в природе, для своего существования. Это закон природы. Эволюция природы это подтверждает.
Гость, 01 ноября 2021 г., 01:28
Ум — это совокупность мыслительных процессов со способностью полноценно функционировать.
Гость, 18 марта 2022 г., 05:33
С 30 лет уровень тестостерона начинает снижаться в организме, судя по корреляции, которую вывел автор, не ссылаясь на научные источники. (О том, что уровень интеллекта связан с уровнем тестостерона). Исходя из этого, мужчины/женщины с 30 лет должны начать глупеть. Это не соответствует действительности.
Гость, 21 августа 2022 г., 14:06
Спасибо, большое, отличная статья, мне понравилась, я много узнала нового и познавательного из этой статьи. Хорошо, что есть такие умные люди, как Вы. Большое спасибо Вам за помощь мне. Вы мне помогли понять, кое что для себя. Удачи Вам и хорошего настроения, всех благ и здоровья.
Материалы по теме:
12 апр. 2018 г.
Как отличить умного человека от просто образованного
Умный – это тот, кто может устанавливать свою собственную причинно-следственную связь, кто сам способен делать выводы и принимать решения на основе тех знаний, которые он получил из социума.
3Подробнее01 янв. 2006 г.
Дух, ум, душа и тело
Дух — мужское начало, воля и личностная вертикаль. Дух делает душу высокой, одухотворяет ум и тело. Дух часто понимается как воля.
13Подробнее01 янв. 2010 г.
Мужской и женский ум
Есть два типа ума, которые достаточно условно можно назвать мужской и женский ум. Условно — потому что так называемый «мужской ум» нередко можно встретить у самых очаровательных и женственных женщин, и так называемый «женский ум» у особей по всем признакам вроде мужского пола. Так называемый «мужской ум» — это привычка думать самому, искать решение без уверток и хитростей. Другой, так называемый «женский ум» — это решение жизненных задач с помощью окольных путей, путем хитрости или использования чужой головы.
5Подробнее31 дек. 2002 г.
Позиции восприятия
Положения наблюдателя во внутреннем пространстве относительно воспринимаемого объекта.
14Подробнее31 дек. 2009 г.
Решение жизненных задач
Решать разнообразные жизненные задачи можно разными способами. Основные из них: включить голову, использовать разум,поискать или спросить готовое (принятое в подобных случаях) решение. Например, вот я стою перед задачей, которую не в силах сразу решить. К примеру, что-нибудь техническое, вроде неработающего прибора. Я пытаюсь его изучить, осматриваю, ощупываю, кручу в руках, жмуосторожно различные кнопки, трясу.
1Подробнее01 окт. 2022 г.
Зачем женщине быть умной?
В церковь вошла молодая девушка, одетая строго, просто и консервативно, без украшений и макияжа. Потупив взор, подошла к священнику и спросила: «Батюшка, как вы понимаете концепцию протоирея Феофана о социально-патриархальном единении души человека с Господом Богом, на основании религиозных воззрений, высказанную для русской православной епархии в Париже?». Священник ответил: «Замуж, СРОЧНО замуж!» Итак, должна ли женщина быть умной: уметь анализировать и сопоставлять. Достаточно женщине иметь хорошенькое личико и точеную фигурку? Что более ценно, ум или житейская смекалка? Что важнее, кандидатская степень или умение найти выход в сложной житейской ситуации?
6ПодробнееКто такой умный человек
Если рассматривать данный вопрос на бытовом уровне, то в категорию умных людей попадают все те, кто обладает обширными знаниями. Тем не менее, с точки зрения практики, подобный подход не является верным, ведь понятие «умный» не тождественно понятию «начитанный» или «образованный».
Общество же считает, что умному человеку обязательно должно быть свойственно хорошо разбираться в физических законах, а также демонстрировать глубокие познания в самых разных сферах точных наук. Тем не менее, большие познания обычно указывают на хорошую память, а также на желание узнать больше.
Умным же можно назвать скорее того, кто может применить собственные знания в практических целях. Именно это позволяет в итоге получить свою точку зрения на любые вопросы, а также приходить к логическим выводам и правильным решениям.
Но следует понимать, что умозаключения по своей природе могут быть шаблонными, так и нетривиальными, но чаще всего у умного человека они приводят к желаемому результату. Такой представитель общества способен заглядывать наперед, как говорят, видеть перспективу.
Это отличает его от большинства сограждан, которые привыкли жить сегодняшним днем, и мало уделяют внимания более важным аспектам, либо просто игнорируют их до момента наступления.
Особенности умного человека
Несмотря на то, что именно наш мозг сделал нас теми, кем мы есть сегодня, человеку не свойственно пользоваться умом в полной мере. К примеру, то, что многие готовы назвать умным поступком, совершенным в привычных повседневных условиях, на практике оказывается автоматизмом. Также люди принимают образованность за наличие большого ума. И хотя одно с другим тесно связано, но не является синонимом.
Благодаря тестированию, которое было проведено исследователями несколько лет назад, оказалось, что большая часть людей уделяет на раздумья на различные темы меньше 10 процентов от собственного времени. Это приводит к тому, что человек очень часто совершает серьезные глупости, которые могут быть вызваны не недостатком ума, а скорее отсутствием привычки правильно его использовать в подходящей ситуации.
К тому же, далеко не у каждого человека вырабатывается сама привычка думать, а в других ситуациях это вовсе не принято. Большая часть женщин, например, проживают жизнь, основываясь на своих чувствах и эмоциях, а вовсе не на холодном и взвешенном расчете. В итоге получается, что к числу умных людей можно отнести только тех, кто способен обеспечить контроль над собственным сознанием, а также сохранять концентрацию и уметь правильно обдумать следующий шаг или текущую ситуацию.
Мышление в современной жизни
Как было указано выше, ум не является синонимом слову образованность. Система образования существует для того, чтобы оттачивать мыслительные процессы, а также дать человеку пищу для размышлений, толчок для самостоятельного изучения процессов современности, прошлого и возможных явлений будущего. Тем не менее, образованностью нельзя подменить ум.
Что такое гостевой брак, его плюсы и минусы
Ведь среди людей, имеющих два и больше высших образования, есть множество примеров не самых умных, часто совершающих откровенно глупые поступки. Ум также нельзя назвать интеллектом, ведь интеллект позволяет нам решать головоломки или отвечать на вопросы тестирования, но он не особо полезен, когда нужно применить собственные знания на практике.
Ум является не только способностью мыслить, но и квинтэссенцией жизненного опыта, который передают от поколения к поколению. Также он позволяет прибегать к хитрости, когда это нужно, использовать собственное образование и находить нестандартные решения благодаря сообразительности.
Умного человека отличает от его глупого сородича не только манера речи или осведомленность. Достаточно уделить внимание взгляду или интонации, манере поведения и жестам, чтобы понять, кто именно перед вами. Ум также зависит от того, в каком состоянии находится гормональный баланс в нашем организме. Так при увеличении тестостерона наблюдает прилив сил, что позволяет эффективно решать проблемы и находить новые варианты последующих действий.
К тому же, гормоны могут приводить к улучшению пространственного мышления, что очень важно для современного человека. С определенной уверенностью можно сказать, что ум является не только знанием, а собранием всех характеристик самого человека и окружающей его культуры в общем.
Будем благодарны за Вашу поддержку!
10 вещей, которые можно сказать вместо «Ты такой умный!»
БлогРоб Бротон, зарегистрированный клинический консультант | 10 октября 2019 г.
«Ты такой умный!»
«Тебе повезло, что ты такой умный!»
«Вау, какой ты умный ребенок!»
Звучит как приятный комплимент, правда? К сожалению, говорить детям, что они умные, вредно. Для большинства из нас это противоречит здравому смыслу — что плохого в том, чтобы рассказывать детям о себе что-то хорошее? Разве это не должно укрепить их уверенность и чувство собственного достоинства, заставить их чувствовать себя более способными противостоять вызовам, которые бросает жизнь? Каковы возможные недостатки этого?
…Как оказалось, есть существенный недостаток.
В течение последнего десятилетия продолжаются исследования, посвященные важности развития установки на рост интеллекта, а не установки на данность. Основная идея — это глубокое сомнение в самой идее интеллекта. Когда интеллект рассматривается как нечто фиксированное — то, что у человека есть или нет, — это лишает детей чувства контроля. Возможно, это гены, воспитание или просто счастливый случай, что человек умный. Но в любом случае, речь идет не о том, чтобы усердно работать и стараться изо всех сил.
С другой стороны, установка на рост предполагает, что интеллект и обучение в целом являются результатом тяжелой работы. Конечно, некоторые вещи будут даваться нам легче, чем другие, но, в конце концов, мы контролируем то, что делаем. Это делаем мы, а не наши гены, не какая-то неизменная характеристика нас самих или что-то еще, что находится вне нашего контроля. У всех нас есть уникальные таланты, но, в конечном счете, именно наш пот определяет наш успех.
Когда фиксированное представление усваивается, успехи и неудачи в настройках обучения становятся бессмысленными. Если ребенок может что-то сделать, это результат его интеллекта, а не усилий. Они ничего не сделали для этого, им просто повезло, что они были достаточно умны. И, что еще более зловеще, если они сталкиваются с трудностями, то нет особого смысла прилагать усилия. Если бы они были умны, они смогли бы выполнить любую поставленную перед ними задачу. На самом деле, возможно, это даже означает, что они не умны, что им лгали насчет их интеллекта.
Есть причина, по которой в работе с детьми нужно делать акцент на процессе и усилиях, а не на врожденных способностях. Дети и подростки настолько погружены в момент, что не имеют возможности наблюдать за процессами от начала до конца. Подумайте о себе — когда вы размышляете о том, как научились читать, что приходит вам на ум? Вы помните, сколько часов ваши учителя и родители читали вам, показывали вам слова и буквы, учили кропотливо писать свое имя? Или кажется, что был момент, когда загогулины на странице почти волшебным образом начали обретать смысл, и вы могли извлечь смысл из того, что было перед вами?
Для большинства из нас это второе, хотя мы знаем, что это вымысел. Но если мы верим, что это правда, мы ожидаем, что это произойдет. Хитрость исчисления должна просто раскрыться перед нами, эссе должно волшебным образом выскакивать из наших пальцев, блестящие аргументы в споре должны вылетать из наших ртов, как только мы их открываем. А если нет? Ну, нет особого смысла пытаться; в конце концов, было бы легко, если бы я был умным.
Как консультант в частной практике, я встречаюсь с этими людьми позже в жизни. Я встречаю их, когда их парализует страх, что ничто из того, что они производят, не будет соответствовать опьяняющему представлению о самих себе, которое они получили в детстве. Я встречаю их, когда они становятся настолько напуганными, что не могут соответствовать ожиданиям, возложенным на них в детстве, что они боятся приложить какие-либо усилия, чтобы не стать еще одной возможностью для них потерпеть неудачу, потерять их. статус умного человека. Препятствия невозможно преодолеть, и гораздо предпочтительнее вообще не рисковать.
В этом есть некоторая печаль. В конце концов, эти люди не сделали этого для себя. И никто не собирался делать это с ними. Взрослые в жизни этого ребенка просто хотели, чтобы они чувствовали себя хорошо, и сами чувствовали себя хорошо за то, что вызывали улыбку на лице ребенка. Но восхваление чего-то, что находится вне нашего контроля, чревато тяжелыми последствиями.
К счастью, есть лучший способ похвалить достижения детей, если немного изменить наше мышление. Сосредоточьтесь на усилиях, а не на таланте, и хвалите процесс, а не продукт. Ниже приведены несколько примеров того, как это может звучать.
10 вещей, которые можно сказать вместо «ТЫ ТАКОЙ УМНЫЙ!»
- «Отличная работа, расскажите, как вы это сделали.»
Подчеркните, что сделал ребенок. Помогите им вовлечься в их выбор и тяжелую работу и свяжите это с их успехом.
- «Хорошая оценка! Как тебе это удалось?»
Комплимент — это хорошо, но опять же, это достижение связано с работой, которую проделал ребенок, и с выбором, который он сделал, а не только с его интеллектом.
- «Расскажите о своем рисунке/тесте/эссе/и т. д.»
Оставьте его открытым. Позвольте ребенку рассказать вам о том, что он сделал, и полностью исключите оценки из разговора. Если для них это важно, они это поднимут.
- «Как у тебя это получилось?»
Подчеркнуть процесс. Это помогает напомнить молодежи, что хорошие вещи случаются, когда мы подключаемся к задачам от начала до конца, а не когда мы просто фокусируемся на результате.
- «Давно научился этому?»
Обратите внимание на то, что ребенок застрял в процессе, и выиграл.
- «Кто помог тебе стать лучше?»
Это развивает чувство благодарности и связанность со своими достижениями.
- «Вы, должно быть, много работали, чтобы сделать это хорошо.»
Хвалите процесс, а не только продукт.
- «Что вдохновило вас на такую работу?»
Просто чтобы получить хорошую оценку? Или есть нечто большее, чем опыт обучения вашего ребенка, помимо положительных отзывов учителей?
- «Что вам нравится в такого рода заданиях?»
Поощряйте ребенка радоваться учебе, а не просто внешним вознаграждением в виде положительной оценки.
- «Это твоя лучшая работа?»
Этот вопрос не предназначен для того, чтобы ребенок почувствовал себя неадекватным или что все, что он делает, недостаточно хорошо. Скорее, это поможет им развить собственную способность оценивать свою работу и оценивать ее честно, основываясь на приложенных усилиях. Лучше спросить в тех случаях, когда вы знаете, что это лучшая попытка ребенка, поскольку это дает ему шанс подумать о том, как это выглядит и каково это, стараться изо всех сил.
Написано Робом Бротоном, зарегистрированным клиническим консультантом, East Van Counselling
Похожие сообщения
Если кто-то обладает этими 10 чертами, он действительно умный человек. Они проницательны, проницательны и, кажется, всегда знают правильный ответ.
Но что именно отличает этих действительно умных людей от остальных?
В этой статье мы рассмотрим 10 ключевых черт, присущих по-настоящему умным людям.
1) Любопытство
Любопытство — отличительная черта по-настоящему умного человека.
Эти люди всегда стремятся узнать что-то новое. Они задают вопросы. Они исследуют. И они никогда не довольствуются поверхностной информацией!
Я заметил, что умные люди часто обладают глубоким чувством удивления миром.
Они не боятся нырять на незнакомую территорию. На самом деле, они процветают на этом.
И они не стесняются признаться, когда чего-то не знают. В этом прелесть их любопытства.
Быть любопытным значит быть живым. Это подпитывает рост и расширяет наши горизонты. Итак, если вы заметили кого-то, кто всегда задает вопросы и ищет знания, скорее всего, это действительно умный человек!
2) Адаптивность
Изменения постоянны. А умные люди знают, как справляться с ударами.
Они не боятся принимать вызовы лицом к лицу, быстро учатся на своих ошибках и корректируют свой подход. Это адаптивность в действии!
Так что, если вы встретите кого-то, кто может мгновенно измениться и легко приспособиться к новым обстоятельствам, можете поспорить, что он действительно умный человек.
Я всегда восхищался теми, кто может быстро адаптироваться к новым ситуациям.
Это признак интеллекта, стойкости и решимости. Умные люди не уклоняются от перемен… они принимают их и благодаря этому становятся сильнее!
3) Эмпатия
Это может вас удивить… Но эмпатия – это настоящий показатель интеллекта!
Умные люди способны поставить себя на место другого. Они могут понимать и относиться к чувствам и точкам зрения других.
Я обнаружил, что умные люди часто обладают высоким уровнем эмоционального интеллекта.
Они в гармонии со своими эмоциями и эмоциями других.
Это позволяет им общаться с людьми на более глубоком уровне, что приводит к более значимым отношениям и лучшему пониманию окружающего мира.
Если вы встретите человека, который искренне сопереживает, не стоит недооценивать его интеллект.
Вероятно, они очень умные люди, а их эмоциональный интеллект отличает их от остальных.
4) Критическое мышление
Умные люди не просто принимают вещи за чистую монету. Они
- Все вопросы
- Проанализировать всю имеющуюся информацию
- При принятии решений смотрите на картину шире.
Проще говоря, критическое мышление — их сильная сторона, и это умение отличает их от других!
Я ценю тех, кто может видеть дальше очевидного. Почему?
Потому что они копают глубоко и раскрывают правду, даже когда это неудобно. Они не довольствуются простыми ответами и всегда стремятся понять мир на более глубоком уровне.
Итак, если вы встретите кого-то, кто мыслит критически, кто-то, кто может анализировать сложные идеи и бросить вызов существующему положению дел, вы, вероятно, окажетесь действительно умным человеком.
5) Непредубежденность
Непредубежденность – еще одна черта по-настоящему умных людей.
Они восприимчивы к новым идеям, перспективам и опыту, и, что важно, они не позволяют своим предвзятым представлениям ограничивать их понимание окружающего мира.
Меня всегда привлекали непредубежденные люди — они заставляют меня подвергать сомнению собственные убеждения и рассматривать альтернативные точки зрения.
Суть в том, что они не боятся менять свое мнение при получении новой информации, а это признак истинного интеллекта!
6) Смирение
Хотите верьте, хотите нет, но смирение – это признак ума.
Умные люди понимают, что они не все знают.
Они осознают свои ограничения и готовы учиться у других. И что особенно важно, они не позволяют своему эго мешать их стремлению к знаниям!
Возьмем пример известного физика Альберта Эйнштейна. Он был не только гением, но и проявлял великое чувство смирения.
Несмотря на свои новаторские открытия, он оставался скромным и открытым для обучения у других. Однажды он сказал: «У меня нет особого таланта. Я просто страстно любопытен».
Так что, если вы встретите человека скромного и готового учиться у других, велика вероятность, что он действительно умный человек.
7) Настойчивость
Умные люди так просто не сдаются. Это еще одна черта, на которую стоит обратить внимание.
Видите ли, у них есть решимость идти вперед, даже когда дела идут плохо. Они понимают, что неудача — это часть жизни, и используют ее как возможность расти и учиться.
Они:
- Неудачи
- Они знают, что успех часто приходит через преодоление невзгод
- Четко понимают свои цели и задачи.
Когда вы видите человека, который настойчив и никогда не отказывается от своих целей, вы можете быть уверены, что он действительно умный человек.
Их упорство отличает их от других и позволяет им добиваться больших успехов в жизни!
8) Эффективное общение
Я заметил, что умные люди часто умеют общаться с другими с помощью слов.
Они могут адаптировать свой стиль общения к разным аудиториям, гарантируя, что их сообщение всегда будет хорошо воспринято. И это признак истинного интеллекта.
Проще говоря:
Умные люди умеют обращаться со словами!
Они умеют ясно и эффективно выражать свои мысли, помогая другим понять их идеи и точки зрения. Они умеют доносить сложную информацию в увлекательной и доступной форме.
Итак, когда вы сталкиваетесь с кем-то, кто может четко и красноречиво излагать свои мысли, вы, вероятно, встречаете действительно умного человека.
9) Самодисциплина
Интеллект идет рука об руку с самодисциплиной.
Правда в том, что умные люди умеют:
- Контролируйте свои импульсы
- Отсрочка удовлетворения
- Сосредоточьтесь на своих долгосрочных целях.
Их нелегко поколебать отвлекающими факторами или кратковременными удовольствиями.
Требуется сильный ум и определенный уровень интеллекта, чтобы сопротивляться искушению и оставаться на правильном пути. И награда за самодисциплину огромна, часто приводя к большему успеху и личному удовлетворению.