Личностная сфера это в психологии: Психодиагностика эмоционально личностной сферы в Ильинской больнице.

Особенности личностной сферы человека в постстрессовый период

Details
Просмотров: 10462
  • Предыдущая статья Происхождение мотивации выживания
  • Следующая статья Стресс, тревожность и депрессия
Настроить шрифт
  • Размер
  • Стиль
  • Режим чтения

Проблема адаптации в условиях накопления стрессовых ситуаций и в условиях проблемной экологии привела ВОЗ к выводу о том, что к 2020 году депрессии выйдут на второе место среди основных десяти болезней, приводящих к утрате трудоспособности.

Для борьбы с этим предпринимаются все возможные меры: по поддержке, финансированию и обучению кадров, обеспечению техническими средствами те организации, которые используют в своей работе нетрадиционные, комплементарные и интегративные методы воздействия на психоэмоциональную сферу личности. Личность как часть социума испытывает колоссальные информационные  перегрузки в попытке регуляции своего психологического, физиологического и социального статуса. Немедикаментозные формы коррекции психо-эмоциональных состояний (в виду высокой тенденции к аллергии), необходимость в психологическом консультировании все чаще востребуемы.

Тема адаптации человека, связанная с функционированием всех систем организма, изучалась французским физиологом К.Бернаром, а позднее – американским физиологом У. Кэнноном.  Они выдвинули и поддержали идею о том, что постоянство внутренней среды организма –гомеостаз – это равновесное состояние  с одновременным   противостоянием какому либо отказу функции или органа.

«И.П. Павлов, И.М. Сеченов, П.К. Анохин, Г. Селье и др.  писали о б адаптации как о явлении социальном, психологическом, физиологическом. Этот  процесс  проявляется в системе человек-изменяющаяся среда»[25].

Всякий индивид испытывает потребность быть личностью – ощущать, находить себя в сфере жизнедеятельности других коллег, друзей, продолжать свое существование в них, и обнаруживает способность быть такой личностью Процесс этот зависит от  наличия повторяющихся стрессовых ситуаций, где проявляются главные свойства личности:

  • активность личности – это стремление субъекта выйти за собственные пределы, расширить сферу деятельности,
  • направленность как система мотивов – интересов, убеждений, идеалов, вкусов – порождает потребность человека;
  • глубинные смысловые структуры обусловливают ей сознание и поведение, и бывают устойчивы к вербальным воздействиям. Затем они преобразуются в совместные деятельности .
  • степень осознанности своего отношения к действительности: отношения межличностные,  установки на работу или отдых и др.

Ритмичность как периодическое чередование состояния напряжения и расслабления в психической деятельности человека называют биоритмом.

Биоритмы внешние связаны с цикличностью солнечной активности (11,5 лет) сменой времени года, суток взаимодействуют и с биоритмами внутренними – детерминирующими состояниями активности и расслабления физической и психической деятельности.

Учитывается особо значимый суточный биоритм психической активности, влияющий на периоды наибольшей работоспособности.  Проявление функциональных состояний в течение суток всего пять: релаксация, сон, оптимальное рабочее состояние, утомление. Еще одним видом функционального состояния является стресс. Это изменения внутренних биоритмов активности психической, проявляемых в активности симпатико-адреналовой системы.

Подъем активности зависит от внутренних биохимических процессов, проистекающих в организме, и требует четкого соответствия между внутренними биоритмами и внешней организацией жизнедеятельности.

Если это соответствие нарушается, то частым следствием становятся различные заболевания нервной системы: нарушение сна, неврозы, сердечно-сосудистые заболевания. Ведут к такому нарушению психической активности и биоритмов психологические хронические нервные перенапряжения, названные стрессом, которые связаны с эмоциональной сферой личности и волевыми  качествами.

«Эмоции выступают проявлением, ключом к разгадке «Оно» – неосознаваемых мотивов» [25]. Огромная связь эмоциональной сферы личности с жизненно важными воздействиями позволяет отметить, в первую очередь, связь эмоций и пяти основных анализаторов – обоняния, зрения, слуха, вкуса, осязания  и это – простейший тип определения значимости внешних воздействий и в отличие от высших потребностей, таких как страсть, способны иногда быстрее привести в чувства человека в стрессовых ситуациях.

Воля обеспечивает выполнение двух взаимосвязанных функций – побудительной и тормозной, и в них себя проявляет.

Воля как сознательная организация и саморегуляция активности, направленная на преодоление внутренних трудностей, — это — власть над собой, над своими чувствами, действиями. Общеизвестно, что у разных людей эта власть обладает разной степенью выраженности.  Личность, обладающая сильной волей, умеет преодолевать трудности, встречающиеся на пути к достижению поставленной цели, при этом обнаруживает такие волевые качества, как решительность, мужество, смелость, выносливость и т.д.

Активность личности зависит от неосознаваемой психической регуляции. Значит, стресспережившая личность в соответствии с интровертностью или экстравертностью справляется с его последствиями по двум основным направлениям:

  • психическому, переходящему в депрессию;
  • физическому, ведущему к заболеваниям желудочно-кишечным, эндокринным и дыхательным.

См.: Исследование влияния музыки и запахов на психо-эмоциональную сферу личности в постстрессовый период

  • Предыдущая статья Происхождение мотивации выживания
  • Следующая статья Стресс, тревожность и депрессия

Тема 9.

Нарушения эмоционально-личностной сферы

Об изменении личности можно говорить тогда, когда под влиянием болезни у больного скудеют его интересы, мельчают потребности, когда у него появляется равнодушное отношение к тому, что его волновало раньше, когда действия его лишаются целенаправленности, поступки становятся бездумными, когда человек перестает регулировать свое поведение, не в состоянии адекватно оценивать свои возможности (Зейгарник).

Клинические формы изменения эмоционально-личностной сферы носят разнообразный характер. Они могут проявляться в виде изменений эмоций, мотивационной сферы, отношения к себе и окружающему, в виде нарушения активности.

В общей психопатологии выделяют следующие симптомы нарушения эмоциональной сферы:

Патологические аффекты– бурные эмоциональные реакции, при которых человек не в состоянии управлять своими действиями и отдавать отчет в своих поступках. Главный отличительный признак патологического аффекта – помрачение сознания с последующей амнезией.

Эйфория– повышение настроения, общего эмоционального фона.

Дисфория – немотивированное, обычно внезапно возникающее расстройство настроения тоскливо-злобного характера.

Депрессия– состояние пониженного самочувствия, сниженного фона настроения.

Апатия – приглушение эмоциональной жизни вплоть до полного безразличия.

Эмоциональная неадекватность– несоответствие характера эмоций поводу, вызвавшему их.

Эмоциональная лабильность– быстрая смена настроения с очень хорошего и повышенного на раздражительность и озлобленность.

Более сложным формам нарушения эмоционально реагирования и патологии личности (характера) соответствуют неврозы и психопатии.

Под (неврозами невротическими расстройствами) принято понимать пограничные психические расстройства, вызванные действием психической травмы (Свядощ), среди которых описываются неврастения, истерия, невроз навязчивых состояний.

Психопатии– это аномалии характера, проявляющиеся стабильностью и тотальностью нарушений эмоционально-личностной сферы, приводящие индивида к социальной дезадаптации и не сопровождающиеся каким-либо нарушениями интеллекта.

Психопатии в зависимости от причин возникновения делятся на:

Конституциональные– здесь ведущим фактором является неблагоприятная наследственность.

Органические– возникающие в результате резидуальных органических поражений головного мозга в перинатальном периоде, либо в результате органического поражения мозга в постнатальном периоде.

Приобретенные– как следствие неправильного воспитания.

В лекциях рассматривается классификации конституциональных психопатий, предложенная Ганнушкиным,согласно которой выделяются следующие типы психопатий:

Конституционально-депрессивные

Конституционально-возбужденные

Конституциональная астения

Шизоиды

Эпилептоиды

Истероидные психопатии

Конституционально-глупые

Исходя из представлений о структуре личности в общей психологии (Леонтьев) патопсихология рассматривает нарушения эмоционально-личностной сферы в нескольких аспектах (Зейгарник):

    1. Нарушения опосредованности и иерархии мотивов

Согласно А. Н.Леонтьеву анализ деятельности должен проводиться через изучение мотивов. Изменение мотивов часто наблюдается у людей, страдающих различными формами психических заболеваний.

А.Н.Леонтьев подчеркивал тесную связь мотивов и потребностей. Отмечая, что анализ потребностей может быть проведен через раскрытие их предметного содержания, он указывает, что «это преобразует психологическую проблему потребностей в проблему мотивов деятельности». Такой подход свидетельствует об иерархическом построении мотивов.

Усложнение мотивов, их опосредование и иерархическое построение начинается у ребенка в дошкольном возрасте и продолжается в течение всей жизни (Л.И.Божович). С возрастом мотивы теряют свой непосредственный характер и начинают опосредоваться сознательно поставленными целями. – происходит подчинение одних мотивов другими. Деятельность человека всегда отвечает не одной, а нескольким потребностям и соответственно побуждается несколькими мотивами. Однако в конкретной человеческой деятельности всегда можно выделить ведущий мотив. Без ведущих мотивов содержание деятельности лишается личностного смысла. Именно ведущий мотив обеспечивает возможность опосредования и иерархии мотивов. Иерархия мотивов является относительно устойчивой и этим обусловливает относительную устойчивость всей личности, ее интересов, позиций и ценностей.

Клинический материал позволяет проследить закономерности изменения мотивационной сферы человека, которые приводят к смене позиций, интересов, ценностей личности. Такие закономерности можно обнаружить у больных с нервной анорексией и хроническим алкоголизмом, при которых процесс нарушения мотивов, установок и ценностей происходит достаточно развернуто. При хроническом алкоголизме больные некритичны и это сочетается с агрессией к тому, что мешает удовлетворению их патологической потребности в алкоголе (Братусь) . У больных меняется не только содержание потребностей и мотивов, но их структура: они становятся все менее опосредованными целью. Именно поэтому их потребности становятся неуправляемыми и приобретают характер влечений. Деятельность теряет специфически человеческую харакетристку: из опосредованной она становится импульсивной.

Искаженное отражение сознания собственной личности может привести к специфическим расстройствам, принять характер изменения физического образа «Я». Превращение социальной потребности в патологическое влечение может быть проиллюстрировано состоянием больных с нервной анорексией.

    1. Нарушение смыслообразования

Уже дети младшего школьного возраста осознают мотивы, ради которых они должны совершить действие. Однако часто эти мотивы остаются лишь знаемыми и не побуждают к действию (Божович). Слияние обоих функций мотива – побуждающей и смыслообразующей – придает деятельности человека характер сознательно регулируемой. Ослабление и искажение этих функций приводит к нарушениям деятельности (например, больной зная, что к близким нужно относиться хорошо, оскорбляет их или даже избивает мать). Становясь просто знаемым, мотив теряет свою как смыслообразующую, так и побудительную функцию. Смещение смыслообразующей функции мотивов, отщепление действенной функции от знаемой нарушает деятельность больных и является причиной деградации их поведения и личности.

    1. Нарушение подконтрольности поведения

Одним из наиболее ярких проявлений нарушений личности является нарушение подконтрольности и критичности поведения, которые могут приобрести разные формы и выступать в структуре различных психических процессов: мышления, восприятия и т.д. Критичность образует вершину личностных качеств человека. Нарушение критичности тесно связано с нарушением регуляции деятельности. Нередко нарушения критичности сочетаются с тенденцией к персеверациям и полевому поведению (больные с поражением лобных долей мозга). Деятельность больных лишается смысловой характеристики и замещается действиями, за которыми не стоит смыслообразующий мотив.

Биопсихосоциальные сферы влияния

Аллан Шварц, LCSW, доктор философии. занимался частной практикой более тридцати лет. Он является лицензированным клиническим социальным работником в штатах . …Читать далее

Многие наши читатели, прочитав статью здесь, в Mental Help Net, сообщат что-то вроде «Ну, я не такой» или «Со мной этого никогда не случалось, хотя…»

Они поднять очень хороший вопрос. Почему у одних людей наблюдается депрессия, посттравматическое стрессовое расстройство, тревожное расстройство или какое-либо другое психическое заболевание, а у других нет?

Приведу пример ситуации, которая по всем параметрам и определению должна была привести к депрессии и эмоциональному опустошению этих людей:

Г-н Ю., еврей, вырос в Советском Союзе, потерял своей семьи, когда нацисты вторглись в СССР, пережил ужасающие бои и бомбардировки во время войны и столкнулся с огромным антисемитизмом в последующие годы.

Изучите свои возможности сегодня

Он был вынужден терпеть антисемитизм, несмотря на то, что во время холодной войны он был инженером, работавшим над сверхсекретными военными проектами.

После распада Советского Союза он эмигрировал в Соединенные Штаты, выучил английский язык, получил гражданство, стал инженером в своей приемной стране, вернулся в школу и получил диплом преподавателя и преподавал физику в государственных школах, где он был признан как прекрасный педагог».

Несмотря на все травмы, которые пришлось пережить этому мужчине с детства до зрелого возраста, он не впал в депрессию. Он женился и родил ребенка в России до приезда в Америку. Семья столкнулась с ужасными лишениями, пока он не смог найти работу. Почему у него хорошее психическое здоровье, в то время как другой человек был бы навсегда травмирован этой историей жизни?

Почему один человек растет с жестокими родителями и хорошо приспосабливается к жизни, в то время как другие страдают от того, что с ними случилось? Почему некоторые люди могут оглядываться на свое детство и свой опыт со смехом, в то время как другие остаются злыми и обиженными? почему братья и сестры, растущие в одном доме, совершенно по-разному думают о своих родителях и детстве?

Нет простого объяснения тому, почему каждый из нас становится тем уникальным человеком, которым мы являемся. Изучая человеческое поведение и развитие, психологи рассматривают био-психико-социальные сферы влияния, влияющие на человеческое развитие.

Попробуйте представить человека, состоящего из трех концентрических кругов, помеченных: Круг B, Круг P и Круг S. Круги в некоторой степени перекрываются.

Круг B. представляет биологическую сферу влияния с такими вещами, как генетика: склонность к депрессии, тревоге, обсессивно-компульсивному расстройству, наркомании, психозу, биполярному расстройству и т. д. Поскольку мы обсуждаем генетику, важно взглянуть на семейную историю каждого из них, чтобы понять, в какой степени психическое заболевание передается по наследству.

Circles P. представляет психосферу влияния, состоящую из таких вещей, как проблемы с самооценкой, проблемы развития, жизненные события, травматические события, экстраверсия и интроверсия, личностные тенденции и т. д.

Circle S. представляет социальную сферу влияние с такими вещами, как ожидания достижений, экономическое и политическое происхождение, религиозное влияние, давление со стороны сверстников, наличие наркотиков и алкоголя, сексуальное давление, семейный конфликт и т. д.

Предвидя эти сферы влияния на наше психическое заболевание или его отсутствие, необходимо уяснить тот факт, что у некоторых людей один круг или сфера намного больше других. Например, вполне возможно, что такие социальные факторы, как травля в школе и взросление в условиях родительского конфликта, будут иметь больший вес, чем другие сферы, в возникновении психического заболевания. Один ветеран войны выйдет из боя без посттравматического стресса, другой обнаружит, что те же травмы калечат его.

Даже при генетической предрасположенности к такому заболеванию, как депрессия, социальная сфера может быть такова, что симптомы депрессии проявляются редко.

Таким образом, люди могут подвергаться одним и тем же типам жизненных событий, но переживать их по-разному. Г-н Y. остается оптимистом и энергичным человеком. У него есть русские еврейские друзья, которые пережили ужасный опыт сталинской России, но сейчас находятся в депрессии, замкнуты и крайне пессимистично относятся к жизни.

Часто родители взрослых детей испытывают крайнюю вину за то, что их сыновья и дочери становятся зависимыми, расстройствами пищевого поведения или психически больными. Если вы один из них, вы должны понимать, что все эти факторы повлияли на то, чтобы ваш ребенок стал таким, каким он есть сегодня.

На мой взгляд, есть оптимистическое понимание, которое можно получить, поняв эти три влияния на нашу жизнь. Он заключается в следующем: «Если мне понадобилось так много переменных, чтобы сделать меня тем, кто я есть сегодня, я могу формировать виды влияний, которым я позволю себе подвергаться сейчас и навсегда. Например, я могу изменить социальный фон, в котором живу, чтобы оказаться в более счастливой ситуации. Я понимаю, что, несмотря на то, что я унаследовал определенную генетическую предрасположенность, я могу уменьшить ее влияние, уменьшая стресс и занимаясь интересной и приносящей удовлетворение деятельностью. Я могу напомнить себе, что я человек и не должен жить в роли жертвы своего прошлого».

Ваши комментарии и вопросы приветствуются

Аллан Н. Шварц, доктор философии

Читать в порядке публикации

Личное и коллективное бессознательное

Еще на заре аналитической психологии у Карла Юнга возникла идея. Он предположил, что существует раскол между коллективным бессознательным уровнем, общим для всех, и личным бессознательным, совершенно уникальным для каждого человека. Коллективное бессознательное — это далеко не «коллективный разум», а скорее набор ответов и реакций на обычные ситуации, с которыми люди сталкивались с самого начала. Это коллективное бессознательное дает нам реакцию «бей или беги» и позволяет нам отдыхать, когда мы делаем то, что делали сотни раз раньше.

Личная сфера сознания — это совсем другой зверь. Наше личное сознание состоит из мыслей, убеждений, поведения и идей, которые делают нас такими, какие мы есть. Все эти черты исходят из бессознательного и его способности преобразовывать повседневные события в определяющие характер типы личности. Личное сознание, в отличие от коллективного бессознательного, использует информацию, полученную из жизни человека, а не из коллективного прошлого человечества.

Значение личного бессознательного

Без личного бессознательного мы не были бы теми, кто мы есть, и не смогли бы стать теми, кем должны быть. Как люди, мы начинаем свою жизнь, полагаясь на наше бессознательное для выживания, и только по мере того, как мы учимся и растем, мы начинаем развиваться и практиковать использование нашего сознательного разума, чтобы прокладывать себе путь по всему миру.

Личное бессознательное помогает нам взглянуть на мир с нашей уникальной точки зрения. Например, человек, который бессознательно отфильтровывает информацию более аналитическим способом, с меньшей вероятностью будет иметь личность чувствительного типа в качестве сильного определяющего фактора своей внешней, сознательной личности. Точно так же другие люди могут иметь тенденцию отдавать предпочтение чувствам, а не размышлениям, глядя на окружающий их мир, или развивать сильное чувство интуиции в отношении жизненных обстоятельств, а не более чувственный подход к тем же самым ситуациям.

Наше личное сознание и личное бессознательное существуют на разных уровнях и тем не менее взаимодействуют друг с другом весьма специфическим образом. Работа с нашим сознанием и понимание того, как оно работает с нашим бессознательным, может помочь нам стать лучшими лидерами, лучшими сотрудниками, лучшими коллегами и лучшими личностями.

Влияние коллективного бессознательного

Как бы ни было важно наше личное бессознательное, мы не можем игнорировать историческое и психологическое влияние, которое наше коллективное бессознательное оказывает на нас. Те самые инстинкты, которые делают нас людьми, развивались в течение огромного промежутка времени; эти инстинкты научили нас бежать и прятаться, когда мы в опасности, и распознавать признаки опасности или страха по физиологическим признакам, таким как тяжелое дыхание или дрожь. Коллективное бессознательное также позволяет нам принимать быстрые решения, часто даже не зная, откуда они взялись. Коллективное бессознательное управляет интуицией и рефлексами, среди других важных функций.

Добавить комментарий