Личные и личностные качества в чем разница: Личный или личностный как правильно?

Soft skills: что это, в чем разница между мягкими и другими навыками и как их развивать.

Рынок труда в наше время требует от соискателей уверенности, собранности, умения показать свои сильные стороны, понравиться рекрутеру и руководителю. Что же выходит на первый план при знакомстве и общении с кандидатом? Почему знатоку, показавшему высокий уровень знаний, иногда отказывают, предпочитая нанять специалиста-среднячка?

HR-ы, работающие в IT-компаниях и других фирмах, уже давно применяют новый подход к приёму сотрудников на работу. Ещё несколько лет назад во главе угла стояли профессиональные качества и знания кандидата. Сейчас же ценятся так называемые «софт скиллы» — социально-психологические навыки.

Психологи многие годы наблюдали за рабочими процессами в компаниях и пришли к следующим выводам: на работе люди проводят большую часть своего времени — раз, в нашей жизни и без того хватает стрессов и неприятностей — два. Поэтому в офисе сотрудник должен чувствовать себя комфортно и спокойно, чтобы обстановка способствовала плодотворной работе.

Лучше принять общительного, располагающего к себе, обладающего навыками анализа и критического мышления человека с небольшим опытом и подучить его несколько месяцев, чем взять специалиста высокого уровня с отсутствующими навыками обучения, гибкости и неумением работать с обратной связью. Он может пошатнуть здоровую обстановку внутри коллектива, а в работе айтишника, например, очень важно уметь работать в команде, спокойно высказывать своё мнение и воспринимать критику. Чтобы избежать таких ситуаций, рекрутеры обращают внимание на наличие soft skills в резюме кандидатов: и речь не только о фразах «обладаю критическим мышлением», но и про опыт применения, развития мягких навыков.

Как обрести и развить софт скиллс? Стоит ли обучаться жёстким и другим навыкам? Зачем это нужно и как это сделать? На все эти и многие другие вопросы отвечаем дальше. 

Hard, soft, digital и metaskills: что это и в чём разница?

Давайте начнём с soft skills — что такое мягкие навыки? Это личные качества, которые необходимы для развития карьеры и обычно связаны с тем, как человек работает и взаимодействует с другими людьми. Мягкие навыки в отборе персонала очень важны, потому что им трудно научить, и они необходимы для достижения долгосрочного успеха.

Хард (жёсткими или специальными) навыками называют способности, которые поддаются количественной оценке и напрямую связаны с работой: знание языков программирования, анализ данных, управление бизнес процессами и т.п.

Digital (цифровые) навыки — умения, которые нужны для эффективного управления цифровыми процессами, устройствами. Это не про банальное знание интерфейса приложений, а про качественное внедрение технологий в работу.

Метанавыки — умения, «которые выходят за границу», сверхнавыки. Это больше, чем просто традиционное мышление и осознание себя в этом мире. Понятие metaskills можно описать 8 качествами:

  • осознанность;
  • терпимость к различиям;
  • эмпатия;
  • непредвзятость;
  • критическое мышление и оценка;
  • обучаемость;
  • проактивность;
  • адаптивность.

Каждый вид скиллов по-своему важен. Зачастую уровень необходимости тех или иных навыков определяется должностью, на которой вы находитесь или только хотите занять. Но есть то, что всегда неизменно — важность soft skills. Мягкие навыки рассматриваются в первую очередь, поэтому рекомендуем сначала развить именно их.

Наиболее необходимые soft skills компетенции: какие они?

  • К основным компетенциям soft skills в IT относится коммуникация, которая имеет очень важное значение для успешной работы. Специалист должен уметь объяснять технические процессы понятными для клиентов терминами, а свои идеи описывать таким образом, чтобы заказчики и коллеги захотели его поддержать.
  • Работодатели ищут специалистов, способных придумывать уникальные решения, имеющих творческий подход к работе и дальновидное мышление. Важно проявлять адаптивность и гибкость
    для работы с неожиданными изменениями, быть стрессоустойчивым, открытым для предложений и отзывов как от работодателя, так и от клиента.
  • Если вы участвуете в управлении командой и/или проектами, приветствуется проявление лидерских качеств, способность принимать решения, делегировать задачи, постоянное внимание к деталям.
  • Чтобы бизнес функционировал результативно, люди должны хорошо работать в команде для достижения общей цели, совместно использовать свои сильные стороны и навыки. Эффективный командный игрок прислушивается к проблемам, мнениям и идеям других, сотрудничает с коллегами.
  • Независимо от того, в какой отрасли вы работаете, навыки решения проблем всегда важны, а кандидаты, способные закрывать сложные вопросы и находить интуитивно понятные решения, пользуются большим спросом.
  • Умение работать под давлением и тайм-менеджмент также очень ценятся рекрутерами при подборе кандидатов. Сотрудники, которые умеют правильно распоряжаться своим временем, могут эффективнее расставлять приоритеты и организовывать свой день, сохраняя при этом надлежащее качество работы.
  • Хорошие аналитические способности дадут большое преимущество в IT-сфере, где от вас ожидают логических решений проблем и их устранения. И, возможно, даже выявления трудностей до того, как они возникнут.
  • И, конечно же, не стоит забывать о чувстве юмора и позитивном настрое: тогда работа в коллективе приносит гораздо больше удовольствия.

Треугольник развития: из чего состоит и в чём его суть?

Чтобы определить, в каком направлении нужно совершенствоваться, сперва рекомендуем проанализировать треугольник развития.

Если присмотреться, можно заметить: все части треугольника равны. У хорошего специалиста должно быть также: все указанные личностные и профессиональные навыки, мотивация к развитию должны быть равносильны, без значительного перевеса. А теперь давайте рассмотрим каждый блок более подробно: 

  • Личность

Это про то, как вы видите общую картину мира, ваш характер, принципы, установки — всё, что закладывается с раннего детства и продолжает формироваться до конца жизни. Чаще всего такие качества развиваются неосознанно, под влиянием окружающей среды. Но если захотеть — скорректировать личностные характеристики абсолютно реально, нужно лишь приложить усилия.

  • Hard skills

Как уже упоминалось раньше, хард скиллы — более технические виды навыков, которым нас обучают в школах, колледжах, университетах, на образовательных курсах. Часто их ещё называют профессиональными умениями. 

  • Soft skills

Гибкие навыки — то, чем должен обладать каждый человек, и это без преувеличений. Напомним, что к soft skills относят: умение выстроить селф-менеджмент, корректно общаться с заказчиками и командой, поддерживать здоровую атмосферу в коллективе и многое другое. В отличие от жёстких скиллов, у мягких навыков нет чёткой инструкции — они нарабатываются с опытом и знаниями. Более того, подобные умения важны не только для карьеры, но и для всех остальных сфер жизни.

Подводя итог, хотим ещё раз обратить ваше внимание на важность баланса между тремя блоками треугольника. Каждая составляющая по-своему нужна как для поиска хорошей работы и дальнейшего развития на профессиональном пути, так и для личной жизни — дружба, отношения, самосовершенствование, хобби, отдых.

Как развивать soft и hard skills: действенные советы

Для того, чтобы построить IT-карьеру мечты, нужно уделять время на изучение разных навыков: твёрдые, мягкие, цифровые, мета. Но как это сделать? Предлагаем пройтись по каждому виду умений.

Hard skills обычно развивают во время учёбы в образовательных заведениях, на ивентах, воркшопах, курсах, мастер-классах и всех возможных обучающих мероприятиях. Казалось бы, техническая часть — самая сложная, но по факту жёсткие навыки осваиваются легче всего. Для их изучения есть чёткие фреймворки — это же касается и digital (цифровых) skills.

Развитие мягких и метанавыков требует больших усилий: здесь нет правил и супер-точных примеров, всему обучаешься через метод проб и ошибок. Это постоянная работа над собой, своими слабыми зонами, поэтому большую роль играет внутренняя мотивация — без неё ничего не получится.

Какими бы разными не казались все виды навыков, существуют общие правила развития — они и станут вашей отправной точкой в мире изучения скиллов.

  1. Обучайтесь непрерывно. Получайте новый опыт, заводите знакомства с крутыми специалистами, внедряйте в жизнь новые инструменты и знания, беритесь за более сложные задачи. Помните: регулярность — залог успеха!
  2. Внедряйте комплексный подход. Чередуйте методы обучения, чтобы процесс развития был более эффективным и менее однообразным 🙂
  3. Не пренебрегайте планированием. Составьте план обучения, поделите его на основные цели и добавьте к каждой из них мелкие задачи.
  4. Будьте любопытным. Изучайте информацию вокруг вас: актуальные тренды, процессы, достижения и многое другое.
  5. Читайте каждый день. Профессиональная литература — отличный способ регуляризировать ваше развитие.
  6. Работайте с обратной связью. Не просто запрашивайте её, а начинайте анализировать и делать выводы, корректируя свои действия в лучшую сторону.
  7. Не забывайте про личностные качества. Профессиональный рост — это хорошо. Но чтобы продвинуться вверх по карьерной лестнице и добиться успеха, важно развиваться как личность.
  8. Бросайте себе вызовы. Иногда сложно сдвинуться с текущей позиции, выйти из зоны комфорта. В таких ситуациях может сработать вызов самому себе: возьмите ответственность за более сложную задачу или проект; изучите то, что давно откладывали; возьмите и запросите обратную связь от руководителя, если раньше боялись это сделать. В общем и целом — решайтесь на то, на что не хватало смелости. Просто сделайте это!
  9. Найдите людей, с которых хотите брать пример. Познакомьтесь с ними, впустите их в свой круг общения. Помните, что одним из важных элементов формирования и развития человека — его окружение.
  10. Используйте местное альтернативное образование. Посещайте мастер-классы, тренинги, воркшопы, бизнес-завтраки своего города, предварительно изучив их тему и спикеров.
    Перед тем, как записаться на подобные мероприятия, нужно понять их качество, чтобы не тратить время впустую.

Помните, что и твёрдые, и мягкие навыки важны. То же самое касается digital и metaskills. Конечно, soft скиллы дадут вам явное преимущество, но при полном отсутствии hard skills на вас даже не обратят внимание. Если говорить об идеальном раскладе — во всём нужен баланс. Придерживайтесь этой позиции и увидите, как поменяется ваш профессиональный путь и другие сферы жизни.

К слову, многие владельцы бизнеса при отборе кандидатов на работу считают, что soft skills более важны, чем hard skills. Согласно опросу, проведённому Обществом управления человеческими ресурсами (SHRM) в 2020 году, 97% опрошенных работодателей сказали, что мягкие навыки были столь же важны или важнее, чем жёсткие навыки. Однако 46% новых сотрудников терпят неудачу в течение 18 месяцев, из них 89% связано с отсутствием soft skills.

Чтобы прокачать свои гибкие навыки, стоит составить индивидуальный план развития и планомерно выстраивать крепкие, позитивные отношения с коллегами и клиентами. Записывайтесь на консультацию, чтобы определить истинные цели и апгрейднуть себя в карьерной сфере. 

Похожие темы

Кар’єра

Личные качества психолога

Профессиональные, а также личностные качества психолога нередко находятся во взаимосвязи. Данная специальность накладывает свой отпечаток и на образ жизни, и на личные качества психолога, а его личностные особенности отображаются в выбираемой им области и видах психологической деятельности. Часть психологов выбирает научные исследования, еще одна часть – преподавание предмета психологии, оставшиеся – практическую психологическую деятельность. Кто-то в душе ощущает себя психоаналитиком, кто-то, в свою очередь, стопроцентным гештальт-терапевтом. Но основное, что превращает индивида в психолога, заключается в способности видеть окружающий мир психологически, а также явная психологическая направленность ума. Обладать психологическим взглядом на окружающий мир значит уметь подвергать психологическому анализу всевозможные жизненные ситуации, поступки людей, особенности их взаимоотношений.

Замечание 1

В сфере практической психологии сама личность психолога считается инструментом его работы, и нередко играет очень серьезную роль, не менее важную, чем психотерапевтические техники.

Сложно быть в личностном плане одним, а в профессиональной сфере абсолютно иным. Личностные качества психолога формируют значимый фундамент профессиональной успешности специалиста. По некоторому мнению, у тех индивидов, которых можно назвать действительно профессиональными психологами, всегда отмечается необычайное слияние жизни и профессии, абсолютная включенность внутренних переживаний и напряженного духовного поиска в контекст профессиональной деятельности и, при этом, включенность профессиональной деятельности в общий контекст всей их жизни. Идеальная ситуация – чтобы все, что индивид делает как профессионал, превращалось в неотъемлемую часть духовного поиска.

Что же можно назвать характерным для психологического восприятия окружающего мира? Мир прочих индивидов для психолога представляет собой загадку. Он не склонен приписывать собственный внутренний мир другим людям, он не опирается на привычный обыденный опыт, а каждый раз относится к психике другого человека как к загадке, которую необходимо разгадать. Душеведческая направленность ума – это результат его собственной жизни, который порожден необычностью внутреннего мира, недостаточной адаптированностью к внешнему миру, излишней чувствительностью к состоянию и поведению людей, стремлением данную недостаточную адаптированность преодолеть с помощью рациональных методов, с помощью исследования особенностей психики прочих индивидов. В виду этого психологам присуща терпимость, а также снисходительность по отношению к другим, так как первоначально они допускают возможность разнообразных и не всегда стандартных форм поведения, переживаний и мыслей.

Замечание 2

Если индивид осознал, что его собственный субъективный мир, а также мир объективной реальности различны, если он понял, что не существует людей, которые полностью похожи друг на друга, если в его собственном сознании либо подсознании присутствует чувство недостатка собственных знаний касательно субъективного мира прочих индивидов, а также причин их поведения, тогда у него есть очевидный шанс стать психологом.

По мнению В.Н. Дружинина практикующий психолог, в отличие от психолога-исследователя – это личность, которая способна отлично адаптироваться к социальной среде. Он эффективно взаимодействует с другими индивидами и считает, что их возможно изменить в еще более хорошую сторону. Осознавая их проблемы, он, при этом, не в каждом случае обращает внимание на различия между самим собой и прочими индивидами.

Ларошфуко говорил, что чем более умен индивид, тем больше он замечает различий между людьми, для заурядного же индивида все люди кажутся на одно лицо. Из-за этого становится ясным, что психолог не может быть успешен, не обладая значительным интеллектом.

Существуют исследования, которые помогли выявить особенности личностных характеристик, которые свойственны хорошим психологам.

Отличия психологов-практиков и психологов-исследователей

Так, Р. Кеттел и его коллеги провели изучение психологических качеств, которые отличают психологов-практиков и психологов-исследователей. При помощи шестнадцати факторного личностного опросника, который давал возможность выстраивать «профессиональные портреты», проводилось изучение зависимости эффективности профессиональной деятельности от конкретных личностных черт. Данная зависимость нашла выражение в таких формулах:

  • Для психолога-практика эффективность = 0,72A+0,29B+0,29H+0,29N.
  • Для психолога-исследователя эффективность = 0,31A+0,78B+0,47N.

В данных формулах A – это готовность к контактам с людьми; N – это умение поддерживать контакт с людьми; B – это общая интеллектуальность специалиста; H – это ненасыщаемость контактами с людьми.

  • Психологу-практику необходимо человеческое общение, люди ему не наскучивают, а контакты с ними не способны утолить постоянную жажду общения. Это важнейшие факторы для успешности его профессиональной деятельности.
  • Психологу-исследователю не нужно интенсивное общение, и подобные факторы не сильно влияют на успешность его профессиональной деятельности. При этом «общая интеллектуальность становится для них важнейшим фактором.

Получается, что есть основания говорить о том, что существует как похожесть, так и различие в личностных качествах, которые являются важными для таких видов деятельности специалиста-психолога, как научные исследования и практическая работа психолога. Каждый из них предъявляет к личности специалиста-психолога определенные специфические требования.

Анализ литературы, который осуществила Т.А. Верняева, а также ее эмпирическое исследование продемонстрировали, что для психолога-исследователя нужны те же общие личностные свойства, которые нужны и для ученых любой другой фундаментальной науки. Специфика состоит только в том, насколько выражены у него коммуникативные качества, и это связано с общей установкой психологов на изучение человека.

Замечание 3

Из-за того, что в подавляющем большинстве исследовательских ситуаций в психологии необходимо взаимодействие психолога-исследователя и испытуемого, они становятся необходимыми.

Практическая психология требует от психолога намного больше профессионально специфических качеств. По мнению Н.А. Аминова и М.В. Молоканова, для психолога с ориентацией на практическую деятельность, характерны следующие качества:

  • Очевидная готовность к контактам.
  • Общая интеллектуальность.
  • Способность поддерживать контакты, то есть стрессоустойчивость в процессе общения.
  • Способность контролировать собственное поведение, то есть сохранять эмоциональное самообладание во время общения.
  • Аттракция (то есть привлекательность).
  • Эмоциональная заразительность.
  • Эмпатичность.
  • Опора на самого себя во время принятия решений.

Список профессионально значимых личностных качеств психолога-практика, согласно Т.А. Верняевой, состоит из: доброжелательности, оптимистичности, ответственности, организованности, наблюдательности, любознательности, привлекательности, настойчивости, терпеливости, внимательности, общительности, самообладания, тактичности, альтруистичности, чуткости, вежливости, отзывчивости, гуманности, объективности, динамичности, интеллигентности, гибкости поведения, значительного уровня общего и социального интеллекта, сензитивности, рефлексичности, умения слушать человека, креативности, открытости, умелого владения невербальными средствами коммуникации, непринужденности, стрессоустойчивости, искренности и естественности в проявлениях эмоций, эмоциональной стабильности, а также ряда других характеристик.

По мнению И.В. Сыромятникова, успешных психологов характеризуют значительные показатели и по шкалам общительности, интеллектуальности, эмоционально-волевой устойчивости, проницательности, дипломатичности, смелости, доброжелательности, самоконтроля, эмпатичности, корректности, терпимости, порядочности.

Огромное значение для психолога-практика имеют коммуникативные характеристики его личности, такие как способность понимать других индивидов, а также психологически корректно влиять на них. Психолог обязан уметь работать с людьми, разбираться в их характерах, иметь не только психологические знания, но также и психологическую интуицию. Коммуникативными качествами психолога, являющимися значимыми для его профессиональной деятельности, можно назвать следующее: общительность, привлекательность, тактичность, вежливость, способность слушать и понимать прочих людей.

Замечание 4

Данный комплекс качеств нередко называют талантом общения.

Структура такого таланта состоит из следующих блоков личностных качеств:

  • Способность к правильному и полному восприятию объекта, а также наблюдательность и стремительная ориентация в ситуации.
  • Способность к осознанию внутренних свойств и особенностей данного объекта, способность проникнуть в его духовный мир, психологическая интуиция, которые основаны на значительной общей эрудиции, а также чисто гуманистической направленности.
  • Способность сопереживать, эмпатичность, сочувствие, уважение к людям, доброта, готовность оказать помощь.
  • Способность проводить самоанализ, интерес и к своей личности, и к личности прочих индивидов.
  • Способность осуществлять управление самим собой, а также процессом коммуникации, способность быть внимательным, слушать, наличие такта, способность устанавливать контакт, вызывать доверие, отличное чувство юмора.

Значимость наличия данных качеств свидетельствует о том, что профессиональная деятельность психолога-практика может быть причислена к взаимодействию.

Общее отношение к деятельности и жизни может проявляться в таких важных для психолога качествах личности, как организованность, ответственность, оптимистичность, открытость, любознательность, самостоятельность суждений, наблюдательность, гибкость поведения, креативность, способность к проведению рефлексии собственных переживаний, а также профессиональной деятельности. К важным личностным проявлениям психолога-практика причисляют способность быть эмпатичным (то есть сопереживать другим людям), способность понять состояние обратившегося за помощью. Но также значимо уметь сохранять некую дистанцию от клиента.

К важным волевым качествам, которые нужны для успешной профессиональной деятельности психолога-консультанта, причисляют настойчивость, самообладание, терпеливость, уверенность в себе. В ином случае он не сможет заслужить доверие клиента. При этом значимо, чтобы психологу не была свойственна излишняя самоуверенность и уверенность в идеальности своих психологических выводов.

Замечание 5

Отсутствие такта у психолога проявляется в его склонности приписывать своей профессии огромную значимость, а также исключительность. Демонстративное поведение, а также самолюбование психолога способны оттолкнуть любого клиента.

Психолог обязан обладать адекватной самооценкой, осознавать индивидуальные особенности собственной личности, собственные способности, слабые и сильные стороны характера. Любой психолог должен быть осведомлен о степени своей некомпетентности. Все это подстегивает его к саморазвитию. Стоит знать о возможных путях и способах компенсации своих личностных недостатков.

В таблице 1 приведена информация, суммирующая результаты различных авторов и ассоциаций касательно свойств личности психологов-консультантов, которые способствуют либо препятствуют их профессиональной успешности.

Таблица 1. Результаты исследований свойств личности психолога-консультанта.

Автор, ассоциация

Свойства личности психолога-консультанта

Ведущие к успешной деятельности

Препятствующие успешной деятельности

Национальная ассоциация профессиональной ориентации (США)

Открытый интерес к другим людям, а также терпеливость в общении с ними; эмоциональная стабильность, а также объективность; умение вызывать доверие к людям

Не указано

Комитет по надзору и подготовке психологов-консультантов (США)

Доверие к людям; уважение ценности иной личности; проницательность; не имеющиеся предубеждения; понимание самого себя; осознание профессионального долга

Не указано

Л. Р. Уолбирг

Объективность, чуткость, гибкость, эмпатичность, отсутствие своих собственных серьезных проблем

Пассивность, авторитарность, замкнутость, зависимость, склонность к использованию обратившихся за помощью людей для удовлетворения собственных потребностей, неспособность быть терпимым к разным побуждениям клиентов, наличие невротической установки в отношении финансовых средств

А. Комбис

Восприятие клиентов как способных заниматься решением своих проблем, а также принимать на себя ответственность, отождествление себя с другими индивидами

Не указано

Г. Страпп

Внимательность, способность выслушивать человека, сердечность, теплота, умудренность в дружеских советах

Не указано

А. Сторр

Симпатичность, откровенность и открытость чувствам прочих индивидов, умение отождествлять себя с различными людьми, теплота, но без сентиментальности, отсутствие склонности к самоутверждению при наличии желания и умения его защитить, умение служить клиентам

Не указано

Р. Кочюнас

Открытость своему опыту, аутентичность, развитое самосознание, сила личности и идентичности, толерантное отношение к неопределенности, принятие собственной ответственности, глубина отношений с прочими индивидами, постановка реальных целей, эмпатичность

Не указано

К. Шнайдер

Зрелость, личная и социальная зрелость

Не указано

Н.А. Аминов, М.В. Молоканов

Достаточный уровень развития социального интеллекта, социальная слабость

Не указано

Было установлено, что различия между «плохими» и «хорошими» психотерапевтами (или консультирующими психологами) можно объяснить специфической организацией их личностной сферы. Если в личностном профиле специалиста преобладают такие факторы, как смелость и общительность, расчетливость и общая интеллектуальная одаренность, стоит ожидать большой успешности в психотерапии.

При этом обнаружилось, что индивидуально-психологические характеристики специалистов-психологов также определяют и выбираемый ими стиль психотерапии. Оказалось, что при высоких показателях коммуникативной компетентности (то есть способности консультирующего психолога устанавливать, а также поддерживать межличностные отношения) он выбирает применение приемов клиент-центрированной терапии.

Замечание 6

При высоких показателях макиавеллизма (то есть способности консультанта осуществлять контроль над содержанием и атмосферой социального взаимодействия) обнаруживается тенденция к применению приемов бихевиоральной терапии (то есть способов контроля, а также ограничения поведения клиента).

Эта информация полностью согласуется с результатами прочих исследователей. В проведенном в Калифорнии (США) исследовании психологических консультаций преступников, не достигших совершеннолетия, обнаружилось, что психотерапия тревожных молодых людей, ощущающих чувство вины, а также ощущение неадекватности лучше получается у более коммуникабельных консультирующих психологов, которые способны проявить интерес к чувствам подростков.

Но в работе с неразговорчивыми преступниками, конформными по отношению к нормам своей субкультуры, либо с преступниками, не достигшими совершеннолетия, которые проявляют манипуляторное поведение, значительного эффекта достигают консультирующие психологи, ориентированные на внешний контроль поведения, а также ограничения, но не на внутренние переживания клиентов.

Особенности профессиональной деятельности военного психолога

Сильную значимость в профессиональной деятельности психолога-практика имеет его социальный интеллект. Это подтверждается соответствующими исследованиями, особенно на примере военных психологов. Считается, что в других областях практической психологии это также проявляется. Структура социального интеллекта специалиста-психолога имеет трехкомпонентный состав, она состоит из когнитивного, эмоционального и коммуникативно-организационного компонентов. Более наглядное представление о структуре социального интеллекта специалиста психолога можно получить из таблицы 2.

Таблица 2. Структура социального интеллекта военного психолога

Компонент

Состав компонента

Показатели

Когнитивный компонент

Социальные знания

Знание особых правил поведения

Социальная память

Хорошая память на лица и на имена

Социальное мышление

Определение актуальных чувств

Определение актуального настроения

Рефлексия поступков иных индивидов

Социальное прогнозирование

Формулировка планов своих действий

Рефлексия своего развития

Социальная перцепция

Способность слушать собеседника

Умение понимать язык жестов

Эмоциональный компонент

Социальная чувствительность

Эмоциональная выразительность

Эмпатичность

Способность к саморегуляции

Самоконтроль

Эмоциональная устойчивость

Коммуникативно-организационный компонент

Социальная адаптивность

Способность объяснять и убеждать иных индивидов

Открытость в отношениях с окружающими индивидами

Социальное взаимодействие

Умение и готовность работать совместно с кем-то

Умение взаимодействовать коллективно

Обнаружилось, что коммуникативно-организационный компонент выполняет определяющую роль в структуре социального интеллекта, присущего военному психологу. Прочие компоненты – такие, как эмоциональный и когнитивный – в разных сочетаниях и проявлениях служат дополнением первому.

Замечание 7

Продемонстрировано, что не слишком успешные специалисты-психологи обладают недостаточно развитыми компонентами социального интеллекта.

Такие данные дают возможность утверждать, что стили профессиональной деятельности находятся в зависимости от содержания, а также степени развития некоторых компонентов в структуре социального интеллекта военного психолога. Обнаружилось, что преобладающее развитие именно когнитивной составляющей социального интеллекта ведет к успешной реализации психодиагностики. Получается, эта стилевая особенность справедливо названа когнитивным стилем. Если преобладает эмоциональная составляющая социального интеллекта, можно говорить об успешности в осуществлении психологической помощи военнослужащим, а также их родственникам. Данная стилевая особенность получила название эмоциональный стиль. Преобладающее развитие коммуникативно-организационной составляющей при явном дефиците прочих элементов социального интеллекта помогает успешности в проведении психологического обеспечения. Название этой стилевой особенности – коммуникативный стиль. Гармоничное сочетание всех перечисленных составляющих с довольно высоким уровнем их развитости помогает успешности в каждом из видов профессиональной деятельности военного психолога. Данная стилевая особенность называется гармоничным стилем.

Замечание 8

Данное исследование продемонстрировало, что профессиональная деятельность военного психолога с приобретением опыта практической деятельности может быть более успешной. Увеличивается и степень развития социального интеллекта. В этом случае специальное психологическое образование психолога, а также профессионально ориентированные тренинговых занятия помогают более высокой степени развития социального интеллекта.

В одной ли мере успешны в профессиональной деятельности психолога женщины и мужчины? Исследование, проведенное Малебашевой, позволило обнаружить гендерные различия в стиле профессиональной психологической деятельности военных психологов. Гендерное разделение проявилось в иерархии психологических факторов, при выборе модели взаимодействия и преобладающей эффективности профессиональной деятельности в какой-то профессиональной сфере.

Также были выявлены следующие базовые факторы, которые обуславливают эффективность деятельности психолога-практика:

  • Коммуникативность, которая проявляется в следующих личностных качествах психолога: готовность к контактам, общительность, наблюдательность, проницательность, сензитивность, свободное владение родной речью, отличное владение невербальными способами общения, способность слушать человека, эмоциональная заразительность, эмпатичность, хорошо развитая рефлексия.
  • Притягательность, которая состоит из следующих личностных качеств: альтруизм, внимательность, вежливость, доброжелательность, гуманность, естественность эмоциональных проявлений, искренность, интеллигентность, корректность, обаяние, непринужденность, оптимистичность, ответственность, открытость, отзывчивость, привлекательность, тактичность, чуткость, порядочность, терпеливость, чувство юмора.
  • Адаптивность, которая интегрирует следующие личностные качества: поведенческая гибкость, динамичность, дисциплинированность, настойчивость, инициативность, креативность, ненасыщаемость контактами с людьми, опора на самого себя в процессе принятия решения, психофизиологическая активность, организованность, работоспособность, самообладание, самоконтроль, устойчивость к стрессовым ситуациям, способность поддерживать контакты, целеустремленность, терпимость, эмоциональная стабильность.
  • Интеллектуальность, которая включает в себя аналитический ум, социальную, а также общую интеллектуальность, широкий кругозор, компетентность, любознательность, а также объективность.

По итогам данного исследования стало известно, что иерархия факторов эффективности профессиональной деятельности разнится у мужчин и женщин, занимающихся военной психологией. Успешную деятельность женщины-военного психолога во многом определяет комплекс следующих психологических факторов: коммуникативность, адаптивность, притягательность и в меньшей мере интеллектуальность. У мужчин-военных психологов эффективность профессиональной деятельности в большей мере обеспечивается следующими факторами: интеллектуальностью, коммуникативностью, адаптивностью и в меньшей степени притягательностью.

В том же самом исследовании было обнаружено, что мужчины-военные психологи по структуре и иерархии психологических факторов эффективности профессиональной деятельности чаще причисляются к группе «психологи-исследователи», в то время как женщины – к группе «психологи-практики».

Это формирует предпосылки к более успешному решению женщинами-психологами профессиональных задач, которые составляют область оказания психологической помощи военнослужащим, а также их родственникам, разноплановые виды консультационной работы, психологическую реабилитацию, психологическое просвещение и психодиагностику.

При этом факторный «профиль» женщины-военного психолога предполагает ее меньшую предрасположенность к решению тех задач, которые относятся к области психологического обеспечения боевой готовности, боевых задач, несения боевого дежурства, а также караульной службы.

Женщины-военные психологи выбирают консультационную модель профессионального взаимодействия, которая заключается в фасилитации самопознания, а также саморазвитии пациента, его сопровождении в достижении поставленных целей собственного развития, помощи его продуктивному существованию в определенных жизненных обстоятельствах, увеличении числа степеней свободы в выборе пациентом способов поведения, оценок, суждений, отношений.

В исследовании говорится о том, что условием, которое усиливает естественные преимущества женщины-военного психолога в разрешении профессиональных задач в области психологической помощи и компенсирует недостатки в области психологического обеспечения военной деятельности считается организация полноценной профессиональной военной подготовки данной группы специалистов. Было продемонстрировано, что повышения эффективности профессиональной подготовки женщины-военного психолога возможно добиться с помощью развития у нее таких личностных качеств, которые составляют факторы адаптивности и интеллектуальности, овладения ею педагогической моделью профессионального взаимодействия, а также изменения восприятия себя и самопрезентации в роли военного психолога.

Замечание 9

По шутливым заявлениям психологов, в ближайшее время наука придет к таким высотам, что у каждого индивида будет личный психолог, а у каждого из психологов – личный психиатр.

Сам себе психолог – это практически то же самое, что и сам себе стоматолог: болезненно, очень неудобно, а также грозит осложнениями.

Опыт в профессиональной сфере формирует у специалиста-психолога некие качества личности, привычки и навыки. Из-за этого он ощущает себя намного более уверенным, нежели психолог, только начинающий свой путь. При этом значительный стаж самоотверженной и ответственной работы способен принести определенные психологические проблемы и самому специалисту. Можно говорить о так называемом синдроме выгорания и коммуникативной перегрузки в профессиональной деятельности специалиста-психолога.

Синдром выгорания

Определение 1

Синдром выгорания – это дезадаптация к рабочему месту вследствие огромной рабочей нагрузки, а также неадекватных межличностных отношений.

«Выгорание» напрямую связано с долговременной напряженной работой, которая не оценивается подобающим образом, обладающей сложно измеряемым содержанием, требующей огромной продуктивности либо соответствующей подготовки. «Выгорание» намного чаще появляется в области так называемых помогающих специальностей, к которым и причисляется работа консультирующего психолога и психотерапевта. Долгое время оказывая помощь другим индивидам, они начинают ощущать разочарование, так как не получается добиться ожидаемого эффекта. Данная работа сопровождается сильной потерей психической энергии, приводит к психосоматическому утомлению, эмоциональной истощенности. В итоге появляются беспокойство, гнев, раздражение, снижение самооценки, нарушения сна и головные боли. Подобные индивиды начинают чрезмерно употреблять кофе, табак, алкоголь, у них снижается аппетит либо начинается переедание. Выгорание отражается и на уменьшении эффективности профессиональной деятельности. Появляется отрицательное отношение к пациентам и к работе в целом, репертуар рабочих действий скудеет, формируется негативная «Я-концепция». Нередко возникают такие агрессивные чувства, как напряжение, беспокойство, раздражительность, тревожность, взволнованность, гнев, перевозбуждение. Человек становится циничным, пессимистичным, у него появляется чувство безнадежности, депрессия, апатия, ощущение бессмысленности.

У каждого ли появляется синдром выгорания? Какие именно факторы влияют на его возникновение? Исследования продемонстрировали следующее:

  • У женщин более часто появляется эмоциональное истощение, нежели у мужчин.
  • Очевидной зависимости «выгорания» от размера заработной платы не установлено.
  • Если деятельность в собственных глазах получает статус незначимой, то синдром появляется быстрее.
  • Испытывающие недостаточную автономность (или сверхконтролируемость) сильнее подвержены «выгоранию»,
  • Более уязвимы те, кто реагирует на стрессовые ситуации по типу Л: агрессией, в соперничестве, несдержанно, любой ценой идя к своей цели.
  • К «выгорающим» можно причислить даже трудоголиков.

«Выгорающие» характеризуются конкретными чертами личности. Это сочувствующие, мягкие, гуманные, увлекающиеся идеалисты, которые ориентированы на человека, и в то же время неустойчивые, интровертированные, одержимые гуманной направленностью своей деятельности.

Вывод

Нужно сказать, что психолог в профессиональной деятельности не способен быть успешным абсолютно во всем. Далеко не все методы и приемы получаются одинаково успешно. Не к каждому виду деятельности проявляются склонности и интерес. Из-за этого психологу стоит формировать индивидуальный стиль профессиональной деятельности, учитывая собственные индивидуальные особенности личности.

Профессиональная квалификация и личные качества

×

Запланировать посещениеКак подать заявкуЗапросить информациюНайти специальность

Профессиональная квалификация и личные качества

Университет Мэривилля ищет высококвалифицированных кандидатов, которые могут продемонстрировать значительные лидерские и административные способности; послужной список достижений как в профессиональных, так и в академических кругах; стремление к совершенству в бакалавриате гуманитарных наук и профессиональном и последипломном образовании; желательно иметь докторскую степень и квалификацию для работы в звании профессора. Декан должен продемонстрировать исключительные навыки межличностного общения и общения, а также способность определять видение Школы в контексте институционального стратегического плана, одновременно развивая поддержку общих целей и выстраивая отношения в Университете.

Идеальный кандидат должен обладать следующими профессиональными квалификациями и личными качествами:

Лидерские способности

  • руководить изменениями и работать в изменчивом и развивающемся институциональном контексте; с эффективным стилем руководства, основанным на доверии, терпимости к двусмысленности, гибкости и терпении;
  • , чтобы наводить мосты между преподавателями и сотрудниками, выступая в качестве решения проблем;
  • , чтобы развивать партнерские отношения с другими деканами и быть эффективным гражданином колледжа и старшим руководителем, работая в тесном сотрудничестве с вице-президентом по академическим вопросам;
  • для обеспечения дальновидного, оптимистичного и творческого руководства; с твердой и искренней приверженностью инвестированию энергии и срока, чтобы поддержать Мэривилль, поскольку он реализует свое амбициозное видение будущего.

Инновационный и дальновидный взгляд

  • для формирования стратегического фокуса, мышления и планирования в более широком контексте ландшафта высшего образования и миссии Университета; с опытом творческого и стратегического мышления в разработке программ и команд, а также в поощрении и содействии инновациям и сотрудничеству между дисциплинами;
  • взять на себя необходимые риски и эффективно руководить дальнейшим ростом Мэривилля с учетом его потенциала и исключительных предпринимательских инстинктов, проницательности и способностей;
  • для поощрения и поддержки новых идей и экспериментов, включая роль различных методов преподавания и обучения;
  • , чтобы сочетать стратегическое мышление со способностью выполнять и выполнять с записью достижений, подтвержденных результатами.

Управленческие навыки

  • для достижения сложных целей в сложных, меняющихся средах с деловой хваткой и уверенностью;
  • для принятия хорошо аргументированных, основанных на данных решений, обоснование которых эффективно доводится до сведения;
  • эффективно работать с административными коллегами и преподавателями для создания атмосферы стабильности, интеллектуального возбуждения, творческой жизненной силы, подотчетности, общей отзывчивости, уважения и открытости к предложениям других;
  • , чтобы выполнять многочисленные обязанности офиса, включая планирование, использование и развертывание технологий, распределение ресурсов, надзор и решения преподавательского состава с инициативой, терпением и силой духа.

Навыки построения отношений

  • вдохновлять через активное участие, видимое присутствие и навыки эффективного устного и письменного общения;
  • для создания атмосферы чуткого и уважительного подхода, которая позволяет людям максимально использовать свои профессиональные способности для поддержки миссии Университета;
  • , чтобы стимулировать преподавателей, сотрудников, студентов и других лиц к принятию важных решений с готовностью слушать с вниманием и отзывчивостью, а также способностью эффективно сообщать о сложных решениях;
  • для установления значимых отношений с широким кругом людей, включая выпускников, друзей, преподавателей, сотрудников и студентов, обладающих широким интеллектом и неподдельной любознательностью;
  • для развития стратегического мышления и создания совместной рабочей среды, в которой преподаватели и администрация продолжают поддерживать позитивные, продуктивные и коллегиальные отношения.

Стремление к академическому превосходству и жизненной энергии

  • развивать качественные и актуальные предложения Школы;
  • для разработки и продвижения ценностного предложения в области образования как для традиционных, так и для нетрадиционных учащихся;
  • для поддержки экспериментальных и глобальных образовательных инициатив;
  • для активного взаимодействия со студентами, сотрудниками и преподавателями для создания позитивной образовательной среды в экосистеме активного обучения.

Приверженность разнообразию и инклюзивности

  • охват разнообразного преподавательского состава и персонала, а также послужной список целенаправленного и эффективного найма, удержания и развития разнообразного профессорско-преподавательского состава;
  • , чтобы продемонстрировать чувствительность к различным способам, которыми учащиеся сталкиваются с аналогичным опытом, и необходимость постоянной оценки учебных программ, возможностей и ресурсов для обеспечения успеха всех учащихся;
  • , чтобы привести отдельных лиц и группы с различными взглядами к общему пониманию и действиям.

Коллегиальное и вдохновляющее присутствие

  • для создания организаций и программ путем развития и продвижения сильных сторон коллег и приобретения ресурсов, необходимых для поддержки этого видения;
  • для создания поддерживающего сообщества, которое демонстрирует внимание к другим и делает это с эмоциональным интеллектом и чувством юмора;
  • для решения проблем, чтобы изменить ситуацию с готовностью идти на просчитанный риск;
  • , чтобы привлечь сообщество с высоким уровнем энергии, зрелости и гибкости, а также репутацией честного и идеалистического человека.

Запрос дополнительной информации

Жесткие навыки и мягкие навыки: в чем разница?

Например, представьте, что вы нанимаете разработчика. Некоторые примеры сложных навыков, необходимых для этой роли, включают знание конкретных языков программирования (например, Java), фреймворков и инструментов. С другой стороны, полезными примерами мягких навыков являются: сотрудничество, умение решать проблемы и способность управлять временем.

Содержание
  • Определение жестких и межличностных навыков
  • Развитие жестких навыков по сравнению с мягкими навыками
  • Сравнение жестких навыков и социальных навыков
  • Сравнение жестких навыков и мягких навыков

Определение жестких навыков и межличностных навыков

Жесткие навыки , также называемые техническими навыками, относятся к конкретной работе, относятся к каждой должности и уровню старшинства. Другими словами, для каждой должности в каждой компании потребуется уникальный список сложных навыков. Например, бухгалтеру необходимо уметь сверять банковские выписки, а разработчику эти знания не нужны. В то же время сверка важна для бухгалтеров независимо от их уровня опыта, но подготовка бизнес-бюджетов — это навык, который обычно не требуется от младшего бухгалтера.

Мягкие навыки — это общие характеристики, относящиеся к личностным качествам. Некоторые soft skills вы хотели бы видеть у всех сотрудников, независимо от их должности или опыта, в то время как другие soft skills имеют смысл для одних должностей и менее важны для других. Например, если вы цените сотрудничество в своей компании, вы хотите нанять сотрудников, которые отлично работают в команде и могут хорошо общаться с другими. С другой стороны, навыки создания сетей и построения отношений могут быть необходимы для продаж и маркетинга, но не важны для инженерных должностей. Точно так же лидерские способности имеют смысл для людей, которые будут управлять командой, независимо от их отдела.

Развитие сложных навыков в сравнении с социальными навыками

Сотрудники развивают твердые навыки посредством обучения и практики на рабочем месте, в то время как они развивают социальные навыки благодаря разнообразному профессиональному и личному опыту на протяжении всей жизни. Например, маркетологи могут изучать методы и инструменты маркетинга, посещая курсы по маркетингу, тогда как они могут развивать свои навыки совместной работы, участвуя в спортивной команде.

Сравнение жестких навыков и межличностных навыков

Жесткие навыки поддаются измерению и могут быть описаны с использованием числовых критериев или критериев «да/нет». С другой стороны, мягкие навыки часто неосязаемы или трудно поддаются количественной оценке и обычно описываются качественными шкалами. Например, один продавец может быть:

  • отличный пользователь программного обеспечения X CRM, ежедневно использующий его функции в течение последних 5 лет;
  • хороший коммуникатор, способный «достаточно хорошо» объяснить преимущества продукта потенциальному покупателю.

Сравнение сложных навыков и межличностных навыков

Вы можете оценить сложные навыки с помощью резюме, портфолио, заданий, связанных с работой, и вопросов для собеседования по конкретным ролям.

С другой стороны, навыки межличностного общения лучше оценивать, задавая ситуационные и поведенческие вопросы на собеседовании, используя вопросы и тесты на социальные навыки, а также принимая во внимание общие личностные характеристики кандидата, представленные в течение всего процесса найма.

Хотите больше определений? Ознакомьтесь с нашей полной библиотекой HR-терминов.

Часто задаваемые вопросы

В чем разница между Hard Skills и Soft Skills?

Основное различие между жесткими и мягкими навыками заключается в том, как они приобретаются. Твердые навыки обычно тренируются или приобретаются в результате какого-либо образования. Иногда они могут поставляться с сертификатами. Однако soft skills — это развитые навыки. Их можно тренировать, но обычно они вращаются вокруг личности.

Жесткие навыки важнее мягких?

Нет! Любая работа требует сочетания жестких навыков и мягких навыков. Инженер, который обладает отличными техническими способностями и хорошим образованием, но не может работать в команде или правильно общаться, не подходит для работы.

Как я могу измерить жесткие и мягкие навыки?

Твердые навыки легче измерить, поскольку они обычно сопровождаются полномочиями, степенями или сертификатами. Вы можете измерить сложные навыки с помощью статистики рабочего места. Однако soft skills можно измерить только качественно.

Добавить комментарий