4. Стили конфликтного поведения. Общие принципы и правила разрешения конфликтов
С основными стратегиями конфликтов прямо связаны стили конфликтных действий (поведения). В них проявляются устойчивые, типичные черты поведения участников конфликта. В литературе имеются достаточно разнообразные классификации таких стилей . Обобщая различную литературу, можно выделить следующие основные стили конфликтного поведения:
Силовой стиль и уклонение от конфликта
1. Силовой стиль (стиль борьбы, или соперничества). Он чаще используется при реалистической и реже — при нормативной стратегии. Суть этого стиля состоит в стремлении навязать свою волю и разрешить конфликт с помощью силы (власти, административных санкций, экономического давления и т.п.), не считаясь с интересами оппонента. Этот стиль обычно используют, когда существует явное преимущество в силе, ресурсах влияния и уверенность в победе, когда достижение цели имеет высокую значимость и когда компромиссы затруднены в силу специфики объекта: его нельзя поделить (например, пост президента государства).
Несмотря на кажущуюся и часто реальную эффективность использования силового стиля, необходимо стремиться к минимизации его применения не только из-за этических причин (сила и мораль очень часто несовместимы), но прежде всего по причине его существенных недостатков. Силовой стиль обычно не устраняет источник конфликта, а лишь заставляет более слабого временно подчиниться. Через некоторый период, особенно при изменении соотношения сил, конфликт может возобновиться. Кроме того, навязанное силой подчинение часто бывает внешним, формальным. Побежденный может оказывать скрытое сопротивление, накапливать силы и ждать удобного момента. Победитель же нередко расслабляется, теряет готовность к борьбе и утрачивает ресурсы влияния.
2. Уклонение от конфликта, избегание конфликтных ситуаций или же выход из конфликтного поля, пространства. Этот стиль широко используется в политике и считается предпочтительным, если ощущается недостаток собственных ресурсов, необходимых для конфликтных действий, и превосходство противника; значимость проблемы невысока и на противоборство не стоит тратить время и ресурсы; целесообразно затянуть время, чтобы собрать силы и дождаться удобной ситуации, подходящего момента.
Приспособление и компромисс
Приспособление. Оно обычно диктуется пониманием бесперспективности борьбы и опасениями эскалации конфликта. Приспособление означает жертвование своими интересами в пользу оппонента, выполнение его требований и отказ от собственных целей. Последовательное осуществление этого стиля ведет к победе одной стороны. Стиль приспособления нередко приходится применять зависимым государствам-должникам по отношению к странам — кредиторам, диктующим их линию поведения.
Компромисс. Его суть состоит в частичных, до известных пределов уступках оппоненту в ожидании подобных действий с его стороны с целью избежать обострения конфликта, которое чревато большими потерями, чем отдельные уступки. Компромисс — один из самых распространенных стилей конфликтного поведения. Многие считают его даже ведущим способом действий политиков. Действительно, во многих ситуациях компромисс позволяет быстро и сравнительно легко погасить конфликт или же предотвратит его. Компромиссы наиболее приемлемы по отношению к второстепенным вопросам. Что же касается жизненно важных проблем, то в этом случае компромиссы часто являются неэффективными.
При использовании на ранней стадии компромисс может блокировать выяснение источника конфликта, предотвратить глубокий анализ сути проблемы и нахождение оптимальных путей ее разрешения. Кроме того, он консервирует отношения противостояния и взаимного недовольства, поскольку означает вынужденные, неприятные для каждой из сторон уступки. В силу этого у оппонентов может сохраняться негативное отношение друг к другу, а также чувство проигрыша или обманутости. Если при компромиссе были пожертвованы жизненно важные цели или ценности, то недовольство может возрастать и привести к возобновлению и обострению прежнего конфликта.
Сотрудничество, поддержание статус-кво, формирование индифферентности
5. Сотрудничество. Оно означает совместное решение проблемы, приемлемое для всех сторон конфликта. Сотрудничество предполагает внимательное ознакомление с позицией противоположной стороны, выяснение причин конфликта, отказ от достижения собственных целей за счет интересов оппонента, поиск взаимоприемлемых путей и решений и их совместную реализацию. Сотрудничество наиболее коррелирует с идеалистической стратегией обращения с конфликтом. Оно имеет достаточно широкое распространение, особенно среди партий и организаций близкой политической ориентации.
6. Поддержание статус-кво (мирное сосуществование). Суть этого стиля состоит в совместном поддержании, консервации занимаемых позиций с целью не допустить невыгодное для обеих сторон разрастание конфликта. Раз решение спора отодвигается на неопределенное время. Этот стиль применяется, когда противоречия между сторонами достаточно глубоки, но допускают их относительно нормальное сосуществование. В то же время каждый из участников не уверен в своей победе и опасается разрушительного противоборства или даже поражения. В политике стиль мирного сосуществования обычно осуществляется в форме соглашения, разделяющего сферы действия или оговаривающего недопустимость крайних форм соперничества, а нередко и предусматривающего совместные акции по отношению к третьей силе, посягающей на существующий порядок.
7. Формирование индифферентности. Этот стиль занимает как бы промежуточное состояние между сотрудничеством и мирным сосуществованием. Его суть состоит в совместной нейтрализации эмоционального накала, возникшего вокруг спорной проблемы, и проведении работы, разъясняю щей ее ограниченную значимость для участников конфликта. После такого рода снижающих остроту конфликта действий под влиянием меняющихся обстоятельств многие проблемы постепенно отпадают сами по себе.
В политике преобладает стиль компромиссов, а также уклонение от прямых столкновений. В целом выбор стиля поведения зависит от многих обстоятельств и прежде всего от следующих четырех факторов:
размера ставки, которую можно выиграть или проиграть в результате конфликта. При возможности крупного выигрыша при малом ущербе от неудачи чаще выбираютсиловой стиль, борьбу;
ресурсов, определяющих возможность соперничества и вероятность победы;
наличия взаимных, пересекающихся интересов у участников конфликта. Эти интересы могут иметь различную направленность. При наличии общей заинтересованности сотрудничестве в неконфликтных сферах наблюдается выбор «мягких» стилей конфликтного поведения, и, напротив, в случае противоречивости не участвующих в данном конфликте интересов используются более жесткие методы борьбы;
культуры, традиций, всего комплекса отношений как участников конфликта, так и их окружения.
Стиль поведения в конфликте — Томаса, психолоточеский тест онлайн.
Skip to content Стиль поведения в конфликтеТест-опросник Кеннета Томаса
Психологический тест “Стиль поведения в конфликте” был создан с целью исследования индивидуальной предрасположенности человека к конфликтному взаимодействию и определения стилей разрешения конфликтных ситуаций.
В методике Кеннета Томаса основное внимание уделено следующим вопросам:
- Исследуются формы поведения людей в конфликтах;
- Определяются самые конструктивные и деструктивные формы поведения в конфликтах;
- Определяются методы стимулирования конструктивного поведения в конфликтах.
Чтобы описать поведенческие типы, Кеннетом используется двухмерная модель конфликтного регулирования, в которой базовыми измерениями являются: Кооперация, взаимосвязанная со вниманием индивида к интересам других участников конфликта; Напористость, характеризующаяся стремлением защитить собственные интересы.
Исходя из этих двух измерений, учёным определяются такие способы регулирования конфликтных ситуаций, как:
- Конкуренция в качестве стремления удовлетворить свои интересы в ущерб другому
- Приспособление как пренебрежение своими интересами в пользу другого
- Компромисс
- Избегание, отличающееся отсутствием стремления как к сотрудничеству, так и к достижению собственных целей
- Сотрудничество, в котором конфликтующие стороны находят альтернативу, удовлетворяющую интересы всех
По мнению Кеннета Томаса, во время избегания конфликта ни один участник не может достичь успеха. Если участники руководствуются принципами компромисса, приспособления или конкуренции, остаться в плюсе может только одна сторона. И лишь в процессе сотрудничества выигрывают все стороны конфликта.
ИНСТРУКЦИЯ: Вам необходимо выбрать то суждение, которое, на ваш взгляд, в наибольшей степени соответствует вашему обычному поведению. Над ответами не нужно подолгу задумываться. В тесте нет правильных или неправильных ответов, и, чем честнее вы будете с самими собой, тем достовернее будут полученные результаты.
1.Выберите подходящее:
В некоторых случаях я могу предоставить другому человеку возможность быть ответственным за решение неоднозначного вопроса.
Я стремлюсь обращать внимание на точки соприкосновения, а не на расхождения во взглядах.
2.Выберите подходящее:
Я всегда стремлюсь найти компромисс.
Я всегда стараюсь решить проблему так, чтобы были учтены и интересы и мои и другого.
3.Выберите подходящее:
Практически всегда я непреклонен в достижении своей цели.
Практически всегда я пытаюсь сохранить хорошие взаимоотношения.
4.Выберите подходящее:
Я всегда стремлюсь к компромиссу.
В некоторых случаях я могу поступиться своими интересами, чтобы в выигрыше остался другой человек.
5.Выберите подходящее:
В процессе разрешения конфликта, я стремлюсь найти поддержку у соперника.
Я всегда стремлюсь сделать так, чтобы напряжённости не возникло.
6.Выберите подходящее:
Я всегда стремлюсь сделать так, чтобы у меня не было неприятностей.
Я всегда стремлюсь достичь своей цели.
7.Выберите подходящее:
Часто я стремлюсь отложить принятие решения по спорному вопросу, чтобы сделать это позже.
Нередко я могу пойти на уступки, чтобы добиться другой цели.
8.Выберите подходящее:
Как правило, я всегда настаиваю на своём.
В первую очередь, я всегда хочу понять, в чём суть всех затрагиваемых вопросов и интересов.
9.Выберите подходящее:
Мне кажется, что переживать по поводу разногласий следует далеко не всегда.
Я делаю всё, чтобы было так, как хочу я.
10.Выберите подходящее:
Я решительно пытаюсь достичь своей цели.
Чаще всего я стремлюсь к поиску компромиссного решения.
11.Выберите подходящее:
В первую очередь, я всегда хочу понять, в чём суть всех затрагиваемых вопросов и интересов.
Практически всегда я пытаюсь сохранить хорошие взаимоотношения.
12.Выберите подходящее:
Чаще всего, я стараюсь избежать позиции, способной вызвать разногласия.
Я могу легко пойти другому навстречу, если и он тоже готов пойти на уступки.
13.Выберите подходящее:
Чаще я предлагаю найти среднее решение.
Чаще я продолжаю настаивать на своём.
14.Выберите подходящее:
Я всегда объясняю другому свою позицию и интересуюсь, как думает он.
Я всегда доказываю другому логичность своих суждений и плюсы своей позиции.
15.Выберите подходящее:
Практически всегда я пытаюсь сохранить хорошие взаимоотношения.
Я всегда стремлюсь сделать так, чтобы напряжённости не возникло.
16.Выберите подходящее:
Я всегда учитываю чувства другого и стараюсь не задеть их.
Я всегда доказываю другому логичность своих суждений и плюсы своей позиции.
17.Выберите подходящее:
Как правило, я настойчив в достижении своей цели.
Я всегда стремлюсь сделать так, чтобы напряжённости не возникло.
18.Выберите подходящее:
Я могу позволить человеку настаивать на своём, если знаю, что он будет счастлив.
Я могу легко пойти другому навстречу, если и он тоже готов пойти на уступки.
19.Выберите подходящее:
В первую очередь, я всегда хочу понять, в чём суть всех затрагиваемых вопросов и интересов.
Часто я стремлюсь отложить принятие решения по спорному вопросу, чтобы сделать это позже.
20.Выберите подходящее:
Я всегда стремлюсь к немедленному преодолению разногласий.
Я всегда настроен на лучшее сочетание потерь и выгод для каждого.
21.Выберите подходящее:
В процессе переговоров я всегда учитываю желания другой стороны.
Мне больше нравится, когда проблема обсуждается прямо.
22.Выберите подходящее:
Я стремлюсь занять такую позицию, которая будет посредине между моей личной и противоположной.
Я всегда стремлюсь отстоять свои желания.
23.Выберите подходящее:
Меня всегда волнует вопрос, удовлетворены ли желания другой стороны.
В некоторых случаях я могу предоставить другому человеку возможность быть ответственным за решение неоднозначного вопроса.
24.Выберите подходящее:
Если для другого человека очень важна его позиция, я пойду ему навстречу.
Я стремлюсь склонить другого к компромиссному решению.
25.Выберите подходящее:
Я всегда доказываю другому логичность своих суждений и плюсы своей позиции.
В процессе переговоров я всегда учитываю желания другой стороны.
26.Выберите подходящее:
Чаще я предлагаю найти среднее решение.
Практически всегда я стремлюсь сделать так, чтобы были удовлетворены желания всех сторон.
27.Выберите подходящее:
Я стараюсь не занимать потенциально спорной позиции.
Я могу позволить человеку настаивать на своём, если знаю, что он будет счастлив.
28.Выберите подходящее:
Как правило, я настойчив в достижении своей цели.
В процессе разрешения конфликта, я стремлюсь найти поддержку у соперника.
29.Выберите подходящее:
Чаще я предлагаю найти среднее решение.
Мне кажется, что переживать по поводу разногласий следует далеко не всегда.
30.Выберите подходящее:
Я всегда стараюсь сделать так, чтобы чувства другого не были задеты.
Чаще всего я придерживаюсь такой позиции в спорной ситуации, чтобы и я и другой человек достигли успеха.
admin_p2020-04-21T20:02:38+03:00 Page load linkстилей управления конфликтами | Организационное поведение и человеческие отношения
Результаты обучения
- Обсудить надлежащее использование различных стилей управления конфликтами
Ранее мы говорили о стадии «намерения» конфликта, когда обсуждали развитие конфликта. На этапе намерений обсуждается, как каждый участник конфликта интерпретирует высказывания и действия другого участника конфликта, а затем реакция, которую они дают. Эти реакции являются основой для управления конфликтами.
Независимо от того, управляете ли вы конфликтом двух подчиненных или вовлечены в собственный конфликт, вы делаете выбор, как следует управлять конфликтом, взвешивая важность цели и важность отношений в вопросах.
Рисунок 1. Пять основных стилей управления конфликтами
Каждый человек привносит в группу свой собственный врожденный стиль управления конфликтами. Все они правильные или все неправильные? Давайте еще раз посмотрим на ситуацию Терезы и Хейтора — им поручено привлечь новых клиентов в свой бизнес. Тереза хочет использовать прямую почтовую рассылку, чтобы привлечь внимание к предложениям своей компании, а Хейтор хочет продвинуться вперед с дорогой рекламной кампанией на телевидении. Тереза считает, что Хейтор тратит впустую доллары, размещая сообщение для нецелевой аудитории зрителей, а Хейтор считает, что Тереза тратит впустую доллары, отправляя что-то, что просто будет выброшено в мусорное ведро.
стиль избегания разрешения конфликтов — это тот, при котором один мало заботится о своей конечной цели и мало заботится о своих отношениях с другим. В этой ситуации Эйтор мог бы избегать любых разговоров с Терезой, не желая затевать драк. Он просто не такой парень. Но его идея не продвигается, как и ее, и компания не достигает своих целей. Конфликт никуда не делся, и работа просто не выполняется.
Приспосабливающийся стиль разрешения конфликтов заключается в том, что одна сторона сосредотачивается на потребностях другой, а не на важности цели. Если бы Хейтор придерживался уступчивого стиля, он мог бы смотреть на Терезу как на ценного командного игрока, которому действительно нужен перерыв после пары трудных месяцев. Не задумываясь о цели и ожидаемом компанией результате, он говорит Терезе, чтобы она продолжала программу прямой почтовой рассылки.
конкурирующий стиль разрешения конфликтов определяется тем, что одна сторона продвигается вперед со своей собственной миссией и целями, не заботясь о другой стороне в конфликте. Если бы Тереза приняла конкурирующий стиль разрешения конфликтов, она могла бы двигаться вперед с планом использования прямой почтовой рассылки и игнорировать все, что связано с предложением Хейтора. Она поделится своей идеей с их боссом, реализует и преодолеет любые возражения Хейтора. Как вы могли догадаться, такой подход может обострить другие конфликты в будущем!
В самом центре рисунка 1 показан компромиссный стиль управления конфликтами. Здесь проявляются умеренная забота о других и умеренная забота о конечной цели, и основное внимание уделяется достижению разумной золотой середины, при которой все стороны могут быть счастливы. Для Хейтора и Терезы это может означать совместное решение, согласно которому они направят половину своих маркетинговых средств на прямую почтовую кампанию, которую хочет провести Тереза, а другую половину — на телевизионные рекламные ролики, которые хочет провести Хейтор. Ни одна из сторон не получила именно то, что хотела, но ни одна из сторон не полностью недовольна резолюцией.
Наконец, стиль сотрудничества — это стиль, в котором большое внимание уделяется отношениям и достижению собственной цели. Те, кто придерживается стиля сотрудничества, стараются выложить все конфликты на стол, проанализировать их и открыто вести дела со всеми сторонами. Они ищут наилучшее возможное решение: победу каждой стороны в конфликте. В этой ситуации Хейтор и Тереза сели бы и посмотрели на возможный коэффициент конверсии каждой из запланированных маркетинговых кампаний. Возможно, они обнаружат, что третий вариант — интернет-реклама — обеспечит более целевую аудиторию по сниженной цене. Благодаря этому новому варианту, от которого могут отстать обе стороны, конфликт разрешается, и оба чувствуют, что цель компании будет достигнута.
Для Терезы и Эйтора условия были подходящими для совместного разрешения конфликтов, но легко понять, что другой стиль мог бы быть более подходящим, если бы ситуация была другой.
Практический вопрос
Итак, теперь мы понимаем, что такое конфликт, как он развивается и как на него реагировать. Мы готовы столкнуться с конфликтом, когда найдем его! Но… где мы его найдем? Где внутри организации скрывается конфликт?
У вас есть идеи по улучшению этого контента? Мы будем признательны за ваш вклад.
Улучшить эту страницуПодробнее
Какие существуют 5 стилей разрешения конфликтов?
Я считаю пять стилей управления конфликтами полезным и простым для понимания способом осмысления различных подходов к способам реагирования на конфликт:
- Избегание (Черепаха)
- Конкурировать или противостоять (Акуле)
- Уютный (Мишка Тедди)
- Компрометация (Лиса)
- Сотрудничество (Сова)
Эти пять стилей, определенные Кеннетом Томасом в 1971 [1] и после уточнения им и его коллегой Ральфом Килманном [2-5] широко используются, особенно при обсуждении стилей управления.
Согласно Томасу и Килманну, пять стилей могут быть помещены в матрицу, включающую два основных измерения: уверенность в себе и готовность к сотрудничеству (см. рис. 1).
Рисунок 1: Пять стилей управления конфликтами: матрица настойчивости и сотрудничестваЯ считаю более полезным рассматривать пять стилей как матрицу, основанную на том, насколько важна для вас цель и насколько важны для вас отношения. Мне также нравятся добавления животных в качестве метафоры для каждого из стилей. (См. рис. 2.)
Рисунок 2: Пять стилей управления конфликтами: матрица целей и отношенийНиже приводится краткое описание каждого из стилей и несколько примеров того, где каждый стиль может быть уместным (в основном на основе Блейка [6], и Баррелла [7 ] ). Хотя совместный подход является предпочтительным стилем в подходе к решению проблем в конфликте, где конфликт рассматривается как проблема, которую необходимо решить, а не как соревнование между противоборствующими сторонами, бывают случаи, когда каждый из подходов может быть уместным.
Поведение черепахи (избегание)
Действуя как черепаха, люди склонны прятаться в своих панцирях, пытаясь избежать конфликтов и конфронтации. Это избегание может быть для них важнее, чем их цель или отношения. Иногда, когда люди ведут себя как черепахи, они отказываются от своей цели или прекращают отношения, а не сталкиваются с конфликтом или проблемой. Это может включать решение о том, что в данный момент лучше избегать конфликта, чем противостоять ему.
Примеры того, когда уместно быть черепахой, включают:
- Когда цель или отношения не важны для вас
- При столкновении с проблемой вряд ли что-то изменится
- Когда затраты на решение проблемы превышают любые выгоды
- Когда лучше подождать, пока все уляжется, есть дополнительная информация или в первую очередь решены другие вопросы.
Поведение акулы (соперничество или противостояние)
Действуя как акула, люди больше заботятся о своей цели, чем об отношениях. Если они должны выбирать, они часто выбирают свою цель за счет отношений. Быть акулой часто означает использование авторитета или власти, игнорирование или запугивание других, использование угроз или насилия. Бывают моменты, когда цель важнее отношений.
Примеры того, когда уместно быть акулой, включают:
- Когда возникает чрезвычайная ситуация или решение необходимо принять очень быстро
- Когда ставки очень высоки, а потенциальные последствия значительны
- Когда вас останавливают, угрожают или несправедливо обращаются с вами.
Поведение плюшевого мишки (Уступчивость)
Играя роль плюшевого мишки, люди ценят отношения больше, чем свою цель. Если им придется выбирать, они часто отказываются от своих целей, чтобы помочь сохранить свои отношения или поддержать других людей. Иногда люди, играющие роль плюшевых мишек, считают, что отстаивание своих целей в конфликте повредит отношениям, поэтому они позволяют другому человеку идти своим путем. Иногда они готовы отказаться от своих целей, потому что считают, что ценность отношений выше, чем преимущества достижения их целей.
Примеры того, когда уместно быть плюшевым мишкой, включают:
- Когда проблема важнее для другого человека, чем для вас
- Когда укрепление отношений важнее достижения конкретных целей
- Когда другой человек нуждается в заботе и заботе
- Когда у тебя мало надежды на достижение цели и ты можешь принять последствия
Поведение лисы (Компромисс)
Действуя как лиса, люди умеренно обеспокоены как своими целями, так и отношениями. В поисках компромисса они готовы отказаться от некоторых своих целей в обмен на то, что другой человек откажется от некоторых из своих целей. Они ищут золотую середину, где обе стороны что-то выиграют.
Примеры того, когда уместно быть лисой, включают:
- Когда у вас нет времени продолжать, пока все цели не будут достигнуты
- Если компромисс допустим
- Когда есть история недоверия и длительного конфликта
- При компрометации помогает решить сложную проблему.
Поведение совы (Сотрудничество)
Действуя как сова, люди ценят как свои цели, так и отношения: они уважают свои собственные цели и заботятся о целях других людей. Для совы конфликты рассматриваются как решаемая проблема (а не как соревнование) и как имеющие потенциал для укрепления отношений. Цель состоит в том, чтобы подойти к конфликту таким образом, чтобы помочь построить отношения и найти пути продвижения вперед, которые удовлетворят всех участников. Такой подход часто называют беспроигрышным.
Примеры ситуаций, когда уместно быть совой:
- Когда важны и ваши цели, и ваши отношения
- Когда вы хотите укрепить свои отношения, не ставя под угрозу свои потребности или цели
- Когда результаты зависят от приверженности каждого
- Когда вам нужно решить сложные проблемы, которые нанесли ущерб отношениям
Хотя каждый из этих стилей может быть полезен, если мы в значительной степени застряли в одном из первых четырех стилей, то, скорее всего, мы либо не удовлетворяем свои собственные потребности, либо вредим нашим отношениям. Быть совой требует практики и настойчивости, но это требует отношения, навыков и подходов, которые можно изучить и укрепить.
Если вам понравился этот пост , пожалуйста, следуйте за моим блогом , и вы можете посмотреть на:
- 12 принципов подхода к решению проблем для разрешения конфликтов
- 4 вида власти: над чем власть; власть с; сила и сила внутри?
- Что такое авторитарный, разрешительный, невовлеченный и авторитетный стили воспитания?
- Проект «Альтернативы насилию»: размышления о подходе, основанном на сильных сторонах, к ненасильственным отношениям и разрешению конфликтов
- Практика на основе силы и силы
- Еще сообщения в рубрике «Что такое/есть…?» серия (Ключевые понятия, связанные с работой с семьями и сообществами)
Если вы обнаружите какие-либо проблемы с блогом (например, неработающие ссылки или опечатки), я буду рад узнать о них. Вы можете либо добавить комментарий ниже, либо связаться со мной через контактную страницу .
Ссылки
- Томас, К. В. (1971). Способы разрешения конфликтов в межведомственных отношениях [докторская диссертация, Университет Пердью].
- Килманн, Р. Х. и Томас, К. В. (1975). Межличностное поведение при разрешении конфликтов как отражение юнгианских измерений личности. Психологические отчеты, 37 (3), 971-980. https://doi.org/10.2466/pr0.1975.37.3.971
- Томас, KW (1976). Конфликт и управление конфликтами. В MD Dunnette (Ed.), Handbook of Industrial and Organizational Psychology (стр. 889-935). Рэнд МакНалли.
- Томас, KW (1978). Введение в специальный раздел. California Management Review, 21 (2), 56–59.
- Томас, KW (1992). Конфликты и управление конфликтами: размышления и обновления. Журнал организационного поведения, 13 (3), 265-274.
- Блейк, О.