Логоневроз мкб: Логоневроз — МКБ-10 | Medum.ru

Содержание

Логоневроз у детей и взрослых, причины и лечение

Чем отличается логоневроз от заикания? Логоневроз является синонином заикания, это один и тот же диагноз, называемый разными словами. Относится к невротическим или неврозоподобными нарушениям, нарушая очень сложную систему речевой функции. Для работы с логоневрозом необходима помощь невролога, психотерапевта, психиатра, фармаколога, логопеда. Для лечения логоневроза необходимо обратиться в центр лечения заикания, где будет представлена помощь от всех перечисленных специалистов.

Причины логоневроза

До сих пор не ясна полная картина причины логоневроза. Даже имея во внимании все симптомы этого заболевания, проведя точную диагностику логоневроза, не всегда понятно, почему один человек начинает заикаться, а другой не начинает.
Логоневроз может быть:

  • Невротическим (психогенным)
  • В результате испуга, стресса
  • Посттравматический синдром
  • Логоневроз на фоне СДВГ и других психических нарушений
  • Неврозоподобным
    (органическим)
  • Родовые травмы
  • Врожденные энцефалопатии
  • Логоневроз после инсульта
  • Логоневроз после черепно-мозговых травм (ЧМТ)

Есть множество научных теорий возникновения логоневроза. Для удобства даем ссылки на все теории его развития.

Теории и гипотезы возникновения заикания:

  1. Теория упреждающей борьбы
  2. Теория сенсорно-моторного моделирования
  3. Модель межполушарного вмешательства
  4. Модель нагрузки и производительности
  5. Модель переменчивости
  6. Динамическая многофакторная модель
  7. Теория скрытой починки
  8. Гипотеза порочного круга
  9. Теория стыковки планирования и исполнения
  10. Теория речевой сцепки
  11. Теория речевых двигательных навыков
  12. Гипотеза переменного порога выпуска
  13. Трехфакторная модель момента заикания

Известные механизмы заикания:

Ассиметричные сигналы к речевым мышцам

Заикание — сбой в работе базальных ганглиев

Заикание из-за коммуникативного несоответствия

Гипотеза идентификации собственного голоса

Глобальное моторное торможение предшествует заиканию

Дефицит восприятия ритма при заикании

Степени логоневроза

Логоневроз может быть:

  • низкой степени тяжести
  • средней степени тяжести
  • высокой степени тяжести
При высокой степени тяжести, кстати, можно попробовать получить инвалидность, хотя в России очень редко дают инвалидность даже при тяжелой степени заикания, если оно не осложнено другими психосоматическими заболеваниями.

Кроме деления по степени тяжести логоневроз делится по формам судорожности и может быть:

  • клоническим (повторение звуков, звукосочетаний, слогов и слов)
  • тоническим (зависание на одном звуке, ступор, невозможность начать говорить)
  • смешанным, когда проявляется как тоническая, так и клоническая формы судорожности.
Чаще всего наблюдается смешанный тип заикания.

Логоневроз у детей

Логоневроз у детей возникает, как правило, от 3 до 6 лет. Он может быть как психогенным, так и органическим. При возникновении заикания у детей важно не терять время и помочь ребенку построить новый речевой навык без заикания. Это важно сделать как можно скорее, чтобы патологический речевой навык не успел закрепиться, чтобы логоневроз не стал причиной логофобии и социофобии в более старшем возрасте. У ребенка речевая функция остается лабильной, так как до подросткового возраста идет функциональная латерализация речевой функции (идет процесс закрепления речи в левом или правом полушарии мозга).

При возникновении заикания у ребенка необходимо:

  • Обратиться к неврологу, чтобы пройти все обследования (ЭЭГ) и исключить, например, эпиактивность в головном мозге
  • Начать адекватную фармакотерапию заикания
  • Не волноваться, не показывать свое волнение ребенку
  • Приостановить посещение детского сада или школы до момента избавления от заикания
  • Прибегнуть к использованию речевой депривации (молчание) на период 1-2 недель
  • После молчания использовать специальный речевой режим, когда мы замедляем темп речи
  • Все, кто общается с ребенком, должны использовать этот речевой режим
  • Использовать проверенную методику лечения заикания Демосфен

Логоневроз у взрослых

От детского логоневроз у взрослых отличается тем, что за весь стаж заикания патологический речевой стереотип успел сильно закрепиться. Чаще всего логоневроз у взрослых отягощается логофобией и следующей за ней социофобией. Годы протекания заикания могут ввести человека в депрессию, может принести новые неврозы и другие психические заболевания.

Сам по себе логоневроз в виде речевых запинок является лишь вершиной айсберга этого сложного нарушения. Все остальное, все неврозы и фобии лежат глубоко в бессознательном, поэтому для лечения заикания и нужны компетентные специалисты, которые на фоне адекватной фармакотерапии смогут путем рационализации и когнитивно-поведенческой терапии вылечить глубоко укоренившиеся неврозы.

Логоневроз мкб 10

В международной классификации болезней 10 издания (МКБ-10) термин «Логоневроз» считается нозологическим синонимом диагноза Заикание, которое может быть у детей и у взрослых [запинание] (F98.5). По МКБ-10 это нарушение речи, которое характеризуется частым повторением или пролонгацией звуков или слогов, или слов; или частыми остановками или нерешительностью в речи, разрывающей её ритмическое течение.

Болезнь имеет сложное происхождение. Когда нарушаются взаимоотношения нервных процессов в коре головного мозга, происходит сбой в передаче нервных импульсов, в том числе и в зону воспроизведения речи. Возникают судороги в различных отделах речевого аппарата (гортань, глотка, язык, губы). В результате отдельные его компоненты срабатывают раньше, другие — позже. Темп и плавность речевых движений нарушается — голосовые связки плотно смыкаются или размыкаются, голос внезапно исчезает, слова произносятся шепотом и удлиненно. Первопричины этого состояния делятся на два класса, в зависимости от типа патологии. Диагностируется невротическое заикание (психогенное) или органическое (неврозоподобное).

Лечение логоневроза

Вылечить логоневроз возможно, как у взрослых, так и у детей. Современный научный взгляд на проблему заикания предполагает комплексное лечение, включающее в себя помимо логопедии, психотерапии, фармакотерапии еще и гипнотерапию и массаж шейно-воротниковой зоны. Ниже мы рассмотрим более подробно, какие методики применяются для лечения логоневроза и какие специалисты и врачи должны участвовать в комплексном лечении.

Логопед при логоневрозе

Логопедия является одним из направлений лечения логоневроза. Логопед должен уметь диагностировать особенности нарушения речевого навыка, провести дифференциальную диагностику и отличать логоневроз от других нарушений речи. Важно точно провести диагностику особенности речевого нарушения. Помимо заикания могут быть следующие нарушения речи:

  1. брадилалия — патологически замедленный темп речи из-за неправильной работы тех или иных областей мозга, вовлеченных в осуществление речи у детей. Замедляется также и скорость мыслей.
  2. тахилалия — патологически ускоренный темп речи, до 30 звуков в секунду, часто встречаемый у людей с СДВГ.
  3. дисфония — нарушение голосовой функции у детей, включающей такие характеристики речи, как сила, высота и тембр голоса.
  4. дислалия — нарушение артикуляции фонем, групп фонем у ребенка ввиду неправильного расположения фоноартикуляционных органов.
  5. дизартрия — нарушение артикуляции речи у ребенка, возникающее из-за мышечной слабости.
  6. алалия — полное отсутствие речи или ее недоразвитие у ребенка с нормальным слухом и интеллектом.
  7. афазия — повреждение участков мозга, ввиду которого в значительной степени нарушается речь у детей.

Кроме этого, логопед должен поставить правильное произношение звуков, если оно нарушено, используя специальные упражнения.

Психолог при логоневрозе

Если логопед работает с вершиной «айсберга» заикания, то психотерапевт должен работать с тем, что находится «под водой», в бессознательном. В психологии заикания чаще всего проявляется низкая самооценка, неуверенность в себе, тревожные и другие невротические нарушения. Самыми сложными из этих нарушений являются логофобия и социофобия, которые становятся сильнее с возрастом заикающегося.

Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)

Существует 15 основных когнитивных искажений, от которых страдают даже самые уравновешенные мыслители:

1. Фильтрация
Фильтрация относится к тому, как человек может игнорировать все положительные и хорошие вещи в жизни, чтобы сосредоточиться исключительно на негативе. Это ловушка зацикливания на одном негативном аспекте ситуации, даже если эта ситуация окружена множеством хороших и положительных вещей. Что и говорить, заикающийся человек чаще всего зациклен на негативном, на своем заикании.

2. Поляризованное мышление/черно-белое мышление
Это когнитивное искажение представляет собой мышление по принципу «все или ничего», в котором нет места сложности или нюансам — все либо черное, либо белое, а не оттенки серого. Если вы не работаете идеально, не профессионал в какой-то области, вы можете считать себя полным неудачником, вместо того, чтобы просто признать, что вы, возможно, неопытны в одной области, но разбираетесь в других областях. Можно привести пример — если я заикаюсь — я законченный неудачник. И вам уже не важно, что вы, возможно, профессионал в каком-либо деле, что вы умеете что-то делать лучше других.

3. Чрезмерное обобщение
Чрезмерное обобщение берет один инцидент или момент времени и использует его как единственное свидетельство для общего вывода. Например, кто-то, кто чрезмерно обобщает, может провалить важное собеседование и вместо того, чтобы отмахнуться от него как от одного неудачного опыта и попробовать еще раз, придет к выводу, что он ужасно проходит собеседование и никогда не получит предложения о работе. Здесь каждый заикающийся узнает себя — я провалил собеседование из-за заикания, значит никому не нужен такой человек и я так и останусь без работы (хотя есть множество гуманитарных и технических профессий, где вообще не важно, какая у вас речь)

4. Поспешные выводы
Подобно чрезмерному обобщению, это искажение связано с ошибочными рассуждениями о том, как делаются выводы. В отличие от чрезмерного обобщения одного инцидента, поспешные выводы относятся к тенденции быть уверенным в чем-то без каких-либо доказательств. Например, мы можем быть убеждены, что кто-то нас не любит, не имея никаких реальных доказательств, или мы можем верить, что наши опасения сбудутся до того, как у нас будет шанс действительно это выяснить. Или вот еще типичный и распространенный пример — отправляясь на свидание, человек заранее убежден, что свидание пройдет плохо из-за заикания. Это поспешный вывод, ведь если вы предупредите о своем заикании на свидании, раскроетесь перед человеком, он будет проще относиться к вашему заиканию (это, кстати, выяснилось в нескольких исследованиях)

5. Катастрофизация/увеличение или минимизация
Это искажение включает в себя ожидание того, что худшее произойдет или уже произошло, основываясь на инциденте, который далеко не так катастрофичен, как его изображают. Например, вы можете сделать небольшую ошибку на работе и быть убежденным, что это разрушит проект, над которым вы работаете, что ваш начальник будет в ярости, и вы потеряете работу. В качестве альтернативы можно свести к минимуму важность положительных моментов , таких как достижения на работе или желательные личные качества. Здесь с логоневрозом и так все понятно. Если я хоть буду заикаться в общении, это будет катастрофа, это разрушит любую возможность реализоваться на работе или в личных отношениях.

6. Персонализация
Это искажение, когда человек считает, что все, что он делает, влияет на внешние события или на других людей, каким бы иррациональным это ни было. Человек с этим искажением будет чувствовать, что его или ее роль в плохих вещах, происходящих вокруг него, преувеличена. Например, человек может полагать, что опоздание на несколько минут на собрание привело к тому, что оно было сорвано, и что все было бы хорошо, если бы он пришел вовремя.

7. Ошибки контроля
Это искажение включает в себя ощущение, что все, что с вами происходит, является либо результатом чисто внешних сил, либо полностью обусловлено вашими собственными действиями. Иногда то, что происходит с нами, происходит из-за сил, которые мы не можем контролировать, а иногда из-за наших собственных действий, но искажение предполагает, что это всегда одно или другое. Мы можем предположить, что коллеги виноваты в нашей собственной не очень хорошей работе, или же предположить, что каждая ошибка, которую совершает другой человек, связана с тем, что сделали мы.

8. Заблуждение справедливости
Мы часто беспокоимся о справедливости, но эта забота может доходить до крайности. Как известно, жизнь не всегда справедлива. Человек, который идет по жизни в поисках справедливости во всех своих переживаниях, в конечном итоге станет обиженным и несчастным. Иногда дела идут по-нашему, а иногда нет, каким бы справедливым это ни казалось. Человек, который заикаются, часто думает о том, что это несправедливо, что все люди говорят нормально, а у него логоневроз. Хотя это по-детски наивное мышление.

9. Обвинение
Когда что-то идет не так, мы можем объяснить или возложить ответственность за результат разными способами. Один из методов возложения ответственности — обвинять других в том, что идет не так. Иногда мы можем обвинять других в том, что они заставляют нас чувствовать или действовать определенным образом, но это когнитивное искажение. Только вы несете ответственность за то, как вы себя чувствуете или действуете. В нашей практике не редкость, когда заикающийся может винить своих родителей за его логоневроз, винить в том, что оно не было вылечено в раннем детстве. Однако вы находитесь здесь и сейчас, и только от вас самих зависит избавление от заикания.

10. «Должен»
«Должен» относится к неявным или явным правилам, которые у нас есть о том, как мы и другие должны вести себя. Когда другие нарушают наши правила, мы расстраиваемся. Когда мы нарушаем собственные правила, мы чувствуем себя виноватыми. Если у нас есть неявное правило, что мы безответственны, если тратим деньги на ненужные вещи, мы можем чувствовать себя чрезвычайно виноватыми, когда тратим даже небольшую сумму денег на то, что нам не нужно. Я должен говорить как все, чисто и бегло, и если у меня случаются даже редкие запинки, или если я буду говорить медленно по специальным правилам, я буду чувствовать себя крайне неприятно — такой ход мыслей диктуется когнитивной ошибкой.

11. Эмоциональное мышление
Это искажение включает в себя мысль, что если мы чувствуем себя определенным образом, то это должно быть правдой. Например, если мы чувствуем себя непривлекательными или неинтересными в данный момент, мы думаем, что мы непривлекательны или неинтересны. Это когнитивное искажение сводится к: «Я это чувствую, значит, это должно быть правдой». Ясно, что наши эмоции не всегда свидетельствуют об объективной истине, но может быть трудно не обращать внимания на то, что мы чувствуем.

12. Заблуждение перемен
Ошибка перемен заключается в том, что мы ожидаем, что другие люди изменятся так, как нам удобно. Это связано с ощущением, что наше счастье зависит от других людей, и их нежелание или неспособность измениться, даже если мы этого требуем, мешает нам быть счастливыми. Это вредный способ мышления, потому что никто не несет ответственности за наше собственное счастье, кроме нас самих.

13. Глобальное навешивание ярлыков/неправильное навешивание ярлыков
Это когнитивное искажение — крайняя форма обобщения, при которой мы обобщаем один или два случая или качества в глобальное суждение. Например, если мы не справились с какой-то конкретной задачей, мы можем сделать вывод, что мы полностью провалились не только в этой области, но и во всех областях. В качестве альтернативы, когда незнакомец говорит что-то немного грубое, мы можем заключить, что он или она в целом недружелюбный человек. Неправильное обобщение характерно, например, когда женщина говорит, что бросила своих детей, когда она оставляет своих детей с няней, чтобы насладиться вечерней прогулкой.

14. Всегда быть правым
Хотя всем нам нравится быть правыми, это искажение заставляет нас думать, что мы должны быть правы, и что наша неправота неприемлема. Мы можем считать, что быть правым важнее, чем чувства других. Важна способность признать свою ошибку или быть честным и объективным.

15. Заблуждение о небесной награде
Это искажение связано с ожиданием того, что любая жертва или самоотречение окупятся. Мы можем учитывать эту карму и ожидать, что карма всегда немедленно вознаградит нас за наши добрые дела. Это приводит к чувству горечи, когда мы не получаем свою награду. Многие инструменты и методы когнитивно-поведенческой терапии предназначены для устранения или устранения этих когнитивных искажений.

Психотерапия принятия и ответственности
Кроме КПТ в лечении логоневроза применяется психотерапия принятия и ответственности (ТПО). Вот 6 принципов психотерапии принятия и ответственности (ТПО) при заикании.

Эти принципы должны развить в пациенте психологическую гибкость.

  1. Когнитивное разделение: методы обучения, направленные на снижение склонности к материализации мыслей, образов, эмоций и воспоминаний. В отличие от классической КПТ, в ТПО практикуется иное отношение к негативным мыслям и переживаниям. Пациент проводит «разделение» со своими негативными мыслями, как бы смотря на них со стороны. Иногда для этого психотерапевт предлагает представить разум как автобус, наполненный пассажирами — мыслями, которые пытаются указать водителю, куда ехать. Другое упражнение — повторение навязчивой мысли про себя снова и снова, пока она не станет больше похожей на набор звуков.
  2. Принятие: позволять нежелательным личным переживаниям (мыслям, чувствам и побуждениям) приходить и уходить, не борясь с ними.
  3. Контакт с настоящим моментом: осознание здесь и сейчас, переживаемое с открытостью, интересом и восприимчивостью. (например, внимательность)
  4. Наблюдающее я: доступ к трансцендентному ощущению себя, непрерывности сознания, которое неизменно.
  5. Ценности: Открытие самого важного для себя. Имеются в виду выбираемые самим человеком ценности, то, что на самом деле для него значимо. В ТПО рекомендуется действовать в соответствии со своими ценностями, даже если психологическое состояние оказывается неблагоприятным для этого.
  6. Целеустремленное действие: постановка целей в соответствии с ценностями и ответственное их выполнение на службе осмысленной жизни.
  7. Упражнения при логоневрозе

    В комплексное лечение логонероза обязательно должна быть включена дыхательная гимнастика. Методика Демосфен также включает в себя дыхательные упражнения, направленные на формирование правильного речевого дыхания и на развитие диафрагмального голоса. Занятия по гимнастике не отнимают много времени — достаточно 15-30 минут каждый день. Правильное речевое дыхание помогает становлению сильного голоса, что само по себе снижает логоневроз.

    В разных источниках приводятся различные вариации дыхательных занятий при заикании. Все они так или иначе опираются на дыхательную гимнастику Стрельниковой — резкий вдох носом и свободный выдох, потом снова резкий и шумный вдох носом — свободный выдох, и так далее серии подходов. Мы с вами будем каждый день уделять подобным упражнениям немного времени.

    Препараты при логоневрозе

    Итак, мы уже рассмотрели почти все направления лечения логоневроза — логопедию, психотерапию, дыхательные практики. Теперь остается лишь фармакотерапия, которая обязательно должна быть включена в комплексное лечение логоневроза. В целом существует несколько групп препаратов, которые могут быть назначены одновременно с применением остальных направлений лечения.

    1. Ноотропы (Фенибут, Мексидол, Пантогам, Циннаризин, Винпоцетин)
    2. Седативные (Новопассит)
    3. Анксиолитики — транквилизаторы (Феназепам, Клоназепам, Грандаксин)
    4. Нейролептики (Сонапакс, Оланзапин)
    5. Нормотимики (Седалит, Депакин)
    6. Антиконвульсанты — противосудорожные (Вальпроевая кислота, Габапентин, Прегабалин)
    7. Антидепрессанты (Амитриптилин, Анафранил, Венлафаксин)
    В начале лечения, особенно в тяжелой ситуации, применяются все эти группы препаратов. Но чаще всего хватает применения седативных и ноотропных препаратов. Обратите внимание, препараты применяются не сами по себе, а обязательно в сочетании с логопедической работой над новым речевым навыком и одновременно с психотерапией. Только в таком случае возможно долгосрочное излечение от логоневроза и снижается риск рецидивов.

    Диагностика логоневроза Online от Демосфен

    Запишитесь на

    бесплатную диагностику вашего заикания

    Написать в Telegram

    Отзывы о лечении логоневроза

    Отзыв от Максима Старцева
    Прошёл курс неделю назад. Сейчас этап закрепления новой речи. Методика здравая! Так же нововведения с терапией и программой daf помогают в усвоении и ускоряют процесс. Полностью изменилось мышление. Я перестал заикаться, говоря в голове и уже думаю не как заика. Даже мир как-то преобразился. Мне далась эта сила и я ей правильно распоряжусь. Главное — не сдаваться. Если у меня получилось, то и у вас получится!

    Июль 2022

    Отзыв от Елены Постернак
    Сыну 5,5. Занимаемся с середины сентября, ребенок уже не заикается. Сначала думала что будет сложно, но все упражнения интуитивно понятны и сыну нравится заниматься) Говорим легко, сын сам когда чувствует, помогает себе, использует речевой режим. Мы очень рады что нашли этот курс, что можно заниматься дистанционно в связи с ограничениями из-за ACOVID… Нам осталось еще три недели занятий, сейчас нам оставили только самые важные упражнения, они занимают часа полтора в день. Очень приятно видеть, что сыну легко говорить, что больше не мучается выдавливая из себя слова. Дополним отзыв, когда закончим занятия.

    Ноябрь 2021

    Отзыв от Нурлыбека Тыржанова
    Здравствуйте! Хотелось бы поделиться своим опытом лечения заикания, тем более что я совместил конкретную работу над речью по методике Демосфен с препаратами. Из препаратов, что я принимал, был амитриптилин, седалит, галодеридол (на который вернулся после сонапакса), феназепам. Все в минимальных дозировках. Я одновременно проводил упражнения по курсу Демосфен с фармакотерапией. И я смог наконец начать свободно говорить с людьми. Если раньше общался только в друзьями (которых пару штук) и со своим котом, то теперь любое общение дается спокойнее. Даже с незнакомыми людьми в спонтанных ситуациях. А я ведь прошел только подготовительный этап методики. В общем, я очень рад что нашел ваш сайт, доведу лечение до конца и напишу еще один отзыв.

    Август 2022

    Отзыв от E.
    Сегодня мой последний день курса Демосфен! Моя речь стала намного лучше, чем раньше, могу уже свободно общаться и заикание уже не мешает. Я этот курс настоятельно советую тем, кто борется с заиканием и хочет от него избавиться. Также я благодарен консультантам за помощь в процессе этого курса! Всех благ!

    Июль 2022

    Отзыв от Л.
    Сегодня мой завершающий день курса. Юху! Самое ценное, что дает методика, — это обретение контроля над процессом речи. Новый речевой стереотип учитывает все факторы, которые затрудняют речь при заикании, и помогает преодолеть их даже в самой волнительной ситуации. Придется много трудиться, но это действительно того стоит. Мне 26 лет, 15 из которых я боролась с заиканием и страдала от логофобии. Меньше двух недель практики — и я уже получаю удовольствие от речи и звучания своего голоса. Освоить методику я смогла, лишь посвятив ей весь месяц и выполняя абсолютно все предписания. Возможно, кто-то смог сочетать занятия с работой в офисе, но у меня не получилось (поэтому я закончила программу лишь со второго раза).

    Ноябрь 2021

    Отзыв от Рустама Окунева.
    Сыну 5,5. Занимаемся с середины сентября, ребенок уже не заикается. Сначала думала что будет сложно, но все упражнения интуитивно понятны и сыну нравится заниматься) Говорим легко, сын сам когда чувствует, помогает себе, использует речевой режим. Мы очень рады что нашли этот курс, что можно заниматься дистанционно в связи с ограничениями из-за COVID… Нам осталось еще три недели занятий, сейчас нам оставили только самые важные упражнения, они занимают часа полтора в день. Очень приятно видеть, что сыну легко говорить, что больше не мучается выдавливая из себя слова

    Октябрь 2021

    Отзыв от В.
    Заикание началось у ребенка безо всяких причин в 3 года. Обращались к врачам и проходили обследования, никаких нарушений не нашли. Назначали препараты — глицин, фенибут, витамины — от них были небольшие улучшения, но это было временно. В школе на фоне стресса заикание стало сильнее. Было очень сложно, отказывался ходить в школу. Сейчас нам 9 лет, в этом году прошли здесь курс лечения. Занятия помогли сыну собраться, перезагрузить свой мозг, мы буквально заново учились говорить. Через три недели занятий он уже легко читал и говорил без запинок. Сын стал очень общительный, много говорит. Я очень рада, что нам здесь помогли, до этого нам ничего не помогало. Мы до сих пор систематически занимаемся, сын читает и пересказывает нам, книги по ролям читаем и т.д. Всем желаем оптимизма, и у вас все получится

    Ноябрь 2021

    Отзыв от Елизаветы Абрамовой
    У меня сын, начал заикаться в детском саду, как мы потом выяснили, из-за перенесенного там стресса. Предпринимали множество попыток лечения, мало что помогало. И электросон, и психологи детские, и иглоукалывание даже — результатов не было почти никакого. 4 года назад, перед школой купили курс Демосфен, нам прислали брошюрку с картинками и аудиозаписи. Занимались мы тогда летом 4 недели. Улучшения были, но они почти сразу прошли в первом классе. Начал заикаться так же, как и было раньше. Недавно нашла сайт Демосфена, оказывается они все обновили, теперь там надо регистрироваться, отсылать запись своей речи, проходить тесты, и тебе дают индивидуальную программу занятий. Теперь к каждому упражнению дается видео, специалисты отвечаю днем и ночью. В общем к чему я все это пишу — мы отзанимались снова по совсем другой программе, теперь говорит без заикания, в школе свободно общается. Спасибо создателям, специалистам и консультантам курса за свободную речь моего ребёнка!

    август 2022

    Отзыв от М:
    После всего, что я прошел за несколько лет, включая ЦПРИН и методику Арутюнян, могу точно сказать, что в Демосфене собрано все самое рабочее и действенное, что можно применять при заикании. Здесь комплексная работа над речью, то есть работа над самой речью с речевыми упражнениями, психотерапия и фармакотерапию (в зависимости от состояния рекомендуют препараты). Я очень благодарен консультантам за помощь и за доброе человеческое отношение и атмосферу во время занятий. Спасибо, всем рекомендую курс

    октябрь 2022

    Авторы статьи, специалисты центра Демосфен:
    Сертификат

    Владимир
    Александрович
    Бирюков

    психолог, консультант

    Иван
    Валериевич
    Тихий

    провизор, психолог

Как предупредить заикание? Бесплатная рассылка внутри!

Логоневроз или по-другому заикание – это достаточно распространенное речевое нарушение, которое в 80% случаев возникает в детском возрасте. Согласно международной классификации заболеваний (МКБ), логоневроз – это нарушение ритмического течения речи, для которого характерно повторение слов, слогов, частые остановки или нерешительность в речи, а также неумышленные удлинения звуков.

Эта патология корректируется комплексно, т.е. используются медикаментозное воздействие и психолого-педагогические методики. Чем раньше начинается терапия, тем быстрее и проще протекает процесс коррекции заикания у ребенка.

Специалисты Центра Речи в Зеленограде помогут устранить заикание у вашего ребенка.


Познавательная страничка

Заикание очень часто путают с так называемыми «запинками» (физиологическими итерациями). И тот, и другой речевой недостаток очень похожи в проявлениях: их роднит нарушенный ритм речи. Необходимо уметь отличать заикание от запинок, ведь от этого будет зависеть содержание коррекционной работы.

Заикание — это сложный речевой дефект, который проявляется расстройством ритма, непроизвольными остановками и повторениями отдельных звуков во время высказывания в результате судорог артикуляционных органов.

Заикание не является исключительно речевой проблемой, так как сопровождается нарушением деятельности ЦНС.

В основном заикание у детей начинается в период 3-5 лет – на данном этапе речь развивается самым активным образом, но, так как при этом речевая функция у них ещё не до конца сформирована, может возникнуть некий «сбой».

Помните! Чем меньше возраст ребенка, тем легче преодолеть заикание!

Коррекция заикания – это КОМПЛЕКСНЫЙ ПРОЦЕСС!!!!

В системе коррекции заикания принимают участие и невролог, и психиатр, и психолог, и логопед, и логоритмист.

Логопедические методики восстановления речи — читать здесь.

Физиологические запинки (итерации) — часто встречающееся явление в речи детей 2-5 лет, которое требует иной коррекции, нежели заикание и обычно возникает в случае, когда развитие мышления малыша опережает его речевые возможности. Часто сопровождаются хорошим развитием, как умственным, так и физическим. Велик риск возникновения запинок у детей эмоциональных, очень развитых, впечатлительных. Если вовремя не обратить внимание на повторы слогов и слов в речи и не принять профилактических мер, то риск возникновении заикания довольно велик.

При запинках лекарства не нужны, за исключением ситуаций, когда они были вызваны тяжелейшим стрессом. При коррекции запинок делаем следующее:

  • Консультируемся и занимаемся с детским психологом. Психолог поможет устранить причину запинок. Хорошо помогают различные методы детской психотерапии: сказкотерапия, песочная терапия, арттерапия.
  • Занимаемся с логопедом. Логопед в игровой форме учит малыша приемам дыхательной гимнастики, релаксации, контролю за плавностью речи.
  • Проводим курс расслабляющего массажа.
  • Много времени проводим в воде. Самое лучшее, если вы будете водить ребенка в бассейн, но, в случае соматической ослабленности вполне подойдут регулярные игры с водой дома. Есть такое правило: чем возбудимее малыш, тем больший объем воды ему нужен.

Мама будет Логопедом

Как только вам послышались в речи малыша «спотыкания», попробуйте определить, заикание это или запинки.

  • При запинках, как правило, не бывает судорог в области рта, шеи и т.д. в отличие от заикания.
  • Обратите внимание на то, как реагирует ребенок на просьбы говорить лучше, медленнее, плавнее. Если у малыша заикание, то его речь после этой просьбы будет только хуже, а у малыша с запинками – лучше. Заикающимся свойственна болезненная фиксация на своем дефекте, и это приводит к дополнительному ухудшению речи.
  • Проанализируйте причины «неожиданного» нарушения ритма речи у ребенка. Корни проблемы малыша с запинками уходят в область эмоций, особенностей нервной системы, проблем детско-родительских отношений; запинки частенько являются симптомом невроза. Бывает, что они проявляются, когда ребенок особенно напряжен (говорит что-то длинное, новое, трудное), возбужден и т.д. Кто-то из малышей в такие моменты начинает волосы на палец накручивать, ногти грызть, даже краснеть, а детки с запинками начинают повторять первые слоги или слова. Заикание же – это неврологическая проблема и поддается коррекции труднее, чем запинки. Считается, что заикание всегда наследственного происхождения (заикаться мог прадедушка, и его правнуку передалась предрасположенность к заиканию).

Если своеобразие речи не исчезает на протяжении двух-трех недель и даже имеет тенденцию к ухудшению, пора принимать меры!


Копилка знаний

Развивать речевое дыхание у детей можно с помощью игровых упражнений:

  • Игры с музыкальными инструментами. Игра на дудочке или губной гармошке помогает ребёнку контролировать свой вдох и выдох. Можно также использовать различные свистульки.
  • Мыльные пузыри. Надувание мыльных пузырей помогает малышу отработать длинный и плавный выдох, а также тренирует мышцы губ.
  • Воздушные шарики. Можно надувать шарики для формирования направленной воздушной струи. А ещё можно играть с надутыми шариками, например, подвесить за верёвочку и дуть на него.
  • Игры с ватой.

    С ватой можно придумать много игр для развития речевого дыхания:

    • «Расчищаем снег» — сдуваем ватку с какого-либо предмета.
    • «Забиваем гол» — задуваем ватный шарик в ворота из конструктора.
    • «Фокус» — кладём кусочек ваты на нос и сдуваем его ртом через поднятый вверх язык.
  • «Волшебные фломастеры».

    Можно приобрести специальные фломастеры для выдувания. Изображения получаются с помощью брызг выдуваемой краски. К тому же рисование такими фломастерами учит малыша регулировать силу и продолжительность выдоха.


Консультация невролога

Детский невролог (невропатолог) — врач, занимающийся диагностикой и лечением заболеваний, связанных с поражением центральной нервной системы, а также поражением периферической нервной системы и функциональными нарушениями у детей.

Коррекция заикания в Центре Речи

Как это происходит?

  • Сначала необходима комплексная диагностика невролога и нейропсихолога.
  • Затем ребенок ребенку ставится правильное речевое дыхание, используя дыхательный тренажер БОС.
  • Назначается специальный массаж при заикании.
  • Может быть назначена процедура ТОМАТИС и ТКМП.
  • На занятиях Логоритмики ребенок учится владеть голосом и чувствовать плавность речи.
  • Логопед-заиколог учит ребенка говорить с использованием навыков правильного речевого дыхания и различных речевых ритмов

Видео-интервью со Свириной Е. Л., руководитель Центра Речи, нейропсихолог.

Говорим о причинах возникновения, профилактике и лечении запинок в речи с руководителем зеленоградского Центра речи, нейропсихологом Еленой Леонидовной Свириной.


Коррекция заикания в Центре Речи.


Успейте получить бесплатную рассылку!

Дорогие друзья, команда Центра Речи сделала для ваших детей самую полезную подборку развивающего материала по теме «Картотека игр для развития эмоциональной сферы ребенка».

Рассылка придет вам 18 мая. Принимайте участие!


Открыта запись на ЛОГОИНТЕНСИВ

Центр Речи начинает набор детей от 2 до 7 лет на оздоровительно-развивающую программу в формате ЛОГОИНТЕНСИВ.


Поведенческие методы лечения заикания у детей и взрослых: обзор

1. Bloodstein O, Ratner NB. Справочник по заиканию. 6-е изд. Клифтон-Парк, Нью-Йорк: Thomson Delmar Learning; 2008. [Google Scholar]

2. Yairi E, Ambrose NG, Paden EP, Throneburg RN. Прогностические факторы стойкости и выздоровления: пути детского заикания. J Коммунальное расстройство. 1996;29(1):51–77. [PubMed] [Google Scholar]

3. Тиссон К., Пакман А., Онслоу М. Язык поведенческих данных Лидкомба для заикания. J Speech Lang Hear Res. 2003;46(4):1009–1015. [PubMed] [Google Scholar]

4. Bennett EM. Работа с людьми, которые заикаются: подход на протяжении всей жизни. Река Аппер-Сэдл, Нью-Джерси; Пирсон/Меррилл/Прентис Холл; 2006. [Google Scholar]

5. Смит А., Келли Э. Заикание: динамическая многофакторная модель. В: Curlee RF, Siegel GM, редакторы. Природа и лечение заикания: новые направления. 2-е изд. Бостон: Аллин и Бэкон; 1997. С. 204–217. [Google Scholar]

6. Бломгрен М. Измерение результатов лечения заикания: оценка выше и ниже поверхности. Perspect Fluen Fluen Disord. 2007;17(3):19–23. [Google Scholar]

7. Блумгарт Э., Тран Ю., Крейг А. Социальное тревожное расстройство у заикающихся взрослых. Подавить тревогу. 2010;27(7):687–692. [PubMed] [Google Scholar]

8. Гэйбл Р.М., Хьюз С., Дэниелс Д. Влияние тяжести заикания и участия в терапии на ролевой захват людей, которые заикаются. J Коммунальное расстройство. 2008;41(2):146–158. [PubMed] [Google Scholar]

9. Packman A, Attanasio JS. Теоретические вопросы заикания. Хоув, Восточный Суссекс; Нью-Йорк: Психология Пресс; 2004. [Google Академия]

10. Бломгрен М., Нагараджан С.С., Ли Дж.Н., Ли Т., Алворд Л. Предварительные результаты функционального МРТ-исследования паттернов активации мозга у заикающихся и не заикающихся говорящих во время задания на лексический доступ. J Нарушение беглости речи. 2003;28(4):337–355. викторина 355–336. [PubMed] [Google Scholar]

11. Ingham RJ. Нейровизуализация в коммуникативных науках и расстройствах. Сан-Диего, Калифорния: Паб во множественном числе; 2008. [Google Scholar]

12. Salmelin R, Schnitzler A, Schmitz F, Freund HJ. Чтение отдельных слов у заикающихся в процессе развития и бегло говорящих. Мозг. 2000; 123 (часть 6): 1184–1202. [PubMed] [Академия Google]

13. Беннет Э. Работа с людьми, которые заикаются: подход на протяжении всей жизни. Река Аппер-Сэдл, Нью-Джерси; Пирсон/Меррилл/Прентис Холл; 2006. [Google Scholar]

14. Yairi E, Seery CH. Заикание: основы и клиническое применение. Бостон: Пирсон; 2011. [Google Scholar]

15. Елчич Якшич С., Онслоу М. Наука и практика лечения заикания: симпозиум. Западный Суссекс, Великобритания: Wiley-Blackwell; 2012. [Google Scholar]

16. Боте А.К. Доказательное лечение заикания: эмпирические основы и клиническое применение. Махва, Нью-Джерси: Л. Эрлбаум; 2004. [Google Академия]

17. Гитара Б, Макколи Р.Дж. Лечение заикания: устоявшиеся и новые подходы. 1-е изд. Балтимор, Мэриленд: Липпинкотт Уильямс и Уилкинс; 2010. [Google Scholar]

18. Мартин Р.Р., Куль П., Гарольдсон С. Экспериментальное лечение двух заикающихся детей дошкольного возраста. J Речь Слушать Res. 1972; 15 (4): 743–752. [PubMed] [Google Scholar]

19. Ласан М. Многофакторное лечение детей дошкольного возраста. В: Елчич Якшич С., Онслоу М., редакторы. Наука и практика лечения заикания: симпозиум. Западный Суссекс, Великобритания: Wiley-Blackwell; 2012. С. 171–181. [Академия Google]

20. Эндрюс Г., Крейг А., Фейер А.М., Ходдинотт С., Хоуи П., Нейлсон М. Заикание: обзор результатов исследований и теорий около 1982 г. J Speech Hear Disord. 1983;48(3):226–246. [PubMed] [Google Scholar]

21. Sheehan JG. Заикание; Исследования и Терапия. Нью-Йорк: Харпер и Роу; 1970. [Google Scholar]

22. Starkweather CW. Беглость и заикание. Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис-Холл; 1987. [Google Scholar]

23. Yaruss JS, Coleman C, Hammer D. Лечение заикающихся детей дошкольного возраста: описание и предварительная оценка семейно-ориентированного подхода к лечению. Lang Speech Hear Serv Sch. 2006;37(2):118–136. [PubMed] [Академия Google]

24. Миллард С.К., Николас А., Кук FM. Эффективна ли терапия взаимодействия родителей и детей для уменьшения заикания? J Speech Lang Hear Res. 2008;51(3):636–650. [PubMed] [Google Scholar]

25. Миллард С.К., Эдвардс С., Кук FM. Терапия взаимодействия родителей и детей: добавление к доказательствам. Int J Speech Lang Pa. 2009; 11 (1): 61–76. [Google Scholar]

26. Растин Л., Боттерилл В., Келман Э. Оценка и терапия умственно отсталых детей раннего возраста: семейное взаимодействие. Сан-Диего: единственный паб. Группа; 1996. [Google Scholar]

27. Контур Э.Г. Заикание: его природа, диагностика и лечение. Бостон, Массачусетс: Аллин и Бэкон; 2001. [Google Scholar]

28. Conture E, Melnick K. Групповой подход родителей и детей к заиканию у детей дошкольного и школьного возраста. В: Онслоу М., Пакман А., редакторы. Раннее заикание: Справочник по стратегиям вмешательства. Сан-Диего: единственное число; 1999. С. 17–51. [Google Scholar]

29. Richels C, Conture E. Непрямой подход к раннему вмешательству при детском заикании. В: Conture E, Curlee R, редакторы. Заикание и связанные с ним расстройства. 3-е изд. Нью-Йорк: Тиме; 2007. [Google Академия]

30. Franken MC, Kielstra-Van der Schalk CJ, Boelens H. Экспериментальное лечение раннего заикания: предварительное исследование. J Нарушение беглости речи. 2005;30(3):189–199. [PubMed] [Google Scholar]

31. Рид С., Годден А. Экспериментальное лечение с использованием словесных наказаний двух заикающихся дошкольников. J Нарушение беглости речи. 1977; 2: 225–233. [Google Scholar]

32. Харрисон Э., Онслоу М. Программа Лидкомба для заикающихся дошкольников. В: Guitar B, McCauley R, редакторы. Лечение заикания: установленные и возникающие вмешательства. Балтимор, Мэриленд: Липпинкотт Уильямс и Уилкинс; 2009 г.. стр. 118–140. [Google Scholar]

33. Онслоу М., Коста Л., Рю С. Прямое раннее вмешательство при заикании: некоторые предварительные данные. J Расстройство речи, слуха. 1990;55(3):405–416. [PubMed] [Google Scholar]

34. Онслоу М., Эндрюс С., Линкольн М. Контрольное/экспериментальное испытание оперантного лечения раннего заикания. J Речь Слушать Res. 1994;37(6):1244–1259. [PubMed] [Google Scholar]

35. Джонс М., Онслоу М., Харрисон Э., Пакман А. Лечение заикания у детей раннего возраста: прогнозирование времени лечения в программе lidcombe. J Speech Lang Hear R. 2000; 43 (6): 1440–1450. [PubMed] [Академия Google]

36. Джонс М., Онслоу М., Пакман А. и др. Рандомизированное контролируемое исследование программы Lidcombe по раннему вмешательству в лечение заикания. БМЖ. 2005;331(7518):659–661. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

37. Onslow M, Yaruss JS. Различные взгляды на то, что делать с заикающимся дошкольником и почему. Am J Speech Ланг Патол. 2007;16(1):65–68. [PubMed] [Google Scholar]

38. Бломгрен М., Рой Н., Каллистер Т., Меррилл Р.М. Интенсивная модифицирующая терапия заикания: многомерная оценка результатов лечения. J Speech Lang Hear Res. 2005;48(3):509–523. [PubMed] [Google Scholar]

39. Бломгрен М., Рой Н., Каллистер Т., Меррилл Р. Исследование результатов лечения: ответ Райану. J Speech Lang Hear Res. 2006;49:1415–1419. [Google Scholar]

40. Бломгрен М., Рой Н., Каллистер Т., Меррилл Р. Оценка лечения заикания без оценки заикания? Ответ Рейтцесу и Снайдеру. J Speech Lang Hear Res. 2006; 49: 1423–1426. [Google Scholar]

41. Reitzes P, Snyder G. Ответ на «Интенсивная модифицирующая терапия заикания: многомерная оценка результатов лечения» Blomgren, Roy, Callister, and Merrill (2005) J Speech Lang Hear Res. 2006;49(6): 1420–1422. ответ автора 1423–1426. [PubMed] [Google Scholar]

42. Райан BP. Ответ Бломгрену, Рою, Каллистеру и Мерриллу (2005) J Speech Lang Hear Res. 2006;49(6):1412–1414. ответ автора 1415–1419. [PubMed] [Google Scholar]

43. Бломгрен М. Лечение заикания у взрослых: обновленная информация о современных подходах. Язык выступления Семина. 2010;31(4):272–282. [PubMed] [Google Scholar]

44. Ingham RJ. Заикание и поведенческая терапия: текущее состояние и экспериментальные основы. Сан-Диего: College-Hill Press; 1984. [Google Scholar]

45. Данлэп К. Привычки: их создание и уничтожение. Нью-Йорк: Ливерит; 1932. [Google Scholar]

46. Бладштейн О. Заикание как напряжение и фрагментация. В: Эйзенсон Дж, редактор. Заикание: симпозиум. Нью-Йорк: Харпер; 1975. С. 1–96. [Google Scholar]

47. Джонсон В. Заикание. В: Moeller WJD, редактор. Школьники с нарушениями речи. Нью-Йорк: Харпер и Роу; 1967. С. 229–329. [Google Scholar]

48. Шихан Дж. Актуальные проблемы заикания и выздоровления. В: Грегори HH, редактор. Споры о лечении заикания. Балтимор, Мэриленд: University Park Press; 1979. стр. 175–208. [Google Scholar]

49. Ван Рипер К. Лечение заикания. Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис-Холл; 1973. [Google Scholar]

50. Williams DE. Терапия заикания у детей. В: Трэвис Л.Э., редактор. Справочник по патологии речи и аудиологии. Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис-Холл; 1971. стр. 1073–1093. [Google Scholar]

51. Зебровский П.М., Аренас Р.М. Возвращение к «Пути Айовы». J Нарушение беглости речи. 2011;36(3):144–157. [PubMed] [Академия Google]

52. Бандура А. Самоэффективность: к объединяющей теории изменения поведения. Psychol Rev. 1977; 84 (2): 191–215. [PubMed] [Google Scholar]

53. Бандура А. Социальные основы мысли и действия. Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис-Холл; 1986. [Google Scholar]

54. Вольпе Дж. Психотерапия реципрокным торможением. Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета; 1958. [Google Scholar]

55. Бломгрен М. Обзор программы успешного лечения заикания. В: Елчич Якшич С., Онслоу М., редакторы. Наука и практика лечения заикания: симпозиум. Чичестер, Великобритания: John Wiley & Sons, Ltd; 2012. С. 9.9–113. [Google Scholar]

56. Kraaimaat FW, Vanryckeghem M, Van Dam-Baggen R. Заикание и социальная тревожность. J Нарушение беглости речи. 2002;27(4):319–330. викторина 330–311. [PubMed] [Google Scholar]

57. Menzies RG, O’Brian S, Onslow M, Packman A, St Clare T, Block S. Экспериментальное клиническое исследование пакета когнитивно-поведенческой терапии для лечения хронического заикания. J Speech Lang Hear Res. 2008;51(6):1451–1464. [PubMed] [Google Scholar]

58. Craig AR, Tran Y. Страх речи: хроническая тревога и заикание. Достижения в области психиатрического лечения. 2006; 12:63–68. [Академия Google]

59. Мензис Р.Г., Онслоу М., Пакман А., О’Брайан С. Когнитивно-поведенческая терапия для взрослых, страдающих заиканием: учебное пособие для логопедов. J Нарушение беглости речи. 2009;34(3):187–200. [PubMed] [Google Scholar]

60. Роули Д. Когнитивно-поведенческая терапия. В: Елчич Якшич С., Онслоу М., редакторы. Наука и практика лечения заикания: симпозиум. Чичестер, Великобритания: John Wiley & Sons, Ltd; 2012. С. 183–193. [Google Scholar]

61. Howie PM, Tanner S, Andrews G. Краткосрочные и долгосрочные результаты программы интенсивного лечения взрослых заикающихся. J Расстройство речи, слуха. 1981;46(1):104–109. [PubMed] [Google Scholar]

62. Ingham RJ. Оперантная методика терапии заикания. В: Эйзенсон Дж, редактор. Заикание: симпозиум Scond. Нью-Йорк: Харпер и Роу; 1975. [Google Scholar]

63. О’Брайан С., Пакман А., Онслоу М. Программа Кампердауна. В: Guitar B, McCauley R, редакторы. Лечение заикания: установленные и возникающие вмешательства. Филадельфия: Уолтерс Клувер/Липпенкотт Уильямс и Уилкинс; 2010. С. 256–276. [Академия Google]

64. Райан БП. Программированная терапия заикания у детей и взрослых. Спрингфилд, Иллинойс: Томас; 1974. [Google Scholar]

65. Бломгрен М. Университет Юты. Интенсивная клиника терапии заикания. Руководство. Актон, Массачусетс: Учебники Копли Кастона; 2009. [Google Scholar]

66. Боберг Э., Калли Д. Комплексная программа лечения заикания: клиническое руководство. Сан-Диего: College-Hill Press; 1985. [Google Scholar]

67. Кролл Р., Скотт-Сульски Л. Программа Fluency Plus: интеграция процедур формирования беглости речи и когнитивной реструктуризации для заикающихся подростков и взрослых\Guitar B, McCauley R. Лечение заикания: установлено. и Emerging Interventions Philadelphia: Wolters Kluwer/Lippincott Williams & Wilkins; 2010277–311. [Академия Google]

68. Вебстер Р.Л. Программа точного формирования беглости: реконструкция речи для заикающихся. Роанок, Вирджиния: Корпорация развития коммуникаций; 1982. [Google Scholar]

69. О’Брайан С., Онслоу М., Крим А., Пакман А. Программа Кэмпердауна: результаты новой модели лечения пролонгированной речи. J Speech Lang Hear Res. 2003;46(4):933–946. [PubMed] [Google Scholar]

70. O’Brian S, Packman A, Onslow M. Телемедицина в рамках программы Camperdown для взрослых, страдающих заиканием: первая фаза испытаний. J Speech Lang Hear Res. 2008; 51(1):184–19.5. [PubMed] [Google Scholar]

71. Голдамонд И. Заикание и беглость речи как управляемые классы оперантной реакции. В: Krasner L, Ullmann LP, редакторы. Исследования в области модификации поведения. Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон; 1965. [Google Scholar]

72. Webster RL. Эволюция целевой поведенческой терапии заикания. В: Shames GH, Rubin H, редакторы. Заикание тогда и сейчас. Колумбус, Огайо: Merrill Publishing; 1986. С. 397–414. [Google Scholar]

73. Kully D, Langevin M, Lomheim H. Интенсивное лечение заикания у подростков и взрослых. В: Conture EG, Curlee RF, редакторы. Заикание и связанные с ним расстройства речи. 3-е изд. Нью-Йорк: Тиме; 2007. стр. 213–232. [Академия Google]

74. Монтгомери С.С. Лечение заикания: от ступицы к спице. В: Бернштейн Ратнер Н., Тетновски Дж. А., редакторы. Актуальные проблемы исследований и практики заикания. Махвей, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум; 2006. С. 159–204. [Google Scholar]

75. Практические рекомендации по лечению заикания. Отдел специальных интересов по беглости речи и нарушениям беглости речи Американской ассоциации речи, языка и слуха. Приложение АША 1995; 37 (3 Приложение 14): 26–35. Авторы не указаны. [PubMed] [Академия Google]

76. Финн П., Ховард Р., Кубала Р. Самостоятельное восстановление заикания: самовосприятие текущего речевого поведения, отношений и чувств. J Нарушение беглости речи. 2005;30(4):281–305. [PubMed] [Google Scholar]

77. Yaruss JS. Оценка результатов лечения заикающихся взрослых. J Коммунальное расстройство. 2001;34(1–2):163–182. [PubMed] [Google Scholar]

78. Yaruss JS, Quesal RW. Заикание и Международная классификация функционирования, инвалидности и здоровья: обновление. J Коммунальное расстройство. 2004;37(1):35–52. [PubMed] [Академия Google]

79. Кролл Р. Руководство по поддержанию беглости речи: руководство для постоянной практики. 2-е издание. Торонто: Институт Кларка; 1991. [Google Scholar]

80. Breitenfeldt DH, Lorenz DR. Программа успешного управления заиканием (SSMP): для подростков и взрослых заикающихся. 2-е изд. Чейни, Вашингтон: Издательство Восточного Вашингтонского университета; 1999. [Google Scholar]

81. Бломгрен М., Уитчерч М., Мецгер Э. Клиника интенсивного лечения заикания Университета Юты: результаты лечения; Представлено на: 6-м Всемирном конгрессе по расстройствам беглости речи; 5–8 августа 2009 г. ; Рио-де-Жанейро, Бразилия. [Google Scholar]

82. Эндрюс Г., Гитара Б., Хоуи П. Метаанализ эффектов лечения заикания. J Расстройство речи, слуха. 1980;45(3):287–307. [PubMed] [Google Scholar]

83. Webster WG, Poulos M. Обеспечение беглости речи: стратегии переноса для программ лечения заикания у взрослых. Тусон, Аризона: Создатели коммуникативных навыков; 1989. [Google Scholar]

84. Ли К., Мэннинг В. Реакции слушателей в зависимости от самоосознания и модификации заикания. J Нарушение беглости речи. 2010;35:110–122. [PubMed] [Академия Google]

85. Healey EC, Gabel RM, Daniels DE, Kawai N. Влияние самораскрытия и несамораскрытия заикания на восприятие слушателями человека, который заикается. J Нарушение беглости речи. 2007;32(1):51–69. [PubMed] [Google Scholar]

86. Maguire G, Franklin D, Vatakis NG, et al. Исследовательское рандомизированное клиническое исследование пагоклона при стойком заикании в развитии: исследование пагоклонирования при стойком заикании в развитии.

Добавить комментарий