Эксперимент «Крошка Альберт» Дж. Уотсона
Основателем эксперимента под названием «Маленький Альберт» стал ученый Джон Уотсон. Впервые этот эксперимент был проведен в 1919 году. С помощью него ученый пытался показать, что реакцию и поведение человека можно запрограммировать.
Суть эксперимента «Крошка Альберт»
Основной мотив эксперимента «Крошка Альберт» — продемонстрировать искусственную выработку страха. Джон Уотсон всю свою жизнь посвятил изучению страхов и фобий. Перед ним стояла задача, сможет ли он выработать искусственно страх у человека по отношению к предмету, который ранее не вызывал негативных эмоций.
Согласно описанию в бихевиоральной психологии, на поведение человека влияют стимулы, которые оказывают сильнейшее влияние на нервную систему. В связи с этим появилась мысль о том, что с помощью разных стимулов можно добиться от человека желаемой реакции. Джон Уотсон решил проверить данную теорию и начал ряд исследований.
Проведение эксперимента
Испытуемым в данном эксперименте стал девятимесячный Альберт. Исходя из данных, этот мальчик воспитывался в детском доме для особенных детей. Однако существует мнение, что в этом месте работала его мать, которая и позволила проводить эксперименты на ребенке.
Сам эксперимент проходил в несколько этапов. В первом периоде эксперимента малыша познакомили с белой ручной крысой, которая не вызвала у него негатива. Далее на протяжении определенного времени малыша знакомили с другими вещами, внешне напоминающих крысу. Спустя несколько месяцев, когда ученый понял, что у Альберта сформировалась нейтральная или положительная реакция на все эти предметы, он перешел ко второму этапу исследования.
Во второй фазе за спиной у маленького Альберта расположили большую пластину из металла, при этом сам малыш ее не видел. Затем каждый раз, когда малыш хотел прикоснуться к крысе по пластине со всей силы ударяли молотком. В этот момент маленький Альберт пугался и начинал плакать. В дальнейшем малыш плакал даже тогда, когда просто видел крысу. Таким образом Уотсону удалось сформировать условный рефлекс на определенный предмет. Спустя 5 дней Джон Уотсон проверил, остался ли у малыша страх. Так, Альберт по-прежнему очень боялся белой крысы и предметов, похожих на нее, например, ваты или белоснежной пряжи.
В ходе этого эксперимента ученому удалось доказать, что реально сформировать реакцию человека на определенный предмет. Кроме этого, страх распространился не только на крысу, но и на похожие предметы.
Судьба маленького Альберта была достаточно короткой. Мальчик прожил всего 6 лет и умер из-за гидроцефалии, при этом всю свою жизнь он очень боялся крыс и похожих на нее предметов.
Критика
Эксперимент, проведенный с маленьким Альбертом, рассматривается во многих книгах по психологии, однако, использование ребенка в эксперименте большинство психологов сочли бесчеловечным. Подобное исследование имело для малыша серьезные последствия, а также развитие фобии. Кроме того, во время эксперимента психолог не давал малышу успокоить себя подручными способами, например, сосанием пальца. После экспериментальных мероприятий психолог не провел работу, чтобы восстановить нормальную реакцию ребенка на белые пушистые вещи. Если бы Альберт прожил долгую жизнь, неизвестно, каким бы взрослым он был. Вероятней всего, он страдал бы от какой-либо зависимости или фобии.
Эксперимент с малышом показал, что экспериментатор вполне может запрограммировать поведение человека, особенно если это касается малыша, неспособного себя защитить. Тем не менее, этот эксперимент является очень жестоким и на сегодняшний день он запрещен к проведению даже в университетах.
Манипуляторы в обычной жизни также имеют способность программировать людей на определенное поведение и реакции. Распознавать попытки манипулирования научит курс Викиум «Профайлинг».
Маленький Альберт
Все начиналось с того, что Джон Уотсон, забросивший изучение философии, выбрал себе нового научного руководителя и вместе с ним решил заняться экспериментами над собаками, направленными на исследование их мозга.
Уже в 1903 году в Чикагском университете он защитил свою первую докторскую диссертацию — «Обучение животных: Экспериментальное исследование физического развития белой крысы, сопряжённого с ростом нервной системы». В последующем она стала первой современной книгой, описывающей поведение крыс.
В 1913 году в Нью-Йорке Джон Уотсон прочитал достаточно известную лекцию «Психология с точки зрения бихевиориста». Влияние бихевиоризма как научного психологического течения стремительно возрастало. В 1915 года Джона Уотсона назначили президентом Американской психологической ассоциации.
В своих учениях он отрицал сознание как предмет научного исследования, говоря о психических явлениях как о формах поведения, которые являются совокупностью реакций организма на внешние раздражители или стимулы из окружающей среды. В понимании Джона Уотсона цель психологического изучения – это возможность предсказать реакцию, определить суть воздействующего стимула, взять контроль над поведением.
В 1920 году Джон Уотсон со своей молодой аспиранткой Розали Рейнер решили шагнуть дальше исследования собак и крыс. Так и начался психологический эксперимент, который вошел в историю психологии под названием «Маленький Альберт» или «Крошка Альберт».
Испытуемым в данном эксперименте был выбран мальчик — маленький Альберт. Он был сиротой, которого почти с самого рождения забрали из приюта для проведения экспериментов и сделали своего рода подопытной крысой. В начале научного эксперимента ему было девять месяцев. На нем ученый и его молодая ассистентка наблюдали, а вернее сказать провоцировали, формирование боязни, страха, фобии у мальчика относительно белой крысы, с которой ранее он так любил играть.
В общем, суть эксперимента — привить страх к крысе, которого ранее не было. Как это происходило? В течение двух месяцев в процессе проведения эксперимента маленькому Альберту показывали ручную белую крысу, белого кролика, белую вату, маску Санта-Клауса с белой бородой и т.п. Через два месяца ребенка посадили на коврик посередине комнаты и дали возможность поиграть с крысой. Вначале малыш абсолютно не боялся крысы и играл с ней совершенно спокойно.
Спустя некоторое время Джон Уотсон добавил к происходящим показам громкие, тяжелые, устрашающие удары железным молотом по металлической пластине. Эти удары происходили прямо за спиной бедного малыша именно в тот момент, когда он прикасался к крысе. После неоднократных повторений подобных ударов маленький Альберт начал избегать взаимодействия с крысой.
Через неделю опыт продолжили. На этот раз ход эксперимента был таков — по металлической пластине ударяли пять раз, помещая при этом крысу прямо в колыбель к ребенку. Малыш начинал дико плакать даже при одном виде белой крысы, применять неоднократные попытки убежать.
Прошло еще пять дней. Джон Уотсон решил проверить, каким будет отношение ребенка к похожим объектам. Оказалось, что маленький Альберт боялся уже не только белой крысы, но и белого кролика, белой ваты, маски Санта-Клауса с белой бородой. При всем при этом показ не был сопровожден громкими или другими неприятными звуками.
На основании проведенного эксперимента Джон Уотсон сделал вывод о распространении реакций страха с предмета, который его вызывает, на остальные внешне похожие предметы, так как маленький Альберт, после того, как ему была привита боязнь к крысе, испытывал страх относительно всех пушистых и мягких предметов. Данный феномен в бихевиоральном направлении психологии получил название «Перенос». Далее Джон Уотсон выдвинул предположение, что большинство страхов, фобий, антипатий, депрессий и разного рода тревожных состояний формируются еще в глубоком детстве.
Вся соль и жесткость данного психологического эксперимента заключалась в том, что, к сожалению, Джон Уотсон так и не смог избавить крошку Альберта от мучившего его беспричинного страха, который закрепился на всю оставшуюся жизнь.
В последующем маленького Альберта усыновили. Джон Уотсон, как ученый и экспериментатор, подвергся безжалостной критике психологов и психоаналитиков за проявленную во время проведения эксперимента некомпетентность, ведь, если привил ребенку страх, так будь добр, и убери его. Но, увы, увы и еще раз увы…
Эксперимент Маленького Альберта: извращенное исследование 1920 года, из-за которого ребенок испугался Санта-Клауса и кроликов
в История, психология, наука | 29 января 2015 г. 4 комментария
820
АКЦИИОбласть психологии сильно отличается от той, что была раньше. В настоящее время Американская психологическая ассоциация разработала кодекс поведения для проведения экспериментов, который гарантирует конфиденциальность испытуемого, его согласие и общее психическое благополучие. В старые времена это было не так.
В то время можно было, например, обмануть испытуемых, заставив их думать, что они убивают человека электрическим током, как это было в печально известном эксперименте Милгрэма 1961 года, в результате которого люди были травмированы и унижены осознанием того, что в глубине души они немного больше чем безвольные марионетки перед лицом власти. Вы также можете попытаться превратить группу ничего не подозревающих сирот в заикающихся, методично подрывая их самооценку, как пытались сделать люди, которые в 1939 году провели исследование с метким названием Monster Study.
В 1920 году профессор Университета Джона Хопкинса Джон Б. Уотсон был очарован исследованием условного раздражителя Ивана Павлова. Павлов лихо звонил в колокольчик каждый раз, когда кормил своих собак. Сначала еда вызывала у собак слюноотделение, но после того, как колокольчик совмещался с ужином, у собак в конечном итоге выделялось слюноотделение только при звуке колокольчика. Это называется условной реакцией. Уотсон хотел посмотреть, сможет ли он создать условный рефлекс у ребенка.
Входит 9-месячный Альберт Б., он же Маленький Альберт. В начале эксперимента Альберту среди прочего подарили белую крысу, собаку, белого кролика и маску Деда Мороза. Парень ничего не боялся и, в самом деле, был очень увлечен крысой. Затем каждый раз, когда ребенок прикасался к животным, ученые ударяли по металлическому стержню позади него, создавая поразительно громкий хлопок. Звук напугал ребенка, и вскоре, как собаки Павлова, Маленький Альберт испугался и крысы, и маски Санты, и даже шубы. Особенно запутанным в эксперименте было то, что Уотсон даже не сделал и того, и другого, чтобы обратить вспять нанесенную им психологическую травму.
Трудно сказать, что случилось с бедным ребенком Альбертом, отчасти потому, что никто не уверен в истинной личности ребенка. Он мог быть Дугласом Мерриттом, как утверждали психологи Холл П. Бек и Шарман Левинсон в 2009 году. Если это так, то ребенок умер в возрасте 6 лет в 1925 году от гидроцефалии. Или он мог быть Уильямом Альбертом Баргером, как утверждали Расс Пауэлл и Нэнси Дигдон в 2012 году. Он скончался в 2007 году в возрасте 87 лет. Сообщается, что он всю жизнь испытывал отвращение к собакам, хотя невозможно определить, было ли это длительным эффектом. эксперимента.
В более позднем возрасте Уотсон бросил академическую деятельность ради рекламы.
Вы можете посмотреть видео эксперимента выше.
via Mental Floss. s Изучение послушания ( 1961)
Оригинальный тест Роршаха Германа Роршаха: что вы видите? (1921)
Джонатан Кроу — писатель и режиссер из Лос-Анджелеса, чьи работы публиковались в Yahoo!, The Hollywood Reporter и других изданиях. Вы можете следить за ним на @jonccrow. И посмотрите его блог Veeptopus, в котором много фотографий барсуков и еще больше фотографий вице-президентов с осьминогами на головах. Магазин Veeptopus находится здесь.
820
АКЦИИМаленький эксперимент Альберта — Ученый-бихевиорист
Что такое Эксперимент Маленького Альберта?
Определение: Эксперимент Маленького Альберта — это психологическое исследование, проведенное Джоном Б. Уотсоном и Розали Рейнер в 1920 году. Целью эксперимента было продемонстрировать классическую обусловленность, форму ассоциативного обучения, у людей. Исследователи стремились показать, что у ребенка может развиться реакция страха на ранее нейтральный стимул.
Каковы результаты эксперимента Маленького Альберта?
Условная реакция страха
Первым открытием эксперимента с Маленьким Альбертом было то, что реакция страха может быть вызвана у ранее не боявшегося младенца с помощью классического обусловливания. Младенец, называемый «Маленький Альберт», подвергался воздействию громкого шума (безусловный раздражитель) всякий раз, когда он тянулся к белой крысе (нейтральный раздражитель), что в конечном итоге заставляло его ассоциировать крысу с шумом и развивать реакцию страха. крысе (условный раздражитель).
Обобщение
Вторым открытием эксперимента Маленького Альберта было то, что условная реакция страха могла обобщаться на другие раздражители, которые имели сходные характеристики с исходным условным раздражителем. Страх маленького Альберта перед белой крысой распространялся и на другие белые пушистые предметы, такие как кролик, собака и шуба.
Эмоциональные реакции
Третий вывод эксперимента Маленького Альберта заключался в том, что эмоциональные реакции можно обусловливать, что является доказательством бихевиористской теории Уотсона, которая постулировала, что эмоции — это приобретенное поведение, которым можно манипулировать посредством обусловливания.
Примеры эксперимента Маленького Альберта
Оригинальный этюд маленького Альберта
Первым примером эксперимента с Маленьким Альбертом было оригинальное исследование, проведенное Уотсоном и Рейнером, в котором они успешно научили младенца развивать реакцию страха перед белой крысой, соединив крысу с громким шумом.
Последующие исследования классической обусловленности
2-й пример эксперимента Маленького Альберта — это его продолжительное влияние на последующие исследования классического обусловливания, влияние на развитие исследований условных эмоциональных реакций и фобий, а также на лечение фобий и других тревожных расстройств, таких как систематическая десенсибилизация и экспозиционная терапия. .
Недостатки и критика эксперимента Маленького Альберта
Этические вопросы
Первой критикой эксперимента Маленького Альберта были его этические последствия.