Кот мало двигается и ведет себя замкнуто: причины
Мало кого можно удивить сонливостью кота, ведь домашние любимцы известные сони. Стоит питомцу покушать и найти удобное и тёплое местечко, как тут же слышится мурлыкающий рокот и сопение. Но, после отдыха обычно наступает активность, и кота не так просто бывает угомонить.
Содержание
- 1 Кот ведёт себя замкнуто и мало двигается
- 1.1 Причины
- 1.1.1 Хронический гастрит
- 1.1.1.1 Симптомы и лечение
- 1.1.1.2 Лечение
- 1.1.2 Анемия
- 1.1.2.1 Симптоматика
- 1.1.2.2 Терапия
- 1.1.3 Гипертрофическая кардиомиопатия
- 1.1.3.1 Клинические признаки
- 1.1.3.2 Методы помощи
- 1.1.4 Гипокальцемия
- 1.1.4.1 Признаки
- 1.1.4.2 Принцип лечения
- 1.1.1 Хронический гастрит
- 1.1 Причины
- 2 Видео про гипертрофическую кардиомиопатию у кошек
Кот ведёт себя замкнуто и мало двигается
Малоподвижность может свидетельствовать о наличии болезни.
Однако случается, что вчера ещё активный кот внезапно перестаёт играть, неохотно кушает, постоянно лежит и не проявляет интереса к окружающему. Подобное положение вещей может свидетельствовать о наличии болезни, запоздалой реакции на какой-то стресс, травму или ушиб.
Причины
При депрессии кот будет вести себя замкнуто.
Такими причинами могут быть следующие болезни:
- анемия;
- гастрит хронической формы;
- вирус герпеса;
- вирус иммунодефицита;
- лейкемия;
- гипертрофическая кардиомиопатия;
- реакция на лекарственные средства;
- депрессивное состояние;
- артериальная гипертензия;
- гипокальцемия.
Многие из перечисленных патологий характеризуются бессимптомным течением в начальных стадиях, поэтому внимательное наблюдение и своевременный осмотр у ветеринара обязательны.
Хронический гастрит
Корм низкого качества может быть причиной развития гастрита.
Воспаление слизистой оболочки желудка протекает в острой и хронической форме. Основными причинами развития недуга выступают:
- нарушение кормления – корма низкого качества, несбалансированный рацион, смена меню;
- перекорм;
- слишком холодная или слишком горячая пища;
- глистное заражение;
- наличие шерстяных комков в желудке;
- аллергия;
- стресс;
- инфекции бактериального характера;
- передозировка лекарственными средствами;
- употребление токсических веществ.
А также провоцирующим фактором служит развитие панкреатита.
Симптомы и лечение
Хроническая форма гастрита протекает вяло, практически бессимптомно.
- У животного снижен аппетит, утеряна активность, большую часть времени лежит.
- Затем наступает облегчение, которое вскоре снова сменится обострением.
- Из дополнительных «неактивных» признаков можно отметить белый налёт на языке, урчащий живот, тусклость шерсти и бледность слизистых оболочек.
При хронической форме гастрита у кота снижается аппетит и теряется активность.
Лечение
Лечение назначают в соответствии с уровнем кислотности.
При высоком уровне кислотности используют Альмагель.
- При высоком уровне используют обволакивающие средства в виде альмагеля, фосфалюгеля.
- Назначают антибиотикотерапию.
- Рекомендованы травяные настои из корня солодки, льняных семян.
- Противовоспалительные лекарственные растения – зверобой, ромашка.
- Кормление диетическое, используют щадящий режим.
Анемия
Заболевание характеризуется снижением уровня гемоглобина и эритроцитов в крови.
Уровень гемоглобина в крови снижается при анемии.
Факторы возникновения: сбой кроветворных процессов, нарушение кроверазрушения, дисбаланс уровня кроветворения и кроверазрушения клеток, генетические нарушения.
Симптоматика
При анемии у кота учащается сердцебиение.
- Видимые слизистые синюшного цвета, учащённое сердцебиение.
- Проявляется одышка, угнетённость животного, апатия.
- Снижена активность и аппетит.
- Если процесс развития патологии затянулся, начинаются расстройства пищеварительной системы – понос или рвота.
- Для малышей болезнь чревата отставанием в росте и развитии.
Терапия
Помощь направляется на устранение причин болезни.
- Если анемия развивалась вследствие интоксикации, назначают внутривенные вливания глюкозы и хлористого натрия или переливание крови.
- Применяют замещающее лечение, которое направляется на восполнение уровня гемоглобина и эритроцитов.
- Используют препараты железа, меди, кобальта.
- Рекомендована витаминотерапия группы В.
Если анемия после интоксикации, назначают внутривенные вливания глюкозы.
Гипертрофическая кардиомиопатия
Наиболее частое заболевание у кошек, которое характеризуется утолщением сердечной стенки, вследствие чего сердце увеличивается в общем объёме.
Гипертрофическая кардиомиопатия характеризуется утолщением сердечной стенки.
Основными причинами служат: гипертиреоз, артериальная гипертензия, акромегалия – увеличенное образование гормона роста. Но также факторами выступают: аномалия «бычье сердце», наличие лимфомы, наследственность.
Клинические признаки
К сожалению, выявить развитие патологии очень сложно ввиду практически бессимптомного течения. Единственным признаком может быть снижение активности и апатия питомца. Различают патологический процесс путём клинического обследования. Аускультация выявит шумы в сердце, галопирующее биение. Сбой частоты сердечных сокращений.
Признаком гипертрофической кардиомиопатии может быть снижение активности.
Методы помощи
Разработана схема лечения гипертрофической кардиомиопатии.
- В данную схему входят бета-блокаторы – атенолол, пропранолол, блокаторы кальциевого канала – дилтиазем.
- Ингибиторы АСЕ – рамиприл, эналаприл.
- Ингибиторы ARBs – телмисартан.
Атенолол является бета-блокатором гипертрофической кардиомиопатии.
От своевременности начатой терапии будет зависеть исход болезни и выздоровление.
Гипокальцемия
Заболевание, при котором уровень кальция в сыворотке крови ниже физиологической нормы. Снижение этого уровня происходит при наличии следующих патологий: гипопаратиреоз, гиповитаминоз витамина Д, хроническая почечная недостаточность, цирроз, панкреатит, остеомаляция, патологические процессы в тонком отделе кишечника.
При гипокальцемии уровень кальция в крови ниже нормы.
Признаки
Основные проявления недуга связаны с нарушением нервной и мышечной активности.
- Кот проявляет беспокойство, которое сменяется упадком сил, вялостью, сонливостью.
- Возможно нервное подёргивание усиков, постоянное трение конечностями лица, тремор мышц.
- Питомец редко поднимается с лежанки, а если встаёт, то идёт тяжёлой походкой.
- Создаётся впечатление, что конечности из дерева.
- Возможно учащённое дыхание, снижение или полное отсутствие аппетита, лихорадочные состояния.
- В тяжёлой стадии появляются судороги.
Гипокальцемия сопровождается сонливостью кота.
Принцип лечения
Важным аспектом выступает определение причины.
- Далее осуществляется внутривенное введение глюконата кальция.
- Если прослеживается почечная подоплёка, назначаются специальная диета и фосфат связывающие лекарственные средства.
- Провоцирующий фактор, связанный с отравлением устраняют посредством промывания желудка, введением бикарбоната натрия и этанола.
- Панкреатит лечат с помощью обезболивающих средств, антибиотиков. Противовоспалительных медикаментов.
- Осуществляют переливание крови, реже проводят хирургическое устранение.
- Целесообразно давать глюконат кальция в таблетках, витаминные добавки группы Д.
Для определения правильного лечения изначально следует выявить причину.
Видео про гипертрофическую кардиомиопатию у кошек
Активное долголетие
7 факторов долголетия и советы по сохранению здоровьяот АВИЦЕННЫЭто имя наверняка слышал каждый. Авиценна — средневековый арабский мыслитель, врачеватель, музыкант, философ. Главным делом своей жизни Авиценна считал искусство сохранения здоровья. Причем, оно не является искусством, предотвращающим смерть, избавляющим тело от внешних бедствий или гарантирующим телу очень долгую жизнь. Задача этого искусства гораздо скромнее, но при этом чрезвычайно важна: обеспечивать предохранение от порчи влаги, содержащейся внутри организма. До наступления естественной смерти, по мнению Авиценны, это средство сохранения человеческого тела. Оно поручено двум силам: естественной, питающей и обеспечивающей замену того, что исчезает из тела, и силе, заставляющей биться пульс.
Эта задача достигается соблюдением трех режимов:
1. заменой исчезающей из тела влаги;
2. предотвращением причин, вызывающих и ускоряющих высыхание тела;
3. предохранением имеющейся в организме влаги от загнивания.
Главное в искусстве сохранение здоровья — уравновесить 7 факторов:
1. Натуру (то есть гармония тела, а именно содержание темперамента человека в равновесии).
2. Физическое и душевное движение (то есть сон и бодрствование). Ибн Сина говорил: “Тело, находящееся в движении, не нуждается в лечении”.
3. Выбор питья и пищи, даже расшифровывать не надо: «Человек есть то, что он ест!».
4. Очистку тела от излишков (то есть очищение организма от шлаков указывается как необходимая потребность сохранения здоровья).
6. Улучшение выдыхаемого через нос воздуха. Одним из главных условий здоровья человека, как указывает великий ученый, является окружающая среда, в первую очередь чистота воздуха, которым мы дышим.
7. Приспособление одежды к потребностям тела. Соблюдение порядка и правил ношения адекватной погоде одежды указано в числе важных требований сохранения здоровья человека. Ученый указывает на необходимость выбора одежды в соответствии с требованиями времен года.
Интересен оригинальный подход великого мыслителя по видоизменениям биологических процессов, происходящих в организме при старении: «…с самого начала мы (организм) представляем собой крайнюю влажность. Усыхание, которое происходит в нашем теле, есть необходимость, которой нельзя избежать. Когда завершается высыхание прирожденной влаги, то угасает прирожденная теплота – тело стариков холодное, и в то же время, и более сухое». Это подтверждается многочисленными исследованиями геронтологов: в стареющем организме происходят процессы дегидратации в связи со значительным уменьшением воды в костной ткани и коже.
Таким образом, Авиценна дает следующий рецепт долголетия: главными факторами долголетия являются режим питания, содержание массы тела в норме, влияние окружающей среды, то есть экологические обстоятельства, культуру одежды, гимнастику и физическое воспитание. Эти основные элементы сохранения здоровья человека и по сегодняшний день не утратили свою актуальность.
Советы Авиценны о здоровом образе жизни и питание
16 августа 980 года родился легендарный Абу Али Хусейн ибн Сина, которого европейцы привыкли называть Авиценна. Мы предлагаем вашему вниманию мудрые советы древнего врача, для тех, кто хочет быть здоровым.Знаменитый врач Абу Али ибн Сина, которого называют основоположником современной медицины, написал более 270 трудов. Даже спустя века многие его советы сохраняют актуальность и в XXI веке.
О физической активности:
«Безделье и праздность не только рождают невежество, они в то же время являются причиной болезни…
Умеренно и своевременно занимающийся физическими упражнениями человек не нуждается ни в каком лечении, направленном на устранение болезни…
Бросивший заниматься физическими упражнениями часто чахнет, ибо сила его органов слабеет вследствие отказа от движений…
Если заниматься физическими упражнениями — нет никакой нужды в употреблении лекарств, принимаемых при разных болезнях, если в то же время соблюдать все прочие предписания нормального режима».
О здоровом питании:
«Самая плохая пища та, которая обременяет желудок, а плохое питье то, когда оно переходит умеренность и наполняет желудок доверху… Если было съедено слишком много, то на следующий день нужно оставаться голодным…
Хуже всего мешать разнообразную пищу и есть слишком долго…
К вреду, причиняемому очень вкусным кушаньем, относится то, что его можно съесть слишком много…
Легкая пища больше сохраняет здоровье, но менее поддерживает силу и крепость, а тяжелая пища — наоборот…
Количество пищи должно быть таким, чтобы она не обременяла, не растягивала оконечностей ребер, не раздувала живота, не урчала и не всплывала наверх… Кроме того, после нее не должно наступать тошноты, «собачьего аппетита», упадка сил, одури, бессонницы…
Лучше перепить, чем переесть…
1. Летом кушай такие продукты, которые имеют кислинку, например, неспелый виноград. Также пей гранатовый сок и сок из неспелого винограда, ешь тамаринд.
2. Избегай кушать мясо откормленных животных, ибо такая пища заставляет выделяться желчь. Осенью ешь арбузы и виноград, ибо в таком питании нет ничего вредного.
3. Бани – самые ценные из всех лечебных процедур. Мытье в бане на голодный желудок ослабляет человека.
4. Вода, содержащая серу, утоляет боль, укрепляет нервы, заживляет фурункулы и раны, отбеливает пятна на коже, ослабляет желудок и уменьшает плотские желания.
5. При высоком давлении пейте тыквенный сок. Для укрепления сердца ешьте яблоки. Человек, страдающий от паралича, должен есть кедровые орехи. Если вы жалуетесь на грудные болезни, то ешьте миндаль, запивая медовым шербетом.
6. Осенью полностью откажись от соленной и сухой пищи. Не бери их в рот, ибо такая еда является причиной развития разных заболеваний у людей. Будь это сыр, будь рыба, все, что лежало в соли, не является полезным.
7. Вода, содержащая железо, открывает аппетит, помогает при болезнях селезенки, увеличивает плотские желания, облегчает тяжесть в желудке.
8. Вкусные и горячие блюда вызывают выделение желчи. Причина этого – слишком много тепла. Польза же от таких блюд – они активизируют работу желудочно-кишечного тракта.
9. При сердцебиении кушайте кориандр. При боли в позвоночнике пейте бульон из цыпленка
10. Нет болезни, у которой не было бы лечения, если только речь не идет о недостатке воли. Нет растения, которое было бы бесполезным, если только его просто еще не изучили.
О здоровом сне:
«Здоровым людям необходимо обращать должное внимание на сон. Их сон должен быть умеренным по времени, а не чрезмерным; им следует остерегаться вреда от бессонницы для мозга и для всех их сил…
Сон укрепляет все естественные силы… А чрезмерный сон производит нечто противоположное всему этому. Он порождает вялость душевных сил, тупость мозга и холодные болезни… Метаться в постели между бодрствованием и сном — самое худшее из всех состояний…
Спать на пустой желудок нехорошо, это ослабляет силу. Также вредно спать с переполненным желудком… Ибо такой сон будет не глубоким, а беспокойным…
Знай, что одеяло и высокая подушка содействуют здоровью. Короче говоря, члены должны располагаться так, чтобы голова была выше ног…
Самым лучшим положением во время сна считается, когда сон начинается с лежания на правой стороне, а затем происходит поворот на левую. Если сон начинается с лежания на животе, то это хорошо помогает пищеварению… На спине спят обычно люди, ослабевшие от болезни… Такие люди спят также с открытым ртом из-за слабости мышц, сжимающих обе челюсти…»
О здоровом жилье…
«Тому, кто выбирает себе место жительства, следует знать, какова там почва, какова там вода… Он должен знать, доступно ли данное место ветрам или находится в котловине, и какие там ветры — здоровые ли они и холодные…
Затем следует, чтобы окна и двери выходили на восток и на север; а также, чтобы солнце достигало в них любого места…
Ему надлежит дознаться, каково состояние местных жителей в отношении здоровья и болезни… «
Искусство сохранить здоровье:
«Основное в искусстве сохранения здоровья — уравновешивание необходимых, общих факторов. Они суть:
1) уравновешенность натуры,
2) выбор пищи и питья,
3) очистка тела от излишков,
4) сохранение правильного телосложения,
5) улучшение того, что вдыхается через нос,
6) приспособление одежды,
7) уравновешенность физического и душевного движения.
К последнему относятся в какой-то мере сон и бодрствование…»
Придерживаясь этих советов, мы будем здоровы, бодры, активны!
Берегите себя и своих близких!
состояний материи
состояние материиГазы, жидкости и твердые тела состоят из микроскопических частиц, но поведение этих частиц различается в трех фазах. На следующем рисунке показаны микроскопические различия.
Газ под микроскопом. | Микроскопический вид жидкости. | Твердое тело под микроскопом. |
Обратите внимание, что:
- Частиц в:
- газ хорошо разделены без регулярного расположения.
- жидкости расположены близко друг к другу без регулярного расположения.
- твердые тела плотно упакованы, обычно в правильном порядке.
- Частиц в:
- газ вибрирует и свободно перемещается на высоких скоростях.
- жидкости вибрируют, перемещаются и скользят друг мимо друга.
- твердые вибрируют (покачиваются), но обычно не перемещаются с места на место.
В следующей таблице приведены свойства газов, жидкостей и твердых тел. и определяет микроскопическое поведение, ответственное за каждое свойство.
Некоторые характеристики газов, жидкостей и твердых тел и микроскопическое объяснение поведения | ||
---|---|---|
газ | жидкость | твердый |
принимает форму и объем контейнера частицы могут двигаться мимо друг друга | принимает форму той части емкости, которую он
занимает частицы могут двигаться/скользить друг мимо друга | сохраняет фиксированный объем и форму жесткий — частицы зафиксированы на месте |
сжимаемый много свободного пространства между частицами | плохо сжимается небольшое свободное пространство между частицами | плохо сжимается небольшое свободное пространство между частицами |
легко течет частицы могут двигаться мимо друг друга | течет легко частицы могут двигаться/скользить друг мимо друга | не течет легко жёсткий — частицы не могут двигаться/скользить мимо одного еще |
Движение частиц
Эта идея фокуса исследуется через:
- Противопоставление студенческих и научных взглядов
- Критические идеи обучения
- Преподавательская деятельность
Противопоставление студенческих и научных взглядов
Студенческий повседневный опыт
Ожидается, что на этом уровне учащиеся «объяснят поведение и свойства материалов с точки зрения составляющих их частиц и сил, удерживающих их вместе» (стандарты VELS, уровень 6). Однако тот факт, что учащиеся могут рисовать обычное статическое расположение частиц в твердых телах, жидкостях и газах, не означает, что они придерживаются взгляда на материю полностью в виде частиц. Данные исследований свидетельствуют о том, что многие учащиеся в этом возрасте и старше все еще придерживаются ряда альтернативных концепций о частицах, которые трудно опровергнуть. Им часто не хватает понимания очень малого размера частиц, они приписывают макроскопические свойства микроскопическим частицам, с трудом оценивают движение частиц во всех состояниях материи и имеют проблемы с пониманием сил между частицами.
Research: Driver (1987)
Многие студенты, которые понимают, что материя состоит из частиц, все еще сохраняют некоторые прежние взгляды и считают, что частицы могут менять свою форму (из твердого состояния в жидкое), взрываться, гореть, расширяться, изменять форму и цвет или сжиматься. Студенты визуализируют атомы, молекулы и ионы в виде маленьких шарообразных объектов (возможно, из-за того, как была представлена информация), и это способствует тому, что они путают свойства частиц с макроскопической природой материалов, из которых они состоят.
Исследование: Happs (1980)
Эти идеи также исследуются в фокусной идее Макроскопические и микроскопические свойства.
Студенты часто не понимают динамической природы частиц; они склонны думать о них как о статичных. Студенты могут полагать, что частицы газа движутся медленно, подобно тому, что они наблюдают, когда видят взвешенные частицы пыли в луче света. Случайное движение частиц в жидкостях и газах представляет собой сложную концепцию для учащихся. На вопрос: «Почему частицы газа не падают на дно сосуда?» только около 50% студентов считали, что частицы находятся в постоянном движении. Студенты заявили, что частицы разлетаются (под действием тепла, действующего как вещество) при нагревании газов. Когда газы конденсировались в жидкость, многие студенты объясняли это усилением сил притяжения между частицами.
Исследование: Novick & Nussbaum (1981)
Студентам часто трудно оценить движение частиц в твердых телах, и это приводит к различным представлениям о замерзании и плавлении. Некоторые примеры размышлений учащихся о поведении частиц в тающей ледяной глыбе:
Ученик 1: «Частицы начинают отрываться друг от друга из-за повышения температуры. Когда они отделяются друг от друга, они превращаются из формы кристалла в форму раствора».0009
Ученик 2: «Когда кусок льда достают из морозилки, резкое изменение температуры влияет на частицы, заставляя их уменьшаться в размерах.»
Научный взгляд
Атомы невероятно малы, и их невозможно увидеть даже в самый мощный световой микроскоп. Мы используем несколько моделей атомов, чтобы помочь объяснить химические процессы и описать их поведение.
В газах частицы быстро движутся во всех направлениях, часто сталкиваясь друг с другом и со стенками сосуда. С повышением температуры частицы приобретают кинетическую энергию и движутся быстрее. Фактическая средняя скорость частиц зависит от их массы, а также от температуры — более тяжелые частицы движутся медленнее, чем более легкие при той же температуре. Молекулы кислорода и азота в воздухе при нормальной комнатной температуре движутся быстро со скоростью от 300 до 400 метров в секунду. В отличие от столкновений между макроскопическими объектами, столкновения между частицами абсолютно упругие, без потери кинетической энергии. Это очень отличается от большинства других столкновений, когда часть кинетической энергии преобразуется в другие формы, такие как тепло и звук. Именно идеально упругая природа столкновений позволяет частицам газа продолжать отскакивать после каждого столкновения без потери скорости. Частицы по-прежнему подвержены гравитации и ударяются о дно контейнера с большей силой, чем о его верхнюю часть, что придает газам вес. Если бы вертикальное движение молекул газа не замедлялось под действием силы тяжести, атмосфера давно бы покинула Землю.
В жидкостях частицы расположены довольно близко друг к другу и беспорядочно движутся по сосуду. Частицы быстро движутся во всех направлениях, но сталкиваются друг с другом чаще, чем в газах, из-за более коротких расстояний между частицами. С повышением температуры частицы движутся быстрее, приобретая кинетическую энергию, что приводит к увеличению частоты столкновений и увеличению скорости диффузии.
В твердом теле частицы упакованы как можно плотнее в аккуратном и упорядоченном порядке. Частицы удерживаются вместе слишком сильно, чтобы их можно было перемещать с места на место, но частицы колеблются вокруг своего положения в структуре. С повышением температуры частицы приобретают кинетическую энергию и вибрируют быстрее и сильнее.
Сила притяжения в твердых телах не должна быть больше, чем в жидкостях или газах. Например, силы между твердыми частицами гелия (при -270°С) еще очень малы. Для сравнения, силы между частицами паров железа (требующие очень высоких температур) очень сильны. Если сравнивать разные вещества, находящиеся при одинаковой температуре, то средняя кинетическая энергия частиц будет одинаковой (т.е. если частицы имеют одинаковую массу, то они будут двигаться с одинаковой скоростью), но силы притяжения в твердых телах будут быть больше, чем в жидкостях, которые будут больше, чем в газах. Силы притяжения не ослабевают, когда вещество переходит из твердого состояния в жидкое и газообразное, а кинетическая энергия частиц увеличивается (подразумевая более быстрое движение), что позволяет им преодолевать силы притяжения.
Важные обучающие идеи
- Вся материя состоит из атомов, которые слишком малы, чтобы их можно было увидеть даже в самые мощные световые микроскопы.
- Частицы во всех состояниях вещества находятся в постоянном движении, и это происходит очень быстро при комнатной температуре. Повышение температуры увеличивает кинетическую энергию и скорость частиц; это не ослабляет силы между ними.
- Частицы в твердых телах колеблются вокруг фиксированных положений; даже при очень низких температурах.
- Отдельные частицы в жидкостях и газах не имеют фиксированного положения и движутся хаотично.
- Столкновения между частицами отличаются от столкновений между макроскопическими объектами тем, что они абсолютно упругие: т. е. кинетическая энергия частиц остается постоянной и при столкновениях никакая энергия не переходит в другие формы.
Исследуйте взаимосвязь между представлениями о движении частиц в Карты развития концепции — (Химические реакции, состояния вещества)
Учащиеся этого уровня неоднократно знакомились с идеями о частицах (включая атомы, ионы и молекулы), однако многие из них сохраняют альтернативные или наивные взгляды на природу частиц, что может препятствовать их пониманию. Стремитесь принять стратегии обучения, которые способствуют неудовлетворенности учащихся своими существующими идеями, и продвигайте научную концепцию, которая правдоподобна, непротиворечива и полезна в различных ситуациях.
Педагогическая деятельность
Ознакомление учащихся с существующими идеями
В начале обучения важно выяснить у большинства учащихся прежние взгляды, чтобы закрепить их существующее понимание модели частиц материи.
Спросите учащихся, что они думают о размерах атомов по сравнению с другими мелкими вещами, такими как клетки, бактерии и вирусы. Это можно сделать, попросив их нарисовать их относительные размеры в одном и том же масштабе (в масштабе, где человеческая клетка равна размеру страницы или плаката). Верните идею о том, что атомы намного меньше. Поищите другие занятия, которые помогут укрепить идею о том, что частицы очень и очень малы.
Покажите учащимся обычные рисунки частиц в твердых телах, жидкостях и газах и спросите их, двигаются ли они и как быстро, по их мнению.
Оспаривание некоторых существующих идей
Ряд вопросов, затронутых в основной идее «Сохранение массы», актуальны здесь, и взвешивание колбы с небольшим количеством ацетона до и после испарения может быть использовано для оспаривания идей учащихся. о том, что материя легче в газообразном состоянии, и ставить проблемы со статическими изображениями частиц газа в текстах. Для получения дополнительной информации см.: Сохранение массы.
Помогите учащимся разработать для себя некоторые «научные» объяснения
При небольшом поощрении класс обычно может прийти к выводу путем обсуждения, что частицы в газах должны ударяться о дно колбы сильнее, чем о ее верх, и, следовательно, что на них действует гравитация. Это может быть расширено до объяснения того, почему атмосфера Земли истончается и в конечном итоге заканчивается — восходящее вертикальное движение частиц прекращается.
Способствовать осмыслению и уточнению существующих идей и поощрять учащихся к выявлению явлений, не объясняемых (в настоящее время представленной) научной моделью или идеей
Поскольку частицы нельзя наблюдать напрямую, большая часть обучения включает в себя поиск очевидных проблем или несоответствий с видами статических изображений частиц, данных в более ранние годы. Предложите учащимся определить их и обсудить возможные объяснения. Некоторые подсказки:
- Что удерживает частицы воздуха?
- Частицы воздуха движутся быстрее в ветреный день?
- Как газы могут иметь вес?
- Почему молекулы воздуха не улетают в космос?
Если необходимо, поднимите такие вопросы, которые вызовут дискуссию, но лучше, если учащиеся сами придумают их. Обратите внимание, что многие проблемы связаны с газами — именно их свойства нам больше всего нужны для объяснения модели частиц.
Чтобы укрепить понятие упругих столкновений, спросите, что произошло бы, если бы столкновения между частицами газа не были упругими. Какие практические последствия будут для людей? Это можно представить, бросая различные типы мячей (например, футбольный мяч, мяч для настольного тенниса и надувной мяч (из магазинов игрушек)) и объясняя, что поведение надувного мяча больше похоже на частицы газа.
Открытое обсуждение через обмен опытом
Использование таких упражнений, как POE (Предсказать-Наблюдать-Объяснить), может помочь учащимся обдумать, а затем подвергнуть сомнению свои существующие идеи. Следующее задание поможет учащимся обдумать свои идеи о движении частиц.
Установите две пары колб, каждая из которых соединена клапаном (см. схемы ниже). Обе пары имеют коричневый диоксид азота в левой колбе.
В первой паре также есть воздух в правой колбе. Учащихся просят предсказать, что произойдет, если открыть вентиль между двумя колбами. Коричневый цвет будет очень медленно распространяться из одной колбы в другую, потому что частицы часто сталкиваются с частицами воздуха. | |
Вторая пара колб имеет коричневый газ в левой колбе, но правая колба полностью вакуумирована. Студентов снова просят предсказать, что произойдет, когда клапан откроется. Очень высокая скорость молекул означает, что они очень быстро заполняют вакуумированную колбу. |
Диффузионные эксперименты могут укрепить идею движения частиц. Их также можно использовать в качестве POE.
Например:
- кристалл медного купороса помещают в агаровый гель; синий цвет медленно диффундирует через гель
- кристалл перманганата калия помещают в стакан и медленно добавляют воду. Смотрите изображение. В качестве альтернативы к раствору перманганата калия в бюретке очень медленно добавляют воду.
Броуновское движение также можно наблюдать с помощью стереомикроскопа, если на поверхность воды или этанола посыпать порошком серы или камфорой.