Манипулятивное общение в психологии это: понятие, виды, способы защиты от манипуляций.

что это такое, виды, признаки, примеры

Главная » Семья » Психология личности

Опубликовано:

Манипулятивное общение – психологическое воздействие на человека с целью изменения его восприятия действительности, реакций и поведения. Манипулятор применяет различные приемы и тактики, которые носят скрытый, завуалированный, обманный характер. Инициатор влияния преследует собственную выгоду, не принимая во внимание потребности и желания адресата воздействия.

Содержание

  1. Определение
  2. Признаки и примеры
  3. Тактика манипуляций в деловом сотрудничестве
  4. Способы манипулирования в детском возрасте
  5. Манипулятивные приемы в педагогической практике
  6. Как противодействовать манипулятору

Определение

Манипуляции в общении – это такое понятие в психологии, которое отражает бесчестные, неэтичные, непорядочные намерения манипулятора. Истинный манипулятор рассматривает оппонента как средство достижения своих собственных корыстных целей, не считаясь с правами и интересами жертвы. Манипулятивное поведение – это такое, какое влечет манипулятору выгоду.

Если воздействие на индивида не обусловлено корыстными целями, оно не считается манипулятивным. Воздействие на индивида не несет для него негативных последствий и считается безвредным, если предполагает получение достоверной, объективной информации относительно вопроса и свободу принятия решения. К примеру, врач сообщает пациенту, что отказ от вредных привычек сможет продлить ему жизнь.

Манипулятивный уровень – один из вариантов общения, который предполагает отношение к партнеру, как к неодушевленному предмету. Любая манипулятивная тактика, в том числе наигранная любовь, притворная слабость, беспочвенные обвинения, прямые угрозы, является насильственным воздействием, которое осуществляется помимо воли адресата влияния.

Манипуляция в обществознании – это отражение попыток влияния на массовое сознание. В этом случае инициатором влияния выступает институт власти, адресатом влияния – народ. К примеру, внимание общественности отвлекается от серьезных проблем резонансными новостями о жизни звезд и событиях за рубежом. Посредством воздействия на массовое сознание формируются идеологические и поведенческие установки.

При помощи средств масс-медиа (телевидение, радио, пресса) широким массам навязывают пошлость и невоспитанность, представляя их нормой поведения и увеличивая таким способом дистанцию между авторитетными представителями власти и простыми гражданами. Главные герои молодежных сериалов – часто недалекие люди, с трудом окончившие школу, злоупотребляющие спиртными напитками, предпочитающие проводить время, бесцельно слоняясь по улицам или в увеселительных заведениях (клубы, бары).

Признаки и примеры

Манипуляции в общении становятся возможными, если тот, кто управляет, находит уязвимое место жертвы. Инициаторы влияния применяют разные средства, в том числе вербальные и невербальные знаки. В первом случае речь идет о смысле слов, подборе словесных выражений, манере речи, во втором – предполагается использование жестов, поз, мимики, тактильных прикосновений, создание определенного имиджевого образа с прической, одеждой, аксессуарами, подходящими для конкретного вида коммуникации.

Опытные инициаторы влияния применяют паралингвистические приемы, которые предусматривают особенности произнесения звуков, слов, фраз. Манипулятивность – это свойство характера индивида, которое психологи рассматривают, как его стремление оказывать психологическое воздействие на других людей. Признаки индивида, использующего манипуляционные приемы:

  • Неискренность, равнодушие, выдаваемые за участие и сопереживание.
  • Беспринципная игра, затрагивающая искренние чувства окружающих.
  • Эгоистичность, потребительское отношение к партнеру, коллегам, родственникам.
  • Коварство по отношению к людям в сочетании с искусством манипулятивного воздействия.
  • Стремление властвовать, привлекать внимание, возвышаться над остальными.

В психологии манипулятивное общение – это часто отражение недостатков воспитания в детском возрасте. Родители сами провоцируют формирование такой черты характера, как манипулятивность, у своих детей, прибегая к методам психологического воздействия.

К примеру, когда ребенок часто слышит выражения типа: «Если ты не уберешь в комнате (не съешь кашу, не сделаешь еще что-нибудь), значит, ты меня не любишь», он подсознательно постигает возможность управления людьми, в его сознании закладывается поведенческая модель, которая может привести к любой желаемой цели.

Красноречивым примером манипулятивного общения из жизни могут служить рекламные ролики, которые навязывают потенциальным покупателям нередко ненужные покупки. В рекламе применяются слоганы, визуальные и звуковые образы, которые влияют на человека на подсознательном уровне. Методы убеждения работают безотказно, вызывая у адресата желание купить продукт, который поможет стать моложе, здоровее, успешнее.

В отношениях между супругами общение часто переходит на манипулятивный уровень, это значит, что один или оба партнера взывают к чувствам другого, заставляя совершать или не совершать определенные действия. Чувства, которыми удается оперировать в таких ситуациях: любовь, вина, жалость, ревность, лесть. В семьях, где партнеры регулярно прибегают к подобным уловкам, отсутствуют душевная близость, гармония и взаимопонимание.

Тактика манипуляций в деловом сотрудничестве

Использование манипулятивных приемов в деловых коммуникациях – распространенная практика, которая помогает недобросовестным дельцам увеличивать прибыль без дополнительных вложений. Основные виды манипуляций в деловом общении:

  1. Запутывание. Намеренное введение партера в заблуждение посредством утаивания или предоставления неполной информации.
  2. Запугивание. Словесное выражение угрозы или использование невербальных сигналов, свидетельствующих о зловещих намерениях манипулятора.
  3. Эмотирование. Воздействие на партнера с целью создания у него негативного настроения и соответственно психо-эмоционального возбуждения, способствующего дезориентации, мешающего сосредоточиться на обсуждаемых делах, тормозящего когнитивные функции.
  4. Скрытое принуждение. Воздействие, замаскированное в вербальных выражениях и невербальных знаках, представленное в форме уловок – двусмысленные намеки, неверные аналогии, переключение темы разговора.
  5. Вовлечение. Навязывание партнеру выполнения действий, которые выгодны манипулятору. Для вовлечения применяются поощрительные стимулы – обычно обещание выгоды, не подкрепленной обязательствами.

Примеры манипуляций встречаются в деловом общении и в других сферах, предполагающих коммуникацию. Споры, дискуссии, обсуждения, переговоры любого уровня часто строятся на попытках оппонентов влиять друг на друга. Манипулятивный стиль общения – это универсальный инструмент, который позволяет управлять людьми, что широко используется руководителями в отношении своих сотрудников.

Способы манипулирования в детском возрасте

Одна из главных задач в воспитании ребенка дошкольного возраста – развитие его социально-коммуникативных навыков. Посещая детский сад, общаясь с взрослыми и сверстниками, ребенок учится налаживать коммуникативные контакты, обучается нормам поведения, правилам взаимодействия с другими людьми. Исследования психологов показывают, дети младшей возрастной группы легко овладевают манипулятивными тактиками и применяют их в жизни.

В общении со сверстниками дети для достижения целей нередко используют силовые приемы и вербальные воздействия. Чтобы получить желаемое, ребенок-манипулятор принижает способности и таланты адресата влияния, параллельно преувеличивая собственные дарования. Чтобы забрать единственный в группе карандаш для рисования, такие дети оперируют манипулятивными фразами: «У меня получится лучше», «Ты рисуешь медленней и хуже, чем я».

Распространенные тактики: угрозы, уговоры, обращение к взрослым в качестве арбитра, ложное обещание выгоды. Если в отношения вступают два инициатора влияния, не избежать конфликта. Стремление любыми средствами получить желаемое в ущерб оппоненту приводит к агрессивному обсуждению проблемы, в результате атмосфера накаляется, что обычно в детском возрасте заканчивается силовым воздействием – потасовкой.

Манипулятивные приемы в педагогической практике

Взаимодействие между учениками и учителями предполагает определенную модель поведения обеих сторон. В процессе обучения детей педагоги обычно применяют такие манипулятивные тактики, как избыточный контроль, административное давление, эмоциональное воздействие. Подобные влияния провоцируют у учащихся пассивное повиновение, вызывают чувство страха и подавленности. Признаки манипулятивного поведения педагога:

  • Нежелание брать на себя ответственность за принимаемые решения.
  • Дисбаланс в понятиях – выигрыш для учителя и поощрение учащегося.
  • Силовое давление на индивида.
  • Стремление спровоцировать у ученика стереотипную реакцию.

Для адресата влияния в таких ситуациях характерно формирование психологических автоматизмов, подавление искренних, естественных реакций, возвращение к инфантильным, детским реакциям, развитие состояния суженного сознания. Ученики, попавшие под влияние педагога-манипулятора, становятся агрессивными, обидчивыми, суетливыми, напряженными.

Как противодействовать манипулятору

Безнравственные люди, склонные к манипулированию, нередко выглядят обычными и дружелюбными на первый взгляд. Психологи выяснили, что нарциссическая модель поведения способствует достижениям в бизнесе, что объясняет наличие у многих деловых лидеров свойств эгоистичной, самовлюбленной личности.

Манипулирование в деловом общении – распространенная тактика, которая помогает преодолевать препятствия и увеличивать финансовую прибыль. Психологи выделили основные техники, к которым прибегают бесчестные, недоброжелательные люди, использующие манипуляции в деловых коммуникациях, и предложили методы их нейтрализации:

  1. Газлайтинг. Форма психологического воздействия, которая направлена заставить индивида усомниться в своей адекватности, компетентности и правильном восприятии действительности. Манипулятор заставляет человека думать, что он ненормальный, дефективный. Обычно при этом используются выражения: «Такого не было», «Это твоя выдумка». Лжец, прибегая к тактике газлайтинга, искажает чувство реальности жертвы, которая постепенно утрачивает способность различать жестокое обращение и дружеское взаимодействие. Чтобы дать отпор, важно абстрагироваться в собственной реальности. Нейтрализовать действия газлайтера удастся, разобравшись в ситуации, воспользовавшись поддержкой близких друзей и родственников, которые помогут расставить все по местам.
  2. Проецирование. Сторонники этой тактики всегда выставляют виноватыми других, только не себя. Такие люди перекладывают ответственность за свою вспыльчивость, агрессию и дурное поведение на плечи окружающих. Чтобы избежать этого вида манипуляций в общении, нужно избавиться от ложного чувства сострадания и сочувствия к манипулятору.
  3. Обобщения. Искажение слов и фактов в угоду собственной пользе и прибыли – типичная модель поведения эксплуататоров. Они намеренно меняют смысл высказываний окружающих, неверно обобщают фразы, заостряя внимание на негативных деталях, чтобы влиять на позицию людей. Чтобы предотвратить подобные фальсификации, нужно отстаивать свою точку зрения, логично обосновывая ее.
  4. Смена темы. Это один из часто использующихся приемов психологических манипуляций в деловом общении. На первый взгляд безобидное переключение с одной темы на другую – попытка избежать ответственности. Манипуляторы старательно избегают диалогов, которые могут их обличить. Предчувствуя опасность, они ловко переключают внимание собеседника на другой предмет. Чтобы предотвратить подобное развитие событий, следует неуклонно продолжать перечислять компрометирующие лжеца факты, не поддаваясь на его уловки.
  5. Черный пиар. Один из способов влиять на оппонентов заключается в создании о них негативного общественного мнения. В ход идут лживые, надуманные аргументы, которые преследуют целью очернить репутацию. Этот принцип, облаченный в афоризм: «Разделяй и властвуй», использовался еще во времена римского сената. В этом случае лучше не поддаваться на провокации, чтобы клевета оставалась бездоказательной.

Манипулятивные действия – это заранее продуманные способы влияния на человека. Манипуляция – это скрытое, искусное воздействие, которое возбуждает у адресата влияния намерения, не совпадающие с его реальными потребностями и желаниями. Ловкие инициаторы влияния добиваются таких результатов, что нередко жертва не догадывается, что ее поступками движут сторонние, а не личные интересы. Чтобы противостоять в общении манипуляциям любого типа, психологи советуют придерживаться правил:

  1. Отказаться от роли, навязываемой манипулятором. Сделать это удастся при помощи фраз: «Я не настолько альтруистичен, как вы думаете», «Вероятно, вы принимаете меня за кого-то другого».
  2. Проигнорировать попытку манипулирования. Если не удается молчанием остановить нападки манипулятора, следует спровоцировать его на откровенность фразой типа: «Непонятно, чего вы от меня хотите, объясните подробнее».
  3. Уменьшить ценность выгоды, которую сулит недоброжелатель. Чтобы не стать жертвой лжеца, стоит задуматься над вопросом, зачем ввязываться в авантюру, которую он предлагает.

Манипулятивное общение всегда неискреннее и фальшивое. Людям с развитой интуицией несложно почувствовать неладное и усмотреть злой умысел в слишком подобострастном или странном поведении собеседника. Обычно жертвами манипуляторов становятся наивные, легковерные люди, которых подкупают комплиментами и наигранной заботой.

Манипулятивное общение – это стремление воздействовать на другого человека с целью извлечения личной выгоды. Обнаружив признаки манипуляции в общении, нужно дать недоброжелателю достойный отпор.

0 7 095 просмотров

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:

Манипулятивное общение

Одним из способов воздействия на человека во время разговора, является манипуляция. Этот термин означает завуалированное побуждение к какому-либо действию или изменению отношения, для достижения конкретной цели. Главное, чтобы человек считал, что все действия были вызваны исключительно его собственными решениями, а не мнением другого. Манипулятивный стиль общения присущ людям следующих профессий: продавец, официант, таксист и др.

Признаки манипулятивного общения

  1. Когда собеседник начинает ссылаться на выражения и мнения авторитетных источников. Это делается в расчете на то, что человек, услышав известное имя, посчитает сказанное правильным и поступит именно так.
  2. Очень часто в подобных разговорах человек делает акцент на верность, например, «ты же мне друг» или «ты же меня любишь» и т.п. Такие виды манипулятивного общения встречаются чаще всего.
  3. Часто, для достижения цели человек намекает на выгоду, которую можно получить, если сделать или сказать, что он предлагает. Примеры такого манипулятивного общения – политическая агитация или реклама товаров.
  4. Многие люди пытаются «давить» на жалость, манипулируя при этом своей болезнью, усталостью и т.п. Этот вариант используют люди, которые хотят избежать выполнения какого-либо задания.
  5. Есть люди, которые в качестве манипуляции используют силу, то есть говорят о неприятных последствиях, которые могут вас ожидать в будущем.

Это только небольшой список признаков, которые свидетельствуют о том, что вами манипулируют.

Манипулятивные приемы общения

  1. Первый прием напоминает эффект «нога в дверь». Им очень часто пользуются торговые агенты, которых предлагают товары, ходя по квартирам. По их мнению, если вы успели просунуть ногу в дверь, значит полдела сделано. Если человек уступил один раз – открыв дверь, значит, уговорить его уступить еще раз непременно получиться. Действует этот прием благодаря тому, что человек сделав что-то хорошее один раз, захочет делать это в дальнейшем. Этот тип манипулятивного общения присущ начальникам, которые дают указания своим подчиненным.
  2. Еще один прием называется – «пробный шар». Смысл этого метода заключается в том, что сначала человек задает «заманчивый» вопрос и, получив на него согласие, говорит всю оставшуюся информацию, по сути, которая является главной и не очень приятной. Благодаря этому собеседник дает согласие, не зная на что, а отказаться потом уже будет неудобно.

 

Похожие статьи

Межличностное общение

Психология межличностного общения немаловажный момент в построении любых отношений, поэтому базовые знания психологических аспектов общения пойдет только на пользу.

Виды общения в психологии

Общение имеет несколько видов, если рассматривать его с точки зрения психологии. Какие бывают виды коммуникаций и чем они отличаются друг от друга мы расскажем в этой статье.

Бесконфликтное общение

Бесконфликтное общение подразумевает наличие у оппонентов знаний и навыков относительно этике общения. В этой статье мы расскажем именно о таких правилах.

Межличностный конфликт

Межличностные конфликты сопровождают человеческое общества с момента его возникновения. Чтобы правильно понимать причины возникновения и находить верные пути решений, необходимо владеть информацией о структуре таких конфликтов.

Читайте также:

Что значит ЧСВ в молодежном сленге и философии?

Что значит ЧСВ в молодежном сленге и философии, признаки завышенного или заниженного этого качества у человека, где встречается данная аббревиатура – это знают все подростки, а взрослые, к сожалению, не всегда успевают за развитием современного сленга.

Что такое кринж – старое значение нового понятия и примеры употребления

Что такое кринж, происхождение этого слова, его значение, синонимы и примеры в молодежном сленге, анимациях, рекламе – это часто известно подросткам, но непонятно взрослым людям. Между тем, это явление понятно всем, только привычные названия у него другие.

Финансовый менеджмент – основные концепции и функции управления финансами

Финансовый менеджмент, его функции, цели, методы, задачи, виды, оценка качества – это важные понятия не только для успешно зарабатывающих предпринимателей, но и для грамотных людей, которые хотят без проблем ориентироваться в сфере финансов.


 

 

Возраст и психологические условия манипулятивного поведения дошкольников | Козачек

Дошкольный возраст характеризуется как сенситивный период для развития детских манипуляций. Примеры детских фокусов и трюков соотнесены с возрастными особенностями ребенка 3-7 лет.

Ключевые слова: психологическая манипуляция, дошкольный возраст, детская манипуляция, возрастные предпосылки манипулятивного поведения

Психологическое воздействие на личность скрытно и хитро, применяемое для достижения одностороннего преимущества, которое носит характер субъект-объекта, называется психологической манипуляцией. Обосновано единичное применение психологической манипуляции в межличностном общении как действенное, а не «лобовое» воздействие. Однако тотальная манипуляция разрушает человека, вызывает серьезные психосоматические изменения, моральные искажения, проблемы в отношении к самому субъекту, разрушение отношений с другими людьми. Распространение психологического манипулирования в различных сферах общественной жизни делает тему «овеществления» человека актуальным предметом изучения. Проекция отношений взрослых наблюдается во взаимодействии детей дошкольного возраста. Анализ развития и установки манипулятивного манипулятивного поведения детей имеет важное значение в построении перспектив современного дошкольного образования.

Целью данного материала является рассмотрение возрастного и психологического потенциала манипулятивных проявлений у детей 3-7 лет.

В течение 2009-2018 г.г. для обсуждения современного состояния проблемы детских манипуляций нами были приглашены специалисты, имеющие непосредственное отношение к воспитанию детей дошкольного возраста. В нашем исследовании приняли участие 188 воспитателей, учителей музыки, инструкторов по физическому воспитанию дошкольных учреждений Волгограда и Волгоградской области (Россия). Их размышления и примеры из опыта мы обобщили и опубликовали ранее.

1 Все учителя перечислили более 160 детских фокусов, некоторые из них приведены здесь для иллюстрации и выделены курсивом. Большинство специалистов встречались в своей практике с детскими манипуляциями. Среди наиболее популярных манипулятивных методов выделяются «болезни», ложь, истерия. дошкольники торгуются, часто пользуются чужими слабостями, льстят, дают неискренние обещания, ссылаются на собственные слабости, манипулируют «любовью».
Распространенным является использование своего или чужого авторитета, настраивание людей друг против друга, формирование чувства вины. Менее распространенными, но не менее действенными средствами контроля являются упрямство, подарки «якобы другому, а на самом деле самому себе», жалобы, доносы, угрозы, шантаж, подкуп взрослого или сверстника, стремление «сбить собеседника с толку» и пр.

Такое разнообразие детских манипуляций не случайно. Дошкольный период благоприятен для апробации фокусов, уловок, интриг. В этом возрасте меняются социальные ситуации развития, трансформируется ведущий вид деятельности, происходят серьезные изменения в личностно-познавательной сфере детей. Говоря о причинах «овеществления» другого человека, ученые назвали манипулирование социально обусловленным явлением. Современное общество, культура, окружающие люди переводят растущего человека на благосклонное отношение к хитрости, уверткам, интригам, мастерству в их осуществлении.

2 Дошкольный возраст — это период, в котором ребенок ориентируется в основном смысле человеческой деятельности, осваивая задачи, мотивы, нормы человеческих отношений. 3 Это предъявляет высокие требования к содержанию образования детей 3-7 лет. Но, утилитарный подход к человеку, совершенно неприемлемый в культуре человеческого достоинства, по мнению В.И. Слободчиковой,
4
все же имеет место в воспитании дошкольников. Вымышленные персонажи, исторические, политические деятели, рекламные и карикатурные персонажи, а также родственники и учителя являются социальной манипуляцией взрослых.

Ведущим видом деятельности дошкольника выступает ролевая игра. Большое значение для психического развития приобретают также общение, продуктивная деятельность, восприятие литературных произведений, учебная деятельность. Новые виды деятельности влекут за собой формирование новых мотивов, а новые потребности определяют новые средства достижения этой цели. Интерес к взрослому миру, желание действовать как взрослый, войти во взрослый мир может реализовываться в стремлении манипулировать окружающими как взрослый: В ответ на угрозу матери: «Если ты не уберешь свои игрушки, я.

..» ребенок может подвергнуть себя опасности: «Мама, я не буду есть, если ты…». В дошкольном возрасте усиливается процесс дифференциации в детском коллективе: одни дети становятся популярными, другие отвергаются. По отношению к сверстникам развиваются мотивы гордыни, соперничества, самоутверждения. 5 Манипуляция может быть средством реализации возникающих мотивов: «Ребенок, пользующийся популярностью у детей, четко решает, с кем дружить, а с кем нет, и ловко ставит условия тем, кто хочет с ним общаться». Движущей силой таких манипуляций становится стремление поднять статус, авторитет и подчинить себе других, выразить свое превосходство. На положение ребенка в группе сверстников влияет множество факторов, большинство из которых, по мнению Смирновой Е.О. 6 — сопереживание и помощь сверстникам. Манипулятивные приемы, напротив, разрушают межличностные отношения, помогая при этом достижению ситуативных целей: «Один ребенок сказал своему товарищу по игре, что у него плохая игрушка, и он в такие игрушки не играет, потому что это Товарищ игрушечную кидает, а ее рука через пару минут занимает».

Дошкольный возраст — период развития эмоциональной сферы, усвоения норм поведения и нравственных чувств, этического становления первичных инстанций. Особое место занимают нравственные мотивы, связанные с отношением к другим людям, пониманием их поступков и поступков других. У старших дошкольников уже видны признаки искренней заботы о близких или удачные примеры предметного, пользовательского отношения к сверстникам: «Вова хотел взять машину, но ее опередил Петр. Потом Вова, подойдя к Пете, сказал, что мальчишки играют в мячик Петя побежал к мальчишкам, а Вова взял машину «а взрослый» Степан (4 года 5 мес) часто, если хочет получить игрушку от мамы, начинает ныть, клянчить, рыдать. И он понимает, что взрослые сильно раздражают. Поэтому добивается желаемого быстро». По словам Л. Кольберг [op. 4] большинство детей дошкольного возраста, в силу особенностей своего мышления, находятся на бытовом уровне нравственного мышления действий. мораль для ребенка — нечто внешнее, она соответствует правилам, установленным взрослыми, по чисто корыстным соображениям. ребенок часто прибегает ко лжи, чтобы получить повышение или избежать наказания: «На столе лежала конфета, рядом была только Лера, а конфеты через некоторое время не было. Спрашиваю: «Куда делись? Лера смотрит на меня честными глазами: «Не знаю. Это не я!». Дети врут, как Мухина В.С. 5 также может возникнуть вследствие признания нереализованных требований. Манипуляции в виде лжи в этом случае возникают из-за чувства досады, желания быть «не хуже»: «Игрушка ребенку понравилась, он ее взял, сказав другим детям: Это моя игрушка! Я купил ее маме. «В таких ситуациях важно различать ложь и детскую фантазию. Манипулятивная ложь всегда эгоистична в отличие от проявления развития воображения.

Уловка, уловки, шантаж, угрозы, истерики и используемые детьми в результате ревности: «Когда начинаешь жалеть младшего, старший нарочно падает и начинает громко стонать, а пришел и пожалеть. » Ревность многогранна, она может проявляться при психосоматических заболеваниях, нарушениях поведения, аутоагрессии и др. Эти средства могут быть использованы для сознательного или бессознательного управления объектом ревности. Детская ревность — еще один пример нереализованных притязаний на признание и причина манипулятивных проявлений дошкольников: «Прячь тайком игровой кубик, не давай играть, когда игра идет в пользу партнера». Еще в детстве ребенок учится стыдиться своей склонности ко лжи и зависти. Реакция взрослых на негативные данные поведенческие проявления зависит от того, будут ли они заблокированы.

К концу возраста появляется произвольное поведение ребенка, формируются подчиненные мотивы, преднамеренными и произвольными являются мотивы, в том числе манипулятивные. Д.Б. Эльконин, 3 , характеризуя развитие личности дошкольника, описывает случаи детского упрямства в старшем дошкольном возрасте, которое хорошо осознается ребенком как несправедливое и ненадлежащее стремление во что бы то ни стало иметь свое. Дети склонны учитывать последствия своего упрямства и проявляют его чаще по отношению к взрослому, от чего оно остается безнаказанным и действенным для детей. Некоторым старшим дошкольникам приятно видеть бессилие взрослых, особенно если окружающие сверстники реагируют на это смехом. Механизм эмоционального предвосхищения последствий деятельности подробно описан А. Запорожцем [оп. 4], она лежит в основе эмоционально-регулирующих действий дошкольника. Еще до того, как ребенок начнет действовать, у него возникает эмоциональный образ, отражающий и будущие результаты, и его похвалу со стороны взрослых. Эмоционально предчувствуя последствия своего поведения, ребенок уже заранее знает, хорошо или плохо он собирается поступать. В тех случаях, когда он чувствует себя в относительной безопасности, ребенок может манипулировать сознательно.

Эффективность детских манипуляций во многом обусловлена ​​развитием у ребенка способности контролировать симптомы собственного и чужого опыта. В отличие от трехлетнего ребенка 5-6 лет дошкольного возраста могут сдерживать бурное, резкое выражение чувств. Также ребенок усваивает формы выражения тонких оттенков переживаний, обнародованных через позы, мимику, жесты, позы, движения и тембр голоса. 7 Это помогает не только эффективно считывать переживания других людей, но и четко выражать свое эмоциональное состояние, истинное или желаемое контролировать других «ложные объятия и поцелуи», «не настоящие слезы», «ребенок хочет уйти». домой к маме, зная, что правильно позвонить маме не удается, поэтому она имитирует симптомы болезни, плаксивость, зная, что из-за заботы о здоровье воспитателя может вызвать мать или кто-то из семьи». правила и нормы, являющиеся регуляторами его поведения посредством изучения нормативных жалоб детей, описанных В.А. Горбачевым [оп. 10]. Психологическая природа детских жалоб проанализирована Л. Н. Абрамовой и А. Т. Рузской. 8 Психологическим манипулированием детская жалоба становится, если ребенок сознательно или бессознательно хочет использовать взрослого для достижения желаемой им цели: «Ребенок, которого случайно задели, вдруг падает как рывок и начинает громко плакать, требуя наказания за якобы преступник» «Желая иметь игрушку, которая находится в руках другого ребенка, он будет жаловаться ему, что ребенка наказали, и игрушка досталась ему». Приведенные выше примеры манипулятивных действий можно соотнести с различными типами жалоб.

Конечно, не каждый случай проявления упрямства, капризов, детских жалоб, лжи, воровства, агрессии, ревности является психологической манипуляцией. На принадлежность к категории рецепции описываемого нами явления указывает:

  1. Наличие психологического воздействия.
  2. Манипулятор относится к другому как к средству достижения своей цели.
  3. Желание получить одностороннюю выгоду.
  4. Скрытый характер удара.
  5. Использование психологической силы, игра на слабостях (использование психологической уязвимости).
  6. Причинное, мотивационное внедрение (формирование «искусственных» потребностей и причин изменения поведения интереса инициатора манипулятивного воздействия).
  7. Навык и умение осуществлять манипулятивные действия. 1

Современные детские манипуляции не новы; они конкретизируют портреты манипуляторов, предложенных в прошлом веке Шостромом Е. 9 Детские техники и устройства имеют сходство с манипуляциями подростков 10 и взрослых. 9 Это доказывает, что проверенные в детстве приемы и стратегии поведения закрепляются и переносятся на более поздние этапы онтогенеза. Для понимания сущности феномена психологического манипулирования у дошкольника, определения ценностей воспитания дошкольников важным является поиск теоретико-методологических основ работы с манипулятивными проявлениями детей и взрослых.

Что такое эмоциональное манипулирование? I Psych Central

Когда кто-то использует ваши эмоции, чтобы получить желаемое, направить ваше поведение или повлиять на ваши идеалы, это называется эмоциональным манипулированием.

Манипуляция — это попытка контролировать что-то или кого-то. Например, когда вы манипулируете чем-то руками, вы позиционируете это в соответствии со своими намерениями, например, художник, превращающий комок глины в кусок глиняной посуды.

Людей, как существ со своим мыслительным процессом, не так-то просто контролировать. У вас есть собственный набор желаний, потребностей и интересов, которые ведут вас по жизни.

Когда кто-то еще хочет контролировать ваше путешествие и не может этого сделать физически, он может прибегнуть к тактике эмоционального манипулирования.

«Эмоциональная манипуляция — это форма психологической манипуляции, при которой человек стремится контролировать эмоции другого человека», — объясняет доктор Гарольд Хонг, психиатр из Роли, Северная Каролина. «Часто это делается с помощью убеждения, принуждения или даже эмоционального шантажа».

Как бы зловеще это ни звучало, эмоциональные манипуляции не всегда являются результатом сознательного мышления.

По словам Кары Нассур, лицензированного профессионального консультанта из Остина, штат Техас, эмоциональное манипулирование может быть укоренившимся, привычным или второй натурой в результате травмы или неблагоприятного опыта в детстве.

«У некоторых людей, подвергшихся жестокому обращению, развивается манипулятивное поведение, потому что обидчики наказали их за попытку выразить свои потребности здоровым и прямым образом», — отмечает она. «Другие люди ведут себя манипулятивно, потому что выросли в семьях, где это было обычным делом, и у них не было возможности научиться другим способам общения».

Эмоциональные манипуляции могут быть разными. Например, это могут быть волны гнева, выраженного разочарования, насмешек или чувства вины.

Хонг указывает, что газлайтинг и любовная бомбардировка — две распространенные формы эмоциональной манипуляции.

Газлайтинг может возникнуть, когда кто-то пытается заставить вас усомниться в ваших восприятиях или воспоминаниях. «Этого не произошло, вы просто переутомились» — пример газлайтинга.

Бомбардировка любовью — это когда кто-то осыпает вас любовью и похвалой, чтобы привлечь вас в начале отношений.

«Это можно использовать, чтобы заставить вас думать, что они — идеальный партнер для вас», — говорит он. «Но как только они вас зацепят, они могут начать отвлекать это внимание и заставлять вас чувствовать себя нуждающимся и зависимым от них».

Вот другие распространенные приемы эмоционального манипулирования и то, как они могут звучать.

  • Вина: «Если бы ты любил меня, ты бы этого не делал».
  • Критика: «Ты никогда ничего не делаешь правильно».
  • Изоляция: «Ты предпочитаешь мне своих друзей и семью».
  • Унижение: «Я приглашу тебя на ужин, когда ты похудеешь».
  • Угрозы: «Если ты когда-нибудь сделаешь это снова, ты пожалеешь».
  • Обвинение: «Посмотрите, что вы заставили меня сделать».
  • Обвинение: «Я знаю, что ты изменяешь».
  • Измена: «Я мог бы добиться большего, чем вы, когда захочу».

Эмоциональная уязвимость и эмоциональное манипулирование

Выражение своих эмоций не является эмоциональным манипулированием. Вам разрешено плакать, топать ногами или показывать, что вы чувствуете в данный момент.

Плач, выражающий уязвимость, например, не означает, что вы обязательно пытаетесь склонить кого-то на свою сторону или заручиться его поддержкой.

Иногда просто хочется поплакать.

Илеана Арганда-Стивенс, терапевт по вопросам брака и семьи из Сакраменто, объясняет: «Важно, чтобы мы осознавали, как наше общество обесценивает уязвимость, и как это влияет на наше восприятие».

Эмоциональные манипуляции могут сильно повлиять на ваши отношения. Это может подорвать доверие, вызвать обиду и повлиять на ваше психическое здоровье и благополучие.

В целом, Арганда-Стивенс указывает, что это может создать недостаток эмоциональной безопасности.

«Эмоциональное манипулирование в отношениях может вызвать стресс, обиду и страх в связи с тем, что вами манипулируют», — говорит она.

Нассур отмечает, что эмоциональное манипулирование может создать атмосферу конкуренции, когда партнеры пытаются переиграть друг друга, а не находить компромиссы или решения проблем в отношениях.

Эмоциональные манипуляции могут даже привести к хроническим состояниям, связанным с насилием, таким как:

  • низкая самооценка
  • депрессия
  • тревога
  • употребление психоактивных веществ
  • посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)
  • 9 Да, эмоциональное манипулирование может быть формой эмоционального насилия.

    Жестокое обращение определяется как модель поведения, используемая для контроля или поддержания власти в отношениях.

    Время от времени чувство вины может не соответствовать критериям насилия, но постоянное чувство вины или чувство вины в сочетании с другими формами эмоционального манипулирования могут.

    Всегда, когда возникают эмоции, бывает сложно понять, что делать в данный момент. Вот несколько стратегий, которые вы можете попробовать.

    Отстранение

    Если вы чувствуете, что кто-то манипулирует вашими эмоциями, можно отойти от ситуации, чтобы собраться с мыслями.

    «Спокойно сообщите своему партнеру, что вы собираетесь выйти на 20 минут, чтобы собраться с мыслями, и что, когда вы вернетесь, вы снова попытаетесь обсудить насущный вопрос», — предлагает Арганда-Стивенс.

    Развитие навыков общения

    «Практикуйтесь четко и без извинений формулировать свои потребности, желания и границы», — рекомендует Нассур. «Чем более комфортно вы чувствуете себя при прямом общении, тем легче обнаружить манипуляции со стороны других».

    Прекращение отношений

    Это нормально, если вам придется отказаться от эмоционально манипулятивных отношений. На самом деле, Хонг предлагает, чем раньше вы уйдете, тем лучше.

    «Как можно раньше постарайтесь выйти из ситуации и обратиться за помощью к надежному другу, члену семьи, терапевту или на горячую линию», — говорит он. «Не ждите эскалации эмоционального насилия, прежде чем обращаться за помощью».

    Иногда знание того, что вы «должны делать», включает в себя знание того, что может быть неэффективным, когда кто-то использует эмоциональную манипуляцию. Вот некоторые вещи, которых вы можете попытаться избежать.

    Не чувствуйте себя ответственным

    Чувство вины может быть мощным инструментом эмоционального манипулирования. Хонг утверждает, что никто не несет ответственности за чужие чувства.

    «Это то, во что они хотят, чтобы вы поверили, но это просто неправда», — говорит он. «Вы не несете ответственности за их счастье или благополучие, только за свое собственное. Они могут легко манипулировать вами, если вы считаете, что несете ответственность за их чувства».

    Не разглашайте информацию

    Не все эмоциональные оскорбления происходят через интимные отношения. Чтобы предотвратить эмоциональное насилие, Хонг предлагает ограничить информацию, которую вы сообщаете о себе, такую ​​как страхи, неуверенность или уязвимость.

    Не пытайтесь рассуждать

    «Ты никогда не выиграешь спор, потому что они будут только искажать твои слова и использовать их против тебя», — говорит Хонг. «Чем больше вы пытаетесь рассуждать, тем больше они будут подвергать вас газлайтингу и заставят сомневаться в себе».

    В том же духе, подчеркивание недостатков другого человека также может ничего не доказывать. Они могут переложить вину на вас, прежде чем возьмут на себя какую-либо ответственность.

    Не поддавайтесь требованиям

    Хонг рекомендует не поддаваться требованиям тех, кто использует эмоциональные манипуляции, какими бы незначительными они ни были.

    Он указывает, что это только усиливает их поведение и заставляет их думать, что они эффективны.

    Что делать, если кто-то угрожает причинить себе вред?

    «Некоторые люди, использующие манипуляции, будут угрожать причинением вреда себе или другим, чтобы заставить вас ответить, но в таких ситуациях лучше прекратить разговор, а затем позвонить в службу неотложной помощи в области психического здоровья или вызвать полицию для проверки здоровья», говорит Нассур.

    Когда эмоциональные манипуляции начинают негативно влиять на вашу повседневную жизнь, подумайте о том, чтобы обратиться за поддержкой и советом к специалисту по психическому здоровью.

    Терапия для пар может помочь партнерам, которым сложно общаться или которые испытывают эмоциональное манипулирование как укоренившийся механизм выживания из прошлого опыта.

    Обычные эмоциональные манипуляции, которые выталкивают вас за пределы ваших границ, заставляют вас чувствовать угрозу или негативно влияют на ваше психическое здоровье, могут быть формой жестокого обращения.

Добавить комментарий