Манипулятивный стиль общения в психологии: понятие, виды, способы защиты от манипуляций.

Манипулятивный стиль общения

    Содержание

 

    Проблема  манипулирования личностью, человеком, его сознанием и поведением неоднократно ставилась в ХХ веке отечественными и зарубежными исследователями. Она рассматривалась в рамках работ, посвященных философским, социологическим и психологическим аспектам политики и права, развития общества, индивидуальной и общественной психологии.

    Манипулирование массовым сознанием и общественным мнением как научная и практическая проблема рассматривалась также  в рамках теорий журналистики и средств массовой коммуникаций, политической и коммерческой рекламы и пропаганды, социального управления и маркетинга.

    В последнее время активизировались исследования проблемы манипуляций  личностью, человеком, его сознанием  и поведением как на теоретическом, так и прикладном уровне.

    Манипулирование личностью является достаточно массовым явлением в повседневной жизни, экономической  конкуренции и политической борьбе и представляет основную угрозу информационно-психологической  безопасности личности в современных условиях развития общества.

Манипулирование личностью, использование различных средств и технологий информационно-психологического воздействия на людей стало достаточно обычным явлением в повседневной жизни, экономической конкуренции и политической борьбе.

    Тайное  принуждение личности как специфический  способ управления используется на всех уровнях социального взаимодействия людей – от межличностного общения, до массовой коммуникации и присуще  различным культурам и 

историческим условиям1.

    Информационно-психологическое воздействие манипулятивного характера, осуществляемое в интересах человека или групп людей по отношению к другим, является специфической формой управления. Такая форма управления носит опасный характер в случаях, когда оно осуществляется тайно, приносит односторонние выгоды его организаторам.

    Латинская пословица гласит «предупрежден — значит вооружен». Знание манипулятивных технологий информационно-психологического воздействия на человека — это первый шаг к формированию психологической защиты личности и собственной информационно-психологической безопасности.

 

    В социальной психологии выделяют три  типа межличностного общения: императивное, манипулятивное и диалогическое.

    Императивное  общение — это авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером по общению с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждения его к определенным действиям или решениям. В данном случае партнер по общению рассматривается как объект воздействия, выступает пассивной стороной, «страдательной» стороной. Особенность императива в том, что конечная цель общения – принуждение партнера – не завуалирована. В качестве средств оказания влияния используются приказы, указания, предписания и требования. К сферам деятельности, в которых используется этот стиль общения, относятся: военные уставные отношения, отношения начальник-подчиненный в экстремальных условиях, работа при чрезвычайных обстоятельствах. Но можно выделить и те сферы межличностных отношений, где применение императива неуместно.

Это интимно-личностные и супружеские отношения, детско-родительские контакты, а также вся система педагогических отношений.

    Диалогическое общение — это равноправное субъект-субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, самопознание партнеров по общению. Оно возможно лишь в случае соблюдения ряда правил взаимоотношений:

    1. Наличие психологического настроя  на актуальное состояние: собеседника  и собственное актуальное психологическое  состояние (следование принципу  “здесь и теперь”).

    2. Использование безоценочного восприятия  личности партнера, априорная установка  на доверие к его намерениям.

    3. Восприятие партнера как равного,  имеющего право на собственные  мнения и решения.

    4. Содержания общения должны включать  проблемы и нерешенные вопросы (проблематизация содержания общения).

    5. Следует персонифицировать общение,  т.е. вести разговор от своего  имени (без ссылки на мнения  авторитетов), представлять свои  истинные чувства и желания.

    Диалогическое (или другими словами – гуманистическое общение), позволяет достичь более глубинного взаимопонимания, самораскрытия партнеров, создает условия для взаимного личностного роста.

    Манипулятивное  общение – это форма межличностного общения, при которой воздействие  на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрыто. Как и императив, манипуляция предполагает объектное восприятие партнера по общению, стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Сферой разрешенной манипуляции является бизнес и деловые отношения вообще. Символом такого типа общения стала концепция общения, развитая Дейлом Корнеги и его последователями. Широко распространен манипулятивный стиль общения и в области пропаганды2.

    Другие  источники выделяют также:

    1) Ритуальный стиль. Этот стиль обычно задается культурой, в которой живет человек. Ритуальным, например, может быть стиль приветствий и вопросов, задаваемых при встрече, и ответов. Так, в американской культуре принято на вопрос: «Как дела?» отвечать: «Прекрасно», как бы дела ни обстояли в действительности. Для нашей культуры свойственно отвечать «по существу», не стесняясь отвешивать негативные характеристики собственному существованию.

    2) Гуманистический стиль. К этому  стилю относятся все разновидности  диалогического общения: это равноправное взаимодействие, цель которого – взаимное познание, самопознание. Гуманистический стиль лишен императива и позволяет достичь глубокого взаимопонимания

3.

    Н.И. Козлов выделяет следующие стили  межличностного общения: конвенциальный, примитивный, манипулятивный, актуализированный, духовный.

    Конвенциальный (деловой) стиль общения предполагает довольно большую дистанцию между  людьми. Выражения эмоций и чувств при этом ограничены. Люди общаются как носители определенных служебных  функций.

    Манипулятивный стиль предполагает наличие скрытой цели одного или нескольких собеседников, для достижения которой используются индивидуальные особенности характера человека, его личностные установки. Манипулятивный стиль предполагает управление другим человеком за счет преувеличения или преуменьшения собственных личностных особенностей или черт характера. Например: ученики демонстрируют преувеличенный интерес к какому-либо вопросу на уроке, чтобы заставить учителя подольше его объяснять и сократить время на опрос домашнего задания. Вы можете продемонстрировать этот сюжет либо придумать свой.

    Примитивный стиль общения. Для него характерны реакции амбиции и знаки 

превосходства, акценты на внешних признаках  человека. Например, обращение в  общественном транспорте: <Эй, ты рыжая…>, <Подвинься-ка, очкарик…> Примитивные формы общения связаны, как правило, с унижением одним другого. При общении с более сильным человеком попытки унизить быстро меняются на противоположное — льстивое обращение.

    При актуализированном стиле общения человек рассматривает себя и других в качестве личностей или субъектов, наделенных уникальными возможностями, и способный проявлять свое действительное “я”.

    Духовный  стиль (гуманистический) предполагает взаимное принятие, самопознание и  развитие личностей.

    Манипуляция — наиболее распространенный вид  человеческого общения. Оксфордский  словарь определяет манипуляцию  как акт влияния на людей, управления ими с особенно пренебрежительным  подтекстом.

    Манипуляция — это вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями.

    При манипулятивном общении ставится цель — добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Это  сближает манипуляцию с императивом. Коренное же отличие этих видов общения друг от друга состоит в том, что партнер не информируется об истинных целях общения: они либо просто скрываются от него, либо подменяются другими.

      Манипуляция — это скрытое  управление другим человеком, такое психологическое воздействие на него, которое призвано обеспечить негласное получение манипулятором односторонних преимуществ. Но это происходит таким образом, что у партнера сохраняется иллюзия самостоятельности принятых решений. Сила манипуляции — в ее скрытом характере; утаивается как сам факт воздействия, так и, естественно, его цель.

    Манипулятор использует психологически уязвимые особенности  человека — черты характера, привычки, желания, а также его достоинства, то есть все, что может срабатывать автоматически, без сознательного анализа. Такое воздействие часто подкрепляется специальными приемами, повышающими общую «податливость» партнера. В нравственной плоскости у манипулятора формируется отношение к людям как к орудию достижения своих личных целей.

    Человек-манипулятор  привыкает распоряжаться партнером, всегда стремится получать одностороннее  преимущество. В когнитивном плане  возникает эгоцентризм, фрагментарное, одностороннее видение партнера и самого себя.

    Как отмечает Э. Шостром, манипулятора характеризует лживость и примитивность чувств, апатия к жизни, цинизм и недоверие к себе и другим. Это неизбежно! Ведь манипулятор не может позволить себе быть искренним и естественным, это резко снижает его шансы добиться скрытого преимущества. Удел манипулятора — «технологичное общение», что неизбежно превращает его самого из личности в технолога. Отличительная его черта – отношение к партнеру как к средству достижения своих (не относящихся к партнеру) целей. Для манипулятора партнер важен лишь в той степени, в какой он служит достижению целей, и совершенно не интересует манипулятора как человек. Его интересует чисто психологический выигрыш, желание поставить партнера в невыгодное положение4. Психоаналитик Э. Берн описал не много не мало 120 таких извращенных способов людской коммуникации. Названия, данные доктором Берном этим играм говорят сами за себя: “Все из-за тебя”, “Подерись с ним” и т.д.

    Сферами «разрешенной манипуляции», несомненно, являются бизнес и деловые отношения  вообще, политика, идеология. Символом манипулятивного типа отношений давно стала концепция общения Д. Карнеги и его многочисленных последователей. Широко распространен манипулятивный стиль воздействия на партнеров по общению и в области пропаганды.

    Сильнее всего «страдают» от манипуляции отношения, построенные на любви, дружбе и взаимной привязанности. Разрушение таких связей и подмена их другими при использовании манипулятивных средств общения неизбежны.

    Педагоги  используют оценки, угрозу оповестить родителей, манипулируют хорошим отношением к ребенку, сердечными приступами и мигренями, заявлениями об уходе. Очень часто за так называемыми «педагогическими мерами» стоят какие-то особо изящные приемы манипулирования сознанием и поведением провинившегося ученика. 

 

    Особым  видом воздействия на партнера по общению является манипуляция, которой  пользуются прежде всего профессионалы  влияния (или, как их называет: продавцы, работники сферы обслуживания, руководители, таксисты, официанты, вербовщики религиозных сект, попрошайки и мошенники. Манипуляция используется педагогами в отношении учащихся и учащимися в отношении педагогов, а также родителями в отношении своих детей и детьми в отношении своих родителей.

    Под манипуляцией понимают скрытое от адресата побуждение его к изменению отношения к чему-либо, принятию решений и выполнению действий, необходимых для достижения манипулятором собственных целей. При этом важно, чтобы адресат считал эти мысли, решения и действия своими собственными, а не «наведенными» извне, и признавал себя ответственным за них. Таким образом, манипулятор перекладывает ответственность за совершенное по его же научению на свою жертву. Отсюда и негативное отношение к манипуляции, хотя манипуляция может иметь и положительные последствия (например, в обучении и воспитании). Поэтому утверждение, что «манипулятивное общение — это такое общение, при котором к партнеру относятся как к средству достижения внешних по отношению к нему целей», можно принять с оговоркой: это часто имеет место, но не всегда. Педагог, манипулируя учеником, стремится достичь целей, объективно не являющихся внешними по отношению к этому ученику.

    При манипулятивном общении восприятие партнера носит специфический характер: его рассматривают как совокупность качеств, которые могут пригодиться при достижении своей цели, а не как целостную личность. Специфична при манипулятивном общении и самоподача: собеседнику демонстрируется только то, что поможет достижению цели. И конечно, важно найти правильный подход к собеседнику, своеобразную тактику, учитывая и его особенности, и наличную ситуацию.

Что такое манипулятивный стиль общения и каковы его признаки и приёмы

Не знаю как у тебя, но, когда я слышу о манипулятивном общении — воображение сразу же рисует образ дергающего за ниточки кукловода. При этом, он сам находится вне поле зрения. Кукловод делает все, что ему вздумается, а объект манипуляции даже не подозревает об этом.

В этой статье:

Краткое описание центральных представлений о манипуляцииПричины манипуляции с примерамиТипы манипуляторовВиды манипулирования на чувствахТри вида подачи манипуляции

Новости СМИ2

Краткое описание центральных представлений о манипуляции

Фото Shane Devlin on Unsplash

Е. Л. Доценко, в своей работе посвящённой изучению психологии манипуляции, дает следующее определение: «Манипуляция представляет собой психологическое воздействие, целью которого является побуждение у другого человека желаний, не совпадающие с его изначальными актуальными намерениями».

Манипуляция — это форма межличностного общения. В авторитетных кругах, мнения, относительно окраски воздействия манипулятивного общения, разделились на два лагеря: одни считают, что данный способ взаимодействия имеет исключительно негативный подтекст.

Другие же, наоборот, высказывают точку зрения со следующей фундаментальной основой: манипуляция представляет собой такой способ воздействия на визави, при котором она выступает в качестве уместного и этически-обусловленного элемента, дабы обе стороны были удовлетворены.

Если рассмотреть манипулятивное общения с точки зрения образов, то персонажи — кукловод и марионетка, вырисовываются неспроста. Да будет тебе известно, что основой слова «манипуляция» является латинский корень «manus», что в переводе — «рука».

Манипулятивное общение

Оксфордский словарь предлагает переносное значение рассматриваемого понятия: «влияние или управление людьми, или вещами с применением ловкости, как завуалированное управление».

Причины манипуляции с примерами

Авторитетные авторы популярных направлений в психологии называют пять основных причин.

  • Ф. Перлз считает, что основная причина манипуляции лежит в конфликте человека с самим собой. Это связано с тем, что индивид имеет две опоры: собственную, и ту, которая лежит в основе внешней среды.

В качестве примера он приводит взаимоотношения работодателя и работника в сфере торговли. Первым, устанавливаются чёткие порядки и правила, отойти от которых, и проявить индивидуальный подход, у второго, не представляется возможным. Более того, второй говорит заученным фразами с целью повысить продажи. В данном случае, по мнению Перлза, покупать взаимодействует не с человеком-продавцом, а с тем, кто слепо выполняет волю другого человека.

Перлз акцентирует внимание на том, что человек не доверяет сам себе до конца. На сознательном или подсознательном уровне заложено четкое убеждение относительно того, что ему могут помочь другие. Но при этом, он не доверяет и другим тоже. Это, в свою очередь, порождает манипулирование дабы можно было контролировать других, и как итог — больше им доверять.

  • Вторую причину выдвигает Э. Фромм. Согласно его мнению, адекватные отношения между людьми строятся на любви. Фундаментальным являет то, что один человек, знает и принимает другого полностью. Но соль в том, что многие и себя то не знают, и следовательно, — не любят.

В данном раскладе, манипулятор прибегает к альтернативе любви — подчинение другого человека себе. По сути, этот другой становится удобной вещью, которая исполняет волю манипулятора. 

Здесь, в качестве примера, можно привести любовную деструктивную зависимость, когда один из партнеров шантажом, заставляет другого выполнять то, что ему нужно. Допустим «Я от тебя уйду, если ты не… »

Giphy
  • Третью причину высказывают экзистенциалисты. С их точки зрения, человек в любую минуту может столкнуться с чем-то рискованным и непредсказуемым. И когда он начинает пасовать перед таким положением дел, то сам себя делает пассивным и беспомощным.

Может сложится впечатление, что им легко управлять. Но это не так. Подход: «Я сдался! Делайте со мной все, что хотите!» является всего лишь трюком. В качестве примера можно привести человека, который изображает из себя больного. Другие люди начинают проявлять чувство жалости, становятся более покорными, дабы угодить больному.

  • Э. Берн, Д. Хейли и В. Глассер предлагают четвертую причину. С их точки зрения, манипулятор избегает тесных межличностных контактов. Это связано с замаскированной неполноценностью, на базе которой развивается социофобия.

Ключевым здесь является «Что обо мне подумают другие?». В качестве примера, можно привести отношения двух партнёров, когда манипулятор, из-за страха того, что его могут бросить или унизить, начинает действовать на опережение. При этом обязательно переложит вину за разрушенные отношения на своего партнера.

  • А. Эллис выдвигает пятую причину. С его точки зрения в основе манипуляции лежит псевдофилософия. Ключевая мысль заключается в том, что человеку жизненно необходимо получать у всех окружающих одобрение.

Здесь говорится не об отдельно взятой игре, как у Берна.  Смысловой посыл — система игр, как смысл жизни. В качестве примера можно привести мужчину-Неудачника, который выставляет жену — деспотом, дабы таким образом можно было переложить на неё вину за провалы и неудачи. Сюда же можно подключить перекладывание ответственности.

Типы манипуляторов

Когда мы с тобой выяснили причины манипуляций, нужно установить, какими же бывают типы манипуляторов. Это позволит тебе вовремя распознать манипулятора, и сказать ему «Стоп» до того, как он сделает тебя жертвой манипуляции.

  • Активный

Не демонстрирует свою слабость. Всегда предстает в образе сильного и уверенного. Как правило, пользуется своим положением: родитель, педагог, начальник, вышестоящий по статусу. Его кредо — главенствовать любой ценой.

  • Пассивный
Фото автора THIS IS ZUN: Pexels

Полная противоположность первого типа. Прикидывается беспомощным и глупым. Он никогда не вызывает раздражения у других. Пользуясь положением «снизу» вызывает жалость. Другие, дабы не ранить его чувств, готовы поступиться своими приоритетами.

  • Соревнующийся

Жизнь он воспринимает как битву, а люди в ней либо соперники, либо враги. Представляет собой микс активного и пассивного типа. Его кредо — выиграть любой ценой.

  • Безразличный

Скрываясь за маской безучастности к происходящему, он ведет свою игру. Его методы, как и в случае с соревнующимся, состоят из активно-пассивного «набора», но с добавлением ключевого элемента — он не приемлет и отвергает заботу.

Виды манипулирования на чувствах

В достижении задуманного, манипулятор прибегает к подключению приёма «игра на чувствах». Основными задействованными чувствами являются:

  • Любовь

Мужчина-манипулятор спекулирует на данном чувстве. Он либо просит доказать любовь, либо наоборот, грозится лишить жертву манипуляции любви. Чтобы ни делала женщина, в её сторону перманентно будут звучать фразы: «Ты меня не любишь!», «Докажи, что ты меня любишь!», «Если ты меня любишь, тебе нужно сделать… ».

  • Вина

Основная задача манипулятора «закрепить» в сознании жертвы мысль, что именно она есть причиной плохого самочувствия или настроения. В данном случае речь идет о том, что из-за вины эмоциональное состояние человека становится нестабильным. Он ставит под сомнение свою правоту. Как бы сдаёт свои позиции.

  • Долг

Одна из самых распространённых. Включает в себя следующие формулировки:

  • Как женщина ты должна…
  • Как мать ты должна…
  • Как жена ты должна…
  • Как дочь ты должна…

Как правило, данной «кнопкой» манипуляции пользуются родные и значимые люди. Женщина всегда начинает чувствовать себя должной, и со временем, просто перестает замечать, что те убеждения, которые она транслирует, не является её собственными, а продиктованы другими людьми.

Фото автора Mikhail Nilov: Pexels
  • Жалость

Мы с тобой уже рассматривали это чувство выше. Дабы не повторяться, предлагаю ознакомиться с противодействием. Если зафиксируешь, что кто-то настойчиво начинает давить на чувство жалости, попробуй сместить фокус внимания на его сильные стороны. Похвали этого человека. Прорисуй ему положительный сценарий. Таким образов ты заберешь у него инструмент воздействия, и соответственно — обезоружишь.

  • Страх

Рисуя во всей красе негативные картинки и всевозможные проигрышные варианты, основной задачей манипулятора является желание вызвать базовое чувство страха. В данном случае оно будет выступать неким тормозом. То есть ключевое — заставить другого засомневаться в правильности своего выбора; позиции; мнении.

Это делается для того, чтобы незаметно, как бы невзначай, «подсунуть» якобы безопасное и верное решение. Таким образом кукловод получает то, что хотел именно он, а не другой человек.

Три вида подачи манипуляции

  • Эффект неожиданности

Ключевые слова: быстро, спешно.  Основной посыл такой подачи заключается в     том, чтобы под воздействием ограничений во времени заставить другого, без           лишних обдумываний, принять решение.

Фото автора SHVETS production: Pexels
  • Дезориентация

Ключевые слова: нагло, агрессивно, напористо. Теряясь под напором, жертва манипуляции, соглашается на выгодные для манипулятора условия или действия.

  • Двойное послание

Ключевые слова: ирония, насмешка. Данная подача предусматривает нестыковку мимики и жестов, с тем, что говорится. Конечной целью является то, что человек начинает сомневаться в правильности своего решения. А манипулятор, как и в случае с чувством страха, уже наготове с нужным для него решением.

  • Мнимая щедрость и внимание

Ключевые слова: лесть, щедрость, комплименты, подарки. Здесь мы имеем дело с алгоритмом «Ты — мне, я — тебе». Как ты, наверное, уже поняла, основной посыл заключается в том, что, давая что-то малоценное и ненужное, манипулятор рассчитывает получить именно то, что нужно ему.

5 стилей общения. | DS Psychology Melbourne

Научиться определять различные стили общения и их влияние на нормальное повседневное взаимодействие с друзьями, семьей, знакомыми, коллегами по работе и другими людьми, с которыми вы общаетесь, важно, если вы хотите развить навыки эффективного и уверенного общения. Быть настойчивым может означать уважение к себе и другим людям. Это способность выражать свои мысли и чувства, используя честное и прямое общение.

Важно помнить, что вы не всегда можете получить то, что хотите, будучи напористым, но вы сможете достичь компромисса. Вы можете не получить то, что хотите, но, по крайней мере, вы получите удовлетворение от осознания того, что вы справились с ситуацией наилучшим образом. Также не будет негативных чувств между вами и другими участниками обсуждения.

Прежде чем вы начнете думать о развитии уверенного общения, вам нужно сначала узнать свой стиль общения. Существует 5 стилей общения, и вы можете использовать более одного, но есть один стиль, к которому вы всегда будете возвращаться, когда чувствуете себя некомфортно или когда вы не готовы. Ниже представлены 5 стилей общения.

Напористый стиль общения

Это лучший стиль общения. Это самый эффективный стиль общения. Он рождается из высокой самооценки и не является ни слишком пассивным, ни слишком агрессивным. Люди, использующие этот стиль общения, могут уверенно общаться, не прибегая к играм или манипуляциям. Они знают свои пределы и не позволяют людям раздвигать их границы только потому, что другому человеку что-то нужно или нужно от них. Удивительно, что это наименее используемый стиль общения.

Этот тип людей стремится достичь своих целей, не причиняя вреда другим. Они эмоционально и социально экспрессивны, они делают свой собственный выбор и берут на себя ответственность. Они спрашивают напрямую и принимают возможность быть отвергнутыми. Они идут со средним шагом, скоростью и громкостью. У них хороший зрительный контакт, они расслаблены, имеют открытую осанку и не ерзают. То, как они общаются, создает доверие, и другой человек чувствует, что может поверить в их слова.

Агрессивный стиль общения

Этот тип людей может сосредоточиться на победе, даже если это происходит за счет другого человека. Они ведут себя так, как будто их потребности важнее, они могут внести больший вклад и имеют больше прав, чем другие люди. Это нездоровый стиль общения, потому что содержание сообщения может быть потеряно, потому что люди слишком заняты реакцией на то, как оно доставлено.

Они пугающие, угрожающие и враждебные. Они стремятся победить и используют различные методы, такие как запугивание, запугивание, резкость, требовательность, непредсказуемость и воинственность. Громкость у них громкая, а поза больше, чем у других. Они вторгаются в чужие пространства и пытаются стоять над ними. Выражения их лиц могут быть свирепыми, хмурыми и хмурыми. Другой человек, скорее всего, будет защищаться, обижаться, унижаться, обижаться, бояться и, в конечном счете, не уважать другого человека.

Пассивно-агрессивный стиль общения

Это стиль общения, при котором человек внешне кажется пассивным, но косвенно выражает свой гнев. Люди, использующие этот стиль общения, обычно чувствуют себя бессильными и тонко подрывают объект своих обид, чтобы выразить то, что они чувствуют, даже если это означает саботировать себя. Хорошее выражение, которое можно использовать для их описания, — «отрезать себе нос назло своему лицу»

Они косвенно агрессивны и саркастичны. Они ненадежны и могут быть сомнительными, угрюмыми, сплетниками, покровительственными и жалобщиками. Их выражения несовместимы с их истинными чувствами и будут приятны вам в лицо, но ядовиты за вашей спиной. У них приторно-сладкий голос и асимметричная осанка. У них милое и невинное выражение лица. Люди на принимающей стороне будут чувствовать себя растерянными, обиженными, злыми и обиженными.

Покорный стиль общения

Этот тип людей изо всех сил старается угодить другим и избежать конфликтов. Они считают потребности других более важными, чем свои. Они ведут себя так, как будто другой человек имеет больше прав и может внести больший вклад. Они извиняются, потому что чувствуют себя навязчивыми, когда чего-то хотят. Они изо всех сил стараются избегать любой конфронтации и уступают предпочтениям других людей. Они чувствуют себя жертвой и отказываются от комплиментов. Они не выражают своих желаний или своих чувств.

Они используют мягкую громкость и пытаются сделать себя как можно меньше. Они склонны много ерзать и изображать покорное поведение. Люди на принимающей стороне будут чувствовать себя виноватыми, разочарованными, раздраженными и не будут знать, чего они хотят.

Манипулятивный стиль общения

Люди, использующие этот стиль, коварны, проницательны и расчетливы. Коммуникаторы-манипуляторы отлично умеют влиять на других и контролировать их ради собственной выгоды. Когда они говорят, у них есть основное сообщение, и во многих случаях другой человек этого не осознает. Они хитры, коварно контролируют других людей, например, дуются, используют фальшивые слезы, косвенно просят удовлетворить их потребности и заставляют другого человека чувствовать себя виноватым или обязанным помочь им.
У них может быть покровительственный, заискивающий, завистливый и часто высокий голос. Другой человек останется с чувством вины, злости, разочарования, раздражения и не знает, как ему быть.

Выше приведены 5 стилей общения.

5 стилей общения и способы их эффективного использования

Понимание различных стилей общения членов нашей команды укрепляет доверие, улучшает навыки межличностного общения и позволяет принимать эффективные и действенные решения. Читайте дальше, чтобы узнать о 5 стилях общения (напористый, агрессивный, пассивный, пассивно-агрессивный и манипулятивный) и о том, как их использовать для улучшения общения в вашей команде.

Важность общения для удаленных команд

Любая команда должна иметь возможность эффективно общаться, чтобы добиться успеха. В то время как общение происходит естественным образом, когда вы делите физическое пространство со своими коллегами, например, сталкиваетесь с ними в столовой и спрашиваете о выходных друг друга, общение с удаленными членами команды должно быть преднамеренным. В противном случае этого не произойдет.

Ваша удаленная команда должна регулярно взаимодействовать друг с другом, чтобы укрепить доверие и узнать друг друга, в том числе понять стили общения и предпочтения друг друга.

📚  Узнайте о лучших виртуальных тимбилдингах для вовлечения вашей команды .

Все общаются по-разному, и может быть много недопонимания и недопонимания, если члены команды не понимают разные стили общения друг друга. Как руководитель удаленной команды вы должны понимать, как люди, составляющие вашу команду, предпочитают общаться, чтобы вы могли помочь им улучшить их коммуникативные привычки и создать рабочую среду, которая приносит пользу всем.

5 стилей общения

В отличие от других стилей общения (DiSC, Enneagram и т. д.), не все 5 стилей общения созданы одинаковыми. Некоторые стили общения более эффективны, чем другие.

5 стилей общения:

  1. Напористое общение
  2. Агрессивное общение
  3. Пассивное общение
  4. Пассивно-агрессивное общение
  5. 90

Напористое общение

Напористый стиль общения ясный, откровенный и прямой, без напористости, неуважения или грубости. Напористое общение исходит из уверенности. Тот, кто использует этот стиль общения, ясно выражает свои желания и потребности, в то же время активно слушая окружающих. Именно этот баланс позволяет напористым коммуникаторам достигать консенсуса и компромисса.

Люди, использующие напористое общение, не позволяют эмоциям затуманивать их суждения или влиять на их стиль общения. Они оптимистичны, позитивны, спокойны, размеренны и ориентированы на решение. Они выслушают всех и будут работать с ними, но не за счет собственных желаний, идей или ценностей.

Использование «я»-утверждений является ключевым элементом уверенного общения, например: «Я чувствую, что вы могли бы быть более вежливы с нашим клиентом», а не «Вы ведете себя как непрофессиональный ребенок». Напористые коммуникаторы также реже используют такие слова, как мог бы , должен или возможно . Вместо того, чтобы сказать: «Может быть, я мог бы взять на себя эту часть проекта», они скажут: «Я возьму на себя эту часть проекта».

Агрессивное общение

Агрессивный стиль общения – пугающий, аргументированный и враждебный. Люди, которые общаются таким образом, как правило, озабочены только победой и считают свое собственное мнение более достойным или важным, чем мнение членов их команды, менеджеров или даже клиентов.

Если кто-то попытается вмешаться или отстаивать собственное мнение, агрессивные коммуникаторы пройдут мимо него, оставив тех, с кем они работают, чувствовать себя запуганными, игнорируемыми и незначительными.

Даже если мнение, выраженное кем-то, использующим агрессивный стиль общения, якобы правильное или его идея хороша, их резкий тон подорвет то, что они пытаются донести, и члены их команды могут просто не согласиться с ними. из-за того, как агрессивный человек говорит.

Агрессивные коммуникаторы говорят с уверенностью, как и напористые коммуникаторы. Разница в том, что напористые коммуникаторы активно слушают окружающих и заботятся о чувствах других, а агрессивные коммуникаторы этого не делают. Люди, которые используют агрессивное общение, также часто общаются с помощью языка своего тела, например, используя агрессивные жесты рук, делая пренебрежительные лица и стоя слишком близко для комфорта.

Пассивное общение

Пассивный стиль общения — покорный, легкий на подъем, приятный для людей и скромный. Люди, которые общаются таким образом, обычно позволяют более напористым или агрессивным типам взять на себя инициативу, в основном потому, что они не любят конфликтов и сделают все возможное, чтобы их избежать. Этот стиль общения часто ценят более агрессивные коммуникаторы, так как пассивные коммуникаторы будут держаться подальше от их пути и часто воспринимают их запугивание и дерзость с легким юмором.

К сожалению, это может вызвать чувство обиды. Поскольку пассивные коммуникаторы изо всех сил пытаются четко сообщить о своих желаниях, потребностях и мнениях, их часто упускают из виду.

Хотя пассивное общение иногда является единственным вариантом, если вы имеете дело с темпераментным или властным клиентом, постоянно позволять людям добиваться своего за счет того, чего вы действительно хотите, не способствует эффективному общению и может привести к недопониманию и выгоранию сотрудников .

Пассивно-агрессивный стиль общения

Этот стиль общения сочетает в себе элементы пассивного стиля общения и агрессивного стиля общения. На первый взгляд люди, использующие этот стиль общения, кажутся пассивными и легкомысленными. Но в глубине души они злы и разочарованы, и этот гнев будет проявляться в сарказме, сплетнях, распространении слухов, покровительственном или снисходительном выражении.

Пассивно-агрессивные коммуникаторы не будут прямо говорить, что они не согласны или что-то не нравится; вместо этого они будут действовать в тени. К сожалению, их действия имеют такой же токсический эффект, как и агрессивное общение, если не хуже. Их обида заразительна — они сеют семена сомнения и распространяют свое недовольство по всей команде, а если их обнаружат, никто не захочет с ними работать.

Манипулятивная коммуникация

Поначалу манипулятивную коммуникацию трудно определить, поскольку те, кто использует этот стиль, используют обман и хитрость, чтобы повлиять на результаты. Коммуникаторы-манипуляторы не говорят, что они на самом деле имеют в виду или что они на самом деле чувствуют; их настоящие цели часто скрыты. Они будут мутить воду, чтобы их истинные намерения не были известны до тех пор, пока их цели не будут достигнуты, а возможно, и тогда.

Коммуникаторы-манипуляторы знают, чего они хотят и как этого добиться, как и напористые коммуникаторы, но они пытаются достичь своих целей, обманывая людей, а не разговаривая с ними прямо и честно.

Если члены команды поймут, что их обманули, они по понятным причинам разозлятся и, скорее всего, предпочтут больше не работать со своим манипулятивным членом команды. По этой причине такой стиль общения не эффективен в долгосрочной перспективе.

Какой стиль общения самый эффективный?

Напористый стиль общения считается наиболее эффективным. Этот стиль общения прямой и прямой, но не властный. Напористые коммуникаторы знают, как получить то, что они хотят, но не за счет других в своей команде. Они не настаивают на своем, перекатываясь через людей; Помимо того, что они напористы, они еще и добрые, вдумчивые и активные слушатели.

Их желание достичь своих целей не исходит из чувства неуверенности; напористые коммуникаторы имеют высокую самооценку. Им не нужно доказывать себя или мстить кому-то за предполагаемое пренебрежение; они просто хотят найти лучшее решение, которое работает для всех. Напористый стиль наиболее эффективен, потому что члены команды будут чувствовать себя принятыми, а не запуганными, и свободно выражать свои идеи открыто.

Настойчивый стиль общения является ключом к тому, чтобы стать успешным менеджером и лидером. Напористые менеджеры создают рабочую атмосферу, основанную на доверии и открытом общении, а членов команды вдохновляют их уверенность, энтузиазм и искренность. Именно эти качества делают менеджера трансформационным лидером, а не транзакционным.

📚 Узнайте о разнице между транзакционным и трансформационным лидерством в нашей статье Трансформационное лидерство: как вдохновить на инновации .  

В то время как уверенное общение кажется некоторым естественным, каждый может научиться уверенно общаться. Если уверенность не является вашей сильной стороной, притворяйтесь. Уверенные люди не всегда правы, и у них не всегда есть идеальное решение; они просто не позволяют одной плохой идее или неудаче определить их. Ваши идеи и мнения имеют ценность, так что верьте в них. Вместо того, чтобы говорить: «Я мог бы сделать это», скажите: «Я сделаю это».

Будьте осторожны, чтобы не переусердствовать и не стать агрессивным в общении. Отличительной чертой уверенного общения является ваша способность слушать окружающих. Будьте позитивны и внимательны к точкам зрения других людей и предлагайте решения вместо жалоб или сарказма. Если вам не нравится чья-то идея, найдите что-нибудь положительное, чтобы сказать о ней и указать на ценность этой идеи.

Будьте ясны, прямолинейны и ориентированы на поиск решений, принимая во внимание мнения других людей и стили общения.

Как общаться с представителями других стилей

Как общаться с напористым стилем

С напористыми коммуникаторами легче всего общаться, так как они ясны в своем общении и дадут вам пространство для самовыражения хорошо. Примите их за чистую монету и будьте ясны в ответ.

Избегайте пассивного или невыразительного общения. Напористым коммуникаторам не нужно ничего приукрашивать, и они хотят найти лучшее решение. При встрече с ними задавайте вопросы и дайте им высказаться, и не стесняйтесь предлагать свои собственные решения, а также любую конструктивную критику. Ожидайте вдумчивого, уважительного разговора и обмена идеями, кульминацией которого станет решение для продвижения вперед.

📚 Конструктивная обратная связь: полное руководство по обратной связи .

Как общаться в агрессивном стиле

Агрессивные коммуникаторы не облегчат вам задачу, но дистанционное взаимодействие с ними через Zoom или любую другую коммуникационную платформу, которую вы используете, означает, что они не смогут использовать язык своего тела для запугивания вы или другие члены вашей команды.

Обратите внимание, когда вы считаете, что кто-то общается агрессивно, и сделайте все возможное, чтобы не отвечать на это агрессивное общение. Будьте терпеливы и спокойны, но обязательно все же высказывайте собственное мнение, чтобы не впадать и в пассивный стиль общения.

Предлагайте конструктивную критику и знакомьте их с различными стилями общения. Помогите им понять, что медом вы поймаете больше мух, чем уксусом — дело не в том, что их идеи плохие, а в том, как они преподносят свои идеи. Поощряйте их слушать членов своей команды и ждать возможности высказаться.

Как общаться с пассивным стилем

С пассивными коммуникаторами часто приятно общаться, поскольку их приоритеты — быть добрыми и избегать конфликтов. Будьте мягки, полны энтузиазма и ободрения, дайте им достаточно места для высказываний. Если они борются с групповыми собраниями Zoom, вовлеките их в встречи один на один и напрямую спросите их мнение. Держите любую конструктивную критику ориентированной на решение и положительную.

Руководители или коллеги по команде, использующие ассертивную коммуникацию, могут помочь пассивным коммуникаторам выйти из своей скорлупы, предоставив им безопасное пространство для выражения своих идей и идей. Тот факт, что люди, использующие пассивную коммуникацию, тихие или скромные, не означает, что им нечего сказать или что их мнение не имеет ценности. Спросите их мнение и будьте тактичны — не отвергайте их идеи напрямую, так как это заставит их закрыться.

Как общаться в пассивно-агрессивном стиле

Такому стилю общения не место в рабочей обстановке, так как он может серьезно подорвать боевой дух команды. Как менеджеру, если кто-то в вашей команде часто общается пассивно-агрессивно, важно использовать напористое общение во время один на один, чтобы добраться до корня их неудовлетворенности.

Призовите их заняться самоанализом, чтобы определить, откуда берутся их горечь и разочарование. Разве они не чувствуют себя услышанными? Они недовольны аспектом рабочего места? Есть ли у них идея, на которую вам стоит взглянуть еще раз?

Не используйте в ответ пассивно-агрессивное общение, каким бы заманчивым оно ни было. Будьте прямолинейны, подчеркивайте их вклад и требуйте от них ответственности за свои действия, но не покровительствуйте им и не унижайте их. Что они на самом деле пытаются сказать? Как только вы это узнаете, перефразируйте их мнение в напористом стиле общения и подавайте пример. Покажите им, что есть лучший способ общения.

📚 Узнайте , как создать культуру ответственности на рабочем месте.  

Как общаться с помощью манипулятивного стиля

Манипулятивный стиль будет играть с вашими эмоциями и обращаться к ним, поэтому держите свои эмоции подальше от общения. К счастью, это немного проще сделать при удаленном общении, так как манипулятор будет менее способен оценить ваши эмоциональные реакции. Если они незаметно пытаются направить разговор в нужное им русло, вежливо стойте на своем. Если вы не попадетесь на их эмоциональную приманку, в конце концов они поймут, что их стиль общения неэффективен, и попробуют другой подход.

Как и в случае с агрессивным и пассивно-агрессивным стилями, ориентируйте манипуляторов на напористый стиль общения.

Добавить комментарий