Манипуляторы психология: психология, как распознать и обезвредить

Содержание

психология, как распознать и обезвредить

Когда нами пытаются манипулировать, мы обычно понимаем или хотя бы чувствуем, что происходит что-то неправильное. Но как в этом убедиться? И, главное, как обезвредить манипулятора? Рассказываем.

Теги:

Психология

Реклама

Психология отношений

Мужской типаж

манипуляции

Устоять невозможно

Призывный слоган «Устоять невозможно» на редкость популярен: за последние несколько лет он довольно часто появлялся в российской рекламе, сопровождая ролики про сок, печенье, турагентства и тому подобное. Казалось бы, если печенье и правда вкусное, а позагорать в теплой стране действительно хочется, зачем пытаться устоять перед этим, к чему сопротивляться собственным невинным желаниям? Но в этом утверждении чувствуется скрытая агрессия: даже если ты совсем не хочешь пить, есть и куда-то ехать, мы тебя заставим, ты не устоишь.

На подобных приемах, свойственных манипуляции, построена вся реклама. Не случайно главными потребителями ярко преподнесенных товаров и услуг становятся дети и подростки, еще не нарастившие себе защиту от таких ловушек.


Впрочем, и взрослые могут легко купиться на изящно составленную фразу, улыбку продавца, красивый плакат или веселый сюжет – в зависимости от того, чего сейчас не хватает им в жизни. Мастера манипуляции – цыганки-гадалки – лучше всех знают, кому что предлагать: с молодой девушкой заговорят о любви, с пожилой женщиной – о сложностях со взрослыми детьми, с мужчиной – о проблемах на работе, и почти со всеми – о нехватке денег. «Все про тебя знаю, всю правду скажу», – напевает цыганка, и в какой-то момент у самого крепкого человека что-то екнет внутри: а вдруг, и правда, поможет, вдруг, и правда, понимает, чего мне не хватает сейчас? Это главный прием манипулятора: найти болевые точки и произвести с ними нужные действия: надавить или погладить. А основная цель – односторонний выигрыш: при общении с таким человеком в плюсе остается только он, у тебя это точно не получится.

И ты прекрасно это поймешь, купив яркий, но жутко невкусный напиток, отдав гадалке содержимое кошелька, просидев на работе весь выходной или отправившись в ненавистные гости по чьей-то просьбе. Родственник, начальник или продавец – тот, кто, в зависимости от ситуации, выступает в роли манипулятора, – не относится к тебе как к человеку. Для них ты всего лишь подчиненный, эскорт или «покупашка» – так пренебрежительно называют иногда своих клиентов сотрудники магазинов. «Манипулятор относится к другим людям, как к вещам, – говорит клинический психолог Олег Сорочан, – и пробует обращаться с ними так же: нажал на нужный рычаг – обеспечил себе комфорт. То, что рядом с ними живой человек, у которого есть собственные чувства, манипуляторы в расчет не принимают».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Твой личный кукловод

Слово «манипуляция» переводится с латыни как «пригоршня» или «ручной прием». Иногда действительно кажется: манипулятор зажал в горсти твое сердце или дергает за ниточки, как кукловод. «Важно обратить внимание на собственные ощущения, в том числе телесные, – советует Олег Сорочан. – Если чувствуешь смутное беспокойство, легкую тревогу или, наоборот, испытываешь желание сжаться в комок, тело не очень слушается, и при этом понимаешь, что не хочешь делать то, что предлагают, – скорее всего, общаешься с манипулятором». Манипулятор может ловко использовать наше чувство вины, страх, гордость, способность к жалости или неуверенность в себе и, если хотя бы раз добился своего, то и в дальнейшем будет использовать те же приемы. «Я знаю женщину, которая трижды пыталась выйти замуж, – говорит семейный терапевт Ирина Гурова, – и все три раза свадьба расстраивалась, потому что накануне серьезно заболевала мама невесты. Здесь включались все варианты: и страх, и жалость. Но главное, эта женщина наотрез отказывалась понять: привести в дом мужа мама ей не даст. Конечно, может пугать сама мысль о противостоянии больному пожилому человеку; тем не менее осознать, что тобой манипулируют, просто необходимо».

Существует несколько видов манипуляторов, и их можно разделить по тому качеству, которое они предпочитают демонстрировать в общении с остальными людьми. Во-первых, сила. Манипулятор-командир выбирает жертву и начинает активно ею управлять, отдавая приказы и раздавая поручения. Если жертв несколько, он испытывает массу удовольствия, но вполне может ограничиться и кем-то одним – слабым. Многие уступают, когда им неприкрыто демонстрируют власть.

Второе качество – чувствительность. Манипулятор-«сиротка» очень любит демонстрировать слабость, нежность и, скажем так, не самый быстрый ум. По сути, он жертва, но та жертва, которой жалостливые люди непременно кинутся помогать, будут всячески ее поддерживать, часами выслушивать причитания и выполнять за нее ее же работу.

Критиковать, доходя до унижения, угрожать, хамить, давить и настаивать – такова тактика манипулятора-агрессора. В ответ на его поведение обычно хочется уступить – мало ли, скажет еще что-нибудь неприятное или сделает. Потому, согласно социологическим исследованиям, в ресторанах лучше обслуживают наглых и требовательных посетителей.

Однако бывают манипуляторы, которыми движет доброта. Казалось бы, что общего у этого качества и манипуляции? Но когда навязчиво и настойчиво предлагают помощь, нашептывая на ухо: «Доверься мне, я знаю, как лучше», когда опекают, помогают, а в результате чувствуешь себя связанным по рукам и ногам и не живешь самостоятельно, становится очевидно: приторная сердечность и любовь неуместны. Такими манипуляторами часто бывают мамы, любящие ввернуть в разговор фразу: «Я тебе всю жизнь отдала!» Хотя на деле, наоборот, воруют жизнь у своих детей, заставляя существовать по их указке.

И, наконец, хитрость. В эту категорию, конечно же, попадают торговцы-обманщики и прочие люди, думающие только о собственной выгоде. К счастью, их легче всего раскусить, да и водятся они чаще всего в определенных местах. За исключением, разве что, соседки, мечтающей сбыть тебе свою шубу, хотя та тебе не идет и не нравится. Жертвами манипулятора-хитреца, наделенного изрядным обаянием, обычно становятся молодые девушки: они легко попадаются на изящную лесть.

Дорога к актуализации

Все вышеперечисленные способы общения с людьми хорошо тебе знакомы? Неудивительно, мы не только подвергаемся атакам манипуляторов, но и сами довольно часто используем их тактики в обычной жизни. Эверетт Шостром, большой специалист по манипуляциям и автор книги «Человек-манипулятор», пишет: «Мы все манипуляторы, но вместо того, чтобы отвергать свое манипулятивное поведение, должны пытаться трансформировать его в актуализирующее поведение. Для этого ничего в себе отвергать не нужно». Зато необходимо противопоставить: обман – честности, неосознанность – осознанности, контроль – свободе, а цинизм – доверию.

Освобождаемся от обмана

Манипулятор почти никогда не выдает свои истинные чувства – всегда лжет, притворяется, представляется кем-то другим. Например, желая провести вечер с друзьями, начнет с заверений в любви, потом изобразит усталость, пожалуется на то, что давно не дышал свежим воздухом, и только после этого предложит встречу. Актуализатор же просто скажет, что хочет повидать друзей и намерен провести с ними время.

Освобождаемся от неосознанности

Манипулятор ограничивает себя и свою жизнь: его не волнует то, что не способно принести ему немедленную пользу. Актуализатор с вниманием относится к собственной внутренней жизни и интересуется жизнью других. А еще уделяет время музыке, чтению, кино, природе, науке – всему, что принято называть «широким кругозором». У манипулятора же кругозор неширок: он живет будто в туннеле, видя только одно – то, что влечет его в данный момент.

Освобождаемся от контроля

Манипулятор очень боится «проколоться». Ему обязательно надо выиграть, и он напряженно думает об этом, желая заранее просчитать ходы противника. Меж тем ходов этих может и вовсе не быть, потому что актуализатор не считает себя чьим-то противником, живет спонтанно, не притворяется и не считает жизнь борьбой или игрой.

Освобождаемся от цинизма

Манипуляторский мир делает все для того, чтобы мы потеряли к нему доверие. Манипулятор не доверяет никому, для него существует единственная ситуация: либо контролирует он, либо контролируют его. Актуализатор же доверяет людям, хотя и не бездумно. Он строит с ними отношения, исходя не только из того, каков он, но также из того, каковы они. И эти отношения, в которых манипуляциям отведено очень мало места, можно назвать по-настоящему живыми.

Несколько способов противостояния манипуляциям

 «Заезженная пластинка»

Кому подойдет: всем, кто чувствует собственную слабость и может поддаться манипулятору, если вступит с ним в расширенный диалог. В этом случае ему будет легче нащупать болевые точки и впиться в них. Способ «заезженной пластинки» на какое-то время превращает нас в неуязвимого робота, чье решение бесповоротно и с которым не проходят никакие уловки.

Что делать: в качестве ответа на происки манипулятора используется только одна фраза, ясная и корректная, которую повторяешь, ничего в ней не меняя. Также не следует изменять спокойное выражение лица и дружелюбную интонацию, это очень важно: стоит дать слабину, продемонстрировать, что чувствуешь себя виноватой, как противник моментально возьмет вверх.

Пример: «Маша, завтра ты едешь со мной на дачу – надо привести в порядок сад!» — «Мама, извини, но завтра у меня важные дела, и я не смогу с тобой поехать». — «Что это еще за дела? Я же не буду одна таскать мешки!» — «Мама, извини, но завтра у меня важные дела, и я не смогу с тобой поехать». — «Вот заладила! Тебе мать не жалко? И слушать тебя не хочу!» — «Мама, извини, но завтра у меня важные дела, и я не смогу с тобой поехать». Через некоторое время разговор сам собой сойдет на нет. Мама, конечно, может обидеться, но зато от дачи и мешков удастся избавиться.

 «Живые чувства»

Кому подойдет: тем, кто уже готов дать манипулятору понять: он раскусил все его приемы и не намерен поддаваться. Манипулятор очень редко демонстрирует живые чувства, и это легко определить, посмотрев на его тело, которое существует достаточно рассогласованно, к примеру, человек улыбается, сжимая при этом кулаки.

Что делать: в момент, когда манипулятор пытается добиться того, что нужно ему, открыто вырази свои чувства – допустим, с помощью фразы: «Я тебе не верю» или обращения к окружающим, чтобы разоблачить манипулятора.

Пример: «Катя, я абсолютно не понимаю, что написано в этом документе! Может быть, ты поможешь мне его перевести, ты же такая у нас умная!» — «Нина, я не верю, что ты ничего не понимаешь в этом тексте. Ты же знаешь английский в совершенстве». — «Ну Катя, у меня просто что-то с головой сегодня, ни единого словечка понять не могу!» — «Девочки, по-моему, Нина хочет, чтобы я сегодня делала ее работу. Нет уж, меня не обхитришь!»

 «Игра в туман»

Кому подойдет: всем, кому приходится жить, работать или общаться с манипуляторами-критиками и постоянно защищаться от них.

Что делать: когда тебя принимаются критиковать, не пытайся отрицать, иначе будешь сбита с ног новой волной упреков. Соглашайся с тем, что сказано – но не со всем, а с тем, что действительно правда. А потом можешь аккуратно пояснить, что на самом деле имела в виду.

Пример: «Ты каждый день приходишь домой глубокой ночью! Вчера мы ждали тебя к ужину и не дождались. Мы устраивали вечеринку – тебя опять не было. Не о такой соседке мы мечтали, когда договаривались вместе снимать квартиру!» — «Да, я действительно не пришла вчера к ужину и не успела на вечеринку. И завтра тоже поздно приду – у меня свидание, так что на меня не рассчитывайте».

 «А вот какая птичка летит»

Кому подойдет: тем, кто в принципе способен противостоять манипулятору и, более того, видит в этом своего рода игру «проманипулируй манипулятором». Только в этом случае ты просто защищаешь себя.

Что делать: если от тебя чего-то настойчиво требуют, можно притвориться непонимающим, так и сказать: «Никак не могу уловить ход ваших мыслей. Не объясните еще раз?» Манипуляторы, плохо ладящие с логикой, быстро сдаются, когда их просят что-то объяснить. Если же разговор тебе совсем не нужен, просто переведи его на другую тему.

Пример: «Юля, я звоню тебе сегодня уже в шестой раз, но я только что говорила с ним! Ты не представляешь, как он со мной разговаривал! Он ужасно разговаривал!» — «Да, подруга, у тебя своеобразный мужчина. А я купила себе новую юбку! Плиссированная, малиновая!» — «Нет, он сказал, что со мной невозможно жить! Опять сказал!» — «И поясок такой, нежно-розовый! Как думаешь, какие из моих туфель к ней подойдут?»

«Замри-отомри»

Кому подойдет: всем, кто только начинает распознавать тактики манипуляторов, но еще не в силах справляться с ними. В природе замирание часто используют животные, не способные справиться с крупным противником.

Что делать: если есть возможность, постараться вообще прекратить общение с манипулятором. Если такой возможности нет – не реагировать.

Пример: «Ах, какая милая новенькая девочка! Меня зовут Александр, я ваш коллега, и все милые новенькие девочки делают мне кофе! Сделай-ка мне кофе!» Никакой реакции. «Ты что, плохая девочка? Где же мой кофе?» Никакой реакции. «Ну хорошо, а добиться ответа о вашей работе я могу?» — «Я сейчас готовлю нужные документы, передам их вам через десять минут». — «А кофе?» Никакой реакции. Манипулятор не сразу отстанет, но к кофеварке пойдет сам.

 «Тебе будет хорошо»

Кому подойдет: великодушным и сильным людям, которые не позволят собой манипулировать, но в глубине души мечтают сделать мир немного лучше – и потому хотят защитить от манипуляций не только себя.

Что делать: постараться обеспечить манипулятору комфортную обстановку, показать, что понимаешь его, но сесть себе на шею не дашь.

Пример: «О боже, я такая несчастная! Мне надо разобрать огромный шкаф с бумагами! А я никак не могу заставить себя взяться за это…» — «Очень сочувствую. Но ничего, сейчас отдохнешь и у тебя все получится. Давай-ка чаю налью».

Текст: Жанна Сергеева

Фото: Getty Images

Манипулятор (психология) | это.

.. Что такое Манипулятор (психология)?

Манипулятор (психология)

Происхождение термина «манипуляция»

Manipulus — латинский прародитель термина «манипуляция» — имеет два значения: а) пригоршня, горсть (manus — рука + pie — наполнять), б) маленькая группа, кучка, горсточка (manus + pi — слабая форма корня). Во втором значении это слово, в частности, обозначало небольшой отряд воинов (около 120 человек) в римском войске.

В Оксфордском словаре английского языка манипуляция (manipulation) в самом общем значении определена как обращение с объектами со специальным намерением, особенной целью, как ручное управление, как движения, производимые руками, ручные действия. Например, в медицине — это освидетельствование, осмотр некой части тела с помощью рук или лечебные процедуры. Специально отмечается наличие ловкости, сноровки при выполнении действий-манипуляций.

Манипулятор — личность, психологический тип, использующий других людей, преследуя свои цели.

Манипуляция — это ряд методов воздействия на людей, разновидность психологического насилия с целью добиться от них необходимого для своих целей поведения. Манипулятор ставит людей в затруднительные обстоятельства с целью получения для себя той или иной выгоды или преимуществ и иных личных целей. В результате агрессивного манипулирования, человек часто утрачивает способность контролировать обстоятельства и выражать себя прямо и непосредственно, оказываются ущемленной свобода человека и его законные права. Манипулятор часто не может позволить себе быть искренним и естественным, так как это резко снижает его шансы добиться столь желанного скрытого преимущества, поэтому он может прибегать к имитации искренности взаимоотношений или театральности, нарочитой наигранности поведения по отношению к своей жертве.

Манипуляция политическая – это вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями, используя те или иные потенциальные потребности индивида или группы людей.

Выражаясь на языке теории массовых коммуникаций, манипулирование индивидом предполагает подмену интересов реципиента интересами коммуниканта. В результате индивид начинает воспринимать внушенные ему интересы как свои собственные. Таким образом личность становится частью «психологической толпы».

Содержание

  • 1 Психологические особенности манипулятора
  • 2 Психологическая сущность манипуляций
  • 3 Психологические особенности политических манипуляций
  • 4 Наглядные примеры манипуляций
    • 4.1 Манипуляция любовью.
    • 4.2 Манипуляция страхом.
    • 4.3 Манипуляция неуверенностью в себе.
    • 4.4 Манипуляция чувством вины.
    • 4.5 Манипуляция чувством гордости
    • 4.6 Манипуляция чувством жалости.
  • 5 Ссылки
  • 6 См. также

Психологические особенности манипулятора

Предрасположенность к манипуляциям характерна для так называемой невротической личности. Одной из потребностей невротика является потребность в доминировании, обладании властью. Карен Хорни считает, что навязчивое желание доминировать порождает «неспособность человека устанавливать равные отношения. Если он не становится лидером, то чувствует себя полностью потерянным, зависимым и беспомощным. Он настолько властен, что все выходящее за пределы его власти воспринимается им как собственное подчинение». От манипуляций страдает не только их объект. Манипулятор также является жертвой своей жизненной установки. Он считает, что «манипуляция – это псевдофилософия жизни, направленная на то, чтобы эксплуатировать и контролировать как себя, так и других».

Психологическая сущность манипуляций

Психологическая сущность манипуляций – в эксплуатации человеческих эмоций. Почему самыми беспощадными были религиозные войны, почему труднее всего урегулировать национальные конфликты? Потому что религиозное и национальное чувства затрагивают глубинные слои человеческой психики. Человек, в котором удается разжечь пламя религиозного фанатизма или национального экстремизма, способен на все. Страсти – это ораторы, доводы которых весьма убедительны. Когда пожар страстей перекидывается на целые народы – наступает раздолье для манипуляций и манипуляторов.

При манипуляциях внешний смысл слов и действий по отношению к другому человеку не совпадает со смыслом внутренним. Человек, которым манипулируют, делает то, что нужно его партнеру по общению, будто бы сам это выбирая. Выгода при манипуляции может быть не только материальная, но и психологическая: повышенное внимание значимых людей, повышение самооценки, приобретение более высокого авторитета и уважения и т.п.

Манипулятор использует психологически уязвимые особенности человека — черты характера, привычки, желания, а также его достоинства, то есть все, что может срабатывать автоматически, без сознательного анализа. Такое воздействие часто подкрепляется специальными приемами, повышающими общую «податливость» партнера.

Психологические особенности политических манипуляций

В отличие от межличностных политические манипуляции обезличены и предполагают воздействие на широкие массы. Воля меньшинства (а то и отдельной личности) в завуалированной форме навязывается большинству. Одним из основных средств политической манипуляции является пропаганда. Технология политической манипуляции предполагает следующие моменты:

  • а) внедрение в сознание под видом объективной информации неявного, но желательного для определенных групп содержания;
  • б) воздействие на болевые точки общественного сознания, возбуждающие страх, тревогу, ненависть и т. д.;
  • в) реализацию неких замыслов и скрываемых целей, достижение которых коммуникант связывает с поддержкой общественным мнением своей позиции.

Объекты манипуляций не являются полностью пассивными; люди позволяют собой манипулировать, перекладывая ответственность за свои поступки на манипуляторов. Перераспределение ответственности между лидером и толпой создает предпосылки для манипуляций.

Наглядные примеры манипуляций

  • Наглядный пример манипуляции — ребёнок, который начинает плакать, когда ему хочется посмотреть другую передачу или мультфильм. Таким образом ребёнок манипулирует родителями.
  • «Нытики», то есть люди, у которых всё хорошо, но при встрече они могут часами рассказывать, как у них всё плохо и как им всё надоело.

Манипуляция любовью.

В детстве вам говорили: «Если ты будешь так кривляться, я тебя любить не буду». Хотя на самом деле имели ввиду: «Слушайся меня». Ваш мужчина вам говорит: «Ты сначала перестань ногти грызть (работать, к маме ездить, читать женские романы, каждое утро готовить солянку…), тогда поговорим про свадьбу». Хотя на самом деле имеет ввиду: «Мне не нравится, когда ты грызешь ногти». Босс вам говорит: «Мы умеем ценить своих сотрудников, у нас дружная команда единомышленников. Поэтому редко кто уходит из нашего коллектива по своей воле ». Хотя на самом деле имеет ввиду: «Мы будем к тебе хорошо относиться, если ты будешь хорошо работать»

Особенности этой манипуляции

Одна из самых коварных и жестоких манипуляций, которыми часто пользуются в семьях. Ребенок, привыкший к такому обращению, начинает понимать что самые близкие люди не принимают его целиком, любят не за то, что он есть, а за то, что он что-то делает или не делает. В партнерских отношениях, такие разговоры также не приводят ни к чему хорошему. Ведь в данном случае на одну чашу весов кладется любовь, а на другую некое условие. Получается, что любовь – это некий товар, который при необходимости можно обменивать на услуги или деньги.

Манипуляция страхом.

В детстве вам говорили: «Не будешь делать уроки, станешь дворником». Хотя на самом деле имели ввиду:«Я не знаю, как тебя еще заставить делать уроки». Ваш мужчина говорит:«Если я и дальше буду работать в этой конторе, у меня будет инфаркт». Хотя на самом деле имеет ввиду:«Приготовься, я скоро уволюсь» На работе вам говорят:«Машенька, мне тут прислали резюме одного очень перспективного молодого сотрудника. У вас с ним как раз один профиль». Хотя на самом деле имеют ввиду:«Незаменимых нет, соберитесь, милочка».

Особенности этой манипуляции

Использование людских страхов – одни из самых любимых приемов манипуляторов всех типов и мастей. Очень часто они играют на недостаточной информированности человека. Поэтому, если вам регулярно пудрят мозги по поводу неких мифических опасностей и призывают сделать то или иное, чтобы избежать их – наведите справки.

Манипуляция неуверенностью в себе.

В детстве вам говорили: «Русский ты сделала, я вижу. А давай посмотрим, что у тебя не получается?». Хотя на самом деле имели ввиду: «Ты все равно ни на что не способна без моей помощи». Ваш мужчина вам говорит: «Ты собираешься съесть на ночь печенье? Ну давай-давай. Я пока в комп поиграю». Хотя на самом деле хочет сказать: «Я имею право делать, что хочу ». На работе вам говорят: «Переведите, пожалуйста, небольшой текст с китайского. Вот вам словарь, у вас есть полчаса». Хотя на самом деле имеют ввиду: «Не зарывайся, я здесь начальник».

Особенности этой манипуляции:

Манипуляция — это всегда вопрос власти, а в данном случае он стоит наиболее остро. «Я – начальник, ты – дурак», — так можно перефразировать большую часть приведенных здесь высказываний. Проблема начальника-манипулятора (будь он мамой, папой, боссом или президентом) заключается в том, что он не обладает реальным авторитетом, не является властью, но хочет ей быть. С ним, безусловно, можно начать играть в «поддавки» и льстить. Но этой лести ему никогда не будет достаточно. Он будет ненадолго успокаиваться, а потом вновь и вновь искать подтверждение своей состоятельности за счет чужих недостатков. Однако, манипулировать вами он сможет только в том случае, если вы по поводу своего недостатка переживаете. Примите себя и свои слабости или избавьтесь от них.

Манипуляция чувством вины.

В детстве вам говорили: «Опять получила два по химии? Тогда будешь мыть посуду». Хотя на самом деле имеют ввиду: «Мне лень мыть посуду, но неудобно тебя просить об этом». Ваш мужчина вам говорит: «С Вероникой кофе пила, пока я тут один голодный с детьми сидел?». Хотя на самом деле он имеет ввиду: «Завтра хочу после работы встретиться с Сергеем, но ты меня просто так не отпустишь, будешь пилить». На работе вам говорят: «Возьмите сегодня отгул, не переживайте я сделаю за вас вашу работу». Хотя на самом деле имеют ввиду: «Работу-то я сделаю, а потом припомню вам этот случай».

Особенности этой манипуляции

Она очень распространена в семейной жизни, ее частое использование приводит к тому, что муж и жена начинают играть в увлекательную игру – коллекционирование чужих провинностей. Кто больше насобирал, тот выиграл, читай – получил права на реализацию своих сокровенных желаний. Хотя совершенно непонятно, почему это само собой разумеющееся право нужно завоевывать таким странным и неприятным способом?

Манипуляция чувством гордости

Манипуляция чувством гордости (идеей «сверх я»). В детстве вам говорили: «Почему ты боишься прыгнуть с вышки, ты же отличник?». Хотя на самом деле имели ввиду: «Не трусь». Ваш мужчина говорит вам: «Двенадцатичасовой рабочий день? Бедняжка. Но ты же у меня такая умница, уберись в комнате, сбегай за пивом, сейчас ко мне Петрович придет». Хотя на самом деле имеет ввиду: «Твой перфекционизм плюс моя лень. Мы — идеальная семейная пара». На работе вам говорят: «Мы знаем, что вы — перспективный сотрудник. Мы в вас верим, поэтому предлагаем вам повышение, правда с сохранением старой зарплаты». Хотя на самом деле имеют ввиду: «на вашем тщеславии мы решили немного сэкономить».

Особенности этой манипуляции

Тщеславие возведено в ранг главной идеи западной цивилизации. Быстрее, выше, сильнее и дальше со всеми остановками вплоть до конечной. Главное не останавливаться и не задумываться. Хотя Карл Юнг, психолог, философ и вообще толковый человек, говорил о том, что первая половина жизни — это учеба, поиски работы, женитьба. Беготня, одним словом, но беготня оправданная. Если во второй половине человек патологически настроен на приобретение и стремление кого-то догнать — он заболевает.

Манипуляция чувством жалости.

Как это происходило в детстве: «Тебе меня совсем не жалко, я так устаю, а ты не ешь совсем ничего»! Как это происходит в семье: «У меня весь день голова болит, кстати, супруги Лютые зовут нас на уикенд. Жалко ты не сможешь поехать» Как это просиходит на работе: «Помните у меня хомяк был. Белый такой. Пушистый. Умер. Можно я уйду пораньше?» Как это происходит в политике: «Наша партия Фиолетовых, конечно же, не сможет получить парламентское большинство. За нами же не стоят олигархи. И эфирного времени нам не предосталвяют…»

Особенности этой манипуляции

Она такая, немного детская, школьная – «Марьиванна, у меня зуб заболел, можно я домой пойду». Существуют очень коварные и тонкие манипуляторы чувством жалости — «жертвы», которые все время жалуются на жизнь и собирают дивиденды – слова ободрение и помощь. Эти «жертвы» также являются вампирами. Они могут бесконечно долго обсуждать с вами их жизненную ситуацию, но никогда не сделают ничего, чтобы что-то изменить. Потому что они – счастливые жертвы.

Ссылки

  • Политические манипуляции или покорение толпы. А.М.Цуладзе. М.: 1999.

См. также

  • Манипуляция сознанием
  • Интрига
  • Промывание мозгов
  • Актуализатор
  • Двоемыслие
  • Провокация

Психологическая манипуляция | Энциклопедия MDPI

Психологическое манипулирование — это тип социального влияния, целью которого является изменение поведения или восприятия других с помощью оскорбительных, обманных или закулисных тактик. Продвигая интересы манипулятора, часто за чужой счет, такие методы можно считать эксплуататорскими, оскорбительными, коварными и вводящими в заблуждение. Социальное влияние не обязательно негативно. Например, такие люди, как друзья, родственники и врачи, могут попытаться убедить изменить явно бесполезные привычки и поведение. Социальное влияние обычно воспринимается как безвредное, когда оно уважает право находящегося под влиянием принять или отвергнуть его и не носит чрезмерного принуждения. В зависимости от контекста и мотивов социальное влияние может представлять собой закулисную манипуляцию.

1. Требования для успешного манипулирования

По словам автора психологии Джорджа К. Саймона, успешное психологическое манипулирование в первую очередь связано с манипулятором: [1]

  1. Сокрытие агрессивных намерений и поведения.
  2. Знание психологических уязвимостей жертвы для определения наиболее эффективной тактики.
  3. Наличие достаточного уровня безжалостности, чтобы не сомневаться в причинении вреда жертве в случае необходимости.

Следовательно, манипулирование, скорее всего, осуществляется с помощью скрытых агрессивных (реляционно-агрессивных или пассивно-агрессивных) средств.

[1]

2. Как манипуляторы управляют своими жертвами

2.1. Согласно Braiker

Harriet B. Braiker (2004) определила следующие способы, с помощью которых манипуляторы контролируют своих жертв: [2]

  • Положительное подкрепление: включает похвалу, поверхностное обаяние, поверхностное сочувствие (крокодиловы слезы), чрезмерное извинение, деньги. , одобрение, подарки, внимание, выражение лица, такое как натянутый смех или улыбка, и общественное признание.
  • Отрицательное подкрепление: включает в себя удаление человека из негативной ситуации в качестве награды, т.е. «Тебе не придется делать домашнюю работу, если ты позволишь мне сделать это с тобой».
  • Прерывистое или частичное подкрепление: Частичное или прерывистое негативное подкрепление может создать эффективную атмосферу страха и сомнений.
    Частичное или прерывистое положительное подкрепление может побудить жертву упорствовать — например, в большинстве форм азартных игр игрок, вероятно, время от времени выигрывает, но в целом все равно теряет деньги.
  • Наказание: включает придирки, крики, молчаливое обращение, запугивание, угрозы, ругань, эмоциональный шантаж, чувство вины, дуться, плакать и изображать из себя жертву.
  • Травматическое обучение с одной попытки: использование словесных оскорблений, взрывного гнева или другого запугивающего поведения для установления доминирования или превосходства; даже один случай такого поведения может обусловить или обучить жертву избегать огорчения, конфронтации или противоречия манипулятору.

2.2. По Симону

Саймон определил следующие манипулятивные приемы: [1]

  • Ложь (по заказу): трудно сказать, лжет ли кто-то в то время, когда он это делает, хотя часто правда может быть очевидна позже, когда это правда. слишком поздно. Один из способов свести к минимуму шансы быть обманутым — это понять, что некоторые типы личности (особенно психопаты) являются экспертами в искусстве лжи и обмана, делая это часто и часто изощренно.
  • Ложь по умолчанию: Это очень тонкая форма лжи, заключающаяся в сокрытии значительной части правды. Этот прием также используется в пропаганде.
  • Отрицание: Манипулятор отказывается признать, что он сделал что-то не так.
  • Рационализация: оправдание неподобающего поведения со стороны манипулятора. Рационализация тесно связана с вращением.
  • Минимизация: это тип отрицания в сочетании с рационализацией. Манипулятор утверждает, что их поведение не такое вредное или безответственное, как предполагал кто-то другой, например, говоря, что насмешка или оскорбление были всего лишь шуткой.
  • Избирательное невнимание или избирательное внимание: Манипулятор отказывается обращать внимание на что-либо, что может отвлечь от его повестки дня, говоря что-то вроде «Я не хочу это слышать».
  • Отвлечение: манипулятор не дает прямого ответа на прямой вопрос и вместо этого отвлекается, переводя разговор на другую тему.
  • Уклонение: похоже на отвлечение, но дает неуместные, бессвязные, расплывчатые ответы, ласковые слова.
  • Скрытое запугивание: Манипулятор заставляет жертву защищаться, используя завуалированные (тонкие, косвенные или подразумеваемые) угрозы.
  • Чувство вины: особый вид тактики запугивания. Манипулятор внушает добросовестной жертве, что она недостаточно заботится, слишком эгоистична или легкомысленна. Обычно это приводит к тому, что жертва чувствует себя плохо, держит ее в неуверенном в себе, тревожном и покорном положении.
  • Пристыжение: Манипулятор использует сарказм и оскорбления, чтобы усилить страх и неуверенность в себе у жертвы. Манипуляторы используют эту тактику, чтобы заставить других чувствовать себя недостойными и поэтому подчиняться им. Тактика пристыжения может быть очень тонкой, например, свирепый взгляд или взгляд, неприятный тон голоса, риторические комментарии, тонкий сарказм. Манипуляторы могут заставить человека стыдиться даже того, что он осмеливается бросить им вызов. Это эффективный способ вызвать у жертвы чувство неполноценности.
  • Очернение жертвы: больше, чем любая другая, эта тактика является мощным средством заставить жертву защищаться, одновременно маскируя агрессивные намерения манипулятора, в то время как манипулятор ложно обвиняет жертву как обидчика в ответ, когда жертва стоит отстаивать или защищать себя или свою позицию.
  • Игра в роли жертвы: Манипулятор изображает из себя жертву обстоятельств или чьего-то поведения, чтобы вызвать жалость, сочувствие или вызвать сострадание и тем самым получить что-то от другого. Заботливые и добросовестные люди не выносят чужих страданий, а манипулятору часто легко играть на сочувствии, чтобы добиться сотрудничества.
  • Игра в роли слуги: маскировка корыстных целей под видом служения более благородному делу, например, говоря, что они действуют определенным образом, чтобы быть «послушными» или «служить» авторитетной фигуре или « просто делают свою работу».
  • Соблазнение: Манипулятор использует обаяние, похвалу, лесть или открытую поддержку других, чтобы заставить их ослабить свою защиту и отдать свое доверие и лояльность манипулятору. Они также предложат помощь с намерением завоевать доверие и получить доступ к ничего не подозревающей жертве, которую они очаровали.
  • Проецирование вины (обвинение других): манипуляторы становятся козлами отпущения часто тонкими, трудно обнаруживаемыми способами. Часто манипулятор проецирует свое мышление на жертву, заставляя жертву выглядеть так, будто она сделала что-то не так. Манипуляторы также будут утверждать, что жертва виновата в том, что поверила лжи, в которую их заставили поверить, как если бы жертва вынудила манипулятора лгать. Вся вина, за исключением той части, которая используется манипулятором для принятия ложной вины, делается для того, чтобы жертва чувствовала себя виноватой в том, что делает здоровый выбор, правильное мышление и хорошее поведение. Он часто используется как средство психологического и эмоционального манипулирования и контроля. Манипуляторы лгут о лжи только для того, чтобы заново превратить первоначальную, менее правдоподобную историю в «более приемлемую» правду, в которую поверит жертва. Выдавать ложь за правду — еще один распространенный метод контроля и манипуляции. Манипуляторы любят ложно обвинять жертву в том, что она «заслуживает такого обращения». Они часто заявляют, что жертва сошла с ума и/или жестока, особенно когда против манипулятора есть улики. (См. Притворство ниже.)
  • Симуляция невиновности: Манипулятор пытается внушить, что причиненный вред был непреднамеренным или что он не делал того, в чем его обвиняют. Манипулятор может изобразить удивление или негодование. Эта тактика заставляет жертву сомневаться в собственных суждениях и, возможно, в своем здравомыслии.
  • Имитация замешательства: манипулятор пытается прикинуться дураком, делая вид, что не знает, о чем говорит жертва, или не понимает важного вопроса, доведенного до ее сведения. Манипулятор намеренно сбивает жертву с толку, чтобы та усомнилась в собственной точности восприятия, часто указывая на ключевые элементы, которые манипулятор намеренно включил, на случай, если есть основания для сомнений. Иногда манипуляторы заранее использовали когорты, чтобы подтвердить свою историю.
  • Размахивание гневом: Манипулятор использует гнев, чтобы размахивать достаточной эмоциональной интенсивностью и яростью, чтобы потрясти жертву и заставить ее подчиниться. Манипулятор на самом деле не злится, он просто притворяется. Они просто хотят того, чего хотят, и «сердятся», когда им отказывают. Контролируемый гнев часто используется как тактика манипуляции, чтобы избежать конфронтации, не говорить правду или еще больше скрыть намерения. Манипулятор часто использует угрозы обратиться в полицию или ложно сообщает о злоупотреблениях, которые манипулятор намеренно придумал, чтобы напугать или запугать жертву и заставить ее подчиниться. Шантаж и другие угрозы разоблачения — это другие формы контролируемого гнева и манипуляции, особенно когда жертва отказывается от первоначальных просьб или предложений манипулятора. Гнев также используется в качестве защиты, чтобы манипулятор мог не говорить правду в неудобное время или при неблагоприятных обстоятельствах. Гнев часто используется в качестве инструмента или защиты, чтобы отразить вопросы или подозрения. Жертва становится более сосредоточенной на гневе, а не на тактике манипуляции.
  • Эффект подношения: манипулятор утешает жертву, заставляя ее подчиниться, утверждая (будь то правда или ложь), что многие люди уже что-то сделали, и жертва тоже должна это сделать. К ним относятся такие фразы, как «Многим людям ты нравишься…» или «Все так делают». Такую манипуляцию можно увидеть в ситуациях давления со стороны сверстников, часто возникающих в сценариях, когда манипулятор пытается заставить жертву попробовать наркотики или другие вещества.

2.3. Уязвимости, используемые манипуляторами

Согласно книге самопомощи Брайкера, [2] манипуляторы используют следующие уязвимости (кнопки), которые могут существовать у жертв:

  • «болезнь в угоду»
  • пристрастие к получению одобрения и признания других
  • Эмотофобия (боязнь отрицательных эмоций; т. е. боязнь выражения гнева, разочарования или неодобрения)
  • отсутствие напористости и умения говорить нет
  • размытое чувство идентичности (с размытыми личными границами)
  • низкая самостоятельность
  • внешний локус контроля

По словам Саймона, [1] манипуляторы используют следующие уязвимости, которые могут существовать в жертвах:

  • наивность — жертве слишком трудно принять идею о том, что некоторые люди хитры, коварны и безжалостны или «отвергают «если они становятся жертвами.
  • чрезмерная добросовестность — жертва слишком хочет дать манипулятору презумпцию невиновности и увидеть свою сторону вещей, в которой они обвиняют жертву.
  • низкая уверенность в себе — жертва сомневается в себе, не уверена в себе и настойчива, склонна слишком легко защищаться.
  • чрезмерная интеллектуализация — жертва слишком сильно пытается понять и считает, что у манипулятора есть какая-то понятная причина причинять вред.
  • эмоциональная зависимость — жертва имеет покорную или зависимую личность. Чем более эмоционально зависима жертва, тем более она уязвима для эксплуатации и манипулирования.

Манипуляторы обычно не торопятся, чтобы изучить характеристики и уязвимости своих жертв.

Кантор советует в своей книге Психопатология повседневной жизни: как вести себя с манипулятивными людьми [3] , что уязвимость перед психопатами-манипуляторами подразумевает также и то, что они:

  • зависимые — зависимые люди нуждаются в том, чтобы их любили, и поэтому они легковерны и склонны сказать «да» тому, чему они должны были бы сказать «нет».
  • незрелый — имеет нарушения суждений и поэтому склонен верить преувеличенным рекламным утверждениям.
  • наивный — не может поверить, что в мире есть нечестные люди, или считает само собой разумеющимся, что если они есть, им не будет позволено охотиться на других.
  • впечатлительный — чрезмерно соблазненный очаровашками. Например, они могут проголосовать за, казалось бы, очаровательного политика, который целует младенцев.
  • доверчивый — честные люди часто предполагают, что все остальные честны. Они с большей вероятностью посвящают себя людям, которых едва знают, не проверив учетные данные и т. д., и менее склонны задавать вопросы так называемым экспертам.
  • одинокий — одинокие люди могут принять любое предложение человеческого контакта. Незнакомец-психопат может предложить человеческое общение за определенную цену.
  • нарциссический — нарциссы склонны поддаваться незаслуженной лести.
  • импульсивны — принимать поспешные решения, например, что купить или на ком жениться, не посоветовавшись с другими.
  • альтруистический — противоположность психопатическому: слишком честный, слишком справедливый, слишком чуткий.
  • экономный — не может отказаться от сделки, даже если знает, почему она такая дешевая.
  • материалистичный — легкая добыча для ростовщиков или схем быстрого обогащения.
  • жадный — жадный и нечестный человек может стать жертвой психопата, который может легко соблазнить его на аморальный поступок.
  • мазохисты — не уважают себя и поэтому бессознательно позволяют психопатам использовать их в своих интересах. Они думают, что заслужили это из-за чувства вины.
  • пожилых людей — пожилые люди могут стать утомленными и менее способными к многозадачности. Услышав рекламное предложение, они с меньшей вероятностью сочтут, что это может быть афера. Они склонны давать деньги кому-то с неудачной историей. См. Жестокое обращение с пожилыми.

3. Мотивы манипуляторов

Манипуляторы могут иметь различные возможные мотивы, включая, но не ограничиваясь: [2]

  • необходимость продвижения своих собственных целей и личной выгоды практически любой ценой для других
  • сильная потребность достичь чувства власти и превосходства в отношениях с другими
  • желание и потребность чувствовать себя под контролем
  • желание обрести чувство власти над другими, чтобы повысить их самооценку
  • скука или усталость от своего окружения, видя в этом игру, а не причинение вреда другим
  • тайные планы, преступные или иные, включая финансовые манипуляции (часто наблюдаются, когда пожилые люди или ничего не подозревающие, незащищенные богатые становятся преднамеренными мишенями с единственной целью получения финансовых активов жертвы)

4.

Психопатия

Манипулятивность входит в Фактор 1 контрольного списка психопатии Хэйра (PCL). [4]

4.1. На рабочем месте

Психопат на рабочем месте часто может быстро переключаться между эмоциями, которые используются для манипулирования людьми или вызывают сильное беспокойство. [5]

Авторы книги Змеи в костюмах: когда психопаты идут на работу описывают пятиэтапную модель того, как типичный психопат на рабочем месте достигает власти и удерживает ее. На третьем этапе (манипулирование) психопат создаст сценарий «психопатической фантастики», где будет создаваться позитивная информация о себе и негативная дезинформация о других, где будет использоваться ваша роль как части сети пешек или покровителей, и вы будет подготовлен к принятию плана психопата. [6]

5. Антисоциальные, пограничные и нарциссические расстройства личности

Согласно Кернбергу, все антисоциальные, пограничные и нарциссические расстройства личности организованы на пограничном уровне организации личности, [7] и все три разделяют некоторые общие характерологические недостатки и перекрывающиеся черты личности, при этом лживость и исключительные манипулятивные способности являются наиболее распространенными чертами среди антисоциальных и нарциссических. Пограничные люди подчеркиваются непреднамеренными и дисфункциональными манипуляциями, но стигма в отношении лживых пограничных людей все еще неправомерно сохраняется. [8] Антисоциальные, пограничные и нарциссы часто бывают патологическими лжецами. [7] Другие общие черты могут включать патологический нарциссизм, [7] последовательная безответственность, макиавеллизм, отсутствие эмпатии, [9] жестокость, подлость, импульсивность, склонность к членовредительству и зависимостям, межличностная эксплуатация, враждебность , гнев и ярость, тщеславие, эмоциональная нестабильность, чувствительность к неприятию, перфекционизм и использование примитивных защитных механизмов, которые являются патологическими и нарциссическими. Общие нарциссические защиты включают расщепление, отрицание, проекцию, проективную идентификацию, примитивную идеализацию и обесценивание, искажение (включая преувеличение, преуменьшение и ложь) и всемогущество. [10]

Психолог Марша М. Линехан заявила, что люди с пограничным расстройством личности часто демонстрируют поведение, которое на самом деле не является манипулятивным, но ошибочно интерпретируется как таковое. [11] По ее словам, такое поведение часто выглядит как бездумное проявление сильной боли и часто не является преднамеренным, чтобы считаться настоящим манипулированием. В DSM-V манипуляция была удалена как определяющая характеристика пограничного расстройства личности. [12]

Манипулятивное поведение свойственно нарциссам, которые используют манипуляции для получения власти и нарциссической поддержки. Те, у кого антисоциальный характер, будут манипулировать из-за материальных благ, власти, мести и множества других причин. [13]

6. Истерическое расстройство личности

Люди с истерическим расстройством личности обычно высокоактивны как в социальном, так и в профессиональном плане. У них обычно хорошие социальные навыки, несмотря на то, что они склонны использовать их, чтобы манипулировать другими, чтобы сделать их центром внимания. [14]

7. Макиавеллизм

Макиавеллизм — это термин, который некоторые социальные и личностные психологи используют для описания склонности человека быть бесчувственным и, следовательно, способным отделить себя от общепринятой морали и, следовательно, обманывать и манипулировать другими. В 1960-х годах Ричард Кристи и Флоренс Л. Гейс разработали тест для измерения уровня макиавеллизма человека (иногда называемый тестом Макиавелли ). [15]

Психологическая манипуляция — Psynso

Психологическая манипуляция — это тип социального влияния, целью которого является изменение восприятия или поведения других посредством закулисных, обманных или даже оскорбительных тактик. Продвигая интересы манипулятора, часто за счет другого, такие методы можно считать эксплуататорскими, оскорбительными, коварными и вводящими в заблуждение.

Социальное влияние не обязательно отрицательное. Например, врачи могут попытаться убедить пациентов отказаться от нездоровых привычек. Социальное влияние обычно воспринимается как безвредное, когда оно уважает право находящегося под влиянием принять или отвергнуть его и не носит чрезмерного принуждения. В зависимости от контекста и мотивов социальное влияние может представлять собой закулисную манипуляцию.

 

Требования для успешной манипуляции

По словам Джорджа К. Саймона, успешная психологическая манипуляция в первую очередь требует от манипулятора:

  • сокрытия агрессивных намерений и поведения.
  • , зная психологические уязвимости жертвы, чтобы определить, какая тактика, вероятно, будет наиболее эффективной.
  • , обладающий достаточным уровнем безжалостности, чтобы не сомневаться в причинении вреда жертве в случае необходимости.

Следовательно, манипуляция, скорее всего, будет скрытой (реляционно-агрессивной или пассивно-агрессивной).

 

Как манипуляторы контролируют своих жертв

Согласно Брейкеру

Брайкер выделил следующие основные способы, которыми манипуляторы контролируют своих жертв: , чрезмерное извинение; деньги, одобрение, подарки; внимание, мимика, например натянутый смех или улыбка; общественное признание.

  • негативное подкрепление – включает нытье, крик, молчаливое обращение, запугивание, угрозы, ругань, эмоциональный шантаж, ловушку вины, дуться, плакать и играть в жертву.
  • прерывистое или частичное подкрепление. Частичное или прерывистое негативное подкрепление может создать эффективную атмосферу страха и сомнений. Частичное или прерывистое положительное подкрепление может побудить жертву упорствовать — например, в большинстве форм азартных игр игрок, вероятно, время от времени выигрывает, но в целом все равно теряет деньги.
  • наказание
  • травматическое обучение с одной попытки — использование словесных оскорблений, взрывного гнева или другого запугивающего поведения для установления доминирования или превосходства; даже один случай такого поведения может обусловить или обучить жертву избегать огорчения, конфронтации или противоречия манипулятору.
  •  

    По словам Саймона

    Саймон определил следующие манипулятивные техники:

    • Ложь: трудно сказать, лжет ли кто-то в то время, когда он это делает, хотя часто правда может быть очевидна позже, когда это слишком поздно. Один из способов свести к минимуму шансы быть обманутым — это понять, что некоторые типы личности (особенно психопаты) являются экспертами в искусстве лжи и обмана, делая это часто и часто изощренно.
    • Ложь по умолчанию: Это очень тонкая форма лжи, заключающаяся в сокрытии значительной части правды. Этот прием также используется в пропаганде.
    • Отрицание: Манипулятор отказывается признать, что он или она сделали что-то не так.
    • Рационализация: оправдание неподобающего поведения со стороны манипулятора. Рационализация тесно связана с вращением.
    • Минимизация: это тип отрицания в сочетании с рационализацией. Манипулятор утверждает, что его или ее поведение не такое вредное или безответственное, как предполагал кто-то другой, например, говоря, что насмешка или оскорбление были всего лишь шуткой.
    • Избирательное невнимание или избирательное внимание: Манипулятор отказывается обращать внимание на что-либо, что может отвлечь от его или ее планов, говоря что-то вроде «Я не хочу это слышать».
    • Отвлечение: манипулятор не дает прямого ответа на прямой вопрос и вместо этого отвлекается, переводя разговор на другую тему.
    • Уклонение: похоже на отвлечение, но дает неуместные, бессвязные, расплывчатые ответы, ласковые слова.
    • Скрытое запугивание: Манипулятор заставляет жертву защищаться, используя завуалированные (тонкие, косвенные или подразумеваемые) угрозы.
    • Чувство вины: особый вид тактики запугивания. Манипулятор внушает добросовестной жертве, что она недостаточно заботится, слишком эгоистична или легко справляется. Обычно это приводит к тому, что жертва чувствует себя плохо, держит ее в неуверенном в себе, тревожном и покорном положении.
    • Пристыжение: Манипулятор использует сарказм и оскорбления, чтобы усилить страх и неуверенность в себе у жертвы. Манипуляторы используют эту тактику, чтобы заставить других чувствовать себя недостойными и поэтому подчиняться им. Тактика пристыжения может быть очень тонкой, например, свирепый взгляд или взгляд, неприятный тон голоса, риторические комментарии, тонкий сарказм. Манипуляторы могут заставить человека стыдиться даже того, что он осмеливается бросить им вызов. Это эффективный способ вызвать у жертвы чувство неполноценности.
    • Игра в роли жертвы («бедный я»): Манипулятор изображает себя жертвой обстоятельств или чьего-то поведения, чтобы вызвать жалость, сочувствие или вызвать сострадание и тем самым получить что-то от другого. Заботливые и добросовестные люди не выносят чужих страданий, а манипулятору часто легко играть на сочувствии, чтобы добиться сотрудничества.
    • Очернение жертвы: больше, чем любая другая, эта тактика является мощным средством заставить жертву защищаться, одновременно маскируя агрессивные намерения манипулятора.
    • Игра в роли слуги: Маскировка корыстных целей под видом служения более благородному делу, например, говоря, что он действует определенным образом для «повиновения» и «служения» Богу или подобной авторитетной фигуре.
    • Соблазнение: Манипулятор использует обаяние, похвалу, лесть или открытую поддержку других, чтобы заставить их ослабить свою защиту и выразить свое доверие и преданность ему или ей.
    • Проецирование вины (обвинение других): козлы отпущения манипуляторов часто незаметны, их трудно обнаружить.
    • Симуляция невиновности: Манипулятор пытается предположить, что любой нанесенный вред был непреднамеренным или не делал того, в чем его обвиняли. Манипулятор может изобразить удивление или негодование. Эта тактика заставляет жертву сомневаться в своих собственных суждениях и, возможно, в своем здравомыслии.
    • Имитация замешательства: Манипулятор пытается притвориться тупицей, притворяясь, что он или она не знает, о чем вы говорите, или запутался в важном вопросе, доведенном до его сведения.
    • Размахивание гневом: Манипулятор использует гнев, чтобы размахивать достаточной эмоциональной интенсивностью и яростью, чтобы потрясти жертву и заставить ее подчиниться. Манипулятор на самом деле не злится, он просто притворяется. Он просто хочет того, чего хочет, и «сердится», когда ему отказывают.

     

    Уязвимости, используемые манипуляторами

    Согласно Брайкеру, манипуляторы используют следующие уязвимости (кнопки), которые могут существовать у жертв:

    • «болезнь в угоду»
    • пристрастие к получению одобрения и признания других
    • Эмотофобия (боязнь отрицательных эмоций)
    • отсутствие напористости и умения говорить нет
    • размытое чувство идентичности (с размытыми личными границами)
    • низкая самостоятельность
    • внешний локус контроля

    По словам Саймона, манипуляторы используют следующие уязвимости, которые могут существовать в жертвах:

    • наивность – жертве слишком трудно принять идею о том, что некоторые люди хитры, коварны и безжалостны, или «отрицает», если он или она становится жертвой
    • чрезмерная добросовестность — жертва слишком хочет дать манипулятору презумпцию невиновности и увидеть свою сторону вещей, в которой они обвиняют жертву
    • низкая уверенность в себе – жертва сомневается в себе, не уверена в себе и настойчива, склонна слишком легко защищаться.
    • чрезмерная интеллектуализация — жертва слишком сильно пытается понять и считает, что у манипулятора есть какая-то понятная причина причинять вред.
    • эмоциональная зависимость – жертва имеет покорную или зависимую личность. Чем более эмоционально зависима жертва, тем более уязвима она или она для эксплуатации и манипулирования.

    Манипуляторы обычно не торопятся, чтобы изучить характеристики и уязвимости своей жертвы.

    Согласно Кантору, уязвимы для психопатов-манипуляторов:

    • слишком доверчивы – честные люди часто предполагают, что все остальные честны. Они связываются с людьми, которых едва знают, не проверяя документы и т. д. Они редко задают вопросы так называемым экспертам.
    • слишком альтруистичный – противоположность психопатическому; слишком честный, слишком справедливый, слишком чуткий
    • слишком впечатлителен – чрезмерно соблазнен очаровашками. Например, они могут проголосовать за фальшивого политика, который целует младенцев.
    • слишком наивен — не верится, что в мире есть нечестные люди, а если бы и были, им бы не разрешили работать.
    • слишком мазохистский — отсутствие самоуважения и бессознательное использование психопатами. Они думают, что заслужили это из-за чувства вины.
    • слишком самовлюбленный — нарциссы склонны поддаваться незаслуженной лести.
    • слишком жадный – жадный и нечестный человек может стать жертвой психопата, который может легко склонить его к безнравственному поступку.
    • слишком незрелый — имеет слабое суждение и верит преувеличенным рекламным заявлениям.
    • слишком материалистичный – легкая добыча для ростовщиков или схем быстрого обогащения
    • слишком зависимы — зависимые люди нуждаются в любви, поэтому они доверчивы и склонны говорить «да» тому, чему они должны были бы сказать «нет».
    • слишком одинок – одинокие люди могут принять любое предложение человеческого контакта. Незнакомец-психопат может предложить человеческое общение за определенную цену.
    • слишком импульсивен – принимает поспешные решения, например, о том, что купить или за кого выйти замуж, не посоветовавшись с другими.
    • слишком экономны – не могут отказаться от сделки, даже если знают, почему она такая дешевая
    • пожилых людей – пожилые люди могут устать и менее способны к многозадачности. Услышав рекламное предложение, они с меньшей вероятностью сочтут, что это может быть афера. Они склонны давать деньги кому-то с неудачной историей. См. Жестокое обращение с пожилыми.

     

    Мотивы манипуляторов

    Возможные мотивы манипуляторов, в том числе:

    • Необходимость продвигать свои собственные цели и свою выгоду практически любой ценой для других
    • У манипулятора есть сильная потребность в достижении чувства власти и превосходства в отношениях с другими
    • Манипуляторы хотят и нуждаются в том, чтобы чувствовать себя под контролем – причуда контроля
    • Ощутить власть над другими, чтобы поднять самооценку.

    Добавить комментарий