Теория организационной деятельности. Часть 2. Машинальный, принудительный и авторитарный механизмы
Мы продолжаем цикл статей, посвящённых теории организационной деятельности. Теория организационной деятельности — это наука о законах организации, она даёт основу и законы, исходя из которых следует совершенствовать организационное управление. Теория организационной деятельности объясняет, как устроены организации, как они развиваются, как внутренний мир человека соотносится с их формами, какие требования предъявляют организации к ментальности людей, как ментальность влияет на организационные процессы, как можно повышать эффективность сотрудничества и управления персоналом. Существует шесть механизмов сотрудничества. Во второй части речь пойдёт о трёх из них: машинальный, принудительный и авторитарный. Также мы определим, на чём они основываются, каковы их согласующие элементы и нормы делового поведения, которым они соответствуют.
Теория организационной деятельности (ТОД) — это наука о формах сотрудничества, производственных отношениях, организационных законах и способах повышения эффективности совместной деятельности.
Теория организационной деятельности утверждает, что существует только шесть основных механизмов сотрудничества. В принципе, разных по характеру форм согласовательной деятельности гораздо больше, но основных, качественно разных типов, всего шесть. Каждый механизм сотрудничества — это целая эпоха в развитии форм коллективной деятельности, культуры, в развитии человечества вообще. Чтобы адекватно осмыслить данное явление, его следует рассмотреть в разных масштабах и разных аспектах, что мы здесь для начала и попытаемся сделать.
Таблица 1. Сравнение характеристик всех механизмов сотрудничества.
Отметим две закономерности, чётко прослеживающиеся в таблице:
- Переход к более сложной и совершенной организации деятельности — это в таблице движение слева направо. Очень важно увидеть в ячейках таблицы ступени (стадии) развития соответствующих элементов и почувствовать непрерывность изменений этого развития, его логическое единство. Так гармонично должно идти организационное развитие. Чем сложнее решаемые задачи, тем более совершенные механизмы сотрудничества требуются. Поэтому у компаний, построенных только на силе и авторитете руководства, нет большого будущего. Ведь стоящие перед ними задачи постоянно усложняются, и их сможет решить только более совершенная организация;
- Характер отношений в механизмах сотрудничества чередуется: нечётные (машинальный, авторитарный и коллегиальный) являются коллективистскими, а чётные (принудительный, договорный и саможеланный) — индивидуалистскими. Такая вот интересная объективная закономерность.
Далее мы подробно опишем все механизмы.
Механизм машинального сотрудничества
Основные элементы механизма сотрудничества
Это самая простая, начальная ступень развития согласовательной деятельности. Она использует стереотипы поведения, неосознанно совершаемые привычные действия. Подсознательно выполняемые психикой врождённые или приобретённые программы поведения запускаются различными сигналами внешнего и внутреннего характера. Так, в основном машинально, не задумываясь, мы говорим: «Добрый день», «Здравствуйте», «До свидания», «Спасибо» и т. д. Машинально говорим в телефонную трубку «алло». Машинально идём по тротуару, погружённые в какие-то свои мысли, а подсознание тем временем успешно управляет нашим движением, если маршрут привычен и прост. Водитель автомобиля машинально ведёт её по правой стороне дороги. Всё это простые, но очень распространённые действия, машинально согласующие действия разных лиц.
Машинальное сотрудничество — исторически самая старая форма обеспечения согласованности взаимодействий. Она господствовала на заре человечества; продолжает использоваться и сейчас, хотя былую ведущую роль, конечно, потеряла. Древние её формы сегодня ещё можно наблюдать в поведении и ритуалах самых отсталых племён, в их танцах, песнях и других коллективных действиях, предваряющих или сопровождающих различные виды деятельности: охоту, рыбалку, приём пищи, лечение, военные действия и т. д. Основанное на неосознаваемом или плохо осознаваемом выполнении каких-то простых психических программ, машинальное сотрудничество обеспечивает согласованность взаимодействий как бы автоматически, неосмысленно.
Но даже в Средневековье машинальное, бессознательное сотрудничество в чистом виде преобладать не могло — слишком уж примитивное сотрудничество оно обеспечивает. Сегодня оно органично входит в более совершенные механизмы в качестве отдельных, машинально исполняемых элементов. Такими элементами, например, могут быть: соблюдение солдатами своего места в строю при движении колонной; передвижение, взявшись за руки; совместное исполнение песен на отдыхе; использование стандартных форм приветствий; многочисленные привычки традиционных форм общения и поведения. В принципе, даже пользование родным языком содержит множество машинальных элементов, входящих в другие формы взаимодействий в качестве вспомогательных частей. К содержанию своей речи мы обычно подходим более или менее осознанно, но фразы складываются и произносятся в основном машинально. И мы обычно даже не осознаем, как это делаем в деталях, технологически. Именно поэтому нам трудно обучать своему языку иностранцев. Пользование речью происходит во многом подсознательно, машинально, интуитивно.
Условия работы механизма сотрудничества
Основное условие работы этого механизма — сила традиции и ценности соответствия этой традиции. Машинальное сотрудничество решающим образом зависит от окружающей субъекта среды. Здесь она должна быть очень стабильной, если не сказать неизменной. В противном случае машинальная согласованность становится просто невозможной.
Преимущества
Главным достоинством машинального сотрудничества является его психологическая лёгкость, неучастие в согласовательном действии мыслительных процессов. Сознание в это время, так сказать, отдыхает или занято иными функциями. Без участия сознания нами управляет бессознательное. При машинальных взаимодействиях люди не задумываются над своими действиями, и согласованность обеспечивается как бы сама собой, автоматически, естественно, без всякого психического напряжения, характерного для других механизмов. При машинальном сотрудничестве участники не озабочены межличностными отношениями. Процессы проходят как бы сами собой.
Недостатки
Однако эта лёгкость возникает не вдруг. Машинальное сотрудничество формируется обычно медленно, постепенно, путём многократных повторов, обкатки, практикой каждого элемента действий, доходящих до автоматизма, либо имеет врождённую природу. Элементы, не прошедшие испытание временем, отпадают, а остаётся только то, что органично, вписывается в реальность, возможно даже случайно.
Главным недостатком машинального сотрудничества является невозможность применять его для решения новых, нестандартных задач, которых в наше время очень много. Поэтому машинальное сотрудничество обычно используется лишь в качестве вспомогательных элементов более совершенных форм согласований.
Механизм принудительного сотрудничества
Основные элементы механизма сотрудничества
Принудительное сотрудничество принципиально отличается от машинального. Здесь очень жёсткие, а часто и жестокие отношения, постоянное подавление организатором (принуждающим, начальником, конвоем, надсмотрщиком) исполнителей. Основной инструментарий механизма принудительного сотрудничества — угрозы, наказания, поддержание страха и различные способы ослабления принуждаемых. Организаторы принуждения используют угрозы, устрашение, подавление, шантаж, нажим, давление; демонстрацию силы, физическое насилие, физический гнёт, иные наказания; оружие, лишение средств защиты и ресурсов, иное ослабление; ограничение контактов принуждаемого с окружающей средой, помещение принуждаемого в непривычную для него среду, изоляцию и ввод в заблуждение. Воздействие на исполнителей осуществляется с помощью полного контроля, строгих приказов и запретов, угроз, демонстрации, а то и применения силы, оков, наручников, оружия и других средств подавления.
Выражение „принудительное сотрудничество” звучит несколько парадоксально, противоречиво. Но ведь такой вариант взаимодействий приводит деятельность к согласованности с решаемой задачей и требованиями принуждающего. Это хоть и вынужденное, но всё-таки сотрудничество (в смысле, совместная деятельность). Непривычность термина не должна быть препятствием для объективного анализа.
Условия работы механизма сотрудничества
Основная формула функционирования этого механизма — принуждение к определенным действиям (или бездействиям) с помощью угроз и страха у принуждаемых лиц. Для силового преобладания часто используются сила, оружие и шантаж. Межличностные отношения между принуждающими и принуждаемыми обычно психологически носят негативный характер. Поэтому в принудительном сотрудничестве царят по современным меркам наихудшие отношения: взаимная озлобленность, жестокость, ярость одних и подавленность других.
Кроме того, надо понимать, что при объединении людей в группы их возможность подавлять других или сопротивляться насилию увеличивается. И наоборот, при раздроблении коллективов способность их членов к сопротивлению уменьшается. И то и другое очень существенно в принудительном сотрудничестве.
Преимущества
Главное преимущество принудительного механизма сотрудничества — возможность решать задачи, осуществлять которые исполнители не хотят. В настоящее время это чаще уже не преимущество, а недостаток. Современные сложные задачи обычно не имеет смысла решать принудительно, поскольку в них для успеха требуется искреннее старание и добросовестное отношение. Так, практически бессмысленно угрозами принуждать к работе таксиста или высококвалифицированного хирурга. Однако в целом ряде случаев такой механизм сотрудничества необходим и до сих пор используется. На нём построено согласование деятельности в силовых структурах и МЧС, а также в организациях, где требуется железная дисциплина, например, связанных с безопасностью на транспорте и т. д.
Недостатки
Основные недостатки механизма принудительного сотрудничества: грубый примитивизм, попрание человеческого достоинства, негативные межличностные отношения, психологическая неприемлемость для ментальности цивилизованного человека, невозможность решения современных сложных хозяйственных задач, ненадёжность сотрудничества из-за его нежелательности для принуждаемых.
Механизм авторитарного сотрудничества
Основные элементы механизма сотрудничества
В качестве главного психологического согласовательного элемента этот механизм использует авторитет организатора деятельности, уважение к нему, почитание, а то и преклонение. Авторитетом может выступать отец, учитель, старейшина, старший, глава, вожак, лидер, руководитель, начальник, командир и т. п. У авторитета есть особый статус, особые права и преимущества. Организатор направляет деятельность возглавляемого коллектива, призывает и побуждает к решению определенных задач, даёт указания, контролирует их исполнение, является информационным центром коллектива, принимает основные решения по его деятельности, оценивает каждого, распределяет блага, олицетворяет и формирует ведомый коллектив. Всё это согласующие инструменты такого механизма. Организатор несёт ответственность перед вышестоящей инстанцией за деятельность возглавляемого коллектива, если последний входит в некоторую более крупную иерархическую структуру. Обязанностью и привилегией главы любого коллектива является не только управление внутри своего коллектива, но и осуществление его контактов с окружающей средой, общение с вышестоящим руководством и сторонними лицами.
Условия работы механизма сотрудничества
Основное условие работы этого механизма — признание ведомыми превосходства ведущего, доверие к его знаниям, опыту, мудрости и покровительству. Классическое авторитарное сотрудничество строится на вере (в руководителя), надежде (на совместные успехи) и любви (к авторитетному руководителю). Ведомые участники авторитарного сотрудничества движимы верой в своего главу, связывают с ним свои надежды, проявляют ему знаки уважения, признательности, преданности, а то и любви. С главы берут пример, у него учатся, его слушаются, ему подражают, стараются угодить, заслужить благодарность или расположение.
Каждый член авторитарного коллектива постоянно стремится завоевать уважение, повысить свой статус (приобретать психологически и формально более высокое место в авторитарной иерархии), получить преимущества, награды и льготы. Уровень благосостояния членов авторитарного коллектива зависит от их фактического статуса, уровня занимаемой должности в существующей иерархии и отношения к ним руководителя.
Преимущества
Основное преимущество механизма авторитарного сотрудничества — возможность решать задачи при остром дефиците компетентных лиц, когда основная масса участников некомпетентна, но имеется хотя бы один умелый и авторитетный организатор. Авторитарный механизм позволяет объединить и поставить под единое управление как внутренние, так и внешние ресурсы всех участников. При трудностях, хаосе, неуверенности массы людей в направлении движения появление явно самого мудрого и заботящегося обо всех, объединяющего всех на успех, вдохновляющего, мобилизующего и усиливающего коллектив — огромное достоинство механизма авторитарного сотрудничества.
Недостатки
Основным недостатком авторитарного сотрудничества является нестабильность функционирования, большая зависимость от субъективных факторов: величины и устойчивости авторитета организатора, его способностей и удачливости в работе, случайных негативных воздействий вышестоящих инстанций, постоянных кадровых перестановок. Всё это приводит к большим потерям ресурсов, снижает эффективность деятельности.
В периоды смены руководства деятельность авторитарных коллективов не только ухудшается, но часто даже оказывается почти полностью парализованной. Быстро, а то и мгновенно разрушаются такие организации и в случае внезапной потери авторитета всего их руководящего состава. Бывшие члены организации становятся совершенно неуправляемыми, и может начаться полная неразбериха и хаос. История авторитарно организованных обществ переполнена подобными драматическими примерами.
* * *
В третьей части статьи мы подробно расскажем о трёх других механизмах сотрудничества — договорном, коллегиальном и саможеланном.
Автоматизм — Психологос
Автоматизм — то, что человек делает автоматически; ситуативные действия, которые происходят машинально и само собой, без обдумывания, без предваряющего желания либо замысла.
Так люди обычно дышат, подносят ложку ко рту, привычно умываются, делают радостные глаза при встрече и жмут руку при прощании — без желания, не вдумываясь, на автомате. Многие так же и мыслят, и говорят.
Автоматизмы следует отличать от автоматического поведения (автоматического реагирования): автоматизм ситуативен и в этом плане — случаен, а автоматическое реагирование — скорее система и проблемный образ жизни.
Что стоит за автоматизмами? — Самые разные вещи. Верования… рефлексы, привычки, вплоть до образа жизни… Естественные эмоциональные реакции, стереотипы поведения — все это автоматизмы.
Фильм «Коммандос»
Взгляд нейрофизиолога на автоматизмы см.→
Как формируются автоматизмы? — Иногда автоматизм может сформироваться и в результате эмоционального запечатления, но в первую очередь автоматизм формируется как результат повторения.
Если мы передвигаем ноги последние несколько десятков лет, они у нас делают шаги вполне автоматически. Если вы пользуетесь вилкой и ножом несколько раз в день, то манипуляции этими столовыми приборами у вас также происходят на уровне автоматизма.
Важно: автоматизм формируется, если у человека есть внутреннее согласие с тем, что он делает.
Виды автоматизмов
Автоматизмы разнообразны, как и сама жизнь, и только в силу невнимательности к ним мы не всегда замечаем, сколько их и сколько их разновидностей: простые и потрясающей сложности, внешние и внутренние, автоматизмы тела и духа, с контролем и без, осознанные и нет.
Фильм «Всему свое время»
В автоматизмы превращается все, что мы делаем часто и без внутреннего сопротивления, и, понятно, в первую очередь это вполне простые, а то и примитивные действия: почистить зубы, завязать шнурки. Если человек часто, постоянно, ежедневно и ежечасно делает действия сложные, то в автоматизмы переходят и они.
Вести машину в плотном потоке, отслеживая светофоры и мгновенно перестраиваясь в нужный ряд — для опытного водителя это естественный автоматизм, он же — высочайшее искусство.
Автоматизмом может становиться не только внешнее поведение, но и внутреннее: кто-то привык автоматически вспыхивать возмущением, для кого-то за годы жизни стало естественным восхищение и забота.
Любовь как радостная забота может становиться автоматизмом как и любое другое внутреннее поведение, для этого достаточно совершать заботливые действия в отношении того, кто нам дорог, многие дни и годы, не забывая напоминать себе, какое это счастье — любить! Автоматизмом становится теплые интонации, мягкие руки, привычка думать о другом… Автоматизмом становится все то, что является образом жизни. У тех, кто это практикует постоянно, на уровень автоматизма переходят конструктивное мышление и запоминание нужного, свободное воображение и внимательное осознавание.
Автоматизмы, как правило, не осознаются — зачем? Однако никаких препятствий тому, чтобы автоматизмы были осознанными — нет, йоговская практика осознанного дыхания тому яркий пример. Более того, сама осознанность тех или иных действий у развитого человека может перейти на уровень автоматизма.
У верующего это умная молитва, у актера — его монологи, у писателя его тексты, — все это сопровождается обязательной, автоматической осознанностью, а иногда — и автоматической прочувственностью.
Возможно, что именно привычка осознанности (или отсутствие такой привычки) отличает людей, умеющих контролировать свои автоматизмы, от тех, у кого автоматизмы случаются сами, помимо их воли и желания.
Автоматизмы в человеческой жизни
Как правило, наши автоматизмы не привлекают наше внимание и поэтому не являются предметом осмысления, пока кто-то другой наше внимание на наши автоматизмы не обратил.
«Что ты все время возражаешь?» «Зачем во время еды ставишь локти на стол?» «Распрямись, не сутулься!» — это тоже разговор о наших автоматизмах.
Хороши или нет автоматизмы, вообще сказать нельзя, все очень конкретно. Автоматизмы воспитанного человека — радость, автоматизмы невротика и психопата — беда. Если человек думает перед каждым действием, его поведение неловко и заторможено, и перевод части действий в автоматизмы освобождает голову от ненужной работы, делает реакции более быстрыми, а поведение — более естественным.
В спорте, на войне и в профессиональной деятельности без автоматизмов — никак. Пока удары спортсмена не отработаны до автоматизма, ему рано думать о победе. Новобранца, не владеющего автоматизмами, нельзя пускать в бой. Нужные навыки должны быть отработаны до уровня автоматизма, см.→
С другой стороны, плоха и другая крайность, когда человек отвыкает думать, ленится чувствовать и желать, начинает жить одними автоматизмами: да, его жизнь упрощается, но беднеет. Автоматизмы заменяют ответственность, человек становится менее гибким: если, конечно, в него не был встроен автоматизм каждый день отказываться от привычек старых и нарабатывать новые.
Наверное, все таки важнее не количество автоматизмом, а их содержание и качество: если у человека автоматизм думать, любить и развиваться, это неплохое приобретение!
Действия человека
• Этика в первую очередь связана с человеческим поведением.
• Человеческие действия также являются отправной точкой для большинства правовых систем. Следственные органы, юристы и судьи в первую очередь озабочены действиями человека и законностью или незаконностью этих действий.
• Этика, как и право, фокусируется на человеческих действиях с точки зрения морали, а не законности. Специалисты по этике проводят четкое различие между «человеческими действиями» и «человеческими действиями», сосредотачиваясь на человеческих действиях.
РАЗНИЦА МЕЖДУ ДЕЙСТВИЯМИ ЧЕЛОВЕКА И ДЕЙСТВИЯМИ ЧЕЛОВЕКА
Действия человека определяются как те действия, которые совершаются преднамеренно и сознательно людьми с использованием их интеллекта и воли.
«Действия человека», с другой стороны, по своей природе инстинктивны, движимы импульсом или привычкой.
Пример 1. Предположим, вы работаете в банке. Однажды ваш банк ограбили вооруженные грабители. Один из вооруженных грабителей размахивает пистолетом и кричит на вас, требуя всю информацию о вашем банковском счете и пароли. Если вы передадите конфиденциальные данные грабителям в таких обстоятельствах, ваши действия будут считаться «человеческими действиями», поскольку они мотивированы страхом. Это не человеческое действие, и оно не совершается сознательно или преднамеренно.
Пример 2. Рассмотрим другой сценарий, в котором вы, как сотрудник уважаемой компании, передаете конфиденциальные данные своей компании конкурирующей компании в обмен на крупную сумму денег от конкурирующей компании. На вас нет внешнего давления с целью поделиться конфиденциальными данными с компанией-конкурентом, да и обстоятельства не вынуждают вас к этому. Кроме того, вы полностью осознаете финансовые и другие потери, которые ваша компания понесет в результате этого незаконного обмена данными, но вы продолжаете делать это, чтобы незаконно зарабатывать деньги. В этих обстоятельствах ваше действие является «человеческим действием», потому что вы сделали это преднамеренно и сознательно.
СОСТАВЛЯЕТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ
• Согласно моральным философам, любое действие, являющееся «человеческим действием», должно соответствовать трем критериям одновременно.
Вот они:1. Осознанность. Вы должны осознавать, что делаете.
2. Добровольность. Ваши действия должны быть мотивированы желанием помочь другим.
3. Свобода. Действие должно осуществляться в свободной форме.
прочие составляющие:
1. Знания: это требование, чтобы действие считалось человеческим.
Знание относится к знакомству, осведомленности или пониманию кого-либо или чего-либо.
Опыт и образование — два способа получить знания.
Термин «знание» охватывает как теоретическое, так и практическое понимание.
2. Довольный характер действия: Действие должно быть мотивировано волей.
Действия могут быть предприняты непосредственно из воли, например согласие, или косвенно через волю других способностей, таких как мышление.
Пример: если кто-то кладет мне в руку пистолет и нажимает на спусковой крючок, ясно, что моя воля не контролирует это действие и не является его причиной, и поэтому стрельба не является добровольной и, следовательно, не является человеческим действием.
В юриспруденции или этике добровольность относится к решению, принятому на основе собственной свободной воли, в отличие от решений, принятых под давлением или принуждением.
Хотя некоторые действия человека являются добровольными, в том смысле, что действующее лицо совершает действие полностью самостоятельно, не все действия являются добровольными.
ПОСЛЕДСТВИЯ ЭТИКИ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЯХ
• Последствия действия называются последствиями.
• Результат действия определяет, хорошо оно или плохо. Неправильно, если люди страдают, но правильно, если люди получают пользу. Причины — это мотивы, а следствия — следствия.
• Причины, по которым последствия действия приписываются исполнителю:
конкретный выбор или действие будет. Например, это преднамеренно, если человек делает дикий выстрел, зная, что он может кого-то ранить или убить.
2. Первое лицо по-прежнему несет моральную ответственность, если действующее лицо не совершает действие, а побуждает к этому другое (посредством помощи, поощрения или убеждения).
3. Если человек хранит молчание или отказывается действовать, когда должен. Например, если кто-то отказывается оказать помощь пострадавшему в ДТП.
Любые предложения или исправления в этой статье — нажмите здесь#GS — Бумага IV
Поделиться этой записью:Христианская философия 41
Христианская философия 41Глава II. Субъективные принципы человеческих действий.
ИСКУССТВО. I. СПОСОБНОСТЬ, КОТОРАЯ ВЫЗЫВАЕТ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ.
25. Человеческое действие – это действие, происходящее из преднамеренной воли. — Разум и свобода составляют специфическое различие между человеком и остальным видимым творением. Но так как действия, посредством которых существо достигает своей цели, находятся в гармонии с конститутивными принципами его природы, то человеческие действия суть, строго говоря, действия, исходящие из преднамеренной воли, действия, вызываемые свободно и со знанием цели. Действия, которые не являются бесплатными, называются действиями человек, не действия человека . {1}
26. В человеческих действиях можно выделить двенадцать последовательных шагов. 1, простое понимание добра; 2, простое желание приобрести его; 3, суждение о том, что добро возможно; 4, намерение использовать средства для ее достижения; 5, рассмотрение этих средств; 6, согласие воли на эти средства; 7, различение наиболее подходящих средств; 8, выбор этого средства; 9, указание, что нужно сделать для выполнения действия; 10, импульс, данный способностям или силам, предназначенным выполнить действие; 11, осуществление этих способностей или полномочий; 12, наслаждение воли. — Первый принцип, из которого исходит всякое человеческое действие, есть необходимое стремление воли к добру вообще, подобно тому как всякая доказанная истина выводится из первой недоказуемой истины. Предполагая это естественное побуждение воли, между последовательными шагами интеллекта и воли, составляющими человеческий акт, получается следующий порядок: 1. Интеллект предлагает под общей формой добра цель, которую нужно достичь. 2. Воля принимает самодовольство в этом благе как доброе и велит разуму увидеть, подходит ли и возможно ли это благо. 3. Интеллект судит о его возможности. 4. Воля стремится к достижению цели, действительно желает ее и приказывает разуму искать средства. 5. Интеллект указывает средства. 6. Воля одобряет их и приказывает искать наиболее подходящих. 7. Интеллект указывает на это. 8. Воля выбирает его и приказывает разуму приготовить средства для совершения действия. 9. Интеллект указывает на эти средства. 10. Воля движет способностями или силами, вызывающими действие. 11. Эти способности или силы исполняют приказ воли. 12. Воля покоится в завершении действия и в конце достигнутом.
Из этих второстепенных действий первые четыре относятся к концу действия, рассматриваемого сначала в общем, затем определенно и в частности; следующие четыре имеют своей целью средства, которые сначала исследуются в целом, а затем выбираются лучшие; последние четыре имеют своей целью осуществление этих средств, а также покой и удовольствие воли в совершенном действии. В этих второстепенных действиях пять суждений воздействуют на волю, которая затем применяет интеллект к новым исследованиям. К пятому действию воли отвечает действие вызывающей силы, а ему, в свою очередь, покой воли. В этом ряду подчиненных действий свобода проявляется каждый раз, когда воля действует. Человеческое действие существует во всей своей сущности, когда воля совершает свой выбор, свое свободное определение; но оно существует во всей своей целостности только тогда, когда желаемое действие выполняется. Суммируя эти результаты, всякое человеческое действие можно разложить на три принципа: 1) порыв воли к добру вообще; (2) знание конкретного товара; (3) свобода выбора этого блага. Без первого условия воля не могла бы действовать; без второго оно не имело бы направления; без третьего оно не действовало бы соответственно своей природе.
27. Произвольное действие бывает совершенным или несовершенным, прямым или косвенным, явным или подразумеваемым, вызванным или императивным. — Волевое действие является совершенным , если оно исходит из цельной склонности воли; это несовершенное , если оно делается с некоторым отвращением или без совершенного знания того, что делается. Это прямое , если оно действительно произведено волей; это косвенное , если это происходит из-за упущения действия. это формальный или экспресс , если он исходит из надлежащего действия воли; это виртуальное или молчаливое , если оно волено не само по себе, а в чем-то другом. Это вызвано , если это действие самой воли; это императив , если оно вызывается другими способностями по велению воли.
28. Насилие, когда оно абсолютно, делает действие непроизвольным; когда условно, это делает его менее добровольным. — Поскольку произвольное действие должно быть произведено внутренним принципом, оно больше не существует, когда действие исходит из внешнего принципа, такого как абсолютное насилие. Насилие определяется как «действие, проистекающее из внешнего принципа и противостоящее {2} Если насилие только условное или моральное, то совершенно возможно не делать того, что требуется, и, следовательно, действие добровольно, хотя и частично. Насилие, заметим, может осуществляться только над действиями императивными и никогда над действиями, вызванными волей.0003
29. Страх делает действие менее произвольным, но не совсем непроизвольным. — Страх – это впечатление, возникающее в результате угрожающего зла, которого трудно избежать. Это зло, правда, можно сказать, производит над нами своего рода насилие, но насилие чисто условное; свобода воли не уничтожается, а только уменьшается.
30. Неведение, когда оно непобедимо и противостоит действию воли, делает действие непроизвольным. — Нет произвольного действия без знания; следовательно, действие является более или менее произвольным в зависимости от меньшей или большей степени неведения. Невежество бывает трех видов: предшествующий , если он никоим образом не желает, и действие не было бы совершено, если бы было знание; вытекает из , если это прямо или косвенно пожелано; , сопутствующее , когда не хватает знания, но так, чтобы действие было совершено, если бы было знание. Предшествующее неведение исключает всякое проявление воли, потому что нет никакого знания об объекте; последующее невежество имплицитно желаемо и, следовательно, не полностью исключает знание; и то же самое следует сказать о сопутствующем невежестве. Последующее невежество либо притворно, , если прямым действием человек предпочитает оставаться в неведении, или грубо , если пренебрегают средствами приобретения знаний, необходимых для того, чтобы действовать надлежащим образом. {3}
31. Вожделение не делает действие непроизвольным, а делает его более произвольным. Если оно предшествует, оно уменьшает свободу воли, но не если оно следует. — Вожделение есть движение чувствительного аппетита к приятному благу; поэтому оно склоняет волю к этому добру и придает большей интенсивности произвольному действию. Но когда вожделение предшествует произвольному действию, оно совершает как бы условное насилие над свободой воли и, следовательно, уменьшает ее; когда, напротив, оно следует за произвольным действием, остается свобода, так как действие было вызвано свободно. Вожделение даже увеличивает нравственную ценность поступка, если воля прямо и намеренно призывает его к себе на помощь.
ИСКУССТВО. II. — СТРАСТИ.
32. Страсть есть движение чувственного аппетита, происходящее от постижения добра или зла и сопровождающееся некоторым изменением тела. — Человеческая душа, субстанциально соединенная с телом, обладает, кроме воли или умственного аппетита, чувственным аппетитом или склонностью к чувственным благам. Чувствительный аппетит является вместилищем страстей. Причина, действительно порождающая страсть, есть добро или зло, воспринимаемые воображением. Особая нота или характер, который сопровождает его и отличает его от чисто произвольного движения, есть физическое, телесное изменение, происходящее из-за того, что чувствительное влечение находится в телесном органе.
33. Есть шесть страстей похотливого аппетита. Любовь и ненависть, желание и отвращение, радость и печаль. Есть живые страсти вспыльчивого аппетита, надежды и отчаяния, дерзости и страха и гнева. — Страсти суть движения чувственного влечения, разделениям которых они, следовательно, и следуют. Итак, чувственное влечение вожделеемо, если его объектом являются чувственно воспринимаемые добро и зло, взятые в абсолютном смысле; и вспыльчивым, если ищет добра и зла как трудных и трудных вещей, которых в одном случае можно добиться, а в другом — избежать. Страстей вожделения шесть: любовь и ненависть, желание и отвращение, радость и печаль. Ибо когда есть добро, мы любовь это; любовь порождает желаний , если добро отсутствует; радость покой в обладании добром. Итак, в присутствии зла мы сначала испытываем ненависть; ненависть порождает отвращение, если зло отсутствует; и когда зло здесь и сейчас затрагивает нас, мы чувствуем печаль. Есть пять страстей вспыльчивого аппетита: Надежда и отчаяние, дерзость и страх, и гнев. Надежда возвышает ум к добру, которого трудно достичь; отчаяние бросает его вниз при виде трудности; смелый сталкивается со злом; боятся боятся; гнев воспламеняет нас против дела зла. Все страсти вспыльчивого аппетита исходят из страсти вожделения и заканчиваются в ней. Эти два рода страстей отличаются друг от друга, ибо все страсти вожделения противоположны по своему предмету, но не все страсти гневливого влечения. Гнев не имеет противоположности. Все второстепенные страсти могут быть сведены к этим одиннадцати основным. {4}
34. Страсти сами по себе нравственно ни хороши, ни плохи; эти качества зависят от их подчинения власти разума. — Страсти суть движения неразумного влечения и, следовательно, лишены ни разума, ни свободы, двух условий всякой нравственности. Если же рассматривать страсти как подлежащие царство разума и воли, они разделяют мораль добровольных действий.
35. Страсти человека должны контролироваться разумом. — Порядок требует, чтобы чувствительная часть человеческого существа управлялась высшим интеллектом. Поэтому страсти должны быть подчинены разуму. Кроме того, страсти сами по себе слепы, и в человеке, благодаря помощи, которую они получают от интеллекта и воли, имеют тенденцию неопределенно долго и интенсивно овладевать своим объектом. Следовательно, разум должен управлять ими, чтобы установить их по порядку, будь то в отношении их объекта или в отношении того, как они к нему стремятся. Управляемые таким образом страсти достигают своей естественной цели, которая состоит в том, чтобы облегчить практику добродетели, а также побудить и поддержать человека в совершении добра.
ИСКУССТВО. III. — ДОСТОИНСТВА И ПОРОКИ.
36. Привычка есть постоянное качество, пребывающее в силах души и склоняющее их к определенным определенным действиям. — Воля не только возбуждается к действию постижением добра и страстями, но сильно возбуждается и подкрепляется привычкой, т. е. постоянным качеством, склоняющим силы души к известным определенным действиям. Опыт показывает, что привычка придает не только проницательность интеллекту и быстроту памяти, но и большую легкость воле в осуществлении своих действий.
37. Хорошие привычки называются добродетелями; вредные привычки, пороки. — Поскольку воля свободна, она может образовывать привычки, склоняющие ее либо к добру, либо ко злу; в первом случае говорят, что привычки хорошие; в последнем, быть плохим. Хорошие привычки составляют то, что известно как добродетели; плохие привычки называются пороками. Поэтому добродетель определяется как «совершенство, благодаря которому воля постоянно склоняется к добрым действиям»; а порок как «несовершенство воли, постоянно склоняющее ее к дурным поступкам».
38. Человеку нужна добродетель, чтобы действовать совершенно. — Чтобы быть расположенным в полном порядке к совершению добра, человек должен уметь делать это постоянно, скоро и с удовольствием. Итак, действовать — свойство привычки. Следовательно, добродетель, которая есть просто хорошая привычка, необходима человеку для совершенного совершения добра.
39. Добродетели естественно приобретаются только частыми действиями. — Воля сама по себе безразлична к тому или иному частному благу. Следовательно, чтобы склонять его преимущественно к нравственному добру, к его природе должна прибавляться особая склонность, образующая как бы вторую природу. Эта склонность приобретается только путем повторения действий, как показывает опыт.
40. Добродетель лежит в середине. — Добродетель такова, когда она поддерживает человеческие действия в соответствии с правильным разумом; но это соответствие лежит в середине между избытком и недостатком; поэтому всякая нравственная добродетель заключается в среднем.
41. Есть четыре основных моральных добродетели: благоразумие, справедливость, умеренность и сила духа. — Как в человеке есть два начала действия, так есть и два родовых класса добродетели. Всякая добродетель, совершенствующая разум, как «мудрость» и «наука», называется интеллектуальный добродетель. Всякая добродетель, совершенствующая аппетит, рациональная или чувствительная, является моральной добродетелью. Существует столько же основных нравственных добродетелей, сколько способностей, которые участвуют в нравственном поступке и могут стать предметом привычки по отношению к поступку. Но этих способностей четыре: разум, воля и чувственное влечение, которое делится на вожделение и раздражительность. Отсюда и четыре главные добродетели: благоразумие, которое просвещает разум относительно того, что следует делать; правосудие, которое склоняет волю воздать каждому должное; — ибо в отношении самого себя человек не нуждается в этой добродетели, так как он, естественно, всегда достаточно желает своего собственного блага; умеренность, , которая регулирует похотливые аппетиты и сдерживает неумеренное стремление к чувственным благам; стойкость, , которая совершенствует вспыльчивую часть, когда трудно либо достичь добра, либо избежать зла.
{1} Добровольное действие совершается с осознанием конца; бесплатное действие выполняется так, что при оставшихся условиях его можно не выполнять. Поэтому человеческое действие является и добровольным, и свободным. Желание человека счастья является добровольным, но не свободным.
{2} Liberatore, Institutiones Philosophiae , lib. III., с. 66.
{3} Предшествующее невежество называется непобедимым, «потому что, хотя и используются все средства, которые могут быть использованы по-человечески, его нельзя рассеять». Следовательно, последующее невежество преодолимо, поскольку его можно рассеять, применяя те средства, которые могут и должны быть применены. См. Zigliara, Summa Philosophica, M. 19, vi.
{4} Современная психология привыкла рассматривать несколько видов Чувств и чувств в своей теории третьего факультета. Соответственно, у нас есть дискуссии о симпатических, интеллектуальных, эстетических, моральных и религиозных эмоциях; а также чувства или чувства правильного, прекрасного, благородного и морального добра, или эстетического, морального и религиозного чувства. Если мы не допустим никакой особой силы чувств, кроме способностей познания и воления Аппетит , куда девать эти состояния? Найти им место не очень трудно, если только иметь ясное представление о том, что подразумевается под этими названиями. Симпатические эмоции — это, как правило, радость или печаль по поводу благополучия или горя других. Эстетическими называются те чувства, которые пробуждаются в душе в присутствии эстетического совершенства творений человеческого гения. Под фразой «Интеллектуальные чувства» подразумеваются те приятные или неприятные привязанности, причиной и объектом которых является деятельность одного разума в гармонии или конфликте с этим разумом. Наконец, нравственные и религиозные чувства — это склонности души в присутствии этического добра и зла по отношению к сверхъестественному порядку. . . . Чувство Прекрасного и Добра, или Эстетическое и Нравственное Чувство, есть не (особая) энергия, не способность души, а просто первый признак всякого тварного духа, Разум.