Материальные и духовные потребности человека: Чем материальные потребности отличаются от духовных?

§ 2. Материальные и духовные потребности.

Некоторые современные ученые разделяют потребности на 3 группы: материальные, социальные и духовные. Такое деление вызывает возражения, так как нарушает законы логики: все социальные потребности могут быть включены в число материальных или в число духовных потребностей. Мы исходим из того, что деление потребностей на материальные и духовные происходит по одному основанию, а на социальные и биологические – по другому. И первое, и второе деление полезны для понимания мира потребностей, так как они высвечивают различные закономерности их функционирования и развития.

Материальные потребности – это потребности человека как материального существа в обеспечении своего материального существования. В материальных потребностях можно выделить два пласта: относительно простые материальные биологические потребности и более сложные – материальные социальные потребности. К материальным биологическим относятся потребности в пище, одежде, жилище, благоприятной окружающей среде, физическом здоровье и физической безопасности, в продолжении человеческого рода.

В современном сервисе легко можно найти отрасли и направления, которые обслуживают каждую из этих потребностей. Так, удовлетворением потребностей в пище непосредственно занимаются система общественного питания и ресторанный сервис, потребностей в одежде – пошивочные и ремонтные ателье, склады и магазины, прачечные, химчистки и другие предприятия бытового обслуживания, потребности в жилище – ремонтно-строительные организации, потребности в благоприятной среде – уборочные службы, предприятия садово-паркового хозяйства и т.п. Безопасностью занимаются армия, полиция и охранные организации, физическое здоровье и продолжение человеческого рода требуют медицинских, санаторно-курортных и спортивно-оздоровительных услуг. Транспорт, связь и информационный сервис прямо или опосредованно обслуживают каждую из перечисленных областей.

Все эти материальные потребности по своей природе биологические, но, как уже отмечалось, они проявляются у человека в специфической социальной форме. Даже биологические материальные потребности человека в отличие от потребностей животных исторически изменяются. С одной стороны, в них сохраняется некий инвариант, общий для всех людей, а иногда даже для людей и животных. Так, всем людям необходим похожий набор химических веществ для полноценного питания, а безопасность всегда и для всех включает в себя предохранение от механических повреждений тела и от попадания в организм ядовитых веществ. С другой стороны, сервисные технологии неизбежно различаются у обществ, стоящих на разных ступенях развития. Любой вид сервиса исторически развивается. Если для обеспечения безопасности президента высокоразвитой страны может понадобиться, например, система противорадарной защиты самолета, то вождю племени дикарей она совершенно не нужна. Президента, в свою очередь, не могут удовлетворить услуги воинов с копьями и топорами, которые вполне справляются с охраной вождя племени.

Материальные социальные потребности появляются только у человека. Вопреки мнению Гегеля и других идеалистов, социальное – это не только мышление, но и вполне вещественная, материальная деятельность с предметами внешнего мира. К социальным материальным потребностям относятся труд и основанный на нем процесс материального производства, то есть предметно-орудийная преобразовательная деятельность человека, общение – взаимодействие в процессе трудовой деятельности и обмен продуктами труда. Материальные потребности не ограничиваются потребностями в так называемых материальных благах. Как отмечает Л.П. Буева, «специфически человеческое отношение к миру состоит не в потреблении, а в созидании; первое лишь необходимое условие и средство второго»

1. Если потребности в пище и жилище – главные биологические материальные потребности человека, то главная социальная материальная потребность – это потребность в труде. Человек развивается как социальное существо благодаря усложнению труда и материального производства. Они не только давали ему жизненные блага для потребления, но и совершенствовали его тело, способности, навыки и мышление. Наши предки поднялись на новый, социальный уровень бытия благодаря трудовой деятельности и возникшей на ее основе новой системе отношений в человеческом сообществе. Животное тоже можно обеспечить пищей и жилищем, с избытком удовлетворив его потребности, но это никак не может сделать его социальным существом.

Духовные потребности – это потребности в знаниях, настроениях, переживаниях и впечатлениях. К духовным относятся потребности в познании, образовании, воспитании, смысле жизни. Их можно также классифицировать на основе форм общественного познания, разделив на нравственные, правовые, политические, эстетические, религиозные или атеистические потребности, потребность в мировоззрении. Наконец, можно выделить относительно простые духовные потребности, существующие на уровне обыденного познания, и сложные, которые удовлетворяются с помощью теоретического и художественного познания.

Потребность в познании – это стремление человека к знанию объективных явлений, свойств и закономерностей действительности. Она порождается материальными потребностями в успешной трудовой деятельности, которая не может существовать и совершенствоваться без накопления знаний о мире. Затем потребность в познании может приобретать относительную самостоятельность, превращаться в самоцель, так что ее связь с материальными потребностями становится опосредованной и завуалированной. У древних людей эта потребность удовлетворялась только с помощью обыденного познания. Затем появляются иллюзорные, тупиковые пути удовлетворения потребности в знаниях – мифология и религия. В религии действительные знания о мире переплетаются с верой в сверхъестественное – то есть идеями, которые объявляются истинными без доказательств, на основе традиции. Наиболее развитые формы познания – научное и художественное.

Научное познание нацелено на раскрытие объективных законов природы и общества, объяснение и предсказание направлений изменения изучаемых явлений. Оно включает в себя проверяемые и проверенные факты и обобщения.

Художественное познание – это особое эстетическое освоение действительности в художественно-образной форме. Оно может осуществляться с помощью искусства и включает в себя оценку вещей и событий как прекрасных или безобразных, низменных или возвышенных, трагических или комических. Ценностно-ориентационная деятельность также опирается на познание (невозможно дать правильную оценку явлениям, которые не знаешь), но не сводится к нему.

Образование – это процесс усвоения систематизированных знаний, умений и навыков. Оно является одной из главных потребностей человека, так как стало необходимым условием подготовки к труду и общению. Потребность в образовании по существу является конкретизацией и развитием потребности в познании. В современном обществе человек нуждается не в каком-то неопределенном наборе знаний, а в качественной системе образования и в надежных критериях этого качества. Образование рассматривается в современном мире как одна из частей сферы услуг.

Им занимаются особые организации – в основном учебные заведения. Государство осуществляет контроль за образованием для придания ему легитимности: лицензирование образовательных услуг является подтверждением их качества и обеспечивает их стандартизацию, официальное признание при оценке уровня образованности конкретного лица.

Воспитание – это целенаправленное воздействие на человека для подготовки его к выполнению всего многообразия социальных функций (труда, общения, познания и т.п.). Оно входит в процесс социализации и является потребностью, поскольку без целенаправленного воздействия взрослых ребенок не сможет стать дееспособным членом общества. В официальных учебных заведениях потребность в воспитании фактически удовлетворяется вместе с потребностью в образовании. Однако воспитание, по мнению психологов и педагогов, начинается практически с рождения ребенка, когда образование (в строгом смысле слова) еще невозможно.

Потребность в смысле жизни – это, по-видимому, наиболее сложная духовная потребность. Она выражается в формировании мировоззрения – системы взглядов человека на мир в целом и свое место в нем. Смысл своего существования определяется каждой личностью индивидуально, но это не значит, что он зависит только от ее каприза или субъективного видения мира. Существуют, во-первых, несколько основных, стандартных концепций смысла человеческого существования, к которым многие люди приходят на том или ином этапе своей жизни (при этом тем или иным образом модифицируя их, адаптируя к особенностям своей личности). Во-вторых, концепция смысла жизни прямо зависит от того, как развивались способности человека и как удовлетворялись потребности в познании, образовании и воспитании. Различные общественные структуры, движения и организации с глубокой древности стремились воздействовать на внутренний мир человека, чтобы сформировать у него такое мировоззрение и понимание смысла жизни, которое соответствует идеологии этих движений и организаций. Для подобного воздействия на формирование духовных потребностей используется широкий набор приемов – дозированная информация и дезинформация, эмоциональное воздействие искусства, чувство товарищества и солидарности, пропаганда через средства массовой информации, наконец, простая материальная заинтересованность в получении тех или иных благ.

Духовные потребности, которые потребность в смысле жизни как бы обобщает и подытоживает, во многом определяют поведение человека. Поэтому на их формирование всегда пытаются повлиять в своих интересах как общество в целом, так и отдельные существующие в нем структуры, движения, организации и группировки.

В настоящее время широко распространено наивное отношение к духовным потребностям как к чему-то «очень хорошему». Так, уже отмечалось, что церковь обычно трактует духовные потребности как чисто религиозные и поэтому очень ценные. Отсутствие религиозных потребностей называют при этом «бездуховностью» (вместо «нерелигиозности») – хотя в действительности общество выработало много очень ценных нерелигиозных духовных потребностей, например, потребность в научном и художественном творчестве. Столь же ошибочным нам представляется и утверждение: «Можно иметь, например, видеомагнитофон и смотреть только порнофильмы, но вряд ли это связано с духовными потребностями…»1. Стремление смотреть порнофильмы – это, конечно, духовная потребность. Не вдаваясь в рассуждения о том, хорошо это делать или плохо, отметим другое: существуют не только «хорошие», но и негативные, деструктивные, разрушительные, осуждаемые обществом духовные потребности. В СССР к ним было принято относить, например, потребности религиозного характера. В современном мире распространяются духовные потребности гораздо более опасные, чем разглядывание порнографических картинок: это пропаганда всевозможных экстремистских идеологий (религиозных и нерелигиозных), фашистских и других человеконенавистнических концепций. Задача демократических сил общества – противостоять формированию такого рода потребностей, в том числе и методами сервисной деятельности (информационный, образовательный, анимационный сервис, средства массовой информации и т.п.).

В реальной общественной жизни материальные и духовные потребности, а также приемы и методы их удовлетворения взаимодействуют и переплетаются. Так, удовлетворение материальных потребностей всегда требует какого-то уровня знаний, то есть духовных предпосылок. Для удовлетворения любых духовных потребностей используются материальные предметы – например, книги, музыкальные инструменты, краски и холст, звуковоспроизводящая аппаратура и другое оборудование. Поэтому удовлетворение духовных потребностей становится возможным благодаря удовлетворению сопутствующих им материальных. Это еще раз показывает зависимость духовной деятельности человека от материальной. Последняя создает и совершенствует мир вещей («вторую природу», техносферу, ноосферу), формируя тем самым возможности для развития и удовлетворения духовных потребностей.

Любая сервисная деятельность, направленная на удовлетворение одной потребности, обычно затрагивает и многие другие. Удовлетворение материальных и духовных потребностей часто взаимосвязано, носит комплексный характер. Эта комплексность служит дополнительным фактором, повышающим привлекательность предлагаемого набора услуг.

Духовные потребности: понятие, примеры, виды, особенности

Что такое духовные потребности?

Духовные потребности – это разновидность потребностей человека, связанных с обогащением внутреннего мира посредством саморазвития, эстетического удовлетворения, приобщения к искусству, занятия творчеством.

В основе духовных потребностей — желание человека достичь некоторой внутренней гармонии, счастья, а также состояния души, когда на общем эмоциональном фоне преобладает душевное равновесие, спокойствие и умиротворенность. При этом духовность также подразумевает познание мира, любовь, дружбу, самореализацию, стремление к творчеству и саморазвитию.

Существенный вклад в изучение природы потребностей человека сделал Абрахам Маслоу — он разработал пирамиду потребностей Маслоу. В этой пирамиде Маслоу отобразил иерархию потребностей, на самую вершину которой он поставил как раз духовные потребности.

Однако, по его мнению, человек переходит к удовлетворению потребностей более высокой ступени только тогда, когда удовлетворены потребности с нижних ступеней. Таким образом, чтобы приступить к удовлетворению духовных потребностей, человек должен удовлетворить физиологические нужны; потребность в безопасности; любви и принадлежности; признании и уважении. Именно после этого, как правило, наступает этап удовлетворения потребностей духовного плана.

Примеры духовных потребностей

Давайте рассмотрим несколько примеров духовных потребностей, разбив их на несколько крупных категорий. Итак:

1. Потребность в саморазвитии

Саморазвитие предполагает целый комплекс направлений, в рамках которых личность совершенствуется, получает новые знания и открывает перед собой новые горизонты.

Одним из основных, базовых способов удовлетворения потребности в саморазвитии является чтение. Выбирая литературу, каждый человек ориентируется на собственный комплекс представлений о том, литература какого жанра поможет ему развиваться как личности. Для кого-то таким жанром является психология, кто-то выбирает художественную литературу, а кто-то научную. При этом чтение не только способствует общему развитию, но и наталкивает личность на новые идеи, открытия, перемены в жизни.

Если Вы хотите начать читать книги, но никак не можете найти в себе мотивацию для этого, у меня есть для Вас отличная мотивирующая статья: «как заставить себя читать?«.

2. Потребность в искусстве

Искусство является одним из величайших учителей, который демонстрирует истинные проявления духовности.

Все художественные, философские, живописные, музыкальные и архитектурные шедевры различных поколений показывают, что человеческая мысль может быть невероятно глубокой и изящной, затрагивать самые глубокие аспекты человеческой жизни. При этом приобщение к духовной культуре — это не просто способ удовлетворить духовные запросы, но и способ получить эстетическое удовольствие.

В свою очередь познавательная сторона искусства, а также приобретенных с его помощью знаний, позволяет раскрыть все лучшие качества человека, а также использовать их для личного и общественного блага.

3. Поиск смысла жизни

Все думающие люди в той или иной степени склонны философствовать, особенно в самые сложные и кризисные периоды собственной жизни. Это объясняется желанием проанализировать особенности своего существования, а также поставить перед собой совершенно новые цели.

Зачастую, если человеку не удастся найти ответы на глубинные вопросы, то они будут вынуждены сталкиваться с внутренними конфликтами, которые со временем могут перерасти в апатию и депрессию. Чтобы не допускать подобных негативных проявлений психики, требуется прислушиваться к собственному внутреннему «Я», а также почаще анализировать происходящее вокруг. К тому же, помните, что не следует требовать от себя невозможного, а все поставленные цели должны быть посильными и достижимыми. В противном случае вы рискуете стать заложником собственных ожиданий.

4. Познание окружающего мира

С древних времен люди стремились познавать мир, пытаясь понять закономерности устройства окружающего их мира и пространства. Поверхностный анализ происходящих событий привел к появлению различных суеверий, мифов и верований. Древний человек объяснял практически все потусторонними силами, поскольку ему были непонятны многие явления природы. Это был самый простой способ объяснить грозу, дождь и другие события.

При этом именно тяга к знаниям позволила человечеству выйти на совершенно новый уровень эволюции, что позволяет нам продолжить совершенствовать собственную среду обитания. Каждый человек признает важность познавательной деятельности. В ходе поиска собственного жизненного пути человек пытается в первую очередь определить интересные для себя сферы изучения, а также подходящие его формы.

5. Потребность в образовании

Образование – процесс усвоения некоторых систематизированных знаний, навыков и умений. При этом образование является одним из важнейших этапов становления человека, которая позволяет ему подготовиться к будущему труду и взаимодействию в обществе.

Особенности духовных потребностей

Все духовные потребности формируются непосредственно человеком, к тому же, их достаточно трудно удовлетворить, поскольку они предварительно требуют реализации всех других нужд. Еще одной проблемой является поиск занятия по душе, поскольку многие люди долго не могут определиться, какие именно творческие направления деятельности помогут им удовлетворить духовные потребности.

В целом, признаками духовных потребностей являются следующие факторы:

  • Формирование в сознании человека — духовные потребности не навязываются обществом, а зарождаются в душе;
  • Относительный характер важности — неудовлетворение их не приводит к летальному исходу (как неудовлетворение физиологических потребностей), но в то же время качество жизни без них ухудшается;
  • Возможность выбирать способы достижения — способ удовлетворения духовных потребностей для каждого человека абсолютно индивидуален и неповторим;
  • Свободное время определяет потенциал к достижению — если свободное время ограничено, то приоритет отдаётся потребностям с более низких ступеней, например, физиологическим;

Разновидности духовных потребностей

В наиболее общем виде духовные потребности можно разделить на две основных категории, первая из которых связана с раскрытием внутреннего потенциала человека:

  • Стремление приобщиться к прекрасному, слушать и созерцать;
  • Саморазвитие и самореализация;

Вторая категория связана с вопросами реализации в обществе:

  • Стремление окружить себя разносторонними и интересными личностями;
  • Ведение трудовой деятельности;
  • Освоение моральных ориентиров.

Отличия духовных потребностей от материальных

Главная особенность духовных потребностей заключается в том, что если они не будут удовлетворены, то человек не умрет, а также не получит каких-либо опасных последствий для здоровья. Основные трудности будут лишь с его эмоциональным и психическим состоянием.

К тому же, существенное отличие заключается в мотивации и причинах, которые заставляют вести ту или иную деятельность. Материальные ценности всегда возникают в связи с непосредственной нуждой, что отражает сиюминутные особенности жизни. Духовные ценности определяются опираются на боле долгосрочные и фундаментальные категории.

основных потребностей человека 6+ — Блог Элисон Монтессори

Таблицы основных человеческих потребностей

У всех цивилизаций во все времена было нечто общее: основные потребности.

Какие потребности мы все разделяем?

Доктор Монтессори познакомила детей с этим философским размышлением, используя «Пять великих уроков». После того, как дети прослушают третью Великую Историю о людях на Земле, их заставят задуматься о материальных и духовных потребностях человека.

Дети отправляются в воображаемое путешествие, в котором они думают о предметах первой необходимости, которые им понадобятся для выживания. Дети искренне перечисляют идеи, но часто смешивают желания и потребности.

Взрослый, используя наводящие вопросы, начинает перечислять, что называют дети. Позже она помогает детям отделить «хочу» от «нужно» и вычеркнуть «хочу».

Каковы основные потребности человека? Доктор Монтессори определила, что это материальные потребности и духовные потребности. Материя нуждается в вещах, которые обеспечивают людей питанием, убежищем, одеждой и защитой. Наоборот, другие потребности действуют на духовном уровне: искусство, религия, самоукрашение, общительность.

После того, как дети задумаются о своих потребностях, им предлагается установить связь с потребностями их предшественников на Земле. Они приходят к пониманию того, что человечество разделяет одни и те же потребности, которые мы называем Фундаментальными Человеческими Потребностями.

Материалы

-1 контрольная карта (неразрывная синтетическая таблица с нарисованной от руки графикой)

-1 немая таблица (неразрывная синтетическая таблица с пустыми секциями для размещения карточек)

-23 карточки с иллюстрациями для размещения на немой диаграмме

-10 карточек с надписями, которые нужно поместить на карту отключения звука

  • Таблица отключения звука
  • Этикетки

Как пользоваться таблицами

В идеале дети должны были услышать Третью великую историю Монтессори «Человек на Земле». Дети будут размышлять об основных потребностях и делиться своими мыслями. Затем взрослый помогает детям понять, что материальные и духовные потребности всегда были одинаковыми у людей.

После того, как у детей сформировалось собственное понимание основных потребностей, им предоставляется контрольная таблица «Основные потребности человека». Взрослый помогает им понять структуру диаграммы. Слева дети могут видеть ярлыки и иллюстрации материальных потребностей, а слева — духовные потребности.

Сопоставление ярлыков с таблицей Mute

Каждая потребность состоит из ярлыка и трех иллюстраций, нарисованных от руки в разных культурах. Дети будут поражены, узнав, что такой элемент, как самоукрашение (также называемое тщеславием), является фундаментальной потребностью. Однако археологические находки доказали, что цивилизации во времени и в разных местах всегда находили способ украсить себя!

Теперь, когда все потребности представлены и обсуждены, детям предлагается воссоздать таблицу, используя беззвучную таблицу с подвижными метками и картинками. Материалы останутся в подготовленной среде круглый год в разделе истории.

В то время как реконструкция таблицы основных человеческих потребностей может быть достаточной для детей младшего школьного возраста, детей старшего возраста следует поощрять к исследованию конкретных элементов таблицы. Они также могут создавать проекты, используя Фундаментальные Человеческие Потребности, такие как создание копий артефактов.

  • Искусство
  • Этикетки

Наши таблицы основных человеческих потребностей гарантируют новый энтузиазм и повторение на долгие годы!

Вы также можете ознакомиться с нашей хронологией основных потребностей человека.

Основные потребности человека | Урок истории

Этот урок истории и культуры предназначен для детей от 6 до 12 лет. Он направляет их в отношении основных потребностей человека.

Видеоурок помогает детям узнать о двух видах человеческих потребностей: материальных и духовных. Материальные потребности включают жилье, одежду, транспорт и т. д. С другой стороны, духовные потребности включают искусство и культуру, религию и т. д.

Концепция позволяет ребенку лучше понять основные потребности, необходимые для выживания. Повторите это упражнение, попросив ребенка оглянуться вокруг и распознать свои основные потребности, как показано на видео.

Для получения дополнительных языковых ресурсов посетите: https://theglobalmontessorinetwork.org/language-lessons/

Видео Создано: Justine McNeilly

«>


Теги

    Майк любит мудрость и обучение. узнал о Монтессори от своего наставника-философа, который предоставил ему экземпляр невероятной книги Э. М. Стэндинга « Мария Монтессори: ее жизнь и работа ». Работа над этой подробной и поучительной книгой заняла около года. Полностью вдохновленный, он потратил шесть месяцев, пытаясь встретиться со школами Монтессори, чтобы узнать больше о том, что, по его мнению, является решением столь многих социальных проблем.Он поехал в Париж и встретился с директором школы Монтессори, который порекомендовал ему присоединиться к организации Монтессори, чтобы встретиться с педагогами. и другие в сообществе. Эта информационно-разъяснительная работа способствовала росту интереса к благотворительности, связанной с улучшением отношений между детьми, семьей и обществом и дошкольным образованием9.0003

    Джоанна окончила среднюю школу Милосердия в Фармингтон-Хиллз и училась в Мичиганском университете по специальности «Живопись и рисунок» по программе бакалавриата изящных искусств (BFA). Она имеет сертификат Монтессори от начального и подросткового возраста до 12-го класса и имеет сертификаты Американского общества Монтессори (AMS) и Международной ассоциации Монтессори (AMI). Сотрудничество с лучшими умами Монтессори-образования имеет для Джоанны огромное значение. Она работает с группами наставников среди Монтессори-лидеров через Монтессори-лидерское сотрудничество (MLC) и с профессиональными преподавателями на международном уровне.

    Магдалена окончила Мичиганский университет по специальности психология. Она прошла обучение управлению командой и лидерству в Landmark Worldwide; Коучинг руководителей и лидеров через MentorCoach; и играет неотъемлемую роль в различных практических сообществах Международной федерации коучинга (ICF).

Добавить комментарий