Матриархальный мужчина: Матриархат — что это, примеры из истории человечества

Содержание

5 заблуждений о матриархате • Arzamas

У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.

КурсМифы Южной АмерикиЛекцииМатериалы

Материалы

Краткий путеводитель по греческой философии

Необходимый минимум знаний о философах эпохи архаики, классики и эллинизма

Краткий учебник по русскому авангарду

Главные достижения авангардной мысли XX века в семи видах искусств

Элементарный путеводитель по философии XX века

9 немецких, французских и англосаксонских традиций в философии Новейшего времени

История Японии в 20 пунктах

Самые значимые для понимания японской истории даты и события

«Волк, коза и капуста» с писателями

Знакомая с детства игра, но интерактивная и с Маяковским

Узнайте писателя по детской фотографии

Физиогномический тест

Как читать и понимать хайку

Переводчик о поэзии трехстиший, ее истории, переводах и о том, почему это красиво

Найдите стульям дома

Проверьте свои знания архитектурных направлений, обставив дома мебелью

«Мемори» с Романовыми

Cыграйте в игру — и отыщите 12 повторяющихся портретов Романовых

Как вы понимаете японцев?

Проверьте свое понимание мимики и жестов, принятых в общении у японцев

Соберите авангард из кусочков

Сложите правильно пять знаменитых картин русского авангарда

Соберите кирасира-трансформера

Вы можете собрать гусара, гренадера или мушкетера, а можете сделать химеру на свой вкус

Дневник глазами литературоведа

Почему интимный дневник императрицы Елизаветы Алексеевны можно читать как высокую прозу

Художник Давид — изобретатель зиги

Откуда на картине «Клятва Горациев» вскинутые руки

История западного Средневековья в 90 пунктах

Интерактивная шпаргалка

Как Наполеон создал нации Европы

Историк — о появлении национализма, образе врага, мамлюках и казаках

Все измы XIX века

Течения в живописи от классицизма до постимпрессионизма

Расставьте модников в хронологическом порядке

Знаете ли вы, как одевались мужчины с конца XVII до начала XX века?

Архитектурная азбука

Не всегда понятные названия архитектурных деталей в картинках

«Александр Невский»

Наум Клейман рассказывает о главном советском «оборонном фильме»

Зачем нужны денди

Чему нарциссы и щеголи научили современников и что оставили потомкам

Кто есть кто в былинном мире

Путеводитель по былинным персонажам

Игорь Данилевский: «Там, где мы ожидаем увидеть одно, люди прошлого видят другое»

Эмодзи-Пастернак

Восстановите пропуски в стихах, перетащив в них значки

Зачем фальсифицируют историю

Объясняет историк Иван Курилла

Как организовать дуэль

Что делать, если вы русский дворянин и вас оскорбили

Поэзия Пастернака: гид для начинающих

16 стихотворений для первого знакомства с поэтом

Кто такой средневековый человек

Медиевист Олег Воскобойников о том, чем человек в Средние века отличался от современного

Чем отличаются майя, ацтеки и инки

Кто знал колесо, кто жевал коку, кто построил Мачу-Пикчу и чей вождь — Монтесума

Хроника отношений культуры и власти эпохи застоя

События, без которых невозможно представить культурную картину мира XX века

Почему «Велесова книга» — это фейк

10 причин, почему она не может быть подлинной

Как читать Карла Маркса

Художник Гутов рассказывает о философе Лифшице — одном из тех, кто понял Маркса правильно

9 мифов о Лермонтове

Знания, которые срочно нужно забыть

Загул Пушкина с цыганами

Правда ли, что великий поэт жил в таборе и влюбился в цыганку

Очень краткая история архитектуры

Приключения строительных конструкций

Европейские театры XVI–XVII веков

Что нужно знать о театрах Испании и Италии эпохи Возрождения

Англия эпохи Шекспира в датах

Распространение вилок и другие события, повлиявшие на развитие английского театра

Адам и Ева с точки зрения генетика

Как лингвисты помогли биологам узнать, от кого произошло все человечество

Русские — скифы?

История одного мифа от Екатерины II до Александра Блока

«Собака» или новый Пушкин?

Что сказал император Николай I, узнав о гибели Лермонтова на дуэли

Неизвестный скабрезный текст Лермонтова

Первая публикация неизданного рассказа с комментарием

Потемкинские деревни, которых не было

Обманывал ли Потемкин Екатерину II, украшая селения?

Два века споров о подлинности «Слова о полку Игореве»

От Пушкина до Зализняка: хроника

5 заблуждений о матриархате

Почему у идеи о том, что в прошлом женщины были важнее мужчин, нет никаких научных оснований

Кто окружал Русь

Cписок соседей русских земель в XIII веке

Поддельные русские в ненастоящем Крыму

Знаменитая историческая фальсификация в комментариях

Где Делакруа?

Игра: найдите среди персонажей «Плота „Медузы“» юного Эжена

За что любить Сурикова?

Объясняет искусствовед Галина Ельшевская

Основные направления авангарда

Разговорный минимум для бесед о русском искусстве XX века

Семь мифов о Горьком

Друг Ленина, жертва Сталина, защитник крестьян, отец соцреализма и другая неправда

«Москва — Третий Рим»: история спекуляции

Почему идея об особом русском пути не такая древняя, как кажется

Заболоцкий за 10 минут

Подборка от Александра Архангельского

Девять мифов о Есенине

Наивный паренек из деревни, пьяный поэт, жертва убийства и другая неправда

Что мы знаем о Страшном суде

Анна Шмаина-Великанова — о последнем Суде в библейских и апокрифических описаниях

Как читать летописи

Четыре проблемы, которые должен решить человек, изучающий летописный текст

О чем говорит здание мэрии Москвы

Петербургский историк искусств Вадим Басс «прочитал» самый московский дом

Владимир Красное Солнышко — трус и алкоголик

Каким предстает киевский князь в былинах

Кто и зачем придумывал древних славянских богов?

Как в XVIII веке русская мифология была выдумана на западный манер

Былины — не крестьянский жанр

Развенчание массового заблуждения

Что такое «параноид жилья»

При каких заболеваниях возникает бред ущерба и как понять, бредит ли ваш сосед

Кто придумал термин «серебряный век»

Как вошел в обиход уже привычный термин

Хорошо ли вы знаете советский быт?

Опознайте предметы из коллекции Политехнического музея

Кто такие половцы?

То, что нужно знать о загадочном народе

Основатели символизма: the best

Целая эпоха в 10 стихотворениях

Философия Стругацких

Рассказывает литературовед Илья Кукулин

Все сюжеты русских былин

Как растут, набирают силу, собирают войско, женятся, сражаются и умирают герои былин

Игра: как поменять лампочку в туалете

Сможете ли вы договориться с соседями по коммунальной квартире?

Как воспитать почтового голубя

Инструкция для начинающего голубевода

Как продать крепостного

Инструкция от историка Игоря Курукина

Как уберечься от чумы

Историк Ольга Тогоева — о мерах предосторожности, опробованных европейцами в Средние века

Как писать на бересте

Инструкция из Древней Руси

Семь тестов на знание всего

Проверьте свои знания по истории, литературе, живописи, кино и музыке

23 мифа, которые раздражают ученых

Невская битва, тлетворный Запад, «Лука Мудищев» и Дантес в бронежилете

По просьбе Arzamas Андрей Туторский, преподаватель истории первобытного общества на кафедре этнологии истфака МГУ, объясняет, почему у идеи, что в прошлом женщины были важнее мужчин, нет никаких научных оснований и что за ней стоит в действительности

Автор Андрей Туторский

Битва амазонок. Картина Ансельма Фейербаха. 1873 год © Nürnberger Opernhaus, Foyer

1. Матриархат существовал, потому что у некоторых народов есть мифы о том, как некогда женщины властвовали над мужчинами

Согласно так называемым матриархальным мифам, которые широко распро­странены в Меланезии, давным-давно женщины правили мужчинами. У жен­щин были бороды, а у мужчин — женская грудь. Мужчины кормили и воспи­тывали детей, а женщины ходили на охоту и управляли обществом. Однажды мужчины договорились, напали на женщин, отняли у них бороды и отдали им груди. С этих пор власть принадлежит мужчинам. 

В этой истории некоторые исследователи видели доказательство изначального матриархата. Этот сюжет действительно делится на две части: до передачи бо­роды и после. Но это следует воспринимать не как деление на два историче­ских периода, а как два сущностных состояния: правильное и неправильное. У многих народов есть истории, близкие по структуре к сказке Киплинга «По­чему у слоненка длинный нос?».

Слоненок без хобота и слоненок с хоботом — это не два периода в жизни конкретного слона или в эволюции слона как вида. Это объяснение, почему дела обстоят так, как они обстоят сейчас. Именно так надо смотреть и на так называемые матриархальные мифы: это объяснение, почему в обществе мужчины занимают более высокое положение. К истори­ческим реалиям они не имеют никакого отношения.

2. Матриархат существовал, потому что у неко­торых народов есть институт полиандрии (много­мужества)

По аналогии с многоженством, в рамках которого количество жен соответ­ствует силе и статусности мужчины, многие предполагают, что в полиандри­ческом браке статус женщины повышается от количества мужей. Такая логика рассуждений неправильна. Во-первых, полиандрические браки очень мало распространены: Джордж Питер Мердок, проводивший статистические иссле­дования племен с полиандрическим браком, насчитал их всего четыре на три тысячи народов земли. Во-вторых, полиандрический брак — это форма выжи­вания в тяжелых культурных и экологических условиях.

В качестве примера можно привести народ тода из Центральной Индии, который занимается от­гонным скотоводством на крайне неудобных территориях. Выживание людей зависит от благоденствия скота, который отгоняется на дальние высокогорные пастбища и находится там на протяжении всего лета. В этих условиях каждой семье нужно много мужских рук и мало женских. Экологические трудности усугубляются культурным фактором: скот является сакральным достоянием рода, поэтому жена (как представительница другого рода) не имеет права к не­му прикасаться. Более того, она даже не имеет права пересекать дорогу, кото­рую перешли коровы, — ее должен перенести муж. Таким образом, положение женщины в этом обществе, несмотря на многочисленность мужей, не самое высокое.

3. Матриархат существовал, потому что у неко­торых народов сохранилась матрилинейность

Практика передачи титулов и материальных богатств по женской линии широко распространена у многих народов. Ее называют матрилинейностью (от лат. mater — «мать» и linea — «линия»). Матрилинейность распространена у многих ранних земледельческих обществ или обществ, переходящих к земле­делию. Наиболее известные в науке примеры матрилинейных обществ — это ирокезы, тробрианцы, а также минангкабау.

Ученые, впрочем, отмечают, что матрилинейность, хотя она и связана с ростом авторитета женщин, не ведет к установлению их власти. И у ирокезов, и у тро­брианцев, и у минангкабау вождями являются мужчины. Более того, например, у тробрианцев наследство передается хоть и по женской линии, но от мужчины к мужчине, например от брата матери к ее сыну. Советский ученый Марк Кос­вен даже предложил считать авункулат — особые отношения между братом ма­тери и племянником — обязательным периодом развития всех обществ на зем­ле, своеобразным переходом от матриархата к патриархату.

4. Матриархат существовал, потому что у неко­торых народов есть традиции ньюмба-нтобу (свадьбы женщин с женщинами)

Обряд ньюмба-нтобу (свадьба женщин) относится к числу тех обрядов, которые на первый взгляд подтверждают возможность матриархата. Этот обряд распространен у ряда народов Танзании и заключается в том, что пожилая женщина, у которой нет детей, зато есть собственное хозяйство, может взять в жены молодую женщину. Молодой женщине предоставляется полная свобода во взаимоотношениях с мужчинами, а пожилая женщина получает наследника, который станет владельцем хозяйства. Получается, что женщина выступает в роли мужчины, и это существенно повышает ее социальный статус. 

Это не совсем так. Во-первых, пожилая женщина, которая вступает в брак в ка­честве «мужчины», делает это вынужденно — к этому ее подталкивает только невозможность иметь детей (по объективным причинам или по стечению обстоятельств). Во-вторых, пожилая женщина, вступая в брак, приобретает большое количество обязанностей: она вынуждена содержать молодую жену и ее детей, защищать ее от ревнивых молодых людей и так далее. В-третьих, мужчины деревни всегда смотрят на ньюмба-нтобу очень настороженно. Един­ственная причина, заставляющая их примириться с таким браком, — это по­нятная им необходимость сохранить хозяйство. Таким образом, вступление в брак в качестве «мужчины» не дает женщине мужского социального поло­жения, то есть матриархальность данного обычая является иллюзией.

Амазонка, падающая с лошади. Гравюра Людовико Просседы, выполненная с барельефа Джона Гибсона. Около 1823 года © The Trustees of the British Museum

5. Ученые начали говорить о матриархате, потому что в их распоряжении оказались этнографиче­ские данные, доказывающие его существование

Впервые матриархат в 1861 году описал исследователь античной драмы Иоганн Якоб Бахофен в книге «Материнское право. Исследование религиозной и правовой природы гинекократии в древнем мире». Основываясь на материа­лах ранней античной литературы, Бахофен доказывал, что влияние женщины в обществе от античности к современной ему Европе XIX века постоянно па­дало. Развивая эту мысль, он пришел к идее, что в «первейшей древности» (первобытности) влияние женщины было максимальным. Ученый доказывал этот тезис исключительно умозрительно, основываясь не на эмпирических данных, а на собственном логическом построении: 1) в условиях нерегулируе­мых сексуальных отношений дети знали только матерей, определить отцов было невозможно; 2) следовательно, длительные межпоколенные связи могли существовать только у матерей и дочерей; 3) поэтому богатства и титулы должны были передаваться по женской линии; 4) кто передает богатства — тот имеет власть. Таким образом, в первобытной древности власть могла находить­ся только в руках женщин.

Эти идеи легли на благоприятную почву. В конце XIX — начале XX века среди передовых мыслителей широко распространились идеи о необходимости вы­ровнять социальное положение мужчины и женщины: дать женщинам изби­рательные права, разрешить им самостоятельно решать свою судьбу. Концеп­ция существования в глубокой древности матриархата (изначально называв­шегося гинекократией) воспринималась как историческое обоснование этих идей: если в первобытности статус женщин был высоким — значит, это есте­ственное положение дел, и к нему необходимо вернуться. 

Поскольку на рубеже веков многие мыслители выступали сторонниками масш­табной трансформации общества и поддерживали разные связанные с этим идеи — от марксизма до феминизма, от научного атеизма до анархизма, — идея матриархата легко переходила со страниц одной книги на страницы другой: от «Материнского права» Бахофена в «Древнее общество» Льюиса Генри Морга­на, оттуда — в «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Энгельса, и затем — в учебники по истории первобытного общества. Не слу­чайно последними от концепции матриархата в мировой науке отказались именно советские ученые: если научный мейнстрим перестал заниматься проб­лемой матриархата примерно в 1920-е годы, когда начавшиеся серьезные поле­вые исследования не дали никаких признаков его существования ни в настоя­щем, ни в прошлом разных народов мира, то в Советском Союзе от этой идеи отказались только в 1980-е годы.  

Теги

Эксперт

Слова культурДоширак, мучительное бессилие и искусство быть

по-детски милой

В «Радио Arzamas» востоковед Мария Рязанова рассказывает про 12 понятий, без которых немыслима Корея

Хотите быть в курсе всего?

Подпишитесь на нашу рассылку, вам понравится. Мы обещаем писать редко и по делу

Курсы

Все курсы

Спецпроекты

Лекции

12 минут

1/8

Почему люди умирают

Как в Южную Америку попали африканские рассказы о том, что первые люди вышли из-под земли и проспали бессмертие

Читает Юрий Березкин

Как в Южную Америку попали африканские рассказы о том, что первые люди вышли из-под земли и проспали бессмертие

13 минут

2/8

Ямс из пальцев, кукуруза из зубов

Как в Индонезии и Перу появились похожие мифы о происхождении культурных растений

Читает Юрий Березкин

Как в Индонезии и Перу появились похожие мифы о происхождении культурных растений

13 минут

3/8

Зубастое лоно

Почему ни в Африке, ни в Европе не рассказывают о женщинах, которые не умеют рожать, о людях, которые не умеют есть, и об изменах с крокодилами и медведями

Читает Юрий Березкин

Почему ни в Африке, ни в Европе не рассказывают о женщинах, которые не умеют рожать, о людях, которые не умеют есть, и об изменах с крокодилами и медведями

15 минут

4/8

Явление духов

Почему в Южной Америке, Меланезии и Австралии женщинам нельзя смотреть, как мужчины вызывают чудовищ

Читает Юрий Березкин

Почему в Южной Америке, Меланезии и Австралии женщинам нельзя смотреть, как мужчины вызывают чудовищ

15 минут

5/8

Проделки койота

Что общего у индейцев Южной и Северной Америки

Читает Юрий Березкин

Что общего у индейцев Южной и Северной Америки

14 минут

6/8

В поисках жениха

Почему в южноамериканских эпосах не бывает счастливых концов

Читает Юрий Березкин

Почему в южноамериканских эпосах не бывает счастливых концов

13 минут

7/8

Репетиция мира

Кто такие первопредки и куда делся их мир

Читает Юрий Березкин

Кто такие первопредки и куда делся их мир

19 минут

8/8

Съеденный мальчик

Как китайские мигранты принесли в Перу сюжет о детях, спасающихся от людоедки и превращающихся в солнце и луну

Читает Юрий Березкин

Как китайские мигранты принесли в Перу сюжет о детях, спасающихся от людоедки и превращающихся в солнце и луну

Материалы

Юрий Березкин: «Главная моя цель — реконструкция прошлого»

Во что верят индейцы

Историк Дмитрий Беляев — о мифологии Южной и Центральной Америки до Колумба

10 признаков того, что вы первопредок

Как понять, не являетесь ли вы родоначальником людей

Путь человечества

Как люди добрались из Африки до Огненной Земли

Мультфильм о мифах индейцев

Мифы индейцев Латинской Америки в пересказе для детей

Чем отличаются майя, ацтеки и инки

Кто знал колесо, кто жевал коку, кто построил Мачу-Пикчу и чей вождь — Монтесума

Непереводимые слова индейцев

Понятия, для которых отдельные слова есть только в языках доколумбовых цивилизаций

Музыка у индейцев майя

Что означал звук для мезоамериканцев и как звучали их музыкальные инструменты

Лев Клейн: «Будущее решается гуманитарным знанием»

Адам и Ева с точки зрения генетика

Как лингвисты помогли биологам узнать, от кого произошло все человечество

Стать бессмертным: советы бывалых

Мифы народов мира о животных, победивших смерть

О чем спросить туземца

Изучение «диких народов» при помощи вопросов Фрэзера о рождении, любви и войне

Что проспали герои мифов

Бессмертие, рис, винный погреб — чего еще лишились мифологические герои из‑за сна?

Инки глазами испанского чиновника

Хронист Хуан Поло де Ондегардо-и-Сарате о странных обычаях индейцев

Испанский миссионер о верованиях инков

Фрагменты «Доклада о сказаниях и обрядах инков» Кристобаля де Молины

Огород из частей тела

Шесть мифов о членовредительстве и растениеводстве из разных частей света

Запретные сказки Российской империи

«Заветная сказка» о зубастом лоне и щучьей голове из сборника Афанасьева

Узелковое письмо

Кто, что и каким образом записывал на кипу

Мифы Южной Америки — о женщинах

Как быть хорошей женой и что делать с плохой по мнению цельтали и других специалистов

Евангелие в картинках

Как проповедовали индейцам первые миссионеры, не знавшие языков Нового Света

Трикстер в СССР

Почему в советской и постсоветской культуре трикстеры важнее серьезных национальных героев

Что может случиться с трикстером

Сюжеты разных народов мира, больше других напоминающие современные анекдоты

Мезоамериканское какао

Как приготовить напиток, который может успокоить сердце, свести с ума и вылечить туберкулез

Что такое погребальные башни

Почему аймара хоронили знатных людей в башнях

Важен ли сюжет в мифе

Антрополог Бронислав Малиновский пришел к выводу, что нет

Игра в мяч

Спортивная игра мезоамериканцев как религиозный обряд

Комиксы мочика

О чем рассказывают ритуальные сосуды, созданные культурой, у которой не было письменности

Где люди ели друг друга

На карте 1893 года видно, где, по мнению европейцев, был распространен каннибализм

Почему мифы разных народов похожи

Сергей Неклюдов о том, как ученые объясняют сходства между фольклорными текстами

Все, что вы хотели знать о зубастом лоне

Как последователи Фрейда интерпретировали мифы о vagina dentata

Об алеутских демонах

Рассказ святителя Иннокентия Аляскинского о том, как на остров Уналашка являются дьяволы

Майя-киче о рождении мира

Как пустота наполнилась рыбами, крабами и кипарисовыми рощами — в двух переводах

«Вы уморили мою мамочку!»

Миф о происхождении черной и красной красок

5 заблуждений о матриархате

Почему у идеи о том, что в прошлом женщины были важнее мужчин, нет никаких научных оснований

Попугайчики, табак, яички и другие ужасы

Страшный миф народа нивакле, живущего в Парагвае и Аргентине

Шесть фактов о сиу

Кто такие люди бизонов и за что их полюбил канал НТВ

Как делят год разные культуры

«Задержка вод», «Месяц выхода Убийцы», «Малое изобилие» и другие месяцы восьми календарей

Много ли вы знаете об индейцах

Тест: проверьте свои познания о жизни и представлениях коренных жителей Центральной и Южной Америк

Если курса вам показалось мало

Где подробнее узнать о ранней истории человека, о жизни индейцев и о мифах народов мира

О проектеЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь

Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas

ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSS

История, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день

© Arzamas 2023. Все права защищены

Матрилинейное общество — более органичная среда для развития интеллекта, чем патриархат

В матриархальных обществах не прослеживается разница между «женским» и «мужским» умом, с помощью которой пытаются обосновать теорию о «мужчине — двигателе прогресса». Как показал эксперимент, при матрилинейной организации и мужчины, и женщины развивают одинаковый интеллект, не уступающий мужскому в патрилинейных коллективах.

Несмотря на то что в развитых постиндустриальных странах проблема неравноправия полов давно уже снята с актуальной повестки дня (благодаря не столько упертым феминистскам, сколько объективным процессам, происходящим в семье, обществе и экономике), доля женщин, участвующих в процессе получения и передачи нового знания или успешно овладевающих передовыми, технически сложными профессиями, остается очень небольшой, в некоторых же областях и вовсе пренебрежимо малой.

Красноречивей всего говорят об этом данные статистики, подтверждающие, что современная цивилизация развивается преимущественно как цивилизация «мужская».

close

100%

Так, только 8,3% профессоров математики в университетах США — женщины. То же относится к физике, химии и инженерным наукам (12,1, 6,6 и 6,7% соответственно). В сфере практического приложения знаний ситуация не намного лучше: женщины составляют всего 19% от общего числа ученых, проектировщиков, инженеров и технических специалистов, и эта цифра упорно не растет. Наконец, совсем мало женщин занято в НИОКР.

Научное сообщество, обсуждающее эту тему, разделилось на два лагеря. Одни объясняют гендерный перекос преимущественным действием культурных факторов и смотрят на возможность его коррекции оптимистично.

Другие видят в перекосе отражение объективных физиологических отличий между женским и мужским организмом, в частности функциональной специализации различных отделов мозга, различной у женщин и мужчин.

Праотцы народов уходили без жен

Генетики озадачены половым составом прародителей европейцев и азиатов. То ли из Африки вышло гораздо…

22 декабря 14:45

Небольшая исследовательская группа из сотрудников калифорнийского Университета Сан-Диего и Университета Чикаго (США), опубликовавшая статью в Proceedings of the National Academy of Sciences, предлагает дополнить эти дебаты интересным эмпирическим наблюдением, полученным авторами в ходе эксперимента, поставленного в северо-восточной Индии.

В эксперименте участвовали два индийских племени — кхаси и карби, живущие по соседству друг с другом в холмистой местности в районе города Шиллонг.

Племена — соседи не только географические, но и генетические, что показали соответствующие тесты. Оба говорят на схожих языках, практикуют рисовое земледелие и практически одинаковый образ жизни за исключением одной детали: племя карби патрилинейно, а кхаси — матрилинейно. У патриархальных карби женщина не имеет права владеть землей, а собственность отца наследует старший сын. У матриархальных кхаси, наоборот, мужчины не имеют права владеть землей, собственность наследует младшая дочь, а все заработанное мужчины должны отдавать своим женам или сестрам.

Давление образования

У более образованных людей кровяное давление лучше, чем у менее образованных. Данная зависимость…

28 февраля 11:34

Эксперимент, который поставили авторы статьи, представлял собой тест на скорость выполнения логической задачи, связанной с пространственно-логическим мышлением.

То есть с той функцией мышления, которая, как традиционно полагают, лучше развита у мужчин и меньше у женщин, обеспечивая первым превосходство в определенных сферах деятельности.

Тест представлял собой несложный паззл, который было предложено собрать в общей сложности 1279 жителям из четырех деревень карби и четырех — кхаси. Важно, что никто из участвовавших в эксперименте ранее никаких паззлов никогда не собирал.

Результаты эксперимента (см. таблицу) говорят сами за себя.

Патриархальные мужчины карби в среднем собирали паззл на 36,4% быстрее своих соплеменниц, но не намного быстрее, чем женщины матримониальных кхаси, которые тратили на паззл примерно столько же времени, сколько их мужья и братья.

Результаты матриархальных кхаси, чьи женщины оказались такими же сообразительными, как патриархальные мужчины карби и мужчины их собственного племени, не вписываются в концепцию «разноприродного ума» мужчин и женщин. Но вот разница в структуре и качестве воспитания объясняет этот результат неплохо: у матрилинейных кхаси женщины и мужчины тратят примерно одинаковое время на образование, а у их патриархальных соседей образование мужчины занимает на 3,67 лет больше.

Женщинам наука не нужна

Интеллектуально развитая и способная женщина сегодня не выберет научную карьеру, так как такой шаг не…

05 марта 19:01

Также выяснилось, что в тех семьях карби, где женщина владеет домом одна или совместно с мужчиной, женщины собирают паззл быстрей, чем в случаях, когда домом владеет один мужчина (у кхаси, запрещающих мужчинам владеть недвижимостью вообще, такую зависимость, понятно дело, проследить не получилось). Помимо этого не была обнаружена и зависимость между скоростью прохождения теста и материальным статусом: младшие дочери кхаси, наследующие имущество, не демонстрировали лучшие результаты по сравнению со своими соплеменницами, как и старшие сыновья карби по сравнению с другими мужчинами своего племени.

Как ни крути, статистика тестов однозначно благоволит «культурной» теории, согласно которой интеллектуальные различия между мужчинами и женщинами программируются вовсе не физиологией, а формой организации общества.

В этом смысле проведенный эксперимент — хороший козырь в руки феминисткам, видящим в гендерном перекосе следствие культивируемого обществом «фаллоцентризма». Авторы статьи, предвидя такой поворот, специально отмечают, что результаты их эксперимента не содержат никаких свидетельств, отрицающих природные различия между женским и мужским умом как таковые. Впрочем, ничего удивительного: все они мужчины.

Мужской мир? Не согласно биологии или истории.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ Софи Холлингтон

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Философ Кваме Энтони Аппиа однажды спросил , почему некоторым людям необходимо верить в более равноправное прошлое, чтобы представить себе более равноправное будущее.

Многие из нас смотрят на мертвую хватку гендерного угнетения в нашем обществе и задаются вопросом, было ли время, когда мужчины не обладали такой большой властью, когда женственность и мужественность не значили то, что они делают сейчас. Когда мы ищем влиятельных женщин в древней истории, когда мы пытаемся определить прецеденты равенства в далеком прошлом, возможно, мы также выдаем свое стремление к альтернативе в мире, в котором, как мы боимся, ее может и не быть. ( Правда о женщинах-фараонах Египта и их могуществе. )

Патриархат — передача всей власти и власти отцу — иногда может показаться обширным заговором, уходящим в далекое прошлое. Само слово стало разрушительно монолитным, охватывающим все способы жестокого обращения и несправедливого обращения с женщинами, девочками и небинарными людьми в мире, от домашнего насилия и изнасилований до гендерного разрыва в оплате труда и моральных двойных стандартов. Огромный масштаб этого кажется нам неподвластным. Но насколько он стар и насколько универсален на самом деле?

Мужское доминирование не универсально. По всему миру существует множество матрилинейных обществ, организованных матерями, а не отцами.

Историки, антропологи, археологи и феминистки были очарованы этим вопросом, а я как научный журналист много лет занималась им. В 1973 году социолог Стивен Голдберг опубликовал книгу « Неизбежность патриархата, », в которой утверждалось, что фундаментальные биологические различия между мужчинами и женщинами настолько глубоки, что в каждой итерации человеческого общества всегда побеждает патриархальная система. Каким бы способом ни был разрезан пирог, мужчины — по его мнению, более сильные и агрессивные — в конечном итоге получат больший кусок. ( Лучшие и худшие страны для женщин. )

Проблема в том, что мужское доминирование не является универсальным. По всему миру существует множество матрилинейных обществ, организованных по линии матерей, а не отцов, в которых имя и собственность передаются от матери к дочери. Считается, что в некоторых регионах матрилинейные традиции насчитывают тысячи лет.

На протяжении десятилетий западные ученые изобретали теории , чтобы объяснить, почему эти общества существуют. Некоторые утверждают, что матриархат сохранился только среди охотников-собирателей или простых земледельцев, а не в крупных обществах. Другие говорят, что лучше всего это работает, когда мужчины часто уезжают на войну, а женщины остаются дома. Третьи утверждают, что матриархат заканчивается, как только люди начинают держать скот, потому что мужчины хотят контролировать эти ресурсы, связывая патриархат с собственностью и землей. ( Прочтите, как женщины активизируются, чтобы переделать Руанду. )

Тем не менее, матрилинейные общества всегда представляются как необычные случаи, «окруженные особыми штаммами, хрупкими и редкими, возможно, даже обреченными на вымирание». как говорит антрополог из Университета штата Вашингтон Линда Стоун. В академических кругах эта проблема известна как матрилинейная головоломка. С другой стороны, отцовство не нуждается в объяснении. Это просто так.

Когда матрилинейность процветала в Индии

В Индии, где я когда-то жил, у наиров южного штата Керала до относительно недавнего времени были влиятельные семьи по материнской линии. Ими управляла влиятельная аристократия, люди которой жили большими семьями.
  «Женщины Наир всегда были в безопасности дома, в котором они родились, на протяжении всей своей жизни и не зависели от своих мужей», — пишет историк Ману Пиллаи. «И они были фактически наравне с мужчинами, когда дело касалось сексуальных прав».
   Ни одна теория не может объяснить, почему матрилинейность в Керале пришла в упадок. Это был постепенный сдвиг, вызванный британскими колонизаторами и христианскими миссионерами, потрясенными властью и свободой, которыми обладали женщины, в сочетании с изменением социальных норм по мере того, как люди путешествовали более широко в 19 веке.
   Остатки матрилинейности сохранились. Керала по-прежнему считается более гендерно равноправной, чем другие части Индии. —AS

В 2019 году исследователи из Университета Вандербильта попытались решить эту загадку, проанализировав материнские сообщества, чтобы выяснить, есть ли у них что-то общее. Глобально 59Было известно, что 0 обществ были традиционно патрилинейными, 362 были двусторонними, что означало, что они признавали происхождение от обоих родителей, а еще 160 были признаны матрилинейными. Биолог Николь Крианца, которая работала над исследованием, говорит, что команда проверила популярные теории о матрилинейности, подобные приведенным выше, но ни одна из них не подтвердилась во всех случаях.

Одним из факторов, который, по-видимому, повлиял на отход общества от матрилинейности, говорит Креанца, было «когда у населения была собственность, не в виде земли, а движимого, передаваемого богатства, и если ваши потомки унаследовали то, что есть у вас, потенциально они были бы в лучшем положении». Но даже это не было последовательным. Каждое общество было слишком сложным, чтобы его можно было свести к простым факторам, будь то биологические, экологические или любые другие. «На сколько вы можете увеличивать масштаб, — говорит она, — вы можете найти все более и более сложные объекты». ( В 16 веке до н.э. три королевы возглавили Египет против захватчиков гиксосов и победили. )

Антропологи настаивают на том, что матриархата, возглавляемого женщинами, не существует, если под матриархатом мы подразумеваем прямую противоположность патриархату. В своем тексте 1680 года Patriarcha, английский политический теоретик сэр Роберт Филмер определил патриархат как естественное правление отца над своей семьей и короля над своим государством. Но то, что мы обычно видим в матрилинейных обществах, это то, что женщины и мужчины делят власть. Даже если существенная власть принадлежит братьям или дядям, часто эта власть зависит от обстоятельств или распределяет власть более чем абсолютно. ( Лакшми Бай стала иконой свободы в Индии. )

ВЛАСТЬ, СБАЛАНСИРОВАННАЯ

Если единственный способ думать о гендере и власти — это бинарное противостояние между женщинами и мужчинами, становится невозможным представить мужчин разделяя статус с женщинами, или баланс сил, меняющийся в зависимости от обстоятельств. Но это часто происходит в матрилинейных обществах. Например, асанте в Гане делят лидерство между королевой-матерью (должность, которую она занимает по собственному праву, а не потому, что она является чьей-то матерью или женой) и мужчиной-вождем. Именно правитель асанте Нана Яа Асантева возглавил армию, восставшую против британского колониального господства в 1919 г.00. «Если вы, мужчины Асанте, не пойдете вперед, то мы пойдем», — сказала она вождям. «Я позову своих коллег-женщин». Хотя ее войска несколько месяцев осаждали британский форт, Яа Асантеваа в конце концов была схвачена и сослана на Сейшельские острова, где и умерла в 1921 году. Несанкционированное использование запрещено.

Что характеризует матрилинейные общества, как писал Стоун, так это «значительные различия» в «авторитете, силе и влиянии как среди мужчин, так и среди женщин». Раньше было бы еще больше вариаций. В доисторические времена социальные нормы постоянно менялись. То, что с одной точки зрения может казаться нестабильностью, разрешающейся само по себе — например, переходом от матрилинейности к отцовству, — с другой точки зрения может быть переходом от одного относительно стабильного состояния к другому, объясняет Креанца.

Повсюду люди всегда добивались того, чтобы их общества были устроены по-другому, чтобы у угнетенных было больше свобод и привилегий. «Любой, даже если ему дадут хоть полшанса, предпочтет равенство и справедливость неравенству и несправедливости», — пишет политический теоретик Энн Филлипс. «В целом подчинение не является естественным для людей». ( Поднятый кулак — глобальный символ борьбы с угнетением. )

Нигде женщины не подчиняются мужчинам без борьбы. На протяжении веков, от Соединенных Штатов до Ирана, они боролись за больше прав и привилегий.

Аргумент социолога Голдберга заключался в том, что если образец поведения универсален, он, вероятно, имеет биологическую основу, и что, учитывая, как мало у женщин политической власти, они должны чувствовать себя естественным образом подчиненными. Но, как объясняет Филлипс, женщины нигде не подчиняются мужчинам без борьбы. На протяжении веков, от Соединенных Штатов до Ирана, они боролись за больше прав и привилегий. С этой точки зрения мы можем задаться вопросом, почему матрилинейные общества до сих пор считаются необычайно нестабильными. Во всем мире страстные движения за гендерное равенство, иногда переходящие в насильственные протесты, также указывают на то, что патриархат не так стабилен, как кажется. Возможно, настоящая матрилинейная загадка заключается не в существовании некоторых обществ, ориентированных на женщин, а в причудливом преобладании обществ, ориентированных на мужчин. ( Корни Международного женского дня более радикальны, чем вы думаете. )

«Я считаю угнетение женщин системой, — говорит социолог Кристин Дельфи. «Учреждение, которое существует сегодня, не может быть объяснено тем простым фактом, что оно существовало в прошлом… даже если это прошлое недавнее».

Если мы смиримся с тем, что принимаем нашу судьбу как часть того, кто мы есть по своей природе, мы отказываемся от понимания того, как это могло произойти. Когда мы соглашаемся в пользу патриархата на чем-то таком простом, как биологические различия, даже несмотря на то, что факты указывают на гораздо более сложную и случайную реальность, мы теряем способность осознавать, насколько хрупкой она может быть. Мы перестаем спрашивать, как работает неравенство или как оно изобретается заново. ( Во всем мире женщины берут на себя ответственность за свое будущее. )

Самая опасная часть любой формы человеческого угнетения заключается в том, что она может заставить людей поверить в безальтернативность. Мы видим это в старых заблуждениях о расе, касте и классе. Вопрос для любой теории мужского господства состоит в том, почему именно эту форму неравенства следует рассматривать как исключение.

Научный журналист Анджела Шайни автор книг Superior и Inferior, о сексизме и расизме в науке. Это эссе взято из ее новой книги « Патриархи: как люди пришли к власти».

​Эта статья опубликована в апрельском номере журнала National Geographic за 2023 год.

Читать дальше

Малярия возвращается в США?

  • Science

Малярия возвращается в США?

Недавние случаи местного заражения во Флориде и Техасе вызвали обеспокоенность по поводу роста заболеваний, переносимых комарами. Насколько мы уязвимы?

Как Оппенгеймер охранял самый большой секрет Второй мировой войны

  • Журнал History

Как Оппенгеймер охранял самый большой секрет Второй мировой войны

В гонке со временем и врагом Дж. Роберт Оппенгеймер помогал возглавлять усилия США по созданию атомной бомбы. Но его чуть не выкинули из Манхэттенского проекта — почему?

Как сильная жара влияет на наших питомцев и как им помочь

  • Животные

Как сильная жара влияет на наших питомцев и как им помочь

Кошки, собаки и кролики не переносят жару, как люди. Поскольку периоды сильной жары становятся все более частыми, ветеринары призывают к повышенной бдительности.

Эксклюзивный контент для подписчиков

Почему люди так одержимы Марсом?

Как вирусы формируют наш мир

Эпоха собачьих бегов в США подходит к концу

Узнайте, как люди представляли себе жизнь на Марсе на протяжении всей истории

Посмотрите, как новый марсоход НАСА будет исследовать красную планету

Почему люди так одержимы Марсом?

Как вирусы формируют наш мир

Эпоха собачьих бегов в США подходит к концу

Узнайте, как люди представляли себе жизнь на Марсе на протяжении всей истории

9 0002

Посмотрите, как новый марсоход НАСА будет исследовать красную планету

Почему люди так одержимы Марсом?

Как вирусы формируют наш мир

Эпоха собачьих бегов в США подходит к концу

Узнайте, как люди представляли себе жизнь на Марсе на протяжении всей истории

90 002

Посмотрите, как новый марсоход НАСА исследует красную планету

Узнать больше

Что значит быть матриархатом?

Поговорите с достаточным количеством людей о гендере, политике и власти, и вы, вероятно, столкнетесь с таким вопросом: почему матриархальных обществ исчезающе мало? Глядя на кхаси на северо-востоке Индии, политолог Руплена Банерджи утверждает, что мы, возможно, неправильно понимаем, что значит для женщин иметь власть.

Банерджи пишет, что концепция матриархата возникла среди европейских мыслителей в девятнадцатом веке. В 1861 году швейцарский антрополог Иоганн Якоб Бахофен опубликовал исследование древних обществ, в котором утверждал, что женское правление было одной из ранних стадий социального развития. Бахофен утверждал, что матриархат возникает из более раннего социального порядка, называемого гетеризмом, характеризующегося нерегулируемой сексуальностью и бессилием женщин. По его мнению, женщины сопротивлялись такому положению дел, занимая доминирующую роль, контролируя собственность, управляя своими семьями и получая политическую власть. На еще более позднем этапе, как полагали Бахофен и другие ученые, мужчины взяли власть у матриархатов, установив патриархат.

«Падение материнского права было историческим поражением женского пола», — писал Фридрих Энгельс. «Мужчины захватили бразды правления и в доме, женщины были лишены достоинства, порабощены, стали орудиями мужской похоти и простыми машинами для производства детей».

В некоторых отношениях, пишет Банерджи, кхаси напоминают европейское видение матриархата. Они живут кланами, которые ведут свое происхождение от женского предка. Браки внутри кланов запрещены, и мужчины женятся на членах кланов и расширенных семей своих жен. Младшая дочь в семье, Хадду, наследует наибольшую долю семейного имущества и родовой дом, который она использует для содержания своих родителей, сестер и их семей.

«Если кто-то из членов семьи сталкивается с какой-либо бедой или несчастьем, он находит утешение и всевозможную помощь в доме Хадду», — пишет Банерджи. «Мужчина, который женится на хадду, также должен быть открытым и любезным, а также помогать всем членам семьи».

Однако, когда европейские антропологи начали рассматривать кхаси в девятнадцатом веке — как часть британского колониального господства в Индии — они признали их системы матрилинейными и матрилокальными, но не классифицировали их как матриархальные. Это потому, что на уровне штатов и деревень мужчины руководят политическими институтами кхаси, такими как судебная система, и только мужчины допускаются в местные советы.

«Однако это очень патриархальное понимание власти, — пишет Банерджи. «Те, кто придерживается этого взгляда, считают власть лишь средством и агентом господства… Везде, где власть не использовалась для господства, она вообще считалась не властью».

Она утверждает, что в обществе кхаси власть понимается как свобода, особенно свобода, которая приходит с контролем над землей и собственностью.

«Политика всегда занимала закулисное место в образе жизни кхаси, — пишет она.

Если мы не будем думать о матриархате просто как об обратной стороне патриархата, основанного на принудительной политической власти, утверждает Банерджи, возможно, что кхаси с их контролируемой женщинами системой собственности и ответственности за благополучие семьи могли бы квалифицировать.


Поддержите JSTOR ежедневно! Присоединяйтесь к нашей новой программе членства на Patreon сегодня.

JSTOR — это цифровая библиотека для ученых, исследователей и студентов. Читатели JSTOR Daily могут бесплатно получить доступ к оригинальным исследованиям наших статей на JSTOR.

Добавить комментарий