Кто такой меланхолик. Признаки меланхолика, тест на темперамент
Древнегреческий врач Гиппократ считал, что психологический тип человека зависит от преобладающего в организме «жизненного сока». Когда в теле преобладает черная желчь (μέλας χολή — мелас холе), человек печален и апатичен, полагали античные доктора. Отсюда и слово «меланхолик».
Ударение ставится на третий слог: меланхо́лик.
Примеры употребления слова:
Этот невзрачный и всегда скромный меланхолик «Моня», как его звали офицеры на корабле, грустил и сейчас. (А. С. Новиков-Прибой. «Цусима»)
Впрочем, он был не просто дурак, а дурак-меланхолик. (В. В. Набоков. «Отчаяние»)
Этому тихому и замкнутому меланхолику вместе со всем своим поколением пришлось пережить, ни много ни мало, конец света. (М. Л. Гаспаров. «Вергилий ― поэт будущего»)
Существует также сленговое слово «думер», которым называют молодых пессимистов, грустных и не ждущих от жизни ничего хорошего.
Что такое меланхолия
Меланхолия — это грусть, печаль, плохое настроение или депрессия. Синонимы: хандра, сплин, тоска, подавленность.
Древнегреческое слово «меланхолия» дословно означает «разлив черной желчи». Именно с этой телесной жидкостью античные врачи связывали грусть.
Мрачная меланхолия, как черная туча, покрыла его душу… (Ф. В. Булгарин. «Воспоминания»)
Тут Собакевич погрузился в меланхолию. (Н. В. Гоголь. «Мертвые души»)
Эпаминонд Максимыч, что это вы в меланхолии? (А. П. Чехов. «Свадьба»)
Гиппократ словом «меланхолия» назвал и тип темперамента, и болезнь, которую сегодня называют депрессией. Стоит различать эти вещи: склад характера не изменишь, а вот клиническую депрессию необходимо лечить под наблюдением врача, не доводя до беды. Депрессия, как и другие болезни, может поражать людей с любым темпераментом и в любом возрасте.
Признаки и черты меланхолика.
ОписаниеМеланхоликов принято описывать как людей печальных, ранимых и тревожных. Вот какие черты приписывают типичным меланхоликам:
Склонность к грусти, печали.
Нерешительность, боязливость, недоверчивость и тревожность.
Пассивность, нежелание брать на себя роль лидера, готовность к подчинению другим.
Пессимизм, взгляд на мир как на бесконечный источник проблем.
Негромкая и невыразительная речь, слабая мимика, неуверенные движения.
Замкнутость, нелюбовь к большим компаниям и незнакомой обстановке. Меланхолики обычно интроверты.
Российский физиолог Иван Павлов, лауреат Нобелевской премии, относил меланхолический темперамент к «слабому» типу высшей нервной деятельности. По мнению ученого, у меланхоликов замедлены процессы как возбуждения, так и торможения. «Для меланхолика… каждое явление жизни становится тормозящим его агентом, раз он ни во что не верит, ни на что не надеется, во всем видит и ожидает только плохое, опасное», — писал Павлов.
Что хорошего в меланхоликах
Однако меланхолик — это не обязательно вечно плачущий и бесполезный нытик. Меланхолик, как и любой другой человек, может обладать высоким интеллектом, сильной волей, трудолюбием, доброй душой.
Его мягкость, эмоциональная чувствительность, задумчивость — ценные качества, способные приносить счастье и пользу людям. Иммануил Кант полагал, что у мрачных меланхоликов обострено чувство возвышенного.
Помимо тонкого чувства прекрасного, меланхоликам обычно приписывают способность к эмпатии, деликатность, мудрость, способность к необычному взгляду на мир. Вероятно поэтому людей этого типа темперамента немало среди ученых, литераторов, музыкантов, психологов и т.п.
Если в незнакомой обстановке меланхолики быстро устают и «сдуваются», то в привычном окружении могут работать долго, сосредоточенно и продуктивно. Решать сложные задачи им помогают внимательность, неторопливость, умение глубоко вникнуть в проблему.
Великие меланхолики
Аристотель задавался вопросом: «Почему люди, блиставшие талантом в области философии, или в управлении государством, или в поэтическом творчестве, или в занятиях искусствами, ― почему все они, по-видимому, были меланхоликами?»
Древние греки рассказывали, будто бы «разливом черной желчи» — меланхолией — страдал легендарный Геракл, и потому называли этот недуг «геракловой болезнью», пишет Ю. В. Каннабих в «Истории психиатрии».
К меланхоликам причисляют многих великих людей — Сократа, Гоголя, Чайковского.
Тест на меланхолика. Как понять свой тип темперамента
Со времен Гиппократа прошло много веков, и наука не подтвердила его идею о зависимости психологического типа от «телесных соков». По традиции людей до сих пор делят на меланхоликов и холериков, сангвиников и флегматиков.
Важно понимать, что в чистом виде представители этих типов встречаются редко. Часто человек совмещает в себе черты разных темпераментов, они могут быть сглаженными. Поэтому не нужно спешить с выводами, навешивать ярлыки и ждать, что человек обязательно должен проявлять все черты «типичного меланхолика» или, например, «типичного холерика».
Если вы хотите разобраться, к какому типу темперамента склоняетесь, то можете пройти различные тесты в интернете, — например, заполнить опросник В. М. Русалова для взрослых и для подростков.
Введение: От меланхолических состояний к клинической депрессии | Природа меланхолии: от Аристотеля до Кристевой
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicПрирода меланхолии: от Аристотеля до КристевойИстория западной философииФилософияОксфордская стипендия ОнлайнКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос
ЗакрытьФильтр поиска панели навигации Oxford AcademicПрирода меланхолии: от Аристотеля до КристевойИстория западной философииФилософияОксфордская стипендия ОнлайнКнигиЖурналы Введите поисковый запрос
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Фейсбук
- Твиттер
- Электронная почта
Укажите
Радден, Дженнифер (редактор), «Введение: от меланхолических состояний к клинической депрессии», Дженнифер Радден (редактор), Природа меланхолии: от Аристотеля до Кристевой ( Нью-Йорк , 2002; онлайн-издание, Оксфорд Академический, 3 октября 2011 г. ), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780195151657.003.0001, по состоянию на 6 июня 2023 г.Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicПрирода меланхолии: от Аристотеля до КристевойИстория западной философииФилософияОксфордская стипендия ОнлайнКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос
ЗакрытьФильтр поиска панели навигации Oxford AcademicПрирода меланхолии: от Аристотеля до КристевойИстория западной философииФилософияОксфордская стипендия ОнлайнКнигиЖурналы Введите поисковый запрос
Advanced Search
Abstract
Эта глава состоит из четырех частей. Первая часть касается тем, которые повторяются в последующих чтениях: (1) разнообразие форм, которые принимает меланхолия, и различные коннотации терминов меланхолия и меланхолия; (2) беспричинный страх и печаль как тревожная субъективность, наиболее важная для меланхолических состояний; (3) связь между меланхолическим гением и творческой энергией; и (4) связь между меланхолией и состояниями праздности. Вторая часть посвящена аспектам этого набора текстов, основанным на различиях и акцентах, выявленных учеными конца 20 века: категория меланхолических состояний как аффективных; меланхолические жалобы как субъективные, так и частные; онтологические представления о природе меланхолии; меланхолические состояния как состояния настроения; гендерные вопросы; и, наконец, темы нарциссизма и утраты. В третьей части зарисовки 19сдвиг в X веке, в результате которого классифицируемая до сих пор категория меланхолии разделяется, оставляя более четкое различие между депрессивными настроениями и темпераментными различиями нормального опыта, с одной стороны, и, с другой, клиническим расстройством меланхолии, которое стало ассоциируется с клинической депрессией нашего времени.
Ключевые слова: меланхолия, меланхолия, страх, печаль, настроение, гендерные проблемы, нарциссизм, потеря, темперамент
Субъект
ФилософияИстория западной философииКоллекция: Оксфордская стипендия онлайн
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступомПолучить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Щелкните Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа в систему.
- При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов учреждения
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.
Покупка
Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.
Информация о покупкеЛучше, чем смеяться: меланхолия эпохи Возрождения
Когда переодетая Розалинда встречает Жака в Арденском лесу, она упоминает, что люди говорят, что он «меланхолик». Жак не только признает, что это правда, но и со знанием дела принимает свою репутацию: «Я люблю это больше, чем смех» ( «Как вам это понравится» , 4.
Титульный лист книги Роберта Бертона Анатомия меланхолии, что это такое . Oxford, 1621. Folger STC 4159 копия 1
Самая известная книга о меланхолии эпохи Возрождения, «Анатомия меланхолии » Роберта Бертона (1621), в этом году отмечает свое четырехсотлетие. Хотя она была опубликована через пять лет после смерти Шекспира, в ней собраны представления о меланхолии от античности до XVII века. Это сбивающее с толку и скользкое состояние рассматривалось как болезнь разума, тела и души, не поддающаяся определению. Он может проявляться настолько разнообразно и противоречиво, что, по выражению Бертона, «редко два из двух тысяч совпадают с одними и теми же симптомами». Вавилонская башня никогда не приводила к такому смешению языков, как хаос меланхолии вызывает разнообразие симптомов».
Огромный объем проекта Бертона — более полумиллиона слов к моменту его смерти в 1640 году — свидетельствует об удивительно широком спектре опыта, охватываемого словом «меланхолия», о сотнях историй болезни меланхоликов, которых лечил Ренессанс. врачей и к его темному очарованию. Меланхолия была источником очарования для художников и литераторов, поскольку считалась тесно связанной с творческим гением, но также и опасной для них: меланхолики могли преуспеть в философии, политике, поэзии или искусстве (как псевдоаристотелевский 9).0038 Проблемы объяснили), но они также могли быть охвачены болезнью и даже склонны к безумию.
- Титульный лист книги Роберта Бертона «Анатомия меланхолии, что это такое». 1628
- Роберт Бертон Анатомия меланхолии. Издание 1621 г., стр. 279. СПУ 4159 копия 1
Когда Жак и Розалинда говорят о меланхолии, они определяют ее по характерному симптому: непоколебимой печали. Жак говорит, что «мои частые размышления окутывают меня самой юмористической грустью», напоминая нам также, что меланхолия коренится в черной желчи юмора. Как пишет Бёртон, общее определение меланхолии в шестнадцатом и семнадцатом веках — это «своего рода маразм без лихорадки, обычно сопровождающийся страхом и печалью без какой-либо видимой причины». Интересно, что в ответе Розалинды Жаку отмечается, что у него действительно есть «очевидный повод»: «у тебя есть веские причины для грусти», — дразнит она его, потому что он путешественник и продал свои земли, чтобы увидеть чужие. Возможно Антонио из «Венецианского купца» больше претендует на то, чтобы быть самопровозглашенным меланхоликом, потому что его опыт не привязан к какой-либо очевидной причине: «Воистину, я не знаю, почему я так печален» (1.1.1).
В то время как печальная задумчивость и грусть меланхолии Жака могли бы соответствовать тому, как мы могли бы использовать это слово сегодня, в эпоху Возрождения это состояние заключало в себе гораздо больше. Меланхолики могут быть склонны искать уединения в лесу и у ручья или предаваться удовольствиям музыки, как Жак, который может «высосать меланхолию из песни, как ласка высасывает яйца» (2.5.12-13). С другой стороны, они могут испытывать странные фобии, горе или бред, или они могут страдать от ряда родственных физических состояний, таких как застой ветра, кожная сыпь или мигрень. Истории болезни, рассказанные писателями эпохи Возрождения о меланхолии, такими как Бертон и французский королевский врач Андре дю Лоран, рассказывают о меланхоликах, которые верили, что они сделаны из масла или стекла, что у них в желудке живут лягушки, что они не могут мочиться в случае они затопили свой городок, что они петушок или моллюск.
Самое удивительное, что хотя Жак любит свою меланхолию «больше, чем смех», это состояние может проявляться даже в смехе. Меланхолия эпохи Возрождения была отмечена избытком и несоразмерностью, выходом за рамки социальных условностей. Тот, кто склонен к разновидности, известной как сангвиническая меланхолия, когда сангвиническая жидкость (кровь) запыляется или искажается и испускает вредные испарения, поднимающиеся к голове, может обнаружить свое состояние не через грусть и страх, а через неумеренное веселье. Бертон рассказывает историю из истории континентальной медицины о человеке по имени Брунселлиус, который страдал этой разновидностью заболевания. Однажды, находясь в церкви, слушая проповедь, он увидел, как женщина буквально заснула: она соскользнула со скамьи, на которой сидела. В то время как большинство людей, которые были свидетелями этого инцидента, смеялись, Брунселлий «был настолько тронут, что в течение целых трех дней после этого он только и делал, что смеялся, отчего он сильно ослабел, а спустя долгое время еще больше ухудшился». Его несчастье проявлялось через крайность его реакции. Вполне уместно и то, что это было вызвано зрелищем, поскольку сангвиники-меланхолики обычно любили смотреть спектакли, причем не только настоящие. Бертон приводит рассказ Аристотеля о человеке, который раньше сидел, как в театре, «теперь хлопает в ладоши и смеется, как будто он был очень доволен зрелищем». Меланхолия была прежде всего болезнью воображения, испорченность которого могла привести к фантастическому поведению.
Жак, «месье Меланхолия», — персонаж комедии, и Розалинда восхваляет его самоуверенность и манерность; он человек, который одевает роль и играет роль.