Внеклассное мероприятие по профилактике девиантного поведения подростков «STOP – ПАВ!»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МАЛОЕНИСЕЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Внеклассное мероприятие
по профилактике девиантного поведения подростков
«STOP – ПАВ!»
(для обучающихся 7-8 классов)
Разработчик:
Педагог-психолог
Шокурова Е.Н.
2021-2022 учебный год
Ход мероприятия:
Цель:
формирование у несовершеннолетних представления о причинах и последствиях употребления ПАВ;
развитие осознанной мотивации для отказа от употребления ПАВ.
Материалы и оборудование: клубок ниток, проектор, плакат с аксиомой: НАРКОМАНИЯ = ЗАВИСИМОСТЬ + ПРЕСТУПЛЕНИЯ (тюрьма) + СТРАДАНИЯ = СМЕРТЬ, Лист А4 3 шт, шариковые ручки 3шт.
Время: 1,5 часа
Ход внеклассного мероприятия:
( Педагог-психолог)
— Здравствуйте уважаемые ребята! Наше внеклассное мероприятие я хочу начать стихотворением.
Ты есть, Я есть, он есть,
А жизнь у каждого своя.
И ей цена – достоинство и честь,
Есть возраст переходных лет,
Какой бы сложный не была она.
Для многих начинается рассвет,
А кто – то погружается во тьму.
Ты есть, я есть, он есть,
— В последнее время очень много говорят о наркомании, ее последствии, эта беда стала всемирной и найти пути ее решения достаточно сложно.
Упражнение приветствия: «Паутина».
-Я выберу одного из вас. Он выйдет, на середину возьмет клубок ниток и поздоровается с одним из вас при этом, обмотав ему руку, другой берет клубок и приветствует следующего и так пока все не встанут. Игра заканчивается, когда не остается никого, кто еще сидит на своем месте.
Вывод: — Посмотрите, как мало времени вам потребовалось, чтобы поднять всех присутствующих со своих мест. Вот с такой же скоростью, словно эпидемия, распространяется и наркомания.
— Вашему вниманию предлагаю посмотреть видео-ролик.
https://www.youtube.com/watch?v=EGnOHZ3NyLI
— В современном мире распространение употребления психоактивных веществ (ПАВ) приобрело характер эпидемии.
— Все химические соединения растительного и синтетического происхождения, непосредственно влияющие на психическое состояние человека, принято называть психоактивными веществами.
— Поговорим о причинах употребления ПАВ.
– Как вы, считаете, что-же подталкивает человека попробовать этот яд? (ответы детей)
Мини-лекция:
Причины употребления ПАВ:
Социальные:
Неблагополучная семья
Распространённость употребления ПАВ в социуме ребёнка
Активная пропаганда в СМИ и неадекватная молодёжная политика
Проживание в районах с низким материальным благополучием
Отсутствие досуга
Психологические:
Любопытство
Неадекватная самооценка
Попытка уйти от эмоциональных переживаний
Подчинение давлению группы
Наследственные:
Наследственность, отягощённая психическими заболеваниями
Наследственность, отягощённая наркологическими заболеваниями
Курение — действие никотина особенно опасно в определенные периоды жизни — юность, старческий возраст, когда даже слабое возбуждающее действие нарушает нервную регуляцию.
Алкоголь — это наркотик, химическое вещество, которое влияет на то, как функционирует организм. Пристрастие к алкоголю вызывает сильную деградацию личности и различные заболевания: рак пищевода, желудка, цирроз печени.
Наркотики — это вещество, которое способно вызвать эйфорию, психическую и физическую зависимость, причинять вред психическому и физическому здоровью человека.
Наркомания – болезнь, которая поражает мозг, оказывает воздействие на эмоции и душу, разрушает социальные связи. Это тяжёлая и трудно излечимая болезнь. Наркотики нюхают, курят, вкалывают, принимают в виде таблеток. Они моментально попадают в кровь. Наркотик действует своими ядами сильно и быстро — буквально с первого раза человек может стать наркоманом! У человека появляются галлюцинации, кошмары. Наркоман ради наркотиков готов пойти на любое преступление.
— Нужно уметь сказать “НЕТ!” употреблению ПАВ.
— Надо осознать аксиому:
Демонстрируется плакат
НАРКОМАНИЯ = ЗАВИСИМОСТЬ + ПРЕСТУПЛЕНИЯ (тюрьма) + СТРАДАНИЯ = СМЕРТЬ
Практическая часть:
—Перейдём к практической части нашего занятия
УПРАЖНЕНИЕ 1
— Каждой группе необходимо составить словесный портрет зависимого человека. На листке формата А4 запишите свои формулировки, и выберите того, кто нам зачитает что у вас получилось.
От табака
Алкоголя
Наркотиков
На обсуждение даётся 5 минут. Затем выслушиваем по 1 представителю от каждой команды.
УПРАЖНЕНИЕ 2
— Каждая команда, будет представлять собой редакцию молодежной газеты или журнала. Вы получите письма, разного содержания от подростков.
Ваша задача: сочинить ответ, способный, по вашему мнению, разрешить возникшую проблему. Затем мы выслушаем каждую группу.
Время работы 10 минут.
Письмо №1
«Я была на вечеринке в незнакомой компании, и меня уговорили принять наркотики (уколоться). Мне стало интересно, я согласилась. Теперь я думаю: «А вдруг я уже наркоманка?». Ребята из той компании меня разыскивали, приходили в школу. Я вынуждена прятаться, сижу дома.
Что мне теперь делать?»
Письмо №2
«У меня есть друг, мы вместе учимся.
Мне он нравится. Я не хочу его потерять. Но мне больно и обидно смотреть, как он катится в пропасть. Я очень хочу ему помочь, чтобы он не превратился в алкоголика. Посоветуйте, как?»
Письмо №3
«Мы дружим уже больше года. В последнее время моя подруга очень изменилась, у неё появились новые подозрительные друзья, они о чем-то шепчутся, куда-то исчезают ненадолго, а возвращаются веселые и беззаботные. Она призналась, что несколько месяцев балуется травкой и это ей нравится.
Этой новостью я поделилась с другом, у которого в прошлом году умер брат от передозировки. Друг советует обратиться за помощью к взрослым. Но я боюсь, что своими действиями испорчу наши отношения. Как мне поступить?»
— Время вышло. Преступим к обсуждению ваших решений.
УПРАЖНЕНИЕ 3
«Мозговой штурм»
— Ребята, сейчас мы с вами проведем диспут на тему: «Наркотики: мифы и реальность».
Каждая группа получает миф, обсуждает его, выражает свое согласие или несогласие с предложенным утверждением.
Миф №1: наркотики – обязательный атрибут красивой жизни. На самом деле: не все то золото, что блестит.
Миф №2: если не колоть в вену, зависимости не будет. На самом деле: любой способ употребления ПАВ приводит к зависимости.
Миф №3: чтобы завязать, нужно постепенно снижать дозы. На самом деле: отрубать хвост собаке по кускам гораздо больнее, чем делать это сразу.
— время вышло, каждая группа по очереди выразит своё мнение.
Диагностика потребностей новых ощущений
— В завершении нашего внеклассного мероприятия проведём «Диагностику потребностей новых ощущений»
— С точки зрения склонности человека к попаданию в зависимость от химических веществ психостимулирующего ряда в достаточной степени понятно одно: чем более выражена у человека склонность к поиску новых ощущений, тем выше вероятность того, что, попробовав один из наркотиков такого типа, он быстро попадёт в зависимость от него.
Краткий вариант психологического опросника М. Цукермана позволяет показать степень выраженности такой потребности у каждого отдельного человека.
Инструкция
Вашему вниманию предлагается ряд утверждений, которые объединены в пары. Из каждой пары вам необходимо выбрать одно, которое наиболее характерно для вас, и отметить его.
Текст опросника
а) Я бы предпочёл образ жизни, требующий многочисленных разъездов и путешествий,
б) Я бы предпочёл жить в одном месте.
а) Меня взбадривает свежий, прохладный день,
б) В прохладный день я не могу дождаться, когда попаду домой.
а) Мне нравятся все запахи человеческого тела,
б) Мне не нравятся все запахи человеческого тела.
а) Мне не хотелось бы попробовать какой-нибудь наркотик, который мог бы оказать на меня незнакомое воздействие,
б) Я бы попробовал какой-нибудь из незнакомых наркотиков, вызывающих
галлюцинации.
а) Я бы предпочёл жить в идеальном обществе, где каждый безопасен, надёжен и счастлив,
б) Я бы предпочёл жить в неопределённые, смутные дни нашей истории.
а) Я не могу вынести поездку на машине с водителем, который любит скорость,
б) Иногда я люблю ездить на машине очень быстро, так как нахожу это
возбуждающим.
а) Если бы я был продавцом, то предпочёл бы твёрдый оклад, а не сдельную зарплату с риском заработать мало или совсем ничего,
б) Если бы я был продавцом, то я бы предпочёл работать сдельно, так как у меня была бы возможность заработать.
а) Я не люблю спорить с людьми, взгляды которых резко отличаются от моих, поскольку такие споры всегда неразрешимы,
б) Я считаю, что люди, которые не согласны с моими взглядами, больше стимулируют моё мышление, чем люди, которые согласны со мной.
а) Большинство людей тратят в целом слишком много денег на страхование,
б) Страхование – это то, без чего не смог бы позволить себе обойтись ни один человек.
а) Я бы не хотел оказаться загипнотизированным,
б) Я бы хотел попробовать оказаться загипнотизированным.
а) Наиболее важная цель в жизни – жить на полную катушку и взять от неё столько, сколько возможно,
б) Наиболее важная цель в жизни – обрести спокойствие и счастье.
а) В холодную воду я вхожу постепенно, дав себе время привыкнуть к ней,
б) Я люблю сразу нырнуть или прыгнуть в море или холодный бассейн.
а) В большинстве видов современной музыки мне не нравятся беспорядочность и дисгармоничность,
б) Я люблю слушать новые и необычные виды музыки.
а) Худший социальный недостаток – быть грубым, невоспитанным человеком,
б) Худший социальный недостаток – быть скучным человеком, занудой.
а) Я предпочитаю эмоционально-выразительных людей, даже если они немного неуравновешенны,
б) Я предпочитаю больше людей спокойных, даже «отрегулированных».
а) У людей, ездящих на мотоциклах, должно быть, есть какая-то неосознаваемая потребность причинить себе боль, вред,
б) Мне бы понравилось водить мотоцикл или ездить на нём.
Обработка и интерпретация
Полученные ответы соотносятся с ключом:
1 а 5 б 9 а 13 б
2 а 6 б 10 б 14 б
3 б 7 б 11 б 15 б
4 б 8 б 12 б 16 б
Каждый ответ, совпавший с ключом, оценивается в 1 балл. Полученные баллы суммируются. Сумма совпадений и является показателем уровня потребностей в новых ощущениях.
Высокий уровень потребностей в ощущениях (11-16 баллов) означает наличие у вас влечения, возможно бесконтрольного, к новым» щекочущим нервы» впечатлениям, что часто может провоцировать на участие в рискованных авантюрах и мероприятиях.
Риск попасть в зависимость от кокаина и других психостимуляторов очень велик.
От 6 до 10 баллов – средний уровень потребностей в новых ощущениях. Он свидетельствует об умении контролировать такие потребности, об умеренности в их удовлетворении, то есть о сдержанности и рассудительности в необходимых моментах жизни.
Вероятность попасть в ситуацию психической зависимости – низкая. Скорее всего, вы сможете справиться с собой и преодолеть собственные ошибки, если вы их уже совершили.
Низкий уровень потребностей в ощущениях (от 0 до 5 баллов) означает присутствие предусмотрительности и осторожности, порой в ущерб получению новых впечатлений и рискованных удовольствий. Испытуемый с таким показателем предпочитает стабильность и упорядоченность неизвестному и неожиданному в жизни.
Скорее всего, вы не станете даже экспериментировать с приёмом наркотиков. И правильно сделаете
Заключение
— Я предлагаю и вам задуматься о том, что ваше здоровье во многом зависит от вас. Каждый из вас является хозяином своей жизни и своего здоровья. За вас вашу жизнь никто не проживет: ни родители, ни педагоги, окружающие и заботящиеся о вас, ни кто-нибудь другой. Как каждый из вас решил, так все и будет. И я надеюсь на то, что вы все-таки сможете выбрать верный путь и следовать ему в жизни, несмотря ни на что, потому, что ваше здоровье – только в ваших руках.
Всегда помните о том, что наркотики лишают надежды, радости, свободы, а главное – они лишают человека жизни! (Всем участникам мероприятия раздаются буклеты по данной тематике).
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»Внеклассное мероприятие по профилактике девиантного поведения подростков «Как научиться говорить “нет” и чувствовать себя при этом комфортно» | Материал:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
г. Мичуринска Тамбовской области
Внеклассное мероприятие
по профилактике девиантного поведения подростков
«Как научиться говорить “нет” и чувствовать себя при этом комфортно»
(для обучающихся 7-8 классов)
Разработчик:
социальный педагог
первой квалификационной категории
Н.Н. Шмакова
2020/2021 учебный год
Ход мероприятия:
Цель: пропаганда здорового образа жизни.
Задачи:
— воспитывать негативное отношение к вредным привычкам;
— формировать здоровые установки и навыки нравственного поведения;
— воспитывать умение противостоять мнению сверстников;
— побуждать детей к формированию у себя хороших привычек.
Форма: беседа
Дидактический материал: карточки с заданиями, текст сценок, памятка «Что же делать, если ты пока не уверен в себе и не можешь противостоять давлению товарищей?», карточки синего и красного цвета, листы А 4, ручки, видеоролик, слайдовая.
Оборудование: проектор, экран, ноутбук
Ключевые слова для карточек:
Группа 1. Город труда
Дороги, мосты, дома, одежда, обожают трудиться, не сидят без дела, находят рукам занятие, город мастеров, шьют, строят, пекут, лечат, вяжут, вышивают.
Группа 2. Город спорта
Не может без движения, стадионы, спортивные площадки, велосипеды, ролевые коньки, скейтборды, утренняя зарядка, закаляться, обливаться, забыть про болезни, физкультура и спорт, дарят здоровье.
Группа 3. Город книг
Привык читать, не представляет себе жизни без книг, тихо, уютно, стихи, сказки, детективы, романы, новости политики, бизнеса, спорта, искусства, можно поговорить обо всем.
Группа 4. Город природы
Утопает в зелени, цветы, фонтаны, парки, зайцы, белки, олени, воздух чист и свеж, общаться с природой, глоток свежего воздуха, пение птиц, шум листвы, плеск воды, дарит радость, душевную гармонию, счастье.
Группа 5. Город музыки
Заниматься музыкой, скрипка, барабан, балет, хор, чудная музыка, жизнь станет богаче, стать знаменитым.
Группа 6. Город гигиены
Ослепительная чистота, опрятные, аккуратные, привыкли следить за собой, прически, одежда, никто не болеет, мыть руки, мыть овощи и фрукты, ослепительные улыбки, следить за зубами.
Ход мероприятия:
Вступительное слово.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим о вредных привычках. И начать наше занятие я хотела бы с пословицы «Бедность от лени, а болезнь от невоздержанности»? Как вы понимаете эти слова! (ответы детей) (Если человек не привык к труду, он 6удет беден, а если он не привык бороться со своими вредными привычками, он будет болеть.)
— Как вы считаете, что такое привычка? (привычка – это особенность человека привыкать к каким-то действиям или ощущениям).
— Какие бывают привычки? (хорошие и плохие, вредные и полезные).
— Какие полезные привычки вы знаете? (Чистить зубы, делать зарядку, заниматься музыкой, танцами, спортом, собирать грибы и т. д.).
— Какие привычки вредны для человека? (Курение, пьянство, наркомания).
Есть такое маленькое слово «Нет!», но как бывает порой не просто его произнести.
— Почему?
— Чего мы боимся?
Ответы учащихся (Обидеть просящего человека, показаться черствым и подлым по отношению к нему, стать отвергнутым, потерять симпатии окружающих и т.д.)
Одно из важнейших качеств человека — умение отказывать, т.е. уметь сказать: «Нет». В первую очередь не умеет отказывать тот, кто большое значение придаёт мнению окружающих о том, что он сделал и чего не сделал.
Научиться своевременно, говорить «Нет!» — важный этап в борьбе за самостоятельность мышления и поведения, за твердое следование своим намерениям. Сегодня мы будем говорить, как стать здоровым и счастливым, как бороться с вредными привычками.
Мини-лекция «В рабстве у вредных привычек»
Ребята, вы знаете, что тысячи лет назад на земле существовали рабовладельческие государства. Эти государства вели постоянно войны, завоевывали соседние земли, а завоеванные народы угоняли в рабство. Рабы строили дороги, дворцы, пирамиды, выполняли самую сложную работу. Жизнь раба ничего не стоила: раба можно было унизить, продать, убить. Спасаясь от невыносимой жизни, рабы часто поднимали восстания, самое известное из которых восстание под предводительством Спартака. Прошли века, и человечество избавилось от рабства.
Но и в наши дни сохранилось добровольное рабство. В него попадают люди разных национальностей, мужчины и женщины, старики и дети. Все они добровольно становятся рабами вредных привычек.
Люди, которые попали к ним в плен, становятся безвольными, жалкими жертвами своих вредных привычек: курения, пьянства, наркомании. Их удел нищета, болезни, смерть.
Чем же заманивают людей эти вредные привычки?
Они одурманивают нас своими вкрадчивыми заклинаниями:
«Все в жизни нужно попробовать»
«Вокруг такая скука, что нужно расслабиться, развлечься»
«Смотри, какая красивая пачка, бутылка, как светятся огоньки в игровых автоматах
«Все это пробуют, поддержи компанию, у тебя появится столько друзей»
Можем ли мы устоять перед этими зазываниями? (ответы детей)
Тест «Сможешь ли ты устоять?»
Сможете ли вы дать отпор этим вредным привычкам или не устоите перед их натиском? Сейчас мы проведем тест, который поможет вам оценить свои силы.
Перед вами лежат листки бумаги. Вам нужно будет ответить на 10 вопросов. Напишите числа от 1 до 10 сверху вниз. Я буду задавать вам вопросы. На каждый вопрос нужно отвечать «да» или «нет» . Отвечать нужно честно, иначе вы ничего о себе не узнаете.
1. Любишь ли ты смотреть телевизор?
2. Хотелось бы тебе играть в компьютерные игры больше трех часов в день?
3. Хотелось бы тебе попробовать закурить?
4. Можешь ли ты просидеть весь день перед телевизором, оставив все свои дела?
5. Пробовал ли ты алкогольные напитки?
6. Любишь ли ты уроки физкультуры?
7. Если друзья тебе предложат сбежать с уроков, согласишься ли ты?
8. Умеешь ли ты не повторять своих ошибок?
9. Если бы тебе прямо на улице незнакомец предложил коробку конфет, взял бы ты ее?
10. Друзья зовут тебя в игровые автоматы, а ты еще не сделал уроки. Сможешь отказаться?
Теперь подсчитайте, сколько раз вы ответили «Да», и запишите полученное число.
Вы сказали «Да» не больше 3-х раз — вот ваш результат:
Вы умеете управлять своими желаниями. У вас сильная воля и крепкий характер. Вы умеете отказаться от удовольствия, если это может принести вред, помешать вашим планам, вашим отношениям с родителями, учителями.
Вы сказали «Да» от 4-х до 8- раз. Ваш результат похуже.
Вам не всегда удается управлять своими желаниями. Не хватает силы воли. Вам нужно оценить свои действия. Вам нужно научиться говорить себе «нет».
Вы сказали «Да» от 9 до 10 раз – пора задуматься.
Этот тест нельзя назвать серьезным и научным, но он может показать, кому нужно работать над своим характером, укреплять свою силу воли, учиться самостоятельности. Иначе легко можно стать жертвой вредных привычек.
Ролевая игра «Умей сказать «Нет»
Многие дети начинают курить под влиянием друзей. Им не хочется курить, но они не знают, как отказаться. Сейчас старшеклассники разыграют сцену предложения закурить. Интересно посмотреть, кто лучше всех умеет уговаривать, а кто умеет отказать так, чтобы не поссориться. Вы будите внимательно следить за диалогом и решать, кто победил в словесной дуэли.
Диалог № 1. ( два мальчика)
Миша. Давай закурим.
Саша. Я не могу.
Миша. Почему?
Саша. Родители увидят
Миша. Мы отойдем за угол.
Саша. Мне нельзя, у меня сердце болит.
Миша. Ну, ты же не умрешь от одной сигареты.
Саша. А я сигарет без фильтра не курю.
Миша. У меня с двойным фильтром
Саша. Да я спички забыл.
Миша. У меня есть зажигалка.
Саша. Нас соседи из окон увидят.
Миша. А мы пойдем в подвал.
Саша молчит, не зная, что сказать.
Как вы думаете, кто оказался сильнее в этом споре?
Как это ни странно, Саша, ни разу не сказал «Я не хочу», чтобы Миша от него отстал. Ведь, если Миша его друг, то он должен уважать его желания. Иначе, о какой дружбе идет речь? Отговорки Саши сумбурны и случайны. Когда человек обосновывает свой отказ, таким образом, возникает впечатление, что он вот-вот согласится. Если вы действительно решили отказаться, выберите самое весомое, с вашей точки зрения, объяснение и настаивайте на нем.
Диалог № 2. ( две девочки)
Катя. У меня есть сигареты, давай покурим.
Лена. Ой, нет, я не могу.
Катя. А почему?
Лена. От меня будет пахнуть табаком.
Катя. Ну и что?
Лена. Родители узнают.
Катя. А ты к ним не подходи.
Лена. Моя собака учует. Она не выносит запах табака. Я приду домой, она меня обнюхает и убежит, а родители спросят, почему это собака от меня убежала. Потому, что я курила.
Катя. А ты надушись.
Лена. Нет! Тогда они сразу все поймут.
Катя не знает, что еще предложить.
Как вы думаете, кто оказался сильнее в этом споре?
В этом диалоге Лена настаивала на одной версии, что родители разоблачат ее в любом случае. Если бы Катя продолжала настаивать, это было бы неуважение к семье Лены. Поэтому диалог прекратился.
Диалог № 3. ( два мальчика)
Сережа. На, кури
Дима. Я не буду.
Сережа. А чего тогда пришел сюда?
Дима. Просто так.
Сережа. Ну, тогда иди отсюда.
Дима уходит.
Как вы думаете, кто оказался сильнее в этом споре?
В этой сценке сильнее оказался Дима, но ему придется уйти и потерять уважение группы. Он мог бы сказать «Уже бросил» или «Что-то сейчас не хочется», но рано или поздно нужно будет закурить. Давайте повторим этот диалог по-другому.
Диалог № 4.
Сережа. На, кури.
Дима. Не хочу.
Сережа. Кури, за компанию.
Дима. Отстань, кури сам, если хочешь.
Сережа. А что тогда сюда пришел?
Дима. Захотел и пришел.
Сережа. Ну, тогда иди отсюда.
Дима. Не хочу.
Вот сейчас Дима явно оказался сильнее. Но так может вести себя только уверенный в себе человек. Человек, которого уважают в группе. Грубое давление сверстники оказывают чаще всего на тех, кого не очень уважают.
А за что могут уважать?
Что же делать, если ты пока не уверен в себе и не можешь противостоять давлению товарищей? Психологи дают такие советы:
— просто сказать «Нет» без объяснения;
— отказаться и объяснить причины отказа;
— отказаться и уйти;
— говорить, как заезженная пластинка, на все уговоры отвечать «Нет», «Не буду»;
— не обращать внимания на предложение закурить, выпить алкоголь, попробовать наркотики;
— постараться объединиться с тем, кто тоже не курит;
— постараться избегать курящих компаний.
Вам очень трудно справиться со своими желаниями. Вас неудержимо тянет к сиюминутным удовольствиям. Вам нужно оценить свои действия. Вам нужно научиться говорить себе «Нет».
Работа в группах.
Рядом с нами есть и хорошие привычки. Нужно трудиться, работать над собой, заставлять себя постоянно тренироваться. В награду ты получишь крепкое здоровье, хорошее настроение, уважение людей, успешную работу. Труд, спорт, музыка, природа, чтение, гигиена. Это хорошие привычки в вашей жизни.
Работа в группах. В каждой группе по три названия города. Выбрать два города и придумать рекламу.
Ребята, представьте себе, что вы работаете в туристском агентстве. Вы получили задание – сделать рекламу одного из городов Страны хороших привычек. Продолжительность рекламы – 1 минута.
Итак, у вас есть время на подготовку. Начинаем рекламную компанию. Представитель группы выходит к доске и рекламирует одну из хороших привычек.
Мы и выслушали рекламу многих хороших привычек. Хорошо, если успеем их усвоить. Тогда нам удастся жить в ладу с собой, с людьми, окружающими, с миром.
Показ видеоролика
Существует множество здоровых способов получить удовольствие от жизни. И их гораздо больше, чем плохих. Самый простой и доступный из них — общение с близкими нам людьми. Общаясь с друзьями, мы можем обсудить с ними наши проблемы, поделиться радостями и невзгодами.
Огромную пользу может принести нам спорт, он не только доставляет удовольствие, но и помогает расслабиться и снять напряжение. Можно посетить музей, театр или кинотеатр, причем лучше всего сделать это, вместе с родственниками или друзьями. Или просто почитать книгу.
И, конечно же, огромные возможности предоставляет нам творчество. Существует множество видов творческой деятельности — музыка, живопись, скульптура, резьба по дереву, вышивание, литературная деятельность и многие другие. И каждый из них помогает нам реализовать себя, расслабиться, снять напряжение и получить от этого огромное удовольствие. Подведение итогов
Как вы считаете, нужны ли подобные беседы с подростками? Если да -карточка красного цвета, если нет — карточка синего цвета.
Работа с карточками двух цветов.
Будьте здоровы, берегите себя!
Роль школьного образования в профилактике девиантного поведения у детей
Реферат
Сложная проблема, стоящая в настоящее время перед общим образованием, заключается в обеспечении успеваемости всех учащихся. Школьный успех – постоянная задача педагогики, с которой учителя сталкиваются каждый день в своей работе. Сегодня школа изо дня в день сталкивается с многочисленными формами школьных отклонений, прогулами, отсевом из школы, словесным, физическим и психологическим насилием, воровством в худших формах, которые санкционированы законом. Участвующие субъекты — это учащиеся, учителя и родители, а также другие люди, с которыми они вступают в контакт различными путями. Цель этой статьи — указать, что феномен девиантности вовсе не простой, а скорее сложный; выявить причины, которые приводят к такому поведению; определить роль школы в ее предупреждении, а также определить соответствующие средства профилактики, контроля, терапии и восстановления девиантного поведения. В большинстве случаев неуспеваемость в школе является результатом двойной неадекватности, а именно: ребенка в школе и школы в отношении факторов окружающей среды ребенка, т. е. семьи и школьной среды. Таким образом, постоянный контроль за поведением ребенка лежит как на семье, так и на школе, ведь процесс воспитания личности и социализации ребенка является постоянным процессом. Принятие девиантного поведения в школе и за ее пределами становится препятствием для аффективного и интеллектуального развития учащегося, что будет иметь для него негативные последствия как сейчас, так и в будущем.
Ключевые слова: Детишкольное образованиедевиантное поведениесоциализация
Введение
Школа должна обеспечивать и подготавливать учащихся к успеху в школе, обеспечивать оптимальные условия обучения, формировать будущее взрослое общество, предотвращать и бороться с девиантным поведением в школе. Знание условий, определяющих школьную успешность, а также выявление причин неуспеваемости или причин, приводящих к возникновению девиантного поведения, направляет деятельность педагога, который может принять определенные меры для повышения интеллектуального потенциала и предотвращения школьных потерь, особенно . Обучение и воспитание учащихся в духе сотрудничества и просоциального поведения является одной из главных задач учителей.
Таким образом, образовательная деятельность направлена на сближение учащихся, обучение их работе в команде, развитие их отношений и эмоций, сотрудничество в поиске решений и развитие позитивного поведения. Учащиеся, с трудом адаптирующиеся к школьным требованиям и учебным планам — трудности, возникающие в связи со школьными результатами и неспособностью адаптироваться к школьным правилам, — требуют повышенного внимания со стороны школы, результатом чего является разработка специальных и индивидуализированных психолого-педагогических требований, направленных на восстановление баланса между учащимися и школа и, конечно же, предотвращение принятия девиантного поведения.
Постановка проблемы
Stănișor (2008) утверждает, что трудно дать абсолютную классификацию причин, побуждающих ребенка к девиантному поведению, потому что личная эволюция, которая ведет его к девиантному поведению, в каждом случае объясняется определенным условием, которое подходит в собственный жизненный опыт и основные закономерности, в которых развивается каждый ребенок: семья, окружение, школа.
Митрофан (2003) объясняет некоторые причины, приводящие к возникновению детских расстройств, а именно:
«Неадекватное детское воспитание, которое достигается через чрезмерно преувеличенную свободу или наоборот, слишком авторитетно;
Расстройства личности педагогов, здесь педагоги либо эмоционально нестабильны, либо слишком ригидны;
Неблагоприятные условия внешней среды;
Генетические факторы», но в данном случае роль еще не ясна. Отмечено, что часть детей с девиантным поведением проявлялась вскоре после рождения без регулярной и легко раздражаемой программы.
Проводя анализ школьной девиантности, мы отмечаем, что это частный случай девиантного поведения, но проявляющийся в школьной среде. Таким образом, школьная девиантность включает в себя все виды поведения, отклоняющиеся от норм, предусмотренных школьной средой. Эти правила конкретизированы и представлены в правилах внутреннего и школьного распорядка.
Кассон (1990) составил типичный портрет девианта: «Это мальчик, выросший у довольно занятой матери-одиночки, которая баловала его, уступала его прихотям, но не развивала в себе достаточной любви к работе. Он учится в профессиональном училище, где учителя без большого опыта облегчают ему школьную неуспеваемость.
Однако, вопреки этим подходам, социологи утверждают, что школьная девиантность — это нормальное явление, поведение, нарушающее правила, — это попытки учащихся сопротивляться конкретным школьным ситуациям, в которых они оказались.
Исследовательские вопросы
Образование – это способ организации влияния социально-человеческой среды на индивидов. Поэтому ребенок становится социальной личностью только через воспитание. С помощью образования он осваивает: язык, нравственное поведение, формирует мировоззрение и готовится к социально-профессиональной интеграции.
Ребенку полезно как спонтанное образование, которое действует на него привычно, так и организованное образование, осуществляемое специализированными учреждениями, причем школа является самым важным из всех. Вот почему так важно, чтобы воспитательные факторы очень хорошо знали личность ребенка, его потенциал, его образовательный уровень и на этой основе определяли весь воспитательный процесс. Таким образом, наследственность может давать или не давать потенциал психофизиологического развития, среда создает или не создает определенные условия, а воспитание через процесс обучения направляет гармоничное формирование личности, являясь определяющим фактором.
Для достижения полного успеха в «уменьшении количества оставшихся без присмотра и невыходов на работу, социально-педагогических тревожных явлений, обусловленных правовыми, экономическими и культурными последствиями, школа считает себя обязанной выявлять, поддерживать и полностью удовлетворять потребности в обучении детей, подростков и подростков. (Ваидеяну, 1996).
Цель исследования
Для того, чтобы атмосфера в классе способствовала обучению, а результаты усилий учителя были видны, необходимо очень четко установить правила, которые необходимо соблюдать, и санкции в случае их нарушения. Педагог также должен создать условия для диалога с учащимися, выявить причины принятия девиантного поведения, поддерживать связь с родителями, а если семья является определяющим фактором в девиантном поведении ребенка, довести этот случай до сведения учреждения, уполномоченные защищать и продвигать права ребенка.
Целью исследования является выявление учащихся с девиантным поведением в отношениях с коллегами, в связи с чем преследуются следующие цели: анализ интереса родителей к школьной ситуации; выявление уровня образования учащегося с девиантным поведением в семье; анализ ситуации в школе.
Методы исследования
В нашем исследовании мы сформулировали следующие рабочие гипотезы: если школьник проявляет девиантное поведение, то отношения с коллегами будут более сложными; если уровень образования родителей низкий, то ребенок будет открыт для принятия девиантного поведения; если ученик демонстрирует девиантное поведение, то у него будут плохие результаты в школе. Именно поэтому мы провели социометрический тест с двумя вопросами, попросив студентов указать по два имени коллег на каждый вопрос. Эти вопросы относятся к различным аспектам или областям интересов: участие в профессиональной деятельности и свободное время.
Поскольку многие дети с девиантным поведением стесняются говорить на эту тему или в большинстве случаев не хотят в этом признаваться, мы подумали, что социометрический тест будет приветствоваться учащимися 5-го класса. В ходе исследования мы хотели увидеть степень группового влечения и отторжения этих детей как в классе, так и вне его. В классе 13 учеников, двое из них с девиантным поведением. Ограниченные небольшим числом индивидуумов, малые группы наиболее приспособлены для комплексного и многостороннего изучения, основанного на наблюдениях и даже опыте, немыслимом на уровне общества в целом. Исследование таких социальных групп позволяет получить точные данные.
Тест прошел каждый ребенок, выбрав по два имени коллег в классе в порядке предпочтения. Тестовые вопросы были следующими: 1 A Если бы вы могли работать с другими коллегами по заданной теме, с кем бы вы хотели работать? 2 A Если вы можете работать с другими коллегами по данной теме, с кем бы вы не хотели работать? (Стол 01 ). 1.B С кем в классе ты бы хотел дружить в свободное время? 2.B С кем в классе ты не хочешь дружить в свободное время? (Стол 02 ). Данные социометрического теста заносятся в таблицу, где по вертикали мы записали учеников, которых мы пронумеровали от 1 до 13.
Вот таблицы оценок за привлекательность и отказ: Первый коллега, номинированный на первый вопрос, получает +2 балла, а второй +1 балл. Первый коллега, номинированный на второй вопрос, получает -2 балла, а второй -1 балл.
По горизонтали в начале каждой таблицы записали столбцы: «притяжение» с примечаниями 2 и 1; «брак» с примечаниями 2 и 1; «оценка» с + и -, а также столбец, где мы рассчитали «Индекс преимущественного статуса» (IspX). Чем выше значение, тем больше человек интегрирован в группу.
IspX= н А + — н А — Н — 1 где X= человек/человек/учащийся
н А + = количество положительных вариантов (+)
н А — = количество отрицательных вариантов (-)
N = количество членов группы
Для заполнения каждой таблицы мы подсчитали баллы. Для этого:
— мы искали столбец, где перечислены достопримечательности, и мы определили количество раз и выбранную позицию. Например, в вопросе 1.А студент номер 9 (ПК) имеет 5 вариантов ответа (на первой позиции социометрического теста) по 2 балла и 2 варианта ответа (на второй позиции) по 1 баллу. Мы умножили 5 на 2 и 2 на 1, получив 12 баллов, которые будут занесены в колонку «SCORE» под «+». Что касается отказов, у учащегося есть только один отказ с -2 и ни одного отказа с -1, оценка в поле отказа, столбец «-» равен -2. Две оценки, 12-2 = 10, с 10 в качестве окончательного результата, считались «ИТОГОМ» со знаком «+». Наконец, мы рассчитали «Индекс предпочтительного статуса» (IspX), используя приведенную выше формулу (оценка 0,83).
Таблица 1 — Посмотреть полный размер > Таблица 2 — Посмотреть полный размер >Находки
Следующий этап основан на таблицах баллов, которые приводят к выводу исследования относительно реляционной системы в экспериментальной группе. Неформальный лидер находится в розыске. Это тема с наивысшим положительным баллом в Scoreboard. В нашем случае в 5 классе П.К. является социометрическим лидером, так как имеет наивысший положительный балл (+12) и его выбирают 7 из 13 студентов. Как можно заметить, П.В. тоже играет немаловажную роль, находясь в числе «фаворитов» группы, суммируя 9баллов, будучи избранным 6 людьми из 13.
Насколько F.D. обеспокоен, он набирает (-16) баллов из 10 зарегистрированных против него отказов из общего числа 13. Поэтому мы можем сделать вывод, что Ф. Д. отвергается группой студентов. Основная причина, по которой его не принимают, заключается в том, что он является студентом, который имеет девиантное поведение, проявляет агрессию по отношению к коллегам и грубость по отношению к преподавательскому составу. Также были сообщения о случаях, когда он/она присваивал вещи, которые ему/ей не принадлежали.
Из беседы с директором выяснилось, что в его семье недавно был развод, он из неполной семьи с тяжелым материальным положением.
В этом случае высказывание Худитаняну (2001), согласно которому учащийся, переживающий опыт разлуки родителей, становится виноватым в том, что происходит вокруг него, школьная активность ухудшается, потому что у него нет: строгая программа, душевное спокойствие, чтобы сосредоточиться на учебе, поддержка матери, которая становится все более востребованной, будь то работа или домашние дела. В случае Ф.Д. подтверждается гипотеза: «если у студента девиантное поведение, то отношения с коллегами будут более сложными».
Еще один ученик с девиантным поведением — М.И. набравшие (-6) баллов из 5 зарегистрированных отказов из общего числа 13 детей. В то же время, анализируя зафиксированное им количество отказов на вопрос «С кем в классе ты не хочешь дружить в свободное время?», мы замечаем, что он получает 3 ответа. из общего числа 13. Из бесед с другими студентами и с преподавателями мы выяснили, что М.И. — школьник, имеющий нарушения поведения, но чаще всего это поведение проявляется в отношениях с коллегами во время пауз (толкание, удары, плевки). На занятиях тихий ученик, но иногда отказывается выполнять поставленные задачи. Он/она принадлежит к цыганской семье, родители которой имеют низкий уровень образования, не заинтересованы в школьном обучении. В этом случае подтверждается гипотеза о том, что «если уровень образования родителей низкий, то у ученика будет формироваться девиантное поведение», таким образом, учет интереса родителей к школе является важным фактором школьной адаптации детей, поскольку процесс Формирование личности и социализация – это перманентный процесс.
Kulcsar (1978) утверждает, что школьная неадаптированность не может быть сведена к одному причинному фактору. Ученик не становится неадекватным просто потому, что он «латентный» или «забывчивый», «ленивый» или «медлительный», как иногда говорят.
Об этих учениках, кроме того, что они оба проявляют девиантное поведение, можно сказать, что они могут испытывать трудности в школьной интеграции и потому, что у них очень плохие результаты в обучении.
Обращаясь к лидеру группы П.С., набравшему (10) баллов из семи, можно сказать, что он/она высоко ценится коллегами и преподавателями за очень хорошие результаты, зафиксированные в обучении, принадлежность к солидная семья.
Что касается J.C., мы выяснили, что он/она происходит из семьи с одним родителем и что его/ее отец не заботился о его/ее школьной ситуации, и это также является причиной плохой успеваемости.
Студент Н.К. состоит в сожительстве, к которому его/ее отец не проявляет никакого интереса. Это могло быть причиной его/ее изоляционного ретрита, объясняя, почему его/ее не выбрали его/ее коллеги.
Заключение
В школе члены группы имеют предпочтения по критериям обучения и поведения, в то время как эти критерии остаются в силе в основном в свободное время. Для большинства студентов нормально работать или быть частью лучшей команды. Стоит отметить, что двое школьников и другие с девиантным поведением не были избраны в учебно-досуговой деятельности и фиксировали большое количество отказов в обоих видах деятельности. Таким образом, мы видим, что учащиеся с девиантным поведением сталкиваются с трудностями в школьной интеграции (в том числе в интеграции в свободное время, в оценке со стороны учителей).
Применение теста на разных стадиях покажет нам, в каком направлении развивается группа, повышается сплоченность, стагнирует или регрессирует. Явления, которые могут привести к таким изменениям, многочисленны, поэтому не только целесообразно, но и необходимо периодически применять социометрический тест и косвенно сравнивать результаты и выявлять факторы, вызвавшие соответствующие изменения.
Мы также рекомендуем, чтобы эти дети с девиантным поведением в школьной среде вовлекались в как можно больше групповых занятий и получали задания вместе с другими коллегами. Таким образом, их интеграция и социализация могут быть достигнуты в группе, а позже и в обществе.
По нашему мнению, если будет более тесное сотрудничество между учителем, психологом/школьным консультантом и родителями, этим детям будет легче интегрироваться в класс, потому что они будут чувствовать себя в большей безопасности и поддержке. По результатам социометрического теста мы заметили, что во всех случаях учащиеся с девиантным поведением были отвергнуты как в школьной деятельности, так и в досуговой деятельности. Следовательно, их принятие и интеграция в значительной степени зависят от поведения, которое они демонстрируют в школе, а также от их школьных результатов.
Стоит отметить, что неформальный лидер происходит из солидной семьи, родители активно участвуют в школьном обучении. Отсюда важность поддержания тесной связи школы и семьи, а также активного участия родителей в деятельности ребенка для его гармоничного развития и обеспечения качественного будущего.
Поэтому, принимая во внимание изложенное, считаем, что основная забота школы должна быть направлена на воспитательные действия по воздействию на учащихся с целью привития им социального поведения в соответствии с социальными нормами, тем самым давая детям возможность адаптироваться к школьным требованиям. .
Ссылки
- Кассон, М. (1990). Croissance et décroissance ducrime [Рост и упадок преступности]. Париж: Les Presses Universitaires de France.
- Худицану, А. (2001). Devianța comportamentală la elevi. Cunoașterea, prevenirea și soluționarea devierilor comportamentale la elevi [Девиантное поведение у учащихся. Знание, профилактика и разрешение поведенческих отклонений у студентов. Сибиу: Издательство Psihomedia.
- Кульчар, Т. (1978). Factorii psihologici ai reușitei școlare [Психологические факторы школьной успешности]. Бухарест: Дидактическое и педагогическое издательство.
- Митрофан, И. (2003). Cursa cu obstacole a dezvoltării umane [Гонка с препятствиями на пути человеческого развития]. Яссы: Издательство Полиром.
- Станишор, Э. (2008). Delincvența juvenilă [Девиантное поведение]. Бухарест: Издательство Oscar Print.
- Вэдяну, Г. (1996). Idei pedagogice contemporane [Современные педагогические идеи]. Бухарест: Дидактическое и педагогическое издательство.
Информация об авторских правах
Эта работа находится под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.
Об этой статье
Управление классом и теории девиантности
Девиантность — это то, с чем учителя и администраторы сталкиваются каждый день, управляя учащимися. Девиантность — это просто модное слово для обозначения нарушения социальных норм и правил. Другими словами, в контексте управления классом девиантность — это повседневное плохое поведение учащихся.
Есть два типа отклонений. Первичное отклонение — это неправильное поведение, которое не имеет долгосрочных последствий с точки зрения восприятия или репутации человека. Например, учащийся, говорящий вне очереди, может быть первичным отклонением, если это не слишком распространено. Вторичное отклонение — это плохое поведение, которое может дать учащемуся ярлык, который сильно вредит тому, как его воспринимают другие. Например, драки, употребление наркотиков и нечестность в учебе часто создают у студента плохую репутацию, которую трудно исправить. Когда это происходит, статус учащегося связывают с девиантным поведением.
Борьба с отклонениями
Школы работают над поддержанием общественного контроля над своим кампусом путем соблюдения правил и норм. Это помогает поддерживать общественный порядок и стабильность организации. Общие инструменты, используемые для достижения этого, включают использование санкций, как позитивных, так и негативных.
adПоложительные санкции — это вознаграждение; те, кто знаком с бихевиоризмом, могут быть более знакомы с положительным/отрицательным подкреплением. Отрицательная санкция — это наложение последствий в бихевиоризме. Другой термин для этого — положительное/отрицательное наказание. Другим типом санкции является формальная санкция, которая представляет собой официальный способ поощрения или наказания. Например, предоставление гражданства может быть официальной положительной санкцией, а временное отстранение — формальной отрицательной санкцией.
Теории отклонений
Теории — это несколько теорий, пытающихся объяснить отклонения. Теория напряжения утверждает, что наличие способа достижения цели влияет на отклонение. Например, отсутствие денег на колледж может привести студента к преступной жизни, поскольку он не видит других вариантов. Однако это не единственный возможный ответ. Студенты могут подтверждать и откладывать свою цель до тех пор, пока не появится возможность, если вообще когда-либо. Учащиеся могут вводить новшества, как, например, в нашем примере с преступной жизнью. Учащиеся могут понизить свою цель, чтобы достичь всего, чего они могут, например, закончить среднюю школу и изучить профессию. Студенты также могут просто сдаться. Наконец, студенты могут восстать с желанием разрушить систему. Это последнее действие частично объясняет протесты во многих местах.
Теория деформации не должна касаться таких важных вопросов, как поступление в колледж. Студенты могут просто отклониться, потому что им не разрешается выходить на улицу и играть. Таким образом, учитель может предвидеть определенное поведение учеников, зная теорию деформации.
Теория культурных отклонений утверждает, что учащиеся могут отклоняться, если они соответствуют нормам общества низшего класса. Это подразумевает, что разница в классе является основным средством отклонения. Например, учащиеся, выросшие в среде бандитов, скорее всего, научатся поведению, которое учителя из среднего класса считают девиантным. Это приведет к проблемам в классе.
Теория культурных отклонений поддерживается как минимум двумя другими теориями. Теория дифференциальных ассоциаций утверждает, что учащиеся учатся девиантному поведению от других, а теория навешивания ярлыков утверждает, что те, кто обладает властью (учителя), определяют приемлемое поведение. Культура банд считается девиантной большинством учителей, но считают ли ее девиантной члены банды?
Наконец, теория контроля утверждает, что сила социальных связей влияет на желание учащегося совершать девиантное поведение. Другими словами, студенты не любят подчиняться незнакомцам, но будут реагировать на людей, которых они знают и уважают.
Теория контроля предлагает несколько способов ограничения девиантного поведения. Привязанность, если ученики рядом с вами, они не захотят отклоняться. Приверженность, если вы, как учитель, заинтересованы в учениках, они не захотят отклоняться.