Метод психологии: Урок 2. Методы психологии

Содержание

Я хочу пойти на психотерапию. Какой метод выбрать? — Meduza

1

Зачем нужно разбираться в видах психотерапии?

В последнее время многие обращаются к психотерапевтам или хотя бы задумываются об этом. Однако существует множество разных методов терапии, в которых несложно запутаться. Знакомые и друзья могут рекомендовать вам то, что помогло им, но ваша ситуация, скорее всего, отличается. Сами специалисты тоже, как правило, будут предлагать подход, в рамках которого практикуют. Даже те, кто старается совмещать в своей практике разные методы психотерапии, чаще все-таки лучше всего разбираются в каком-то одном.

В то же время нет ни одного метода психотерапии, который был бы в целом лучше всех остальных: выбор зависит только от ваших особенностей, от типа проблемы и от того, насколько вы готовы ее решать. Мы попросили клинического психолога и психотерапевта Виктора Богомолова рассказать про семь востребованных методик — от психоанализа до гипноза — и объяснить, чего от них ждать.

2

Психоанализ и психоаналитическая терапия

В эту группу попадает множество различных видов терапии, но у них есть общее — это метод интерпретации. В процессе психоанализа терапевт пытается дать объяснение симптомам и страданию клиента с помощью интерпретаций его слов и поведения. Все это связано с прошлым опытом и основывается на том, как вы ведете себя на приеме. Как правило, этот метод подразумевает длительную работу, а в случае психоанализа — еще и частую, встречи с психоаналитиком могут проходить несколько раз в неделю.

Метод интерпретации может оказаться полезен тем, кто ощущает проблему, но не до конца понимает, в чем она, с какой стороны подходить к решению и какого результата хотелось бы добиться. Если вы склонны тщательно обдумывать и взвешивать все аспекты ситуации перед тем, как действовать, вас волнует ваш внутренний мир — вам сюда. А вот если вы деятельный человек, привыкший ставить четкие цели, то психоанализ не лучший выбор. И не стоит к нему прибегать, если у вас очень конкретная проблема или симптом, который мешает жить.

3

Когнитивно-поведенческая терапия

Этот вид психотерапии предполагает работу с мыслями и поведением. Это значит, что специалист будет давать много объяснений того, что и почему с вами происходит, как устроены ваши проблемы, а также какие ваши мысли и действия приводят к их возникновению. Еще он будет задавать много заданий, которые придется выполнять между встречами. Например, замечать и записывать определенные мысли, возникающие в течение дня. В отдельных случаях психотерапевт может выходить с вами в город и помогать вам вести себя по-новому в пугающих или болезненных ситуациях. Это называется поведенческим экспериментом.

Такой метод может быть полезен человеку, который решительно настроен в отношении проблемы, привык к активному преодолению сложностей в жизни и предпочитает четкость и ясность. На этот метод стоит обратить внимание, если вы уже давно размышляли о своей проблеме и чувствуете необходимость ее решения. Кроме того, тут важен сам тип проблемы: когнитивно-поведенческая терапия прекрасно справляется с различными видами тревожных расстройств, страхов и опасений.

4

Гештальт-терапия

Если говорить о поведении психотерапевта на сеансах, то гештальт — самый размытый вид терапии. Но все-таки некоторые общие закономерности есть. Как правило, гештальт-терапевты больше всего внимания уделяют переживаниям и эмоциям клиента и предлагают фокусироваться именно на них. Кроме того, для гештальт-терапии особенно важна идея независимости личности. В конечном счете такой подход позволяет клиентам лучше понимать, чего они хотят и как это можно получать от других людей.

Если разговор о чувствах для вас предпочтительней разговора о мыслях, если вы заинтересованы в том, чтобы улучшить свои отношения с окружающими и научиться отстаивать себя, то этот метод может быть хорошим вариантом. Он адекватен и в ситуациях, когда вы понимаете, что больше не можете вести себя «по-старому» и готовы рисковать, пробуя новое.

5

Гипноз

Строго говоря, гипноз является не отдельным методом, а «добавкой» к другим видам психотерапии. Однако часто специалисты заявляют себя как гипнотерапевтов и используют этот метод как один из основных. В процессе специалист делает различные виды внушений — так, чтобы у клиента произошли изменения в ощущениях, восприятии, мыслях или поведении. Не стоит бояться: гипноз — хорошо исследованный и научно обоснованный метод психотерапии. Важно понимать, что гипноз предполагает активное участие клиента в процессе, а не просто следование инструкциям специалиста.

Гипноз относится к краткосрочным видам психотерапии и лучше работает для конкретных проблем. Например, связанных с непроизвольными реакциями, болью или психосоматическими симптомами.

6

Десенсибилизация и переработка движением глаз

Этот метод предполагает работу с травматическими или болезненными воспоминаниями клиента. Психотерапевт просит вас вспомнить или представить определенные ситуации в воображении и одновременно водит пальцами или указкой перед вашим лицом, запуская определенные движения глаз. Такие движения помогают перерабатывать воспоминания и ощущения: сама память о болезненных событиях сохранится, но они больше не будут вас беспокоить. Звучит удивительно, но это один из признанных методов поведенческой терапии. Исследования подтверждают, что это один из эффективных методов в лечении посттравматического стрессового расстройства и избавлении от последствий психологической травмы.

7

Нарративная терапия

Нарратив — это, по сути, история вашей жизни. Терапевт помогает выстроить ее так, как хотите вы, а не так, как «нужно жить» по мнению общества или родителей. Часто истории, которые на самом деле важны лично вам, идут вразрез с социальными предписаниями. Тут на помощь и придет терапевт. Вам будут задавать много вопросов: именно это поможет проговорить то, что ценно именно вам. Самое важное терапевт поможет зафиксировать на бумаге — в форме дневника, писем или записок.

Нарративная терапия — один из наиболее демократичных методов психотерапии, так как терапевт не дает предписаний, рекомендаций, заданий или интерпретаций, а лишь задает вопросы и с их помощью направляет клиента в разговоре. Это хорошее решение, если вас раздражают советы, но вы не уверены в том, как решать свои проблемы.

8

Ориентированная на решение краткосрочная терапия

Как и следует из названия, здесь главное — не поиск и анализ причин проблем, а поиск решений, так что это полная противоположность психоанализа. Психотерапевты, работающие в этом направлении, считают, что для решения проблемы совсем не обязательно тратить долгое время на исследование причин ее возникновения, и эта психотерапия предполагает небольшое количество сеансов. Специалист фокусируется на надеждах клиентов, их возможностях и потребностях. Весь метод ориентирован на будущее: наводящие вопросы помогут вам описать ситуацию, которой вы надеетесь достичь. В ходе терапии используются простые и необременительные задания, которые помогут вам увидеть свои сильные стороны, заметить, какие действия ведут к позитивным изменениям — даже если поначалу они совсем незначительные.

Этот метод может мягко подтолкнуть вас в нужную сторону, если вы не любите копаться в проблемах и говорить о действиях для вас проще, чем о внутренних переживаниях. Но для этого нужно настроиться решительно разобраться с трудностями, с которыми вы столкнулись.

9

На что еще нужно обратить внимание, если вы решили обратиться к психотерапевту?

Как ни странно, метод, который использует психотерапевт, меньше всего влияет на результат. Куда важнее, чтобы вы ощущали, что психотерапевт принимает вас и понимает, уважительно относится к вам и внимательно слушает. Это основа, без которой будет сложно продвинуться в работе.

Второй важный момент — это понимание психотерапевтом ваших целей и задач, результата, которого вы ждете от терапии. Если терапевт не понял ваши цели или начал навязывать свои, нужно поговорить с ним на эту тему. Если и после этого он продолжает настаивать на собственном видении задачи, лучше обратиться к кому-то другому. Не стесняйтесь обсуждать с терапевтом свои сомнения, если чувствуете, что конкретные техники вам не подходят. Терапевт, заинтересованный в том, чтобы вам стало легче, постарается подобрать наиболее эффективные способы достижения ваших целей. Тревожный звонок — если вам говорят, что у вас слишком сильное «сопротивление» или вы не заинтересованы в выздоровлении. В этом случае постарайтесь найти другого специалиста.

Виктор Богомолов, клинический психолог, психотерапевт

Что такое генетический метод исследования в психологии с примерами

В отличии от других методов изучения психических явлений, таких как наблюдение, эксперимент, тестирование, о генетическом методе знают далеко не все. Многим не ясно, как и когда он используется и в чем его суть.

В этой статье:

Место генетического метода в общей методологииСуть метода простыми словамиПримеры использования генетического методаВажность генетического метода для психологииГены и психология

Новости СМИ2

Место генетического метода в общей методологии

Фото автора Darina Belonogova: Pexels

Генетический метод – это процесс познания, основанный на изучении развития и изменения психического явления, как в рамках онтогенеза, так и в рамках филогенеза.

Все методы изучения и познания психических явлений и процессов можно разделить на 4 большие категории:

  • организационные методы – способы организации исследования;
  • эмпирические методы – способы получения конкретного результата, такие как эксперимент, беседа, анкетирование, наблюдение и так далее;
  • различные способы обработки данных – математический, статистический и качественный анализ;
  • интерпретационные – подходы, на которых основывается способ объяснения полученных данных, то есть их интерпретация.

Интерпретационные методы имеют два подхода: структурный и генетический. В первом случае исследователь определяет, какое место изучаемое психическое явление занимает в общей структуре, то есть размещает его в горизонтальной плоскости, добавляет в ту или иную классификацию.

Во втором случае, интерпретация полученных данных происходит в рамках их развития, изменения, то есть помогает понять генезис этого явления. Это генетический метод.

Суть метода простыми словами

Генетический метод сосредотачивает внимание на том, как развивается конкретное явление, то есть:

  • изначальные предпосылки появления и развития явления;
  • динамика и этапы развития этого явления;
  • за счет чего происходит развитие и изменение явления;
  • механизм перехода от одной стадии развития к другой;
  • описание характерных признаков, которые присутствуют на той или иной стадии развития;
  • влияние явления на личность в целом и на ее конкретные проявления в частности;
  • последствия этого явления.

Важно учитывать, что любые методы в психологии подразумевают изучение как человека, так и любого другого живого существа, но в этой статье речь будет идти о людях.

Цель генетического метода – показать, что любое психическое явление нужно рассматривать в динамике. Оно не статично, увеличивается как по количественным показателем, то есть увеличивается количество его составляющих, но и по качественным – появляются новообразования, новые свойства.

Характерная особенность генетического метода в том, что он имеет два подвида:

Методы психологического исследования

  • онтогенетический – изучения явления в рамках развития конкретного человека;
  • филогенетический – изучение явления в рамках эволюции в целом.

Примеры использования генетического метода

Лучше всего понимание этого метода приходит, если его рассматривать с точки зрения простых жизненных примеров, а не «закапываться» в научной терминологии, которая кажется расплывчатой, оторванной от реальности.

Онтогенетический метод

Многие даже не догадываются, как часто сталкиваются с генетическим методом в своей психологической практике. Например, изучение агрессии у подростка. Говоря простыми словами, объект изучения – агрессивное поведение. Субъект – подросток. Чтобы понять причины агрессии и наметить пути коррекционной работы, нужно понять, каковы признаки проявления агрессии, условия, в которых она проявляется.

А еще важно проследить, с чего началось агрессивное поведение. Когда впервые возникло, как развивалось, динамика перехода от одной стадии к другой. Какие условия усугубляли ее проявление на той или иной стадии развития агрессивного поведения. Изучение всего этого – онтогенетический метод.

Этот метод позволяет изучать не только отрицательные психические явления, но и положительные. Например, альтруизм, эмпатию. К примеру, изучение самостоятельности человека всегда начинается с детства, с его отношений с матерью, с того, как ребенок прошел или не прошел кризис трех лет, какие у него выстраивались отношения с окружающими в подростковом возрасте и так далее.

Также генетический метод всегда присутствует в любых возрастных периодизациях. Например, в теории психосоциального развития Эриксона, в которой описывается развитие тех или иных проявлений психики на разных этапах жизни человека – от младенчества до старости.

Или теория развития личности согласно Фрейду, когда психика проходит различные стадии развития: оральная, анальная, латентная и так далее.

Филогенетический метод

Филогенетический метод позволяет изучать любое явление с точки зрения эволюции человечества, начиная от простейших форм. Развитие психики всегда изучалось в рамках генетического подхода, от ее ранних стадий, до поздних, где выделялись:

Giphy
  • сенсорная стадия развития психики, присущая всем живым организмам;
  • перцептивная стадия, которая есть у животных;
  • интеллектуальная стадия, которая есть у высших приматов, дельфинов и многих других;
  • сознательная психика, которая присуща человеку.

Но, даже филогенетический способ изучения имеет практическую основу в психологической работе с конкретной личностью. Так, ту же самую агрессию можно изучать, как способ выживания индивида, сформированный эволюционно и обусловленный теорией естественного отбора Дарвина.

Зная механизмы ее формирования, стадии, обусловленность, можно понять, почему подросток проявляет агрессию, как защитный механизм. Найти причины, почему он вынужден защищаться и изменить их, а также научить подростка более адаптивным способам взаимодействия с окружающими.  

Важность генетического метода для психологии

Генетический метод проявляется в трех, условно разделенных, способах изучения:

  • кризисный способ – изучение явления через его развитие и прохождение различных кризисных этапов, например, периодизация детского развития Эльконина;
  • способ обнаружения стадий развития, например, теория интеллектуального развития Пиаже;
  • способ обнаружения системообразующего фактора – когда есть конкретное психическое явление, обуславливающие развитие личности в целом, например, в рамках пирамиды потребностей Маслоу, или теории ведущей деятельности у ребенка.  

Таким образом, генетический метод вносит огромный вклад в психологию. Он позволяет изучить развитие конкретного психического явления, стадии его формирования, признаки, влияние, которое оно оказывает на личность, предпосылки появления.

Все это важно не только для помощи конкретной личности. Генетический метод позволяет в целом определять, как будет проходить дальнейшее развитие определенных явлений и как они повлияют на жизнь человека.

Также генетический метод позволяет заметить, что какое-то проявление психики отклоняется от нормального развития. И своевременно провести коррекционную работу, чтобы последствия этого отклонения не были фатальными.

Гены и психология

Психологию и медицину долгое время разграничивали. Пока терапевты изучали симптомы заболевания, а травматологи делали рентгеновские снимки, психолог просто беседовал с пациентом, пытаясь выявить корень проблемы и решить ее.

Только недавно появилось такое понятие, как психогенетика. То есть теперь на помощь психологическим исследованиям приходит генетика. Более того, исследование показывает, что генетические подходы в психологической работе нельзя отбрасывать. Психическое заболевание не возникает само по себе.

Ген (последовательность ДНК) оказывает влияние на развитие и поведение человека, формирование клеток организма, нейронов мозга и т.д. Соответственно, генетика, конечно, не полностью, но в значительной степени влияет на личность. В том числе играет важную роль и в психических расстройствах.

Однако не все так просто. Психологу необходимо определенное знание генетических и психологических заболеваний. Ведь психологические расстройства – это не один вид, а большая группа патологий, имеющие определенный набор симптомов. Например, шизофрения, депрессия, биполярное расстройство, умственная отсталость и др. Для каждого отклонения генетический вклад разный.

Кроме того, сюда относятся детские травмы, потеря близкого человека, неблагоприятные жизненные обстоятельства и прочие потрясения, которые не имеют отношения к генетике. Следовательно, их нужно исключить, чтобы понять происхождение нарушений психики.

Изучение и анализ развития и изменения психики человека с точки зрения биологического вида и конкретной особи – это то, чем генетический метод. Один из методов изучения психологических явлений.

Причем, под генетическим методом подразумевается тоже целый процесс. Это организация исследований, анкетирование, наблюдение, беседа, эксперимент и другие методы, помогающие получить конкретный результат. Также сюда относятся различные способы обработки и интерпретации полученных данных.

Интересно, что еще некоторое время назад психологическая проблема никак не связывалась с генетическими факторами. Считалось, что человек меняется лишь под воздействием внешних обстоятельств. До тех пор, пока не стали исследовать и изучать близнецов и приемных детей. Так называемый близнецовый метод и метод приемных детей доказали, что наследственность играет ключевую роль в формировании человека.

Близнецовый метод показал, что ребенок, в данном случае близнец, наследует все – от основных психологических черт до физиологии. Но если близнецы – это скорее такая отрасль изучения, как биология, то приемные дети – это социальный эксперимент.

Например, долгое время исключали роль генетики в возникновении такой болезни, как шизофрения. Считалось, что в развитие болезни было виновато воспитание, окружающая среда и т.п. Генетическими методами было как раз доказано, что дети и родители похожи примерно на 50%, а в остальном сказывается воспитание в приемной семье, школа и т. п.

Наука выделяет два основных подхода в генетическом методе. Онтогенетический (индивидуальный) подход обращает внимание на генетические нарушения в развитии организма. Например, объект нарушений – это агрессия. Тогда ученый или психолог будут заниматься тем, чтобы выявить причину агрессия, определить признаки и т.п.

Этот подход может рассматривать не только отрицательное психологическое явление, но и положительное. Также в любой возрастной периодизации присутствует генетический метод.

Суть филогенетического подхода – выявление явлений и отклонений психики с точки зрения эволюции человечества. То есть это в некотором роде исторический принцип. Этот подход изучает мышление, поведение и особенности психики, присущие всем живым организмам. А также интеллект и его уровень, которым наделены высшие приматы и другие существа.    

Работа над этим методов велась многими учеными. Например, экспериментально-генетический метод разработал Л. С. Выготский, а вопрос о генетическом методе как руководящем методологическом принципе психологического исследования выдвинул швейцарский психолог Жан Пиаж.

Важность этого направления в психологии заключается в том, что метод позволяет выявлять различные кризисные этапы жизни человека, получать информацию, анализировать стадии развития. А главное – помогать эти кризисы преодолевать. Психолог может помочь конкретному человеку, а также знать механизм развития того или иного нарушения в будущем.  

Научный метод | Введение в психологию

Ученые занимаются объяснением и пониманием того, как устроен мир вокруг них, и они могут делать это, выдвигая теории, которые генерируют гипотезы, которые можно проверить и опровергнуть. Теории, выдержавшие испытания, сохраняются и уточняются, а не выдерживающие отбрасываются или модифицируются. Таким образом, исследования позволяют ученым отделить факты от простого мнения. Наличие достоверной информации, полученной в результате исследований, помогает принимать мудрые решения как в государственной политике, так и в нашей личной жизни. В этом разделе вы увидите, как психологи используют научный метод для изучения и понимания поведения.

Научные исследования — важнейший инструмент для успешной навигации в нашем сложном мире. Без него мы были бы вынуждены полагаться исключительно на интуицию, авторитет других людей и слепую удачу. В то время как многие из нас уверены в своих способностях расшифровывать окружающий мир и взаимодействовать с ним, история полна примеров того, как сильно мы можем ошибаться, когда не осознаем необходимость доказательств в поддержку утверждений. В разное время в истории мы были бы уверены, что солнце вращается вокруг плоской земли, что земные континенты не двигаются и что психическое заболевание вызвано одержимостью (рис. 1). Именно благодаря систематическим научным исследованиям мы избавляемся от наших предвзятых представлений и суеверий и обретаем объективное понимание себя и нашего мира.

Рисунок 1 . Некоторые из наших предков считали, что трепанация — практика проделывания отверстия в черепе — позволяет злым духам покинуть тело, излечивая тем самым психические заболевания.

Цель всех ученых — лучше понять окружающий мир. Психологи сосредотачивают свое внимание на понимании поведения, а также на когнитивных (психических) и физиологических (телесных) процессах, лежащих в основе поведения. В отличие от других методов, которые люди используют для понимания поведения других, таких как интуиция и личный опыт, отличительной чертой научного исследования является наличие доказательств в поддержку утверждения. Научное знание является эмпирическим: оно основано на объективных, осязаемых доказательствах, которые можно наблюдать снова и снова, независимо от того, кто наблюдает.

Хотя поведение можно наблюдать, разум — нет. Если кто-то плачет, мы можем видеть поведение. Однако причину такого поведения определить сложнее. Человек плачет из-за грусти, боли или счастья? Иногда мы можем узнать причину чьего-то поведения, просто задав вопрос, например: «Почему ты плачешь?» Однако бывают ситуации, когда человек либо чувствует себя некомфортно, либо не желает честно отвечать на вопрос, либо не в состоянии ответить. Например, младенцы не смогут объяснить, почему они плачут. В таких обстоятельствах психолог должен творчески подходить к поиску способов лучше понять поведение. Этот модуль исследует, как генерируются научные знания и насколько важны эти знания для принятия решений в нашей личной жизни и в общественной жизни.

Процесс научных исследований

Рисунок 2 . Научный метод – это процесс сбора данных и обработки информации. Он обеспечивает четко определенные шаги для стандартизации того, как научные знания собираются с помощью логического, рационального метода решения проблем.

Научное знание продвигается посредством процесса, известного как научный метод. В основном идеи (в виде теорий и гипотез) проверяются на реальном мире (в виде эмпирических наблюдений), и эти эмпирические наблюдения приводят к большему количеству идей, которые проверяются в реальном мире, и так далее.

Основные этапы научного метода:

  • Наблюдать за природным явлением и задать вопрос о нем
  • Предложите гипотезу или возможное решение вопроса
  • Проверить гипотезу
  • Если гипотеза верна, найдите дополнительные доказательства или найдите контрдоказательства
  • Если гипотеза ложна, создайте новую гипотезу или повторите попытку
  • Делайте выводы и повторяйте — научный метод бесконечен, и ни один результат никогда не считается идеальным

Чтобы задать важный вопрос, который может улучшить наше понимание мира, исследователь должен сначала наблюдать за природными явлениями. Делая наблюдения, исследователь может определить полезный вопрос. Найдя вопрос, на который нужно ответить, исследователь может затем сделать прогноз (гипотезу) о том, каким, по его мнению, будет ответ. Этот прогноз обычно представляет собой утверждение о взаимосвязи между двумя или более переменными. После выдвижения гипотезы исследователь затем планирует эксперимент для проверки своей гипотезы и оценки собранных данных. Эти данные либо подтвердят, либо опровергнут гипотезу. Основываясь на выводах, сделанных на основе данных, исследователь затем находит дополнительные доказательства в поддержку гипотезы, ищет контрдоказательства для дальнейшего укрепления гипотезы, пересматривает гипотезу и создает новый эксперимент или продолжает использовать собранную информацию для ответа. исследовательский вопрос.

 

Видео 1.   Научный метод объясняет основные этапы большинства научных исследований.

Основные принципы научного метода

Двумя ключевыми понятиями в научном подходе являются теория и гипотеза. Теория — это хорошо разработанный набор идей, предлагающих объяснение наблюдаемых явлений, которые можно использовать для прогнозирования будущих наблюдений. Гипотеза — это проверяемое предсказание, полученное логически из теории. Его часто формулируют как утверждение «если-то» (например, если я буду заниматься всю ночь, я получу проходной балл за тест). Гипотеза чрезвычайно важна, потому что она устраняет разрыв между царством идей и реальным миром. По мере проверки конкретных гипотез теории модифицируются и уточняются, чтобы отразить и включить результаты этих проверок (рис. 3).

Рисунок 3 . Научный метод исследования включает выдвижение гипотез, проведение исследований и создание или изменение теорий на основе результатов.

Другими ключевыми компонентами следования научному методу являются проверяемость, предсказуемость, фальсифицируемость и справедливость. Проверяемость означает, что эксперимент должен быть воспроизведен другим исследователем. Чтобы добиться верифицируемости, исследователи должны документировать свои методы и четко объяснять, как устроен их эксперимент и почему он дает определенные результаты.

Предсказуемость в научной теории подразумевает, что теория должна позволять нам делать предсказания о будущих событиях. Точность этих предсказаний является мерой силы теории.

Опровержимость относится к тому, может ли гипотеза быть опровергнута. Для того чтобы гипотеза была фальсифицируемой, должна быть логически возможна наблюдение или физический эксперимент, который показал бы, что гипотеза не подтверждается. Даже если нельзя доказать, что гипотеза ложна, это не обязательно означает, что она неверна. Будущие испытания могут опровергнуть эту гипотезу. Это не означает, что гипотеза имеет , чтобы показать, что оно ложно, просто чтобы его можно было проверить.

Чтобы определить, подтверждается или не подтверждается гипотеза, исследователи-психологи должны провести проверку гипотезы с использованием статистики. Проверка гипотезы — это тип статистики, который определяет вероятность того, что гипотеза верна или ложна. Если проверка гипотезы показывает, что результаты были «статистически значимыми», это означает, что гипотеза была подтверждена и что исследователи могут быть достаточно уверены в том, что их результат не был результатом случайности. Если результаты не являются статистически значимыми, это означает, что гипотеза исследователей не подтвердилась.

Справедливость подразумевает, что при оценке гипотезы необходимо учитывать все данные. Исследователь не может выбирать, какие данные оставить, а какие отбросить, или сосредоточиться конкретно на данных, которые поддерживают или не поддерживают конкретную гипотезу. Все данные должны быть учтены, даже если они опровергают гипотезу.

Попробуйте

Применение научного метода

Чтобы увидеть, как работает этот процесс, давайте рассмотрим конкретную теорию и гипотезу, которая может быть порождена этой теорией. Как вы узнаете из следующего модуля, теория эмоций Джеймса-Ланге утверждает, что эмоциональный опыт зависит от физиологического возбуждения, связанного с эмоциональным состоянием. Если вы вышли из дома и обнаружили на пороге очень агрессивную змею, ваше сердце забилось быстрее, а желудок скрутило. Согласно теории Джеймса-Ланге, эти физиологические изменения приведут к чувству страха. Гипотеза, которая может быть выведена из этой теории, может заключаться в том, что человек, который не осознает физиологического возбуждения, которое вызывает вид змеи, не будет чувствовать страх.

Помните, что хорошую научную гипотезу можно опровергнуть или доказать, что она неверна. Вспомните из вводного модуля , что у Зигмунда Фрейда было много интересных идей для объяснения различных видов человеческого поведения (рис. 4). Однако основная критика теорий Фрейда заключается в том, что многие из его идей не поддаются фальсификации; например, невозможно представить себе эмпирические наблюдения, опровергающие существование Ид, Эго и Супер-Эго — трех элементов личности, описанных в теориях Фрейда. Несмотря на это, теории Фрейда широко преподаются во вводных текстах по психологии из-за их исторической значимости для психологии личности и психотерапии, и они остаются корнем всех современных форм терапии.

Рисунок 4 . Многие особенности (а) теорий Фрейда, такие как (б) его разделение разума на Ид, Эго и Супер-Эго, в последние десятилетия потеряли популярность, потому что они не поддаются фальсификации. В более широком смысле его взгляды заложили основу для большей части современного психологического мышления, например, в отношении бессознательного характера большинства психологических процессов.

Напротив, теория Джеймса-Ланге порождает фальсифицируемые гипотезы, такие как описанная выше. Некоторые люди, получившие серьезные травмы позвоночника, не могут ощущать телесные изменения, которые часто сопровождают эмоциональные переживания. Следовательно, мы могли бы проверить гипотезу, определив, как различаются эмоциональные переживания между людьми, способными обнаруживать эти изменения в своем физиологическом возбуждении, и теми, кто этого не делает. Фактически, это исследование было проведено, и хотя эмоциональные переживания людей, лишенных осознания своего физиологического возбуждения, могут быть менее интенсивными, они все же испытывают эмоции (Chwalisz, Diener, & Gallagher, 19).88).

Ссылка на обучение

Хотите принять участие в исследовании? Посетите веб-сайт «Психологические исследования в сети» и нажмите на ссылку, которая покажется вам интересной, чтобы принять участие в онлайн-исследовании.

Почему научный метод важен для психологии

Использование научного метода — одна из главных черт, отделяющих современную психологию от более ранних философских исследований разума. По сравнению с химией, физикой и другими «естественными науками» психология долгое время считалась одной из «социальных наук» из-за субъективного характера вещей, которые она изучает. Многие понятия, которыми интересуются психологи, такие как аспекты человеческого разума, поведения и эмоций, субъективны и не могут быть измерены напрямую. Вместо этого психологи часто полагаются на поведенческие наблюдения и данные, полученные от самих себя, которые некоторые считают незаконными или недостаточно методологически строгими. Таким образом, применение научного метода к психологии помогает стандартизировать подход к пониманию очень разных типов информации.

Научный метод позволяет воспроизвести и подтвердить психологические данные во многих случаях, при различных обстоятельствах и разными исследователями. Повторяя эксперименты, новые поколения психологов могут уменьшить количество ошибок и расширить применимость теорий. Это также позволяет проверять и подтверждать теории, а не просто догадки, которые невозможно ни проверить, ни опровергнуть. Все это позволяет психологам лучше понять, как работает человеческий разум.

Научные статьи, опубликованные в журналах, и статьи по психологии, написанные в стиле Американской психологической ассоциации (т. е. в «стиле АПА»), построены вокруг научного метода. Эти документы включают введение, в котором представлена ​​справочная информация и изложены гипотезы; раздел «Методы», в котором излагаются особенности того, как проводился эксперимент для проверки гипотезы; раздел «Результаты», который включает в себя статистику проверки гипотезы и указывает, была ли она подтверждена или нет, а также «Обсуждение и заключение», в которых излагаются последствия обнаружения поддержки или отсутствия поддержки гипотезы. Написание статей и документов, придерживающихся научного метода, позволяет будущим исследователям легко повторить исследование и попытаться воспроизвести результаты.

Сегодня ученые согласны с тем, что хорошие исследования этичны по своей природе и основаны на уважении человеческого достоинства и безопасности. Однако, как вы узнаете из исследования сифилиса в Таскиги, так было не всегда. Современные исследователи должны продемонстрировать, что исследования, которые они проводят, являются этически обоснованными. В этом разделе показано, как этические соображения влияют на разработку и проведение исследований, проводимых сегодня.

Исследования с участием людей

Любой эксперимент с участием людей регулируется обширными и строгими правилами, разработанными для обеспечения того, чтобы эксперимент не причинил вреда. Любое научно-исследовательское учреждение, получающее федеральную поддержку для исследований с участием людей, должно иметь доступ к Институциональный контрольный совет (IRB) . IRB представляет собой комитет отдельных лиц, часто состоящий из членов администрации учреждения, ученых и членов сообщества (рис. 1). Целью IRB является рассмотрение предложений по исследованиям, в которых участвуют люди. IRB рассматривает эти предложения с учетом принципов, упомянутых выше, и, как правило, для продолжения эксперимента требуется одобрение IRB.

Рисунок 5 . IRB учреждения регулярно собирается для рассмотрения экспериментальных предложений, в которых участвуют люди. (кредит: модификация работы Lowndes Area Knowledge Exchange (LAKE)/Flickr)

IRB учреждения требует наличия нескольких компонентов в любом одобренном им эксперименте. Во-первых, каждый участник должен подписать форму информированного согласия, прежде чем он сможет участвовать в эксперименте. В форме информированного согласия содержится письменное описание того, что участники могут ожидать во время эксперимента, включая потенциальные риски и последствия исследования. Это также позволяет участникам понять, что их участие является полностью добровольным и может быть прекращено без штрафных санкций в любое время. Кроме того, информированное согласие гарантирует, что любые данные, собранные в ходе эксперимента, останутся полностью конфиденциальными. В случаях, когда участники исследования моложе 18 лет, родители или законные опекуны должны подписать форму информированного согласия.

В то время как форма информированного согласия должна быть максимально честной в описании того, что именно участники будут делать, иногда обман необходим, чтобы не допустить, чтобы знание участниками точного вопроса исследования повлияло на результаты исследования. Обман предполагает намеренное введение участников эксперимента в заблуждение с целью сохранения целостности эксперимента, но не до такой степени, чтобы обман можно было считать вредным. Например, если нас интересует, как на наше мнение о ком-то влияет его одежда, мы можем использовать обман при описании эксперимента, чтобы это знание не повлияло на ответы участников. В случаях, когда речь идет об обмане, участники должны получить полные 9 баллов.0007 подведение итогов по завершении исследования — полная и честная информация о цели эксперимента, о том, как будут использоваться собранные данные, о причинах, по которым был необходим обман, и информация о том, как получить дополнительную информацию об исследовании.

Копать глубже: этика и исследование сифилиса в Таскиги

К сожалению, этические принципы, существующие сегодня для исследований, не всегда применялись в прошлом. В 1932 году бедные, сельские чернокожие издольщики из Таскиги, штат Алабама, были привлечены к участию в эксперименте, проведенном Службой общественного здравоохранения США с целью изучения сифилиса у чернокожих мужчин (рис. 6). В обмен на бесплатное медицинское обслуживание, питание и страховку на похороны 600 мужчин согласились принять участие в исследовании. Чуть более половины мужчин дали положительный результат на сифилис, и они служили экспериментальной группой (учитывая, что исследователи не могли случайным образом распределять участников по группам, это представляет собой квази-эксперимент). Остальные свободные от сифилиса лица служили контрольной группой. Тем не менее, те люди, которые дали положительный результат на сифилис, никогда не были проинформированы о том, что они больны.

Хотя на момент начала исследования не существовало лечения сифилиса, к 1947 году пенициллин был признан эффективным средством для лечения этого заболевания. Несмотря на это, участникам этого исследования не вводили пенициллин, и участникам не разрешалось обращаться за лечением в какие-либо другие учреждения, если они продолжали участие в исследовании. В течение 40 лет многие из участников неосознанно заразили сифилисом своих жен (а впоследствии и детей, рожденных от их жен) и в конце концов умерли, потому что никогда не лечились от этой болезни. Это исследование было прекращено в 1972, когда эксперимент был обнаружен национальной прессой (Университет Таскиги, nd). Возникшее в результате возмущение по поводу эксперимента привело непосредственно к Закону о национальных исследованиях 1974 года и строгим этическим принципам исследований на людях, описанных в этой главе. Почему это исследование неэтично? Как пострадали мужчины, участвовавшие в исследовании, и их семьи?

Рисунок 6 . Участник исследования сифилиса в Таскиги получает инъекцию.

Посетите этот веб-сайт CDC, чтобы узнать больше об исследовании сифилиса в Таскиги.

Исследования с участием животных

Многие психологи проводят исследования с участием животных. Часто эти исследователи используют грызунов (рис. 3) или птиц в качестве объектов своих экспериментов — по оценкам APA, 90% всех исследований на животных в психологии используют эти виды (American Psychological Association, n.d.). Поскольку многие основные процессы у животных достаточно похожи на процессы у людей, эти животные являются приемлемой заменой для исследований, которые считались бы неэтичными для участников-людей.

Рисунок 7 . Крысы, подобные показанной здесь, часто служат объектами исследований на животных.

Это не означает, что исследователи животных невосприимчивы к этическим проблемам. Действительно, гуманное и этичное обращение с объектами исследований на животных является критическим аспектом этого типа исследований. Исследователи должны спланировать свои эксперименты так, чтобы свести к минимуму любую боль или страдания, испытываемые животными, выступающими в качестве объектов исследования.

В то время как IRB рассматривают предложения об исследованиях, в которых участвуют люди, предложения об экспериментах на животных рассматриваются Институциональный комитет по уходу и использованию животных (IACUC) . IACUC состоит из институциональных администраторов, ученых, ветеринаров и членов сообщества. Этот комитет отвечает за обеспечение того, чтобы все экспериментальные предложения требовали гуманного обращения с объектами исследований на животных. Он также проводит полугодовые проверки всех помещений для животных, чтобы убедиться, что протоколы исследований соблюдаются. Ни один исследовательский проект на животных не может осуществляться без одобрения комитета.

Глоссарий

подведение итогов:  когда эксперимент включал обман, участникам сообщается полная и правдивая информация об эксперименте по его завершении

обман:  преднамеренное введение участников эксперимента в заблуждение с целью сохранения целостности эксперимента

эмпирический :  основано на объективных, осязаемых доказательствах, которые можно наблюдать снова и снова, независимо от того, кто наблюдает

справедливость: подразумевает, что при оценке гипотезы должны учитываться все данные

фальсифицируемая:  может быть опровергнута экспериментальными результатами

гипотеза:  (множественное число: гипотезы) предварительное и проверяемое утверждение о взаимосвязи между двумя или более переменными

информированное согласие:  процесс информирования участника исследования о том, чего ожидать во время эксперимента, любых сопутствующих рисках и последствиях исследования, а затем получение согласия человека на участие

Институциональный комитет по уходу и использованию животных (IACUC): комитет администраторов, ученых и членов сообщества, который рассматривает предложения по исследованиям с участием животных

Институциональный наблюдательный совет (IRB): комитет администраторов, ученых, ветеринаров, и члены сообщества, которые рассматривают предложения об исследованиях с участием людей

предсказуемость: подразумевает, что теория должна позволять нам делать прогнозы будущих событий

теория:  хорошо развитый набор идей, предлагающих объяснение наблюдаемых явлений

верифицируемость:  эксперимент должен быть воспроизведен другим исследователем

1.

5. Методы исследования в психологии — Платформа электронного обучения Университета Вахемо

В начале этой главы мы сказали, что психология — это научное исследование поведения и психических процессов. Это означает, что в психологии исследователи хотят видеть только то, что есть, а не то, что их предубеждения хотят, чтобы они видели. Это можно сделать с помощью научного метода (системы уменьшения предвзятости и ошибок при измерении данных).

  • Научный метод – процесс проверки идей посредством систематических наблюдений, экспериментов и статистического анализа.
  • Теория – это интегрированный набор принципов относительно наблюдаемых фактов, предназначенный для описания и объяснения некоторых аспектов опыта.
  • Гипотезы – это предварительное предположение о связи между двумя или более переменными или явлениями. Например. У мужчин выше уверенность в себе при принятии решений, чем у женщин.
  • Основные виды методов исследования

В психологии различают три основных типа методов исследования: описательные, корреляционные и экспериментальные методы исследования.

Описательное исследование – i s описательное, поскольку исследователь просто записывает то, что он систематически наблюдал. Описательные методы исследования включают натуралистическое наблюдение, тематические исследования и опросы.

  1. Натуралистическое наблюдение : это метод описательного исследования, при котором субъекты наблюдают в их естественной среде. Естественные наблюдения позволяют исследователям получить реалистичную картину того, как происходит поведение, потому что они наблюдают за этим поведением, которое не является искусственным. Ограничениями натуралистического наблюдения являются эффект наблюдателя (животные или люди, которые знают, что за ними наблюдают, не будут вести себя нормально) и предвзятость наблюдателя (исследователь может не наблюдать систематически или он / она может наблюдать поведение, которое он / она хочет наблюдать и игнорирует других).
    1. Пример из практики: — это описательный метод, при котором человек изучается очень подробно. Его преимущество в том, что он обеспечивает огромное количество деталей. Недостатком тематического исследования является то, что исследователи не могут применить результаты к другим похожим людям, а это означает, что то, что исследователи найдут в одном случае, не обязательно применимо или обобщается для других.

Опрос: — это описательный метод исследования, используемый для сбора огромного количества данных об очень большой группе людей. Полезно получать информацию о частном (тайном) поведении, и она адресована сотням людей с одними и теми же вопросами одновременно.

  1. недостатком является необходимость тщательного отбора репрезентативной выборки фактического населения.

Корреляционное исследование — — это метод исследования, который измеряет взаимосвязь между двумя или более переменными. Переменная — это все, что может измениться или измениться: баллы за тест, температура в комнате, пол и так далее. Например, исследователю может быть любопытно узнать, связано ли курение сигарет с ожидаемой продолжительностью жизни.

Результат корреляции исследования выражается величиной и направлением. Например, если результат корреляции исследования должен быть +0,5, его величина (сила) равна 0,5 и показывает положительную связь между переменными. Это означает, что при увеличении одной переменной увеличивается и вторая, и наоборот. Сила связи между переменными всегда находится в диапазоне от +1,00 до -1,00.

Хотя корреляция сообщает исследователям, существует ли связь между переменными, насколько сильна эта связь и в каком направлении она идет, она не доказывает причинно-следственную связь (то есть не показывает причинно-следственную связь).

Экспериментальное исследование: это метод исследования, который позволит исследователям определить причинно-следственную связь между переменными. В экспериментальных исследованиях тщательно отрегулированная процедура, в которой манипулируют одним или несколькими факторами, которые, как считается, влияют на изучаемое поведение, а все остальные факторы остаются постоянными. Эксперименты включают по крайней мере одну независимую переменную и одну зависимую переменную. Независимая переменная — управляемый, влиятельный, экспериментальный фактор. Зависимая переменная — это фактор (поведение), который измеряется в эксперименте. Он может изменяться при манипулировании независимой переменной.

Например, исследователю может потребоваться узнать, влияет ли размер класса на академическую успеваемость учащихся, и выдвинуть гипотезу типа «успеваемость учащихся в небольших классах выше, чем у учащихся в больших классах?» В этом вопросе у исследователя есть две переменные: размер класса, , которая является независимой переменной, которой будут манипулировать, и успеваемость учащихся , которая является зависимой переменной, которая будет измеряться при изменении размера класса. .

В экспериментах также участвуют случайным образом выбранные экспериментальные и контрольные группы. Экспериментальная группа – это группа, опытом которой манипулируют. В нашем примере экспериментальная группа состоит из учащихся, распределенных по классам небольшого размера. Контрольная группа — это сравнение, которое рассматривается во всех отношениях так же, как и экспериментальная группа, за исключением манипулируемого фактора (размера класса). Контрольная группа служит базой, с которой можно сравнивать эффекты манипулируемого состояния. В этом примере контрольная группа — это группа учащихся, распределенных по классам большого размера.

Хотя экспериментальные исследования позволяют выявить причины поведения, такие исследования необходимо проводить осторожно и с соблюдением мер предосторожности, поскольку ожидания и предубеждения как со стороны исследователя, так и со стороны участников могут повлиять на результаты.

  • Этапы научного исследования

Пробовали? Фантастика! В научных исследованиях необходимо следовать пяти шагам.

Шаг первый – Восприятие проблемы – Замечание чего-то привлекающего внимание в окружении, чему хотелось бы получить объяснение. Например, вы можете заметить, что дети становятся более агрессивными по отношению друг к другу после просмотра практически жестоких детских мультфильмов. Вы задаетесь вопросом, могло ли насилие в мультяшном видео вызывать агрессивное поведение у детей. Следовательно, вы можете поставить исследовательскую задачу, посвященную влиянию агрессивных видеороликов на поведение детей.

Шаг второй — Формирование гипотезы — после наблюдения за окружением (восприятие проблемы) вы можете сформировать обоснованное предположение об объяснении ваших наблюдений, придав ему форму утверждения, которое можно каким-то образом попробовать на вкус. . Для нашего примера выше вы можете сформулировать гипотезу «дети, которые смотрят жестокие мультфильмы, станут более агрессивными».

Шаг третий – Проверка гипотезы – На этом этапе исследователь применяет соответствующую методологию исследования и собирает достаточно данных (информации), чтобы принять или отвергнуть предложенное утверждение.

Добавить комментарий