Методика айзенка самооценка психических состояний личности: Методика самооценки психических состояний (по Г. Айзенку)

«Армения» медицинский центр

Данный тест направлен на изучение психологического состояния личности через диагностику таких психических состояний как тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность.

 

Личностная тревожность – склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги.

 

Фрустрация – психическое состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующее достижению цели.

 

Агрессия – повышенная психологическая активность, стремление к лидерству путем применения силы по отношению к другим людям.

 

Ригидность – затрудненность в изменении намеченной субъектом деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки.

 

Предлагаем Вам самостоятельно оценить свое психическое состояние.

 

Если это состояние очень подходит Вам, то за ответ поставьте 2 балла: если подходит, но не очень, то 1 балл; если совсем не подходит – то 0 баллов.

 

 

Баллы оценков по каждой группы

 

Вопросы по
группам

Число баллов

Результаты

 

 

 

I                

1…10

Тревожность

II

11…20

Фрустрация

III

21…29

Агрессивность

IV

31…40

Ригидность

 


Оценка и объяснение баллов

 

Группы

Оценка

Число баллов 

Комментарии по баллам

I.

Тревожность

0… 7

не тревожные

 

 

8…14

тревожность средняя, допустимого уровня

 

 

15…20

очень тревожные

II.

Фрустрация

0…7

Вы не имеете высокую самооценку, устойчивы к неудачам и не бойтесь трудностей

 

 

8…14

редний уровень, фрустрация имеет место

 

 

15…20

у Вас низкая самооценка, Вы избегаете трудностей, боитесь неудач

III.

Агрессивность

0… 7

Вы спокойны, выдержаны

 

 

8…14

средний уровень

 

 

15…20

Вы агрессивны, невыдержанны. Есть трудности в работе с людьми

IV.

Ригидность

0… 7

ригидности нет, легкая переключаемость

 

 

8…14

средний уровень

 

 

15…20

сильно выраженная ригидность, Вам противопоказаны смена места работы, изменения в семье

 

 

 

1.

Личностная тревожность

1.1

Не чувствую в себе уверенности

0 1 2

1.2

Часто из-за пустяков краснею

0 1 2

1.3

Мой сон беспокоен

0 1 2

1.4

Легко впадаю в уныние

0 1 2

1.5

Беспокоюсь о только воображаемых еще неприятностях

0 1

2

1.6

Меня пугают трудности

0 1 2

1.7

Люблю копаться в своих недостатках

0 1 2

1. 8

Меня легко убедить

0 1 2

1.9

Я мнительный

0 1

2

1.10

С трудом переношу время ожидания

0 1 2

2.

Фрустрация

2.1

Нередко не кажутся безвыходными положения, из которых можно найти выход

0 1 2

2.2

Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом

0 1 2

2.3

При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований винить себя

0 1

2

2.4

Несчастья и неудачи ничему меня не учат

0 1 2

2. 5

Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесплодной

0 1 2

2.6

Я нередко чувствую себя беззащитным

0 1 2

2.7

Иногда у меня бывает состояние отчаяния

0 1

2

2.8

Чувствую растерянность перед трудностями

0 1 2

2.9

В трудные минуты жизни иногда веду себя по-детски, хочу чтобы меня жалели

0 1 2 2

2.10

Считаю недостатки своего характера неисправимыми

0 1 2

3.

Агрессия

3.1

Оставляю за собой последнее слово

0 1 2

3.2

Нередко в разговоре перебиваю собеседника

0 1 2

3.3

Меня легко рассердить

0 1 2

3.4

Люблю делать замечания другим

0 1 2

3.5

Хочу быть авторитетом для окружающих

0

1 2

3.6

Не довольствуюсь малым, хочу большего

0 1 2

3.7

Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю

0 1 2

3. 8

Предпочитаю лучше руководить, чем подчиняться

0 1 2

3.9

У меня резкая, грубоватая жестикуляция

0 1 2

3.10

Я мстителен

0 1 2

4.

Ригидность

4.1

Мне трудно менять привычки

0 1 2

4.2

Нелегко переключаю внимание

0 1 2

4.3

Очень настороженно отношусь ко всему новому

0 1 2

4.4

Меня трудно переубедить

0 1 2

4. 5

Нередко у меня не выходят из головы мысли, от которых следовало бы освободиться

0 1 2

4.6

Нелегко сближаюсь с людьми

0 1 2

4.7

Меня расстраивают даже незначительные нарушения плана

0 1 2

4.8

Нередко я проявляю упрямство

0 1 2

4.9

Неохотно иду на риск

0 1 2

4.10

Резко переживаю отклонения от принятого мною режима

0 1 2

ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНОК ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ПЕРИОД ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ СЕССИИ | Долгова

1. Dudina M.N., Dolgova V.I. The crisis of upbringing in the contemporary chronotope: potential solutions // Man in India. 2016. Vol. 96. № 10. P. 3503–3511.

2. Dudina M.N., Dolgova V.I. New educational paradigm: existentialism is a humanism // Man in India. 2016. Vol. 96. № 10. P. 4043–4050.

3. Côté S., Miners C.T.H. Emotional intelligence, cognitive intelligence, and job performance // Administrative Science Quarterly. 2006. Vol. 51. № 1. P. 1–28.

4. Mayer J.D., Salovey P., Caruso D.R. Emotional intelligence: Theory, findings, and implications // Psychological Inquiry. 2004. Vol. 15. № 3. P. 197–215.

5. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. М.: АСТ, 2008. 478 с.

6. Андреева И.Н. Азбука эмоционального интеллекта. СПб.: БХВ-Петербург, 2012. 288 с.

7. Диомидова Н.Ю. Теоретические подходы к определению эмоционального интеллекта // Науковий огляд. 2015. № 4. С. 175–185.

8. Ivcevic Z., Brackett M.A., Mayer J.D. Emotional intelligence and emotional creativity // Journal of Personality. 2007. Vol. 75. № 2. P. 199–235.

9. Изотова Е.И., Максимова Е.Б. Психологические и психофизиологические аспекты исследования эмоционального интеллекта в подростковом и юношеском возрастах // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2016. Т. 9. № 46. С. 7.

10. Dahlin M., Joneborg N., Runeson B. Stress and depression among medical students: a cross-sectional study // Medical Education. 2005. Vol. 39. № 6. P. 594–604.

11. Dimitriev D.A., Saperova E.V., Karpenko Yu.D., Dimitriev A.D. Regression to mean: modification of examination stress data // Acta Physiologica. 2011. Vol. 202. № S685. P. 83.

12. Dolgova V.I., Mamylina N.V., Belousova N.A., Melnik E.V., Arkayeva N.I. Problems of mental regulation of personal behavior patterns in stressful conditions // Man in India. 2016. Vol. 96. № 10. P. 3485–3491.

13. Kornyenko Y.A. The problem mastering in high anxiety situations // Науковий вісник Мукачівського державного університету. Серія: педагогіка та психологія. 2015. № 1. P. 147–153.

14. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара: БАХРАХ-М, 2001. 672 с.

15. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института психотерапии, 2009. 544 с.

16. Сонин В.А. Психодиагностическое познание профессиональной деятельности. СПб.: Речь, 2004. 408 с.

17. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Речь, 2003. 350 с.

18. Brackett M.A., Mayer J.D. Convergent, discriminant, and incremental validity of competing measures of emotional intelligence // Personality and Social Psychology Bulletin. 2003. Vol. 29. № 9. P. 1147–1158.

19. Brackett M.A., Rivers S.E., Shiffman S., Lerner N., Salovey P. Relating emotional abilities to social functioning: A comparison of self-report and performance measures of emotional intelligence // Journal of Personality and Social Psychology. 2006. Vol. 91. № 4. P. 780–795.

20. Романова Н.Н. Особенности развития рефлексии эмоциональных состояний у будущих педагогов по физической культуре // Теория и практика физической культуры. 2015. № 5. С. 35–37.

21. Dolgova V.I. Aspects of emotional stability in volunteers of gerontology programs // Advances in Gerontology. 2014. Vol. 4. № 4. P. 278–282.

22. Kerr R., Garvin J., Heaton N., Boyle E. Emotional intelligence and leadership effectiveness // Leadership and Organization Development Journal. 2006. Vol. 27. № 4. P. 265–279.

23. Lopes P.N., Grewal D., Kadis J., Gall M., Salovey P. Evidence that emotional intelligence is related to job performance and affect and attitudes at work // Psicothema. 2006. Vol. 18. № S1. P. 132–138.

24. Rosete D., Ciarrochi J. Emotional intelligence and its relationship to workplace performance // Leadership and Organization Development Journal. 2005. Vol. 26. № 5. P. 388–399.

Ганс Айзенк — Измерения личности

Измерения личности
(1947)
Ганс Айзенк

Сын знаменитых актеров, Айзенк был одним из самых противоречивых и плодовитых психологов 20 века. Родившийся в Германии, его оппозиция нацистской партии в 1930-х годах привела к его бегству в Великобританию, где он оставался до конца своей жизни. На момент своей смерти в 1997 году он был самым цитируемым исследователем в области психологии.

 Многие люди знают имя «Х. Дж. Айзенк» по обложкам многих популярных книг об IQ и личности, и немного иронично, что эта башня академической силы также написала названия, которые можно было бы классифицировать как «попсовую» психологию.

Измерения личности, — первая книга Айзенка, написанная в сухом академическом стиле. Однако, впервые обосновав концепцию интроверсии/экстраверсии в науке, он заложил основу для 50-летней работы в области личностных различий.

Два измерения

 Хотя Айзенк снял шляпу перед древнегреческим делением людей на четыре темперамента: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик, и, очевидно, был в долгу перед проведенным Карлом Юнгом различием между интровертами и экстравертами, он был также непреклонен в том, что любое исследование личностных различий должно быть объективным и статистически обоснованным.

Измерения личности был основан на исследовательском методе факторного анализа, который позволил Айзенку сделать выводы о личностных различиях на основании большого количества данных опроса. Он работал в больнице скорой помощи Милл-Хилл в Лондоне во время войны и использовал в качестве образца несколько сотен уставших от войны солдат. Мужчинам задавали ряд вопросов об их привычных реакциях на те или иные ситуации и ставили себе оценки. Сопоставление ответов привело к тому, что Айзенк уверенно разместил человека в соответствии с двумя широкими измерениями — или «суперчертами» — экстраверсией/интроверсией и невротизмом.

Айзенк считал, что экстраверсия/интроверсия и невротизм человека обусловлены генетически и проявляются в нашей физиологии, в частности в мозге и нервной системе. В этом его вдохновил Иван Павлов.

Источником экстраверсии или интроверсии был разный уровень возбудимости мозга; движущей силой невротического измерения был тот аспект нервной системы, который обрабатывал эмоциональные реакции на события.

Характеристики двух измерений включены:

Экстраверсия/интроверсия

Экстраверсия

  ·      Мозг экстраверта противоположен тому, что вы ожидаете; он на менее возбудим, чем у интроверта.

·       Поскольку внутри происходит меньше всего, экстраверт естественным образом ищет внешней стимуляции и контакта с другими, чтобы действительно чувствовать себя живым.

·       Экстраверт имеет более беспристрастный подход к событиям с меньшим беспокойством по поводу того, как они воспринимаются.

·       Экстраверты обычно жизнерадостны и оптимистичны, но могут быть неугомонными, склонными к риску и ненадежными.

Интроверсия 

  ·       Мозг интроверта более возбудим, что делает человека более восприимчивым к настроениям и ведет напряженную внутреннюю жизнь.

·       В результате этой внутренней сенсорной перегрузки в качестве формы самозащиты они, естественно, избегают слишком большого количества социальных взаимодействий, которые они находят умственными нагрузками. Или, поскольку у них такая богатая внутренняя жизнь, им просто не нужно много социального взаимодействия.

·       Из-за того, что интроверты воспринимают вещи более интенсивно, у них более глубокая и мучительная реакция на жизнь.

·       Как правило, они более сдержанны и серьезны, пессимистичны и могут иметь проблемы с самооценкой и чувством вины.

Нейротизм

 Этот аспект личности является показателем того, насколько мы склонны быть расстроенными, нервными, обеспокоенными, тревожными или напряженными. Высокий балл по этому параметру не означал, что вы невротик, а только то, что у вас такой мозг, который предрасполагает вас к неврозам. Низкий балл означает, что вы более эмоционально стабильны.

Невротическое измерение основано на физиологии, особенно на вегетативной нервной системе. То, что человек обычно делает в чрезвычайной ситуации, например, паникует или сохраняет спокойствие, является хорошим индикатором того, где он окажется в невротическом измерении. Люди с невротическим складом ума чрезмерно реагируют на раздражители, в то время как те, у кого нет невротического склада ума, более спокойны и могут оценивать ситуацию в перспективе.

Интроверты с невротическим складом ума, стремящиеся контролировать стимуляцию, приходящую им в голову, подвержены фобиям и паническим атакам. Экстраверты с невротическим складом ума склонны недооценивать влияние жизненных событий, и у них могут развиться неврозы отрицания или подавления.

* * *

Позже Айзенк добавил еще одно измерение, психотизм. Хотя это могло указывать на психическую нестабильность, чаще место в этом измерении было индикатором того, насколько вы склонны бунтовать против системы или быть дикими и безрассудными. В отличие от измерения экстраверсия/интроверсия, которое измеряет общительность, психотизм измеряет степень, в которой вы являетесь социализированным существом, живущим в соответствии с условностями, или, в крайнем случае, антисоциальным психотиком или социопатом.

Вместе три измерения психотизма-экстраверсии-невротизма стали известны как модель PEN.

Другие работы Айзенка 

За свою пятидесятилетнюю карьеру, пятьдесят книг и более 900 журнальных статей Айзенк пролил новый свет на ряд областей.

В 1950-х годах он предпринял знаменитую атаку на научную обоснованность психоанализа, заявив, что нет никаких доказательств того, что он помогает излечивать неврозы пациентов, — и в процессе он помог сделать психотерапию более научно обоснованной и целенаправленной.

Айзенк также известен как исследователь интеллекта, который, идя против идеала социальной обусловленности, утверждал, что уровни интеллекта в значительной степени являются наследственными и генетическими. Его книга 1971 года «Раса, интеллект и образование » , в которой изложены доказательства различий IQ в зависимости от расового типа и которая была предшественником книги Мюррея и Хермштейна «Гаустическая кривая » (1994), привела к демонстрациям, и Айзенк, как известно, получил удар по лицу. на университетской лекции. Его исследования по этому вопросу частично оплачивались Фондом пионеров, фондом, первоначально созданным для исследований в области евгеники и выявления различий между расами.

Некоторые из областей его исследований выходили за рамки прямой психологической науки. Он углубился в астрологию, написав книгу с подзаголовком «Наука или суеверие?». Удивительно, но этот закоренелый скептик внушил доверие к этой области, отметив, что положение планеты в момент рождения, по-видимому, влияет на выбор карьеры. Он также: оказал некоторую поддержку паранормальным явлениям; предположил, что рак, связанный с курением, связан с личностью; и представил доказательства того, что некоторые люди имели биологическую предрасположенность к преступлению.

Несмотря на такие разногласия, общий вклад Айзенка в психологию не вызывает сомнений. Ближе к концу его жизни Американское психологическое общество сделало его научным сотрудником Уильяма Джеймса за выдающийся вклад в психологическую науку. Тогдашний президент Мартин Селигман назвал его «величайшим психологом второй половины двадцатого века». Отмечая любимое изречение Айзенка о том, что «Правда выйдет наружу», Селигман заметил, что «снова и снова накопление фактов подтверждало его правоту». Какая из его теорий подтвердится, еще неизвестно.

Заключительные комментарии 

 Хотя работа Айзенка о биологических основах личности часто подвергалась критике, она также все чаще подтверждается современными исследованиями. Как отмечает Стивен Пинкер в книге «Чистый лист» , исследования однояйцевых близнецов, выращенных отдельно друг от друга, показали, что лишь небольшая часть личности обусловлена ​​социализацией. Остальное формируется нашей генетикой.

Важно отметить, что существует множество других моделей типов личности, основанных на науке, в том числе широко используемая пятифакторная модель экстраверсии, доброжелательности, добросовестности, невротизма и открытости, но Айзенк был первым, кто предпринял попытку получить статистическую модель. способ понимания вопроса. Маловероятно, что личность когда-либо станет точной наукой, но его работы заложили основу для лучшего понимания людей, которое не полагалось на простые социальные наблюдения или народную мудрость.

Как серьезный ученый и автор популярных книг по психологии, Айзенк внес большой вклад в более широкое понимание психологических проблем общественностью. Он понимал, что тайны личности и интеллекта представляют для всех нас слишком большой интерес, чтобы держать их запертыми за дверями лабораторий.

«Личность во многом определяется генами человека; он — то, что произвело случайное расположение генов его родителей, и хотя окружающая среда может что-то сделать, чтобы восстановить баланс, ее влияние сильно ограничено. Личность находится в той же лодке, что и разум; для обоих генетическое влияние чрезвычайно сильно, а роль среды в большинстве случаев сводится к внесению незначительных изменений и, возможно, какому-то прикрытию».

Ганс Юрген Айзенк

Родился в Германии в 1916 году, после развода родителей Айзенк воспитывался бабушкой.

В молодости он выступал против нацистского режима и навсегда покинул Германию. Он поселился в Англии, защитив докторскую диссертацию по психологии в Лондонском университете в 1940 году. Во время Второй мировой войны он работал психиатром в больнице скорой помощи Милл-Хилл, а с 1945 по 1950 год был психологом в больнице Модсли. Он также основал и стал директором отдела психологии в Институте психиатрии Лондонского университета, должность, которую он занимал до 19 лет.83.

Другие книги включают Научное исследование личности (1952), Разум и вздор в психологии (1956), Знай свой IQ. (1962), Преступность и личность (1964), Курение, здоровье и личность (1965), Раса, интеллект и образование (1971, в США Аргумент IQ ),  Знай свою личность (1975) с Г. Д. Уилсоном, Астрология — наука или суеверие? (1982) с Д. Ниасом и Личность, генетика и поведение (1982).

Айзенк умер в 1997 году.

Источник: 50 Классика психологии: быстрый доступ к наиболее важным идеям о разуме, личности и человеческой природе Том Батлер-Боудон (Лондон и Бостон: Николас Брили)

Нажмите, чтобы увидеть просмотры читателей или купить

Купить Амазон

Купить Amazon Великобритания

Также доступно в формате Kindle и Audio.​

Вернуться к списку классики

Психология Глава 2 «Я и личность» Класс 12 Примечания

Вы когда-нибудь задумывались, почему одни люди в трудных ситуациях проявляют спокойствие, а другие нервничают? Чем мыслительный процесс и мышление полностью отличаются от других? Каждый человек отличается друг от друга, у каждого свой характер. Есть что-то общее, но всегда есть какая-то уникальность в каждом человеке. Глава — 2 из Психология в CBSE раскрывает бихевиоризм, оценку личности и многое другое. Прочтите этот блог о себе и личности класса 12. Заметки.

Этот блог включает в себя:
  1. Я и личность
  2. Концепция Я
  3. Когнитивные и поведенческие аспекты Я
  4. Концепция личности
  5. Важные термины, относящиеся к личности
  6. Основные подходы к изучению личности 9019 2
  7. Признак Подход
  8. Теория черт Оллпорта
  9. Теория факторов Айзенка
  10. Кеттел: факторы личности
  • Пятифакторная модель личности
  • Типовой подход
    1. Шелд Теория типов телосложения
    2. Теория Карла Юнга
    3. Теория типов
  • Психодинамика Подход
  • Ключевые выводы психодинамического подхода
  • Структура личности
  • Механизм защиты эго
  • Стадии психосексуального развития
  • Недостатки психодинамического подхода
  • Постфрейдистские подходы
    1. Карл Юнг. Цели и стремления
    2. Альфред Адлер. Образ жизни и социальные интересы
    3. Эрих Фромм. Человеческие интересы
    9 0194
  • Поведенческий подход
  • Гуманистический подход
  • Культурный подход Подход
  • Оценка личности
  • Ограничения показателей самоотчета
  • Проективные методы
  • Ограничения проективных методов
  • Поведенческий анализ
    1. Я и личность, класс 12 NCERT PDF
  • Я и личность, класс 12 Примечания PPT
  • Часто задаваемые вопросы
  • Психология, класс 12 Глава 2 Notes PDF Скачать

    Я и личность

    Я и личность относятся к характерным способам, которыми люди определяют себя. Заметки «Я и личность» класса 12 помогут нам изучить и понять поведение себя и других.

    Читайте также: Лучшие страны для изучения психологии

    Концепция Я
    • Самость относится к совокупности сознательных переживаний, идей, мыслей и чувств человека по отношению к себе
    • Личная идентичность относится к атрибутам, которые отличают нас от других. Например, я трудолюбивый, я Картикея
    • .
    • Социальная идентичность относится к тем аспектам, которые связывают нас с социальной или культурной единицей. Например, я индус
    • Я как субъект что-то делает. Например, я психолог
    • Я как объект наблюдается и становится известным. Например, на меня повлияла его речь
    • В дальнейшем его можно разделить на две категории: личное и социальное Я
    • .
    • Личное Я в первую очередь касается самого себя, и акцент делается на таких аспектах, как личная свобода, личная ответственность и т. д.
    • Социальная самость возникает по отношению к другим, и основное внимание уделяется таким аспектам, как сотрудничество, единство, принадлежность и т. д.
    Кредиты: NCERT Point

    Когнитивные и поведенческие аспекты самости

    • Я-концепция определяется как то, как мы воспринимаем себя, и наши представления о наших компетенциях и способностях
    • Самоуважение определяется как ценностное суждение о нашей собственной значимости и ценности. Высокая самооценка помогает хорошо работать, а низкая самооценка приводит к депрессии и тревоге. Позитивное воспитание — необходимое условие для воспитания у детей высокой самооценки
    • Самоэффективность определяется как убеждение, которого мы придерживаемся в отношении себя в отношении контроля и влияния на результаты своей жизни. Сильное чувство собственной эффективности помогает нам выбирать и конструировать ситуации в нашей жизни и наоборот
    • Саморегуляция определяется как способность организовывать и контролировать собственное поведение
    • Самоконтроль относится к отсрочке удовлетворения потребностей и желаний, что играет важную роль в достижении долгосрочных целей.
    • Различные приемы самоконтроля объясняются следующим образом:
      Самообучение относится к самообучению для выполнения определенной задачи
    • Наблюдение за собственным поведением дает нам соответствующую информацию, необходимую для модификации и изменения нашего собственного поведения
    • Самоподкрепление относится к вознаграждению за наше целенаправленное поведение

    Читайте также: Лучшие страны для изучения психологии

    Концепция личности

    Личность относится к нашим характерным способам реагирования на людей и ситуации в нашей жизни. Вот некоторые из основных черт личности:

    • Имеет как физические, так и психологические компоненты
    • Основные характеристики не меняются со временем
    • Это выражение с точки зрения поведения, которое довольно уникально для данного индивидуума
    Кредиты: Very Well Mind
    • Темперамент относится к биологически обоснованному характерному способу реагирования на людей и ситуации
    • Черта относится к стабильному и постоянному поведению
    • Предрасположенность определяется как склонность человека реагировать на данную ситуацию определенным образом
    • Характер определяется как общая модель регулярно встречающегося поведения
    • Привычка — это выученный способ поведения
    • Ценности относятся к целям и идеям, которым важно следовать в жизни

    Читайте также: Изучение психологии 11 класса

    Основные подходы к изучению личности

    Существуют различные подходы, используемые для изучения человеческой личности. Каждый подход имеет свои достоинства, недостатки и ограничения. Рассмотрим основные подходы к изучению личности:

    Кредиты: Easy Learning

    Подход с учетом черт

    Он фокусируется на конкретных психологических характеристиках, по которым люди различаются последовательным и стабильным образом. Основное внимание уделяется доминирующим признакам. Некоторые из теорий, основанных на подходе черт, перечислены ниже:

    Теория черт Оллпорта

    Оллпорт предложил 3 типа черт, чтобы понять человеческую личность, и эти черты являются основными чертами, центральными чертами и вторичными чертами.

    • Кардинальные черты очень обобщены по своей природе, и человек становится известным благодаря этим чертам на протяжении всей своей жизни, как, например, Махатма Ганди был известен своей честностью и ненасилием.
    • Центральные черты носят менее общий характер, составляют основу личности человека и могут использоваться в профиле работы человека
    • Вторичные черты проявляются только в определенных ситуациях и менее всего распространены. Например, Радж любит смотреть фильмы.

    Факторная теория Айзенка

    Эта теория включает три аспекта, которые включают в себя ряд характеристик. Вот подробное описание всех трех параметров:

    • Нейротизм и эмоциональная стабильность относится к степени, в которой люди контролируют свои чувства. Люди с высоким уровнем невротизма эмоционально нестабильны, капризны и тревожны. Люди с высоким уровнем эмоциональной устойчивости спокойны, терпеливы
    • Экстраверсия по сравнению с интроверсией относится к степени, в которой люди социально активны или сдержанны и замкнуты
    • Психотик против общительности относится к степени, в которой люди общительны или антисоциальны. Люди с высоким уровнем психотизма антисоциальны и эгоистичны, тогда как люди с высоким уровнем общительности склонны к сотрудничеству и дружелюбию. Личностный опросник Айзенка используется для изучения и оценки вышеупомянутых аспектов личности
    • .

    Читайте также: Курсы психологии в Канаде

    Кеттелл: Факторы личности

    Кеттелл обнаружил 16 первичных или исходных черт. Исходные черты стабильны по своей природе и определяются как строительные блоки нашей личности. Поверхностные признаки являются результатом взаимодействия исходных признаков. Кеттелл разработал опросник с шестнадцатью личностными факторами (16PF) для оценки личности.

    Кредиты: Mister Simplify

    Пятифакторная модель личности

    Она была предложена Полом Костой и Робертом МакКрэем и включала 5 факторов. Посмотрите на модель личностных факторов:

    • Открытость опыту . Те, у кого высокие баллы по этому фактору, любопытны, изобретательны и открыты новому опыту, а те, у кого низкие баллы по этому фактору, ригидны и негибки
    • Экстраверсия – Те, кто набирает высокие баллы по этому фактору, общительны, общительны, а те, у кого низкие баллы по этому фактору, замкнуты и предпочитают оставаться в одиночестве
    • Доброжелательность – Те, кто набирает высокие баллы по этому фактору, добры, готовы к сотрудничеству и дружелюбны, а те, у кого низкие баллы по этому фактору, эгоцентричны и эгоистичны
    • Нейротизм – Те, у кого высокие баллы по этому фактору, эмоционально нестабильны, тревожны, капризны, а те, у кого низкие баллы по этому фактору, спокойны, терпеливы и эмоционально стабильны
    • Добросовестность – Те, кто набирает высокие баллы по этому фактору, целеустремленны и усердны, а те, кто набирает низкие баллы по этому фактору, беззаботны и импульсивны

    Читайте также: Диплом психолога

    Кредиты: Ниту Шарма

    Типовой подход

    Он пытается понять личность, понимая общие закономерности поведения. Он фокусируется на широком наборе характеристик поведения человека. Различные теории, основанные на типовом подходе, объясняются следующим образом:

    Теория типов телосложения Шелдона

    Согласно этой теории существует сильная корреляция между телосложением человека и его личностью. Шелдон предложил эндоморфную, мезоморфную и эктоморфную типологию. У эндоморфов округлое, пухлое телосложение, они общительны, общительны, дружелюбны. У эктоморфов атлетическое телосложение, они мужественны, сильны, напористы. Мезоморфы имеют худощавое и тонкое телосложение, они умны и чувствительны.

    Теория Карла Юнга

    Карл Юнг подразделяется на две основные категории – экстраверты и интроверты. Вот обе категории:

    • Интроверты замкнуты и предпочитают оставаться в одиночестве. Они замыкаются в себе, когда сталкиваются с эмоциональной проблемой в своей жизни
    • Экстраверты общительны и общительны. Они полностью наслаждаются своей общественной жизнью и предпочитают ту работу, которая связана с непосредственным общением с людьми, например, преподавание, психология и т. д.

    Теория типов

    Она была предложена Фридманом и Розенманом и разделена на четыре категории. Для лучшего понимания приведем подробное описание каждого типа:

    • Личности типа А, обладающие высоким уровнем мотивации и являющиеся трудоголиками. Им не хватает терпения и они склонны к гипертонии.
    • Люди типа Б противоположны типам А, они спокойные и спокойные.
    • Люди типа С склонны к сотрудничеству и подавляют свои эмоции. Они склонны к раку
    • Люди с типом личности D склонны к депрессии и пессимистично смотрят на свою жизнь

    Читайте также: Более 50 тем для психологических проектов

    Психодинамический подход

    Психодинамический подход был предложен доктором Зигмундом Фрейдом в его клинической практике, где он использовал гипноз для лечения своих пациентов. Он заметил, что, когда пациенты делились своими проблемами, они чувствовали себя легко и расслабленно. Отсюда он придумал технику, называемую свободными ассоциациями, в которой люди делились своими проблемами открыто и без фильтров. Он также использовал анализ сновидений, чтобы понять, как работает разум. Согласно психодинамическому подходу существует три уровня сознания

    1. Сознание — Люди осознают свои мысли, чувства и умственную деятельность
    2. Предсознательный разум  – включает в себя те мысли, чувства, действия и умственную деятельность, которые при внимательном наблюдении могут быть доведены до сведения людей
    3. Подсознание – включает в себя те чувства и действия, о которых люди совершенно не подозревают

    Читайте также: Методы исследования в психологии

    Основные выводы из психодинамического подхода
    • Люди обычно подавляют свои сексуальные желания, агрессию  и скрывают их от сознания людей, чтобы избежать конфликтов
    • Анализ шуток, снов и неправильного произношения был использован доктором Зигмундом Фрейдом для понимания бессознательного
    • Он придумал терапевтическую процедуру, называемую психоанализом, чтобы понять безусловный разум, и, согласно психоанализу, человеческое поведение является динамическим проявлением бессознательных желаний и конфликтов, о которых мы в настоящее время не знаем

    Также прочитайте 100 фактов о психологии, которые вы должны знать!

    Структура личности

    Относительная сила идентичности, эго и суперэго определяет личность человека. Конфликт между идентичностью и суперэго приводит к оговорке по Фрейду. Структура Личности объясняется следующим образом:

    1. Она основана на принципе удовольствия и ориентирована на мгновенное удовлетворение потребностей
    2. Эго основано на принципе реальности и фокусируется на удовлетворении потребностей в соответствии с реальностью
    3. Суперэго сосредотачивается на моральных принципах, а потребности удовлетворяются только в том случае, если они этичны

    Механизм защиты эго

    Механизм защиты эго – это способ уменьшить тревогу путем искажения реальности, и некоторые из основных механизмов защиты упомянуты ниже: не подозревая о них

  • Проекция – Люди склонны приписывать свои черты другим
  • Отрицание — Люди не принимают реальность и полностью ее отрицают
  • Формирование реакции. Люди защищаются от беспокойства, ведя себя противоположно своим истинным чувствам
  • Рационализация. Люди пытаются сделать необоснованные чувства рациональными и разумными.
  • Читайте также: Курсы психологии

    Стадии психосексуального развития

    Согласно психологии Фрейда, существует 5 стадий психологического развития. Ниже подробно описаны различные стадии психосексуального развития:

    • Оральная стадия . Инстинкты новорожденного сосредоточены на рту, а рот является основным центром поиска удовольствий для ребенка. Ребенок получает оральное удовольствие через рот, кормя грудью, сосет палец и кусает
    • Анальная стадия — К 2 или 3 годам дети учатся реагировать на некоторые требования общества, и одно из таких требований общества — контролировать физиологические функции мочеиспускания и дефекации
    • Фаллическая стадия — Основное внимание на этой стадии уделяется гениталиям. Дети в возрасте около 4-5 лет узнают о сексуальности, различиях между мужчинами и женщинами и сексуальных отношениях между родителями. Дети мужского пола испытывают Эдипов комплекс, в котором ребенок влюбляется в свою мать и считает отца своим врагом. Ребенок женского пола испытывает комплекс Электры, в котором девочка влюбляется в отца, планирует создать семью и становится враждебной по отношению к матери
    • Латентная стадия . Она длится с 7 лет до полового созревания, при этом половое влечение становится спящим и латентным
    • Генитальная стадия — На этой стадии достигается зрелость, и люди общаются с представителями противоположного пола социально и сексуально зрелыми способами

    Читайте также: CBSE представляет программирование и науку о данных в качестве новых предметов

    Недостатки психодинамического подхода

    Он в основном основан на тематических исследованиях и не имеет надлежащей научной базы. Нетипичные люди используются в качестве образцов для выдвижения обобщений. Наконец, понятия не были должным образом определены в психодинамическом подходе.

    Постфрейдистские подходы

    После психоанализа различные психологи, которые ранее были учениками Фрейда, выдвинули свои собственные теории. Вот все постфрейдистские подходы, о которых вы должны знать в классе «Я и личность».

  • Архетипы — это унаследованные образы в коллективном бессознательном, которые формируют наше восприятие внешнего мира и проявляются, когда мы отвлекаемся (Сны и Фантазии). Например — Солнце, Бог, Мать-Земля
  • Читайте также: CBSE запускает приложение Dost for Life для учащихся и родителей

  • Каждый человек иногда страдает от комплекса неполноценности, который можно преодолеть, стремясь к превосходству и достижению своей цели в жизни, и это имеет решающее значение для оптимального развития личности
  • Эрих Фромм: Человеческие заботы
    • Фромм рассматривал людей как социальных существ, и их можно было понять по их отношениям с другими
    • Таким образом, психологические атрибуты возникли из стремления к свободе, справедливости и истине.

    Поведенческий подход

    Этот подход придает большое значение тому, что происходит здесь и сейчас, а не прошлому или будущему, и любому поведению можно научиться или забыть. Этот подход полностью отличался от психодинамического подхода. Основное внимание уделялось взаимодействию между стимулом и окружающей средой. Структурная единица личности называется реакцией, и в ней особое внимание уделяется подкреплению «стимул-реакция». Ключевые теории поведенческого подхода перечислены ниже:

    • Классическая теория обусловленности Ивана Павлова
    • Теория оперантного обусловливания Б. Ф. Скиннера
    • Теория социального обучения Альберта Бандуры

    Гуманистический подход
    • Карл Роджерс и Абрахам Маслоу рассматривали человеческую природу в положительном свете и, по мнению людей, имели потенциал для любви, радости и сотрудничества
    • Абрахам Маслоу придерживался точки зрения, что люди свободны формировать свою жизнь, задавать ей направление и самореализоваться
    • Карл Роджерс считал, что развитие личности представляет собой непрерывный процесс, и говорил о полностью функционирующем человеке
    • .
    • Люди пытаются слить свое идеальное «я» со своим реальным «я», и это привело бы к подлинному счастью и, наоборот, к несчастью
    • .
    • Роджерс считал, что люди склонны максимизировать самооценку посредством самоактуализации
    • Положительные социальные условия порождают высокую самооценку и высокую самооценку и наоборот

    Читайте также: CBSE Sample Papers

    Культурный подход
    • Попытка осмыслить личность в связи с особенностями экологического и культурного окружения
    • Климатические условия, характер местности, доступность пищи определяют экономические условия, образ жизни, социальные структуры, модели расселения
    • Культурологический подход рассматривает личность как адаптацию индивидов и групп к требованиям их экологии и культуры
    • Люди изменяют свою личность и развивают различные качества, чтобы приспособиться к своей культуре

    Читайте также: CBSE делает большое объявление об изменениях в оценке для новой академической сессии

    Оценка личности

    Оценка личности — это официальная попытка, направленная на понимание личности человека. Для оценки личности используются различные методики. Некоторые из них упомянуты ниже:

    Измерения самоотчета — Это метод, при котором человек предоставляет фактическую информацию о себе, убеждениях и мнениях, которых он придерживается. Различные меры самоотчета, используемые для оценки личности:

    Миннесотский многофазный личностный опросник (MMPI) . Он был разработан Хэтэуэем и МакКинли для психиатрической диагностики. Он состоит из 567 утверждений, и испытуемый должен оценить каждое утверждение как истинное или ложное. Тест разделен на десять субшкал

    • Ипохондрия
    • Депрессия
    • Истерия
    • Психопатическое отклонение
    • Мужественность-Женственность
    • Паранойя
    • Психастения
    • Шизофрения
    • Мания
    • Социальная интроверсия

    Опросник личности Айзенка (EPQ) . Он оценивает два измерения личности, называемые интроверсией-экстраверсией и эмоционально-стабильным и эмоционально-нестабильным. Позже было добавлено третье измерение под названием «Психотик против общительности», и те, кто набрал высокие баллы по психотизму, были эгоистичными и антисоциальными, а с другой стороны, те, кто набрал высокие баллы по общительности, были дружелюбными и готовы к сотрудничеству. Этот тест широко используется.

    Опросник шестнадцати личностных факторов (16 PF) – Он был разработан Рэймондом Кеттеллом и его коллегами. Метод факторного анализа был использован для выявления и измерения основных черт личности. Тест предоставляет декларативные утверждения, и субъект реагирует на конкретную ситуацию, выбирая из набора заданных альтернатив. Он используется со старшеклассниками и для таких целей, как консультирование по вопросам карьеры, профессиональное тестирование и т. д. Детская стипендия

    Ограничения показателей самоотчета

    Социальная желательность – это тенденция респондента реагировать на вопросы теста социально желательным образом. Согласие — это склонность соглашаться с вопросами независимо от того, о чем они спрашивают.

    Проективные техники

    Следующая тема самости и класс личности 12 заметок – Проективные техники. Эти методы были разработаны для оценки бессознательных мотивов и чувств, и основное предположение, лежащее в основе этих методов, заключается в том, что менее структурированные или неструктурированные стимулы позволяют человеку проецировать свои чувства и желания на ситуацию. Несколько проективных методик были следующими:

    Тематический апперцептивный тест (ТАТ) — Это проективная методика, целью которой является оценка моделей мышления, отношения и эмоциональных реакций человека на неоднозначные тестовые материалы. Эти неоднозначные материалы представляют собой набор карточек, на которых изображены люди в различных ситуациях. Субъекта просят рассказать терапевту историю, которую он может составить о каждой карточке.

    • Тест на завершение предложения. Тест состоит из нескольких неполных предложений, и испытуемого просят дать соответствующее окончание предложения. Окончание, которое делает субъект, раскрывает его отношение и мотивацию.
    • Тест «Нарисуй человека». Испытуемому предлагается нарисовать человека на листе бумаги, а затем его/ее просят нарисовать человека противоположного пола. Затем испытуемого просят обрамить историю, используя наброски людей, нарисованных
    • .

    Ограничения проективных методов
    • Интерпретация и понимание ответов требуют сложных навыков и специальной подготовки
    • Надежность, валидность и оценка проективных тестов по своей природе немного проблематичны

    Читайте также: Удалена программа CBSE Class 12

    Поведенческий анализ

    Последняя тема Self and Personality Class 12 Notes — поведенческий анализ. Поведение человека в различных обстоятельствах дает нам значимую и существенную информацию о его личности. Вот список нескольких техник поведенческого анализа, упомянутых в примечаниях к классу 12 «Я и личность»:

    • Интервью . Оно включает в себя беседу с оцениваемым человеком и задавание конкретных вопросов о проблеме, которую клиент хочет обсудить. Интервью могут быть структурированными или неструктурированными, и в структурированном интервью задается определенный набор вопросов, тогда как в неструктурированном интервью задаются открытые вопросы.
    • Наблюдение — это мощный и эффективный метод анализа поведения, поскольку он помогает понять явления в режиме реального времени. Некоторые из его ограничений заключаются в том, что это отнимает много времени и требует профессиональной подготовки и навыков, чтобы наблюдение происходило надлежащим и систематическим образом.
    • Номинация – Каждому человеку предлагается выбрать одного или двух человек в группе, с которыми он хотел бы работать или для любой другой деятельности. Выбор темы и причины того же самого многое говорят об их личности.

    Я и класс личности 12 NCERT PDF

    Я и класс личности 12 Примечания PPT

    Я-концепция личности из Виджай Кумар Шарма

    Кредиты: SlideSha re

    Часто задаваемые вопросы

    Как вы определяете личность ? Каковы основные подходы к изучению личности?

    Личность относится к нашим характерным способам реагирования на людей и ситуации в нашей жизни, и два основных подхода, используемых для изучения личности, — это подход типа и подход на основе черт.

    Что такое личностный подход? Чем он отличается от типового подхода?

    Подход на основе черт Сосредотачивается на определенных психологических характеристиках, по которым люди различаются последовательно и стабильно, тогда как Подход по типам пытается понять личность, понимая общие закономерности в поведении.

    Добавить комментарий