Методика четыре скрепки тест о и моткова: Методики оценки воображения младших школьников

Воображение младших школьников

     В.С. Мухина отмечает, что в младшем  школьном возрасте ребенок в своем воображении уже может создавать разнообразнейшие ситуации. Формируясь в игровых замещениях одних предметов другими, воображение переходит и в другие виды деятельности. [16,103]

     В процессе учебной деятельности школьников, которая идет в начальных классах  от живого созерцания, большую роль, как отмечают психологи, играет уровень  развития познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления. Развитие и совершенствование  воображения будет более эффективным  при целенаправленной работе в этом направлении, что повлечет за собой  и расширение познавательных возможностей детей.

     В младшем школьном возрасте впервые  происходит разделение игры и труда, то есть деятельности, осуществляемой ради удовольствия, которое получит  ребенок в процессе самой деятельности и деятельности, направленной на достижение объективно значимого и социально  оцениваемого результата.

Это разграничение  игры и труда, в том числе и  учебного труда, является важной особенностью школьного возраста.

     Значение  воображения в младшем школьном возрасте является высшей и необходимой  способностью человека. Вместе с тем, именно эта способность нуждается  в особой заботе в плане развития. А развивается особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. Миронов отмечает,что если этот период воображения специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции [15,33].

     Вместе  с уменьшением способности 

человека фантазировать обедняется личность, снижаются возможности творческого  мышления, гаснет интерес к искусству, науке и так далее.

     Младшие школьники большую часть своей  активной деятельности осуществляют с  помощью воображения. Их игры — плод буйной работы фантазии, они с увлечением занимаются творческой деятельностью. Психологической основой последней также является творческое воображение. Когда в процессе учебы дети сталкиваются с необходимостью осознать абстрактный материал и им требуются аналогии, опоры при общем недостатке жизненного опыта, на помощь ребенку тоже приходит воображение. Таким образом, значение функции воображения в психическом развитии велико.

     Однако, фантазия, как и любая форма  психического отражения, должна иметь  позитивное направление развития. Она  должна способствовать лучшему познанию окружающего мира самораскрытию  и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную  мечтательность, замену реальной жизни  грезами. Для выполнения этой задачи необходимо помогать ребенку использовать свои возможности воображения в  направлении прогрессивного саморазвития, для активизации познавательной деятельности школьников, в частности  развития теоретического, абстрактного мышления, внимание, речи и в целом  творчества. Немов выявил такую особенность: дети младшего школьного возраста очень любят заниматься художественным творчеством.

Оно позволяет ребенку в наиболее полной свободной форме раскрыть свою личность. Вся художественная деятельность строится на активном воображении, творческом мышлении. Эти функции обеспечивают ребенку новый, необычный взгляд на мир [18, с.89].

     Таким образом, нельзя не согласиться с  выводами ученых-психологов, исследователей о том, что воображение является одним из важнейших психических  процессов и от уровня его развития, особенно у детей младшего школьного  возраста, во многом зависит успешность усвоения школьной программы. 

 

Глава II. Практическая экспериментальная работа по выявлению особенностей воображения младших школьников. 

II.1 Диагностическая программа исследования особенностей воображения младших школьников. 

     Цель  экспериментального исследования — практическим путем выявить особенности развития воображения младших школьников.

     В исследовании приняли участие младшие  школьники – учащиеся 2-го класса школы-лицея № 14.

Количество участников — 14 человек. Среди них 7 мальчиков  и 7 девочек, в возрасте от 7 до 9 лет.

     В исследовании были задействованы следующие методы: наблюдение, тестирование и анализ продуктов творческой деятельности детей.( полное содержание методик находится в Приложении 2)

     Методика  №1. Методика исследования особенностей воображения на основе теста Торренса «Неполные фигуры».

     Цель: диагностика развития воображения у детей.

     Данная  методика позволяет достаточно полно  изучить особенности творческого  воображения детей и проследить специфику этого процесса. С точки  зрения Е. Торренса, деятельность творческого  воображения начинается с возникновения  чувствительности к проблемам, недостаткам, отсутствующими элементами, дисгармонии  и т.п., т.е. в условиях дефицита внешней  информации. В данном случае фигуры для дорисовывания и 

соответствующая  инструкция провоцируют появление  такой чувствительности и создают  возможность для многозначного  решения задания. Согласно терминологии Е. Торренса, происходит идентификация  трудностей, возникновение догадок или формирование гипотез относительно недостающих элементов, проверка и перепроверка этих гипотез, их возможное воплощение, что проявляется в создании многообразных рисунков. Данная методика активизирует деятельность воображения, выявляя одно из основных его свойств – видение целого раньше частей. Ребёнок воспринимает предлагаемые тест фигуры в качестве частей каких-либо целостностей и достраивает, реконструирует их.

     Методика №2. «Тест дивергентности мышления» (задачи Гилфорда).

     Цель: определение уровня развития дивергентного мышления.

     Данный  тест направлен на изучение креативности, творческого мышления. Детям предлагается задание, в котором надо найти  применение обыкновенному кирпичу  и консервной банке. Например, в случае с кирпичом – построить жилой  дои, школу, сложить печку, возвести крепостную стену, заделать дыру и все  аналогичные ответы, сколько бы их ни было, относятся к одной категории  и получают один балл.

Необходимо, чтобы  в ответах использовались различные  свойства кирпича. Кирпич – это не только строительный материал. Он имеет  вес, может нагреваться и хранить  тепло или предохранять от нагревания, обладает красящими свойствами и  многими другими. Баллы начисляются именно за разнообразие используемых свойств и функций.

     Методика  №3. «Решение необычных проблем».

     Цель: определение уровня развития воображения.

     Данная  методика направлена на активизацию  преднамеренного пассивного воображения, т.к. детям предлагается описать  предложенную ситуацию.

     Методика  №4. “Четыре скрепки”(О.И. Мотков)

     Цель: определить уровень развития образного воображения.

     Данная  методика предназначена для изучения процессов воображения. Детям предлагается задание, в котором они должны при помощи четырёх скрепок создать  фигуру или какую-либо композицию, а  затем изобразить её на чистом листе (А4).

Каждый рисунок необходимо подписать. 
 

II.2 Анализ результатов исследования особенностей воображения в младшем школьном возрасте. 
 

Данные  диагностики младших школьников приведены в Приложении 3.

     Методика  №1. методика исследования индивидуальных особенностей воображения (по Торренсу). Итак, по результатам данной методики большая часть испытуемых была отнесена ко второму (6 ч-к) и третьему (5 ч-к) уровням развития воображения, что соответствует 42,84% и 35,7%.

     Работы  детей, отнесённых ко 2-му уровню развития воображения характеризуется меньшей  схематичностью изображения, появлением большего числа деталей как внутри основного контура, так и за его  пределами. Для рисунков детей 3-его  уровня характерно возникновение вокруг основного изображения «поля вещей», т.е. предметной оформленности окружающей среды.

     Двое  детей или 14,3% отнесены к 4-му уровню развития воображения. В работах  отмечается широко развернутая предметная среда, дети, превратив тест-фигуру в какой-либо предмет, добавляют  к рисунку все новые и новые  элементы, организуя целостную композицию согласно воображаемому сюжету. И, наконец, один испытуемый был отнесён к 5-му уровню, для работ характерно многократное использование заданной фигуры при построении единой смысловой композиции. К первому и шестому уровням не был отнесён ни один ребёнок.

     Методика  №2 «Тест дивергентности мышления» (задачи Гилфорда).

     Итак, по результатам данной методики большая  часть испытуемых (8 человек) была отнесена к низкому уровню развития творческого  мышления, что соответствует 57.12%. К  среднему уровню отнеслись 4 ребёнка  или 28.6%, и, соответственно 2-е учеников достигли высокого уровня развития творческого  мышления (14.3%).

     Методика  №3 «Решение необычных проблем»

     Итак, по результатам данной методики большая  часть испытуемых (10 человек) была отнесена к высокому уровню развития воображения, что соответствует 71. 4%. к среднему и низкому отнеслись по 2 человека или по 14.3%.

     Методика  №4 “Четыре скрепки” (О.И. Мотков). Итак, по результатам данной методики большая часть испытуемых (10 человек или 71.4%) отнесена к среднему уровню развития воображения. По два ученика попали в первый и третий уровень.

Выводы  по результатам исследования.

     Итак, особенности воображения детей  младшего школьного возраста заключаются  в следующем:

     — исходя из результатов теста  Е.Торренса, мы видим, что дети  младшего школьного возраста  достигают 4-го уровня развития  воображения (2 человека): в продуктах  творческой деятельности младших  школьников появляется широко  развернутая предметная среда,  дети добавляют к рисунку все новые и новые элементы, организуя целостную композицию согласно воображаемому сюжету; а также 5-го уровня развития воображения достиг один ребёнок: в продуктах творческой деятельности уже характерно многократное использование заданной фигуры при построении единой смысловой композиции, а возможность многократного использования теста-фигуры, как внешнего стимула при создании образа воображения, свидетельствует о пластичности воображения, более высоком уровне сформированности его операциональных компонентов;

     — исходя из результатов теста  Гилфорда, мы выяснили, что у детей  в данном возрасте дивергентное  мышление ещё не сформировано  – из общей выборки (14 человек)  не справились с заданием 8 учеников.

     — исходя из полученных результатов  по четвёртой методике (4 скрепки), мы выяснили, что образное воображение  на высоком уровне развито  у двух человек и у двух  человек оно развито на низком  уровне. Большая часть выборки,  по результатам проведения методики, соответствует среднему уровню  развития образного воображения.

       Исходя из результатов, полученных  по результатам методики «решение  необычных проблем», мы приходим  к выводу, что у детей данной  группы уровень воображения на  высоком уровне развит у 10 человек,  что составляет 71.4% от общей выборки.  Два человека относятся к высокому  и низкому уровням.

     По  результатам исследования был создан комплекс игр и упражнений, направленных на развитие воображения у детей  младцего школьного возраста (см. Приложение 4)

 

     Заключение. 

     Итак, воображение является особой формой человеческой психики, стоящей отдельно от остальных психических процессов  и вместе с тем занимающей промежуточное  положение между восприятием, мышлением  и памятью. Специфичность данной формы психического процесса заключается  в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и  странным образом связано с деятельностью  организма, будучи в то же самое время  самым «психическим» из всех психических  процессов и состояний. Воображение  представляет собой особую форму  отражения, которая заключается  в создании новых образов и  идей путем переработки имеющихся  представлений и понятий.

     Развитие  воображения идет по линиям совершенствования  операций замещения реальных предметов  воображаемыми и воссоздающего  воображения. Воображение из-за особенностей ответственных за него физиологических  систем в определенной мере связано  с регуляцией органических процессов  и движения.

     Проведено исследование воображения как творческого  процесса. Воображение является особой формой человеческой психики, стоящей  отдельно от остальных психических  процессов и вместе с тем занимающей промежуточное положение между  восприятием, мышлением и памятью. Специфичность данной формы психического процесса заключается в том, что  воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом  связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым «психическим» из всех психических  процессов и состояний. Последнее  означает, что ни в чем другом, кроме воображения, не проявляется  идеальный и загадочный характер психики. Можно предполагать, что  именно воображение, желание его  понять и объяснить, привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его стимулировать в наши дни. Воображение представляет собой особую форму отражения, которая заключается в создании новых образов и идей путем переработки имеющихся представлений и понятий. Развитие воображения идет по линиям совершенствования операций замещения реальных предметов воображаемыми и воссоздающего воображения. Воображение из-за особенностей ответственных за него физиологических систем в определенной мере связано с регуляцией органических процессов и движения.

Глава II. Практическая экспериментальная работа по выявлению особенностей воображения младших школьников

Цель экспериментального исследования — практическим путем выявить особенности развития воображения младших школьников.

В исследовании приняли участие младшие школьники – учащиеся 2-го, 3-го, 4-го классов ГУО «Яновская ДССШ им. Н,Л,Цурана Сенненского района». Количество участников — 21 человек. Среди них 10 мальчиков и 11 девочек, в возрасте от 7 до 9 лет.

В исследовании были задействованы следующие методы: наблюдение, тестирование и анализ продуктов творческой деятельности детей.

В исследовании были задействованы следующие методики.

Методика №1. Методика исследования особенностей воображения на основе теста Торренса «Неполные фигуры».

Цель: диагностика развития воображения у детей.

Данная методика позволяет достаточно полно изучить особенности творческого воображения детей и проследить специфику этого процесса. С точки зрения Е. Торренса, деятельность творческого воображения начинается с возникновения чувствительности к проблемам, недостаткам, отсутствующими элементами, дисгармонии и т.п., т.е. в условиях дефицита внешней информации. В данном случае фигуры для дорисовывания и соответствующая инструкция провоцируют появление такой чувствительности и создают возможность для многозначного решения задания. Согласно терминологии Е. Торренса, происходит идентификация трудностей, возникновение догадок или формирование гипотез относительно недостающих элементов, проверка и перепроверка этих гипотез, их возможное воплощение, что проявляется в создании многообразных рисунков. Данная методика активизирует деятельность воображения, выявляя одно из основных его свойств – видение целого раньше частей. Ребёнок воспринимает предлагаемые тест фигуры в качестве частей каких-либо целостностей и достраивает, реконструирует их.

Методика №2. «Тест дивергентности мышления» (задачи Гилфорда).

Цель: определение уровня развития дивергентного мышления.

Данный тест направлен на изучение креативности, творческого мышления. Детям предлагается задание, в котором надо найти применение обыкновенному кирпичу и консервной банке. Оценке подлежит не просто общее количество предложенных вариантов, а только варианты, принципиально различные по функции или по используемому свойству. Например, в случае с кирпичом – построить жилой дои, школу, сложить печку, возвести крепостную стену, заделать дыру и все аналогичные ответы, сколько бы их ни было, относятся к одной категории и получают один балл. Необходимо, чтобы в ответах использовались различные свойства кирпича. Кирпич – это не только строительный материал. Он имеет вес, может нагреваться и хранить тепло или предохранять от нагревания, обладает красящими свойствами и многими другими. Все предложения использовать консервные банки, чтобы переносить воду, хранить мелкие предметы, кормить кошек, держать червей для рыбалки и пр. , где банка используется как ёмкость, тоже относятся к одной функции и оцениваются в один балл. Баллы начисляются именно за разнообразие используемых свойств и функций.

Методика №3. «Решение необычных проблем».

Цель: определение уровня развития воображения.

Данная методика направлена на активизацию преднамеренного пассивного воображения, т.к. детям предлагается описать предложенную ситуацию.

Методика №4. “Четыре скрепки” (О.И. Мотков)

Цель: определить уровень развития образного воображения.

Данная методика предназначена для изучения процессов воображения. Детям предлагается задание, в котором они должны при помощи четырёх скрепок создать фигуру или какую-либо композицию, а затем изобразить её на чистом листе (А4). Каждый рисунок необходимо подписать.

Тест альтернативного использования | Creative Huddle

СОДЕРЖАНИЕ

Тест на альтернативное использование, разработанный Дж. П. Гилфордом в 1967 году, предлагает вам придумать как можно больше вариантов использования простого предмета, например кирпича, обуви или скрепки. Тест обычно ограничен по времени. Практика этого широко используемого теста на дивергентное мышление поможет вам развить способность мыслить творчески. Почему бы не попробовать это на себе! Возьмите объект, дайте себе ограничение по времени, например две минуты, и попытайтесь придумать как можно больше альтернативных вариантов использования этого объекта.

Чтобы дать вам пример, ниже приведены некоторые альтернативные варианты использования кирпича:

  • Ступенька
  • Пресс-папье
  • Средство для дайвинга

Тест измеряет дивергентное мышление, так как он ищет участника, чтобы генерировать много идей. Это контрастирует с большинством традиционных экзаменов, которые сосредоточены на конвергентном мышлении, то есть на нашей способности найти единственное правильное решение проблемы. Результаты теста оцениваются по четырем подкатегориям:

  • Беглость — количество альтернативных вариантов использования, которые вы можете придумать;
  • Оригинальность – насколько необычны эти способы использования – свидетельство «иного мышления»;
  • Гибкость – диапазон идей в различных областях и категориях;
  • Проработка – уровень детализации и развития идеи

Вы оцениваете результаты теста на основе ряда критериев, первым из которых является количество использований объекта. Затем вы можете оценить каждое использование с точки зрения того, насколько хорошо оно работает в подкатегориях.

Пройди тест

Почему бы тебе не попробовать это самому? Вы, вероятно, обнаружите, что ваше использование становится более творческим и оригинальным, чем дольше вы продолжаете.

Все, что вам нужно, это немного бумаги и ручка, а также что-то, с чем можно провести время. Дайте себе по две минуты на каждый предмет и перечислите столько возможных вариантов его использования, сколько сможете придумать. Ниже перечислены три объекта — попробуйте каждый и обязательно уложитесь в отведенное время.

  • Мяч для пинг-понга
  • Деревянная дощечка
  • Скрепка

Самостоятельная разметка теста немного сложнее. Если рядом никого нет, постарайтесь оценить свои ответы в соответствии с критериями, которые мы перечислили ранее, и будьте максимально честными. Помните, что они беглость, оригинальность, гибкость и проработка. Во-первых, поставьте себе десять баллов за беглость речи (сколько вы придумали?), а затем отметьте каждый ответ по трем другим атрибутам. Невозможно, вы все еще можете получать огромное удовольствие, видя, как много идей вы придумываете. Если вы хотите получить действительно точные результаты, лучше всего обратиться к опытному специалисту для проведения теста. Тем не менее, занятия дома — это отличный способ улучшить свои разнообразные творческие навыки, и вы обнаружите, что ваша способность генерировать новые решения улучшается по мере того, как вы продолжаете.

Когда используется тест?

Этот тест сегодня часто используется в исследованиях креативности — например, в недавнем исследовании участников просили подумать об альтернативных вариантах использования шариков для пинг-понга. Рассматриваемое исследование, целью которого было выяснить, проявляют ли люди больше творчества в грязной офисной среде, получило широкое освещение в СМИ:

  • The Telegraph: наличие беспорядка на столе делает вас «более креативным» Изучите советы о том, что мы более креативны
  • The New York Times: Что о вас говорит беспорядок на столе

Интересно, что исследование показало, что работа за грязным столом может стимулировать и поощрять творческое мышление! (Его также можно использовать в качестве удобного предлога, когда вас ругают на работе за нечистоплотность. )

Выводы

Тест альтернативного использования — отличный способ измерить дивергентное творческое мышление. В отличие от тестов конвергентного мышления, таких как тест RAT, этот тест показывает, как мы можем генерировать широкий спектр ответов и решений для одной проблемы.

Способность выдвигать новые идеи — это отличный навык в современной экономике, основанной на идеях, и выполнение этого теста поможет вам развить способность мыслить творчески.

Помпон Скрепка Закладка | Учебник «Сделай сам»

обновлено Учебники по проектам

Оставить комментарий к записи Pom Pom Paperclip Закладка | Учебное пособие «Сделай сам»

Делиться — значит заботиться!

2052 акции

  • Share
  • Tweet

Недавно я купил коробку скрепок, из которых хотел сделать поделку. Я видел симпатичные маленькие украшенные скрепки, используемые в качестве закладок или маркеров для журналов, поэтому мне захотелось сделать что-то свое. Поэтому я начал мозговой штурм, чем я мог бы украсить скрепки. И поскольку я очень ЛЮБЛЮ помпоны, неудивительно, что это была одна из первых вещей, которые я придумала. Итак, я собираюсь начать с закладки из скрепки с помпоном.

В ближайшем будущем у меня появятся еще несколько закладок из скрепок, которые я уже сделал. У меня также есть еще несколько идей, которые я хотел бы реализовать в какой-то момент. Надеюсь, в будущем они также станут учебниками.

Что вам понадобится для этого проекта

Примечание. Этот пост может содержать партнерские ссылки, что означает, что если вы нажмете на ссылку и совершите покупку, я могу получить небольшую комиссию без каких-либо дополнительных затрат для вас. Для получения дополнительной информации см. мое раскрытие информации.

пряжа

POM POM Maker

Paperclip

Ножницы

Горячий клейкий пистолет

Hot Got Gute Sticks

Как сделать Pom Pom Pom Pap Paperclip закладка

Шаг 1: Make Pom Pom

33333 3 9000 2 9000 2 9000 2

9000 2 9000 2 9000 2 9000 2 9000 2 9000 2 9000 2 9000 2

  • наш помпон. Есть несколько разных способов сделать помпон, и вы можете использовать любые цвета и стили, которые вам нравятся, но в этом уроке я буду делать это просто. Поэтому я буду использовать пряжу двух цветов, чтобы сделать разноцветный помпон.

    Для начала соберите пряжу, которую собираетесь использовать, и устройство для изготовления помпонов. Вы можете использовать как купленный в магазине, так и сделать его самостоятельно. Лично у меня были наилучшие результаты с помощью этого производителя помпонов от Clover.

    Этот бренд производит несколько помпонов разных размеров, что очень удобно, если вам нужны помпоны разного размера. Для этого проекта я использую помпон небольшого размера, который в конечном итоге становится шириной чуть больше дюйма.

    Если вам нужно немного больше инструкций о том, как использовать этот тип устройства для изготовления помпонов, у меня есть полное руководство, которое можно найти, нажав здесь. Если этот метод «сделай сам» вам не по душе, вы также можете получить помпоны аналогичного размера, используя либо вилку, либо два пальца. Посмотрите мастер-класс по помпонам с вилкой, нажав здесь, или учебник по помпонам для пальцев, нажав здесь.

    В качестве цветов пряжи я выбрала розовый и фиолетовый и хочу, чтобы цвета были равномерно распределены. Итак, я собираюсь взять концы пряжи обоих мотков и обернуть устройство для изготовления помпонов обоими цветами одновременно.

    Отсюда следуйте инструкциям выбранного вами метода изготовления помпонов своими руками, пока вы не разрежете петли и не сделаете помпон. Независимо от метода, на этом этапе он должен выглядеть примерно так:

    Не волнуйтесь, если ваш помпон выглядит немного лохматым и неровным. Все это будет исправлено на следующем шаге.

    Шаг 2: Обрежьте помпон

    Скорее всего, ваш помпон нужно немного подстричь, прежде чем вы сможете назвать это завершенным. Просто возьмите ножницы и обрежьте пряжу, пока помпон не станет вам по вкусу.

    Если вы хотите красивый плотный помпон, не откладывайте этот шаг. Вы можете быть удивлены, сколько пряжи вы можете на самом деле обрезать.

    При подравнивании следите за тем, чтобы не обрезать две длинные нити, которыми вы связывали помпон вместе. Они понадобятся вам на следующем этапе, чтобы прикрепить помпон к скрепке.

    Когда ваш помпон станет таким, как вам нравится, у вас, вероятно, будет большая куча пуха, например: везде, если вы не будете осторожны.

    Шаг 3. Привяжите помпон к скрепке

    Возьмите скрепку и решите, с какой стороны вы хотите ее привязать. Я предпочитаю, чтобы скрепка была обращена внутренней петлей вниз. Таким образом, вы можете прикрепить его к страницам книги или чему-либо еще. Однако это полностью зависит от вас.

    Используя две длинные нити пряжи, привяжите их к верхней части скрепки, сделав несколько узлов, чтобы они были надежно закреплены. Как бы туго вы их ни завязывали, помпон все равно будет немного скользить. Чтобы полностью закрепить его, осторожно капните каплю горячего клея на помпон там, где он соприкасается со скрепкой. После того, как клей высохнет, он вообще не должен двигаться.

  • Добавить комментарий