Методика ддч: Методика исследования личности ребенка «Дом-дерево-человек»

Содержание

Методика Бука: дом, дерево, человек

Любите ли вы рисовать? А если да, тогда что вы обычно предпочитаете изображать? И знаете ли вы, что рисунок может быть вашим… автопортретом? И это не только в случае, если вы нарисовали собственно автопортрет.

Даже если вы нарисуете совершенно абстрактного человека, это может очень многое рассказать о вас. И даже дом или дерево, нарисованные вашей рукой, дадут вам намного более подробную характеристику, чем вы можете себе представить.

На этом построена методика «Дом, дерево, человек» Дж. Бука, о которой сегодня и пойдет речь. А чтобы узнать себя лучше, рекомендуем пройти нашу программу «Самопознание».

Методика Бука: немного истории

Методику «Дом, дерево, человек» разработал Дж. Бук в 1948 году. Это так называемая «проективная методика», когда результаты теста проецируются на испытуемого и на их основе делаются выводы о психологических особенностях и личностных качествах человека.

Американский клинический психолог Джон Бук (1906-1983) внес самый непосредственный и основополагающий вклад становление клинической психологии в США в целом и штате Вирджиния в частности.

Он работал в первой экзаменационной комиссии по сертификации клинических психологов в штате Вирджиния, которую затем возглавил лично. Джон Бук публиковал свои исследования во многих научных журналах, выступал в университетах как приглашенный лектор.

Его достижения заслуживают особого внимания еще и потому, что сам Бук страдал параличом нижних конечностей, что, конечно, затрудняло его работу и поездки с лекциями. Кроме того, как утверждают биографы, Бук не имел формального диплома о высшем образовании и предпочитал теории практику.

Больше подробностей о его жизни можно узнать из биографического обзора, вышедшего к 10-летию с момента его смерти John N. Buck (1906-1983): did he practically establish clinical psychology in Virginia? («Джон Н. Бук (1906-1983): он практически установил клиническую психологию в Вирджинии?») [F. Rowe, W. Crews, F. Finger, 1993].

Методика «Дом, дерево, человек» Дж. Бука: в чем суть?

Свою методику Бук изложил в книге The House-Tree-Person Technique (в переводе на русский «Техника Дом-Дерево-Человек»), несколько раз переизданной уже после его смерти [J. Buck, 2019]. Эта работа переведена на многие языки и адаптирована для восприятия людей с учетом разнообразия культурных и языковых традиций.

В частности, русскоговорящей аудитории можно порекомендовать работу «Психологические рисуночные тесты. Методика “Дом-Дерево-Человек”», где многие сложные вещи объяснены простым языком [С. Семенова, 2014]. Итак, в чем же суть методики Бука?

Методика «Дом, дерево, человек» Дж. Бука (сокращенно ДДЧ) подходит и детям, и взрослым. Такая универсальность методики объясняется ее простотой, потому что рисовать людей, дома и деревья пробовали практически все.

Пользоваться линейкой, циркулем или еще какими-либо вспомогательными приспособлениями нельзя, потому что в рисунке самым главным является его естественность. Для прохождения теста испытуемым предоставляется сложенный пополам белый лист бумаги, где на лицевой части указываются личные данные участника испытания, а остальные три странички отводятся под рисунки.

Рисовать нужно простым карандашом, для чего выдаются простые карандаши с показателем жесткости 2. Джон Бук считал, что именно этот показатель жесткости карандаша наиболее точно отражает моторный контроль испытуемого, а потому полученный с помощью карандашей-«двоек» рисунок является наиболее информативным. Уточним, что на сегодняшний день применяется маркировка карандашей от 9H (самого твердого) до 9B (самого мягкого).

В ходе исследования разрешено стирать первоначальный рисунок и перерисовывать его любое количество раз, для чего испытуемым выдают ластик (стирательную резинку – пояснение для регионов, где не используется слово «ластик»).

Заметим, что оригинальный тест Бука многократно подвергался заимствованиям и модернизации в рамках исследований, проводившихся его коллегами, причем в самых разных аспектах. Так, многие психологи считают более информативным объединение изображения дома, дерева и человека на одном рисунке в единую сюжетную линию:

А многие считают важным не только собственно изображение, контуры и нажим на карандаш, но и выбор цвета, и потому предлагают испытуемым пользоваться любыми цветными карандашами

на выбор:

Испытуемым отводится на рисование столько времени, сколько им требуется, при этом всех предупреждают, что это не тест на художественные способности.

В свою очередь, экспериментатор наблюдает за процессом и фиксирует все паузы, высказывания, комментарии испытуемого по поводу задания, а также суммарное время, в течение которого был выполнен каждый рисунок из заданной триады.

Считается принципиально важным зафиксировать, начал ли испытуемый рисовать сразу, как только получил бумагу, карандаши, ластик и инструктаж, или же сначала обдумал задания, а уже потом принялся рисовать. Кроме того, для успеха исследования и получения релевантных результатов нужно фиксировать последовательность изображения всех деталей каждого рисунка.

Итоговая запись по рисунку может иметь следующий вид:

  • Пауза для обдумывания 20 секунд.
  • Фасадная стена дома.
  • Боковая стена дома.
  • Крыша.
  • Печная труба на крыше.
  • Дым из трубы с комментарием «Пусть будет дым».
  • Окно сбоку.
  • Окно на фасаде справа.
  • Окно на фасаде слева.
  • Входная дверь.
  • Ступеньки у двери с комментарием «Думаю, что двух ступенек хватит».
  • Дорожка, ведущая к двери.
  • Общее время выполнения рисунка 4 минуты 15 секунд.

Примерно так будут выглядеть итоговые записи и по рисункам с деревом и человеком. При этом важно фиксировать не только общие черты рисунка, но и мелкие детали, если таковые имеются. Например, настежь открытая дверь в дом, открытые окна, разбитые окна, плоды на дереве (яблоки, груши, прочее), мертвые ветки на дереве, трещины и прочие повреждения на стволе дерева.

Когда испытуемый закончит все три рисунка, экспериментатор начинает так называемый «пост-рисуночный опрос» по заранее заданному опроснику из 64 вопросов. Опросник имеет, условно говоря, «спиралеобразную» структуру, когда разные по степени детализации вопросы нацелены на то, чтобы получить максимально релевантную информацию относительно какой-либо характеристики человека.

Вопросы составлены так, чтобы слегка «запутать» испытуемого и он не уловил связи между ранее заданными и последующими вопросами, не «циклился» на ранее данных ответах и чувствовал себя максимально свободно. Прямые конкретные вопросы чередуются с более абстрактными, при этом опросник не является некой догмой.

В случае, когда ответ на вопрос самоочевиден, экспериментатор может его пропустить. Или наоборот дополнить опросник своими вопросами, если ему покажется целесообразным уточнить какие-то интересные и нестандартные детали рисунка.

Так, исследователи часто пропускают вопрос «Это мужчина или женщина?» применительно к изображению человека, если и так понятно, кто это. Зато практически всегда задают вопросы, на которые, глядя на рисунок, не всегда может ответить даже сам рисовавший:

  • Сколько лет этому человеку?
  • Кто этот человек?
  • Где он находится?
  • О чем думает?
  • О ком думали вы, когда рисовали этого человека?

Еще интереснее выглядит опросник для рисунка с деревом. Испытуемый должен сказать, что это за дерево, сколько ему примерно лет, где оно растет, живое оно или мертвое, причем с указанием того, как именно это можно понять по рисунку.

Есть в опроснике и весьма запутанные вопросы. Так, предлагается найти сходство дерева с мужчиной или женщиной и пояснить, почему это так. Считается, что ответы на этот и прочие вопросы раскрывают многие грани личности и психологические характеристики человека.

Само собой, экспериментаторам предписано обращать внимание на любые нестандартные детали рисунка. В первую очередь на такие, которые носят разрушительный характер, как то: битые стекла, дырявая крыша, сломанные ветки, разрушенный дымоход.

Эти все нюансы позволяют детализировать характеристику испытуемого и составить максимально полный психологический портрет. Так что интерпретация результатов теста является, пожалуй, самой главной и самой интересной частью тестирования.

Методика Бука: интерпретация результатов

Итак, как же интерпретировать результаты теста по методике Бука? Прежде, чем начнем изучать интерпретацию, напомним, что методика «Дом, дерево, человек» разработана Дж. Буком в 1948 году. И, разумеется, тогдашний образ жизни и традиции строительства отразились и в опроснике, и в рекомендациях по интерпретации.

Так, разработчик теста считает отсутствие дымовой трубы на рисунке симптомом нехватки душевной теплоты, а спрятанную или почти невидимую трубу интерпретирует как избегание эмоций.

В 40-е годы практически все частные дома имели печное отопление, поэтому такой подход был обоснован. Однако сейчас рисунок без трубы обусловлен, скорее, тем, что человек не видел такие дома «живьем», а в домах с автономным паровым отоплением дымоход попросту не нужен. Так что дом без трубы может свидетельствовать не о проблемах личности, а об отсутствии соответствующего визуального опыта.

Однако многие рекомендации по интерпретации результатов можно считать актуальными и сегодня. Наиболее информативным элементам рисунка присваивают заданное количество баллов, а по сумме баллов можно будет определить, насколько выражена у человека та или иная характеристика.

Разумеется, в первую очередь психологов интересуют характеристики, представляющие опасность для окружающих и затрудняющих адаптацию индивида в обществе. И, конечно же, никакой результат теста не является приговором или диагнозом.

Любые результаты требуют своего уточнения, однако стоит задуматься в случае, если в рисунке встречается сразу несколько элементов, указывающих на враждебность, агрессивность, конфликтность и негативизм.

К примеру, признаком враждебности считается отсутствие на рисунке окон в доме, изображение замочной скважины или замка на двери, острые пальцы и пустые глазницы у человека, крона-«клубок» у дерева либо дерево, нарисованное у самого края листа, предназначенного для изображения:

На конфликтность испытуемого может указывать отказ выполнять одно из трех зданий на рисование или перерисовка рисунка. Собственно на изображении психологов может насторожить перспектива снизу, раздвоенное дерево, слишком четко подчеркнутая талия у человека:

На избыточную агрессивность указывают слишком четко прорисованные ноздри, зубы, большой размер пальцев, острые углы и штриховка «от себя», а также слишком густая листва и изображение оружия на рисунке:

Признаком негативизма считаются сжатые кулаки, непропорционально длинные или широко расставленные ноги, одномерная перспектива боковой стены:

Такого рода интерпретации наводят на мысль, что профессия художника весьма опасна. Практически каждого хорошо рисующего человека можно заподозрить в любом из вышеперечисленных грехов. Особенно тех, кто рисует портреты и пейзажи, хотя они в большинстве случаев используют натуру, и вряд ли с их стороны будет корректно «кромсать» оригинал под некие «идеальные ожидания».

Самым безобидным в этом плане можно считать импрессионизм с его отказом от четкого контура, минимизацией использования черного цвета, техникой нанесения краски короткими мазками. К слову, вы будете лучше разбираться в искусстве в целом и живописи в частности, если пройдете наш бесплатный курс «История искусства».

Не менее интересно, относятся ли все эти «подозрения» во враждебности и агрессивности к фотографам, выбирающим нестандартный ракурс. Например, перспективу снизу:

Другими словами, хорошо, что люди творчества не слишком склонны обращать внимание на мнение окружающих и не боятся эпатировать публику своим творчеством. Если бы все слушали врачей, психологов и психиатров, ничего интереснее ракурса как для фотографии на паспорт мы бы никогда не увидели.

А все пейзажи и виды домов выглядели бы примерно одинаково. Никаких раздвоенных стволов деревьев, чтобы не быть заподозренным во враждебности, никаких хищников с острыми клыками, чтобы не заподозрили в конфликтности, и боже упаси нарисовать дерево с округлой кроной, напоминающей клубок, если не хотите показаться агрессивным.

Впрочем, психологи на то и психологи, чтобы выявлять все, что может мешать человеку и окружающим его людям, помогать справляться со своими проблемами, корректировать искажения в восприятии окружающей действительности. И именно поэтому большинство пояснений к опросникам делает акцент в первую очередь на тревожащих и настораживающих признаках.

Как говорится в известном анекдоте про контрольное захоронение, когда лежащий в гробу налоговый инспектор успел схватить за руку гробовщика, потянувшегося за купюрой в кармане инспектора, «у вас своя работа, а у нас своя». Тем, кто забыл концовку анекдота, напомним, что этот старательный налоговый инспектор был похоронен, несмотря на его отчаянное сопротивление.

Но, вернемся к нашим баранам… в смысле, к психологам. На что еще обращает внимание методика «Дом, дерево, человек» Дж. Бука? Давайте разберем по каждому из трех рисунков.

Дом:

  • Старый и развалившийся – соответствующее восприятие испытуемым самого себя.
  • Расположенный вдалеке – испытуемый чувствует себя отверженным.
  • Расположенный вблизи – открытость и гостеприимство.
  • Вид сверху и ступени, упирающиеся в стенку без входа – наличие конфликтной ситуации.
  • Акцент на контурах стены – самоконтроль и попытка укрепить связь с реальным миром.
  • Акцент на основе стены – стремление «вытеснить» конфликт.
  • Тонкие контуры стен – ощущение опасности.
  • Боковые и задние двери – отрешенность.
  • Слишком широкие и/или высокие двери – сильная зависимость от мнения окружающих.
  • Узкие и/или невысокие двери – закрытость и некоторая нерешительность.
  • Густой дым из трубы – «напрягающая» ситуация в жизни.
  • Окна распахнуты настежь – склонность к прямолинейности, граничащей с развязностью.
  • Большое количество окон в доме – готовность коммуницировать.
  • Окна закрыты и/или занавешены – проблемы взаимодействия с окружающим миром.
  • Отсутствие занавесок на окнах – нежелание прятать свои эмоции.
  • Окно без стекла – враждебность и отчужденность.
  • Акцент на контурах кровли – склонность к фантазиям как к источнику удовольствий, часто сопровождающаяся тревожным состоянием.
  • Слабо выраженный контур кровли – размышления по поводу ослабления контроля.
  • Сорванная крыша – ощущение, что человеком руководят помимо его воли.
  • Кровля не гармонирует с нижними этажами – плохая личностная организация.

На что еще обращают внимание психологи, разбирая рисунок по методике «Дом, дерево, человек» Дж. Бука? Оказывается, имеет значение расположение рисунка:

  • Рисунок смещен вправо – устремленность в будущее.
  • Рисунок смещен влево – «зависание» в прошлом.
  • Рисунок смещен вверх – завышенные притязания.
  • Рисунок смещен вниз – заниженная самооценка, чувство давления.
  • Рисунок не поместился – нарушение планирующей функции.
  • Рисунок слишком мелкий – повышенная тревожность.

Это что касается изображения дома. Теперь посмотрим, что может привлечь внимание психологов в изображении дерева.

Дерево:

  • Симметрия – стремление сдержать агрессивность.
  • Ветви опущены – пассивность и отказ от усилий.
  • Ветви вверх – энтузиазм и стремление к власти.
  • Ветви в разные стороны – поиск самоутверждения.
  • Листва-сетка – ловкость в избегании проблемных ситуаций.
  • Листва из кривых линий – восприимчивость.
  • Закрытая густая листва – скрытая агрессивность.
  • Ветви нарисованы одной линией – бегство от неприятностей реальности.
  • Пальма – стремление к перемене мест.
  • Заштрихованный ствол – тревога и подозрительность.
  • Ствол из одной линии – неготовность реально смотреть на вещи.
  • Ствол линиями с нажимом – решительность, активность и продуктивность.
  • Ветви не связаны со стволом – уход от реальности.

Кроме того, имеет значение, как рисунок дерева расположен на плоскости листа. Психологи всегда обращают внимание на высоту дерева:

  • Нижняя четверть листа – зависимость и отсутствие веры в свои силы.
  • Нижняя половинка листа – нерешительность как черта личности.
  • 3/4 листа – хорошая адаптивность.
  • Рисунок на весь лист – жажда самоутверждения.

И, наконец, рисунок с изображением человека. Как их трактуют психологи по методике Бука?

Человек:

  • Крупная голова – придает серьезное значение интеллектуальной составляющей.
  • Слишком маленькая голова – переживание неадекватности.
  • Нечетко прорисованная голова – застенчивость.
  • Слишком жирные контуры шеи – стремление к интеллектуальному контролю.
  • Крепкая шея – желание взять под контроль собственное тело.
  • Слишком утонченная шея – склонность к регрессии.
  • Слишком утолщенная и укороченная шея – уступки собственным слабостям, в том числе разрушительным.
  • Угловатые плечи – признак осторожности.
  • Большое туловище – наличие неисполненных желаний.
  • Мелкое туловище – чувство неполноценности.
  • Глаза прикрыты либо спрятаны под полями шляпы – стремление избегать неприятных визуальных воздействий.
  • Совсем маленькие глазки – погруженность в свой внутренний мир.
  • Длинные ресницы – склонность кокетству, желание быть в центре внимания.
  • Волосы сильно заштрихованы – тревога.
  • Волосы не заштрихованы либо изображены как «рамка» вокруг головы – враждебность.
  • Человек на рисунке машет руками – стремление к действию.
  • Руки скрещены на груди – враждебная мнительность.
  • Руки за спиной – нежелание уступать.
  • Руки длинные и мускулистые – человек ощущает потребность быть сильным и ловким.
  • Руки слишком длинные – чрезмерные амбиции.
  • Руки прижаты к телу – неповоротливость и ригидность.
  • Руки очень короткие – неадекватность.
  • Ноги непропорционально длинные – потребность в независимости.
  • Ноги слишком короткие – чувство физической и/или психологической неловкости.
  • Голова в профиль, тело анфас – тревога и потребность в общении.

В данной части теста психологи тоже обращают внимание на расположение фигуры человека на рисунке:

  • Большая фигура – экспансия, тщеславие, высокомерие.
  • Маленькая фигурка – тревога, скованность, эмоциональная зависимость.
  • Очень маленькая фигурка – чувство собственной неполноценности.
  • Недостаток симметрии – ощущение беззащитности.
  • Рисунок у самого края листа – зависимость и неуверенность в своих силах.
  • Рисунок на весь лист – превознесение себя в собственном воображении.

Больше подробностей и пояснений к тесту вы найдете в статье «Методика «Дом, Дерево, Человек» Дж. Бука» [Psylist, 2019]. Рисуйте, изучайте и будьте готовы, если попросят нарисовать и будут изучать вас. Однако вы будете намного лучше готовы к чему угодно, если пройдете нашу программу «Самопознание».

И в заключении хотим напомнить вам, что все тесты и их результаты – это очень большая условность, которая меркнет перед настоящим талантом, одаренностью и неординарностью. Мы желаем, чтобы вас не смущали условные рамки и ограничения, навязываемые не слишком творческими и не очень хорошо образованными людьми. И просим ответить на вопрос по теме статьи:

Ключевые слова:1Самопознание

Проективная методика «Дом.Дерево.Человек»: подробная интерпретация

В статье мы расскажем:

  1. Методика «Дом.Дерево.Человек»: характеристика
  2. Интерпретация рисунка дома
  3. Получите бесплатный анализ рисунка дерева от нашего эксперта Татьяны Кузнецовой
  4. Интерпретация рисунка человека от психолога
  5. Отношение рисунка к листу бумаги
  6. Заключение

Всем известна поговорка, часть которой построить дом, посадить дерево и родить сына. Не случайно, методика «Дом. Дерево. Человек» (ДДЧ) одна из самых востребованных у психологов, использующих проективные методики в своей работе. В статье мы расскажем, что представляет собой проективная методика «Дом.Дерево.Человек», как правильно расшифровывается рисунок.

Методика «Дом.Дерево.Человек»: характеристика

Сама методика предложена Дж.Буком в 1948 году. Она изначально предназначалась для определения уровня интеллектуального развития человека. Но затем разглядели возможность использовать рисунки для получения психологического портрета человека.

Разные модификации методики «Дом. Дерево.Человек» отличаются тем, что предлагается нарисовать их на одном листе одной сценой или на разных листах. Мы будем рассматривать по отдельности.

Напомним, что для рисунка необходимы:

  • бумага нелинованная, белая, выбранного стандарта
  • карандаш простой средней мягкости

Что надо сделать? Нарисовать дом, дерево и человека. Остановитесь и нарисуйте свой рисунок. А затем читайте интерпретацию.

ТРУБА


Увеличить
Из трубы устремляется ввысь густой дым – это говорит, что ребенок внутри напряжен. Тонкая струя дыма говорит о недостатке общения ребёнка с родителями. Труба скрывается и находится вовсе на той стороне крыши, которая на рисунке не видна – ребёнок явно чуждается эмоциональной связи с окружающими, даже с самими родными людьми.

Если ваш ребенок нуждается в психологической коррекции, наши детские психологи будут рады видеть вас и применить свой богатый опыт, чтобы сделать детскую и вашу жизнь более счастливой и гармоничной. Записывайтесь на приём:

  • Позвоните по телефону (с понедельника по субботу с 9:30 до 22 часов)
  • Напишите на email (круглосуточно)
  • Напишите нам через группу Вконтакте: https://vk.com/sdk_pazl

Интерпретация рисунка дома

Возможно три варианта дома:

  • многоэтажное здание обязательно с антенной. Это самый редкий вариант, который человек рисует. Но этот вариант рисуют те, для которых семья имеет чисто номинальное значение. Антенна – обязательный атрибут такого рисунка – признак формальной связи. Интерпретируется наличие антенны, даже если она встречается в других вариантах изображения дома.
  • Традиционный дом – это самый распространенный вариант. Его рисует 90% испытуемых;
  • «экзотика» – это все остальные варианты, которые не подпадают под первые два, например, шалаш, скворечник и тому подобное. Экзотичный вариант рисунка дома свидетельствует о романтизации отношения к семье и сформированности представления о том, что такое дом, что такое семья. Мир семьи важен настолько, что он противопоставляется всему остальному миру.

В качестве иллюстрации экзотичного варианта рисунка дома можно продемонстрировать работу современного польского художника Яцека Йерка.

Необходимые детали, которые должны быть нарисованы:

  • хотя бы одна видимая стена;
  • дверь;
  • окно;
  • крыша;
  • труба.

Надо обращать внимание, если одна из этих деталей отсутствует. Поскольку это тоже является диагностическим признаком.

Смешанные варианты дома

Представлены два варианта домов в смешанном стиле:

  • промежуточный вариант между традиционным и экзотичным домом
  • промежуточный вариант между домом-зданием и традиционным домом

И в том, и в другом случае отдельные признаки интерпретируется, как если бы дом был традиционным.

Обязательные элементы

  • «Домик аутиста» – изображен дом только с одним окном и без двери. Аутичный он в том смысле, что свидетельствует о дефиците у автора рисунка социального взаимодействия и общения.
  • Манифестация «мой дом» – выражены признаки обитаемости: дым из трубы, занавески, цветочки на окне. Значит понятие «мой дом» очень важно и в реальном доме этот человек с трудом потерпит другого хозяина.
  • Дом старый, разваливающиеся– разрушительное отношение к самому себе, аутоагрессия.
  • Дерево закрывает дом – потребность в зависимости и контроле от доминантных родителей или людей исполняющих эту роль.
  • Дом вытянут вверх – слабое чувство реальности.
  • Эффект прозрачной стены – когда она есть, но открыта для зрителей – демонстративное выставление собственной жизни всем на обозрение и потребность во внешнем влиянии на ситуацию в доме, для ее нормализации.

Замечание! Если диагностический признак находится только на одном рисунке, интерпретация ограничивается только темой этого рисунка. Если же тот или иной признак встречается в разных рисунках, неоднократно, то можно говорить о том, что он характеризует личность в целом.

Расположение дома
Другие предметы

Признак: стена

Признак: крыша

Крыша совмещает себе две функции:

  • защитная функция дома
  • сфера фантазии

Все это касается самого дома, семьи, отношения с близкими людьми, но необязательно входящими в понятия «семья» для этого человека

ХарактеристикаИнтерпретация
Толстый контур краяЧрезмерная озабоченность контролем над фантазией, попытка ее обуздать
Крыша обведена черным контуром, который не свойственен всему другому и выбивается из контекстаЭто свидетельствует о фиксации на фантазиях, как источнике удовольствие и обычно такие фантазии вызывают у человека тревогу
Крыша не совпадает по размеру с домомПлохая структура организации личности
Тонкий контур края или его вообще нетЭто переживание ослабления контроля над собственными фантазиями
Сильно прочерчена поверхность крышиСвидетельствует о повышенной тревожности
Наличие карниза его акцентирование ярким контуром или с выходом за контурЭто сильная защитная установка обычно сочетаемая с мнительностью

Труба

ХарактеристикаИнтерпретация
Ее нетОтсутствие психологической теплоты
Труба выделенаПодчёркивание «я мужик», а у женщин возможно нарушение сексуальной роли
Как бы перечеркнута, выглядит прозрачнойПовышенная озабоченность собственной сексуальностью
Труба «с дыркой»Нарушение сексуальной жизни
Что-то другое на крыше кроме трубы, антеннПовышенные защитные качества
С дымомТеплые интимные отношения
Без дымаХолод в интимных отношениях или их отсутствие
Дым выходит вправоПессимизм в оценке прошлых интимных отношений
Дым влевоПессимизм в оценке будущего в интимных отношениях
Дым выходит в обе стороныПатологический дефект чувства реальности
Тоненький дымДефицит теплоты в доме
Несоразмерно большое густой дымВнутренняя напряженность в отношениях

ОКНА


Увеличить
Большие окна – свидетельство открытости ребёнка, его коммуникабельности. У дома много окон? Ребёнок желает больше общения со своими одногодками. Окна занавешены? Ребёнок испытывает затруднения в сфере общения. Окна с решетками – признак закомплексованности ребёнка. Такому ребёнку необходима помощь. Если ребёнок изображает окна лишь на верхних этажах, под самой крышей, а первые этажи остаются пустовать без «глазка в мир» — это свидетельствует о некотором разрыве между действительностью и миром фантазий и чудес.

Интерпретация рисунка человека от психолога

Ирина Александрович – психолог, автор книги «Свободный рисунок: интерпретация и диагностика»

В своей лекции Ирина рассказывает интерпретацию рисунка человека, подробно объясняет на примерах и рисунках реальных людей. А именно вы узнаете, как расшифровываются:

  • Правая и левая стороны;
  • Ноги;
  • Ступни;
  • Руки;
  • Голова;
  • Шея;
  • Плечи;
  • Отсутствие существенных частей тела;
  • Сравнение женской и мужской фигур;
  • Одежда;
  • Позы;
  • Сексуальность.

Интерпретация в видео начинается с 4:00 минуты.

По тому, как изображена фигура человека, можно судить об основных проблемах автора рисунка.

Также стоит отметить, что к рисунку человека психолог может задать серию вопросов. Примерный перечень:

  • Пол и возраст человека;
  • Кто он такой? Чем занимается по жизни?
  • Какие у него страхи есть?
  • Кто для него является значимым человеком?
  • Что для него главное в жизни? В чем он видит счастье?

Эволюция рисунка человека

  • 3-4 года – головастик
  • 4-5 лет – пупок
  • 5 лет – половая дифференциация
  • 5-6 лет – изображение пальцев, ладоней
  • 6 лет – руки с туловищем больше, чем голова
  • 6-7 лет – пуговицы
  • 8 лет – плечи
  • 8 лет – переход к двумерному изображению с перспективой

Расшифровка рисунка дерева

Дерево символизирует жизненные силы развития человека.

Существенные детали:

  • Ствол;
  • Больше одной ветки.

Есть два варианта дерева, когда сразу можно понять, что человек не желал проходить этот тест. Такими вариантами являются:

  • Рисунок елки в виде палок;
  • Рисунок новогодней елки.

Разница между ними лишь в демонстрации настроения, которое вызывает эта тема. В первом случае – депрессивная, во втором – нарочито радостная.

Пример

не умею рисовать. От слова совсем. Никакого пространственного воображения.

В рамках марафона я нарисовала вот такую картинку. И хотя я всегда жила в многоквартирных домах, понятие «дом» ассоциируется у меня с такой небольшой избушкой, с чердаком или вторым этажом и балкончиком. А вот и ответы на вопросы:

1. Домик стоит у леса (хвойного), на окраине деревни. 2. Дом снаружи небольшой, а внутри очень просторный и уютный, имеет много комнат, можно даже заблудиться. Каждый гость может найти себе уединенный уголок. 3. В нем живет старенькая бабушка, добрая, мудрая и уютная. И когда тебе требуется отдохнуть или подумать, ты приходишь к ней. Или просто прячешься от мирской суеты. 4. Стоит на окраине деревни где-то в Центральной России, а за забором лес, обязательно хвойный. 5. У него есть балкончик на втором этаже. На нем хорошо сидеть и любоваться лесом. 6. Есть и захламленная кладовка, куда складываются временно ненужные вещи. Там тесно и неуютно.

Отношение рисунка к листу бумаги

ХарактеристикаИнтерпретация
Занимает маленькую площадьЧувство неполноценности. Человек хочет избежать реальную жизнь
Занимает всю страницуСильная фрустрация, вызванная ограничивающими воздействиями окружающей среды, враждебность, раздражительность
Забор вокруг домаСтремление к изоляции, защите от внешнего мира
В центреНезащищенность, не умение приспособиться к окружающей среде
СлеваНостальгическое настроение, акцент на переживания, которые были в прошлом, ориентир только на опыт прошлого
СправаСтремление приблизить будущее, неудовлетворенность нынешним положением, жажда изменений к лучшему
ВнизуНеуверенность в себе, нерешительность, не заинтересованность в повышении своей значимости
ВверхуДовольно высокая самооценка, недовольство своим положением в обществе, ощущение недостатка признания со стороны окружающих

Читайте также:

С чего начинается сексуальная удовлетворенность Принципиальные отличия женского оргазма от мужского Методы выхода из депрессии Фобии в нашей жизни Нейрогенные копулятивные дисфункции у мужчин Сексуальная несовместимость. Как сохранить сексуальную гармонию в отношениях Как предупредить проблемы психического здоровья детей Диссоциальное расстройство личности – социопатия Ребенок заикается — что делать родителям? Популярные статьи Неурядицы в семье: из практики западных специалистов Психологический тест для детей «ДОМ» Нужны ли диалоги в постели?

Как с помощью теста определить свой внутренний мир?

Популярным тестом, с помощью которого можно оценить себя со стороны, является рисунок «твой внутренний мир». Чтобы увидеть эмоциональную сторону мозга, необходимо делать нечто не логическое, перестав думать об этом. На бумаге будут спроэцированы злость, радость, другие переживания.

Перед прохождением теста необходимо успокоиться. В помещении не должно быть посторонних людей. Пошаговая инструкция проведения теста:

  1. Взять чистый лист бумаги, карандаш или ручку.
  2. Разделить листок на 4 равных части, каждую из которых пронумеровать по центру.
  3. На первой части по центру поставить точку, на втором — прямоугольник, на третьем — знак «=», четвертый оставить чистым.
  4. Успокоиться, постараться освободить свой разум от ненужных мыслей.
  5. После освобождения разума нарисовать то, что приходит первым на ум. Этими рисунками заполнить три квадрата. Изображения должны быть простыми, чтобы на заполнение трех секторов ушло не более 10 секунд.
  6. В 4 зоне нарисовать лодку, плывущую по волнам. Она должна быть простой, без сложных форм.

Выявление черт характера по тесту «Выбери фигуру»

Психологический тест, который можно проводить самостоятельно или с помощью психолога. Заранее необходимо нарисовать 4 рисунка на отдельных листах. Это круг, треугольник, прямоугольник, квадрат, зигзаг. После этого пациенту нужно выбрать наиболее привлекательную для него фигуру, остальные расположить по убыванию.

Расшифровка результата:

  1. Если квадрат стоит на первом месте — человек трудоголик. Он доводит любое начатое дело до конца. Индивид имеет отличную память, работает ответственно. Уделяют больше внимания работе, развитию.
  2. Если треугольник стоит на первом месте — человек властный, лидер. Отличаются силой, смелостью, умением решать любые спорные ситуации, сложные моменты. Не признает собственные ошибки, всегда считают себя правыми. Чужое мнение такого индивида не волнует.
  3. Если на первом месте стоит круг — человек стремится к обретению гармонии. Создает вокруг себя приятную атмосферу, общителен, заботлив. Умеет помогать всем, независимо от ситуации, выслушает в трудный момент.
  4. На первом месте стоит прямоугольник — личность постоянно меняет свои взгляды, предпочтения. Нельзя заметить последовательность действий, выделить закономерность. Разгадать до конца такого человека невозможно. Не прекращает искать что-то лучшее, недовольны тем что имеет.
  5. Если на первом месте стоит зигзаг — это творческая натура. Наивный, добрый, легко поддается внушению.

Врожденный вывих (дисплазия) тазобедренного сустава (DDH) — OrthoInfo

Бедро представляет собой шаровидный сустав. В нормальном бедре шар на верхнем конце бедренной кости (бедренной кости) плотно входит в гнездо, которое является частью большой тазовой кости. У младенцев и детей с дисплазией развития (вывихом) тазобедренного сустава (ДДТ) тазобедренный сустав не сформировался нормально. Шарик не закреплен в гнезде и может быть легко вывихнут.

Хотя DDH чаще всего присутствует при рождении, она также может развиться в течение первого года жизни ребенка. Недавние исследования показывают, что дети, чьи ноги туго запеленаны, а бедра и колени выпрямлены, подвергаются значительно более высокому риску развития DDH после рождения. Учитывая популярность пеленания, родителям важно научиться безопасно пеленать своих детей и понимать, что неправильное пеленание может привести к таким проблемам, как DDH.

Во всех случаях DDH лунка (вертлужная впадина) неглубокая, а это означает, что головка бедренной кости (бедренной кости) не может плотно войти в лунку. Иногда растягиваются связки, удерживающие сустав на месте. Степень расшатывания или нестабильности тазобедренного сустава у детей с DDH различается.

  • Вывих. В наиболее тяжелых случаях DDH головка бедренной кости полностью выходит из суставной щели.
  • Подвижный. В этих случаях головка бедренной кости лежит внутри вертлужной впадины, но ее можно легко вытолкнуть из вертлужной впадины при физикальном обследовании.
  • Подвывих. В легких случаях DDH головка бедренной кости просто болтается в гнезде. Во время физического осмотра кость может перемещаться внутри лунки, но не смещается.

( Левый ) В нормальном тазобедренном суставе головка бедренной кости плотно прилегает к тазобедренному суставу. ( справа ) В тяжелых случаях DDH бедренная кость полностью выходит из тазобедренного сустава (вывихнута).

В Соединенных Штатах примерно 1–2 ребенка на 1000 рождаются с DDH. Педиатры проводят скрининг на DDH при первом осмотре новорожденного и при каждом последующем осмотре здорового ребенка.

DDH, как правило, передается по наследству. Он может присутствовать в любом бедре и у любого человека. Обычно поражает левое бедро и чаще встречается у:

  • девочек
  • Первенцы
  • Младенцы, рожденные в тазовом предлежании (особенно с поднятыми стопами к плечам). Американская академия педиатрии в настоящее время рекомендует ультразвуковой скрининг DDH всем детям женского пола с тазовым предлежанием.
  • Семейный анамнез DDH (родители или братья и сестры)
  • Маловодие (низкий уровень амниотической жидкости)

У некоторых детей, рожденных с вывихом бедра, внешние признаки отсутствуют.

Обратитесь к педиатру, если у вашего ребенка:

  • Ноги разной длины
  • Неровные кожные складки на бедре
  • Меньшая подвижность или гибкость с одной стороны
  • Хромота, ходьба на носках или вразваливающуюся походку

К началу

В дополнение к визуальным признакам врач вашего ребенка проведет тщательный физикальный осмотр для проверки наличия DDH, например, выслушает и прощупает «стук» при перемещении бедра в разные положения. Врач будет использовать определенные маневры, чтобы определить, можно ли вывихнуть бедро и/или вернуть его в правильное положение.

Во время осмотра врач вашего ребенка будет определенным образом маневрировать ногами и бедрами вашего ребенка, чтобы обнаружить нестабильность бедра.

Воспроизведено и адаптировано из JF Sarwak, изд.: Essentials of Musculoskeletal Care, изд. 4. Роузмонт, Иллинойс, Американская академия хирургов-ортопедов, 2010 г.

Новорожденных, у которых выявлен повышенный риск DDH, часто обследуют с помощью ультразвука, который может создавать изображения тазовых костей. Младенцам старшего возраста и детям старшего возраста может быть сделана рентгенограмма тазобедренного сустава, чтобы получить подробные изображения тазобедренного сустава.

  • При обнаружении DDH при рождении его обычно можно исправить с помощью ремня безопасности или бандажа.
  • Если бедро не вывихнуто при рождении, это состояние можно не заметить, пока ребенок не начнет ходить. В это время лечение более сложное, с менее предсказуемыми результатами.

Нехирургическое лечение

Методы лечения зависят от возраста ребенка, а также от тяжести DDH.

Новорожденные. Ребенка можно поместить в мягкое позиционирующее устройство, называемое привязью Павлика, на срок от 1 до 3 месяцев, чтобы бедренная кость оставалась в гнезде. Этот специальный бандаж предназначен для удержания бедра в правильном положении, обеспечивая при этом свободное движение ног и легкий уход за подгузником. Привязь Павлика помогает натянуть связки вокруг тазобедренного сустава и способствует нормальному формированию тазобедренного сустава.

Новорожденных можно пристегивать ремнями Павлика на срок от 1 до 3 месяцев для лечения DDH.

Родители играют важную роль в обеспечении эффективности привязи. Ваш врач и медицинский персонал научат вас, как безопасно выполнять ежедневные задачи по уходу, такие как подгузник, купание, кормление и одевание. Очень важно посещать все запланированные визиты вашего ребенка в клинику, чтобы врач мог проверить бедро и посадку страховочной привязи Pavlik.

от 1 месяца до 6 месяцев. Как и при лечении новорожденных, бедренная кость ребенка перемещается в гнезде с помощью ремня безопасности или аналогичного устройства. Этот метод обычно эффективен даже при изначально вывихнутых бедрах.

Сколько времени ребенку потребуется привязь, варьируется. Обычно его носят постоянно в течение не менее 6 недель, а затем частично в течение дополнительных 6 недель.

Если бедро не удерживается на месте с помощью ремней безопасности, врач вашего ребенка может попробовать отводящий бандаж из более прочного материала, который будет удерживать ноги вашего ребенка в правильном положении.

В некоторых случаях требуется процедура закрытой репозиции. Врач вашего ребенка осторожно переместит бедренную кость вашего ребенка в правильное положение, а затем наложит гипсовую повязку (колосовидный гипс), чтобы удерживать кости на месте. Эта процедура проводится, когда ребенок находится под наркозом.

Уход за ребенком в колосовидной повязке требует специальных инструкций. Врач вашего ребенка и медицинский персонал научат вас, как выполнять повседневные действия, поддерживать гипсовую повязку и выявлять любые проблемы.

От 6 месяцев до 2 лет. Младенцам более старшего возраста также проводят закрытую репозицию и колосовидную повязку. Натяжение кожи можно использовать в течение нескольких недель до репозиции бедренной кости. Вытяжение кожи подготавливает мягкие ткани вокруг бедра к изменению положения кости. Это можно сделать дома или в больнице.

Хирургическое лечение

От 6 месяцев до 2 лет. Если процедура закрытой репозиции не приводит к правильному положению бедренной кости, необходима открытая операция. При этой процедуре делается надрез на бедре ребенка, что позволяет хирургу четко видеть кости и мягкие ткани.

В некоторых случаях бедренную кость укорачивают, чтобы кость правильно вошла в гнездо. Во время операции делаются рентгеновские снимки, чтобы убедиться, что кости находятся на своем месте. После этого на ребенка накладывают гипсовую повязку, чтобы сохранить правильное положение бедра.

Старше 2 лет. У некоторых детей рыхлость усиливается по мере того, как ребенок растет и становится более активным. Открытая операция, как правило, необходима для выравнивания тазобедренного сустава. Колючая повязка обычно применяется для удержания бедра в суставной впадине.

Восстановление

Многим детям с ДДГ требуется гипсовая повязка и/или корсет, чтобы удерживать тазовую кость в суставе во время заживления. Гипс может понадобиться на 2-3 месяца. Врач вашего ребенка может изменить гипс в течение этого периода времени.

Рентгенологическое исследование и другие регулярные последующие наблюдения необходимы после лечения DDH до тех пор, пока рост ребенка не завершится.

Осложнения
  • У детей, пролеченных с помощью колосовидной повязки, может отставать ходьба. Однако после снятия гипса развитие ходьбы продолжается нормально.
  • Привязь «Павлик» и другие приспособления для позиционирования могут вызвать раздражение кожи вокруг лямок, и может остаться разница в длине ног. В редких случаях положение в позе Павлика также может вызвать компрессию нерва в ноге с потерей подвижности. Нерв почти всегда восстанавливается, если жгут снимается или регулируется.
  • Нарушения роста верхней части бедренной кости встречаются редко, но могут возникать из-за нарушения кровоснабжения зоны роста бедренной кости.
  • Даже после надлежащего лечения неглубокая тазобедренная впадина может сохраняться, и в раннем детстве может потребоваться хирургическое вмешательство для восстановления нормальной анатомии тазобедренного сустава.

Исходы

При ранней диагностике и успешном лечении у детей может развиться нормальный тазобедренный сустав, и у него не должно быть ограничений в функциях. Без лечения DDH может привести к боли и остеоартриту в раннем взрослом возрасте. Это может привести к разнице в длине ног или снижению подвижности.

Даже при соответствующем лечении деформация тазобедренного сустава и остеоартрит могут развиться в более позднем возрасте. Это особенно верно, когда лечение начинается после 2 лет.

Чтобы помочь врачам в лечении дисплазии тазобедренного сустава у детей, Американская академия хирургов-ортопедов провела исследование, чтобы предоставить некоторые полезные рекомендации. Это только рекомендации, и они могут не применяться во всех случаях. Для получения дополнительной информации: Дисплазия тазобедренного сустава, связанная с развитием у детей. Руководство по клинической практике (CPG) | Американская академия хирургов-ортопедов (aaos.org)

К началу

Отзыв членов
POSNA (Педиатрическое ортопедическое общество Северной Америки)

Педиатрическое ортопедическое общество Северной Америки (POSNA) представляет собой группу квалифицированных/сертифицированных советом хирургов-ортопедов, которые прошли специальную подготовку по уходу за опорно-двигательным аппаратом у детей. .

Узнайте больше по этой теме на веб-сайте POSNA OrthoKids:

Дисплазия тазобедренного сустава, связанная с развитием

Дисплазия тазобедренного сустава, связанная с развитием (DDH)

Развивающаяся дисплазия тазобедренного сустава (DDH) представляет собой аномальное развитие тазобедренного сустава. У детей с DDH шар в верхней части бедренной кости (называемой головкой бедренной кости) не стабилен в гнезде (называемом вертлужной впадиной). Связки тазобедренного сустава, удерживающие его вместе также может быть свободным. Иногда бедра могут вывихнуться в раннем возрасте, и это может быть незаметно, пока ваш ребенок не начнет ходить.

Лечение может включать использование корсета, нехирургическую процедуру под седацией или операцию по исправлению дисплазии и положения тазобедренного сустава.

DDH раньше назывался врожденным вывихом бедра (CDH).

Признаки и симптомы DDH

Иногда признаки DDH трудно заметить даже врачу. Однако, если у вашего ребенка DDH, он может:

  • иметь тугоподвижность тазобедренного сустава
  • имеют ножки разной длины
  • наклоняться в сторону пострадавшего, когда стоите
  • имеют вывернутую наружу ногу на пораженной стороне
  • неровные кожные складки в паху или бедре (передняя или задняя часть бедра).

Что вызывает DDH?

Беременные женщины выделяют в кровь гормоны, которые позволяют их связкам расслабиться. Эти гормоны помогают рождению ребенка через таз матери. Некоторые из этих гормонов попадают в кровь ребенка, что также может вызвать расслабление связок ребенка. Это может сделать тазобедренный сустав разболтался в суставе. То, как ребенок лежит в матке, также может привести к вывиху или расшатыванию тазобедренного сустава.

DDH чаще встречается у девочек, первенцев, младенцев, рожденных в тазовом предлежании (снизу вперед), и в семьях, где родитель/брат имел вывих тазобедренного сустава. DDH может быть в одном или обоих тазобедренных суставах.

Когда следует обратиться к врачу

Важно как можно раньше выявить и лечить DDH. Если DDH не лечить, у вашего ребенка может развиться безболезненная хромота при ходьбе, он может ходить на носочках, а не на пятках, или у него может развиться походка вразвалку. Со временем артрит разовьется в невылеченный тазобедренный сустав, который станет болезненным и в конечном итоге может потребовать замены тазобедренного сустава.

Ваш врач может попросить сделать УЗИ или рентген тазобедренного сустава для диагностики DDH.

Лечение DDH

Лечение DDH различается у детей и зависит от его тяжести. Ваш врач порекомендует лучший вариант лечения для вашего ребенка.

Шины

Младенцы с DDH можно успешно лечить с помощью специального корсета. Это удерживает тазобедренный сустав в правильном положении, чтобы сустав правильно развивался. Возможно, вашему ребенку придется носить бандаж в течение нескольких месяцев, пока бедро не станет стабильным. Смотрите наши информационные бюллетени Павлик Харнесс для DDH и Денис Браун Бар для DDH.

Процедура закрытой репозиции

Если наложение шины не помогает, вашему ребенку может потребоваться процедура, называемая закрытой репозицией. Закрытое вправление означает, что тазобедренный сустав восстанавливается без хирургического вмешательства. Тазобедренный сустав перемещается в правильное положение, пока ваш ребенок спит под наркозом.

Операция открытой репозиции

Иногда, когда вышеперечисленные методы лечения не работают или DDH диагностируется позже шестимесячного возраста, вашему ребенку может потребоваться операция открытой репозиции (когда операция проводится через разрез в теле).

При операции открытой репозиции DDH тазобедренный сустав перемещается в правильное положение, пока ваш ребенок спит под наркозом. Тазобедренный сустав становится более стабильным за счет операции на окружающих связках. Все это делается через небольшой надрез возле паха.

Шипы бедра

После операции открытой репозиции (а иногда и после операции закрытой репозиции) вашему ребенку потребуется колосовидная повязка на бедро – гипсовая повязка, покрывающая тело ребенка от колен до талии. Набедренные шипы, возможно, придется носить в течение нескольких месяцев. В этом случае детям может потребоваться носить разные шины или скобы, чтобы убедиться, что тазобедренный сустав остается стабильным и находится в правильном положении. Смотрите наш информационный бюллетень Шиповидный пластырь для тазобедренного сустава.

Остеотомия

Иногда, когда DDH диагностируется поздно, может потребоваться дополнительная операция на бедре или костях таза, чтобы убедиться, что тазобедренный сустав остается на месте. Эта операция называется остеотомией.

Ключевые моменты, которые следует помнить

  • Лечение DDH различается у детей и зависит от тяжести состояния.
  • Лечение может включать в себя ношение корсета, гипсовую повязку, называемую шиповидной повязкой, перемещение бедра в нужное положение под анестезией или хирургическое вмешательство на связках вокруг сустава.
  • Детям часто приходится носить корсет или гипс в течение нескольких месяцев.
  • Если DDH не лечить, у вашего ребенка может развиться безболезненная хромота. Со временем в невылеченном тазобедренном суставе разовьется болезненный артрит.

Для получения дополнительной информации

  • Информационный бюллетень Kids Health Info: Павлик Жгут для DDH
  • Информационный бюллетень
  • Kids Health Info: Денис Браун Бар для DDH
  • 9Информационный бюллетень 0009 Kids Health Info: Шиповидный пластырь для бедра
  • Видео с информацией о здоровье детей: Безопасное заворачивание (пеленание) вашего ребенка
  • Международный институт дисплазии тазобедренного сустава

Общие вопросы, которые задают нашим врачам

Может ли быть причиной неправильное пеленание или использование переноски ДДХ?

Существует несколько различных причин DDH.

Добавить комментарий