Самооценка методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна для подростков и юношей
Скачать 96,75 Kb.
|
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Навигация по данной странице:
- Рис.1.
САМООЦЕНКА Методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна для подростков и юношей Бланк методики, содержащий инструкции, задания, а также место для записи результатов и заключения психолога представлен на рис. 1. Рис.1. Методика Дембо-Рубинштейна: бланк для подростков Инструкция Каждый человек оценивает свои способности, возможности, характер. Условно эту оценку можно изобразить в виде вертикальной линии, нижняя точка которой указывает на самую низкую оценку, а верхняя — на самую высокую. Здесь нарисовано 7 таких линий и написано, что каждая из них означает. Оцените себя по каждому из предложенных здесь качеств, сторон личности и черточкой (-) отметьте на каждой линии эту самооценку. После этого представьте, каким должно было бы быть это качество, сторона личности, чтобы вы были удовлетворены собой, чувствовали гордость за себя. Отметьте это на каждой линии знаком (х). Задание 7 вертикальных линий, размером 100 мм, представляющих собой биполярные шкалы. Верхняя и нижняя линия отмечены черточками, середина — точкой. Каждая линия имеет название сверху и снизу: 0 здоровый — больной; 1 хороший характер — плохой характер; 2 умный — глупый; 3 способный — неспособный; 4 авторитетен у сверстников — презирается сверстниками; 5 красивый — некрасивый; 6 уверенный в себе — не уверенный в себе. Каталог: files -> metod rabota files -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников files -> Программы files -> Выпускных квалификационных работ Скачать 96,75 Kb. Поделитесь с Вашими друзьями: |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
Методика исследования самооценки Дембо-Р | gifted
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ САМООЦЕНКИ
(Дембо-Рубинштейн, мод.
А.М.Прихожан)Эта методика предназначена для выявления уровня самооценки и уровня притязаний.
Самооценка — представление человека о важности своей личной деятельности среди других людей и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или закрыто.
Уровень притязаний — стремление к достижению цели той степени сложности, на которую человек считает себя способным.
Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя — наивысшее. Тебе предлагается семь таких линий. Они обозначают:
1) здоровье;
2) ум;
3) способности;
4) характер;
5) авторитет у сверстников;
6) умение много делать своими руками, умелые руки;
7) внешность;
8) уверенность в себе.
ИНСТРУКЦИЯ
На каждой линии чертой (—) отметь, как ты оцениваешь развитие у себя этого качества, стороны твоей личности в данный момент времени. После этого крестиком (x) отметь, при каком уровне развития этих качеств, сторон ты был бы удовлетворен собой или почувствовал бы гордость за себя.
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная — «здоровье» — не учитывается). Длина каждой линии, обозначающей шкалу — 100 мм. В соответствии с тем, на какой высоте ты поставил отметку, твой ответ получает количественную характеристику, например, 54 мм = 54 балла.
1) По каждой из шести шкал необходимо определить:
уровень притязаний — расстояние в мм от нижней точки шкалы («0») до знака «х»;
высоту самооценки — от «0» до знака «—»;
значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой — расстояние от знака «х» до знака «—»; если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.
2) Рассчитать среднюю величину каждого показателя уровня притязаний и самооценки по всем шести шкалам.
КЛЮЧ
Уровень притязаний.
Норму характеризует результат от 60 до 74 баллов. Сравнительно высокий уровень — от 75 до 89 баллов — означает, что ты правильно оцениваешь свои возможности и это дает тебе возможность саморазвития. Результат от 90 до 100 баллов обычно означает некритическое отношение к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов говорит о заниженном уровне притязаний, это может мешать тебе развиваться.
Уровень самооценки.
Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) говорят об адекватной самооценке.
Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими, закрытость для опыта, нечувствительность к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих.
Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда приписывание самому себе собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.
Источник: Прихожан, A.M. Применение методов прямого оценивания в работе школьного психолога. Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психологических методик / A.M.Прихожан- М., 1988.
Прогнозирование риска вовлечения мальчиков в употребление наркотиков на основе уровней самооценки в России
Сохранить цитату в файл
Формат: Резюме (текст)PubMedPMIDAbstract (текст)CSV
Добавить в коллекции
- Создать новую коллекцию
- Добавить в существующую коллекцию
Назовите свою коллекцию:
Имя должно содержать менее 100 символов
Выберите коллекцию:
Не удалось загрузить вашу коллекцию из-за ошибки
Повторите попытку
Добавить в мою библиографию
- Моя библиография
Не удалось загрузить делегатов из-за ошибки
Повторите попытку
Ваш сохраненный поиск
Название сохраненного поиска:
Условия поиска:
Тестовые условия поиска
Электронная почта: (изменить)
Который день? Первое воскресеньеПервый понедельникПервый вторникПервая средаПервый четвергПервая пятницаПервая субботаПервый деньПервый рабочий день
Который день? ВоскресеньеПонедельникВторникСредаЧетвергПятницаСуббота
Формат отчета: SummarySummary (text)AbstractAbstract (text)PubMed
Отправить максимум: 1 шт. 5 шт. 10 шт. 20 шт. 50 шт. 100 шт. 200 шт.
Отправить, даже если нет новых результатов
Необязательный текст в электронном письме:
Создайте файл для внешнего программного обеспечения для управления цитированием
. 2017 май-июнь;39(3):281-286.
дои: 10.4103/0253-7176.207322.
Светлана Н Исламова 1 , Рафаэль Ш Исламов 2
Принадлежности
- 1 Министерство здравоохранения Российской Федерации, НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, г. Шатура, Москва, Россия.
- 2 Федеральное агентство научных организаций, Институт лазерных и информационных технологий Российской академии наук, Шатура, Москва, Россия.
- PMID: 28615761
- PMCID: PMC5461837
- DOI: 10.4103/0253-7176.207322
Бесплатная статья ЧВК
Светлана Н Исламова и др. Индийский J Psychol Med. 2017 май-июнь.
Бесплатная статья ЧВК
. 2017 май-июнь;39(3):281-286.
дои: 10.4103/0253-7176.207322.
Авторы
Исламова Светлана Николаевна 1 , Рафаэль Ш Исламов 2
Принадлежности
- 1 Министерство здравоохранения Российской Федерации, НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, г. Шатура, Москва, Россия.
- 2 Федеральное агентство научных организаций, Институт лазерных и информационных технологий Российской академии наук, Шатура, Москва, Россия.
- PMID: 28615761
- PMCID: PMC5461837
- DOI: 10.4103/0253-7176.207322
Абстрактный
Фон: Подростки часто экспериментируют с употреблением наркотиков, что может сказаться на их здоровье и благополучии и повысить вероятность проблемного употребления наркотиков. Тем не менее, недостаточно известно о том, какие психологические показатели связаны с началом употребления наркотиков среди молодых людей и имеют прогностическую силу.
Материалы и методы: В исследовании приняли участие 311 юношей (школьники и студенты) в возрасте 15-17 лет. Данные собирались в городах Московской области. Для оценки самооценки (СЭ) использовали модифицированную версию теста Дембо-Рубинштейна. Для выявления потребителей наркотиков использовались опросник и обнаружение наркотиков в моче. Бинарный логистический регрессионный анализ на основе SE с включением интерактивных эффектов между предикторами использовался для прогнозирования употребления наркотиков.
Полученные результаты: Наркоманы по сравнению с ненаркоманами характеризуются более низкими действительными СЭ здоровья, счастья, успехов в обучении, ума и желаемой СЭ внешности, а также более высокими желаемыми СЭ отношений с друзьями. Разработанная нелинейная регрессионная модель прогнозирования вовлеченности мальчиков в употребление наркотиков среди юношей в городах Московской области имеет чувствительность 82,7% при специфичности 79,0%.
Выводы: Тест Дембо-Рубинштейна SE является чувствительной мерой для выявления мальчиков с риском вовлечения в употребление наркотиков. Применение регрессионной модели, основанной на SE, может помочь найти полезное решение для предотвращения раннего начала употребления наркотиков.
Ключевые слова: Подростки; употребление наркотиков; логистическая регрессия; школа; самооценка.
Заявление о конфликте интересов
Конфликта интересов нет.
Похожие статьи
[Вклад родительского и социального влияния на употребление каннабиса в неклинической выборке подростков].
Шаброль Х., Мабила Д.Д., Чаушар Э., Мантулан Р., Руссо А. Шаброль Х. и др. Энцефал. 2008 Январь; 34(1):8-16. doi: 10.1016/j.encep.2007.01.002. Epub 2007, 4 сентября. Энцефал. 2008. PMID: 18514145 Французский.
Половые сношения, контрацепция и рискованное поведение среди не отобранных французских подростков в возрасте 11-20 лет.
Шоке М., Манфреди Р. Шоке М. и др. Дж Адолеск Здоровье. 1992 ноябрь; 13 (7): 623-30. doi: 10.1016/1054-139x(92)
-o.
Дж Адолеск Здоровье. 1992.
PMID: 1420218Боль у детей и подростков: ограничения в повседневной жизни и провоцирующие факторы.
Рот-Исигкейт А., Тиен У., Стевен Х., Шварценбергер Дж. , Шмукер П. Рот-Исигкейт А. и др. Педиатрия. 2005 г., февраль; 115 (2): e152-62. doi: 10.1542/пед.2004-0682. Педиатрия. 2005. PMID: 15687423
Предикторы насилия на свиданиях среди китайских подростков: роль гендерно-ролевых убеждений и оправдание насилия.
Шэнь А.С., Чиу М.Ю., Гао Дж. Шен А.С. и соавт. J Interpers Насилие. 2012 апр; 27 (6): 1066-89. дои: 10.1177/0886260511424497. Epub 2012, 10 февраля. J Interpers Насилие. 2012. PMID: 22328647
Поведение, связанное с приемом лекарств, и проблемы, связанные с наркотиками, у подростков шведской средней школы.
Вестерлунд М., Бранстад Й.О., Вестерлунд Т. Вестерлунд М. и соавт. Мировая фармация. 2008 июнь; 30 (3): 243-50. doi: 10.1007/s11096-007-9168-1. Epub 2007 6 ноября. Мировая фармация. 2008. PMID: 17985209
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
Измерение счастья в выборках подростков: систематический обзор.
Лукошевичюте Ю., Аргустайте-Заильскене Г., Шмигельскас К. Лукошевичюте Дж. и соавт. Дети (Базель). 2022 8 февраля; 9 (2): 227. дои: 10.3390/дети
27. Дети (Базель). 2022. PMID: 35204948 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.
Рекомендации
- Хишка Э. Применение точки зрения социальных детерминант здоровья к употреблению каннабиса в раннем подростковом возрасте – обзор. Наркотики Предыдущая Политика. 2013;20:110–9.
- Эгли Дж., Гассман Р., ЮссефАга А., Джун М., Тораби М., Джаявардене В. Изучение последовательностей начала употребления психоактивных веществ подростками, связанных со злоупотреблением безрецептурными (безрецептурными) наркотиками. J Детский Подростковый Злоупотребление. 2015;24:212–9.
- Иванова ТВ. Клинико-психологическое исследование подростков, употребляющих каннабис. В: Личко А.И., Попова Ю.Ю., ред. Самодеструктивное поведение у подростков. Ленинград: издательство Психоневрологического института им. Бехтерева; 1991. С. 82–7.
- Тхостов А.С., Грюнталь Н.А., Ельшанский С.П. Структура самооценки больной опийной наркоманией. Журнал проблем зависимости. 2001;5:52 9.
- Сигал Д. Перетаскивание и поведение. Нью-Йорк: Кардер Пресс; 1977.
Полнотекстовые ссылки
Атыпон Бесплатная статья ЧВК
Укажите
Формат: ААД АПА МДА НЛМ
Отправить на
Эмоциональный интеллект и самооценка школьных учителей
Реферат
В последние годы большое внимание уделяется эмоциональному интеллекту как способности понимать смысл эмоций и использовать эти знания для выяснения причин проблем и решения этих проблем. Основные компоненты эмоционального интеллекта обнаруживаются в классификации профессионально важных качеств педагогов: эмоциональная сдержанность, эмоциональная уравновешенность, эмпатия, коммуникабельность, а также управленческие способности, в том числе умение управлять собственными эмоциями в процессе общения. Неумение понимать свои эмоции и эмоции других людей, правильно оценивать реакции окружающих, а также неумение регулировать свои эмоции в момент принятия решений приводят ко многим жизненным неудачам. Таким образом, учителям, поскольку они постоянно находятся во взаимодействии со своими учениками, необходимо развивать этот навык как один из важнейших при подготовке к лидерству. Данное исследование направлено на изучение эмоционального интеллекта современных педагогов, также мы рассмотрели влияние уровня эмоционального интеллекта на их самооценку. В исследовании приняли участие 100 учителей в возрасте от 24 до 50 лет. Использовались следующие методики: опросник эмоционального интеллекта Д. В. Люсина, методика самооценки Дембо-Рубинштейна. Результаты этого исследования подтвердили гипотезу о наличии связи между эмоциональным интеллектом и самооценкой школьных учителей.
Ключевые слова: Эмоциональный интеллект, самооценка, школьные учителя
Введение
Эмоциональный интеллект — это навык, который позволяет вам распознавать, понимать и управлять своими эмоциями и эмоциями других людей. Эмоциональный интеллект впервые обсуждался в 1990 году такими учеными, как Майер и Саловей, в их статье. Они предложили формальное определение эмоционального интеллекта как набора навыков, связанных с точной оценкой собственных и чужих эмоций, а также выражением своих эмоций, использованием эмоций и эффективным регулированием своих и чужих эмоций. Соответственно, было высказано предположение, что эмоциональный интеллект состоит из следующих трех категорий адаптивных способностей: оценка и выражение эмоций; регулирование эмоций; использование эмоций в мышлении и действиях (Mayer et al. , 2016).
Концепция эмоционального интеллекта Д. Гоулмана основывалась на ранних идеях П. Саловея и Дж. Мейера с рядом дополнений. Значение исследования Д. Гоулмана состояло в том, что автор доказал наличие связи между эмоциональным интеллектом и социальным успехом, обосновав тем самым «ценность» конструкта «эмоциональный интеллект» (цит. по Mayer et al., 2001).
Р. Бар-Он определяет эмоциональный интеллект как совокупность некогнитивных способностей, позволяющих человеку успешно справляться с различными жизненными ситуациями. Он выделил 5 компонентов эмоционального интеллекта: самопознание (осознание своих эмоций, уверенность в себе, самооценка, самоактуализация, независимость), навыки межличностного общения (эмпатия, межличностные отношения, социальная ответственность), адаптивность (решение проблем, связь с реальностью, гибкость), управление стрессовыми ситуациями (стрессоустойчивость, контроль над импульсивностью), преобладающее настроение (радость, оптимизм) (цит. по: Люсин, 2004).
Обобщая данные определения, можно отметить, что лица с высоким уровнем развития эмоционального интеллекта обладают ярко выраженной способностью к пониманию собственных эмоций и эмоций других людей, а также к управлению эмоциональной сферой, что обуславливает более высокую адаптивность и эффективность в обучении.
Взаимосвязь между эмоциональным интеллектом и успеваемостью учителя актуальна сегодня в контексте подготовки учителей к лидерству. Так как эмоциональный интеллект играет ключевую роль в тех профессиях, которые требуют огромного количества социальных контактов. Одним из таких направлений является образование. Поскольку понятие эмоционального интеллекта (ЭИ) относится к способности людей распознавать собственные эмоции при межличностном взаимодействии, что является ключевым моментом в образовательном процессе (Asrar-ul-Haq et al., 2017; Campo et al., 2015; Мадалинска-Михалак, 2015).
Были проведены различные исследования, подтвердившие факт влияния эмоционального интеллекта учителей на их работу (Dolev & Leshem, 2016, 2017; Gilar-Corbi et al. , 2018; Kassim et al., 2016; Omid et al., 2016; Зурита-Ортега и др., 2018).
Постановка проблемы
Проблема эмоционального интеллекта является одной из важнейших психолого-педагогических проблем в работе современного педагога. Эмоциональное напряжение сопровождает многие виды деятельности. Полученный педагогом психологический стресс приводит к развитию синдрома «эмоционального выгорания». Профессиональный долг обязывает педагога принимать взвешенные решения, преодолевать раздражительность, сдерживать недовольство и гнев. Повторяющиеся неблагоприятные эмоциональные состояния приводят к закреплению негативных личностных качеств педагога, таких как пессимизм, раздражительность, тревожность. Это, в свою очередь, негативно сказывается на эффективности его деятельности и взаимоотношений со студентами. В дальнейшем это может привести к общей неудовлетворенности учителя своей профессией (Подбор и удержание учителей, 2017).
Было обнаружено, что эмоциональный интеллект увеличивается с возрастом. Его также можно развивать с помощью различных целевых тренингов, психологических семинаров по развитию эмоционального интеллекта педагогов (Долев, Лешем, 2017; Тури и др., 2017).
Авторы утверждают, что учителя могут практиковать навыки эмоционального интеллекта во время учебных упражнений. Положительное влияние тренинга можно увидеть во время их работы в школе. И немаловажным аспектом таких тренингов является взаимодействие между участниками.
Далее рассмотрим следующее понятие как самооценку. Самооценка формирует особое оценочное отношение к себе: конкретное, эмоционально-логическое отношение. «Самооценка на каждом конкретном этапе развития личности… отражает уровень развития эмоционально-ценностного отношения к себе», утверждает Чеснокова (цит. по: Арендачук, 2017, с.111).
Самооценка появляется в результате развития самоотношения и работы самопознания, как единство познания человеком самого себя и его отношения к себе, как определенный тип или уровень развития самоотношения . Ментилеева делает предположение об иерархически-динамической структуре самоотношения, из чего делает следующий вывод: самоотношение не является действительным психическим содержанием человека. В самооценке другие люди являются оценочной основой любого суждения. В эмоционально-ценностном отношении оценочный механизм в виде операции социального сопоставления и сопоставления с нормой заменяется отражением отношений предпочтения внутри системы «Я-Я» и не имеет внешних оценочных оснований (соответственно, меньше зависит от об успехах и неудачах) (цит. по: Маслова, 2007).
Исследовательские вопросы
Таким образом, все вышеперечисленные исследования показывают важность развития навыка эмоционального интеллекта у учителей при подготовке их к лидерству. Люди с высоким уровнем развития эмоционального интеллекта, с высокой самооценкой обладают ярко выраженными способностями к пониманию собственных эмоций и эмоций других людей, умеют управлять своей эмоциональной сферой, что определяет их более высокую адаптивность и оперативность в общении, они более легко достигают своих целей во взаимодействии с окружающими. Коммуникативные проблемы могут быть следствием недостаточного развития базовых подструктур эмоционального интеллекта (понимание и контроль собственных и чужих эмоций) и заниженной (или завышенной) самооценки. Неадекватная самооценка приводит к непониманию самого себя, следствием чего является неправильная саморегуляция. Этот факт часто приводит к потере социальной компетентности и затруднениям в межличностных контактах. Но эмоциональный интеллект лежит в основе эмоциональной саморегуляции, поэтому управление эмоциями — это навык, которому можно научиться и развить.
Цель исследования
Цель статьи изучить уровень эмоционального интеллекта педагогов общеобразовательных учреждений и посмотреть, будет ли связь между уровнем эмоционального интеллекта и самооценкой педагогов.
Методы исследования
Для исследования использовались следующие методы:
1. Опросник эмоционального интеллекта «ЭмИн» (Люсин, 2004). В этой технике есть две шкалы. Шкала MEI (межличностный EI).
Низкий уровень: нет четкого понимания чужих эмоций на основе внешних проявлений эмоций. Особой чувствительности к внутренним состояниям других людей нет. Невозможно вызвать определенные эмоции у других людей.
Средний: человек достаточно хорошо понимает эмоции других людей. Может понять человека; также уменьшить интенсивность нежелательных эмоций.
Высокий уровень: легко определяет эмоциональное состояние по невербальным проявлениям. Он может вызывать определенные эмоциональные состояния у людей. Имеет склонность к манипулированию.
ШкалаИЭИ (внутриличностный ЭИ).
Низкий уровень: Человеку трудно понять свои эмоции. Не могу их идентифицировать. Трудно вызывать положительные эмоции и удерживать отрицательные.
Промежуточный уровень: если человек понимает свои эмоциональные состояния, то вычислить их происхождение сложно. Может осуществлять контроль над эмоциями. Плохой контроль внешних проявлений эмоций.
Высокий уровень: человек хорошо понимает свои эмоции, понимает причину их возникновения и может словесно их описать. Способен осуществлять как внутренний, так и внешний контроль над своими эмоциями.
2. Методика самооценки Дембо-Рубинштейна включает 6 субшкал самооценки (СД): самооценка интеллекта, самооценка счастья, самооценка понимания себя и своих эмоций, самооценка способности управлять своими эмоциями, самооценка понимания эмоционального состояния другого человека и самооценка способности управлять эмоциональным состоянием другого человека.
Выводы
В исследовании приняли участие 100 учителей общеобразовательных учреждений в возрасте от 24 до 50 лет. Все исследование проводилось в Казахстане, в городе Алматы на базе 5 школ. Выборка была полностью случайной.
По результатам методики по ЭМИН Люсина у педагогов выявлены следующие показатели уровня развития общего эмоционального интеллекта:
Низкий уровень EmIN (0 — 78) — 33,3%
Средний уровень ЭМИ (79 — 91) — 40,7%
Высокий уровень EmIn (93 — 104) — 18,5%
Очень высокий уровень (105 и выше) — 7,5%
На основании полученных данных можно сделать вывод, что большинство (40,7%) педагогов 24-50 лет имеют средний уровень развития общего эмоционального интеллекта, около трети (33,3%) — низкий уровень развития общего эмоционального интеллекта. интеллект. интеллекта, и только 7,5% учителей имеют очень высокие показатели общего эмоционального интеллекта.
Затем с помощью методики самооценки Дембо-Рубинштейна все испытуемые были разделены на 3 группы — со слабым, средним и высоким уровнем самооценки по всем 6 ее показателям (таблица 01).
Таблица 1 – Показатели самооценки учителя Посмотреть полный размер >Как видно из Таблицы 01, учителя характеризуются высоким уровнем самооценки счастья, понимания своих эмоций, контроля своих эмоций и понимания эмоций других людей, а также средним уровнем самооценки управления другими людьми. эмоции людей. Несколько занижена самооценка интеллекта у испытуемых (37%).
При обработке результатов полученных нами данных использовался коэффициент корреляции Пирсона в программе статистической обработки SPSS16.
1. Высокая самооценка интеллекта положительно коррелирует с подшкалой контроля чужих эмоций на уровне значимости 0,05, т.е. чем выше педагог оценивает свои интеллектуальные способности, тем выше его способность управлять эмоциональным состоянием других людей. Эта подшкала входит в шкалу межличностного интеллекта, что также положительно коррелирует с высокой самооценкой интеллекта. Можно сказать, что чем выше самооценка интеллекта, тем выше межличностный интеллект.
2. Высокая самооценка счастья положительно коррелирует с субшкалой управления своими эмоциями на уровне значимости 0,05, т.е. чем выше самооценка счастья, тем выше его способность управлять своим эмоциональным состоянием. Кроме того, высокая самооценка счастья положительно коррелирует со шкалой контроля эмоций, что свидетельствует о том, что чем выше педагог оценивает себя как счастливого человека, тем лучше он справляется с управлением эмоциями, как своими, так и чужими.
3. Высокая самооценка способности понимать свои эмоции положительно коррелирует с субшкалой понимания своего внутреннего эмоционального состояния, а также с внутриличностным эмоциональным интеллектом и эмоциональным интеллектом управления эмоциями, т.е. тем выше человек оценивает свою способность понимать их эмоции, тем выше их эмоциональный интеллект в понимании своих эмоций и в управлении своими и чужими эмоциями. Таким образом, те, кто считает, что понимают свои эмоции, действительно понимают их. Те, кто чувствует, что не понимают своих эмоций, на самом деле не понимают и не умеют управлять эмоциями, ни своими, ни чужими.
4. Средняя самооценка способности контролировать эмоциональное состояние другого человека положительно коррелирует с субшкалой управления эмоциональным состоянием другого человека и отрицательно с субшкалой контроля экспрессии (способность контролировать внешние проявления свои эмоции). Это говорит о том, что чем выше человек оценивает свою способность понимать эмоции других людей, тем выше его способность понимать эмоции других людей, но это не гарантирует контроля над внешним проявлением своих эмоций.
Заключение
Анализ результатов исследования, проведенного среди педагогов общеобразовательных учреждений, показал, что преобладающий уровень развития общего эмоционального интеллекта средний (40,7%). Они ценят свой опыт счастья, свою способность понимать и управлять своими эмоциями, а также понимать эмоции других. Им свойственно недооценивать свои интеллектуальные способности и усреднять способность управлять эмоциональным состоянием других людей.
Исследование показало, что:
- Понимание себя и своих эмоций имеет решающее значение как для понимания эмоций других людей, так и для управления эмоциями — своими и чужими;
- Тот, кто не понимает своих и чужих эмоций, не может их контролировать;
- «Умные» умеют управлять эмоциями других людей;
- «Счастливые» хорошо справляются;
- Те, кто считает, что плохо понимают свои эмоции, часто испытывают коммуникативные трудности, связанные с пониманием эмоций других людей;
- Учителя, которые плохо оценивают свои интеллектуальные способности, также испытывают коммуникативные трудности в понимании эмоций других людей. Такие коммуникативные проблемы встречаются у тех, кто низко оценивает свою способность контролировать эмоции других;
- Те, кто считает, что они плохо управляют своими эмоциями, действительно имеют проблемы с коммуникацией при управлении своими эмоциями.
В результате математической обработки полученных результатов с использованием корреляционного анализа эмпирически подтверждена взаимосвязь между самооценкой и эмоциональным интеллектом, а именно: между самооценкой интеллекта и контролем над эмоциями других людей при уровне достоверности 0,05%, самооценка счастья и контроля своих эмоций на уровне 0,05%, самооценка понимания своих эмоций и понимания своих эмоций и контроля своих и чужих эмоций на уровне 0,05%, средняя самооценка и контроль эмоций других людей и контроль внешнего выражения на самом высоком уровне 0,01%.
Таким образом, можно сделать вывод, что люди с высоким уровнем развития эмоционального интеллекта и высокой самооценкой обладают ярко выраженными способностями к пониманию собственных эмоций и эмоций других людей, могут управлять своей эмоциональной сферой, что определяет их более высокую адаптивность и эффективность в общении, и они легче достигают своих целей. Во взаимодействии с другими. Коммуникативные проблемы могут быть следствием недостаточного развития базовых подструктур эмоционального интеллекта (понимание и контроль собственных и чужих эмоций) и заниженной (или завышенной) самооценки. Неадекватная самооценка приводит к непониманию самого себя, следствием чего является неправильная саморегуляция. Этот факт часто приводит к потере социальной компетентности и затруднениям в межличностных контактах. Но эмоциональный интеллект лежит в основе эмоциональной саморегуляции, поэтому управление эмоциями — это навык, которому можно научиться и развить.
Самооценка себя и своих способностей играет важную роль в формировании и развитии эмоционального интеллекта. Уверенность в себе и своих силах мобилизует все экологические и личностные ресурсы человека и помогает справиться с имеющимися трудностями. Если человек низко оценивает свою способность понимать и управлять своими и/или чужими эмоциями, то у него действительно есть проблемы с общением в этих областях. Тот, кто не понимает своих и чужих эмоций, не может их контролировать. Понимание себя и своих эмоций имеет решающее значение как для понимания эмоций других людей, так и для управления эмоциями, как своими, так и чужими. Также, чем больше человек в ситуациях жизненных трудностей пытается отделиться от ситуации и уменьшить ее значимость, тем меньше его способность понимать эмоции и чувства других людей. Низкая оценка своих способностей управлять своими эмоциями в трудных случаях приводит к поиску социальной поддержки в виде информационной, действенной и эмоциональной помощи. Обладающие высокими способностями к пониманию и управлению своими и чужими эмоциями в трудных ситуациях не склонны избегать проблем, наоборот, берут на себя ответственность за решение этих проблем. Учителя с высокой самооценкой интеллекта в ряде случаев берут на себя ответственность за решение задачи, а в ряде случаев просто уклоняются от такой ответственности.
Ссылки
Арендачук И. В. (2017). Структурно-функциональный подход к процессу формирования самосознания личности. Вестник Саратовского университета. Серия Акмеология образования. Психология развития, 6(2), 110-118.
Асрар-уль-Хак, М., Анвар, С., и Хассан, М. (2017). Влияние эмоционального интеллекта на успеваемость учителей в высших учебных заведениях Пакистана. Журнал будущего бизнеса, 3, 87–9.7. ДОИ:
Академия Google
Перекрестная ссылка
Кампо, М., Лаборде, С., и Векеманн, С. (2015). Обучение эмоциональному интеллекту: последствия для производительности и здоровья. В AM Colombus (Ed.), Успехи психологических исследований (стр. 75–92). Издательство Нова.
Долев, Н., и Лешем, С. (2016). Эмоциональный интеллект учителей: влияние обучения. Международный журнал эмоционального воспитания, 8, 75–94.
Долев, Н. , и Лешем, С. (2017). Развитие компетенции эмоционального интеллекта у учителей. Развитие учителей, 21, 21–39. DOI:
Академия Google
Перекрестная ссылка
Гилар-Корби, Р., Посо-Рико, Т., Пертегал-Фелисес, М.Л., и Санчес, Б. (2018). Вмешательство по обучению эмоциональному интеллекту среди учителей-стажеров: квазиэкспериментальное исследование. Психология: Reflexãoe Crítica, 31 (1), 33. DOI:
.Академия Google
Перекрестная ссылка
Кассим, С.И., Бамбейл, А.Дж., и Джакада, Б.А. (2016). Эмоциональный интеллект и удовлетворенность работой преподавателей университетов штата Кано: эмпирические данные. Журнал образования и практики, 7, 53–59.
Люсин Д. В. (2004). Современные представления об эмоциональном интеллекте. В Д. В. Лучин и Д. В. Ушакова (ред.), Социальный интеллект: теория, измерение, исследование. Институт психологии РАО.
Мадалинска-Михалак, Дж. (2015). Razvoj emocionalne kompetencije učitelja [Развитие эмоциональной компетентности для обучения]. Хорватский журнал образования: Hrvatski Časopis Za Odgoji Obrazovanje, [Хорватский журнал образования], 17 (2), 71-97. DOI:
Академия Google
Перекрестная ссылка
Маслова Е. А. (2007). Психологическая природа самооценки, место самооценки в структуре самосознания личности. Психологическая природа самооценки, место самооценки в структуре самосознания личности. http://www.uroki.ru/met_rus/k_psihologiya/k_psihollichnost/samoocenka.htm
Майер, Дж. Д., Карузо, Д. Р., и Саловей, П. (2016). Модель способностей эмоционального интеллекта: принципы и обновления. Обзор эмоций, 8 (4), 290–300.
Майер, Дж. Д., Саловей, П., Карузо, Д. Р., и Ситарениос, Г. (2001). Эмоциональный интеллект как стандартный интеллект. Эмоции, 1, 232-242.
Омид А., Хагани Ф. и Адиби П. (2016). Клиническое обучение с эмоциональным интеллектом: набор инструментов для обучения. Журнал исследований в области медицинских наук: Официальный журнал Исфаханского университета медицинских наук, 21 (27). DOI:
Академия Google
Перекрестная ссылка
Подбор и удержание учителей. (2017). Пятый отчет сессии 2016–2017 гг. https://publications.parliament.uk/pa/cm201617/cmselect/cmeduc/199/199.