Методика дж морено: Социометрия Дж. Морено (адаптация Коломинский Я. Л.)

Методика социометрического изучения межличностных отношений в детском коллективе Метод Дж. Морено

Методика социометрического изучения

межличностных отношений в детском коллективе

Метод Дж. Морено

Цель: методика социометрии направлена на изучение межличностных отношений в группе. Она позволяет определить неформальную структуру детской общности, систему внутренних симпатий и антипатий, выявить лидеров и «отверженных» членов группы. Социометрия позволяет понять, насколько окружающий ребенка коллектив благоприятствует его личностному развитию, насколько члены коллектива расположены к ребенку, насколько сам ребенок расположен к членам этого коллектива.

Подготовка: классный руководитель распечатывает бланки анкет для каждого учащегося. Следует обратить внимание, что данное социометрическое исследование является параметрической процедурой, то есть имеет ограничение выборов – 3.

Ход проведения: анкеты раздаются учащимся. Классный руководитель обращается к классу с просьбой ответить на вопросы анкеты, обязательно указав, что учащийся может сделать 3 выбора при ответе на каждый вопрос.

Обработка полученных результатов

Результаты опроса заносятся в специальный шаблон «Межличностные отношения». В нем по вертикали в алфавитном порядке расположены имена тех школьников, которые совершают выбор; а по горизонтали в том же порядке появляются имена тех школьников, кого выбирают. Просматривая по очереди все ответы школьников, вы заносите их в эту таблицу, ставите цифру 1, если есть выбор и пропускаете ячейки, если выбора нет.

Все необходимые результаты вычислений появляются автоматически. Полученные результаты каждого класса переносятся в Шаблон на соответствующий лист.

Интерпретация полученных результатов

Анализируя полученные положительные выборы, можно сделать вывод о наличии в нем:

  • «Звезд» – члены группы, захватывающие «центр сцены», подобно звезде. В высшую группу относят тех, кто получил 6 и более предпочтений;

  • «Предпочитаемых», которые поддерживают в целом неплохие отношения с большинством членов коллектива – они получают от 3 до 5 выборов;

  • «Пренебрегаемых», то есть тех, кто поддерживает хорошие отношения с очень узким кругом своих одноклассников или только друг с другом – они получают от 1 до 2 выборов;

«Отвергаемых», то есть тех, кто не принят в коллективе, они не получают положительные выборы.

Полученные индексы покажут вам в наиболее общем виде картину межличностных отношений в коллективе.

Социометрический статус показывает позицию учащегося в классе: лидер – учащийся, имеющий ярко выраженный положительный индекс социометрического статуса, отверженный – учащийся с отрицательным индексом, рядовой член коллектива – средний индекс.

Удовлетворенность своим положением в группе: Высокая удовлетворенность – значения более 0,2, Средняя удовлетворенность – значения больше 0 и меньше 0,2, «Нулевая удовлетворенность» – значения равные 0.

Анкета

Фамилия, имя

Класс

Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы:

После каждого вопроса напиши фамилии тех своих одноклассников, которые соответствуют твоему выбору.

1.Представь, что ваш класс отправляется в самостоятельное и нелегкое путешествие.

2.Если бы вашему классу пришлось участвовать в школьной олимпиаде по учебным предметам

3.У тебя день рождения.

Спасибо!

Анкета

Фамилия, имя

Класс

Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы:

После каждого вопроса напиши фамилии тех своих одноклассников, которые соответствуют твоему выбору.

1.Представь, что ваш класс отправляется в самостоятельное и нелегкое путешествие.

2.Если бы вашему классу пришлось участвовать в школьной олимпиаде по учебным предметам

3.У тебя день рождения.

Спасибо!

Социометрическое изучение межличностных отношений в классном коллективе( метод Дж.Морено)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

Интерпретация полученных результатов:

«Звезды»________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Предпочитаемые»__________________________________________________________________________________________________________________________________

«Пренебрегаемые»__________________________________________________________________________________________________________________________________

«Отвергаемые»_____________________________________________________________________________________________________________________________________

Методика «Социометрия» (разработана Дж.

Морено) Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

Цель проведения социометрической процедуры:

а) измерение степени сплоченности или разобщенности в группе;

б) выявление «социометрических позиций», то есть сопоставимого авторитета членов группы по признакам симпатии или антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;

в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

Социометрический опрос проводится групповым методом. Его проведение требует до 15 мин. Оно очень полезно в прикладных исследованиях, особенно во время работы по совершенствованию отношений в коллективе. Но оно не является радикальным способом, с помощью которого возможно решение внутригрупповых проблем, причины которых следует искать не в симпатиях и антипатиях членов группы, а в более глубоких источниках.

Социометрическая процедура

Членам группы предлагается ответить на вопросы, которые дают возможность определить симпатии и антипатии один до одного, к лидерам, членов группы, которых группа не принимает.

Примеры вопросов, используемых при проведении:

Представьте следующую ситуацию. Вы всем классом отправились в путешествие морем.

1. Вам предложили кого-то из одноклассников избрать капитаном корабля? Кто это будет?

2. Кого бы из одноклассников вы не хотели видеть на капитанском мостике?

Вечером, всем классом, вы пошли в ресторан отпраздновать начало своего путешествия.

3. С кем бы из одноклассников вы хотели отпраздновать начало путешествия, то есть сидеть за одним столом?

4. С кем бы из одноклассников вы не хотели отпраздновать начало путешествия?

Испытуемым предлагают выбирать строго фиксированное количество членов группы. Например, в группе из 30 человек каждому предлагают выбрать лишь до 5 человек. Количество ограничения числа социометрических выборов получила название «социометрического ограничения» или «лимита выборов».

В настоящее время принято считать, что для групп в 25-35 участников минимальное количество «социометрического ограничения» должна выбираться в пределах 4-5 выборов.

Обработка результатов. 

Социоматрица. Вначале следует построить простейшую социоматрицу. Пример дан в таблице, приведенной ниже. В таблицу отдельно заносят ответы из деловых и личностных отношений.

Вертикально записываются за номерами фамилии всех членов группы, которая изучается; по горизонтали — только их номер. На соответствующих пересечениях цифрами обозначают тех, кого выбрал каждый испытуемый.

Анализ социоматрицы по каждому критерию дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе. Могут быть построены суммарные социоматрицы, дающие картину выборов по нескольким критериям, а также социоматрицы по данным межгрупповых выборов. Основная ценность социоматрицы — возможность представить выборы в числовом виде, что в свою очередь позволяет проранжировать членов группы по числу полученных и предоставленных выборов, установить порядок влияния.

На основе социоматрицы строится социограмма — карта социометрических выборов.

Тот, кого выбирают

Ф.И  того, кто выбирает

Г… на

Г. ..ва

З…на

Ив. ..в

Ив…ва

К… на

Р. ..ва

Количество выборов

Примечание: + положительный выбор; — отрицательный выбор.

Социограмма. Это — графическое изображение реакции испытуемых друг на друга. Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости с помощью специальных знаков (рис. ниже). Она дает наглядное представление о внутригрупповой дифференциации членов группы за их статусом (популярностью). 

Социометрическая техника является существенным дополнением к табличному подходу в анализе социометрического материала, ибо она дает возможность более глубокого качественного описания и наглядного представления групповых явлений.

Анализ социограммы состоит в отыскании центральных, наиболее влиятельных членов, затем взаимных пар и группировок. Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга. Наиболее часто в социометрических измерениях встречаются положительные группировки из 2, с членов, реже из 4 и более членов/


Социометрические индексы. Различают персональные социометрические индексы (ПСИ) и групповые социометрические индексы (ГСИ). Первые характеризуют индивидуальные социально-психологические свойства личности в роли члена группы. Вторые дают числовые характеристики целостной социометрической конфигурации выборов в группе. Они описывают свойства групповых структур общения. Основными ПСИ: позитивный негатив на экспансивность, степень удовлетворенности степень конфликтности, социометрический статус, потребность в общении, совместимость степень отвержения группой респондента.

Индекс социометрического статуса определяется по формуле:

де С— социометрический статус;

R+— полученные позитивные выборы;

R_— полученные негативные выборы;

N—  количество членов группы.

Индекс эмоциональной  экспансивности определяется по формуле:


де В— эмоциональная экспансивность;

В+— полученные позитивные выборы;

В_—  полученные негативные выборы;

N— количество членов группы.

Среди ГСИ важнейшими являются индексы социометрической когерентности, напряжением ограниченности, плотности, сплоченности, разъединенности, приемлемости, экспансивности, антипатии.

Индекс экспансивности характеризирует  среднюю активность группы и рассчитывается как сумма всех выборов, деленная на количество респондентов:

де Аg— индекс экспансивности;

+— сумма всех позитивных выборов;

Rо_ — сумма всех негативных выборов;

N—количество опрошенных.

Индекс сплоченности учитывает число взаимных положительных выборов по отношению к общему числу возможных выборов и определяет степень привлекательности группы для ее членов.

де Gq — индекс сплоченности;

В+ — количество взаимных позитивных вы­боров;

N — количество участников опроса;

k— лимит выборов.

Индекс антипатии характеризует число взаимных отрицательных выборов по отношению к общему числу возможных выборов и определяет степень неприятия группы ее членами.

де Gа — индекс антипатии;

В_ — количество взаимных негативных выборов;

N— количество участников опроса;

k— лимит выборов.

Индекс напряженности отражает общее количество расхождений взаимных оценок членов группы (А выбирает В, а В исключает А) по отношению к общему количеству выборов и определяет противоречивость отношений в группе.

де Gn— индекс напряженности;

Вn — количество  разногласий взаимных оценок;

N— количество участников опроса;

k— лимит выборов.

Философия, теория и методы Дж. Л. Морено: Человек, который пытался

Содержание Описание книги отзыва критиков

    278 страниц

    к Рутледж

    278 страниц

    к Рутледж

    278 страниц

    к Рутледж


    Узнать об электронных книгах VitalSource Открытие всплывающего окна

    Также доступно в виде электронной книги по адресу:

    • Тейлор и Фрэнсис электронные книги
      (Институциональная покупка)Открывается в новой вкладке или окне

    Продолжить покупки

    Дж. Л. Морено, доктор медицины, признан основоположником социометрии и психодрамы, выдающимся создателем методов и теорий творчества, общества и человеческого поведения. Методы и приемы, которые он создал, получили широкое распространение; теории и философия, на которых основаны методы, этого не сделали, поскольку они часто излагаются на языке, который нелегко понять. Идеи Морено о групповой психотерапии практически утеряны, и то, что он считал своим величайшим вкладом, социометрия, получает поверхностное внимание от большинства психодраматистов. Групповая психотерапия и психодрама широко практикуются, но часто основаны на неморенской теории, вероятно, из-за недоступности работы Морено.

    В этой книге описаны ранние годы Морено (его религиозный период), философия, на которой основаны его методы, и описание трех основных методов, созданных Морено: психодрамы, социометрии и групповой психотерапии. Он обеспечивает более систематическое представление работы Морено и более ясно и понятно представляет его философию и теорию.

    Введение Часть I: Религиозная фаза 1. Человек в зеленом плаще 2. Многочастный молодой человек 3. Обмен ролями с Богом Часть II: Философия 4. Философия Морена 5. Канон творчества 6. Физика спонтанности-творчества Часть III: Методы Морена 7. Групповая психотерапия 8. Социометрия, новая модель социальных наук 9. Социометрия Теория 10. Психодрама и социодрама 11. Психодраматическая теория 12. Оценка Дж. Л. Морено

    Биография

    Джон Нолти имеет докторскую степень в области клинической психологии Вашингтонского университета и обучался психодраме у Дж. Л. и Зерки Морено. Он работал директором по обучению в Институте Морено после смерти Морено. В настоящее время он работает консультантом по обучению и сотрудником Колледжа судебных юристов в Дюбуа, штат Вайоминг, США.

    «Подводя итог, Нольте написал книгу, содержащую огромное количество вдумчивых интерпретаций сочинений Морено. Каждый институт должен иметь эту книгу в своей библиотеке для изучения студентами. Морено хотел поддержать дух творчества и не предполагал, что его формулировки станут последним словом». Адам Блатнер, Journal of Psychodrama, Sociometry and Group Psychotherapy

    ‘Я думаю Философия, теория и методы Дж. Л. Морено: Человек, который пытался стать Богом  . .. особенно ценен для тех, кто интересуется подробной историей психодрамы, истоками групповой психотерапии и созданием социометрии, представляющей три основных вклада плодотворной карьеры Дж. Л. Морено». — Шерри Линн Хэтчер, PsycCRITIQUES

    ‘Подводя итог, позвольте мне предложить, чтобы инструкторы по психодраме читали эту книгу с прицелом на своих стажеров, а те, кто проходит обучение, рассматривали эту книгу как способ улучшить свое понимание философии, теории и методов Морено. Практики просто найдут это ценным и приятным напоминанием о широте своего ремесла». — Питер Хоуи, журнал AANZPA, декабрь 2014 г.

    Добавить в корзину

    Эта книга входит в следующую серию книг:

    • Исследования в области психического здоровья

    Дж. Л. Морено | Австрийский психиатр

    «,»url»:»Введение»,»wordCount»:0,»последовательность»:1},»imarsData»:{«HAS_REVERTED_TIMELINE»:»false»,»INFINITE_SCROLL»:»»},»npsAdditionalContents «:{},»templateHandler»:{«name»:»INDEX»},»paginationInfo»:{«previousPage»:null,»nextPage»:null,»totalPages»:1},»uaTemplate»:»INDEX» ,»бесконечный список прокрутки»:[{«p»:1,»t»:392120}],»familyPanel»:{«topicInfo»:{«id»:392120,»title»:»Дж. Л. Морено»,»url»:»https://www.britannica.com/biography/J-L-Moreno» ,»description»:»Психодрама: Морено, который заметил, что актриса, подверженная вспышкам гнева в личной жизни, вела себя более сдержанно, когда ей давали жестокие сценические роли. Хотя ситуации в психодраме моделируются, они могут вызывать настоящие эмоции и новое понимание и помогите установить более эффективные…»,»type»:»ТЕМА»,»titleText»:»Дж. Л. Морено»,»metaDescription»:»Другие статьи, в которых обсуждается Дж. Л. Морено: психодрама: Морено, который заметил, что актриса к буйным вспышкам гнева в личной жизни вел себя более сдержанно, когда ему давали жестокие сценические роли. Хотя ситуации в психодраме смоделированы, они могут вызвать настоящие эмоции и новые инсайты и помочь установить более эффективные…»,»identifierHtml»:»Австрийский психиатр» ,»identifierText»:»Австрийский психиатр»,»topicClass»:»биография»,»topicKey»:»JL-Moreno»,»articleContentType»:»INDEX»,»ppTecType»:»PEOPLE»,»gaTemplate»:»INDEX «,»topicType»:»INDEX»,»relativeUrl»:»/biography/J-L-Moreno»,»assemblyLinkPrefix»:»/media/1/392120/»},»topicLink»:{«title»:»J. Л. Морено»,»url»:»https://www.britannica.com/biography/J-L-Moreno»},»tocPanel»:{«title»:»Каталог»,»itemTitle»:»Ссылки»,» toc»:null},»groups»:[]},»byline»:null,»citationInfo»:null,»websites»:null,»freeTopicReason»:»TOPIC_IS_INDEX_PAGE»,»topicCollectionLinks»:[],»articleSchemaMarkup» :{«ключевые слова»:»Дж. Л. Морено»,»wordcount»:0,»url»:»https://www.britannica.com/biography/J-L-Moreno»,»description»:»Другие статьи, в которых обсуждается Дж. Л. Морено: психодрама: Морено, который заметил, что актриса, подверженная вспышкам гнева в личной жизни, вела себя более сдержанно, когда ей давали жестокие сценические роли. Хотя ситуации в психодраме смоделированы, они могут вызывать настоящие эмоции и новое озарение, а также помогают установить более эффективные…»,»издатель»:{«name»:»Encyclopedia Britannica»,»@type»:»Организация»,»logo «:{«url»:»https://corporate.britannica.com/wp-content/themes/eb-corporate/_img/logo.png»,»@type»:»ImageObject»}},»@context» :»https://schema.org»,»@type»:»статья»},»initialLoad»:true,»moneyRedirectedArticle»:false}

    вклад в психотерапевтические техники

    • В психодраме

      Морено, который заметил, что актриса, подверженная вспышкам гнева в личной жизни, вела себя более умеренно, когда ей давали жестокие сценические роли.

    Добавить комментарий