Методика социометрического изучения межличностных отношений в детском коллективе Метод Дж. Морено
Методика социометрического изучения
межличностных отношений в детском коллективе
Метод Дж. Морено
Цель: методика социометрии направлена на изучение межличностных отношений в группе. Она позволяет определить неформальную структуру детской общности, систему внутренних симпатий и антипатий, выявить лидеров и «отверженных» членов группы. Социометрия позволяет понять, насколько окружающий ребенка коллектив благоприятствует его личностному развитию, насколько члены коллектива расположены к ребенку, насколько сам ребенок расположен к членам этого коллектива.
Подготовка: классный руководитель распечатывает бланки анкет для каждого учащегося. Следует обратить внимание, что данное социометрическое исследование является параметрической процедурой, то есть имеет ограничение выборов – 3.
Ход проведения: анкеты раздаются учащимся. Классный руководитель обращается к классу с просьбой ответить на вопросы анкеты, обязательно указав, что учащийся может сделать 3 выбора при ответе на каждый вопрос.
Обработка полученных результатов
Результаты опроса заносятся в специальный шаблон «Межличностные отношения». В нем по вертикали в алфавитном порядке расположены имена тех школьников, которые совершают выбор; а по горизонтали в том же порядке появляются имена тех школьников, кого выбирают. Просматривая по очереди все ответы школьников, вы заносите их в эту таблицу, ставите цифру 1, если есть выбор и пропускаете ячейки, если выбора нет.
Все необходимые результаты вычислений появляются автоматически. Полученные результаты каждого класса переносятся в Шаблон на соответствующий лист.
Интерпретация полученных результатов
Анализируя полученные положительные выборы, можно сделать вывод о наличии в нем:
«Звезд» – члены группы, захватывающие «центр сцены», подобно звезде. В высшую группу относят тех, кто получил 6 и более предпочтений;
«Предпочитаемых», которые поддерживают в целом неплохие отношения с большинством членов коллектива – они получают от 3 до 5 выборов;
«Пренебрегаемых», то есть тех, кто поддерживает хорошие отношения с очень узким кругом своих одноклассников или только друг с другом – они получают от 1 до 2 выборов;
«Отвергаемых», то есть тех, кто не принят в коллективе, они не получают положительные выборы.
Полученные индексы покажут вам в наиболее общем виде картину межличностных отношений в коллективе.
Социометрический статус показывает позицию учащегося в классе: лидер – учащийся, имеющий ярко выраженный положительный индекс социометрического статуса, отверженный – учащийся с отрицательным индексом, рядовой член коллектива – средний индекс.
Удовлетворенность своим положением в группе: Высокая удовлетворенность – значения более 0,2, Средняя удовлетворенность – значения больше 0 и меньше 0,2, «Нулевая удовлетворенность» – значения равные 0.
Анкета
Фамилия, имя
Класс
Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы:
После каждого вопроса напиши фамилии тех своих одноклассников, которые соответствуют твоему выбору.
1.Представь, что ваш класс отправляется в самостоятельное и нелегкое путешествие.
2.Если бы вашему классу пришлось участвовать в школьной олимпиаде по учебным предметам
3.У тебя день рождения.
Спасибо!
Анкета
Фамилия, имя
Класс
Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы:
После каждого вопроса напиши фамилии тех своих одноклассников, которые соответствуют твоему выбору.
1.Представь, что ваш класс отправляется в самостоятельное и нелегкое путешествие.
2.Если бы вашему классу пришлось участвовать в школьной олимпиаде по учебным предметам
3.У тебя день рождения.
Спасибо!
Социометрическое изучение межличностных отношений в классном коллективе( метод Дж.Морено)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | |||||||||||||||||||||||||||||
1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
18 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
19 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
20 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
21 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
22 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
23 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
24 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
25 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Интерпретация полученных результатов:
«Звезды»________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Предпочитаемые»__________________________________________________________________________________________________________________________________
«Пренебрегаемые»__________________________________________________________________________________________________________________________________
«Отвергаемые»_____________________________________________________________________________________________________________________________________
Методика «Социометрия» (разработана Дж.
Морено) Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп. Цель проведения социометрической процедуры: а) измерение степени сплоченности или разобщенности в группе; б) выявление «социометрических позиций», то есть сопоставимого авторитета членов группы по признакам симпатии или антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»; в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры. Социометрический опрос проводится групповым методом. Его проведение требует до 15 мин. Оно очень полезно в прикладных исследованиях, особенно во время работы по совершенствованию отношений в коллективе. Но оно не является радикальным способом, с помощью которого возможно решение внутригрупповых проблем, причины которых следует искать не в симпатиях и антипатиях членов группы, а в более глубоких источниках.Обработка результатов.
Социоматрица. Вначале следует построить простейшую социоматрицу. Пример дан в таблице, приведенной ниже. В таблицу отдельно заносят ответы из деловых и личностных отношений. Вертикально записываются за номерами фамилии всех членов группы, которая изучается; по горизонтали — только их номер. На соответствующих пересечениях цифрами обозначают тех, кого выбрал каждый испытуемый. Анализ социоматрицы по каждому критерию дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе. Могут быть построены суммарные социоматрицы, дающие картину выборов по нескольким критериям, а также социоматрицы по данным межгрупповых выборов. Основная ценность социоматрицы — возможность представить выборы в числовом виде, что в свою очередь позволяет проранжировать членов группы по числу полученных и предоставленных выборов, установить порядок влияния.Ф.И того, кто выбирает | |||||||||||||
Г… на | |||||||||||||
Г. ..ва | |||||||||||||
З…на | |||||||||||||
Ив. ..в | |||||||||||||
К… на | |||||||||||||
Р. ..ва | |||||||||||||
Количество выборов |
Социограмма. Это — графическое изображение реакции испытуемых друг на друга. Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости с помощью специальных знаков (рис. ниже). Она дает наглядное представление о внутригрупповой дифференциации членов группы за их статусом (популярностью).
Социометрическая техника является существенным дополнением к табличному подходу в анализе социометрического материала, ибо она дает возможность более глубокого качественного описания и наглядного представления групповых явлений.
Анализ социограммы состоит в отыскании центральных, наиболее влиятельных членов, затем взаимных пар и группировок. Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга. Наиболее часто в социометрических измерениях встречаются положительные группировки из 2, с членов, реже из 4 и более членов/
Социометрические индексы. Различают персональные социометрические индексы (ПСИ) и групповые социометрические индексы (ГСИ). Первые характеризуют индивидуальные социально-психологические свойства личности в роли члена группы. Вторые дают числовые характеристики целостной социометрической конфигурации выборов в группе. Они описывают свойства групповых структур общения. Основными ПСИ: позитивный негатив на экспансивность, степень удовлетворенности степень конфликтности, социометрический статус, потребность в общении, совместимость степень отвержения группой респондента.Индекс социометрического статуса определяется по формуле: де С— социометрический статус; R+— полученные позитивные выборы; R_— полученные негативные выборы; N— количество членов группы.Индекс эмоциональной экспансивности определяется по формуле:
де В— эмоциональная экспансивность; В+— полученные позитивные выборы; В_— полученные негативные выборы; N— количество членов группы. Среди ГСИ важнейшими являются индексы социометрической когерентности, напряжением ограниченности, плотности, сплоченности, разъединенности, приемлемости, экспансивности, антипатии.Индекс экспансивности характеризирует среднюю активность группы и рассчитывается как сумма всех выборов, деленная на количество респондентов: де Аg— индекс экспансивности; Rо+— сумма всех позитивных выборов; Rо_ — сумма всех негативных выборов; N—количество опрошенных.Индекс сплоченности учитывает число взаимных положительных выборов по отношению к общему числу возможных выборов и определяет степень привлекательности группы для ее членов. де Gq — индекс сплоченности; В+ — количество взаимных позитивных выборов; N — количество участников опроса; k— лимит выборов.Индекс антипатии характеризует число взаимных отрицательных выборов по отношению к общему числу возможных выборов и определяет степень неприятия группы ее членами. де Gа — индекс антипатии; В_ — количество взаимных негативных выборов; N— количество участников опроса; k— лимит выборов.Индекс напряженности отражает общее количество расхождений взаимных оценок членов группы (А выбирает В, а В исключает А) по отношению к общему количеству выборов и определяет противоречивость отношений в группе. де Gn— индекс напряженности; Вn — количество разногласий взаимных оценок; N— количество участников опроса; k— лимит выборов.
Философия, теория и методы Дж. Л. Морено: Человек, который пытался
Содержание Описание книги отзыва критиков
278 страниц
к Рутледж278 страниц
к Рутледж278 страниц
к РутледжУзнать об электронных книгах VitalSource Открытие всплывающего окна Также доступно в виде электронной книги по адресу:
- Тейлор и Фрэнсис электронные книги
(Институциональная покупка)Открывается в новой вкладке или окне
Продолжить покупки
Дж. Л. Морено, доктор медицины, признан основоположником социометрии и психодрамы, выдающимся создателем методов и теорий творчества, общества и человеческого поведения. Методы и приемы, которые он создал, получили широкое распространение; теории и философия, на которых основаны методы, этого не сделали, поскольку они часто излагаются на языке, который нелегко понять. Идеи Морено о групповой психотерапии практически утеряны, и то, что он считал своим величайшим вкладом, социометрия, получает поверхностное внимание от большинства психодраматистов. Групповая психотерапия и психодрама широко практикуются, но часто основаны на неморенской теории, вероятно, из-за недоступности работы Морено.
В этой книге описаны ранние годы Морено (его религиозный период), философия, на которой основаны его методы, и описание трех основных методов, созданных Морено: психодрамы, социометрии и групповой психотерапии. Он обеспечивает более систематическое представление работы Морено и более ясно и понятно представляет его философию и теорию.
Введение Часть I: Религиозная фаза 1. Человек в зеленом плаще 2. Многочастный молодой человек 3. Обмен ролями с Богом Часть II: Философия 4. Философия Морена 5. Канон творчества 6. Физика спонтанности-творчества Часть III: Методы Морена 7. Групповая психотерапия 8. Социометрия, новая модель социальных наук 9. Социометрия Теория 10. Психодрама и социодрама 11. Психодраматическая теория 12. Оценка Дж. Л. Морено
Биография
Джон Нолти имеет докторскую степень в области клинической психологии Вашингтонского университета и обучался психодраме у Дж. Л. и Зерки Морено. Он работал директором по обучению в Институте Морено после смерти Морено. В настоящее время он работает консультантом по обучению и сотрудником Колледжа судебных юристов в Дюбуа, штат Вайоминг, США.
«Подводя итог, Нольте написал книгу, содержащую огромное количество вдумчивых интерпретаций сочинений Морено. Каждый институт должен иметь эту книгу в своей библиотеке для изучения студентами. Морено хотел поддержать дух творчества и не предполагал, что его формулировки станут последним словом». Адам Блатнер, Journal of Psychodrama, Sociometry and Group Psychotherapy
‘Я думаю Философия, теория и методы Дж. Л. Морено: Человек, который пытался стать Богом . .. особенно ценен для тех, кто интересуется подробной историей психодрамы, истоками групповой психотерапии и созданием социометрии, представляющей три основных вклада плодотворной карьеры Дж. Л. Морено». — Шерри Линн Хэтчер, PsycCRITIQUES
‘Подводя итог, позвольте мне предложить, чтобы инструкторы по психодраме читали эту книгу с прицелом на своих стажеров, а те, кто проходит обучение, рассматривали эту книгу как способ улучшить свое понимание философии, теории и методов Морено. Практики просто найдут это ценным и приятным напоминанием о широте своего ремесла». — Питер Хоуи, журнал AANZPA, декабрь 2014 г.
Добавить в корзину
Эта книга входит в следующую серию книг:
- Исследования в области психического здоровья
Дж. Л. Морено | Австрийский психиатр
«,»url»:»Введение»,»wordCount»:0,»последовательность»:1},»imarsData»:{«HAS_REVERTED_TIMELINE»:»false»,»INFINITE_SCROLL»:»»},»npsAdditionalContents «:{},»templateHandler»:{«name»:»INDEX»},»paginationInfo»:{«previousPage»:null,»nextPage»:null,»totalPages»:1},»uaTemplate»:»INDEX» ,»бесконечный список прокрутки»:[{«p»:1,»t»:392120}],»familyPanel»:{«topicInfo»:{«id»:392120,»title»:»Дж. Л. Морено»,»url»:»https://www.britannica.com/biography/J-L-Moreno» ,»description»:»Психодрама: Морено, который заметил, что актриса, подверженная вспышкам гнева в личной жизни, вела себя более сдержанно, когда ей давали жестокие сценические роли. Хотя ситуации в психодраме моделируются, они могут вызывать настоящие эмоции и новое понимание и помогите установить более эффективные…»,»type»:»ТЕМА»,»titleText»:»Дж. Л. Морено»,»metaDescription»:»Другие статьи, в которых обсуждается Дж. Л. Морено: психодрама: Морено, который заметил, что актриса к буйным вспышкам гнева в личной жизни вел себя более сдержанно, когда ему давали жестокие сценические роли. Хотя ситуации в психодраме смоделированы, они могут вызвать настоящие эмоции и новые инсайты и помочь установить более эффективные…»,»identifierHtml»:»Австрийский психиатр» ,»identifierText»:»Австрийский психиатр»,»topicClass»:»биография»,»topicKey»:»JL-Moreno»,»articleContentType»:»INDEX»,»ppTecType»:»PEOPLE»,»gaTemplate»:»INDEX «,»topicType»:»INDEX»,»relativeUrl»:»/biography/J-L-Moreno»,»assemblyLinkPrefix»:»/media/1/392120/»},»topicLink»:{«title»:»J. Л. Морено»,»url»:»https://www.britannica.com/biography/J-L-Moreno»},»tocPanel»:{«title»:»Каталог»,»itemTitle»:»Ссылки»,» toc»:null},»groups»:[]},»byline»:null,»citationInfo»:null,»websites»:null,»freeTopicReason»:»TOPIC_IS_INDEX_PAGE»,»topicCollectionLinks»:[],»articleSchemaMarkup» :{«ключевые слова»:»Дж. Л. Морено»,»wordcount»:0,»url»:»https://www.britannica.com/biography/J-L-Moreno»,»description»:»Другие статьи, в которых обсуждается Дж. Л. Морено: психодрама: Морено, который заметил, что актриса, подверженная вспышкам гнева в личной жизни, вела себя более сдержанно, когда ей давали жестокие сценические роли. Хотя ситуации в психодраме смоделированы, они могут вызывать настоящие эмоции и новое озарение, а также помогают установить более эффективные…»,»издатель»:{«name»:»Encyclopedia Britannica»,»@type»:»Организация»,»logo «:{«url»:»https://corporate.britannica.com/wp-content/themes/eb-corporate/_img/logo.png»,»@type»:»ImageObject»}},»@context» :»https://schema.org»,»@type»:»статья»},»initialLoad»:true,»moneyRedirectedArticle»:false}вклад в психотерапевтические техники
- В психодраме
Морено, который заметил, что актриса, подверженная вспышкам гнева в личной жизни, вела себя более умеренно, когда ей давали жестокие сценические роли.