Методика «ценностные ориентации» (м. Рокич)
Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни».
Наиболее распространенной в настоящее время является методика изучения ценностных ориентации М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей.
М. Рокич различает два класса ценностей:
терминальные – убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;
инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.
Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.
Респонденту предъявлены два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках.
Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются «конкретные» и «абстрактные» ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т.д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д. Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориентации. Психолог должен попытаться уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или даже неискренность ответов.
Инструкция для работы с карточками: «Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача – разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни. Работайте не спеша, вдумчиво. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию»
Инструкция для работы с таблицами:
«Внимательно изучите таблицу и, выбрав ту ценность, которая для вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная останется последней и займет 18 место. Работайте не спеша, вдумчиво. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию».
Ф.И.О. ______________________________________________________
Возраст ______ Пол ____ Образование__________ Специальность ______
АКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНЬ (полнота и эмоциональная насыщенность жизни) | |
ЖИЗНЕННАЯ МУДРОСТЬ (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом) | |
ЗДОРОВЬЕ (физическое и психическое) | |
ИНТЕРЕСНАЯ РАБОТА | |
КРАСОТА ПРИРОДА И ИСКУССТВО (переживание прекрасного в природе и искусств) | |
ЛЮБОВЬ (духовная и физическая близость с любимым человеком) | |
МАТЕРИАЛЬНАЯ ОБЕСПЕЧЕННАЯ ЖИЗНЬ (отсутствие материальных затруднений) | |
НАЛИЧИЕ ХОРОШИХ И ВЕРНЫХ ДРУЗЕЙ | |
ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРИЗНАНИЕ (уважение окружающих, коллег, товарищей по работе) | |
ПОЗНАНИЕ (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие) | |
ПРОДУКТИВНАЯ ЖИЗНЬ (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей) | |
РАЗВИТИЕ (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенство) | |
РАЗВЛЕЧЕНИЯ (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей) | |
СВОБОДА (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) | |
СЧАСТЛИВАЯ СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ | |
СЧАСТЬЕ ДРУГИХ (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом) | |
ТВОРЧЕСТВО (возможность творческой деятельности) | |
УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений) |
Бланк 2
Перед вами список, включающий некоторые положительные черты, проявляющиеся в поведении людей. Выберите ту из них, которую Вы считаете наиболее ценной при любых обстоятельствах и поставьте в скобках СЛЕВА от нее поставьте цифру 1. Затем выберите следующую по значимости и обозначьте цифрой 2, и так далее. Наименее важная получит номер 18.
АККУРАТНОСТЬ (ЧИСТОПЛОТНОСТЬ)
(умение содержать в порядке вещи, порядок в делах)
ВОСПИТАННОСТЬ
(хорошие манеры)
ВЫСОКИЕ ЗАПРОСЫ
(высокие требования к жизни и высокие притязания)
ЖИЗНЕРАДОСТНОСТЬ
(чувство юмора)
ИСПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ
(дисциплинированность)
НЕЗАВИСИМОСТЬ
(способность действовать самостоятельно, решительно)
ОБРАЗОВАННОСТЬ
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
(чувство долга, умение держать слово)
РАЦИОНАЛИЗМ
(умение здраво и логически мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения)
САМОКОНТРОЛЬ
(сдержанность, дисциплина)
СМЕЛОСТЬ В ОТСТАИВАНИИ СВОЕГО МНЕНИЯ, СВОИХ ВЗГЛЯДОВ
ТВЕРДАЯ ВОЛЯ
(умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)
ТЕРПИМОСТЬ
(к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)
ЧЕСТНОСТЬ
(правдивость, искренность)
ЧУТКОСТЬ
ШИРОТА ВЗГЛЯДОВ
(умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)
ЭФФЕКТИВНОСТЬ В ДЕЛАХ
(трудолюбие, продуктивность в работе)
НЕПРИМИРИМОСТЬ К НЕДОСТАТКАМ В СЕБЕ И ДРУГИХ
2.
1 Применение методики М.Рокича «Ценностные ориентации». Система ценностных ориентацийСистема ценностных ориентаций
курсовая работа
Методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича основана на прямом ранжировании списков ценностей двух классов: терминальных и инструментальных (по 18 пунктов каждый). Сначала испытуемому предлагается набор терминальных, а затем инструментальных ценностей.
Опрашиваемый присваивал каждой ценности определенный ранговый номер, соответствующий тому значению, который опрашиваемый придавал данной ценности в жизни по сравнению с другими. В тесте по методики М.Рокича участвовали 11 человек в возрасте от 19 до 23 лет. Опрашиваемые определяли главные для себя ценности, получившие первое, второе, третье ранговые места. Ценностные ориентации определяют содержание направленности личности, являясь отправным моментом ее поступков, мыслей и чувств. Другими словами, это то, чем человек живет и к чему стремится, это одна из призм, через которую он смотрит на себя и окружающий мир. Качественный анализ результатов исследования дает возможность оценить жизненные идеалы, иерархию жизненных целей, ценностей-средств и представлений о нормах поведения, которые человек рассматривает в качестве эталона.
Тестирование показало, что для большинства опрашиваемых возраст которых от 19 до 23 лет важными оказались ценности личной жизни (счастливая семейная жизнь, активная деятельная жизнь, интересная работа, развитие, а ценности профессиональной самореализации (карьера общественное признание, стремление к высокому материальному положению и т.д.), заняли ранги чуть ниже. Терминальные ценности, связанные с интересной работой, заняли 10 ранг.
В системе инструментальных ценностей студентов более высокий ранг занимают ценности ответственности, самоконтроля, воспитанности, независимости.
Были выявлены следующие различия в ценностных ориентациях студентов:
1.У всех опрашиваемых на первом месте стоит саморазвитие , создание счастливой семьи , поиск себя в жизни и поиск интересной работы.
2.Есть разница между студентами старших курсов и первокурсников .
Если у старшекурсников ценности обретаю более масштабный спектр как поиск интересной работы , создание семьи, то у первокурсников есть еще время подумать и где-то переоценить свои ценности и на первых местах стоит саморазвитие , активная деятельная жизнь .
3. Опрашиваемые которые не вышли во взрослую ответственную жизнь для себя на первое место ставят материально обеспеченную жизнь, семью и и общественное признание.
Результаты тестирования по методике М.Рокича позволили сделать вывод, что молодое поколение рассматривает будущую работу прежде всего как средство достижения профессионального статуса и общественной признательности и как средство заработка и обеспечения материального благополучия.
Достижение «материального благополучия» является, также как и «успешная профессиональная деятельность», одной из наиболее значимых для молодежи ценностей, о чем свидетельствуют результаты проведенного исследования. Причем, значимость ценности «материального благополучия, денег» возрастает, усиливается с каждым годом, что связано с усилением в молодежной среде потребительских установок. Эта ценность занимает в шкале молодежных ценностных ориентаций одно из первых мест, уступая ценности «счастливой семейной жизни» и соперничая с ценностью «достижения социально-профессионального статуса», «успешной профессиональной деятельности».
Труд перестал занимать центральное место в структуре ценностный ориентаций молодежи. Более того, ему уже не принадлежит ни одно из первых мест
Ценности каждого человека — это целый мир: сложный, динамичный, противоречивый. Ценности объединяются в систему, которая изменяется с возрастом и обстоятельствами жизни.На каждом жизненном этапе человек переоценивает свои жизненные ценности, что то становится уже не так важно, как раньше, другие же становятся важнее. Такая переоценка происходит в течении всей жизни, давая нам стимул к новым стремлениям.
Делись добром 😉
Анализ соотношения личностных и индивидуальных свойств представителей технического и гуманитарного профиля
1.
2 Ценностные ориентации личностиличность мировоззрение молодой специалист Ценностные ориентации — важнейшая составляющая структуры личности, имеющая в своей структуре мотивационный, отношенческий, когнитивный, эмоциональный и оценочный компоненты…
Взаимосвязь личностных характеристик и выбора профессионального обучения у подростков
1.9.4 Интересы и ценностные ориентации
Изучение самосознания в подростковом возрасте в отечественной психологии идет и в русле исследования его содержания: интересов, ценностных ориентаций, ценностей. Так, Л.С…
Гендерные особенности ценностных ориентаций личности
1.1 Ценности и ценностные ориентации личности
Личность — саморегулируемая динамическая функциональная система непрерывно взаимодействующих между собой свойств, отношений и действий, складывающихся в процессе онтогенеза человека…
Гендерный аспект ценностных ориентаций
2.2 Ценностные ориентации современных старшеклассников
В подростковом возрасте начинает формироваться устойчивый круг интересов, который является психологической базой ценностных ориентаций подростков. Происходит переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее…
Изучение социальных ценностей личности
Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича
М. Рокич различает два класса ценностей: терминальные — убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться; uнструментальные — убеждения в том…
Концепция развития личности: сущность и специфика
2. Самооценки и ценностные ориентации личности
Самооценки личности Стремление выразить себя, как личность, с лучшей, положительной стороны — это один из важнейших импульсов жизнедеятельности человека. При этом, мотив самоуважения, то есть признания собственной социальной…
Мировоззренческие установки у людей с различными стилями питания
1.4.3 Ценностные ориентации и стили питания
Связь между специфическими стилями питания (такими как вегетарианство и веганство) и религией, духовной жизнью человека выражена сильнее обыкновенной семантики, касается самой сущности религиозной мысли. Например…
Особенности взаимодействия агрессивности и типа акцентуации с ценностными ориентациями
3. Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича
Тип работы — аналитическое исследование, касающееся различных областей психологии: социальной психологии, психологии девиантного поведения, возрастной. Методы обработки данных — качественная и количественная обработка результатов. Глава 1…
Сознание и самосознание как предмет исследования психологии
1.4 Ценностные ориентации и мотивация
В значение жизненных ориентациях, правовой культуре и правосознании людей произошли трансформации, которые породили снижение уважения к благородным целям жизни, критическое негативное отношение к «общепринятым» ценностям, к праву…
Становление личности в ранней юности
Ценностные ориентации
Ценностные ориентации — это элементы структуры личности, которые характеризуют содержательную сторону ее направленности. В форме ценностных ориентаций в результате обретения ценностей фиксируется существенное, наиболее важное для человека. ..
Ценности и ценностные ориентации личности
2.1 Ценностные ориентации и их социальная обусловленность
В окружающей действительности мало явлений, безразличных для людей, явлений, к которым они не выражают никакого ценностного отношения. Поэтому ценностей так же много, как явлений природы, общества, человеческих поступков и чувств…
Ценности и ценностные ориентации личности
3. Ценностные ориентации личности
Понятие ценностных ориентаций личности было введено в научный лексикон в 20-е годы XX в. социологами У. Томасом и Ф. Знанецким, которые рассматривали ценностные ориентации как социальную установку личности…
Ценностные ориентации старшеклассников
1.4 Ценностные ориентации старшеклассников
В социально-психологических и психолого-педагогических исследованиях изучаются структура и динамика ценностных ориентации личности в юношеском возрасте, роль ценностных ориентации в механизме социальной регуляции поведения…
Ценностные ориентации студентов
1.
1 Ценностные ориентации и их влияние на личностьЦенностные ориентации — важнейший структурный компонент личности. Ценности, как и другие, социально-психологические образования являются регуляторами поведенческих реакций у человека и являются важными для всех областей в жизни человека…
Ценность человека как ценностное основание профессионала
1. Ценности личности и ценностные ориентации
Одним из главных факторов выбора профессии и становления личности как профессионала являются ценности личности и ценностная ориентация. Рассмотрим эти факторы…
Особенности системы ценностных ориентаций студентов с разными типами религиозности
Серия: Успехи социально-педагогических и гуманитарных исследований
Авторы
Браун Ольга, Авилов Геннадий, Канина Наталья, Хакимова Нурия
Ответственный за переписку
3 Браун Ольга.
Статья посвящена изучению ценностей студентов с разными типами религиозности. В статье анализируются теоретические подходы к изучению личностных ценностей М. Рокича [11], С. Х. Шварца [12, 13, 16], А. Маслоу [9], М. С. Янисского [15], а также принципы и подходы к проблеме религиозности различные типы религиозности, описанные в исследованиях Г. Олпорта, Р.С. Титов, А. Крылов, В.И. Хоменко. На основе сочетания двух факторов: формальной принадлежности к религиозной конфессии и наличия или отсутствия религиозной идентичности предлагаются четыре типа религиозности: целостная религиозность, субъективная религиозность, внешняя религиозность, безрелигиозность (религиозная индифферентность). Установлено, что тип религиозности коррелирует с ценностными ориентациями личности. На выборке из 97 человек, по методике С. Х. Шварца, было проведено исследование ценностных ориентаций студентов с разными типами религиозности. Доказано, что тип религиозности фиксирует особенности ценностных ориентаций студентов. Больше всего религия влияет на значение «просоциальных» ценностей и значение традиции. Чем более выражено субъективное значение религии и религиозной идентичности, тем выше становится влияние религиозности на ценностные ориентации.0003
Скачать статью (PDF)
- Название тома
- Материалы Международной конференции по теории и практике формирования личности в современном обществе (ICTPPFMS 2018)
- Серия
- Достижения в области социальных наук, образования и гуманитарных исследований
- Дата публикации
- сентября 2018 г.
- ISBN
- 978-94-6252-577-1
- 2352-5398
- DOI
- 2352-5398 . .org/10.2991/ictppfms-18.2018.32Как использовать DOI?
- Copyright
- © 2018, Авторы. Опубликовано Атлантис Пресс.
- Открытый доступ
- Это статья в открытом доступе, распространяемая по лицензии CC BY-NC (http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/).
Цитировать эту статью AU — Браун Ольга AU — Авилов Геннадий AU — Канина Наталья AU — Хакимова Нурия КГ — 2018/09 ДА — 2018/09 ТИ — Особенности системы ценностных ориентаций студентов с разным типом религиозности BT — Материалы Международной конференции по теории и практике формирования личности в современном обществе (ICTPPFMS 2018) ПБ — Атлантис Пресс СП — 183 ЭП-187 СН — 2352-5398 УР — https://doi.org/10.2991/ictppfms-18.2018.32 СДЕЛАТЬ — https://doi.org/10.2991/ictppfms-18.2018.32 ID — Ольга2018/09 Скорая помощь —
загрузить .riscopy в буфер обмена
Влияние острых доз пропилтиоурацила на почечную экскрецию йодида и других электролитов у крыс
https://doi.org/10.1007/bf02146627
Журнал: Опыт, 1968, № 12, с. 1213-1214
Издатель: ООО «Спрингер Сайенс энд Бизнес Медиа»
Авторов: Эй Джей Мэтти, Р. Г. Пай
- Дж. Браун, Эндокринология 58, 68 (1956).
https://doi.org/10.1210/endo-58-1-68 - Дж. С. Маккарти, М. Дж. Фрегли и Б. R. Nechay, J. Pharmac. эксп. Тер.158, 294 (1967).
- А. Альберт, А. Тенни и Н. Лоренц, Эндокринология 50, 327 (1952).
https://doi.org/10.1210/endo-50-3-327 - Р. Э. Тейлор и М. Дж. Фрегли, Эндокринология 75, 33 (1964).