Методика изучения ценностных ориентаций м рокича: Методика М.Рокича «Ценностные ориентации»: шкалы, ключи, интерпретация, пример.

Содержание

Методика «ценностные ориентации» (м. Рокич)

Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни».

Наиболее распространенной в настоящее время является методика изучения ценностных ориентации М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей.

М. Рокич различает два класса ценностей:

  • терминальные – убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;

  • инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.

Респонденту предъявлены два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках.

В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются «конкретные» и «абстрактные» ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т.д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д. Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориентации. Психолог должен попытаться уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или даже неискренность ответов.

Инструкция для работы с карточками: «Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача – разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни. Работайте не спеша, вдумчиво. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию»

Инструкция для работы с таблицами:

«Внимательно изучите таблицу и, выбрав ту ценность, которая для вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная останется последней и займет 18 место. Работайте не спеша, вдумчиво. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию».

Ф.И.О. ______________________________________________________

Возраст ______ Пол ____ Образование__________ Специальность ______

АКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНЬ

(полнота и эмоциональная насыщенность жизни)

ЖИЗНЕННАЯ МУДРОСТЬ

(зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом)

ЗДОРОВЬЕ

(физическое и психическое)

ИНТЕРЕСНАЯ РАБОТА

КРАСОТА ПРИРОДА И ИСКУССТВО

(переживание прекрасного в природе и искусств)

ЛЮБОВЬ

(духовная и физическая близость с любимым человеком)

МАТЕРИАЛЬНАЯ ОБЕСПЕЧЕННАЯ ЖИЗНЬ

(отсутствие материальных затруднений)

НАЛИЧИЕ ХОРОШИХ И ВЕРНЫХ ДРУЗЕЙ

ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРИЗНАНИЕ

(уважение окружающих, коллег, товарищей по работе)

ПОЗНАНИЕ

(возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие)

ПРОДУКТИВНАЯ ЖИЗНЬ

(максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей)

РАЗВИТИЕ

(работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенство)

РАЗВЛЕЧЕНИЯ

(приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей)

СВОБОДА

(самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)

СЧАСТЛИВАЯ СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ

СЧАСТЬЕ ДРУГИХ

(благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом)

ТВОРЧЕСТВО

(возможность творческой деятельности)

УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ

(внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений)

Бланк 2

Перед вами список, включающий некоторые положительные черты, проявляющиеся в поведении людей. Выберите ту из них, которую Вы считаете наиболее ценной при любых обстоятельствах и поставьте в скобках СЛЕВА от нее поставьте цифру 1. Затем выберите следующую по значимости и обозначьте цифрой 2, и так далее. Наименее важная получит номер 18.

АККУРАТНОСТЬ (ЧИСТОПЛОТНОСТЬ)

(умение содержать в порядке вещи, порядок в делах)

ВОСПИТАННОСТЬ

(хорошие манеры)

ВЫСОКИЕ ЗАПРОСЫ

(высокие требования к жизни и высокие притязания)

ЖИЗНЕРАДОСТНОСТЬ

(чувство юмора)

ИСПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ

(дисциплинированность)

НЕЗАВИСИМОСТЬ

(способность действовать самостоятельно, решительно)

ОБРАЗОВАННОСТЬ

(широта знаний, высокая общая культура)

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

(чувство долга, умение держать слово)

РАЦИОНАЛИЗМ

(умение здраво и логически мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения)

САМОКОНТРОЛЬ

(сдержанность, дисциплина)

СМЕЛОСТЬ В ОТСТАИВАНИИ СВОЕГО МНЕНИЯ, СВОИХ ВЗГЛЯДОВ

ТВЕРДАЯ ВОЛЯ

(умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)

ТЕРПИМОСТЬ

(к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)

ЧЕСТНОСТЬ

(правдивость, искренность)

ЧУТКОСТЬ

(заботливость)

ШИРОТА ВЗГЛЯДОВ

(умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)

ЭФФЕКТИВНОСТЬ В ДЕЛАХ

(трудолюбие, продуктивность в работе)

НЕПРИМИРИМОСТЬ К НЕДОСТАТКАМ В СЕБЕ И ДРУГИХ

2.

1 Применение методики М.Рокича «Ценностные ориентации». Система ценностных ориентаций

Система ценностных ориентаций

курсовая работа

Методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича основана на прямом ранжировании списков ценностей двух классов: терминальных и инструментальных (по 18 пунктов каждый). Сначала испытуемому предлагается набор терминальных, а затем инструментальных ценностей.

Опрашиваемый присваивал каждой ценности определенный ранговый номер, соответствующий тому значению, который опрашиваемый придавал данной ценности в жизни по сравнению с другими. В тесте по методики М.Рокича участвовали 11 человек в возрасте от 19 до 23 лет. Опрашиваемые определяли главные для себя ценности, получившие первое, второе, третье ранговые места. Ценностные ориентации определяют содержание направленности личности, являясь отправным моментом ее поступков, мыслей и чувств. Другими словами, это то, чем человек живет и к чему стремится, это одна из призм, через которую он смотрит на себя и окружающий мир. Качественный анализ результатов исследования дает возможность оценить жизненные идеалы, иерархию жизненных целей, ценностей-средств и представлений о нормах поведения, которые человек рассматривает в качестве эталона.

Тестирование показало, что для большинства опрашиваемых возраст которых от 19 до 23 лет важными оказались ценности личной жизни (счастливая семейная жизнь, активная деятельная жизнь, интересная работа, развитие, а ценности профессиональной самореализации (карьера общественное признание, стремление к высокому материальному положению и т.д.), заняли ранги чуть ниже. Терминальные ценности, связанные с интересной работой, заняли 10 ранг.

В системе инструментальных ценностей студентов более высокий ранг занимают ценности ответственности, самоконтроля, воспитанности, независимости.

Были выявлены следующие различия в ценностных ориентациях студентов:

1.У всех опрашиваемых на первом месте стоит саморазвитие , создание счастливой семьи , поиск себя в жизни и поиск интересной работы.

2.Есть разница между студентами старших курсов и первокурсников .

Если у старшекурсников ценности обретаю более масштабный спектр как поиск интересной работы , создание семьи, то у первокурсников есть еще время подумать и где-то переоценить свои ценности и на первых местах стоит саморазвитие , активная деятельная жизнь .

3. Опрашиваемые которые не вышли во взрослую ответственную жизнь для себя на первое место ставят материально обеспеченную жизнь, семью и и общественное признание.

Результаты тестирования по методике М.Рокича позволили сделать вывод, что молодое поколение рассматривает будущую работу прежде всего как средство достижения профессионального статуса и общественной признательности и как средство заработка и обеспечения материального благополучия.

Достижение «материального благополучия» является, также как и «успешная профессиональная деятельность», одной из наиболее значимых для молодежи ценностей, о чем свидетельствуют результаты проведенного исследования. Причем, значимость ценности «материального благополучия, денег» возрастает, усиливается с каждым годом, что связано с усилением в молодежной среде потребительских установок. Эта ценность занимает в шкале молодежных ценностных ориентаций одно из первых мест, уступая ценности «счастливой семейной жизни» и соперничая с ценностью «достижения социально-профессионального статуса», «успешной профессиональной деятельности».

Труд перестал занимать центральное место в структуре ценностный ориентаций молодежи. Более того, ему уже не принадлежит ни одно из первых мест

Ценности каждого человека — это целый мир: сложный, динамичный, противоречивый. Ценности объединяются в систему, которая изменяется с возрастом и обстоятельствами жизни.На каждом жизненном этапе человек переоценивает свои жизненные ценности, что то становится уже не так важно, как раньше, другие же становятся важнее. Такая переоценка происходит в течении всей жизни, давая нам стимул к новым стремлениям.

Делись добром 😉

Анализ соотношения личностных и индивидуальных свойств представителей технического и гуманитарного профиля

1.
2 Ценностные ориентации личности

личность мировоззрение молодой специалист Ценностные ориентации — важнейшая составляющая структуры личности, имеющая в своей структуре мотивационный, отношенческий, когнитивный, эмоциональный и оценочный компоненты…

Взаимосвязь личностных характеристик и выбора профессионального обучения у подростков

1.9.4 Интересы и ценностные ориентации

Изучение самосознания в подростковом возрасте в отечественной психологии идет и в русле исследования его содержания: интересов, ценностных ориентаций, ценностей. Так, Л.С…

Гендерные особенности ценностных ориентаций личности

1.1 Ценности и ценностные ориентации личности

Личность — саморегулируемая динамическая функциональная система непрерывно взаимодействующих между собой свойств, отношений и действий, складывающихся в процессе онтогенеза человека…

Гендерный аспект ценностных ориентаций

2.2 Ценностные ориентации современных старшеклассников

В подростковом возрасте начинает формироваться устойчивый круг интересов, который является психологической базой ценностных ориентаций подростков. Происходит переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее…

Изучение социальных ценностей личности

Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича

М. Рокич различает два класса ценностей: терминальные — убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться; uнструментальные — убеждения в том…

Концепция развития личности: сущность и специфика

2. Самооценки и ценностные ориентации личности

Самооценки личности Стремление выразить себя, как личность, с лучшей, положительной стороны — это один из важнейших импульсов жизнедеятельности человека. При этом, мотив самоуважения, то есть признания собственной социальной…

Мировоззренческие установки у людей с различными стилями питания

1.4.3 Ценностные ориентации и стили питания

Связь между специфическими стилями питания (такими как вегетарианство и веганство) и религией, духовной жизнью человека выражена сильнее обыкновенной семантики, касается самой сущности религиозной мысли. Например…

Особенности взаимодействия агрессивности и типа акцентуации с ценностными ориентациями

3. Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича

Тип работы — аналитическое исследование, касающееся различных областей психологии: социальной психологии, психологии девиантного поведения, возрастной. Методы обработки данных — качественная и количественная обработка результатов. Глава 1…

Сознание и самосознание как предмет исследования психологии

1.4 Ценностные ориентации и мотивация

В значение жизненных ориентациях, правовой культуре и правосознании людей произошли трансформации, которые породили снижение уважения к благородным целям жизни, критическое негативное отношение к «общепринятым» ценностям, к праву…

Становление личности в ранней юности

Ценностные ориентации

Ценностные ориентации — это элементы структуры личности, которые характеризуют содержательную сторону ее направленности. В форме ценностных ориентаций в результате обретения ценностей фиксируется существенное, наиболее важное для человека. ..

Ценности и ценностные ориентации личности

2.1 Ценностные ориентации и их социальная обусловленность

В окружающей действительности мало явлений, безразличных для людей, явлений, к которым они не выражают никакого ценностного отношения. Поэтому ценностей так же много, как явлений природы, общества, человеческих поступков и чувств…

Ценности и ценностные ориентации личности

3. Ценностные ориентации личности

Понятие ценностных ориентаций личности было введено в научный лексикон в 20-е годы XX в. социологами У. Томасом и Ф. Знанецким, которые рассматривали ценностные ориентации как социальную установку личности…

Ценностные ориентации старшеклассников

1.4 Ценностные ориентации старшеклассников

В социально-психологических и психолого-педагогических исследованиях изучаются структура и динамика ценностных ориентации личности в юношеском возрасте, роль ценностных ориентации в механизме социальной регуляции поведения…

Ценностные ориентации студентов

1.
1 Ценностные ориентации и их влияние на личность

Ценностные ориентации — важнейший структурный компонент личности. Ценности, как и другие, социально-психологические образования являются регуляторами поведенческих реакций у человека и являются важными для всех областей в жизни человека…

Ценность человека как ценностное основание профессионала

1. Ценности личности и ценностные ориентации

Одним из главных факторов выбора профессии и становления личности как профессионала являются ценности личности и ценностная ориентация. Рассмотрим эти факторы…

Особенности системы ценностных ориентаций студентов с разными типами религиозности

Серия: Успехи социально-педагогических и гуманитарных исследований

Авторы

Браун Ольга, Авилов Геннадий, Канина Наталья, Хакимова Нурия

Ответственный за переписку

3 Браун Ольга.

Ключевые слова
религиозность, тип религиозности, религиозная идентичность, ценности, ценностные ориентации, студенты
Реферат

Статья посвящена изучению ценностей студентов с разными типами религиозности. В статье анализируются теоретические подходы к изучению личностных ценностей М. Рокича [11], С. Х. Шварца [12, 13, 16], А. Маслоу [9], М. С. Янисского [15], а также принципы и подходы к проблеме религиозности различные типы религиозности, описанные в исследованиях Г. Олпорта, Р.С. Титов, А. Крылов, В.И. Хоменко. На основе сочетания двух факторов: формальной принадлежности к религиозной конфессии и наличия или отсутствия религиозной идентичности предлагаются четыре типа религиозности: целостная религиозность, субъективная религиозность, внешняя религиозность, безрелигиозность (религиозная индифферентность). Установлено, что тип религиозности коррелирует с ценностными ориентациями личности. На выборке из 97 человек, по методике С. Х. Шварца, было проведено исследование ценностных ориентаций студентов с разными типами религиозности. Доказано, что тип религиозности фиксирует особенности ценностных ориентаций студентов. Больше всего религия влияет на значение «просоциальных» ценностей и значение традиции. Чем более выражено субъективное значение религии и религиозной идентичности, тем выше становится влияние религиозности на ценностные ориентации.0003

Copyright
© 2018, Авторы. Опубликовано Атлантис Пресс.
Открытый доступ
Это статья в открытом доступе, распространяемая по лицензии CC BY-NC (http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/).

Скачать статью (PDF)

Название тома
Материалы Международной конференции по теории и практике формирования личности в современном обществе (ICTPPFMS 2018)
Серия
Достижения в области социальных наук, образования и гуманитарных исследований
Дата публикации
сентября 2018 г.
ISBN
978-94-6252-577-1
2352-5398
DOI
2352-5398
. .org/10.2991/ictppfms-18.2018.32Как использовать DOI?
Copyright
© 2018, Авторы. Опубликовано Атлантис Пресс.
Открытый доступ
Это статья в открытом доступе, распространяемая по лицензии CC BY-NC (http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/).

Цитировать эту статью AU — Браун Ольга AU — Авилов Геннадий AU — Канина Наталья AU — Хакимова Нурия КГ — 2018/09 ДА — 2018/09 ТИ — Особенности системы ценностных ориентаций студентов с разным типом религиозности BT — Материалы Международной конференции по теории и практике формирования личности в современном обществе (ICTPPFMS 2018) ПБ — Атлантис Пресс СП — 183 ЭП-187 СН — 2352-5398 УР — https://doi.org/10.2991/ictppfms-18.2018.32 СДЕЛАТЬ — https://doi.org/10.2991/ictppfms-18.2018.32 ID — Ольга2018/09 Скорая помощь —

загрузить .riscopy в буфер обмена

Влияние острых доз пропилтиоурацила на почечную экскрецию йодида и других электролитов у крыс

https://doi.org/10.1007/bf02146627

Журнал: Опыт, 1968, № 12, с. 1213-1214

Издатель: ООО «Спрингер Сайенс энд Бизнес Медиа»

Авторов: Эй Джей Мэтти, Р. Г. Пай

  1. Дж. Браун, Эндокринология 58, 68 (1956).
    https://doi.org/10.1210/endo-58-1-68
  2. Дж. С. Маккарти, М. Дж. Фрегли и Б. R. Nechay, J. Pharmac. эксп. Тер.158, 294 (1967).
  3. А. Альберт, А. Тенни и Н. Лоренц, Эндокринология 50, 327 (1952).
    https://doi.org/10.1210/endo-50-3-327
  4. Р. Э. Тейлор и М. Дж. Фрегли, Эндокринология 75, 33 (1964).

Добавить комментарий