Методика рисунок несуществующего животного рнж: Тест. Рисунок несуществующего животного (РНЖ)

Методика “рисунок несуществующего животного”

14

Методика “Рисунок несуществующего животного” (РНЖ) относится к разряду проективных. Предполагается, что в малоструктурированной ситуации содержание фантазийной продукции в основном определяется имплицитными структурами индивидуального опыта испытуемого, опосредующими процесс рисования.

Исследования подтверждают, что в коммуникативной ситуации, характризующейся неформальным контактом между испытуемым и экспериментатором и возникающей на основе открытого сотрудничества, порождаемый образ фантазии связан с Я-образом субъекта. Несмотря на то, что процесс проекции протекает без достаточного контроля сознания, он подчинен и сознательным установкам.

Рисунок правомерно отнести к области невербальной (в данном случае графической) коммуникации. Это подтверждается известной зависимостью достоверности и валидности получаемой посредством проективной техники информации от условий коммуникативной ситуации, в которой проекция проявляется.

В проективном рисовании главным посредником в познании личности испытуемого является образ его фантазии. Исходя из сказанного, РНЖ следует отнести к разряду специфических методов, валидизация которых основана не столько на стандартизации, сколько на учете закономерностей функционирования канала невербальной коммуникации.

Важной характеристикой невербального канала коммуникации является его тесная связь с эмоциями, играющими определяющую роль в формировании образов фантазии. Психологу необходимо развить в себе способность вжиться в рисунок, входить с ним в эмоциональный контакт, развить рефлексию вызываемых им чувств.

Методика РНЖ сконструирована аналогично известным рисуночным методам (“Рисунок человека”, “Дом — Дерево — Человек” и т.д.), проверенным многолетним опытом применения. Не все аспекты интерпретации в равной мере валидизированы, т.к. при обосновании преобладал поиск наиболее общего подхода к доказательству диагностической ценности методики, нежели скрупулезный перебор всех возможных сочетаний признаков.

На сегодняшний день можно считать достаточно обоснованными положения о существовании разнообразных связей образа несуществующего животного с Я-образом испытуемого, опосредованности фантазии опытом и о наличии разнообразных связей между уровнем притязаний (высотой оценки качеств собственной личности, обладать которыми стремится испытуемый: идеальный Я-образ), самооценкой, установками реагирования в конфликтных ситуациях и расположением рисунка на листе бумаги и его ориентацией.

Методика РНЖ валидизировалась в основном на клиническом контингенте в ситуации достаточно неформального и заинтересованного отношения со стороны испытуемых.

Цель:РНЖ может быть включен либо в клиническое обследование, либо как вспомогательный диагностический прием в процесс групповой психокоррекции. Он может быть использован как материал для живого обсуждения в группе пациентов либо в диалоге исследователь — испытуемый с целью выяснения и уточнения черт личности, проблем и социальных установок.

В плане индивидуального консультирования РНЖ может использоваться в качестве эвристической опоры для направления беседы.

РНЖ требует объединения с другими методами или тестами. Рекомендуется также проводить эту методику в одном сеансе с монотонными вербальными тестами-опросниками, используя ее как средство, повышающее живой интерес испытуемого к работе.

Использование РНЖ в ситуации принудительной экспертизы с целью отбора кадров значительно снижает, а в большинстве случаев полностью сводит на нет эффективность методики.

Чтобы взрослый захотел выполнять РНЖ, необходимо соблюдать два правила: 1) его рисование не должно оцениваться, тогда не будет стремления использовать стереотипы; 2) рисование для взрослого должно иметь смысл.

Материал:1) простой карандаш средней твердости, неостро отточенный (ручкой, фломастером рисовать нельзя), т.к. только карандаш передает моторику руки (нажим, дрожание, прерывистость и т. д.), что очень важно при анализе; 2) лист бумаги стандартный, белый или кремовый, но не глянцевый. Бумага должна быть ориентирована вертикально.

Инструкция:“Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим названием.” Далее можно уточнить, что нежелательно брать животное из мультфильмов, т.к. оно уже кем-то придумано; вымершие животные тоже не подходят.

Некоторые общие замечания к интерпретации РНЖ: важной характеристикой является связь рисунка с метафорами речи. Одним из опорных положений при интерпретации является семантический параллелизм образно-графического и вербально-метафорического рядов. В самом общем виде процесс интерпретации состоит в следующем: то, что содержится в рисунке (местоположение, детали и их взаимоотношения), буквально переносится на личность рисовавшего в качестве его метафорического описания. Суждение о личности, как правило, формируется в результате перевода с языка метафорического описания на привычный профессиональный жаргон.

Пример: шипы — “личность с шипами” — склонность к защитной агрессии; большие уши — “человек с большими ушами” — повышенная заинтересованность в информации о себе.

Основной трудностью при истолковании рисунка является многозначность отдельных деталей и признаков. Например, величина рисунка, в зависимости от характера контура, графики, эмоционального фона и т.д., может говорить либо о тенденциях к самораспространению, о преобладании эгоцентрических установок, либо о нарушении контроля над интенсивностью аффективных проявлений или гипертимии (гипомании) и т.д.

Кроме обязательного подчинения толкования отдельных деталей общему впечатлению, важным способом сузить значение символа является сознательный выбор надлежащего контекста интерпретации. Например, при наличии в рисунке панциря, шипов, чешуи и т.п. при интерпретации естественно на первый план выступает контекст самозащиты, задаваемый оппозицией “уязвимость — защищенность”, а, например, не характер уровня притязаний, связанный с расположением по вертикали.

Эвристической опорой в обоих примерах служит употребимость указанных аспектов рисунка в повседневной речевой метафорике (например, “высокая самооценка”, “высокие цели” или “человек в панцире”).

Правильный выбор контекста является важным приемом в работе с рисунком, позволяющим расширить содержательно его интерпретацию. Количество возможных интерпретационных контекстов зависит от фантазии и внутренней подвижности экспериментатора. Однако здесь же кроется и опасность “обратной проекции” собственных личностных черт на материал рисунка.

«Рисунок несуществующего животного»

1. Название: методика «Рисунок несуществующего животного» (РНЖ).

2. Автор: Дукаревич М.З.

  1. Контингент испытуемых: методика может использоваться для обследования как детей, так и взрослых.

  2. Предмет диагностики:

  • В терминах рубрикатора: индивидуально-целевые черты личности, функциональные и эмоциональные состояния.

  • в терминах автора методики: черты личности, проблемы и социальные установки испытуемого.

  1. Операциональный статус: проективная техника изучения проективных предпочтений.

  2. Сопряженные практические задачи: может использоваться как вспомогательный диагностический прием в процессе групповой психокоррекции, либо в клиническом обследовании; рисунок может быть использован как материал для живого обсуждения в группе пациентов, либо в диалоге «исследователь – испытуемый»; в плане индивидуального консультирования может использоваться в качестве эвристической опоры для направления беседы.

  3. Компетентность исполнителя: проведение диагностики, обработка и интерпретация данных может осуществляться только специалистом.

  4. Комплектность, состав методики: существуют инструкции по проведению и интерпретации результатов. По составу данный тест – ориентировочный и как единственный метод исследования обычно не используется и требует объединения с другими методами в качестве батарейного инструмента исследования.

  5. Теоретические положения: Метод исследования построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование моторики (в частности, моторики рисующей доминантной руки – зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка). Рисунок правомерно отнести к области невербальной (в данном случае – графической) коммуникации. Важной характеристикой невербального канала коммуникации является его связь с эмоциями, играющими определяющую роль в формировании образов фантазии. Второй важной характеристикой является связь рисунка с метафорами речи. Одним из опорных положений при интерпретации является семантический параллелизм образно-графического и вербально-метафорического рядов. В самом общем виде процесс интерпретации состоит в следующем: то, что содержится в рисунке (местоположение, детали и их взаимоотношения), буквально переносится на личность рисовавшего в качестве его метафорического описания.

    Суждение о личности, как правило, формируется в результате перевода с языка метафорического описания на привычный «профессиональный жаргон». Пример: шипы – «личность с шипами» – склонность к защитной агрессии; большие уши – «человек с большими ушами» – повышенная заинтересованность в информации о себе.

  6. Оборудование:

1. Белый или слегка кремовый, не глянцевый лист бумаги. Лист должен быть ориентирован вертикально.

2. Простой карандаш средней мягкости, неостро отточенный; ручкой и фломасте­ром рисовать нельзя.

11. Ход работы: Испытуемому предоставляется необходимое оборудование. После этого испытуемому предлагается инструкция следующего содержания: «Придумайте и нарисуйте несуществующее живот­ное и назовите его несуществующим названием». Далее можно уточнить, что не желательно брать животное из мультфильмов, т.к. оно уже кем-то придумано; вымершие животные тоже не подходят».

Добавить комментарий