Методики айзенка: Недопустимое название — Psylab.info

1.1. Методика Айзенка . Психология спортсмена: слагаемые успеха [litres]

Описание методики. Теоретическим основанием методики является двухфакторная модель личности Г. Айзенка, где в качестве показателей основных свойств личности используются экстраверсия-интроверсия и нейротизм. В общем смысле интроверсия – это направленность личности на ее внутренний мир, экстраверсия – направленность личности на окружающих людей и события, а нейротизм – понятие, синонимичное тревожности, проявляется как эмоциональная неустойчивость, напряженность, эмоциональная возбудимость, депрессивность. Нейротизм – характеризует эмоциональную устойчивость (стабильность) или неустойчивость (нестабильность).

Согласно Айзенку, высокие показатели по экстраверсии и нейротизму соответствуют психиатрическому диагнозу «истерия», а высокие показатели по интроверсии и нейротизму – состоянию тревоги или реактивной депрессии. Данная методика обобщает все выше сказанное и дает возможность получения более близкой к реальной жизни интерпретации результатов, совмещая их с рекомендациями для каждого отдельного типа.

Область применения. Опросник Айзенка дает возможность определить тип личности испытуемого, сформировавшийся на основе индивидуального баланса процессов возбуждения и торможения (интроверт-экстраверт), степень нейротизма, т. е. эмоциональной стабильности-нестабильности, и степень неискренности (лжи).

Опросники Айзенка могут быть использованы для оценки особенностей как взрослых людей, так и подростков. Данную методику целесообразно включать в батарею методов психодиагностики спортсмена с целью комплексного решения вопросов индивидуализации форм и стиля общения, организации тренировочного процесса, предстартовой подготовки.

Дополнительная информация. Для достижения более правдоподобных результатов могут быть использованы две формы учета ответов последовательно.

Особенности интерпретации. Интерпретация результатов опросника строится главным образом на выводах об экстраверсии-интроверсии, нейротизме и неискренности.

Интроверсия: значительная (1–7 баллов), умеренная (8–11 баллов).

Экстраверсия: умеренная (12–18 баллов), значительная (19–24 баллов).

Нейротизм: высокая эмоциональная устойчивость (до 10 баллов), средняя эмоциональная устойчивость (10–14 баллов). Высокая эмоциональная неустойчивость (15–18 баллов), очень высокая эмоциональная неустойчивость (19–24 баллов). По «шкале лжи» показатель в 4–5 баллов рассматривается как критический.

Литература

Анастази А. Психологическое тестирование. Т. II. – М.: Педагогика. 1982.

Гайда В. К., Захаров В. П. Психологическое тестирование. – Л.: ЛГУ. 1982.

Балин В. Д., Гайда В. К. и др. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. – СПб. 2000.

Бодалев А. А., Столин В. В. Общая психодиагностика. – СПб.: Речь. 2000.

Методика Айзенка — Резерв Cтолица

Внимание: качественное тестирование может проводить только опытный специалист.

Методика диагностики личностных черт Г. Айзенка
Существует несколько разновидностей опросников Азейнка, они являются одними из самых популярных в мире, применяются для определения индивидуально-психологических качеств, для отбора персонала на определенные позиции с учетом их типологических особенностей.
Предлагаемый вариант — EPI (Eysenck Personality Inventory) – 57 вопросов, ответы оцениваются по ключу в 1 балл («да», «нет»).

Вопросы:
1. Часто ли вы испытываете тягу к новым впечатлениям, чтобы отвлечься, испытать острые ощущения?
2. Часто ли вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые могут понять, ободрить или посочувствовать?
3. Считаете ли вы себя беззаботным человеком?
4. Трудно ли вам отказываться от своих намерений?
5. Обдумываете ли вы свои дела не спеша, предпочитая подождать, прежде чем действовать?
6. Всегда ли вы сдерживаете свои обещания?
7. Часто ли у вас бывают спады и подъемы настроения?
8. Быстро ли вы обычно действуете, говорите, не тратите ли много времени на обдумывание?
9. Возникало ли у вас когда-нибудь чувство, что вы несчастны, хотя никакой серьезной причины для этого не было?
10. Верно ли, что «на спор» вы способны решиться на все?
11. Смущаетесь ли вы, когда хотите познакомиться с человеком противоположного пола, который вам симпатичен?
12. Бывает ли когда-нибудь, что, разозлившись, вы выходите из себя?
13. Часто ли бывает, что вы действуете необдуманно, под влиянием момента?
14. Часто ли вас беспокоят мысли о том, что вам не следовало что-либо делать или говорить?
15. Предпочитаете ли вы чтение книг встречам с людьми?
16. Верно ли, что вас легко задеть?
17. Любите ли вы часто бывать в компании?
18. Бывают ли иногда у вас такие мысли, которыми ванн не хотелось бы делиться с другими людьми?
19. Верно ли, что иногда вы настолько полны энергии, что все горит в руках, а иногда чувствуете сильную вялость?
20. Стараетесь ли вы ограничивать круг своих знакомых небольшим числом самых близких друзей?
21. Много ли вы мечтаете?
22. Когда на вас кричат, вы отвечаете тем же?
23. Считаете ли вы все свои привычки хорошими?
24. Часто ли у вас появляется чувство, что вы в чем-то виноваты?
25. Способны ли вы иногда дать волю своим чувствам и беззаботно развлекаться в веселой компании?
26. Можно ли сказать, что нервы у вас часто бывают натянуты до предела?
27. У вас репутация веселого человека?
28. После того, как дело сделано, часто ли вы мысленно возвращаетесь к нему и думаете, что могли бы сделать лучше?
29. Чувствуете ли вы себя неспокойно, находясь в большой компании?
30. Бывает ли, что вы передаете слухи?
31. Бывает ли, что вам не спится из-за того, что в голову лезут разные мысли?
32.
Если вы хотите узнать что-либо, предпочтете ли вы найти это в книге, чем спросить у друзей?
33. Бывают ли у вас сильные сердцебиения?
34. Нравится ли вам работа, требующая сосредоточения?
35. Бывают ли у вас приступы дрожи?
36. Всегда ли вы говорите только правду?
37. Бывает ли вам неприятно находиться в компании, где все подшучивают друг над другом?
38. Раздражительны ли вы?
39. Нравится ли вам работа, требующая быстрого действия?
40. Верно ли, что вам часто не дают покоя мысли о разных неприятностях и ужасах, которые могли бы произойти, хотя все кончилось благополучно?
41. Верно ли, что вы неторопливы в движениях и несколько медлительны?
42. Опаздывали ли вы когда-нибудь на работу или на встречу с кем-либо?
43. Часто ли вам снятся кошмары?
44. Верно ли, что вы так любите поговорить, что не упускаете любого случая побеседовать с новым человеком?
45. Беспокоят ли вас какие-нибудь боли?
46. Вы огорчитесь, если долго не сможете видеться со своими друзьями?
47. Можете ли вы назвать себя нервным человеком?
48. Если среди ваших знакомых такие, которые вам явно не нравятся?
49. Могли бы вы сказать, что вы уверенный в себе человек?
50. Легко ли вас задевает критика ваших недостатков или вашей работы?
51. Трудно ли вам получить настоящее удовольствие от массовых мероприятий?
52. Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других?
53. Сумели бы вы внести оживление в скучную компанию?
54. Бывает ли, что выговорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?
55. Беспокоитесь ли вы о своем здоровье?
56. Любите ли вы подшутить над другими?
57. Страдаете ли вы бессонницей?

Ключ:

1. Шкала достоверности (лжи):
«да» (+): 6, 23, 36

«нет» (-): 12, 18, 30, 42, 48, 54

2. Шкала «Экстраверсия — интроверсия»:
«да» (+): 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56
«нет» (-): 5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51

3. Шкала «Нейротизм — стабильность»:
«да» (+): 2, 4, 7, 9. 11, 14, 16, 19, 21, 24, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57

Ответы, которые совпали с ключом, оцените в 1 балл.

Баллы по каждой шкале суммируйте.

Нейротизм

24
22
Меланхолик 20 Холерик

18
16
Интроверсия 14 Экстраверсия
0 2 4 6 8 10 12 14 16 18 20 22 24
10
8
6
Флегматик 4 Сангвиник
2
0

Стабильность

Шкала достоверности (лжи):
1-3 баллов – результаты достоверные
4-5 баллов – критическая точка: установка давать только «нужные» ответы на вопросы
Более 5баллов – результаты недостоверные

Шкала «Экстраверсия – интроверсия»
1-10 баллов – интроверсия
11-14 баллов – показатель непроявленности данного параметра
15 и более баллов — экстраверсия

Шкала «Нейротизм – стабильность»
1-10 баллов – психическая устойчивость
11-14 баллов — показатель непроявленности данного параметра
15 и более баллов – психическая лабильность, эмоциональная неустойчивость

Тип темперамента

Положительные стороны

Отрицательные стороны

Оптимальные виды деятельности

Не рекомендуемые виды деятельности

Меланхолик «Черная желчь»

Сопереживание, чувствительность, участливость, уживчивость, сдержанность, трудолюбие, высокая восприимчивость

Тревожность, ранимость, пессимистичность, замкнутость, необщительность, обидчивость, робость, быстрая утомляемость

Профессии, связанные с работой на компьютере, с исследованиями, занятия творчеством (программист, музыкант, дизайнер, биолог)

Деятельность, связанная с частыми и насыщенными контактами с людьми (бизнесмен, менеджер, учитель, продавец)

Холерик «Желчь»

Активность, оптимистичность, инициативность, энергичность, принципиальность

Вспыльчивость, беспокойство, раздражительность, несдержанность, отсутствие самоконтроля

Деятельность, связанная с активной деятельностью (менеджер, военный, продавец, бизнесмен)

Профессии, требующие усиленной внимательности и сосредоточенности (летчик, бухгалтер, водитель, диспетчер)

Флегматик «Слизь»

Уравновешенность, спокойствие, рассудительность, постоянство, стабильность, серьезность

Пассивность, осторожность, равнодушие, медлительность, безынициативность, апатичность, лень

Профессии операторского типа (механик, бухгалтер, водитель, чертежник, переводчик)

Деятельность, предполагающая тесные контакты с людьми (официант, бизнесмен, продавец)

Сангвиник «Кровь»

Жизнерадостность, отзывчивость, открытость, высокая работоспособность, быстрая переключаемость

Беззаботность, беспечность, болтливость, поверхностность, непостоянство, бессистемность в работе

Деятельность, предполагающая активный контакт с людьми (учитель, официант, руководитель, продавец, геолог)

Профессии, требующие точности, усидчивости и монотонности (оператор, чертежник, летчик)

Приглашаем Вас к Сотрудничеству! С уважением, Кадровое Агентство г.
Москва КАДРОВЫЙ РЕЗЕРВ

PEN-модель личности Айзенка

PEN-модель — это биологическая теория личности, разработанная влиятельным психологом Гансом Айзенком (1916–1997). Модель фокусируется на трех широких личностных факторах: психотизме, экстраверсии и невротизме (PEN).

Теории личности
  • Типы личности (Фридман и Розенман)
  • Пятифакторная модель личности
  • Теории личности

Айзенк считал, что биологические факторы , в том числе корковое возбуждение и уровни гормонов, наряду с факторами окружающей среды, такими как поведение, усвоенное посредством обусловливания, влияют на оценку человека по этим параметрам личности.

О Гансе Айзенке

Ганс Юрген Айзенк родился в Берлине в 1916 году в семье Эдуарда и Рут, которые по профессии были актерами. В 1934 году он покинул Германию, когда нацисты пришли к власти, и в конце концов обосновался в Англии. Он получил степень доктора философии в Университетском колледже Лондона у скандального психолога-педагога сэра Сирила Берта. Закончив учебу в 19В 40 лет он начал работать во время Второй мировой войны в больнице скорой помощи Милл-Хилл. После войны он устроился на недавно созданный факультет психологии Института психиатрии.

Айзенк внес значительный вклад в область психологии, опубликовав около 80 книг и написав сотни статей. Он также был редактором-основателем влиятельного журнала Personality and Individual Differences .

Работа Айзенка подверглась критике за предположение, что биологические или генетические факторы влияют на личность и склонность человека к преступному поведению.

Он умер в Лондоне в 1997 году в возрасте 81 года. В то время он был наиболее часто цитируемым автором в журналах по психологии.

Модель PEN

До разработки модели PEN Айзенк стремился измерить личность на основе двух измерений: экстраверсия-интроверсия и невротизм-эмоциональная стабильность .

Экстраверсия-Интроверсия

Люди с высоким уровнем экстраверсии больше вовлечены в социальную деятельность. Они, как правило, более разговорчивы, общительны и чувствуют себя более непринужденно в группах. Экстравертам нравится быть в центре внимания, и они часто создают большую социальную сеть друзей и единомышленников.

Экстраверсия измеряется в диапазоне от высокого (экстравертного) до низкого (интровертного).

Интроверты, как правило, более тихие, избегают больших общественных собраний и могут чувствовать себя некомфортно, общаясь с незнакомцами. Вместо этого они поддерживают небольшие группы близких друзей и с большей вероятностью получают удовольствие от созерцательных упражнений.

Швейцарский психоаналитик Карл Юнг (1875-1961) предположил, что уровни экстраверсии-интроверсии зависят от направленности 9 личности человека.0049 психическая энергия . Он считал, что у экстравертов эта энергия направлена ​​​​вовне — к другим людям, что приводит к большему количеству социальных взаимодействий. Между тем, психическая энергия интровертов проецируется внутрь, побуждая их предаваться внутренней, менее социальной деятельности (Юнг, 1921).

Айзенк считал, что экстраверсия связана с уровнем мозговой активности или возбуждением коры. Экстраверты испытывают более низкие уровни коркового возбуждения, в результате чего они ищут возбуждения от внешних раздражителей. Более высокий уровень возбуждения у интровертов заставляет их избегать раздражителей, что может привести к дальнейшему увеличению возбуждения (Айзенк, 19).79).

В соответствии с законом Йеркса-Додсона уровень возбуждения может влиять на работоспособность человека. Теория утверждает, что возбуждение и производительность следуют колоколообразной кривой, причем последняя уменьшается в периоды высокого или низкого возбуждения (Yerkes and Dodson, 1908).

Нейротизм-эмоциональная стабильность

Айзенк также предложил второе измерение: эмоциональная устойчивость к эмоциональной нестабильности, или невротизм.

Люди с высокими показателями невротизма, как правило, испытывают более высокий уровень стресса и беспокойства. Они беспокоятся об относительно незначительных вещах, преувеличивая их значение и чувствуя себя неспособными справиться с жизненными стрессорами. Сосредоточение внимания на негативных аспектах ситуации, а не на позитивных, может привести к тому, что человек примет непропорционально негативное мировоззрение. Они могут испытывать зависть или ревность к другим, которые, по их мнению, находятся в более выгодном положении.

Нейротизм также характеризуется перфекционизмом и тенденцией чувствовать неудовлетворенность, злость или разочарование по отношению к другим, когда их желания не выполняются или когда их ожидания не оправдываются.

Человек с низким уровнем невротизма, как правило, испытывает большую эмоциональную стабильность. Они чувствуют себя более способными справляться со стрессовыми событиями и предъявляют к себе менее строгие требования.

Люди с низким уровнем невротизма более терпимы к недостаткам других и сохраняют спокойствие в сложных ситуациях.

Согласно биопсихологической теории (Gray, 1970), невротизм положительно коррелирует с системой поведенческого торможения (BIS), которая влияет на поведение с целью избежать негативных последствий, таких как наказание.

Психозизм-нормальность

Психозизм был поздним дополнением к теории личности Айзенка и был включен в нее в 1976 году, когда Ганс работал со своей женой Сибил Айзенк (Eysenck and Eysenck, 1976). Это третье измерение личности варьируется от нормальности (низкий психотизм) до высокого психотизма.

Люди с более высокими показателями психотизма более склонны к безответственному или непродуманному поведению. Они также могут противоречить принятым социальным нормам и быть мотивированы потребностью в немедленном удовлетворении, независимо от его последствий.

Однако психотизм вызывает и более позитивные ассоциации. В исследовании 1993 года Айзенк сравнил баллы участников по Шкале искусства Бэррона-Уэлша и Личностному опроснику Айзенка и обнаружил, что люди с высокими показателями психотизма, как правило, обладают более развитыми творческими способностями (Eysenck and Furnham, 19).93).

Айзенк предположил, что на психотизм влияют биологические факторы, и он коррелирует с уровнями гормонов, таких как тестостерон.

Согласно модели PEN, высокий уровень таких черт, как психотизм, снижает восприимчивость человека к обусловленности, а это означает, что он не принимает социальные нормы, которым можно научиться посредством вознаграждения и наказания. В результате теория предполагает, что люди могут быть более склонны к преступному поведению, поскольку они стремятся реализовать свои собственные интересы, нарушая правила поведения, принятые другими.

Связь черт личности, таких как психотизм, с преступными наклонностями, наряду с акцентом Айзенка на генетике, влияющей на такие черты, заставили некоторых критиковать его теорию за принятие детерминистского взгляда на поведение.

Измерение параметров модели PEN

Доступны различные инструменты для измерения индивидуальных параметров модели личности PEN. Ганс и Сибил Айзенк разработали личностный опросник Айзенка (EPQ) для изучения черт, описанных в модели (Айзенк и Айзенк, 1976).

Два начальных измерения теории личности Айзенка, экстраверсия и невротизм, также являются общими для Пятифакторной модели Роберта Маккрея и Пола Косты (McCrae and Costa, 1987).

В результате дополнительные самооценки экстраверсии и невротизма доступны в форме Международного пула личностных характеристик Льюиса Голдберга (IPIP) и Колина ДеЯнга Шкал большой пятерки аспектов или BFAS (DeYoung et al. , 2007).

Айзенк и развитие когнитивно-поведенческой терапии

Ганс Айзенк внес один из основных вкладов в развитие поведенческой терапии. Он был ведущим теоретиком и писал и выступал за ее принятие в течение 40 лет. Тем не менее, в своих последних работах на эту тему он выражал некоторое разочарование и даже тревогу по поводу наблюдаемых им событий (Eysenck, 1997). В этой статье я проанализирую характер и ценность его вклада, а затем пересмотрю собственную оценку Айзенка в свете последних достижений в поведенческой терапии, которая сейчас превратилась в когнитивно-поведенческую терапию (Рахман, 19).97).

Участие Айзенка в клинической психологии произошло случайно, а не по его выбору. Во время войны больница Модсли, исследовательское и клиническое психиатрическое учреждение, была переведена в Милл-Хилл. Доктор Обри Льюис был ведущим сотрудником психиатрического отделения, и у него были амбициозные планы на этот предмет. Ганс Айзенк недавно окончил Университетский колледж Лондона, но у него не было постоянной работы и мало перспектив. Его докторская диссертация была исследованием психологии эстетики, и в то время у него не было знаний, опыта или интереса к клинической психологии. Тем не менее, у него была вдохновляющая встреча с Льюисом, который уже на этом раннем этапе создавал обширную кафедру психиатрии, которая должна была быть прочно подкреплена соответствующими науками. В разные периоды своей долгой карьеры Льюис нанимал социологов, неврологов, эпидемиологов. Льюис искал кого-то, кто продвигал бы научный подход к психиатрической психологии. Он был впечатлен талантом и энергией Айзенка, и Айзенк должным образом занял свой пост.

После войны Льюис убедил Айзенка поехать в США для изучения достижений в области клинической психологии (Gibson, 1981). Айзенк видел много вещей, которыми можно восхищаться в формирующейся модели, особенно идеями так называемой модели Боулдера — настоянием на том, что подготовка клинических психологов должна основываться на факультетах академической психологии, что обязательным условием является хорошая подготовка в области психологии бакалавриата и что обучение должно включать в себя значительный исследовательский компонент, включая получение докторской или другой научной степени. Однако Айзенка не впечатлило некритическое принятие разнообразных форм психотерапии, которые отстаивались и практиковались в то время. Он также критически относился к широкому использованию проективных тестов, таких как тест Роршаха. Как основательный психометрик, Айзенк считал широкое использование этих тестов неизбирательным и неоправданным.

По возвращении из США Айзенк изложил рекомендации по развитию клинической психологии в Великобритании, обобщенные Гибсоном (1981):

l Законы, установленные в академической психологии, должны применяться в клинической сфере. l Клиническая психология должна быть самостоятельной профессией. l Поскольку психотерапия и проективные тесты… не вытекают из психологической теории или знаний, и нет доказательств их клинической полезности, они не должны использоваться клиническими психологами и не должны составлять какую-либо часть их обучения.

Начиная с этой базы, Айзенк продолжал работать над своими идеями для профессии клинической психологии, а затем над развитием нового подхода к психотерапии, основанного на знаниях, методах и разработках академической психологии. Набросок его ранних планов был изложен в его первой и удивительно успешной популярной книге «Использование и злоупотребление психологией» (Penguin, 1953).

Желая построить терапию на основе академической психологии, Айзенк решил, что процессы обусловливания являются лучшим краеугольным камнем. Я придумал свою первую рудиментарную идею поведенческой терапии, т. е. метод лечения невротических расстройств, который рассматривал бы их как условные эмоциональные реакции, которые должны быть погашены с помощью хорошо известных процессов, описанных во всех учебниках по обучению и обучению. (Айзенк, 1997, стр. 1136)

Позже это заземление станет явным. Один из первых учебников по поведенческой терапии, который я написал в соавторстве с Айзенком — «Причины и лекарства от неврозов» (Кеган Пол, 19 лет).65) — получил грандиозный подзаголовок: «Введение в современную поведенческую терапию, основанную на теории научения и принципах обусловливания».

В начале

Когда по окончании войны психиатры и психологи Модсли вернулись из Милл-Хилла, Льюис призвал Айзенка разработать программу обучения клинических психологов. Монте Шапиро был назначен первым руководителем отдела клинической подготовки. Айзенк и Шапиро согласились с тем, что необходим свежий подход к природе клинической психологии и, следовательно, новый тип обучения профессионалов, которые будут работать в этой области. Ввиду их критики неоправданного использования большинства имеющихся психологических тестов, а также теста Айзенка (1953) знаменитой критики эффектов психотерапии, они были вынуждены предложить конструктивные альтернативы.

Учитывая то большое значение, которое Айзенк придавал развитию клинической психологии из академической психологии, было, возможно, неизбежно, что он должен был основывать новый вид терапии на теории научения — доминирующей ориентации большинства факультетов психологии в послевоенные годы, особенно в Северной Америке. Америка. Обнадеживает тот факт, что ученый, впервые описавший и проанализировавший процессы обусловливания, Павлов, сам интересовался возможным клиническим применением своих открытий.

В 1950-х годах Айзенк и члены его отдела, в частности Джонс, Бич, Виктор Мейер, Шапиро, Кендрик, Фрэнкс, Пейн, Мартин и другие, неоднократно обсуждали жизнеспособность создания новой формы психологической терапии, основанной на обусловливании. . Членам секции клинической подготовки также было предложено поэкспериментировать с методами, основанными на модели кондиционирования. Но эта работа была фрагментарной и бессистемной, не в последнюю очередь потому, что большинство психиатров, следуя примеру Обри Льюиса, настаивали на том, чтобы все формы лечения проводились людьми с медицинским образованием. В те ранние годы терапия у психологов проводилась тихо и почти тайно. Эти ранние случаи были преимущественно тревожными расстройствами, особенно агорафобией. Были извлечены некоторые бесценные уроки и опубликовано несколько очень вдохновляющих историй болезни, но не было последовательного применения и, конечно же, ничего, приближающегося к надлежащему полевому испытанию.

Входит Джозеф Вольпе

В 1950-х и начале 1960-х годов Айзенк постоянно развивал свои взгляды на то, какую форму может принять этот новый тип терапии. В 1954 году Джозеф Вольпе, медицинский психолог, опубликовал первые результаты, которых он достиг с помощью систематической десенсибилизации, техники уменьшения страха, которую он разработал в Йоханнесбурге. Эта техника возникла в результате оригинального исследования Вольпе по индукции искусственных неврозов у ​​лабораторных животных с использованием павловских методов. В отличие от большинства своих предшественников в этой области, Вольпе продолжал исследовать различные методы «лечения» этих расстройств — подавления условных реакций страха, которые были вызваны в экспериментах. Затем он столкнулся со значительными трудностями при переносе этих открытий в клиническую практику.

После ряда фальстартов Вольпе усовершенствовал метод систематической десенсибилизации, при котором терапевт вызывал у пациента состояние расслабления, а затем просил его вообразить поэтапные и постепенные воображаемые репетиции ситуаций, в которых они испытывали страх. Вольпе (Wolpe, 1958) в то время работал в интеллектуальной и географической изоляции, но уже на этом раннем этапе было очевидно, что он и Айзенк разделяют некоторые важные взгляды на природу терапии. Оба они использовали Павлова в качестве отправной точки, оба истолковывали многие психологические проблемы как результат переживаний аверсивного обусловливания или как результат недостаточного обусловливания, и оба считали, что клиницисты должны разрабатывать процедуры обусловливания для терапевтических целей.

В дополнение к своей экспериментальной работе, Вольпе был занятым клиницистом и имел свободный доступ к пациентам с психологическими расстройствами, особенно тем, кто страдал от того, что в то время называлось невротическими расстройствами. Работа Вольпе обеспечила клиническое содержание теоретической основы, которую Айзенк строил в течение ряда лет. Вольпе и Айзенк согласились не по всем пунктам, но по основным положениям они были полностью согласны. Они никогда не сотрудничали напрямую, но на всю жизнь установили интеллектуальную дружбу, основанную на взаимном уважении.

Айзенк был красноречивым и откровенным сторонником этого нового подхода к психотерапии, читал лекции и писал на эту тему с большой энергией и успехом, но у Вольпе был значительный клинический опыт. (Айзенк в шутку хвастался, что у него 100-процентная безупречная история болезни, потому что он успешно «вылечил» только одного пациента, и то после одного сеанса.) Они стимулировали и поддерживали друг друга, а Вольпе собирал и публиковал все больше и больше клинических результатов. и Айзенк, настойчиво продвигающий идеи поведенческой терапии. В 1962 Айзенк основал ведущий журнал в этой области Behavior Research and Therapy.

Когнитивный век

И Айзенк, и Вольпе были твердыми сторонниками точки зрения, согласно которой поведенческая терапия должна оставаться тесно связанной с преобладающим бихевиоризмом 1950-х и 1960-х годов. Когда с середины 1980-х годов когнитивные концепции и техники были внедрены в поведенческую терапию, у обоих мужчин были серьезные сомнения по поводу этого развития.

Были как отрицательные, так и положительные причины включения когнитивных концепций. С отрицательной стороны, теоретическая основа поведенческой терапии, теория обучения Халлиана, столкнулась с фатальными препятствиями и в конце концов исчезла. Оказалось, что это леса, а не фундамент. Положительные эффекты усвоения когнитивных концепций включали в себя большую объяснительную ценность, постоянно расширяющийся охват, обостренную специфичность и предоставление психологического содержания (например, путем определения того, какие конкретные когниции связаны с эпизодами паники).

Американская линия преемственности

До сих пор история ограничивалась развитием того, что можно было бы назвать британской формой поведенческой терапии. Примерно в то же время, в начале 1950-х годов, в США происходило параллельное развитие. В то время как британский подход основывался главным образом на идеях Павлова, Уотсона и Халла, американская форма поведенческой терапии состояла главным образом из применения идей Скиннера и его коллег (Rachman, 1997). Вдохновленные Скиннером, некоторые из его студентов и коллег попытались воспроизвести на психиатрических пациентах эффекты обусловливания, которые так легко достигаются с голубями и другими лабораторными животными. Намерение состояло в том, чтобы формировать и изменять поведение пострадавших пациентов путем систематического использования оперантного обусловливания.

В ходе этих разработок концепции психического расстройства и аномального поведения были значительно изменены, а ценность медицинской модели психологических проблем была высмеяна. Проблемы пациентов были переопределены как проблемы поведения, чистые и простые, и решение заключалось в разработке корректирующей программы оперантного обусловливания. Американские психологи проводили свои исследования в основном с пациентами, страдающими хроническими психическими расстройствами или нарушениями развития. К их большой чести, многие из этих ранних исследователей, такие как Айллон и Азрин (1968), демонстративно настаивал на работе с самыми тяжелыми больными, с теми больными, которые жили в подсобных помещениях крупных психиатрических больниц. Их исследования отличались изобретательностью и смелостью, но их большие надежды не оправдались.

Британские поведенческие терапевты работали в разных условиях и почти всегда в психиатрической больнице или службе. Они имели дело преимущественно с амбулаторными пациентами, страдающими невротическими расстройствами, большинство из которых в настоящее время подпадают под категорию тревожных расстройств. Британские авторы, в том числе Айзенк и Вольпе, критически относились к идеям Скиннера, которые они правильно считали слишком узкими и ограничительными. После периода относительно независимого развития британские и американские формы поведенческой терапии постепенно интегрировались, и сегодня мало следов этих различных начал.

Успехи

С середины 1960-х до середины 1980-х поведенческие терапевты добились ряда ценных успехов. Были разработаны и тщательно протестированы в ходе рандомизированных контролируемых испытаний специальные методы уменьшения страха и преодоления более широких проблем с тревогой. Но несомненные успехи в обучении лечению тревожных расстройств не сопровождались такими же темпами прогресса в лечении другой основной психологической проблемы, встречающейся в амбулаторных службах, а именно депрессии. Учитывая отсутствие прогресса в лечении депрессии с помощью общепризнанных методов поведенческой терапии и ослабление запрета на использование когнитивных концепций, поведенческие терапевты читали работы Бека (Beck et al., 19).79) с растущим интересом, и их успокоило включение поведенческих заданий в его программы лечения. Они также были впечатлены его настойчивостью в точной и постоянной регистрации ключевых событий и самокорректирующимся характером программ. Например, пациентов просили вести ежедневные записи своих неадекватных когниций, автоматических негативных мыслей и контрутверждений.

Отбросив в сторону оставшиеся подозрения относительно приемлемости экспериментов с этими неповеденческими когнитивными концепциями, поведенческие терапевты начали лечить депрессивных пациентов с помощью когнитивной терапии. Некоторые ранние успехи помогли развеять оставшиеся запреты на использование когнитивных методов. Форма когнитивной терапии Бека основывалась на том, что «аффекты и поведение человека во многом определяются тем, как он структурирует мир» (Beck et al., 19).79, стр. 3), а терапия была разработана для выявления, проверки и исправления лежащих в основе дисфункциональных убеждений. Тем не менее беспокоило то, что «развитие когнитивной терапии депрессии происходило в значительной степени в отрыве от фундаментальной когнитивной науки» (Teasdale, 1993, стр. 341). Расхождение между психологической наукой и клинической практикой, конечно, беспокоило и Айзенка, который также сохранял свои поведенческие сомнения относительно целесообразности или даже оправданности введения когнитивных концепций.

К счастью, постоянный приток когнитивных концепций и техник продолжался, и два потока были объединены успешной разработкой теории и лечения панического расстройства (Clark, 1986) и обсессивно-компульсивного расстройства (Salkovskis, 1985). По иронии судьбы, внедрению когнитивных концепций в терапию способствовала необходимость улучшить наши методы лечения депрессии, но в конечном итоге когнитивный подход оказался особенно эффективным при лечении тревожных расстройств (см. Clark & ​​Fairburn, 19).97).

В наши дни

Расширенная и обогащенная форма поведенческой терапии, когнитивно-поведенческая терапия, процветает. Помимо разработки все более конкретных и все более эффективных методов когнитивно-поведенческой терапии, мы наблюдаем фонтан новых теорий в этой области (см. вставку). Этот список, хотя и не является исчерпывающим, дает представление о скорости и расширении оригинального и смелого мышления, которое возникло. Я полагаю, что мы находимся в середине серьезного пересмотра природы психопатологии.

Что бы подумал обо всем этом Ганс Айзенк с его оговорками по поводу вторжения когнитивных концепций в поведенческую терапию? Прежде чем обратиться к несомненным успехам поведенческой терапии и когнитивно-поведенческой терапии, успехам, которые, как я уже сказал, чрезвычайно радовали Айзенка, давайте рассмотрим его жалобы.

Немногие поведенческие терапевты интересуются теоретическими основами того, что они делают… возникла целая школа когнитивно-поведенческой терапии, которая выступает против важности принципов обучения, критикуя принципы теории обучения, как будто ничего не изменилось в последние пятьдесят лет. (Айзенк, 1997, с.159)

Но надо сказать, что многие принципы теории обучения, включая всю амбициозную и впечатляющую схему, изложенную Халлом, были дискредитированы, и в настоящее время мало кто знает и еще меньше заботятся о том, что было доминирующей теорией в психологическую эпоху, в которой вырос Ганс Айзенк. Более того, теория обусловливания страха, сыгравшая важную и ценную роль в раннем развитии поведенческой терапии, должна была быть пересмотрена и расширена (Rachman, 19).90).

Что касается его беспокойства по поводу того, что терапевты больше не интересуются теоретическими основами того, что они делают, я считаю, что список в рамке говорит об обратном. Более того, я уверен, что если бы Айзенк увидел богатство и тонкость этих разработок, он бы отбросил в сторону свое сопротивление использованию когнитивных понятий и возрадовался бы.

Другие его разочарования включают то, что он назвал политикой эклектики, недостаточное признание генетического вклада психологических расстройств и игнорирование личностных переменных. И это правда, что личностные переменные, по крайней мере, в том виде, в каком они измеряются с помощью экономичных и простых способов инвентаризации и опросников, не имели большого успеха и сегодня используются в основном в исследованиях результатов.

Обращаясь к успехам поведенческой терапии, Айзенк сказал:

Мне удалось организовать клиническую психологию и поведенческую терапию как профессиональную деятельность в Соединенном Королевстве с определенной структурой карьеры и заработной платы, с установленными конкретными схемами обучения. Управлением здравоохранения и социальных служб совместно с Британским психологическим обществом … [это] в настоящее время составляет практически единственную отрасль психологии, где количество вакансий превышает количество доступных кандидатов (Айзенк, 1997, стр. 158).

Что касается конкретно поведенческой терапии, он писал, что методы, «которые пропагандируются, оказались чрезвычайно успешными». Он продолжил:

[В нашем отделении] мы лечим более тысячи пациентов каждый год… это сильно контрастирует со случайным случаем, присылаемым нам в условиях строжайшей секретности, когда Обри Льюис все еще выступал против любой формы Лечение проводят психологи. (стр. 158)

Другими успехами, о которых упоминал Айзенк, были значительно улучшенное сотрудничество между психологами и психиатрами и международное признание этих методов. Ему было бы приятно прочитать результаты опросов, проведенных в США, которые показывают, что КПТ является наиболее широко одобренной формой психологической терапии, и что Национальный институт психического здоровья до сих пор рекомендовал КПТ в качестве метода лечения двух конкретных расстройств. психологическое лечение по выбору (паническое расстройство и обсессивно-компульсивное расстройство).

Я считаю правильным продолжить этот список успехов. Хотя несомненно верно, что и профессия клинической психологии, и использование поведенческой терапии хорошо зарекомендовали себя, он мог бы также сказать, что эволюция поведенческой терапии привела к серьезным изменениям в том, как рассматриваются все формы психологической терапии. и оценил. Отчасти из-за первоначальной и резкой критики Айзенком заявлений об эффектах психотерапии в 1953 году в оценку психотерапии вводились все более строгие стандарты. В настоящее время существует почти всеобщее признание необходимости доказательной терапии. Основной стиль сбора этих доказательств — использование рандомизированных контролируемых испытаний, которые Айзенк отстаивал с самого начала.

В результате развития когнитивно-поведенческой терапии мы стали свидетелями важных изменений в наших взглядах на психопатологию. Возьмем один пример: разработка эффективных методов уменьшения страха, начиная с метода систематической десенсибилизации Вольпе, ведет к гораздо более глубокому пониманию самой природы самого страха. Во многом благодаря новаторским экспериментам Питера Ланга (1968) стало очевидно, что «страх — это не комок», а скорее состоит как минимум из трех слабо связанных систем — поведенческой, физиологической и когнитивной. Мы также многое узнали о колебаниях страха, о том, что вызывает страх, что его уменьшает, при каких условиях он возвращается после периода отсутствия, о склонности многих людей чрезмерно предсказывать свои страхи, о природе суммирования страхов. , и так далее. Между прочим, это тоже прекрасный пример успеха прикладной науки.

Но я бы добавил одно замечание. Мы склонны думать о клинической психологии как о приложении психологической науки, как если бы клиницисты просто высасывали из фундаментальной науки. Тем не менее, это двусторонний процесс, и в случае с психологией страха я считаю, что клиницисты внесли важный и существенный вклад в психологию страха и даже в психологию эмоций в целом.

Айзенк что-то изменил? Он задал этот вопрос себе и сделал вывод:

Поведенческая терапия, несомненно, произвела бы заметный эффект и без меня, но, возможно, намного позже… Просто предположим, что моего предшественника в Милл Хилл, Эрика Триста… Обри Льюис попросил начать заниматься клинической психологией в Англия! Будучи убежденным психоаналитиком, он начал бы с фрейдистской линии. (Eysenck, 1997, стр. 4)

В заключение я считаю, что Айзенк внес неоценимый вклад в развитие поведенческой терапии и помог развить клиническую психологию в тандеме с поведенческой терапией – конечно, во многом благодаря своим коллегам по Факультет психологии, особенно Монте Шапиро. С исторической точки зрения нельзя упускать из виду переплетение развития поведенческой терапии и клинической психологии как самостоятельной профессии. Этот вклад в клиническую психологию и поведенческую терапию, сделанный психологом, главным интересом которого была личность, является немалым достижением. Я твердо верю, что, несмотря на свои сомнения в отношении когнитивных концепций, Ганс Айзенк теперь радовался бы энергичному интеллектуальному росту когнитивно-поведенческой терапии и ее расширяющейся применимости.

— Джек Рахман работает на факультете психологии Университета Британской Колумбии, Канада. Эл. ) Навязчивая проверка (Rachman, 2002) Навязчивые идеи (Freeston, 1996; Rachman, 1997) Накопление (Frost, Krause & Steketee, 1996)

3. Социальная фобия (Clark & ​​Wells, 1995; Хаймберг, 1997; Rapee, 1997)

4. Посттравматическое стрессовое расстройство (Ehlers & Clark, 2000; Brewin, 2001)

5. Тревога по поводу здоровья (ранее ипохондрия) (Salkovskis, 1985)

6. Генерализованное тревожное расстройство (Wells, 1995) , Dugas, 1998)

7. Булимия (Fairburn, 1981)

8. Анорексия (Fairburn, Shafran & Cooper, 1999)

)

11. Делюзии (Чедвик, 19 лет)98)

12. Tics (O’Connor, 2003) Полные ссылки доступны у автора.

Ссылки

Айлон, Т. и Азрин, Н. (1968). Экономика токенов. Нью-Йорк: Уайли. Бек, А., Раш, А.Дж., Шоу, Б.Ф. и Эмери, Г. (1979). Когнитивная терапия депрессии. Нью-Йорк: Гилфорд Пресс. Кларк, Д.М. (1986). Когнитивный подход к панике. Поведенческие исследования и терапия, 24, 461–470. Кларк, Д.М. и Фэрберн, К. (1997). Наука и практика когнитивно-поведенческой терапии. Оксфорд: Оксфордский университет. Нажимать. Айзенк, Х. Дж. (1953). Эффекты психотерапии. Журнал консультативной психологии, 16, 319–324. Айзенк, HJ (1997). Бунтарь с причиной. Лондон: Издатели транзакций. Айзенк, Х. Дж. и Рахман, С. (1965). Причины и методы лечения неврозов. Лондон: Рутледж и Кеган Пол. Гибсон, Х. (198л). Ганс Айзенк: Человек и его работа. Лондон: Питер Оуэн. Ланг, П. (1968). Оценка методов систематической десенсибилизации. В К.М. Фрэнкс (ред.) Оценка и оценка поведенческой терапии. Нью-Йорк: Макгроу-Хилл. Рахман, С. (1990). Страх и мужество (2-е изд.). Сан-Франциско: WH Фримен. Рахман, С. (1997). Эволюция когнитивно-поведенческой терапии. В D. Clark & ​​C. Fairburn (Eds.) «Наука и практика когнитивно-поведенческой терапии». Оксфорд: Оксфордский университет. Нажимать. Салковскис, П. (1985). Обсессивно-компульсивные проблемы. Поведенческие исследования и терапия, 25, 579–583. Тисдейл, Дж. (1993). Эмоции и два вида смысла. Поведенческие исследования и терапия, 31, 339–354. Вольпе, Дж. (1958). Психотерапия реципрокным торможением. Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета.

Добавить комментарий