Методы наблюдения в психологии: 3. Метод наблюдения в психологии.

Содержание

Наблюдение как метод психологии

Метод наблюдения универсален и применяется в любой науке, используется он и в социальной психологии.

Определение 1

Метод наблюдения в социальной психологии – это сбор информации о социально-психологических явлениях путем непосредственного восприятия и регистрации.

Целенаправленно и систематически изучаются факты поведения и деятельности человека. Наблюдение может быть использовано как ведущий метод, например, при исследовании конфликта. Может применяться как вспомогательный метод, например, для сбора или контроля данных. Классическим примером наблюдения является изучение жизни бродяг Н.Андерсона, работы У.Уайта по исследованию жизни эмигрантов, В.Б.Ольшанского, который изучал ценностные ориентации молодых рабочих.

Классификация методов наблюдения

Рисунок 1. Классификация методов наблюдения

В зависимости от того, какую позицию занимает наблюдатель, выделяют включенное и невключенное наблюдение.

Определение 2

Метод включенного наблюдения применяется тогда, когда наблюдатель является активным участником изучаемого события. Невключенное наблюдение – это наблюдение за ситуацией со стороны.

Результаты исследований, их важность и весомость, зависят от того насколько правильно и четко организовано наблюдение. При включенном наблюдении исследователь контактирует с группой, находится в ней в качестве полноправного члена. Он имеет большую возможность вникнуть и понять происходящие процессы, увидеть контекст наблюдаемой ситуации. Иными словами, проводится более глубокое наблюдение. Но с другой стороны, при включенном наблюдении снижается рефлексивность. Исследователь не имеет возможности подняться над ситуацией, посмотреть на нее с точки зрения аналитики. Включенное наблюдение бывает разных видов, это зависит от того, насколько информированы члены группы о присутствии наблюдателя, а также известны ли им цели и задачи наблюдения.

Наблюдатель может осуществлять наблюдение открыто и инкогнито. Если применяется открытый способ наблюдения, то следует иметь в виду, что естественный ход наблюдаемого события будет нарушен. Э.Мэйо описывал эксперименты, которые он проводил в 1920-х гг на предприятии компании «Вестерн Электрик» в США. Он отмечал, что присутствие наблюдателей вело к повышению производительности труда рабочих, в то время как задачей психологов было исследование причин снижения производительности труда. Автор отмечал изменения в поведении рабочих, которые знали, что за ними наблюдают.

Наблюдение может быть организовано в естественной среде (полевое) и в условиях лаборатории с применением различного рода оборудования (экспериментальное).

Скрытое включенное наблюдение

Скрытое наблюдение наиболее интересно, среди ученых проходят активные дискуссии на этот счет. В лабораторных условиях скрытое наблюдение проводят при помощи зеркал Гезелла с односторонней проводимостью света. Дискутируется тема этической стороны при проведении скрытого полевого наблюдения.

Происходит вторжение в личную жизнь наблюдаемых. В зарубежных руководствах рекомендовано ограничивать такое наблюдение публичными ситуациями: улица, кафе, кинотеатр.

Пример 1

В качестве примера приведем работу Л Фестингера. Психологи произвели внедрение в религиозную общину, которая предсказывала стихийные бедствия и уничтожение большей части Северной Америки в определенный день. Задачей психологов было наблюдение за членами организации после того, как предсказание не сбудется. Наблюдатели отметили, что после того, как предсказание не сбылось, члены общины продолжали активно действовать и обращали других людей в свою веру, призывали покаяться и утверждали, что именно их действия, связанные с покаянием, предотвратили катастрофу. То есть предсказание, которое не сбылось, только укрепило взгляды членов общины. Л Фестингером была разработана теория когнитивного диссонанса.

Скрытое включенное наблюдение описано во многих работах психологов. В России эту методику подробно описал В. Б.Ольшанский. В 1960-х годах он изучал ценностные ориентиры молодых рабочих, используя метод скрытого наблюдения. Несколько месяцев он работал слесарем-сборщиком на одном из московских заводов.

Включенное наблюдение-инкогнито хорошо раскрыто в работе Э.Гоффмана, который в 1960-е гг. проводил исследования в психиатрической больнице. Впечатление, которое производится на окружающих, необходимо контролировать, эту тактику Гоффман назвал управлением впечатлением. Больные шизофренией, неплохо владеют данной тактикой, утверждает ученый.

Существует еще один вид наблюдения – спровоцированное.Этот вид находится между полевым и лабораторным и проводится в естественных условиях. Спровоцированное наблюдение близко к методу естественного эксперимента, который предложил А.Ф.Лазурский. В 1980-е гг Л.Петерсон в США проводил наблюдение за детьми, исследуя проявления альтруизма.

Техника наблюдения

Наблюдения бывают стандартизированными и не стандартизированными.

Первый вид предполагает наличие формализованной техники: разработанного списка объектов и признаков наблюдения, определения условий и ситуаций наблюдения, инструкций и руководств для наблюдателя, кодификаторов для регистрации данных. Данные обрабатываются и анализируются при помощи математических статистических методов. Существуют методики СИМЛОГ, Р.Бейлза, Л Картера, П.Экмана.

Если проводится наблюдение нестандартизированного типа, специально разработанная схема не применяется. Определяются лишь общие направления наблюдателя, где результат наблюдения отражается в свободной форме, непосредственно при восприятии или через время по памяти.

Наблюдения можно классифицировать по упорядоченности, выделяют случайные, систематические, сплошные, выборочные. По характеру фиксации наблюдения бывают констатирующего и оценивающего характера, а также смешанные. По временной организации можно выделить лонгитюдное, периодическое и одиночное наблюдение. Лонгитюдным называют наблюдение, которое проводится в течение долгого времени, обычно нескольких лет. Для фиксации результатов лонгитюдного наблюдения более всего подходят дневники наблюдателя. Периодическое наблюдение наиболее распространено, проводится в течение заданных промежутков времени.

Одиночное наблюдение – это описание отдельного случая, уникального или типичного.

Замечание 1

Методика проведения конкретного наблюдения может содержать в себе несколько типов, например, полевое, систематическое и поисковое.

Объект и предмет наблюдения

Объектом наблюдения являются люди, малые группы, большие социальные общности и процессы, происходящие в них.

Предметом наблюдения являются поведенческие проявления вербального и невербального характера отдельного человека или группы в определенной ситуации.

Для записи наблюдений используются категории, которые соответствуют целям и задачам исследования.

Определение 3

Категории – понятия, которые определяют наблюдаемые явления, они определяются операционально, не имеют пересечений с другими категориями и имеют одну и ту же степень общности.

Классической системой категорий является схема Р. Бейлза.

Рисунок 2. Система категорий Р.Бейлза

Единица наблюдения может быть подведена под категорию не только после окончания наблюдения, но и в процессе наблюдения. Именно так происходит при работе с методикой Бейлза. Надежность метода зависит от того, насколько сложна или проста схема наблюдения. Чем меньше единиц наблюдения, тем надежнее схема. Хорошо, когда признак в схеме конкретен, его легче фиксировать. Надежность схемы зависит от сложности умозаключений наблюдателя при классификации выявленных признаков.

А – область эмоциональных выражений позитивного характера;

В,С – области постановки и решения задачи;

D – область эмоциональных выражений негативного характера;

а – ориентационные проблемы;

b – проблематика оценки мнений;

c – проблематика контроля;

d – проблематика нахождения решения;

e – проблематика преодоления напряженности;

f – проблематика интегрирования.

К недостаткам метода можно отнести:

  • высокий процент субъективизма при сборе данных;
  • качественный характер выводов наблюдения;
  • низкую степень обобщения результатов.

Чтобы результаты наблюдения были более надежными, необходимо использовать эффективные схемы наблюдения, технические средства фиксации данных. Также большую роль играет тренированность наблюдателя и минимизация эффекта его присутствия.

Наблюдение как метод исследования в бизнес-психологии

Бизнес

Расскажем про один из методов бизнес-психологии, его достоинства и недостатки.

Автор:

Редакция

04.07.2022

4 минуты чтения

Методы психологии бизнеса очень разнообразны. Они основаны на общих принципах психологии, а также принципах смежных наук, таких как экономика, социология, менеджмент и т.д.

Среди методов бизнес-психологии можно выделить следующие группы: исследовательские, диагностические, коррекционные, консультационные.

Источник фото: hse.ru

Наблюдение – один из основных методов, используемых для диагностики деятельности предпринимателя, изучение его как личности, а также его поведения, взаимоотношений в коллективе и т.д. Важно использовать этот метод для исследований только в той среде, в которой человек проводит в жизни. Именно тогда результат исследования будет достоверным для дальнейшей работы. Ведь зачастую невозможно повторить ту же ситуацию в искусственно созданных условиях.

Метод наблюдение актуален не только в теоретической части работы психолога, но и в практической. Например, при работе в качестве «тайного покупателя» или оценке реакции сотрудников на нововведения в компании и т.д.

Достоинства и недостатки метода

У наблюдения как метода есть свои достоинства и недостатки. Среди положительных качеств можно выделить: возможность наблюдения процессов и явлений со стороны, при этом в стандартных, привычных условиях для испытуемого. В этом же есть и свой недостаток. Иногда человек, за которым наблюдают, может менять своё поведение и влиять на процессы не стандартным образом. А также возможно влияние настроения, симпатии или эмпатии к человеку или событию.

Источник фото: s9.travelask.ru

Но все же метод важен и необходим для получения общего представления происходящего и изучения поведения индивидов в различных ситуациях.

Наблюдение можно разделить на следующие разновидности:

  • открытое – исследуемый субъект знает о наблюдении со стороны;
  • закрытое – наблюдение со стороны, но при этом тот, за кем наблюдают, не знает об этом;
  • включенное – исследователь участвует в событии или процессах деятельности компании, но субъект наблюдения не знает об этом;
  • стороннее – наблюдение со стороны со стороны без вмешательства в ситуацию.

Первоначально может показаться, что наблюдение – это простой и понятный метод, который не требует подготовки. На деле это далеко не так. Для получения максимально достоверных исследований необходимо тщательно подготовиться к наблюдению:

  • разработать программу с учётом специфики и условий работы;
  • отметить наиболее важные объекты и этапы;
  • определить параметры, по которым оно будет проводиться;
  • подготовить протоколы для фиксации исследований или фото-, аудио-, видеоаппаратуру.
Источник фото: cdn-user30887.skyeng.ru

Наблюдение может проводиться не одним человеком, а несколькими. В этом случае полученные в результате исследования данные сопоставляются и обобщаются. Это позволяет изучить и оценить действия с разной стороны.

Для применения данной методики Американская психологическая ассоциация (American Psychological Association) создана этический кодекс. В соответствии с ним для проведения наблюдения необходимо соблюдать определённые правила. Среди них:

  1. При проведении исследования в общественном месте, получение обоснованного согласия участников не считается необходимостью. В другом же случае, необходимо его получить.
  2. Исследователь должен исключить причинение вреда и максимально снизить возможный ущерб.
  3. Необходимо проводить исследование без вторжения в личную жизнь субъекта.
  4. Конфиденциальность информации об исследовании и данных субъекта.

Оцените статью

Больше статей

Как продать больше, зная поведение своего клиента Точки контакта с клиентом, или «сервис в мелочах» Самопрезентация: как быстро и эффективно себя пропиарить? Конфликтологическое мышление в персональном управленческом искусстве Ошибки в системе продаж. Реальные истории из реальных отделов продаж Как работают продажи товаров и услуг в 2023 году?

Методы прямого наблюдения: Практическое руководство для исследователей в области здравоохранения

1. Fix G.M., Hyde J.K., Bolton R.E., Parker V.A., Dvorin K., Wu J., et al. Моральный дискурс поставщиков ВИЧ в контексте их организации: этнографический пример. Пациент Educ Couns. 2018;101(12):2226–2232. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

2. Kerin S.L., Mayer J., Harrod M., et al. Выявление и характеристика неудач в практике предотвращения передачи инфекционных агентов в больницах: качественное исследование. JAMA Стажер Мед. 2018;178(8):1016–1022. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

3. Рубинштейн Э.Б., Миллер В.Л., Хадсон С.В. и соавт. Уход за выжившими после рака в передовой практике первичной медико-санитарной помощи: качественное исследование проблем и возможностей. JAMA Стажер Мед. 2017;177(12):1726–1732. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

4. McCullough M.B., Chou A.F., Solomon J.L., Petrakis B.A., Kim B., Park A.M., et al. Взаимодействие контекстуальных элементов в реализации: этнографический пример. BMC Health Serv Res. 2015;15:62. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

5. Кин М., Коуз-Лукас Дж., Карлайн Дж., Маукш Л. Использование формы наблюдения, ориентированной на пациента: Оценка онлайн-программы обучения. Пациент Educ Couns. 2015;98(6):753–761. [PubMed] [Google Scholar]

6. Вулф Х.Л., Фикс Г.М., Болтон Р.Э., Рубен М.А., Бохур Б.Г. Разработка наблюдательных рейтинговых шкал для оценки ориентированного на пациента общения в рамках комплексного медицинского подхода к оказанию помощи. Исследуйте (Нью-Йорк) 2020; 17 (6): 491–497. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

7. Фикс Г.М., Бохур Б.Г. Понимание контекста переживаний пациентов для изучения соблюдения рекомендаций по вторичной профилактике после операции на сердце. Хроническое заболевание. 2012;8(4):265–277. [PubMed] [Google Scholar]

8. Санкар А., Голин С., Симони Дж. М., Луборский М., Пирсон С. Как качественные методы помогают понять приверженность комбинированной антиретровирусной терапии. Джейдс-Дж. Синдром приобретенного иммунитета. 2006;43:S54–S68. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

9. Ван дер Стратен А., Стадлер Дж., Люке Э., Лаборде Н., Хартманн М., Монтгомери Э.Т. Перспективы использования пероральных и вагинальных антиретровирусных препаратов для профилактики ВИЧ: качественное исследование VOICE-C в Йоханнесбурге, Южная Африка. J Int AIDS Soc. 2014;17(3 Приложение 2):19146. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

10. Hunleth J.M., Steinmetz E.K., McQueen A., James A.S. Помимо приверженности: различия в медицинском обслуживании и борьба за обследование на рак толстой кишки. Качество здоровья Res. 2016;26(1):17–31. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

11. Бернард Х. Р. Альта Мира; Уолнат-Крик, Калифорния: 2002. Методы исследования в антропологии: качественные и количественные подходы. [Google Scholar]

12. Spradley J.P. Holt, Rinehart and Winston; 1979. Включенное наблюдение. [Google Scholar]

13. Мид М. Уильям Морроу и Ко; 1928. Совершеннолетие на Самоа: психологическое исследование первобытной молодежи для западной цивилизации. [Google Scholar]

14. Палинкас Л., Ааронс Г., Хорвиц С., Чемберлен П., Херлбурт М., Ландсверк Дж. Смешанные методы проектирования в исследованиях реализации. Adm Policy Ment Health Ment Health Serv Res. 2011;38(1):44–53. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

15. Fetters M.D., Curry L.A., Creswell J.W. Достижение интеграции в дизайнах смешанных методов — принципы и практика. Health Serv Res. 2013;48(6) [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

16. Бохур Б.Г., Болтон Р.Е., Аш С.М., Дворин К., Фикс Г.М., Гиффорд А.Л. и др. Как организовать уход за больными с вирусом иммунодефицита человека и сопутствующими заболеваниями? Многоцентровое качественное исследование лечения вируса иммунодефицита человека в Департаменте по делам ветеранов США. Медицинская помощь. 2021;59(8): 727–735. [PubMed] [Google Scholar]

17. Вайзел Д.Б., Рубен М.А., Бланч-Хартиган Д., Холл Дж.А., Мейер Э.К., Блюм Р.Х. Сострадательное и клиническое поведение резидентов в моделируемой встрече с информированным согласием. Анестезиология. 2020;132(1):159–169. [PubMed] [Google Scholar]

18. Бланч-Хартиган Д., Рубен М.А., Холл Дж.А., Шмид Маст М. Измерение невербального поведения в клинических взаимодействиях: практическое руководство. Пациент Educ Couns. 2018;101(12):2209–2218. [PubMed] [Академия Google]

19. Кун Х., Парк А., Ким Б., Лукеш В., Роуз А. Доля работы, подходящая для фармацевтов в антикоагулянтных клиниках. Am J Health Syst Pharm. 2016;73(5):322–327. [PubMed] [Google Scholar]

20. Амбади Н., Розенталь Р. Полминуты: прогнозирование оценок учителей на основе тонких срезов невербального поведения и физической привлекательности. J Pers Soc Psychol. 1993;64(3):431–441. [Google Scholar]

21. Гест Г., Банс А., Джонсон Л. Сколько интервью достаточно? Эксперимент с насыщенностью и изменчивостью данных. Полевой мет. 2006;18(1):59–82. [Google Scholar]

22. Альтманн Дж. Изучение поведения через наблюдения. Поведение. 1974; 48:1–41. [PubMed] [Google Scholar]

23. Мерфи Н.А. Использование тонких срезов для поведенческого кодирования. J Невербальное поведение. 2005;29(4):235–246. [Google Scholar]

24. Стрит Р.Л., Макул Г., Арора Н.К., Эпштейн Р.М. Как общение исцеляет? Пути, связывающие общение врача и пациента с результатами в отношении здоровья. Пациент Educ Couns. 2009;74(3):295–301. [PubMed] [Академия Google]

25. Ротер Д., Ларсон С. Система анализа взаимодействий Ротера (RIAS): полезность и гибкость для анализа медицинских взаимодействий. Пациент Educ Couns. 2002;46(4):243–251. [PubMed] [Google Scholar]

26. Байлунд К.Л., Макул Г. Эмпатическое общение и гендер при встрече врача и пациента. Пациент Educ Couns. 2002;48(3):207–216. [PubMed] [Google Scholar]

27. Мусанте К., ДеУолт Б.Р. Роуман Альтамира; 2010. Включенное наблюдение: руководство для полевых работников. [Академия Google]

28. Suen H.K., Ary D. Psychology Press; 1989. Анализ количественных данных поведенческих наблюдений. [Google Scholar]

29. Лопетеги М., Йен П.Ю., Лай А., Джеффрис Дж., Эмби П., Пейн П. Исследования движения времени в здравоохранении: о чем мы говорим? Дж. Биомед Информ. 2014;49:292–299. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

30. Stuckey H.L., Kraschnewski J.L., Miller-Day M., Palm K., Larosa C., Sciamanna C. «взвешивание» двух качественных методов: интервью с самоотчетом и непосредственные наблюдения за выбором пищи участниками. Полевой мет. 2014;26(4):343–361. [Академия Google]

31. Эванс С., Ламберт Х. Осуществление общественных мероприятий по профилактике ВИЧ: выводы из этнографии проекта. соц. мед. 2008;66(2):467–478. [PubMed] [Google Scholar]

32. Рич М., Ламола С., Амори К., Шнайдер Л. Астма в жизненном контексте: Видеооценка вмешательства/профилактики (VIA) Педиатрия. 2000; 105 (3 часть 1): 469–477. [PubMed] [Google Scholar]

33. Смит-Моррис К., Лопес Г., Османелли Л., Гетц Л., Диксон-Лоусон К. Этнография, верность и доказательства, которые добавляет антропология: дополнение процесса верности в клиническое испытание поддерживаемой занятости. Med Anthropol Q. 2014;28(2):141–161. [PubMed] [Академия Google]

34. Goodwin M.A., Stange K.C., Zyzanski S.J., Crabtree B.F., Borawski E.A., Flocke S.A. Эффект Хоторна в исследованиях прямого наблюдения врачей и пациентов. J Eval Clin Pract. 2017;23(6):1322–1328. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

35. Finley E.P., Huynh A.K., Farmer M.M., Bean-Mayberry B., Moin T., Oishi S.M., et al. Периодические размышления: метод управляемых дискуссий для документирования явлений реализации. БМС Мед Рез Методол. 2018;18(1):153. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

36. Эванс С., Ламберт Х. Осуществление мероприятий по профилактике ВИЧ на уровне сообщества: выводы из этнографии проекта. соц. мед. 2008;66(2):467–478. [PubMed] [Google Scholar]

37. Bunce A.E., Gold R., Davis J.V., McMullen C.K., Jaworski V., Mercer M., et al. Этнографическая оценка процесса в первичной медико-санитарной помощи: объяснение сложности реализации. BMC Health Serv Res. 2014;14(1):607. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

38. Лесли М., Паради Э., Гроппер М.А., Китто С., Ривз С., Проновост П. Этнографическое исследование использования медицинских информационных технологий в трех отделениях интенсивной терапии единицы измерения. Health Serv Res. 2017;52(4):1330–1348. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

39. Нойвирт Э.Б., Беллоуз Дж., Джексон А.Х., Прайс П.М. Как компания kaiser Permanente использует видеоэтнографию пациентов для улучшения качества, например, при переходе к более качественному лечению. Здоровье Афф. 2012;31(6):1244–1250. [PubMed] [Google Scholar]

40. Палинкас Л.А., Зацик Д. Процедура быстрой оценки Информированная клиническая этнография (RAPICE) в прагматических клинических испытаниях внедрения услуг в области психического здоровья: методы и прикладное исследование. Admin Pol Ment Health. 2019;46(2):255–270. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

41. Боас Ф. Издательство Чикагского университета; 1989. Читатель Франца Боаса: формирование американской антропологии, 1883-1911 гг. [Google Scholar]

42. Martin E. Beacon Press; 2001. Женщина в теле: культурный анализ репродукции. [Google Scholar]

43. Книги Бенедикта Р. Маринера; 1989. Образцы культуры. [Google Scholar]

44. Голафшани Н. Понимание надежности и валидности в качественных исследованиях. Квалификация 2003; 8 (4): 597–607. [Академия Google]

45. Raisio H. Планировщики реформы здравоохранения и коварные проблемы: серьезно ли воспринимаются коварные проблемы или их вообще замечают? J Health Organ Manag. 2009;23(5):477–493. [PubMed] [Google Scholar]

46. Slattery P., Saeri A.K., Bragge P. Совместное проектирование исследований в области здравоохранения: быстрый обзор обзоров, политики и систем исследований в области здравоохранения. Центр Биомед. 2020;18(1):17. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

47. McCarron T.L., Moffat K., Wilkinson G., Zelinsky S., Boyd J.M., White D., et al. Понимание участия пациентов в принятии решений в системе здравоохранения: совместно разработанный предварительный обзор. Системная версия 2019 г.;8(1):97. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Методы наблюдения за поведением — IResearchNet

Наблюдение за поведением — это широко используемый метод оценки поведения. В отличие от других методов поведенческой оценки, большинство из которых основано на восприятии поведения людьми, поведенческое наблюдение включает в себя наблюдение и запись поведения человека в типичной среде (например, в классе). Таким образом, предполагается, что собранные данные более объективны, чем представления. Большинство методов наблюдения за поведением предоставляют количественные и объективные данные, которые можно использовать для определения текущего уровня поведения, постановки целей по улучшению поведения и измерения изменений после планов вмешательства.

В зависимости от характера поведения, вызывающего озабоченность, наблюдателей может интересовать любая одна или комбинация нескольких характеристик, связанных с поведением. Наиболее распространенной наблюдаемой характеристикой является частота, или как часто происходит поведение. Другие характеристики включают величину (насколько интенсивно поведение) и продолжительность (продолжительность поведения). Агент по изменению поведения может быть заинтересован в уменьшении частоты проблемного поведения, уменьшении его интенсивности или сокращении его продолжительности. Независимо от того, какая характеристика наблюдается, важно последовательно измерять эту характеристику на протяжении всего процесса поведенческого вмешательства.

Анекдотическая запись (ABC)

Единственным исключением из предположения о том, что методы наблюдения за поведением дают объективную и измеримую информацию о поведении, является запись отдельных случаев. Анекдотическая запись включает в себя запись и интерпретацию повествования о поведении в течение периода наблюдения с использованием формата предшествующее поведение-последствие (ABC) для интерпретации поведения. Чтобы провести анекдотическое наблюдение, наблюдатель записывает все наблюдаемое поведение, а также то, что наблюдалось до и после поведения. Для этого типа наблюдения важно регистрировать только наблюдаемое поведение. Никаких выводов о поведении делать не следует. Например, если замечено, что учащийся захлопывает книгу, наблюдатель должен записать «захлопнула книгу», а не «ученик расстроен». Либо во время периода наблюдения, либо после него полезно организовать наблюдения в виде диаграммы, которая определяет поведение, предшествующие события (то, что произошло до поведения) или последствия (что произошло в результате поведения). Также полезно отслеживать время, когда наблюдалось поведение.

Анекдотическая запись является предпочтительным методом, когда поведение, вызывающее озабоченность, неясно. Другими словами, если кто-то не уверен в точном характере поведенческого беспокойства, анекдотическая запись позволяет наблюдателю включить наблюдения за всеми видами поведения. Часто это необходимый первый шаг в нацеливании на конкретное поведение для более целенаправленного или структурированного наблюдения. Однако после того, как поведение, вызывающее озабоченность, выявлено, субъективный и пространный характер анекдотических записей делает их непригодными для дальнейшего использования. В этот момент предпочтение отдается методам, которые обеспечивают более количественные и объективные данные. Эти методы обсуждаются ниже.

Методы интервальной записи

Методы интервальной записи производят запись количества интервалов, в течение которых наблюдается поведение. Существует три основных варианта записи интервалов — запись частичного интервала, запись всего интервала и мгновенная выборка времени, — но все они сосредоточены на наблюдении за частотой поведения и используют простые подсчеты «да» или «нет» того, наблюдалось ли поведение в происходят в течение каждого интервала.

Частичная интервальная запись

Запись с частичным интервалом начинается с того, что наблюдатель определяет размер необходимого интервала. Размер интервала зависит от характера поведения, но обычно выбирают 30 секунд. Затем наблюдатель создает на листе бумаги сетку ячеек, каждая из которых соответствует одному интервалу. Если наблюдение проводится без помощи компьютерной программы, для измерения интервалов обычно используется секундомер. Наблюдатель начинает наблюдать за студентом или клиентом на наличие целевого поведения. По истечении интервала наблюдатель записывает, происходило ли поведение в течение интервала. Если наблюдения записываются на бумаге, в соответствующем поле будет отмечен X, если поведение имело место. Затем наблюдатель наблюдает за оставшимися интервалами, пока период наблюдения не закончится.

Наблюдатели могут выбрать один из двух вариантов фактической регистрации того, происходило ли поведение в течение интервала. Один из вариантов — выделить заранее определенное количество времени для фактической записи поведения. Например, если продолжительность интервала составляет 30 секунд, последние 5 секунд этого интервала могут быть посвящены записи. В течение этих 5 секунд никакое поведение не записывается. Второй вариант — наблюдать и записывать одновременно. В этом варианте поведение будет наблюдаться в течение всех 30 секунд, и наблюдатель записывает, продолжая наблюдать. Преимущество первого варианта заключается в том, что при записи не пропускается ни одно поведение. Это особенно важно, если одновременно наблюдается более одного поведения. Недостатком, однако, является то, что 5 секунд каждого интервала недоступны для сбора данных. Если наблюдается только одно поведение, если желательно максимальное время наблюдения и если наблюдатель имеет опыт наблюдения за поведением, может быть предпочтительнее вариант наблюдения и записи одновременно.

Запись полного интервала

Запись полного интервала аналогична записи частичного интервала во всех аспектах, кроме одного. При записи с неполным интервалом поведение регистрируется как имевшее место (т. е. в поле ставится X), если оно наблюдалось в любой момент в течение интервала. Например, если поведение, представляющее интерес, бьется головой, оно будет зарегистрировано как имевшее место, даже если оно длилось всего 3 секунды. При записи всего интервала поведение должно иметь место на протяжении всего интервала, чтобы быть записанным как имевшее место. Удары головой в предыдущем примере будут отмечены как произошедшие, только если они продолжались в течение всего 30-секундного интервала.

Интерпретация данных одинакова, независимо от того, используется запись частичного или полного интервала. По окончании периода наблюдения собранные данные агрегируются, чтобы их было легко понять. Это включает в себя добавление количества интервалов, в течение которых происходило поведение, деление суммы на количество наблюдаемых интервалов и умножение на 100. Полученное произведение указывает процент интервалов, в течение которых наблюдалось поведение. Преобразование в проценты позволяет сравнивать интервалы различной длины.

Интервальная запись является предпочтительным методом, когда целевое поведение происходит с умеренной, но постоянной скоростью. Следует отметить, что интервальная запись имеет тенденцию завышать или занижать фактическую частоту поведения, в зависимости от того, используется ли частичная или полная интервальная запись. При записи с неполным интервалом частота поведения имеет тенденцию к завышению. Например, если целевое поведение происходит один раз каждые 30 секунд в течение 5-минутного наблюдения, но каждый экземпляр длится всего 2 секунды, наблюдатель запишет X в каждом поле. Полученный процент равен 100, что интерпретируется как означающее, что поведение имело место в течение 100% наблюдаемых интервалов. Хотя это правда, «100%» завышает фактическое время, которое человек потратил на поведение (которое в данном случае составляет всего 20 секунд из 5-минутного наблюдения). При полноинтервальной записи возможны недооценки. Например, при использовании тех же данных, представленных выше, крестики не будут расставлены ни в одном поле, потому что поведение никогда не длилось весь 30-секундный интервал. Наблюдатель интерпретировал бы эти данные как указывающие на то, что поведение имело место в течение 0% наблюдаемых интервалов. Хотя это верно, это занижает фактическую частоту. Как правило, запись всего интервала используется только тогда, когда важна продолжительность поведения.

Одним из существенных преимуществ использования интервальной записи является то, что она проще, чем некоторые другие методы. В частности, поскольку поведение само по себе не учитывается, наблюдателю нужно только отметить, имело ли место поведение в течение интервала. Независимо от того, сколько раз поведение происходит в течение интервала, в поле отмечен только один X.

Мгновенная временная выборка

Вторым основным типом интервальной записи является мгновенная временная выборка. Как и интервальная запись, временная выборка начинается с того, что наблюдатель определяет размер желаемого интервала. Интервалы обычно короче при выборке по времени, чем при записи с частичным или полным интервалом.

Создана сетка, в которой каждый квадрат представляет один интервал. Наблюдатель начинает наблюдение, запуская таймер, а затем на мгновение наблюдает за студентом или клиентом в конце интервала. Если наблюдаемое поведение имело место в момент наблюдения, в поле ставится X. Сразу следует следующий интервал. Основное различие между интервальной записью и временной выборкой заключается в том, что при интервальной записи записываются все действия, наблюдаемые в течение интервала. При временной выборке записываются только те действия, которые происходят в конце интервалов. Вполне возможно, что какое-то поведение может иметь место в течение каждого интервала, но никогда не будет зарегистрировано как имевшее место, если поведение не происходит в конце интервала. По этой причине временная выборка не является предпочтительным методом для поведения, которое проявляется только кратковременно (например, удары). Это относительно просто, как запись интервала, потому что наблюдатель должен отметить только то, происходило ли поведение в конце интервала. Чтобы интерпретировать данные временной выборки, наблюдатель складывает количество выборок, в течение которых наблюдалось поведение (т. е. количество X), делит сумму на количество наблюдаемых интервалов, а затем умножает это число на 100. результирующая цифра представляет собой процент выборок, в течение которых наблюдалось поведение.

Преимущества временной выборки заключаются в ее относительной простоте (как отмечалось выше) и в том, что между точками выборки наблюдатель может выполнять другие задачи (например, наблюдать за другими поблизости). Основным недостатком временной выборки является то, что очень небольшая часть общего времени наблюдения тратится на реальное наблюдение за студентом или клиентом. Например, если предположить, что «мгновенный» означает 1 секунду, 5-минутное наблюдение, разделенное на 10-секундные интервалы, будет означать, что наблюдатель будет наблюдать 30 раз (т. е. 6 раз в минуту в течение 5 минут) или в течение 30 секунд из 5 минут. Многие виды поведения, которые можно было бы записать в течение этого времени, не записываются, если только они не происходят в конце интервала.

Регистрация события или частоты

Регистрация события или частоты включает в себя запись количества наблюдаемых проявлений поведения в течение периода наблюдения. Этот тип записи включает в себя подсчет количества отдельных случаев поведения. Наблюдатель, использующий запись событий, записывает время начала наблюдения. Затем наблюдатель отмечает каждый раз, когда поведение либо начинается, либо заканчивается, обычно используя отметки на листе бумаги (если компьютер не используется). В конце периода наблюдения наблюдатель добавляет количество контрольных отметок. Данные можно интерпретировать как количество раз, когда поведение имело место. Если желательны сравнения наблюдений разной продолжительности, данные могут быть записаны как скорость. Например, если за 10-минутное наблюдение произошло 10 действий, частота будет равна 1 поведению в минуту.

Хотя запись события или частоты звучит просто, на самом деле это сложнее, чем интервальная запись или временная выборка. В последних двух методах наблюдатель должен отметить только, имело ли место поведение во время наблюдения. При записи событий наблюдатель должен знать, когда поведение начинается или прекращается. Поэтому крайне важно, чтобы поведенческие определения были написаны достаточно всесторонне, чтобы сделать это определение. Например, если человек занимается самоповреждающим поведением в течение 3 секунд, делает паузу на 1 секунду, а затем возобновляет поведение, считается ли это одним событием или двумя? Ответ должен быть доступен в определении поведения, используемого для целей наблюдения.

Иногда можно использовать запись событий без необходимости в том, чтобы наблюдатель действительно видел, как происходит поведение. Многие модели поведения производят постоянные продукты, которые можно сосчитать. Примеры включают количество выполненных задач по математике и количество дней, когда учащийся опаздывает в школу (используя данные о посещаемости). Использование постоянных продуктов предпочтительнее живого наблюдения из-за их эффективности и проверяемости. Это особенно верно для поведения, которое происходит очень редко. Редкое поведение очень трудно «уловить» во время наблюдения. С постоянными продуктами поведение можно «наблюдать» постфактум.

Запись событий легко понятна тем, кто не обучен наблюдению за поведением, поскольку она включает в себя подсчет поведения. Предполагая, что определения поведения написаны для различения экземпляров поведения, запись событий является хорошим выбором для регистрации частоты поведения. Его недостатки включают, как упоминалось выше, требование очень точных поведенческих определений и тот факт, что ему не хватает полезности для поведения, которое нелегко подсчитать (например, невнимательность), а также для поведения, которое происходит очень редко (если нет постоянных результатов). от поведения).

Запись продолжительности

Запись продолжительности дает оценку количества времени, которое человек тратит на определенное поведение. Это единственный обсуждаемый до сих пор метод, который позволяет делать утверждения, связанные с процентом времени, затраченного на поведение (хотя данные интервальной записи и временной выборки часто неправильно интерпретируются как означающие это). Запись продолжительности — сложный метод записи, потому что наблюдатель должен отметить, когда поведение начинается и заканчивается. Таким образом, специфичность определения поведения является обязательной для этого метода.

Запись продолжительности начинается с момента, когда наблюдатель наблюдает за началом поведения цели. Секундомер запускается в это время, а затем останавливается, когда поведение заканчивается. Прошедшее время записывается, и секундомер сбрасывается. Эта процедура продолжается до конца периода наблюдения. После наблюдения общее количество времени, затраченное на поведение, вычисляется путем сложения каждого количества времени для отдельных случаев поведения. Как правило, эта сумма делится на количество экземпляров поведения, чтобы получить среднюю продолжительность каждого поведения. Поскольку каждое записанное количество времени также соответствует одному поведению, запись длительности также предоставляет данные записи событий или частоты.

Запись продолжительности предоставляет очень полезную информацию, но ее сложно использовать. Кроме того, это рекомендуется только в том случае, если продолжительность поведения вызывает беспокойство. Например, такое поведение, как курение или удары, не особенно поддается регистрации продолжительности, потому что больше всего беспокоит частота курения или ударов (а не то, как долго они длятся). Однако для такого поведения, как истерики или мечтательность, целью может быть уменьшение их продолжительности.

Запись с задержкой

Запись задержки — это очень специфический метод наблюдения, который предоставляет информацию о количестве времени, прошедшем между событием окружающей среды и началом или завершением целевого поведения. Чаще всего этот метод используется для определения времени, необходимого человеку для выполнения команды. В этом случае событие среды — это команда, а целевое поведение — соответствие этой команде. Этот метод очень сложен в использовании, потому что не только «соответствие» должно быть очень четко определено, но и событие (то есть команда) также должно быть идентифицируемым.

При записи с задержкой наблюдатель запускает секундомер при подаче команды и останавливает его, когда клиент либо начинает подчиняться, либо полностью выполнил команду. Это выбор наблюдателя, измерять ли время до начала соблюдения или завершения задачи, но любой выбранный метод должен использоваться последовательно. Решение, скорее всего, будет основано на самих командах (т. е. запрашиваемом поведении) и характеристиках клиента. Например, если клиент, как правило, сразу начинает подчиняться, когда его просят почистить зубы, но затем отвлекается и так и не заканчивает задачу, наблюдатель, скорее всего, зафиксирует время до завершения задачи.

Независимо от метода, как только клиент выполнил условие, наблюдатель отмечает прошедшее время и сбрасывает секундомер до следующей команды. Эта процедура повторяется в течение периода наблюдения. После этого наблюдатель добавляет прошедшее время для каждой команды и делит на количество команд. Это дает среднее количество времени для соблюдения. Следует отметить, что для некоторых команд может не выполняться соответствие. В таких случаях наблюдатель замечал, что не было соответствия, и перезапускал секундомер при подаче следующей команды. При интерпретации результатов важно отметить, сколько случаев несоответствия было отмечено.

Другие методы наблюдения

За исключением регистрации длительности и задержки, каждый из обсуждавшихся выше методов касается поведенческой частоты. Как обсуждалось ранее, наблюдения могут производиться по частоте, величине/интенсивности и продолжительности. Запись продолжительности и запись задержки являются примерами методов измерения продолжительности поведения. Как правило, поведенческая величина/интенсивность оценивается путем присвоения рейтинга величине поведения (иногда это называется поведенческой записью на основе производительности). Оценочные шкалы могут быть разработаны для измерения величины поведения во время конкретного наблюдения.

Допустимость этого метода может быть неизвестна, поскольку достоверность обычно не определяется для мер, созданных для использования с одним клиентом. Некоторые опубликованные процедуры доступны для определенных видов поведения (например, членовредительства), но чаще всего шкалы создаются для использования с конкретными клиентами. Измерение величины/интенсивности поведения может быть затруднено, поскольку необходимо определить разные уровни величины. Например, если величина/интенсивность социальной изоляции измеряется по шкале от 1 до 4, необходимо записать определения того, какие конкретные модели поведения или характеристики составляют каждый из этих рейтингов.

Помимо измерения частоты поведения, постоянные продукты также могут использоваться для измерения интенсивности поведения. Например, величину или интенсивность трихотилломании (то есть навязчивого выдергивания волос) можно оценить путем измерения размера участков вырванных или тонких волос. Количество ночного недержания мочи можно наблюдать, измеряя размер мокрых пятен на кровати. Такое поведение оставляет постоянные продукты, которые делают ненужным фактическое наблюдение за поведением.

Наблюдение с помощью опубликованных инструментов

Несколько имеющихся в продаже шкал оценки поведения включают формы для наблюдения за поведением. Два из наиболее широко используемых включают Систему оценки поведения детей — 2-е издание (BASC-2) и Систему эмпирически обоснованной оценки Ахенбаха (ASEBA). Система наблюдения за учащимися BASC-2 использует формат моментальной выборки времени для оценки различных неадекватных и адаптивных форм поведения, которые также включены в другие компоненты BASC-2 (например, формы оценки родителей и учителей). ASEBA включает форму прямого наблюдения, которая включает 96 проблемных моделей поведения, которые также представлены в других формах ASEBA. В отличие от системы наблюдения за учащимися BASC-2, форма прямого наблюдения включает в себя наблюдение за учащимся и запись поведения в течение 10-минутного периода, а затем оценку проблемного поведения, наблюдаемого в течение этого времени.

Технология и наблюдение за поведением

Наблюдение за поведением все чаще проводится с использованием различных компьютерных инструментов и программ. Программное обеспечение для персональных компьютеров и портативных устройств часто используется для наблюдений. Эти программы уменьшают количество ошибок наблюдателя (например, наблюдателям предлагается записывать поведение, устраняя необходимость для наблюдателей отслеживать время во время наблюдения), компилируют собранные данные в формате, легко интерпретируемом участвующими профессионалами, и позволяют использовать более сложные стратегии наблюдения. Например, некоторые программы позволяют оценивать последовательные условия поведения. Эта возможность позволяет наблюдателю измерить вероятность возникновения определенного поведения с учетом поведения, которое имело место до него. Другими словами, он позволяет прогнозировать поведенческие вероятности.

Проблемы при наблюдении за поведением

Реакция на оценку

Поскольку наблюдатели находятся в физическом присутствии клиента во время сбора данных наблюдения за поведением, сама процедура может изменить поведение клиента. Это называется оценочной реактивностью. Реактивность оценки может значительно повлиять на достоверность данных наблюдения, поэтому необходимо предпринять шаги, чтобы свести к минимуму ее влияние. Наиболее распространенный шаг, описанный в литературе, — дать клиенту время привыкнуть к присутствию и действиям наблюдателя. Привыкание относится к процессу, при котором человек при длительном воздействии раздражителя перестает реагировать на этот раздражитель. В случае поведенческого наблюдения стимулом является наблюдатель, а реакцией является изменение типичного поведения. Привыкания можно добиться, позволив клиенту привыкнуть к присутствию наблюдателя до того, как будут собраны какие-либо данные. Привыкания добиться легче, если наблюдатель максимально ненавязчив. Иногда бывает полезно сесть немного позади, но сбоку от наблюдаемого человека.

Надежность

Надежность относится к согласованности результатов, полученных в результате процедуры оценки, и важна для целей наблюдения за поведением. Существует несколько типов надежности, включая внутреннюю согласованность, повторное тестирование и межэкспертную надежность. Первые два менее применимы, чем третий, для наблюдения за поведением. Что касается надежности повторного тестирования, например, не ожидается, что поведение будет оставаться стабильным с течением времени, поэтому низкая надежность повторного тестирования зависит не столько от используемого инструментария, сколько от оцениваемых характеристик. Однако межэкспертная надежность является важным понятием в поведенческой оценке. Важно, чтобы два наблюдателя договорились о том, имеет ли место целевое поведение. Сильная межоценочная надежность в значительной степени зависит от четких поведенческих определений и всестороннего обучения поведенческих наблюдателей.

Определение поведения

Определения поведения должны иметь несколько характеристик. Они должны быть объективными, четкими и полными. Объективность означает, что определение должно включать только наблюдаемые аспекты поведения. При использовании определения не требуется никаких выводов или суждений. Определение должно быть четким, то есть понятным любому человеку, который захочет проводить наблюдения, используя это определение. Наконец, определение должно быть полным. Он должен очерчивать границы поведения, чтобы можно было принять решение о том, представляет ли конкретное поведение экземпляр наблюдаемого целевого поведения.

Использование результатов наблюдения за поведением

Результаты наблюдения за поведением обычно используются для трех целей, связанных с планированием вмешательства. Во-первых, они используются в качестве основы текущих уровней поведения. Исходный уровень сообщает участвующим специалистам, чего ожидать в будущем, если в отношении человека не будет вмешиваться. Исходные данные также используются для второй цели, а именно для формулирования целей. Цели должны основываться на текущем уровне поведения. Не использовать базовые данные при формулировании целей — значит ставить перед собой нереалистичные или слишком мягкие цели. Третья цель, для которой используются результаты наблюдения за поведением, заключается в измерении результатов. Если первоначальные данные наблюдения используются для определения базовых уровней поведения и постановки целей, то более поздние данные можно использовать в качестве меры успешности вмешательств. Если данные о проблемном поведении собираются, то при успешном вмешательстве частота, масштабы или продолжительность поведения должны уменьшаться. И наоборот, если данные о соответствующем поведении собираются, число случаев такого поведения должно увеличиваться.

Наблюдения за поведением также проводятся в исследовательских целях. Эти данные могут быть использованы для описания поведения отдельного человека или группы, или они могут быть использованы для измерения изменений в поведении, зависящих от некоторых манипуляций со средой или индивидуального обращения. Иногда в исследованиях используются сложные схемы кодирования для категоризации или описания наблюдаемого поведения, но обычно они включают использование одного или нескольких методов, описанных выше.

Добавить комментарий