Психологические механизмы воздействия на людей
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тольяттинский государственный университет»
ГУМАНИТАРНО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
(институт, факультет)
Психология и педагогика воспитания
(наименование профиля, специализации)
Реферат
по дисциплине: «Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды»
на тему: «Механизмы психологического воздействия на людей»
Тольятти, 2016
Содержание
Введение………………………………………………………………………. .…3
1. Сущность психологического воздействия………………………………..5
2. Виды психологических механизмов воздействия……………………..…7
3. Система методов психологического воздействия………………………11
4. Внушение как основной процесс воздействия на окружающих………..11
Заключение………………………………………………………………………15
Список литературы……………………………………………………….……16
Введение
В настоящее время возникло много практических областей, нуждающихся в теоретической разработке и приложении «психологии общения».
К этим областям относятся: деятельность средств массовой информации и пропаганды (радио, телевидение), реклама. Растет интерес к психологии публичного выступления.
Кроме того, общение по-прежнему остается одной из форм активности личности, в процессе которой происходит обмен знаниями, духовными ценностями; оно влияет на эмоциональную, волевую и интеллектуальную сферы личности. В общении проявляется культура человека, уровень его развития и образования.
В ходе исследования общения установлено, что этот процесс включает в себя неразрывно связанные между собой обмен информацией и психологическое воздействие. Целью и результатами последнего являются перестройка индивидуальной и общественной психологии людей, достижение определенных психических сдвигов и изменений, влияющих на деятельность и поведение.
Психологическое воздействие на человека можно классифицировать по методу, по степени воздействия и цели воздействия.
Наиболее удобные варианты воздействия на человека — это влияние на его подсознание. Воздействуя на подсознание, можно добиться поразительных изменения элементарных поведенческих рефлексов, настроения, изменить привычки и даже мировоззрения человека.
Психологическое воздействие это специфический, особый способ воздействия при помощи речи и неречевых средств на психику человека.
Психологическое воздействие всегда исходит из определенного мотива и преследует определенные цели. О степени влияния воздействующего субъекта или объекта можно судить по изменениям, происходящим в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях субъекта, на которого было направлено воздействие.
1.
Сущность психологического воздействия
Современный человек живет в постоянно развивающемся и всегда куда-то стремящемся мире. Все вокруг подвергается бурному развитию: техника, наука, природа, экономика, политика и, конечно же, люди. Изменяется их поведение, манера одеваться, моральные и материальные ценности, цели и идеалы, потребности и мотивы, изменяется и стиль межличностного общения. Однако неизменным составляющим процесса общения, было, есть и будет влияние людей друг на друга. В психологии влияние определяется как процесс и результат изменения индивидом поведения другого человека, его установок, целей, оценок, представлений в процессе взаимодействия с ним. Человек стремится повлиять на тех, с кем общается и сам подвергается внешнему влиянию. Современные технологии позволяют одному человеку, или небольшой группе людей влиять на сознание, на психику, на ценности и установки огромного количества людей одновременно, не имея прямого контакта и взаимодействия с ними.
Психологическое воздействие – это способ оказания влияние на людей (на отдельных индивидов и на группы), осуществляемое с целью изменения идеологических и психологических структур их сознания и подсознания, трансформации эмоциональных состояний, стимулирования определенных типов поведения с использованием различных способов явного и скрытого психологического принуждения.
Психология воздействия — одно из самых традиционных направлений социально-психологического знания. Однако, несмотря на это, проблематика психологического воздействия и сегодня продолжает оставаться, пожалуй, наиболее популярной и интригующей сферой исследовательских и практических интересов психологии.
Цели психологического влияния. Для того чтобы лучше понять механизмы влияния на других людей, предлагаю разобраться с целями, для которых мы его используем. Если спросить самого инициатора влияния, зачем он воздействует на других людей, скорее всего, мы получим ответ «для их же блага». Можно верить в это, можно очень хорошо себя в этом убедить, но на самом деле, оказывая психологическое воздействие на других людей, мы преследуем собственные эгоистические цели, хотим облегчить жизнь себе. Стремление утвердиться в собственной значимости. Искать истинный смысл своего существования – занятие долгое и утомительное, а оказывая психологическое влияние на людей и отмечая, что они ему поддаются, мы получаем подтверждение, что наше существование имеет значение. Стремление экономить собственные усилия подталкивает нас к тому, чтобы убеждать людей в своей правоте.
Это проявляется как сопротивление новому, и, действительно, часто переубедить кого-то – проще, чем дать себе труд пересмотреть собственную точку зрения, услышать чужое мнение и усвоить его.
Структура психологического воздействия или социальных влияний можно представить следующим образом: субъект, объект, способы влияния, средства, механизм.
В качестве субъектов могут выступать как человек, отдельная личность, так и общности. По мере осложнения социальной обстановки характер субъектов воздействия меняется. Например, в условиях чрезвычайного положения управление в социальной сфере переходит к военным органам.
Объектом психологических влияний выступают самые разнообразные социально-психологические явления: личность, общности, их образ жизни, стратификация общества, конфликты, социальная напряженность групп, толпа и пр. Что же касается способов социальных влияний, то здесь можно условно выделить как силовые административные приемы (применение военной силы), так и несиловые (увольнение, система наказания), а также социально-психологические и психотерапевтические.
2. Виды психологических механизмов воздействия
Идентификация (от лат. Identifico – отождествление, уподобление) выражает простой эмпирический факт, что одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление себя ему. Это разумеется, не единственный способ, но в реальных ситуациях взаимодействия люди пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера по общению строиться на основе попытки поставить себя на его место.
Эмпатия — это способность к постижению эмоционального состояния другого человека в форме сопереживания. Только в этом случае имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, а, скорее, эмоциональный отклик на его проблемы. Эмоциональная природа эмпатии проявляется именно в том, что ситуация другого человека, например, партнера по общению, не столько продумывается, сколько почувствуется.
Однако взглянуть на вещи с чьей-то точки зрения необязательно означает отождествить себя с этим человеком. Если я отождествляю себя с кем-то, то это значит, что я строю свое поведение так, как строит его этот другой. Если я проявляю к нему эмпатию, я просто принимаю во внимание его линию поведения (отношусь к ней сочувственно), но свою собственную — могу строить совсем по-иному. И тот, и другой аспекты важны. Но оба случая требуют решения еще одного вопроса: как партнер по общению будет меня понимать? От этого будет зависеть наше взаимодействие.
Иными словами, процесс понимания друг друга осложняется явлением рефлексии (от лат. reflexio — обращение назад). Это не просто знание или понимание партнера, а знание того, как партнер понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отношений друг с другом.
Содержание общения включает в себя определенные способы воздействия партнеров друг на друга. К ним относятся: заражение, внушение, убеждение и подражание.
Заражение. В самом общем виде его можно определить как бессознательную, невольную подверженность человека определенным психическим состояниям. Оно проявляется через передачу определенного эмоционального состояния или, по выражению известного психолога Б.Д.Парыгина, психического настроя.
Экспериментально установлено, что чем выше уровень развития личности, тем критичнее её отношение к воздействию и тем самым слабее действие механизма «заражения».
Внушение. Это целенаправленное неаргументированное воздействие одного человека на другого. При внушении (суггестии) осуществляется процесс передачи информации, основанный на ее некритическом восприятии. Явление сопротивления внушающему воздействие называется контрсуггестией. Внушение производится путем непосредственного прививания психических состояний, причем не нуждается в доказательствах и логике. Внушение — это эмоционально-волевое воздействие.
Убеждение. Оно построено на том, чтобы с помощью логического обоснования добиться согласия от человека, принимающего информацию. Убеждение представляет собой интеллектуальное воздействие на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению.
Подражание. Его специфика, в отличие от заражения и внушения, состоит в том, что здесь осуществляется не простое принятие внешних черт поведения другого человека, а воспроизведение им черт и образов демонстрируемого поведения. Поскольку речь идет об усвоении предложенных образцов поведения, существуют два плана подражания: или конкретному человеку, или нормам поведения, выработанным группой.
Анализ общения как сложного многостороннего процесса показывает, что его конкретные формы могут быть весьма различными. Для того чтобы понять, как личность включена в эти процессы, что она вносит в них, необходимо рассмотреть, как конкретно раскрываются процессы общения в различных группах, а также в различной деятельности.
Психологические методы воздействия. Методы воздействуют на взаимоотношения между людьми путем создания в группе оптимального психологического климата. К психологическим методам воздействия относятся: подражание, вовлечение, побуждение, принуждение, осуждение, требование, запрещение, «взрыв».
Способы психологического воздействия относят к числу важнейших элементов психологических методов управления. Они концентрируют все необходимые и разрешенные законом приемы воздействия на людей для координации в процессе совместной трудовой деятельности.
Подражание является способом воздействия на отдельного работника или социальную группу путем личного примера руководителя или новатора производства, образцы поведения которого являются примером для других.
Вовлечение является психологическим приемом, при помощи которого работники становятся соучастниками трудового или общественного процесса, например выборов руководителя, принятия согласованных решений, соревнования в коллективе и др.
Побуждение – позитивная форма морального воздействия на человека, когда подчеркиваются положительные качества работника, его квалификация и опыт, уверенность в успешном выполнении порученной работы, что позволяет повысить моральную значимость сотрудника в организации
Принуждение – крайняя форма морального воздействия, когда другие приемы воздействия на личность не дали результатов и работника заставляют, возможно, даже против его воли и желания, выполнять определенную работу. Желательно применять принуждение только в чрезвычайных (форс-мажорных) обстоятельствах, когда бездействие может привести к жертвам, ущербу, гибели имущества, людей, несчастным случаям.
Осуждение – прием психологического воздействия на человека, который допускает большие отклонения от моральных норм в коллективе или результаты труда и качество работы которого крайне неудовлетворительны. Такой прием не может применяться для воздействия на людей со слабой психикой и практически бесполезен для воздействия на отсталую часть коллектива.
Требование имеет силу распоряжения. В связи с этим оно может быть эффективным только в том случае, когда руководитель обладает большой властью или пользуется непререкаемым авторитетом. В других случаях этот прием может оказаться бесполезным или даже вредным. Во многих отношениях категорическое требование идентично с запрещением, выступающим в виде легкой формы принуждения.
Запрещение предполагает тормозящее воздействие на личность. К нему мы относим запрещение импульсивных действий неустойчивого характера, что, в сущности, является вариантом внушения, а также запрещение недозволенного поведения (выпивка, бездеятельность, попытка хищения или брака). Этот метод стоит на грани двух главных методов воздействия – принуждения и убеждения.
«Взрыв» – прием, известный как мгновенная перестройка личности под влиянием сильных эмоциональных переживаний. Применение «взрыва» требует создания специальной обстановки, в которой возникли бы чувства, способные поразить человека своей неожиданностью и необычностью. В такой обстановке у человека происходит сбой нервных процессов. Неожиданный раздражитель вызывает у него сильный стресс. Это приводит к коренному изменению взглядов на вещи, события, отдельных людей и даже мир в целом.
3.Система методов психологического воздействия
Психологическая атака – это система разнообразных, изменчивых; быстрых, активных; многословных, многозначных; подвижных, пантомимических воздействий на психику человека с целью отключения логического мышления: произведения или неотразимого впечатления, или введения в состояние растерянности, с последующим побуждением человека к нужной реакции.
Психологическое программирование – это система однообразного, константного; точного, настойчивого; однозначного, уникального; неподвижного, инертного воздействия на психику человека с целью создания алгоритмов его интеллекта и формирования стереотипов поведения.
Психологическая манипуляция – это система двойственного, композиционного; ловкого, решительного; двузначного, двусмысленного; равновесного, сбалансированного воздействия на психику человека с целью постановки его в неудобное положение необходимого выбора своего поведения между двумя альтернативами (между хорошим и плохим, хорошим и более хорошим, плохим и более плохим, хорошим и нейтральным, плохим и нейтральным).
Психологическое давление – это система представительного, внушительного; сильного, интенсивного; указующего, утвердительного; устойчивого, стабильного воздействия на психику человека с целью принуждения его к действиям и размещения на нижней ступени социальной иерархии.
4.Внушение как основной процесс воздействия на окружающих
Как уже упоминалось, внушение – процесс воздействия на психическую сферу человека, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии и реализации внушаемого содержания, с отсутствием целенаправленного активного его понимания, развернутого логического анализа и оценки в соотношении с прошлым опытом и данным состоянием субъекта.
При внушении происходит передача и индуцирование мыслей, настроения, чувств, поведения, вегетативных и двигательных реакций, и достигается не согласие, а принятие партнёром информации, основанной на готовом выводе.
Ежедневно средне общающийся человек делает несколько десятков, а то и сотен записей различной силы по типу внушения за счет присутствия необходимых для его осуществления условий. Намеренно внушение производится при стимуляции и соблюдении этих условий.
Внушение может осуществляться как с отвлечением внимания партнёра от внушаемой идеи, так и с привлечением его, но в последнем случае отношение к идее устанавливается суггестором.
Суггестор – тот, кто внушает.
Суггеренд – тот, кому внушают.
Выделяют 4 варианта поведения суггестора при внушении:
· неоспоримый авторитет – когда суггестор нисколько не сомневается в успехе внушения;
· интеллектуальный – когда суггестор объясняет всё, что делает;
· моциональный – при котором используется потребность суггеренда в симпатии, хорошем самочувствии и безопасности;
· пассивный – когда суггестор заверяет, что ничего не сможет сделать без помощи суггеренда, создавая иллюзию, что тот всё делает сам.
Внушение:
— усиливается за счёт использования сложившихся в жизненном опыте суггеренда представлений и других психических феноменов;
— совпадает с целями и заданной социальной установкой суггеренда, удовлетворяет или способствует удовлетворению значимых потребностей и интересов;
— действенно, когда в нём используется информация, подтверждающая взгляды суггеренды, с которой он согласен сознательно или бессознательно.
Внушение делится на две формы:
1) Прямое внушение.
В этом случае суггестор прямо формулирует то, что должен сделать суггеренд. Фразы отличаются однозначностью, твёрдостью, произносится настойчивым, не допускающим сомнений тоном.
2) Косвенное внушение.
Здесь отсутствует прямое побуждение суггеренда, а содержание внушения включено в передаваемую информацию в условном или скрытом виде и может вызывать реакцию, соответствующую привычкам суггеренда. Используется более мягкие формулировки, меньшая категоричность и давление, чем при прямом. Примером косвенного внушения является обычный намёк.
Приемы внушения.
Приведем теперь конкретные примеры:
Трюизмы
Трюизмы – это аксиомы, это то, что не вызывает возражения.
Пример:
· «Вы всегда внимательны при выборе друзей. (Хочется на это сказать – «да».)
· Осторожны при выборе деловых партнёров. (Тоже невольное «да».)
· Разборчивы при выборе спутников. (Тоже «да».)
· Именно поэтому вы предпочитаете отправляться в дальний путь с нами!»
Суть приёма: чтобы внушить человеку что-либо необходимо начать с трюизмов, они приоткрывают дверь в подсознание, после них предложение, приказ, идея станут внушением, которое не воспримется критически.
«Акцент» (ложный)
Суть приёма: расставить ложные акценты, вымотав с их помощью человека, а потом сформулируйте своё требование или просьбу, которые покажутся после них подарком.
«Ложный выбор»
Суть приёма: нужно сформулировать своё предложение так, чтобы оно содержало альтернативу.
«Испуг»
Людям свойственны разнообразные тревоги, страх и стремление избежать их. Подчёркивание их активизирует интерес к тому, с помощью чего можно избавиться от страха.
Суть приёма: потребителю раскрывают не выгоду и пользу от товара, а, наоборот, его потери, если он проигнорирует данный товар или услугу. Приём действует как гипноз, только нужно не угрожать, а раскрывать последствия.
Заключение
В заключение можно отметить, что любое воздействие или влияние предполагает изменение сознания человека, препятствие для свободы выбора. Многие авторы полагают, что все мы полностью зависим друг от друга и никакого абсолютно свободного выбора, даже мысленного, вообще не существует. В процессе общения применяется большое количество различных способов, методов, приемов социального влияния, психологического воздействия
Эффективность любого воздействия при прочих равных условиях в значительной мере зависит от степени податливости индивида оказываемому на него воздействию. Это внушаемость индивида (при внушении), конформность (при групповом давлении). По-видимому, податливость психологическому воздействию в каждом конкретном случае определяется не одним каким-либо свойством личности, а совокупностью взаимосвязанных и взаимообусловленных свойств.
Список литературы
1.
Гримак, Л.П.
Психология активности человека. Психологические
механизмы и приемы саморегуляции / Л.П. Гримак. — Изд.:
Либроком. — 2015.
— 368 с.
2. Иванников, В.А. Основы психологии. Курс лекций / В.А. Иванников // Мастер психологии. — СПб.: Питер — 2010. — 336 с.
3. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков // Учебник нового века. — СПб.: Питер — 2008. — 583 с.
4. Почепцов, Г.Г. Психологические войны. / Г.Г. Почепцов // Образовательная библиотека. — М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 2000. — 528 с.
5. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология : учеб. для студ. сред. учеб. заведений / Н.Ф.Талызина. — М.: Издательский центр «Академия». — 2011. — 288 с.
6. Чалдини, Р.Б. Психология влияния. Убеждай. Воздействуй. Защищайся / Р.Б. Чалдини. — СПб.: Питер, 2016. — 336 с.
Механизмы психологического влияния. Внушение и убеждение, Контрольная работа
метки:Человек, Внушение, Убеждение, Психологический, Воздействие, Влияние, Проблема, Установка
ВВЕДЕНИЕ
Мы живем в постоянно развивающемся и всегда куда-то стремящемся мире. Все вокруг подвергается бурному развитию: техника, наука, природа, экономика, политика и, конечно же, люди. Изменяется их поведение, манера одеваться, моральные и материальные ценности, цели и идеалы, потребности и мотивы, изменяется и стиль межличностного общения. При этом неизменным составляющим процесса общения, было, есть и будет влияние людей друг на друга. В психологии влияние определяется как процесс и результат изменения индивидом поведения другого человека, его установок, целей, оценок, представлений и т.п. в процессе взаимодействия с ним. И первобытные, и их потомки, т.е. мы, стремимся повлиять на тех, с кем общаемся, да и сами подвергаемся внешнему влиянию. Конечно, изменилось общество, изменились и цели и формы и даже масштабы влияния — сегодня психологическое влияние вездесуще. Современные технологии позволяют одному человеку, или небольшой группе людей влиять на сознание, на психику, на ценности и установки огромного количества людей одновременно, не имея прямого контакта и взаимодействия с ними. Так газеты, журналы, телевидение, радио, т.е. все доступные нам СМИ (средства массовой информации) являются тем каналом, через который даже один единственный человек получает возможность влиять на массы. Психологическое влияние лежит в основе многих злободневных общественных процессов: пропаганды здорового образа жизни и экологической грамотности, деятельности цензоров, имиджмейкеров в политике, специалистов по рекламе и маркетингу, и этот перечень далеко не полон. За последние десятилетия в науке накопилось огромное количество исследований посвященных данной проблеме.
Таким образом, проблема социально-психологического влияния особенно актуальна именно теперь, когда доступ к СМИ неограничен ни со стороны субъекта, стремящегося повлиять (причем зачастую в целях собственной выгоды) на людей, ни со стороны объектов, на которых это влияние направлено.
Теоретическая часть
В психологии различают направленное и ненаправленное влияние. В нашей работе мы рассмотрим первый вид влияния, а именно — направленное, при котором субъект ставит задачу добиться определенного результата от объекта влияния. К механизмам направленного влияния относят внушение и убеждение, которые являются достаточно действенными в условиях современной экономической и политической ситуации. Такие способы существуют с незапамятных лет и используются в СМИ вероятно с первого дня их существования. В наши дни СМИ все более и более становятся не только средством связи, обеспечивающим доступ людей к информации, к различным уровням контактов и общения, но и приобретают черты мощнейшего инструмента формирования сознания, чувств, вкусов, мнений огромных аудиторий людей. В многочисленных социологических исследованиях постулируется идея о том, что СМИ являются «манипуляторами сознания». Внушение и убеждение являются разновидностями такой манипуляции. Рассмотрим особенности этих механизмов и их использование в СМИ более подробно.
15 стр., 7392 слов
1/Понятие общения в психологии Значение общения в жизни человека
… только через общение может проявиться сущность человека. В отечественной психологии установлено, что развитие ребенка, его социализация, превращение в «общественного человека» начинается с общения с близкими ему людьми. Непосредственно-эмоциональное общение ребенка с . ..
Внушение (суггестия) как метод социально-психологического влияния представляет собой навязывание определенных мыслей и состояний на фоне их некритического (часто неосознанного) восприятия. Это целенаправленное и неаргументированное влияние на отдельного человека или группу. Находясь под воздействием внушения, человек не контролирует направленное на него воздействие. Проще всего внушить человеку то, к чему он предрасположен в силу своих потребностей и интересов. При этом внушить что-то можно и вопреки его воле, вызывая определенные чувства и состояния, толкающие к совершению поступка, возможно, совершенно не следующего из принимаемых им норм и принципов поведения. При внушении сначала происходит восприятие информации, содержащей готовые выводы, а затем на ее основе формируются мотивы и установки определенного поведения. В процессе внушения интеллектуальная (аналитико-синтезирующая) активность сознания либо отсутствует, либо она значительно ослаблена, а восприятие информации, настроений, чувств, шаблонов поведения базируется на механизмах заражения и подражания.
На социально-психологическом уровне внушение имеет определенную специфику, что связанно с целым рядом факторов, от которых зависит эффективность внушения. Во-первых, огромное значение имеют особенности того, кто осуществляет внушение (суггестор) — его социальный статус, привлекательность, волевые и интеллектуальные характеристики. Во-вторых, немаловажными являются особенности того, на кого внушение направленно (суггеренд), в частности, его способность включать механизмы психологической защиты. Третьим значимым фактором являются особенности отношений между суггестором и суггерендом — доверие, авторитетность, зависимость. И наконец, эффективность внушения зависит от способа конструирования сообщения — уровня аргументированности, характера сочетания логических и эмоциональных компонентов, подкрепления другими воздействиями.
Внушение достигается различного рода вербальными и невербальными средствами — словами, интонацией, мимикой, жестами, действиями суггестора.
Механизм внушения сегодня широко используется всеми СМИ. Американские психологи сформулировали «технологические» требования по практическому осуществлению внушающего воздействия через массовую коммуникацию и разработали конкретные приемы внушения в пропаганде и рекламе. Суть этих требований, разделяемых большинством специалистов, использующих манипулятивные технологии, сводится к следующим основным положениям:
16 стр., 7565 слов
Убеждение и внушение как методы психологического воздействия …
… цель выполнить теоретический анализ научных данных, раскрывающих содержание методов психологического воздействия убеждения и внушения. В работе мы поставили перед собой следующие задачи: дать определение … перенос какого –либо движения, информации от одного участка корреляции к другому или же воздействия одних нейроструктур на другие. Воздействие может классифицироваться, как непосредственно- …
1. Считается доказанным, что внушение признается сознанием, если внушаемое совпадает с психическими нуждами и побуждениями, испытываемыми суггерендом. При этом биологические причины, порождающие психические напряжения, главенствуют над социальными.
2. Принятие сознанием внушающего воздействия оказывается более вероятным, если его содержание согласуется с нормами группы, которой адресуется информация. При этом, чем более индивид связан со своей группой, тем вероятнее принятие им внушающего воздействия.
3. Вероятность принятия внушающего воздействия заметно повышается, если источник информации ассоциируется в сознании аудитории как носитель высокого престижа, а также за счет достаточно высокого социального статуса, личностного обаяния, экспертности.
4. Эффект внушающего воздействия регулярно возрастает, если императивное предоставление информации подкрепляется логическим доводом в его пользу.
Следуя вышеуказанным принципам, СМИ, несомненно, воздействует на нашу психику, используя разнообразные приемы и формы внушения.
Таким образом, сама по себе деятельность СМИ, ставящая задачей внушить что-либо обществу, является негуманной, поскольку люди не могут контролировать направленное на них воздействие и, соответственно, оказываются бессильными перед подобными внушениями.
Следующим механизмом направленного влияния является убеждение. Убеждение представляет собой способ целенаправленного воздействия посредством логической аргументации. Процесс убеждения направлен на то, чтобы превратить определенную информацию в установки, собственное убеждение самой личности. В основе убеждения лежит осознанное, критическое восприятие адресатом воздействия убеждающего сообщения, его анализ и оценка. Убеждение, в отличие от внушения, направлено на достижение согласия человека путем логического обоснования, на основании которого человек должен сам прийти к определенному выводу. Убеждение как способ воздействия наиболее эффективно в том случае, когда адресат заинтересован в получении полной и подробной информации и настроен на ее критический анализ. Таким образом, убеждение является преимущественно интеллектуальным влиянием.
Эффективность убеждающего воздействия напрямую определяется силой тех аргументов, которые использует субъект для достижения своей цели. Вместе с тем факторы, от которых зависит результативность убеждения, не исчерпываются особенностями аргументации. Американский психолог Д. Майерс предлагает рассматривать четыре слагаемых убеждения: кто, кого, каким способом и в чем убеждает. Эффективность воздействия, таким образом, зависит от особенностей убеждающего субъекта, от содержания и формы убеждающего сообщения, способа его передачи, а также от особенностей аудитории, которой оно адресовано.
Для убеждения СМИ используют следующие техники:
1. Техника привлечения «лидеров мнений», т.е. компетентных людей в различных областях. Техника активно используется СМИ в качестве эффективного механизма воздействия на ценностные представления человека и формирования общественного мнения.
3 стр., 1178 слов
Общее между внушением и заражением
… Убеждение возможно путем внушения. Эффективность убеждения зависит от степени заинтересованности человека, на которого направлено воздействие, предрасположенности индивида к убеждающему воздействию (заинтересованности в информации). Для того чтобы убеждение … класс еще не созрел для борьбы за свою эмансипацию. Под влиянием подражания формируются не только простейшие навыки деятельности, но и духовные …
2. Апелляция к конкретным фактам и документации. Данная техника основана на особенности психологии человека, заключающейся в том, что простой обыватель склонен больше верить конкретным цифрам и бумажкам с печатью, нежели «голым» словам.
Подводя итоги, следует отметить, что методы убеждения и внушения не исчерпывают весь арсенал способов и приемов психологического воздействия, но в их эффективности не приходится сомневаться.
Личный опыт
Как уже говорилось, психологическое влияние лежит в основе разнообразных проблем современного общества. Оно имеет место быть как в процессе межличностной коммуникации, так и в виде непрямого влияния, опосредованного различными видами СМИ: телевидением, радио, печатными изданиями.
Мощнейшим источником психологического внушения является телевидение. Конечно, и печать, и радио также оказывают внушающее воздействие, однако, в отличие от них, только телевидение способно предоставить зрителям не только печатную или аудиоинформацию, но и визуализировать ее с помощью ярких образов. При этом, естественно, расширяются и внушающие возможности этой формы СМИ, которая теперь, помимо вербальных, может интенсивно использовать и невербальные средства внушения. Одним из наиболее распространенных источников внушения телевидения является реклама, которая нередко навязывает нам различные установки на покупку того или иного (не всегда нужного) товара. В качестве наглядного примера социального влияния через СМИ посредством рекламы, подтверждающего, что человеческое поведение и мышление может подвергаться воздействию даже в том случае, если передаваемая информация носит абсолютно безличный характер, Ф. Зимбардо и М. Ляйппе рассматривают проблему курения. Да и, несомненно, каждый из нас лично испытывал влияние рекламы на себе, когда, увидев на экране яркий образ или уважаемую личность, сообщающую нам об «отличном товаре» и предлагающую попробовать его, заходили в магазин и брали именно этот товар.
При этом, стоить заметить, что до просмотра рекламы мы и не думали ничего такого покупать, а тут вдруг почему-то купили…а потом попробовали, а товар то оказался мягко говоря «не очень»… «Как же так? Такой уважаемый человек заявлял о высоком качестве», или: «А у той модели ведь были такие красивые волосы», или еще: «А у того паренька было такое классное настроение»… пережить подобные разочарования, вероятно, приходилось каждому из нас. Что же произошло? Ответ на этот вопрос как раз и дает психология — яркая картинка достигла своей цели внушить, сформировать установку на покупку товара. Правильно разработанная реклама, и все, как говориться «дело техники» и наши денежки абсолютно законно перекочевали в карман того, кто все это время находился вне кадра, однако достаточно эффективно воспользовался механизмом внушения. Подобные ситуации случались и со мной, однако, если дело идет не о мелких покупках, я всегда стараюсь все еще раз обдумать, посоветоваться с родителями или друзьями, узнать у знакомых, не пробовал ли кто-то из них рекламируемую продукцию, а потом уже принять окончательное решение.
Кроме этого, телевидение имеет доступ к использованию такой современной технологии, как «двадцать пятый кадр», информация которого воздействует на наше бессознательное. Невозможность проследить подобное внушение делает нас беззащитными и полностью управляемыми. Давайте задумаемся, кто из нас может с абсолютной уверенностью сказать, что на последних президентских выборах его голос был действительно «его», а не являлся следствием политической агитации?
8 стр., 3908 слов
Психологический аспект механизмов нарушений чтения
… из их характеризуется своеобразием, качественными особенностями, определенной психологической структурой, своими трудностями и задачами, а также … чтения, по-видимому, в процессе эволюции создаются механизмы, компенсирующие латеральную дискоординацию, у левшей с дислексией … другой стороны, зрительное восприятие испытывает на себе влияние смыслового содержания ранее прочитанного. При чтении взрослый …
Также следует отметить, что разнообразные телепередачи, новости, документальные и художественные фильмы, ток-шоу несут в себе внушающее воздействие на нашу психику. Эти же источники внушения, а именно реклама, новости, интервью, используются и радио и печатью, однако внушающее воздействие такого рода является менее эффективным, чем телевизионное внушение.
Что же касается СМИ как каналов убеждения, то их влияние может оказаться эффективным при обсуждении не очень важных тем, или малоизвестной информации. При обсуждении актуальных и важных вопросов пытаться через СМИ убедить людей в чем-либо, как отмечает Д. Майерс, все равно, что «толкать вверх рояль». При этом, как и с механизмом внушения, следует учитывать специфику отдельных СМИ, а потому рейтинг СМИ по эффективности убеждения выглядит так же, как и рейтинг по эффективности внушения, т.е. на первый план опять-таки выходит телевидение. В качестве наглядного примера снова обратимся к нашей «любимой» рекламе, которая помимо внушающего оказывает также и убеждающее влияние на нас. Конечно, такое влияние менее замаскировано, ведь в этом случае нам предлагается не просто «отличный товар», а, например, «гала де-люкс, к которому прибавили компоненты м-зим из дорогого порошка». «Вот теперь я не промахнусь, ведь это «гала де-люкс, к которому прибавили компоненты м-зим из дорогого порошка»! Все логически обосновано, аргументировано, почему бы и не купить? Результат тот же: идем в магазин и покупаем. А кто-нибудь слышал, что такое «компоненты м-зим»? И опять неудача… В чем же дело? Почему мы опять поверили? Ответ прост — непонятная нам, но убедительная терминология — бесспорный аргумент! Невозможно быть уверенным в том, что все те факты и аргументы, к которым апеллируют рекламы, передачи, шоу и т.д. являются реальными. А кто может похвастаться, что знает всю правду о политиках? Или о знаменитых личностях?
При этом следует отметить, что печатные сообщения обеспечивают большую включенность и запоминание. Яркий пример — желтая пресса, а ведь как убедительно написано…
Кроме того, влияние СМИ может быть опосредовано персонифицированным источником информации, который некоторые ученые считают наиболее влиятельным.
Таким образом, все СМИ активно используют механизмы и внушения и убеждения. И даже, когда кажется, что наш выбор исключительно свободен и сделан по собственной воле, это, к сожалению, не всегда оказывается правдой. И защититься мы от этого не можем, так как СМИ стали неотъемлемой частью нашей жизни, разве что прибегнуть к предложенному Р. Декартом методу сомнения.
СМИ
Сегодня психологическое влияние можно рассматривать как одну из наиболее актуальных проблем общества. Интерес к этой проблеме и ко всем связанным с ней вопросам заметно растет на протяжении последних десятилетий, причем и со стороны науки, и со стороны обывателей, когда психологическое влияние стало настолько глобальным.
8 стр., 3706 слов
Внушение как механизм воздействия на человека
… воздействию внушения противостоит процесс контрвнушения. Его механизм формируется в процессе общего развития личности под влиянием … психологические свойства, качества, состояния (леность, неуверенность в себе, нечестность). Приемы внушения Приемы внушения, . .. внушение, как метод воспитания. Считалось, что внушение подавляет волю, снижает критичность мышления до слепой веры и только убеждением …
Дабы оставаться популярными и востребованными, СМИ, естественно, оповещают социум о существовании и возможности использования различных механизмов психологического влияния, в частности — механизмов внушения и убеждения. Посредством телевидения, радио и печати современный человек получает популярную и, в основном, соответствующую реальности информацию о разнообразных источниках подобного влияния, последствиях, к которому оно может привести и возможных способах его избегания. Такие популярные сегодня передачи как «Чрезвычайные истории», «Инфо-шок» и другие, неоднократно информировали своих зрителей о различных приемах, с помощью которых отдельные люди или же целые организации оказывают психологическое влияние на общество и отдельно взятых людей. При этом следует отметить, что акцент в подобного рода передачах делается на использование механизма внушения, так как именно внушение более всего интересует зрителей из-за своей загадочности, необъяснимости с точки зрения житейской психологии и потому, в некотором роде, мистичности. Так, популярные телепередачи сообщают нам о «цыганском гипнозе», НЛП технологиях, сетевом маркетинге, деятельности сект и т.д. Все это четко отражает использование различных механизмов психологического влияния.
Кроме того, данная проблема освещается также посредством других видов СМИ, таких как радио и различных печатных изданий. В сообщениях этих СМИ нередко заявляется о тех случаях связанных с использованием механизмов влияния, которые имели место быть в жизни отдельных людей. Тут мы можем услышать или прочитать о фактах обмана пенсионеров, детей, о трагических случаях нелепых ограблений и т.д., где также налицо использование механизмов внушения и убеждения.
При этом я никогда не слышала, чтобы какой либо телеканал, радиостанция или печатное издание сообщали о том, что СМИ также используют различные механизмы психологического влияния, причем повсеместно и, очевидно, в целях собственной выгоды. Эта информация тщательно маскируется и скрывается, иначе как бы тогда СМИ могли бы влиять на общество? Данные об использовании СМИ механизмов психологического влияния, в частности внушения и убеждения, стали доступны в сети интернет совсем недавно, да и то — в завуалированной форме.
Таким образом, интерес общества к проблеме психологического влияния заметно растет, однако СМИ тщательно скрывают и отрицают факт использования внушения и убеждения (особенно внушения) при информировании социума.
Выводы
В результате проделанного анализа литературы, собственного опыта и СМИ можно утверждать, что проблема психологического влияния является сегодня действительно актуальной. Наиболее важным аспектом в рассмотренной проблематике является использование таких механизмов психологического влияния как внушение и убеждение различными видами СМИ, что зачастую оказывает отрицательное воздействие на потребителей информации. В дальнейшем, было бы уместно разработать такие защитные техники, которые позволили бы людям оказывать сопротивление внушающим и убеждающим воздействиям СМИ и сделать их доступными для всего общества.
3 стр., 1452 слов
Влияние психологических факторов на выбор проблем, требующих решения
. .. если они противоречат эффективному преодолению проблемы. С точки зрения психологических факторов и мотивов, которыми руководствуются … в будущем; самовыражение и самоутверждение на основе убеждения в собственных возможностях выбора оптимальных решений. … период действия последствий; влияние принимаемого решения по данной проблеме на смежные, сопряженные проблемы, включая возможность возникновения …
Я считаю, что проблема психологического влияния и использования механизмов влияния СМИ является безусловно важной и актуальной, так как представляет значительную угрозу обществу, а также ущемляет право каждого отдельного человека на истинную свободу, что противоречит гуманистическим принципам психологии. Рассмотренная проблема еще «молодая» и требует дальнейшего глубинного и детального изучения.
Литература
1. Волянська О.В., Ніколаєвська А.М. Соціальна психологія: Навч. посіб. — К.: Знання, 2008. — 275 с.
2. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние — СПб.: Питер, 2001. — 448 с.
3. Майерс Д. Социальная психология. — 7-е изд. — СПб.: Питер, 2009. — 794 с.
Какие факторы влияют на наше психическое здоровье?
Перейти к содержимому
Тем из нас, кто борется с проблемой психического здоровья, может быть сложно понять, что стоит за нашей конкретной борьбой. Существует так много факторов, которые влияют на наше психическое здоровье, включая генетику, семейный анамнез, детские переживания и даже серьезные социальные проблемы, такие как насилие, дискриминация или бедность. И то, как эти факторы влияют на нас, может меняться со временем.
Хотя некоторые из этих факторов не могут быть легко изменены или устранены (например, генетическая предрасположенность к проблемам с психическим здоровьем), это может помочь понять основные проблемы, которые усугубляют проблемы, с которыми мы сталкиваемся в настоящее время. А что касается основных причин, которые мы можем устранить или изменить, полезно понять их и понять, что мы можем играть более активную роль в заботе о своем психическом здоровье.
Природа и воспитание
Это классический аргумент «природа против воспитания»: наше психическое здоровье определяется нашими генами или результатом нашего выбора и опыта? На самом деле, как и в случае с нашим физическим здоровьем, наука говорит нам, что на наше психическое здоровье влияют как наша биология, так и наш жизненный опыт.
Генетика и семейная история формируют наше психическое здоровье Раннее
Биология и семейная история действительно играют важную роль в нашем психическом здоровье на протяжении всей нашей жизни. Люди могут быть генетически предрасположены к психическим расстройствам, таким как депрессия или тревожные расстройства. Если кто-то в нашей семье боролся с одной или несколькими проблемами психического здоровья, такими как депрессия или беспокойство, это может увеличить вероятность того, что мы тоже будем бороться.
Семейная история касается не только генетики. Наша семья обычно показывает нам, как справляться со стрессом. Наблюдение за тем, как близкие нам люди управляют (или избегают) эмоций и эмоционально заряженных ситуаций, может формировать наши собственные реакции, иногда задолго до того, как мы это осознаем! Например, мы можем расти в семье, где люди не говорят открыто о проблемах с психическим здоровьем, с которыми они столкнулись, или нас учат не жаловаться, когда мы боремся со своим психическим здоровьем.
Взгляды и модели поведения, которым мы учимся у своих семей, могут повлиять на то, как мы справляемся со стрессом и насколько активно мы боремся с проблемами психического здоровья. Исследования показали, что изучение методов самопомощи и здоровых механизмов преодоления трудностей на раннем этапе может уменьшить влияние проблем с психическим здоровьем в более позднем возрасте.
Как окружающая среда влияет на наше психическое здоровье
Воспитание выходит за рамки того, как наша семья заботится о нас, когда мы молоды. Он включает в себя каждый аспект нашей окружающей среды, от того, где мы живем, до культурного послания, которое мы получаем; от друзей, которых мы заводим, до того, как мы остаемся с ними на связи; от стрессоров в нашей повседневной жизни до основных социальных проблем. Все это может повлиять на наше психическое здоровье.
Критическое состояние в раннем детстве
Наша семья играет важную роль в формировании нашего окружения в детстве. Когда с нами, нашими семьями или нашим сообществом случаются травмирующие события, особенно в раннем или подростковом возрасте, они могут повлиять на то, как мы видим мир, как реагируем на стресс и есть ли у нас шанс на процветание. Например, взросление в хаотичной семье, в небезопасном районе или хроническая дискриминация могут привести к стрессу, который воздействует на нас физически, умственно и эмоционально в более позднем возрасте.
Наша сеть поддержки: качество превыше количества
На нашу способность реагировать на вызовы повседневной жизни также влияет наличие людей вокруг нас, на которых мы можем положиться как на сеть поддержки. Исследования показывают, что сильная сеть поддержки — или даже наличие хотя бы одного человека, с которым мы можем открыто поделиться своими чувствами, не опасаясь осуждения, — защищает наше психическое (и физическое!) здоровье.
В современном мире, управляемом социальными сетями, многие люди приравнивают наличие «сети» к наличию большого количества подписчиков. Но большинство этих отношений недостаточно прочны, чтобы поддержать нас в трудные времена. Важно сосредоточиться на развитии значимых отношений с людьми, с которыми мы чувствуем, что можем быть самими собой.
Наше общество: глобальные проблемы, личное влияние
Крупные социальные и глобальные проблемы могут оказать реальное влияние на наше психическое здоровье и благополучие. Чем больше хаоса, нестабильности, насилия, дискриминации или разделения мы переживаем, тем труднее поддерживать позитивное психическое здоровье.
Например, исследования показывают, что воздействие стихийных бедствий, связанных с климатом, таких как наводнения и лесные пожары, может привести к проблемам с психическим здоровьем, таким как тревога, депрессия и посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР).
Более того, масштабные социальные проблемы, влияющие на психическое здоровье, часто усугубляются — то же исследование показывает, что среди тех, кто подвергается повышенному риску возникновения проблем с психическим здоровьем после стихийного бедствия, есть люди, находящиеся в неблагоприятном экономическом положении.
Наша идентичность: как социальные проблемы по-разному влияют на нас
Социальные и политические проблемы могут по-разному влиять на наше психическое здоровье в зависимости от того, принадлежим ли мы к культурным или социальным группам меньшинств и сталкивались ли мы с дискриминацией или предрассудками.
Например, исследования показывают, что просмотр видеороликов о насилии полиции в отношении чернокожих американцев может повлиять на психическое здоровье чернокожих на три месяца и более по сравнению с белыми респондентами. Точно так же молодежь ЛГБТК +, отвергнутая своими семьями, в 8,4 раза чаще совершает попытки самоубийства, чем те, кого поддерживают их семьи.
То, как мы идентифицируем себя в культурном отношении, также может влиять на убеждения, которых мы придерживаемся в отношении обращения за помощью при проблемах с психическим здоровьем. Например, исследования показывают, что чернокожие и коренные жители с большей вероятностью вырастут в семьях с негативным отношением к терапии или разговорами о своих чувствах.
Как мы можем управлять тем, что влияет на наше психическое здоровье?
Мы не всегда можем изменить факторы, влияющие на наше психическое здоровье, но мы можем получить поддержку, чтобы сделать их более управляемыми. Многие специалисты в области психического здоровья проходят обучение, чтобы помочь нам лучше понять наше уникальное прошлое, личность и опыт, которые формируют наше психическое здоровье, и помочь нам составить план заботы о благополучии среди проблем, с которыми мы сталкиваемся.
Если вы боретесь со своим психическим здоровьем или основной причиной стресса, о которой вы читали здесь, отправьте текстовое сообщение START с по 741741 или позвоните по телефону 1-800-273-TALK (8255) в любое время, чтобы бесплатно и конфиденциально поговорить с обученным консультантом.
Ты не один
Назад на целевую страницу
Search Resource Center
Введите поисковый запрос ниже
Получить помощь сейчас
Если вам или кому-то из ваших знакомых нужно поговорить с кем-то прямо сейчас, отправьте текстовое сообщение, позвоните или пообщайтесь в чате 988 для бесплатной конфиденциальной беседы с обученным консультантом 24/7.
Вы также можете связаться с кризисной текстовой линией, отправив текстовое сообщение HOME на номер 741-741.
Если это неотложная медицинская помощь или существует непосредственная опасность причинения вреда, позвоните по номеру 911 и объясните, что вам нужна помощь в связи с кризисом психического здоровья.
10 Общие защитные механизмы психического здоровья
Люди — жизнестойкие существа, а человеческий мозг — удивительно сложная структура. Инстинкт самосохранения глубоко укоренился в человеческой психике. По мере развития нашего мозга со временем и опытом наши инстинкты самосохранения могут становиться сильнее, к лучшему или к худшему. Это относится не только к физическому самосохранению, но и к защите нашего психического здоровья от негативных внешних сил и травм.
Защитные механизмы — это набор действий, моделей мышления и моделей поведения, которые люди используют, чтобы отделить себя от вредных мыслей, событий или действий. Человеческий мозг использует эти психологические стратегии, чтобы дистанцироваться от нежелательных чувств и угроз, таких как вина или стыд.
Идея психологических защитных механизмов впервые была предложена поп-психологом Зигмундом Фрейдом в начале 20 века. В то время как многие из его теорий подвергались критике и даже разоблачению, работа Фрейда по этому конкретному предмету широко признана точной. Его дочь, Анна Фрейд, расширила эту тему и написала самую первую исчерпывающую книгу о защитных механизмах, Эго и механизмы защиты в 1936 году. под сознательным контролем. Многие люди проявляют один или несколько из этих механизмов, даже не подозревая об этом.
Также важно понимать, что эти защитные механизмы являются естественной и нормальной частью психологического развития. Зная о признаках каждого защитного поведения, вы можете лучше понять, через что проходит любимый человек и даже вы сами.
10 наиболее распространенных психологических защитных механизмов
Содержание
Психологи классифицируют защитные механизмы на основе шкалы их «примитивности». Чем примитивнее защитный механизм, тем менее эффективен он для человека в долгосрочной перспективе. Примитивные защитные механизмы, как правило, очень эффективны в краткосрочной перспективе, поэтому их предпочитают многие люди, особенно дети. Взрослые, которые никогда не изучают более эффективные и здоровые стратегии выживания, также могут полагаться на эти примитивные защитные механизмы.
Со времени первой работы Фрейда по этому вопросу было идентифицировано гораздо больше типов защитных механизмов, но 9Было показано, что 0075 из следующих 10 наиболее часто проявляются людьми.
1. Проекция
Этот первый распространенный тип психического защитного механизма возникает, когда человек приписывает свое чувство стыда или незащищенности другому человеку. Это также происходит, когда любые мысли или чувства, которые они могут иметь по отношению к кому-либо, вызывают у них дискомфорт. Вместо того, чтобы противостоять своему чувству незащищенности, они могут подсознательно убеждать себя, что проблема в другом человеке, а не в них самих.
Типичный пример этого явления происходит на школьном дворе. Мы все видели в кино или в реальной жизни, как школьный хулиган издевается над детьми по той или иной причине. Этот хулиган может постоянно дразнить и оскорблять другого ребенка, но на самом деле этот хулиган проецирует свое чувство незащищенности и неадекватности на другого ребенка. Большинство случаев травли в школе включают в себя проекцию или один из других распространенных защитных механизмов в той или иной степени.
2. Отказ
Возможно, самым распространенным психологическим защитным механизмом является отрицание. Когда кто-то отказывается смотреть в лицо или принимать реальность или факты, несмотря на то, что ему представлены веские доказательства, говорят, что он отрицает это. Это происходит, когда человек блокирует внешние обстоятельства или события, чтобы избежать любого эмоционального воздействия, которое они могут нести.
Это обычно наблюдается у людей, страдающих зависимостью или употреблением психоактивных веществ. Хотя человек может полностью осознавать свои проблемы с употреблением психоактивных веществ, он может отрицать негативные последствия своих действий. Они избегают реальности, несмотря на то, что негативность ситуации очевидна для окружающих.
3. Подавление
Подавление происходит, когда человек блокирует тревожные события или переживания от проникновения в свои мысли. Болезненные воспоминания, тревожные мысли или иррациональные убеждения могут расстраивать. Вместо того, чтобы столкнуться с ними лицом к лицу, человек может бессознательно заблокировать их, пытаясь полностью забыть о них.
Примером этого может быть кто-то, переживший травматическое событие в детстве, только для того, чтобы оттолкнуть это воспоминание обратно в свое подсознание. Эта память не исчезла полностью, она просто исчезла из сознательного мышления. Думайте об этом, как о том, чтобы убрать что-то в шкаф. Предмет все еще существует, хотя он может не находиться прямо в поле вашего зрения.
Подавленные воспоминания могут проявляться по-разному. Они по-прежнему могут влиять на поведение и отношения, что приводит к проблемам с доверием и другим вещам. Многие люди, которые подавляют воспоминания, даже не осознают, что они это делают, поэтому обращение за советом к специалисту в области психического здоровья может быть полезным.
4. Регрессия
Регрессия чаще всего наблюдается у детей, когда кто-то регрессирует к более ранней стадии зрелости или развития при столкновении с ситуациями, которые вызывают беспокойство или заставляют человека чувствовать угрозу.
Регрессия как защитный механизм наиболее заметна у маленьких детей. Многие дети, пережившие травмирующие события или потерю, могут начать вести себя так, как будто они находятся на более ранней стадии развития. Некоторые примеры регрессивного поведения у детей могут включать сосание пальца или мочеиспускание в постель.
Регрессия у взрослых может быть похожей, но также имеет свой собственный набор симптомов. Взрослый, которому трудно справиться с травмой, может вернуться к сну с детской игрушкой или переедать продукты из своего детства, которые заставляют его чувствовать себя комфортно. Многие психологи считают, что для людей, страдающих от проблем с употреблением психоактивных веществ, рецидив может быть формой регрессии. Человек регрессирует к употреблению вещества, которое когда-то делало его счастливым или комфортным.
5. Рационализация
Один общий защитный механизм возникает, когда человек объясняет негативное поведение, представляя собственный набор логических причин или объяснений. Это позволяет человеку чувствовать себя комфортно со своими действиями или выбором, осознавая на каком-то уровне, что они неверны.
Одним из примеров этого на рабочем месте может быть случай, когда один работник набрасывается на коллегу за то, что он не уложился в срок выполнения задания, и при этом полностью игнорирует то, что он часто опаздывает.
Это также происходит у людей, страдающих расстройствами, связанными с употреблением психоактивных веществ. Например, человек может иметь произвольные правила и говорить себе: «Мое употребление психоактивных веществ не является проблемой, потому что я все еще могу оплатить все свои счета». Это объяснение может полностью игнорировать то, как человек пренебрегает своими отношениями или другими аспектами своей жизни.
6. Компартментализация
Не все механизмы психической защиты изначально нездоровы. Компартментализация может быть эффективным способом управления несколькими факторами стресса, если она проводится здоровым образом. Это включает в себя человека, разделяющего свою жизнь на независимые секторы, чтобы предотвратить утечку стресса из одной части своей жизни в другие части.
Это также может быть потенциально вредным для здоровья. Разделение влечет за собой создание человеком ментальных стен для предотвращения внутреннего конфликта. Это часто может привести к логическим противоречиям с личностью человека. Например, рассмотрим ученого, который также является глубоко религиозным человеком. Поскольку они могут блокировать части своего разума в когнитивные отсеки, они могут иметь полную веру, находясь в церкви, но подвергая сомнению логику всего, находясь в лаборатории.
Наиболее распространенная форма этого защитного механизма возникает, когда кто-то предпочитает отделять свою рабочую жизнь от семейной и наоборот. Находясь дома, человек может блокировать или отделять свой стресс от работы, чтобы избежать беспокойства дома.
7. Интеллектуализация
Интеллектуализация предполагает сосредоточение внимания на интеллектуальных, а не эмоциональных последствиях ситуации. Удаление всех эмоций позволяет человеку использовать разум и логику, чтобы избежать вызывающих тревогу или неудобных ситуаций.
Например, если партнер человека неожиданно уезжает, он может отреагировать, составив подробный финансовый план на следующие шесть месяцев, а не объясняя, какие чувства вызывает у него уход партнера. Негативные эмоциональные переживания расставания могут проявляться так, как человек даже не осознает.
Хотя этот защитный механизм может быть полезен в определенных ситуациях, он также может заставить людей преуменьшать или не осознавать важность собственных эмоций и чувств. Скорее всего, этот человек может относиться ко всем трудным ситуациям как к объективным проблемам, которые необходимо решить.
8. Сублимация
Сублимация — еще один распространенный защитный механизм, который может быть положительным, если использовать его здоровым образом. Для правильного выполнения требуется немного более осознанный подход. Это происходит, когда человек направляет свои социально неприемлемые импульсы или поведение в социально приемлемые действия и поведение. Во многих случаях это может привести к долгосрочному преобразованию первоначального нездорового импульса во что-то более приемлемое.
Этот тип поведения часто встречается у людей, страдающих зависимостью, как наркотической, так и сексуальной. Многие люди, выздоравливающие, направляют свои негативные побуждения на такие вещи, как упражнения и другие физические нагрузки.
Одним из примеров сублимации как защитного механизма является навязчивое сексуальное влечение. Рассмотрим женатого мужчину, уезжающего из города по делам, который испытывает сильное желание завести роман и изменить своей жене. Чтобы сублимировать эти чувства, можно направить их на изучение города, его отрасли или расширение сети деловых партнеров.
9. Смещение
Смещение как защитный механизм предполагает перенаправление эмоциональной реакции с законного адресата на другого человека. Обычно это ребенок или другой человек, не представляющий угрозы. Это позволяет человеку удовлетворить свою потребность реагировать, избегая потенциально неловкой конфронтации с человеком, на которого он злится.
У того, кто использует перемещение в качестве стратегии, может быть трудный день на работе, и он не справляется с этим должным образом. Естественной реакцией на несправедливое отношение на работе будет обращение в отдел кадров или в другой вышестоящий орган. Вместо того, чтобы реагировать должным образом, наш субъект решает выместить свою агрессию на супруге и ребенке. Ни один из этих людей не заслуживает того, чтобы стать мишенью его сильных негативных эмоций, но последствия выплескивания на них своего гнева меньше, чем последствия нападок на своего босса.
10. Формирование реакции
Этот защитный механизм включает выражение или поведение, противоположное истинным чувствам человека. Как правило, человек полностью осознает свои чувства, но предпочитает действовать вразрез со своими инстинктами. Думайте об этом как о доведенном до крайности отрицании. Человек, который использует формирование реакции в качестве защитного механизма, может начать демонстрировать сознательное поведение, чтобы сверхкомпенсировать тревогу, которую он испытывает по поводу бессознательных мыслей или эмоций, которые он считает социально неприемлемыми.
Классический пример формирования реакции может произойти на рабочем месте. C считают, что человек испытывает особое отвращение к коллеге, но вместо того, чтобы позволить этим чувствам стать достоянием общественности, они предпочитают обращаться с этим человеком в слащавой или чрезмерно вежливой манере.
Программа SUN Behavioral Delaware может помочь вам выработать здоровые способы справляться с трудностями повседневной жизни.
В SUN Delaware наши опытные и сострадательные специалисты психического здоровья используют лучшие в отрасли и основанные на фактических данных методы лечения, чтобы помочь вам научиться новым, здоровым способам справляться с жизненными трудностями.
Наша амбулаторная клиника использует все имеющиеся в нашем распоряжении средства, чтобы помочь нашим пациентам пройти путь к выздоровлению и хорошему самочувствию. Это включает в себя все, от психофармакологии до когнитивно-поведенческой терапии (КПТ). Команда SUN направляет каждого пациента в течение всего процесса и предоставляет все инструменты, необходимые для выздоровления.