12.Перцептивная сторона общения. Механизмы социальной перцепции.
Термин “социальная перцепция”, или, в более узком смысле слова “межличностная перцепция”, “восприятие другого человека” употребляется в литературе в несколько вольном смысле. Нужно отметить, что термин “восприятие” употребляется, в данном случае, не в общепсихологическом понимании. На самом деле, речь идет не столько о восприятии, сколько о познании другого человека. В самом общем плане можно сказать, что восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его поступков.
Человек всегда вступает в общение как личность. Он воспринимается другим человеком как личность. На основе внешней стороны поведения, мы, по словам С. Л. Рубинштейна, как бы “читаем” другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатление, которое возникает при этом, играет важную регулятивную роль в общении.
Необходимо отметить, что не все исследователи считают восприятие и познание человека самостоятельной стороной общения. Как мы уже отмечали выше, В. Н. Куликов считает познание другого человека необходимым условием успешной коммуникации, но не самостоятельной её стороной. 26 Мы не усматриваем больших противоречий в различных подходах к этому вопросу. Эта проблема, на наш взгляд, имеет значение на методологическом уровне. На практическом уровне восприятие и познание человека в процессе общения — обязательная составная часть общения.
Механизмы восприятия человека человеком
В процесс общения включены, как минимум, два человека, каждый из которых является активным субъектом. При построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и как этот другой понимает мои потребности, мотивы, установки. Каждый из партнеров уподобляет себя другому. Анализ осознания себя через другого включает в себя две стороны: идентификацию и рефлексию.
Идентификация — это способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его характеристикам самого субъекта. Люди часто пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на попытке поставить себя на его место.
Экспериментально установлена тесная связь между идентификацией и эмпатией. Г. М. Андреева отмечает, что “механизм эмпатии … сходен с механизмом идентификации: там, и здесь присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения,… Однако… если я отождествляю себя с кем-то, это значит, что я строю свое поведение так, как строит его этот другой.
Рефлексия — это еще один механизм понимания другого человека. В психологии под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению.
Феномены межличностного восприятия
Существуют факторы, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей. Л. Д. Столяренко на основе анализа научной литературы выделяет основные из них:
Наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений, которые имеются у наблюдателя до того, как реально начался процесс восприятия и оценивания другого человека.
Наличие уже сформированных стереотипов, в соответствии с которыми, наблюдаемые люди заранее относятся к определенной категории, и формируется установка, направляющая внимание на поиск связанных с ней черт.
Стремление сделать преждевременное заключение о личности оцениваемого человека до того, как о нем получена исчерпывающая и достоверная информация. Некоторые люди, например, имеют “готовое” суждение о человеке сразу же после того, как в первый раз повстречали или увидели его.
Безотчетное структурирование личности другого человека проявляется в том, что логически объединяются в целостный образ только строго определенные личностные черты, и тогда всякое понятие, которое не вписывается в этот образ, отбрасывается.
Эффект “ореола”
проявляется в том, что первоначальное отношение к какой-то одной частной стороне личности переносится на весь образ человека, а затем общее впечатление о человеке — на оценку его отдельных качеств. Если общее впечатление о человеке благоприятно, то его положительные черты переоцениваются, а недостатки либо не замечаются, либо оправдываются. И наоборот, если общее впечатление о человеке отрицательно, то даже благородные его поступки не замечаются или истолковываются превратно как своекорыстные.Эффект “проецирования” проявляется в том, что другому человеку приписываются по аналогии с собой свои собственные качества и эмоциональные состояния. Человек, воспринимая и оценивая людей, склонен логически предположить: “Все люди подобны мне” или “Другие противоположны мне”. Упрямый подозрительный человек склонен видеть эти же качества характера у партнера по общению, даже если они объективно отсутствуют. Добрый, отзывчивый, честный человек, наоборот, может воспринять незнакомого через “розовые очки” и ошибиться. Поэтому, если кто-то жалуется, что все вокруг жестокие, жадные, нечестные, не исключено, что он судит по себе.
“Эффект первичности” проявляется в том, что первая услышанная или увиденная информация о человеке или событии, является очень существенной и малозабываемой, способной влиять на всё последующее отношение к этому человеку.
Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей, стремление полагаться на собственное впечатление о человеке, отстаивать его.
Отсутствие изменений в восприятии и оценках людей, происходящих со временем по естественным причинам. Имеется в виду тот случай, когда однажды высказанные суждения и мнение о человеке не меняются, несмотря на то, что накапливается новая информация о нем.
“Эффект последней информации” проявляется в том, что если вы получили негативную последнюю информацию о человеке, эта информация может перечеркнуть все прежние мнения об этом человеке. 28
Большое значение для более глубокого понимания того, как люди воспринимают и оценивают друг друга, имеет явление каузальной атрибуции. В обыденной жизни люди, как правило, не зная истинных причин поведения другого человека в условиях дефицита информации, начинают приписывать друг другу причины поведения. Такое приписывание причин поведения другому человеку и называется каузальной атрибуцией. Г.М.Андреева пишет: “
Процесс приписывания зависит от двух показателей: от степени типичности поступка и от степени социальной “желательности” или “нежелательности” его. В первом случае имеется в виду тот факт, что типичное поведение предписано образцами и поэтому легче поддается интерпретации. Уникальное же поведение допускает множество различных интерпретаций и, следовательно, дает простор приписыванию его причин и характеристик. Так же и во втором случае, социально “желательное” поведение соответствует социальным и культурным нормам и поэтому легко и однозначно объясняется. При нарушении норм (социально “нежелательное” поведение) диапазон возможных объяснений расширяется.
Процессы каузальной атрибуции подчиняются следующим закономерностям, которые оказывают влияние на понимание людьми друг друга:
Те события, которые часто повторяются и сопровождают наблюдаемое явление, предшествуя ему, обычно рассматриваются как его возможные причины.
Если тот поступок, который мы хотим объяснить, необычен и ему предшествовало какое-нибудь уникальное событие, то мы склонны именно его считать основной причиной совершенного поступка.
Неверное объяснение поступков людей имеет место тогда, когда есть много различных возможностей для их интерпретации и человек, предлагающий свое объяснение, волен выбирать устраивающий его вариант.
Фундаментальная ошибка атрибуции проявляется в тенденции наблюдателей недооценивать ситуационные влияния на поведение других людей (влияние внешних ситуаций) и переоценивать диспозиционные влияния (внутренние причины). Поведение других людей мы склонны объяснять их диспозициями, их индивидуальными особенностями личности и характера, а свое поведение склонны объяснять как зависящее от ситуации.
Культура также влияет на ошибку атрибуции. Например, западное мировоззрение склонно считать, что люди, а не ситуации являются причиной событий. 30
В настоящее время проблемами каузальной атрибуции занимается особая отрасль социальной психологии. Исследованиями в этой области занимаются в основном зарубежные психологи: Г. Келли, Э. Джонс, К. Девис, Д. Кенноуз и др.
Обратная связь в общении
Общение, как было показано, не может быть сведено к простой передаче информации. Для того чтобы быть успешным, оно обязательно предполагает обратную связь — получение субъектом информации о результатах взаимодействия. Отдельные черты физического облика человека (лицо, руки, плечи), позы, жесты, интонации выступают как носители информации, которую следует принимать во внимание при общении. Особенно информативным носителем сигналов обратной связи оказывается лицо собеседника или слушателя. Часто достаточно полное представление о восприятии субъекта дают его поступки.
При межличностном общении важно быть открытым и искренним. Без открытого общения не могут существовать теплые и близкие отношения между людьми. Человек, заинтересованный в том, чтобы лучше ориентироваться в своих отношениях с окружающими, должен интересоваться реакциями других людей на его поступки в конкретных ситуациях, учитывать истинные последствия своего поведения. Обратная связь в общении — это еще и сообщение другому человеку, как я его воспринимаю, что чувствую в связи с нашими отношениями, какие чувства вызывает у меня его поведение. Для того чтобы высказывать и принимать обратные связи, нужно обладать не только соответствующими умениями, но и смелостью.
Л. Д. Столяренко выделяет следующие правила обратной связи:
Говори о том, что конкретно делает данный человек, когда его поступки вызывают у тебя те или иные чувства.
Если говоришь о том, что тебе не нравиться в данном человеке, старайся в основном отмечать то, что он мог бы при желании в себе изменить.
Не давай оценок. Помни: обратная связь — это не информация о том, что представляет собой тот или иной человек, это в большей степени сведения о тебе в связи с этим человеком, с тем, как ты воспринимаешь данного человека, что тебе приятно и что тебе неприятно.
Выделяют механизмы социальной перцепции — способы, посредством которых люди интерпретируют, понимают и оценивают другого человека. Наиболее распространенными механизмами являются следующие: эмпатия, аттракция, каузальная атрибуция, идентификация, социальная рефлексия.Эмпатия — постижение эмоционального состояния другого человека, понимание его эмоций, чувств и переживаний.
Аттракция — особая форма восприятия и познания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства. Благодаря положительным чувствам симпатии, привязанности, дружбы, любви и т.д. между людьми возникают определенные отношения, позволяющие более глубоко познать друг друга.
Аттракция может существовать только на уровне индивидуально-избирательных межличностных отношений, характеризующихся взаимной привязанностью их субъектов. Вероятно, существуют различные причины того, что к одним людям мы относимся с большей симпатией, чем к другим. Эмоциональная привязанность может возникнуть на основании общих взглядов, интересов, ценностных ориентации или как избирательное отношение к особой внешности человека, его поведению, чертам характера и т.д.
Аттракция значима также и в деловых отношениях. Поэтому большинство психологов, работающих в сфере бизнеса, рекомендуют профессионалам, связанным с межличностными коммуникациями, выражать к клиентам самое позитивное отношение даже в том случае, если на самом деле они не испытывают к ним симпатии. Внешне выраженная доброжелательность имеет обратное действие — отношение действительно может измениться на позитивное. Таким образом, специалист формирует у себя дополнительный механизм социальной перцепции, позволяющий получить большую информацию о человеке
^ Механизм каузальной атрибуции связан с приписыванием человеку причин поведения. У каждого человека возникают свои предположения о том, почему воспринимаемый индивид ведет себя определенным образом. Приписывая другому те или иные причины поведения, наблюдатель делает это либо на основе сходства его поведения с каким-либо знакомым ему лицом или известным образом человека, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в подобной ситуации. Здесь действует принцип аналогии, подобия с уже знакомым или таким же. Любопытно, что каузальная атрибуция может «сработать» даже тогда, когда аналогия проводится с лицом несуществующим и никогда не существовавшим реально, но имеющимся в представлениях наблюдателя, например с художественным образом (образом героя из книги или фильма). Каждый человек имеет громадное количество представлений о других людях и образах, которые сформировались не только в результате встреч с конкретными людьми, но также и под влиянием разнообразных художественных источников. На подсознательном уровне данные образы занимают «равные позиции» с образами людей, реально существующих или реально существовавших. Механизм каузальной атрибуции связан с некоторыми аспектами самоощущения индивида, который воспринимает и оценивает другого. Так, если субъект приписал другому негативные черты и причины их проявления, то он скорее всего будет оценивать себя по контрасту как носителя положительных черт. Иногда люди с заниженной самооценкой проявляют чрезмерную критичность по отношению к окружающим, создавая тем самым некий отрицательный субъективно воспринимаемый социальный фон, на котором, как им кажется, они выглядят вполне пристойно. На самом деле — это лишь субъективные ощущения, возникающие как механизм психологической защиты. На уровне социальной стратификации такие межгрупповые отношения, как выбор аутгруппы и стратегия социального творчества, безусловно, сопровождаются действием каузальной атрибуции. Т. Шибутани говорил о мере критичности и доброжелательности, которую целесообразно соблюдать по отношению к окружающим. Ведь каждый человек имеет положительные и отрицательные черты, а также особенности поведения, обусловленные его амбивалентностью как индивида, личности и субъекта деятельности. Кроме того, одни и те же качества по-разному оцениваются в различных ситуациях.Восприятие человека зависит также от его способности поставить себя на место другого, отождествить себя с ним. В этом случае процесс познания другого пойдет более успешно (в том случае, если есть существенные основания для соответствующего отождествления). Процесс и результат такого отождествления называется идентификацией. Идентификация как социально-психологическое явление рассматривается современной наукой весьма часто и в таких различных контекстах, что следует специально оговорить особенности данного феномена как механизма социальной перцепции. В этом аспекте идентификация подобна эмпатии, однако эмпатию можно рассматривать как эмоциональное отождествление субъекта наблюдения, которое возможно на основе прошлого или настоящего опыта подобных переживаний. Что же касается идентификации, то здесь в большей степени происходит интеллектуальное отождествление, результаты которого тем успешнее, чем более точно наблюдатель определил интеллектуальный уровень того, кого он воспринимает. В одном из рассказов Э.По главный герой, некто Дюпен, в беседе со своим другом анализирует ход рассуждений маленького мальчика, за которым он наблюдал некоторое время. Разговор идет как раз по поводу понимания одним человеком другого на основе механизма интеллектуального отождествления.Воспринимая и интерпретируя окружающий мир и других людей, человек также воспринимает и интерпретирует себя, свои собственные действия и побуждения. Процесс и результат самовосприятия человека в социальном контексте называется социальной рефлексией. Как механизм социальной перцепции социальная рефлексия означает понимание субъектом своих собственных индивидуальных особенностей и того, как они проявляются во внешнем поведении; осознание того, как он воспринимается другими людьми. Не следует думать, что люди способны воспринимать самих себя более адекватно, чем окружающих. Так, в ситуации, когда есть возможность посмотреть на себя со стороны — на фотографии или кинопленке, многие остаются весьма недовольны впечатлением, произведенным собственным образом. Это происходит потому, что люди имеют несколько искаженный образ самого себя. Искаженные представления касаются даже внешности воспринимающего человека, не говоря уже о социальных проявлениях внутреннего состояния.Взаимодействуя с окружающими, каждый человек видит большое количество реакций людей на него самого. Эти реакции неоднозначны. И все же особенности конкретного человека предопределяют некоторые особенности реагирования на него окружающих. В целом, каждый имеет представление о том, как в основном относятся к нему окружающие люди, на основании чего и складывается часть образа «социального Я». Субъект может вполне отчетливо осознавать, какие именно его особенности и личностные проявления являются наиболее привлекательными или отталкивающими для людей. Он также может использовать это знание в определенных целях, корректируя или меняя свой образ в глазах других людей. Воспринимаемый и передаваемый образ человека принято называть имиджем.Итак, имидж личности — это ее воспринимаемый и передаваемый образ. Имидж возникает тогда, когда наблюдатель получает относительно устойчивое впечатление о другом человеке, его наблюдаемом поведении, внешнем виде, высказываниях и т.д. Имидж имеет две стороны: субъективную, т. е. передаваемый образ того человека, которого воспринимают, чей образ создается, и объективную, т.е. воспринимаемую тем, кто наблюдает. Передаваемый и воспринимаемый образы могут не совпадать. Кроме того, передаваемый образ не всегда отражает сущность личности. Существует так называемый разрыв достоверности образа, когда есть вышеназванное несовпадение. Имидж может быть принимаемым или не принимаемым, вызывая к себе соответствующее положительное или отрицательное отношение. Выделяют основные условия принимаемого имиджа: ориентация на социально одобряемые формы поведения, которые соответствуют социальному контролю, и ориентация на средний класс (как наиболее многочисленный) по социальной стратификации. Иными словами, человек в своем самопроявлении должен быть одобряем большинством, не являясь при этом лишь типичным представителем этого большинства, но стараясь превосходить его по какому-то критерию. Если же человек делает то, что осуждается требованиями большинства, то даже при положительном отношении окружающих, его имидж не будет принимаемым. Выделяют три уровня воспринимаемого образа: биологический, психологический, социальный. Биологический уровень предполагает восприятие пола, возраста, состояния здоровья, физических данных, конституции, темперамента. Психологический уровень предполагает анализ таких факторов как характер, воля, интеллект, эмоциональное состояние и т.д. Социальный включает в себя слухи, сплетни, какую-то информацию, которая стала известна о данном человеке по различным социальным источникам.
Перцептивная сторона общения., Учебное пособие
метки:Индивид, Общение, Процесс, Человек, Притяжение, Психология, Преподаватель, ЭффектКрестина Воронцова пед. изо.
Содержанием которой является характеристика общения в ходе которой устанавливается взаимовосприятие и взаимопознание партнеров по общению и в конечном счете их взаимное понимание. Связана с тем как люди воспринимают друг друга, когда общаются.
Первоначальное значение социальная перцепция — это характеристика социальной детерминированности процесса восприятия.
Социальной перцепцией называют процесс восприятия так называемых социальных объектов, под которыми подразумеваются другие люди, социальные группы, большие социальные общности.
Социальными объектами были обозначены:
1) Другой человек.
2) Группа
3) Соц. общность.
Таким образом круг этих социальных объектов был довольно узкий. Все эти социальные объекты должны быть классифицированны с точки зрения того, кто и как их воспринимает.
В схеме которую предложила Андреева Г.М. которая охватывает все стороны социальной перцепции. В схеме обозначено 8 позиций где проявляется социальная перцепция, 4 позиции когда субъектом восприятия выступает индивид.
1. Индивид может воспринимать другого индивида принадлежащего к той же социальной группе.
2. Когда индивид воспринимает другого индивида, но принадлежащего к другой социальной группе.
3. Индивид воспринимает свою собственную группу.
4. Индивид член какой-нибудь группы воспринимает другую группу в целом.
В социальной психологии описаны еще 4 позиции перцептивного процесса, где субъектом выступает не индивид, а группа, это значительное отличие как ставиться вопрос в общей психологии, там всегда в качестве субъекта рассматривается индивид.
В социальной психологии возникает новый субъект восприятия – группа.
1. Группа может воспринимать своего собственного члена.
2. Группа может воспринимать индивида принадлежащего к другой группе.
3. Группа сама воспринимает себя, она и субъект и объект восприятия.
4. Одна группа воспринимает другую группу в целом.
Межличностная перцепция есть одна из форм социального восприятия.
В социльной психологии не определенно границы между социальным восприятием и социальным познанием. Перцептивная сторона общения гворит о том как в ходе общения строиться образ партнера по общению и какова мера взаимопонимания партнеров по общению если учесть, что у каждого свой образ этого партнера.
7 стр., 3397 слов
Кафедра социальной и практической психологии
… «Психофизиология», «Физиология высшей нервной деятельности», «Общая психология», «Анатомия и физиология ЦНС». Преподавание и изучение … выявлять особенности расстройств когнитивных функций (памяти, внимания, восприятия и др.), произвольных движений и действий, эмоционально … релятивисткий, гуманистический, смещение понятия «норма» до границ индивида. Критерии и уровни психического здоровья. Тема 2. …
Механизмы восприятия другого человека:
1. Механизм идентификации. Для того чтобы понять партнера по общению можно отождествить себя с этим партнером и проанализировать его поступки и действия так, как — будто это мои собственные поступки и действия.
Механизм эмпатии. (сходный с механизмом идентификации, сочувственная идентификация).
Полностью поставить на место партнера и эмоционально принять его позицию и действие, отождествить себя с партнером. Принятие в расчет его доводов, аргументов и позиции.
Что значит понять другого человека? Это значит нужно уметь поставить себя на его позицию.
Понимание человеком человека есть два механизма:
— Механиз идентификации, ярче всего проявляющийся в механизме эмпатии, т.е. полное сочувствие, принятие человека каков он есть.
Например: взаимодействие преподавателя и студента. Преподаватель принимает экзамен и видит что студент не знает, преподаватель должен ему эмпатировать.
— Принятие в расчет соображение партнера, но не отмена своей собственной позиции.
Например: преподаватель выслушал, студент не знает, голова болит, родители делали ремонт, но преподаватель не принял эту позицию.
Понимание другого человека – это очень сложный психологический процесс. 2
2. Механизм рефлексии. Многократное отражение собственного образа в сознании другого человека и осознание того как партнер воспринимает меня.
Холмс – американский социальный психолог. Предложил наглядно нарисовать механизм рефлексии.
Джон и Генри общаются между собой.
Холмс считает что при общении Джона с Генри в процесс общения включены не две персоны, а шесть.
Джон ( каков он есть) Генри (__)
Джон (каким его видит Генри) Генри (___)
Джон (каким он думает, что он видится Генри) Генри(_____)
3. Механизм клоузальная атрибуция. Это механизм приписывания человеком причин поведения другому человеку. Важный механизм построения образа другого человека.
Г. Келли выделил три вида атрибуции:
1. личностная атрибуция.(приписывание причины какого-нибудь поступка, поведения, личности этого действующего субъекта)
2. стимульная атрибуция.( самокритичное приписывание причины)
3. обстоятельственная атрибуция.(причина связанная с каким-либо обстоятельставми)
Эффекты межличностного восприятия:
1. Эффект ареола. Этот эффект проявляется в том, что мы воспринимаем другого человека, в некотором ареоле который кем-то, не нами, вокруг него создан. (приписывание человеку то, что возможно ему не соответствует)
С. Л. Рубинштейн говорил, что суть межличностного восприятия в том, что мы как бы читаем другого человека, а именно за его внешними физическими чертами, пытаемся прочитать его психологические характеристики, ареол мешает, этому успешному чтению, потому что все искажается за счет этого ареола.
2. Эффект первичности и новизны. Заключается в том, что оказывается впечатление о другом человеке зависит еще от того в каком порядке мне предъявляется о нем информация. Первичная информация относительно незнакомого человека, оказывается более существенна. (знали, что человек четный и вдруг узнали, что он украл и вообще жулик, новая информация, увы, сработала).
3 стр., 1077 слов
изучить основные механизмы межличностного восприятия в педагогическом процессе
… литературы по проблеме эффектов восприятия и механизмов формирования первого впечатления в процессе межличностного восприятия. 1. Общее представление о межличностном восприятии Восприятие одного человека другим – это обязательная . .. общению. Впечатления, возникающие в процессе общения, играют важную регулятивную роль, поскольку от меры точности «прочтения» другого человека зависит успех организации с …
Важно в каком порядке предъявляют информацию о человеке, по сравнению его образа.
3. Эффект стереотипизации. Играет двоякую роль в отношения между людьми и общении между ними. Стереотипы дают сокращенный образ, схему, при помощи которой можно, категоризировать вновь встреченного человека.
Точность межличностного восприятия. Точность образа построенного нами человека очень трудно проверить.
Система экспертных оценок – это социально психологический метод, который позволяет построить объективное описание другого человека. Экспертные оценки применяются как метод, но не гарантируют точность восприятия.
Нет абсолютно достоверных способов измерения точности восприятия другого человека. Парадокс заключается в том, что ни кто не знает как определить точность восприятия партнера по общению, но все стараются повышать точность восприятия другого человека.
Межличностная аттракция.
Особый круг проблем межличностного восприятия возникает в связи с включением в этот процесс специфических эмоциональных регуляторов. Люди не просто воспринимают друг друга, но и формируют по отношению друг к другу определенные отношения. На основе сделанных оценок рождается разнообразная гамма чувств — от неприятия до симпатии и даже любви. Область исследований, связанная, с выявлением механизмов образования различных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку получила название исследование аттракции. Буквально аттракция означает “привлечение”.
Аттракция — это и процесс формирования привлекательности какого-то человека для наблюдателя, и продукт этого процесса, то есть некоторое качество отношения. Эту многозначность термина обязательно нужно иметь в виду, когда аттракция исследуется не сама по себе, а в рамках перцептивной стороны общения. С одной стороны, встает вопрос о том, каков механизм возникновения симпатии и формирования привязанностей, или, наоборот, неприязни при восприятии другого человека, а с другой — какова роль этого явления ( и процесса, и продукта его ) в структуре общения в целом. Рассмотрим, как возникает и развивается аттракция ( то есть проследим процесс формирования межличностной привлекательности).
Различают три формы аттракции:
1. Симпатии;
2. Дружба;
3. Любовь.
Составляющими взаимной привлекательности являются симпатия и притяжение. Симпатия это эмоциональная положительная установка на объект. При взаимной симпатии эмоциональные установки создают целостное внутригрупповое ( внутрипарное ) состояние удовлетворения взаимодействием ( непосредственно или опосредовано).
Притяжение, как одна из составляющих межличностной привлекательности, в основном связано с потребностью человека быть вместе, рядом с другим человеком. Притяжение чаще всего ( но не всегда ) связано с переживаемой симпатией, то есть симпатия и притяжение могут иногда проявляться независимо друг от друга. В том случае, когда они достигают максимального своего значения и совпадают, связывая субъектов общения, можно уже говорить о межличностной привлекательности. Возникновение отношений между людьми определяется произвольным выбором, хотя он и не всегда полностью осознается партнерами. Кроме того, выбор должен быть взаимным, иначе невозможна реализация индивидуальных потребностей во взаимодействии. Первично возникшее межличностное притяжение определяет дальнейшее взаимодействие двух людей. Поскольку взаимные выборы не задаются внешними условиями инструкциями, возникает вопрос о том, что притягивает — отталкивает двух людей, вызывает взаимные симпатии — антипатии. В настоящее время существует два направления в исследовании межличностного притяжения : одно утверждает первичную значимость сходства между людьми и подобие установок для образования симпатий; другое считает, что взаимная дополняемость является решающей в определении межличностного восприятия.
25 стр., 12060 слов
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
… трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в . .. весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить … неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так …
Perception News — ScienceDaily
Гибкие наноэлектроды могут обеспечить мелкозернистую стимуляцию мозга
30 мая 2023 г. Инженеры разработали сверхгибкие имплантируемые наноэлектроды, которые могут длительно управлять мелкозернистым мозгом …
Это не так Трудно, как вы думаете, кричать против ветра
24 апреля 2023 г. Почему вам так трудно кричать против ветра? Это ощущение достаточно распространено, чтобы найти свое отражение в идиоме о том, что вас не понимают. Исследователи хотели найти научное объяснение …
Эффекты стимуляции мозга, поддающиеся обусловливанию
24 апреля 2023 г. Обусловливание, которое когда-то работало с собакой Павлова, действует и при искусственно вызванном изменении нервной клетки. ..
20 апреля 2023 г. Недавнее исследование данных Spotify показывает, какие типы музыки используются, чтобы помочь слушателям сосредоточиться во время учебы и упасть …
Человеческий мозг одинаково обрабатывает социальные ситуации — исследователи обнаружили сеть мозга для социального восприятия
18 апреля 2023 г. Недавнее исследование показало, что разные люди имеют одинаковую активность мозга при восприятии социальных ситуаций. Исследователи обнаружили обширную нейронную сеть в человеческом мозгу, которая эффективно …
Можете ли вы описать ощущение, не почувствовав его сначала?
17 апреля 2023 г. Исследование уникального, возможно, единственного в своем роде человека показывает, что вы можете понимать и использовать тактильный язык и метафоры, не полагаясь на предыдущий сенсорный опыт. Эти выводы …
Ученые достигли многообещающих результатов в восстановлении зрения при слепоте, вызванной клеточной дегенерацией глаза
13 апреля 2023 г. Исследования показывают многообещающий подход стволовых клеток к коррекции дегенерации фоторецепторных клеток, которая лежит в основе нескольких форм ухудшения зрения и ..
Перегружены? В этом могут помочь ваши астроциты
4 апреля 2023 г. В понедельник утром от переполненного почтового ящика голова идет кругом. Вы находите время, чтобы перевести дух, и ваш разум достаточно проясняется, чтобы просматривать электронные письма одно за другим. Этот успокаивающий эффект возникает благодаря новому …
Крошечные движения глаз находятся под удивительной степенью когнитивного контроля
3 апреля 2023 г. На очень тонкий и, казалось бы, случайный тип движения глаз, называемый дрейфом глаза, может влиять предварительное знание ожидаемой визуальной цели, что предполагает неожиданную уровень когнитивного контроля над …
Сканирование сетчатки: неинвазивный и недорогой метод отслеживания старения человека
28 марта 2023 г. Является ли глаз окном в процесс старения? Новое исследование показало, как визуализацию глазного дна, ткани сетчатки, богатой кровеносными сосудами, можно использовать для отслеживания старения человека неинвазивным и менее . ..
Раннее исследование показывает, что колбочки при дегенерации сетчатки, которые считаются бездействующими, могут сохранять зрительную функцию
28 марта 2023 г. продолжать функционировать, реагируя на свет и вождение …
реклама
Новая форма омега-3 может предотвратить ухудшение зрения при болезни Альцгеймера
28 марта 2023 г. Впервые исследователи разработали форма омега-3 жирной кислоты докозагексаеновой кислоты (ДГК), которая способна проникать в сетчатку глаза, чтобы предотвратить ухудшение зрения, связанное с …
Искусство вызывает чувства в теле
27 марта 2023 г. Новое исследование показывает, что искусство оказывает мощное влияние на тела людей и …
Слепые люди чувствуют свое сердцебиение лучше, чем зряя
24 марта 24 марта. , 2023 г. Новое исследование показало, что слепые лучше чувствуют биение собственного сердца, чем зрячие. Исследование показывает, что слепота приводит к повышенной способности ощущать сигналы от внутреннего . ..
Как соль может быть сладкой: мириады механизмов восприятия вкуса
23 марта 2023 г. Активация вкусовых рецепторов различными молекулами пищи запускает определенные пути, приводящие к ощущению вкуса. Связь иона хлорида, компонента поваренной соли, со сладким …
Как работает «внутренний компас» мозга
22 марта 2023 г. нам чувство направления, отслеживая нейронную активность с помощью последних достижений в области методов визуализации мозга. Находки пролили …
Задача удержания аудитории: как язык формирует внимание
22 марта 2023 г. Язык, который легче воспринимать, побуждает к продолжению чтения, равно как и язык, пробуждающий тревогу, волнение и надежду…
Размер голосового тракта, форма Диктует звуки речи
21 марта 2023 г. Исследователи изучают, как анатомические изменения в голосовом тракте говорящего влияют на производство речи. Используя МРТ, команда записала форму речевого тракта 41 говорящего в качестве испытуемых. ..
Устройство для ношения на голове может управлять мобильными манипуляторами
20 марта 2023 г. Новое исследование направлено на повышение автономности людей с такими двигательными нарушениями путем внедрения устройства для ношения на голове, которое поможет им управлять мобильным манипулятором. Телеуправляемые мобильные манипуляторы…
Молекулярная основа для щелочного вкуса
20 марта 2023 г. Ученые идентифицировали ранее неизвестный хлорид-ионный канал, который они назвали алкалофильным (Алка), в качестве вкусового рецептора для щелочного …
вторник, 30 мая 2023 г.
- Гибкие наноэлектроды могут обеспечить мелкозернистую стимуляцию мозга
Понедельник, 24 апреля 2023 г.
- Не так сложно, как вы думаете, кричать против ветра
- Эффекты стимуляции мозга, поддающиеся кондиционированию
Четверг, 20 апреля 2023 г.
- Музыка для сна и музыка для учебы имеют удивительное сходство
Вторник, 18 апреля 2023 г.
- Человеческий мозг одинаково обрабатывает социальные ситуации — исследователи обнаружили сеть мозга для социального восприятия
Понедельник, 17 апреля 2023 г.
- Можете ли вы описать ощущение, не почувствовав его сначала?
Четверг, 13 апреля 2023 г.
- Ученые достигли многообещающих результатов в восстановлении зрения при слепоте, вызванной клеточной дегенерацией глаза
Вторник, 4 апреля 2023 г.
- Перегружены? Ваши астроциты могут помочь с этим
Понедельник, 3 апреля 2023 г.
- Крошечные движения глаз находятся под удивительным уровнем когнитивного контроля
вторник, 28 марта 2023 г.
- Сканирование сетчатки: неинвазивный и недорогой метод отслеживания старения человека
- Раннее исследование показывает, что колбочки при дегенерации сетчатки, которые считаются бездействующими, могут сохранять зрительную функцию
- Новая форма омега-3 может предотвратить ухудшение зрения при болезни Альцгеймера
Понедельник, 27 марта 2023 г.
- Искусство пробуждает чувства в теле
Пятница, 24 марта 2023 г.
- Слепые чувствуют биение своего сердца лучше, чем зрячие
Четверг, 23 марта 2023 г.
- Как соль может быть сладкой: мириады механизмов вкусового восприятия
Среда, 22 марта 2023 г.
- Как работает «внутренний компас» мозга
- Проблема сохранения вовлеченности аудитории: как язык формирует внимание
вторник, 21 марта 2023 г.
- Размер голосового тракта, форма диктуют звуки речи
Понедельник, 20 марта 2023 г.
- Носимое на голове устройство может управлять мобильными манипуляторами
- Молекулярная основа для щелочного вкуса
Среда, 15 марта 2023 г.
- Осмысление запахов: расшифровка нашего обоняния
вторник, 14 марта 2023 г.
- Роботы могут помочь улучшить психическое самочувствие на работе, если они выглядят правильно
Четверг, 9 марта 2023 г.
Среда, 8 марта 2023 г.
- SCENTinel 1.1, вторая итерация экспресс-теста Монелла на запах, различает потерю запаха и искажение запаха
Вторник, 7 марта 2023 г.
- Исследователи обнаружили, что детей, подверженных риску аутизма, изо всех сил пытаются заметить несоответствие аудио и видео
- Исследование показало, что восприятие времени связано с сердцебиением
Пятница, 3 марта 2023 г.
- Новое понимание: повреждение глаз у пациентов с болезнью Альцгеймера
- Словарь-самоучка глухих детей поддерживает универсальные языковые ограничения
Понедельник, 27 февраля 2023 г.
- Насколько распространена лицевая слепота?
Пятница, 24 февраля 2023 г.
- Discovery предлагает новый способ предотвращения распространенных причин потери зрения
Четверг, 23 февраля 2023 г.
- Натренированный мозг быстро подавляет визуальные отвлечения
Пятница, 17 февраля 2023 г.
- Как монгольская песчанка может ускорить выздоровление от редкой проблемы с внутренним ухом
Четверг, 16 февраля 2023 г.
- Смещение последовательной зависимости: влияет ли оно на обработку восприятия высшего или низшего порядка?
- Синдром ломкой Х-хромосомы: сенсорные сигналы из внешнего мира недостаточно представлены кортикальной пирамидой, показывает исследование
Среда, 15 февраля 2023 г.
- Внимание к лицам может быть связано с уровнями психопатологии и личностными чертами «большой пятерки»
Вторник, 14 февраля 2023 г.
- Данные о мозговых волнах и проверка слуха могут помочь в ранней диагностике аутизма
Понедельник, 13 февраля 2023 г.
- Можно ли вылечить потерю слуха? Исследование раскрывает подсказки, которые могут восстановить клетки, которые помогают нам слышать
- Изменения в мозге, ответственном за обучение двигательным навыкам
Среда, 8 февраля 2023 г.
- Внимание малышей к «материнской» речи может быть использовано для диагностики аутизма
Четверг, 2 февраля 2023 г.
- Органоиды человеческого мозга реагируют на визуальные стимулы при трансплантации взрослым крысам
- Редкие, небольшие, но разнообразные нейронные связи помогают сделать восприятие надежным и эффективным
Среда, 1 февраля 2023 г.
- 90 109 Младенцы помнят лица, несмотря на маски для лица, предполагает исследование
- Обучение всеми вашими чувствами: мультимодальное обогащение как оптимальная стратегия обучения в будущем
- Технологии искусственного интеллекта имеют даже более преувеличенные предубеждения в восприятии возраста лица, чем люди
вторник, 31 января 2023 г.
- Больше вариативности помогает обучению
- Настройка на ритмы мозговых волн ускоряет обучение взрослых, показало исследование
Четверг, 26 января 2023 г.
- Новая коллекция атласов человеческого мозга, отображающих постнатальное развитие
Вторник, 24 января 2023 г.
- Исследователи определили нейроны, которые «учатся» чувствовать запах угрозы
- Измененная речь может быть первым признаком болезни Паркинсона
Пятница, 20 января 2023 г.
- Нейробиологи определили небольшую молекулу, которая восстанавливает зрительную функцию после травмы зрительного нерва
Среда, 18 января 2023 г.
- Генетическая диагностика помогает лечить потерю слуха у детей
вторник, 17 января 2023 г.
- Строгие учителя хуже в классе, чем добрые коллеги
Пятница, 13 января 2023 г.
- Лучшее управление эмоциями может предотвратить патологическое старение
вторник, 10 января 2023 г.
- Нос знает: исследование предполагает, что было бы разумно проводить скрининг на потерю обоняния, чтобы предсказать слабость и нездоровое старение
Понедельник, 9 января 2023 г.
- Два отдельных заболевания глаз могут способствовать общей слепоте глаз
Среда, 4 января 2023 г.
- Способность мозга воспринимать пространство расширяется, как Вселенная
- Исследователи раскрывают дополнительный уровень нюансов в нашем обонянии
вторник, 3 января 2023 г.
- Чтобы определить голос, мозг полагается на зрение
Четверг, 29 декабря 2022 г.
- Пение поддерживает реабилитацию после инсульта
Среда, 28 декабря 2022 г.
- Когда наше вертикальное восприятие искажается: наклон тела и поступательное движение тела
вторник, 27 декабря 2022 г.
- Шахматная структура клеток внутреннего уха позволяет нам слышать
Среда, 21 декабря 2022 г.
- Ученые нашли ключевую причину потери обоняния при длительном COVID-19
- Гибкость мозга может ускорить улучшение слуха благодаря кохлеарным имплантам
вторник, 20 декабря 2022 г.
- Исследование показало, что треть пациентов с длительным течением COVID страдают от стойкой потери обоняния
- Теория сетевой нейробиологии Лучший предсказатель интеллекта
- Общение орангутангов проливает свет на происхождение человеческой речи
Понедельник, 19 декабря 2022 г.
- Проливая свет на ваши веки и сквозь них
Четверг, 15 декабря 2022 г.
- Некоторые утверждают, что культура влияет на наше основное визуальное восприятие
- Запрет на подражание другим может улучшить понимание других, показало исследование
- Два главных гена критически важны для слуха
Понедельник, 12 декабря 2022 г.
- Заставляет ли вас бросать мой голос делать покупки здесь?
- Частое использование цифровых устройств для успокоения маленьких детей может иметь неприятные последствия
Пятница, 9 декабря 2022 г.
- Исследование показало, что окситоцин стимулирует развитие нейронных связей во взрослых нейронах
- Социальность в глазах смотрящего
Четверг, 8 декабря 2022 г.
- Лечение долговременной потери слуха
Среда, 7 декабря 2022 г.
- Слышать значит верить: звуки могут изменить наше визуальное восприятие
Понедельник, 5 декабря 2022 г.
- Активность нейронов в сенсомоторной коре
- Бесстрашию можно научиться
Пятница, 2 декабря 2022 г.
- Игра на фортепиано повышает вычислительную мощность мозга и помогает избавиться от хандры
Четверг, 1 декабря 2022 г.
- Обнаружен новый потенциальный механизм потери зрения
Среда, 30 ноября 2022 г.
- Как голосовые технологии влияют на то, что мы рассказываем о себе
- Из-за скученности время кажется медленнее
вторник, 29 ноября, 2022
- Клетки мозга используют телефонный трюк, чтобы сообщить об увиденном
Среда, 23 ноября 2022 г.
- Придирчивых едоков отталкивает еда в зависимости от цвета посуды
- Пара исследований раскрывает удивительные новые роли спинного мозга и ствола головного мозга в контакте
вторник, 22 ноября 2022 г.
- Алкоголь во время беременности меняет структуру мозга ребенка
- Психология: что взгляды говорят о нас
Пятница, 18 ноября 2022 г.
- Выращенные в лаборатории «мини-глаза» раскрывают понимание слепоты при редком генетическом заболевании
Четверг, 17 ноября 2022 г.
- Болезнь слепоты глаз, тесно связанная с серьезными формами сердечно-сосудистых заболеваний
Среда, 16 ноября 2022 г.
- Ношение масок может затруднить распознавание лиц других людей в масках и без масок, показало исследование
- «Закрывать глаза» Типичный ответ на угрозы управленческому контролю
Пятница, 11 ноября 2022 г.
- Крысиный боп в такт
Среда, 9 ноября 2022 г.
- Политическая приверженность США влияет на первое впечатление о лицах
- Исследование аутизма: понимание нежелания смотреть в глаза другим
- Нейробиологи заглянули в глаза осьминога
вторник, 8 ноября 2022 г.
- Психические ландшафты: видение в 3D
Понедельник, 7 ноября 2022 г.
- Хотите зажечь танцпол? Воспроизведение низкочастотного баса
- Добавление сенсорной интеграции к оценкам аутизма может привести к более индивидуальному лечению
- Наш мозг использует «временную метку» для обработки слов, которые мы слышим
Среда, 2 ноября 2022 г.
- Чувствительность к музыкальному ритму поддерживает социальное развитие младенцев
Механизм восприятия – indiafreenotes
Входы восприятия:
Ряд раздражителей постоянно сталкивается с людьми в виде информации, объектов, событий, людей и т. д. в окружающей среде. Они служат входами процесса восприятия. Некоторые раздражители, воздействующие на органы чувств, включают шум воздухоохладителей, звуки разговоров и движения других людей, внешние шумы от автомобильного движения или уличной ремонтной мастерской или где-то играет громкоговоритель, а также воздействие общей окружающей среды. . Некоторые раздражители не воздействуют на органы чувств человека сознательно, этот процесс называется подсознательным восприятием.
Механизм восприятия:
Когда человек получает информацию, он пытается ее обработать посредством следующих подпроцессов отбора, организации и интерпретации.
(A) Избирательность восприятия:
В окружающей среде одновременно происходит множество вещей. Однако нельзя уделять одинаковое внимание всем этим вещам, поэтому необходима перцептивная избирательность. Перцептивная избирательность относится к тенденции выбирать определенные объекты из окружающей среды для привлечения внимания. Объекты, которые выбираются, — это те, которые актуальны и подходят для человека или те, которые согласуются с нашими существующими убеждениями, ценностями и потребностями. Для этого нам нужно отфильтровать или отфильтровать большинство из них, чтобы мы могли иметь дело с важными или релевантными.
На выбор стимулов влияют следующие факторы:
(i) Внешние факторы
(ii) Внутренние факторы
Различные внешние и внутренние факторы, влияющие на наш процесс выбора, описаны ниже:
(i) Внешние факторы:
(a) Размер:
Чем больше размер стимула, тем выше вероятность его восприятия. Размер всегда привлекает внимание, потому что устанавливает доминирование. Размером может быть рост или вес человека, вывеска магазина или место, отведенное под рекламу в газете. С другой стороны, очень высокий человек всегда будет выделяться в толпе; очень низкий человек также привлечет внимание. Полностраничная реклама всегда будет привлекать внимание по сравнению с несколькими строками в разделе объявлений.
(b) Интенсивность:
Интенсивность притягивает для усиления избирательного восприятия. Несколько примеров интенсивности: крик или шепот, очень яркие цвета, очень яркий или очень тусклый свет. Интенсивность также будет включать поведенческую интенсивность. Если в служебном приказе указано «Немедленно доложить начальнику», он будет более интенсивным и эффективным по сравнению с служебным приказом, который гласит: «Сделайте так, чтобы сегодня было удобно встретиться с начальником».
(c) Повторение:
Принцип повторения гласит, что повторяющийся внешний раздражитель привлекает больше внимания, чем одиночный. Руководствуясь этим принципом, руководители считают обязательным снова и снова давать необходимые указания рабочим. Точно так же одна и та же реклама или другая реклама, но для одного и того же продукта, показанная снова и снова по телевизору, будет привлекать больше внимания по сравнению с рекламой, которую показывают один раз в день.
(d) Статус:
Бег людей с высоким статусом оказывает большее влияние на восприятие сотрудников, чем людей с низким статусом. Всегда будут разные реакции на приказы, отданные мастером, начальником или начальником производства.
(e) Контраст:
Объект, который контрастирует с окружающей средой, с большей вероятностью будет замечен, чем объект, который сливается с окружающей средой. Например, знаки «Выход» в кинозалах с красными буквами на черном фоне привлекают внимание, а предупреждающий знак на заводе, такой как «Опасно», написанный черным цветом на красном или желтом фоне, будет легко заметен. Если в комнате двадцать мужчин и одна женщина, женщина будет замечена первой из-за контраста.
(f) Движение:
Принцип движения гласит, что движущийся объект привлекает больше внимания, чем объект, который стоит на месте. Движущаяся машина среди припаркованных машин быстрее привлекает наше внимание. Мигающую неоновую вывеску легче заметить.
(g) Новизна и знакомость:
Этот принцип гласит, что новая или знакомая внешняя ситуация может привлечь внимание. Новые объекты в знакомой обстановке или знакомые объекты в новой обстановке привлекут внимание воспринимающего. Знакомое лицо на переполненном железнодорожном перроне сразу привлечет внимание. Руководствуясь этим принципом, менеджеры время от времени меняют рабочие места, потому что это увеличивает внимание, которое они уделяют своей работе.
(h) Природа:
Под природой мы подразумеваем, является ли объект визуальным или слуховым и включает ли он изображения, людей или животных. Общеизвестно, что изображения привлекают больше внимания, чем слова. Видео привлекает больше внимания, чем неподвижные изображения. Картинка с людьми привлекает больше внимания, чем картина с животными.
(ii) Внутренние факторы:
Внутренние факторы относятся к воспринимающему. Восприятие людей очень важно для менеджера, потому что поведение возникает как результат поведения.
Ниже приведены внутренние факторы, влияющие на восприятие:
- Обучение:
Несмотря на то, что обучение взаимосвязано с другими внутренними факторами, оно может играть самую большую роль в развитии восприятия. Набор восприятия — это, по сути, то, что человек ожидает от стимулов на основе своего обучения и опыта, связанного с теми же или подобными стимулами. Этот набор восприятия также известен как когнитивное осознание, с помощью которого разум организует информацию и формирует образы и сравнивает их с предыдущим воздействием аналогичных стимулов. Психологи использовали ряд иллюстраций, чтобы продемонстрировать влияние обучения на восприятие.
Некоторые из них описаны ниже:
(i) Обучение создает у человека ожидания, а ожидания заставляют его видеть то, что он хочет видеть.
- Мотивация:
Помимо обучающих аспектов перцептивной установки, мотивация также оказывает существенное влияние на перцептивную избирательность. Например, человек с относительно высокой потребностью во власти, принадлежности или достижениях будет более внимателен к соответствующим ситуационным переменным. Например, когда такой человек входит в столовую, он может подойти к столу, за которым сидят несколько его коллег, а не к столу, который пуст или за которым сидит только один человек.
Другой пример: голодный человек более чувствителен к запаху или виду пищи, чем не голодный человек. В одном эксперименте людям, которых некоторое время держали голодными, показывали несколько картинок и просили описать, что они на них увидели. Большинство из них сообщили о большем количестве продуктов питания в таких восприятиях.
Личность.
С обучением и мотивацией тесно связана личность воспринимающего человека. Например, старшие руководители высшего звена часто жалуются на неспособность нового молодого менеджера принимать трудные решения, касающиеся увольнения или переназначения людей, а также уделять внимание деталям и бумажной работе. Молодые менеджеры, в свою очередь, жалуются на то, что «старая гвардия» сопротивляется изменениям и использует бумагу и правила как самоцель. Различное восприятие у молодых и старых связано с их возрастными различиями. Кроме того, разрыв между поколениями, наблюдавшийся в последние годы, определенно способствует разному восприятию.
В дополнение к двум вышеупомянутым проблемам есть еще одна проблема, связанная с женщиной на рабочем месте. Женщины по-прежнему не достигают высших уровней организаций. По крайней мере часть этой проблемы можно отнести к барьерам восприятия, таким как установленная управленческая иерархия, не способная увидеть (осознать), что квалифицированная женщина должна продвигаться на должности высшего уровня. Конечно, индивидуальные различия есть во всех возрастных категориях, но приведенные выше примеры показывают, как личности, ценности и даже возраст могут влиять на то, как люди воспринимают окружающий мир.
- Организация восприятия:
После выборочного усвоения данных из ряда стимулов, которым мы подвергаемся в любой момент времени, мы затем пытаемся организовать перцептивные входные данные таким образом, чтобы облегчить нам извлечение смысла из того, что мы воспринимаем. Или, другими словами, перцептивный процесс человека организует поступающую информацию в осмысленное целое. В то время как отбор — это субъективный процесс, организация — это когнитивный процесс.
То, как мы организуем стимулы, в первую очередь основано на следующих принципах:
(i) Фигура и фон:
Принцип фигуры-фона обычно считается основной формой организации восприятия. Этот принцип просто подразумевает, что воспринимаемый объект, человек или событие выделяются на фоне своего фона и занимают когнитивное пространство человека. Например, когда вы читаете эту страницу, вы видите белый фон в качестве фона и черный цвет в качестве букв или слов, которые нужно прочитать. Вы не пытаетесь понять, что могут означать белые пробелы среди черных букв.
Точно так же и в организационной среде одни люди более заметны или выделяются, чем другие. Например, человек в организации может попытаться сосредоточить все свое внимание на своем непосредственном начальнике, стараясь быть в его хороших книгах, полностью игнорируя своих коллег и то, как они относятся к его поведению. Таким образом, в соответствии с этим принципом воспринимающий стремится организовать только ту информацию, которая выделяется в окружающей среде и кажется значимой для индивидуума.
(ii) Перцептивная группировка:
Группировка – это тенденция объединять отдельные стимулы в осмысленные паттерны. Например, если мы воспринимаем объекты или людей со схожими характеристиками, мы склонны группировать их вместе, и этот организующий механизм помогает нам эффективно обрабатывать информацию, а не увязнуть и запутаться в таком количестве деталей. Эта склонность к группированию носит очень базовый характер и в значительной степени кажется врожденной.
Некоторые из факторов, лежащих в основе его группировки:
(a) Сходство:
Принцип подобия гласит, что чем больше сходство раздражителей, тем больше склонность воспринимать их как общую группу. Принцип сходства проявляется, когда объекты одинаковой формы, размера или цвета стремятся сгруппироваться вместе. Например, если все посетители завода должны носить белые шляпы, в то время как руководители носят синие шляпы, рабочие могут идентифицировать всех белых шляп как группу посетителей. Другим примером является наша общая тенденция воспринимать представителей меньшинств и работающих женщин как единую группу.
(b) Близость:
Принцип близости или близости утверждает, что группа стимулов, расположенных близко друг к другу, будет восприниматься как целостная структура частей, принадлежащих друг другу. Например, несколько человек, работающих на машине, будут рассматриваться как единая группа, поэтому, если производительность на этой конкретной машине низкая, то вся группа будет считаться ответственной, хотя только некоторые люди в группе могут быть неэффективны. Следующий рисунок демонстрирует принцип близости.
(c) Закрытие:
Принцип закрытия относится к склонности людей воспринимать объекты как единое целое, даже если некоторые части объекта отсутствуют. Процесс восприятия человека закроет пробелы, которые не заполнены сенсорным вводом.
(d) Непрерывность:
Непрерывность тесно связана с закрытием. Но есть разница. Замыкание восполняет недостающие стимулы, в то время как принцип непрерывности говорит о том, что человек склонен воспринимать непрерывные линии паттерна. Преемственность может привести к негибкому или нетворческому мышлению со стороны участников организации. Будут восприниматься только очевидные закономерности или взаимосвязи. Из-за такого типа восприятия негибкие менеджеры могут требовать от работодателей соблюдения установленной и пошаговой рутины, не оставляющей почвы для реализации нестандартных инновационных идей.
(iii) Постоянство восприятия:
Постоянство — одна из наиболее сложных форм организации восприятия. Эта концепция дает человеку ощущение стабильности в этом меняющемся мире. Этот принцип позволяет индивидам иметь некоторое постоянство или стабильность в чрезвычайно изменчивом и очень сложном мире. Если бы постоянство не работало, мир был бы очень хаотичным и дезорганизованным для человека.
Существует несколько аспектов постоянства:
(a) Постоянство формы:
Всякий раз, когда кажется, что объект сохраняет свою форму, несмотря на заметные изменения в изображении на сетчатке, т.е. верхняя часть стеклянной бутылки видится круглой независимо от того, смотрим ли мы на нее сбоку или сверху.
(b) Постоянство размера:
Постоянство размера относится к тому факту, что по мере удаления объекта от нас мы склонны видеть его более или менее неизменным по размеру. Например, игроки на поле для крикета на противоположной стороне поля не кажутся меньше тех, кто ближе к вам, хотя их изображения на сетчатке глаза намного меньше.
(c) Постоянство цвета:
Постоянство цвета подразумевает, что знакомые объекты воспринимаются как имеющие один и тот же цвет в различных условиях. Владелец красной машины видит ее красной как при ярком солнечном свете, так и в тусклых сумерках. Без постоянства восприятия размер, форма и цвет объектов изменялись бы по мере того, как рабочий перемещался, и это сделало бы работу почти невозможной.
(iv) Перцептивный контекст:
Самые высокие и сложные формы организации — это контекст. Он придает смысл и ценность простым раздражителям, объектам, событиям, ситуациям и другим людям в окружающей среде. Организационная структура и культура обеспечивают первичный контекст, в котором рабочие и менеджеры осуществляют свое восприятие. Например, словесный приказ, новая политика, похлопывание по спине, поднятая бровь или предложение приобретают особое значение, когда они помещены в контекст организации труда.
(v) Перцептивная защита:
Перцептивная защита тесно связана с контекстом восприятия. Человек может выстроить защиту от раздражителей или ситуационных событий в определенном контексте, которые лично или культурно неприемлемы или угрожают. Соответственно, перцептивная защита может играть очень важную роль в понимании взаимоотношений профсоюз-менеджмент и начальник-подчиненный. Большинство исследований подтверждают существование перцептивного защитного механизма.
Общие выводы, сделанные из этих исследований, заключаются в том, что люди могут научиться избегать определенных конфликтных, угрожающих или неприемлемых аспектов контекста. Различные защиты могут быть отрицанием аспекта, модификацией и искажением, изменением в восприятии, затем последним, но не менее важным, является признание, но отказ от изменения.
- Интерпретация восприятия:
Перцептивная интерпретация является неотъемлемой частью процесса восприятия. Без интерпретации отбор и организация информации не имеют никакого смысла. После того, как информация получена и систематизирована, воспринимающий интерпретирует или придает смысл информации. На самом деле считается, что восприятие происходит только после того, как данные были интерпретированы. На интерпретацию данных влияют несколько факторов.
Более важными среди них являются перцептивная установка, атрибуция, стереотипизация, эффект ореола, перцептивный контекст, перцептивная защита, имплицитная теория личности и проекция. Можно также отметить, что в процессе толкования люди склонны осуждать. Они могут склонны искажать то, что видят, и даже игнорировать то, что кажется им неприятным.
- Проверка:
После того, как данные получены и интерпретированы, воспринимающий склонен проверять, правильны или неверны его интерпретации. Один из способов проверки состоит в том, чтобы человек сам занялся самоанализом. Он задаст себе ряд вопросов, и ответы подтвердят, правильно ли его восприятие человека или объекта или нет. Другой способ — проверить достоверность толкования с другими.
- Реагирует:
Последней стадией восприятия является реакция. Воспринимающий должен заниматься каким-то действием по отношению к восприятию. Действие зависит от того, является ли восприятие благоприятным или неблагоприятным. Оно отрицательно, когда восприятие неблагоприятно, и действие положительно, когда восприятие благоприятно.
III. Перцептивные выходы:
Перцептивные выходы охватывают все, что является результатом всего процесса. К ним относятся такие факторы, как отношение, мнения, чувства, ценности и поведение, возникающие в результате входных и выходных данных восприятия. Ошибки восприятия отрицательно сказываются на выводах восприятия. Чем меньше у нас предубеждений в восприятии, тем больше у нас шансов воспринимать реальность такой, какая она есть, или, по крайней мере, воспринимать ситуации с минимальным количеством искажений.