Механизмы социализации личности: Механизмы социализации

Содержание

монография — Научно-исследовательский портал Уральского федерального университета

В монографии рассматриваются теоретические и методологические аспекты духовной социализации личности в условиях развития системы социального взаимодействия. Концептуальной основой исследования, представленного в монографии, послужили идеи русского идеал-реализма и космизма, в которых духовно-нравственные аспекты бытия нашли свое наиболее глубокое и убедительное обоснование. Монография предназначена для ученых, преподавателей, аспирантов и студентов гуманитарных специальностей высших профессиональных учебных заведений.

Язык оригиналаРусский
Место публикацииКазань
ИздательОбщество с ограниченной ответственностью «Бук»
Число страниц186
ISBN (печатное издание)978-5-9908020-4-9
СостояниеОпубликовано — 2016

  • 04. 00.00 СОЦИОЛОГИЯ
  • APA
  • Author
  • BIBTEX
  • Harvard
  • Standard
  • RIS
  • Vancouver

@book{eca4e4e20cf54999b7fabdac7a26e1af,

title = «Механизмы социализации личности в условиях постиндустриализма: монография»,

abstract = «В монографии рассматриваются теоретические и методологические аспекты духовной социализации личности в условиях развития системы социального взаимодействия.

Концептуальной основой исследования, представленного в монографии, послужили идеи русского идеал-реализма и космизма, в которых духовно-нравственные аспекты бытия нашли свое наиболее глубокое и убедительное обоснование. Монография предназначена для ученых, преподавателей, аспирантов и студентов гуманитарных специальностей высших профессиональных учебных заведений.»,

author = «Матвеева, {Алла Ивановна}»,

editor = «Любутин, {Константин Николаевич}»,

year = «2016»,

language = «Русский»,

isbn = «978-5-9908020-4-9»,

publisher = «Общество с ограниченной ответственностью {«}Бук{«} «,

address = «Российская Федерация»,

}

TY — BOOK

T1 — Механизмы социализации личности в условиях постиндустриализма

T2 — монография

AU — Матвеева, Алла Ивановна

A2 — Любутин, Константин Николаевич

PY — 2016

Y1 — 2016

N2 — В монографии рассматриваются теоретические и методологические аспекты духовной социализации личности в условиях развития системы социального взаимодействия. Концептуальной основой исследования, представленного в монографии, послужили идеи русского идеал-реализма и космизма, в которых духовно-нравственные аспекты бытия нашли свое наиболее глубокое и убедительное обоснование. Монография предназначена для ученых, преподавателей, аспирантов и студентов гуманитарных специальностей высших профессиональных учебных заведений.

AB — В монографии рассматриваются теоретические и методологические аспекты духовной социализации личности в условиях развития системы социального взаимодействия. Концептуальной основой исследования, представленного в монографии, послужили идеи русского идеал-реализма и космизма, в которых духовно-нравственные аспекты бытия нашли свое наиболее глубокое и убедительное обоснование. Монография предназначена для ученых, преподавателей, аспирантов и студентов гуманитарных специальностей высших профессиональных учебных заведений.

UR — https://elibrary.ru/item.asp?id=26075469

M3 — Монография/Сборник статей/Брошюра

SN — 978-5-9908020-4-9

BT — Механизмы социализации личности в условиях постиндустриализма

PB — Общество с ограниченной ответственностью «Бук»

CY — Казань

ER —

традиционные, что относят к социально-психологическим

Содержание:

  • Механизмы социализации что такое
  • Подходы к механизмам социализации в социологии
  • Этапы социализации личности
  • Социально-психологические механизмы социализации
  • Традиционный
  • Институционный
  • Стилизованный
  • Межличностный
  • Рефлексивный
  • Психологические механизмы социализации
  • Импринтинг
  • Подражание
  • Идентификация
  • Рефлексия
  • Экзистенциальный нажим
  • Видео

Социализация позволяет человеку сформироваться как личность и найти свой жизненный путь. Но индивид не способен сразу усвоить весь опыт, полученный в обществе. Для более успешного становления личности все осознанные и неосознанные процессы осуществляются посредством механизмов социализации.

Социализация в обществе

Механизмы социализации что такое

Социализация человека начинается с самого рождения и продолжается всю последующую жизнь. Для лучшего понимания вопроса необходимо внимательно изучить сущность этого явления. Также следует дать определение основных механизмов, которые принимают участие в этом процессе.

Социализация представляет собой процесс усвоения человеком определенных ценностей, норм и знаний, которые помогают ему функционировать в обществе в качестве полноправного члена.

Ее действия направлены на:

  • социальную адаптацию индивида (приспособление), чтобы он мог чувствовать себя, как «все»;
  • индивидуализацию (обособление) личности, чтобы она могла иметь и следовать собственному мнению;
  • адаптацию (приспособление) для поиска и определения места в жизни.

В процессе активной деятельности человек усваивает социальный опыт и превращает его в собственные достижения, затем воспроизводит его для развития следующих поколений. Весь процесс проходит при взаимодействии со своеобразными «помощниками», которые называются механизмы социализации.

Подходы к механизмам социализации в социологии

Механизмы психологической защиты личности

Механизмы социализации на протяжении многих лет исследуются различными социально-психологическими направлениями:

  • феноменологическим;
  • гуманистическим;
  • когнитивным;
  • бихевиоральным;
  • диспозициональным.

В традиционной психологии, социологии и педагогике все эти направления не пересекаются, но исследования подходов к изучению механизмов социализации взаимосвязаны между собой.

Л.С. Выготский считал, что основами социализации являются становление интеллекта и овладение языком. Ж. Пиаже продвигал мысль о том, что для адаптации личности в среде нужно развивать мыслительные способности.

Но для интеграции человека в единое общество было недостаточно только этих навыков.

Л.С. Выготский

Важно! Чтобы стать частью группы, требовалось подражать ее нормам, обычаям, стереотипам.

К этой мысли впервые пришел Г. Тарда. Благодаря ему, роль подражания укоренилась в понимании социализации. Позже французским социологом были выделены еще 2 механизма, к которым можно отнести:

  1. Приспособление. Борьба между людьми и их идеями приводит к постепенной адаптации и компромиссу.
  2. Противопоставление. Внутренний конфликт человека со своими негативными установками, стереотипами и нормами. Результатом противопоставления является презентация личности с новой моделью поведения.

Ч. Кули считал, что главные механизмы социализации любой личности зависят от малой группы, в которой индивиды связаны между собой неформальным союзом. При этом в обществе присутствует не только подражание, но и обратная связь – одобрение.

Этапы социализации личности

Направленность личности — что это такое в психологии, ее виды

Социализация личности развивается по трем основным фазам:

  1. Сначала человек осваивает социальные ценности и нормы.
    В результате этого процесса личность учится соответствовать обществу, в котором находится.
  2. Человек стремится к собственной персонализации, развитию способностей, а также пытается воздействовать на окружающих людей.
  3. На заключительной фазе осуществляется интеграция каждой личности в определенный социальный круг, в котором происходит раскрытие собственных возможностей и свойств.

Процесс социализации личности

Благополучный исход возможен только в случае последовательного протекания каждой фазы. В сам процесс включены 2 основных этапа социализации личности. Их можно условно подразделить на несколько частей в зависимости от возраста человека.

Этапы социализации личности

ЭтапРазделение по возрастуКраткая характеристика
Первичная социализацияДетство (от рождения до 9 лет)На этом этапе социализации на 70% формируется личность человека, а также закладывается «фундамент» социализации. В этом возрасте естественным образом протекает понимание собственного «Я» у малыша. Ребенок использует любые средства, которые, вероятно, помогут узнать мир лучше.
Подростковый возраст (от 10 до 15 лет)Ребенок сталкивается с наибольшим числом физиологических изменений. Происходит половое созревание, а также продолжается становление личности. В этом возрасте дети относятся ко всему более ответственно (пытаются возложить на себя как можно больше дел).
Молодость (от 16 до 18 лет)Самый опасный и напряженный период. Теперь каждый индивид может сознательно без чьей-либо помощи решить, к какой группе людей следует примкнуть для дальнейшего пребывания и какую форму поведения выбрать.
Вторичная социализацияЗрелость – I стадия
(от 18 до 30 лет)
Становление социализации и основные инстинкты перенаправляются на любовь к себе и работу. Формирование первого представления о собственной персоне у девушек и юношей осуществляется через труд, дружбу и интимные отношения. Неправильное освоение этого периода или неверное восприятие себя может обернуться психологическими проблемами в старшем возрасте: с противоположным полом, построением семьи.
Зрелость –II стадия (от 31 до 50 лет)Этот этап связан с активной самореализацией личности через работу, семью, детей. Человек старается передать свой жизненный и профессиональный опыт другим людям.
Старость (от 51 года и старше)Происходит постепенное угасание физических возможностей. Человек полностью осознает собственное «Я» и принимает свой жизненный уклад.

Как видно из таблицы, именно в юном возрасте происходит активное становление социализации личности.

Социально-психологические механизмы социализации

Виды памяти у человека в психологии, классификация основных типов

Современные социологи пришли к выводу, что процесс социализации личности протекает при помощи 5 основных механизмов.

Традиционный

Действие традиционного механизма социализации личности направлено на бессознательное усвоение человеком общественных стереотипов, мнений и норм поведения, которые исходят из ближайшего окружения:

  • друзей;
  • знакомых;
  • семьи.

Приобретение новых взглядов происходит за счет отсутствия критического мышления, а также посредством запечатления. В качестве примера эффективности этого механизма можно рассмотреть следующую ситуацию: человек прекрасно знает, как «нужно» поступить, чтобы решить сложившиеся проблемы, но его метод противоречит взглядам семьи. Поэтому традиционный «крючок» будет тормозить процесс.

Осуждение личности группой

Институционный

Реализация институционного механизма социализации осуществляется при помощи различных организаций. Вспомогательные учреждения могут быть двух видов:

  1. Специализированные. Они созданы для реализации функций социализации. К этому виду можно отнести любые образовательные организации: школы, лицеи, институты, колледжи, академии, культурно-просветительные компании.
  2. Неспециализированные. Они попутно с основной деятельностью выполняют функции социализации. Например, это армия.

Благодаря институционному механизму, индивид усваивает полезный социальный опыт общения, а также включается в жизнедеятельность общества и его культуру.

Стилизованный

Его действие осуществляется только в рамках конкретной субкультуры. При выходе из нее изменится и влияние стилизованного механизма.

Дополнительная информация. Субкультура представляет собой свод ценностей, правил поведения и норм, которые характерны для определенной группы лиц.

Именно совокупность взглядов определяет стиль жизни и мышление этой категории людей.

Межличностный

Функционирование межличностного механизма социализации осуществляется во время взаимодействия индивида со значимыми для него людьми. Важными личностями для человека могут быть:

  • родственники: родители, брат, сестра;
  • друзья и знакомые;
  • коллеги.

Несмотря на то, что значимые люди могут быть членами определенной группы, их действие на индивида способно идти в разрез нормам и правилам субкультуры.

Межличностный механизм можно рассматривать, как процесс идентификации, при котором индивид усваивает поведенческие и психологические аспекты, присущие его биологическому полу.

Рефлексивный

Действие рефлексивного механизма социализации происходит посредством индивидуальных переживаний и внутреннего диалога, в котором индивид пытается оценить ценности и поведение общества.

Внутренний диалог

Важно! Только после тщательного осознания и анализа полученной информации человек принимает решение следовать или опровергнуть устои, сложившиеся в семье, рабочем коллективе или другой группе людей.

Благодаря этому механизму, происходят формирование и изменение личности. Ведь только осознав окружающую действительность, человек может действовать, чтобы найти себя и свое место в жизни.

Психологические механизмы социализации

Вопросы, связанные с социализацией, активно изучались Н. Смелзером, Дж. Клаузеном, Э. Эриксоном, З. Фрейдом, Л.С. Выготским и другими великими психологами. Обобщая все имеющиеся данные, можно выделить 5 универсальных психологических механизмов, которые обязательно нужно учитывать при воспитании индивида.

Импринтинг

Слово «импринтинг» произошло от слова imprint, что в переводе означает «оставить след», «зафиксировать». Запечатление представляет собой фиксацию человека на важных для него вещах. Происходит это на подсознательном и рецепторном уровнях.

Важно! Импринтинг характерен преимущественно для младенческого возраста. Не исключено запечатление каких-либо ощущений или образов на более поздних этапах жизни.

Для импринтинга не требуется много времени. Для фиксации достаточно нескольких секунд. Например, мать сразу же привыкает к своему новорожденному ребенку и начинает ощущать с ним связь и близость. Также для этого явления характерна необратимость. Все созданные образы и ощущения сохраняются на всю оставшуюся жизнь.

Подражание

Подражание, как психологический механизм социализации, представляет собой малоосознанное или неосознанное следование личности или целой группы людей какому-то определенному образцу или эталону путем заимствования и воспроизведения поведения или черт характера других индивидов.

Дополнительная информация. Г. Тардом была разработана теоретическая концепция этого явления. Она заключается в том, что подражание необходимо для существования и развития общества. Благодаря этому механизму, появляются групповые ценности и нормы.

Подражание сына отцу

Идентификация

Идентификация с латинского языка Identificare переводится как «установить совпадение», «отожествлять». Объединяет в себе все социальные и психологические установки, которые есть в человеке. Благодаря этому механизму, индивид начинает неосознанно отождествлять себя с другими людьми или образами.

Идентификация может быть 2-х видов:

  1. Адекватная. При которой человек ощущает комфорт во время реальной принадлежности к какой-либо группе или образу. Например, «Я-мать», «Я-психолог», «Я-студент».
  2. Неадекватная. При этой идентификации индивид сталкивается с серьезным конфликтом во время самоопределения. Например, « Я стесняюсь своих родителей», «Я недовольна своим общественным статусом», «Мне не нравится моя социальная роль».

Идентификация неразрывно связана с усвоением индивида стереотипов, взглядов и норм общественной среды, в которой он живет. Именно по «лекалам» других людей у человека формируется собственное «Я».

Рефлексия

Рефлексия представляет собой своеобразный внутренний диалог, благодаря которому человек начинает осознавать свои индивидуальные особенности, их проявление во внешнем мире, а также реакцию на это других людей.

Важно! Благодаря этому механизму, личность может корректировать свой образ, чтобы стать более или менее привлекательной.

Как бы хорошо человек ни разобрался в себе, собственный образ будет все равно искажен. Только другие индивиды могут служить «зеркалом», через которое личность будет смотреть на свое «Я» наиболее адекватно.

Экзистенциальный нажим

Речевая культура – мощная движущая сила, которая оказывает значительное влияние на ориентацию и самосознание личности. В процессе общения с близкими людьми человек овладевает языком, а также усваивает нормы поведения.

Важно! Это явление называется экзистенциальным нажимом.

Активизируется оно одновременно с рефлексией. Благодаря этим двум механизмам, осуществляется культурный и поведенческий обмены в группе.

Мама учит ребенка говорить

Механизмы социализации играют важную роль в жизни каждого человека. Их нельзя относить на «задворки» становления личности. Благодаря им, человек развивается и познает окружающий мир.

Видео

Автор:

Aннa Kyлинич

Социализация и индивидуальные предпосылки моральной мотивации подростков и молодых людей

Сохранить цитату в файл

Формат: Резюме (текст)PubMedPMIDAbstract (текст)CSV

Добавить в коллекции

  • Создать новую коллекцию
  • Добавить в существующую коллекцию
Назовите свою коллекцию:

Имя должно содержать менее 100 символов

Выберите коллекцию:

Не удалось загрузить вашу коллекцию из-за ошибки
Повторите попытку

Добавить в мою библиографию

  • Моя библиография

Не удалось загрузить делегатов из-за ошибки
Повторите попытку

Ваш сохраненный поиск

Название сохраненного поиска:

Условия поиска:

Тестовые условия поиска

Электронная почта: (изменить)

Который день? Первое воскресеньеПервый понедельникПервый вторникПервая средаПервый четвергПервая пятницаПервая субботаПервый деньПервый рабочий день

Который день? ВоскресеньеПонедельникВторникСредаЧетвергПятницаСуббота

Формат отчета: SummarySummary (text)AbstractAbstract (text)PubMed

Отправить максимум: 1 шт. 5 шт. 10 шт. 20 шт. 50 шт. 100 шт. 200 шт.

Отправить, даже если нет новых результатов

Необязательный текст в электронном письме:

Создайте файл для внешнего программного обеспечения для управления цитированием

. 2010 фев; 39 (2): 138-49.

doi: 10.1007/s10964-009-9400-5. Epub 2009 3 марта.

Тина Малти 1 , Марлис Бухманн

принадлежность

  • 1 Центр продуктивного развития молодежи Джейкобса, Цюрихский университет, Culmannstrasse 1, 8006, Цюрих, Швейцария. [email protected]
  • PMID: 20084560
  • DOI: 10. 1007/s10964-009-9400-5
Бесплатная статья

Тина Мальти и др. J Молодежь Подросток. 2010 Февраль

Бесплатная статья

. 2010 фев; 39 (2): 138-49.

doi: 10.1007/s10964-009-9400-5. Epub 2009 3 марта.

Авторы

Тина Малти 1 , Марлис Бухманн

принадлежность

  • 1 Центр продуктивного развития молодежи Джейкобса, Цюрихский университет, Culmannstrasse 1, 8006, Цюрих, Швейцария. [email protected]
  • PMID: 20084560
  • DOI: 10. 1007/s10964-009-9400-5

Абстрактный

Социализация и индивидуальные различия исследовались как предпосылки моральной мотивации в репрезентативных выборках 15-летних подростков (N = 1258; 54% девушек) и 21-летних молодых людей (N = 584; 53% девушек). Основные опекуны подростков (N = 1056) также приняли участие. Сила моральной мотивации оценивалась по ответам участников на две гипотетические моральные дилеммы с точки зрения решений о действиях, атрибуции эмоций и оправданий. Социализация измерялась воспринимаемым качеством дружбы, отношений между родителями и детьми и уровнем образования. Также оценивалось значение, придаваемое социальной справедливости и различным качествам личности. Нравственная мотивация подростков положительно связана с качеством их детско-родительских отношений и важностью социальной справедливости. Моральная мотивация молодых людей определялась воспринимаемым качеством дружбы, важностью социальной справедливости и доброжелательностью. В обеих группах моральная мотивация была выше у женщин. Обсуждаются теоретические последствия полученных результатов для развития моральной мотивации.

Похожие статьи

  • Атрибуции эмоций подростков и ожидания поведения в ситуациях, связанных с моральным конфликтом.

    Саелен С, Марковиц Х. Саелен С. и др. J Exp Детская психология. 2008 май; 100(1):53-76. doi: 10.1016/j.jecp.2008.01.002. Epub 2008 4 марта. J Exp Детская психология. 2008. PMID: 18313068

  • Влияние религиозно-нравственных убеждений на психическую устойчивость подростков.

    Паевич И., Хасанович М., Делич А. Паевич И. и др. Психиатр Дануб. 2007 г., сен; 19 (3): 173–83. Психиатр Дануб. 2007. PMID: 17914316

  • Сверстники влияют на моральное отчуждение в позднем детстве и раннем подростковом возрасте.

    Caravita SC, Sijtsema JJ, Rambaran JA, Gini G. Каравита С.К. и др. J Молодежь Подросток. 2014 фев;43(2):193-207. doi: 10.1007/s10964-013-9953-1. Epub 2013 10 мая. J Молодежь Подросток. 2014. PMID: 23660831

  • Религия, духовность, позитивное развитие молодежи и процветание.

    King PE, Карр Д., Бойтор С. Кинг П.Е. и др. Adv Child Dev Behav. 2011;41:161-95. doi: 10.1016/b978-0-12-386492-5.00007-5. Adv Child Dev Behav. 2011. PMID: 23259192 Обзор.

  • Связь атрибуции моральных эмоций с просоциальным и антисоциальным поведением: метаанализ.

    Мальти Т., Креттенауэр Т. Мальти Т. и др. Детский Дев. 2013 март-апрель;84(2):397-412. doi: 10.1111/j.1467-8624.2012.01851.x. Epub 2012 24 сентября. Детский Дев. 2013. PMID: 23005580 Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Как с течением времени менялось влияние индивидуальности бренда на потребительский капитал бренда? Продольные доказательства из набора панельных данных за 18 лет.

    Луфарелли Дж., Делре С.А., Ландграф П. Луфарелли Дж. и соавт. J Acad Mark Sci. 2023;51(3):598-616. doi: 10.1007/s11747-022-00895-2. Epub 2022 13 августа. J Acad Mark Sci. 2023. PMID: 35991119 Бесплатная статья ЧВК.

  • Справедливые учителя, честная полиция? Оценка путей между восприятием учителя и полиции в детстве и подростковом возрасте.

    Ниветт А., Обшут И., Рибо Д., Эйснер М. Ниветт А. и др. J Молодежь Подросток. 2022 фев; 51 (2): 193-207. doi: 10.1007/s10964-021-01537-6. Epub 2021 16 ноября. J Молодежь Подросток. 2022. PMID: 34783955 Бесплатная статья ЧВК.

  • Долгосрочные ассоциации чувствительности к справедливости, чувствительности к отвержению и депрессивных симптомов у детей и подростков.

    Бондю Р., Сахьязичи-Кнаак Ф., Эссер Г. Бондю Р. и соавт. Фронт Псих. 2017 12 сентября; 8:1446. doi: 10.3389/fpsyg.2017.01446. Электронная коллекция 2017. Фронт Псих. 2017. PMID: 28955257 Бесплатная статья ЧВК.

  • Траектории развития агрессивного поведения, о котором сообщают сверстники: роль понимания дружбы, качества дружбы и агрессивного поведения друзей.

    Мальти Т., Макдональд К., Рубин К. Х., Роуз-Краснор Л., Бут-ЛаФорс К. Мальти Т. и др. Психологическое насилие. 2015 1 октября; 5 (4): 402-410. doi: 10.1037/a0039685. Epub 2015 7 сентября. Психологическое насилие. 2015. PMID: 26688775 Бесплатная статья ЧВК.

  • Развитие моральных эмоций и принятия решений от подросткового до раннего взросления: 6-летнее продольное исследование.

    Креттенауэр Т., Коласанте Т., Бухманн М., Мальти Т. Креттенауэр Т. и соавт. J Молодежь Подросток. 2014 Апрель; 43 (4): 583-96. doi: 10.1007/s10964-013-9994-5. Epub 2013 9 августа. J Молодежь Подросток. 2014. PMID: 23929531

Просмотреть все статьи «Цитируется по»

Рекомендации

    1. Детский Дев. 2009 март-апрель;80(2):442-60 — пабмед
    1. J Pers Soc Psychol. 1998 май; 74 (5): 1278-89 — пабмед
    1. Детский Дев. 2008 май-июнь;79(3):652-67 — пабмед
    1. Детский Дев. 1995 Октябрь; 66 (5): 1346-59 — пабмед
    1. J Перс. 2004 Апрель; 72 (2): 413-36 — пабмед

Типы публикаций

термины MeSH

Полнотекстовые ссылки

Спрингер Цюрихский репозиторий и архив открытого доступа

Укажите

Формат: ААД АПА МДА НЛМ

Отправить по телефону

Проблемы взаимовлияния механизмов социализации личности и общечеловеческих ценностей Текст научной работы на тему «Экономика и бизнес»

CrossMark

Доступно на сайте www. sciencedirect.com

ScienceDirect

Procedía — Social and Behavioral Sciences 166 (2015) 204 — 208

Международная конференция по трансформации парадигм исследований в социальных науках 20 14

Проблемы интерференции механизмы личности

социализация и общечеловеческие ценности

Родермель Т.А.*, Степанова С.Н.

Филиал Российского государственного социального университета, г. Сургут, Россия

Реферат

В предлагаемой статье авторы проанализировали теоретические положения понятий «личность», «социализация» и «социализация личности»; кратко изложены процесс и механизм социализации; Кратко рассмотрены философские, социологические, психолого-педагогические, правовые и морально-этические аспекты социализации личности. Авторы отмечают, что процесс социализации в современных условиях разворачивается на арене общецивилизационной культуры, представляющей собой конгломерат межкультурных взаимодействий и взаимопроникновения множества национальных и этнических культур. Осмысливая проблемы социализации личности, авторы осуществляют поиск новых резервов сочетания социализации личности с общечеловеческими ценностями, что приводит к необходимости более глубокого понимания механизмов социализации и признания особого влияния социокультурного пространства на формирование, развитие и становление личности.

Понимая, что социализация личности происходит в условиях взаимодействия общецивилизационной и национальной культур, авторы выделяют в качестве приоритетных общечеловеческие мотивы в структуре общественного сознания и поведения личности. Однако необходимо признать, что влияние средовых и национальных особенностей социокультурного пространства часто оказывается ведущим фактором, определяющим внешний вид и социальное поведение человека. Указанный факт вызывает необходимость серьезного осмысления социально-психологических, нравственно-правовых и иных механизмов признания особой роли человека в социальной жизни общества.

© 2015Опубликовано ElsevierLtd. Это статья в открытом доступе под лицензией CC BY-NC-ND

(http://creativecommons.Org/licenses/by-nc-nd/3.0/).

Рецензирование под ответственностью Томского политехнического университета.

Ключевые слова: социализация личности, общечеловеческие ценности, общечеловеческие мотивы, механизмы социализации, роль человека

1. Введение

унаследованные качества и способности человека; другие считают, что личность есть продукт и результат социального опыта. Эти две крайние позиции указывают на сложную природу личности и двойственный характер ее формирования и развития. Мы придерживаемся той точки зрения, согласно которой необходимо учитывать не только биологическое начало личности, но и учитывать ее социальную

* Родермель Т.А. Электронный адрес: [email protected]

1877-0428 © 2015 Опубликовано ООО «Эльзевир». Статья находится в открытом доступе по лицензии CC BY-NC-ND

(http://creativecommons.Org/licenses/ by-nc-nd/3.0/).

Рецензирование под ответственность Томского политехнического университета.

doi: 10.1016/j.sbspro.2014.12.511

опыт. Однако практика жизнедеятельности показывает, что социальная сторона личности чаще всего оказывается наиболее мощной.

Например, В. Ядов в своих работах определяет личность следующим образом: «Личность есть совокупность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения личности в систему социальных отношений посредством энергичных деятельность и общение». Согласно этому определению, личность формируется из биологического начала посредством влияния социального и культурного опыта, но при этом способности, темперамент и другие характеристики личности не просто учитываются, но и имеют значительное значение. влияние на формирование личностных качеств. Социализация, как известно, представляет собой длительный процесс формирования личности, постепенное усвоение ею социальных требований и норм, формирование общественно значимых характеристик сознания и поведения, регулирующих ее отношения с обществом. Социализация личности представляет собой передачу социального опыта человечества, поэтому преемственность, сохранение и усвоение традиций неотделимы от повседневной жизни. Таким образом, к решению экономических, социальных, политических и духовных проблем общества присоединяются новые поколения людей.

Необходимо также отметить, что социализация личности неразрывно связана с трудовой, политической и познавательной деятельностью человека. Не столько важно обладать суммой знаний, пусть даже и энциклопедической, сколько необходимо преобразовать полученные знания в устойчивые убеждения, ценности, которые проявляются через действия и поступки личности. Такая связь знаний, убеждений и практических действий формирует характерные черты и качества, свойственные тем или иным типам личности. Таким образом, социализация личности представляет собой особую форму приобретения человеком тех гражданских установок и ценностей, которые существуют в различных сферах общественной жизни.

Процесс социализации в современных условиях предъявляет новые требования к духовному облику, убеждениям и поступкам людей. Только личность, глубоко убежденная в необходимости активных преобразований и способная преодолевать негативные явления в жизнедеятельности людей, может стать действенной силой исторического процесса.

Рассмотрим кратко философские аспекты социализации личности. В эпоху античности, когда мир представлялся как исходная реальность, в которой все функционирует на основе вечных закономерностей, человек не является центральной проблемой. Проблема личности как проблема индивидуальности человека возникает в этот период в рамках оппозиции единичности-многообразия. Для философской традиции античности значимо изучение порядка, пространства, гармонии, а личность имеет второстепенное значение.

Философия христианства переосмыслила греческую меру личности и приписала ей божественное происхождение. Человек в средневековой философии заслуживает особого внимания и изучения, потому что он выше остального мира; воля Божья обращена к одному. В богословской трактовке сущностью человека является Бог в его душе. Именно божественное родство объединяет всех представителей рода человеческого. Приходя в этот мир как индивидуальность, человек должен стремиться возвыситься до всеобщего, раскрыв его в собственной душе.

В эпоху Возрождения, с одной стороны, стали относиться к природе как к особой творческой силе, с другой — актуализируется вера в человека как деятельную фигуру, творца судьбы и преобразователя мира. Значительно пробуждается интерес к духовной жизни личности, индивидуальному бытию, чувствам, страстям, жизненным ценностям, способностям. На первый план выдвигается духовность человека, дела и творчество которого становятся мерилом его ценности.

Особенностью современной философии является тенденция к объяснению природы человека с новых антропологических взглядов: предметом философского исследования становится предмет, способ познания и освоения мира. Уважение к субъективности человека и строгий объективизм соединились в философии И. Канта, для которого субъект — это первопричина, это не пассивное творение природы или общества, он автономен, независим, и он творит и то, и другое. субъективной реальности и себя независимо. Таким образом, социальное трактовалось как общее, характерное для людей, существенное, общеродовое, а индивидуальное — как изменчивое, второстепенное по отношению к существенному. Личность воспринималась как индивидуальное выражение сущностного.

Социологические аспекты социализации личности

Э. Эрикссон в своих работах реализовал междисциплинарный подход в изучении взаимодействия личности и общества, создав концепцию развития личности на основе проведенных полевых и клинических исследований. Проблема социализации личности нашла свое отражение в работах классиков социологии и психологии, таких как З. Фрейд, Г.Э. Пиаже, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс и другие. Значительный вклад в постановку и разработку проблем социализации внесли отечественные ученые: Г.М. Андреева, Б.Г. Ананьев, И.С. Кон, П.Н. Лебедев, Л.И. Спиридонов, С. П. Иваненков и др. Попытки анализа творчества Э. Эрикссона предпринимались представителями разных течений и с разных точек зрения. К этим исследованиям относятся публикации Л.И. Анциферовой, описавшей эпигенетический принцип развития человека, Д.Н. Ляликова, предложившего обзор и анализ основных работ Э. Эрикссона. ЯВЛЯЕТСЯ. Кон был одним из первых, кто подверг концепцию Э. Эрикссона социологическому анализу. Одна из последних работ по социологии личности принадлежит П. И. Смирнову, в которой он рассматривает наследие Э. Эрикссона. Однако проблема исследования стратегии социализации личности не получила должного внимания в теории Э. Эрикссона. В отечественной социологической литературе подчеркивается важность его концепции для понимания проблем социализации, но в силу сложности и оригинальности подхода Э. Эрикссона его концепция остается малоизученной.

Психолого-педагогические аспекты социализации личности

В современной психологии отстаивается идея, согласно которой социальность рассматривается как врожденное свойство личности. Процесс социализации протекает с определенной целью, но с непредсказуемым финалом, так как его ход связан со всем онтогенезом человека. Он предполагает предопределенную незавершенность процесса, отсутствие конечной точки и в то же время невозможность использования универсального, построенного на принципах формализации, приема для исследования и описания этого процесса. Социализация личности происходит в ходе целенаправленного воспитания, которое реализуется посредством подготовки каждого поколения к жизни с учетом социокультурной ситуации. В современной науке принято уточнять и обосновывать две концепции происхождения образования, исходя из положений эволюционно-биологической и психологической теорий.

Так, представители эволюционно-биологической теории (Ш. Ле-турно, Дж. Симпсон, А. Эспинас) сравнивают просветительскую деятельность современных людей с деятельностью первобытного человека, для которого была характерна забота о собственном потомстве . Психологическая теория (П. Монро) выступает против этой точки зрения, так как видит происхождение социального феномена воспитания в проявлении подражательного инстинкта у детей, подражающих поведению взрослых. Несмотря на определенные различия в трактовке социального смысла образовательного процесса, для всех теорий характерно то, что представители как социальной, так и педагогической теорий обоснованно рассматривают первобытное образование как постепенное приспособление подрастающего поколения к существующему порядку вещей.

Правовые и морально-этические аспекты социализации личности. Социализация личности предполагает, что объектом исследования становится не одно или несколько, а весь комплекс социально значимых качеств личности в их тесном единстве и взаимодействии. Они охватывают весь комплекс черт сознания и поведения: знания, убеждения, трудолюбие, культуру, воспитанность, стремление жить по законам красоты и т. д. Большое значение имеет преодоление стереотипов в сознании и поведении людей. В то же время духовный момент всегда сопровождает деятельность человека. Духовная составляющая является определяющей в социализации человека, что позволяет, на наш взгляд, рассматривать эту отрасль социологической науки в тесной связи с проблемами культуры, образования, науки, художественной литературы.

Личность как субъект общественных отношений, прежде всего, характеризуется автономностью, определенной степенью независимости от общества, способностью противопоставлять себя обществу. Личная независимость связана со способностью управлять собой, а это, в свою очередь, предполагает наличие личностного самосознания, т. е. не просто сознания, мышления и воли, а способности к самоанализу, самооценке, самоконтролю. Сознание личности трансформируется в жизненную позицию. Жизненная позиция представляет собой принцип поведения, основанный на мировоззренческих установках, социальных ценностях, идеалах и нормах личности, готовности к действию.

На каждом этапе своего развития общество вырабатывает определенные идеалы, цели, принципы, создает систему социальных норм и различные формы социального контроля для их реализации. Мораль выполняет регулятивную функцию посредством общих для данного общества фундаментальных представлений о добре и зле, о правильном

и неправильном, о достойном и недостойном, то есть посредством системы нравственных ценностей. Нравственное сознание определяет поступки и цели не только и не столько через познание закономерностей мира, сколько через общие представления о смысле жизни, через систему ценностей, переживающих их. Право санкционирует поведение личности с позиции законов, принятых в конкретной общественной системе. Это осуществляется в виде системы норм, правил, устанавливаемых государством.

Важную роль в формировании нормативов играют институты социализации, социальные группы, в которых происходит развитие личности. Структура нравственно-правовых представлений, созданная юностью человека, во многом будет определять его отношение к сложным социальным явлениям, будет способствовать соблюдению принятых в обществе норм или, наоборот, способствовать совершению антиобщественных поступков. действия. Понимание природы правовых представлений создает условия для поиска адекватных в социальном отношении путей развития личности.

Таким образом, социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого личность будет трансформировать социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно привнося те нормы и шаблоны поведения, принятые в обществе или группе, в свою систему поведения. Стандарты поведения, нормы морали и убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе. Выделяют следующие этапы социализации:

1. Первичная социализация, или адаптационный этап (от рождения до подросткового периода дети некритично приобретают социальный опыт, приспосабливаются, приспосабливаются, подражают).

2. Стадия индивидуализации (появляется стремление выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте этап индивидуализации, самоопределения «Мир и Я» характеризуется как промежуточная социализация, так как еще нестабилен в мировоззрении и характере подростка. Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется устойчивой концептуальной социализацией, когда формируются устойчивые свойства личности.

3. Стадия интеграции (есть желание найти свое место в обществе). Интеграция протекает благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. При их непринятии возможны следующие исходы: сохранение своей непохожести и возникновение агрессивных взаимодействий (отношений) с людьми и обществом; изменить себя; конформизм, внешнее примирение, адаптация.

4. Трудовой этап социализации охватывает период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только приобретает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою активность.

5. Послетрудовой этап социализации рассматривает пожилой возраст как возраст внесения существенного вклада в воспроизводство социального опыта в процессе передачи своего опыта новым поколениям.

Процесс социализации в современных условиях разворачивается в арене общецивилизационной культуры, представляющей собой конгломерат межкультурных взаимодействий и взаимопроникновения множества национальных и этнических культур. В осмыслении проблем социализации личности поиск новых резервов сочетания социализации личности с общечеловеческими ценностями приведет к необходимости более глубокого понимания механизмов социализации и признания особого влияния социокультурного пространства. на формирование, развитие и становление личности.

3. Заключение

Понимая, что социализация личности происходит в условиях взаимодействия общецивилизационной и национальной культур, как приоритетных, можно выделить общечеловеческие мотивы в структуре общественного сознания и поведения личности. Однако необходимо признать, что влияние средовых и национальных особенностей социокультурного пространства нередко оказывается ведущим фактором, определяющим внешний вид и социальное поведение человека. Указанный факт приводит к необходимости серьезного осмысления социально-психологических, нравственно-правовых и иных механизмов признания особой роли человека в социальной жизни социума.

Литература

Букреев В.И., Роман И.Н. Этика прав. (2007) Из источников этики и права на мировоззрение. М.

В. Н. Кузнецов. (2009) Гуманитарные взаимодействия. Социологическое исследование формирования геокультурной теории безопасности. — В 3-х томах. — Т. III:

Основы глобальной безопасности: Социолого-гуманитарный аспект.

Добавить комментарий