Механизмы социализации: импринтинг, экзистенциальный нажим, подражание, рефлексия
Существуют различные подходы к рассмотрению «механизмов» социализации. Так, французский социальный психолог Габриэль Тард считал основным из них подражание. Американский ученый Юрий Бронфенбренер механизмом социализации считает прогрессивную взаимную аккомодацию (приспособляемость) между активным, растущим человеческим существом и изменяющимися условиями, в которых оно живет.
В.С. Мухина рассматривает в качестве механизмов социализации идентификацию и обособление личности, а А.В. Петровский – закономерную смену фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в процессе развития личности.
Обобщая имеющиеся данные с точки зрения педагогики, можно выделить несколько универсальных механизмов социализации, которые необходимо учитывать и частично использовать в процессе воспитания человека на различных возрастных этапах. К психологическим и социально-психологическим механизмам можно отнести следующие:
Импринтинг (запечатление – впечатывание) – фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. Однако и на более поздних возрастных этапах возможно запечатление каких-либо образов, ощущений и т.п.
Так, полученный в детстве (до 6 лет) травматический опыт – унижение, жестокое обращение и пр., оставляя свой отпечаток в эмоциональной сфере личности, может сказаться в «отсроченном эффекте», породив жестокое или агрессивное поведение, эмоциональную холодность и т.п.
Подражание – произвольное и непроизвольное следование каким-либо примерам и образцам поведения, с которыми человек сталкивается во взаимодействии с окружающими его людьми (в первую очередь со значимыми лицами), а также образцам, предлагаемым средствами массовой коммуникации.
Экзистенциальный нажим (существование) – влияние условий бытия человека, определяющее овладение им родным языком (в раннем детстве) и неродными языками на других возрастных этапах (в ситуации изменения языковой среды), а также неосознаваемое усвоение норм социального поведения, непреложных в его социуме и необходимых для выживания в нем.
Идентификация (отождествление) – эмоционально-когнитивный процесс усвоения человеком норм, установок, ценностей, моделей поведения как своих собственных во взаимодействии со значимыми лицами и референтными группами.
Рефлексия – внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т.д. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог нескольких видов: между различными Я человека, с реальными или вымышленными лицами и др.
Интересно
С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого. Вместе с тем существуют и социально-педагогические механизмы.
Названные выше психологические механизмы социализации действуют в русле социальнопедагогических механизмов, к которым можно отнести следующие. Традиционный механизм социализации (стихийной) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского).
Общественные нравы (традиции, обычаи, привычки, стереотипы массового поведения и пр.), распространенные в конкретных регионах, поселениях, этноконфессиональных и социальных слоях, регулирующие поведение конкретных людей, включают в себя и просоциальные, и асоциальные, и антисоциальные (нецензурная брань, пьянство, воровство и т.д.) элементы.
Их усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов (т.е. действуют импринтинг, экзистенциальный нажим, подражание, идентификация).
Интересно
Эффективность традиционного механизма проявляется тогда, когда человек знает, «как надо», «что надо», но это его знание противоречит традициям ближайшего окружения. В таком случае оказывается прав французский мыслитель XVII в. Мишель Монтень, который писал: «Мы можем сколько угодно твердить свое, а обычай и общепринятые житейские правила тащат нас за собой».
Кроме того, эффективность традиционного механизма проявляется в том, что те или иные элементы социального опыта, усвоенные, к примеру, в детстве, но впоследствии невостребованные или блокированные в силу изменившихся условий жизни (например, переезд из села в большой город), могут «всплыть» в поведении человека при очередном изменении жизненных условий или на последующих возрастных этапах.
Институциональный механизм социализации, как следует уже из самого названия, функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, религиозные, клубные и другие структуры, а также средства массовой коммуникации).
В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм.
Надо иметь в виду, что такие средства массовой коммуникации, как социальный институт (печать, радио, кино, телевидение), влияют на социализацию человека не только с помощью трансляции определенной информации, но и через представление определенных образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач.
Эффективность этого влияния, как тонко подметил еще в XVIII в. реформатор западноевропейского балета французский балетмейстер Ж.Ж. Новер, определяется следующим: «…поскольку страсти, испытываемые героями, отличаются большей силой и определенностью, нежели страсти людей обыкновенных, им легче и подражать».
Люди в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями склонны идентифицировать себя с теми или иными героями, воспринимая при этом свойственные им образцы поведения, стиль жизни и т.д. Таким образом, в русле институционального механизма действуют все названные ранее психологические механизмы социализации.
Стилизованный механизм социализации проявляет себя в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается комплекс морально-психологических и поведенческих черт, типичных для людей определенного возраста либо определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной, социальной, этноконфессиональной группы.
Но субкультура влияет на социализацию человека в той мере, в какой являющиеся ее носителями члены группы (сверстники, коллеги и пр.) референтны (значимы) для него. То есть в русле стилизованного механизма действуют в первую очередь подражание и идентификация.
Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека со значимыми для него лицами. В его основе лежит психологический механизм идентификации. Значимыми лицами могут стать родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола и др.
Естественно, что значимые лица могут быть членами тех или иных организаций и групп, с которыми человек взаимодействует, а если это сверстники, то они могут быть и носителями возрастной субкультуры. Но нередки случаи, когда общение со значимыми лицами в группах и в организациях оказывает на человека влияние, не идентичное тому, какое оказывает на него сама группа или организация. Поэтому целесообразно выделять межличностный механизм социализации как специфический.
Социализация человека происходит с помощью всех названных выше механизмов. Однако у различных половозрастных и социально-культурных групп, у конкретных людей соотношение роли механизмов социализации различно, и порой существенно.
Так, в условиях села, малого города, поселка, а также в малообразованных семьях в больших городах значительную роль может играть традиционный механизм. В условиях крупного города особенно явно действуют институциональный и стилизованный механизмы. Для людей явно интровертированного типа (т.е. обращенных внутрь себя, повышенно тревожных, самокритичных) важнейшим может стать рефлексивный механизм.
Те или иные механизмы играют различную роль в тех или иных сферах социализации. Так, если речь идет о сфере досуга, о следовании моде, то ведущим часто является стилизованный механизм, а стиль жизни нередко формируется с помощью как традиционного, так и стилизованного механизмов.
|
|
Принудительная социализация как механизм распространения | Глобализация детства: международное распространение норм и законов против детской смертной казни
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicГлобализация детства: международное распространение норм и законов против детской смертной казниСравнительная политикаМеждународные отношенияOxford Scholarship OnlineBooksJournals Мобильный телефон Введите поисковый запрос
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicГлобализация детства: международное распространение норм и законов против детской смертной казниСравнительная политикаМеждународные отношенияOxford Scholarship OnlineBooksJournals Введите поисковый запрос
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Фейсбук
- Твиттер
- Электронная почта
Укажите
Линде, Робин, «Принудительная социализация как механизм распространения», . 2016), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780190601379.003.0004, по состоянию на 6 июня 2023 г.Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
ЗакрытьФильтр поиска панели навигации Oxford AcademicГлобализация детства: международное распространение норм и законов против детской смертной казниСравнительная политикаМеждународные отношенияOxford Scholarship OnlineBooksJournals Мобильный телефон Введите поисковый запрос
ЗакрытьФильтр поиска панели навигации Oxford AcademicГлобализация детства: международное распространение норм и законов против детской смертной казниСравнительная политикаМеждународные отношенияOxford Scholarship OnlineBooksJournals Введите поисковый запрос
Advanced Search
Abstract
На примере четырех бывших колоний — Алжира, Кении, Танганьики/Танзании и Туниса — и двух дополнительных государств — Эфиопии и Японии — в этой главе рассматриваются два типа распространения норм. Это добровольное распространение , которое происходит потому, что государства охотно привлекают иностранных юристов для создания новой правовой системы или моделирования своей правовой системы по образцу иностранной правовой системы; и
Ключевые слова: Алжир, Кения, Танзания, Тунис, Эфиопия, Япония, распространение норм, принудительная социализация, добровольное распространение, детская смертная казнь
Предмет
Сравнительная политикаМеждународные отношенияКоллекция: Оксфордская стипендия онлайн
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступомПолучить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Нажмите Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа в систему.
- При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов учреждения
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.
Покупка
Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.
Информация о покупкеЗначение для администрации», Джим Л. Кульманн
Первый советник
Джон Ф. Хефлин
Дата публикации
1988
Тип документа
Диссертация
Название степени
Доктор педагогических наук (Ed.D.) Лидерство в образовании
Факультет
Лидерство и политика в области образования
Язык
Английский
Предметы
Преподаватели первого курса, Профессиональная социализация, Стажеры (Образование)
DOI
10.15760/etd.1399
Физическое описание
4, v, 265 л.: ил. 28 см.
Abstract
Компетенции и потребности тех, кто начинает работать учителем, стали предметом публичных дебатов после выхода книги «Нация в опасности». Впоследствии во многих всесторонних и сравнительных обзорах была документально подтверждена социализация тех, кто вступает в профессию учителя, особенно учителей-студентов и учителей-первокурсников. Проблемы начинающих учителей породили заботы о выживании и эгоцентризме. Были разработаны стажировки и вводные программы, чтобы облегчить социализацию начинающих учителей и решить эти проблемы. По мере разработки стажировок и внедрения вводных программ необходимы описательные полевые исследования, изучающие процессы социализации начинающих учителей. В частности, необходимы исследования, изучающие социализацию учителей-первокурсников, подготовленных в совместных полевых программах. Это исследование было разработано для документирования и анализа педагогического опыта четырех учителей-первокурсников, прошедших расширенную стажировку на местах – CPEP (совместная программа профессионального образования). Этот педагогический опыт был задокументирован с точки зрения концептуальной основы, основанной на теории социализации, теории профессиональной социализации и исследованиях социализации учителей. Три вопроса были разработаны, чтобы направлять это исследование процесса социализации учителей: 1) Каковы структуры и процессы социализации, формальные и неформальные, которые сформировали восприятие учителями их первого года преподавания? 2) Как учителя воспринимают возникающие проблемы и какие корректировки вносятся? 3) Какие общие опасения разделяют эти начинающие учителя? Концептуальная основа, теория социализации в сочетании со сравнительным дизайном тематического исследования использовались для сбора, организации и интерпретации данных. Источники данных включали интервью, анкеты, наблюдения, видеозаписи и журналы. Эти многочисленные источники данных предоставили доказательства факторов, которые объясняют введение начинающих учителей в профессию учителя, опыт преподавания с точки зрения теории социализации учителей и исследований, а также взаимосвязь между социализацией учителей и теорией профессиональной социализации. Ответы на вопросы исследования следующие: во-первых, несколько важных контекстуальных факторов сформировали восприятие преподавания учителями-первокурсниками: организационный характер школ, физические требования, необходимые для поддержания уровня энергии для обучения, и нехватка времени. для планирования. Влияние основного агента социализации каждого учителя, учителя-наставника стажировки, выражалось в процессе коллегиального подражания. Их ученики и учителя в других школах также были влиятельными агентами общения. Поведенческие результаты учителей постоянно сосредоточены на вопросах, связанных с эффективностью и организацией. Второй. наиболее значительными проблемами, которые ощущал сам, были нехватка времени на планирование и динамика работы с другими сотрудниками. Хотя эти начинающие учителя становились все более самокритичными в отношении последствий своего обучения, они сохраняли уверенность и компетентность. В-третьих, опросник «Этапы беспокойства», проведенный среди учителей, выявил относительно высокую интенсивность беспокойства, ориентированного на учащихся (задача) и на учителя (воздействие). Их наиболее распространенные опасения включали переориентацию их обучения и выявление последствий их обучения. Хотя институциональные требования повлияли на приспособление учителей к нормам и ценностям профессии и к школе как социальной организации, учителя также играли активную роль в этом процессе социализации. На учителей повлияли институциональные нормы, но они также создали новые роли и нормы. Следовательно, их социализация была динамичным и интерактивным процессом. Переменные профессиональной социализации, которые связывали социализацию учителя с теорией профессиональной социализации, включали обучение, формальные и неформальные механизмы контроля и этапы социализации.